Согласно положению от 19 февраля 1861 лично свободные крестьяне до заключения

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. (одно из них): Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были выкупать. её у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались "временнообязанными" и были обязаны выполнять прежние. Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно по соглашению с помещиками. это бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Указ 1842 г. существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных до 1855 года в обязанные крестьяне было переведено 24708 душ мужского пола. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков. Земля предоставлялась крестьянам за выкуп.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Чтобы не вызвать недовольство дворян и знати, в окончательной версии Крестьянской реформы предусмотрели выкупные платежи, которые крестьяне обязались выплатить помещику за право на владение землей. Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем вплоть до отчисления. Если нет возможности написать самому, закажите тут. В результате зависимое положение освобожденных крестьяне не претерпело особых изменений в лучшую сторону, по факту они не могли воспользоваться своей свободой в полной мере. По итогам крепостной реформы можно выделить некоторые особенности крестьянской жизни. Крестьяне: больше не были крепостными и стали временнобязанными; не воспринимались как собственность и обретали личную свободу; получили право на занятие ремеслом, ведение торговли и т. Условия землепользования регулировались «Уставной грамотой». Размер надела и сумма выкупа определялись законодательством в пользу помещика.

Изменилось и положение дворянства. Потеряв власть над крестьянами, многие помещики обуржуазились, вступили на путь капиталистического предпринимательства. Часть их разорилась и продала земли, которые перешли в руки предприимчивых крестьян, иностранных колонистов, развивавших свое хозяйство по фермерскому американскому пути. Но дворянство сохранило при этом все свои сословные права и привилегии, звания и титулы, особое положение в чиновничье-бюрократическом аппарате. Освобождение крестьян от крепостничества повлекло за собой ряд мер по реформированию государственного управления Российской империи. Земская и городская реформы Составной частью начавшихся преобразований стали реформы местного самоуправления, в ходе которых государство попыталось привлечь к управлению экономикой на местах, к развитию местного хозяйства формирующиеся предпринимательские слои дворянства, крестьянства, юродских жителей. Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов гласных в уездные собрания от 10 до 96. На уездных собраниях избирались члены губернского собрания от 15 до 100. Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду. Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год своеобразные сессии , заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы председатель и 2—6 членов , избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской интеллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865—1867 гг. Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где имело место своё особое национальное управление. Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии Архангельскую и Астраханскую , в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение. Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов в Москве — 180, в Санкт-Петербурге — 250. Городской голова, возглавлявший управу, и члены её избирались Думой и получали жалованье. В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. К концу столетия городское самоуправление было введено в 621 городе из 707. Избирательное право, введенное в России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Оно покоилось на разделении избирателей по полу, имущественному для собственников и возрастному цензу, многостепенности для крестьян. И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых царское правительство видело опору своей власти. Женщины же, не получив активного права, имели пассивное избирательное право. Их имущественным цензом могли пользоваться по доверенности мужья и сыновья. Военная реформа Внутренние отсталость русской армии от армий стран Запада, обнаружившаяся в Крымской войне и внешние появление по соседству с Россией новой, милитаризованной бисмарковской Германии обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д. Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства создание военных округов и централизацию военного управления , усиление боеспособности войск перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием , улучшение системы под готовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение военно-судебной реформы. В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок действительной военной службы. Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица м. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Существовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы не призывались единственные сыновья, кормильцы престарелых родителей и др. Судьбу остальных определяла жеребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера по физиологическим причинам , народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие. От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах в мирное время и санитарных частях во время военное. Таким образом, российская государственная система приобретала новое качество, абсолютная монархия трансформировалась в неоабсолютизм, с присущими ему чертами буржуазного строя. Особенно заметные изменения произошли в российском судоустройстве и судопроизводстве. Они явились следствием судебной реформы 1864 г. Отмена крепостного права Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. С этой целью был создан Секретный комитет, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно создаются Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах. Однако ряд предложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Манифест, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и другие акты о крестьянской реформе всего 17 актов были подписаны царем. Законы от 19 февраля 1861 г. Рассмотрим каждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина, то есть продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак, заключение договоров; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.

В таком положении крестьяне должны были отрабатывать барщину или платить оброк за пользование землей его размер составлял 8-12 рублей в год. Самый высокий оброк платили крестьяне в Петербургской губернии, где были очень неплодородные земли, а черноземных же губерниях размер оброка была намного ниже. Барщину должны были отрабатывать все мужчины в возрасте 18-55 лет и все женщины в возрасте 17-50 лет. Барщина после 1861 г. За полный надел крестьянин был обязан работать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа. Подготовка реформы 3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек бывший шеф жандармов А. Орлов, М. Муравьёв, П. Гагарин и т. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб жилой дом и хозяйственные постройки. Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода 12 лет. Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны. В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу преобразован из Секретного комитета. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет». В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения наряду с давлением оппозиции. Эта программа была разработана Я. Основные положения новой программы были следующими: получение крестьянами личной свободы обеспечение крестьян наделами земли в постоянное пользование с правом выкупа специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит утверждение переходного «срочнообязанного» состояния Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии фактически существовала лишь одна комиссия под председательством Я. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года. Манифест был обнародован в Москве 5 марта ст. Содержание реформы 19 февраля 3 марта 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 22 документа , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей хозяйственной единицей самоуправления было сельское общество, высшей административной единицей — волость. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» придомовый участок и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками; Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Размер наделов Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.

Отмена крепостного права

Крестьянская реформа года, отмена крепостного права - Справка Согласно «Положению» от 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались временнообязанными вольноотпущенными посессионными удельными.
Реализация крестьянской реформы Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т.е. 19 февраля 1861г.). в Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863г.) обязаны отбывать те же самые повинности (барщину и оброк).
Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г. 11. Согласно «Положению 19 февраля» лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались: 1).

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости и выкупившие свои наделы. Выкупные платежи - плата крестьян за землю после отмены крепостного права. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Указ 1842 г. существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных до 1855 года в обязанные крестьяне было переведено 24708 душ мужского пола. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. (одно из них): Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были выкупать. её у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались "временнообязанными" и были обязаны выполнять прежние. Согласно Положению" 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались:отпущенниками ыми ионными нообязанными. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных РИА Новости, 03.03.2021. 11. Согласно «Положению 19 февраля» лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались: 1).

19 февраля 1861 г - Подготовка и основные принципы отмены крепостного права

В связи с тем, что земля являлась собственностью дворян, крестьяне, получая в собственность земельный надел, должны были выплатить за него денежный выкуп. После окончания выкупной операции земельный участок являлся личной собственностью крестьянина. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Указ 1842 г. существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных до 1855 года в обязанные крестьяне было переведено 24708 душ мужского пола. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Указ 1842 г. существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных до 1855 года в обязанные крестьяне было переведено 24708 душ мужского пола.

Положения Манифеста 19 февраля 1861 г. Формы землевладения. Правовое положение крестьян

Всероссийский экономический диктант школьники ответы Ежедневный Еженедельный Ежемесячный За 3 месяца. Пеппер 1594904. uh19 1470789.
Крестьянская реформа года контрольная работа С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью.
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА Согласно «Положению» от 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались временнообязанными вольноотпущенными посессионными удельными.
Реализация крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, Александром II, был подписан закон об отмене крепостного права «Общее Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости». Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских.

Временнообязанные крестьяне

Условия землепользования регулировались «Уставной грамотой». Размер надела и сумма выкупа определялись законодательством в пользу помещика. Из-за того, что помещик, по сути, самолично указывал сумму выкупа и определял размер надела, крестьянам нередко приходилось довольствоваться самыми плохими и непригодными для сельского хозяйства землями за несоразмерно высокую плату. Часто полученный участок оказывался намного меньше того, что он обрабатывал до реформы. Вводимый закон предполагал, что временнообязанные крестьяне в течение 20 лет выкупят свои земельные участки, однако к 1870 году только около половины крестьянских семей стали единоличными собственниками свои владений. Остальная часть все еще оставалась в полукрепостном положении. Высокая цена выкупа удерживала крестьян в прежнем зависимом положении на протяжении многих десятков лет. Правительство осознавало, что большая часть крестьян не способна оплатить всю сумму выкупа, поэтому в 1881 году Александр III подписал указ об освобождении крестьян от временнообязанного положения в течение двухгодичного срока.

Высший надел был установлен, действительно исходя из потребностей крестьянского хозяйства. Все земли, которые помещики отрезали от крестьянских наделов, стали называться "отрезками". Отрезки были нужны не только для того, чтобы увеличить земельные владения помещиков. При возможности крестьяне могли выкупить у помещика свои наделы.

Поэтому формулировка авторов «Российского законодательства X—XX веков», безусловно, точнее: «Манифест провозглашал сохранение права помещиков на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне получали в пользование за определенные местными положениями повинности» [36, с. Крестьянам предоставлялась свобода и в области торгово-предпринимательской деятельности ст. Теперь они могли заключать «законом дозволенные» договоры как с частными лицами, так и с казной ст. Тем самым им были предоставлены права, предусмотренные Торговым и Промышленным уставами. Особо следует остановиться и на правах, связанных с крестьянским общественным управлением. Оно предусматривалось в качестве чисто сословного, касавшегося только крестьян, и двухуровневого. В статье 40—45 Общего положения говорилось о сельских обществах и волостях. В основу образования сельского общества было положено помещичье имение. В случае принадлежности селения нескольким владельцам создавалось несколько сельских обществ [36, с. Сельское общество управлялось сельским сходом и сельским старостой ст. На уровне волости распорядительная власть принадлежала волостному сходу, исполнительная — волостному старшине, судебная — волостному суду ст. Введение крестьянского самоуправления — составная часть «раскрепощения» крестьян. Его анализ свидетельствует о сходстве функций органов крестьянского общественного управления с функциями управления и суда, принадлежавшими до отмены крепостного права помещикам. На практике крестьянское общественное управление «являлось органом надзора за поведением крестьян и обеспечения исправного отбывания повинностей в пользу помещика и государства» [36, с. Из статей 9 и 10 Общего положения следовало, что получившие личную свободу крестьяне зачислялись в состав податных сословий, обязанных платить подушную подать, отбывать другие государственные повинности, в том числе и рекрутскую. На самих крестьян теперь была возложена и снятая с помещиков обязанность «по общественному продовольствию и призрению» ст. Но, как отмечают авторы «Российского законодательства X—XX веков», помещики и в дореформенное время взваливали эту обязанность на самих крестьян [36, с. Великая реформа Александра II, безусловно, была непоследовательной. Эта ее сторона обстоятельно изучена представителями советской историографии. Крестьяне и после реформы оставались низшим сословием, обремененным податями, разными денежными и натуральными повинностями, сословием, в отношении которого допускались — это в XIX веке! Время требовало продолжения реформы, но, как известно, Александром III был взят курс на «контрреформы». При Николае II маятник опять качнулся в сторону реформ. Но они сильно запоздали. Последнее обернулось в начале XX века невосполнимыми человеческими потерями, негативно сказалось на материальной и духовной культуре. Библиографический список 1. Новицкая Т. Грегори Л. Императорский период: антология. Самара, 2000. Исаев И. История государства и права России. Вернадский Г. История права. Маньков А. Латкин В. Рогов В. Российское законодательство X—XX веков. Акты Земских соборов. Сергеевич В. Древности русского права. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1. Софроненко К. Курицын В. Концепция истории государства и права. Дембо Л. Земельные правоотношения в классово-антагонистическом обществе. Свод законов Российской империи. Собрание 2. Отделение 1. Отделение I. Документы крестьянской реформы. Пайпс Р. Россия при старом режиме. Российское законодательство X—XX годов. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Законодательство первой половины XIX века. Отделение 2. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. References 1. Novitskaya T. Gregory L. Class paradigm and social history of Russia. Amerikanskaia rusistika: Vekhi istoriografii poslednikh let. Imperatorskii period: Antologiia [American Russian Studies: Milestones of historiography in recent years. Imperial period: Anthology]. Samara, 2000, pp. Isaev I. History of state and law of Russia. Vernadsky G. History of law. Legislation and law in Russia in the second half of the XVH century. Latkin V. Rubanik Ed. Rogov V. Russian legislation of the X — XX centuries. Acts of the zemsky sobor. Sergeevich V. Antiquities of the Russian law. Land and people [ed. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 1. Sofronenko K. Kuritsyn V. The concept of the history of state and law: scientific publication. Dembo L. Land relations in antagonistic class society. Code of Laws of the Russian Empire. Volume X. Part I. The publication of 1857. Collection 2. Branch 1. Volume IX. Branch I. Documents of peasant reform. Pipes R. Russia under the old regime. Russian legislation of the X—XX centuries. Legislation in the period of formation and strengthening of Russian centralized state. Volume 2. Legislation of the first half of the XIX century.

Да и само понятие индивидуальной «частной» свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым. В-третьих, отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой возможности, кроме выкупа полевого надела. Но в не менее жесткие условия попал и помещик. Он имел право не продавать землю крестьянам. Но воспользоваться этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно ее неполным собственником. Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю продавать, а вторые - покупать ее. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы. Расчеты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1961 года большинство крестьян внутренних губерний перешло на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю. К 1881 году на положении временно обязанных находились только 15 процентов бывших помещичьих крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. В западных губерниях в том числе, на Правобережной Украине крестьяне начали выкупать землю сразу. Реформа 1861 года привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы. Определение размеров этих площадей возложили на помещиков. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между землевладельцами и крестьянами. Если такого соглашения достичь не удавалось, в действие вступали жесткие нормы наделов, рассчитанные для каждой области России. При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик имел право отрезать «излишек» земли в свою пользу. И, наоборот, к наделу меньше нормы землю следовало добавить. Однако в Редакционные комиссии помещики продавали заниженные данные о размерах используемых крестьянами наделов. Попытки комиссий увеличить нормы, как правило, не приводили к успеху. В результате крестьянское землепользование то есть площадь обрабатываемой земли в 27 из внутренних губерний сократилось в среднем на 20 процентов, в некоторых губерниях - на 30 процентов в их числе оказались Левобережная Украина и Новороссия. Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до восьми десятин земли в зависимости от ее плодородия. Большинство же крестьян примерно 70 процентов получили наделы от двух до четырех десятин. Более того, помещикам предоставляли право самим решать, какие земли отвести крестьянам. Понятно, что лучшие участки, а также выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обходиться, остались у прежних владельцев. Такая практика перераспределения земли существовала во всей Российской империи, но особенно остро борьба за землю развернулась на Украине. Если средний размер крестьянского надела в империи составлял 27 десятин на семью, то на Левобережной Украине и Новороссии — только 18. Исключение составляла Правобережная Украина. Не будучи уверенным в лояльности польской шляхты этого региона что подтвердило польское восстание 1863 г. Таким образом, реформаторам не удалось сделать из освобожденных крестьян полноценных и независимых земельных собственников. Отныне российские крестьяне станут испытывать постоянный и мучительный «земельный голод», год от года будет происходить обнищание тысяч людей, нерешенность земельного вопроса превратится в истинное проклятие для страны. Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не были равноправными. При решении вопроса о размерах полевого надела частным собственником на землю выступал только помещик. Для крестьян не существовало даже понятия «собственность на землю». Они говорили, что земля ничья — «Богова», что землю можно только обрабатывать, но не владеть ею отдавать кому-либо, завещать, менять и т. Крестьяне искренне недоумевали, почему помещикам оставляют так много земли. Помещики и крестьяне при решении земельного вопроса говорили на разных языках. Два взаимоисключающих понимания проблемы - официально-правовое и традиционно-крестьянское — стали основным изъяном реформы, ликвидировать который так и не удалось. Прежде чем помещик будет продавать, а крестьянин покупать землю, требовалось определить ее стоимость.

Отмена крепостного права

История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс Согласно «Положению 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались: Удельными Вольноотпущенны.
Что такое временнообязанное состояние крестьян Лишь перевод крестьян на выкуп прекращал опеку над ними со стороны помещика. Но на деле «раскрепощение» личности крестьянина произошло уже в течение первых двух лет после начала реформы (1861 — 1863), отведенных законодателем на оформление уставных грамот.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Эти и другие подобные известия произвели тяжелое впечатление на общественность, тем более что критиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. Историческое значение освобождения крестьян. Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении. И все же крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения.

Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту. Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал и продвигал эту реформу, кто боролся за ее проведение,— Н. Милютина, Ю. Самарина, Я. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К. Кавелина, А. Герцена, Н. Нельзя забывать и заслуг выдающихся представителей нашей литературы — А. Пушкина, В.

Белинского, И. Тургенева, Н.

Широкий размах приобретает крестьянское движение народов России в годы Крымской воины в связи с ростом налогового бремени и резким ухудшением положения крестьянства. Вместе с тем неоднократные обращения царя ко всем сословиям с призывом к патриотическим жертвам, с объявлением о наборах ополченцев пробуждали в крестьянстве уверенность, что участием в войне оно купит себе свободу. В апреле 1854 г. Набор производился с целью формирования гребной флотилии для обороны Балтийского побережья и распространялся на четыре губернии — Петербургскую, Олонецкую, Тверскую и Новгородскую. От крепостных крестьян при записи в ополчение требовалось разрешение помещика. В крестьянстве прошёл слух о том, что вступление в ополчение освободит ополченцев и их семьи от крепостной зависимости.

На этой почве возникли волнения, охватившие кроме указанных ряд внутренних губерний Рязанскую, Тамбовскую, Владимирскую и др. Движение было прекращено военной силой. В 1855 г. Особенно остро протекали они на Украине — в Киевской губернии, где ненависть к польским панам-помещикам и воспоминания о казачестве придали им своеобразную форму. В результате столкновений насчитывалось много убитых и раненых крестьян. Это движение перебросилось и в Поволжье. Чрезвычайно резкую форму оно приняло среди татар Казанской и Нижегородской губерний, отказывавшихся нести военную службу. В великороссийских губерниях движение 1855 г.

Значительным упорством отличались волнения в Воронежской губернии. В 1856 г. Толчком к этому движению послужили слухи, что в Крыму крестьяне получат волю. Правительство двинуло крупные военные силы, чтобы подавить это движение. Особенно усиливается крестьянское движение в последние годы перед реформой. В среднем в первую четверть XIX в. Процесс расслоения крепостной деревни выделял крестьянскую бедноту и ставил её в тяжёлую материальную зависимость от деревенского богатея. Крымская война явилась исходным моментом значительного ухудшения в положении угнетённых масс: огромные рекрутские наборы вырывали из деревни большое количество кормильцев в возрасте наивысшей трудоспособности.

Бедствия крестьян, ещё раньше увеличившиеся в связи с разложением крепостного хозяйства и усилением эксплуатации, обострились во время войны. Крестьянские хозяйства приходили в упадок, семьи крестьян с уходом кормильцев часто обрекались на нищету и голод. Ряд последовательных неурожаев, начавшихся ещё до войны и продолжавшихся во время неё, усугублял тяжесть положения крестьянства. Опустошение казны военными расходами вело к усилению налогового бремени, падавшего на трудовое население. Законодательное обеспечение реформы 2. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу, на положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации правовые акты и государственные органы. Помещики сохраняли право собственности на землю — это было вторым ключевым пунктом реформы.

Они обязывались наделить своих бывших крепостных землей и жильем за выполнение теми повинностей — своеобразную арендную плату. Крестьянам предоставлялась возможность выкупать усадьбы, а с согласия помещиков - приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С приобретением в собственность определенного количества земли, крестьяне освобождались от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступали в состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определялось для них и переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания Положения, они получали полное освобождение и срочные льготы. На этих главных началах составленными Положениями определялось будущее устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок общественного крестьянского управления, и указывались подробно данные крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к государству и к помещикам. Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для некоторых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Для достижения этих целей постановлялось: 1. Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам, которому вверялось высшее ведение делами крестьянских обществ на помещичьих землях.

Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении Положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и образовать из них Уездные Мировые Съезды. Образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. Составить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие выгоды. Уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания Манифеста. До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Как и другие документы реформы, он был подписан императором 19 февраля 1861 г.

В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти помещиков над крестьянами, объяснялось, что хотя прежние законы и не определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его устроить... Рисовалась идиллическая картина первоначальных добрых патриархальных отношений искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений... Тем самым автор Манифеста стремился внушить крестьянам, что их освобождение от крепостной зависимости — акт благодеяния высшей власти самодержавия , которая побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность крепостных людей. В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости детально они изложены в утвержденных 19 февраля 1861 г. По Манифесту, крестьянин сразу получает личную свободу полные права свободных сельских обывателей. Ликвидация феодальных отношений в деревне — не единовременный акт, а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений, т. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет до 19 февраля 1863 г.

Помещики сохранили право наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Но и по истечении двух переходных лет т. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет до 1881 года. В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861 г. Обязательный перевод крестьян на выкуп то есть прекращение временно-обязанных отношений был установлен Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г. Киевской, Подольской и Волынской крестьяне были переведены на обязательный выкуп в 1863 г. Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его. Условия выкупа подробно изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

Манифест предварял обнародование утвержденных в тот же день 17-ти законодательных актов, содержащих условия освобождения крестьян. Тексты Положений и Манифеста 19 февраля 1861 г. В начале марта 1861 г. Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. В 937 случаях крестьянские волнения в 1861 году были усмирены с применением военной силы. Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине. Большой общественный, резонанс имели восстания крестьян, кончившиеся их расстрелом, в апреле 1861 г. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861 г. Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, переходить хотя и с определенными ограничениями в другие сословия — все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия — дворянство, духовенство, купечество. В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы — вводя нормы буржуазного права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт. Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так и других актов крестьянской реформы. Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования Манифеста и Положений 19 февраля 1861г.

Необходимо подчеркнуть большую значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21—39 данного Положения. С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его достояние и его самого продать, заложить. Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть избранными в земские учреждения и т. По 10-й ревизии 1858 год в России насчитывалось 23069631 человек обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 точнее, владельцев имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около 0,5 млн. Беспоместных дворян, владевших только дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола далее — м. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194.

У них крестьян и дворовых людей находилось во владении 10683853 души м. Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1—2 гильдий обязаны были платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том числе и рекрутскую. Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные Положениями повинности — барщину или оброк. Наделение крестьян землей за повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного крестьянства после отмены крепостного права. Выдвигавшиеся в ходе подготовки реформы помещиками-крепостниками проекты о безземельном освобождении крестьян были отвергнуты. Принятая 4 декабря 1838 г. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1 из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2 обеспечения спокойствия в стране из опасения крестьянских волнений.

Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего — привязаны к помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского надела, зафиксированная в местных положениях. При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать крестьян в голодные годы, а также призревать т. На помещика также была возложена ответственность за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает помещика от этих обязанностей. Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности по общественному продовольствию, призрению , которые снимались с помещика. Статьи 11—16 предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность.

Условия этого выкупа и пра-ва крестьян на выкупленную ими надельную землю изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий. В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях. Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в категорию свободных сельских обывателей, т. Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика вмешиваться в их семейную жизнь. Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности.

Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным: заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города но при этом оставаясь в своем звании крестьян , заниматься казенными подрядами и т. Примечание к ст. Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2 к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены, т. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено жаловаться на помещиков. При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр.

В 1870 г. В 1881 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом - миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира. Органы крестьянского самоуправления. Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского управления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей. Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами до 100 руб. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на рок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 руб. Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаны предоставить крестьянам так называемую усадебную «оседлость», то есть землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право от него отказаться. Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный высший и минимальный низший размеры душевого надела. Установленные положениями нормы душевых наделов были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право «отрезать» часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. Этот надел получил у крестьян название «кошачьего» - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были пользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 г. Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, мало пригодные для обработки земли. Кроме того, помещики имели право требовать обмена не выкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей гл. Лес, как правило, крестьяне о реформе не получали. Формы крестьянского землевладения. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала до реформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почти невозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактически принудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем в собственности всего крестьянского общества и периодически делилась между крестьянскими дворами. Сохранение общины давало возможность царскому правительству и помещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечивать отбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому же крестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В результате помещики сохраняли в своих деревнях дешевую рабочую силу. Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях. Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостническим пережитком, тормозившим развитие капиталистических отношений в России. Кроме общинного землевладения, реформа установила для тех губерний, где и до реформы не было общины подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечал интересам капиталистического развития, так как давал крестьянину большую возможность распоряжаться земельными наделами.

Крепостное хозяйство было натуральным, представляя собой замкнутый цикл. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, низкий уровень производительных сил. Однако это не исключало наличия рыночных связей. В первой половине XIX века наблюдается значительный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях начавшегося внедрения новой, капиталистической техники и частичного применения вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы. Все большее вовлечение помещичьих хозяйств в орбиту рыночных отношений порождало помещичье предпринимательство, то есть попытки расширения и рационализации своего хозяйства при сохранении крепостного права. Если в условиях натурального хозяйства помещик стремился обеспечить лишь возможность простого воспроизводства, то в период кризиса он был заинтересован в расширении своего хозяйства. Поэтому в первой половине XIX века наблюдается известный рост барщины и оброчных повинностей. Формы эксплуатации определялись местными хозяйственными условиями. В более развитых в промышленном отношении районах преобладал оброк в форме денежной ренты. Оброчная система создавала больше возможности для расслоения крестьянства, что означало включение его в систему новых капиталистических отношений. Оброк преобладал в центральных промышленных нечерноземных губерниях, барщина — в непромышленных черноземных и нечерноземных губерниях. В Белоруссии, Литве и на Украине господствовала барщина. Усиление эксплуатации крепостного крестьянства находило свое выражение в увеличении помещичьей запашки за счет залежей и пустошей, а также за счет уменьшения крестьянского надела. В некоторых случаях это приводило к полному обезземеливанию крестьян и переводу их на, так называемую, месячину. В этих случаях крестьяне полностью лишались средств производства и получали от помещика скудный ежемесячный паек. Перевод крепостных крестьян на месячину отнюдь не означал превращения их в своеобразных наемных рабочих, напротив, «месячники» фактически превращались в рабов. Рост помещичьей запашки приводил, естественно к увеличению количества барщинных дней, установлению определенной урочной системы. Расширение помещичьей запашки за счет крестьянских наделов и увеличения барщинных дней ухудшали не только положение крестьянства, но и оказывали влияние на состояние принадлежащих им животных и инвентаря, необходимого для обработки своего надела и помещичьей земли. С ухудшением положения крестьянства ухудшалось и качество обработки земель помещиков. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доход за счет крепостных крестьян. Стремление же части помещиков перейти к иным, более рациональным методам ведения хозяйства, не имели успеха. Проведение агрикультурных мероприятий, переход к многополью, ведение новых сельскохозяйственных машин, посевы технических культур, улучшение породы скота — все это находилось в полном противоречии с малопроизводительным трудом крепостных крестьян. Наличие дарового крепостного труда не стимулировало внедрение машин. Помещики считали, что молотильная машина стоит денег, требует ремонта и содержания лошадей, а работа крестьян ничего не стоит. Все чаще стал возникать вопрос о преимуществах вольнонаемного труда. По данным известного экономиста А. Забалоцкого-Десятовского барщина для помещиков была невыгодна. Он приводил такой пример: «Помещику Тульской губернии крепостной крестьянин стоил 144 рубля в год считая цену земли по существующей тогда арендной плате , а наем работника на год обходился 50 рублей плюс 35 — издержка на содержание рабочего скота, амортизацию инвентаря и т. Таким образом, труд вольнонаемного рабочего обходился в 85 рублей». Несмотря на существование крепостного права, вольнонаемный труд в первой половине XIX века, хотя и медленно, постепенно распространялся, так как помещики, стремясь к повышению доходности, переходили к рациональным формам земледелия. Отдельные помещики разрешали потребность в вольнонаемном труде своеобразно: переводили своих крестьян с барщины на оброк, а затем их же нанимали как вольнонаемных рабочих. Или появляется новый вид барщины «брат за брата», когда одна часть семьи крепостного работала постоянно на себя, а другая на помещика. Таким образом, часть крепостных превращалась в постоянных рабочих. Большое значение для развития новых капиталистических отношений в сельском хозяйстве имело торговое земледелие, которое проявлялось в специализации земледелия. В первой половине XIX века центрально-черноземные, а также южные губернии Екатеринославская, Херсонская, Таврическая специализировались на производстве зерновых культур, а северо-западные Псковская, часть Тверской, Смоленская на производстве льна, юго-западные — на производстве сахарной свеклы. Крестьянство России делилось на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне подразделялись на две группы: собственно крестьян, занимавшихся сельским хозяйством на земле, и дворовых, лишенных всяких средств производства, удовлетворявших личные потребности помещика. Всего помещичьих крестьян числилось 10 694 445, из них дворовых — 1 467 378 душ. По формам эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на барщинных крестьян и оброчных. Значительная часть крестьян несла смешанную повинность, отбывая барщину и неся оброк. Наоборот, в нечерноземных губерниях основной формой повинности являлся оброк. В наиболее тяжелом положении находились барщинные крестьяне. Работа на барщине, требовавшая ежедневного общения с помещиком и его управляющими, влекла за собой мелочную регламентацию всей жизни крепостного, что приводило к насилию и произволу над личностью. Одновременно с ростом барской запашки нередко увеличивалось количество барщинных дней, которое составляло 3-4 дня в неделю, иногда больше. Помимо этого помещики вводили урочную систему, по которой для крестьян устанавливались порой невыполнимые нормы, и крепостные вынуждены были работать больше положенного времени. Во время сенокоса, сева или уборки урожая барщина увеличивалась до шести дней в неделю. Особенно тяжело жилось крестьянам, выполнявшим барщину на вотчинных мануфактурах. Нередко переводили таких крестьян на месячину, заставляя непрерывно работать на мануфактуре. Оброчные крестьяне были в несколько лучшем положении, чем барщинные, они в меньшей степени испытывали гнет помещиков. На протяжении первой половины XIX века размеры оброка непрерывно увеличивались. Так средний душевой оброк в конце XVIII века составлял 5 рублей, а в середине XIX века от 12 рублей 5 копеек до 27 рублей 56 копеек, но вместе с этим возрастала и доходность оброчного хозяйства. Таким образом, в начале XIX века происходило расслоение крестьянства. Правовое положение крепостного крестьянства приравнивалось к положению рабов. Помещикам предоставлялось право продажи и покупки крепостных крестьян , как с землей, так и без земли, при чем в этих случаях разлучались семьи. Крестьян продавали как вещь, на ярмарках и базарах, продавали их за долги помещиков при описи их имущества. Крестьяне не обладали правом собственности как недвижимого, так и движимого имущества. Недвижимую собственность крестьяне могли приобретать только на имя помещика. Право суда принадлежало также помещикам, которые могли применять к ним такие наказания, как: сечение розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, арест до двух месяцев, заключение в смирительном и работном доме до трех месяцев, заключение в исправительной арестантской роте до шести месяцев». По закону 1822 года помещикам дано было право ссылки крепостных в Сибирь. Крестьяне были лишены права жаловаться не своего владельца. По уложению о наказаниях 1845 года за подачу жалобы полагалось 50 ударов розог. Правительство, оберегая права дворянства, рассматривало возмущение крестьян против помещиков как восстание против государственной власти. Все это обуславливало разнузданный произвол помещиков и приводило к самым утонченным издевательствам и истязаниям. Таким образом, на протяжении первой половины XIX века в условиях кризиса крепостнической системы наблюдается ухудшение положения помещичьих крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации и частичного обезземеливания их. Вместе с тем ухудшалось и правовое положение крестьян. Именно в XIX веке усиливается помещичий произвол. Кризис феодально-крепостнической системы обусловил появление революционной и либеральной идеологии. Представителями революционного движения были дворяне-декабристы, разночинцы В. Белинский, А. Герцен и Огарев, Н. Чернышевский, Н. Представители либеральной идеологии были противниками крепостного права, однако боязнь революционных потрясений заставляла их действовать нерешительно. Носителями либеральной идеологии выступали преимущественно представители той части дворянства, которая всем ходом экономического развития оказывалась вовлеченной в орбиту капиталистических отношений. К либералам принадлежали западники: Т. Грановский, Н. Тургенев, К. Славянофилы: братья К. Аксаковы, братья И. Киреевские, Н. Хомяков, А. Кошелев и др. По мере обострения кризиса либералы в страхе перед революцией все больше сближались с правительством, образуя единый лагерь по подготовке реформ. Во второй половине четверти века крестьянский вопрос являлся предметом неоднократных обсуждений, в создавшихся специально для этого секретных комитетах. В марте 1935 года был образован Секретный комитет, который разработал план постепенного уничтожения крепостного права, заключавшийся в установлении для крестьян верного и со всей осторожностью размеренного перехода от одной ступени к следующей. И этот, и другие секретные комитеты 1846, 1847 и 1848 годов; обсуждавшие отдельные частные вопросы крепостного права, не внесли каких-либо существенных изменений. К середине XIX века кризис крепостнической системы достиг такого предела, при котором развитие страны, на базе господствующих отношений становилось невозможным. Требовалась срочная отмена крепостного права. Однако самодержавие, понимавшее необходимость освобождения крестьян, не могло пойти на этот шаг вопреки воле дворянства. Для того, чтобы правительство решилось пойти на этот шаг, потребовалось событие, потрясшее всю страну. Таким событием стала Крымская война. Крымская война вскрыла несовершенство крепостнической системы, как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на отмену крепостного права. Армия оказалась вооруженной устаревшим оружием, не соответствующим уровню европейской техники, флот не имел паровых судов, ходил под парусами. В стране отсутствовали железные дороги за исключением Петербургско-Московской и Варшаво-Венской. Все это явилось следствием технической и экономической отсталости России. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей. Это приводит к тому, что правительство начинает понимать необходимость радикальных перемен, невозможность существовать по старому. Сложившееся положение заставило Александра II действовать вопреки своим устремлениям он всегда сопротивлялся тем реформам, которые проводил его отец Николай I. Это выступление было вызвано просьбой московского генерал-губернатора Закревского, стремившегося успокоить московских дворян, взволнованных слухами об отмене крепостного права. В своей речи Александр II произнес следующее: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, — и Вы можете сказать это всем направо и налево, но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Александр II высказал два исключавшие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московское дворянство. С одной стороны царь заявил о своем нежелании отменить крепостное право, с другой — указал на необходимость все же осуществить крепостную реформу. Понимая это, Александр всячески оттягивал решение проблемы крепостного права в России. На протяжении 1856 года ничего не было сделано по подготовке реформы. В состав комитета вошли: представитель Государственного совета князь А. Орлов; министры: внутренних дел — С.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

К нему прилагался рабочий документ «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», где было подробно расписано, как будет проходить освобождение крестьян. Давай рассмотрим его основные условия. 18. Согласно «Положению 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались. 19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Основные положения крестьянской реформы. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии(в 1881г его отменили).Таким образом, крестьяне становились свободными. 11. Согласно «Положению 19 февраля» лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались: 1). 11. Согласно «Положению 19 февраля» лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались: 1).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий