В начале февраля 1565 иван 4 учредил опричнину

2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Опричнина, введенная Иваном IV, длилась с 1565 по 1572 год. Понятие существовало до реформ царя. Изначально опричниной называли удел, который предоставляли вдове умершего князя после раздела владений между наследниками. Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении.

Верные псы царя Ивана. Семь ответов на вопросы об опричнине

Часть Москвы также была отдана в распоряжение опричнины. Первое войско состоял из 1 000 бояр с опричных территорий. Главное условие поступления в опричники — отсутствие родственных и дружеских связей со знатными князьями, боярами. Спустя несколько лет войско царя насчитывало около 6 000 опричников. Доверенными лицами царя были 600-900 военных, которым поручались особые задания, охрана государя, разведка, ведение следствия, исполнение наказаний. Сентябрь 1567 — просьба о предоставлении убежища. Внутренняя политика Ивана Грозного вызывала недовольство среди высших сословий. До царя дошли слухи о заговоре среди земских бояр, желающих свергнуть его с престола. Предугадывая неблагоприятное развитие событий, он просит политического убежища у королевы Англии Елизаветы I. Чтобы удержать власть в своих руках, Иван IV приказывает казнить заговорщиков.

За это царь приказал насмерть забить палками слуг митрополита, а его лишил сана и сослал в удалённый Отроч-монастырь. Октябрь 1569 — казнь последнего удельного князя. Владимир Старицкий был двоюродным братом Ивана Грозного. Бояре видели в нём претендента на престол вместо сына царя Дмитрия Ивановича. Малюта Скуратов оговорил князя перед царем: будь то бы тот хотел его отравить. Иван IV вынудил Старицкого принять яд. Семью князя расстреляли опричники. Декабрь 1569 — удушение обличителя злодейств опричников.

Измена расцвела пышным цветом. Загубили его любимую жену Анастасию. Видимо, уже пытались отравить и самого государя. Можно было отказаться от борьбы, отречься от престола так в будущем сделает император Николай II , или собрать волю в кулак и бороться с изменой, «пятой колонной». Первый путь вёл к хаосу, засилью временщиков, боярских кланов, поражению в войне. Возможно, попытке Рима утвердиться на Русской земле. После Коломенского, государь выехал в Троице-Сергиев монастырь, затем в Александровскую слободу. Он уже сделал выбор, «перешёл Рубикон». Уже в дороге царь рассылает гонцов, призывает «выборных» дворян из всех городов, с людьми и «со всем служебным нарядом». Под рукой у государя собирается внушительное, верное ему войско. Сообщил, что он не в силах это терпеть, «оставил своё государство» и поехал жить, где «Бог наставит». Однако государь не отрекался от престола, это дало бы оппозиции повод для возведения на престол князя Владимира Старицкого. Он оставался царем и своим указом наложил опалу на бояр и правительственный аппарат, они отстранялись от управления государством. Одновременно другие посланники царя привезли другую грамоту, которую зачитали перед горожанами. В ней также перечислялись вины знати и чиновников. Царь заверял, что никакой обиды на простых людей не держит. Это был весьма умелый ход. Москва забурлила. Народ поднялся за своего царя. Бояре и духовенство, собравшиеся на заседание у митрополита, оказались в самой настоящей осаде. Народ потребовал отправить к царю делегацию и просить его вернуться. Простые люди и сами обратились к нему, прося не оставлять их «на расхищение волкам». Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них. К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля». Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». Основные мероприятия опричнины Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры. Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной. В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему. Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр. При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму — 100 тыс. Их родовые вотчины перешли в управление государя.

Вошла в опричнину и часть районов Москвы. Политическим центром опричнины стала Александровская слобода. В последующие годы опричнина несколько раз расширялась. На остальных землях государства устанавливалась земщина, где действовали старые порядки. Царю были отведены военные, дипломатические и церемониальные функции. Кроме того, он выступал арбитром в спорах между представителями земщины и опричнины. Современники видели в этом своего рода Божье наказание. В наши дни существует множество версий. Кто-то считает учреждение опричнины результатом психических проблем царя, кто-то — попыткой государя поддержать служивое сословие в борьбе с княжатами и боярами, кто-то — намерением усилить личную власть и ликвидировать поползновения любых социальных групп, направленные на её ограничение», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ имени М. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. Кроме того, по его словам, существует предположение, что царь при помощи опричнины мог бороться с попытками иноземного влияния на элиты государства. В любом случае значительную роль в происходящем сыграли религиозные представления Ивана Грозного, который, как и многие его современники, ожидал приближения Страшного суда и пытался «бороться со скверной». Алексей Максимов. Русь при опричнине Важным механизмом осуществления государственной власти на Руси с 1565 года стал корпус опричников государев полк и приказы — постельный, бронный, конюшенный и сытный. Первоначально численность опричников устанавливалась на уровне 1 тыс. Затем корпус был расширен до 6 тыс. Управление опричниками было построено по схеме, напоминающей монашеский орден. Одеяние тоже напоминало монашеское, однако опричники имели право носить и использовать оружие. Он проводил политику... В свидетельствах современников есть упоминание, что опричники возили «собачью голову» на шее у лошади и «метлу» на кнутовище. Однако о том, были это реальные атрибуты или некие аллегории, историки спорят по сей день. Возможно, речь идёт лишь о символических изображениях. Уже на начальной стадии существования опричнины, в 1565 году, из опричных земель были выселены около 6,5 тыс. В это время Иван Грозный ещё доверял решение ряда вопросов земской думе, однако оставлял присматривать за ней опричников. Постепенно функции опричных учреждений расширялись. В частности, их представители участвовали в дипломатических миссиях.

Затем он указал высшим боярам, что при благоприятных обстоятельствах и времени могло бы способствовать расширению и процветанию государства. Книга 8. Портрет Андреса Урданеты. Неизвестный художник. Конец 19 века Цитируется по: Магидович И. Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. Том 2.

Верные псы царя Ивана. Семь ответов на вопросы об опричнине

Опричнина Ивана Грозного - кратко Картина Н. Неврева «Опричники» Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».
Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного В начале 1565 года Иван Грозный издал царский указ об опричнине, с которого началась темная страница истории русского государства. Изначально этим термином называлась лишь часть земель, подвластная государю, однако вскоре им окрестили и всю политическую.
Опричнина - Традиция Возможно, конечно, допустить, что село Воскресенское в 1565 г. было отобрано у Ногтевых, а в 1572 г. после отмены опричнины возвращено, но мне кажется более вероятным, что зачисление Суздаля в опричнину не отразилось на ветчине князя Андрея.
Опричнина - Традиция Главной причиной введения опричнины была внутренняя оппозиция курсу царя. Иван Васильевич чувствовал, что на Руси не ладно.
3 января в 1565 году началась опричнина В этот день, 458 лет назад, царь Всея Руси Иван IV Васильевич решил ввести особый режим управления государством, при котором его власть на отведённой внутри страны территории распространялась через специализированное военное подразделение.

Опричнина ивана iv грозного

3 февраля. Аллегория правления Ивана Грозного. Гравюра неизвестного художника. Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки». Признаки опричнины 1565 – 1572 годов. Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. 3 февраля, 449 лет назад, в 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план. Это был целый комплекс мероприятий, который. Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».

Этот день в истории: 1565 год. 3 февраля царь Иван Грозный учредил опричнину

Иван IV с царевичем Иваном Ивановичем и с тем же князем Владимиром Андреевичем фактически бежали с театра военных действий под охраной опричных отрядов и срочно вернулись в Александровскую слободу. Провал похода 1567 г. Второй этап опричнины 1568—1572 Главным делом опричных учреждений и опричников с 1568 г. Внутренняя политика Ивана IV приобрела сугубо карательный характер. Сначала опричники убили более 40 человек нескольких дьяков, членов земского двора среднего уровня, стрелецких голов , обвинённых в несвоевременной доставке артиллерии и в других расценённых как преступные ошибках при организации похода в Ливонию 1567 г. Уже тогда стали привычными казни «виновных» с семьями, в том числе с малолетними детьми. Немного позднее развернулась масштабная репрессивная акция по делу боярина И.

Фёдорова: разгрому подверглись его многочисленные вотчины в различных уездах. Опричники убивали слуг и холопов боярина с их семьями, местных землевладельцев, священников, так или иначе связанных с управителями имений Фёдорова; затем репрессии распространились на широкий круг его дальних родственников и знакомых. Иван IV лично 11 сентября 1568 г. Всего, по приблизительным подсчётам, к концу осени 1568 г. Уже после первых казней по «делу Фёдорова» стала ясна позиция митрополита: впервые Филипп II прилюдно осудил опричнину в Успенском соборе Московского Кремля в марте 1568 г. Новые обличения, угроза публично проклясть опричников летом — осенью 1568 г.

В начале ноября состоялся соборный суд над Филиппом II, было объявлено о якобы обнаруженном нарушении им монастырского устава в бытность игуменом Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что он был лишён сана. Опричники 8 ноября во время литургии в Успенском соборе Московского Кремля, зачитав постановление Освященного собора, сорвали с Филиппа II митрополичье одеяние. Захват литовскими войсками на 2 недели в январе 1569 г. Изборска был воспринят как результат измены, опричники казнили около 20 человек из числа псковских подьячих, горожан, служилых людей гарнизона , в опалу были сосланы до 500 семей псковичей и до 150 семей новгородцев. Вместе с тем расширение территории опричнины в 1568 г. Насилия опричников над земцами по имущественным, земельным и иным поводам стали повседневной нормой в условиях полной правовой незащищённости земцев и практик местных административно-судебных органов как опричных, так и земских все дела решались в пользу опричников.

Посетив летом 1569 г. Вологду, царь приказал казнить нерадивых, по его мнению, строителей кремля и их руководителей. Тогда же был получен донос на дмитровского князя Владимира Андреевича, который якобы с помощью царского повара хотел отравить Ивана IV рыбой из царских ловель на Волге этот донос совпал с рассказом вернувшихся из Швеции русских послов о свержении в 1568 короля Эрика XIV его братьями. В сентябре 1569 г. В те же дни и позднее по «делу» князя Владимира Андреевича опричники убили до 140 человек, в том числе горожан из Нижнего Новгорода. В начале осени 1569 г.

Немного позднее царь конфисковал около половины вотчин Рязанской кафедры, часть вотчин старобоярских рязанских родов и ряд монастырских владений. Эти земли были отданы в поместья как компенсации за конфискованные владения выселенцам из новых опричных уездов и возвращённым из ссылки опальным. Опричный террор достиг апогея во время похода Ивана IV на Новгород и Псков декабрь 1569 — февраль 1570 и во время казней в Москве июль — август 1570. Поводом к походу послужили показания новгородского подьячего на пытках по «делу» князя Владимира Андреевича, а также присланная из Новгорода некая «польская память». Карательная экспедиция готовилась втайне как масштабная военная операция. По ходу продвижения опричники убивали всех проезжавших, погромам, начиная с тверского рубежа, подверглись города и сёла.

В Твери сначала уничтожили или конфисковали имущество монастырей и храмов, затем разгромили посады. Опричники казнили лиц духовного сословия Г. Скуратов-Бельский задушил в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре бывшего митрополита Филиппа II после его отказа благословить поход , местных приказных, детей боярских и купцов, а также ещё находившихся на пути в ссылку псковичей и пленных литовцев. При торжественной встрече новгородцами на мосту через Волхов Иван IV 8 января публично обвинил архиепископа Пимена , его окружение, новгородские власти и купцов-гостей, а также горожан в целом в намерениях передать Новгород и Псков Сигизмунду II , «извести» самого царя, а трон передать князю Владимиру Андреевичу. Была опечатана казна архиепископа, а также всех новгородских и пригородных монастырей и храмов. С 9 января начались дознание, суд и казни, продолжавшиеся 4 недели.

Через пытки прошли духовные и светские лица архиепископского двора, включая рядовых детей боярских из окружения владыки, представители белого духовенства города, практически весь состав новгородской приказной избы и других органов управления дьяки и подьячие , местные помещики, ранее служившие князю Владимиру Андреевичу, а также богатейшие гости города Сырковы, Таракановы, Ямские , у которых были отняты огромные средства, пополнившие опричную казну. В течение 7 дней царь с опричниками объехал 27 монастырей, конфисковал их казну, колокола, ценную утварь; многочисленные обозы с церковным имуществом тянулись в Александровскую слободу несколько месяцев часть имущества позднее, в конце 1571 и в 1572, царь вернул и приказал отлить новые колокола для Софийского собора в Новгороде. Одновременно в январе — начале февраля 1570 г. В Нарве 400 опричников уничтожили запасы зерна, соли, другое имущество русских купцов с них взято 8 тыс. По-видимому, в это же время в Новгороде был казнён глава Пушкарского приказа боярин В. Через несколько дней царь с опричниками уже был в Пскове, где главный удар репрессий пришёлся на монастыри и приказной аппарат.

По приблизительным подсчётам, за время похода 1569—1570 гг. С учётом лиц, имена которых не отразились по различным причинам в синодиках об опальных, число казнённых следует значительно увеличить. Кроме того, несколько сотен опальных и членов их семей были отправлены в тюрьмы Москвы и Александровской слободы большинство из них казнили летом 1570. Пимен был публично облачён в одежды скомороха, посажен задом наперёд на кобылу с гуслями в руках и в сопровождении опричников отправлен в Москву. Освященный собор в июле 1570 г. Около года опричники добивались выплаты огромной контрибуции 13 тыс.

Обсуждение планов похода на Новгород, форм его организации и проведения впервые выявило серьёзные несогласия в опричной элите. Ещё до похода отстранены от дел кравчий Ф. Басманов умер в тюрьме и его отец боярин А. Басманов вскоре убит вместе со вторым сыном. Тогда же пытали, а затем сослали в заключение оружничего и окольничего князя А.

Москвичи волновались, не зная, что и думать: уж сколько лет стояла земля русская, а такого ещё не бывало, чтобы цари бегали от престола пращуров, словно воришки от сундуков обкраденных. Похоже, что царь своим небывалым «подъёмом» желал возмутить народ. Нормально ли это? Где ещё найти такого правителя, который бы сознательно вызывал смуту в стране?

И вот эта великая страна, казалось, замерла в напряжённом выжидании, ещё не ведая, что готовит ей царь в Александровой слободе». Мотивировал он своё решение неверностью бояр. И объявил об отречении от престола в пользу старшего сына — 10-ти летнего Ивана Ивановича. Причиной стал гнев на бояр, высшее чиновничество и духовенство. Послания царя были оглашены на Красной площади. В 1-й грамоте царь обращался к митрополиту Афанасию, говоря о том, что всё духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Подробно были перечислены «беззакония бояр, детей боярских и воевод». Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли.

Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели». Главная вина бояр была определена в разорении государства, пока ещё Иван Васильевич сидел мальцом под неусыпным присмотром боярским. Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников. А иерархи Церкви по мнению царя были повинны в постоянных ходатайствах за осуждённых на смерть или опалу преступников, став главными укрывателями измены. И всячески её поощряя. Иван Васильевич не просто заявил об оставлении престола. А сообщил, что он положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех придворных и вельмож, которые злоумышляли на него и не желали, чтобы он царствовал, и потому решил оставить государство. Во 2-й грамоте, обращённой к «чёрному люду» - к посадским людям Москвы, царь заверял их, что относится к ним лояльно, доброжелательно. И что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр.

Это был рассчитанный демагогический жест: Иван Грозный ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Простые люди видели в великом государе наместника Бога на земле, высшего судью, защитника, заступника и отца родного. Не случайно его называли «царём-батюшкой». Поскольку царь как помазанник Божий был вне подозрений, в стране стал нарастать рокот недовольства против изменников-бояр. Царь согласился. Но не задаром, не просто так. А поставил 2 обязательных условия: - Право бесконтрольно казнить всех уличённых в государственной измене, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства. И Боярская дума, и Освященный собор согласились с введением опричнины. Видимо, у них просто не было другого выхода.

Этими двумя эпистолами царь как бы разделил подданных на «козлищ и овец»: мол, вот эти виноваты, хочу их казнить, а эти вот невинны, желаю их миловать и голубить. Москва волновалась в смятении: - Увы, горе нам, сирым! Бояре-то прогневали батюшку нашего, кто нас помилует, кто оградит от супостата бусурманского? Мы, грешные, остались, как стадо без пастыря, а волков-то сколько округ нас зубами щёлкают… Тут ума много не надобно, чтобы возбудить народ против властей, паче того, бояре не были ангелами, и царь Иван IV загнал клин между ними, сам оставаясь хорошим для одних, а для других делаясь страшным. Митрополит Афанасий, уже немощный старец, заробел, когда к нему подступился народ: - Веди нас в слободу Александровскую, будем бить челом государю и станем плакаться всем народом, чтобы не покидал престол отчий из-за козней боярских… Глуп народ! Сам лез на эшафот — под топор. Целая процессия бояр, духовенства, посадских и торговых людишек длинной килой потянулась по снежной дороге с иконами и хоругвями в Слободу, царь вышел к ним, все пали в ноги ему, тирану, просили его униженно души рабские: - Не оставляй нас, великий государь, правь нами как тебе угодно, милуй и казни нас, грешных, коли гнев твой царский вызовем. Уж мы и сами кого надобно извести готовы… Этого-то Ивану Грозному и было надобно! Отныне его самодержавие крепло желанием народа, который, казалось, сам призывал его не снимать шапки Мономаха.

Но, видно, нелегко далось деспоту месячное сидение в Слободе: могло ведь и так случиться, что после его притворства, когда оставлял он престол московский, могли посадить на престол и князя Владимира Старицкого… Да, нелегко было желать царю призыва вернуться. Тут историки замолкают, не в силах оспаривать очевидцев, которые согласно пишут, что царя было просто не узнать — так он изменился и постарел за один месяц. Таубе и Крузе, будущие опричники, писали, что черты лица его страшно исказились, взор угас, «у него совсем не осталось волос на голове и в бороде, которые сожрала и уничтожила злоба его тиранской души». Однако, лицо царя выражало при этом мрачную свирепость от ужаса и ярости, «которые кипели в нём накануне нового периода казней…» Челобитье от москвичей Иван Грозный принял: - Волен отныне я на ослушников всех опалы класть, казнить нещадно измену боярскую, имения их в казну отбирать стану. А чтобы крамолы в государстве не стало, хочу о п р и ч ь от страны свой обиход иметь с людьми мне верными…» Так Русь открыла новую страницу истории — «опричнину»… Так царь Иван Васильевич Грозный учредил опричнину. Случилось это событие 24 января лета 7072 от сотворения мира. Или, пользуясь более привычным для нас григорианским календарем, 3 февраля 1565 года. Основные направления опричнины. Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою - княжеским родам, видному боярству и приказным людям.

Раздел государства на «Земщину» и «Опричнину» подразумевал передел земли внутри страны. Передел этот вызван был тем, что изначально проживавшие на территории «Земщины», но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории «Опричнины». Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат «Земщины». Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя. Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев. Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха.

Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных. А 1-й этап «Опричнины» 1565 год — ноябрь 1567 года. Первые годы опричнины были сочетанием репрессивных реформ и уступок со стороны царской власти. Если 1-й год ознаменован опалами, казнями, убийствами, то на 2-м году существования опричнины её режим несколько смягчился. Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в 1-е годы опричнины были: - советник царя Алексей Басманов, - князь Афанасий Вяземский. Среди них был видный воевода, герой взятия в 1552 году Казани - князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром. Царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. При этом они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и Старицкий князь Владимир.

Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения. Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских. В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора.

Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл. В противоположность им С. Соловьёв старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение Соловьёва разделял К. Сходно рассматривал опричнину и В. Ключевский , считавший её результатом борьбы царя с боярством — борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства. Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплёку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Кавелина : «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства». По мнению С. Платонова , опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, тем самым укрепив русскую государственность в целом [56]. Похожего мнения придерживался Н. Рожков, называвший опричнину выражением победы «самодержавной власти царя над олигархическими тенденциями боярства» [57]. В завещании царь написал: «А что если учинил опришнину, и то на воле детей моих, Ивана и Фёдора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинил готов» [58]. В своём «Полном курсе лекций по русской истории» Платонов излагает следующий взгляд на опричнину: В учреждении опричнины вовсе не было «удаления главы государства от государства», как выражался С. Соловьёв; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив «земскому» управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», как говорит В. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой [59]. Советская концепция[ править править код ] С конца 1930-х годов в советской историографии возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что, в конечном счёте, отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Установочную точку зрения выразил И. Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» запрещённой : Эйзенштейн изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это [60]. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путём. Однако, не все советские историки следовали официальной линии. К примеру, C. Веселовский писал: С. Платонов упустил из виду, что Судебник 1550 г. А в ближайшие годы, в связи с уложением 1556 г. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии [61]. Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков [62] , сделать невозможным даже частичный возврат к ней — и тем самым обеспечить военную оборону страны [63].

Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю. За подъем свой, то есть за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тысяч рублей. По мнению проф. Платонова, после учреждения опричнины было быстро разрушено землевладение крупной феодальной знати, бояр и княжат, которые в массе своей были переселены на окраины государства, где шли постоянные военные действия: Опричнина была первой попыткой разрешить одно из противоречий московского государственного строя. Она сокрушила землевладение знати в том его виде, как оно существовало из старины. Посредством принудительной и систематически произведенной мены земель она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде, где считала это необходимым, и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным местам государства, преимущественно по его окраинам, где они превратились в рядовых служилых землевладельцев. Полный курс лекций по русской истории В книге В. Костылева «Иван Грозный» описывается клятва опричника: «Клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине и не молчать обо всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. На этом целую я крест! Платонова правительство предписывало опричным и земским людям действовать вместе. Так, в 1570 г. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Там он завел нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвал игуменом, князя Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву и ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре, удалился на покой, а преемник его Филипп, смело говоривший правду царю, скоро был лишен сана и жизни. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич. Поход против Новгорода В декабре 1569 г. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Советский историк Руслан Скрынников, прибавив к этому числу всех поименно названных новгородцев, получил оценку в 2170-2180 казненных; оговариваясь, что донесения могли быть не полны, многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», Скрынников допускает цифру в три-четыре тысячи человек. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Согласно новгородской летописи, во вскрытой могиле погибших обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения убитых, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине. Общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом. Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого некоего Николы Салоса. Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены. Московские казни 1571 года Теперь под репрессии попали самые приближенные к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины — печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора.

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

Иван Грозный учредил опричнину. Андрей Бугаков 03.02.202303.02.2023. 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план. В 1565 году в Русском государстве начался уникальный период с репрессиями по отношению к верхушке знати и церкви. Продолжался он до 1572 года, когда была объявлена отмена опричнины по желанию царя Ивана Грозного.

Этот день в истории: 1565 год. 3 февраля царь Иван Грозный учредил опричнину

Репрессии начались практически сразу: уже в феврале 1565 года были казнены видный воевода, один из покорителей Казани, князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, а также ряд других бояр и дворян. Созданный царем опричный отряд численностью около тысячи человек потом количество возрастет до 5—6 тыс. Часто казни были публичными, причем умерщвляли весьма изощренно — поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками. Многие погибали под пытками. Фото: commons. Картина художника Аполлинария Васнецова, 1912 год От левитановских пейзажей до обсерватории РАН и мороженого из ламинарии Десятки попавших в опалу были отправлены в ссылку в далекий Казанский край.

Среди них было немало знатных «княжат» — представителей родов Оболенских, Ярославских, Ростовских и Стародубских князей. Высланные лишались своих старинных вотчин и поместий, а взамен должны были получить поместья то есть ненаследуемые земельные держания, в отличие от вотчин, которые передавались потомкам близ Казани. Конфискованные земли и богатства шли в царскую казну. Одновременно началось переселение и вовсе ни в чем не повинных земских дворян, которые, должны были покинуть опричные уезды и переехать в земские волости. В принципе, они имели право на получение в качестве компенсации наделов в земщине, но на практике так происходило далеко не всегда — даже если пустые земли имелись, на них обычно не было крестьян, посему выделение их не имело смысла.

В экономической логике того времени ценность имела не сама земля, а те, кто ее обрабатывает. Маховик беззаконных репрессий нарастал, попадали под него и знатные бояре, и дворяне, и простые люди, и духовенство, вплоть до самого митрополита Филиппа, которого лично задушил Малюта Скуратов. Апогеем опричного террора стал поход на Новгород, якобы заподозренный в крамоле и измене.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники — особые воины государя — и учреждена политика опричнины террора. Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

В результате деятельности опричников страна к 1572 году находилась на грани экономического кризиса, погибли десятки тысяч человек. Служивые люди, крестьяне и ремесленники были растеряны, запуганы и дезорганизованы, боярская дума потеряла свою власть и в принципе почти перестала существовать. Россия проиграла Ливонскую войну, потеряв все выходы к Балтийскому морю и территории Финского залива, чем сразу воспользовались шведы. В старне возникла нестабильная ситуация и социальная напряженность, что после смерти Ивана IV Грозного привело к смутному времени и появлению самозванцев.

Аллегория правления Ивана Грозного.

Гравюра неизвестного художника. Территория опричнины в 1565-1572 гг. Наконец, 2 Февраля, Иоанн торжественно въехал в столицу и на другой день созвал Духовенство, Бояр, знатнейших чиновников. Вид его изумил всех. Опишем здесь наружность Иоаннову. Он был велик ростом, строен; имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо некогда приятное. В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость; все черты исказились; взор угас; а на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса, от неизъяснимого действия ярости, которая кипела в душе его. Снова исчислив вины Бояр и подтвердив согласие остаться Царем, Иоанн много рассуждал о должности Венценосцев блюсти спокойствие Держав, брать все нужные для того меры - о кратковременности жизни, о необходимости видеть далее гроба, и предложил устав опричнины: имя, дотоле неизвестное!

«Введение чрезвычайного положения»: какую роль в истории России сыграла опричнина

Цитата сообщения дубыня Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда госуда. И.П. Федоров-Челяднин К началу опричнины конюший боярин стал одним из главных руководителей земской думы. начало опричнины. Царь Иван Грозный, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области) прислал в столицу две грамоты. Что такое опричнина, почему она появилась и главных ударах рассказал историк и публицист Евгений Спицын. 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план.

Причины опричнины Ивана Грозного

  • Иван IV принимает решение учредить опричнину
  • Иван Грозный учредил опричнину 2024
  • Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 гг кратко
  • Государство, разделённое надвое: 450 лет опричнине
  • 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину | Блог
  • Опричнина ивана iv грозного

Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 гг кратко

Падение Избранной рады Приведение бояр к присяге во время болезни царя Ивана Грозного в 1553 г. Миниатюра Царственной книги XVI в. По мере укрепления личной власти Ивана IV менялось его отношение к Избранной раде. Создана по указу, датируемому в историографии периодом не ранее 5 января и не позднее 15 февраля 1565 г. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части государства – земщины. 2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. После возвращения Иван Грозный разделил страну на две части: опричнину и земщину. Это положило начало проведению политики опричнины. В начале февраля 1565 г. Иван IV приехал в Москву и, созвав Земский собор, объявил об окончательном решении учредить опричнину, потребовав разрешения без совета с боярами «опаляться» на «изменников», казнить их, забирая на себя имущество казненных.

3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину

Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки». Признаки опричнины 1565 – 1572 годов. Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения). Опричнина — период в истории России приблизительно от 1565 до смерти Иоанна Грозного (официально опричнина отменена ранее — в 1572), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер против боярско-княжеской оппозиции.

Что такое опричнина

Голод, в свою очередь, вынуждал крестьян переселяться из обжитых районов, вскоре переселение обернулась откровенным бегством. Государство пыталось бороться с обезлюдиванием земель, принимая первые крепостные акты, как, например, указ о заповедных летах. Так опричнина стала причиной закрепощения крестьян, усиления из зависимости от воли помещиков. Эта политика оказала свое влияние и на проводимую в то время Ливонскую войну. Частично опричнина стала причиной поражения России в ходе военных действий. Боясь обвинений, военачальники не спешили проявлять инициативу в проведении боевых операций. Кроме того, на вооружении войска сказалось и недостаточное финансирование — из-за разорения центральных земель в последние годы опричнины государственная казна недополучила значительную часть налогов. Плюсы опричнины. Несмотря на резкую критику со стороны большинства историков как XVIII-XIX веков, так и современных, опричнина имела и положительные стороны, не упомянуть о которых нельзя. В первую очередь, политика террора послужила на благо централизации страны.

Разорение княжеских уделов, смерть, насильственные земельные мены и переселения представителей высшего боярско-дворянского сословия существенно ослабили земельно-родственные связи между противниками верховной власти. Следствием этого стало укрепление влияния царя и централизации государства. Формирование нового стиля правления, без оглядки на боярскую думу тоже стало возможным благодаря введению опричнины. И хотя самодержавие не всегда шло на благо, для нового государства, только что объединившегося из разрозненных земель, единая власть стала системообразующим фактором. По мнению многих историков, становление великого государства невозможно без суровых мер — пусть и столь жестоких как опричнина. Террор во времена Ивана Грозного мог быть единственной формой утверждения центральной власти, единственным способом объединения земель. Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей и все ближе подводила страну к смуте.

Подводя итог из всего выше сказанного можно сделать вывод, что последствия опричнины 1565-1572 годов, усугубленные неудачами в Ливонской войне, были трагичны для страны несмотря на то, что она задумывалась как средство единения государства. В России разразился экономический кризис.

Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину».

Так, бегство полководца Андрея Курбского в Литву, который при этом был одним из самых близких к царю людей, сильно ранило Ивана VI. Кстати, убегая, Курбский прихватил с собой золото и серебро, но оставил на произвол судьбы жену и сына. Однако семью предателя государь не тронул, и даже отпустил их к главе семьи.

Об этом сообщает «Рамблер».

Всего было приговорено к казни 300 человек, однако 187 из них царь помиловал [43]. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский , а также несколько видных руководителей земщины — печатник Иван Висковатый , казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жёны, дети казнённых, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму , чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Конец опричнины[ править править код ] В 1571 году выступил в поход на Москву крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В.

Кобрину , разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную недееспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну [51] , так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 году Иван поставил во главе земщины крещёного татарского царевича Симеона Бекбулатовича , бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Этому предшествовал новый всплеск казней, когда был разгромлен тот круг приближённых, который установился в 1572 году, после уничтожения опричной верхушки [52]. После развода с очередной женой Анной Васильчиковой Иван Грозный отправил на плаху ряд представителей своего ближнего двора: четверых братьев Тулуповых с матерью Анной они успели породниться с Васильчиковыми , 40 дворян, а также бояр Я. Мансурова и В. Умного-Колычёва; брат последнего Фёдор был сослан в монастырь на свадьбе с Васильчиковой в 1574 году из 35 гостей 19 принадлежали к роду Колычёвых. Личный врач и астролог царя Елисей Бомелей попытался бежать за границу, но был схвачен и подвергнут пыткам позже его казнили. Обрушились репрессии и на церковную верхушку: лишились голов архимандриты двух придворных монастырей в Москве: Чудова — Евфимий, и Симонова — Иосиф.

Был схвачен и уморён в темнице новгородский архиепископ Леонид его обвинили в чародействе, в связи с чем в Новгороде было сожжено 15 женщин, которые ворожили якобы по заданию архиепископа. Было начато следствие в отношении митрополита Антония и игумена Крутицкого монастыря в Москве Тарасия. Отрёкшись от престола, Иван Васильевич взял себе «удел» и образовал свою «удельную» думу, в которой теперь заправляли Нагие , Годуновы и Бельские. Расправы с членами прежней думы продолжились: были казнены И. Бутурлин с сыном и дочерью, Д. Бутурлин, П. Владимиров Разбойный приказ и О. Ильин Дворцовый приказ. При этом отрубленные головы были брошены на дворы митрополита Антония, воеводы Ивана Шереметева «Меньшого» , первого боярина думы И.

Мстиславского и главного земского дьяка А. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иван Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили — «города и воеводы дворовые и земские». Общий результат опричнины историк XIX столетия В. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную». В результате этого: Иван Грозный как тиран и палач. Гравюра на дереве из издания: Georg von Hoff, Erschreckliche greuliche und unerhorte Tyranney Iwan Wasilowitz, 1581 На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских; Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др.

Итак, разорение и террор опричных лет 1565—1572 стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство через 20 лет к трагическим событиям Смутного времени: голоду, неурожаю, появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства. Скрынникова , проанализировавшего поминальные списки синодики , около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Кобрин , считают эту цифру крайне заниженной. Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий