При формулировке темы выступления рекомендуется

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. 1) Выбор темы выступления, формулировка названия. Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Как подготовиться к публичному выступлению

Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает.

Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру.

Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении. Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т. Утверждение "в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий" требует пояснения.

Примером может служить исповедь, во время которой человек, рассказывая о том, что его тяготит, испытывает облегчение. Многочисленные примеры разных людей, испытывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что оратором при желании может стать каждый. Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры. Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно".

К каждому выступлению можно подобрать множество примеров. Отбирая их для выступления, следует придерживаться следующих критериев: а насколько этот пример нужен; б типичен ли он; в уместен ли в данной аудитории; г какие чувства вызывает у слушателей. Не следует пояснять слушателям, для чего мы приводим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами. Пример часто оказывается полезным для "разрядки" уставшей аудитории. Сразу обостряется внимание.

Но неопытные ораторы, вдохновленные повышенным интересом слушателей, нередко начинают увлекаться, приводят пример с такими подробностями, что у кого-то из присутствующих обязательно возникает попутный вопрос. Выступающий с удовольствием отвечает, к обсуждению подключаются остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спустя некоторое время все спохватываются: "О чём это мы говорим? Отступать от него можно лишь тогда, когда этого требует ситуация 1. Использование наглядного материала. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней.

Не следует уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: "Как видно на схеме... Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты заранее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано. Только тогда наглядные пособия будут вызывать нужный интерес. Высказывания авторитетных людей цитаты. Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомогательный материал: подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим.

Их тоже не должно быть слишком много, они нужны не для красного словца, а по "поводу". Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызывают симпатию к оратору. Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня. Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить.

Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них? Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение.

Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа.

При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал.

Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении.

Помните о главном Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит. Например, 10-минутная защита диплома — это новые профессиональные перспективы, презентация проекта перед инвесторами — получение денег на развитие бизнеса, доклад на деловом мероприятии — усиление вашей экспертности, привлечение партнеров или клиентов. Получайте удовольствие Первые шаги в публичных выступлениях — это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони — это не навсегда.

Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности. Избавьтесь от синдрома самозванца В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам. Чтобы оценить свой уровень сомнений, воспользуйтесь чек-листом. Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи. Будьте экспертом в теме выступления Недостаточно сохранять достигнутый уровень профессионализма. Чтобы побеждать в конкурентной борьбе с другими, важно постоянно расти «вглубь и вширь». Повышение квалификации, наращивание экспертности, развитие в нескольких смежных профессиональных сферах — залог интересных, ярких и полезных для слушателей выступлений.

Готовьтесь к вопросам Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие — еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается пять типов вопросов: Уточняющие — человек хочет получить больше информации по конкретному моменту выступления. Если вы сами готовили презентацию и владеете материалом, проблем с ответами на эти вопросы не должно быть. Применительные — вопрос нужен, чтобы человек мог понять, как основные идеи вашего выступления могут быть применены к его сфере деятельности, компании, задаче и т. В этом случае можно ограничиться общими рекомендациями, так как за пару минут сложно вникнуть в специфику деятельности оппонента, а также предложить продолжить общение в кулуарах. Несогласные — эти вопросы задаются при несогласии человека с вашей точкой зрения.

Важно рассматривать их не как жесткую критику, а как желание оппонента донести до вас и участников мероприятия свое мнение. Чтобы перевести общение в конструктивную плоскость, сохраняя спокойствие, попросите обосновать точку зрения и приведите несколько аргументов в пользу своих идей. Дежурные — такие вопросы бывают редко, они встречаются на мероприятиях, формат которых предполагает обязательное обсуждения. Например, защита диплома, совещание, на котором ведется протокол. Провокационные — человек пытается вывести вас из равновесия и даже «утопить», подставив под вопрос ваш профессионализм. Если никто из модераторов не может вам помочь, важно не отмалчиваться и не игнорировать выпад.

Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса.

Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот.

Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи.

Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления.

Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции.

Оно должно поведать слушателям о том, что вы намерены обсудить, и задать общий тон вашему посланию. Ваша манера говорить должна указывать на то, будет ли ваше выступление юмористическим, серьезным, стимулирующим или мотивирующим, подготовив, таким образом, слушателей к тому, что произойдет дальше. В некоторых случаях это предложение не должно быть чересчур явным, потому что тема следует из контекста.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Содержание

  • Выбор темы и определение целевой установки.
  • Подготовка публичного выступления и доклада
  • русский язык и культура речи. Культура речи Тема Теоретические основы культуры речи Базовый уровень
  • Шаг 1. Поставьте цель и выберете тему
  • Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист

Основные правила ораторского искусства

Что такое тема выступления? Собственно, то, что Вы хотите донести, и только. Ораторские курсы риторики строятся по этому же принципу: темой выступления является лишь та информация, где содержится проблемный вопрос или предмет обсуждения. Рассказываем как успешно выступить с докладом. Составляем план выступления, определяемся сколько времени выделять на выступление. Поговорим про начало, научную этику и заключительную часть выступления с докладом. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. Ваша манера говорить должна указывать на то, будет ли ваше выступление юмористическим, серьезным, стимулирующим или мотивирующим, подготовив, таким образом, слушателей к тому, что произойдет дальше. Необходимо чётко определить цель выступления – например, убедить слушателя в чём-либо или только проинформировать и проинструктировать. Следует также чётко продумать, какова реакция должна последовать за выступлением.

Требования логики к различным этапам работы оратора.

Речь на публичном выступлении: как ее построить. 13 схем Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Как подготовиться к публичному выступлению То есть расшифровка обозначенных в теме выступления слов, понятий, возможно рассуждение на их тему, постановка проблемы и тп. Однако, в этом случае важно понимать, что тему выступления следует сформулировать как-то необычно, интересно.
Педагогическая риторика Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
Риторика: Практикум Что такое тема выступления? Собственно, то, что Вы хотите донести, и только. Ораторские курсы риторики строятся по этому же принципу: темой выступления является лишь та информация, где содержится проблемный вопрос или предмет обсуждения.
Основные этапы подготовки к конкретному выступлению Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Подготовка речи

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Составление плана-конспекта представляет собой следующий этап работы над речью. Он составляется для оратора и воплощает общее содержание речи, смысловой каркас будущего выступления. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др. Умение формулировать тему выступления необхо.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке.

Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала.

Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

JМы заработали тысячу рублей. JЗакончив делать уроки, мы пошли гулять. Предложения с нарушением лексической сочетаемости слов: RОратор говорил с большим эпосом. RСостоялась инаугурация нового торгового центра. JПрезентация новой книги прошла успешно. JВ публичном выступлении пафос необходим Предложения с неправильным употреблением паронимов: RЭта касса не для нас, а для командировочных. RГрубостью невозможно сыскать уважение людей. JЯ думал мой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать JКомандированные обеспечиваются гостиницей.

Предложения с ошибками в употреблении паронимов: RДля похода в горы мы купили туристические куртки. RТуристское бюро предлагает "горящие" путевки в Турцию. JНужно разработать туристский маршрут по городу. JВ киоске продаются туристические карты. Предложения с тавтологией: RНа буровой сложилась сложная ситуация. RВскрываются все новые факты беззаконных деяний этого деятеля и его деятельности. JХорошо слушать и хорошо отвечать - это одно из величайших совершенств, которое только возможно в разговоре JПо своему происхождению предлоги делятся на производные и непроизводные. Предложения содержат контаминацию компонентов разных словосочетаний: RВладение языком играет большое значение в жизни человека RАвария на нефтебазе оказала вред окружающей среде.

Кони, - важно течение мысли лектора оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи. Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме. По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи. Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения: Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления; Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи; План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться; Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные; План может быть построен на основании сопоставления теории и практики если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике ; План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения; В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло потребности, проблемы и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса; План может быть построен и по схеме: долг и выгода — используется обращение к чувству долга ответственности с одной стороны, и к соображениям личной выгоды чувствам гордости, преданности делу — с другой. Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т. Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю. В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее. По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный. При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую. Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А. Луначарским на открытии памятника Радищеву в Петрограде в 1918 году: детство Радищева, его юность и учеба, вольномыслие и служба, книга «Путешествие из Петербурга в Москву», арест, ссылка, возвращение , смерть и памятник вольнодумцу Радищеву. Речь развивается по восходящей линии, последующее связано с предыдущим, зависит от предыдущего. Экстенсивный тип развертывания речи основан на том, что основная идея речи формулируется в ее начале, но весьма приблизительно, в общей форме. В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею. Именно такой была речь П. Столыпина о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная им в Государственной думе 5 декабря 1908 года. В начале речи он сформулировал свою идею о необходимости наделения крестьян землей и выходе из общины, затем эта идея проходит через всю речь: закон должен учитывать различные ситуации в общинах; альтернативой общине является личная собственность на землю еще более широкое понимание вопроса ; государство дает землю не отдельным людям, а наделяет ею определенную большую социальную группу лиц с определенными правами и обязанностями; еще один блок — обширная критика взглядов на земельную проблему и личную собственность справа и слева. Все положения речи подробно аргументируются оратором. В конце речи основная идея формулируется в уточненном виде: «Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния — земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия». При параллельном типе композиции темы разграничены, наблюдается резкое их размежевание, неожиданный переход от одной темы к другой, можно видеть наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. При этом все темы объединены одной отчетливой идеей или общей темой ; переходы от одной темы к другой заранее не готовятся, просто — заканчивается одна тема и начинается другая. Такую композицию мы наблюдаем, например, в речи И. Тургенева на обеде в «Эрмитаже» в марте 1879 г. Основное содержание речи делится на самостоятельные части, которые можно произвольно переставлять в любой последовательности: смысл приема, сочувствие аудитории, относящейся к оратору как к человеку, не изменившему своим убеждениям и либеральному направлению; значение понятия «либерал»; отношение молодого поколения к старым либералам; необходимо продумать, насколько серьезно молодежь относится к своим задачам. Эти отдельные части объединяет короткое вступление: «Я предпочитаю осветить значение и смысл приема, которым меня удостоила молодежь». Интегральный тип композиции объединяет различные типы композиции, образуя систему смешанного типа. К качестве примера можно рассмотреть речь В. Брюсова на собрании, посвященном 5-летию Всероссийского союза поэтов 20 ноября 1923 года. Основная часть речи четко делится на 5 частей первые две части объединены общей мыслью — развитие мыслей идет транзитивно, следующие три части отражают параллельное развитие мыслей : « Союз поэтов — это объединение, построенное не на общности той или иной общественно-политической платформы, как группируются партии или иные классовые объединения, а по признаку производства, т. В этом — и слабая сторона Союза поэтов, но в этом — и его сила ». Первые две части 1 «В члены Союза входят лица из различных классов общества, примыкающие, сознательно или бессознательно, к самым различным политическим программам.. Вторая вытекает из первой — объединены общей мыслью — слабая сторона Союза поэтов. Развитие мысли идет, как мы уже отмечали — последовательно, транзитивно. Следующие три части самостоятельны, параллельны и объединены также одной мыслью — сильная сторона Союза поэтов… Похвальные и надгробные слова имеют свободную композицию, также как приветственные и застольные речи, определяемые ситуацией и адресатом. Есть и другая классификация композиции речи: Хронологически-последовательный исторический тип композиции; Тематический тип — группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему; Концентрический тип — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, который при этом переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более углубленному его анализу; Системно-последовательная композиция ступенчатого типа — последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения; Способ выделения решающей проблемы — определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение. Удовольствие будет от речи, в которой все части гармонично соединены, все компоненты должны быть связаны между собой переходами. Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу. Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим. Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения, В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона, словами «следовательно», «ибо», «в конце концов», «а поэтому» и др. Работа над композицией — творческий процесс. Результат большой предварительной работы, отражающий особенности, интересы и склонности самого выступающего. Речь только тогда воздействует желаемым образом на слушателей, когда она эстетически ими воспринимается, доставляет удовольствие. Один из современных специалистов по риторике Н. Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1 зачин; 2 вступление; 3 главная часть содержание речи ; 4 заключение; 5 концовка. Зачин - это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую установление контакта со слушателями ; проспективную создание первоначального представления о направлении и теме речи. В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т. Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи — привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет. Кони считает: «Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого возбуждается простым, интересным интересующим и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова… должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны отвлечь, зацепить внимание ». Затем известный оратор приводит такой пример. Если…начнете с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Потому что в этих сведениях нет ничего необычного т интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но…только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих… ». Кони предлагает такое начало: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза : сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… Далее следуют переходные слова очень важные к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости. Далее Кони отмечает, что такое начало возможно, если вы будете говорить о жестокости Калигулы. Если нет — то надо будет взять другое для завоевания внимания. При этом следует знать свою аудиторию. Вышеприведенное начало не подходило бы к интеллигентной аудитории, с первых же слов се догадались бы о чем вы говорите и оригинальность превратилась бы в жалкую искусственность. После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления. Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Значение вступления трудно переоценить, поскольку оно имеет в речи огромную психологическую роль. Дело в том, что, по мнению психологов, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается тогда, когда она четко сформулирована оратором в начале или в конце изложения. Это связано с психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места» : лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий. Мы уже отмечали, что первые слова оратора должны быть просты, понятны и интересны должны зацепить внимание. Чтобы открыть найти такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить какое… начало…может подходить и быть в тесной связи хоть с какой-нибудь стороной с речью». Вступление имеет несколько аспектов: психологический аспект — закрепление контакта, внимания и интерса, которые вызваны зачином, подготовка слушателей к восприятию речи, создание необходимого настроя; содержательный аспект — согласно второму закону риторики — описание целевой установки речи, сообщение темы, направлений ее развития, перечисление и краткое описание проблем. Рассматриваемых в основной части речи т. Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Например, выдающийся естествоиспытатель, профессор МГУ К. Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе.

Декомпозиция и актуальное членение позволят сделать вашу речь ритмичной, сделают ее понятной и легко воспринимаемой для аудитории. Обозримость выступления и удержание внимания аудитории Ораторское мастерство заключается в умении донести самое важное, не отвлекаясь на незначительные детали, и при этом удержать внимание слушателей, не перегрузив их излишней информацией и не заставив скучать из-за длительного повествования. Еще более важно сказать основные мысли и идеи в тот момент, когда аудитория будет максимально сконцентрирована на выступлении. Используйте правильное распределение информационной нагрузки: не следует равномерно насыщать речь данными, рекомендуется давать слушателям небольшую передышку перед очередным акцентом или кульминацией. Введение и заключение Выступление теряет красоту и привлекательность для слушателей, если в его структуре отсутствуют введение или заключение, являющиеся незаменимым обрамлением речи, и позволяющим представить аудитории предмет речи, а затем поделиться своими выводами. Методы формулировки введения: Метод подкрепления позволяет установить с аудиторий доверительные отношения, но использовать его следует только в случае, когда вы уверены в доброжелательном настрое слушателей. Друзья, рад вас приветствовать! Метод повода дает возможность сразу обозначить повод выступления, связанный с темой речи.

Подготовка к выступлению

Работа оратора над речью начинается с выяснения темы выступления. Тема речи должна быть актуальной, новой, интересной, конкретной, четко сформулированной. При формулировке темы выступления нужно учитывать как интересы оратора, так и интересы аудитории. Перед тем, как подготовить публичное выступление, нужно оценить уровень своей компетентности, объем подготовительных работ, и только после этого заниматься композицией речи, отрабатывать ораторские навыки, искать интересные приемы подачи материала. Рассказываем о подготовке к публичному выступлению. Типы публичных выступлений. Выбор темы, подготовка плана и презентации. Роль выступающего представляет собой сумму его знаний и умений в области, как самой темы выступления, так и навыка проведения публичных выступлений. И эти знания и умения можно сгруппировать следующим образом. Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д.

Логические законы построения выступления

  • Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера
  • Как подготовиться к публичному выступлению
  • Продающая презентация
  • Публичное выступление – техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки для ораторов
  • Модуль 3.2.2 Структура выступления
  • Другие матералы рубрики:

Публичная речь

1. Разбиение темы – мыслимой предметной области выступления – должно быть соразмерным, то есть разделы выступления, выделенные планом, должны в определенном отношении полностью, без пробелов и излишеств, охватывать всю тему. Защита проектов, конкурсы, устные экзамены — современные школьники всё чаще сталкиваются с необходимостью произносить речь перед аудиторией. Сегодня мы расскажем, как сделать так, чтобы первое появление на публике не стало последним. Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать: С интересного или шокирующего факта по теме выступления. 1) Выбор темы выступления, формулировка названия. Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Подготовка к публичному выступлению

Все мысли подчиняются главной, доминирующей. Следим за тем, чтобы отдельные части речи не противоречили друг другу, основную мысль доказываем с помощью аргументов. С помощью логической организации речи грамотно располагаем материал, используем факты и аргументы. Тщательно работаем над формулированием каждой мысли, делая ее ясной и недвусмысленной. Избегаем противоречия в рассуждении, излагаем материал доказательно и аргументировано. Акцент: в отличие от сочинения в устной речи эффективно пользоваться не плавными переходами через повествовательные предложения, а обращением к слушателю. Это экономит время и удерживает внимание аудитории.

Удерживать внимание придется постоянно, поэтому каждую минуту применяем прием, который притягивает внимание. В начале выступления вводим слушателя в тему постановкой проблемы. Первые фразы выбираем такие, которые захватывают внимание. А в заключении закрепляем мысль, связав начало и конец, подытоживаем сказанное. Этот прием называется «закольцовка». Стремимся к тому, чтобы речь была стройной и пропорциональной, а объем вступления и заключения в сумме не превышали одной трети объема всего выступления.

Это правило, сформулированное еще Леонардо да Винчи, эффективно и сегодня. Заметим, что выступление нужно строить с точки зрения восприятия слушателем. Учесть, что наиболее активно воспринимаются начало и конец речи. Виды вступлений: простое когда после приветствия мы сразу же приступаем к изложению темы ; косвенное когда оригинальное и развернутое начало подготавливает аудиторию к восприятию сложного предмета речи и помогает овладеть ее вниманием, а иногда преодолеть ее нежелание слушать ; внезапное применяется редко, его суть в резко эмоциональном начале. Главная часть речи состоит из: изложения, аргументации, опровержения. В ней оратор реализует свои задачи: сообщает нужную информацию, излагает свою точку зрения и доказывает ее если необходимо — опровергает точку зрения оппонента , убеждает аудиторию, побуждает ее к конкретным действиям.

Сначала — сильные аргументы, потом доказательства средней длины, затем один наиболее мощный аргумент. Заключение речи важнее начала, поскольку оно подытоживает сказанное, поэтому оно должно быть очень эмоциональным, чтобы или склонить слушателей к определенному убеждению, или побудить к конкретному действию. Оно неожиданное, яркое, энергичное и только позитивное! Акцент: для уплотнения текста выбираем слова, наиболее точно выражающие суть описываемого нами явления. Убираем все слова, несущие избыточную информацию. Никаких лишних слов, словосочетаний, предложений, загромождающих текст!

Это экономит время выступления и делает его динамичным и эмоциональным. Опора на глагол и существительное. Сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений избегаем, работаем простыми предложениями. Пример Расплывчатая и несущая 90 процентов избыточной информации мысль: Большое техническое средство передвижения на резиновом ходу, предназначенное для перевозки пассажиров, в соответствии с графиком перевозок совершало поступательное движение по асфальтированной полосе земли, расположенной между домами улицы. Кристализованная мысль: По улице катился рейсовый автобус. Выработать навык уплотнения текста помогает Упражнение «Диктор» Взять любую газету, в которой публикуется официальная информация, и читать ее вслух, как диктор радио.

И тогда будут явно видны лишние слова и обороты, мешающие легкому течению речи. Нужно убирать лишние слова, упрощать фразы, сокращать абзацы, переписывать предложения, но добиться того, чтобы ушли все нагромождения мысли и слов, а текст стал ясным и читался легко. Что происходит? Выполняя это упражнение, мы выработаем навык переработки литературного текста в разговорную речь. И еще придет понимание композиции — газетные тексты имеют хорошую композицию и, работая с ними, можно усвоить композиционные приемы через внутреннее ощущение текста. Особенно это поможет тем, кто только начинает осваивать ораторское мастерство.

Теперь о стилях… Публичное выступление относится к устной речи, а она — живое общение оратора и аудитории, и предполагает конкретного собеседника и дает возможность воздействовать на него. И в устной речи допустимо отступление от строгих норм письменной речи. Это дает возможность сделать выступление более ярким и эмоциональным, значит, более действенным. Письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, а устная более подходит для выражения эмоций, переживания и настроения… Поэтому для устной речи характерно смешение и взаимопроникновение различных стилей речи. И хорошей считается такая речь, в которой активно используются элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Это дает речи эмоциональность и убедительность, а оратору — широкие возможности для выражения своих мыслей.

Ему важно только понимать, чем грамотная разговорная речь отличается от малограмотной, и руководствоваться чувством меры при смешивании стилей. Трудности при написании текста 1 Незнание, как начать текст Это типично, с этим сталкиваются многие выступающие и даже самые опытные из них. Причины две: первая — не хватает энергии мысли для начала; вторая — наоборот, мыслей — избыток, они нагромождаются одна на другую, создают хаос, скрывая начало выступления. Это не проблема! В первом случае пишем текст блоками, выбираем из плана выступления любой пункт, который созрел, и пишем его. Затем еще пункт и так до конца выписываем по абзацу текст и соединяем их, расположив по плану.

Что произойдет? Мозг начнет концентрироваться на теме, и в один из моментов просто притянет ту мысль, которая нужна для начала. Вообще не напрягаемся, не мучаемся в поисках начала, просто пишем, и оно придет. Во втором случае не копаемся в хаосе в поисках начала, а просто убираем нагромождения лишних мыслей.

Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей. Возможные интонационные окраски выступлений следующие:- мажорная;- беспечная или юмористическая;- шутливая;- сердитая или упрекающая;- мрачная;- торжественная;- предостерегающая;- вопросительная. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить цель и о чем говорить средства достижения цели. Требования к основному тезису выступления:- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать целивыступления;- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться вкратковременной памяти;- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:- Кто мои слушатели заинтересованные, незаинтересованные? Оценка аудитории и обстановки Спросите себя: «Кто мои слушатели? Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:- возраст;- уровень образования;- профессия;- цель прихода людей на выступление;- уровень заинтересованности в теме;- уровень осведомленности в данном вопросе; Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Слушателям, сидящим в зале, вопрос мог быть просто не слышен. Вы начнете отвечать, а по залу пронесется шепоток: «О чем спросили? О чем спросили? Чтобы избежать этой ситуации, повторите вопрос. Если вопрос, который вам задали, не очень для вас приятен, можете при повторении чуть перефразировать его, чтобы вам было проще на него ответить. Старайтесь держаться в рамках темы, не уходить в сторону, не отвечать многословно и расплывчато. Перейти к следующему вопросу. Все вопросы можно отнести нескольким основным видам: хороший вопрос, трудный, вопрос не по теме и т. Рассмотрим комментарии основных видов вопросов. Если вам задали хороший вопрос, на который вы знаете ответ, и этот ответ представит вас в выигрышном свете, искренне поблагодарите спрашивающего, прокомментируйте, какой важный, интересный, хороший вопрос он задал. Можно использовать следующие комментарии: Хороший вопрос, я надеялся, что кто-нибудь спросит меня об этом. Я ожидал такого вопроса. Это очень важная проблема. Да, это то, что действительно интересно. Это очень верное замечание. Я мог бы еще добавить… Если вам задали трудный вопрос, то сначала нужно попытаться понять: для спрашивающего важен ответ на этот вопрос, или он просто хотел поставить вас в неловкое положение. Не бойтесь в комментариях сказать, что это сложный вопрос. Можно использовать такие эпитеты, как «серьезный», «коварный», «трудный» и т. Комментарии на такой вопрос могут быть следующими: Это сложный вопрос. Очень интересный вопрос. А что вы думаете об этой проблеме? Это проблема, требующая раздумий. Я пытался найти ответ на этот вопрос, но не пришел к удовлетворяющему меня ответу. Может быть, кто-то может поделиться своими размышлениями по этому поводу? Если вам задали вопрос не по теме, определите для себя, хотите ли вы переходить на другую тему, отвечая на него. Если другая тема выигрышнее для вас, то смело отвечайте. Если вы предпочитаете оставаться в рамках обсуждаемой темы, то комментарии к этому типу вопросов могут быть следующие: Это интересный вопрос, но поднимающий другую проблему. Давайте поговорим об этом после. Я бы хотел об этом поговорить, но все же полагаю, что лучше держаться в рамках Тема. Возможно, мы могли бы обсудить это позже. Боюсь, что вопрос выходит за пределы моей темы сегодня. Мы можем потом обсудить это. Если вам задали непонятный вопрос, уточните суть до того, как начнете на него отвечать. Можно использовать следующие фразы: Прошу прощения, но мне кажется, что я не совсем уловил смысл вопроса. Простите, могу ли я попросить вас переформулировать вопрос? Способы улучшить свое выступление Многие люди волнуются перед выступлением. Преодоление волнения — непростая задача для выступающих. Сразу следует отметить, что волнение перед выступлением полезно. Если вы не волнуетесь, это значит, что вам все равно, как пройдет ваше выступление. Умеренное волнение перед выступлением помогает поднять уровень нашей активации, придает выступлению живость и экспрессию. Значит, ваша задача не убрать волнение вообще, а уменьшить его до разумных пределов. У волнения, связанного с выступлением, всего три пика. Первый пик волнения — когда вы узнаете, что вам нужно выступать. Вы рассматриваете выступление как ситуацию стресса и весьма вероятного провала. А ведь выступление можно воспринимать по-другому — как возможность показать себя. Чтобы уменьшить волнение перед выступлением, выступайте больше, тренируйтесь выступать, используйте любую возможность выступить: на совещаниях, собраниях, дружеских вечеринках. Тем самым вы наработаете навыки выступления и будете меньше бояться. Второй пик волнения, самый сильный, бывает непосредственно перед выступлением, а третий — после выступления. Чтобы уменьшить третий пик, привыкайте себя хвалить после выступления. Отметьте, что в этот раз у вас получилось хорошо, что удалось. И только после этого подумайте, что вы измените, улучшите в следующих выступлениях. А теперь разберем, что делать со вторым пиком.

Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы. Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи. С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т. Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными. Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Подготовка публичного выступления

Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать. Презентация и обучающие материалы Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.

Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.

Несомненно, успех вашей речи напрямую зависит от того, как воспримет ее аудитория.

Как бы вы красиво ни говорили и какие бы важные вопросы вы ни рассматривали, важно чтобы слушателям было интересно и понятно, о чем вы говорите. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи — изучение своей аудитории. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии.

Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей — это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль.

Также вы можете воспользоваться приемами быстрого сканирующего чтения , если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки. Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах — это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления — уже половина успеха.

Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания — это психологическая подготовка к выступлению. Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы.

Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него. Неплохая иллюстрация на тему подготовки выступления: Создайте структуру план выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи.

Тезисный план не предполагает прямого цитирования. При составлении рабочего плана выступления следует включить в него слова-связки, так как они: 1 позволяют увидеть логику текста; 2 помогают улучшить рубрикацию текста; 3 могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста. В рабочий также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления.

Когда написан рабочий план легче определить: а какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, а какие, напротив, не имеют примеров; б какие вопросы следует опустить, так как они несущественны для раскрытия данной темы, какие включить и т. Требования к плану: 1 логичность — деление понятия, раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями. Деление понятия не должно допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким.

Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления.

По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении. Примечательные слова произнес, выступая на одном из собраний в 1929 г.

Он говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее — «Как делать? Так и оратор, готовясь к выступлению, должен помнить о примате цели над содержанием и формой речи. Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление. Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения».

Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий