Вятка наследие сайт по истории и генеалогии вятской губернии

Это значительно расширило круг любителей генеалогии и качество их исследований. Сооснователь Familio Айдар Ахтариев рассказывает об интересных и важных онлайн-проектах, которые вносят большой вклад в популяризацию генеалогии. Памятная книжка о состоящих в Государственной и Общественной службе по Вятской губернии на 1854 год. Просветительский портал по истории, генеалогии, этнографии и природе Вятского края и Прикамья. Историко-культурный блог без политики и рекламы. Целью его является сохранение и популяризация исторических знаний о Вятском. |.

А.Л.Мусихин. Письменные источники по гееалогииВятки.

Остальные, более мелкие поселения Яранского уезда этого же периода группируются вокруг описанных выше центральных городов Яранска, Кукарки, Санчурска. В восточной прикукарской части уезда поселения свободно размещаются по ее территории, в западной же преимущественно группируются вокруг городов. Поселения между этими областями располагаются на дорогах между ними и по пути из западных центров в Казань. Наиболее древние русские поселения располагаются по главнейшим рекам Яранского уезда. В этом явлении важную роль играло то, что по рекам было легче, быстрее и безопаснее передвигаться. Отметим и географическое положение некоторых поселений как центральных пунктов, откуда можно было легко наблюдать за марийцами.

Вероятно, что до их занятия русскими и у местного финно-угорского населения те же пункты могли играть столь же важную роль, если не как административные центры, то, как узлы торговых путей. Кроме того, сильное влияние оказали и топографические условия: именно возвышенное положение обеспечивало безопасность деревни и предохраняло посевы от вымерзаний. Второе общее топографическое условие — присутствие вблизи поселений удобных сенокосов и лесов[49]. Так же есть несколько поселений, основанных обрусевшими марийцами из Орловского уезда, и поселение удмуртов. Более точные указания о социальном составе поселенцев можно дать лишь по Присанчурскому краю.

Это были «помещичьи крестьяне», т. Царёвосанчурск, в целом, это центр московских поселенцев в Яранском уезде. В пограничных с Кукаркой и Яранском волостях помещичьих крестьян нет, есть лишь удельные откуда они пришли — неизвестно. Объясняется это довольно просто. Вероятно, под Санчурск пришли крестьяне одного помещика, из одной местности, под Яранском же собрались русские люди из самых разных мест.

Таким образом, об общности происхождения переселенцев не может быть и речи. Значительную долю, вероятно, составляли и беглые холопы, люди, которым не хотелось лишний раз упоминать о бывшей родине[50]. Отношения русских крестьян с марийцами не всегда были мирными. Под Кукаркой русские поселенцы застали марийцев, не желавших уступать им свои земли без боя. Например, когда жители д.

Завертной поселились на избранном месте, жившие рядом марийцы однажды напали на них и произошла битва. Согласно легендам, русские победили благодаря помощи св. Согласно другому преданию, из д. Водозерье марийцы уехали куда-то добровольно, после того как там стали селиться русские. Преданий о черемисах марийцах вообще много в этих ныне русских волостях.

Но не все марийцы так недоверчиво и враждебно относились к русским. Например, жившие в д. Богородская Поляна черемисы крестились и мирно жили рядом с русскими. Таких преданий особенно много было в Ильинской волости[51]. Существуют так же легенды об участии марийских отрядов во взятии Казани совместно с войском Ивана Грозного[52].

Отметим, что и русские не всегда действовали силой, напротив, гораздо чаще их продвижение вперед носило сугубо мирный характер. Марийцы вообще оказались народом сравнительно уступчивым в этом отношении, достаточно легко покидали свои места и уходили в леса к своим соплеменникам. По данным XVII в. Вообще, вся местность между рр. Кроме марийцев, русские поселенцы застали ещё удмуртов в двух пунктах: с.

Колянур и на Вотском городище. Про первое преданий нет, о втором говорится, что вотяки ушли сами при появлении русских. Таким образом, за исключением некоторых пунктов вся полоса Яранского уезда, заключающая в себе волости: Пачинскую, Зыковскую, Сердежскую, и Тожсолинскую, в XVI в. В XVII в. Коренное финно-угорское население переселяется на окраины подальше от русских.

Постепенно большинство марийцев переселяется на территорию современной республики Марий Эл, оставшиеся же в Яранском уезде частично ассимилируются. К этому времени можно говорить об окончании основного этапа колонизации Яранского уезда. Заселение территории Уржумского уезда Уржумский уезд занимает обширную территорию на востоке Южной Вятки. Как и Яранский уезд до заселения русскими людьми он был местом обитания племен луговых марийцев. К сожалению серьезных источников по заселению уезда русскими людьми нет.

Однако представляется, что колонизация данных территорий имела много сходных черт с колонизацией Яранского уезда и происходила в тот же исторический период — XVI в. Безусловно, центром заселения уезда стал город Уржум. В условиях казанского ханства Уржум являлся одним из марийских племенных укрепленных центров и резиденцией марийских феодалов князей , являвшихся вассалами казанского хана. Первое упоминание об Уржуме относится к временам так называемой «Черемисской войны» 1553—1557 гг. После присоединения Казанского ханства к России некоторые татарские и марийские феодалы подняли мятеж против московского правительства, увлекли за собой значительную часть марийцев, преимущественно луговых, и пытались восстановить свою власть на территории бывшего Казанского ханства.

В район восстания были высланы русские войска. Как сообщает летопись, «а война их была от Казани и по Каму, а от Волги на Ошит и за Оржум и под Вятъские волости, от Казани вверх по Каме 250 верст, а от Волги к Вятке поперег 200 верст, а ходили от Казани четыре недели»[54]. Это известие относится к 1554 г. Через два года, в 1556 г. Уржум, упомянутый в этих сообщениях 1554—1556 гг.

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. Подавлен он был в 1591 г. Как уже отмечалось, русское правительство поняло необходимость постройки русских городов на Южной Вятке. Уржум, как русский город-крепость, возник в 1584 г. Основание Уржума на месте марийского поселения подтверждает марийская легенда.

Согласно ей первыми пришли на эти территории два марийца, которые искали землю. Одного звали Ур, другого — Жум. Они были язычниками и жили здесь некоторое время. Затем сюда стали прибывать русские, которые их, как марийцев, выжили[56]. Кроме того, существует масса других преданий указывающих на существование здесь племенного центра марийского народа.

Став русским, Уржум получил статус пограничного города — в нем содержался сравнительно крупный отряд войск. В 1625 г. Как и подобные города Яранского уезда, Уржум сыграл ведущую роль в деле заселения востока Южной Вятки. Именно с основания этого города и начался процесс колонизации территорий Уржумского уезда. Более подробные сведения о заселении позволят получить лишь полномасштабные археологические исследования русских поселений XVI в.

Особенности хозяйственной и духовной жизни русских поселенцев Русское население, появившееся в бассейне р. Вятки, принесло с собой хозяйственный уклад, во многом сходный с хозяйственным укладом коренного населения. Основой экономической жизни региона было сельское хозяйство. Несмотря на господство малоплодородных почв, пашенное земледелие оставалось главной отраслью хозяйства вятчан. В некоторых районах сохранялась подсека.

Господствовала паровая система в форме двуполья или трехполья. Ведущими зерновыми культурами были озимая рожь, пшеница и овес, возделывались также ячмень и гречиха, из кормовых — бобовые, из технических — конопля и лен. Важной отраслью хозяйства было скотоводство. Остеологический материал, обнаруженный в ходе раскопок, свидетельствует о выращивании крупного рогатого скота, свиней, лошадей и мелкого рогатого скота[58]. Видное место в хозяйстве занимали промыслы.

Орудиями охоты являлись лук и стрелы, ловчие ямы и силки. О преобладании охоты на пушного зверя свидетельствуют находки костей бобра, медведя, куницы, зайца, волка. Географические особенности Южной Вятки предполагают и занятие рыболовством. При раскопках поселений было обнаружено значительное количество костей и чешуи различных видов рыб, а также орудия их лова — остроги, рыболовные крючки, грузила и поплавки от сетей, лодочные скобы[59]. Так, водные промыслы в окрестностях Кукарки, тянулись по Пижме — 20 верст, по Немде — 15 верст, а по Вятке 10 верст[60].

Развитое ремесло во многом являлось основой развития городов Вятской земли. На ряде поселений зафиксированы следы ремесленной деятельности, в частности, металлургического, кузнечного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего, сапожного производства. Так, древозаготовки преобладали среди промыслов жителей Санчурска — древесину массово заготавливали и в пору половодья р. Большой Кокшаги сплавляли на Волгу[61]. В целом же хозяйство имело натуральный характер, торговые связи не выходили за рамки довольно тесного и узкого рынка, чему способствовала изоляция региона.

Составить представление о духовной культуре русского населения Южной Вятки по имеющимся материалам непросто. На юг Вятки шли люди, несшие с собой культуру и идеологию с мест прежнего своего обитания. Христианская религия не проникла еще в глубины сознания славян, по-прежнему остававшихся во многом язычниками. Включение в состав древнерусской народности язычников — балтов, скандинавов и особенно финно-угров еще более сдерживало восприятие новой религии. Поэтому на археологических памятниках Южной Вятки обнаруживаются изделия с традиционной языческой символикой, корнями уходящей в культуру как финно-угорского, так и славянского мира, и расчленить этнические истоки тех или иных изображений порой невозможно[62].

По мере удаления от главных центров Руси к окраинам процессы восприятия христианства язычниками все более замедляются, оно было вынужденно приспосабливаться к местным условиям, преобразуясь порой в весьма далекое от классического вида явление. Часть язычников бежит от христианизации на окраины Руси и за ее пределы. Казанский летописец отметил в этой связи «ростовскую чернь, забежавши та от крещения русскаго в болгарских жилищах»[63]. Вероятно, что часть язычников бежала в отдаленную Пижемскую волость на Южной Вятке. Это ярко видно по материалам погребальной обрядности.

Показательными являются материалы Еманаевского могильника, расположенного в среднем течении р. Здесь выявлено 73 могильные ямы обычных размеров, глубиной 23-94 см. Необычно расположение погребений в плане в виде веера: могилы расходятся от пустой погребальной площадки в разные стороны, соответственно меняя ориентацию. Располагалось ли что-нибудь на пустой площадке или находилось за пределами раскопа — неизвестно. Во всяком случае, перед нами бесспорный отголосок язычества.

Археолог Л. Макаров допускает существование на этой площадке некого языческого храма, однако пока его следов не выявлено[65]. Подавляющее большинство захоронений 61 совершено по обряду трупоположения. Однако выявлено 7 ям с небольшим количеством мелких кальцинированных костей, свидетельствующих об обряде кремации. Кроме того, выявлено 4 могилы с неполной кремацией.

Следов кремации на месте нет, очевидно, она совершалась где-то на стороне. В двух ямах каких-либо костей не выявлено, но принадлежность их к некрополю сомнений не вызывает. В засыпи одной из них обнаружен бронзовый дротовый браслет, слегка сплющенный с боков[66].

Вятка, 1863—1918 Найти Печатный орган Вятской и Слободской епархии, издававшийся с 1863 г. В 1863 и 1918 г.

Содержит значительный массив информации о церковно- и священнослужителях: сведения о их назначении на места, рукоположении, перемещении, награждении, увольнении за штат, смерти; списки выпускников епархиальной семинарии и духовных училищ, учителей церковно-приходских школ; сведения о наиболее ярких событиях епархиальной жизни, историко-статистические описания храмов; тексты проповедей, выступлений, статьи священнослужителей.

Кроме того, прочитав эту книгу, вы сможете узнать, какие события, выходящие за рамки обычной жизни, поражали наших предков, какие интересные люди, иногда известные, а иногда просто странные, посетили наш Вятский край. Эта книга для тех, кто не останавливается в познании прошлого нашей Малой Родины - Вятской Земли. Надежда Перминова «Каповая шкатулка» Народное творчество, в т. Рожденные в глубине веков, они совершествовались, разрастались, откликались на запросы времени и вместе с народом "Болели", затухали в тяжелые времена.

Тяжело пережили они и распад периода перестройки. Особенно "элитарные", требующие больших затрат энергии, материалов, таланта. К ним относится и вятский кап - особый, единственный в своем роде промысел. Сейчас, когда от негодга крупного производства осталось в нашем городе всего несколько мастеров, захотелось мне рассказать уже новому поколению о том, что забывать и терять нельзя. В них наша вятская самобытность, талант, мастеровитость, душа.

Галина Вадимовна Бузанакова «Пробудись, душа!.. Богатая духовная жизнь одного из уголков нашей страны, блестящий пример ведения коллективного хозяйства, опыт одной из старейших школ Кировсой области, славившейся высоким качеством образования своих выпускников, являющейся ярким образцом реального содружества с окружающим социумом, воспитавшей Героя Советского Союза, все это дает основание для более пристального обращения руководства района, области, государства в сторону этого села, в котором срослось столько ярких социальных явлений. Суслова Мурашинский район. Воспоминания, Очерки. Зворыгин, В.

Городилов «Васнецовские тпропинки. Возрождение села Ошеть» Книга рассказывает о прошлом и настоящем села Ошеть, родового места славной династии вятских священников Васнецовых, сыгравших важную роль в духовном воспитании наших соотечественников. Некогда развитое село стало постепенно исчезать, но нашлись неравнодушные люди, которые многие делают для возраждения Ошети. Серия: "Культурное наследие Вятки" В. Сергеев «История Вятского края в персоналиях» В книгу вошли труды замечательного исследователя российской провинции Валентина Дмитриевича Сергеева 1940-2006 , чья жизнь была связана с Вятским краем; публикуются биографические материалы о нем - воспоминания, архивные документы, статьи современных авторов, хроника жизни, биография.

Сборник снабжен именным указателем. Серия: "Культурное наследие Вятки" Н. Спасский «Труды по истории и статистике Вятского края» В книгу вошли труды замечательного исследователя российской провинции, статисика, общественного деятеля Николая Александровича Спасского 1846-1920 , чья жизнь была связана с Вятским краем; публикуются биографические материалы о нем - воспоминания, архивные документы, статьи современных авторов, хроника жизни. Сборник снабжен обширным научно-справочным аппаратом. Бердинских «Россия и русские» Книга, основанная на воспоминаниях о труде, быте, нравах, верованиях старой русской деревни, представляет собой попытку нравственно-филосовского осмысления последствий одного из самых драматичных социальных сдвигов ХХ века, который принято называть раскрестьяниванием России.

Предназначена самому широкому кругу читателей, интересующихся историей России. Серия: "Культурное наследие Вятки" А. Спицына 1858-1931 , посвященные различным проблемам истории Вятского края.

У многих фамилии обозначили ремесло, статус: Кузнецов, Попов, Пономарёв, Решетников. Отголоски древних русских имён мы слышим в «тотемных» фамилиях: Баранов, Козлов, Селезенев, Соколов, Лебедев. Нет ни в одном регионе такого количества своих особых фамилий, как на Вятке.

Перминов, Машковцев, Васнецов, Шаклеин. Ещё важнее успеть вспомнить всех по-фамильно. Совершение сыновнего долга, своего, каждого вятчанина, всякого россиянина я вижу в издании Живой Книги Вятских, а шире Российских родов. Пусть у каждой строки Реестра родов Книги, а их на сегодня 66694, это только в границах области, появится свой хранитель, пусть он вспомнит своего пращура и запечетлит его память в Живой Книге. Публиковать страницы Живой Книги мы начнём с 4 ноября. Присылайте на сайт если Вы хотите участвовать в проекте, свои памятные строки.

С указанием фамилии и места проживания. Если Вы хотите участвовать, но ваша родина в другом регионе, то это не страшно. Вторая часть проекта называется Книга Российских Родов. На сегодня собрана информация по 68 регионам России. Полнота охвата очень разная, что видно из приведённой таблицы. В основе информации региональные, районные и поселковые Книги Памяти, архивные материалы, информация из Интернета.

Есть Списки всех населённых мест Российской империи. Поэтому смело присылайте свою информацию, от Кенигсберга до Камчатки, начнём собирать Россию вместе. Сегодня в базе данных, который условно называется Список Старостина — 245 тысяч фамилий, которые носили более чем 30 миллионов россиян. Публикацию и комментарии смотрите на сайте.

Немного видов старой Вятки (из коллекции Жюля Легра).

Заселение наших мест вятскими крестьянами: История наших дедов и прадедов. это исследование истории Вашей семьи на территории Кировской области. Составление генеалогического древа рода/семьи - это возможность узнать о своих предках и сохранить их память.
Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863–1918 — Яндекс Поиск по архивам Самыми многочисленными по количеству названий документов оказа-лись рукописи религиозно-популярного назначения — 22 источника. В основном это очерки с описанием истории вятских церквей: «Описание древних церквей и.
Уральский следопыт – Уральский следопыт Как-то сами по себе получились своеобразные краткие очерки по истории Котельнича, Слободского, Орлова, Нолинска, Уржума, Яранска, слободы Кукарки и некоторых иных населённых пунктов губернии.
Уральский следопыт – Уральский следопыт это некоммерческий проект, посвященный изучению истории, культуры и генеалогии Вятского края.

Архивные документы Кировской области

книжное издание (26164). Заглавие. Вып. 10: Вятская губерния (2). Сведения, относящиеся к заглавию. это некоммерческий проект, который создан для тех, кто интересуется историей, культурой и генеалогией Вятского края. На этом сайте вы можете найти множество полезных и интересных. Статья автора «История одной семьи» в Дзене: Хочу поделиться в этой статье свои планом составления родословной по двум фамилиям из Кировской области (Вятская губерния). 17.00 Презентация книги Татьяны Лебедевой «Из истории Вятской почты» (Киров, 2017). Место проведения: г. Киров, ул. Герцена, д. 50. Поездки в интересные места Вятки, краеведение, поиск монет с металлоискателем. Казань являлась губернским городом для Вятской провинции. Вятская провинция Казанской губернии делилась на три уезда – Хлыновский, Слободской, Котельнический и насчитывала пять городов – Хлынов, Слободской, Котельнич, Орлов и Кайгород.

Древнейшие грамоты обнаружены в госархиве КО

Немного видов старой Вятки (из коллекции Жюля Легра). В силу исследований автора большая часть книги посвящена Уржумскому уезду, а также и другим местам обширной Вятской губернии – город Вятка, Яранск, Уни, Мухино, Малмыж, Слободской, Вятский, Глазовский и другие уезды, современный север республики Марий Эл.
Моя родословная - Государственный архив Кировской области Некоторые интересные моменты, встретившиеся по работе по истории старообрядческих родов. Буду взаимно рад интересным комментариям и мнениям. Старообрядцы Вятской губернии на 1903 год.
Переселения крестьян Вятской губернии Состав документов обусловлен статусом г. Вятки, который был центром наместничества, губернии, округа в 1780 – 1930 гг., в 1934 г. город Киров стал центром края, а затем области.

Книга Вятских Родов на портале `Родная Вятка`

в Вятскую губернию на основании д. 68, л. 11-13. циркуляра МВД 1880 г. Представлена. Казань являлась губернским городом для Вятской провинции. Вятская провинция Казанской губернии делилась на три уезда – Хлыновский, Слободской, Котельнический и насчитывала пять городов – Хлынов, Слободской, Котельнич, Орлов и Кайгород. viktop: IvanS, тогда посмотрите, пожалуйста, еще одну семью 1710: Переписная книга города Вятки (Хлынова) и Вятского уезда переписи стольника иотова: Филипповская слободка (Часть 3: Лист 643об.) (л.650). Много крестьянских семей переехало в малонаселенные районы Вятской губернии, так в Пижанском районе в д. Изинур, что стояла на р. Кундыш, было всего 12 дворов, проживало в ней 49 мужчин и 72 женщины, т. е. в семье в среднем было 10 чел. книжное издание (26164). Заглавие. Вып. 10: Вятская губерния (2). Сведения, относящиеся к заглавию.

Вятская губ./обл.: генеалогия, краеведение

Музей Вятской азбуки и этнографический музей в Историко-краеведческом клубе «Мир» сохраняют и передают эту ценность. Современные микрорайоны, новые образовательные и спортивные учреждения, а также восстановление исторических имен улиц способствуют сохранению и развитию облика Вятки. В 2024 году город будет отмечать свой 650-летний юбилей, продолжая раскрывать свою историю и важность в культурной и социальной жизни России. Вятская земля В мире, где суета и многозадачность становятся стандартом, Вятская земля выделяется уникальной атмосферой, где традиции и качество находят свою почетную позицию. Здесь, на этой земле, сливаются настоящее и прошлое, создавая удивительное место, которое стоит посетить. Книги, написанные и выпущенные на Вятке, привлекают внимание своей особенной атмосферой и интеллектуальной глубиной. Примечательно, что книги вызывают такой интерес, что читатели возвращаются к ним снова и снова.

Но книги — это только одна сторона культурного богатства Вятской земли. Здесь ценят искусство, и это не только слова. Уникальный кукольный театр, с его очаровательными представлениями, радует как маленьких, так и взрослых. Творческие художники, вдохновение которых черпается из красивейших уголков этой земли, создают произведения, которые стоит увидеть. Кроме того, Вятская земля славится своими продуктами и напитками. Споры о вкусе могут быть вечными, но качество и оригинальность местных деликатесов заслуживают признания.

Невероятно, но факт: для того чтобы найти нечто подобное в Москве, может потребоваться не только много времени, но и значительные денежные затраты. История Вятской земли окутана легендами и рассказами, способными стать источником вдохновения для создания увлекательных сценариев кинофильмов. Одним из таких примеров являются загадочные подземные ходы, хранящие свои тайны в покоях земли. Каждый элемент Вятской земли отражает ее уникальность: игрушки, настольные игры, даже цветные носки с горным мотивом, созданные местной компанией, становятся частью этой увлекательной мозаики. Поездка на Вятскую землю — это шанс взглянуть на мир с новой стороны, окунуться в атмосферу творчества, искусства и неповторимости. Откройте для себя места, где прошлое и настоящее переплетаются в гармоничный опыт, позволяя каждому найти что-то особенное.

И несмотря на факт, что некоторые производственные реалии могут далеко не всегда соответствовать ожиданиям, Вятская земля сохраняет свою уникальность и способна удивлять. Не упустите возможность познакомиться с этим местом, которое может подарить вам незабываемые впечатления и радость от простых жизненных радостей.

Ивкино с. Ключевское с. Кузики с. Лубягино с. Трехречье - ст. Просница с. Злобинское с. Быково с.

Рождественское с. Рушмаки Глазовский уезд - Бельское с. Святополье с, В. Косинское с. Святица с. Гордино с. Красноглинское с. Спасское церковь Омутнинского завода с. Талица ст. Фаленки с.

Царское с. Чераневское - с. Белое с. Пихтовомысское с. Караул с. Ильинское с. Сергино с. Никольское с. Ложкино с. Осокино - с.

Гребенкинское прик. Полынка с. Городиловское с. Михайловское Котельничский уезд - с. Балахна с. Богомоловское с. Кобра с. Высоково с. Ефименское с. Игумново с.

Караванное с. Матюги с. Николаевское с. Пиксур с. Спасо-Беровское с. Шараница с. Шембеть - с. Сорвижи с. Сретенское прик. Арбаж с.

Молотниково с. Верхотулье с. Круглыжское с. Чугуны с. Козловаж с. Владимирское с. Чахловка с. Богословское с. Смолино - с. Ревяки 32 Малмыжский уезд - с.

Кильмезь с. Бектешево с. Дерюшево с. Рождественское - с. Троицкое прик. Цыпья с. Богородское с. Кибья Нолинский уезд - с. Бемыш с. Илейное с.

Лобань с. Нема с. Прозорово с. Швариха - с. Талоключинское с. Ситемка с. Ивановское с. Корени с. Чистопольское с. Георгиево с.

Перелаз Орловский уезд - с. Алексеевское с. Заборье с. Космодемьянское с. Лундыши с. Мутница - с. Слудка прик. Пищалье с. Зониха с. Троицкое Слободской уезд - с.

Анкушино с. Березино с. Волосница с. Елеево - - с. Казань с. Казанское с. Кичаново с. Михайловское с. Подчуршино с. Полом с.

Рязановское с. Сырьяны с. Холуницко-Троицкое Шестаково - с. Трехключинское с. Новониколаевское с. Егоровское прик. Лекма прик. Гидаево с. Загоскино с. Вобловица прик.

Совье с. Всесвятское5 с. Троицков с. Георгиевское - с. Новоспасское 33 Уржумский уезд - затон Аркуль с. Бияморское с. Вершинята с. Зашижемье с. Красноярское - прик. Табашное с.

Красное Яранский уезд - с.

Макаров успел прокомандовать 1-ой Тихоокеанской эскадрой только 37 дней. Владивостокский отряд крейсеров уничтожил 15 пароходов, в т.

Деревня Филатово Лебяжского района. Ныне только лес и тишина... Еще одной достопримечательностью деревни может быть лог за деревней.

Здесь в далеком августе 1918 года расстреляли 4 посланцев от степановцев, посланных в деревню Елькино двое степановцев, двое местных с мирной миссией узнать настроение местных жителей, но с винтовками в руках. На свою беду небольшой отряд нарвался на красноармейский отряд, двигавшийся на подавление Степановского мятежа. После недолгих разбирательств степановцев расстреляли.

Спицына, также появилось не ранее третьей четверти XVII в. Тем не менее он отмечал, что «лучше "Повесть" мы поймём тогда, когда хорошо ознакомимся с составом других местных летописей» [1; 22-24]5. Кроме того, он справедливо отметил, что «окончание летописи событиями 1553 г. Но нельзя согласиться с А. Верещагиным в том, что «это обстоятельство совершенно случайное». Оно вполне может показывать рубеж, до которого был доведён источник ПСВ. По мнению А.

Верещагина, составитель ПСВ пользовался местными преданиями, может быть и записанными ранее, «но во всяком случае такие записи были уже очень поздние» [27]. Ему возразил И. Жданов, который считал, что «первоначальная запись вятских преданий должна быть отнесена к более далёкой поре», «страстность тона» ПСВ «о последней поре вятской независимости указывает на время, когда воспоминание об этой утраченной независимости было ещё свежо. Нельзя не обратить внимания и на то, что летописные заметки обрываются в повести на половине XVI века» [28, с. Верещагин отмечал, что до И. Жданова так же считали Н. Аристов в Симбирске и А.

Павлов и А. Щапов в Казани [12, с. Верещагин же опубликовал ещё два вятских летописных произведения - «Вятский временник» далее - ВВ и «Летописец старых лет» далее - ЛСЛ [29; 30]. Однако, как считал сам А. Среди их источников нет более ранних вятских летописей, только с 1658 г. Благодаря работам А. Спицына и А.

Верещагина сформировалось убеждение, что летописание на Вятке возникло только во второй половине XVII в. Хлынове Вятке церковной кафедры и деятельностью первых вятских епископов Александра и, особенно, Ионы [12, с. Луппов не только согласился со всеми выводами А. Верещагина, но даже попытался передвинуть дату создания ПСВ на 30-е гг. XVIII в. Эммаусский подверг критике эту гипотезу П. Луппова, принимая датировку А.

Его позиция подтвердилась с обнаружением списка ПСВ, датированного 1725 г. Сам А. Эммаусский, хотя и подтверждал зарождение вятского летописания в последней четверти XVII в. В 1991 г. Низов высказал мнение, и позднее развил его, что вятское летописание существовало уже в XV в. На его взгляд, сведения ранней вятской летописи об основании г. Хлынова новгородскими ушкуйниками в 1374 г.

Фриза, а также «проникли впервые в московские летописи только после 1489 г. В результате чего поход новгородцев на Вятку из созидательного превратился в грабительский. Из МС, как считает В. Низов, это известие «заимствовали составители Симеоновской, Типографской, Воскресенской, Никоновской и Львовской летописей» [4345; 46, с. Макаров считает, что данное предположение не содержит серьёзных аргументов [47, с. Уо также находит, что «положение Низова ещё не доказано. Не удивительно, если на Вятке не существовала ранняя летописная традиция» [7, с.

Нами было показано, что сообщение 1374 г. Поэтому данные сообщения не могут служить доказательством существования раннего вятского летописания. Макаров согласен с этими доводами, однако полагает, что они не доказывают, «что вятская летопись не могла существовать в это время» [50, с. Сам он считает, что в вятской исторической литературе «есть факты, свидетельствующие о первых опытах сочинительства ещё в конце XVI в. К таковым Л. Николая Мирликийского из с. Великорецко-го в Хлынов и окончание четвертой части ПСВ известием 1553 г.

Протоиерей А. Балыбердин также считает, что в последних двух случаях «совпадение крайних дат не случайно и говорит о законченности труда вятского книжника». Он предполагает, что один из источников ПСВ, содержащий эти даты, был написан в связи с событиями 1555 г. Однако местом написания этого источника А. Балы-бердин считает Москву. В то же время он отмечает, что московский автор мог почерпнуть сведения о начальной вятской истории из письменного источника, которым, возможно, было СВ [53; 54]. В этом сборнике находится ранее неизвестная вятская летопись далее - ВЛ , в составе которой имеется ещё одна редакция СВ, более ранняя по сравнению с найденной А.

Эмма- усским [57-59]. Уо проанализировал все известные вятские летописи и пришёл к выводу, что ЛСЛ и ВВ восходят к одному общему источнику, а тот в свою очередь восходит к общему источнику вместе с ВЛ [7, с. При этом «местное летописание было очень скромным», и «только постепенно и фрагментарно писались новые летописные статьи» [7, с. Нами отмечается, что в настоящее время имеются дальнейшие перспективы изучения вятского летописания и выявления ещё не известных летописных памятников [60]. Развивая наблюдения Д. Причём некоторые из них могли быть использованы в центральном русском летописании [61]. Таким образом, непосредственно вопрос о раннем вятском летописании был поставлен только в начале 90-х гг.

Необходим дальнейший поиск ещё не известных источников и исследование уже введённых в научный оборот вятских летописей. Примечания 1. Но в нашем случае мы будем считать ранним вятским летописанием всё, что могло быть создано до последней четверти XVII в. Уо отмечает, что «на Вятке нет достоверных данных об установлении традиции местного летописания» [7, с. Но буквально в следующем году А. Верещагин уже более осторожно отмечал: «Быть может, такое впечатление своим окончанием она ПСВ. Вывод об искажении первоначального текста летописей позднейшими переписчиками сделал уже А.

Шлёцер [20]. По отношению к ПСВ такое мнение впервые высказал А. Вештомов: «По мало-смысленности и без связи, что оно ПСВ. А затем Н. Карамзин: «В ней есть анахронизмы, происшедшие от глупых дополните-лей» [13, Примечания. Об этих исследованиях А. Спицына см.

НАША ВЯТКА

В 1580 г. В 30-50-х гг. XVI в. Подобное движение развертывалось во многих местах России. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Города получили "губные грамоты", устанавливавшие выборное управление. Первую "губную грамоту" получил г. Слободской в 1540 г.

Остальные города Вятской земли получили их через два года. В 1557 г. Местное население стало выбирать земских старост, слободчиков, губных голов, таможенных целовальников, сельских старост, сотских и др. Центральную власть представляли воеводы и выборные городовые приказчики, осуществлявшие военное и полицейское руководство в городах. При Борисе Годунове Вятский край впервые стал местом ссылки неугодных царю "опальных" людей, В Яранск был сослан дядя будущего царя Михаила Федоровича В. Романов, там же отбывал ссылку и близкий родственник Романовых князь А. Репнин, другой родственник Романовых, князь И.

Черкасский, был сослан в Малмыж. К концу XVI в. Она явилась теперь связующим звеном между центральными, поволжскими, поморскими и урало-сибирскими районами. Вятская земля стала ареной ожесточенной борьбы между сторонниками царя Василия Шуйского и Лжедмитрия II, "Тушинского вора". Осада Москвы силами Лжедмитрия II послужила сигналом к массовому восстанию русских, марийских, мордовских и чувашских крестьян в Поволжье. В январе 1609 г. Повстанцы надеялись увидеть в лице самозванца "хорошего царя", рассчитывая на облегчение своей участи.

Поэтому восставшие признали царем Лжедмитрия I и практически действовали вместе с тушинскими отрядами, которыми в Поволжье командовал известный польский авантюрист Лисовский. Повстанцы заняли Царевосанчурск, Яранск, Кукарку, Котельнич. Хлыновскому воеводе князю М. Ухтомскому, сконцентрировавшему свои войска в г. Орлове, удалось приостановить дальнейшее продвижение повстанцев. В декабре 1609 г. В январе 1610 г.

В то же время вятчане, совместно со всеми городами Севера, принимали активное участие в борьбе против засевших в Тушине польских интервентов. В марте 1609 г. Эти отряды влились в состав войска молодого,талантливого русского полководца М. Вятский полк под началом воеводы П. Мансурова входил в состав Первого народного ополчения 1611 г. Ляпунова, Д. Трубецкого, И.

Впоследствии оба эти отряда вятчан вошли в состав народного ополчения Минина и Пожарского. Вятчане приняли участие и в работах Земского собора 1613 г. Четверо из них подписались под избирательным списком - это были Путило Рязанцев, пушкарь Пармен Афанасьев, архимандрит Трифонова монастыря Иона и протопоп Хлыновского собора Павел. XVII век вошел в русскую историю как Бунташный век. Вятка не была исключением. В 1635 г. Сильные волнения развернулись во время Крестьянской войны 1670-1671 г.

В 1670 г. Разинцам даже удалось на недолгое время захватить Царевосанчурск. Их разведчики проникли в Яранск, Орлов, Хлынов. Все это вызвало крайнее беспокойство царской администрации на Вятке. Спешно были организованы работы по укреплению города Яранска и подступов к нему. В Хлынов было свезено почти все оружие и боеприпасы из Орлова и Шестакова. Только разгром отряда И.

Долгополова воеводой Нарбековым позволил царским воеводам вздохнуть свободно. Хотя Вятка еще во второй половине XVI в. Хлынова в это неспокойное "бунташное" время. В 1668 г. На посадском валу тоже построили деревянные стены с башнями. В XVII в. Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке Европейской России и немногим уступал центральным.

В середине XVII в. В 1656 г.

До этого, он носил имя Хлынов. Интересно, что истоки этого названия тают в дали времени.

Одна из версий связывает его с прозвищем «Хлын» — тунеядцем или бродягой. Вероятно, основатель поселения в XV веке был таковым по призванию. Но также существует романтическая легенда, гласящая о гордом и непокорном народе из Новгорода, который поселился в этой местности и своими набегами пугал соседей. И в самом деле, вятская земля долгое время оставалась непокоренной и свободной, сопротивляясь как татарам, так и московским князьям.

Историк Карамзин отмечает, что россияне основали город Хлынов в стране Вятской, создав там свою маленькую республику, независимую на протяжении многих лет. Новгородцы, жившие рядом, по-своему старались держать хлыновских поселенцев в подчинении, но те стремились к независимости. Однако, история Вятки простирается даже дальше. Название «Вятка» встречается в русских летописях уже в 1374 году.

Историки разделяют две версии происхождения этого имени. Согласно первой, оно связано с удмуртским племенем «ватка», которое, возможно, жило в этих местах. Вторая версия идет к праиндоевропейскому языку, где «Вятка» могло обозначать «больший» или «мокрый». Некоторые исследователи даже видят сходство этого имени с «Венецией» и другими географическими объектами.

И так, в названии города скрыты годы истории, пронизанные событиями и загадками. Смена имени — лишь малая часть многочисленных страниц его прошлого. Киров олицетворяет собой не только имя выдающегося деятеля, но и багаж событий, определивших судьбу этого города, который когда-то был Хлыновом, Вяткой и ныне стал Кировом. Средневековая Вятка: тайны земли и жизни Коми-пермяки Архивы раскрывают облик древней Вятки, заслуживающей внимания не только историков, но и всех интересующихся наследием России.

Этот регион, обрамленный веками и покрытый пеленой загадок, представлял собой многообразие жизни и труда. Ключевыми обитателями средневековой Вятки были крестьяне. Они превращали плодородные поля в настоящие клумбы злаков, дарующих озимую рожь и разнообразные хлеба. Овес, ячмень, пшеница, а также лен и конопля — эти культуры олицетворяли труд и заботу вятчан.

В огородах же плодились лук, репа, свекла, морковь — скромные дары земли. Животноводство играло значимую роль в жизни вятчан. Домашний скот обеспечивал молоком и мясом, создавая животрепещущую связь с окружающей средой. Но в их жизни было место и для других занятий.

Охота, рыболовство, бортничество дополняли их стол и украшали досуг. Ремесла, как важное звено вятской действительности, неотъемлемо вписывались в этот мозаичный мир. Мастера, владеющие тонкостями работы с деревом, металлом, костью, кожей, создавали изделия, заслуживающие признания. Интересно, как они осваивали техники и передавали опыт.

Кузнецы, литейщики, гончары, ювелиры, скорняки — каждый вносил свою часть в калейдоскоп вятских умений. Словно паутиной раскинулись торговые связи в мозаике средневековой Вятки. Торговцы устанавливали контакты с соседними народами — марийцами, удмуртами, коми, хантами, болгарами и чувашами.

В 2020 году фестиваль не проводился в связи с началом эпидемиологических ограничений, а в 2021 году состоялся в онлайн-формате. Кроме того, Виктория выпустила книгу «История тебя» для тех, кто делает первые шаги в изучении семейной истории, — в ее создании участвовало множество экспертов в области генеалогии. Параллельно с книгой был запущен сайт, который содержит много дополнительной информации, полезной начинающим и более опытным генеалогам.

Генеалогические сообщества Фейсбука: «Новое генеалогическое сообщество» , «Генеалогическое собрание» и «Клуб генеаголиков» Феномен генеалогических сообществ в фейсбуке проявился в первую очередь благодаря таким ярким представителям русскоязычного генеалогического мира, как Елена Хэрмэнс и Татьяна Максимова. В 2020 году начался бурный рост количества пользователей и появились новые сообщества — они не просто объединили пользователей, а начали выстраивать свою повестку, формировать и проводить тематические недели. В каждом из сообществ есть пул экспертов, которые всегда готовы прийти на помощь в решении сложного вопроса или подсказать новичку, как действовать в той или иной ситуации. А в ленте сообществ можно встретить и обсудить все актуальные новости из мира генеалогии и семейной истории. Союз возрождения родословных традиций СВРТ существует очень давно и олицетворяет собой научный подход к генеалогии. Эта общественная организация, возглавляемая Валерием Бибиковым, возникла из активных участников форума ВГД и сейчас объединяет наиболее опытных генеалогов.

Наверное, больше никто в России не провел такого количества встреч и конференций на генеалогическую тематику, как СВРТ. На сайте СВРТ есть полезные онлайн-базы, например, «Алфавитный список потерь нижних чинов» или база по московскому купечеству, а «Фамильный навигатор» формата Wiki содержит данные об исследователях с указанием их интересов в области генеалогии, в том числе ссылки на изучаемые ими фамилии в привязке к географическим координатам — схожие идеи реализованы и в Familio. Масштабный проект «Память народа» посвящен Великой Отечественной войне. На «Памяти народа» собран огромный пласт информации о призыве, боевом пути, награждениях участников войны, зачастую здесь содержится и информация об их ближайших родственниках. Сейчас эта уникальная база является для многих своеобразным входным билетом в мир изучения семейной истории.

Список населенных мест Вятс. Флоренский написал : "Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами - это значит не иметь себе точек опоры в истории. Крутихин справедливо отмечает : "Семейная история крестьян, мещан, купцов и священнослужителей документирована в России нисколько не хуже, а иногда и лучше, чем у дворянства. В нем содержится информация о истории и жителях приходов с указанием вероисповедания и народностей,как развиваются ремесла и отхожие промыслы, т.

По переписи населения 1859 г. Шаранга - 38 дв. Чуры - на р. Уста - 72 дв. Рутка 40 дв. Зверевский - при колодцах - 8 дв. Яранского уезда были записаны в 1859 г. Вот некоторые из них: д. Журавли при р.

Пижма 12 дв. Журавлев Сенканур - при р. Люметь - 16 дв. Зверев Зимнячка - при р. Кундыш - 19 дв. Николаев - при р. Шапланке - 23 дв. Питников Жуков - при р. Шуге - 18 дв.

Родыгинский - при р. Чорной - 5 дв. Барышников - за р. Шонской - 4 дв. Кузнецов - при. Шие - 20 дв. Кузнецов - при Теплом ключе - 4 дв. Волкова - при р. Шуда - 23 дв.

Волки - при колодцах - 7 дв. Бахтинской Таганы - при р. Красная - 12 дв.

Формирование территории губернии

  • История Вятского края с древнейших времен: история Вятской земли
  • Немного видов старой Вятки (из коллекции Жюля Легра).: tornado_84 — LiveJournal
  • Личный сайт Алексея Мусихина. История Вятки
  • Первое упоминание Вятки в летописях
  • Знаменитые вятчане

Пошаговый план составления родословной Вятской губернии

Первым зданием, возведённым в Вятской губернии на основании «Альбома проектов К. А. Тона, Таблицы III», который был Высочайше утверждён 26 ноября 1842 г.2, следует считать Троицкую церковь в го­ роде Сарапуле. География данного проекта — вся территория Вятской губернии, а также части Вологодской и Костромской губерний, которые вошли в состав Кировской области. В «Книге Вятских Родов» вы найдете: толкование и историю интересующих вас фамилий. Микрофильмированное издание рукописей в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики в Ижевске, Удмурт. First National census of the Russian Empire. Returns are for each community of the Vyatka province, and are arranged by street and city district (chasti).

Книга Вятских Родов online

Скорей всего не возродится в былом свете, но сиять будет вечно. В том числе и благодаря тем сведениям, которые есть и прибывают на сайте "Родная Вятка"! Сейчас многое изменилось где-то к лучшему ,а где-то к худшему так или иначе модернизация местами еще не была.

Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского. В 60 - нач. В 1468 г. В 1471 г. В 1478 г. В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства. На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки.

Одна во главе с К. Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. В 1485 г. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К. Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова. В 1489 г.

Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в сер. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. Все бояре, житьи люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов. Вятскими считались земли по среднему течению рек Вятки и Чепцы, Арская земля; собственно территория будущего Вятского уезда, часть Слободского за исключением Кая и его волостей , часть Глазовского, незначительная часть Нолинского, а также Орловского и Котельничского уездов. Южнее Котельнича, а также по рекам Суна и Воя жили луговые марийцы. Оно способствовало развитию производственных сил, росту сельского хозяйства, промышленности и торговли. Территория Вятской земли в то время была значительно меньше современной Кировской области.

Южные районы находились под властью Казанского ханства. Пограничное положение Вятского края привело к тому, что вятчанам пришлось принять самое активное участие в борьбе с татарами. В 1542 г. Когда они возвращались с большой добычей обратно, вятчане перехватили их в устье р. Моломы и после тяжелого боя полностью разгромили врагов. Вятский полк участвовал в походе на Казань в 1545, 1551-1552 гг. Таким образом, вятчане сыграли немалую роль в присоединении к Русскому государству всего Поволжья от Нижнего Новгорода до Каспийского моря. В этих "украинных" для Вятки городах население увеличивается за счет переведенцев из околоволжских и других городов, за счет обрусевших марийцев. Беглые крестьяне и старообрядцы стали интенсивно заселять эти южные районы.

Север и юг Вятской земли жили относительно автономно: северные территории тяготели к Поморским центрам Русский Север , а южные - к Понизовым Среднее Поволжье. В XVI веке начинается проникновение русских в южные районы, не считавшиеся еще собственно вятскими и тяготевшие к Поволжью. В этот период времени среди всех территорий Русского государства Вятская земля занимала одно из первых мест по интенсивности заселения и хозяйственного освоения. Фамилии Вылегжанины, Вычужанины, Лузянины, Сысолятины, Двиняниновы, Каргополовы, Каргапольцевы, Мезенцевы, Устюжанины, Пермяковы, Холмогоровы, Перминовы свидетельствуют о большом удельном весе среди пришлого населения выходцев из Приморья. О высоких темпах освоения свидетельствует преобладание "вновь росчистных" починков. Приток русского населения привел к тому, что удмурты покидали западные районы Вятской земли, сосредоточиваясь в бассейне р. Чепцы и ее притоках. Изменению этнического состава населения западных районов Вятского края способствовал и постепенно идущий процесс ассимиляции, христианизации. О процессах обрусения свидетельствует и значительное число зафиксированных в писцовых книгах русских крестьян с характерными фамилиями Вотяковы, Вотинцевы, Новокрещеновы, Новокшоновы, Пермяковы, Черсмисины, Черемисиновы, Чувашовы и т.

Заселение Прикамья русскими шло в двух направлениях: с верховьев Камы, с территории Перми Великой и с запада - территории Вятской земли. К 90-м годам XV века на территории Удмуртского Прикамья сложилось три района концентрации русского населения: Сарапульский, Каракулинский и Елабужский, в конце XVI века начал формироваться Вятскополянский район. В последней четверти XVI в. Вятка была обязана поставлять хлеб в только что присоединенное к России Сибирское ханство для снабжения ратных и служилых людей, поселенных в новоустроенных сибирских городах. В 90-х гг. Вятка отправляла туда ежегодно 3260 четвертей хлеба четверть - 210 литров. В конце XVI в. В 1580 г. В 30-50-х гг.

XVI в. Подобное движение развертывалось во многих местах России. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Города получили "губные грамоты", устанавливавшие выборное управление. Первую "губную грамоту" получил г. Слободской в 1540 г. Остальные города Вятской земли получили их через два года.

Вятские епархиальные ведомости - 1904 г. Отпущено было электроэнергии на 90734 р. Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г. Полиция разрешила в ночное время городовым разжигать на своих постах костры, которые 1 января и горели на углах, что против магазинов Кардакова и Клобукова, на Спасской улице. Первые огни на наших улицах обывателями были признаны за пожар тротуаров, но очевидность показала другое: у огней грелись городовые и извозчики. К греющимся от поры до времени подходили и прохожие. На днях будут зажигаться огни и на других постах. Дров для разжигания костров пока городовым еще не отпущено, но они надеются их получить от городской управы в самом непродолжительном времени. Вятская речь — 1912 г. К 1915 году городская телефонная сеть насчитывала 569 абонементов. В 1914 году в Вятке был издан первый телефонный справочник, где были указаны все абонементы - как частные лица, так и организации.

Лема, утвержденным Екатериной II 1784 , легло на плечи приемника Я. Ананьина - Ф. Первый Вятский губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков 1758-1806 вступил в должность 7 апреля 1786 года. Уже через четыре месяца, в сентябре, архитектор докладывал наместнику, что: «… дольные и поперечные улицы Вятки обозначены в натуре вехами». Генеральные планы всех городов с его исправлениями в процессе «привязки» продолжали совершенствоваться на протяжении всего двадцатилетнего срока службы первого Вятского губернского архитектора. Профессиональное образование Ф. Росляков получил в гарнизонной школе Казанского губернского архитектора В. Кафтырева, который, в свою очередь, вместе с «однокашниками» В. Баженовым, А. Кокориновым, И. Колоссальная архитектурная и градостроительная деятельность Ф. Рослякова возвела его в ряд символических фигур творцов-созидателей. Он изменил средневековый лик земли Вятской на классический облик Вятской губернии. Росляков стал основоположником перспективных градостроительных идей, определивших задачи для последующих поколений архитекторов. После Ф. Рослякова в должности Вятского губернского архитектора работали семь выпускников Императорской Академии Художеств: М. Кисельников с 1806 по 1810 гг. Андреевский с 1813 по 1821 гг. Дюссар-де-Невиль с 1821 по 1831 гг. Соловкин с 1837 по 1842 гг. Миртов с 1846 по 1852 гг. Чарушин с 1893 по 1901 гг. Все они были в разной мере одарены художественным талантом, организационными и административными способностями, но высокая степень владения профессиональным мастерством — «печать школы» - выгодно отличала питомцев Академии. Каждый из них, решая сложные градостроительные и архитектурные задачи, опираясь на генеральный замысел Ф. Рослякова, преемственно созидал единый архитектурный образ Вятской губернии. Особое место в ряду вятских архитекторов — выпускников Академии художеств занимают архитекторы Камских заводов Н. Андреевский и С. В судьбах этих двух замечательных архитекторов много общего. Оба получили образование в период классицистического расцвета Академии художеств. Это было время, когда в России на смену кратковременному правлению Павла I 1796-1801 наступила эпоха Александра I 1801-1825. В Императорской Академии Художеств завершилось тридцатилетнее президентство Ив. Бецкого 1763-1795 , на пост вице-президента назначался В. Баженов 1799 , восходила звезда президента А. Строганова 1800-1811. В архитектурном классе преподавали А. Иванов, И. Старов, Ф. Волков, А. Воронихин, Ж-Ф. Тома де Томон. Семен Емельянович Дудин 1779-1825 — сын отставного солдата, служившего в Академии художеств, учился в ней с 1785 года. Окончил архитектурный класс в 1798 году с аттестатом первой степени и почетной шпагой. Работал помощником зодчих Н. Львова и А. Захарова 1798-1803 , стажировался пенсионером в Италии 1803-1806. По рекомендации президента Академии художеств А. Строганова и запросу начальника заводов Прикамья А. Дерябина был командирован в Вятскую губернию 1807 для руководства проектированием и строительством оружейного завода на Иже, став здесь родоначальником промышленной архитектуры. Автор генерального плана города Ижевска и комплекса производственных корпусов завода. По проектам С. Дудина построено около 40 храмов. Среди них — Александро-Невский собор в г. Ижевске 1816-1823 , Никольская церковь в архитектурном ансамбле Града села Великорецкого 1824-1839. Николай Андреевич Андреевский 1786-1821 — из янычар. Окончил Академию художеств в 1806 году и был, как и Дудин, удостоен аттестата первой степени и шпаги. В Вятской губернии он стал соратником С. Дудина: служил архитектором Воткинского, Гороблагодатского, Туринского заводов, работал в Ижевске. С 1813 по 1821 гг. Андревский занимал должность губернского архитектора. В Вятке он продолжает, по замыслу Рослякова, формирование ансамблевой застройки центральных кварталов города. Начинает активное освоение новых южных кварталов города по плану В. Гесте, утвержденному Александром I в 1812 году. Участие Н. Андреевского в застройке города по масштабу сравнимо с той колоссальной работой, которая была проделана Филимоном Росляковым. По проектам Н. Андреевского построены храмы, многие десятки зданий, архитектурные комплексы усадеб. В звании Архитекторского помощника окончили Академию художеств: в 1814 году - И.

А.Л.Мусихин. Письменные источники по гееалогииВятки.

И по общему согласию во уреченную годину сошедшеся народи мнози Новгородцевъ на оной горе начаша къ созиданию града место устрояти и древеса готовити распологающе како созидати градъ. И заутра воставше обретоша некако Божиимъ промысломъ все изготовление пренесено по Вятке реке ниже на высокое жъ паче пространнейшее место и широкое поле иже въ то время нарицашеся балясково поле. Новгородцы жъ со всею дружиною своею моляся Господу Богу и Его Богоматери пресвятей Богородице о показании места къ созиданию граду хвалу возсылающе и молебныя пения воспевше. И на томъ месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и градъ устроиша и нарекоша его Хлыновъ градъ речки ради Хлыновицы. И тако Новгородцы начаша обще жительствовати самовлатствующе правими и обладаеми своими жители и нравы своя отеческия и законы и обычаи новгородския имяху на лета многа до обладания великихъ князей Российскихъ и прозвашася Вятчане реки ради Вятки. Егда же Новгородцы построиша градъ Хлыновъ и жити начаша прешедшие отъ перваго места съ Болванского городка съ Никулицына и обещашася святымъ страстотерпцемъ княземъ Российскимъ Борису и Глебу вселетную память творити, образъ ихъ святый съ Никулицына во градъ Хлыновъ приносити и кругъ града хождение чинити и праздновати честне, дабы долгими леты и времены незабвенны были бывшая чудеса о поселении ихъ на Вятке. Во времена же тыя Российсти князи имеющие отделныя грады прихождаху на Вятку съ различными воинствы въ великомъ собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти въ подданьство себе и ничто же успевающе. Наипаче же отъ Чуди Отяковъ и Черемисъ и отъ Агарянскаго рода разныхъ народовъ татаръ и бесермянъ и нагайцовъ снизу Волги реки и отъ Казанскихъ татаръ и из Заказанскихъ поселившиися тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено отъ северной страны ископанымъ рвомъ, а отъ западу и полудни преглубокимъ рвомъ, а съ востоку отъ реки Вятки высокая гора. Избраша бо жителие такое угодное место, дабы отъ нашествия супостатъ въ томъ граде быть свободно и ко отмщению угодно. И егда во граде умножишася людие и поселились свободно, и тогда бояшеся нашествия супостатъ поставили острогъ кругомъ всего посаду, наченше съ полуденной стороны отъ глубокова рва где ныне выше винокурни словетъ Епиховъ потокъ и ведоша тотъ острогъ на северъ до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжихъ дорогахъ, а дале того места кругомъ лесъ былъ, и въ гору, что ныне Спенцынская улица, не дале ко отъ нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды.

Въ та же лета съ Устюга великаго и съ Двины и отъ многихъ различныхъ странъ христиане приходяще въ Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви въ уездехъ по селамъ поставляюще. Черемиса жъ и Отяки и Чудь набегающе со стрелами и оружиемъ многимъ селитвы раззоряюще и пленяюще. Они же Вятские жители близь града Никулицына на той же реке Никуличанке выше устроиша погостъ и поставиша церковь во имя святаго великомученика и победоносца Георгия и нарекоша место оно Волково, а отъ Никулицына внизъ за Вяткою рекою заводиша поставить церкви Богоявления и Воскресения Господня, идеже ныне словетъ гарь студеная и воскресенская и поставлена часовня у реки Просницы близь устия, и повсялетно память и до днесь творяще въ суботу предъ пятидесятницею. Отъ набеговъ же Чуди Отяковъ и Черемисъ те церкви въ уезде не даша поставить. Христиане же те святыя церкви Богоявленскую и Воскресенскую построиша во граде Хлынове, и во времени егда наипаки умножися благочестие Богоявленскую церковь нарекоша соборною и ради частого нашествия Чуди Отяковъ и Черемисъ обещашася Вятские града Хлынова и уездные жители великомученику страстотерпцу и победоносцу Георгию по вся лета по дважды изъ села Волкова приносить образъ его святый во градъ Хлыновъ и встречать со освященнымъ соборомъ и со всемъ народомъ со свещами и праздновать и кругъ града хождения уставиша. Еже и доныне пришествие святаго его образа великомученика Георгия по вся лета подважды бываетъ. И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди Отяковъ и Черемисъ со стрелами вспоминающе, приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оковани железомъ, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, въ память великомученика, избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Отяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со стрелами. Пребывающе они Новгородцы на Вятке никимъ обладаеми, самовластующе по своей воли многия лета, имуще съ собою на Вятке разныхъ городовъ пришедшихъ и поселившихся много народа. Оставшиися жъ въ Новегороде людие вознегодовавше на нихъ Вятчанъ зело, вадяще на нихъ княземъ Российскимъ, оболгающе всяко и нарицающе ихъ изъ Новаграда беглецами и разорителями Российскихъ князей вотчинъ ихъ, дабы себе Новуграду отъ Российскихъ князей примирение и милость получить, наипаче же называху ихъ Вятчанъ разбойниками и отказные на нихъ Вятчанъ великимъ княземъ подающе пишуще ихъ самоволниками.

И по общему согласию во уреченную годину сошедшеся народи мнози Новгородцевъ на оной горе начаша къ созиданию града место устрояти и древеса готовити распологающе како созидати градъ. И заутра воставше обретоша некако Божиимъ промысломъ все изготовление пренесено по Вятке реке ниже на высокое жъ паче пространнейшее место и широкое поле иже въ то время нарицашеся балясково поле. Новгородцы жъ со всею дружиною своею моляся Господу Богу и Его Богоматери пресвятей Богородице о показании места къ созиданию граду хвалу возсылающе и молебныя пения воспевше. И на томъ месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и градъ устроиша и нарекоша его Хлыновъ градъ речки ради Хлыновицы. И тако Новгородцы начаша обще жительствовати самовлатствующе правими и обладаеми своими жители и нравы своя отеческия и законы и обычаи новгородския имяху на лета многа до обладания великихъ князей Российскихъ и прозвашася Вятчане реки ради Вятки. Егда же Новгородцы построиша градъ Хлыновъ и жити начаша прешедшие отъ перваго места съ Болванского городка съ Никулицына и обещашася святымъ страстотерпцемъ княземъ Российскимъ Борису и Глебу вселетную память творити, образъ ихъ святый съ Никулицына во градъ Хлыновъ приносити и кругъ града хождение чинити и праздновати честне, дабы долгими леты и времены незабвенны были бывшая чудеса о поселении ихъ на Вятке. Во времена же тыя Российсти князи имеющие отделныя грады прихождаху на Вятку съ различными воинствы въ великомъ собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти въ подданьство себе и ничто же успевающе. Наипаче же отъ Чуди Отяковъ и Черемисъ и отъ Агарянскаго рода разныхъ народовъ татаръ и бесермянъ и нагайцовъ снизу Волги реки и отъ Казанскихъ татаръ и из Заказанскихъ поселившиися тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено отъ северной страны ископанымъ рвомъ, а отъ западу и полудни преглубокимъ рвомъ, а съ востоку отъ реки Вятки высокая гора. Избраша бо жителие такое угодное место, дабы отъ нашествия супостатъ въ томъ граде быть свободно и ко отмщению угодно. И егда во граде умножишася людие и поселились свободно, и тогда бояшеся нашествия супостатъ поставили острогъ кругомъ всего посаду, наченше съ полуденной стороны отъ глубокова рва где ныне выше винокурни словетъ Епиховъ потокъ и ведоша тотъ острогъ на северъ до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжихъ дорогахъ, а дале того места кругомъ лесъ былъ, и въ гору, что ныне Спенцынская улица, не дале ко отъ нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды. Въ та же лета съ Устюга великаго и съ Двины и отъ многихъ различныхъ странъ христиане приходяще въ Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви въ уездехъ по селамъ поставляюще. Черемиса жъ и Отяки и Чудь набегающе со стрелами и оружиемъ многимъ селитвы раззоряюще и пленяюще. Они же Вятские жители близь града Никулицына на той же реке Никуличанке выше устроиша погостъ и поставиша церковь во имя святаго великомученика и победоносца Георгия и нарекоша место оно Волково, а отъ Никулицына внизъ за Вяткою рекою заводиша поставить церкви Богоявления и Воскресения Господня, идеже ныне словетъ гарь студеная и воскресенская и поставлена часовня у реки Просницы близь устия, и повсялетно память и до днесь творяще въ суботу предъ пятидесятницею. Отъ набеговъ же Чуди Отяковъ и Черемисъ те церкви въ уезде не даша поставить. Христиане же те святыя церкви Богоявленскую и Воскресенскую построиша во граде Хлынове, и во времени егда наипаки умножися благочестие Богоявленскую церковь нарекоша соборною и ради частого нашествия Чуди Отяковъ и Черемисъ обещашася Вятские града Хлынова и уездные жители великомученику страстотерпцу и победоносцу Георгию по вся лета по дважды изъ села Волкова приносить образъ его святый во градъ Хлыновъ и встречать со освященнымъ соборомъ и со всемъ народомъ со свещами и праздновать и кругъ града хождения уставиша. Еже и доныне пришествие святаго его образа великомученика Георгия по вся лета подважды бываетъ. И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди Отяковъ и Черемисъ со стрелами вспоминающе, приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оковани железомъ, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, въ память великомученика, избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Отяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со стрелами. Пребывающе они Новгородцы на Вятке никимъ обладаеми, самовластующе по своей воли многия лета, имуще съ собою на Вятке разныхъ городовъ пришедшихъ и поселившихся много народа. Оставшиися жъ въ Новегороде людие вознегодовавше на нихъ Вятчанъ зело, вадяще на нихъ княземъ Российскимъ, оболгающе всяко и нарицающе ихъ изъ Новаграда беглецами и разорителями Российскихъ князей вотчинъ ихъ, дабы себе Новуграду отъ Российскихъ князей примирение и милость получить, наипаче же называху ихъ Вятчанъ разбойниками и отказные на нихъ Вятчанъ великимъ княземъ подающе пишуще ихъ самоволниками.

Лишь за неделю до этого, 3 марта, на бригаде крейсеров Владивостока появился новый ее начальник, контр-адмирал Карл Петрович Иессен, назначенный на эту должность также новым командующим флотом Тихого океана, вице-адмиралом С. Сам Макаров прибыл в Порт-Артур из С. Макаров успел прокомандовать 1-ой Тихоокеанской эскадрой только 37 дней. Владивостокский отряд крейсеров уничтожил 15 пароходов, в т. Деревня Филатово Лебяжского района. Ныне только лес и тишина... Еще одной достопримечательностью деревни может быть лог за деревней. Здесь в далеком августе 1918 года расстреляли 4 посланцев от степановцев, посланных в деревню Елькино двое степановцев, двое местных с мирной миссией узнать настроение местных жителей, но с винтовками в руках.

В вятских городах были организованы земские избы, в которых сидели избранные городским населением бурмистры. Земские избы непосредственно подчинялись Московской ратуше и ведали городским хозяйством и благоустройством, сбором прямых и косвенных налогов и судебными делами в городах. Таким образом, городское население изымалось из-под власти местных воевод. По губернской реформе 1708-1710 годов уезды Вятского края Хлыновский, Котельничский, Орловский, Слободской, Шестаковский и Кайгородский вошли в состав Сибирской губернии, южные уезды - Яранский, Уржумский, Царевосанчурский, Малмыжский оказались в Казанской губернии, а северные волости - Лальская и Лузская в Архангельской. В 1719 г. В 1720 г. В 1721 г. В 1727 г. Вятская провинция была передана в Казанскую губернию. Для Вятского края это имело большое значение, так как сблизило его северные районы с южными, исторически тяготевшими друг к другу в экономическом отношении и связанными между собой речной системой бассейна Вятки и Верхней Камы.. В 1780 г. В состав наместничества вошли Вятская провинция и южные вятские уезды из Казанской провинции. Всего вошло 13 уездов. Были образованы новые города - Глазов до этого село Глазово , Нолинск до этого село Ноли и Сарапул дворцовое село. Учрежденными в 1708 году губерниями управляли губернаторы, которым подчинялись уездные, а с 1719 года - провинциальные воеводы. Вятской губернией, преобразованной из наместничества, непосредственно управлял губернатор со своей канцелярией и губернским правлением. Вятское наместничество было преобразовано в губернию. Всего с 1798 года в Вятке был 31 губернатор. В 1802 г. Кайский и Царевосанчурский уезды были ликвидированы. Город Кайгород превратился в село Кай, Царевосанчурск стал заштатным городом, утратил статус города и один из древнейших вятских городов - Шестаков, обращенный в село Шестаково. В 1799 г. На территории Вятской губернии была образована епархия Вятская и Слободская. Общественная жизнь губернии в первой половине XIX в. Большое влияние на вятское общество оказали Отечественная война 1812 г. Летом 1812 г. Вятская губерния поставила в народное ополчение 913 человек. Вятские ополченцы участвовали в сражениях под Дрезденом, Магдебургом, Глогау и закончили свой поход под Гамбургом. Всеобщей известностью в России пользовалась героиня Отечественной войны 1812 г. Дурова 1783-1866 , уроженка вятской земли. Не менее активно вятчане выступили на защиту русской земли в годы Крымской войны 1853-1856 гг. В Вятской губернии было сформировано народное ополчение, в которое записалось 19. Начальником ополчения был назначен генерал П. Ланской, прибывший в Вятку вместе со своей женой Н. Ланской, вдовой великого русского поэта А. Организация ополчения проходила медленно. В это время война уже подходила к концу, ополчение было остановлено и распущено по домам. Опасаясь дальнейшего расширения движения, администрация решила закрыть все учебные заведения города с 18 ноября 1905 г. С 8 по 18 декабря проходила политическая стачка рабочих Вятских железнодорожных мастерских и железнодорожных линий. Для наведения порядка в губернию, вместо сбежавшего прежнего губернатора, был прислан новый - князь С. Горчаков, который и принялся активно искоренять крамолу при содействии солдат, полицейской стражи и чеченцев из Дикой дивизии. Вятский край был в числе 33 губерний, в которых проводилась Столыпинская аграрная реформа. Вятское крестьянство настороженно, а в ряде случаев и враждебно отнеслось к правительственным начинаниям. К 1 января 1917 г. Составной частью реформы П. Столыпина было переселение крестьян за Урал. За 1906-1914 гг. Начавшаяся первая мировая война и сопровождавшая ее хозяйственная разруха, потеря кормильцев на фронтах способствовали быстрому нарастанию в губернии стихийных революционных настроений. По распоряжению вятского губернатора, полиция изъяла официальные телеграммы с подробным освещением событий и первых шагов новой власти. Но уже 2 марта губернатор Н. Руднев признал власть Временного правительства. Органы городского и земского самоуправления г. Вятки организовали комитет по охране, постепенно взявший власть в свои руки. Жизнь губернии лихорадили следовавшие чередой в течении короткого времени избирательные кампании и выборы - в городские думы, в волостные, уездные, губернские земства, Учредительное собрание. Все они проходили в обстановке типичной штурмовщины. Власти, увлеченные выборной лихорадкой, очень мало заботились о разрешении стремительно нараставших противоречий в обществе. Когда в Вятку пришли первые известия о происшедшей в Петрограде Октябрьской революции, губернские власти оказались один на один с усилившимися аграрными беспорядками, надвигавшейся экономической разрухой и голодом. Решающим фактором в победе большевиков в Вятке стал переход на их сторону гарнизона г. Вятки, в первую очередь солдат 106-го полка, что делало абсолютно безнадежной любую попытку вооруженного сопротивления большевикам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий