Выступления старообрядцев

Отношения старообрядцев и Петра I. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Ужесточение преследования старообрядцев. Как известно, в эпоху Алексея Михайловича их преследовали очень активно, но по итогам Соловецкого восстания царь понял, что очаги. Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Башкирское восстание. Выступление старообрядцев.

Выступление старообрядцев основные события кратко

Презентация на тему "урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"" 8 класс Мощное народное выступление охватило Башкирию в 1705—1711 гг.
Какие были основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1? И итог этого восстания. 1676 годов, а также захват. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний.
Основные события выступления старообрядцев | Плюсы и минусы Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были.

Итоги выступления старообрядцев, без ссылок пожалуйста

Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.

Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII в. Избранные атеистические произведения. XVIII в. В этот период сформировались все основные толки беспоповщины, наметились основные течения в поповщине. За чисто религиозными разногласиями и спорами, за выделением различных старообрядческих толков и согласий стояли разногласия социального ха рактера.

Важным итогом эволюции старообрядчества явилась трансформация основного его потока в буржуазное религиозное направление. Начиная с этого периода старообрядчество можно охарактеризовать как буржуазную разновидность православия. Ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие капиталистических отношений, как старообрядчество. Старообрядческие капиталы сыграли видную роль в развитии русской промышленности и торговли. Достаточно вспомнить, например, историю развития текстильной промышленности Москвы и Московского промышленного района. Крупнейшие капиталистические династии дореволюционной России — Морозовы, Рябушинские, Гучковы — принадлежали к старообрядческим фамилиям. Капиталисты-старообрядцы при найме рабочей силы обычно отдавали предпочтение рабочим-старообрядцам и нередко сооружали молельни при своих предприятиях.

В этом случае к экономической зависимости от хозяина присоединялась религиозная, создававшая помимо всего прочего иллюзию межклассового сотрудничества. В известной мере старообрядчество выполняло в России ту же историческую миссию, что и протестантизм на Западе. Представляет значительный интерес оценка старообрядчества А. Клибановым, который полагал, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей. Анализируя социальную сущность старообрядчества, А. Клибанов пришел к следующему выводу: «…Каковы бы ни были лозунги старообрядцев и каких бы ни достигала степеней их идеализация прошлого, реальная действительность обращала их и к торговой и к промышленной деятельности и вырабатывала причудливые сочетания торгово-промышленной практики с патриархальными теориями и ригористическим следованием об рядам и обычаям старины» Клибанов А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.

Кстати, апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе и для такой его разновидности, как сектантство. Для исследователя важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются. Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества окончательно не решен. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует отличать от сектантства и что с чисто религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на «Священное Предание» и «Священное Писание», расходясь с ними только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях Бонч-Бруевич В. В то же время Н. Никольский считал возможным относить старообрядческие течения филипповцев и странников к сектантству Никольский Н. История русской Церкви.

Некоторые специалисты были склонны включать все старообрядчество в сектантство. Наиболее характерной в этом отношении являлась точка зрения Ф. Федоренко Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. С религиозной точки зрения старообрядчество представляет собой промежуточное направление между православием и сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест в Православной Церкви признается наряду с ним и четырехконечный , двуперстое крестное знамение вместо троеперстного, служение на семи, а не на пяти просфорах, хождение вокруг аналоя «посолонь» то есть по Солнцу, а не против Солнца , сугубую, то есть двукратную, а не трегубую троекратную аллилуйю и т. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только Священное Писание, но и Священное Предание.

Дониконовские церковные традиции сохранились в более или менее неизменном виде только в поповщине — умеренном старообрядческом течении. В 40-х гг. XIX в. Черновцы на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи, где находился первоначально организационный центр новой Церкви. Это старообрядческое согласие превратилось в наиболее крупное и влиятельное течение в поповщине. В 70-х гг. Значительную роль в возникновении этой Церкви сыграл старообрядческий миф о существовании в Опоньском царстве Японии?

Небольшое число сторонников Беловодской иерархии имелось в дореволюционное время в Сибири и на Урале. Промежуточным направлением между поповщиной и беспоповщиной является часовенное согласие, получившее широкое распространение в Сибири и на Урале. В этом согласии служба совершается в часовне то есть в небольшом молитвенном здании без алтаря , а роль священника выполняют уставщики то есть миряне, знающие церковный устав. Беспоповщина — радикальное направление в старообрядчестве. Ее последователи отвергли церковную иерархию, отказавшись тем самым от таинства священства, а по существу и от остальных православных таинств, поскольку их осуществление связано с наличием специального института священнослужителей. Идеологи беспоповщины выдвинули положение о том, что «каждый мирянин есть священник», сблизившись в этом отношении с протестантизмом. Роль священнослужителей выполняют у них выборные наставники из мирян, ничем по существу не отличающиеся от сектантских пресвитеров.

Все эти течения выражали интересы старообрядческой верхушки, которая играла в них руководящую роль. Эволюция старообрядчества в условиях дореволюционной России явилась убедительным доказательством его буржуазной сущности. Накануне Октябрьской революции во всех основных толках старообрядчества социальная дифференциация привела к резкому противопоставлению богатой верхушки и старообрядческих низов. Это прежде всего относилось к Белокриницкой церкви, беглопоповщине и к наиболее умеренному в беспоповщине поморскому толку — наиболее крупным старообрядческим течениям того времени. Указанный процесс, естественно, протекал особенно интенсивно в крупных городах и в промышленных центрах. Несколько иная, более сложная расстановка классовых сил наблюдалась в мелких толках и согласиях, в которых социальная дифференциация еще не завершилась до конца и поэтому отсутствовала четкая расстановка классовых сил. Подобная обстановка также имела место в небольших сельских общинах, которые в силу тех или иных причин оказались слабо затронутыми процессом капиталистического развития.

В таких мелких толках и в небольших сельских общинах крупных толков патриархальщина, невежество и косность создавали благоприятную почву для сохранения влияния религиозных руководителей, Миловидов В. Исторические судьбы раскола и старообрядчества наставников и уставщиков а они, как правило, отражали интересы наиболее зажиточных слоев. В период подготовки и проведения Октябрьской революции буржуазные слои старообрядчества выступили в качестве активной контрреволюционной силы. Виднейший представитель старообрядческой верхушки П. Рябушинский, призывавший на II Всероссийском съезде промышленников задушить надвигающуюся революцию «костлявой рукой голода», был одним из главных вдохновителей и организаторов контрреволюции. Своего рода идеологическую программу контрреволюционного старообрядчества изложил в своем «пастырском» послании в феврале 1918 г. В социалистической революции он видел только разгул диких страстей, низменных инстинктов, разбои и грабежи.

Более того, вернувшись к полузабытой уже к тому времени поповцами эсхатологической терминологии, он объявил верующим, что «сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада» Голос церкви. Старообрядческие организации во всех частях России развернули активную контрреволюционную деятельность. С первых же дней советской власти руководители старообрядчества объявили вождя революции В.

Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали производить по старым.

Восстание было подавлено.

Помимо всех остальных обязанностей, священники должны были вести метрические книги, куда записывались сведения о рождениях, браках и смертях, выявлять беглых. Прихожанам же предписывалось регулярно исповедаться, а священнику доносить о государственных преступлениях, раскрытых на исповеди. В отношении старообрядчества и иных конфессий Петр I проявлял терпимость.

Старообрядцы не преследовались, однако обязаны были платить двойной налог и носить особую одеж-ду. Кроме того, старообрядцам запрещалось занимать государственные должности. Приглашая в Россию иностранцев, царь манифестом 1702 года разрешил им свободное отправление богослужений. В России стали строиться протестантские кирхи, католические храмы и костелы.

Синод разрешил браки православных с иноверцами при условии сохранения христианского вероисповедания одного из супругов и крещения детей в православии. В 1715 году мусульманским помещикам запрещено было владеть православными крестьянами, при этом они сохраняли право на земли и постройки. После присоединения Прибалтики горожанам и дворянам гарантировалось сохранение лютеранской веры. Петровские реформы тяжелым бременем легли на простое население империи.

Возросшие налоги, рекрутские наборы, насильственное направление крестьян на строительства строительство Петербурга и других крепостей и каналов , насильственное введение европейских порядков — все это стало причинами массовых народных выступлений. Первое восстание вспыхнуло в Астрахани в 1705-1706 гг. Местный воевода и без того известный непомерными поборами и взятками, стал насильственно укорачивать платья мужчи-нам и женщинам, обрезать или вырывать бороды. По городу разошелся слух о насильственной выдаче замуж девушек за иностранцев, и в ночь на 30 июня 1705 года посадский люд, солдаты и стрельцы атаковали Астраханский кремль.

Воевода и около 300 служилых людей были убиты. Подавить восстание удалось только с помощью калмыцкого хана в 1706 г. Следующий мятеж возник из-за попыток ограничить казачье самоуправление и постоянного розыска беглых крестьян. Восстание возглавил донской казак Кондратий Афанасьевич Булавин.

В 1707 году отряд Булавина уничтожил царский сыскной отряд, но войсковой атаман разбил восставших и вынудил их бежать в Запорожскую Сечь. Собрав значительные силы, восставшие заняли Черкасск, затем разделились и направились к Изюму, Саратову и Азову. Неудача Булавина под Азовом вынудила его вернуться в Черкасск, где он был убит. Однако после смерти предводителя сопротивление продолжалось до 1709 г.

Народные выступления поднимали старообрядцы, работники мануфактур и многие другие.

Выступление старообрядцев основные события кратко

1676 годов, а также захват. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. 19. 5. Выступления старообрядцев. 5. ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1: В 1705 году Петр 1 издал Духовный регламент, новые правила для Русской Православной Церкви.

Презентация на тему "урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"" 8 класс

Основные события выступления старообрядцев. Восстание старообрядцев 17 века. Выступление старообрядцев таблица. 5. Выступления старообрядцев. 5. Выступления старообрядцев.

26. Народные выступления 17 века

Движение раскольников во время Московского восстания (1682г.). Выступление на Дону (70е-80е года столетия). Выступления старообрядцев проходили до конца века. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей Московского посада. Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев. 6. Отметьте причину многих выступлений старообрядцев в годы правления Петра I. В отношении старообрядчества и иных конфессий Петр I проявлял терпимость. Старообрядцы не преследовались, однако обязаны были платить двойной налог и носить особую одеж-ду.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ — презентация

В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались.

Алексей выдал часть своих сторонников, отрекся от претензий на трон и принес присягу царевичу Петру Петровичу. В Москве и Петербурге начались аресты.

Вырисовывался масштабный антигосударственный заговор. Алексея поместили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни. Царь этот приговор не опротестовал и тем самым нарушил клятву, данную сыну перед его возвращением на Родину. Однако казнь не состоялась: царевич скончался в камере.

По слухам, накануне казни по приказу Петра он был задушен. Это случилось 26 июля 1718 г. Царь был безутешен. Несколько дней он не показывался людям и отказывался принимать пищу. В1722 г.

Петр издал указ о престолонаследии, в котором оговорил право самодержца самому назначать наследника, ведь подрастал сын царевича Алексея — Петр Алексеевич. В 1722 г. Запишите свое мнение. Задание - раб.

Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года.

Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум. К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет.

Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно - настолько хорошо укреплена крепость. Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену - можно легко проникнуть внутрь крепости.

Штурм начался 1 февраля 1676 года. Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили. Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы.

Сегодня принято считать, что старообрядцы это едва ли не язычники. На самом же деле это люди, которые выступили против реформ Никона. Популярные материалы:.

В знак протеста Аввакум написал челобитную Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье. Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века.. Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи 4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же? Старообрядка на кладбище. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов. Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали? Картина Григория Мясоедова. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками? Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья.

Наша Антарктида. Антарктида - наша

  • Презентация "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам" 8 класс
  • выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог -
  • Ответы : Расскажите все про востание строобрядцев
  • 11 вопросов о старообрядцах • Arzamas
  • Народные движения в 17 веке . 30 янв. 2 фев.контр.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ — презентация

26. Народные выступления 17 века

Его деятельность была одобрена Алексеем Михайловичем Тишайшим. Старообрядческие бунты отличались тем, что в них участвоввали выходцы из разных сословий, которые вступались за старую веру. Их не устраивали реформы, поэтому они выражали открытый протест.

Одновременно астраханцы послали своих представителей на Северный Кавказ к терским казакам. Узнав о восстании, Пётр I направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирении мятежа. Угроза захвата Астрахани ханом вынудила повстанцев отступить от Царицына. Тем временем к Астрахани подошла регулярная армия во главе с фельдмаршалом Б.

В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Заставляли, под угрозой большого штрафа, надевать нелепую одежду, по которой можно было определить, что это "люди второго сорта".

С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы. Некоторые восстания приводили к захвату церквей и монастырей.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ — презентация

Заключенные браки по старому обряду считали недействительными. В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Заставляли, под угрозой большого штрафа, надевать нелепую одежду, по которой можно было определить, что это "люди второго сорта".

Учебное пособие в 3-х т. Кириллов В. Павленко Н. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов.

Литература 1. Андреев И. Алексей Михайлович. Богданов А. Буганов В. Медный бунт. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей».

Разин и разинцы. Зеньковский С. Русское старообрядчество. История старообрядческой церкви. Краткий очерк. Изд-е старообр. Восстание 1662 г.

Каптерев Н.

Успех повстанцев послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. Большинство из них привлекало то, что каждого участника восстания Разин объявлял казаком то есть свободным. В сентябре 1670 г. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве. Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. Всего было убито и замучено до 100 тыс.

Таких расправ Россия еще не знала. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры. Только за 20 лет 1675—1695 в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Таким образом, усиление гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с раскольниками вели к массовым народным выступлениям, главными результатами которых были отдельные уступки правительства. К восстанию Степана Разина присоединились тысячи людей.

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным.

В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов.

Народные выступления 17 века

Народные выступления 17 века Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений. Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за.
Народные движения при Петре I Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и » по предмету История, используя встроенную систему поиска.
Выступление старообрядцев дата причины основные события итог Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс презентация, доклад 48. 5. Выступления старообрядцев. 49. Преследования старообрядцев в 18 в. продолжились. Это. 50. Несмотря на то что государство стало относиться.
Причины Выступления старообрядцев Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий