Какую музыкальную форму имеет инструментальный концерт в творчестве и с баха

Allegro – это достойный финал, сочетающий в себе свободу, свойственную жанру концерта и при этом четко выстроенную форму, характерную именно для немецкого творчества, в том числе и для творчества Баха. Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре — так звук в музыке есть её главное ядро, из которого рождается музыкальное произведение.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве. Далее, в Бранденбургских концертах и оркестровых сюитах, таких разнообразных и свежих по составу ансамбля,— Бах выступил достойным продолжателем Генриха Шютца, обогащая гембровую палитру тонко-дифференцированными инструментальными красками. «Итальянский концерт» И.С. Баха — это единственное сольное произведение для клавира без инструментального сопровождения, написанное в жанре concertо grosso. Это старинный жанр, который характеризуется противопоставлением Tutti и Solo. Музыкальное наследие Иоганна Себастьяна Баха — неотъемлемая составляющая часть репертуара современного исполнителя. С самого раннего возраста, младших классов музыкальной школы, в программы учащихся постепенно входят произведения И.С. Баха.

Иоганн Себастьян Бах биография, стиль и музыкальная деятельность

Клавирные концерты И. С. Баха — Википедия Для фуги, как и для многих других произведений Баха, характерно сочетание непрерывного развития и роста музыкального образа с долгим пребыванием в одном состоянии, распространяющемся на большие отрезки музыкальной формы.
Лекция: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА). Главным итогом исканий композитора в этой области явился «Итальянский концерт», созданный в 1735 году. Это название, данное самим Бахом, указывает на происхождение концертного жанра, родиной которого была Италия.
25. Инструментальные жанры в творчестве Баха. Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра. инструментального концерта на примере концерта «Времена года» ди, «Итальянский концерт»
Клавирные концерты И. С. Баха — Википедия Моцарту принадлежат 23 произведения для музыкального театра, 49 симфоний, более 4 инструментальных сольных концертов с оркестром, сонаты для фортепиано, скрипки, большое количество различных ансамблей.
Полифонии Баха: виды, особенности, специфика, великие произведения, анализ и разбор Концертная форма у И. С. Баха. Сонатные и концертные циклы Баха открываются крупнейшими и наи-. более развитыми из его одночастных нефугированных форм. По своему. положению в циклах эти формы вполне аналогичны форме сонатного.

Краткая история создания и особенности музыки «Итальянского концерта» И.С. Баха

В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов в первую очередь Куперена , итальянских скрипачей Корелли, Вивальди , крупнейших представителей итальянской оперы. Творческое наследие включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени MP. Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы: вокально-инструментальная музыка; органная музыка, музыка для других инструментов клавира, скрипки, флейты и т. Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Бах не писал опер, но писал светские кантаты зарисовки из повседневной жизни. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. Отразил религиозно-философские проблемы, размышление о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви.

Иисус Христос у Баха — главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха — это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование. С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни — и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах — органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П. Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха. Опера как жанр музыкального искусства. Оперный театр эпохи классицизма на примере опер Моцарта Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1]. Литературная основа оперы — либретто.

В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Композитор часто пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера итал. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера singspiel , чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Моцарт объединил эти три направления. Одна из двух его больших опер - «Идоменей, царь Крита» 1781 , полная страсти и огня, - исполняется и сегодня, а «Милосердие Тита» 1791 можно услышать очень редко. Любовь в той или иной форме является ведущей темой. В «Дон Жуане» мы становимся свидетелями приключений дамского угодника, который, в конце концов, был затянут в ад статуей убитого им мужа любовницы.

Сюжет не очень подходит для жанра комической оперы, но Моцарт заканчивает ее хором, который говорит зрителю, что все это не должно восприниматься слишком всерьез. Либретто к операм писал Лоренцо да Понте. Для «Женитьбы Фигаро» использовали пьесу Бомарше. Опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году, стала пиком славы Моцарта. Духом озорного веселья наполнены и две немецкоязычные оперы Моцарта: «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта». Первая была написана в 1781 году, в ее основе лежит история спасения девушки, оказавшейся в гареме султана. В «Волшебной флейте» герои - двое идеализированных влюбленных - проходят через множество испытаний, и помогает им в этом волшебная флейта. Героями оперы являются также злобная королева, благородный верховный жрец и смешной птицелов, линия которого снимает напряжение. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры.

Для его зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями «Волшебная флейта». Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан». Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Одно из главных нововведений в моцартовских операх - перенесение действия из диалогов в музыку в ансамбли, дуэты, даже в арии. Классицизм в музыкальной культуре. Венская классическая школа. Классический симфонический оркестр.

Жанры сонаты и симфонии на примере сонатно-симфонического творчества Л. Классицизм образцовый. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры — дивертисмент, серенада и кассация. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.

Было создано фортепиано. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека. Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонииэпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. Основной особенностью является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания. Расцвет венской классической школы совпал со становлением оркестра стабильный состав.

Среди них особенно выделяется цикл хоральных вариаций Укрась себя, блаженная душа Schmcke dich, o liebe Seele , в котором композитор из начального мотива гимна выстраивает великолепную сарабанду. Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам.

Самое известное клавирное сочинение Баха — Хорошо темперированный клавир Das Wohltemperierte Clavier , цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей — полутонов. Успех первого тома этого собрания 24 прелюдии и фуги во всех тональностях побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи — 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения Clavierbung. Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром.

Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации — Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха — графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы. Сочинения для скрипки и виолончели соло. В своих 3 партитах и 3 сонатах для скрипки соло великий мастер полифонии ставит перед собой почти невыполнимую задачу — написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента. Шпитта характеризует как «торжество духа над материей».

Столь же великолепны 6 сюит для виолончели соло. Оркестровые сочинения. Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму — клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос. Шесть Бранденбургских концертов относятся к другому типу.

Второй, третий и четвертый следуют итальянской форме concerto grosso, в которой небольшая группа солирующих «концертирующих» инструментов «состязается» с полным оркестром. В пятом концерте имеется большая каденция для клавира соло, и это произведение представляет собой, по сути дела, первый в истории клавирный концерт. В первом, третьем и шестом концертах оркестр делится на несколько хорошо сбалансированных групп, которые противопоставляются одна другой, причем тематический материал переходит от группы к группе и солирующие инструменты лишь иногда перехватывают инициативу. Хотя в Бранденбургских концертах немало всяких полифонических ухищрений, они легко воспринимаются неподготовленным слушателем. Эти произведения излучают радость, и кажется, что они отражают веселье и роскошь княжеского двора, при котором тогда работал Бах.

Вдохновенная мелодика, яркий колорит, технический блеск концертов делают их уникальным достижением даже для Баха. Столь же блестящи и виртуозны 4 оркестровые сюиты; каждая из них включает увертюру во французском стиле медленное вступление — быстрая фуга — медленное заключение и вереницу очаровательных танцевальных частей. В последние годы жизни Бах достиг высочайших вершин контрапунктического мастерства. После написанного для прусского короля Музыкального приношения, в котором представлены все возможные типы канонических вариаций, композитор начал работу над циклом Искусство фуги Die Kunst der Fuge , который остался незавершенным. Здесь Бах использует разнообразные типы фуги, вплоть до грандиозной четверной она обрывается на 239 такте.

Неизвестно в точности, для какого инструмента предназначался цикл; в разных изданиях эта музыка адресована клавиру, органу, струнному квартету или оркестру: во всех вариантах Искусство фуги звучит превосходно и покоряет слушателей величием замысла, торжественностью и изумительным мастерством, с которым Бах решает сложнейшие полифонические задачи. Изучение наследия Баха. Творения Баха оставались почти в полном забвении на протяжении полувека. Лишь в узком кругу учеников великого кантора сохранялась память о нем, да еще время от времени в учебниках приводились примеры его контрапунктических изысканий. За это время не было издано ни одного сочинения Баха, кроме четырехголосных хоралов, опубликованных сыном композитора Филиппом Эмануэлем.

Очень показательна в этом смысле история, рассказанная Ф. Рохлицем: когда Моцарт посетил в 1789 Лейпциг, в Томасшуле был исполнен для него баховский мотет Пойте Господу Singet dem Herrn : «Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его сочинениям... Едва хор пропел несколько тактов, как он подскочил; еще несколько тактов — и он вскричал: что это? И с этого момента весь обратился в слух. Когда пение закончилось, он воскликнул в восторге: на этом и вправду можно поучиться!

Ему сказали, что в школе... Партитур этих произведений не было, тогда он потребовал принести расписанные партии. В тишине присутствующие с удовольствием наблюдали, с каким увлечением Моцарт раскладывает вокруг себя эти голоса — на коленях, на ближайших стульях. Забыв все на свете, он не вставал с места, пока тщательно не просмотрел все, что имелось из произведений Баха. Он выпросил себя копию мотета и очень ею дорожил».

Положение изменилось к 1800 году, когда под влиянием распространявшегося тогда романтизма стали обращать более пристальное внимание на историю немецкого искусства. В 1802 вышла первая биография Баха, ее автору И. Форкелю удалось получить ценные сведения о Бахе от его сыновей. Благодаря этой книге многие любители музыки получили представление о масштабах и значении творчества Баха. Немецкие и швейцарские музыканты принялись изучать музыку Баха; в Англии пионером в данной области стал органист С.

Уэсли 1766—1837 , племянник религиозного деятеля Джона Уэсли. Первыми были оценены по достоинству инструментальные сочинения. Высказывание великого Гёте об органной музыке Баха весьма красноречиво свидетельствует о настроениях того времени: «Музыка Баха — это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира». После исторического исполнения Страстей по Матфею под управлением Ф. Мендельсона это произошло в Берлине в 1829, точно в сотую годовщину первого исполнения Страстей начали звучать и вокальные произведения композитора.

В 1850 было создано Баховское общество, поставившее цель издать полное собрание сочинений Баха. На осуществление этой задачи ушло полвека. Новое Баховское общество было создано сразу после роспуска прежнего: его задачей являлось распространение наследия Баха с помощью изданий для широкого круга музыкантов и любителей, а также организация высококачественных исполнений его сочинений, в том числе на специальных Баховских фестивалях. Популяризацией творчества Баха занимались, конечно, не только в Германии.

Контраст между частями запечатляет характерное для эпохи барокко соотношение - хаоса человеческих страстей и высшего божественного порядка.

Жанры хоровой музыки — это кантаты, оратории, мессы, страсти или пассионы. Все они основаны на библейских текстах. Музыка представляет собой чередование речитативов где мелодия подчинена тексту и напоминает выразительное чтение, аккомпанемент при этом отсутствует , арий текст подчинен выразительной мелодии, слоги распеты в широком вокальном диапазоне, оркестр аккомпанирует , хоров. Звучали в церкви каждое воскресенье. Небольшие по протяженности во время службы на них отводилось около 20 мин.

Писались на фрагмент библейского текста, связанный с содержанием службы в данный день церковного календаря. У Баха 5 годовых циклов кантат более 300 произведений. Исполнение было приурочено к церковным праздникам «Рождественская оратория» Баха. Звучали в церкви во внеслужебное время, в специально устраиваемых духовных концертах. Писалась на текст той части Евангелия, в которой рассказывалось о страданиях Христа.

Исполнялись на Страстной неделе. У Баха два выдающихся произведения в этом жанре «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» соответственно, на тексты названных евангелистов. Это грандиозные произведения, в исполнении которых участвуют по два хора каждый со своим оркестром. Текст Евангелия пропевается солистом в довольно нейтральной манере речитатива чтения нараспев. Встречающиеся в Евангелии краткие реплики героев Иисуса, Понтия Пилата, Марии Магдалины исполняются другими солистами и отличаются большей выразительностью и экспрессией.

Речитативы чередуются с ариями и хорами. Необычно, что они поются не от имени персонажей, а от имени верующих и выражают их переживания по поводу того или иного эпизода Страстей Христовых. Например, известная ария «Кровоточит израненное сердце» по поводу отречения Петра. В Страсти также включены хоралы, которые могут петь сами прихожане. Скорбный характер музыки в Страстях абсолютно преобладает.

Особая разновидность мессы — Реквием, т. Месса включает в себя шесть обязательных молитв с текстами на латыни Kyrie eleison — Господи, помилуй, Gloria — Слава, Credo — Верую и т. Бах положил на музыку все эти молитвы, создав одно из последних и вершинных своих произведений — Высокую мессу. Поскольку Бах разделил тексты молитв на фрагменты, он написал для Мессы 24 музыкальных номера 15 хоров, 6 арий и 3 дуэта. Они чередуются по принципу контраста.

Одни номера выражают скорбь, страдание, повествуют о смерти. Другие восхваляют Бога, воплощают радость жизни. Для каждой из сфер образов Бах находит впечатляющие выразительные средства например, танцевальные ритмы, фанфарные мелодии, тембры высоких труб в радостных хорах или плавное движение, ламентозные интонации стона, плача, тембры струнных в скорбных хорах.

Он писал для звонкого клавесина с несколькими мануалами и небольшого клавикорда с менее яркой, но певучей звучностью. Многие баховские сочинения не «помещаются» в современный ему клавир, они кажутся написанными для инструмента, которого ещё нет, но появление которого композитор безошибочно предчувствует. Всем своим творчеством он как бы подсказывает пути развития и усовершенствования самого инструмента. В творческих поисках композитор отталкивался от существовавших в его время традиций. В первой половине XVIII века клавир был по преимуществу инструментом для домашнего музицирования, а так же инструментом учебным. Круг его возможностей представлялся ограниченным. Его образной сферой были жанровые сценки, иногда лирика — тонкая, хотя не всегда глубокая.

Новаторство Баха заключается прежде всего в обогащении содержания клавирной музыки, в смелом расширении её образного диапазона. Композитор доказал, что клавирная музыка может выражать разнообразные аффекты: и лирические настроения, и глубокие философские мысли, и праздничную приподнятость чувств, и душевную смятенность. Звонкий, четкий и довольно быстро угасающий звук клавесина побуждал композиторов — современников Баха к созданию музыки подвижной, украшенной мелизмами, часто — энергичной, моторной, но всегда основанной на четком пальцевом ударе. Бах ощутил иные возможности инструмента — доносить смысл каждой интонации, важной в образном смысле детали. Именно на этом основаны клавирные темы Баха.

Творчество Баха. Краткое содержание

Формы музыкальных произведений И.С. Баха. Инвенции ИС Баха. 2-хголосные. Напомним, что в Кётене Бах создал Бранденбургские и скрипичные концерты, в Лейпциге часть этих сочинений была переложена для клавира с сопровождением, а в половине 30-х годов написан Итальянский концерт. Дано ответов: 2. Ответ: музыкальная форма инструментального концерта трёхчастная.

Характеристика творчества Баха

Это были концерты для разного количества клавесинов, сопровождаемых оркестром. В основном речь шла о переработках либо итальянских концертов для скрипки — в частности, Антонио Вивальди , либо произведений самого Баха, созданных раньше не все они сохранились в оригинальной версии, но характер мелодий и их развития свидетельствует о том, что это тоже были скрипичные концерты, и современные музыканты предпринимают попытки их воссоздания, делая переложения клавирных концертов Баха для скрипки. В этих концертах композитор продолжал поиски, начатые во время работы над первым томом « Хорошо темперированного клавира ». Важным фактором, тормозившим развитие клавирной техники, было неудобство аппликатуры: музыканты использовали только три пальца — без большого и мизинца, при этом приходилось неестественно перекрещивать пальцы, а играть legato было практически невозможно.

Бах предлагает использовать в клавирной игре все пять пальцев, подкладывая первый под третий и четвертый. Это позволило сблизить клавирную технику со скрипичной, используя прием legato. Так подготавливалась почва для создания оригинального клавирного концерта, первым образцом которого становится Итальянский концерт, созданный в 1735 г.

В этом произведении присутствуют те характерные черты, которые клавирный концерт «унаследовал» от скрипичного — по этой причине он и назван был Итальянским. Он представляет собою трехчастный цикл, организуемый по контрастному принципу: быстрая часть, медленная, быстрая. Традициям, складывающимся в рамках скрипичного концерта, композитор следует и в области формы каждой отдельной части.

С исключительной силой композитор передает в них реальные человеческие чувства и переживания. Бах, претворяя в них мотивы героической борьбы и победы " Магнификат" , создал исключительные по впечатлению образы скорби народа. В вокальных произведениях Бах разрабатывает не только народно-песенные мелодии, но и темы танцевального характера в ариях, симфонических эпизодах. Хоральные прелюдии написаны в камерном плане, в них Бах раскрывает мир лирических образов. В основе его прелюдий — мелодии протестантских хоралов старинное духовное 4-голосное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Бах обработал свыше 150 хоралов. Бах обращался в своём творчестве и к созданию вокальных полифонических произведений.

Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста. Присущий Гайдну яркий колорит, восприимчивость к жанрово - бытовым впечатлениям придали его ораториям непривычную для того времени сочность, рельефность, национальную характерность. Особенно это отчетливо проявляется в оратории " Времена года", написанной на бытовой сюжет. И детализация народного быта несколько сглаживает динамичность высказывания Гайдна, но не снижает общего художественного уровня, тем более что в ряде разделов оратории Гайдн тяготеет к философской трактовке содержания. Такой подтекст " присутствует в последней части оратории " Времена Года", в которой намечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека, в оркестровых эпизодах и во вступлении к оратории " Сотворение мира". Оратория от итальянского oratoria, от латинского oro - говорю, молю крупное музыкальное произведение для хора, солистов - певцов и симфонического оркестра, написанное обычно на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория появляется почти одновременно с кантатой и оперой на рубеже 16 - 17 веков и по своей структуре близка к ним.

Йозеф Гайдн явился создателем светской лирико-созерцательной оратории. Народно -бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели претворены в ораториях Гайдна " Сотворение мира" 1797 и " Времена года" 1800. В огромном и многообразном творческом наследии Гайдна хоровая музыка занимает значительное место. Им написано 14 месс, мадригал для хора и оркестра, известный под названием " Буря", " Stabat Mater", хоровое сочинение " 7 слов Спасителя на кресте" и три наиболее значительных произведения - оратории " Сотворение мира", " Времена года", " Возвращение Товия". Оратории Гайдна были созданы в послелондонский период, в последние годы жизни композитора. Непосредственным поводом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя, которые произвели на Гайдна неизгладимое впечатление. Оратория " Времена года" была закончена в апреле 1801 г.

Пожалуй, ни одно произведение не приносило Гайдну такого триумфального успеха. Текст оратории " Времена года" как и текст " Сотворения мира" был написан бароном ван Свитеном на основе перевода с английского и обработки материалов тетралогии поэм Джеймса Томсона " The Season" 1726-1730. Согласно воспоминаниям современников, Гайдн жаловался на то, что текст " Времен года" недостаточно поэтичен и вынуждает его иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается. Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором. Оратория " Времена года" - произведение обобщенно-философского содержания: Гайдн раскрыл в ней свое представление о самых значительных проблемах бытия, о человеке и окружающем его мире, о главных ценностях жизни. В таком подходе к жанру оратории композитор следует сложившейся традиции, прежде всего традиции Генделя. Однако само содержание гайдновского произведения было ново, впервые в истории жанра он обращался к народным образам, рисовал картины деревенской природы, крестьянского быта.

Такие же мелодические фигуры, но не слишком быстрые — спокойное довольство. Пунктирный ритм символизирует бодрость, величие, торжество. Триоли — уныние. Скачки вниз на большие интервалы септимы, ноны —старческую немощь. Октава же считается признаком спокойствия и благополучия. Равный хроматизм из 5-7звуков отображает острую печаль, а опускающиеся движения по два звука — тихую печаль, достойное горе. Трелеподобное движение — веселье, иногда в соответствующем регистре смех и хохот. Музыкальная мысль в музыке И. Как известно, И. Бах многие из своих произведений создавал с педагогической целью.

Одной из главных задач, которую он ставил перед учеником — «добиваться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции»3. Важнейшим навыком исполнителя он считал правильное понимание музыкальной мысли, без которого невозможно постичь логику развития в музыке. Без четкой осмысленности И. Бах не представлял себе искусства, а пустое, внешнее виртуозничанье отвергал и таких исполнителей называл «клавирными гусарами». По свидетельствам баховских учеников, композитор рассматривал музыкальные голоса «как людей, беседующих в тесном кругу. Если голосов было три, то одному можно было время от времени помолчать и послушать других до тех пор, пока сам он не сможет сказать что-то дельное»4. Фразировка и артикуляция. Для развития творческой инициативы и полифонического мышления И.

Расшифровка партии continuo первого концерта сделана Альфредом Огелем, других концертов — Мандичевским и Гансом Галем. Последняя по времени 1956 год публикация партитуры «Бранденбургских концертов» вышла в новом издании полного собрания сочинений Баха. Редактор — Генрих Бесселер, автор ряда трудов. Но несмотря на все эти преимущества разных трактовок баховских концертов, стремление «исправлять» и «улучшать» текст Баха обычно не приводит к положительным результатам. Великий композитор лучше редакторов знал, что и как нужно записать в своей партитуре, и потому самой ценной для всех пытливых музыкантов является публикация facsimile авторской рукописи «Бранденбургских концертов» Баха. Трактовка жанра концерт у И. Баха Концерт нем. Konzert от итал. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса или голосов с оркестром и концерты для хора а cappella. Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра tutti и солиста или группы солирующих инструментов в кончерто гроссо и оркестра. Первые образцы таких концертов Concerto da camera принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. В творчестве Вивальди и Баха складывается жанр концерта рипиено итал. Бах принимает основной принцип старого концерта: оркестровое произведение развивается во взаимодействии между большой звуковой массой — tutti — и малой — concertino. Но этот формальный принцип Бах одухотворил. Здесь уже нет механической смены tutti и concertino. Обе звуковые группы находятся в напряжённом взаимодействии, разделяются, чтобы вновь объединиться, и всё это в силу непостижимой художественной необходимости. И то, что происходит с темой, видоизменяющейся под воздействием этих сил, - это, собственно говоря, и есть «концерт». Здесь словно осуществляется то, что философия всех времён изобразила как последнюю тайну высшего творения, - саморазвитие идеи, творящей свою противоположность, чтобы преодолеть её, затем снова создающей новую противоположность, чтобы снова преодолеть её, и так далее, пока она не вернётся к себе самой после того, как исчезнет жизнь. Испытываешь подобное же впечатление непостижимой необходимости и загадочного удовлетворения, следя за развитием темы в этих концертах, когда она впервые выступает в совместном tutti, затем покоряется таинственным разделяющим силам и в заключительном tutti снова обретает себя. Очень часто у Баха встречается не одна, а несколько групп солирующих инструментов, в разработке вступающих в борьбу. С гениальной смелостью он применяет духовые. В Первом концерте наряду со струнными он привлекает ансамбль духовых в составе двух валторн, трёх гобоев и фагота; во Втором — к струнной группе присоединяются, словно солирующий квартет, флейта, гобой, труба и скрипка; в Третьем — Бах не ищет звуковых контрастов, но оперирует с тремя струнными «трио» одинакового состава; в Четвёртом — концертирующая скрипка и две флейты; в Пятом — клавесин, флейта и скрипка; в Шестом — Бах использует звуковые эффекты, возникающие из взаимодействия струнных инструментов — двух альтов, двух гамб и виолончели. Исполнение «Бранденбургских концертов» Многие дирижёры всё ещё считают, что Баха надо немного подправлять, смягчая противопоставления оттенков непрерывными crescendo и diminuendo. Тогда, конечно, полностью разрушается террасообразное строение баховских произведений, о котором говорит пианист Виана да Мотта. Встречаются и такие дирижёры, которые ради достижения большего эффекта даже заключительное tutti проводят pianissimo. Что касается темпов, то правила остаются те же, что и в органных и клавирных произведениях: чем лучше играют, тем медленнее темпы, потому что при выразительной передаче всех деталей и самый медленный темп слушателю покажется оживлённым, так как он едва поспевает следить за богатством полифонии. Исполнение «Бранденбургских концертов» не представляет непреодолимых трудностей.

Органное творчество И.С. Баха

В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Ответ: музыкальная форма инструментального концерта трёхчастная. В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

«Итальянский концерт» Баха

0 голосов. ответил 08 Июнь, 20 от aldyndash1111_zn (14 баллов). У баха форма рондо. № 1. Какую музыкальную форму имеет инструментальный концерт в творчестве И. С. Баха? Вариаций, рондо; трёхчастная; одночастная; двухчастная; сонатная. В 1747 году получил приглашение прусского короля Фридриха IIпосетить потсдамский дворец. Во время встречи была показана новинка – пианофорте Зильбермана (разновидность фортепиано). Бах был членом известной семьи музыкантов из северной Германии. Он был признан за создание Концерты Бранденбурга, Страсть по Сан-Матео, Месса си минор и многие другие шедевры церковной и инструментальной музыки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий