В начале февраля 1565 иван 4 учредил опричнину укажите три любых политических последствия данного

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. Основные последствия введения опричнины Опричнина Ивана Грозного является.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАНИРУЕТ СДАТЬ ЕГЭ НА 80+

Вскоре последовало подобное, хотя и менее жестокое, избавление от Пскова, важного в то время торгового центра. Болезнь Ивана Грозного Сегодня ученые обсуждают то, что Иван IV, возможно, страдал от ряда психических расстройств, включая биполярное расстройство. Вероятнее всего, резкое изменение политики Ивана было связано с внешними и внутренними угрозами. В 1560-х годах Россия была вовлечена в несколько войн, и засуха вызвала массовый голод. Ходили слухи о восстаниях и заговорах. Возможно, это было причиной введения опричнины.

Иван решил, что ему нужно укрепить свои позиции, особенно против бояр. Это было связано с массовыми арестами и казнями в основном представителей княжеского рода и их сторонников. Опричнина значительно расширила власть Ивана над потомственным дворянством, и ее члены все больше обогащались, а она становилась «государством в государстве». Его психическое состояние было настолько нестабильным, что в 1581 году Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, возможно, по настоянию боярина Бориса Годунова, который стал царем восемь лет спустя. Иван убил своего сына железным посохом.

Говорят, что он был поглощен чувством вины за смерть своего сына. В последние годы своей жизни он вступил в орден отшельников и умер как монах Иоанн. Он скончался от отравления в 1584 году. Его брат, слабоумный Федор, стал царем после смерти Ивана. Божья воля Чередуя периоды дикости и благочестия, царь был очень обеспокоен оценкой церковью его политики.

Конфликт между провозглашенной миссией церкви и фактической политикой государства обострился во времена правления митрополита Филиппа. Доверенный царю с юных лет, Филипп первоначально сделал свое восхождение к руководству церкви условием полного отказа царицы от опричнины, но позже принял предложение, поскольку полагал, что он сможет заставить царя изменить свой образ жизни посредством настойчивых действий. Тем не менее, несмотря на все усилия, насилие не ослабевало.

Суть опричнины состояла в изъятии имущества земли у граждан в пользу государства. По воле Царя выделялись особые земли, которые использовались для царских нужд и царского двора. Эти территории были закрыты для простых граждан.

Сущность опричнины Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» кроме того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. Что же составляло суть опричнины? В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. Характеристика опричнины К характерным чертам опричной системы стоит отнести: Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины. Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума. Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях. Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе. Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства. Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. Основные направления опричнины Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою — княжеским родам, видному боярству и приказным людям. Раздел государства на земщину и опричнину подразумевал передел земли внутри страны, вызванный тем, что изначально проживавшие на территории земщины, но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории опричнины. Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат земщины. Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя. Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев. Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха. Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных. Первый этап опричнины 1565 г. Первые годы опричнины были сочетанием репрессивных реформ и уступок со стороны царской власти. Если первый год ознаменован опалами, казнями, убийствами, то на втором году существования опричнины её режим несколько смягчился. Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в первые годы опричнины были советник царя Алексей Басманов, а также князь Афанасий Вяземский. Так, уже в феврале 1565 года были казнены пятеро представителей аристократии, среди которых был герой взятия в 1552 году Казани князь А. Следующим проявлением опричной политики была «Казанская ссылка»: царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. Они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и старицкий князь Владимир; Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения. Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских. В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора, привлекая к обсуждению внешнеполитических вопросов не только членов Боярской думы, но и детей боярских из земщины, представителей духовенства и московского купечества.

Иван Грозный говорил, что на простых людей у него гнева нет. Однако на каждого убитого боярина приходилось с десяток казненных детей боярских и сотни посадских и сельских мужиков, убитых опричниками между делом. Митрополит Афанасий в знак протеста оставил кафедру. Поставленный на его место по просьбе Ивана IV соловецкий игумен Филипп Колычев не побоялся потребовать от царя «соединить всю землю воедино». Позже на митрополита поступил донос, и церковный собор лишил его сана. Опричники отвезли Филиппа в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. Кульминацией расправ стал конец 1569 — лето 1570 г. Царь получил ложный извет: новгородцы хотят посадить на престол в Москве Владимира Старицкого, а сами предаться Польше. В сентябре 1569 г. Иван вызвал к себе Владимира с женой и младшей дочерью и заставил их выпить яд. В декабре опричное войско двинулось на Новгород. Кровавые погромы произошли в Клину, Твери и Торжке. Новгородский архиепископ в свое время донес на Колычева, и царь Иван надеялся получить благословение Филиппа на погром Новгорода. Филипп отказал, тогда Малюта задушил его и заявил монахам: «В келье душно, старец умер». Убиение митрополита Филиппа Колычева Малютой Скуратовым. Художник А. Новосколъцев В январе 1570 г. Царь отказался принять благословение Пимена. В городе шесть недель длился погром. Устав орудовать саблями, опричники бросали свои жертвы с моста в Волхов, где другие опричники на лодках, орудуя рогатинами, не давали им выплыть Волхов вблизи устья зимой не замерзает. По мнению ученых, в Новгороде погибло 10 — 15 тыс. Тем временем в застенках Александровой слободы закончили новое следствие. Иван Висковатый и несколько других земских дьяков были обвинены в «измене». Летом 1570 г. Осужденных подвергли нечеловеческим мучениям. Ивана Висковатого привязали к бревнам, сложенным в форме креста. На предложение просить царя о помиловании он ответил: «Будьте прокляты, кровопийцы, вместе с вашим царем! Казначея Никиту Фуникова сварили в кипятке. Царь Иван Грозный, его сын царевич Иван, воеводы сами орудовали топорами. Или ты, царь… не боишься предстать пред неподкупным судией — надеждой христианской, Богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их… Из посланий Ивана Грозного Андрею Курбскому. Ты… из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих предков, — ибо по Божьему изволению Бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда.

Опричнина: что это, причины создания, губительные последствия

Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано. Историческая оценка Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.

Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.

Как бы то ни было, монарх со своим войском покинул Псков и отправился в Александровскую слободу. Ликвидация опричнины Опричнине удалось справиться с раздробленностью государства и добиться централизованного управления, но из-за непрестанного террора она стала причиной ослабления экономической и военной мощи державы. Многие крестьяне бежали из страны, в результате чего резко сократились налоги и подати.

Царя ждало ещё одно большое разочарование — опричники, которые успешно сражались с безоружным мирным населением, в битве с настоящими солдатами оказались ни на что не пригодными. Нередки среди них были случаи дезертирства. Результатом стало поражение армии Ивана Грозного в Ливонской войне под городом Ревелем. В 1571 году произошло нападение на Москву армии крымского хана Девлета Гирея. Царь в это время ещё был в Новгородском походе, и выступить на защиту города было некому — бояре свои войска предоставить отказались.

Этим они вызвали настоящий гнев своего правителя. Армия хана сожгла половину города и забрала в плен 150 тысяч человек. Царь вынужден был срочно вернуться в Москву. Чтобы противостоять крымскому войску царю пришлось объединить опричные и земские войска. Благодаря этому армии крымского хана при повторном набеге было нанесено поражение.

Целью введения опричнины было укрепление политической и экономической мощи страны, а также победа в Ливонской войне. Однако страна была полностью ослаблена, а в ходе военных действий никаких существенных перемен не произошло: они продолжались с переменным успехом. После всех этих событий серьёзно разочаровавших Ивана Грозного, в 1972 году им было принято решение об отмене опричнины. Опричное войско было объединено с земским. Ближний круг Ивана Грозного перестал называться «опричниками» и получил новое название «двор».

Дворянам, у которых были конфискованы земли и которым удалось выжить, часть собственности была возвращена. Результаты и значения опричнины Государственный строй, установленный Иваном Грозным в 1565 году, известный как опричнина, не имел ни одного положительного результата. Последствия этого явления затронули несколько последующих поколений. В целом итоги опричнины можно сформулировать следующим образом: потеря боярством влияния на дела государства; разгром боярских имений. Введение опричнины не решило задачи ускоренного завершения централизации государства под властью самодержавного монарха.

Напротив, Опричнина стала одной из главных предпосылок хаоса, анархии и неопределенности будущего Смутного времени. Последствия опричнины Годы опричнины были очень тяжелы для государства. Последствия произвола и террора заключались в следующем: Экономический крах. Большое количество земель было либо разорено, либо брошено по причине бегства владельцев; Падение нравственного авторитета монарха; Ослабление боярского класса. Бояре были политическим, экономическим и военным фундаментом Москвы, и, подрывая их мощь и ресурсы, царь начал разрушать инфраструктуру своей страны.

Россия стала легкой мишенью для татар; Постоянные изменения в правительстве вызвали внутренний хаос. Некоторые районы настолько обезлюдели, что сельское хозяйство развалилось, и этими слабостями стали пользоваться внешние враги царя; Централизация власти вокруг царя. Положительной стороной стало то, что опричнина окончила постоянную борьбу бояр за влияние.

Немного позднее развернулась масштабная репрессивная акция по делу боярина И. Фёдорова: разгрому подверглись его многочисленные вотчины в различных уездах.

Опричники убивали слуг и холопов боярина с их семьями, местных землевладельцев, священников, так или иначе связанных с управителями имений Фёдорова; затем репрессии распространились на широкий круг его дальних родственников и знакомых. Иван IV лично 11 сентября 1568 г. Всего, по приблизительным подсчётам, к концу осени 1568 г. Уже после первых казней по «делу Фёдорова» стала ясна позиция митрополита: впервые Филипп II прилюдно осудил опричнину в Успенском соборе Московского Кремля в марте 1568 г. Новые обличения, угроза публично проклясть опричников летом — осенью 1568 г.

В начале ноября состоялся соборный суд над Филиппом II, было объявлено о якобы обнаруженном нарушении им монастырского устава в бытность игуменом Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что он был лишён сана. Опричники 8 ноября во время литургии в Успенском соборе Московского Кремля, зачитав постановление Освященного собора, сорвали с Филиппа II митрополичье одеяние. Захват литовскими войсками на 2 недели в январе 1569 г. Изборска был воспринят как результат измены, опричники казнили около 20 человек из числа псковских подьячих, горожан, служилых людей гарнизона , в опалу были сосланы до 500 семей псковичей и до 150 семей новгородцев. Вместе с тем расширение территории опричнины в 1568 г.

Насилия опричников над земцами по имущественным, земельным и иным поводам стали повседневной нормой в условиях полной правовой незащищённости земцев и практик местных административно-судебных органов как опричных, так и земских все дела решались в пользу опричников. Посетив летом 1569 г. Вологду, царь приказал казнить нерадивых, по его мнению, строителей кремля и их руководителей. Тогда же был получен донос на дмитровского князя Владимира Андреевича, который якобы с помощью царского повара хотел отравить Ивана IV рыбой из царских ловель на Волге этот донос совпал с рассказом вернувшихся из Швеции русских послов о свержении в 1568 короля Эрика XIV его братьями. В сентябре 1569 г.

В те же дни и позднее по «делу» князя Владимира Андреевича опричники убили до 140 человек, в том числе горожан из Нижнего Новгорода. В начале осени 1569 г. Немного позднее царь конфисковал около половины вотчин Рязанской кафедры, часть вотчин старобоярских рязанских родов и ряд монастырских владений. Эти земли были отданы в поместья как компенсации за конфискованные владения выселенцам из новых опричных уездов и возвращённым из ссылки опальным. Опричный террор достиг апогея во время похода Ивана IV на Новгород и Псков декабрь 1569 — февраль 1570 и во время казней в Москве июль — август 1570.

Поводом к походу послужили показания новгородского подьячего на пытках по «делу» князя Владимира Андреевича, а также присланная из Новгорода некая «польская память». Карательная экспедиция готовилась втайне как масштабная военная операция. По ходу продвижения опричники убивали всех проезжавших, погромам, начиная с тверского рубежа, подверглись города и сёла. В Твери сначала уничтожили или конфисковали имущество монастырей и храмов, затем разгромили посады. Опричники казнили лиц духовного сословия Г.

Скуратов-Бельский задушил в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре бывшего митрополита Филиппа II после его отказа благословить поход , местных приказных, детей боярских и купцов, а также ещё находившихся на пути в ссылку псковичей и пленных литовцев. При торжественной встрече новгородцами на мосту через Волхов Иван IV 8 января публично обвинил архиепископа Пимена , его окружение, новгородские власти и купцов-гостей, а также горожан в целом в намерениях передать Новгород и Псков Сигизмунду II , «извести» самого царя, а трон передать князю Владимиру Андреевичу. Была опечатана казна архиепископа, а также всех новгородских и пригородных монастырей и храмов. С 9 января начались дознание, суд и казни, продолжавшиеся 4 недели. Через пытки прошли духовные и светские лица архиепископского двора, включая рядовых детей боярских из окружения владыки, представители белого духовенства города, практически весь состав новгородской приказной избы и других органов управления дьяки и подьячие , местные помещики, ранее служившие князю Владимиру Андреевичу, а также богатейшие гости города Сырковы, Таракановы, Ямские , у которых были отняты огромные средства, пополнившие опричную казну.

В течение 7 дней царь с опричниками объехал 27 монастырей, конфисковал их казну, колокола, ценную утварь; многочисленные обозы с церковным имуществом тянулись в Александровскую слободу несколько месяцев часть имущества позднее, в конце 1571 и в 1572, царь вернул и приказал отлить новые колокола для Софийского собора в Новгороде. Одновременно в январе — начале февраля 1570 г. В Нарве 400 опричников уничтожили запасы зерна, соли, другое имущество русских купцов с них взято 8 тыс. По-видимому, в это же время в Новгороде был казнён глава Пушкарского приказа боярин В. Через несколько дней царь с опричниками уже был в Пскове, где главный удар репрессий пришёлся на монастыри и приказной аппарат.

По приблизительным подсчётам, за время похода 1569—1570 гг. С учётом лиц, имена которых не отразились по различным причинам в синодиках об опальных, число казнённых следует значительно увеличить. Кроме того, несколько сотен опальных и членов их семей были отправлены в тюрьмы Москвы и Александровской слободы большинство из них казнили летом 1570. Пимен был публично облачён в одежды скомороха, посажен задом наперёд на кобылу с гуслями в руках и в сопровождении опричников отправлен в Москву. Освященный собор в июле 1570 г.

Около года опричники добивались выплаты огромной контрибуции 13 тыс. Обсуждение планов похода на Новгород, форм его организации и проведения впервые выявило серьёзные несогласия в опричной элите. Ещё до похода отстранены от дел кравчий Ф. Басманов умер в тюрьме и его отец боярин А. Басманов вскоре убит вместе со вторым сыном.

Тогда же пытали, а затем сослали в заключение оружничего и окольничего князя А. Вероятно, весной 1570 г. Очин-Плещеев и воевода И. Плещеев, двое сородичей князя Вяземского, опричные подьячие и др. Сведения, полученные на допросах с пытками арестованных в Новгороде лиц, заставили царя подозревать, что теперь изменников нужно искать в Московском Кремле, среди земской приказной элиты.

За июль — август 1570 г. Фуников-Курцев , печатник И.

Это создало атмосферу страха и подавленности в обществе. Распад семей и разрушение общественных связей Опричнина также привела к распаду семей и разрушению общественных связей. Многие люди были вынуждены бежать из своих домов и искать убежище в других местах, чтобы избежать преследования опричников. Это привело к разрыву семейных уз и разрушению общественных структур. Усиление веры в суеверия и мистику Опричнина также способствовала усилению веры в суеверия и мистику. Многие люди, живущие в постоянном страхе и неопределенности, обратились к религии и мистическим практикам в поисках защиты и надежды.

Это привело к распространению суеверий и поверий, а также к усилению влияния церкви на общество. Ухудшение образования и культуры Опричнина также отрицательно сказалась на образовании и культуре. Многие ученые, писатели и художники были лишены свободы слова и вынуждены прекратить свою деятельность. Это привело к ухудшению образования и снижению уровня культуры в стране. В целом, социальные последствия опричнины были разрушительными для общества. Она привела к репрессиям, распаду семей, усилению веры в суеверия и мистику, а также к ухудшению образования и культуры. Культурные последствия опричнины Ограничение свободы слова и творчества Одним из основных культурных последствий опричнины было ограничение свободы слова и творчества. Многие ученые, писатели, поэты и художники были лишены возможности свободно выражать свои идеи и творить.

Они сталкивались с цензурой и преследованиями со стороны опричников, что приводило к снижению качества и разнообразия культурной продукции. Уничтожение культурных ценностей Опричнина также привела к уничтожению многих культурных ценностей. Опричники активно разрушали и грабили монастыри, церкви и богатые дома, уничтожая иконографию, рукописи, книги и другие ценности. Это привело к потере многих исторических и культурных памятников, которые невозможно восстановить. Снижение уровня образования Опричнина также отрицательно сказалась на образовании. Многие ученые и преподаватели были лишены свободы слова и вынуждены прекратить свою деятельность. Это привело к ухудшению качества образования и снижению уровня образованности в стране. Многие люди лишались возможности получить образование из-за политических репрессий и ограничений.

В целом, культурные последствия опричнины были разрушительными для общества. Она привела к ограничению свободы слова и творчества, уничтожению культурных ценностей и снижению уровня образования. Эти последствия оказали долгосрочное влияние на развитие культуры и образования в России. Оценка опричнины в истории России Опричнина, которая существовала в России во время правления Ивана Грозного, является одним из самых темных и противоречивых периодов в истории страны. Ее оценка вызывает много споров и разногласий среди историков и ученых. С одной стороны, некоторые историки считают опричнину необходимым и эффективным инструментом для укрепления центральной власти и подавления внутренних и внешних угроз. Они отмечают, что опричнина позволила Ивану Грозному укрепить свое правление, уничтожить оппозицию и подавить восстания.

Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела

младшему, как удельному князю. Опора царя в опричнине: Опричнина была создана как специальная политическая и военная организация, служившая непосредственно Ивану Грозному. Узнай, что Иван Грозный, запретив Опричнину, переломил ход истории. В данной статье будут рассматриваться основные причины введения опричнины в 1565 году её начало и развитие, а также основные события и результаты. Скачать бесплатно: Как опричнина привела к Великой Смуте. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Почему Иван Грозный ввёл опричнину

Текст научной работы на тему «Опричнина: причины, содержание, последствия». Основные события времен опричнины. Последствия, положительные и отрицательные. Конец опричнины. Опричнина Ивана Грозного — описание. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». Иван Грозный учредил опричнину Картина Н.В. Неврева «Опричники» (1870-е гг., Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Последствия опричнины Ивана Грозного. Опричнина: задачи и последствия. В начале 1565 года Иван Грозный издал царский указ об опричнине, с которого началась темная страница истории русского государства.

Причины введения опричнины

Опричнина Ивана Грозного: причины, начало введения и итоги - 18. ОПРИЧНИНА Коротко смысл введения Иваном IV опричнины и сущность основных ее мероприятий можно определить следующим образом:• установление деспотического режима;• насилие в отношении всех социальных слоев;• ликвидация частной собственности.
Опричнина Ивана Грозного. Причины, политика, итоги. Причины опричнины: Желание Ивана IV уничтожить ненавистное боярство.

Охарактеризуйте опричную политику по плану: 1) цели; 2) опора царя в опричнине;

Опричнина окончательно вырождалась в банду убийц. Политика опричнины показала, что сами опричники больше не желают воевать — они просто не пришли на сражение. Привыкшие к грабежам мирного населения, опричников набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г. Иван поставил во главе земщины крещёного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Этому предшествовал новый всплеск казней, когда был разгромлен тот круг приближённых, который установился в 1572 г. Главная цель опричнины — уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости — не была достигнута. В результате этого: — На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских.

Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царём. Историческая оценка[ править править код ] Исторические оценки опричнины могут кардинально разниться в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. До известной степени, основы этих противоположных оценок были заложены уже во времена самого Грозного, когда сосуществовали две точки зрения: официальная, рассматривавшая опричнину как акцию по борьбе с «изменой», и неофициальная, видевшая в ней бессмысленный и труднопостижимый эксцесс «грозного царя». Дореволюционные концепции[ править править код ] Николай Неврев. На картине изображено убийство боярина И. Фёдорова 1568 , которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал. По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей [29] [55]. В историографии XIX века этой точки зрения придерживались Н. Карамзин , Н. Костомаров , Д. Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл. В противоположность им С. Соловьёв старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение Соловьёва разделял К. Сходно рассматривал опричнину и В. Ключевский , считавший её результатом борьбы царя с боярством — борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства. Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплёку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Кавелина : «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства». По мнению С. Платонова , опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, тем самым укрепив русскую государственность в целом [56]. Похожего мнения придерживался Н. Рожков, называвший опричнину выражением победы «самодержавной власти царя над олигархическими тенденциями боярства» [57]. В завещании царь написал: «А что если учинил опришнину, и то на воле детей моих, Ивана и Фёдора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинил готов» [58]. В своём «Полном курсе лекций по русской истории» Платонов излагает следующий взгляд на опричнину: В учреждении опричнины вовсе не было «удаления главы государства от государства», как выражался С. Соловьёв; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив «земскому» управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», как говорит В. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой [59]. Советская концепция[ править править код ] С конца 1930-х годов в советской историографии возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что, в конечном счёте, отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Установочную точку зрения выразил И. Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» запрещённой : Эйзенштейн изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

Разумеется, это был всего лишь политический маневр. Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои условия: 1 предоставить царю право внесудебной расправы над любыми «изменниками»; 2 выделить опричнину - личный удел царя; 3 набрать для царя особое войско из тысячи избранных бояр и дворян. Сущность опричнины В 1565 г. Иван IV учредил опричнину - систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину - оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были «выведены» в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого - перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально- вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Все свои преобразования Иван IV проводил с невероятной жестокостью. Расправы, казни следовали одна за другой. Был убит московский митрополит Филипп, занимавший независимую позицию, укорявший царя за жестокость; отравлен последний удельный князь России - Владимир Старицкий за то, что он претендовал на престол. Разгрому подверглись целые города: Новгород, Клин, Торжок. Последствия опричнины. Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь. Ливонская война была проиграна. Итак, разорение и террор опричных лет 1565-1572 гг. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса - отсутствия прямого наследника, привела русское государство к трагическим событиям Смутного времени: появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства. Оценка историков. Такое явление в русской истории как опричнина разные историки оценивают по-разному.

Ссылая князей на окраины государства, он лишал их военной и экономической поддержки. У них не было достаточно ресурсов для дальнейшего противостояния его влиянию. Царь снял опалу с некоторых вельмож и вернул их из ссылки. Он созвал совещательный орган по подобию Земского собора для обсуждения внешней политики. Особенностью этого шага была попытка привлечь к политике людей из разных сословий. В этом же году Иван Грозный неожиданно сделал митрополитом Филиппа, который был яростным противником опричного режима. В 1567 году царь активно занимался обустройством новых земель, включенных в его удел. В этот период он узнал о заговоре со стороны земщины. Это вызвало приступ ярости государя и ознаменовало конец относительно мирного первого периода опричнины. До сих пор историки не знают, действительно ли имел место заговор. В любом случае в конце 1567 года начались невиданные до этого репрессии. Второй этап 1568-1572 гг Ход событий второго этапа связан с бурными перипетиями. Иван Грозный впал в неистовый гнев, жертвами которого стали даже те, кто совсем недавно доказали свою верность государю. Популярный в народе воевода Фёдоров-Челяднин был обвинен в попытке свержения царя. Незадолго до этого он выдал Ивану Грозному польского шпиона. Но бывшие заслуги были не в счет. Царь лично нанес воеводе удар ножом. Расправы шли без суда, оговоры выбивали под пытками. Убили слуг, родственников, знакомых Фёдорова-Челяднина. За первые 6 дней июля 1568 года убили 369 человек. В 1569 году был убит князь Старицкий, двоюродный брат царя. Именно его хотели сделать заговорщики 1567 года государем на Руси. Князю принесли отравленное вино и приказали его выпить. Вместе с ним погибли жена и дочь, чуть позже убили его мать Ефросинью. Княжна Старицкая неоднократно возглавляла боярские заговоры и до 1569 года царь всегда ее миловал. В ответ на это слуги митрополита были забиты до смерти, а его лишили сана и сослали в Отроч Монастырь. В декабре 1569 году бывший митрополит был задушен Малютой Скуратовым. Гонения продолжились против родственников Филиппа, некоторых казнили. Конец 1569 года был ознаменован трагическим событием. Царь объявил карательный поход против Новгорода. Иван Грозный получил донос, в котором сообщалось о стремлении новгородцев выйти из состава Русского государства под власть Польши. Карательный поход продолжался месяц. Дорога к городу и его территория была усыпана трупами. В официальном отчете Малюта Скуратов упомянул о 1505 казненных.

Опричнина Ивана Грозного

Однако историки по разному оценивают причины, ход и последствия этого события. Что стало причиной опричнины и к чему это привело — в материале altapress. Картина "Опричники". Николай Васильевич Неврев. ССО, commons.

Под первым подразумевались государственные земли, которыми руководила Боярская Дума, а под вторым — территория, которой лично управлял царь. Столицей опричнины была Александровская слобода, а столицей государства — Москва. По словам историка Василия Ключевского, учреждение опричнины вызвали противоречия в государственном строе. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга.

Не умея ни поладить, ни расстаться, они попытались разделиться - жить рядом, но не вместе. Таким выходом из затруднения и была опричнина", говорится в книге "Курс истории России". Историки выделяют несколько причин, что могло подтолкнуть царя к такому решению. Иван IV.

В 1565 году он отказался возвращаться в Москву и объяснил этот поступок изменой бояр. Под угрозой остаться без царя посадские люди, представители духовенства и бояре отправились к царю в Александровскую слободу и попросили его вернуться. Царь выдвинул требование, что сделает это в случае, если ему выделят удел для личного правления без вмешательства церковных властей. Другой причиной опричнины называют неудачи в Ливонской войне.

Все территории отбирались с помощью угроз и силы. Опричниной также называли часть государства, которая была уже отнята у народа, а также войско царская свита , которая занималась отъемом имущества у населения. Управление страной в годы опричнины 3 февраля 1565 г.

Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину».

Репрессии обрушились и на бывших соратников А. Басманов, А. В конце 1569 г. Пятнадцатитысячное войско под руководством Ивана Грозного разгромило все села по дороге к нему, затем 40 дней расправлялось с горожанами. По возвращении в Москву на Красной площади поставлены были 18 виселиц, разложены орудия казни: печи, сковороды, железные клещи. Осень 1572 г. Отмена опричнины. Опричнина ликвидировала в стране политическую раздробленность, но вызвала в стране еще больше противоречий. В стране назрел экономический кризис, наступила разруха. Катастрофу усугубили стихийные бедствия, голод, чума.

В 1571 г. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать о ней. Территория, войска, служилые люди, Боярская дума — были объединены. Но казни не прекратились. Проблемы внутри страны, экономический кризис усугублялись и поражением в Ливонской войне.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

Конфискация имущества: Опричники имели право конфисковать имущество своих жертв, что привело к экономическим проблемам и несчастьям для многих людей. Эта практика создавала страх перед потерей собственности и приводила к бедности и бездомности многих граждан. Изменения в управлении: В период опричнины Иван Грозный внес значительные изменения в систему управления. Он отделил опричников от обычных государственных институтов и дал им неконтролируемую власть. Это ослабило традиционные институты и усилило централизованную власть. Причины появления Появление Опричнины в России было вызвано несколькими причинами, включая: Политическая нестабильность: В конце 1540-х и начале 1550-х годов Россия переживала период политической нестабильности после смерти Ивана Грозного дяди Василия III. Иван был всего несколько лет, когда он взошел на трон, и фактическую власть осуществляли различные регенты и бояре. Это создавало неопределенность и слабость в правительстве. Контроль над боярским классом: Иван Грозный видел боярство как потенциальную угрозу своей власти. Он стремился укрепить свою центральную власть и контролировать независимые боярские княжества, что вызывало недовольство в элитных кругах.

Это создало дополнительные опасности и вызвало требования укрепления центральной власти для защиты страны. Изоляция и религиозные амбиции: Иван Грозный стремился к централизации власти и борьбе с теми, кого он считал своими врагами. В этом контексте он придавал важное значение своей миссии защиты православия и борьбе с еретиками. Опричнина стала инструментом в этой борьбе. Личные амбиции и психологическое состояние Ивана Грозного: Иван Грозный был известен своими меняющимися настроениями и вспышками ярости.

На Руси же ещё в период феодальной раздробленности, когда подходил неприятель иноземный или из соседнего княжества, боярин никогда не принимался за укрепление и оборону своей усадьбы. Русские бояре защищали не каждый свое село, а все вместе княжеский град и все княжество в целом. Высшим правительственным учреждением была Боярская дума Все указы и законы оформляли как «приговоры» или «уложения» царя и великого князя с боярами. Все историки согласны, что воплощенная в этих указах правительственная политика была направлена на централизацию страны.

Для крупных русских феодалов не были характерны обширные латифундии, обычно у боярина были вотчины одновременно в нескольких уездах. Границы же уездов, как правило, совпадали со старыми рубежами княжеств. Поэтому возврат к временам удельного сепаратизма реально угрожал интересам знати. Среди «новых» слуг царя было много отпрысков аристократических родов. Таким образом, мы видим, что Кобрин приводит вполне обоснованные доказательства. Также многие историки отмечают, что опричная политика не была чем-то единым на всём своём протяжении и централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Утверждая самодержавную власть монарха как непреложный закон государственной жизни, Иван Грозный в то же время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине в руки Боярской думы и приказов. Кобрин в свою очередь утверждает, что был иной путь развития событий. Он полагал, что этим путём могла бы стать деятельность Избранной Рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации.

Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он и обещал результаты более прочные. Но этот путь не обещал результатов немедленных и тем более он исключал становление снабженной roc-аппаратом деспотической монархии. С этим не был согласен царь, вот почему он выбрал опричнину. Так каковы же последствия оной? Все без исключения историки утверждают, что главная цель опричнины - уничтожение феодальной раздробленности, подрывание основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к противоречиям внутри страны, ослабила её военную мощь. Она вызвала усиление феодально-крепостнического гнёта и являлась одним из факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране. Скрынников также подчёркивает и тот факт, что опричный террор ослабил влияние боярской аристократии и нанёс также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, то есть силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии.

Пожалуй, ещё никогда идея религии, изначально благая, не была так вывернута наизнанку, превратившись в годы террора.

Причины опричнины Ивана Грозного Одной из причин опричнины была твёрдая убеждённость Ивана Грозного в том, что против него плетут заговоры В ту эпоху царь вёл активные войны на западе, и основной предпосылкой опричнины стало его желание ускорить процесс централизации страны. С этой целью самодержец решил создать личный удел с особым статусом, а также опричное войско, причём все доходы с территории опричнины направлялись в государственную казну. Именно тогда Иван Грозный фактически порвал с Избранной радой, неофициальным собранием бояр, составлявших его правительство. Представители Избранной рады считали, что процесс централизации Русского государства должен протекать естественно, неспешно и безболезненно, а царь желал его ускорить. Ухудшение отношений Ивана Грозного с боярами и стало причиной введения опричнины. Не доверяя никому, царь решил создать личную гвардию, верную только ему. С этой целью он возвысил множество выходцев из низов, так как они, по его мнению, не могли иметь никаких притязаний на власть. По той же причине он не доверял боярам, подозревая их в том, что они тайно желают его смерти, чтобы захватить власть самим.

Возможно, эти опасения были оправданы, так как после того, как Иван Грозный начал гнуть свою линию вопреки воле Избранной рады, его отношения с приближёнными резко ухудшились. Опричнина, по его задумке, должна была стать новой опорой для рискующей пошатнуться власти самодержавия. Территория опричнины Эта организация была создана по образу и подобию монашеского ордена, и во главе её стоял сам царь. Территория опричнины и земщины на карте Иван Грозный поделил территорию на опричнину и земщину, то есть боярские владения, и меньшинство сами опричники, которых, как мы помним, было не более 6000 человек владели изрядным куском государства.

Территория, не включенная в опричнину, называлась земщиной и управлялась Боярской думой. С опричных земель выгоняли землевладельцев, отдавая владения дворянам-опричникам. С учреждения опричнины начались казни и репрессии. Одними из первых пострадали родственники и знакомые Алексея Адашева. Затем, поскольку целью было искоренение мощи Боярской думы, репрессии коснулись множества знатных боярских семейств.

Вы точно человек?

Опричнина, политика, проводимая Иваном Грозным в период с 1565 по 1572 год, имела ряд последствий и итогов. Укажите три любых последствия данного события., В декабре 1533 г. умер великий князь Московский и всея Руси Василий Ш. Укажите три любых политических последствия данного события., В начале февраля 1565 г. Иван У учредил опричнину. Этот историк выводил опричнину из политических противоречий русской жизни XVI в. По его мнению, одним из них было наличие двух правящих сил – абсолютной монархии и аристократического правящего аппарата или персонала. Опричнина Ивана Грозного: кратко события реформы, ее причины, сущность и последствия для страны и русского народа в целом. Тогда же в феврале 1565 года царь Иван Грозный произвёл первые казни заподозренных в измене бояр: А. Горбатова-Шуйского, Д. Курлянтьева, Ф. Троекурова, Д. Шевелёва и других. Опричнина Ивана IV Грозного. Опричнина – это государственная политика территориального разделения государства и жесточайшего террора в отношении родовитой знати России XVI века, обвиняемой в государственной измене.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий