Волжская булгария отправная точка маршрута

О размерах крупного рогатого скота свидетельствуют недавние археологические раскопки города Джукетау X-XIV вв. (территория Волжской Булгарии рядом с современным городом Чистополь). Бывшая столица Волжской Булгарии, основанная тюркоязычными племенами, стояла на «Великом Шёлковом пути». Город занимал высокий берег в точке, где река Кама впадает в Волгу. Метеор Казань Болгар теплоход расписание и цены.

Поход на Волжскую Булгарию

Известно, что Булгария вела оживленную международную торговлю. Почти все восточные географы и путешественники, что-либо писавшие о Волжской Булгарии, обращали особое внимание именно на эту сторону экономической жизни страны. В 921-922 гг. состоялось признание Волжской Булгарии со стороны Арабского халифата. В 930-940-е гг. после смерти наследника Алмуша Микаила Булгария распалась на Сувар и Булгар. их никогда не было. Термин Киевская Русь введен Михаилом Максимовичем в XIX веке для облегчения восприятия нескольких разрозненных городов, таких как Киев, Чернигов и проч.,не. Волжская Булгария — государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в X—XIII веках. Он занимал довольно большую территорию и был известен своими многочисленными городами. Балтийско-волжский, Великий Волжский торговый путь или из варяг в арабы, по праву считается древнейшей магистралью на территории древнерусского пространства.

Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси

Матрика Братья Герард, Яков, Иоанн переоделись в мирские платья, кроме того, отпустили бороды и волосы, чтобы не выделяться. Главный, брат Юлиан, позднее рассказал в своем отчете : "Братья же проповедники... Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика [средневековый город на месте нынешней Тамани], где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен".

Монахи обнаружили, что торговля Тамани парализована: появились какие-то новые орды, нарушили торговлю… Так Юлиан получил первые известия о монголах. Найти проводника было невозможно: никто не соглашался идти в опасный путь через степи. Они бесплодно просидели в Матрике почти два месяца.

Деньги таяли с каждым днем. Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора.

Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима.

К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу. Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага.

Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию.

Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном. Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме.

Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой.

Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем.

Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь.

Город Болгар в домонгольских русских летописях не упоминается. А Биляр как «Великий город» у них упоминается с 1164 года.

А вот восточные и арабские источники указывают Болгар и Сувар. Обнаружено около 190 городищ. Их географический разброс шире границ Татарстана. Да, кто-то говорит, что Волжская Булгария — это маленькое государство.

Но это не так. Территория Волжской Булгарии простиралась полностью на Татарстан, на часть Чувашии, Ульяновской области, Самарской области, Пензенской области. В современном Башкортостане пока не обнаружены археологические находки периода Волжской Булгарии. В следующем году в Татарстане собираются отпраздновать 1100-летие принятия ислама.

Но ведь в Волжской Булгарии такой церемонии принятия религии, как, например, крещение в Древней Руси в 988 году, у нас не было. С другой стороны — ну кто такой Ибн Фадлан, чтобы с ним связывать принятие ислама Волжской Булгарией? Он же не мусульманский миссионер. Он был лишь секретарём в посольстве аббасидского халифа аль-Муктадира.

При этом руководителем посольства был Сусан ар-Раси. Также нам известно, что к приезду Ибн Фадлана правитель Волжской Булгарии Алмуш уже был мусульманином. Всего одну семью! И да, Ибн Фадлан уже видел в Волжской Булгарии деревянную мечеть.

Когда волжские булгары впервые познакомились с исламом? Считается, что это знакомство произошло в 737 году. Тогда в VIII веке в Хазарском каганате жили булгары, ну или это были те племена, которые потом у нас оказались в составе Волжской Булгарии, — баранджары, берсула барсилы , савиры и сами булгары. Арабо-хазарская война шла очень долго всего было две войны.

Первая война — около 642-652, вторая — 722-737 гг. Арабы хотели подчинить хазар и превратить их в мусульман. В итоге арабы победили и выдвинули первое условие — хазары должны жить по исламу. Поэтому первое принятие ислама в Хазарском каганате, в том числе и булгарами, произошло в 737 году.

То есть часть населения Хазарского каганата ещё до Ибн Фадлана уже придерживалась ислама. И после подавления этого мятежа часть булгарского населения ушла на Среднюю Волгу, так сказать, к своим родственникам, которые тоже, скорее всего, уже мусульманами были. Надо ещё иметь в виду, что в Хазарии было очень много среднеазиатских купцов, наёмных воинов из Средней Азии, а это в VIII уже мусульманские государства. Таким образом, перед глазами Ибн Фадлана в 922 году была уже мусульманская страна.

И археология подтверждает, что до приезда Ибн Фадлана Волжская Булгария была уже мусульманской страной. Хотя язычники продолжали проживать в Волжской Булгарии. Известно, что между правителем Волжской Булгарии Алмушем и Ибн Фадланом постоянно возникали трения, ссоры. В Волжской Булгарии было принято начинать в мечетях намаз после икамы второй призыв на молитву намаз, первый призыв на молитву — азан.

В общем, в Волжской Булгарии было принято решение придерживаться икамы, то есть среднеазиатской традиции. А Ибн Фадлан хотел, чтобы намаз начинался по багдадской традиции. Но Алмуш выбрал именно среднеазиатскую, а не багдадскую традицию. А Волжской Булгарии ещё во время хутбы не упоминали имя халифа.

Но Алмуш дал слово Ибн Фадлану, что впредь имя халифа будут упоминать. В общем, до Ибн Фадлана Волжская Булгария была мусульманской страной. О 922 годе впервые написал мой большой друг — историк и филолог Гамирзан Давлетшин. Он пишет не о принятии в этом году ислама.

В течение века булгары перешли от кочевого скотоводства к земледелию и ремеслу. Заняв Волгу и нижнее течение Камы, они контролировали торговые пути и вступили в конкуренцию с хазарами. Волжская Булгария Некоторое время Волжская Булгария была вассалом Хазарского каганата , но после взятия Саркела князем Святославом стала независимой. Русские княжества оказались ближайшими соседями волжских булгар.

Отношения между ними складывались непросто.

Появляется правящая династия, основателем которой исследователи считают князя Шилки. С именем его преемника, царя Алмуша 900-922 , связывают начало сложения централизованной власти. Из письменных источников известно, что царь имел право на многие налоги - десятина с товара, привозимого и вывозимого, подомная подать, доля в добыче, единовременные поборы например, на свадьбу и т. К концу Х в. Булгария проводит все более активную внешнюю политику: заключение мирного 985 и торгового 1006 договоров с Русью, установление особенно тесных связей с Арабским Халифатом, Средней Азией, Закавказьем, Ираном. В домонгольской Волжской Булгарии, как и в большинстве раннегосударственных образований, существовало обложение свободного населения разными государственными повинностями.

Государственной формой эксплуатации местного населения являлось и возведение не только мощных систем укреплений вокруг крупнейших городов, но и пограничных «засечных черт». Причем первая форма преобладала. Одну из главных опор государства составляла мусульманская религия, официально принятая булгарами в начале X в. Обращение к злейшему врагу хазар - Арабскому халифату означало, вероятно, стремление освободиться из-под власти каганата. Окончательное освобождение пришло только после разгрома Хазарии. О событиях начальной истории Волжской Булгарии подробно рассказано в записке Ибн Фадлана, которую он написал после своего путешествия на Волгу в 922 г. Это сочинение является самым полным и ценным источником по истории волжских булгар Х в.

Другим важным источником являются результаты археологических исследований. Наиболее полно изучены булгарские города Сувар, Ошель, Муромский городок, Джукетау, а также Тигашевское городище, Хулаш, пограничные крепости - Чертово городище, Казань. Булгарские городища располагались как на мысах, используя естественные укрепления, так и в кольцевой обороне, характерной для кочевнических традиций. Столицей государства в домонгольское время был Булгар Биляр - Великий город на р. Малый Черемшан. Город имел четкое деление на внутренний город, внешний город и посад. Площадь Билярского городища, огражденная тройной линией укреплений внешнего города и двумя линиями внутреннего города, составляла более 620 га, а с посадами - 800 га.

Билярское городище в домонгольское время являлось ядром обширной моноцентрической агломерации Западного Закамья. Здесь выявлено более 400 булгарских памятников, что свидетельствует о большой плотности населения в пределах государства. Очевидно, что название «Великий» отражало не только размеры города, но и значимость светской и духовной власти, сосредоточенной в нем. В центре внутреннего города археологами открыты каменные и кирпичные сооружения: комплекс белокаменной Соборной мечети площадью около 2500 кв. Все общественные и жилые каменные и кирпичные здания обогревались подпольной системой отопления.

Волжская Булгария: история, культура и достопримечательности этой древней цивилизации

В этой статье мы постараемся изложить свою точку зрения по вопросам образования Волжско-Булгарского государства, формирования булгарской народности, изучения и оценки Джучиева улуса (Золотой Орды), роли ее в распаде Булгарского и Казанского государств. и финно-угроязычных племен. Основу населения составляли тюрко-язычные племена. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства. Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море.

Поход на Волжскую Булгарию

Первые походы в Волжскую Булгарию связаны с именем Владимира Святославича, князя Киевской Руси. В 985 году он предпринял значительный поход, оставив заметный след в истории. В данной статье вы рассмотрите историю возникновения, расцвета и падения Волжской Булгарии, а также охарактеризуете ее экономику, территориальное устройство и состав населения. Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X−XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Следующая точка маршрута — село Танкеевка, находящееся на границе с Ульяновской областью. Место известно наличием городища и крупнейшего могильника IX–X века, раскрывающего нам раннюю историю Волжско-Камской Булгарии.

Как посещать Болгар, советы по осмотру

  • На восток от столицы своим ходом - 5
  • Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
  • Поход Руси на Волжскую Булгарию - Хронтайм
  • История Волжской Булгарии

Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси

Сыновей этого правителя спасли и увезли в небольшой город Казань. Вторым нашим пунктом посещения, очевидно, становится Казань — едем. Но перед поездкой зашли в музей хлеба, здесь можно купить хлеб либо оладьи, испеченные в деревенской печи, на вкус непривычно, но вкусно. В Казань приехали к вечеру и сразу в кремль. Болгарами был выстроен кремль, внутри стали строить свои дома. Пришли монголо-татары, уничтожили то, что было, построили своё. После пришли русские, уничтожили мечети, возвели церкви. С приходом завоевателя менялась культура традиций, а назначение стен кремля не менялось. Кремль был местом, где люди могли укрыться от неприятеля, где сосредотачивалась власть мирская и духовная. Вечером прогулялись по пешеходной улице Баумана, понравилась подсветка зданий и живая музыка на улице.

Днем зашли в музей детства, где представлены игрушки детей СССР 70-90-х годов. Вспомнили, что и у нас когда-то были вот такие смешные теплые шапки-ушанки, точно такие же машинки, куклы, лыжи. Из прогулок по городу особенно запомнилась церковь в стиле украинского барокко, украшенная лепными грушами и виноградом. Просто рай плодородия какой-то, а не фасад церкви. На мой взгляд, в Казань лучше приезжать не в выходные и праздничные дни. В Казани мы были несколько дней, приехали в будни, кремль пустой, никого, уютно и атмосферно. Уезжали в выходной день, решили еще раз прогуляться по кремлю. Там не только нет возможности насладиться видом, там стоять-то просто нельзя, толпа уносит за собой. Конвейер туристических автобусов.

Мало времени даётся туристам с этих автобусов на осмотр кремля, полтора часа, из них 20 минут — это очередь в туалет и 20 минут покупка сувениров, поэтому создают какое-то скоростное броуновское движение. Еще заметил, что процентов 80 туристов — это женщины, девушки, девочки, старушки, создалось впечатление, что путешествовать в нашей стране надо только прекрасному полу. Идём дальше по историческим событиям. Русские войска долго хотели «взять» Казань, но пока доходили с Москвы, уставали, проигрывали сражения. Пока не додумались пойти другим путем: в 1551 русские войска с воеводами приплыли по реке Свияж на кораблях, вышли на возвышенные берег, срубили лес и стали строить стены будущего города. В этом же году заложили храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани. В 1552 году Россия одержала победу, и «взяла» Казань… едем в Свияжск. На остров Свияжск можно попасть двумя путями: на автомобиле, насыпали дорогу, и по реке Волге, выбрали второе.

Она сочетала в себе элементы тюркской, славянской и иранской культур. Булгары были многонациональным народом, и их культура отражала эту многообразность. Одной из важных черт культуры Волжской Булгарии была ее архитектура.

Булгарские города и поселения были известны своими красивыми и уникальными зданиями. Они строились из дерева и камня, и часто украшались резьбой и росписью. Архитектура Волжской Булгарии была влияна исламской культурой, и многие здания имели минареты и купола.

Религия играла важную роль в жизни Волжской Булгарии. Булгары приняли ислам в 10 веке и стали мусульманами. Ислам стал основной религией государства, и многие мечети были построены в городах и поселениях.

Мусульманская религия влияла на культуру и обычаи булгарского народа. Культура Волжской Булгарии также включала музыку, танцы и народные обычаи. Булгары были известны своими музыкальными инструментами, такими как кобуз и домра, и многие народные песни и танцы были переданы из поколения в поколение.

Волжская Булгария также была центром образования и науки. Здесь были созданы школы и медресе, где изучались различные науки, включая математику, астрономию и медицину. Экономика и торговля Волжской Булгарии Экономика Волжской Булгарии была основана на сельском хозяйстве, ремеслах и торговле.

Булгары занимались земледелием, выращивая зерно, овощи и фрукты. Они также разводили скот и занимались рыболовством. Торговля была одной из основных отраслей экономики Волжской Булгарии.

Походов на русских не будет. Но русские князья продолжали нападать, не понимая для себя опасности со стороны далеких монгол. Вместо помощи они ослабляли волжский рубеж обороны. И этим подписали себе смертный приговор. В 1220 году, когда Чингисхан разрушал Хорезм, Русь атаковала Булгарию объединенной армией великого князя Владимиро-Суздальской Руси Юрия Всеволодовича, князей ярославских, ростовских, муромских и переяславских. Это был обычный грабеж. Он закончился перемирием 1221 года. А уже в 1223 году Булгарию атакуют монголы. Они потерпят здесь первое поражение в истории. Еще долгих 13 лет Волжская Булгария будет отражать атаки монголов.

Монголам удастся захватить часть ее земель, но покорить государство они не смогут. Баранья битва. Первое поражение монголов в истории На Волге под Самарой монголы проиграли свою первую битву задолго до прихода Батыя Возвращение в Монголию После битвы на Калке а мы о ней обязательно поговорим и небольшого преследования в приграничной Руси Субэдэй повернул обратно в Монголию. Поисковый поход был закончен. Хорезмшаха Мухаммеда они не нашли и никаких целей больше не было. К тому же два года «Великого рейда» в дальних западных землях серьезно потрепали 20 000-й отряд. Кровавая битва с русско-половецкой армией на Калке превратила два тумэна монгол в один. На Кавказе и в Крыму сопротивление грузин и аланов унесло 5 000 монгол, еще 5 000 Субэдэй потерял в бою с упрямыми русскими. Оставалось не больше 10 000 ветеранов пришедших с ним и Джэбэ из далекой Монголии. За счет присоединения к армии войск разбитых народов покоренных , удавалось пополняться, но доля монголов неуклонно сокращалась.

Пора было идти домой. Но на обратном пути монголов ждали неприятности. Узнав о приближении, саксины, жившие в низовьях междуречья Итиля и Жайыка Урала и Волги , увели скот и выжгли всю траву. Пришлось идти севернее в поисках продовольствия. Волжская Булгария Волжская Булгария - сильная торговая держава на берегах Камы и Волги, с ее арабским серебром и лучшими конями стала лучшей целью. Победа над торговцами предполагалась совсем легкой. Монголы шли в нее по древним караванным дорогам. Вел их булгарин, бывший вали мэр города Хина Аблас-Хин. Он примкнул к монголам еще в 1222 году, когда они шли на Кавказ и Субэдэй ему доверял. Но Аблас был булгарским Сусаниным и задолго предупредил своего эмира хана Чельбира о движении монголов.

Недалеко от крепости Кермек, что была недалеко от Самары у Волги, тот подготовился к встрече. Хитрый план Против 25 000 монголов булгары собрали 25 000 своих. Включая отряды мордвы, башкир и других народов своей страны и союзников. Поле на Самарской Луке, которое было выбрано для засады по маршруту монголов, было удачным. Оно упиралось в болота волжской поймы, рощи и овраги. Это ограничивало маневр грозной монгольской кавалерии и позволяло спрятать войска. Густая трава и кусты скрывали повозки размещенные подковой внутрь движению монголов от реки. Между повозками были расставлены кавэси - стрелки с длинными железными стрелами и большими луками в треть роста. Они были способны пробить латы и кольчугу тяжелой монгольской кавалерии. Стрелков прикрывал курсыбай, регулярная копейная пехота - аналог русской княжеской дружины.

Между ними были разбросаны ополчения волжских народов. Эволюция курсыбая до и после присоединения к Золотой Орде Главным секретом была стрелковая конница башкортов башкир , спрятанная в лощине для неожиданной атаки. Главным резервом булгар были казанчи - тяжелая булгарская кавалерия. Вооружённая длинными кавалерийскими копьями, в панцирно- ламеллярной и кольжучной корпусной защите. Все было готово к теплой встрече. Баранья Битва Но Субэдэй не был бы лучшим полководцем Чингисхана, если бы просто так вошел в петлю. Старый пес вышел на противоположный берег Волги и почувствовал неладное. Он упорно не хотел начинать переправу, считая зажатый болотами путь слишком опасным. Старый Субэдэй стоял на берегу Волги и нутром чуял опасность Он послал разведать север. Но передовые отряды уперлись в Симбирскую засеку с валом, кольями и защитным гарнизоном.

Тогда он приказал разведать юг. И монголы уперлись в Арбутинскую засеку, потеряв там 400 воинов в перестрелке.

Полки пошли берегом Волги и на два дня стали у Тухчина-городка. Впереди располагалась столица «Серьбреныхъ Болгаръ» — Великий Булгар. Это был крупный торговый город на средней Волге при устье Камы. Когда Всеволод Юрьевич пытался сообразить, как тем городом овладеть, к нему приехали гонцы от половцев. Они передали, что на помощь князю воевать с булгарами пришли «половцы Емакове». Вскоре началась осада Великого Булгара. Внук Долгорукого Изяслав Глебович племянник Всеволода с дружиной поспешил к городским воротам, где неприятель сделал вылазку. Тут князь изломил копье, и его под сердце через бронь ударила стрела.

1.1 Географическое положение

В тот период с сильными пережитками военной демократии булгарский «царь» не мог быть единоличным правителем. При нем находились четыре «царя» князя из подчиненных ему племен. Ибн Фадлан их также называет «маликами», то есть правителями. Эти главы племен вместе с ближайшими родственниками эльтебера составляли своего рода совет при правителе. Этот совещательный орган имел большую исполнительную власть, прежде всего военного и дипломатического характера.

Он если даже и не ограничивал, то, во всяком случае, делил власть с монархом. Другим институтом государственного управления был съезд свободных общинников собрание вооруженных мужчин — курултай. Происходивший из племенных собраний предшествующей эпохи, этот институт в X веке уже выполнял лишь законоутвердительные функции. Джиен созывался правителем для всенародного утверждения решений по наиболее важным проблемам, стоящим перед обществом, а также для осмотра боевого состояния народа — войска чиру.

Во второй половине X—XI вв. В определенной мере этому способствовали падение Хазарского каганата — бывшего сюзерена Волжской Булгарии и успехи центральной власти в деле укрепления единства страны. Джиен из собрания всего народа постепенно превращается в собрание общин землячеств , построенных уже не по родоплеменному, а территориальному принципу. Примером таких землячеств могут служить упомянутые в русских летописях темтюзи, собекуляне, челмата и т.

В связи с упадком значения джиена в политической жизни государства, снижается и роль народного ополчения, хотя оно не исчезает вплоть до монгольских завоеваний. После завершения процесса объединения страны и усиление единоличной власти правителя постепенно ликвидируется совет князей. Его функции полностью переходят к управленческому аппарату во главе с визирем. Булгарского правителя мусульманские авторы называли «маликом», а русские летописцы — «князем болгарским».

В татарских исторических рукописях и произведениях фольклора для их обозначения применялся традиционный для тюркских народов титул — хан. Некоторые историки считают, что в домонгольской Булгарии титул «хан» полностью отсутствовал на территории Поволжья. Сторонники данной точки зрения так считают из-за отсутствия этого титула в письменных источниках домонгольского времени. Появление общетюркского титула «хан» в булгаро- татарской социально-политической иерархии лишь в золотоордынский период, на наш взгляд, не имеет логической основы.

Традиционно в источниках ханами именуются правители всех близких к волжским булгарам этнополитических образований: дунайских болгар, печенегов, кыпчаков. И вообще, «хан» — это лишь слегка измененный вариант древнетюркского «каган» каан — хан. Арабский титул «эмир» повелитель, от слова «амр» — повелевание по отношению к булгарскому правителю использовался также Ибн Фадланом, правда, лишь один раз и то в хутбе от его имени. Официально «эмирами» именовались правители всех мусульманских государств, признающие верховенство иногда лишь духовное халифа.

По сути, в922 г. Ниже представителей правящей династии стояла тюркская родоплеменная знать — беки или бии. Начало их формирования своими корнями уходит в гуннскую эпоху. В Тюркском каганате они представляли неотъемлемую часть родоплеменной организации титульного народа, на которых опирался верховный правитель «эля».

В домонгольский период Волжской Булгарии беками биями , прежде всего, были главы тюркских родов, племен, входивших в состав населения государства, а также сыновья и родственники правителя. Близким к беку является титул «инал», который также встречается в булгарских памятниках дозолотоордынского периода. Не исключено, что этот титул носили главы этнических групп огузского происхождения или булгарские аристократы — выходцы из Средней Азии. В источниках первой половины X века есть сведения о наличии у булгарских царей дружинников «асхабы» по Ибн Фадлану.

Как и в любых государствах раннего типа в дружину правителя набирались лично независимые, свободные мужчины, выходцы из средних, иногда и высших социальных групп. Определенную часть дружинников составляли наемники из числа варягов — русов или хорезмийцев. В этих дружинах происходит постепенное расслоение.

Ниже представлено краткое описание достопримечательностей Болгар с указанием стоимости и положения на карте. Более подробную информацию про каждое место вы сможете получить у экскурсоводов при экскурсионном сопровождении, или на информационных табличках при самостоятельном осмотре.

Помимо достопримечательностей на территории, с южной стороны музея-заповедника находится еще несколько мест, достойных посещения: музей хлеба, великолепная Белая Мечеть, и малый городок, которые также стоит посетить, но уже за отдельную плату. Музей болгарской цивилизации Музей болгарской цивилизации Музей посвящен истории исчезнувшей болгарской цивилизации, городу Болгар, а также истории его исследования. Большая часть экспозиции представлена артефактами, найденными во время археологических раскопок на территории заповедника, а также макеты зданий города, воссозданные в их первоначальном виде, всего более 1600 экспонатов. Музей по возможности стоит посетить в первую очередь, чтобы иметь представление о городе и государстве в целом. Но объективно стоит сказать, что музей выглядит пустоватым, экспонатов не очень много.

Памятный знак и музей Корана Памятный знак и музей Корана Одним из красивых архитектурных сооружений, которое встречает туристов в Булгарах, является здание памятного знака, возведенного в честь принятия ислама волжскими булгарами. Это новодел, построенный в 2012 году, но интересен тем, что в нем располагается музей, посвященный исламу, в котором выставлен самый большой печатный Коран в мире. Вес священной книги — 800 килограмм, размеры — два на полтора метра. Также здесь представлено Уникальное мозаичное панно, изображающее прибытие багдадских послов на Волгу.

Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта. Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия.

Русский историк В. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар. Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы. Промысловый характер имела охота на пушного зверя — соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу.

Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество — сбор меда и воска диких пчел борть — дупло дерева , а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев. Ведущую роль играли металлургия и металлообработка, кузнечное и оружейное дело. Археологами обнаружены литейные печи, чугунные котлы, чаши. О высоком качестве продукции металлургов и кузнецов свидетельствуют не только изготовленные ими предметы труда лемехи, топоры, пилы, косы, серпы, молотки, петли, цепи, гвозди , но и инструменты самих мастеров — различные по размеру и форме молотки и наковальни, зубила, щипцы, клещи, пробойники и т. Булгарские средневековые мастера использовали практически все известные в тот период приемы металлообработки и могли изготовить почти все необходимые изделия. Особых профессионально-ремесленных навыков требовало изготовление оружия: мечей, клинков, топоров, булав, копий и дротиков копий с длинной втулкой для пробивания щитов , стрел различной формы, кольчуг и шлемов, а также мелких рогаток с четырьмя шипами для защиты от конницы.

Обилие найденных археологами сложных бытовых изделий — замков, ключей, ножей и ножниц, весов, чашечек для весов и гирь, медных и бронзовых котлов, чаш, кувшинов — кумганов, бронзовых зеркал, пуговиц, застежек свидетельствует не только о производственном потенциале булгар, но и о высокой для того времени культуре быта, богатстве и разнообразии образа жизни. Особенно впечатляет уровень ювелирного дела. Кольца, перстни, браслеты, подвески и другие украшения из золота, серебра и драгоценных камней, выполненные в технике литья, ковки, штамповки, тиснения, чеканки, гравировки, пайки, зерни и скани, отличались высоким качеством и пользовались большим спросом на международном рынке, особенно в странах Восточной Европы. Булгарские ювелирные изделия обнаружены при раскопках в Смоленской, Киевской и Львовской областях. Весьма известной в сопредельных странах была продукция булгарских кожевенников. Развитое животноводство булгар и соседних племен обеспечивало ремесленников качественным сырьем, которое они умели отлично обрабатывать.

Выделанная кожа шла на изготовление поясов, ремней, конской сбруи, обуви. Гончарное дело, ткачество и прядение, обработка шерсти и резьба по кости в Волжской Булгарии также обеспечили массовое производство различных видов ремесленной продукции. Скотоводство и охота давали возможность изготавливать недорогие бытовые предметы из кости. Булгарские гончарные мастерские XII — XIII века использовали качественную глину и были оборудованы ручными и ножными гончарными кругами, инструментами для покрытия изделий орнаментом, а главное, горнами — печами для обжига. После обжига булгарская керамика имела красноватый цвет, нередко покрывалась лощением и орнаментом. Глазурованная посуда имела зеленую поливу.

Наиболее распространенные археологические находки — глиняные, реже медные или свинцовые пряслица для веретен свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества. Развитое овцеводство обеспечивало развитие производства шерстяных тканей и изделий из войлока. С бурным развитием булгарских городов произошла специализация архитектурного и строительного дела, деревообработки, плотницкого и столярного ремесел. Осваиваясь в новой местности, булгары довольно быстро перешли от привычных для степей юрт и глинобитных домов к строительству бревенчатых изб с печным отоплением. При строительстве использовался также местный камень и кирпич. Торговля Волжской Булгарии Особую роль в процветании государства сыграла волжско-камско-каспийская транспортная система, которую ныне называют Великим волжским путем.

Контроль за ним долгое время пытались удержать хазары, затем путь стал предметом политического интереса владимиро-суздальских князей, а позднее и монгольских ханов. Волжско-каспийский путь шел параллельно знаменитому пути «из варяг в греки» и открывал дорогу в русские и балтийские земли, вел в страны Востока. На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров — караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.

Оставшиеся в живых булгары укрылись за стенами Булгара. Но штурмом брать город не пришлось, так как Хасан-хан воззвал князей к миру. Он выплатил им 5 тыс.

Образование государства Волжская Булгария

Волжская Булгария, географически находившаяся на грани Европы и Азии и занимавшая центр крупнейшего европейского Волго-Камского бассейна, в 1Х-ХШ вв. была одной из развитых и ведущих в торгово-экономическом отношении средневековых государств Евразии. Волжская Булгария. Государство, созданное частью проболгарских племен, переселившихся на Среднюю Волгу. Как государство «Волжская Булгария» сложилась к началу X в. и просуществовала до завоевания монголами в 1236 – 1241 г. начале XIII вв. /.

Волжская Булгария, или Волгария?

Волжская Булгария – это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. И, как показали исследования археологов, этот символ и был гербом государства Волжская Булгария. Впоследствии, как бы обеспечивая преемственность поколений и народов, этот символ в XVII веке стал и гербом города Казань. Столицей Волжской Булгарии стал город Булгар, располагавшийся примерно в 120 километрах вниз по течению Волги от Казани. Из-за выгодного географического положения Булгар уже в X веке стал крупнейшим торговым центром на Волге и Каме. На наш взгляд, не было такой страны – Волжской Булгарии на волжских берегах. Была Волгария – военно-торговый союз народов, проживающих вдоль Волги и позднее Камы. Подтверждается это очень многими свидетелствами, наблюдениями и фактами. 900 Возникновение Волжской Булгарии. На рубеже IX – X вв. в среднем течении Волги в 30 км от впадения в нее Камы складывается одно из первых в Восточной Европе государств – Волжская Булгария. Средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе (начало X в. – 1236 г.). Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария (Идел буе Болгары).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий