Он трижды герой ссср в паре с дмитрием титаренко 19 февраля 1945 года

Верно, званием «Герой Советского Союза». А спустя 31 год после войны появился еще один знак героизма: с Героями Советского Союза уравняли полных кавалеров ордена Славы, то есть удостоенных всех трех степеней этой награды.

Александр Покрышкин: трижды Герой СССР

Ануар, 19 февраля Дмитрию Титаренко и мне довелось встретиться с немецко-фашистским реактивным самолетом. Из боевого вылета возвращаются лётчики-истребители второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка. Нет только её командира — Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». Верно, званием «Герой Советского Союза». А спустя 31 год после войны появился еще один знак героизма: с Героями Советского Союза уравняли полных кавалеров ордена Славы, то есть удостоенных всех трех степеней этой награды. Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями.

Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского

самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. "6 июля 1941 года лётчик 19-го ИАП лейтенант Д. С. Титаренко сбил на подступах к Ленинграду бомбардировщик Ju-88, а свой получивший повреждения самолёт благополучно посадил на аэродром". Генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза б. 1980 г. В 1978 году он переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.

Николай Стариков

Летчик несколько раз был близок к гибели. Однажды пуля прошла через его сиденье, повредила плечевой ремень, срикошетила и рассекла кожу на подбородке. К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне—декабре 1941 года сбил два немецких самолета лично и один в группе. За апрель 1943 года во время боев на Кубани Александр Покрышкин сбил 10 немецких самолетов. Второй медали «Золотая Звезда» Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. Официальный личный счет Александра Покрышкина за годы войны: 650 вылетов, 156 воздушных боев, 59 сбитых вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Это второй результат среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. На первом месте другой легендарный советский пилот - Иван Кожедуб, сбивший 62 самолета врага. Александр Покрышкин - участник парада Победы 24 июня 1945 года, был знаменосцем фронта.

В ходе «свободной охоты» первую атаку по противнику совершил ведомый Титаренко, хоть это было и не по правилам его полка. Но промахнулся. После чего фашистского «стервятника» сбил именно Иван Кожедуб — трижды Герой Советского Союза и поистине бесстрашный ас военной авиации!

И вдруг Быков подходит и говорит он медленно говорил : «Читай сценарий, переодевайся, сбрасывай с погон одну звёздочку, заштукатурься и через 15 минут — на площадку. Играешь Смуглянку». У меня подкосились ноги, и я… залёг в пшеницу фильм снимался под Черниговом. Там через час и нашёл меня Талашко… — Сергей Подгорный [12] 20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча.

Ленинградский актёр был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нём не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актёра, участника Великой Отечественной, кавалера трёх орденов. Другая проблема возникла с Анатолием Матешко , исполнителем одной из ключевых ролей фильма — Смуглянки. За месяц до начала съёмок студия заняла Матешко в другом фильме [К 2] [13]. Леонид Быков в срочном порядке отобрал Сергея Подгорного из группы студентов-первокурсников Киевского театрального института [5]. Образ оказался настолько точным, что после выхода фильма Подгорного разыскала мать настоящего Виктора Щевронка и поблагодарила словами: «Спасибо, Витя» [14]. По изначальному замыслу Быкова роль Скворцова должен был исполнять Леонид Филатов. Владимир Талашко , в итоге исполнивший роль ведомого Титаренко, позже сказал, что если это и было так, то Быков о таких подробностях умолчал, чтобы не ранить коллегу. По словам Талашко, хотя иногда в кино срабатывали знакомства, связи и учитывалась степень популярности артиста, у Быкова был один критерий: подходит или нет.

Даже Смирнов, которого он так отстаивал, проходил пробы наравне со всеми [15]. Роль Скворцова Талашко называет самой значимой в своей жизни [16]. На роль «Кузнечика» Быков планировал пригласить Владимира Конкина [17]. Быков сообщил Конкину, что у того есть комедийный талант, и дал прочесть сценарий. Конкин согласился на роль Кузнечика, но в тот период он был занят в фильме « Как закалялась сталь » Николая Мащенко , и режиссёр не отпустил его на съёмки к Быкову [18] [19]. В этом плане больше повезло Рустаму Сагдуллаеву , который одновременно снимался в фильме « Мой добрый человек » [20] , для чего актёру приходилось постоянно летать в Ташкент , где проходили съёмки. Кстати, по этой же причине Ромео проводит большую часть фильма в шлемофоне или пилотке, чтобы его длинные волосы, нужные для другой роли, не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной войны [21]. Фильм стал кинодебютом Евгении Симоновой и одной из самых известных её ролей: трогательный образ молодой лётчицы Маши запомнился многим зрителям [22]. На тот момент Симонова была совсем юной 18 лет студенткой второго курса Щукинского училища , и на площадке коллеги относились к ней с большой нежностью [15].

Сама актриса впоследствии называла работу с Леонидом Быковым «потрясающим подарком судьбы» [22] , а его самого — своим «крёстным отцом в кино» [23]. Реквизит из фильма в музее истории города Краматорска. Не сохранилось ни одного истребителя Ла-5ФН , на котором воевали лётчики 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Пригодный к полётам По-2 так с 1944 года назывался У-2 обнаружить удалось лишь в Польше. Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин , который в своё время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съёмок настоящие самолёты времен войны, но маршал поначалу отнёсся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне. Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съёмочной группе сразу пять самолётов: четыре спортивно-пилотажных самолёта Як-18П и чехословацкий спортивно-пилотажный Zlin Z-326 «Акробат», внешне очень отдалённо похожий на немецкий Me-109 хотя роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, «сыграл» планер КАИ-12 «Приморец». Машины доставили на киевский аэродром «Чайка» , где их перекрасили и придали им вид истребителей Ла-5 [5] впрочем, из диалогов в фильме вытекает, что лётчики полка дерутся на истребителях « Як ».

Для этого у Як-18П пришлось снять переднюю стойку шасси и приделать хвостовое колесо. Для создания задней центровки фюзеляж загрузили балластом — мешками с песком. По-2 съёмочной группе выделил начальник Военно-воздушной академии им. Гагарина , маршал авиации Сергей Руденко. При академии был создан музей - выставка авиационной техники ВВС ныне — Центральный музей Воздушно-Космических Сил Российской Федерации и Руденко — в нарушение всех инструкций, на свой страх и риск — одолжил биплан для съёмок [4]. Съёмки фильма начались 22 мая 1973 года в павильоне студии Довженко в декорациях « блиндаж КП » и «блиндаж комбата », после чего переместились на натуру. В конце мая начались съёмки сцен воздушных боёв. По воспоминаниям оператора Виталя Кондратьева, для удобства воздушных съёмок он придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полёта данные воспоминания, однако, вызывают, мягко говоря, очень большие сомнения, поскольку на Як-18П второй кабины просто нет — это одноместный самолёт.

Детство и юность 8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины. В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение. К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка — Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего. В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора. Военная служба В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте ныне Шымкент. Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте. Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось. Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи. Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета. Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство.

Ас страны Советов. Трудная жизнь легендарного Ивана Кожедуба

Иван Кожедуб – трижды Герой Советского Союза. Первую Звезду Героя он получил 4 февраля 1944 года за 20 сбитых самолетов в 146 вылетах, вторую – 19 августа 1944 года (48 сбитых в 256 вылетах). Третью, уже после войны, 18 августа 1945 года. Прославленный советский летчик-истребитель, новатор в тактике ведения воздушного боя, единственный трижды Герой СССР в годы войны, Маршал авиации Советского Союза. Сегодня отмечается 110-я годовщина со дня рождения этого известного авиатора. уже трижды Герой Советского Союза - служит в Московском военном округе, а командует авиацией округа Василий Сталин.

Кожедуб Иван Никитович. Подвиг кратко

На его боевом счету было более двух десятков сбитых фашистских самолетов. Поселился Куманичкин вместе со мной и Титаренко и первый же вечер рассказал о боях, в которых принимал участие. Вспомнили мы сражение на Курской дуге, где воевали по соседству. И, как это бывало на фронте, мы сразу подружились. На следующий день Александр умело и интересно провел занятия с летным составом, еще и еще раз напомнив всем нам о том, что воздушному охотнику необходима отличная штурманская подготовка.

В воздухе надо все время отдавать себе отчет в том, где находишься. Бить врага по-гвардейски! Ясным сентябрьским утром аэродром облетела новость: приедет член Военного Совета нашей воздушной армии генерал Виноградов и вручит полку гвардейское знамя. По эскадрильям прошли короткие митинги.

Говорили о Советской гвардии, рожденной в ожесточенных боях под Москвой осенью 1941 года, о подвигах гвардейцев, о том, к чему гвардейское знамя нас обязывает. Весь личный состав здесь, в полевых условиях, старательно готовился к встрече со знаменем. Каждому хотелось встать в строй аккуратным, подтянутым — по-праздничному. И вот все готово.

Настроение у всех торжественное. Чупиков построил полк невдалеке от КП, перед самолетами, рассредоточенными по полю. Назначена знаменосная группа во главе с начальником штаба: летчики Азаров и Титаренко — ассистенты, я — знаменосец. Мы заняли свое место на правом фланге строя.

По приказу командира встречаю генерала у КП. Он держит в руках знамя, завернутое в чехол защитного цвета. Наш командир отдает генералу рапорт. Потом становится очень тихо.

И вот чехол со знамени снят. Развернулось алое шелковое [354] полотнище с портретом Владимира Ильича Ленина и надписью, вышитой золотом: «За нашу Советскую Родину». На другой стороне полотнища, колыхавшегося на ветру, виднелся номер нашего гвардейского полка, тоже вышитый золотом. В торжественной тишине раздался голос генерала, прочитавшего Указ о присвоении полку звания Гвардейского.

Сердечно поздравив нас, он пожелал нам высоко держать честь гвардейцев. Командир принял знамя и благоговейно поцеловал его, опустившись на одно колено. Громко, прочувствованно сказал, что мы будем как зеницу ока хранить гвардейское знамя — символ чести, доблести, героизма, пронесем его сквозь бои до полного разгрома врага. Он передал мне знамя.

И знаменосная группа прошла перед всем строем. Каждая эскадрилья встречала знамя ликующим «ура». Оно перекатывалось от эскадрильи к эскадрилье, и у меня мурашки по спине бежали, сжимало горло от волнения. Да, это были прекрасные минуты.

Мы почувствовали еще большее единение, знамя нас сплотило еще крепче. Готовы были выполнить любой приказ Родины. С того дня гвардейское знамя нашего полка хранилось на замаскированном КП день и ночь под охраной часового. Рано утром меня вызвал командир.

Он сообщил, что по приказу командующего ВВС главного маршала авиации А. Новикова из нашего полка на Третий Прибалтийский фронт направляется на усиление десятка самолетов для борьбы с вражескими охотниками. На подготовку дано два часа. Воздушная обстановка там сложная, и срочно потребовалось усиление, — сказал полковник.

Чупиков смотрит на меня с понимающей улыбкой. Я к ним как-то больше присмотрелся. И добавил: — Вам предстоит сложный перелет: сразу вступите в бой. Хорошенько [355] разберитесь в обстановке.

Не подкачайте... С вами пойдет самолет «ЛИ-2» с техниками. А чтобы веселее было, можете взять с собой Зорьку. Собираю летчиков.

И пока техники готовят машины, наносим на карту маршрут перелета в 14-ю воздушную армию. Знакомимся с метеорологической обстановкой на маршруте, подробно изучаем районы предстоящих действий. Из сводок нам было известно об обстановке, сложившейся в Прибалтике. Противник там упорно сопротивлялся.

К тому же успешному продвижению наших наземных войск мешали озера, болота, леса, действиям авиации — вражеские охотники. Майор Филиппов просил командира части разрешить ему полететь с нами, но Чупиков отказал наотрез: — Вам, товарищ майор, надо пройти школу боев в менее напряженной обстановке. Не до стажировки там будет. Да и ваша командировка истекает.

Очень просился в нашу группу и Давид Хайт. Но места в самолете не оказалось. Давид не отходил от меня. Чувствую, он очень взволнован, хочет что-то сказать.

Вы будете участвовать в освобождении моих родных мест, Риги. А я все время буду думать о вас. Накажите фашистов, товарищ капитан! Все готово к вылету.

Прощаемся с товарищами. Замполит нас напутствует: — Бейте врага по-гвардейски! На усилении Приземляемся на фронтовой аэродром восточнее Валга, на границе Эстонии и Латвии, в разгар боевого дня. Почти все «ЯКи» на задании.

Но, как водится, все, кто оставался на аэродроме — и летчики и техники, — сбежались нас встречать. Первым, кого я увидел, был капитан Зимин. У него на груди [356] два ордена Красного Знамени. Я ему очень обрадовался — знал его давно: он был инструктором нашего училища, когда я еще был курсантом.

Летчики рассказали, что на этом участке Третьего Прибалтийского фронта, на Рижском направлении, идут сильные бои и на земле и в воздухе. Они вылетали на прикрытие наших войск в район Даксты, вели бои над переправами через реку Седа. Это матерые волки, и они нам очень мешают. В район прикрытия парами прилетают: сначала одна, за ней — другая, третья.

Атакуют внезапно со стороны солнца, стараются сковать боем нашу группу.. А нам в бон вступать нельзя: того и гляди, бомбардировщики нагрянут. В это время приземлился наш «ЛИ-2», зарулил на стоянку. А немного погодя под дружный смех летчиков вокруг самолета уже кубарем катался, приветствуя землю, наш взъерошенный, ошалевший от перелета медвежонок.

Прибыл офицер, который отвез меня на автомашине на КП воздушной армии. Меня дружески встретил командующий 14-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Петр Иванович Журавлев: — Рад вам. Как долетели? Все здоровы?

Командующий продолжал: — Задачу вы, вероятно, получили на месте? Ознакомьтесь с наземной и особенно воздушной обстановкой. Изучите тактику немцев. Завтра с утра начинайте полеты для ознакомления с районом боевых действий.

А может быть, и сразу драться придется. Пожелав всей нашей группе успехов, командующий вызвал начальника разведки, который подробно ознакомил меня с воздушной и наземной обстановкой, с тактикой фашистских асов и авиации в целом в полосе действий воздушной армии. Первый вылет был безуспешен. В паре с Титаренко я пересек линию фронта.

Мы зашли «на солнце». Под нами тонкий слой облаков. Пробиваем его. Ищем фашистские самолеты.

Ходим на разных высотах, курсах, залетаем в район немецкого аэродрома. Он хорошо замаскирован. Попытка прощупать огнем вызвала ответный огонь зенитной артиллерии. Приблизились к району наших переправ.

Зенитки и тут открыли огонь. Раз стреляют — значит, противник наготове. Пробыли мы над территорией, оккупированной немцами, почти час и вернулись «пустыми». Но вылет даром не пропал: изучили район, запомнили характерные ориентиры.

В тот день все летчики группы вылетали безуспешно и докладывали о сильном зенитном обстреле. На этом участке противник всеми силами старался удержаться на оборонительных рубежах, подготовленных заранее. Мы стали вылетать на охоту по нескольку раз в день. На большой высоте пересекали линию фронта.

Через дымку видны были разрывы на земле. Мы усиленно искали воздушного противника. Бывали и над Ригой. Летая над ней, я всегда вспоминал Давида.

Как-то днем Титаренко и я парой на большой высоте направлялись к переправам. Вдруг в наушниках раздался голос Зимина—ведущего восьмерки «ЯКов». На группу над переправой напало три пары фашистских охотников — «фокке-вульфы». На высоте 3500 метров идет бой.

Быстрее на выручку! На предельной скорости приближаемся к району боя. У восьмерки «ЯКов» — преимущество в количестве, а у фашистов — в высоте. Враг старается оттянуть наших летчиков от переправ, нанести им поражение.

С ходу сверху со стороны солнца атакую ведущего верхней пары охотников. Титаренко стремительно атакует ведомого. Молниеносная атака нашей пары, очевидно, ошеломила гитлеровских асов. С ходу сбить не удалось, но противник сразу покинул поле боя.

Основная задача выполнена: отогнали охотников. И «ЯКи» нанесли удар по бомбардировщикам. Как-то Титаренко прихворнул. И я взял в напарники молодого способного летчика Шарапова: он прекрасно держался в паре.

Восемь «фокке-вульфов» с бомбами направляются к переправам через реку Седа, в районе Даксты. Больше самолетов не видно. Захожу в хвост вражеской группы. Немцы держатся самоуверенно и, словно не замечая нас, спокойно продолжают полет.

По нас открыли огонь зенитчики. Вплотную , пристраиваюсь к крайнему самолету. Открываю огонь. Летчик выбросился с парашютом.

Остальные разворачиваются. Тут же беспорядочно бросают бомбы в расположение своих войск, пикируют и на малой высоте, маскируясь на фоне местности, скрываются. Гнаться за ними не стоит — внизу много зениток, да и надо оценить воздушную обстановку. Увлекаться нельзя.

Набираю высоту. Где же мой ведомый? Сзади разрывы зенитных снарядов. Неужели Шарапова сбили?

Вызываю его по радио. Ответа нет. В это время в воздухе появляется еще шестерка «фокке-вульфов», тоже с бомбами. Она держит направление к переправам.

Без боя не уйду. Захожу сзади сверху со стороны солнца. Ведущий, очевидно, заметил меня. Бросает бомбу и пытается набрать высоту.

Настигаю его, открываю огонь, и вражеский самолет падает вниз. Летчик прыгает с парашютом. Немецкая пятерка, тоже пикированием, уходит на запад. Пытаюсь связаться с Шараповым по радио.

Ищу его и вижу еще две пары «фокке-вульфов» без бомб. Летят на повышенной скорости. Ясно — это охотники, вызванные по радио. У меня преимущество в высоте.

Решаю вступить с ними в бой. Один охотник — наверное, ведущий — особенно напорист. Пока я вел бой с тройкой, он отошел в сторону и начал набирать высоту. Хочется ему ударить сверху.

Я заметил уловку фашиста, ринулся на него и открыл огонь. Сбить его не удалось, но, очевидно, ему крепко досталось. Он со снижением ушел в направлении к Риге. Вражеская тройка заметалась.

Но вот самолеты построились в оборонительный круг и начали оттягиваться к Валмиера — тоже в направлении к Риге. Преследовать врага не было смысла. В последний раз запросив Шарапова по радио и снова не получив ответа, я направился [359] на аэродром, с тревогой думая о ведомом и все же надеясь, что он вернется. К вечеру летчики группы доложили об успешном выполнении задания.

В тот день было сбито несколько самолетов. До позднего вечера я разбирал и изучал с летчиками группы действия вражеской авиации и зенитной артиллерии на этом участке. Несколько дней мы ждали сведений о Шарапове, но никаких известий о нем не было. И мы потеряли надежду на его возвращение.

К нашей великой радости, он вернулся в полк — вернулся, когда мы были уже под Берлином. Оказалось, его самолет действительно сбили зенитки, и наш боевой товарищ попал в плен, в концлагерь. Много ему пришлось выстрадать. Титаренко еще чувствовал себя неважно и вылететь на задание не мог.

Командир эскадрильи Баклан, как всегда, вылетел со своим напарником Митей Нечаевым, а я — с заместителем комэска Иваном Щербаковым. На фронте он недавно. До этого, как я, был инструктором авиационного училища, подготовил не один десяток летчиков. Это отличный пилот.

Но мне говорили, что в бою он горячится: чуть завидит противника — очертя голову бросается в атаку. Особенно большого значения этим словам я не придал. Как всегда, обо всем договорились на земле. Перед вылетом напомнил об осмотрительности, о соблюдении дисциплины строя.

Пересекаем линию фронта южнее озера Выртсьярв — это характерный ориентир. Устремились на юго-запад, к Риге. Замечаю впереди ниже нас пару «фоккеров». Летят в направлении Валги.

Под углом иду вдоль шоссейной дороги Рига — Валга. Щербаков, находясь в боевом порядке левее меня, оказался ближе к противнику. И не успел я оценить обстановку, как в наушниках шлемофона услышал его голос: — Прикрой! Я атакую!

Нарушив дисциплину, он ринулся на противника. Один самолет упал. Но в этот миг Щербакова со стороны солнца атаковала пара, летевшая вслед за первой. Ведущий вот-вот откроет огонь, пристраиваясь к хвосту его самолета.

Передаю по радио: — Щерба, сзади противник! Иду наперерез охотникам. С первой очереди сбиваю ведущего. В это время на меня сверху «навалилась» третья пара.

Завязываю с ней бой. Туго нам пришлось — у противника было не только численное преимущество, но и преимущество в высоте. Одержали мы победу над тремя парами фашистских асов только благодаря хорошей технике пилотирования, самообладанию, отличным качествам наших самолетов. На аэродроме я по всем правилам отчитал своего напарника, хотя он и сбил самолет.

После он держался хорошо и действовал точно. В тот день, как всегда, хорошо дрались пары комэска Баклана и Нечаева, Александрюка и Васько. И я не раз ставил в пример другим спаянность и согласованность их действий. На поврежденном самолете Дмитрий Титаренко и я возвращались с задания.

Неудачная у нас выдалась охота. Мы летали к Риге, но ни одного самолета не встретили. Досадно было возвращаться на аэродром «без добычи». Горючее оставалось, можно было еще поохотиться, и я решил повернуть к озеру Выртсьярв, поискать противника вдоль линии фронта.

Летим на высоте 5000—5100 метров. Противника нет. Вокруг — удивительное спокойствие. Видимость отличная.

Сбоку от нас солнце спускается к горизонту, словно вот-вот погрузится в залив. Зрелище так эффектно, что хочется переброситься словом с Титаренко, благо полет подходит к концу: — Смотри, Дима, какая красота! Перекидываю взгляд вперед, на озеро. И вижу: навстречу, метров на 500 ниже нас, летит двухкилевой самолет.

Судя по очертаниям — наш бомбардировщик «Петляков». Да и судя по поведению — наш: спешит к нам. Может, за ним гонится противник — ведь такие случаи бывали. Всматриваюсь в даль: нет, никто его не преследует.

Перевожу взгляд на самолет. В эту секунду он резко изменил курс и, будто проваливаясь, стал снижаться, увеличивая скорость, и уходить в направлении к Рижскому заливу. Теперь отчетливо [361] виден его тупой нос и черные кресты. Да это «дорнье»!

Немецкий разведчик! Очевидно, у него было задание сфотографировать линию фронта, но экипаж заметил нас и предпочел повернуть восвояси. Задание сорвано — это хорошо. Но врага надо догнать и уничтожить.

Прикидываю: бензина должно хватить. Резко разворачиваюсь. Ведомый не отстает. Преследуем врага.

Разведчик продолжает снижаться. Вот высота уже около 1000 метров. Скорость нашего полета превышает предельную. Расстояние между нами и разведчиком быстро сокращается.

Впереди — Рижский залив. Всматриваюсь: истребителей противника нет. Даю команду товарищу: — Атакую! Подлетаю к разведчику почти вплотную.

Стрелки открывают сильный огонь. Трассы осыпают мой самолет.

За ним на своих Ла-7 «охотились» в паре Кожедуб и Титаренко. В ходе «свободной охоты» первую атаку по противнику совершил ведомый Титаренко, хоть это было и не по правилам его полка. Но промахнулся.

А тут первый его хоть и в соавторстве сценарий. И снимать фильм он хотел непременно сам... Тогда начинающий режиссер пошел на хитрость. Во время гастролей по воинским частям в разных уголках Союза начал читать отрывки из сценария кадровым военным, бывшим фронтовикам. Их отзывы убеждали: фильм нужен!

Судьбу сценария решило письмо начштаба одной из частей, отправленное на киностудию: мол, это честный рассказ о людях, которые добыли победу в войне. И в феврале 1973-го началась подготовка к съемкам. Как появилась идея В основу фильма легла история 2-й эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Летом 1943-го она воевала над Донбассом - в родных для самого Леонида Быкова местах. Актер родился недалеко от Славянска, детство прошло в Краматорске. Командовал эскадрильей 22-летний гвардии капитан Иван Лавейкин. Лавейкина называют одним из прототипов капитана Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро, которого сыграл Быков. Иван Лавейкин. Один из прототипов главного героя. Фото: Wikimedia Commons - Именно «одним из»!

Был среди них и Леонид Быков. С киношниками тесно общался Виталий Попков. Виталий Попков. Фото: Wikimedia Commons В 1943-м будущий дважды Герой Советского Союза сержант Попков служил в эскадрилье Лавейкина, был его ведомым так называют летчика, который во время боевых вылетов страхует ведущего - командира. Александр Покрышкин. Фото: Wikimedia Commons - Виталий Иванович во время той встречи вспоминал боевые годы, рассказывал, как воевали, как летали, смешные случаи. Тогда у Быкова и возникла идея сделать фильм про военных летчиков. Но капитан Титаренко - собирательный образ. Это и Виталий Попков, и мой отец. Александр Покрышкин тоже считал, что герой фильма многое взял от него.

Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит! Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы.

Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал. Все видели, — говорили лётчики после возвращения на свой аэродром. И спорить с ним было невозможно: он упрямо стоял на своём. Как и многие другие наши лётчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками.

Вот один из примеров классической групповой победы, приведённый в его книге «Верность Отчизне»: «…Август 1943 года. Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолётов. Наша десятка поднимается в воздух. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju-87, идущих в сопровождении Ме-109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем «Юнкерсы». Захожу одному из них в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю… Вскоре «Юнкерсы» улетают, но приближанется новая группа — около 20 бомбардировщиков Не-111.

В паре с Мухиным атакуем неприятеля. Передаю ведомому: — Берём к клещи крайнего, — с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую — Огонь! Заработали наши пушки. Самолёт врага загорелся, начал быстро падать, оставляя за собой шлейф дыма…» По возвращении на аэродром, этот самолёт был записан на счёт Василия Мухина.

И таких вот «подачек» в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолётов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету. Вызывают интерес и строки из книги «Асы против асов» Издательский дом «Вече», 2007 год О. Смыслова автора ещё одной известной книги — «Василий Сталин. Портрет без ретуши». Говоря о Кожедубе он, в частности, пишет: «За период участия в войне Иван Никитович сменил 6 истребителей, записав на свой счёт 62 официальные победы из них только Ме-109 — 17, ФВ-190 — 21 и Ю-87 — 15 , не считая 29 групповых«.

Личных побед, как выясняется теперь, у Кожедуба было несколько больше: М. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 64 лично сбитых самолёта. Что касается групповых побед, то вопрос остаётся открытым. Больше подобной информации я нигде не встречал. К 64 немецким самолётам, сбитым И. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить, ещё как минимум, и 2 американских истребителя, уничтоженных им в самом конце войны.

В апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошёл в сторону наших войск пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего — тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звёзды на незнакомых машинах — это были «Мустанги». Благодаря командиру полка П.

Чупикову всё обошлось… К сожалению, этот бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками в годы Второй Мировой войны… После войны Гвардии майор И. Кожедуб продолжил службу в 176-м ГвИАП. В конце 1945 года прославленный истребитель начал семейную жизнь — в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «адъютантом и помощником». В 1949 году Иван Никитович заканчивает Военно — Воздушную академию, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток.

Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в ещё одной — Корейской войне. С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз разумеется неофициально , Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух… Но опасность подстерегала лётчика не только в небе: зимой 1951 года он едва не был отравлен поваром: войну вели разными методами. Во время своей командировки Гвардии полковник И.

Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении ВВС КНР. С энтузиазмом взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За короткий срок были получены и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался лишь быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал — майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в «караван — сарае» — старой даче. Через год он был направлен на учёбу в академию Генерального штаба.

Часть курса прошёл экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий. После окончания академии Кожедуб назначается Первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 год он был Первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сразу… Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким уровнем аварийности, и сам он как лётчик не имел аварий, хотя «нештатные ситуации», конечно, случались. Так, в 1966 году, во время полёта на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со стаей грачей; одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель.

Для посадки машины потребовалось всё его лётное мастерство. С должности командующего ВВС Московского военного округа Кожедуб вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведён почти 20 лет назад. Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации. Всё это время Кожедуб безропотно вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем.

А каких сил стоили сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, интервью, автографов… Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам. Первое боевое «крещение». В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей.

Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом.

Презентация на тему Герои Великой Отечественной войны – Герои Советского Союза

Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных. Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны : кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника. Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами. В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт.

Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились. В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено. В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета. Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами.

Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину". Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии. Правда, это был ЦК сталинского призыва, и если бы Сталин обладал чувством юмора, он бы заодно, по примеру Калигулы, мог бы ввести в Центральный Комитет и буденновского коня. Но Сталин чувством юмора не обладал.

И как видим С. Будённый третью медаль получил в 1968г. Давно обещанный пост я должен был выложить еще к 8 мая... Здесь необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, формально он был награжден к 60-летию со дня рождения, чего Положение о звании Героя Советского Союза не предусматривало. Покрышкин Александр Иванович 6 марта 1913 - 13 ноября 1985 1-я звезда - Указ от 24. Кожедуб Иван Никитович 8 июня 1920 - 8 августа 1991 1-я звезда - Указ от 04. И почему прославленный ас, лично сбивший 57 самолетов противника и 4 в группе , будучи представленным к высокой награде, вызванный с фронта в Москву для ее получения - ее так и не получил? А прославленные Иван Кожедуб и Александр Покрышкин смогли превзойти его достижение в 57 сбитых лично самолетов в 69-ти боевых вылетах!

Покрышкин свой 59-й сбил уже после объявления капитуляции, 8 мая 1945-го. А сам Гулаев более с августа 1944-го начала сентября более не летал. Всему виной людская зависть и серые тыловые ресторанные мыши в шинелях... Кто там в наградном отделе мух не ловит? Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг. Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Лётчики в СССР в 1930-х годах были в особом почёте.

Окончив военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС. Свою боевую деятельность лейтенант Д. Титоренко начал в 1939 году, участвуя в походе Советских войск в Западную Украину и Белоруссию. С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне. Выполнил 79 боевых вылетов. С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Ленинградом в составе 19-го Краснознамённого истребительного авиационного полка. В 12 часов 41 минуту над Ленинградом на высоте 6000 метров старший лейтенант С. Тютюнников из 19-го ИАП перехватил и атаковал самолёт "Бленхейм", преследовал его до озера Лубенское, где у самолёта противника, по донесению советского лётчика, отвалилась плоскость и он упал. Данилов засчитал старшему лейтенанту победу, полагая, что место падения самолёта болотистое и труднодоступное... Таким образом, реально эта победа не состоялась. В 18 часов 58 минут лейтенант Д. Титоренко, вылетевший с аэродрома Горелово, в районе посёлка Беззаботное произвёл 2 атаки по летевшему на высоте 4500 метров "Юнкерсу"; у немецкого разведчика отвалилась консоль левой плоскости, он перешёл в спираль и, разламываясь в воздухе, упал. Три члена экипажа выпрыгнули с парашютами, но у стрелка купол зацепился за стабилизатор, и он разбился вместе с самолётом, в то время как лётчик и наблюдатель благополучно приземлились. Когда С. Данилову с земли подтвердили факт уничтожения неприятельского разведчика, доложили о пленении двух лейтенантов германских ВВС, он приказал представить Д. Титаренко к награждению орденом Красного Знамени. Вскоре в штаб истребительной группы доставили уцелевшую в самолёте немецкую карту, на которой синим карандашом были проставлены треугольники возле наших действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и других. Командование сделало вывод о проведении разведки противником аэродромной сети в районе Ленинграда, что подтвердили и допросы немецких авиаторов. Командир экипажа сбитого самолёта лейтенант Д. Виллмс [ D. Willms ] не только благополучно приземлился с парашютом, но пережил войну, а после её завершения вернулся в ГДР. Впоследствии он вспоминал, как повлиял на его судьбу случай, произошедший в 1935 году. Тогда 17-летний Дитрих спас у острова Боркум 3-х тонущих в Северном море детей. Их отец, доктор Шмидт, занимал важный пост советника МИДа Германии и в знак благодарности помог юноше устроить дальнейшую судьбу, способствовал поступлению в авиакомпанию "Люфтганза". После обучения и прохождения практики в Темпельгофе его, рослого и толкового парня, призвали в Люфтваффе, вскоре определив служить во 2-й отряд стратегических разведчиков главного командования из так называемой "команды Ровеля". На самолёте Do-215 без опознавательных знаков он летал в качестве наблюдателя и командира экипажа на больших высотах над Францией, Великобританией, Югославией, Советским Союзом. О готовящемся нападении на СССР узнал 12 июня 1941 года, когда вместе с командиром своего отряда майором Ф. Прагером [ F. Prager ] принял участие в секретном совещании, состоявшемся в штабе 1-го Воздушного флота. Сообщение о будущей войне Виллмс встретил с оптимизмом, поскольку оно легализовало его положение. Теперь, если бы их сбили в неприятельском тылу, они становились не шпионами и диверсантами, а военнослужащими, участвующими в боевых действиях. Как полагал Виллмс, сбить его могли лишь случайно. Накануне экипаж прошёл переучивание на современный разведчик Ju-88, не уступавший в скорости лучшим истребителям русских, - в этом лейтенант не сомневался.

Рядом со мной боевые друзья и товарищи, с которыми пройдены все дороги войны! Становление летчика Александр Покрышкин родился 6 марта в 1913 году в многодетной семье в Новосибирске. После окончания семилетний школы будущий Герой пошел работать кровельщиком. Влюбившийся с детства в небо на фоне успехов советских летчиков и первых Героев Советского Союза Александр Иванович поступил в Пермское авиационное училище и начал свой путь к небу с авиатехника. В сентябре 1938 года он экстерном сдал экзамены в краснодарском аэроклубе, но учиться на летчика прекрасного и так нужного на земле авиатехника и механика отправлять в училище не хотели. И только после огромного количества рапортов и прошений он был направлен в знаменитую Качинскую авиационную школу летчиков. Ее Александр Иванович окончил с отличием в 1939 году и поступил на службу в 55-й истребительный авиационный полк на советско-румынскую государственную границу. Великая Отечественная война Вероломное нападение Германии 22 июня 1941 года на СССР Александр Покрышкин встретил старшим лейтенантом в должности заместителя командира эскадрильи авиационного полка на Южном фронте. Из-за близости к границе в первый день войны его аэродром подвергся бомбардировке.

В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка ИАП формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5. Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов.

Рассказ о героическом поступке человека 4 класс

После войны Кожедуб продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1949 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1956 году Академию Генерального штаба. В то же время оставался действующим пилотом-истребителем, осваивая реактивные МиГи-15. Во время войны в Корее командовал там дивизией, летчики которой одержали 216 воздушных побед.

Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации и подготовке ВВС Китайской Народной Республики. С 1958 года занимал должность Первого заместителя командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Части, которыми руководил Кожедуб, неизменно отличались высокой подготовкой и одним из самых низких уровнем аварийности технического состава.

С летной работы Кожедуб ушел в 1970 году и в последующие годы служил в центральном аппарате ВВС и в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны. Ивану Никитовичу к 40-летию Победы 7 мая 1985 года присвоено звание маршала авиации. Параллельно с воинской деятельностью Кожедуб также вел большую общественную работу.

Выступал автором книг «Служу Родине», «Верность Отчизне». Кожедуб является примером мужественности и самоотверженности для последующих поколений.

Войну закончил в Чехословакии последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 по неофициальным данным 75 и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта. После войны служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию имени М.

В 1949-1955 годах - заместитель командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командир 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО во Ржеве. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1959 года служил в 8-й отдельной армии ПВО город Киев. В 1961-1968 годах - командующий 8-й отдельной армией ПВО - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО, в 1968-1971 годах - заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны. Кандидат военных наук 1969. Автор книг: «Крылья истребителя» , «Твоя почётная обязанность», «Небо войны» , «Познать себя в бою». Скончался 13 ноября 1985 года.

Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище участок 7. Награждён 6 орденами Ленина 22. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" 20. Почётный гражданин Новосибирска. В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена имени «Маршала Покрышкина».

Он нравился ему за его скорость и манёвренность! При попадании в такой самолёт пуль и снарядов противника он практически моментально загорался и сгорал. Например, поступила задача встретить немецкие Юнкерсы за линией фронта и не дать им сбросить бомбы на наши войска. С земли поступила информация, что на подходе 30 бомбардировщиков. Иван Никитович Кожедуб взлетает под облака и кружит, высматривая противника.

Вместе с ним его ведомый Василий Мухин. Юнкерсы прошли внизу и один немного отстал. Кожедуб спикировал на него и, приблизившись, открыл огонь. Юнкерс продолжает лететь, Иван Никитович ещё раз выстрелил, тот все равно летит! Тогда Кожедуб решил приблизиться к Юнкерсу ещё ближе, тот начал маневрировать. Но Иван Никитович Кожедуб не отстал и с минимальной дистанции всё-таки сбил этот самолёт! В этот момент возникло желание поделиться победой со своим ведомым, сказал по радио: «Вася ты его кокнул! Вместо Васи слева отваливает Мессершмитт! Почему он меня не сбил? Оказалось, что за этим Мессершмиттом пристроился ведомый Василий!

Гюнтер Ралль вернулся со своей группой на аэродром с большими потерями. Из 32-х самолётов было сбито 16! В тот день он записал в своём дневнике: «Русские стали летать агрессивнее. Перед нами достойный противник! Нашим лётчикам командующий прислал благодарность за прекрасно проведённый бой. К октябрю 1943-го года командир эскадрильи 240-го авиационного истребительного полка старший лейтенант Иван Никитович Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил лично 20 самолётов противника! На Днепре полк Кожедуба столкнулся с ассами Геренга из эскадры «Мёльдерс». В боях на Днепре, Иван Никитович за 10 дней сбил 11 фашистских самолётов! Эскадрилья Кожедуба принимала участие в атаке большой группы «Ю-87». Иван Никитович приблизился к одному из них на достаточно близкое расстояние и длинной очередью подбил его.

Но в порыве погони оказался настолько близко к Ю-87, что сам от него загорелся. В шлемофоне услышал, как ведомый Вася Мухин сказал: «Батя, ты горишь! Ведомый Василий Мухин находился всё это время рядом, но помочь ничем не мог. Тогда Кожедуб решается направить свой горящий самолёт на автоколонну фашистов! В этот момент Иван Никитович Кожедуб понял, что или он собьёт пламя или погибнет вместе с фашистами! Самолёт начал набирать скорость в пикировании и тут уже близко к земле ведомый Василий Мухин закричал по радио Кожедубу: «Пламени нет, живём! Как потом вспоминал сам Иван Никитович, земля словно оттолкнула его, подбросила в воздух! Впредь он больше никогда не испытывал ничего подобного! К этому времени он сбил более 30-ти фашистских самолётов. Во время войны звание Героя присваивали за 20 сбитых самолётов противника.

У немцев нашему Званию Героя соответствовал Рыцарский Крест. Гитлер лично вручал Рыцарский Крест своим ассам в Берлине. Первую Звезду Героя ему вручили в расположении полка. Вручать её приехал командир авиакорпуса генерал Подгорный. К этому времени он сбил почти 50 самолётов противника! Вторую Звезду Героя ему вручили, так же как и первую. Эти слухи возникли не на пустом месте. Дело в том, что именной истребитель Ла-5 ФН с бортовым номером «14» был построен на личные деньги колхозника Василия Викторовича Конева, который являлся пасечником из Сталинградской области. Василий Конев решил сделать такой подарок в честь памяти своего, погибшего на войне, сына. На этой машине Иван Никитович Кожедуб сбил 8 самолётов и довёл общий счёт до 45-ти сбитых машин!

Лётчик-истребитель асс Иван Никитович Кожедуб Дважды Герой Советского Союза На самом деле подарок именной машины Ивану Никитовичу Кожедубу был не только особо почётным, но и создавал на войне дополнительную опасность её владельцу. Дело в том, что немцы, видя именную надпись на борту самолёта, понимали, что перед ними не новичок, а бывалый пилот АСС, опытный враг, которого надо уничтожить РАНЬШЕ других! Истребитель Ла-7 с рисунками на боту Лётчики вообще, а особенно титулованные любили рисовать на самолёте различные картинки. Например, рисовали пантеру, или русалку. Начальство конечно за это гоняло, а перед приездом больших начальников картинки вообще заставляли закрашивать. Истребитель Ла-7 на котором воевал Иван Никитович Кожедуб Оставляли, конечно, только звёздочки, означавшие количество сбитых самолётов. В июле 1944-го года Кожедуба назначили заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка, который в августе первым перевооружили на истребители «Ла-7». На новом типе истребителя Ла-7, находясь уже в небе Польши, Кожедуб начинал так называемую «свободную охоту». На данном типе истребителя Иван Никитович сбил 17 крайних самолётов противника. Новикова, Иван Никитович Кожедуб был направлен в Прибалтику для борьбы со «свободными охотниками» группы ассов майора Хельмута Вика, который имел на своём счету 130 побед.

Так столкнулись 2-е школы «свободных охотников», советская и немецкая. Через несколько дней воздушных боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв только 2 своих! Здесь Кожедуб записал на свой счёт 3 самолёта. Потерпев такое поражение, немецкие лётчики прекратили активные действия в данном месте фронта. Он 3 года не знал, что с его родственниками, которые попали в зону оккупации на Украине. Он увидел знакомый почерк и узнал, что жив и отец! Он написал: «Дорогой сынок Ваня, что тебе написать? Григория угнали на работу в Германию, Яша с первых дней в боях, Сашко теперь на Урале, Мотя с ребёнком жива, а односельчан наших 13 человек убили! Отца живым уже не застал, а как бы он был рад увидеть сына Трижды Героя! На тот момент Трижды Героев было только 3 человека — Г.

Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин смотри статью «Александр Иванович Покрышкин». Дома Кожедуб не был 6 лет! Столы накрыли на улице под цветущими яблонями. Рядом с ним сидели счастливые земляки, но среди них не было его родственников. Отец скончался в мае 1945-го года. Брат Яков погиб под Сталинградом. На следующий день после застолья односельчане пошли смотреть самолёт Ивана Никитовича Кожедуба. Они удивлялись, как Ваня смог сбить столько фашистских самолётов!

Крайний воздушный бой Иван Никитович Кожедуб провёл в небе над Берлином. Он вылетел парой с Дмитрием Титаренко на свободную охоту и встретил 40 самолётов противника. Силы были слишком не равны, соответственно надо было попробовать обмануть противника. Атаку провели сзади сверху. Один немецкий самолёт был сбит. В это же время от группы отделился одиночный самолёт противника. Кожедуб решает его не упускать и сбивает и его. Так на счету Ивана Никитовича Кожедуба появляется 62-й сбитый фашистский самолёт! Иван Никитович Кожедуб провёл на фронте 800 дней. За это время он совершил 330 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта и ни одного случая, чтобы не посадил хотя бы подбитый самолёт!!!

Машина остановилась возле кисловодского горкома партии.

В бою 26 июня 1941 года на Южном фронте он одержал свою первую победу, сбив во время разведки немецкий истребитель Мессершмитт. Летчик несколько раз был близок к гибели. Однажды пуля прошла через его сиденье, повредила плечевой ремень, срикошетила и рассекла кожу на подбородке.

К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне—декабре 1941 года сбил два немецких самолета лично и один в группе. За апрель 1943 года во время боев на Кубани Александр Покрышкин сбил 10 немецких самолетов. Второй медали «Золотая Звезда» Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.

Официальный личный счет Александра Покрышкина за годы войны: 650 вылетов, 156 воздушных боев, 59 сбитых вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Это второй результат среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. На первом месте другой легендарный советский пилот - Иван Кожедуб, сбивший 62 самолета врага.

Был достоин стать трижды Героем

самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед. 4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов. У Су 27 237-го ЦПАТ трижды Герой Советского Союза И. И. Кожедуб.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий