Выступления старообрядцев значение

Выступления старообрядцев и крестьянские выступления являются двумя разными видами проявления народного протеста. В этой статье мы рассмотрим основные. Здесь находилось старообрядческое Выговское общежительство, а затем последователи учения выговских наставников, канонизированных старообрядцами, не давали покоя священникам. Старообрядцы селились здесь преимущественно по рекам Керженец и Бельбаш, в дремучих лесах, где были разбросаны их скиты и починки. В 1670-ые годы был принят ряд указов, который фактически разрешал пытать и казнить старообрядцев. Церковные соборы осудили старообрядцев и обвинили их в ереси. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского.

Старообрядцы в 18–21 вв.

  • Выступление старообрядцев – причины восстания требования и итоги кратко для 7 класса
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА
  • История24: Старообрядцы
  • Выступление старообрядцев: требования участников
  • 1. Кто такие старообрядцы и как они появились?
  • 11 вопросов о старообрядцах • Arzamas

Старообрядчество

Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус. Образ жизни Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики.

Восстание было реакцией на попытки царской власти внедрить реформы в церковь.

Противостояние новому патриарху. После смерти патриарха Никона, который был одним из инициаторов церковных реформ, власти назначили нового патриарха Адриана. Старообрядцы не признавали его легитимность и считали его предателем древнерусской православной веры. Преследования со стороны царской власти. За свои убеждения и отказ от принятия новых обрядов и текстов священных книг старообрядцы подвергались гонениям. Их церкви разрушались, священники арестовывались, миряне штрафовались и изгонялись из общин.

В результате восстания старообрядцев произошли значительные изменения в религиозной и социальной жизни России. Они оставили свой след на духовной культуре страны и способствовали сохранению древнерусской православной веры и обрядов. Религиозные изменения Одной из причин восстания старообрядцев были религиозные изменения, внесенные в православную церковь с начала XVII века. Главным образом, эти изменения затронули изменение ритуала богослужения и правила молитвы, предписанные новыми молитвенниками. Многие старообрядцы считали, что новые правила и изменения в ритуале противоречили ортодоксальному богослужению, которое сохранилось с древнейшего времени. Они отвергали новые молитвенники и продолжали молиться по старым образцам.

В результате старообрядческого движения произошло разделение православной церкви на старообрядческие общины и московскую патриархальную церковь. Это разделение также повлекло за собой социальные последствия, так как многие старообрядцы стали подвергаться преследованиям и экономическим ограничениям. Изменение религиозных обрядов Во время старообрядческого восстания в России обращалось внимание не только на политические и экономические требования, но и на изменение религиозных обрядов. Старообрядцы считали, что новые церковные реформы нарушают истинные традиции христианства и призывали к возвращению к старому обряду. Одной из причин изменения религиозных обрядов было введение нового обряда покрестного хода, который отличался от традиционного. Старообрядцы считали, что такое изменение разбивает единство Церкви и отступает от Догмата.

Другой изменение, вызвавшее недовольство старообрядцев, касалось внесения исправлений в тексты священного писания, особенно Псалтыри. Старообрядцы считали, что этот шаг ведет к искажению истины и нарушает принципы веры. Читание исправленного текста было воспринято старообрядцами как отступление от древнерусской культуры и предательство их веры. Одним из требований старообрядцев было возвращение к старой дате празднования Пасхи — согласно новому обряду, дата Пасхи была связана с григорианским календарем, что не воспринималось старообрядцами. Они настаивали на использовании юлианского календаря, как это было в прежние времена. Изменение религиозных обрядов было одной из ключевых причин восстания старообрядцев.

Они считали, что новые изменения отступают от истинных ценностей христианства и требовали вернуться к старым обрядам и традициям. Запрет употребления старообрядческих книг Важным аспектом восстания старообрядцев был запрет на использование и распространение старообрядческих книг. В 17 веке Петр I начал проводить целый ряд реформ, направленных на модернизацию и западное ориентирование России.

Народные движения. План лекции 1. Отношения государства и православной церкви в XVII в. Причины церковной реформы патриарха Никона. Содержание церковной реформы и причины ее неприятия часть русского населения.

Движение старообрядцев. Протопоп Аввакум. Соловецкое восстание. Крушение Никона. Причины, характер и формы народных восстаний XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Его причины, этапы, итоги и значение.

Первая часть лекции раскрывает историю раскола Русской православной церкви в результате церковной реформы патриарха Никона. Проанализированы государственный и церковный запрос на реформу, а также желание Никона остановить рост западного влияния на Россию. Из последнего вытекло стремление Никона контролировать царскую власть, что привело его к столкновению с царем Алексеем Михайловичем. А тем временем многие действия, предпринятые Никоном в ходе реформы, были не поняты представителями разных сословий, которые составили движение староверов. Поскольку никониане и староверы расходились лишь в обрядовых вопросах культа, а не в догматах, то правильнее называть последних не староверами, а старообрядцами. Церковь же именовала их раскольниками, и два церковных собора с участием царя в 1654 и в 1667 подвергли их анафеме. Протест старообрядцев в основном носил пассивные формы бегство на окраины, самосожжение , лишь Соловецкий монастырь решился на восстание, которое длилось с 1668 по 1676 г.

Собрание выражает горячее пожелание, чтобы Государственная Дума была созвана в скорейшем времени для проведения в жизнь начал, возвещенных манифестом 17-го октября». Старообрядческий съезд Приведенный выше отчет о созванном по частной инициативе собрании московских старообрядцев, на котором присутствовало неcколько сот представителей различных фракций, несомненно до известной степени дает представление о настроении московского старообрядчества. Здесь определенно наметились три течения: одно, рассматривающее политические вопросы с узко-сектантской точки зрения, клонилось к тому, чтобы устранить старообрядцев, как представителей известной религиозной общины от активного участия в освободительном движении, другое умеренно-прогрессивное и третье, которому можно дать общее название революционного. Но знаменательно то, что в среде, которую в широких слоях общества принято считать наиболее консервативной, не раздалось ни одного голоса в защиту старого порядка. Происходивший затем вскоре чрезвычайный всероссийский съезд старообрядцев австрийского согласия в Москве дал новый богатый материал для суждения о политических симпатиях большинства старообрядческого общества. Материал тем более ценный, что он исходил уже от уполномоченных всего старообрядчества. На съезде присутствовали и представители беспоповцев. Еще 11-го декабря совет съезда, приветствуя акт 17-го октября, долженствующий, по его мнению, обновить русскую жизнь, обратился ко всем старообрядцам с воззванием, в котором доказывал, что умиротворение России может быть достигнуто лишь немедленным созывом Государственной Думы с законодательным голосом представителей народа, правильно избранных от всего населения России. Съезд выработал также избирательную платформу для старообрядцев. Напомним основные положения этой программы. Старообрядцы «ни в коем случае не станут голосовать за тех кандидатов в Государственную Думу, которые хотят возврата к прежнему приказному строю, причинившему столько зла всему русскому народу», не будут они голосовать и за представителей крайних партий, так как считают, что благо России не может быть куплено ценою кровавой борьбы. Старообрядцы всецело должны поддерживать на выборах в Государственную Думу только тех граждан, которые будут в Государственной Думе поддерживать: 1 единство России; 2 сохранение в государстве царской власти, опирающейся на решения народных представителей в лице Государственной Думы. Думе должна принадлежать законодательная власть. Избрана она должна быть от всего народа, т. Старообрядцы примиряются с изданными ныне правилами о выборах потому, что дальнейшее развитие избирательного права будет всецело зависеть от усмотрения самой Думы. Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов. Они стоят за демократическое местное самоуправление; находят, что в первой уже очереди своих работ Государственная Дума должна наделить крестьян землей при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые подлежат передаче крестьянам; вопрос фабричного и рабочего быта Государственная Дума должна решить сообразно справедливым желаниям рабочих и применительно к тем порядкам, которые уже существуют в благоустроенных государствах с развитой промышленной жизнью. Чтобы дать справедливую оценку постановлениям съезда, будем иметь в виду, что по постановлению совета никто из «посторонних», т. Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий. Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву. Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам. Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение». Теперь точно такая же истиннорусская верноподданность проявилась со стороны самого «архиепископа московского Иоанна Картушина». Архиепископ произнес речь о том, что «старообрядцы ни в каком случае не могут сочувствовать, а тем паче участвовать в ограничении Верховной Власти». Манифест 17-го октября Картушин «объявил не добровольным, а вырванным из рук Державного Вождя нерусскими стремлениями нерусских людей, прибегших ради этого к братоубийственному кровопролитию. Поэтому Картушин потребовал, чтобы его паства, не только не участвовала в проведении в жизнь этого насильственного распоряжения, а, наоборот, всячески противодействовала всякому попранию и ограничению Богоучрежденной и Богоставленной власти». Речь эта, как заявляют «Моск. Принимая во внимание, что «большинство старообрядческой интеллигенции, хватившей верхушек европейской цивилизации, не прочь полиберальничать» и что такое настроение можно найти «даже среди начетчиков и духовенства австрийского согласия», «Моск. Насколько справедливы заявления органа г-на Грингмута, видно уже из приведенных выше постановлений съезда. Недоразумение газеты основывается на неправильной оценке ухода со съезда некоторого числа депутатов. Этот уход не был демонстрацией. Большинство ушло, конечно, не потому, что сочувствовало так называемым «истиннорусским людям», группирующимся вокруг органа г. Грингмута, — против этого союза старообрядцы, как мы уже знаем, в свое время решительно протестовали: ушли депутаты потому, что они индифферентно относились к общественным вопросам и, считая себя представителями лишь религиозной организации, далекой от мирских интересов, желали, чтобы на съезде трактовались лишь вопросы духовного быта старообрядческой общины; ушли, быть может, потому, что, сочувствуя в душе идеям освободительного движения, не считали возможным принимать какое-либо активное в нем участие. К сожалению, такую точку зрения разделяет большинство даже наиболее прогрессивных наших сектантов. С другой стороны, индифферентизм известной части съезда будет понятен, если принять во внимание его состав, — значительное число депутатов являлось представителями старообрядческого духовенства. Это духовенство, хотя и стоит в значительной степени выше иерархии государственной церкви, являющейся за весьма малым исключением оплотом реакционных течений, в политическом отношении не представляет благодарного материала, — служитель алтаря всегда останется им, тем более при господствующих в старообрядчестве взглядах на необходимость полного разграничения сфер государственной и церковной жизни. Однако уже самый факт, что на этом съезде были подняты политические и общественные вопросы и разрешены в известном смысле, является довольно знаменательным. Решения съезда отнюдь не представляются продуктом либеральных затей некоторой части старообрядческой интеллигенции, не имеющих прочного основания в самой старообрядческой массе; с большей уверенностью можно было бы сказать, что решения съезда, отражающего преимущественно интересы старообрядческой буржуазии, недостаточно еще ярко выразили настроение низших слоев старообрядческого общества, настроенного, несомненно, радикально. Прошлое и настоящее старообрядчества Чтобы получить ясное представление о брожении, которое теперь наблюдается в старообрядчестве, нельзя упускать из виду той эволюции, которую пережило старообрядчество за двухстолетний период своего существования. Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста. С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна. Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей. Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей. При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс. Такова была судьба поповцев. В этой среде скоро исчезли и последние намеки на социально-политическую оппозицию; эти люди замерли в своей патриархальной оболочке представителей Московского государства XVII века. Только в области религии они сумели сохранить во всей чистоте свои взгляды и здесь остаться в оппозиционном лагере, не желая подчиниться государственной церкви и признать совершившуюся переписку Божьего царства на государево имя. Другая часть старообрядческой массы, сделав неизбежный логический вывод и отвергнув священство и царство, разбилась в свою очередь на несколько течений. Беспоповцы не скованные в своих мыслях святыней церковного авторитета и церковной организации, предписывающих религиозные догматы как ненарушимые истины, разбились на бесчисленное множество фракций. И каждая из этих фракций в свою очередь пережила самые разнообразные эволюции. В беспоповщине живая мысль не угасала, — здесь была свобода творчества. С первых же пор люди, свободные от церковного авторитета, должны были самостоятельно создать себе новые формы вероучения. И, конечно, народная мысль, не привыкшая к самостоятельному творчеству, предоставленная в своем развитии только самой себе, часто шла по ложному пути и выливалась в уродливую форму религиозного фанатизма Политическая мысль здесь отсутствовала или, вернее, замерла на долге годы, как замерла она во всем русском народе; о непоколебимую твердыню культурной закорузлости должны были неизбежно разбиваться все прогрессивные течения. Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу. Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки.

Религиозные выступления

Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом. События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты. Стрельцы, получив подкрепление, перешли к более активным действиям, они окружили монастырь земляными укреплениями и начали рыть подкопы, неся при этом довольно тяжёлые потери из-за обстрела со стен. По сути, Соловецкое восстание могло бы продолжаться так ещё очень долго, если бы не монах-перебежчик Феоктист, который предложил царскому воеводе показать ему тайный ход внутрь монастыря, тщательно замаскированный. В результате стрельцам, ведомым предателем, удалось тихо проникнуть внутрь и без потерь захватить монастырь. На этом события Соловецкого восстания закончились, мятежная обитель перешла под царский контроль.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. С сер. XVII в. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости.

Вместе с монастырем старообрядцам достались массивные укрепления, окружавшие монастырь. Это позволило восставшим продержаться против царских войск восемь лет. Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви.

Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. Вместе с монастырем старообрядцам достались массивные укрепления, окружавшие монастырь. Это позволило восставшим продержаться против царских войск восемь лет.

Значение слова «старообрядчество»

Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. носители старой Руси, очищенной от своих темных сторон. пояснил пономарь храма Покрова Пресвятой Богородицы в Верее Сергей Ямщиков. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. 48. 5. Выступления старообрядцев. 49. Преследования старообрядцев в 18 в. продолжились. Это. 50. Несмотря на то что государство стало относиться.

Старообрядчество

В несколько наивной, но в красноречивой форме те же представления отразились и в 1682 г. в ходе совместного выступления в Москве стрельцов и старообрядцев. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Здесь находилось старообрядческое Выговское общежительство, а затем последователи учения выговских наставников, канонизированных старообрядцами, не давали покоя священникам. отныне Исус Христос — форма имени, принятая в Древней Руси — становился Иисусом Христом, при этом сторонники реформы оскорбляли старообрядцев, утверждая.

Итоги выступления старообрядцев, без ссылок пожалуйста

носители старой Руси, очищенной от своих темных сторон. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». Статья автора «Загадки истории» в Дзене: Всё чаще историки озвучивают мнение, что старообрядцы были одной из движущих сил революции. Староверы, кто они? Таким вопросом задаются рано или поздно все, кто интересовался историей Церкви | База знаний "Правмира". Башкирское восстание. Выступление старообрядцев.

Причины восстания

  • Движение старообрядцев
  • Другие вопросы:
  • Слайды и текст этой презентации
  • Значение слова «старообрядчество»

Старообрядчество и освободительное движение

Чернышева Старообрядец. На место Старообрядца в 1892 г. Мельниковым, который должен был бежать за границу от преследований русского правительства. За новой газетой был учрежден бдительный надзор со стороны гражданских и духовных властей. Сыск доходил до такого усердия, что не было возможности пересылать газету из-за границы даже в закрытых конвертах. Приходилось все дело вести контрабандным путем, но и этот путь не всегда был надежен. Бывали случаи, что вместо газеты приходили в Москву по железной дороге ящики с кирпичом и дровами. Приходилось делать невероятные усилия, чтобы заграничная газета доходила по назначению. Редактору приходилось нередко самому переправлять ее через границу и т. И несмотря на все эти тяжелые условия для существования нелегальной газеты, на неимоверную трудность пересылки ее в пределы России — газета велась с успехом до тех пор, пока деятельность редактора не была насильственно прервана заключением его в тюрьму при одной неудачной переправки транспорта литературы из Румынии в Бессарабию.

Это было в июне 1897 г. Вскоре был арестован и брат редактора Слова Правды, и газета в следующем году прекратила свое существование. Почувствовав в России некоторую свободу с января прошлого года старообрядцы вновь стали издавать ежемесячный журнал Старообрядческий Вестник. Редакция журнала находилась по-прежнему за границей, в Буковине. Пользуясь объявленной ныне манифестом 17-го октября свободой слова, старообрядцы решили перевести упомянутый журнал в Нижний Новгород, — он стал уже выходить под названием Старообрядец, — и организовать в Москве ежедневную Народную Газету с приложением к, ней Голоса Старообрядца. Эта Народная Газета, начавшая выходить с средины января, не имея определенной партийной окраски, должна быть причислена к прогрессивным органам нашей ежедневной периодической печати. В деле подъема культурного уровня у старообрядцев австрийского согласия огромную роль сыграли съезды, которые стали периодично собираться лет шесть назад. Организовали эти съезды группы прогрессивных старообрядцев для обсуждения духовных нужд своей общины [во главе их стояли Д. Сироткин, Ф.

Мельников, М. Бриллиантов и Нижегородский старообрядческий епископ Иннокентий Усов ]. Съезды быстро завоевали себе симпатии самих широких слоев старообрядческого общества, и с каждым, годом на съезде стало появляться все большее число представителей от общин, раскинутых по всей России. Съезды действительно стали всероссийскими. Одна из главных задач съезда заключалась в распространении просвещения среди старообрядцев, и, когда во всей России, у всего русского народа стала усиленно работать политическая мысль, съезды не остались в сторон от общественного движения. Официальный орган старообрядчества, Старообрядческий Вестник, приветствуя новую эру, наступающую для русской жизни, писал: «17-е октября 1905 г. Нынче получили и «свободу» все мы, русские граждане. Россия из полицейского государства стала государством правовым рядом с культурнейшими государствами Европы, где беззаконности и произволу не должно быть места, а должен царить строгий закон». Журнал приветствовал «конституционные гарантии».

На этой почве и стоял московский съезд. Съезд, конечно, не отражал всех настроений старообрядчества, в котором, в сущности, происходит та самая эволюция, которая происходит и в других слоях русского общества. Политическая партия только формируется. Несомненно, среди молодого поколения, наиболее горячо отзывающегося на текущие события, готового действовать скорее под влиянием благородного чувства возмущения и отвлеченной идеологии, чем в виду реальной политики, мы встретим большой процент левых. Мы, конечно, встретим их и в других слоях. Интеллигентные старообрядцы разобьются между конституционалистами-демократами, которым сочувствуют между прочим весьма видные деятели старообрядчества, и союзом 17-го октября. Естественно, что к последней партии в силу своего общественного положения будут принадлежать капиталисты: как ни солидарна старообрядческая община, экономические интересы не могут не оказать однако самого существенного влияния на группировку политических партий и не вызвать классовой розни. Помимо непосредственного влияния, которое несомненно должны оказывать на серую старообрядческую массу видные и популярные деятели старообрядчества, официально числящиеся в союзе 17 октября, давления неизбежного и понятного при той компактности, которую мы все же видим в старообрядческих общинах, быть может, найдется еще одна причина, которая склонит весы в сторону союза 17 октября. Это — задатки национализма, который, к сожалению, и до сих пор не чужд даже наиболее прогрессивным элементам старообрядческой среды.

Как ни далек этот национализм, являющийся продуктом, известной еще культурности, от лжепатриотизма и узкого шовинизма «истиннорусских людей» и других представителей архимонархических партий, он должен явиться камнем преткновения в отношении к другим прогрессивным конституционным партиям. К тому же, чтобы разобраться в неясной и крайне расплывчатой программе союза 17 октября, программе полной недомолвок и недоговоренностей, не имеющей никаких определенных политических, социальных, и экономических идеалов, нужны политические знания, наконец, известный политический опыт. Ни того, ни другого, конечно, у массы старообрядцев, впервые активно выступающих на арену политической жизни, не найдется. Массе трудно, быть может, будет, разобраться на первых порах в неискренних конституционных вожделений союза 17 октября. И можно с уверенностью сказать, что если известная часть старообрядцев, в настоящее время, пойдет за кандидатами так-называемых умеренно-прогрессивных партий, то это будет лишь до тех пор, пока им не выяснится окончательно двойственная тактика этих партий думаем, что эта двойственность в настоящее время уже достаточно выяснилось для большинства мыслящих старообрядцев. Никогда старообрядцы, протестовавшие неоднократно против всякого рода насилий, с чьей бы стороны эти насилия не исходили, не будут вотировать хотя бы за знаменитые декабрьские воззвания союза 17 октября, преисполненные человеконенавистничеством и заключающие проповедь насилий против своих политических врагов... Среди старообрядцев, как мы могли уже видеть, мы найдем и такой элемент, который или уклонится совершенно от политической жизни, или будет осуждать всякого рода революционные действия с точки зрения христианской морали. Но в огромной массе все же старообрядчество не лицемерно, а искренно будет приветствовать обновление гражданского и политического строя России. Правда, среди некультурного старообрядчества мы найдем и таких, которые еще до сих пор убеждены, что в мире царствует антихрист, так как огненные змеи железные дороги прошли по православной Руси; найдем и таких, которые, беспристрастно оценивая происходящие факты, в своей детской наивности обращаются к министру внутренних дел с просьбой разрешить расправиться с «жидами» и которым министерство внутренних дел должно разъяснят, что оно не занимается организацией погромов.

Если «Московские Ведомости» в этих элементах видят силу старообрядчества, то они ошибаются. Таких немного и, конечно, становится все меньше и меньше. Сами старообрядцы более вех других стремятся распространить просвещение и культуру среди своих единоверцев. Именно за последнее время эта просветительная деятельность приняла особенно интенсивную форму. Мы замечаем любопытную метаморфозу. Деятели старообрядчества, не так давно определенно заявлявшие, что они, как представители известной религиозной организации, не могут принимать непосредственного участия в политической жизни страны, выступают, теперь, как активные деятели. Совет съездов отправляет своих делегатов в провинцию с целью пропагандировать среди массы населения резолюции, принятые на декабрьско-январском съезде, и убеждать, чтобы старообрядцы приняли живое и энергичное участие в выборах в Государственную Думу. Молодые круги старообрядчества организуют частное общество, которое ставит своей задачей «содействовать освободительному движению». Таковы изменения, происшедшие в физиономии старообрядческого общества.

Аграрный вопрос на старообрядческом съезде Не ограничивая своей деятельности в настоящее время устройством одного лишь духовного быта старообрядческой общины и непосредственно коснувшись вопросов общественного уклада, Совет всероссийских съездов старообрядцев австрийского согласия в 20-х числах февраля организовал в Москве съезд крестьян по аграрному вопросу. Этот съезд, носивший исключительно уже светский характер, явился первой такой попыткой среди старообрядцев. Но в сущности, как отметил даже московский орган старообрядцев Народная Газета, съезд можно считать только «по форме и по названию старообрядческим; это был съезд «самых обыкновенных русских крестьян», для которых при разрешении насущного земельного вопроса вероисповедные отличия не могли иметь никакого значения. Следовательно, при оценке постановления февральского крестьянского съезда надо иметь в виду лишь то, насколько съезд действительно выражал нужды русского крестьянства.

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная», изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось: «Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран. А по не исцелении, и смертного убиения». В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества, термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного православия — искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане» — отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда « староверами ». Термин «старообрядчество», легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта. Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины «старообрядчество», «старообрядцы» приобретает все большее распространение.

В 1971 г. Поместный собор Русской православной церкви окончательно снял клятвы и признал старые обряды «равночестными и равноспасительными». Русская православная церковь за границей РПЦЗ примирилась со старообрядцами через покаяние в участии в дореволюционных гонениях 2000. На архиерейском соборе Русской православной церкви октябрь 2004 «старообрядческому вопросу» был посвящён доклад «Исконная ветвь русского Православия» митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла ныне патриарх Московский. Старообрядческие согласия Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Магистральным является разделение старообрядчества на поповцев и беспоповцев — по признанию или непризнанию священства. Вероучение беспоповцев определяет идея об уже совершившемся воцарении антихриста в основном трактуется как совокупность различных ересей , проникших в Русскую церковь и вызванном этим прекращении благодати священства и церковной иерархии, что допускает возможность совершения «нужнопотребных» таинств крещения , покаяния и причащения при определённых условиях мирянами. В основе разделения беспоповцев на согласия поморское , федосеевское , филипповское и др. Часть старообрядцев, не переживая глубоких эсхатологических ожиданий, принимала священников беглых попов из господствующей Церкви. Поповское направление изначально было полностью беглопоповским, но с учреждением в 1846 г. Белокриницкой иерархии «беглопоповскими» стали называться общины, продолжавшие принимать переходивших из официальной Церкви священников. С переходом в старообрядчество в 1923 г. Наиболее многочисленным объединением в старообрядчестве является Русская православная старообрядческая церковь.

События выступления старообрядцев при петре 1

Государство в лице царя Алексея Михайловича поддержало церковные нововведения и всячески способствовало их воплощению в жизнь. Несмотря на все усилия царя, и большей части правящих архиереев, поддержавших правку церковных книг, а также введение единообразия в церковном обряде с греческой церковью часть духовенства и мирян не приняло нововведений и стало в оппозицию правящей иерархии и церкви. Начало борьбы против новшеств церковного обряда было положено множеством челобитных и прошений царю об отмене церковных нововведений и к возврату совершения служб по старым, дониконовским книгам. Во всяком случае, такие ключевые фигуры, сохранившие верность дореформенной церковной традиции, как протопоп Аввакум диакон Феодор и соловецкий монах Епифаний продолжали посылать царю челобитные, все надеясь ими убедить государя вернуться к старой вере. Деяния собора 1666 - 1667 гг. Последующие за этим тюрьмы, ссылки и казни приверженцев старого обряда наглядно свидетельствовали об этом.

Стараясь принять все меры для предотвращения открытых массовых выступлений со стороны старообрядцев, правительство и правящая церковная иерархия, используя все имеющиеся у них средства, решительно подавляло инакомыслие, стремясь любыми способами избежать церковного раскола.

На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

Последующие за этим тюрьмы, ссылки и казни приверженцев старого обряда наглядно свидетельствовали об этом. Стараясь принять все меры для предотвращения открытых массовых выступлений со стороны старообрядцев, правительство и правящая церковная иерархия, используя все имеющиеся у них средства, решительно подавляло инакомыслие, стремясь любыми способами избежать церковного раскола. Из центральной части России массы старообрядцев уходили на север, где бы их не смогли достать военные экспедиции, направляемые правительством, спасая себя и свою веру. Благодаря случайной ссылке в Пустозерск вождей сопротивления, этот маленький поселок на краю северной тундры стал идеологическим центром борьбы за старый обряд. Если Соловки вдохновляли старообрядцев своим примером бесстрашного вооруженного сопротивления, то Пустозерск снабжал всю Россию идеологическими писаниями и шедшие оттуда бесконечные послания, трактаты и челобитные поддерживали веру и надежды всех тех, кто не хотел и не мог отказаться от старой русской церковной традиции. Первым, кто практически осуществил мысль о единоверии, был Славянский и Херсонский архиепископ Никифор Феотоки. Данной идеей о воссоединении старообрядческих общин в церкви заинтересовался и инок Никодим, который в течение 19 лет занимался поисками архипастыря для старообрядцев, и совершил ряд путешествий на Восток и в Грузию.

У них всегда были длинные бороды? Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу». До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. Как к старообрядцам относились в СССР?

Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.

Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь? За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Другие приспосабливаются к современному миру. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным.

А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого. А в других христианских странах есть свои старообрядцы?

Староверы — это те, кто верит «неправильно»?

В основе данного процесса лежала социальная неоднородность старообрядческого движения, различие в оценке российской действительности теми или иными социальными группами, слоями, сословиями и классами, вовлеченными в него. Следует отметить, что эта оценка производилась через призму религиозных воззрений, в основном особенно у беспоповцев - через эсхатологические и антихристологические идеи. Эсхатологические идеи в старообрядчестве выражали бессилие участников этого религиозного движения в их борьбе за осуществление политических и социальных требований собственными силами, путем открытой политической борьбы. По замечанию Г. Плеханова, «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпадавших на долю народа крупных поражений» [31, с. Начиная с конца XVII в. Характерной чертой старообрядчества с этого периода становится резкое противопоставление «истинно верующих христиан» т. Для того чтобы избежать причастности к «миру» антихриста и тем самым уйти от «вечной погибели», наиболее фанатичные и последовательные сторонники староверия избирали такую крайнюю форму религиозного протеста, как массовые самосожжения.

Семьями и целыми деревнями запирались они в срубы, скиты, церкви и сжигали себя заживо, полагая, что «огнепальное крещение» очистит их от «антихристовой скверны» и откроет путь в царство небесное. По некоторым данным, явно преуменьшенным, сгорело около 20 тыс. Постепенно начинают оформляться и отличительные особенности идеологии старообрядцев. Изначальной основой для этого явилось непризнание ими господствующей церкви и государства. На данной основе складывается учение об Антихристе — своеобразная эсхатология, которая в большей степени была присуща беспоповцам и придала черты своеобразия их религиозным представлениям. В буквальном смысле слова эсхатология — учение о наступлении конца мира. Американский ученый Р.

Крамми посвятил изучению этой проблемы свою монографию, исследуя, по его словам, то, «как религиозное сообщество, основанное на апокалиптических ожиданиях, приспосабливается к тому, что жизнь продолжается, и выживает в государстве и в обществе, частью которого оно не желает быть». Перед староверами, по мнению Р. Крамми, было несколько возможных исходов из мира Антихриста. Первый из них — вооруженный мятеж. Этот способ оправдан в перспективе апокалиптической как стремление к полному разрыву с миром Антихриста. Наиболее сложным, однако и наиболее привлекательным являлся путь создания укрепленных сообществ, где могут собираться и «укрываться от мира» защитники старой веры. Они создавались по образцу средневековых монастырей.

Русский философ И. Ильин в одном из своих сочинений обосновал религиозную веру как «путь духовного обновления», поскольку вера — это и есть осознание ценности: «Жить на свете — значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности в которую он верит…». И далее: «Вера, ставит каждого из нас перед высшей ценностью в жизни… Богом» [10, с. Известно, что религия отличается от всех других форм ценностного сознания тем, что способна осмыслить не какую-то часть реальности — материальную или духовную, социальную или природную, — а все существующее и несуществующее, мыслимое и чувствуемое, рассматриваемое как символическое представление Божественной благодати. Всякая система диктует определенные нормы, правила и предписания, которым носители конкретных ценностей обязаны следовать. Если рассматривать старообрядческую культуру как систему, опирающуюся на христианские традиции, то для наиболее адекватного понимания ее необходима реконструкция индивидуального пути развития, ее уникальной истории и направленность внимания на присущие именно ей ценностные ориентации. Интересна оценка старообрядчества А.

Он полагает, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей [16, с. Считая, что старообрядческие движения отдали большую или меньшую дань патриархальной традиции, он вместе с тем показал, что означали конкретно призывы к «старине» у вовлеченных в это движение старообрядцев. Реальная действительность обращала их к торговой и к промышленной деятельности, невзирая на идеализацию прошлого и лозунги в защиту «старины». Апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе для такой его разновидности, как сектантство. Важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются. Зачастую приверженность старообрядцев к старым обрядам и обычаям была лишь полемическим приемом, позволявшим вести борьбу с православием на легальной основе: ведь православным миссионерам невозможно было доказать, что обряды и традиции православия до церковной реформы Никона были «еретическими». Кроме того, обращение к «старине» придавало авторитет вероучению среди рядовых верующих [31, с.

Старообрядчество в целом представляет собой религиозное направление, которое, с одной стороны, смыкается с православием, а с другой - в лице некоторых течений беспоповщины — имеет точки соприкосновения с сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест в православной церкви признается наряду с ним шестиконечный и четырехконечный , двоеперстное крестное знамение вместо троеперстного, служение на семи, а не на пяти просфорах, хождение вокруг аналоя и церкви посолонь т. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только священное писание, но и священное предание т. Все эти внешние различия не имеют большого значения.

В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви.

Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем.

Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.

Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта 1800 г. Причиной его принятия стали жалобы староверцев к правительству на притеснения со стороны приходских священников. В предотвращение каких-либо нареканий в дальнейшем, приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к старообрядцам. Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским принципам в отношении раскольников. Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г. Основные итоги развития старообрядчества: Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа. Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием. Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви. Преследования старообрядцев[ ] Бегство старообрядцев началось после Собора 1667. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Софьи, во время Иоакимова патриаршества. При Петре I , по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнен знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали в Пермский край , в Сибирь , в Стародубье, на Ветку и в другие места. Стародубье находится в северной части Украины — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии. Гонения начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Почему действия старообрядцев нужно считать одной из причин революции, и как они себе навредили

отныне Исус Христос — форма имени, принятая в Древней Руси — становился Иисусом Христом, при этом сторонники реформы оскорбляли старообрядцев, утверждая. Причины возникновения старообрядцев. Верующих христиан, которые соблюдали древнерусскую православную традицию, назвали старообрядцами. В апреле 1682 года, за несколько дней до смерти царя Фёдора Алексеевича, состоялась казнь группы старообрядцев в Пустоозёрске.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс презентация, доклад

Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. Ответы : Таблица по истории россии 8 класс выступления старообрядцев в 1716 году, выступления работников мануфактур, Социальные и национальные движения. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте причины: для старообрядцев установили подати в двойном размере участники: старообрядцы результат: высступления продолжались ещё долгое время значение: самосожжение. В 1670-ые годы был принят ряд указов, который фактически разрешал пытать и казнить старообрядцев. Церковные соборы осудили старообрядцев и обвинили их в ереси. Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество». Старообрядцы — носители старой веры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий