Марти лютер

17 апреля 1521 года считается вероятной датой, когда Мартин Лютер, германский христианский богослов, инициатор Реформации, выступил с речью в Вормсе.

Журнал «ПАРТНЕР»

Старший сын Мартин видел в семье еще тяжелые дни. Он вырос в нужде и лишениях, много претерпел от сурового обращения в родительском доме и особенно в школе, где в те грубые времена беспощадно били и секли учеников. В 1501 году Марти Лютер поступил в Эрфуртский университет и по желанию отца начал изучать право, чтобы стать юристом. Но Лютера влекло к монашеской жизни и богословию. В 1505 году, получив степень магистра свободных искусств, он стал читать лекции по физике и этике. В тот же период он вопреки воле отца Лютер поступил в Августинский монастырь в Эрфурте, был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. В 1506 году Лютер принял монашеский обет, а в 1507 году он был посвящён в священники. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет. Начальник Августинского ордена рекомендовал ему Лютера, и он был приглашен занять кафедру богословия. Одновременно Мартин Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов.

Его проповеди привлекали много слушателей. Он был еще усердный католик и на папу смотрел как на истинного наместника Христова. И вот по делам своего ордена он отправиться в Рим. С большим благоговением приближался он к этому священному городу, но совершенно разочаровался, когда собственными глазами увидел роскошь и порочные нравы папского двора, неуважение духовенства к молитве и ко всему святому. Папа Лев X довел продажу индульгенций отпущение перед Богом кары за грехи до крайности. Когда ставленник архиепископа монах Тецель появился в окрестностях Виттенберга и народ раскупал его индульгенции, Лютер был возмущен этой торговлей и пытался действовать против нее своими проповедями. Но проповеди не помогали. Тогда Лютер решился на очень смелый шаг - он прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых доказывал вред, происходящий от продажи индульгенций и их недействительность для отпущения грехов.

Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом и только в рамках договоров. Не считается нарушением настоящего пункта передача Продавцом третьим лицам данных о Клиенте в обезличенной форме в целях оценки и анализа работы Сайта, анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций. Не считается нарушением обязательств передача информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями законодательства Российской Федерации. Продавец получает информацию об ip-адресе посетителя Сайта www. Данная информация не используется для установления личности посетителя. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

В них выражалось сомнение в правомочности продажи индульгенций католической церковью и содержался призыв к ее реформированию 31 октября 1517 г. В тезисах критиковалась не только продажа индульгенций, но и единоличное право папы прощать грехи. Тезисы предварялись предложением "начать диспут во имя любви к истине и стремления разъяснить ее". Практически за две недели о документе стало известно во всех немецких княжествах и герцогствах. Тезисы Лютера нашли положительный отклик как среди простого населения, так среди ряда местных правителей. Этому способствовала поддержка, оказываемая Лютеру Фридрихом Мудрым, который пользовался всеобщим уважением. Кроме того, многие князья, тяготившиеся финансовым гнетом Рима, поддержали Лютера в его борьбе с католической церковью в силу экономических соображений. В начале 1518 г. Там Лютер подтвердил свои сомнения в праведности и непогрешимости папства, в связи с чем папа Лев X предал Лютера анафеме. В 1520 г. Мартин Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и объявил, что "борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации". В мае 1521 г. Те, кто разделял его взгляды и предоставлял ему убежище, также должны были подвергаться преследованию. Некоторое время Лютер скрывался в Вартбурге в замке Фридриха Мудрого. Там он начал работу над переводом на немецкий язык Библии. Новый Завет в немецком переводе был напечатан в 1522 г. Это издание также повлияло на увеличение сторонников учения Лютера. В целом распространению идей Реформации способствовало широкое применение печатного станка, изобретенного Иоганном Гутенбергом в конце 1440-х гг. В 1522 г. Там он продолжил реформаторскую деятельность. Учение Лютера Лютер выступал против поклонения иконам, за скромность в исполнении обрядов. Он считал, что единственным источником христианских доктрин является Библия, а прощение можно получить только верой в Бога.

Политика конфиденциальности Предоставление информации Клиентом: При регистрации на сайте alpinabook. При оформлении Заказа Клиент может предоставить следующую информацию: фамилия, имя, отчество получателя Заказа, адрес для доставки Заказа, номер контактного телефона. Если Клиент желает удалить свою учетную запись на Сайте, Клиент обращается к нам по адресу shop alpina. Данное действие не подразумевает отзыв согласия Клиента на обработку его персональных данных, который согласно действующему законодательству происходит в порядке, предусмотренном абзацем 1 настоящего пункта. Использование информации предоставленной Клиентом и получаемой Продавцом. Продавец вправе направлять Клиенту сообщения рекламно-информационного характера.

Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев

В 1508 г. Лютер прибывает в Виттенбергский университет для чтения лекций. Чтобы стать доктором теологии, он параллельно учился. Отправленный в Рим по поручению ордена, был сильно впечатлен развращенностью римско-католического клира. В 1512. Лютер становится доктором богословия и профессором. Преподавательская деятельность сочеталась с чтением проповедей и выполнением роли смотрителя 11 монастырей. В 1517, 18 октября, выходит папская булла об отпущении грехов и продаже индульгенций.

Долгое время считалось, что эти тезисы Лютер прибил к дверям Замковой церкви Виттенберга Саксония , но в XX веке было установлено, что Лютер отправил тезисы архиепископу города Майнца, а затем обнародовал их в устной и печатной форме. Получив папскую буллу о своем отлучении от церкви, Лютер публично сжег ее. Чтобы «даже верующая дочь мельника» могла изучать Писание, Лютер перевел текст с латыни на родной язык, при этом он использовал слова, понятные простому народу. Язык перевода Библии, сделанного Лютером, стал общенемецким литературным языком. Инициатор Реформации скончался 18 февраля 1546 года.

В 1519 в ходе диспута с представителями католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. Лютера предают анафеме; в 1520 он во дворе университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело всей нации — борьба с папским засильем. Позднее, в 1520-1521, с изменением политической обстановки, его призывы становятся менее радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу, которая совместима с несвободой телесной. Поддержку Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке Вартбург.

В это время он начинает переводить на родной язык Библию. В 1525 Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню, которая родила ему шестерых детей. Следующий период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний, требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.

Он заявил: « Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ , я отвечу прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. В самых ранних изданиях его речи были добавлены слова: «На сем стою и не могу иначе », хотя их и нет в записях, сделанных непосредственно на заседании сейма. Лютера отпустили из Вормса, согласно императорской охранной грамоте, но через месяц , в мае 1521 г.

На обратном пути Лютер был захвачен ночью рыцарями курфюрста Фридриха Саксонского и спрятан в замке Вартбург; некоторое время его считали погибшим. Лютер прятался в замке с 1520 по 1521 гг. Там ему якобы является дьявол , но Лютер вместе с единомышленниками приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер. В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон. Лютер неоднократно появлялся в Йене. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице « Чёрный медведь ».

Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви. Последователь Лютера Георг Рёрер 1492—1557 при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Богословские взгляды Лютера Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura только вера , только благодать и только Писание. Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком.

Мартин Лютер, основатель лютеранства

это бесплатный дар от Бога, полученный через искреннее покаяние и искреннюю веру в Иисуса Христа как Мессию, без возможного заступничества. Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении. Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека – принцип синергии (взаимодействия) абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека. ЛЮТЕР, МАРТИН (Luther, Martin) (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Отец Лютера из крестьянского рода, на медном руднике он немного разбогател и зажил бюргером в городке Мансфельд. Марти Лютер Мартин Лютер ( Luther) христианский богослов, великий немецкий реформатор, переводчик Библии на немецкий язык.

Мартин Лютер: перманентная революция

По тем временам это было событие выдающееся: 10 декабря 1520 года христианский богослов Мартин Лютер сжег папскую буллу. Мартин Лютер (нем. Martin Luther) — богослов, политик, переводчик, деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Мартин Лютер – знаменитый германский церковный реформатор, основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Мартин Лютер, его имя на немецком языке и более известный как Мартин Лютер, родился в немецком городе Эйслебен 10 ноября 1483 года. По тем временам это было событие выдающееся: 10 декабря 1520 года христианский богослов Мартин Лютер сжег папскую буллу.

Мартин Лютер

Лютер, Мартин - ПЕРСОНА ТАСС 500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации?
Реформация для «чайников» ЛЮТЕР (Luther) Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония – 18 февраля 1546, там же) – немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации.
Отец Реформации и создатель Лютеранской церкви. История Мартина Лютера Мартин Лютер (нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — католический священник, инициатор движения в Церкви, позже названного Реформацией.
Реформация для «чайников» 1.1 В Виттенберге. 1.2 Реформаторская деятельность. 2 Богословские взгляды Лютера. 3 Историческое значение деятельности Лютера. 4 Лютер и антисемитизм.
Отец Реформации и создатель Лютеранской церкви. История Мартина Лютера Старый противник реформатора Иероним Эмсер (Лютер прозвал его «козел Эмсер») сразу же после выхода Библии с явным злорадством указал ему на ряд ошибок в переводе.

Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев

Причины данного поступка доподлинно неизвестны - версии колеблются от переживания собственной греховности, до попадания ночью в грозу на дороге. Так или иначе Лютер начинает религиозную карьеру. Его отправляют преподавать в Виттенбергский университет, где он параллельно получает теологическое образование. Лютер ведет одновременно и преподавательскую и проповедническую деятельность, кроме того является смотрителем 11 монастырей. Но несмотря на свою плотную включенность в религиозную жизнь Лютер ощущает некую слабость и неуверенность во взаимоотношениях с богом, ни аскетизм, ни подвиги теологической деятельности не удовлетворяют его духовные потребности.

Большое влияние на мировоззрение Лютера оказал его поездка в Рим, во время которой он лично столкнулся с истинной развращённой сущностью католической церкви и ее клира. Статья: Мартин Лютер, основатель лютеранства Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов Найти решение задачи Поворотным пунктом в деятельности Лютера становится булла об отпущении грехов и продажи индульгенций папы Льва X.

Там он поменял профессию, занявшись горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отдали во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей.

В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение.

Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов[источник не указан 477 дней]. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер позже описывал свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания.

Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, впоследствии ставший другом Мартина.

Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий св. Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах. Реформаторская деятельность Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557 18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св.

Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах [3]. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут , куда он является, несмотря на судьбу Яна Гуса , и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства.

Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать» [4]. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Он заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. В самых ранних изданиях его речи были добавлены слова: «На сем стою и не могу иначе», хотя их и нет в записях, сделанных непосредственно на заседании сейма. На обратном пути Лютер был захвачен ночью рыцарями курфюрста Фридриха Саксонского и спрятан в замке Вартбург ; некоторое время его считали погибшим.

Лютер прятался в замке с 1520 по 1521 гг. Там ему якобы является дьявол [6] , но Лютер вместе с единомышленниками приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер [7]. В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.

Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте.

В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете, с 1512 года стал доктором богословия. В обстановке подъема общественного движения в Германии и критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин.

Мартин Лютер, основатель лютеранства

Однако с течением времени в западной церкви индульгенция перешла и на самое разрешение грехов. А так как духовенство хотело обратить ее в особенную для себя привилегию, то в силу теории, созданной главным образом великим систематиком западной церкви Фомой Аквинским, в основу индульгенции была положена совершенно другая идея — именно идея о преизобилующей заслуге Христа и святых. Христос, — учила церковь , — принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию; одной капли пречистой крови Его было бы достаточно для очищения грехов всего рода человеческого; все же остальное, вместе с заслугами праведников, также совершивших более требуемого, откладывается главою церкви в виде особого капитала или запаса, который в случае нужды обращается в частную пользу немощного члена церкви, восполняя недостаток его добрых дел и заглаживая грехи его соответствующим количеством чужих заслуг. Но так как уже в крови Христовой запас бесконечно велик, то ни количество, ни срок раздаваемых отпущений никогда не могут его истощить. Папа один имеет право распоряжаться этими сокровищами, как полной собственностью церкви. Со стороны получающего не требуется даже веры в действительность отпущения, потому что разрешительная благодать сообщается ему независимо от его личного достоинства.

Правда, требовалось сокрушение сердца, то есть желание получить индульгенцию, и предварительная исповедь, но продавцы разрешительных грамот не особенно настаивали на этом пункте. С XIV века начинаются особенные злоупотребления отпущением грехов под покровом всемирных юбилеев. Папа Бонифаций VIII, назначив столетний юбилей в 1300 году, обещал полное прощение грехов всем христианам, которые в этом году посетят всемирную столицу с обязанностью совершить в ней разные подвиги благочестия. Конечно, богатые подаяния стекались этим путем в папскую казну, но они предоставлены были личному усердию паломников. В 1350 году Климент VI, рассудив, что предшественник его слишком мало позаботился о потомстве, сократил срок юбилея на целых 50 лет.

А преемники его уже с большей смелостью шли по этому пути и «из любви к христианству» сократили юбилейный срок на четверть столетия, а потом и еще больше. Так, вслед за юбилеем 1470 года были назначены юбилеи в 1475, 1489, 1500, 1509, 1517 годах. Но огромные суммы, стекавшиеся этим путем в римскую курию, с удивительной скоростью поглощались безумной расточительностью наместников святого Петра. Массовые отпущения оказывались недостаточными. И вот от лица папы, за собственной печатью его, стали исходить буллы, утверждавшие за известными храмами и монастырями право частной продажи индульгенций.

В начале XV века Германия сделалась главной жертвой римской эксплуатации. Здесь папы прямо отдавали на откуп сокровища церкви высшим сановникам иерархии, которые и делились с ними сборами. Комиссары эти в свою очередь на тех же условиях нанимали субкомиссаров, большей частью купцов, торговавших, таким образом, грехами человечества. Иннокентий VIII присвоил себе даже право выводить из чистилища души умерших грешников. Из всех народов Европы немцы, благодаря своей религиозности и простодушию, особенно легко попадались на эту удочку.

Несмотря на правительственное противодействие периодическому разорению народа, несмотря на частые опровержения этой теории многими учеными, она действовала с беспрерывно возрастающей силой. В 1508 году Юлий II открыл для римского престола новый источник доходов известной буллой, обещавшей полное отпущение грехов за пожертвование чего-либо для постройки базилики Святого Петра. Его преемник Лев X продолжал его дело. Этот папа, из знаменитого дома Медичи, был в высшей степени образованным человеком, но лишенным всякого нравственного чувства. К религии он относился совершенно индифферентно, признавая ее необходимой только для массы, как средство держать последнюю в повиновении, и все свое время проводил в кругу гуманистов, художников и литераторов, совершенно пренебрегая своими пастырскими обязанностями.

Чтобы докончить постройку базилики Святого Петра, которую он желал сделать восьмым чудом света, он издал в 1517 году буллу о всеобщем прощении грехов. Единственным средством для борьбы с подобными злоупотреблениями могла быть сильная центральная власть, но в Германии ее не было. Император должен был из политических соображений потворствовать папе; курфюрст и архиепископ Майнцский и Магдебургский, примас глава церкви Германии Альбрехт Бранденбургский, бывший, подобно Льву X, гуманистом и покровителем наук и искусств, даже сам предложил свои услуги в качестве главного комиссара по продаже индульгенций в своей епархии. Альбрехт, конечно, соединял с этой операцией свои личные выгоды: не имея средств заплатить за свой архиепископский паллий 30 000 гульденов, он принужден был сделать заем у богатого банкирского дома Фуггеров во Фрункфурте. Этот долг он и надеялся уплатить вырученными от продажи индульгенций деньгами.

С этой целью он пригласил для проповеди и продажи отпущений доминиканца Тецеля, человека с сомнительной репутацией, но с несомненным ораторским дарованием. Тецель избрал ареной своей деятельности Лейпциг и его окрестности. В пламенных выражениях он восхвалял народу чудодейственную силу своего товара; у него была особая такса для каждого преступления: 7 червонцев для простого убийства, 10 — для убийства родителей, 9 — за святотатство и т. Тецеля принимали с великим почетом во всех городах. Мужчины и женщины, богатые и бедные сбегались к нему за разрешительными грамотами; даже нищие приносили свои последние гроши, чтобы смыть свои грехи и избавить души близких от мук чистилища.

Несметные суммы стекались таким образом в ящик ловкого продавца. Люди более развитые негодовали, но никто не осмеливался громко протестовать против вопиющего злоупотребления. Университет, духовные власти, магистраты оставались безгласны. И вот, среди этого позорного молчания, в невзрачной церкви небольшого немецкого городка вдруг раздался обличительный голос, пронесшийся с неслыханной силой по всему католическому миру. Уже при первом появлении Тецеля Лютер в разговорах с близкими выражал свое негодование по поводу этого возмутительного торга человеческими грехами, но высказываться публично о подобном вопросе он считал себя непризванным.

Для этого понадобилось, чтобы Тецель, так сказать, вторгся в его собственные владения. Правда, курфюрст Саксонский, нисколько не сомневавшийся в действительности индульгенций, но только не желавший выпускать из своей страны деньги, запретил Тецелю продажу индульгенций в Саксонии, и тот, таким образом, должен был остаться на земле своего патрона, архиепископа Магдебургского. Но он приближался к Саксонии насколько мог и летом 1517 года появился в Ютербоке, в 4 милях от Виттенберга. Тогда только, видя, что собственные его прихожане начинают бегать к Тецелю за покупкой индульгенций, Лютер счел своим долгом протестовать и в своих проповедях стал доказывать народу, что отпущение грехов дается только людям, искренно раскаявшимся и живущим согласно заповедям Божиим, и что лучше давать деньги нищим, чем платить за индульгенцию. Когда первые опыты оказались безуспешными, он решился довести дело до сведения своего непосредственного начальства.

Лютер не мог не знать, что архиепископ Альбрехт — глава и душа экспедиции, но он полагал, что тот грешит по неведению и что его долг — открыть архиепископу глаза на совершающиеся под его покровительством безобразия. Обращался он и к окружным епархиальным начальникам, прося их заступничества за народ. Но только один из них удостоил его ответа, да и то советовал не браться за такое опасное дело и не наживать себе врагов. Не довольствуясь проповедью, Лютер стал заводить и в университете, и в монастыре частные диспуты об этом вопросе. Между тем многие прихожане возвращались назад с индульгенциями и, к великому ужасу Лютера, объявляли ему на исповеди, что не хотят изменить своего образа жизни, а когда он отсылал их без разрешения, то ссылались на папские разрешительные грамоты и жаловались Тецелю.

Эти безобразия решили дело. Лютер убедился, что простым протестом с кафедры ничего не поделаешь и что торг индульгенциями может в скором времени развратить всю его общину. Его прямой долг пастыря требовал, чтобы он употребил все доступные ему средства против угрожающего зла. К этому же побуждали его с разных сторон. Хотя власти молчали, но благомыслящие люди давно уже возмущались проделками Тецеля.

Лютер был самым выдающимся и уважаемым ученым при университете. К нему и устно, и письменно, друзья и незнакомые обращались за советом, спрашивали его мнения о действительности отпущения. Сам Штаупиц давно уже уговаривал его публично высказаться и обсудить этот вопрос. Лютер не мог дольше колебаться и наконец заговорил. Обычай требовал, чтобы университет почтил торжество академическим актом.

Этим обычаем и воспользовался Лютер, чтобы открыто поставить вопрос о действительности отпущений и пригласить всех участников к серьезному обсуждению. С этой целью он написал 95 тезисов и накануне праздника, 31 октября, прибил их к воротам церкви. Что представляют собой эти знаменитые тезисы? Это ряд положений, доказывающих, что покаяние требует внутреннего перерождения человека и что всякий внешний акт для примирения с Богом, в виде денежной жертвы и т. Те отпущения, которые в состоянии дать церковь , касаются только канонических, установленных людьми наказаний, но не ниспосылаемых Богом, и особенно наказаний в чистилище.

В существование последнего Лютер еще верит. Папа, по его мнению, может только заступиться своими молитвами за души грешников, но от Бога зависит, услыхать его или нет. Вообще отпущения следует ценить не выше, чем другие добрые дела, даже ниже, ибо давать бедным и нуждающимся лучше, чем покупать индульгенцию. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное отпущение греха и наказаний и принимает участие в сокровище церкви и без индульгенций, благодаря единственно благодати Божьей. Истинное сокровище церкви не заслуга Христа и святых, ибо эти заслуги, по словам Писания, действуют постоянно и без помощи церкви, — это святое Евангелие, возвещающее славу и благодать Божью.

Очевидно, Лютер здесь не пропагандирует никаких еретических идей. Это давно уже бывшее в ходу августино-бернардовское учение о том, что жизнь христианина должна быть непрерывным подвигом покаяния, непрерывным стремлением к самоусовершенствованию и выражаться в постоянных внешних делах благочестия. Об оправдании верой здесь почти не говорится, и не от веры, а от раскаяния Лютер ставит в зависимость отпущение грехов. В своем осуждении индульгенций он не идет дальше многих других богословов, уже раньше высказывавшихся против них. Папу также не обвиняет прямо, даже отчасти выгораживает.

В своих прежних проповедях об оправдании Лютер затрагивал гораздо более опасные для церкви вопросы. А между тем именно эти тезисы выдвинули его на арену всемирной истории и с этой точки зрения справедливо считались еще современниками началом Реформации. Это был пункт, где сходились самые разнородные интересы. Начиная от князей и кончая последним поденщиком, всякий так или иначе был заинтересован в решении вопроса. Не только светские, но и многие духовные владетели были недовольны тем, что немецкие деньги переводятся за Альпы в таком громадном количестве.

Интересы экономические тесно соприкасались здесь с религиозными. Наконец, вся патриотически национальная и социальная оппозиция, в течение столетий накапливающаяся в Германии, могла найти в этом вопросе своего рода лозунг. Лихорадочно возбужденные умы современников читали между строк тезисов многое такое, о чем Лютер и не думал, когда писал их. Современникам поступок Лютера казался более важным и богатым последствиями, чем ему самому. До сих пор подобные вопросы обсуждались только в кабинетах ученых — теперь они были отданы на суд толпы.

Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, — свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Все вздохнули свободнее и разом заговорили. Итак, впечатление, произведенное тезисами, было громадное. Хотя они были написаны по-латыни, но скоро появились немецкие переводы; пилигримы разнесли их по домам. Не прошло и 14 дней, как тезисы обошли всю Германию, а через 4 недели они стали известны всем христианам.

Везде — в хижинах бедняков, лавках купцов, кельях монахов, дворцах князей — только и было разговору, что о знаменитых тезисах и смелости виттенбергского монаха. Сам император, как рассказывают, велел сказать курфюрсту, чтобы он приберег монаха, так как он может еще понадобиться. Но сам Лютер вовсе не был доволен поднявшимся шумом. Он не ожидал его и боялся последствий. Я не только уступал папе во многих и важных догматах, но и чистосердечно обожал его, ибо кто был я тогда?

Ничтожный монах, походивший скорее на труп, чем на живое тело». Эта мысль о том, что он против воли был вовлечен в спор, повторяется в самых разнообразных формах в позднейших его сочинениях, когда ему не было причины скрывать истину. И что бы ни говорили некоторые писатели-католики, желающие представить реформатора коварным, действующим исподтишка агитатором, не подлежит сомнению, что, выставляя свои тезисы, Лютер и не думал бросать вызов Риму. Он просто назначал ученый диспут, так как в то время прибитие тезисов к стенам собора, на воротах ратуши или на других открытых местах было обычным приемом, посредством которого известие о готовящемся диспуте доводилось до всеобщего сведения. Но если сам Лютер не видел в своем поступке ничего противозаконного, то в противном лагере сразу почувствовали силу удара и подняли страшный шум.

Первый выступил, конечно, Тецель. Он выставил против тезисов Лютера свои 106 антитезисов, в которых очень ловко старался свести спор на почву папской непогрешимости. Доминиканцы устроили демонстрацию в честь своего собрата и праздновали победу. Но в Виттенберге тезисы Тецеля потерпели фиаско. Студенты собрали до 800 экземпляров и торжественно сожгли их на площади.

Скоро против Лютера раздался голос и из Рима. Фанатик доминиканец Сильвестр Прерий, папский цензор и инквизитор, высказался против тезисов самым решительным образом. Другой доминиканец, Гогстратен, известный своим участием в рейхлиновском споре, прямо требовал сожжения «еретика». Лютер, как мы уже сказали, первое время был сильно встревожен неожиданным оборотом дела. Члены его ордена не могли поддержать его мужества — они, напротив, советовали замять дело.

Книга Прерия показывала, как взглянет на дело Рим. Но страх за будущее не ослабил в Лютере решимости твердо стоять за дело, которое он считал правым. Борьба разбудила дремавшие в нем инстинкты борца. К тому же, когда прошло первое изумление, вызванное его смелостью, он стал получать с разных сторон выражения сочувствия. Университет, вначале выказывавший некоторую нерешительность, теперь окончательно принял его сторону.

Курфюрст, дороживший Лютером, как незаменимым профессором, которому близкий его сердцу университет был обязан своим процветанием, также выказывал ему особенное благоволение и, когда Лютер в апреле 1518 года отправился на конвент своего ордена в Гейдельберг, дал ему охранную грамоту. По этому поводу в Гейдельберге был устроен диспут, результатом которого было то, что на сторону Лютера перешли некоторые молодые ученые и студенты. Нападки противников, с одной стороны, и поддержка друзей — с другой, побудили Лютера сделать еще один шаг по новому пути. По возвращении из Гейдельберга он закончил свои латинские объяснения к тезисам, под названием Resolutiones — самое значительное произведение его в этот период. Здесь он идет уже дальше, чем в тезисах.

Он делает различие между решением папы и постановлением собора, которое одно только может считаться непогрешимым, а по поводу отпущения грехов говорит, что хотя Бог и дарует его через служителя церкви, но дарует лишь за одну веру в божественную благодать, причем самое прощение может быть выражено и устами простого мирянина. Из этого логически следовало, с одной стороны, что отпущение, даваемое священником, и самое таинство не приносят исповедующемуся никакой пользы, если он внутренне не проникся верой, а с другой — что истинно верующий получит прощение от Бога и в том случае, если священник самовольно откажет ему в отпущении. Таким образом, Лютер порывал могучую цепь, с помощью которой церковь приковала души к своим иерархическим органам. Лютер глубоко, смирил человека перед Богом, отказывая ему в возможности спастись при помощи собственных заслуг и добрых дел и ставя его спасение в зависимость от одной лишь благодати Божьей так как и вера дается человеку лишь в силу последней. Но зато он сделал человека свободным от людей — это и была та «христианская свобода», которую реформатор возвестил своим учением.

Впрочем, Лютер еще не отрицал обязательности внешних наказаний, налагаемых церковью и папой. В этой чисто внешней области он признавал еще за папой власть, происходящую от Бога. Во всем, что не касается веры, писал он, христианин должен терпеливо сносить даже злоупотребления властей и незаслуженные страдания. Но тут возникал вопрос, кому же принадлежит авторитет в делах веры, где вообще следует искать высших норм и источников христианской истины. В этом отношении Лютер лишь постепенно и после сильной внутренней борьбы выработал в себе ясный и последовательный взгляд.

Впрочем, в самой католической церкви на этот счет еще не было вполне установленного мнения. Учение о непогрешимости папы и безусловном авторитете его решений, хотя и провозглашенное фомистами и принятое папами, не было еще догматом; оно стало таковым лишь в недавнее время — именно в 1876 году 9. Наряду с этим учением многие теологи, не рискуя прослыть еретиками, доказывали, что и папа может ошибаться и что последнее решение в вопросах веры принадлежит вселенскому собору. Таково было, между прочим, мнение Парижского университета. В XV веке высказывались безнаказанно даже такие взгляды, что и решения соборов не всегда отличаются непогрешимостью.

В одном только не допускалось сомнения — именно что те постановления соборов, которые были признаны и папами, представляют безусловную божественную истину и что вселенская церковь не может ошибаться. Фактически Лютер давно уже признавал единственным авторитетом Священное Писание, но в то же время не хотел еще отказаться от согласия с церковью. И теперь еще он жалуется на недобросовестность противников, клевещущих на него, будто в его сочинениях кроется «чешский яд». Он не допускает еще и мысли, что собор может ошибаться, и готов отдать свое учение на суд подобного собрания, хотя в то же время нигде не заявляет прямо, что наперед и безусловно подчиняется его решению. Он так убежден в истине своего учения, что, по-видимому, и не сомневается в его торжестве при беспристрастном исследовании.

Также не вполне выработался еще взгляд Лютера на папу. Хотя он и отрицает непогрешимость последнего, но не отказывается от подчинения ему. Он еще убежден, что главенство в церкви и вся власть, обозначенная в каноническом праве, получены папой от Бога. Смирение и покорность, свойственные ему, как монаху, не менее, чем страх перед опасностями, угрожающими христианству в случае раскола в церкви, заставляют его делать папе всевозможные уступки. Лютеру важно только одно — чтобы папа разрешил свободную проповедь Евангелия, под которым он разумел главным образом свое учение об оправдании одной верой, и прекратил несовместимый с этим учением торг индульгенциями.

При таких условиях он считает еще возможным оставаться верным сыном церкви. Даже самые Resolutiones он посвящает папе. Письмо от 30 марта 1518 года, при котором Лютер препровождает Льву X свое сочинение, лучше всего рисует нам тогдашнее двойственное состояние души реформатора. Вначале он жалуется на обстоятельства, которые заставили его, охотнее всего остающегося в тени, выступить на арену, уверяет, что совесть его чиста и что он не может взять своих слов назад. В конце же послания он смиренно бросается к ногам папы, готов признать его голос голосом самого Христа, говорящего его устами, говорит, что если заслужил смерть, то не откажется принять ее.

Заявления же, что он не может отказаться от своего учения, он все-таки не берет назад. Но надежды Лютера, что церковь сама возьмет в свои руки дело преобразования и избавит его от тяжелой необходимости объявить ей войну, не могли, конечно, оправдаться. Рим не мог и не желал пожертвовать ни одним камешком из того стройного, веками создававшегося здания, которое было им воздвигнуто для порабощения умов, и рано или поздно Должен был поразить смелого новатора всей силой своего гнева. Вначале, впрочем, церковь отнеслась очень легко к возникшему спору. Лев X увидел во всем этом деле простой спор между двумя соперничающими монашескими орденами, а про тезисы выразился, что они написаны пьяным немцем, который, протрезвившись, конечно, поспешит взять их назад.

Но скоро окружающие убедили его, что дело более серьезно. В Риме была назначена комиссия для разбора его, и сам Лютер получил приглашение явиться на суд, для чего ему дан 60-дневный срок. Чего можно было ожидать от этого суда, было ясно уже из того, что единственным ученым-теологом в комиссии был Прерий, еще раньше называвший Лютера еретиком. В то же время папский легат, кардинал Каетан 10 , получил поручение ходатайствовать у императора об искоренении «гуситского яда». Лютер ясно видел надвигающуюся грозу.

Он понимал, что ехать в Рим — значит идти на верную гибель, и через своего друга Спалатина 11 , бывшего советником у курфюрста, просил последнего не давать ему разрешения на поездку. Университет также заступился за него и ходатайствовал, чтобы Лютера судили в Германии. Против ожидания Рим оказался довольно сговорчивым, и Каетан, ввиду выраженного курфюрстом желания, милостиво согласился выслушать строптивого монаха в Аугсбурге, где в то время заседал имперский сейм. Дело в том, что наряду с религиозным протестом Лютера в Германии в это время стали настойчиво раздаваться другие протестующие голоса, с которыми папа поневоле должен был считаться. В то время как вопросы чистой догматики, вопросы об основаниях и источниках христианской истины, находящиеся в связи с учением об индульгенциях, были впервые подняты только Лютером, злоупотребления папы на внешней церковной почве, тесно соприкасавшейся с политическими и экономическими интересами страны, давно уже возбуждали всеобщие жалобы в Германии.

Эти жалобы высказывались князьями и имперскими чинами, которых нельзя было запугать никакими теориями о непогрешимости папы и угрозами церковного отлучения, высказывались без всякого отношения к вопросу о божественном праве папства. Сам Лютер вначале обнаруживал поразительное незнакомство с тогдашним положением вещей. Восставая против продажи индульгенций в интересах спасения душ, он и не думал о том, что этим самым играет на руку церковной оппозиции. Но у людей более дальновидных, естественно, должно было возникнуть опасение, что недовольные члены нации и церкви воспользуются проповедью монаха для своих целей. При таком-то настроении умов на сейме в Аугсбурге летом 1518 года папский легат от имени папы потребовал новых денежных жертв от Германии.

Деньги эти предназначались для похода против турок, но злые языки утверждали, что деньги нужны папе для иных, менее бескорыстных целей. Против ожидания, император Максимилиан, несмотря на свои прежние столкновения с папой, стал на его сторону. Престарелый монарх хлопотал тогда о том, чтобы обеспечить императорскую корону за своим внуком Карлом, и боялся противодействия папы. Оставалось только склонить на свою сторону имперские чины. Но тут-то и сказалось недовольство нации.

Сейм не только отказал в требуемых деньгах, но открыто заговорил о злоупотреблениях курии, об огромных суммах, которые она вытягивает из Германии, о постоянном нарушении конкордатов. Это-то обстоятельство и оказалось спасительным для Лютера. Чтобы не поднять слишком много шума и не обратить внимания сейма на опасную деятельность виттенбергского монаха, Каетан решился быть с ним как можно более мягким и, когда Лютер явился в Аугсбург, принял его весьма ласково и отечески увещевал отречься от своих заблуждений. Но на Лютера эта любезность мало подействовала. Он рассчитывал, что будет иметь возможность открыто защищать свои взгляды, готовился даже положить за них голову.

Но вышло совсем не то. Правда, при втором свидании кардинал, видя, что Лютер не поддается, попытался даже вступить с ним в спор и стал доказывать ошибочность его взглядов. Но точки зрения обоих людей были слишком различны, чтобы они могли понять друг друга. Один ссылался на учение Фомы и папские буллы, другой требовал доказательств из Священного Писания. Наконец Каетан потерял терпение и оборвал спор лаконическим возгласом: «Отрекись!

Тогда разгневанный кардинал приказал ему удалиться и вернуться только в том случае, если он согласится отречься. Тем и кончилось свидание, на которое Лютер возлагал такие большие надежды. Опасаясь за свою безопасность, он по совету друзей ночью 20 октября тайно оставил Аугсбург, предварительно написав обычную апелляцию к папе.

Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание.

Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы - до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал Катарина фон Бора и Мартин Лютер. Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать.

Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства. Антисемитские взгляды Антисемитские взгляды Мартина Лютера.

Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти.

В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах. Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге ныне Вормс, Германия. Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму.

Именно религиозное рвение может обернуться самым страшным грехом. Это убийство не из жадности, не в борьбе за власть или женщину, т.

Каина мучит неутоленная духовная жажда, он ищет благословения свыше. Он возревновал брата к Отцу небесному, который принял жертвы от Авеля, но не принял от Каина.

Лукас Кранах Старший Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Мартин Лютер, основатель лютеранства

Биография Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера 1459—1530 — бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен Саксония в надежде на лучшую жизнь. Там он занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Марбург. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период он вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес. Причину надо искать , по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было , по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов. Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц, впоследствии друг Мартина.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет , а в 1507 году он был посвящён в священники. В Виттенберге В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был, в частности, Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление.

Родители его, Ганс и Маргарита Лютеры, были бедные крестьяне из деревни Мера того же графства, недавно только переселившиеся в Эйслебен, чтобы искать заработка в местных рудниках. О крестьянском происхождении Лютера свидетельствует он сам в своих автобиографических заметках. И действительно, хотя отец Лютера по своим занятиям стоял ближе к сфере промышленной и сам он провел юность в бюргерской обстановке, тем не менее крестьянское происхождение оставило на нем отпечаток на всю жизнь. Из крестьянского дома он вынес свое необыкновенное, для нынешних нравов прямо немыслимое трудолюбие; оттуда же его трезвый взгляд на вещи, его врожденный практический смысл при всем его несомненном идеализме; наконец, крестьянским же происхождением в значительной степени объясняется консерватизм этого человека, произведшего одну из величайших революций, — консерватизм, благодаря которому он так медленно порывал со стариной, а порвав, старался сохранить из нее все, что только прямо не противоречило его учению. Будущему реформатору было шесть месяцев, когда родители его из Эйслебена переселились в городок Мансфельд, славившийся рудниками. Здесь Лютер провел первые 14 лет своей жизни — период, о котором он сохранил весьма тяжелые воспоминания. Первое время родители его сильно бедствовали. Только упорный труд и крайняя умеренность спасали их от нищеты. Отец работал в каменоломнях, мать на спине носила дрова. Впоследствии, однако, Ганс Лютер благодаря своей энергии достиг значительного благосостояния и даже был избран в члены городского магистрата. Детство реформатора протекло, таким образом, среди материальных лишений, в суровой трудовой обстановке. Но еще более, чем эти лишения, повлияло на его характер то суровое воспитание, которое дали ему родители. Ганс Лютер представлял из себя тип настоящего немецкого крестьянина — прямого, откровенного, энергичного и страшно упрямого. Более развитый, чем большинство людей его круга, он, несмотря на свою глубокую религиозность, был чужд суевериям окружающей среды; монахов он прямо ненавидел. Зато мать Лютера, по свидетельству современников, обладая всеми качествами доброй и благочестивой матери семейства, была крайне суеверна и такого же крутого нрава, как и отец. К воспитанию своих детей оба супруга относились очень серьезно. Несмотря на скудость средств, Ганс Лютер старался дать своему первенцу приличное образование и когда ему минуло семь лет, отдал его в мансфельдскую школу. Маленький Мартин рано обнаружил блестящие способности, так что отец из всех сыновей предназначал его одного к ученому званию. Несмотря, однако, на эту заботливость родителей, мальчику, как мы уже сказали, жилось далеко не весело. Из-за сурового характера родителей, не допускавших проявлений нежных чувств, в связи с тогдашней системой воспитания, в которой главную роль играли частые телесные наказания, мальчик жил в вечном страхе. От природы пылкий и несколько упрямый, он проявлял иногда дурные наклонности, которые родители старались искоренить не иначе как мерами строгости. Лютер сам рассказывает, что мать из-за какого-то ореха избила его однажды до крови. В другой раз отец его наказал так сильно, что мальчик бежал из дома и долго не мог потом привыкнуть к отцу и опять полюбить его. Их строгость и суровая жизнь, которую я вел с ними, были причиною того, что я впоследствии ушел в монастырь и сделался монахом. Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания». Жизнь в школе была продолжением домашней. Учителя маленького Мартина отличались еще более бестолковой строгостью, чем родители. Даже в зрелые годы он не мог без ужаса вспомнить «о школьном чистилище, где ученики ничему не научались, благодаря частым сечениям, трепету, страху и воплям». Достаточно сказать, что сам Лютер, несмотря на свои способности и прилежание, в один день был 15 раз «знатно исполосован». Из этого «чистилища», где он оставался до 14 лет, Мартин вынес очень мало — кроме чтения и письма, он научился лишь 10 заповедям, Символу веры , молитве Господней, грамматике и духовному пению. В такой неприглядной обстановке протекли детские годы Лютера. Бедность и лишения только закалили его мужество, приучили его к трудолюбию и умеренности, но безотрадная жизнь в угрюмом родительском доме и наводившей ужас школе сделали его робким и запуганным и рано заставили уйти в свой внутренний мир. Религиозность родителей придала этому миру религиозную окраску. Но религия не доставляла мальчику никакой отрады. В этом отношении на Лютере сказалось влияние матери. Христос казался ему грозным неумолимым судьей, при одном имени которого мальчик бледнел от страха. В 1497 году родители отправили 14-летнего Мартина в Магдебург для поступления в тамошнюю францисканскую школу. Здесь ему жилось еще хуже. Родители еще не были в состоянии содержать его, и мальчик, предоставленный самому себе, должен был поддерживать свое существование нищенством, обходя с своими товарищами деревенские дворы и распевая псалмы. Подобная жизнь, да еще воспитание под надзором монашества, не могли, конечно, развить в нем более светлое миросозерцание. Магдебург, находившийся в ведении майнцского архиепископа, представлял картину самого строгого церковного управления. Нищенствующие монахи, пользуясь выгодами своего положения, словом и примером распространяли уважение к иноческому житью и привлекали в свой орден самых избранных учеников. Особенно сильно потрясло душу Лютера одно впечатление, которое не изгладилось и в счастливые дни его жизни. Он ходил в монашеском капюшоне, сгибаясь до земли под тяжестью нищенской сумы, и просил хлеба Христа ради, между тем как впереди шел крепкий здоровый монах, которому в 10 раз легче было бы снести его бремя; но благочестивый князь не давал ему этого. Кто смотрел на него, невольно приходил в умиление и начинал стыдиться своего светского состояния». В Магдебурге Лютер оставался не более года. Отец, узнав о претерпеваемых им лишениях, приказал ему отправиться в Эйзенах: здесь у него было много родственников, и старик рассчитывал, что они окажут поддержку его сыну. Но его надежды не оправдались. Родственники не захотели или не могли помочь молодому Лютеру, и он по-прежнему должен был жить подаянием. Не раз приходилось ему выслушивать отказ, сопровождаемый обидными замечаниями, и возвращаться домой голодным, с пустыми руками. Ему уже приходила в голову мысль отказаться от образования и вернуться к родителям, чтобы по примеру отца добывать свой хлеб в рудниках. Наконец судьба сжалилась над ним. Однажды, после того как юный Лютер тщетно стучался в несколько дверей, он остановился, погруженный в грустные думы, у дома богатого гражданина Котта, жена которого, Урсула, давно уже обратила внимание на молодого школьника и полюбила его за приятный голос и усердную молитву. В это время она случайно выходила из дома. Увидав печального юношу, она сжалилась над ним, накормила его, а через несколько дней окончательно приняла в свой дом. Это обстоятельство имело громадное и благодетельное влияние на жизнь Лютера. Наконец-то он почувствовал себя свободным от того материального гнета, под которым жил до сих пор. Спокойная обеспеченная жизнь в доме богатых людей, их приветливость и ласка подействовали на него возрождающим образом. Прежняя запуганность и забитость мало-помалу исчезли, и в юноше проснулось бодрое жизнерадостное чувство. В доме Котта он впервые узнал значение семьи, влияние женщины и родительской любви; дома он никогда не знал их мягкого согревающего света. Здесь же в нем проснулось и чувство изящного. Во время одной болезни он самоучкой выучился играть на флейте и лютне, и с тех пор музыка навсегда осталась его любимым искусством. Благодетельное влияние новой обстановки сказалось и на его школьных занятиях. Эйзенахская школа была одна из лучших в то время. Ректор ее, Иоганн Требоний, по-видимому, находился под влиянием гуманистов. Он имел обыкновение, входя в класс, снимать свой докторский берет перед учениками, так как, говорил он, в числе их могли оказаться будущие бургомистры, канцлеры и ученые. После бесчеловечного обращения школьных «палачей» в Мансфельде подобное отношение, конечно, должно было! Оно будило в нем чувство собственного достоинства, доверия к своим силам, благородное честолюбие. И действительно, Лютер с жаром предался занятиям и в короткое время не только пополнил многие пробелы прежнего образования, но и опередил всех своих товарищей. После трехлетнего пребывания в Эйзенахе 17 июля 1501 года Лютер, которому минуло 18 лет, переселился в Эрфурт и поступил в тамошний университет. С университетской жизнью для Лютера, по-видимому, начинается новая эра успехов, сулящих ему блестящую будущность. Он был записан на философский факультет под именем Martinus Ludher ex Mansfeld. Здесь преподавание носило еще старый схоластический характер, хотя рядом с такими представителями схоластической философии, как ректор университета Иодокий Трутфедер, в Эрфурте подвизался уже кружок молодых гуманистов. Лютер с жаром занялся изучением схоластической философии. Он усердно читал сочинения Оккама, Скота, Фомы Аквинского, не пропускал ни одной лекции, обращался за советами и указаниями к профессорам, работал в библиотеке. Диспуты, устраиваемые при университете, развивали его природный ораторский талант и подготавливали будущего замечательного диалектика. Но в то же время он не пренебрегал и классиками, читал Цицерона, Вергилия, Ливия, хотя читал их не просто для выработки стиля, как это делали гуманисты, а обращая главное внимание на внутренний смысл и извлекая из них полезные практические наставления. Одаренный прекрасной памятью и живым восприимчивым умом, он усваивал все чрезвычайно легко и скоро стал обращать на себя всеобщее внимание. Уже в 1503 году Лютер получил степень бакалавра и с нею право читать философские лекции. Материальное положение его к тому времени было лучше, чем когда-либо. Дела отца настолько поправились, что он нашел возможным назначить сыну определенное содержание. Ганс Лютер возлагал большие надежды на своего первенца. Гордый его талантами, он готовил его в юристы и мечтал о том, что со временем его Мартин займет место советника при каком-нибудь князе. По его желанию молодой Лютер стал теперь заниматься юриспруденцией, хотя его самого гораздо более влекло к теологии, науке, как он выражается, «исследующей ядро ореха, мозг пшеничного зерна и костей». Поэтому он наряду с юридическими науками с гораздо большей охотой и успехом стал изучать отцов церкви, Августина и сочинения мистиков, взгляды которых расходились с господствующими церковными взглядами, а вся суть религии для них заключалась в вере. Но особенно сильное впечатление произвело на него чтение Библии, на которую он случайно наткнулся в университетской библиотеке. До сих пор он не имел о ней понятия; он знал лишь те отрывки Евангелия и апостольских посланий, которые читаются в церкви по воскресеньям, и думал, что это все. Легко представить себе, с какой жадностью он набросился на свою находку. Лютер только и мечтал о том, как бы приобрести самому подобную книгу. Вообще религиозное настроение, воспитанное в нем в детстве, с годами только усиливалось. Он молился часто и долго; но это, впрочем, не мешало ему теперь быть веселым студентом, которого все товарищи любили за живой общительный нрав. Успехи в университете немного кружили ему голову, рождали честолюбивые мечты. Он сам рассказывал впоследствии, что в Эрфурте у него был друг, который во время одной его болезни на выраженные им опасения о своем здоровье сказал: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще будешь некогда великим мужем! В предчувствии чего-то великого, ожидающего его в будущем, он работал неутомимо. В 1505 году он получил степень магистра. Возведение в эту степень сопровождалось в то время торжественными церемониями, факельными процессиями и т. Это льстило тщеславию молодого ученого. Даже в зрелые годы, когда реформатор был пресыщен славой, он с удовольствием вспоминал о своих тогдашних ощущениях. По-видимому, Лютер вполне проникся честолюбивыми планами старика Ганса. А между тем, к величайшему изумлению друзей, к невыразимому огорчению и негодованию отца, он в том же 1505 году покидает свет и вступает в монастырь. Как же это случилось? После того, что мы сказали о студенческой жизни будущего реформатора, о его страстном увлечении наукой, этот шаг, конечно, должен показаться совершенно неожиданным и непонятным. На самом деле вся совокупность религиозных представлений, действовавших на него с детства, незаметно влекла его в монастырь. Лютер не был из числа тех, которые любят науку ради нее самой; при всех своих занятиях он всегда преследовал субъективные практические цели: он искал в науке лишь ответа на те вопросы, которые занимали его с детства, — вопрос об отношении человека к божеству, вопрос о том, как умилостивить грозного Судью, как заслужить свое спасение. И теперь, среди занятий наукой, среди упоения успехами и славой и веселых развлечений молодости его не покидали те же неотвязные думы. Каждая мысль о смерти, о вечности и Страшном суде потрясала его душу. Таким, каким он был — он чувствовал это, — он не мог бы предстать пред Господом. Но сухая, бесплодная схоластическая философия не могла разрешить его сомнений. Оставалось одно средство, то, на которое указывала постоянно церковь , как на единственный верный путь к спасению, — поступление в монастырь. Два случая окончательно повлияли на решение Лютера. Рассказывают, что один из университетских его товарищей, некий Алексей, умер неожиданно — по одним известиям, был поражен ударом молнии, по другим же, — был убит возле Лютера рукой изменника. Это событие сильно потрясло душу молодого человека. Он невольно стал задавать себе вопрос, что станется с ним, если он также внезапно будет призван Богом. Скоро после того, возвращаясь после летних каникул от родителей в Эрфурт, Лютер был настигнут в дороге страшной грозой Оглушительный удар грома раздался вблизи, молния ударила в нескольких шагах от Лютера. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я буду монахом! Через две недели он исполнил свой обет. В 1522 году, посвящая отцу сочинение о духовных и монашеских обетах, он откровенно сознается, что не по доброй воле принимал пострижение, а в минуту отчаяния, среди ужасов смерти; что он шел в монастырь без ведома родителей в то самое время, когда отец уже выбрал для неге в невесты богатую и хорошую девушку; когда сам он чувствовал век немощь плоти 22-летнего юноши. Лютер расставался со светом не без сожаления, не с холодным чувством старческого разочарования, а приносил действительно великую жертву своим убеждениям. Он бежал в монастырь от мирской суеты и соблазнов, чтобы тяжкими подвигами умерщвления плоти заслужить спасение души своей у гневного Бога. Лютер — верный сын церкви Лютер в монастыре. Накануне он в последний раз созвал друзей своих на товарищескую пирушку, забавлялся с ними пением и музыкой и только при прощание поразил их неожиданной вестью. Напрасно упрашивали они его отказаться от своего намерения. Эта вечерняя пирушка была последней данью его миру, юности, дружбе. Уже в ту же ночь он поспешил в августинский монастырь, отослав университету свой магистерский перстень. Из книг он взял с собой лишь Вергилия и Плавта, все прочие возвратил книгопродавцам. Родителей и отсутствовавших друзей он уведомил письменно о совершившемся факте. Легко представить себе горе старика Ганса, когда все надежды, возлагавшиеся им на сына, внезапно рухнули. Только спустя два года, благодаря смерти двух других сыновей и распространившемуся слуху о мнимой смерти Мартина, старик смягчился и простил непокорного сына, хотя никогда не мог совершенно примириться с его монашеством. Но Лютер в то время не обращал внимания на гнев и горе отца. Он видел пред собой одну лишь великую цель, и по сравнению с нею никакая жертва не казалась ему слишком великой. Монахи приняли его с радостью. Предпочтение, оказанное их званию и ордену одним из наиболее уважаемых членов университета, конечно, было им очень на руку. Но в то же время они считали нужным смирить его гордость ученого, показать ему, что его знания не имеют никакой ценности в стенах монастыря. Сами отличаясь невежеством, члены конвента даже боялись умственного преобладания тех из монахов, которые обнаруживали любовь к просвещению. И вот, отчасти с целью приучить его к главной монашеской добродетели — смирению, отчасти для того, чтобы не оставлять ему времени на книжные занятия, на нового послушника был наложен особенно тяжелый искус. Он должен был прислуживать старшим, быть привратником, заводить часы, подметать церковь , исполнять самые грязные работы. А по окончании работы бывший магистр отправлялся по городу с нищенской сумой и выпрашивал подаяние. Но Лютер безропотно переносил все налагаемые на него испытания. Ведь он для того и поступил в монастырь, чтобы путем смирения и подвигов добиться святости. Впрочем, это тяжелое послушание продолжалось недолго. Университет заступился за своего бывшего члена, и его избавили от унизительных обязанностей. И действительно, по отзывам всех, в монастыре не было более ревностного монаха. Лютер не только добросовестно исполнял все, что предписывалось строгим уставом, но ставил себе еще более аскетические требования, морил себя голодом, холодом и бдением и довел себя до того, что из цветущего юноши превратился в скелет, обтянутый кожей. Было что-то титаническое в этой борьбе, в этом яростном стремлении полным умерщвлением чувственного человека достигнуть идеала святости: он хотел, по собственному выражению, «приступом взять царство небесное». Через год его постригли под именем брата Августина. Теперь, по-видимому, он достиг цели. Среди обычных поздравлений ему твердили, что теперь он чист, как дитя, только что вышедшее из купели. И Лютер старался верить этому: ведь он исполнял закон с величайшей строгостью, а сколько тысяч людей обрели душевный покой в этом сознании! Но увы! Его душа по-прежнему была полна смятения. До пострижения Лютер был убежден, что в монашеском звании нет искушений, что за стенами монастыря дьявол бессилен. А между тем оказывалось, что искушения осаждают слабого человека и в святой обители, что дьявол и тут ставит человеку ловушки. Эта мысль, что монашество не избавляет человека от греховных вожделений, мучила его невыразимо. Он считал себя погибшим, когда чувствовал в себе плотское желание, гнев, ненависть, зависть. Тогда он прибегал ко всем обычным средствам самоистязания, исповедовался каждый день; но ничто не помогало — плотские вожделения возвращались снова. И он стал отчаиваться в своем спасении. Но самая ужасная мысль, превращавшая его внутренний мир в настоящий ад, была та что он, может быть, принадлежит к числу тех осужденных, которым, по учению святого Августина о предопределении, не помогут никакие добрые дела. Эта мысль доводила его иногда до того, что он чувствовал ненависть к Богу, ибо «кто может любить Бога, который гневается, судит и осуждает? Конечно, выдавались и отрадные минуты успокоения, но они были непродолжительны, сменяясь страшными картинами гнева Божия: «И днем, и ночью меня смущал внутренний голос: кто знает, угодны ли подвиги твои Господу? Смутное чувство толкало его к Библии. Но и в ней он не находил света, потому что на глазах его лежала тройная повязка. Первая заключалась в его уверенности, что одно лишь соблюдение закона делает человека святым. Поэтому все утешительные изречения вроде того, что «Господь не хочет смерти грешника», оставались для него непонятными, когда он противопоставлял им ужасные слова: «Я Господь Бог твой — Бог ревнитель». Вторая повязка заключалась в его фанатической приверженности к папству и всей церковной традиции. Когда однажды в монастырской библиотеке ему попался том проповедей Гуса и он из любопытства заглянул в него, то его страшно поразило, что еретик мог так по-христиански толковать Священное Писание. Но вспомнив, что Гус осужден, Лютер поспешил захлопнуть книгу. Ему казалось, что если он даже только подумает доброжелательно о еретике, то «стены должны почернеть, а солнце померкнуть». С такой повязкой на глазах Лютер, читая Писание, конечно, видел в нем лишь то, что подсказывала церковь. Но важнее всего было то, что он не обращал внимания на самый латинский текст, а постоянно руководствовался приложенными к нему комментариями. В то же время Лютер продолжал читать и схоластических богословов. Читал он и сочинения Жерсона и Вильгельма Оккама, восстававших против всемогущества папы; но их довольно свободные взгляды на церковь пока не привлекали его внимания. Его интересовали лишь практически-религиозные вопросы, а их-то ни один из названных мыслителей не мог разрешить ему. Через два года после поступления в монастырь Лютер получил сан священника; 2 мая 1507 года он в первый раз служил литургию. По этому-то случаю старик Лютер и примирился с сыном и даже лично приехал на торжество. С трепетом приступил Лютер к алтарю. Когда во время богослужения он дошел до известных слов католической мессы: «Приношу Тебе, Богу вечному и живому, сию жертву», то почувствовал Дрожь во всем теле и отступил бы от алтаря, если б его не удержали присутствующие, «ибо, — думал он, — кто может предстать перед величием Господа без посредника? Как могу я беседовать с Богом, когда люди боятся предстать и перед земным царем? Здоровье Лютера сильно расстроилось. Раз его нашли в келье в глубоком обмороке, и только звуки музыки привели его в чувство. В обращении с товарищами он стал раздражителен, нетерпим. Его не любили, хотя не могли не уважать. Самая наружность его внушала одновременно и страх, и уважение. Монах с бледным изможденным лицом, на котором отпечатлелось внутреннее страдание, с мрачным взглядом глубоких сверкающих глаз обращал на себя общее внимание. Еще в 1518 году, когда Лютер обрел уже душевное спокойствие, кардинал Каетан говорил про него: «Я едва мог смотреть этому человеку в глаза: они сверкали таким дьявольским огнем». В монастыре действительно многие думали, что он одержим бесовской силой. Один из его биографов-современников рассказывает, что однажды за обедней, во время чтения Евангелия об изгнании беса из глухонемого, Лютер пал на землю с восклицанием: «Не я! Что же, однако, спасло Лютера, что сделало из этого робкого, истерзанного сомнениями монаха того уверенного в себе, мощного бойца, который не побоялся восстать против величайших, веками освященных авторитетов?

Случайно ли, что первый убийца убил именно брата? Это напоминание о том, что убивая кого бы то ни было, мы убиваем своего брата, поскольку все мы дети единого отца. Показать ещё Но история Каина напоминает нам и о том, что первое убийство было совершено из самых высоких, религиозных побуждений. Именно религиозное рвение может обернуться самым страшным грехом.

Вскоре после этого Лютер был направлен преподавателем в Виттенбергский университет. Помимо преподавательской деятельности, он продолжал собственное обучение, чтобы получить степень доктора теологии богословия , и проповедовал в храме. Потрясение Сильным потрясением для молодого богослова стала поездка в Рим в 1511 году, где он своими глазами наблюдал развращенность, царившую среди католического духовенства. В 1517 году Лютер разразился критикой в адрес Римско-католической церкви и конкретно ее роли в спасении души на тот момент он уже два года разрабатывал идею того, что христианин получает оправдание благодаря вере в Божью милость. Дело в том, что в 1517 году римский папа издал документ об отпущении грехов и продаже индульгенций в неверном, но распространенном тогда понимании — отпущении грехов за деньги.

Кем был и что сделал монах Мартин Лютер: христианский богослов и великий реформатор

В 2017 году исполняется ровно 500 лет, как Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге листок со своими 95 тезисами, с чего и началась эпоха, которую. Происхождение и образование Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в саксонском городе Айслебен (курфюршество Саксония). 4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Мартин Лютер Идея, покорившая весь мир 2017. Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий