Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления называется

риторического канона складывается замысел речи, главная идея.

Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.

В основной части реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее если необходимо, опровергнуть точку зрения оппонента , убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям! В зависимости от цели избирается метод преподнесения материала. В параграфе «Классический образец речи-рассуждения» упоминалось об индуктивном и дедуктивном методе изложения материала. Теперь остановимся на них еще раз и назовем некоторые другие. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно.

При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому. Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

К фигурам установления эмоционального контакта с адресатом относятся: 1. Ободрение и одобрение — фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям. Особенно необходима и поэтому часто используется в начале и особенно в конце публичной речи. Пример: Людям мудрым, влиятельным и могущественным — таким людям, как вы судьи , надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страждет. Цицерон 2. Признание своей ошибки — фигура выражения говорящим сожаления по поводу собственных ошибок, прежних взглядов.

Это мощнейший способ возбуждения симпатий слушателей. В речи современных ораторов, особенно отечественных, фигура умаления приобрела чисто декоративную роль: слушатели, как правило, понимают, что оратор вовсе не признает собственных ошибок, потому что считает себя безупречным, а вот свою аудиторию, напротив, ценит весьма низко. Оттого это риторическое средство вызывает эффект прямо противоположный должному: вместо того чтобы превратить слушателей в союзников, склонить на свою сторону, оратор только раздражает и восстанавливает их против себя. Применяя фигуру умаления, нужно играть строго по правилам.

Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания если ожидание обманывается, интерес к оратору растет. Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.

Аргументация - это доводы в пользу тезиса, опровержение - это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце.

В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются различными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разговаривать, разгадывать кроссворды и т.

Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. А это, бесспорно, нелегко сделать. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Он учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Советы лектора» автор приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. В многочисленной литературе по риторике приводится немало подобных образцов захватывающих вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Д едуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам; 3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу; 4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный; 5. Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание.

Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином " витке" развертывания структуры речи; 6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.

Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы поблагодарить аудиторию за внимание. Речевые формы заключения: - заострить проблему, усилить впечатление от речи - повторить основные этапы развития темы - показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие - выдвинуть конкретное предложение Общие принципы построения выступления[39]: 1.

Роль композиции для речи

Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной ведь без содержания нет и речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только.

Найдите в следующих предложениях разговорные слова? Vtorcevkirill 28 июн. Солнце светит. Девочка делает зарядку. С дерева упало сочное яблоко.

Мальчик думает о маме и о папе. Крпсивый лебедь п.. Ещё написать какое это предложение например Повествовательное? Milasendega 28 июн. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь.

Действительно, это очень удобное деление, поскольку оно отражает глобальную задачу речи: сначала ориентировать аудиторию в замысле речи, в основной части - изложить суть проблемы и, наконец, подвести итоги сказанного. Таким образом, можно прийти к выводу, что композиция риторического текста - одно из средств воздействия, делающих высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова. Микротема как основная единица композиции Как уже было сказано, что под членением речи на смысловые фрагменты мы понимаем трёхчастную структуру, которая состоит из вступления, основной части и заключения.

Вместе с тем нельзя не заметить, что такого деления явно мало. Ясно, что по крайней мере основная часть может быть поделена на более дробные содержательные части - единицей композиции». Как писал Одинцов В. Важным будет добиться при формировании микротем их содержательной и структурной завершенности, чтобы они представляли собой как бы речь в речи. Приступая к работе над композицией, мы имеем подробный план-конспект речи и массу аргументативного материала к нему, и наша задача состоит в том, чтобы выстроить все это наилучшим образом. Первая процедура работы над композицией состоит в том, чтобы из каждого пункта плана-конспекта создать микротему, построенную как рассуждение: суждение - аргументы - вывод. Этот вывод собственно и является тезисом речи. Каждая микротема укрепляется внутри жёсткими подчинительными связями, приобретает вид целостного блока, независимо от других блоков речи, и может свободно передвигаться по тексту: микротемы второго уровня перемещаются в случае надобности внутри микротемы первого уровня, а микротемы первого уровня - внутри речи.

Таким образом, оратор стремится к тому, «чтобы все микротемы в тексте были независимы друг от друга, находились в сочинительной связи, располагались параллельно между собой, но стремились к одному центру - тезису речи». Как показывает ораторская практика, по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня построено большинство речей. Риторическое произведение является особой разновидностью рассуждения - риторическим рассуждениям. Специфика его композиции в том, "что тезис обосновывается аргументами, распределёнными по микротемам, связанным с тезисом подчиненными причиненными отношениями, а между собой сочинительными. Количество микротем зависит уже от оратора, особенностей конкретной аудитории и ситуации общения. Обычно аудитория удерживает в памяти 3-4 микротемы. Если говорить о содержательной последовательности микротем, то следует отметить, что Стернин И. Главное различие восходящей и нисходящей аргументации состоит в том, что при восходящей аргументации сила воздействия к концу речи возрастает, а при нисходящей - убывает.

Гимпельсон Е. Сила аргументов и, следовательно, порядок микротем также зависит от самих слушателей». Но однако в общественной жизни встречаются ситуации, в которых необходимо обратиться к нисходящей аргументации и добиться снижения эмоционального накала и силы впечатления успокоить аудиторию, свести на нет разбушевавшиеся страсти. Не только расположение, но и выбор микротем зависит от аудитории. Микротема, которая содержит суждение, обращенное к разуму в единстве с рациональными аргументами, будет обладать наибольшим убеждающим эффектом и, следовательно, располагаться в конце цепочки аргументов, если речь обращена к высокообразованным людям, к представителям профессий, связанных с точными науками, вообще к тем людям, которые предпочитают логические рассуждения эмоциональному воздействию. Если оратор разговаривает с молодёжью, с малообразованными слушателями, с представителями творческих профессий, вообще с теми людьми, которые предпочитают эмоциональную речь языку фактов, - то будет правильнее, если последней в аргументации он расположит микротему, содержащую эмоциональное суждение и эмоциональные аргументы. Итак, микротема- это законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту. Расположение и выбор микротем зависят от аудитории.

Вступление и заключение как функциональные единицы композиции Вступление, основная часть и заключение являются единицами композиции риторического произведения более высокого уровня и называются функционально-структурными частями. У каждой из них свои функции в раскрытии главные мысли тезиса. Вступление - это первая часть композиции речи, которая представляет собой несколько вводных замечаний, и от которой зависит успех выступления. Нужно ли в речи вступление, зависит от ситуации и аудитории, Например, без вступления можно обойтись в речи - консультации. Обычно же вступление необходимо. Во вступлении оратор должен: 1. Специфика риторического вступления заключается в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Еще с классических времен в риторике выделяют два типа начала: естественное и искусственное.

Естественное начало сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателя в суть дела. Искусственное начало - начало с предосторожностью. Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью, но внутренняя, часто метафорическая связь обязательно присутствует. В композиции речи заключение имеет особое значение, так как последние слова в отличии от начальных, а вместе с ними и главной идеи, запоминаются слушателями надолго. Специфика заключения риторического произведения проявляется в следующем: «речь обычно не обрывается на полуслове, развитие темы получает логическое завершение; в заключении не начинается разработка новой мысли; речь «закругляется»,то есть возвращается мыслью к началу, чтобы напоминать слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли, так как ораторская речь воспринимается на слух и слушатели не могут «заглянуть» в начало, где им объясняли значение предстоящего обсуждения; основные мысли в заключении усиливаются. Оратор не должен забывать, что на данном этапе несёт на себе ответственность за слушателей. Более того, он должен как бы построить мост между основной частью и заключением, не только оставляя слушателей один на один с содержанием речи, но, напротив, помогая им «выйти»из речевой ситуации в нужном оратору направлении. Клюев В.

В соответствии с ним заключение могло строиться как: суммирующее, типологизирующее и апеллирующее. Суммирующее заключение определяется как подведение итогов и формулирование выводов. Оратору следовало вернуться к важнейшим пунктам основной части и построить заключение как напоминание о них. Типологизирующее заключение — это заключение, ставящее сообщение в перспективу или вводящее фон для лучшего его понимания. Апеллирующее заключение представляет собой способ эмоционально покинуть речевую ситуацию. Если мы под апелляцией понимаем - обращение с лат , то заключение этого типа предполагает прямое воззвание к чувствам слушателей. Преимущество его в том, что оно, как никакое другое, сохраняет дистанцию между говорящим и слушающим. Обусловлено это объективным состоянием физиологической усталости, которую испытывает аудитория через 15-20 минут слушания.

Средства управления вниманием можно разделить на следующие группы: содержательные — иллюстрации, образы, цитаты, дополнительная информация, языковые —средства, обращенные к рациональной сфере термины, научная лексика и к эмоциональной экспрессивная и оценочная лексика, тропы, фигуры , структурно-риторические вопросы, обращения к аудитории, инверсия структурных частей, чередование элементов рацио и эмоцио, повторения…, наглядные элементы содержания и структуры - таблицы, диаграммы, схемы, кино и видеофильмы. Выбор средств управления вниманием зависит от аудитории, ситуации, жанра речи. В задачи расположения входит размещение всех средств управления вниманием в композиции речи на каждом композиционном «стыке», то есть при каждом переходе от части к части, от микротемы к микротеме, от одной мысли к другой, от одного аргумента в её пользу к другому. Из этого следует, что создание вступления и заключения - проблема сугубо композиционная, так как разрабатывать их можно только после того, как структурирована основная часть и определён порядок следования микротем. В композиции риторического произведения отражается образ речи в определенной аудитории: содержание выстраивается в необходимой для нее последовательности. Вступление и заключение же имеют собственные функции и задачи в общей структуре речи. Глава 2. Композиция художественного произведения.

Понятие композиции художественного произведения Композиция - одна из немногих категорий литературоведения, при толковании которой исследователи проявляют почти полное единодушие.

Сначала создается план, потом из него рождается композиция. Поэтому несколько речей, созданных на основе одного плана, могут различаться по композиции в зависимости от ситуации и аудитории.

Следовательно, композиция - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой — определенной ситуацией и аудиторией, т. Одна из закономерностей восприятия речи состоит в том, что "наш разум ухватывает эту целостность определенными порциями, шагами и лишь потом соединяет все в единое целое". Но с другой стороны, воздействующей силой обладает именно целое.

Целостность речи, обеспечивающая воздействие, складывается из целостности содержательной и структурной. Содержательная, смысловая целостность речи, являясь основой для структурной целостности определенной последовательности соединения частей речи , обеспечивается тезисом. Кроме этого и классические, и новые риторики в качестве важнейших выделяют требования целесообразности и соразмерности частей речи, побуждающие автора к тщательнейшему отбору идей, логических и риторических аргументов "все излишнее несносно" — М.

Сперанский и рациональному их распределению по этапам речи.

Общие места (топосы, источники изобретения)

композиция. закономерное. мотивированное. Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация. Композиция — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе называется _ речи. Под композицией речи принято понимать "закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организацию материала, расположение его в определенной системе" [7, с. 205].

Что такое композиция речи?

компонентов. В ораторском искусстве композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе. Под композицией речи принято понимать "закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организацию материала, расположение его в определенной системе" [7, с. 205]. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _ речи. Замысел исследования – это. Кохтев Н.Н. даёт следующее определение композиции: «Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположении его в определенной. Композиция — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала [62, с. 130].

Ответы и объяснения

Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется 3) КОМПОЗИЦИЕЙ речи. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это.

Композиция речи: начало, развертывание и завершение

Вот какое определение композиции дает в своей книге "Основы ораторской речи" Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют единое целое. Здесь следует остановиться на отличии композиции от плана, т. Не проще ли ограничиться планом?

Чтобы не вдаваться в пространные описания отличий плана от композиции, представим их схематически. Композиция — это и идеи, и подтверждающий их материал. План — это логика изобретения содержания, т. План — это для автора, это результат приведения в порядок его мыслей относительно предмета речи например: я считаю, что в театр ходить надо, потому что 1 театр — это прекрасный отдых; 2 театр — это всегда новые впечатления; 3 театр — это приобщение к творчеству.

Оно является, однако, к самому концу рассказа в виде воспоминания классной дамы о прошлом, о подслушанном ею когда-то разговоре Оли Мещерской с её подругой. Читая заключительные катастрофические слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…»[2, с. Автор как бы говорит заключительными словами, резюмируя весь рассказ, что все то, что произошло, все то, что составляло жизнь: любовь, убийство, смерть Оли Мещерской, - все это в сущности есть только одно событие,- это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. В словах Оли: «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть,- ты послушай, как я вздыхаю,- ведь, правда, есть? Это неожиданное смешное признание о легком дыхании и сводит воедино оба плана рассказа. И вместо мучительного напряжения мы испытываем почти болезненную легкость. И то формальное, которое автор придает этому материалу, направлено не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале, раскрыть жизнь русской гимназистки до конца во всей ее типичности и глубине, проанализировать и проглядеть события в их настоящей сущности, а как раз в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства, к тому, чтобы заставить ужасное говорить на языке «Легкого дыхания», и к тому, чтобы житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер.

Анализ композиции нобелевской речи. Кандидатура Бунина дважды была выдвинута на Нобелевскую премию. Впервые его кандидатуру выставила Р. Роллан в 1922-м году, однако Нобелевскую премию в 1923-м году получил ирландский поэт В. В 1926-м году снова шли переговоры о выдвижении Бунина на Нобелевскую премию. С 1930 г. Нобелевская премия была присуждена Бунина в 1933-м году. В официальном решение о присуждении Бунину премии говорится: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г.

Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер. Бунина может служить примером свободной композиции. Но говорить о свободной композиции, -значит говорить о том, что текст лишен структурной организации. Любой же текст имеет определённую организацию. Нобелевская речь также является текстом, в котором можно проследить композиционные моменты. Речь Бунина - похвальные слова, которые в соответствии с рекомендациями классических риторик начинались с происхождения восхваляемого. Композиция в этих речах более свободна, конечно, это во многом определяется ситуацией и адресатом. Композиция риторического текста зависит от цели автора.

Нобелевская речь - это речь не убеждение, поэтому отсутствие тезиса и доказательств вполне понятно. Вступление - та часть, которая нужна в первую очередь для аудитории. Она выполняет следующие функции: установление контакта, эмоциональная и логическая подготовка аудитории, заинтересовать публику, формулировка задачи. В этом выступлении выступление заключается только в этикетной формуле обращения. Объясняется это тем, что аудитория знает, с какой целью и по какому поводу они собрались. Объясняется это и тем, что речь довольно коротка. В основной части мы можем увидеть 3 темы: радости, изгнания и свободы. Первый блок содержит в себе чувство поэта: «Я навсегда сохраню неизгладимое воспоминания …».

Оратор использует сравнение, в котором чувство радости сравнивается с печалью. Используя превосходную степень, Бунин показывает, что Нобелевская премия- «Есть высшее увенчание писательского труда». Подтезисом этого блока можно считать выражение чувств радости, который подтверждается эмоциональными аргументами. Риторический вопрос, который идет далее, является переходным к теме изгнания. Здесь Бунин акцентирует внимание, что он первый изгнанник, которому присудили эту премию: «Ибо кто же я? И здесь Бунин использует эмоциональные аргументы, тем самым показывает, насколько это важно для него. Уделяет внимание тому, что здесь находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований; объединяет себя с аудиторией: «всех нас объединяющее: свобода мысли и совести…» «И ещё несколько слов - для окончания этой небольшой речи»- так заканчивает свою речь Бунин. Здесь оратор использует градацию, чтобы показать важность и значение этой речи: «я ценю ваш королевский долг вашу страну, ваш народ, вашу литературу…».

Употребление суффиксов превосходной степени подчёркивает ещё раз свое сильное впечатление: «выразить свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства». Бунин - писатель в своем рассказе преследует целью — передать авторскую идею. Бунин - публицист в своей речи идет от аудитории, поскольку это важно для нее. Если сравнивать композицию художественного и риторического текста, то можно сказать, что композиция художественного произведения- это композиция образа, а композиция риторического произведение- это композиция воздействия. Заключение Композиция риторического текста - одно из средств воздействия, делающих высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова. В композиции риторического произведения отражается образ речи в определённой аудитории: содержание идеи и подтверждающий их материал выстраивается в необходимой для воздействия на неё последовательности. Речь традиционно делится на три функционально-структурные части: вступление, основную часть и заключение, у каждой из которых свои функции и задачи. Композиция художественного текста - это построение образного мира произведения; организация частей текста, представляющих фрагменты образного отражения действительности, авторские комментарии и отступления, состав, взаиморасположение и взаимные связи которых обусловлены идейным замыслом писателя и жанрово-родовыми особенностями произведения.

Проанализировав произведение и речь Бунина, мы пришли к выводу, что композиция риторического произведения - это композиция воздействия, а композиция художественного текста - это композиция образа. Список использованной литературы. Анисимова Т. Бунин И. Гречнева; худ. Выготский Л. Pro et contra. Личность и творчество И.

Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. С-П, 2001 г. Системные характеристики композиции риторического произведения. Волгоград, 1998 г.

Коммуникативная цель говорящего в этом случае — убедить собеседника в правильности какого-либо положения, заставить его принять те или иные взгляды, мнения, а также уговорить его, склонить к какому-либо действию. Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, выводы. Без осмысления этих понятий нельзя говорить о структуре и особенностях аргументирующей речи.

Выделяют аргументы трёх типов: 1 сильные и слабые; 2 рациональные «к делу» и иррациональные «к человеку» ; 3 собственно аргументы и контраргументы. Сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Сила аргумента определяется с точки зрения слушателя, а не говорящего. Вывод демонстрация один из компонентов аргументирующей речи обеспечивает взаимосвязь тезиса и аргументов, подчеркивает доказательность изложения, неопровержимость основного тезиса речи. Этот компонент аргументирующей речи располагается в конце основной части, в заключении. Яркий, логичный, четко сформулированный вывод является еще одним доказательством аргументом правомерности точки зрения говорящего, его позиции.

Тезис, аргументы и выводы составляют единое целое в структуре аргументирующей речи. Существуют различные виды аргументирования. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синонимы, однако необходимо их концептуально различать.

Рак кожи — наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности. Нужно относиться с осторожностью к родинкам и бородавкам. Они могут перейти в рак. Большинство из них не опасно, но если они разрастаются или значительно видоизменяются, необходимо обратиться к врачу, который сможет успешно их удалить. Слайд 17 Правильно: А. Родинки и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность.

Слайд 18 Правило 6. Следите за тем, чтобы тезис плана был бы достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним. Пример: III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно получить. Для сельского хозяйства еще имеется пространство, равное территории Южной Каролины. Большая часть этих земель может пойти под участки для переселенцев. Достижения фермера ПауляСаткоса из Ричмонда штат Виргиния показывают, как много других фермеров добилось бы успеха, если бы они занялись хозяйством на Аляске. Слайд 19 Правило 7. Избегайте суждений сложных и с разным содержанием.

Неправильно: 1. Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей. Правильно: 1. Много новых областей открывается в медицине. Большинство из них подходит для женщин-врачей. Слайд 20 Правило 8. Избегайте частичного совпадения разделов плана или их несовместимости. Пример: Есть несколько важных причин, объясняющих, почему большинство молодежи не слушает симфоническую музыку. А Чтобы оценить симфоническую музыку, надо научиться ее слушать.

Б Большинство молодежи не использует немногих предоставляющихся возможностей ее послушать. B Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой легкой музыкой.

Ответы на вопрос

  • Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.
  • Периодическая проверка работников юридических лиц с особыми уставными задачами
  • Подготовка выступления и ораторской речи. Реферат. Английский. 2012-09-18
  • Ответы на вопрос
  • Риторика (стр. 3 ) | Контент-платформа

Вопрос № 85427 - Русский язык и культура речи

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей. Показательна в этом отношении первая речь Цицерона против Луция Сергия Катилины, римского политического деятеля, обвинявшегося в подготовке заговора с целью захвата власти. Свое выступление знаменитый оратор начал с постановки целой обоймы вопросов: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами?

До каких пределов ты будешь кичиться дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры все присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял?

О, времена! О, нравы! Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений.

Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его словам, «начальные фразы должны дать жизнь вещи». Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора. Главная часть речи, ее задачи, методы изложения материала, основные недостатки Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления.

Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала.

Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Задачами основной части являются: сообщение информации, обоснование определенной точки зрения, убеждение аудитории, побуждение аудитории к конкретным действиям. Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала главной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики: Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие- то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов.

Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

Птичка синичка села на ветку, ветка упала птичка пропала. Частная охрана ЧОП.

Слайд 18 Правило 6. Следите за тем, чтобы тезис плана был бы достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним. Пример: III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно получить. Для сельского хозяйства еще имеется пространство, равное территории Южной Каролины. Большая часть этих земель может пойти под участки для переселенцев. Достижения фермера ПауляСаткоса из Ричмонда штат Виргиния показывают, как много других фермеров добилось бы успеха, если бы они занялись хозяйством на Аляске. Слайд 19 Правило 7. Избегайте суждений сложных и с разным содержанием. Неправильно: 1. Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей. Правильно: 1. Много новых областей открывается в медицине. Большинство из них подходит для женщин-врачей. Слайд 20 Правило 8. Избегайте частичного совпадения разделов плана или их несовместимости. Пример: Есть несколько важных причин, объясняющих, почему большинство молодежи не слушает симфоническую музыку. А Чтобы оценить симфоническую музыку, надо научиться ее слушать. Б Большинство молодежи не использует немногих предоставляющихся возможностей ее послушать. B Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой легкой музыкой. Г На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма заумная». Д Симфоническая музыка раздражает молодежь. Слайд 21 Правило 9. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов при формулировании пунктов плана. Слайд 22 4. Структура публичного выступления.

Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Заключение должно быть кратким, сжатым.

Особенности зачина определяются, во-первых, самой темой выступления и аудиторией, во-вторых, необходимостью привлечения внимания слушателей. Зачин указывает также, в каком ключе будет произнесена речь. Текст зачина должен мобилизовать слушателей к восприятию, вводя их в речь, и даёт концентрированную информацию о направлении речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул, например, эмоциональная речь может начинаться с приветствия, и таким образом оратор подчёркивает своё расположение к слушателям, а это в свою очередь не может не вызвать у них ответного дружеского чувства и внимания. Нужно подготовить слушателей к восприятию данной темы, привлечь их внимание. А для этого первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Этих зацепляющих "крючков" - зачинов может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью. Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения.

Итак, зачин — это начальная часть ораторской речи, основные функции которой — контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи. Второй элемент ораторской речи — вступление. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором. Но для этого необходимо много работать, думать, искать.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом оратору необходимо учитывать и состав аудитории, и степень её подготовленности. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Главная часть. Хорошо продуманное вступление ещё не обеспечивает общего успеха речи оратора. Нередко случается, что заинтересовав слушателей оригинальным началом, он теряет постепенно их внимание. Последнее может ослабеть, угаснуть и пропасть. В связи с этим перед оратором стоит ещё одна важная проблема — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной.

Вступление часто импровизируется, однако неудачная импровизация может испортить всю речь. Здесь необходимо усвоить несколько правил построения вступления: 1 вступление должно быть кратким; 2 вступление должно быть умеренно энергичным, то есть не слишком эмоциональным, иначе придется продолжать речь на том же эмоциональном уровне и аудитория быстро устанет, и самому оратору вряд ли хватит сил быть эмоциональным до конца речи; 3 стилистически вступление не должно резко контрастировать с основной частью речи, так как может сложиться впечатление, что оратор стремится привлечь внимание к себе, а не к теме речи; 4 во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок и данных, поскольку аудитория входит в речь постепенно и вступление воспринимается на фоне внутренних или внешних помех; 5 вступление оратор сочиняет в последнюю очередь, после того, как продумана главная часть и заключение. Композиция основной части выступления будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них: Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима. Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Задачами основной части являются: сообщение информации, обоснование определенной точки зрения, убеждение аудитории, побуждение аудитории к конкретным действиям. Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала главной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики: Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.

Позже в древнеримской риторике выделялось уже 7 — 8 частей речи: обращение, название темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение по Квинтилиану. В традициях русской классической риторики считалось, что ораторская речь состоит из пяти частей: приступ и предложение, разделение и изложение обстоятельств предмета, доводы и опровержения, часть патетическая и заключение по К. А так называемая строгая хрия — особый тип рассуждения, которым должен был овладеть в дореволюционной России каждый гимназист, — имела 8 частей: приступ, парафразис, причину, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее универсальной считается трехчастная композиция, включающая в себя: вступление введение , основную главную часть и заключение. Вам также может быть интересно.

Ответ преподавателя

  • Онлайн-тесты на : Культура речи - все вопросы (7/21)
  • Ответы на вопрос
  • 23) Основные методы изложения материала и приемы привлечения внимания.
  • Нормы управления нарушены в словосочетаниях …

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий