Сравнительный анализ директивного и индикативного планирования в систематизированном виде

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях. Сравнительный анализ систем индикативного и директивного планирования на макроуровне экономики приведен в табл. 2. Как видно из табл. 2, обе системы имеют как сильные стороны, так и недостатки. Индикативное планирование, является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. тивное и директивное планирование.

Индикативное планирование и прогнозирование национальной экономики

При этом микропланы, по отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на макроуровне. Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным поведением, то есть снижают предпринимательскую активность , вывозят капитал за рубеж и т. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства.

При слабом государстве, хозяйствующие субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы невыполнения договорных обязательств. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение ставок рефинансирования - отпугивает инвесторов, не верящих в способность государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что не существует методов точного установления значений экономических нормативов, однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться.

Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование - сложная задача , так как улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и др.

Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный лоббистский характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении. Принцип обусловленности.

В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные - это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве. Обусловленные - это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др.

Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, то есть расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования. Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов. Заключение Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества.

Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством.

Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает. В середине XX века одновременно сформировались система директивного планирования в СССР и система индикативного планирования в развитых стран ах Запада. При этом следует отметить, что первоначально планирование на Западе, особенно в ряде стран, восстанавливающих послевоенную экономику, содержало в себе директивные элементы.

В то же время можно говорить, что, начиная с 1960-х гг. При директивном централизованном планировании Центр выполняет лишь заключительные функции планирования: сведение и агрегирование показателей, составление обобщающих балансов, утверждение плана и доведение директивных показателей до ответственных исполнителей. Директивное планирование не отрицает тысячелетний опыт индивидуального планирования самостоятельных производителей продукции и услуг. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху».

На практике не все получалось так, как это предусматривалось в теории. Но можно со всей определенностью сказать, что Центр не в состоянии был игнорировать планирование «снизу». Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную концепция социально-экономического развития ; прогнозную прогноз социально-экономического развития ; планово-регулирующую часть система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач. Список использованных источников и литературы 1. Капканщиков, С.

Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2010. Система индикативного планирования. Межотраслевые балансы капиталистических стран.

Проблемы применения макроэкономических моделей в планировании. Материалы советско-французского симпозиума. Хрестоматия по вопросам развития ЧГП. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, М.

Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. Кузык, В. Кушлин, Ю. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование.

Учебник, второе издание. Модернизация и реформа экономики.

Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные — прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования. Планирование бюджета нормативным методом. Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений.

Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма — научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции выполнение работы или оказание услуги заданного качества в условиях планируемого периода. Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т. Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса его удельный расход на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой.

В зависимости от уровня планового регулирования народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов — комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов — обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта. Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др. В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки индексации в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др. Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок шкалы подоходного налога ; ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др. Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др. Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно- эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др.

В системе управления контроллинг осуществляется на двух уровнях: 1. Из-за того, что эти цели утверждаются руководством всего предприятия, то они чаще всего рассматриваются как внешние по отношению к службе маркетинга; 2. Уровни этих параметров задаются в самой системе маркетинга. Контроллинг включает: 1. Для оценки эффективности управления используются показатели, на основании которых происходит: 1. Определение критериев стандарты, показатели выполнения работ , Построение системы информационных отчётных показателей за каждым объектом мониторинга; Определение предвиденных стандартов в системе показателей; Оперативное отслеживание текущих результатов. Процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов, установления масштаба отклонения Сравнение текущих реальных, фактических результатов со стандартными плановыми, прогнозными показателями, то есть ретроспективный, текущий и перспективный анализ; Определение точки отклонения; Выявление основных причин отклонений положительных или отрицательных результатов показателей и лиц ответственных за данное отклонение ; Определение сильных и слабых сторон объекта мониторинга, его возможностей прогнозирование и ограничения в соответствующий промежуток времени; Формирование отчёта по результатам сравнения и предоставление информации полнота, достоверность, своевременность, обратная связь.

Принятие решения выбор действий со стороны руководителя: или а невмешательство, или б устранение, или в изменение показателей. Прогнозирование состояния природной среды: мониторинг, основные направления; критерии оценки; определение ущерба Мониторинг окружающей природной среды - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени за состоянием окружающей природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г. Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Данная статья дает понятие государственного мониторинга окружающей среды, порядка и организации и осуществление государственного мониторинга и информации о состоянии окружающей среды ее изменении и т. Государственный мониторинг окружающей среды государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменений, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством. Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Статья 68. Задачи экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля. Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.

Существуют различные подходы к классификации мониторинга по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения. Таким образом, экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении. Томпсон А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. Зайцева, М. Тренев Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов.

Поршнева, З. Румянцевой, Н. Фатхутдинов Р. Стратегический менеджмент: Учебник. Управленческие решения: Учебник. Филатов О. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. Филатов, Л.

В качестве индикаторов используются показатели объёма, структуры, динамика развития, эффективность экономики, состояние финансов, рынка ценных бумаг, занятости в ходе индикативного планирования необходимо дать экономическую оценку параметров и обеспечить их взаимоувязку и сбалансированность. Индикативное планирование реализуется на следующих уровнях: 1 Макроэкономический — в виде разработанных государственными органами бюджетов, прогнозов, программ; 2 Региональный — в виде региональных бюджетов, прогнозов, программ; 3 Мезоэкономический — разработка корпоративных планов, прогнозов, программ развития отрасли; 4 Микроэкономический — в виде стратегических планов развития предприятия. В ходе индикативного планирования разрабатывается концепция, которая включает стратегию развития и основные направления развития предприятия.

3.Индикативное и директивное планирование

Общим для директивного и индирективного типов макроэкономического планирования является то, что они ориентированы на нерыночное по своей сути хозяйство, т.е. соответствуют формуле «или план, или рынок». Первая идея заключается в том, что директивное и индикативное планирование не являются абсолютными категориями, а скорее представляют собой два крайних полюса на шкале возможных вариантов планирования. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число заданий обязательного плана. Он является практическим инстру-ментом развития экономики на краткий и среднесрочный период. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Директивное и индикативное планирование. 1. Индикативные планы, соответственно вид планирования – индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ.

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Различия директивного и индикативного планирования. Планирование деятельности. Основные формы макроэкономических планов. По-скольку основной признак директивного планирования – это «обязательность для выполнения», то «индикативное планиро-вание» в научной и исследовательской ли-тературе интерпретируется, как противо-положное директивному. Различия директивного и индикативного планирования. Список использованных источников и литературы. контрольная работа. Использование системы индикативного планирования в общем решается по принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени.

Доклад: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом

Индикативные планы, соответственно вид планирования — индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ. Любой субъект хозяйствования ставит перед собой самые смелые планы, прогнозы и целевые программы развития. Развитие может быть экономическим и социальным. В данном случае социальное развитие воспринимаем, как желание улучшить взаимоотношения с коллективом, в том числе в рамках трудовых отношений, а возможно через систему льгот и выплат, а может быть — через систему непрерывного обучения и совершенствования персонала за счет средств организации. В двух словах: ориентиры таких программ и прогнозов носят характер рекомендаций, поэтому и «индикативное планирование». Когда прилагательное «индикативное» используется в экономике предприятия, речь, как правило, идет о рекомендательном характере, о том, на что нужно ориентироваться и к чему стремиться. Бизнес-планы и бизнес-планирование — это экономическое обоснование характера поведения нашей компании на конкурентном рынке, другими словами — наши обоснования и оправдания этого поведения с помощью цифр и расчетов.

Примеры их: японский «Десятилетний план удвоения национального дохода: канадский «Выбор путей экономического роста». В шестидесятых годах прошлого века сразу многие страны рыночной экономики стали создавать особые органы планирования: Генеральный комиссариат по планированию Франция. Экономический совет Канада. Экономический консультативный совет Япония.

Частные предприятия и территориальные власти не сразу были вовлечены в структуру планирования по индикаторам. Дополнение ими участников системы индикативных планов, с учреждением налоговых льгот, государственных программ, других мер породило структурную форму индикативного планирования. Япония Данная форма планирования довольно успешно использовалась в Японии. Об этом говорит тот факт, что на ее основе в стране разработали первый план комплексного территориально-отраслевого развития. Основными направлениями в государственной политике Японии на протяжении двадцати пяти лет оставались целевые изменения в структуре в том числе и развитие наукоемких отраслей и верное размещение производств в границах территории. Но даже после обширной либерализации, курс на которую был избран с начала восьмидесятых годов, в финансовой системе Япония не отказалась от активной политики долгосрочного прогнозирования. Так, в ныне функционирующем в реальных условиях «Четвертом комплексном плане национального развития» выделены главные цели развития во всех сферах. Главная цель планирования в Японии - многополярное использование специфических ограниченных возможностей страны, принимая во внимание существующие проблемы и острую необходимость обеспечения безопасности страны. Главными аспектами достижения этой задачи являются ликвидирование концентрации населения и хозяйства в отдельных частях острова, а также территориальное развитие с целью углубления отношений между некоторыми районами и их взаимодействия в международном масштабе. Франция Эволюция в структурном индикативном планировании и прогнозировании явно прослеживается и во Франции.

С семидесятых годов прошлого века индикативный план представлен как государственный план, ориентированный на производство общественных благ, и метод соотнесения действий государства в зависимости от политики расходных и доходных пунктов бюджетов региональных и отраслевых экономических подсистем. На данном примере можно увидеть, как происходит разделение прогнозируемых и обязательных аспектов плана. Под влиянием кризисного развития, зафиксированного в семидесятых-восьмидесятых годах и связанного с переменой в доминирующих технологических раскладах и углублением тенденций развития постиндустриального формата, индикативное планирование трансформировалось в развитых государствах в стратегическое. Для стратегического планирования характерна колоссальная гибкость, которая по понятным причинам необходима в ходе быстрых эволюционных изменений в экономической структуре. В стратегическом планировании по сравнению с предыдущим видом серьезно сократились границы области возможных действий субъектов, также произошло уменьшение количественных показателей и сроков планирования. Во Франции стратегическое планирование впервые было применено в десятом индикативном плане последнего десятилетия двадцатого века, суть данной идеи заключалась в выборе основных приоритетов национального экономического развития. Было определено шесть главных направлений развития экономики Франции: образование, укрепление национальной валюты и обеспечение занятости населения, социальная защита,.

Результатом такого расчета является документ, именуемый индикативным планом. В указанном выше законе отмечается,что программа экономического и социального развития Украины — это документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система мер органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, достижение стабильного экономического роста, а также характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы [3, с. Задачи индикативного плана: определение основных ориентиров, характеризующих масштабы, пропорции и конечные цели развития общественного производства; направление и координирование решений, которые будут приниматься самостоятельно на предприятиях и предпринимателями. Не сковывая инициативы предпринимательства, индикативные планы помогают наметить общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка. Показатели индикативного плана носят рекомендательно-ориентирующий характер. Они не являются адресными а тем более принудительными , они лишь информируют общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики в предстоящем периоде. В Украине опыт разработки индикативных планов на государственном уровне не столь велик, как в других странах с рыночной экономикой. Известно, например, что во Франции и в Японии общенациональные индикативные планы экономического развития составляются в течение всего послевоенного периода и им придается большое значение в процессе управления экономикой. Методология индикативного планирования Теоретической основой индикативного планирования выступают объективные экономические законы и закономерности развития рыночной экономики, а именно: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон пропорционального развития экономики, закон накопления и др. Методология индикативного планирования представляет собой совокупность методологических принципов правил , положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов, используемых при этом. Это означает, что прежде чем начать планировать рассчитывать показатели на предстоящий будущий период, необходимо провести анализ достигнутых к началу планируемого периода результатов. Это означает, что из всего круга отраслей или проблем выбираются 2-3, которые задают темпы развития экономики в целом и на развитие или решение которых в первую очередь выделяются необходимые ресурсы, в том числе и финансовые, которые предусматриваются на эти цели в бюджете.

Бизнес-планирование представляет собой последовательное изложение системы реализации проекта, его ключевых характеристик, способных убедить инвестора или иного пользователя в выгодности проекта и необходимости участия в нем. К главным компонентам процесса бизнес-планирования относятся: В настоящее время сложилось два направления автоматизации управленческой деятельности, связанных с применением автоматических и автоматизированных систем. Они различаются характером объектов управления: Если в первом случае объектами управления являются технологические процессы и, в частности, работа оборудования, а человек принимает участие в процессе управления косвенно, то во втором — коллективы людей, занятых в сфере материального производства и сфере обслуживания, где роль человека остается определяющей. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» портфельные инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Портфель заказов совокупность заказов потребителей покупателей , имеющихся на определенную дату. Портфель заказов составляется на основе соответствующих заявок на поставку продукции, отражающих спрос потребителей. При его формировании должны быть учтены производственные и логистические возможности продуцентов производителей. Они создают основу для заключения договоров поставки продукции. Целью данной работы является рассмотрение концепции RP — «планирование ресурсов» в рамках производственного планирования и дать характеристику системам стандарта MRP, используемых на производстве, отразить их взаимосвязь и различие друг с другом. Дать краткое определение концепции RP — планирование ресурсов и рассмотреть характеристику MRP-подхода. Голубков Е. Программно-целевой метод планирования. Логвинов С.

Индикативное планирование и прогнозирование национальной экономики

В современных условиях экономическое планирование все больше приобретает характер внутренне согласованного планового регулирования. В связи с этим следует отличать понятия «планирование» и «плановое регулирование». В узком смысле слова планирование — это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Опыт мировой теории и практики планирования позволяет выделить основные элементы планирования: определение целей и задач; выбор программ, способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач; определение видов и количества требуемых ресурсов и способов их приобретения и распределения; построение процедур принятия решений и способов их реализации для выполнения плана; разработка методики обнаружения ошибок плана и их предотвращения на непрерывной основе. Таким образом, планирование выступает как средство оптимальной концентрации ресурсов и общественных отношений для научно — обоснованного развития экономики. Что же касается понятия «плановое регулирование», то это оптимальное изменение процессов и пропорций путем использования косвенных экономических рычагов в процессе формирования и выполнения планов в условиях товарно-денежных отношений и изменяющихся структур производственных отношений. Плановое регулирование сочетает и административные меры, и приоритетность разработки и реализации программ для решения важнейших проблем в области экономики и социальных вопросов.

Государственное воздействие на экономику определяется следующими методами: 1. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, которые включают: Налоговую политику установление налоговых ставок и представление налоговых льгот ; Амортизационная политика установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация, как важнейшее средство стимулирования накопления, структурных изменений в экономике ; Кредитная политика регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т. Прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидий, дотаций. Методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе и лицензирование видов деятельности. Государственное предпринимательство, которое обеспечивает управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству. Программно-целевой метод планирования и управления включает разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-экономических проблем, причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы.

Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Виды типы макроэкономического планирования Макроэкономическое планирование весьма специфично уже в силу природы и исключительной сложности своего объекта. Оно существенно зависит от характера обслуживаемой им хозяйственной системы и, прежде всего, от соотношения с другим механизмом народнохозяйственной координации — рынком. По этому критерию выделяют 4 типа макропланирования: директивное, индирективное, регулятивное и индикативное расположены в порядке сокращения роли планирующего органа в экономике.

Директивное административно-командное планирование В данном случае собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста в плане также отражаются административные указания, служащие средствами его реализации. Директивное планирование образует ядро централизованно управляемой экономики с преимущественно административным распределением ресурсов. При этом макропланирование выступает как альтернатива рынку и по существу отрицает его.

Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Это его продукт и важный элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне.

Вот они: Это все виды планов по характеру плановой деятельности 1. Индикативные планы, соответственно вид планирования — индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ. Любой субъект хозяйствования ставит перед собой самые смелые планы, прогнозы и целевые программы развития. Развитие может быть экономическим и социальным. В данном случае социальное развитие воспринимаем, как желание улучшить взаимоотношения с коллективом, в том числе в рамках трудовых отношений, а возможно через систему льгот и выплат, а может быть — через систему непрерывного обучения и совершенствования персонала за счет средств организации. В двух словах: ориентиры таких программ и прогнозов носят характер рекомендаций, поэтому и «индикативное планирование». Когда прилагательное «индикативное» используется в экономике предприятия, речь, как правило, идет о рекомендательном характере, о том, на что нужно ориентироваться и к чему стремиться.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.

Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Тема 4. Директивное, индикативное и стратегическое планирование Сущность и содержание директивного планирования. тивное и директивное планирование. Сравнительный анализ. Критерий сравнения. Индикативная модель. Цель исследования – определить особенности директивного и индикативно-го планирования. Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий