Конституции рк 1993 г от 28 января и 1995 г от 30 августа

Конституция независимого Казахстана была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, и за это время в основной закон государства неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения. На республиканском референдуме 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан. С принятием новой Конституции завершился процесс формирования президентской республики в Казахстане. Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995 года) (действующая редакция) Читайте на Континент Онлайн! Еще одним декларируемым положением о праве собственности было то, что право частной собственности, т. е. право негосударственных субъектов, является неприкосновенным и никто не может быть лишен своего права иначе как по решению суда (ст. 47 Конституции 1993 г.).

Вы точно человек?

28 января 1993 г. был принят Основной Закон — Конституция независимого Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 29 января 1993 года. Согласно Основному Закону Казахстан объявлен демократическим, светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. — Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 года. 28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан. Конституция состоит из четырех глав, из 21 части, включившей в себя 131 статью.

Раскройте историческое значение Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993 г.

ВИДЫ ICON&STRATEGY ПРЕАМБУЛА ЭВОЛЮЦИЯ История первой Конституции Республики Казахстан начинается с распада Союза ССР и принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР в 1990г. Распад Союза ССР еще можно было отсрочить, но уже. Зауреш Батталова У независимого Казахстана было две Конституции. Первая была принята 28 января 1993 года, вторая, по которой мы сейчас живем – через два года 30 августа 1995 года. 5 сентября 1995 г. (В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы результаты референдума, на котором принята Конституция). День Конституции – государственный праздник, который Казахстан в этом году отмечает уже 23-й раз. Нурсултан Назарбаев 28 июля 1995 подписал указ № 2389 «О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума». Осенью 1995 г. прошли выборы парламента 30 января 1996 г. в Алматы начал свою работу новый законодательный орган — Парламент Республики Казахстан, состоящий из двух палат — Сената и Мажилиса. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года.

Раскройте историческое значение Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993 г.

По историческим меркам это мизерный срок. Но за годы Независимости Основной закон страны окончательно сформировался и стал тем самым главным документом, по которому сегодня живет наше общество. Как это было Известно, что первая Конституция Республики Казахстан принята главным представительским органом страны — Верховным Советом — в 1993 году. Это произошло 28 января. Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 года был создан экспертно-консультативный совет при президенте РК по проекту Конституции. В составе совета был и доктор юридических наук, профессор Майдан Сулейменов. Достаточно сказать, что в него были включены такие известные юристы, как Н.

Шайкенов, К. Колпаков, Б. По воспоминаниям М. Сулейменова, основным автором текста Конституции был Нагашыбай Шайкенов, остальные только корректировали и дополняли подготовленный им текст. В числе разработчиков были ученые юристы Ю. Басин, В.

Ким, А. Котов, Е. Нурпеисов, академики Г. Сапаргалиев, М.

В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества. Долгосрочные приоритеты цели и задачи их реализации Послание Президента страны народы Казахстана — «Казахстан — 2030» Послание президента «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Акмоле во время мероприятий, посвященных юрид.

В основу легли положение работ Назарбаева 1992-1996 г. Стратегия аккумулирует опыт первых лет самост. Поэтому в Послании даны «Повестка дня: 1998 — 2000», и «восемь заданий правительству на 1998 г. Приритеты: 1.

Конституция Республики Казахстан 1993 года В январе 1993 года Казахстан был признан как суверенное независимое государство всеми без исключения странами мира и международными организациями. В начале 1993 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев с трибуны ООН сказал: «Республика Казахстан — это, прежде всего государство независимое и, прежде всего — государство демократическое. Мы стремимся к построению общества, главные ценности которого — экономическое процветание, свобода слова, многоконфессиональность — сегодня являются основополагающими во всем цивилизованном мире». Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР. Ее принятие позволило нормализовать казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления. Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства и на Президента Казахстана возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти на высшем и местном уровнях. Структурно Конституция состояла из преамбулы вводной части , 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Актом принятия первой Конституции независимой Республики Казахстан положено начало созданию правовой базы для становления государственности, обеспечения национальной независимости, установления региональных гарантий гражданских прав и свобод, закреплен переход к социально ориентированной рыночной экономике, к формированию качественно нового законодательства. В Конституции был закреплен также принцип разделения государственной власти на законодательную, судебную, исполнительную. Произошло утверждение и проведение в жизнь принципа прямого действия и верховенства Конституции над всеми другими законами. Принятие первой демократической Конституции — историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. Она открыла новые реальные перспективы построения общества нового типа в нашей республике, способствовала укреплению веры у всех казахстанцев в необратимость происходящих перемен и возможность жить по-новому в суверенном Казахстане. В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом к дальнейшему развитию демократического государства, элементом формирования государственности. Но жизнь не стоит на месте, необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, расширяющий полномочия Президента и конкретизирующий действия государственного аппарата. Все это должно было способствовать повышению эффективности проводимых в республике реформ. Президентом была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти — таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась. Конституция Республики Казахстан 1995 года Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», — такими словами начинается Основной Закон Республики Казахстан. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан.

Это вытекает из содержания статьи 1 Конституции, в котором провозглашено: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В статье 1 пункт 2 Конституции утверждается, что «основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами». Эти конституционные нормы можно считать проявлением национальной идеи Казахстана. В данной Конституции четко прописано: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления» статья 2. Принцип разделения властей статьей 3 Конституция также четко прописала в следующем виде: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Идея прав человека нашла свое воплощение в нашем Основном законе в 30-ти статьях Конституции: с 10 по 39 статьи, которые сконцентрированы в разделе под названием «Человек и гражданин». Нам хотелось бы остановиться на тех правах и свободах человека, которые обсуждались и имплементировались в обществе в наибольшей степени. К примеру, в Казахстане довольно долго обсуждали вопрос об отмене смертной казни, что означало бы реализацию пункта 1 статьи 15 Конституции: «Каждый имеет право на жизнь». На первом этапе этого пути стало принятие Уголовного кодекса, который сократил значительное число преступлений, за совершение которых применялась бы смертная казнь. На втором этапе Президент страны в конце 2003 года ввел мораторий на исполнение этого исключительного вида уголовного наказания. За 12-летний период действия моратория в стране не было всплеска преступности, включая совершение тяжких преступлений. Поправка, которую внесли в статью 15 Конституции, действительно гарантирует человеку право на жизнь в виде моратория на смертную казнь. Вместе с тем, в пункте 2 этой же статьи Конституции записано, что смертная казнь «устанавливается законом как исключительная мера наказания» только за «террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании». Статья 20 Конституции гарантирует свободу слова, запрещает цензуру. При этом каждый «имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом». Эти конституционные положения детализированы в Законе Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», в Законе Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации».

Особенности конституционного строительства суверенного Казахстана

5 сентября 1995 г. (В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы результаты референдума, на котором принята Конституция). В результате всенародного голосования (референдума), в котором приняли участие 90% избирателей, а 89% проголосовали за, 30 августа 1995 г. была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. один из основных государственных праздников. В 2023 году страна празднует 28 лет со дня принятия основного закона, определяющий его место в мировом сообществе и задающий курс в развитии. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года.

Принятие новой конституции РК. (1995)

Масштабные изменения в Конституцию были внесены после референдума в 2022 году. Что изменилось в Конституции после референдума Республиканский референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана прошел 5 июня 2022 года. Основные изменения, коснувшиеся главного закона: Казахстан переходит от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Казахстанцы могут самостоятельно обращаться в Конституционный суд. Смертная казнь запрещается. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни.

Депутатский корпус мажилиса будет формироваться по смешанной избирательной системе. Президентскую квоту в сенате сократят, квоту Ассамблеи народа Казахстана в мажилисе упразднят. Мажоритарная система позволит отозвать депутата по желанию избирателей.

История Лекция: Чем отличается Конституция 1993 года от Конституции 1995 года? Новая Конституция Республики Казахстан имела большое значение в укреплении государственной независимости республики, создании новых органов государства. Конституция Республики Казахстан 1993 г.

В это время ещё не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать более широкими полномочиями, чем президент и правительство. РК стал парламентской республикой. Парламентская республика — это такая форма реализации государственной власти, когда главная роль принадлежит политическим партиям, каждая из которых при этом преследует свои цели. В условиях отсутствия крупных политических объединений, имеющих свою социальную базу, их незрелости о парламентской республике не могло быть и речи.

Юридические науки. После продолжительной работы специальной комиссии был опубликован текст новой Конституции суверенного Казахстана, которая была принята Парламентом Республики Казахстан 28 января 1993 г. По мнению, Н. Калишевой, это был исторический правовой акт, совершенно по-новому определивший государственный и общественный строй Казахстана [6, с. Конституция Республики Казахстан 1993 года содержала следующие новеллы: — в преамбуле использована формула «казахская государственность», означавшая признание политического самоопределения казахской нации; — провозглашение республики Казахстан «как формы государственности самоопределившейся казахской нации», как демократического, светского и правового государства; — утверждение, что «народ Казахстана является единственным источником государственной власти Республики»; — признание принципа разделения государственной власти на три ветви и положение о том, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти «взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов» например, институты относительного вето Президента, преодоление вето Президента, отставки Президента, отставки Кабинета Министров в целом и каждого его члена в отдельности, досрочного освобождения члена Кабинета Министров от должности Президентом по предложению Верховного Совета. Хотя следует отметить, что система сдержек и противовесов не позволяла полностью реализовать принцип разделения власти ; — введение института президентства, переход на парламентскую систему; — признание политического плюрализма в форме многопартийности; — признание приоритета свобод и прав человека и гражданина; — признание частной собственности с разрешением свободы экономической деятельности; — признание двойного гражданства [7]. Конституция Республики Казахстан 1993 года решила три важнейшие задачи: 1 юридически оформила независимость государства; 2 легитимировала Казахстан как независимое государство в международном сообществе; 3 утвердила в стране, в ее общественно-политической и правовой сферах ряд таких институтов, которые до того были либо практически неведомы нашему обществу, либо были известны в искаженном «реальным социализмом» виде [10]. Одновременно с этим, Конституция 1993 г. Во-первых, неопределенной оставалось форма правления и государственного устройства: является ли она президентской или парламентской республикой? Во-вторых, как считает С. Зиманов, объявление Президента главой государства и гарантом Конституции Республики Казахстан не сопровождалось автоматическим закреплением конституционных принципов и прав, определяющих содержание функции и ответственность высшей власти: не был установлен порядок роспуска Парламента, назначения новых выборов в условиях кризиса, а Парламент не был наделен полномочием отречения Президента от должности в случае совершения преступления или потери морального права занимать этот высокий пост [5, с. В-третьих, компетенция правительства была определена в общих чертах, при этом допущена двойственность его положения — ответственность Кабинета Министров перед Президентом и подконтрольность Верховному Совету по вопросу исполнения законов; закрепление двоевластия по вертикали и раздвоения регионального правления: с одной стороны, Верховный Совет как высший представительный орган, Советы в регионах, а с другой, учреждаемое Президентом исполнительное правление на местах в лице глав администраций. В-четвертых, принцип разделения власти не сопровождался конституционным механизмом преодоления противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти [1, с. В связи с отмеченными недоработками Конституции 1993 г. С этой целью в мае 1995 г. Новая Конституция Республики Казахстан, более адекватно отвечавшая реалиям суверенного развития Казахстана, была принята 30 августа 1995 г. Конституция Республики Казахстан 1995 г. Согласно статье 1 Конституции, «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [8]. Конституция 1995 г. Президент является главой государства и исполнительной власти.

Внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответственно Парламента или Мажилиса Парламента. Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет. Выборы депутатов Парламента Республики регулируются конституционным законом. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. Статья 52[ править ] 1. Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата. Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и иных предусмотренных Конституцией и конституционным законом случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при: 1 его выезде на постоянное место жительства за пределы Казахстана; 2 вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда; 3 утрате гражданства Республики Казахстан. Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при: 1 выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка; 2 прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка; 3 отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу. Полномочия назначенных депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики. Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случаях роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента. Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пункта 3 настоящей статьи, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан. Парламент на совместном заседании Палат: 1 по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; 1-1 принимает конституционные законы; 1-2 проводит повторное обсуждение и голосование по конституционным законам или статьям конституционного закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеет возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает конституционный закон. Если возражения Президента не преодолены, конституционный закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 2 утверждает отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству; 3 исключен Законом Республики Казахстан от 10. Статья 54[ править ] 1. Парламент принимает законы в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, в том числе: 1 утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения; 2 устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы; 3 устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана; 4 учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики; 5 решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи; 6 решает вопросы амнистии; 7 ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате: 1 обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета; 2 проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеют возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 3 проявляет инициативу о назначении республиканского референдума. Статья 55[ править ] К исключительному ведению Сената относится: 1 избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги; 1-1 по представлению Президента Республики Казахстан избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан; 2 дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики; 3 лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан; 4 исключен Законом Республики Казахстан от 21. К исключительному ведению Мажилиса относится: 1 принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов; 2 большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики; 3 объявление очередных выборов Президента Республики; 3-1 заслушивание два раза в год отчета Председателя Высшей аудиторской палаты; 4 осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента. Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству. Статья 57[ править ] Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты: 1 назначает на должности трех судей Конституционного Суда; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты; 2 делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции; 3 избирает половину членов совместных комиссий Палат; 4 прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности; 5 проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания; 6 вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства; 7 формирует координационные и рабочие органы Палат; 8 принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты. Статья 58[ править ] 1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат. Председатели Палат Парламента: 1 созывают заседания Палат и председательствуют на них; 2 осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат; 3 представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат; 4 обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат; 5 руководят деятельностью координационных органов Палат; 6 подписывают акты, издаваемые Палатами; 7 представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты; 8 выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента. Председатель Мажилиса: 2 созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат. По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения. Статья 59[ править ] 1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.

Конституция Республики Казахстан 1993 года

То, что подходило для советского устоя жизни, нужно было модифицировать и адаптировать к современным реалиям… — В условиях обретения подлинного суверенитета и государственной независимости Казахстан должен был в кратчайшие сроки разработать новый Основной закон государства как полноправного субъекта международного права и конституционной законности для своих граждан. Депутатам Верховного Совета предстояло реализовать задачу по разработке новой Конституции уже независимого государства Центральной Азии. Конституция РК должна была закрепить новый общественно-экономический строй, форму правления, государственного и административно-территориального устройства, а также права и обязанности личности. Председатель Верховного Совета Казахстана Серикболсын Абдильдин отмечал, что необходимо было «внести изменения и дополнения в действующую Конституцию норм департизации органов власти и правоохранительных органов». Между тем, в обществе разгорелись горячие дискуссии, какой должна была быть новая Конституция.

Немалое число граждан Казахстана и самих депутатов Верховного Совета были привержены морали и традициям советского прошлого. В то же время ряд вновь созданных общественных движений и партий Казахстана — «Азат», Социал-демократическая партия, призывали распустить Верховный Совет, где мощное представительство имели руководители крупных предприятий и военных организаций. Они критически отзывались о депутатском корпусе, избранном еще в советский период. Первая Конституция Республики Казахстан после общенародного обсуждения и всестороннего рассмотрения в Верховном Совете РК была утверждена 28 января 1993 года.

Основной Закон государства включал 4 раздела и 21 главу, 131 статью и 13 дополнительных в «Переходных положениях». Как и в принятых ранее «Декларации о государственном суверенитете» 1990 г. В Конституции были торжественно провозглашены такие важнейшие и основополагающие принципы суверенитета, как целостность, неприкосновенность и неделимость территории. Эйфория независимости и сбывшаяся мечта казахов о восстановлении своей национальной государственности привели к тому, что в Конституции Республика Казахстан была объявлена формой государства самоопределившейся казахской нации при условиях обеспечения равных прав всем ее гражданам.

Статья 58. Религиозные объединения отделены от государства. Государство не может отдавать предпочтение какой-либо религии или атеизму. Не допускается создание политических партий на религиозной основе. Религиозные объединения не должны преследовать политические цели и задачи. Общие положения Статья 59.

Государство является официальным представителем народа и через свои органы и институты выражает его волю. Статья 60. Государство, его органы и должностные лица действуют в рамках законно установленных полномочий. Статья 61. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на ответственности государственных служащих перед народом республики и ее каждым гражданином; равных правах при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Государственные служащие должны обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан, поддерживать авторитет государства и его органов.

Глава 12. Верховный Совет Статья 62. Верховный Совет является единственным законодательным и высшим представительным органом Республики Казахстан. Численный состав, организация и порядок деятельности Верховного Совета определяются конституционным законом. Статья 63. Верховный Совет Республики Казахстан избирается сроком на 5 лет.

Полномочия Верховного Совета оканчиваются с момента начала работы первой сессии его нового состава. Статья 64. Статья 65. Председатель Верховного Совета Республики Казахстан избирается Верховным Советом на первой сессии из числа депутатов Верховного Совета, владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов. Председатель Верховного Совета: 1 созывает сессии Верховного Совета; 2 осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом; 3 председательствует на заседаниях Верховного Совета; 4 представляет Верховному Совету кандидатуры на должности заместителя Председателя Верховного Совета Республики Казахстан; 5 от имени Верховного Совета подписывает межпарламентские соглашения; 6 осуществляет другие полномочия по вопросам деятельности Верховного Совета, возложенные на него Конституцией и законами Республики Казахстан. Статья 66.

Заместители Председателя Верховного Совета Республики Казахстан выполняют по уполномочию председателя отдельные его функции и замещают председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 67. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан является представителем народа республики. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан имеет право выражать свое мнение и голосовать по своему убеждению. Голосование на заседаниях Верховного Совета и его органов депутатом осуществляется лично. Статья 68.

Депутат Верховного Совета Республики Казахстан не может занимать должность вне Верховного Совета, быть депутатом другого представительного органа, осуществлять предпринимательскую деятельность. Статья 69. Депутат Верховного Совета Республики Казахстан неприкосновенен: он не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Верховного Совета. Он не может быть задержан, за исключением случаев задержания на месте преступления. Правовое положение депутата Верховного Совета Республики Казахстан определяется конституционным законом. Статья 70.

Сессия Верховного Совета Республики Казахстан открывается и закрывается на его пленарных заседаниях. Заседания Верховного Совета проводятся открыто. По предложению одной пятой части депутатов или Председателя Верховного Совета решением большинства от общего числа депутатов заседания Верховного Совета могут проводиться закрыто. Статья 71. Статья 72. Законы и иные решения Верховного Совета Республики Казахстан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.

Конституция Республики Казахстан принимается большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета. Статья 73. Проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни, относящиеся к ведению Верховного Совета республики, могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Статья 74. Для принятия гражданами Республики Казахстан законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни может проводиться республиканский референдум. Порядок его организации и проведения устанавливается конституционным законом Республики Казахстан.

Глава 13. Президент Статья 75. Президент Республики Казахстан является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти республики. Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики. Статья 76. Президент Республики Казахстан избирается сроком на пять лет.

Президент вступает в должность с момента принесения присяги в третью среду января на заседании Верховного Совета: "Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан". Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента. Лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд. Статья 77. Президент не вправе быть депутатом представительного органа республики, занимать должности в иных государственных органах и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность. Статья 78.

Президент Республики Казахстан: 1 принимает необходимые меры по охране государственного суверенитета, конституционного строя, обеспечению безопасности, территориальной целостности республик, прав и свобод граждан; 2 подписывает законы Республики Казахстан, вправе не позднее чем в двухнедельный срок после представления закона на подпись возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон. Президент Республики Казахстан не вправе делегировать каким-либо органам и должностным лицам свои полномочия как главы государства. Статья 79. Президент республики на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Казахстан издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Статья 80.

Президент Республики Казахстан неприкосновенен. Статья 81. Вице-президент Республики Казахстан избирается вместе с Президентом республики и по его полномочию выполняет отдельные функции Президента и замещает его в случае отсутствия или невозможности осуществления Президентом своих обязанностей. Вице-президент не вправе быть депутатом представительного органа республики, занимать должности в иных государственных органах и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность. Вице-президент неприкосновенен. Статья 82.

Президент и вице-президент республики вправе подать в отставку в случае невозможности, по их мнению, дальнейшего осуществления своих полномочий. Отставка Президента считается принятой, если за это подано не менее 23 голосов от общего числа депутатов Верховного Совета. Статья 83. В случае отставки Президента республики, его кончины полномочия Президента переходят к вице-президенту. При невозможности вице-президента принять на себя обязанности Президента, они переходят к Председателю Президиума Верховного Совета. В этих случаях выборы Президента должны быть проведены в двухмесячный срок.

В случае отставки вице-президента, его кончины Президент по согласованию с Верховным Советом назначает вице-президента. Глава 14. Кабинет Министров Статья 84. Кабинет Министров является правительством Республики Казахстан и правомочен решать вопросы государственного управления. Правовой статус и компетенция Кабинета Министров определяется конституционным законом. Члены Кабинета Министров не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные должности в государственных органах республики и общественных объединениях или осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статья 85. Кабинет Министров ответствен перед Президентом Республики Казахстан. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Кабинет Министров имеет право заявить Президенту республики о своей отставке в случае, если он считает невозможным осуществление возложенных на него функций. Каждый член Кабинета Министров вправе подать в отставку. Статья 86.

Кабинет Министров на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан издает акты, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Статья 87. Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров, подписывает постановления Кабинета Министров, издает распоряжения, выполняет иные возложенные на него функции. Статья 88. Верховный Совет Республики вправе заслушать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законов Республики Казахстан. В случае нарушения членом Кабинета Министров Конституции и законов республики Верховный Совет вправе поставить перед Президентом республики вопрос о досрочном освобождении его от должности.

Глава 15. Территориальная организация государства и местное управление Статья 89. В целях осуществления государственного управления территория Республики Казахстан делится на установленные законом административно- территориальные единицы. Статья 90.

Вторым принципиальным отличием Конституции РК 1995 г.

В этом отношении собственность, как и иное вещное право, рассматривается как обязанность управомоченного лица. Примером подобного рассмотрения как раз и выступает положение, закрепленное в пункте 2 статьи 6 Конституции РК 1995 г. Маттеи считает, что «между крайностями, в качестве которых выступают священная неприкосновенность прав собственника в американофранцузской модели, с одной стороны, и запрет на частную собственности в социалистическом праве — с другой, лежит такое представление о защите права собственности, как «социальная функция» последнего. Данная концепция, введенная в научный оборот в начале XX в. Если затронуть эту проблему шире, то можно заметить, что впервые конституционная формулировка о том, что собственность обязывает, появилась в статье 153 Конституции Еерманской империи 1919 г.

Один из российских исследователей конституционных основ права собственности В. Гребенников замечает, что «объективности ради следует отметить, что даже не все сторонники теории социальной функции собственности разделяли этот подход. В частности, Еедеман полагал, что появившаяся впервые в конституционном документе «идея обязанностей в хозяйственной жизни», как выражение «духа времени», отражает наспех построенное политическое здание Конституции 1919 г. Другие исследователи указывают, что растущие ограничения права собственности доказывают исчезновение самого права собственности и появление вместо него права на «санкционированное государством использования своего имущества». Кроме того, может существовать максимально расширенное понятие права собственности.

В соответствии с этим собственность представляет собой «закрепленную в праве сумму экономических отношений, существующих в обществе. Расширенное понимание собственности становится предметом обсуждения и у нас, и некоторые правоведы, например Л. Морозова, предлагают рассматривать это явление с комплексных, общеправовых позиций. Мы не исключаем возможности и целесообразности расширенного понимания и рассмотрение собственности как общеправовой категории, но определять собственность и право собственности посредством обязанности — слишком односторонне. Собственность, принадлежность вещей лицу на другом субъективном вещном праве, выступает как благо, способствующее удовлетворению частных интересов субъектов гражданского оборота.

В тех правоотношениях, в которых собственник обладатель иного вещного права выступает обязанным лицом, он является участником других, не вещно-правовых, а обязательственно-правовых гражданских или публично-правовых отношений. Например, собственник недвижимости обязывается публичной властью платить различные платежи в бюджет или должен передать вещь другому лицу, если он выступает стороной по обязательству, например по договору купли-продаже, и т. К тому же согласно статье 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Это качество отношений собственности — собственность как благо, как субъективное, одно из основополагающих прав человека, обеспечивающее ему материальную и личную свободу и независимость, — в данном случае упускается из виду. Кроме отмеченных нами особенностей нормативных положений о собственности Конституции РК 1995 г.

Сулейменов выделяет еще три: 1 принципиальным новым решением, по мнению автора, является возможность частной собственности на землю. При этом он все-таки отмечает, что право собственности на землю по пункту 3 статьи 6 имеет характер общего правила, а положения этой же статьи относительно возможности частной собственности на землю носят исключительный характер; 2 положение Конституции о том, что граждане Республики Казахстан в частной собственности могут иметь любое законно приобретенное имущество и что собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом; 3 важное значение имеет также положение пункта 3 статьи 26, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Но вместе с тем М. Сулейменов отмечает декларативный характер этого положения Основного закона страны. Иначе видит этапы развития конституционных положений о собственности российский исследователь В.

Гребенников, который считает, что они сводятся к основным четырем: 1. Изначально частная собственность рассматривается как форма производная от общественной коллективной и государственной собственности.

Проект был воспринят положительно. Однако, несмотря на интенсивную работу по подготовке Союзного договора он так и не был заключен. И как оказалась, движение за суверенизацию в бывших союзных республиках было намного сильнее, чем новое объединительное движение, ведущее к Союзу суверенных государств. Именно в этих сложнейших политических условиях разрабатывалась и 25 октября 1990 г. Высшей, наиболее развитой формой социальной власти, единство всеобщей и мобилизирующей, способной на определенной территории сплотить людей в один народ, является власть государственная. Сущность ее — суверенитет. Суверенитет — сущность государственной власти, которая реализуется в деятельности государства по осуществлению социальных функции власти.

Государственная власть не подчинена власти какого-либо другого государства, то есть независимо вовне, и верховна внутри страны, потому как она централизована и едина. Можно сказать, что эволюция Казахстана к конституционализму вбирает в себя практически весь двадцатый век. Ее, с известной долей условности, можно разделить на следующие основные периоды, это: досоветский — 1900-1917 гг. И, после неудавшегося в результате гражданской войны опыта национально — территориальной автономии Алаш, с республиканским парламентско — президентским строем в рамках демократической Федеративной России, надежды на которую давала февральская буржуазно — демократическая революция 1917 г. Была определена территория казахстанской автономии в составе Российской Федерации. Нельзя не отметить, что ретроспекция этого периода приводит к выводу, что он оказался во всей советской истории Республики если не наиболее, то весьма благотворным для политического самоопределения казахской нации в пространстве этногенетической родины своих предков как необходимой основы ее консолидации в государственно-территориальную общность и для дальнейшего становления государственного суверенитета. Юридические признаки последнего уже складывались и проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствовать на территории Казахстана, наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР. Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда он заимел повышенный статус непосредственного субъекта советской Федерации и по Конституциям Казахской ССР 1937 и 1978 гг.

Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г)

Что изменилось в Конституции после референдума Республиканский референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана прошел 5 июня 2022 года. Основные изменения, коснувшиеся главного закона: Казахстан переходит от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Казахстанцы могут самостоятельно обращаться в Конституционный суд. Смертная казнь запрещается. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Депутатский корпус мажилиса будет формироваться по смешанной избирательной системе. Президентскую квоту в сенате сократят, квоту Ассамблеи народа Казахстана в мажилисе упразднят. Мажоритарная система позволит отозвать депутата по желанию избирателей.

Исключены положения об особой роли и привилегиях первого президента.

Происходящие в республике после принятия Конституции 1993 г. Причины принятия Конституции 1995 г. Назарбаевым в докладе на второй сессии Ассамблеи народа Казахстана Необходимость закрепления частичной частной собственности на землю Изменение статуса русского языка, который, согласно Конституции 1993 г. Такой статус русского языка не только принижал его роль, но и противоречил принципу свободного выбора каждым человеком языка своего общения. Приведение норм о правах человека в соответствие с международными нормами Решение вопроса о гражданстве. В целом в Конституции 1993 г.

Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики. Отличие конституции 1995 от конституции 1993г. Как в любом правовом государстве. В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества. Где мы находимся сегодня?

В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики. Статья 6 1. В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

Конституция Республики Казахстан

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. См. разъяснения в постановлении Конституционного Совета РК от 29 марта 1999 г. № 7/2, Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 1. В результате всенародного голосования (референдума), в котором приняли участие 90% избирателей, а 89% проголосовали за, 30 августа 1995 г. была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий