Башкирские праздники коротко

история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. В июне 2023 года в Республике Башкортостан пройдет Праздник Кукморской розы, объект гордости региона. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние торжества, сопровождавшиеся массовыми спортивными состязаниями, играми и пиршеством.

Цифры и даты

  • Башкирские национальные праздники. Башкирские праздники
  • Подарок на крестины для девочки
  • Национальная культура Башкирии в других праздниках
  • 10 Календарные праздники башкирского народа

Башкиры — славный и мудрый народ

Каждая семья устраи-валась в шалаше или переносной юрте. Здесь прятались от жары и потчевали гостей. Программа состязаний включала националь-ную борьбу, скачки и бег взапуски. Большой по-пулярностью пользовались также состязания, рассчитанные на юмористический эффект: бег в мешках, бег мужчин, связанных попарно за но-ги, перетягивание друг друга веревкой, бег с ложкой с яйцом в зубах женщины , бой горш-ков с завязанными глазами и т. После состя-заний молодежь устраивала массовые игры, во-дила хороводы. На джиннах, майданах и байге юноши и де-вушки разных деревень заводили знакомство друг с другом, которое впоследствии поддержи-валось перепиской и редкими встречами. Роди-тели встречались с друзьями и родственниками, сговаривались о бракосочетании своих детей и заключали торговые и иные сделки. Нередко к этим массовым праздникам приурочивались и свадебные торжества туй. В северо-западных районах во время джи-ннов устраивались ярмарки, на которые съезжа-лись торговцы с отдаленных мост.

Надо думать, что праздники типа джинн бе-рут начало с народных собрании племени и вос-ходят к глубочайшей древности. Об этом говорит как название праздника иыйыи — собрание, сборище , так и содержание самих праздников. По-видимому, на джиннах члены племени, вы-являя наиболее сильных, смелых н ловких пред-ставителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры. Позднее, но мере утраты этими институтами своих первоначальных функций, они постепен-но превращались в обычные, правда яркие и са-мобытные, формы массовых развлечений. Празд-нества эти настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие из-менения в политических, экономических и пра-вовых отношениях, ни вторжение и многовеко-вое господство ислама. И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок. Карта бутъакы, а в ряде районов и тгартатуй выступали как празднества женщин и детей. На традиционном ж ен ском празднике карга туй.

К унашак с к ий район, Челябинская область. Существовал также целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. На северо-востоке они называ-лись ъъц? В летние месяцы молодые жен-щины и девушки деревни собирались на берегу реки Тили на склоне горы, сообща готовили тра-диционные кушанья, пели, веселились, устраи-вали игры. Выходили на игрища также и пожилые женщины с детьми, но в массовых раз-влечениях они не участвовали, а занимались прядением, вязкой и т. Обычно к концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись юно-ши, и день заканчивался совместными играми де-вушек и юношей. На празднества приглаша-лись девушки из других деревень. Гостить у родственников в других деревнях, ездить на каргатуй и игрища поощрялось обычаем, и девуш-кам родители в этом не отказывали.

По всей вероятности, в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди которых занимали женские празд-ники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества — туй, ко-торые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а об-щественным праздником. Убедительно свидетельствует об этом как сама свадебная обряд-ность, насыщенная массовыми сценами и про-никнутая духом родовой солидарности, так н двоякий смысл термина туй свадьба, празд-ник. Постепенно социальная и идеологическая подоплека этих праздников и вытекающие отсю-да функциональные их различия были забыты и в период, предшествующий Октябрьской ре-волюции, мы уже не обнаруживаем в их прове-дении прежней четко организованной системы. Мусульманское духовен-ство делало попытки придать этим древним праздникам религиозную направленность в частности, внести сцены публичных молений об урожае и плодородии скота и привести орга-низационные принципы их проведения в соот-ветствие с нормами и установлениями шариата запретить женщинам участие в состязаниях и пресечь совместные игры юношей и девушек. В какой-то мере духовенству это удалось, но празднества в целом сохраняли первоначаль-ную народную основу. Женщины по-прежнему проявляли в них большую активность, принима-ли деятельное участие как в сценах массовых развлечений, так и в состязаниях, особенно в беге. В Курганской и отчасти в Челябинской об-ласти еще в первые десятилетия нашего века можно было наблюдать борьбу среди женщин.

Что касается молений, то эти религиозные но-вовведения соблюдались лишь эпизодически и далеко не всюду. Однако в течение столетий ислам влиял на дореволюционный общественный быт башкир-ского села. Праздники мусульманского календаря, будучи, как и всякая религиозная об-рядность, явлением общественным, проникли в сферу семейной жизни и стали одновременно семейными торжествами. В сущности, сугубо об-щественный официальный момент в этих празд-нествах сводился в основном к публичным моле-ниям п проповеди вдтэз в мечети. Основное содержание мусульманских праздников у баш-кир заключалось в том, что каждая семья заби-вала скот и принимала гостей, делала подноше-ния представителям духовенства, а также людям пожилым и бедным. Поэтому все праздники соп-ровождались массовым убоем скота. За день од-ни и те же лица успевали побывать в гостях у 5—7 хозяев и так в течение нескольких дней, иногда недели. Муллы, муэдзины и другие ду-ховные лица были обязательными и постоянны-ми участниками трапез, хотя сами они гостей у себя не принимали.

Если лето было временем ярких и многолюд-ных народных празднеств, игрищ и состязаний на лоне природы, проводимых в промежутки между отдельными циклами сельскохозяйствен-ных работ, то зимой, особенно в ее второй по-ловине, в жизни деревни наступало относитель-ное затишье. Правда, в начале зимы после убор-ки и обмолота хлебов, после перевода скота в зимние загоны, наблюдалось заметное оживле-ние в общественной жизни села. Каждый заби-вал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих род-ственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов "кунакла- шыу , твердо вошедших в обычай. Не составля-ли исключения и бедняки, поскольку существо-вало поверье, что человека, пренебрегшего за-коном гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли пригла-шать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кух-не, присмотреть за скотом и т. В условиях ка-питализма, резкого социального и имуществен-ного расслоения и ослабления родственных свя-зей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же.

Небольшие отклонения от этого неписаного пра 7 вила не меняли общей"жартины. Поэтому в се-зон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную гра-дацию ее населения. С началом зимы связано и такое обществен-ное явление, как ка? На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном сче-те, выливалось в своеобразный праздник с пес-нями и шутками, со смехом и весельем. Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева уго-щали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями деву-шек и юношей. Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом.

Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т. Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости ашыъ сагыу. Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудря-лась тем или иным способом усыпить ее бди-тельность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи. Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов. После урнаша девушки обычно оставались ночевать в до-ме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии.

Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, ма-ло обращало внимания на молодежь. Классическим сезоном свадеб у башкир бы-ло лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в ос-новное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. В ряде районов, главным об-разом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась прави-лом. Поэтому первая половина зимы, характе-ризующаяся относительным достатком, изобило-вала в этих районах свадьбами, которые сопро-вождались публичными торжествами, играми и состязаниями. Немалую роль в общественной жизни дорево-люционной деревни играли осенне-зимние яр-марки и базары. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав"ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, са-хар, одежду и предметы хозяйственного и бы-тового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сдел-ки и сговоры, завязывались товарищеские и де-ловые связи. Заканчивались эти встречи взаим-ными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состоя-ние.

Так или иначе поездки на ярмарки и база-ры и связанные с ними события составляют ха-рактерные штрихи в картине зимней жизни до-революционного села. Примерно с середины зимы в деревне уста-навливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник , меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю , приходил-ся на конец зимы или раннюю весну. Но это бы-ло сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скуд-ных запасов продовольствия.. С нетерпением до-жидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного бла-гополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников. Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогод-ние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края.

С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник. Сейчас в каждом клубе, Доме культу-ры проводятся новогодние вечера , балы-маскара-ды и утренники с елкой, а Дед-Мороз Кыш ба-бай стал у башкирских детей таким же люби-мым и желанным гостем, как и у русских. Клубные и школьные новогодние вечера про-водятся по типу городских и мало чем отлича-ются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллиген-ции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на ориги-нальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. Ши-рокое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, мест-ная речь, местная обстановка, местные особен-ности культуры в целом. Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встреча-ют Новый год за праздничным столом у елки.

В таких семьях детям делают подарки от име-ни Деда-Мороза, нередко обмениваются подар-ками и взрослые. Входит в обычай обмен позд-равительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника елки, Деда-Мо-роза, подарков , а ограничиваются лишь празд-ничной трапезой и приемом гостей. Как и Ок-тябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств. На эти дни назнача-ются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празд-нества длятся несколько дней и сопровождают-ся многолюдными увеселениями. Одновременно и старым, и новым праздни-ком деревни является сабантуй. Старым пото-му, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге.

Сформировавшись на основе древ-них праздников, он вобрал в себя все те их эле-менты, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современ-ный сабантуй в то же время существенно отли-чается от старых праздников. Во-первых, он синкретичен, он заменил со-бой целую систему массовых сборищ и увесе-лений, соответствовавшую в прошлом много-ступенчатой родоплеменной организации кочев-ников и полукочевников; во-вторых, освободив-шись от религиозного налета, образовавшегося в народных празднествах в результате вековых усилий мусульманского духовенства, сабаптуй обогатился совершенно новыми элементами, проникшими в жизнь деревни в советский пе-риод. Иными словами, сабантуй —. Формирование сабантуя было процессом в известной мере стихийным, проис-ходившим, главным образом, в силу глубокой и прочной связи летних празднеств с народным бытом и народной психологией. В пылу борь-бы со старыми обычаями были сделаны попыт-ки отказаться от старых названий, переимено-вать эти массовые летние торжества в спарта-киаду или массовое гулянье. Но ни то, ни дру-гое не привилось, ибо под новыми неудачными названиями слишком четко -вырисовывались контуры древнего народного праздника, вклю-чающего громадный комплекс игр и развлече-ний. В настоящее время процесс вживания са-бантуя в общественную жизнь современной социалистической деревни вполне завершился. Он хорошо гармонирует с новыми обществен-ными празднествами и мало чем отличается по своему характеру от таких праздников у дру-гих народов, как праздник урожая, праздник Песни и т.

Нельзя не отметить, что всюду утверждается название сабантуй, вытеснив та-кие старые наименования, как джиин, майдан и другие. Правда, местами наблюдается парал-лельное существование и старых названий, но наметившаяся тенденция к унификации терми-на пробивает сопе дорогу довольно решительно. В частности, башкиры-гайнинцы Пермской об-ласти районный сабантуй по старой привычке называют бардадзинн по наименованию рай-центра Барда , а колхозные — сабантуй. В Челябинской области сабантуй малого масшта-ба обычно, именуют тгаргатуй, а общеколхозные и районные — Набантуй, реже майдан. Примечательно и другое. Сабантуй утвер-дился в быту и небашкирского населения рес-публики и края: русских, марийцев, мордвы и других. Этому способствовало и способствует смешанное расселение и давние культурные контакты башкир с пришлым населением, мно-гонациональный характер населения современ-ных крупных хозяйственных коллективов — колхозов и совхозов. Проводятся сабантуи и в городах Урала, в том числе в таких крупных промышленных центрах, как Челябинск, Свердловск.

Как видно, сабантуй превратился ныне в наиболее массовый межнациональный летний праздник народов Урало-Волжского региона. К настоящему времени вполне выработа-лись и окрепли организационные формы сабан-туя: всюду празднуют его почти по одному об-разцу. Сезон сабантуев — это время между весен-ним севом и сенокосом. Собственно и праздник- то посвящается окончанию весенних работ. Предпринимая в июне поездку в любой район Южного Урала, можно безошибочно попасть на сабантуй какого-либо колхоза, совхоза или района. Наблюдаются небольшие различия и сроках проведения сабантуя между южными и западными районами, с одной стороны, и се-верными и северо-восточными — с другой. Но различия эти продиктованы особенностями климатических условий этих районов; на юге и западе весна наступает несколько раньше, чем на севере и востоке. Выбирается для сабантуя красивая и ров-ная местность у реки или озера.

Сюда в день праздника стекается все население окрестных сел. Пестрый и шумцый поток людей, машин и повозок, велосипедов и мотоциклов в солнечное июньское утро представляет запоминающуюся картину. Торговые павильоны, палатки и ав-толавки уже с вечера перебрались сюда. Весе-лая музыка, многоголосый гомон, смех... Люди устраиваются группами или отдель-ными семьями на участке, отведенном для их бригады или деревни, и вливаются в толпу разв-лекающихся. Молодежь затевает игры, старики находят себе собеседников, своих ровесников — приятелей или слушателей, а повара ставят са-мовары, устанавливают котлы и начинают го-товить традиционный бишбармак. Для каждой бригады или аула обед готовится отдельно. Кро-ме того, каждая хозяйка берет с собой прнго- товленпые заранее кушанья и напитки, само-вар и необходимую утварь.

Современный сабантуй заметно модернизи-рован. Установлены громкоговорители, изве-щающие о распорядке праздника, оборудованы трибуны и эстрада для артистов — самодеятель-ных или профессиональных, площадки для со-ревнований по волейболу, прыжкам в высоту и длину и т. Где-то в стороне виден ровный ряд автомашин и мотоциклов, внушительно на-поминающих о характере нашего века. В толйе можно увидеть людей с красными повязками — распорядителей праздника и блюстителей по-рядка и в белых халатах — медицинских работ-ников.

Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков.

Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной. Еще один шуточный обычай — топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы. Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй — у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом. Праздники Самый известный национальный праздник башкирского народа — сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков.

В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой. Изначально же его отмечали для задабривания духов, которые покровительствовали хорошему будущему урожаю. Во время праздника устраивают различные игры и конкурсы, участие в которых принимают мужчины. Самые популярные: скачки на лошадях, борьба на кушаках, бег разного вида, лазание на столб, борьба мешками сена верхом на бревне. Есть и творческие задания для певцов, состязания для спортсменов, среди которых в особом почете борьба.

Победитель конкурсов получает ценный приз, ранее это была туша целого барана. Пока мужчины проявляют свои таланты, женщины в поставленных рядом юртах палатках готовят в казанах обед. Обычаи взаимопомощи Башкирский народ очень гостеприимный и отзывчивый. Особенно это ощущается в деревнях. Стоит хозяйке кинуть клич о помощи, как к ней тут же тянутся соседки. Интересна традиция Каз Умахэ, или Гусиной помощи. Это общее приготовление к какому-либо празднику.

Хозяин одного дома забивает гусей, после чего женщины садятся их дружно ощипывать. Такое обыденное занятие трансформировалось в целый обычай, предваряющий сватовство.

Она включает в себя множество блюд из мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов и десертов. К ним относятся, например, «беляш», «этлек куре», «чак-чак» и другие. Народные промыслы — башкиры знамениты своими народными промыслами, такими как ковровое производство, шитье и вышивание, гончарное дело, ткачество и многое другое. Они используют местные материалы и ремесленные традиции для создания уникальных изделий. Национальная одежда Традиционная национальная одежда башкир включает в себя широкие брюки, пеструю рубашку, которую скрепляют белым поясом, а также длинные кожаные сапоги. Для защиты от холода народ использует шубы из овчины, меховые жилеты и шапки. Традиционный женский костюм башкир включает в себя разноцветную набедренную юбку, тунику, которую скрепляют плетеным поясом, а также головной убор в виде шапки или платка. В современной жизни национальная одежда используется главным образом на праздничные и торжественные мероприятия.

Традиционная кухня и еда Башкирская кухня отражает историю и традиции этого народа. Она основана на мясе, молочных продуктах, овощах, фруктах и злаках. Некоторые из наиболее известных башкирских блюд включают: Шиш кебаб: кусочки мяса на шпажках, приготовленные на гриле или в печи. Вместе с мясом обычно используются лук, перец и специи. Этле пельмени: это башкирская версия русских пельменей, которые обычно наполнены картофелем, мясом или тыквой. Подаются со сметаной или топленым маслом. Бешбармак: это традиционное блюдо, которое известно по всей Центральной Азии. Оно приготавливается из тонких лепешек, которые обычно подаются с говядиной или бараниной в сочетании с луком и зеленью. Кумыс: это национальный напиток башкиров, который изготавливается из кобыльего молока, брожения и богатый микробами. Кумыс обычно употребляется в малых количествах и является важной частью культурной традиции башкиров.

Уха: это рыбный суп, приготовленный на основе пресной рыбы. Он обычно приготавливается в больших котлах на открытом огне во время пикника или на рыбалке. Это только некоторые из башкирских блюд, которые славятся своим вкусом и изысканностью.

Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления.

Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности.

Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды.

Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.

Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами.

Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам.

С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.

Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй - башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется - «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться.

Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае.

Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга - один из них. Он обозначает завершение Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов.

Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний.

Приз самому ловкому и сильному - живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын - это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины.

Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом.

Религиозные праздники Башкиры - мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит.

Семейные праздники Так как семья - это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи.

Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий. Исторически сложилось, что праздники Республики Башкортостан уходят корнями в сельскохозяйственный, бытовой уклад, поэтому часто они совпадают с началом и окончанием посевных работ, уборкой урожая. Приуроченные к календарю, времени года традиции празднования башкирского народа символизируют единство рода и семьи, призваны помогать в развитии хозяйства и культуры, а также представлять религиозные устремления.

Возврат к традиционным башкирским праздникам и обрядам, соблюдению исторически сформировавшихся канонов проведения этих дней начался только в ХХ веке с возвращения этнической культуры в сельскую местность Башкортостана. Революция 1917 года означала не только переход к механизации сельского хозяйства, но и запрет религиозных празднований в пользу индустриализации общества. Согласно Закону Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах» от 1992 года, можно разделить праздники этого региона на выходные праздничные дни, дни памяти и национальные, традиционные праздники. Праздничные нерабочие дни в Башкортостане В 2019 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники : Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней 1 - 8 января ; День защитника Отечества, что выпадает на субботу 23 февраля, а значит, сделает нерабочими 3 дня 23-25 февраля; Международный женский праздник 8 марта выпадает на пятницу, следовательно выходными будут 8, 9 и 10 марта ; Майские выходные в честь Праздника Трудящихся и Дня Победы продлятся по 1 дню 1 и 9 мая ; День независимости России - 12 июня; День единства народов России 4 ноября приходится на понедельник, а значит будем отдыхать 3 дня подряд со 2 по 4 ноября.

К сугубо башкирским праздникам, которые имеют свои традиции, относятся следующие. День Республики Башкортостан, 11 октября, означает дату, когда была принята Декларация о суверенитете республики в 1990 году. В 2019 г. Это будет пятница, поэтому в Башкирии будут отдыхать подряд 3 дня.

В этот день все города Башкирии горят праздничным огнями, пестро украшены, наполнены выставками, в т. Тут проходят концерты, слушаются поздравления от местных властей и творческих коллективов. А финальным аккордом в праздновании становится фейерверк над столицей, г. Уфа, который обычно проводится на площади Ленина.

Этот праздник наполнен патриотизмом и призван напомнить всем гражданам о целостности, суверенитете Республики и собственной причастности к этому дню. Эта дата также имеет историческое значение для граждан Республики, поскольку принятие Основного Закона означает регулирование прав и свобод человека согласно международным нормам, принятие курса в развитии Башкортостана, а также сохранение этнического своеобразия этой земли — ее хозяйственного потенциала, интересов многонационального населения. К самым важным религиозным праздникам мусульман, которые возведены в ранг государственных и являются также выходными, относятся Ураза-байрам и Курбан-байрам. Ураза-байрам — день, которым заканчивается великий мусульманского пост в месяц Рамадан.

Его дата вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2019 начало его припадает на 5 июня. Этот праздник отмечается на протяжении трех дней и для приверженцев ислама означает право разговляться после продолжительного поста. Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными.

Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния. Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, — праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2019 году это станет 11-15 августа, более точная информация будет позже.

Ему предшествует День Арафат 10 августа в 2019 г. Курбан-байрам начинается с утренней молитвы намаза в соборах, далее проходит обряд самого жертвоприношения — из выбранного для этой цели животного готовятся традиционные блюда, которыми угощаются не только родственники, но и бедные, нуждающиеся люди, для которых и отводится основная часть праздничного обеда. Посещение близких и друзей, молитвы и соблюдение обрядов, благотворительность — вот как проходят три дня праздника. Это время означает для верующих возможность духовно очиститься, сблизиться с людьми и отдать дань уважения Всевышнему.

Памятные даты К таким датам, которые не являются нерабочими, однако не менее важны для жителей Башкортостана, есть, к примеру, День Государственного флага Республики , одного из самых значимых атрибутов политической и общественной жизни Башкирии, отмечаемый 25 февраля ежегодно. Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии 20 марта ; День образования территориально-национальной автономии Башкортостана 29 ноября и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее. В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат.

Народные праздники Или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Дата «праздника плуга» назначается отдельно в каждом регионе, поэтому дни проведения разбросаны от конца мая до начала-середины июня. В современных условиях приуроченность этого праздника полевым работам отошла на второй план. Однако, как и прежде, этот день — целый карнавал из песен, танцев, поздравлений, праздничных угощений из традиционной выпечки, конкурсов, спортивных состязаний и призов.

К подобным датам относится также фольклорный праздник Салауат йыйыны , который проводится летом и направлен на развитие у детей почетного отношения к своему народу, любви к своей нации, а так же выражение чувства благодарности старшим. Еще один традиционный башкирский праздник отмечается обычно в знак окончания посевных работ весной. Участниками общего действия обычно становятся жители соседних аулов, которые собираются на возвышенную площадку «майдан» , огораживают ее кругом и проводят всевозможные спортивные соревнования, курэш, скачки на лошадях, народные танцы и пение, а также вознаграждение участников призами и угощение едой. Историко-культурное, этническое богатство Республики Башкортостан отображается во всех сферах жизни граждан, даже в том, какие праздники существует у ее народа.

Здесь, как ни во многих местах, можно до сих пор увидеть сочетание современности, стремления к развитию и почтительного отношения к историческим истокам и религии. Каргатуй Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника — это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.

Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.

Башкирские праздники

Kachkin2korov Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник. Башкирские праздники воплощают в себе богатое наследие и культуру этноса. Башкиры, являющиеся одним из народов России, отмечают ряд традиционных. В этот день каждый может попробовать настоящие башкирские блюда, такие как «шары», «камабаба» и «экше алаган». «Сабантуй» — это праздник счастья, радости и единства.

Календарь праздников Башкирии 2021

Еще одним важным праздником башкирского народа является Байрам. Он отмечается в первый день месяца Шавваль, который следует после Рамадана. Праздники Башкортостана (башк. Башҡортостан байрамдары) — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Номер объекта: 03-004. Ҡарғатуй (Вороний праздник, свадьба), ҡарға бутҡаһы (воронья каша), башкирский традиционный праздник, посвященый встрече весны.

Башкирские праздники

У юго-восточных башкир оно справлялось за день-два до выезда на летнее кочевье. Обычно праздник проводился в форме ответных гостеваний двух деревень. Kachkin2korov Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Башкирские праздники в 2024 году: календарь, даты, традиции

За несколько дней до празднества молодые люди собирали по дворам призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг. Слайд 9 Описание слайда: Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах.

Танцевать учились с детства.

В этот день проводятся народные гуляния, танцы, игры и песни. Традиционно на юмарте устраиваются конкурсы на скорость венчания бубликов и картошки, а также на точность в разборе колосьев и приготовлении каш. На юмарте обычно готовят разнообразные блюда, такие как кулебяки, манты, каша и другие национальные блюда. Также на празднике можно увидеть традиционную башкирскую одежду и узоры, которые вручную вышивают на различные предметы домашнего обихода. Юмарта — это не только благодарственный праздник, но и день, когда башкиры отмечают наступление осени и начало нового года по летнему счету. Особенностью башкирской литературы является использование национальных традиций и образов. Народные мотивы и обряды часто становятся главными героями произведений.

Важным достижением башкирской литературы является создание алфавита на основе кириллицы, что обеспечило развитие литературы и культуры в целом. Творчество башкирских писателей находит свое отражение во многих культурных мероприятиях, которые проводятся в Башкирии. Башкирская литература богата народными мотивами и образами. Создание алфавита на основе кириллицы обеспечило развитие литературы и культуры в Башкирии. Сабантуй в календаре башкирских праздников на 2023 год Что такое Сабантуй? Сабантуй — древний башкирский праздник, который отмечается в начале лета, обычно в конце июня или начале июля. Он символизирует начало жизненного цикла, связанного с земледелием.

В холодное время года надевают шубы на овчине и меховые шапки. И у женщин, и у мужчин на одежде присутствует национальный орнамент. Он служит оберегом от злых духов. Башкиры очень гостеприимны. На столе можно увидеть мясные, молочные блюда, рыбу, мёд, ягоды. Хозяйка каждый день печёт постные лепёшки. Традиционным башкирским блюдом является бишбармак. Состоит из конины, баранины и лапши. В блюдо добавляется много зелени и лука. Подают со сметаной. Национальные напитки — кумыс молоко кобылы и айран — кислое разбавленное молоко. Из сладостей на столе можно увидеть чак-чак.

Это крайне важное дело, ведь дарить нужно то, что является обязательным и символичным для осуществления таинства. Что подарить на крестины Этот обряд является очень значимым и важным событием для любого человека и его родных. Как правило, деток крестят в раннем возрасте и с этого дня начинается их духовная жизнь. Родители в день ритуала устраивают скромный праздник , приглашая родственников, крестных ребенка и близких друзей в гости. Для пришедших накрывается стол, а сами гости должны принести подарки малышке. Что лучше подарить маленькой девочке на крестины? Духовные подарки от крестных Большая ответственность ложится во время крещения девочки на крестных: начиная с этого дня они являются духовными родителями малышки и должны принимать участие в воспитании ребенка, приучая ее к церковным обычаям. По традиции подарки на крестины от крестных родителей имеют символическое значение. Что дарит крестная на крещение девочки: Икону с ликом святого покровителя девочки. Девочке можно преподнести лик святой Божьей угодницы, который будет служить материальной вещью, символизирующей особую духовную связь между ребенком и ее крестной мамой. Это особое полотно, в которое заворачивают ребенка сразу после ритуала крещения. Христиане его хранят в течение всей жизни, поскольку считается, что эта вещь после обряда приобретает чудодейственные свойства. Шапочку, пинетки, другие вещи для девочки. Желательно, чтобы они были сделаны собственноручно. Согласно традиции, крестный должен приобрести крестильный крестик и цепочку каучуковую веревочку. Причем не обязательно дарить золотые изделия, подойдет серебро, металл или дерево. Кроме этого, на крестины девочке можно подарить именную серебряную ложечку — такой практичный презент останется у нее на всю жизнь. Поскольку крестный отец должен заботиться о духовном воспитании малышки, хорошим подарком на крещение будет Библия. Традиционные от гостей На крестины положено готовить подарки не только крестным родителям, но и другим гостям. Причем традиционно презенты дарят ребенку и его родителям. Последним можно преподнести цветы, шоколад, памятные подарки типа фоторамки, фотокружки, фототарелки или фотоальбома, в которых будут хранится снимки с этого важного торжества. Для ребенка прекрасным подарком послужит красивая ладанка в форме подвески. Традиционным подарком от гостей на крестины является одежда. Это может быть красивая футболка , платье, белье, украшенное вышивкой, кружевом. Кроме того, прекрасным презентом для девочки послужит комплект качественного детского постельного белья из натуральных материалов. Также на крестины ребенка можно подарить красивую подушку или одеяльце. Допускаются и другие, менее символичные презенты типа игрушек, ювелирных украшений, качелей, ходунков и т. Полезные и нужные от родных Родственники могут преподнести малышке вещи, которые будут полезны для ее тела и души. Что можно подарить девочке на крестины: духовную литературу; серебряные изделия украшения, столовые приборы ; развивающие игрушки; собственноручно украшенные предметы посуды в технике декупаж, пр. Подарки на крестины девочке Дарить на крещение ребенка стоит вещь, с помощью которой вы сможете передать всю любовь и теплоту к новорожденной христианке. Это может быть полезный и недорогой подарок , который будет напоминать девочке о вас, даже когда она вырастет. К выбору подходящего презента стоит подходить с особым вниманием. Главное — чтобы ваш подарок был необходим малышке, поэтому выбирайте такую вещь, в пользе которой не сомневаетесь. Что дарят на крестины маленьким детям? Набор для крещения К списку необходимых для обряда вещей относятся крыжма и специальный крестильный наряд. Иногда подобные наборы содержат другие интересные мелочи, к примеру: чехольчик для крестильного крестика; мешочек для хранения локона, др. Украшения Первое, что приходит на ум при вопросе, что подарить девочке на крестины — это ювелирные украшения. Малышка будет с удовольствием носить их, когда подрастет. Цепочка, милый кулон или серьги, сделанные из ценных металлов, станут прекрасным подарком для будущей женщины. Вы можете выбрать любое золотое либо серебряное украшение в качестве подарка на крестины, главное — чтобы выбранная вещь пригодилась ребенку сейчас или в будущем. Красивый наряд На крестины гости зачастую дарят наборы детской одежды. Можете преподнести ребенку прекрасный сарафанчик, костюм или платье. Если у вас есть способности к рукоделию, вышейте на выбранной вещи аккуратный узор или пожелание — это будет замечательным подарком для малышки. К наряду сразу можно подобрать изящные туфельки. Причем и с одеждой, и с обувью лучше не рисковать, выбирая размер, желательно отдавать предпочтение вещам на вырост. Кроме того, можете подарить ребенку мягкое, выполненное в нежных цветах нательное белье. Игрушки Маленького ребенка не стоит лишать такой радости, как игрушки. Для малышей много их быть не может, поэтому не стоит переживать, что кто-то еще подарит девочке плюшевого мишку , куклу, электронный автомобиль многие принцессы разделяют любовь мальчиков к машинкам или подарочный набор Лего. Купить такие игрушки можно в любом магазине Москвы и других городов или заказать в онлайн каталогах в Интернете. Цены на игрушки имеют широкий диапазон, поэтому каждый сможет выбрать подарок на свой кошелек.

Башкирские праздники в 2024 году

  • БАШКИРСКИЕ ТРАДИЦИИ: ИЗ ДРЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОСТЬ
  • Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
  • Сабантуй — история праздника, традиции и обычаи
  • Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции. Башкирские народные обычаи

Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок. Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака.

По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников.

Свекровь подводила к ней тёлку в подарок, невеста сходила, наступая на подушку или коврик, брошенный под её ноги. Ритуал означал пожелание доброго нрава невестке, спокойной жизни. Сначала она подавала невестке ложку мёда, чтобы была сладкоречивой, затем масла — добродушной. Невестке запрещалось разговаривать со свёкром и с мужчинами старше родителей мужа. Перед отъездом отец девушки отдавал скот, выделенный в приданое инсе мал. Комплекс традиц. Считалось, что их совершение облегчает переход усопшего в загробный мир. С принятием ислама Б.

Умершего хоронили в день смерти не позднее полудня или на следуюший день. Из дома покойника выносили ногами вперёд и укладывали на дер. Женщинам разрешалось провожать умершего только до ворот кладбища. Все обряды сопровождаются чтением сур из Корана.

Позднее П. Осенне-зимние П. Своеобразными являются П. Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны с такими торжествами, как Tпоказ гостяL kунаk курhэтеу , имевшими свои особенности как в обществ. Элементами праздника были наполнены молодежн.

Это символ жертвы, которую принес Аллаху пророк Ибрахим. В ходе праздника приготавливают множество блюд, где кроме баранины используются овощи, хлеб, фрукты. Также проводятся культурные мероприятия, где исполняется традиционная народная музыка и танцы. Каков смысл и значение праздника в Башкирии? Для мусульман Курбан-байрам символизирует жертву, которую принес Ибрахим. Этот обряд является символом преданности и верности Аллаху, показывает, что мусульманин должен быть готов к сдаче первородного и лучшего, что у него есть в пользу уничтожения грехов. Для башкир народа Курбан-байрам является важным символом целостности и единства, праздником, который объединяет всех верующих, независимо от возраста, пола и национальности. Это время благодарения за то, что душа и тело находятся в состоянии благополучия, пожелания мира и процветания всему народу. День народного единства в Башкортостане: традиции и обычаи История праздника День народного единства — государственный праздник, отмечаемый ежегодно 4 ноября. Этот день стал символом единения всех российских народов и памятью о событии, произошедшем в 1612 году — освобождении Москвы от польских захватчиков. В Башкортостане День народного единства также отмечается с 2005 года. Этот праздник объединил все народы, проживающие в республике, и стал символом единства, терпимости и согласия между народами. Традиции и обычаи празднования На День народного единства в Башкортостане проводятся торжественные мероприятия на улицах городов и в деревнях. В программе мероприятий — концерты, выставки, игры и соревнования, посвященные различным народам республики. Важной традицией этого дня является поднятие государственных флагов на зданиях государственных учреждений и организаций. Также наряду с государственным флагом России на зданиях помещают башкирский триколор — флаг республики Башкортостан. Значение праздника для жителей республики День народного единства для жителей Башкортостана — это символ единения и солидарности между народами республики и всей страны. В этот день важно помнить об исторических событиях, которые объединили всех жителей России, и поддерживать дух единства и согласия на протяжении всего года. Праздники урожая в Башкирии: Татар-Сансы, Зиляткыш и др. Татар-Сансы Татар-Сансы — яркий и красочный праздник башкирского народа, который отмечается в первый день летнего солнцестояния. Народ верит, что в этот день все природные явления наиболее сильны и энергичны, поэтому Татар-Сансы считается днем, когда нужно собирать и сушить лекарственные травы и ягоды, а также заниматься жатвой. В этот день важно проявлять благодарность за полученный урожай и благосклонность природы.

Какой праздник у башкир сегодня

Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой лупы. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду в пруд, озеро, реку , в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе.

Праздник — это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.

Лучший конь уже не был са-мым лучшим, а батырами становились не са-мые ловкие и сильные. Решали деньги и власть. Советское время избавило эту народную тради-цию от насилия. Основой заинтересованности в спортивных соревнованиях — скачках, борьбе и т. Из разных аулов набирается до двух десят-ков и более скакунов. Наездниками, как прави-ло, выступают подростки. В зависимости от особенностей местности выбирается дистан-ция — круговая пли прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие копи, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша радио объ-являет победителей кличку лошади, имя на-ездника, название колхоза и присуждаемые награды. В прошлом джигитов встречала у фи-ниша девушка или самая молодая в деревне за-мужняя женщина. Всадник, который первым заканчивал дистанцию, на скаку вырывал из ее рук вышитый. Скачки, как и борьба, привлекают всеобщее внимание на сабантуе. Зилаирский совхоз. После традиционного бега начинается борь-ба. О башкирской борьбе писалось много и до революции, и в наше время. Приемы борьбы остались прежними, и, очевидно, потому судья-ми являются обычно пожилые. Этот народный вид спорта хотя и несколько утратил прежнее значение, но и ныне он очень популярен. Борь-ба, так Hie как скачки, привлекает наибольшее число зрителей. Самые ценные призы присуж-даются борцам; лучшие борцы пользуются из-вестностью и славой. Арена представляет круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители и бу-дущие участники. Внутри круга располагают-ся двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы-подарки. В середи-ну выходит один из желающих побороться и берет у судьи кушак или полотенце. За ним вы-ходит второй, который уже успел присмотреть-ся к противнику и мысленно оценил его силу. Противники обхватывают друг друга полотен-цами по талии так, чтобы правая рука одного проходила под левой другого, и начинают борь-бу. Победителя усаживают на особо отведенное место в круге, а побежденный получает поощ-рительный подарок и выбывает из круга. Вы-ходят вторая, третья, четвертая пары борцов и каждый раз побежденный, получив положен-ный поощрительный приз, выбывает из числа борцов, а победители устраиваются внутри кру-га. И так до тех пор, пока не испытают свои силы все желающие принять участие в сорев-новании. По такой же системе устраиваются встречи между победителями и призы вручают-ся только тем, кто терпит поражение. Число ту-ров зависит от числа участников и с каждым туром возрастает ценность приза. Лишь послед-ний приз, наиболее ценный и почетный, при-суждается победителю финала. По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значи-тельной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. Ценность призов для победителей борь-бы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его ор-ганизаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. Предметы эти приобретаются на средст-ва, выделенные колхозами, совхозами или дру-гими предприятиями и учреждениями. Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований. Расширение программы сабантуя включение новых видов спорта, митинг, концерты художе-ственной самодеятельности и артистов потре-бовало сократить время, отводимое для борьбы. Каждый борол-ся не переставая до тех пор, пока ого не победят, поэтому наиболее опытные п сильные борцы выступали только в конце. В организации башкирской борьбы проявля-ется еще одна современная черта — кое-где на сабантуях борцов начинают разбивать на кате-гории по их весу. Пока трудно скачать, на-сколько это явление понравится народу, но оно имеет сейчас весьма ограниченное распро-странение. Борьба, скачки, бег взапуски представляют основные традиционные состязания башкир. Начиная с прошлого века они составляют стер-жень спортивной программы сабантуя. В более отдаленные времена, как свидетельствуют об этом многочисленные предания и фольклорные сюжеты, такое же значение имела стрельба из лука. Целыо служил перстень знатной и кра-сивой девушки, па руку которой претендовали батыры-джигиты и моргены. Эту природу они сохраняют и в наши дни. Таковы бой мешками, наполненными сеном; бег в меш-ках; бег мужчин, попарно связанных за ноги; бой горшков с завязанными глазами; бег с лож-кой в зубах, в которой находится сырое яйцо ; перетягивание друг друга канатом группами и в одиночку ; лазание по качающемуся нак-лонному бревну; лазание на шест и т. Сцена для сабантуя. Нязенетровский район, Челябинская область. Спортивная программа современного сабан-туя стала шире: она включает ряд новых для башкир видов спорта: прыжки в длину и в вы-соту, поднятие тяжестей гири, штанги , во-лейбол и т. Заметно пополняется также арсе-нал шуточных состязаний. В частности, кое- где практикуется соревнование велосипедов на самый тихий ход. Составной частью сабантуя становятся кон-церты художественной самодеятельности и вы-ступления артистов. Разумеется, это новшест-во, но оно имеет своего предшественника. Про-образом этих концертов в прошлом были состя-зания импровизаторов-острословов и музыкантов. После праздничного обеда взрослые и дети разъезжаются по домам. Но долго еще, до позд-него вечера, в долине не умолкают громкий смех, шутки и песни молодеяш. Таково основное содержание современного башкирского сабантуя. В нем сохранилось то, что не противоречит духу нашего времени, со-ответствует сложившимся общественным при-вычкам и представлениям. Спортивно-игровое начало в нем, освобожденное от религиозных ограничений и торгово-деляческих сделок, за-звучало по-новому. В структуру этого народно-го праздника общественность ввела немало новшеств. К настоящему времени вполне окрепли ор-ганизационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования празд-ника исчерпал себя и должен прекратиться. Этот поистине народный праздник как слож-ный и единый комплекс различных спортивно-игровых и общественно-бытовых действий яв-ляется продуктом многовекового коллективного творчества народа. И в каждом отдельном слу-чае конкретные условия жизни ставили и впредь будут ставить перед организаторами са-бантуя все новые и новые вопросы, которые нужно решать в процессе проведения праздни-ка. Отсюда живучесть сабантуя, его удивитель-ное соответствие на каждом новом этапе образу жизни и психологии народа. В этом же заклю-чается одна из гарантий его совершенствова-ния в будущем. Кроме того, в настоящее время наметился определенный круг общих вопросов , возникших в связи с включением в распорядок праздника новых видов спорта и художественной самодея-тельности. Программа сабантуя, как отмеча-лось выше, значительно расширилась, и это об-стоятельство привело к многоплановости празд-ника, к параллельному проведению соревнова-ний одновременно по нескольким видам спорта. В свою очередь, это в заметной мере наруши-ло прежнюю стройность и целеустремленность праздника, обусловило некоторую рыхлость его организационного строения, особенно к концу торжеств. Не случайно, что вторая половина сабантуя, начиная с борьбы, проходит менее организованно, чем начало. Общественности, вероятно, предстоит решить вопрос о некотором ограничении программы в целях обеспечения ее организационной компактности, о целесооб-разности или нецелесообразности включения в нее тех или иных видов спорта, о месте и ро-ли художественной самодеятельности, о соотно-шении спортивного и культурного, официаль-но-делового и игрового начал. В процессе культурного сотрудничества на-родов в жизнь башкирской деревни проникают новые традиции, новые обряды и праздники. К числу их относится праздник Урожая, став-ший сейчас общесоветским сельским праздни-ком. Инициаторами этого праздника являются общественные организации, в первую очередь партийная и комсомольская. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы праздник как можно был ярче, торжественнее. Вот как про-ходил этот праздник, в частности, в колхозе им. Кирова Кумертауского района. Дом куль-туры колхоза празднично убран. Обширное светлое фойе вместило все богатство красок. В центре внимания большая выставка урожая, на которой представлены экспонаты всех выращи-ваемых в колхозе культур: тучные снопы пше-ницы, ячменя, проса, овса и т. Рядом с вы-ставкой — Доска почета, украшенная букетами полевых цветов. На трибуну поднимается сек-ретарь парткома, который рассказывает о за-служенных людях колхоза. Председатель кол-хоза вручает Почетные грамоты и премии ве-теранам колхозного труда. Под звуки горна и дробь барабана по центру зала торжественно проходят со знаменем пионеры и приветствуют своих родителей. Они благодарят взрослых за их героический труд, за свое счастливое детст-во и вручают цветы членам президиума. После небольшого перерыва в зале гаснет свет. На экране световая сатирическая газета «Чаян». В конце торжества выступают самодеятельные артисты. В крупных населенных пунктах и в район-ных центрах во время праздника Урожая устраиваются гулянья и массовые развлечения в парке культуры или на поляне, спортивные состязания и пгрнща. В ряде районов к лтому дню были приуро-чены смотры-фестивали художественной само-деятельности. Местами, следуя старому обы-чаю, были организованы традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и другим видам спорта. Есть все основания верить, что День работ-ников сельского хозяйства станет в скором бу-дущем всенародным традиционным праздником осени в деревне, который вберет в себя наибо-лее удачные элементы ранее существовавших, но еще не успевших превратиться в народную традицию осенних праздников — Урожая, Зо-лотой осени. Тот опыт, который накоплен пар-тийно-советскими органами и комсомольскими организациями. Будет спо-собствовать этому и тот факт, что осенний праздник села получил отныне юридическое оформление. Становятся традицией профессиональные праздники: День механизаторов, День живот-новодов. В праздничной обстановке отмечают свой день учителя, работники кооперации, ме-дицинские работники и т. Обычно все эти праздники, в том числе и регламентируемые государственным законодательством День учи-теля, День рыбака приурочиваются к окон-чанию или началу цикла работ по данным про-фессиям. Каждый из этих профессиональных праздников состоит из двух частей: первой — официально-деловой, во время которой подводятся итоги прошедшего сезона учебно-го года, отчетного периода, хозяйственного го-да и т. Вторая часть включает концерт, праздничный обед , часто гулянья, спортивные состязапия и игры. Как видно, бытующие в современных усло-виях общественные праздники деревни весьма разнообразны. Это разнообразие соответствует многогранности народного быта, сложности и многоплановости общественной жизни. Они различаются не только по своему содержанию и назначению, но и по своей общественной зна-чимости, по степени проникновения их в народ-ный быт, по маоштабам и степени воздействия на людей, на ик образ жизни, психологию. Од-ни праздники опираются на вековые традиции и проходят по установившимся канонам, дру-гие — такие, как например, общесоюзные торжества, хотя и не имеют столь длительной истории , но благодаря своей значи-мости прочно утвердились в народной жизни и украсили ее. В то же время большая часть празднеств переживает стадию первоначально-го оформления, становления, еще не успев об-расти необходимой обрядностью, не успев стать общественной привычкой, потребностью. Это относится прежде всего к профессиональным праздникам и праздникам-мероприятиям, кото-рые пока еще устраиваются по почину общест-венных организаций. Такие различия в степени внедрения празд-ников свидетельствуют о подвижности совремейного быта. В наши дпи народный быт стал намного динамичнее, хотя относительный его консерватизм, в сравнении с темпами производ-ственной и политической жизни, остался в си-ле. Общественный быт, в том числе общественные празднества, составляют наиболее чуткую на внешние и внутренние возбудители, наибо-лее живую и изменчивую часть пародного быта. Бикбулатов Из книги «Башкирский аул», Уфа, Башкнигоиздат, 1969 - 41. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утраченны, не забыты и не запрещенны. Это статья не предназначен только для башкиров и татар, мы должны знать и уважать историю своих соседей я буду очень рад если смогу заитересовать ее и другии национальности нашей не обьятной родины, ведь мы живем на одной земле и ходим под одной луной Краткая история башкир. Государственность башкир восходит к IX - началу XIII веков - к этому времени относится образование союза башкирских племен. В 1219-1220 годах земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI века башкиры добровольно вошли в состав Российского государства. К этому времени они жили в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского, частично, Астраханского ханств. Процесс вхождения края в состав России не был одномоментным, он охватил несколько десятилетий и затронул ареал, намного превосходящий территорию нынешнего Башкортостана. Жалованные грамоты Ивана Грозного башкирским племенам стали основой их договорных отношений с царским правительством. Несмотря на то, что сами первичные документы пока не найдены и, возможно, не сохранились, они упоминаются в шежере родословных башкир, на них в течение длительного времени ссылались обе стороны. О национальных и традиционных праздниках. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях.

Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры — очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Читать еще: Мотивируем мужчину. Способы и советы. Как мотивировать мужчину, мужская точка зрения Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками.

Празднование Байрам иде связано с окончанием месяца Рамадана, святого месяца поста в исламе. В этот день мусульмане собираются в мечети, чтобы молиться, а затем отмечают праздник семейными ужинами и развлечениями. Агае иле — это праздник, отмечаемый в сентябре, который празнуется в честь урожая и победоносного возвращения с поля. В рамках этого праздника проводятся различные традиционные ритуалы: хлеб и мясо кладут внутрь курдючной одежды, пастухи прыгают через костер, а народные гусляры исполняют песни и рассказывают легенды. Курбан байрам — это еще один мусульманский праздник, который отмечается в Башкортостане. Он приходится на конец месяца Зуль-Хиджа, и связан с обрядом жертвоприношения. В этот день мусульмане посещают мечеть, совершают молитвы и жертвуют животных. Сабантуй — это один из самых главных и народных праздников Башкортостана. Обычно он отмечается в конце июня или начале июля и заканчивается шествием, спортивными и культурными мероприятиями. В рамках Сабантуя проводятся народные гуляния, на которых исполняются народные песни и танцы, проводятся национальные игры, а также различные мастер-классы. Эти и другие народные праздники Башкортостана олицетворяют яркий и разнообразный мир этного этнического региона и являются важной частью его культурного наследия. Календарь праздничных уикендов в Башкортостане на 2024 год В 2024 году в Башкортостане будет несколько праздничных уикендов, которые можно использовать для отдыха и планирования развлечений. Вот список этих дней: 8 марта пятница — Международный женский день. В этот день многие люди отмечают Женский день и делают подарки женщинам. Праздник дает возможность насладиться уикендом в начале марта и провести его в кругу близких. Весь мир отмечает этот день, поэтому многие люди могут быть свободными в эти дни.

Дистанционные курсы для педагогов

  • Ответы : Какие есть башкирские праздники? перечислите (без пояснений)
  • Праздники Башкортостана — Википедия
  • Официальные праздники Башкортостана на 2024 год
  • Традиционные башкирские праздники осенью: культура, обычаи, традиции

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий