Выпьем добрая подружка что значит

С другой стороны, он понимает, что среди грусти и уныния, проскальзывают и радостные моменты: «Выпьем, добрая подружка. Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей». Что же ты, моя Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Словарная работаВеретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях – например, «Зимний вечер» (1825), «Подруга дней моих суровых».

Выпьем, добрая подружка...

Она почти легендарна, как легендарны Баян , Гомер , Оссиан … Александр Пушкин[ править ] … вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть г. Причинить, принести кому л. Сочувствовать чьему л. Неутешное г. Своё, собственное г.

В доме. Каким вам представляется окошко этой лачужки: большим или маленьким.

У лачужек больших окон не бывает. В это окошко может постучать путник, а сейчас стучит буря. Кстати, а зачем путнику стучать в чужой дом? С просьбой отогреться, отдохнуть, может быть, даже переночевать. Есть в этой избушке, конечно, и печка. В избе слышны то вой, то звуки, подобные плачу ребёнка. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… Откуда эти звуки в доме? Такие звуки при сильном ветре возникают в печной трубе. Скажите, кто из зверей воет? Те, кому довелось слышать вой волка, рассказывают, что волчий вой вызывает жуткое чувство.

Подумайте, может ли завывание бури способствовать радостному настроению. А звуки, напоминающие плач ребёнка, могут ли вызвать радостные чувства. Ещё один вопрос: можно ли определить, какое время суток изображено в этом описании? Забегая вперёд, скажу, что этого нельзя будет сделать, даже прочитав всё стихотворение. Однако в названии стихотворения точно указано время суток. Называется оно «Зимний вечер».

Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец. Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг. Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях. Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно. Начинается это произведение с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно бы отрезая поэта от всего внешнего мира.

Похожие презентации

  • Хулиганское стихотворение Пушкина, которое точно подмечает унылые будни
  • Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
  • Выпьем милая старушка. Няня где же кружка пушкина стих
  • Выпьем милая старушка. Няня где же кружка пушкина стих
  • Выпьем с горя; где же кружка?

Презентация на тему по чтению на тему А.С,Пушкин -Зимний вечер (3 класс)

И вот наконец – "добрая подружка". Это обращение звучит в стихотворении дважды. Ветхая (лачужка), добрая (подружка), снежные (вихри), обветшалая (кровля). 2. Метафора (слово, оборот в переносном значении). Буря небо мглою кроет – небо темнеет, вдруг соломой зашумит солома шумит из-за порывов ветра. Решение. В стихотворении А. С. Пушкина "Зимний вечер" поэт называет свою няню: подруга дней моих суровых, подружка юности моей. Выпьем, добрая подружка. Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей. Эти строки известного стихотворения Александра Пушкина могут показаться вызывающими или даже скандальными для некоторых. Александр Сергеевич Пушкин. Выпьем, добрая подружка. Бедной юности моей. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Стихотворение «Зимний вечер». А. С. Пушкин В стихотворении «Зимний вечер» Пушкин пишет: «Выпьем, добрая подружка, Доброй юности моей». К кому обращается поэт: ответ на тест.
Выпьем, добрая подружка С помощью риторических вопросов автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью. «Выпьем, добрая подружка.

Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 91 (Школа России)

С помощью риторических вопросов автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью. «Выпьем, добрая подружка. Он называет няню доброй подружкой юности, а значит относится к ней с нежностью и любовью. Он любит слушать песни, которые поёт няня. Они успокаивают его. С помощью риторических вопросов автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью. «Выпьем, добрая подружка. "Выпьем, добрая подружка. Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.". Из стихотворения «Зимний вечер» (1825) А. С. Пушкина (1799—1837):Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.

Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 91 (Школа России)

Он обожал проводить время с друзьями в приятной компании, подливая в кружку, говоря анекдоты и разделяя вечерние беседы и смех. Быть частью такой компании было для него источником вдохновения и наслаждения. Безусловно, Пушкин неоднократно использовал выпивку в своих произведениях. Фраза "Выпьем, добра подружка" часто встречается в его стихотворениях и пьесах, где автор предлагает облегчиться, расслабиться и насладиться жизнью вместе с друзьями. Эти строки стали символом его пристрастия к гедонизму и ключом к пониманию его отношения к жизни. Романтика комрадства Пушкин знал, что дружба и наслаждение от выпивки способны усилить взаимное общение и создать особый мир, в котором все проблемы уходят на задний план. Он стремился к этому особому моменту, когда все мысли становятся ясными и положительными, и жизненные трудности кажутся незначительными.

Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном — образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали.

И хотя дом — всего лишь «ветхая лачужка», но есть средство выстоять и не пасть духом: Выпьем, добрая подружка Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Он употребляет эмоциональные эпитеты добрая подружка; бедная юность , образные сравнения и метафоры-олицетворения как зверь, она завоет; заплачет, «а» дитя…. Вариант 3 Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня.

Все свои дни он читал и работал. Автор обращается к Арине Радионовне. В начале описывается зимняя вьюга, которая запирает героев в доме. Именно так чувствовал себя в ссылке поэт. Произведение делится на несколько частей. Первая часть состоит из описания движении вьюги. Пушкин использует множество ярких образов. Он описывает вьюгу не только зрительно, но и применяя слуховые образы.

Завывание зверя, плач ребёнка, стук путника, шорох крыши слышит автор. Во второй и третьей части автор обращается к няне. Поэт грустит вместе с ней и ищет причины этой грусти. Внешний мир ветхой лачужки противопоставляется внутреннему. За окном бушует стихия, а в лачужке потрескивает тёплая печь. Дом — это место, где автор чувствует себя защищённым. В четвёртой части мир ветхого дома оказывается сильнее мира вьюги. Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения чтобы передать это.

Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой. Стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет…» было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском. Год написания произведения — 1825. История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи.

Было искрометное движение самой жизни. Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния. После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника — Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна. Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта. Это произведение, создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру. Главная тема стихотворения Основная тема стихотворения А.

Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба? В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная. И тем удивительнее, как в этом противостоянии, источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью.

К тому же Пушкин употребляет простую, но говорящую метафору: «вьюга злилась». А в третьей строфе уже всё залито ярким светом погожего утра и видны такие подробности, которых нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Звучные и яркие эпитеты подчёркивают контраст со вчерашним днём небо голубое; ковры снегов великолепные; лес прозрачный , а также передают радость, которая переполняет поэта день чудесный; друг прелестный.

Он создаёт красивые зрительные образы: зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо льдом. В третьей строфе использован повтор — анафора И ель — И речка : И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А в четвёртой строфе читатель не только видит комнату, озарённую янтарным блеском, но и слышит, как трещит затопленная печь, потому что поэт использует приём звукописи аллитерации — играют свою роль твёрдые звуки: т, р. Передано ощущение мира и покоя домашнего очага. В последней строфе Пушкин употребляет интересный эпитет: «предадимся бегу нетерпеливого коня». Почему же автор назвал коня нетерпеливым? Отвечая на этот простой вопрос, можно представить реальную живую картину. Наверное, коню не стоится на месте, потому что его пощипывает мороз, он тоже охвачен ощущением бодрого зимнего утра и рвётся вперёд.

Обо всём этом рассказало одно лишь умело выбранное автором слово. Чувство радости поэта в стихотворении всё время растёт и требует движения — вот ему уже хочется навестить милые сердцу места. Поэт соединяет слова разных стилей: высокие, книжные Аврора, прелестный, озарена, нега, взор, явись , разговорные лежанка, санки, кобылка , диалектные вечор, запречь. А сам автор стихотворения предстаёт перед нами добрым, простым, близким народу человеком — это достигнуто и языком выбранной поэтом лексикой, употреблением коротких предложений и обращений , и темой, и общим тоном. Всё произведение написано светлыми, жизнерадостными красками, такими характерными для творчества А. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Это стихотворение часто называют маленькой повестью о неразделённой любви, хотя в нём всего лишь восемь строк.

Но только по-настоящему гениальный поэт мог создать такое вдохновенное произведение. Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён. Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создаётся условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни. Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой. Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует самые разнообразные средства выразительности языка. Трижды в начале строк повторяется фраза: «Я вас любил». Такой композиционный приём называется анафорой. Важно заметить, что все глаголы в стихотворении даны в форме прошедшего времени — поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства. Глаголы прошедшего времени ещё более усиливают ощущение безвозвратно ушедшего счастья. И только один глагол использован в настоящем времени: «не хочу печалить вас ничем». Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим.

Это и есть основная мысль стихотворения. В стихотворении особое значение имеет инверсия: «в душе моей», «быть может», «печалить вас ничем», «любимой быть другим». Инверсия используется почти в каждой строке, и это придаёт стихотворению особую выразительность.

В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Даль указывал на то, что в древности словом Буян называли пристань, торг, возвышенность. Аркона - старый контур утеса В русском фольклоре образ острова-Буяна широко распространён. Многие заговоры, отражавшие языческую картину мира, начинались со слов: "На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь…".

Есть еще одна версия. В немецкой земле Мекленбург лежит остров Рюген, самый крупный на Балтийском море. С древнего языка его название дословно переводится как "Ругский" то есть "Русский". С 1815 года по решению Венского конгресса Рюген стал принадлежать Пруссии. Мыс Аркона, На этом снимке видны остатки славянской крепости руян Особой достопримечательностью является меловая скала "Королевский трон" Konigstuhl , возвышающаяся над морем на 180 метров. По старой легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от её подножия к вершине. Священная белая скала как бы утверждала своим незыблемым величием священное право.

Память о "белом камне Алатыре" сохранилась в русской традиции с тех времён. Валы высотой до 13 м, которые когда-то отделяли известный славянский храмовый город от остальной части острова. Северная оконечность острова Рюген далеко выдаётся в море. Мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древности получил название Аркона, которое дословно означает "белая гора". На этом мысе русичами был воздвигнут город Аркона. В древности на Арконе находился храм Свянтовита, которому приносили дары правители соседних государств и жертвовали часть товаров купцы Город Аркона и храм Свянтовита. Художник Всеволод Иванов.

Саксон Грамматик писал: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга он ограждён природной защитой… с западной стороны его защищает высокая насыпь в пятьдесят локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается прекрасный деревянный храм, почитаемый не только благодаря великолепию своего зодчества, но и благодаря величию бога, которому здесь был воздвигнут идол.

Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

П,т,д,к — стук. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Слайд 27 4. Контраст — резко выраженная противоположность 1 и 2 строфы 2 строфа Маленький старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней, занесен снегом и тоже кажется одиноким 1 строфа Поэт рисует образ бури, которая напоминает, то зверя, то ребенка, то ветер, то шум соломы, то путника Слайд 28 5.

Поэт обращается к своей няне Арине Родионовне. Он относится к ней с нежностью, с любовью. Об этом говорит то, как поэт обращается к ней: «моя старушка», «добрая подружка». Номер 4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение?

Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер? Всё стихотворение проникнуто унынием, печалью, тоской, одиночеством.

Одной из возможных причин может быть стремление создать образ "проклятого гения", страдающего от лишений, и в то же время преодолевающего все трудности и достигающего выдающихся результатов. Этот образ привлекал читателей, возвышая Пушкина до некоего божественного статуса. Когда Пушкин начал писать Безусловно, Пушкин испытывал трудности в юности, но они не были связаны с бедностью и отсутствием средств к существованию. На самом деле, появление в его жизни писательского таланта сильнейшим образом повлияло на его материальное положение. Пушкин начал получать значительный доход от своих писательских работ, что, безусловно, улучшило его жизнь. Зачем Пушкин врал? Таким образом, можно спросить, зачем Пушкин предпочел врать о своей бедной юности?

Кланялась она, ударяясь лбом об пол и поднимая голову, не глядя на икону, обращаясь к невидимому Богу, говорила: «О, может, грех великий в том, Господи, что сильнее детей своих люблю Сашеньку.

Но ведь и он тянется ко мне более, чем к матери. А мать строга к ему. Господи, не знат она душу свово сынишки-душу большую, красивую. Не замечат она, что душой своей перерос он всех нас. Всё понимат, больше нас, всё чует сердечком своим. И потому, верно, Господи, одинокий он. Прости, Господи, Надежду Осиповну, ибо не со зла так она к сыну относится, а по невразумению. Вразуми её, Господи. Слайд 11 Стихотворение Т. Веселовой «Арина».

А кто он ей?

Текст стихотворения

  • «Зимний вечер» А. Пушкин. Няня где же кружка пушкина стих Выпьем добрая подружка бедной юности моей
  • Ответы по литературному чтению 3 класс учебник Климанова (Школа России) 1 часть - стр 91
  • Стихотворение няне
  • «Зимний вечер» А. Пушкин. Няня где же кружка пушкина стих Выпьем добрая подружка бедной юности моей
  • Другие вопросы:
  • решение вопроса

ГДЗ литература 5 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 73

Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка, Бедной юности моей; Выпьем с горя; где же кружка? Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ. Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Из стихотворения «Зимний вечер» (1825) А. С. Пушкина (1799—1837):Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей. "Выпьем, добрая подружка. Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.".

Остались вопросы?

Размер стихотворения и рифма Настроение поэта, как нельзя лучше, передает черехстопный хорей. В стихотворении «Зимний вечер» насчитывается четыре строфы. Пушкин использовал перекрестную точную рифму, женскую — в первой и третьей строке и мужскую — во второй и четвертой. Стихотворение получилось очень мелодичным и легко ложится на музыку.

Жанр стихотворения «Зимний вечер» — это реалистическая пейзажная лирика. Хотя литературные критики находят в данном произведении и элементы классицизма и романтизма. Анализ стихотворения А.

Пушкина показывает, что данное произведение является отражением жизненной позиции поэта. Его восприятие мира передано при помощи ярких образов и выразительных средств. Вариант 2 А.

Пушкин — величайший поэт «Золотой эпохи» в русской литературе. Его произведения легко читаются, но при этом носят в себе глубокий лирический смысл. Стихотворение «Зимний вечер» или «Буря мглою небо кроет…» было написано поэтом зимой 1825 года.

Оно является одним из самых популярных стихотворений среди литературного арсенала автора. Период написания совпадает с трудным и нелегким временем для поэта. Это был первый год, после того, как Пушкин вернулся из Южной ссылки.

Он вынужден был пребывать в поместье Михайловском около членов своей семьи. Невозможность жить полной жизнью, ощущение отрезанности от внешнего мира, предательство со стороны отца, который взял на себя функции надсмотрщика за собственным сыном, порождают в душе поэта чувство боли и тягости. Главная тема стихотворения Основная тема произведения — это противостояние поэта внешнему миру.

В образе бури автор подразумевает давление со стороны окружающих: отца, который следит за перепиской сына, невозможность общения с друзьями из-за запрета выезжать за пределы поместья. Борцом с несправедливостью является тонкая и чувственная душа поэта, которую не могут сломать никакие «силы природы». После того, когда поместье покидают родные Пушкина, он ощущает некую свободу, что заставило написать поэта данное стихотворение.

С первых строк можно понять и ощутить настроение поэта, почувствовать накал эмоций, которые переполняли душу поэта. Единственной надеждой и опорой на протяжении многих лет является для поэта его преданная «старушка» — няня Арина Родионовна. Она остается с воспитанником в поместье даже после того, когда из него уехала вся семья Пушкиных.

В стихотворении автор обращается к старушке с добрыми словами и трепетом. Он ощущает ее поддержку, заботу и любовь. Поэт обращается к своей няне со словами: «Выпьем, добрая подружка!

А песня няни станет душевной отрадой для автора, что поможет отвлечь его от житейских бед. Структурный анализ стихотворения Художественные средства, применяемые в тексте — это яркое описание вьюги, которая контрастирует с внешним миром. Автор употребляет следующие словоформы: «бедной юности моей», «наша ветхая лачужка», «добрая подружка» для поддержания эмоционального фона произведения.

Свое стихотворение А. Пушкин написал с помощью четырехстопного хорея. В первой строфе поэт уделяет внимание разбушевавшейся буре, во второй и третьей он обращается к своей няне, а в четвертой можно увидеть противостояние дружбы и любви окружающему миру, в котором берут верх семейные ценности.

Стих легко воспринимается читателем, его можно воспроизвести с помощью музыки. Выбранный жанр стихотворения — лирика с применением реализма и описанием пейзажей природы. Ознакомившись со стихотворением «Зимний вечер», можно сделать следующий вывод.

Автор передает читателю свои чувства и боль через яркое описание природной стихии, употребляет сравнения: «то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…». С первых строк ощущается безысходность поэта и его плачевное состояние. Но далее читатель может находить умиротворение через обращение к доброй няне с ее добрыми песнями.

Присутствие няни развевает темноту и унылость в душе, а буря уже не кажется такой страшной и сильной рядом с ней. Нахождение няни вблизи, ее любовь к воспитаннику побеждают негативные эмоции и дарят душевную теплоту и радость. Читайте также: Стихотворение Зимняя дорога Пушкин анализ произведения.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Вариант 1 Стих «Зимний вечер» написан в сложный период жизни. В 1824 году Пушкин добился возвращения из южной ссылки, однако не вместо Москвы и Петербурга поэту разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Функции надсмотрщика решил взять на себя его отец,который проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг.

Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях. Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву.

Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно. Начинается стих с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно отрезая поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствует себя под домашним арестом в Михайловском, которое может покинуть лишь после согласования с надзорным управлением, да и то ненадолго.

Однако, доведенный до отчаянья вынужденным заточением и одиночеством, поэт воспринимает бурю как нежданного гостья, который то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем, шуршит соломой на крыше и стучится в окно, словно запоздалый путник. Впрочем, в родовом имении поэт находится не один.

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Стих «Зимний вечер» написан в сложный период жизни. В 1824 году Пушкин добился возвращения из южной ссылки, однако не вместо Москвы и Петербурга поэту разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Функции надсмотрщика решил взять на себя его отец,который проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг.

Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях. Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно.

Там все-таки все хорошо: девица говорит, «не пойду я за тобой, потому что батюшка мне говорит, что надо лук и чеснок окучивать в это время, а не шататься с молодыми людьми по мостовым», но при этом все-таки «мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь». То есть лирический герой просит такую песню, которая позволит ему хотя бы послушать про то, как у других все удачнее складывается в жизни, чем у него. И еще последнее замечание от дилетанта: по поводу не то что прототекстов, но отсылок к современным и более ранним текстам. Это, конечно, одно из поразительных, «крышесносных» открытий, которые ты делаешь, когда начинаешь читать литературу какой-то эпохи, — когда ты понимаешь, что все авторы подмигивали другим авторам, их цитировали и их имели в виду.

А потом те, другие авторы, которые сейчас нам кажутся второстепенными, «утонули» и рассыпались, и остались только эти вешки торчащие, а леса-то мы не видим. Одно из моих персонально поразительных открытий — насколько Пушкин все время имел в виду Батюшкова. Такое ощущение, что он прямо пишет, все время подразумевая Батюшкова, который стоит у него за спиной. То ли потому — опять же, я сейчас совершенно как неграмотный читатель говорю — что тот был предыдущий лирический поэт, который в забавном русском слоге какой-то естественной русской речью пытался писать этот легкий жанр; то ли по каким-то другим причинам. Но когда Батюшкова читаешь, то видишь, что и это Александр Сергеевич как-то к себе утянул: либо переиграл, либо спародировал, либо прямо повторил. Точно так же, как, когда читаешь его прозу, видно, что он все время имел в виду Вальтера Скотта, который тоже исчез с читательского горизонта и провалился в детскую, а «Повести Белкина» каждая подразумевает какой-то роман Вальтера Скотта. И когда тебе это открывается, это очень меняет взгляд, которым ты это все читаешь. Так вот, именно в поэтических текстах — может быть, только мне, но — все время видно Батюшкова.

И совсем последнее скажу. Из странностей, из сдвигов смыслов, которые происходят со временем. В самом стихотворении нет этого слова, но в схожих, родственных текстах про то, кто с кем выпивает в мужской компании или не только в мужской , есть интересное слово «похмелье», которое тогда, видимо, обозначало совершенно не то, что сейчас. Тогда ль, как розами венчал Ты благосклонных дев веселья И в буйстве шумном посвящал Им пыл вечернего похмелья? Это похмелье — опьянение, а не головная боль и тошнота наутро. При том что похмелье в современном смысле тоже встречается у Пушкина: Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Это, видимо, уже наше похмелье, hangover, которое утреннее, следующего дня. А в «Вакхической песне» похмелье — это просто то, что хмель приносит, это хорошая вещь, хмельное веселье.

Я не знаю, права я тут или нет, но у меня есть такое ощущение. Роман Лейбов: Спасибо большое. Про похмелье, кстати сказать, нужно исследовать: было ли значение hangover в связи с «Элегией». Екатерина Шульман: То есть вы считаете, что пушкинское «похмелье» и его современников — это только опьянение? Роман Лейбов: В стихах, насколько помню, практически всегда «опьянение». Но это действительно интересный случай, надо поглядеть в словарях. Екатерина Шульман: А почему тогда «тяжело, как смутное похмелье»? Это какое-то неправильное опьянение, неприятное?

Роман Лейбов: Обещаю подумать и сказать. Лев Оборин: Друзья, очень многое было, конечно, уже сказано из того, что вертелось у меня в голове. Как прилежный когда-то ученик филфака, я стал читать накануне нашей встречи статьи о «Зимнем вечере», в том числе — статью А. Белоусова, на которую вы, Роман, ссылались, ту, где появляется Парка, а потом и Мокошь, и все это действительно дико увлекательно и дико спекулятивно. Но меня эта статья натолкнула на несколько мыслей — тоже там уже высказанных, но которые, как мне кажется, можно даже и усилить. Мне это стихотворение безумно интересно прочитать именно как стихотворение о неврозах, связанных со звуком, и как описание попытки уйти от этого невроза самым простым, эскапистским способом — попросту напиться, чтобы это монотонное жужжание и завывание прекратилось и переместилось в менее сознательную область. Белоусов замечает, например, что «кроет» и «крутя» — это один звуковой комплекс, который обозначает кружение. Но он не пишет или, может быть, я проглядел , что слово «кружка» тоже к этому кружению как-то «подверстывается», а от употребления этой «кружки» уже кружится голова.

Таким образом, внешнее кружение можно сделать внутренним, избавившись от всего того, что тебя так тяготит. Белоусов пишет, например, что Пушкина раз от раза тяготит какое-то монотонное звучание. Что-то такое действительно раздражающее, повторяющиеся звуки. Можем, например, вспомнить капанье холодной водой на голову в финале «Записок сумасшедшего», такая китайская пытка. Можно также заметить, что — по крайней мере, в «Зимней дороге» — этот мотив опять-таки связан с идеей зимней ночи. Когда у Пушкина зимой наступает утро, у него сразу просыпаются совершенно другие чувства, экстатические, ямбические: «Пора, красавица, проснись! Зимняя ночь и вообще, видимо, любая ночь, навевает на него невротическую меланхолию. Соответственно, когда мы возвращаемся к композиционным соображениям, опять-таки замечательно уже высказанным...

Мне кажется, что можно исходить из идеи, что перед нами некоторый интроспективный монолог. Возможно, это не написанное собственно в Михайловском стихотворение, а какое-то воспоминание о Михайловском; возможно, Пушкин таким образом конструирует свою собственную реакцию на то, что происходит. Вот начались эти раздражающие его воющие, кружащиеся звуки. Вот он придумал, как бы от них наконец избавиться. В связи с этим его раздражает то, что старушка молчит и тоже чем-то там жужжит. Ему хочется послушать две разные, как уже было замечено, песни, для того чтобы разнообразить этот монотонный гул. Допустим, эти песни спеты. Что делать?

Он прислушивается: песни закончились, опять «буря мглою небо кроет» и производит все те же самые звуки. Ну а потом на основе этого кружащегося ритма и создастся это замечательное стихотворение. Олег Лекманов: Мне кажется, что это очень педагогически взвешенное выступление Льва нас с неизбежностью теперь провоцирует попросить Асю и Аню что-нибудь нам тоже сказать. Роман Лейбов: Как вы вообще это читаете? Ася Фельдберг: Хочу сказать большое спасибо за возможность поучаствовать, было очень интересно узнать про этот текст столько всего, потому что у меня он ассоциируется только со школой и с тем, как я сдала его наизусть на пятерку. И вообще, когда мы вчера с моим папой [Александр Фельдберг, филолог, журналист. И мы часто это тоже практикуем, папа иногда пьет, я пою, это и правда помогает, становится проще. И для меня это стихотворение, как уже говорилось, и про звуки, и про песни — оно для меня очень музыкальное.

Потому что уже годы спустя мы проходили его классе в 5-м или 6-м, совсем маленькие для меня было вопросом, почему именно тогда дети должны его проходить, но на самом деле я поняла, что как раз за счет этого четырехстопного хорея оно очень быстро запоминается, очень нравится детям, его просто дописывать как-то самому, придумывать какие-то другие окончания, чем мы тоже занимались.

Как он относится к своей няне: с нежностью. Поэт обращается к няне. Он обращается к ней за поддержкой, ведь ему тоскливо и грустно.

Он называет няню доброй подружкой юности, а значит относится к ней с нежностью и любовью. Он любит слушать песни, которые поёт няня. Они успокаивают его. Каким настроением проникнуто всё стихотворение?

Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Древнее русское предание в сказке Пушкина

Но унылый зимний пейзаж за окном и снежная буря, так схожая с бурей в душе поэта, не позволяют ему в полной мере наслаждаться этой идиллией, за которую приходится расплачиваться собственной свободой. Чтобы хоть как-то унять душевную боль, автор обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей».

Перед нами восемь стихов. Максимально немонотонные восемь стихов будут представлять чередование двух пар рифмопар. Максимально монотонное, абсолютно предсказуемое в смысле чередования восьмистишие — две рифмопары на восемь стихов АбАбАбАб. Пушкин во втором восьмистишии наращивает монотонию, это практически изобразительная рифма, где рифмуются насквозь «темна — окна — утомлена — веретена». А затем — совершенно неожиданный ход: вместо рифменных повторов появляется вообще полный повтор стихов, причем этот полный повтор по-новому поворачивает всю композицию. Вы правильно сказали насчет рефренности. Здесь как бы два типа симметрии: последняя строфа дает возможность прочитать весь текст как симметричный по-разному.

С одной стороны, две последние строфы выделяются как сегмент с зеркальной симметрией: начальное четверостишие повторяется в конце. А с другой стороны, весь текст дает нам тип трансляционной симметрии, когда запевы повторяются в начале и в конце. Об этом, между прочим, однажды замечательно написал Ю. То, о чем Наташа говорила, мы можем проследить на примере композиции — не только рифменной, но и всего текста. Нам все время очень короткий текст подает сигналы, что он устроен по-новому, в том числе на звуковом уровне. Было бы хорошо поискать аналогии в других местах, и тут действительно не могу не согласиться с Алиной: ужасно жалко, что нет черновика. Потому что обычно по пушкинскому черновику очень многое становится понятнее. Страшно обидно.

Ну, может быть, кто-нибудь еще найдет. Это была шутка. Вот теперь мы действительно переходим к осмысленному, связному общему разговору. То есть юность может быть и бедной, и гордой, в зависимости от контекста, от темы стихотворения. Не стоит обсуждать поэтому, была ли юность Пушкина бедной. Алина Бодрова: Мне кажется, это очень верная реплика. Олег Лекманов: Теперь давайте Екатерину Михайловну послушаем. Екатерина Шульман: Спасибо.

На самом деле, действительно, я думаю, что гостям-то интереснее всего все это слушать. Я подозреваю, что вы все это знали заранее — то, что нам сейчас рассказали, — а которые «с мороза» пришли, они ничего этого раньше не слышали, поэтому это особенно увлекательно. С одной стороны, вы знаете, даже немножко жалко, когда стирается слой привычного на этом стихотворении, потому что оно на самом деле воспринимается не как явление литературы, а как явление природы: то, что было всегда, то, что ты не помнишь, когда читал. Вот есть буря, есть зима, есть луна, а есть про «буря мглою» — это как бы не стихи, а порождение этой зимы, такое явление природы. Но я думаю, что дело того стоит, потому что за этим привычным телом текста, которое, собственно, составляет наш язык, вдруг открывается механизм, как это все сделано. Меня очень заинтересовал жанровый разбор. Потому что часть из этого я как читатель «с мороза» немножко ощущала: да, начало действительно завлекательное и предполагает какой-то сюжет, оно похоже на историю про утопленника: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца». Тут путник постучал как будто, и что-то шуршит соломой на крыше — значит, предполагается, что сейчас в эту дверь постучат.

Есть еще одно похожее незаконченное стихотворение про бедное еврейское семейство, которое сидит читает Библию свою, и вдруг кто-то там тоже к ним стучит, уж не знаю, упырь это или кто-нибудь еще, но, опять же, как верно было сказано, ничего особенно хорошего от этого ожидать не стоит. А действия-то никакого и не происходит: никто не пришел, нет никакого запоздалого путника, который должен этот сюжет на себе принести, а всего лишь как были они с кружкой, со старушкой, так и остались. Если не подвергать сомнению авторскую датировку конечно, на этом месте рассуждений читатель «с мороза» хочет сказать: «Какого вам еще рожна? Если автор написал 1825 год, то, наверное, это и есть 1825 год» и если все-таки не пренебрегать биографической составляющей, то я посмотрела бы на то, что вообще в этом году им написано. Это действительно михайловская ссылка, плодотворная, как все периоды самоизоляции не у нас, а у других людей это очень плодотворное, говорят, время. В этом году он много написал стихотворений, даже если не брать большие вещи, над которыми он работал. Это и библейские стилизации, и античные, и из «Фауста» несколько фрагментов, ну и самое известное стихотворение, которое в этом году написано, — «Я помню чудное мгновенье... Также есть еще одно, которое можно приписать, будучи грубым поклонником биографического подхода, к тому же сюжету, — это «Прощай, письмо любви!

Прощай: она велела... Из этого что мы видим опять же, мы — наивные читатели? Сидит он один со своей старушкой в этой избушке, у него роман в это время, который не может развиться по причине самоизоляции, ему какие-то приходят письма, он влюблен в Анну Петровну Керн, но она при этом недоступна, поэтому он говорит: «Ну спой мне хотя бы песню про то, как пернатые и млекопитающие устраивают свою личную жизнь, в то время как у меня ничего подобного не получается». Я тоже не согласна, что эти две песни контрастируют, потому что я не знаю, естественно, абсолютно, какой текст подлинный, какой нет, но у птичек явно все складывается. Синица говорит снегирю, что «пора б тебе жениться», а наиболее известный вариант песни про девицу, знакомый всем советским людям в исполнении Лидии Руслановой, заканчивается: «Не хочу перстень носить, хочу так дружка любить». Там все-таки все хорошо: девица говорит, «не пойду я за тобой, потому что батюшка мне говорит, что надо лук и чеснок окучивать в это время, а не шататься с молодыми людьми по мостовым», но при этом все-таки «мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь». То есть лирический герой просит такую песню, которая позволит ему хотя бы послушать про то, как у других все удачнее складывается в жизни, чем у него. И еще последнее замечание от дилетанта: по поводу не то что прототекстов, но отсылок к современным и более ранним текстам.

Это, конечно, одно из поразительных, «крышесносных» открытий, которые ты делаешь, когда начинаешь читать литературу какой-то эпохи, — когда ты понимаешь, что все авторы подмигивали другим авторам, их цитировали и их имели в виду. А потом те, другие авторы, которые сейчас нам кажутся второстепенными, «утонули» и рассыпались, и остались только эти вешки торчащие, а леса-то мы не видим. Одно из моих персонально поразительных открытий — насколько Пушкин все время имел в виду Батюшкова. Такое ощущение, что он прямо пишет, все время подразумевая Батюшкова, который стоит у него за спиной. То ли потому — опять же, я сейчас совершенно как неграмотный читатель говорю — что тот был предыдущий лирический поэт, который в забавном русском слоге какой-то естественной русской речью пытался писать этот легкий жанр; то ли по каким-то другим причинам. Но когда Батюшкова читаешь, то видишь, что и это Александр Сергеевич как-то к себе утянул: либо переиграл, либо спародировал, либо прямо повторил. Точно так же, как, когда читаешь его прозу, видно, что он все время имел в виду Вальтера Скотта, который тоже исчез с читательского горизонта и провалился в детскую, а «Повести Белкина» каждая подразумевает какой-то роман Вальтера Скотта. И когда тебе это открывается, это очень меняет взгляд, которым ты это все читаешь.

Так вот, именно в поэтических текстах — может быть, только мне, но — все время видно Батюшкова. И совсем последнее скажу. Из странностей, из сдвигов смыслов, которые происходят со временем. В самом стихотворении нет этого слова, но в схожих, родственных текстах про то, кто с кем выпивает в мужской компании или не только в мужской , есть интересное слово «похмелье», которое тогда, видимо, обозначало совершенно не то, что сейчас. Тогда ль, как розами венчал Ты благосклонных дев веселья И в буйстве шумном посвящал Им пыл вечернего похмелья? Это похмелье — опьянение, а не головная боль и тошнота наутро.

Тема стихотворения. В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы — красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы — Нина и ямщик. Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух. Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты». Глушь еще больше угнетает героя. Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной. В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике. После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека. Произведение представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения — кольцевая и условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы. Стихотворение состоит из семи четырехстрочных строф. Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты». Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска». Для того чтобы передать печаль героя А. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения. Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные», «однозвучный», «скучный». Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной», «колокольчик однозвучный», «тройка борзая», «стрелка часовая». Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные», «печально», «скучной», «скучно», «скучен». В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска». В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра», усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов. Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги. Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен». Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий