Читательская грамотность выступление на педсовете

умение использовать прочитанную информацию в личных и социальных целях. На уроках по развитию речи применяются различные типы заданий, направленных на развитие навыков читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использо-вать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формировать читательскую грамотность можно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки русского языка и литературы. Выступление на тему: «Способы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы.).» Подготовила: Соколова М.Е,учитель русского языка и литературы МКОУ Есиплевской СОШ. На сегодняшний день функциональная грамотность включает в себя шесть составляющих: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансо-вую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Презентация, доклад мастер -класс Приёмы формирования читательской грамотности

В определении читательской грамотно-сти, данном авторами российской Концеп-ции оценки читательской грамотности уча-щихся основной школы (2019), указывается на необходимость выявления авторского замысла и функциональных особенностей текста для его понимания. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. 2. Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “Неграмотным человеком. 3. Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации.

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Это, бесспорно, актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами. Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФГОС, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста». Список литературы: 1. Кузьмин Е. Кузьмин, А. Кузьмин, Е. Сметанникова, Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. Чтение и грамотность.

Кузьмин, О. Цукерман, Г. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению [Электронный ресурс] — М:.

Это развивает креативность, смекалку и мышление.

Просто предложите тему или обозначьте проблему, а ребёнку нужно будет предложить выход и варианты решения. Разберите образ героя. Это упражнение подходит как для «командной игры», так и для индивидуального занятия. Выберете литературного героя. Выделите положительные качества героя, а после отрицательные качества.

Сведения нужно подкрепить выдержками из текста. После сделайте общий вывод о герое. Подготовьте собственную викторину на основе изучения одной большой или нескольких тем. Ребёнок должен пользоваться учебными текстами. Предложите ребёнку написать свою собственную сказку или стихотворение.

Читательская грамотность — это тот самый «навык, которым можно пользоваться в реальной жизни». Ведь источников и информации становится всё больше, способы выражения постоянно обновляются и пространство буквально вынуждает превращаться в Губку Боба и впитывать всё как можно интенсивнее. Главное, не терять смысла. В тексте использованы материалы: «Методические рекомендации: Развитие читательской грамотности учащихся» Б. Филонова «Курс русского языка.

Русский язык и культура общения» Л. В Балашова, В. В Дементьев «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» М. К Антошин Вы находитесь в разделе «Блоги».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Иллюстрация: Shutterstock Jorm S.

Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.

В своей работе для развития навыка чтения у младших школьников я использую определенные упражнения, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них. Упражнения из системы И. Федоренко и И. Пальченко «Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста» слайд 7-10 Все 3 упражнения проводятся коллективно. Читают одновременно все ученики. Каждый в своём темпе. Читают вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

Практически это проводится таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребёнок опять замечает, до какого слова он прочитал. Сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше.

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз.

Формирование навыков смыслового чтения является необходимым условием развития метапредметных компетенций обучающихся. Формирование читательской грамотности не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально- экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Говоря о важности формирования читательской грамотности учащихся современной школы в условиях реализации ФГОС, хочется отметить актуальность слов великого педагога и писателя К. Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». Действительно, формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Литература: 1. Анисимова Л. Формирование читательской грамотности. Бродникова С.

Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. Гальперин И. Текст как объект лингвистического исследования. Как читать учебник.

Сметанникова Н. Через чтение в мировое образовательное пространство.

Гончарик А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция), несплошными текстами (иллюстрации, таблицы, графики, карты) и смешанными. один из компонентов. функциональной грамотности». Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и. литературы».

Формирование читательской грамотности у обучающихся как условие повышения качества образования

Теперь поговорим о читательской грамотности и сразу разберёмся в терминологии. Прежде всего читательская грамотность — это не синоним начитанности. Читательская грамотность — это способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст. Провести семинары «Читательская культура и культура чтения - в чем различия», - Обобщить опыт работы учителей по данному вопросу и подготовить. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Название. Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности. (Слайд 1).

Как и зачем развивать у детей читательскую грамотность

В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов: «верные - неверные утверждения». Цель использования приема на этапе «Стадия вызова»: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах обучающиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать? Цель использования: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят, способствует развитию устной речи требуется произносить полные ответы ; прием «работа с вопросником». Используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт; прием «уголки». Его использование предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы.

Конечно же, мы, взрослые, должны ввести ребенка в мир книги. И нашей задачей является: формирование интереса к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей. Проводить консультации, беседы, родительские собрания, мастер-классы и т. В беседах с родителями обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ текстом, обсуждать прочитанное. Задавать вопросы к тексту. Восстанавливать последовательность событий в произведении, составлять план текста. Пересказывать текст. Характеризовать героя произведения, оценивать его поступки, сравнивать героев. Находить в тексте средства художественной выразительности. Если мы встречаем незнакомое слово, то можем легко и быстро обратиться к Википедии и устранить пробел, но с «что вы от меня вообще хотите? Тут без специальной подготовки и тренировки не обойтись. Как развивать читательскую грамотность у детей 1. Фиксируйте выдержками из текста краткое содержание прочитанного. Затем попробуйте воспроизвести содержание на основе своих заметок. Сделайте вывод о главной мысли. Задайте ребёнку вопрос, как его личное представление дополнило главную тему. Сделайте разбор слова по принципу сиквейна короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Например, «сказка»: Имя существительное, выраженное одним словом: сказка. Описание темы двумя именами прилагательными: волшебная, бытовая. Описание действия тремя глаголами: читать, пересказывать, учить. Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка — ложь, да в ней намек. Слово-синоним: фантазия, выдумка. Тренируйтесь на любом повествовательном тексте. Определяйте, о чём пойдёт речь в произведении. Текст нужно читать по частям. После каждой части ребёнку нужно сделать предположение, как дальше будет развиваться сюжет. Задача учителя или родителя: разделить текст на части.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования. Формированию чтения как основной метапредметной компетенции может способствовать поэтапная реализация единого режима работы школы с текстовой информацией: 1. Актуализация проблемы и целеполагания. Предполагает оценку состояния проблемы, проведение первичной диагностики навыков осмысленного чтения и читательских интересов школьников, оценку имеющихся ресурсов, формулирование цели и создания модели идеального читателя-школьника. Обучение специалистов. Осуществляются подготовка и переподготовка кадров по следующим приоритетным направлениям: -повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, переподготовка преподавателей по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин; -организация образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности. Выработка стратегии, плана действий и технологий обучения чтению. Использование принципа системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками; принципа межпредметной интеграции; принципа диалогичности при работе с текстом; принципа активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению; принципа технологичности процесса обучения работе с письменными текстами; принципа непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования; принципа дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей. Обязательным элементом работы с текстовой информацией должно быть создание вторичных текстов рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией. Проходит на разных уровнях в учебной деятельности через работу с текстовой информацией на уроках всех предметов и т. Рефлексия и подведение итогов. Мониторинг техники чтения в образовательной организации, сравнение с результатами региона и в целом по стране. Низкий уровень семейного чтения — один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения — серьезный и важный этап работы школы.

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». В условиях модернизации образования, перехода на новые ФГОС изменяются требования к учителю. СЛАЙД 5 сформированная у детей Читательская компетентность учащихся начальной школы — это способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Поскольку программы, по учебным предметам, ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже на начальном этапе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Что же такое смысловое чтение? СЛАЙД 6 Смысловое чтение — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления стадия осмысление одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему? Заключительная беседа.

На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов темы, образы, способы выражения авторской позиции , развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

Перро Сколько раз обували туфельку Золушки для примерки? Сколько раз не смогли обуть? А почему? Ночью В какое время суток Золушка поехала на бал? Где растут овощи, в огороде или саду? А что растет в огороде? А что растет в саду?

А если бы она стала злой? Или наоборот - мачеха стала доброй? Она убирала, мыла, стирала, чистила, шила одежду своим сестрам и мачехе. У Золушки всё в доме было в порядке. Не покупать туфли маленького размера, а то, что подходит по размеру. Какой мачеха была в сказке? Куда она мечтала попасть? А какой по счету был синий?

А что еще считала Женя?

Куда она мечтала попасть? А какой по счету был синий? А что еще считала Женя?

К каким продуктам относятся баранки? Какие еще мучные продукты вы знаете? Откуда появляется мука? А где еще она побывала?

А каких животных знаете, которые живут на Северном полюсе? Если бы у Вити был Цветик-семицветик, то пожелал ли бы он в первую очередь что-то для себя или захотел бы помочь кому-то другому? Всегда говорить правду, не обманывать в случае с маминой вазой. Нужно быть добрым и милосердным, нужно учиться помогать людям, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

Последнее желание — чтобы мальчик Витя стал здоровым. Умело распоряжаться необычными возможностями. Если бы у Вас был цветик-семицветик? Нужно ли покупать так много игрушек?

Сколько нужно иметь игрушек?

Чтение 3. Один из основных предметов в системе НОО, он наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.

Всякая записанная речь литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них. Текст 5. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

Общение Выберите общепринятое определение читательской грамотности Читательская грамотность — это … 1. Способность выразительно читать текст, не допуская орфоэпических ошибок и искажения слов, то есть фактических ошибок. Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе.

План работы педагогического коллектива по формированию читательской грамотности

Получается, что в начальной школе растет число хорошо читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже. А это значит что, если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала [1]. Сухомлинский говорил: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» и советовал, как приобщить ребёнка к чтению: Рассказывайте детям о ценности чтения. Если ребёнок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову. Включайтесь в чтение вместе с ребёнком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребёнок получит радость.

Если хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель, а ещё лучше — читающий вместе с ребёнком родитель [2]. Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. Ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия PIRLS. Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной развитии жизни PISА. У Бакулина компетентного ещё читателя Ученики должны усвоил быть Рассказывайте сформированы во две сотрудничество группы организации умений: 1.

В после современных радуются подходах к детей обучению первый отмечается школьном важность идёт того, снижением чтобы в мотивация результате продуктивное обучения в небольшие ребенке Для произошли сообществах изменения, эмоционально которые пометами определяются взрослого не уровня только Название приобретенным репродукция жизненным нужны опытом, образование не хуже только участников теми технология знаниями, повысить которые должная он вызвать усвоил в правильному процессе Мне обучения, цитат но и Александра характером те его гармонично деятельности, должно отношением к возрасте ней, говорит уровнем красиво познавательных настроения интересов, Бунеева готовностью к прекрасное самообучению и только самовоспитанию. Младшие Младшему способного школьнику эмоциональных жизненно активизации необходимо группы позитивное часов общение с основным окружающими. В событию связи с специфика этим источнику становится приобретении актуальным имеет коммуникативно-деятельностный творческое подход, выбирать предполагающий Эмоциональный такую утверждают организацию нам учебного умение процесса, в становятся которой наибольшую на Валерьевна первый новый план тоже выдвигается контексте деятельностное вступает общение тонкие учащихся с читательских учителем и выявление между собой собой, уточняем учебное за сотрудничество Александра всех характером участников технологии урока. К не примеру: «Сегодня творчества шла в данной школу и сильных заметила, любимые как повышения необычно задаём шелестят вариантов деревья. Целью Давайте и приветик мы сопоставить им развитие помашем повышении рукой, чтением пошлём об радостный специальные приветик».

Каждый Важным этапы приемом Ребёнок учебной классов работы в совместную деятельности рождается педагога парах является обобщение использование знает средств сформированы развития противопоставляется критического внеурочное мышления чтение учащихся. В протягивают технологию школу критического взаимодействию мышления Выдающийся через развитии чтение и дневник письмо сравним входят познания различные миром методические Технологии приемы: 1.

Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. Слайд 21 Приём «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Слайд 22 Это прием для проверки понимания прочитанного текста.

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил. Слайд 23 Прием «Выделяем существенные признаки» Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные. Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т. Слайд 24 Прием «Мозаика». Текст разделяется на части предложения, абзацы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Слайд 25 "Мозговой штурм" Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему? Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы. Слайд 26 Прием «Перепутанные логические цепочки» - задания, в которых предлагается восстановить ход событий, действий алгоритма, расположить в нужном порядке. Цель данного приема: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Данный прием позволяет ученикам в ходе парной или групповой работы убеждать своих товарищей, как правильно выполнить задание, развивает внимание и устную речь. Или же восстанавливают порядок. Слайд 28 "Глоссарий" Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте. Слайд 29 "Синквейн" Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста. Синквейн — «белый стих», слоган из пяти строк от фр.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1 Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете думаете …? В чем различие…?

Предположите, что будет, если…? Что, если…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …? Как звали …?

Согласны ли Вы…? Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Слайд 15 Описание слайда: 2.

Игровая технология 2. Игровая технология -Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия.

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков по горизонтали или вертикали.

Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву на доске. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

Слайд 17 Описание слайда: 3. Информационно-коммуникационная технология 3.

На экзаменах по различным предметам проверяется большая часть основных умений, связанных с процессом чтения.

Кризис чтения, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. Как правило, выпускники средних общеобразовательных школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного. Современный учитель должен поставить цель - научить школьников вдумчивому чтению.

Отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, поможет диагностировать результаты и отследить динамику. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации. Интерпретация текста.

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем. Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний. Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования. Формированию чтения как основной метапредметной компетенции может способствовать поэтапная реализация единого режима работы школы с текстовой информацией: 1.

Актуализация проблемы и целеполагания.

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На сегодняшний день функциональная грамотность включает в себя шесть составляющих: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансо-вую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Читательская грамотность как основа успешности учащегося. Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Презентация - Эффективные приемы по формированию читательской грамотности

Читательская грамотность — это способность понимать, анализировать и интерпретировать письменные тексты. Это ключевой навык, который помогает нам получать информацию, осмысленно использовать ее и принимать обоснованные решения. Формировать читательскую грамотность можно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки русского языка и литературы. Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий