Для основной части публичного выступления не характерно

Наиболее развёрнутое и подробное членение компонентов композиции политической речи представлено в работах Е. Н. Зарецкой и М. Р. Львова, выделившие в структуре публичной политической речи восемь компонентов и принявшие за основу структуру Квинтилиана. Такой подход позволяет удерживать внимание аудитории во время выступления. А еще он помогает слушателю быстро восстановить в памяти основные тезисы доклада уже после выступления. 3. Повседневная подготовка публичного выступления. 4. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. 5. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией. 6. Основные типы устной публичной речи.

Виды, особенности и правила публичного выступления

Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив. После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут. Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям.

Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям. Продумывание начала и завершения выступления Возможные ошибки Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки: Демонстрируют отсутствие уверенности докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей. Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя. Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.

Средняя оценка: 4. Публичной называют такую речь, которая рассчитана на аудиторию, на восприятие значительным количеством слушателей. Именно публичному стилю речи посвящена наша статья. Устная или письменная По большей части публичная речь — это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи: ориентированность на слушателя; использование невербальных средств общения то есть не словесных: мимики, жестов, интонации. Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи: она далеко не всегда спонтанна — напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена; она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле — напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов. Качество публичной речи На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы. Например, психологические: заинтересованность говорящего в предмете речи; желание аудитории слушать выступление; доступность и занимательность тематики и т. Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории. Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.

И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью.

Он же и ввел термин «проксемика» от англ.

Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. Визуальный контакт. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше по сравнению с нормальным состоянием.

Часто встречается так называемый взгляд искоса. Пусть в выступлении проявляется ваша личность и ваш жизненный опыт Большинство людей мало интересуется заслушиванием длинных монологов. Пусть перед вами будут записаны основные тезисы, факты, цифры, цитаты возможно — на карточках.

Будьте естественны и непосредственны. Поэтому говорите так, как вы мыслите. Вообще, легкий налет юмора украсит даже самое серьезное выступление.

Акцентируйте важные слова, подчиняйте им менее важные. А ведь это только простейший пример! Повторяйте главные мысли, но не повторяйте одни и те же фразы.

Потренируйтесь предварительно выражать одну и ту же мысль несколькими способами. Разумеется, напрямую копировать рекламные приемы не всегда целесообразно, но поучиться есть чему. Помните, что конец вашего выступления запомнится лучше, чем любая другая его часть.

Поэтому вложите в ваши заключительные слова особый смысл. Помните о пользе самообучения и тренировки. Практикуйтесь, даже когда это не входит в ваши непосредственные обязанности.

Спор, его цели и подходы к нему. Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя отстаивая и опровергая оппонируя мнение собеседника противника , претендует на монопольное установление истины. Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Техника убеждения. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями. Этот метод особенно хорош, если партнер слишком агрессивен.

Таким образом, в споре лучше всего поступать сообразно обстоятельствам. Принципы ведения спора. Принцип предварительной подготовки к ведению спора.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон. Принцип последовательного анализа альтернатив.

Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени. Принцип корректного ведения спора.

Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас.

Вступление закончилось.

В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И. Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств.

Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост. Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно».

Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: «Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол». И призыв к действию как конечная точка: «Так выпьем же за нашего именинника! Аудитория следует за призывом к действию.

То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию. Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю.

Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны. Задача первого этапа — любой ценой привлечь внимание слушателей, иначе остальная часть лекции может пройти впустую.

Взволнуйте зрителей. Обозначьте основные проблемы, связанные с темой вашего доклада.

Русский язык и культура речи

Правила выступления на публике Для того чтобы выступление было успешным, оратору необходимо соблюсти несколько несложных правил. Начать нужно с того, чтобы определить цель вашего выступления. Чего вы хотите им добиться? Повышение по карьерной лестнице, разрешение научного спора, новые инвесторы — да все что угодно. Затем следует определить свою целевую аудиторию. Перед кем вам придется выступать? Чтобы добиться своей цели, сформулируйте, чего хочет слушатель, и подумайте, как сделать так, чтобы выступление было в его мире.

От этого зависит стиль и сам текст. Когда будете составлять текст — не удаляйтесь в художественные дебри. Помните, краткость — сестра таланта. Обязательно вычитайте текст, прочитайте его заранее на камеру, посмотрите, как выглядит и слышится со стороны ваше выступление. Вступление должно быть энергичным. Не мямлите, не мнитесь.

Помните, что вы должны управлять аудиторией, а не она вами. Во время выступления ведите диалог с публикой. Монологи слушать достаточно скучно если это, конечно, не монолог Гамлета , а в форме диалога вы можете взаимодействовать с залом, смотреть на реакцию людей, импровизировать — все это повышает результативность вашего выступления. Главная мысль вашего выступления должна быть понятна публике.

Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности.

Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…». Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т.

Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией. Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию. Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами».

Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот! Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи.

Такая встреча могла стоить жизни и требовала особой подготовки.

Те времена давно прошли, а искусство красноречия осталось. Умение говорить уверенно, ясно и четко излагать свои мысли является залогом успеха и сегодня. И сегодня навыки публичного выступления требуют не менее серьезной подготовки, чем в давние времена. Именно подготовка позволяет обрести уверенность в себе, решительность и самообладание. Она важна как для начинающих, так и для мастеров этого дела. Великие ораторы готовят свое выступление, не жалея на это времени и сил. Подготовка — это один из секретов мастерства.

Как же подготовиться к «встрече с драконом»? Найдите значимую тему Каждая аудитория, будь то руководители, продавцы или менеджеры состоит из отдельных личностей. Каждый человек, обладает своей душой, составляющей часть сердца аудитории. Успешный оратор, тоже является элементом единого целого. Той активной частью, которая заставляет это сердце биться. Чтобы слиться с аудиторией и вызвать у людей желание слушать вас снова и снова, остановите свой выбор на теме, которая значима и актуальна для слушателей. Для этого соберите перед выступлением информацию об аудитории: — Перед кем вы будете выступать?

Что они ценят? Используйте эту информацию, чтобы каждый сидящий в зале чувствовал, что вы говорите исключительно для него. Чтобы «сердце аудитории» билось, нужна сила и энергия. Вы сможете заразить, зацепить, взволновать аудиторию только в одном случае, когда вы сами проникнуты темой, и она будоражит вашу душу. Когда у вас есть жгучее желание выступить и донести до людей что-то очень важное. Представьте себе молодого влюбленного человека. Ему очень хочется доставить удовольствие своей избраннице.

Он покупает ей цветы, конфеты, дарит подарки и через это выражает свое отношение. Загляните в историю. Раньше молодые люди, могли неделями ждать ответа на предложение руки и сердца. Что происходило с ними в этот момент — они засыпали с мыслями о любимой и просыпались с мыслями о ней. Они проводили это время в мечтах и практически доводили себя до «голодного» состояния. Представляете, когда наступал долгожданный момент, как говорил такой мужчина. Да и говорить, как правило, было уже не нужно.

От этого человека шла такая сила, что достаточно было пары жестов, а все остальное чувствовалось. Так ведь это же любовь скажете вы, а как быть в остальных случаях?

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Методика публичного выступления

Во вступлении также подчеркивается актуальность темы, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. • Основная часть публичного выступления является наиболее важным его элементом, так как именно в рамках нее. Публичное выступление — это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности. Наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. Правила и приемы публичного выступления Сегодня поговорим про ораторское искусство. Мне кажется, тема «публичное выступление» актуальна для многих людей, независимо от пола и возраста, социального статуса и профессии, характера и национальности. Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти. Если столкнулись с такими трудностями, смените подход. Не пытайтесь написать речь сплошным потоком от начала до конца. Вместо этого разделите будущее выступление на три основных части.

Как подготовить публичное выступление

Для осуществления речевого акта в условиях У. п. р. характерно особое соотношение адресанта и адресата речи, при котором осуществляется преимущественно одностороннее воздействие адресанта речи на её адресата. Каковы общие требования к публичному выступлению? В чем заключается работа над речевой формой публичного выступления? Расскажите о четырех основных способах подготовки к публичному выступлению. Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение. Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика.

V.4. Структура публичного выступления

Практика публичного выступления 1.1. понятие публичного выступления. Риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели.
План публичного выступления: как его составить? Рекомендации по работе над планом публичного выступления от Поля Л. Сопера, автора книги «Основы искусства речи»: 1. Пользуйтесь полным предложением для формулирования пунктов плана. 2. Разделите план на три части (вступление, основную часть и заключение).
Урок русского языка "Подготовка публичного выступления" - Уроки Совы Филиновны Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению.
Подготовка речи 2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.
План публичного выступления - как подготовить публичное выступление | Школа Алексея Соболева Основная часть публичного выступления является наиболее важным его элементом, так как именно в рамках нее оратор излагает свои основные мысли и идеи, приводит аргументы в защиту своей позиции по рассматриваемому вопросу, а также оценивает иные точки зрения.

Как подготовить публичное выступление

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками? С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей. При жестикуляции существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе -не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами.

Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в вашей правоте [6]. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей.

Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. При этом необходимо считаться со следующими правилами [4]. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими. У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица.

В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор.

Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта. Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. В публичном выступлении необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику. Во время выступления нужно постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Хофф [2]. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Снелл [12]. Глава IV. Как завершить выступление Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и, если заключения нет - суть выступления ускользает от слушателей. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно , то заключение может отличаться от заготовленного.

Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным. На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил! Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора. Каждому из опрашиваемых были заданы следующие вопросы: 1.

Сколько вам лет? Вы ученик или учитель? Испытываете ли вы чувство страха во время публичного выступления? Всех респондентов, принявших участие в анкетировании, я разделила на 5 возрастных категорий 11-14 лет, 15-18 лет, 19-35 лет, 36-60 лет, старше 60 , согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона. По информации, полученной мною от школьного психолога, можно сказать, что страх публичного выступления имеет разную интенсивность и качество проявления, он находится в прямой зависимости от возраста и гендерной принадлежности анкетируемых. Кроме того, я выяснила, что психологии выделяют следующие мотивы тревожности: 1. По результатам анкетирования я пришла к выводу, что у категории учащихся от 11 до 14 лет 5-8 классы страх публичного выступления выражен в сильной степени[Приложение 10]. На основании данных психодиагностик, предоставленных психологом школы, можно констатировать, что основными мотивами страха публичного выступления в данном возрасте являются страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. У учеников 15-18 лет страх выступления перед публикой выражен в средней степени[Приложение 10]. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте накал тревожности снижается и меняется качество её проявления.

Основными мотивами здесь выступают страх самовыражения и фрустрация потребности в достижении успеха. Как показывает анкетирование, учителя от 19 до 35 лет также испытывают сильное чувство тревожности во время публичного выступления[Приложение 10]. Я думаю, это можно объяснить тем, что они находятся в начале своей профессиональной деятельности, делают только первые шаги на пути к карьере. Для данной возрастной категории характерен страх несоответствия ожиданиям окружающих и страх самовыражения. Для меня было удивительно то, что у педагогов в возрасте 36-60 лет страх публичного выступления тоже выражен сильно [Приложение 10]. Казалось бы, это период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, он точно знает, в каком направлении ему развиваться, многие уже добились значительных успехов, но «боязнь публики» до сих пор их преследует! Хочу уточнить, что учителя данной возрастной категории испытывают страх не перед аудиторией учащихся, а перед аудиторией своих коллег, когда им приходится находиться в конкурсных условиях или подтверждать профессиональные знания.

Работа над планом, композицией речи — творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего. Словесное оформление публичного выступления При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст.

Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность. Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». А римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи». Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предварительно написаны. Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму.

Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца. Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст.

Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 1. Вступительное замечание. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно. Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое замечание. Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности. Основная часть выступления.

Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом.

Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели.

Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Риторика: Практикум

Основы мастерства публичного выступления один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления.
Особенности публичного выступления. Ораторская речь Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Тема 4. Подготовка к публичному выступлению

Нужно еще раз скорректировать цифры, имена, даты, названия, чтобы не перепутать их в выступлении. На этой стадии некоторые опытные выступающие прибегают к своего рода эксперименту — мысленному проговариванию материала, и даже полному произнесению вслух, как можно реже заглядывая в конспект или текст. Кстати, проговаривание вслух лучше всего позволяет рассчитать время выступления. При этом уместны два правила: 1. Намечай заранее, какие части подготовленного выступления могут опускаться без ущерба для содержания описания, примеры, иллюстрации и т. Что делать с заданными вопросами? Но нужно помнить, что ответы на вопросы после выступления — это на самом деле наиболее важная и трудная часть вашего выступления. Она требует высокой общей культуры, страстности, нередко находчивости, остроумия.

Даже один неудачный ответ может существенно подорвать авторитет выступающего в данной аудитории и тем самым ухудшить общее впечатление от выступления. И еще — слушателям импонируют ораторы-эрудиты. Все отмеченное говорит о необходимости развития особого навыка анализировать вопросы слушателей: о чем спросили? Кроме того, нужно уметь выделять вопросы-сигналы, указывающие на то, что что-то было недостаточно ясно изложено, и вопросы о желании узнать больше, понять глубже — самый ценный результат выступления. Особо должно настораживать отсутствие вопросов. Это зачастую сигнализирует о неудаче выступления. При ответах на вопросы после выступления рекомендуется придерживаться следующего: 21 1.

По окончании выступления быстро просмотри поступившие письменные вопросы, сгруппируй их: оставь на конец те, на которые можешь дать наиболее удачные ответы усиление. На вопросы отвечай правдиво, по существу. Выявляй демагогические вопросы, раскрывай их тенденциозность, нередко — лживость. Развивай в себе находчивость и смелость. Не можешь ответить — говори прямо: не знаю, поищу ответ, если найду, постараюсь сообщить ответ. Никогда не отвечай на вопросы скороговоркой. По возможности переводи ответы на вопросы, если ситуация позволяет, в русло свободной беседы, обмена мнениями, дискуссии.

Сохраняй записи с вопросами, обобщай вопросы, используй в будущих выступлениях. Анализируй вопросы после каждого повторного выступления на одну и ту же или близкую тему. Об этом, кстати, говорят и психологические особенности состояния после выступления, когда в голове выступившего вновь и вновь прокручиваются те или иные места выступления, удачные или неудачные. Необходимо специально разобраться в том, как было воспринято выступление? Что доходит легко до слушателей, а что требует иного изложения. Нет ли усыпляющих длиннот, скучных мест? Не было ли излишней торопливости?

Не чересчур ли схематичным оказалось выступление? Не изменить ли что-либо в плане, композиции? Сразу же после выступления следует, пока не забылось, отметить то, что было придумано по ходу данного выступления авторские новации , распределение материала по времени, вопросы, вызвавшие затруднения, а то и вовсе оставшиеся без ответа. Важно приучить себя собирать по всем возможным каналам информацию о качестве своих выступлений, как бы неприятно это порой ни было. Работа над его формой, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости. Форма выступления — начало подвижное и активное. Она по принципу обратной связи воздействует на содержание, на настроение выступающего и слушателей, способствуя или не способствуя достижению целей выступления.

Форма наряду с содержанием выступления, является одним из важнейших критериев, по которым судят о качестве выступления, порой, правда, ошибочно сводя все выступление именно и только к форме. К числу важнейших элементов формы публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование формы выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. Так традиционно правильным считается использование так называемого индуктивного способа изложения для менее подготовленной аудитории, а для более подготовленной — дедуктивного. Некоторые пособия содержат пожелание о том, что большинство выступлений, связанных с общественно-политической проблематикой, следует строить с использованием исторического, или хронологического принципа. В целом, однако, не существует единого рецепта, по которому бы можно было выбрать безошибочно нужный способ изложения. Поэтому разумно, думается, осваивать специально все возможные, все существующие способы изложения материала.

Индуктивный способ изложения. Этот способ предполагает начинать с отдельных простых и понятных слушателям фактов, а затем переходить к их обобщениям все более и более высоких уровней. Общая ориентация индуктивного способа — от единичного, частного, особенного к общему и даже всеобщему, то есть, поднимаясь до философского уровня обобщения. Примерная схема индуктивного изложения включает в себя следующие моменты, взятые в указанной последовательности: 23 1. Местный фактический материал. Личный опыт слушателей. Актуальный современный материал по теме.

Теоретические положения, связанные с данной темой. Практические выводы из материала, подведение под теоретические положения. Конкретные рекомендации по решению рассматриваемых вопросов. Индуктивный метод ориентирует отбирать и анализировать нужные факты, подниматься над частными явлениями. Однако, неизбежным недостатком индуктивного подхода, за редким исключением, является его неполнота. Поэтому индуктивное рассуждение с необходимостью предполагает сравнение и взаимную увязку типичных фактов. Противоположностью индуктивного способа изложения является дедуктивный подход.

Этот метод рекомендуется использовать при рассмотрении теоретических вопросов, сложных проблем. Он состоит из формулирования общих положений и подтверждения, или опровержения их фактическим материалом. Примерная схема дедуктивного рассуждения следующая: 1. Общетеоретическое положение. Фактическое состояние проблемы на данном этапе ее понимания. Местный материал по теме. Опора на опыт слушателей.

Выводы для ориентации практической деятельности слушателей. Различают также такие способы изложения материала, как ступенчатый и концентрический. Ступенчатый подход предполагает последовательное изложение путей перехода от одной позиции, заданной планом, к другой, без явного возвращения к уже рассмотренным. Каждый раздел изложения при этом служит определенной подготовкой для понимания следующего. При таком подходе вопросы темы излагаются один за другим. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная на обсуждение проблема. Оно характеризуется постоянным возвращением к проблеме путем последовательного углубления и развития выдвинутых ранее положений.

Последние годы особое, все возрастающее внимание уделяется так называемому проблемному способу изложения. Этот подход более подробно будет рассмотрен ниже, когда речь пойдет о способах активизации слушателей во время выступления см. Поэтому здесь мы ограничимся лишь следующей краткой характеристикой этого приема. Проблемное изложение преследует цель: создать интеллектуальное сотворчество выступающего и слушателей во время выступления путем 24 особой организации их познавательной деятельности. Успешная реализация такого подхода предполагает наличие у выступающего развитого чувства аудитории, навыков быстрой оценки ее возможностей, ее состояния в любой отдельно взятый момент. Здесь же речь пойдет о записях предстоящего собственного выступления. Письменное изложение выступления имеет большое значение для работы, как над его формой, так и над содержанием; оно во многом предопределяет последующий результат.

В основу выступления может быть положена одна из следующих форм письменного изложения материала: план выступления, тезисы, конспект, полный текст. План выступления может быть кратким либо развернутым. Он включает в себя названия основных положений, которые предполагается раскрыть перед слушателями. Тезисы выступления представляют собой передачу основных мыслей в утвердительной форме. Они могут быть, как и план, краткими или развернутыми. При написании тезисов рекомендуется поступать следующим образом: лист бумаги делится по вертикали на две части. В левой — меньшей части — записывается план.

В правой — большей части — записывается основное содержание, а также цифры, факты, цитаты. Нужные положения, при этом, помечаются различными особыми знаками. Другой способ записи тезисов состоит в следующем: пункты плана пишутся во всю ширину листа, подобно заголовкам, затем кратко излагается содержание материала по данному пункту. Конспект выступления содержит главные мысли вместе с доводами, пояснениями, иллюстрациями. Конспект — это едва ли не самая широко распространенная форма записи предстоящего выступления, и не случайно. Конспект предполагает более подробное изложение, чем тезисы. При его написании кратко излагается структура каждого раздела выступления.

Он занимает промежуточное положение между развернутыми тезисами и полным текстом выступления. Конспект — наиболее сложный вид записи предстоящего выступления, но и наиболее эффективный. Он включает также цитаты, статистический материал, примеры, пояснения. В нем указываются опорные мысли, формулировки, определения, удачно найденные при подготовке выражения. В конспект заносят пометки методического характера, напоминания, о чем говорить по тому или иному вопросу, и как говорить, какие наглядные пособия, технические средства использовать. Каждый выступающий должен стремиться вырабатывать индивидуальную систему составления конспектов своих выступлений, включая собственную систему сокращенной записи. Ряд правил должен помочь выработать такую систему: 1.

Конспект должен содержать слова и словосочетания, напоминающие, о чем говорить. Он должен давать простор для импровизации. Чем лучше владение материалом, тем короче должен быть конспект, и наоборот. Сокращай конспект по мере освоения материала, доводя его до размеров развернутого плана. Вырабатывай умение говорить в любой аудитории свободно, без бумажки, как бы импровизируя на глазах у слушателей. В каждом разделе конспекта оставляй место для нового материала. Пиши конспект предельно кратко, без распространенных предложений: а что нужно сказать, б в какой последовательности нужно сказать.

Однако, только написание полного текста выступления, особенно в случае начинающих ораторов, обеспечивает уверенное изложение материала. А для заново разрабатываемых тем даже опытные выступающие обычно составляют полный текст. При этом можно руководствоваться следующими правилами: 1. Пиши полный текст для недостаточно хорошо усвоенного материала, это способствует углубленному освоению темы. Написанный текст дай прочитать коллегам. Учти их советы и замечания. Приближай текст к разговорной речи.

Используй несложные обороты, короткие предложения, постановку вопросов и ответы на них. Путем корректирования текста добивайся соответствия выступления интересам различных категорий слушателей в одной и той же и в различных аудиториях. К написанию текста приступай после составления окончательного плана. Начинай писать текст с центральных разделов темы. Потом переходи к второстепенным и далее к введению и заключению. Следует избегать такой достаточно распространенной ошибки, особенно среди начинающих ораторов: запись текста выступления в тетради, да еще на обеих сторонах тетрадных листов. Чтение, если его не подкрепить соответствующими условиями, может привести к потере контроля над аудиторией.

Кроме того, как отмечалось в начале, сила устного выступления — в непосредственном живом общении выступающего и слушателей, чему чтение явно не способствует. Выступающему же, который стремится говорить без бумажки, аудитория многое может извинить. К тому же далеко не всё, даже хорошо написанное, годится для устного произнесения. Вообще-то текст можно прочитать и буквально, например, дома, и даже записать на магнитофон или диктофон, с целью самоконтроля. Сохраняй визуальный контакт со слушателями, контролируй их реакцию. Улавливай отношение к себе и к тому, что говоришь. Некоторые другие правила в связи с записями выступления и их использованием: 1.

Выступай только при наличии текста, подробного плана, тезисов или конспекта. Пользуйся во время выступления развернутым планом-проспектом, в сочетании с набором карточек, содержащих цифры, факты, строгие формулировки. Опыт подсказывает, что для одного вступления достаточно заготовить не более 15—20 карточек. Не начинай выступление с изложения плана, если известно, что оно не записывается слушателями. Избегай диктовки литературы, если к тому нет особой необходимости. Всякое убеждение имеет сложную структуру, в которой наряду с идеей и действием человека представлены также воля человека, его интерес. Всякое убеждение формируется под влиянием различных объективных и субъективных факторов.

Выступающий должен знать и изучать убеждения людей, чтобы успешно воздействовать на своих слушателей. Различают следующие виды убеждений: 1. Прогрессивные и регрессивные в частности — реакционные. Конструктивные созидательные и критические разрушительные, противодействующие. Стихийные, которые формируются зачастую на основе веры, и сознательные, которые формируются на основе доверия объективным знаниям. Для стихийных убеждений характерно то, что их исходная идея не доказывается и не проверяется, а воспринимается под влиянием авторитета, внушения, традиции. Сознательные убеждения формируются в результате обоснованного в пределах наличного знания рациональноаргументированного рассуждения.

На наш взгляд, цель добросовестного выступающего состоит в том, чтобы формировать, или хотя бы способствовать формированию обоснованных убеждений, к которым можно с теми или иными оговорками отнести: 1. Конструктивные или критические прогрессивные и сознательные убеждения. Конструктивные или критические прогрессивные и в то же время стихийные убеждения. Конечно, желательно формировать, прежде всего, убеждения 1-го типа. Убеждения 2-го типа слабее за счет третьей составляющей — стихийности. Но иногда и это достаточно хороший результат разговора со слушателями. В случае стихийных убеждений выступающий должен способствовать переходу слушателей от стихийности к сознательным убеждениям.

Нельзя проходить спокойно мимо стихийно сложившихся позиций, ибо заблуждением является представление, будто хорошие и правильные мысли сами дойдут до сознания слушателей. Этому должен способствовать способ изложения, умение выступающего полно, ярко и убедительно представить соответствующий материал. Цитаты — это отрывки из книг, статей, документов, научных трудов, художественной литературы. Они являются своеобразными доводами в рассуждениях выступающего. Они обладают внушающей силой, которую, однако, не следует смешивать с их убеждающей силой, и тем более с их логической силой. Цитата, как и любой довод, нужна для подтверждения, поддержки главной идеи выступления. При этом цитирование может быть не дословным, а передачей мысли источника словами выступающего, конечно же, с оговоркой этого обстоятельства для слушателей.

Главное, чтобы цитирование не искажало мысли оригинала, что может иметь место даже при дословном, на первый взгляд, цитировании, особенно, когда не учитывается контекст высказывания, и тем более, когда имеет место избирательнотенденциозный подход. Любое, кем бы то ни было выдвинутое положение должно быть доказано или, по крайней мере, солидно аргументировано. Публичное выступление предполагает различие таких способов использования логики, как: 1. Решение задачи на обоснование некоторого утверждения тезиса. Решение задачи на построение тезиса. В первом случае ставится вопрос и подыскивается ответ на него. Изложение представляет собой процесс обоснования предварительно сформулированного положения.

Во втором случае нужное положение вначале отсутствует, его-то как раз и требуется построить, сформулировать, вывести на основании предварительно изложенного материала. В том и другом случае выступающий должен исходить из логической теории доказательного рассуждения. Рассмотрим кратко основные черты этой теории, ее основные части, в том виде, в котором они оказываются едва ли не самым необходимым средством успешного выступления. Наука логика предъявляет немало требований как к выступлению в целом, так и к отдельным его сторонам, этапам, элементам. От понимаемой таким образом аргументации следует отличать доказательство как особую сложную логическую операцию обоснования необходимой истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним по содержанию и по логической форме положений, именуемых аргументами, доводами или основаниями. А также операции опровержения, как обоснование необходимой ложности некоторого положения. Причем в одном и том же выступлении могут иметь место сразу несколько случаев применения, как операции доказательства, так и операции опровержения.

Следует также различать аргументацию как полностью развернутую цепочку, систему рассуждений, в которой отчетливо, явно, в деталях представлены все ее звенья, элементы и переходы, обосновывающие конкретное положение, и аргументацию, сокращенную в процессе обоснования того же самого положения. В реальной практике публичных выступлений второй путь — сокращенная аргументация — встречается, кстати, намного чаще, чем первый. Выступающий далеко не всегда может, да и не должен воспроизводить весь ход полного доказательства или опровержения. Хотя понятие аргументации шире понятий логического доказательства и опровержения, но именно эти последние, в конечном счете, составляют основу всякой серьезной аргументации. В связи с этим рассмотрим общую структуру логического доказательства опровержения. Она включает в себя: 1. Тезис, как положение, истинность или ложность которого устанавливается.

Аргументы, как те истинные и связанные с тезисом по содержанию и по логической форме суждения, которые используются для обоснования тезиса. Демонстрацию, или способ, каким обосновывается истинность или ложность данного тезиса с помощью данных аргументов. Выступающему необходимо знать и уметь применять логические требования к каждому из названных трех компонентов доказательства или опровержения. Кроме того, поскольку все части любого доказательства или опровержения предполагают использование разнообразного материала, в том числе фактического, то выступающий должен также знать основные логические особенности фактов и понятий, а также суждений, как особых форм мышления. В логике принято различать несколько видов доказательства и опровержения. Так, когда имеет место логическое выведение тезиса непосредственно из соответствующих аргументов, то говорят о прямом 30 доказательстве или опровержении. А когда истинность или ложность тезиса устанавливается с помощью некоторых дополнительных утверждений, несовместимых с тезисом антитезисов , то говорят о косвенном доказательстве или о косвенном опровержении.

При этом в соответствие с аргументацией различают следующие типы выступлений: 1. Выступление строится как обоснование только своих положений. Выступление развертывается как обоснование ложности или просто критика утверждений, принадлежащих другим людям оппонентам. Имеет место сочетание позитивной и критической частей аргументации по одному и тому же вопросу комплексная аргументация. То есть в одном и том же выступлении имеет место и обоснование своих положений, и критика, опровержение утверждений оппонентов, несовместимых с утверждениями выступающего. Строй выступление так, чтобы оно воспроизводило структуру развернутой аргументации, полного доказательства или опровержения, отличаясь от них сокращенным, свернутым ходом рассуждения. Сочетай в выступлении прямой и косвенный пути доказательства или опровержения.

Применяй их одновременно. В качестве такого материала привлекают статистические данные, факты окружающей действительности, факты из жизни людей, ссылки на авторитетные и надежные источники и т. Подбирая фактический материал, следует исходить из принципа, согласно которому ценность приводимых фактов, их убеждающая сила определяется не количеством, а качеством фактов. Аргументы-факты не считают, а взвешивают. При этом даже тщательно отобранным фактам нужно еще суметь дать правильное истолкование, правильную интерпретацию, проследить их связь с обсуждаемой проблемой, раскрыть идею, заключенную в этих фактах. Относительно фактического материала выступления нужно избегать таких ошибок: 1. Слепое преклонение перед фактами, что ведет к смешению случайного и несущественного с коренным и типичным.

Соотношение и объем фактов в выступлении определяй на основе темы выступления, его содержания, а также с учетом состава слушателей. Отбирай всегда факты, поддерживающие основную мысль выступления и наилучшим образом воспринимаемые слушателями. Помни, что наибольшей доказательной силой обладает статистический материал, обобщающий большие массивы информации. В теоретически подготовленной аудитории фактов приводи немного, да и те только тогда, когда есть действительная необходимость. В аудиториях с меньшей подготовкой, наоборот, фактов привлекай побольше и поразнообразней. Разумеется, фактов, относящихся к теме. Удостоверяйся в том, что отобранные факты достоверны, типичны, обладают убеждающей силой.

Факты рассматривай со всех сторон. Бери их в единстве и взаимной связи. Сопоставляя факты, проводя аналогии, делай это между фактами сходными, имеющими близкую природу, родственными. Овладение любой областью знаний, без чего немыслимо никакое публичное выступление, предполагает, прежде всего, знание системы употребляемых в этой области понятий. При этом успешное использование понятий той или иной области предполагает умение осуществлять их логический анализ. Для этого необходимо изучить соответствующий раздел науки логики — теорию понятия. Следует знать, что такое объем понятия, содержание понятия, виды понятий, виды отношений между понятиями, операции обобщения и ограничения понятий, а также операции деления, включая классификацию, и определения понятий.

К соответствующим, собственно логическим правилам в отношении понятий, при этом, можно прибавить еще целый ряд правил, рекомендация, диктуемых самой практикой публичных выступлений: 1. Специально отбирай понятия для каждого конкретного выступления и объединяй их в систему согласно требованиям темы данного выступления 2. Если необходимо, разъясняй смысл и значение употребляемых терминов имен понятий , облегчай слушателям усвоение содержания соответствующих понятий. Используй при этом такие приемы, как описание, сравнение, непосредственное указание на конкретные явления, приводи примеры. Правильно применяй операцию определения понятий. Не старайся втиснуть в определение все частные, несущественные признаки предметов или явлений, рассматриваемых в выступлении. При определении понятий не допускай, чтобы в рассмотрение вводились предметы, не относящиеся к теме, или, наоборот, упускались бы те, без анализа которых тема не может быть раскрыта полностью.

Определяя понятия, давая их дефиницию, стремись к четкости, ясности, непротиворечивости; устраняй двусмысленности. Тезисов в выступлении может быть несколько. Кроме того, различают простые и сложные тезисы. Сложными называются такие, которые распадаются на составляющие части, на простые утверждения. Простыми называются тезисы, содержащие в себе единичные утверждения о признаках предметов, явления и т. В отношении тезиса тезисов любого выступления нужно соблюдать ряд правил и избегать соответствующих ошибок. Четкое и краткое изложение тезисов старайся давать в начале выступления, тем самым, вводя слушателей в основную проблематику выступления.

Выступления, в которых дается оценка конкретных событий, фактов, старайся заканчивать формулировкой тезиса, содержащего окончательную оценку. Если возникает необходимость изменить или уточнить тезис, то делать это нужно с ведома слушателей. Тезис должен формулироваться с максимально возможной ясностью, точно и определенно. Тезисы оппонента, если в этом возникает нужда, передавай его собственными словами и с учетом контекста, в котором эти тезисы были сформулированы. Две принципиальные ошибки в связи с приведенными правилами: 1. Отход от своего тезиса, который совершается в форме полной или частичной его подмены. Изменение подмена тезиса оппонента, например, в результате усиления или расширения его утверждений, что нередко происходит в силу психологических особенностей спора, а иногда и сознательно.

Выступающий наверняка должен знать, что все, что им привлекается в качестве аргументов, действительно истинно, соответствует реальному положению дел, о которых идет речь. Выступающий никогда не должен успокаиваться на своей субъективной уверенности в истинности чего-либо. Тем более что некоторая неуверенность, скепсис, сомнение еще не свидетельствует об ошибочности того или иного положения. Правила для аргументов: 1. Аргументами могут быть только достоверные, истинные, не вызывающие никаких сомнений положения. Достоверность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса. Аргументы не должны противоречить друг другу и, конечно же, тезису.

Не следует, однако, смешивать действительную и мнимую, кажущуюся противоречивость аргументов. В совокупности аргументов должно быть достаточно для того, чтобы тезис вытекал, выводился из них как истинное суждение. Отбирай всегда меньше доводов, аргументов, но лучшего качества. Уточняй или вовсе не используй сомнительные аргументы. Объединяй доводы в стройную, непротиворечивую систему положений, всесторонне обосновывающую тезис выступления. Выделяй основные, базисные аргументы с целью сопоставления с ними основных доводов оппонента. Характерные ошибки при подборе аргументов: Ошибка: основное заблуждение, или ложное основание Использование в качестве аргумента ложного утверждения, например, ссылки на событие, которое не имело места, или на несуществующих очевидцев чего-либо.

Ошибка: предвосхищение основания Использование в качестве довода положения, истинность которого еще не установлена. Ошибка: чрезмерное доказательство Использование в качестве доводов противоречащих друг другу, взаимно исключающих положений. Согласно законам логики, из противоречивых доводов формально вытекает все, что угодно. Ошибка: самоубийственный аргумент Использование в качестве довода положения, противоречащего самому исходному тезису выступления. Ошибка: аргумент к личности Переход от обсуждения конкретного положения дел, например, конкретных действий людей, их высказываний, к обсуждению действительных или мнимых персональных качеств этих людей, не имеющих прямого отношения к обсуждаемому предмету.

Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее.

Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме! Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов. Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их.

Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп. Чем «контрастнее» переключение — тем лучше. Ну, скажем, смех, затем — сопереживание или страх. Само собой, чтобы добиться нужного эффекта, соответствующие «места» в речи следует продумать заранее, на этапе подготовки. Во время любого «офлайн» выступления у спикера есть возможность «переключать» каналы восприятия слушателей. Какие каналы восприятия существуют?

Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Спикер может выстроить свою речь таким образом, чтобы в разные её моменты — каналы восприятия информации у слушателей менялись. Например, сначала он что-то расскажет, затем покажет, после этого даст полистать какой-нибудь буклет, затем даст понюхать если речь идёт о парфюмерии, например , затем даст попробовать если речь идёт о продукте , снова покажет, снова расскажет и так далее. Такие «переключалки» очень эффективны. Менять канал следует не чаще чем раз в 10 минут - это то время, когда внимание начинает проседать. Также можно лаконично совмещать некоторые каналы - например, когда вы рассказываете и одновременно рисуете что-то на доске показываете слайды.

Однако, не стоит совмещать между собой контрастные каналы - например, слуховой с тактильным или обонятельным. Эти каналы требуют отдельного внимания слушателей. Чем больше «жизни» будет в вашей речи — тем лучше она будет восприниматься слушателями. Вставляйте наглядные образы, примеры, метафоры, истории из личной жизни или жизни знакомых.

Уместно добавить немного юмора, чтобы создать непринужденную атмосферу. Вообще, юмор — прекрасный инструмент, позволяющий разрядить обстановку и устранить напряжение публики. Отметьте возможные шутки в своем плане. Если ваше выступление направлено не на решение проблемы публики, а на презентацию чего-то нового, расскажите о том, какие проблемы могут возникнуть у слушателей, если они не воспользуются новой информацией. Краткое описание основных мыслей Необходимо отдельно коротко обозначить небольшой план основных концепций, которыми вы хотите поделиться с публикой. Лучше это сделать на листке формата А4 и использовать в качестве подсказки в процессе произнесения речи.

Там следует зафиксировать название историй, примеры, порядок изложения информации. Вам будет достаточно нескольких мгновений, чтобы заглянуть в ваш план и понять о чём рассказывать дальше, и что вы упустили. Основная часть Далее переходите к главной части в плане вашей речи.

Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.

Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников. И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление. Поддерживать визуальный контакт Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.

В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии. Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.

Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях.

Конфликт и контраст — лучшие средства от зрительской скуки. Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Особенности публичного выступления. Ораторская речь

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Часть 1. Публичные выступления и подготовка к ним. Практические рекомендации. Стремитесь к достижению цели. Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего сегодняшнего выступления. Если столкнулись с такими трудностями, смените подход. Не пытайтесь написать речь сплошным потоком от начала до конца. Вместо этого разделите будущее выступление на три основных части. 5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция. 1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий