Оптимальная манера выступления предполагает

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции.

О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимики

В манере выступления нельзя допускать: — оратор не должен выглядеть уставшим; — спешащим; — чрезмерно возбужденным, это вызовет неловкость слушателей; — оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность; — не должен извиняться за выступление извините, что задерживаю вас; потерпите, я скоро закончу. Требования к оптимальной манере выступления: 1 Энергичность изложения — энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. Карнеги: «Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы».

Нельзя допускать, чтобы оратор выглядел уставшим, спешащим, недовольным, чрезмерно возбужденным, чтобы демонстрировал беспомощность, нерешительность, чтобы извинялся извините, что задерживаю вас; потерпите, я скоро закончу. Требования к оптимальной манере выступления: — энергичность изложения: энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации.

Карнеги ; — физическая бодрость: слушателям передается ощущение хорошей физической формы; — уверенный внешний вид — тогда аудитория воспринимает информацию менее критически, с большим доверием. Как принять такой вид: выше держать подбородок, говорить как бы немного вверх смотреть на пересечение стены с потолком ; стоять прямо, смотреть в глаза слушателям. Карнеги ; — дружеский тон: разговаривайте непринужденно, будто перед вами один человек; подчеркивайте, что вы «свой» в аудитории, подчеркивайте общность ваших проблем, интересов, трудностей.

Манера выступления является важной составляющей эффективного общения. Какой бы важной ни была информация, если она не будет правильно и интересно подана, вероятность ее усвоения и запоминания сильно снизится. Хорошая манера выступления позволяет выделиться из толпы, привлечь внимание аудитории и убедительно донести свои идеи и аргументы. Люди обращают внимание не только на содержание выступления, но и на его форму — на то, каким образом информация подается.

Манера выступления помогает вызвать доверие и убедить слушателей в правильности своих доводов. Основные компоненты манеры выступления Речь Использование четкой, понятной и артикулированной речи является одним из ключевых элементов манеры выступления. Говорящий должен использовать разнообразные интонации, громкость и темп речи, чтобы создать интерес и подчеркнуть важность определенных идей или фраз.

А если волнение все же велико, сосредоточьтесь на своих ощущениях и, если есть возможность, скажите вслух: "Я знаю то, чего не знают слушатели! Я хочу им об этом рассказать! Для того чтобы вызвать интерес и к себе, и к теме выступления, надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей. Виды внимания аудитории Вниманием считают направленность познавательных психических процессов на какой-то объект действительности с одновременным отвлечением от других объектов.

Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память работают в направлении сказанного. При этом они даже могут не услышать того, что говорит сосед. В коре головного мозга возникает очаг возбуждения, где активно протекают познавательные психические процессы. В том случае, когда очаг возбуждения, а следовательно, и внимание возникают независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное, или неволевое, внимание возникает всякий раз, когда: 1 человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным; 2 в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; 3 действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель. Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью. Если говорить о слушании, произвольное внимание зависит от сложности вопроса и физического состояния слушающих. Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов. Неожиданный вопрос, необычный факт, интересная цифра, пример или зарисовка "из жизни", завораживающая интонация - все это способно сразу же захватить внимание аудитории.

Но непроизвольное внимание неустойчиво. Для того чтобы вызвать волевое внимание, которое только и обеспечивает активную работу аудитории, необходимо, чтобы слушатели поняли, почему им нужно слушать это выступление. Этой цели служит введение в тему. Начало выступления Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией. В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет... После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. Что скажет? Чего от него ожидать?

Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому "первые слова лектора, - говорил выдающийся судебный оратор А. Кони, -должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны должны отвлечь, зацепить внимание "1. Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя.

Как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношений положено! Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" вступлений, существует множество: "... Советы лекторам. Об ораторском искусстве.

Политиздат, 1975. Выбор варианта зачина - увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное - создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления. Обычно контакт устанавливается, если выступающему удается заговорить о том, что людей волнует, и затем искусно перейти к теме своего выступления. Другой беспроигрышный вариант- заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.

Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру. Неопытные ораторы часто начинают с извинений зато, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать", - цитирует П. Сопер юмориста Дж. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления - вступление к популярной лекции профессора М.

Отчего зависит успех публичного выступления?

  • Манера публичного выступления. Интонация, мимика, жесты
  • Типы выступлений и их особенности
  • Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя? | Блог 4brain
  • Почему важно развивать ораторское искусство
  • Тема 6. Поведение оратора в аудитории - Воронеж 2011
  • Другие гуманитарные предметы

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Для человека, выступающего публично не может быть мелочей. Потому, что именно в публичном выступлении заметны все поведенческие ошибки. Поэтому очень важно проработать все составляющие выступления. Давайте начнём сверху. Речь. Правило 2. Работай систематически. Систематичность предполагает, прежде всего, обдуманную последовательность прохождения всех этапов подготовки речи. Тщательная подготовка речи включает следующие этапы. Оптимальная манера выступления должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. лекция – это монолог одного человека. Оптимальная длительность для этого вида выступлений составляет 90 минут; беседа – форма публичного выступления, в котором участвует не только оратор, но и слушатели.

Читайте также

  • Искусство публичного выступления: 9 золотых правил
  • Публичное выступление – техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки для ораторов
  • О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимики
  • Манера выступления — Студопедия
  • Ораторство.docx
  • Манера выступления

Стиль и манера выступления

лекция – это монолог одного человека. Оптимальная длительность для этого вида выступлений составляет 90 минут; беседа – форма публичного выступления, в котором участвует не только оратор, но и слушатели. Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции. Для человека, выступающего публично не может быть мелочей. Потому, что именно в публичном выступлении заметны все поведенческие ошибки. Поэтому очень важно проработать все составляющие выступления. Давайте начнём сверху. Речь. Чтобы всегда чувствовать себя уверенно, лучше научиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров. Ø Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность. Оптимальная манера выступления Энергичность изложения.

Манера и речь публичного выступления

Речевые приказы - периодическое использование в речи выражений типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…». Смена темпа и тональности - выделение громкостью голоса и более медленным темпом речинаиболее важные мысли и сложные проблемы; 9. Экспрессия — выбор формулировок, которые заметно отличаются от привычного стиля яркие сравнения, меткие словосочетания. В отличие от соответствующих письменных жанров, в докладе допускается употребление 1 лица единственного числа Я буду говорить о... В докладе допускается повторение отдельных слов, словосочетаний, частей предложений … этим же методом в эти же годы… , бессоюзные конструкции, глаголы в повелительном наклонении отметьте, подумайте, обратите внимание, представьте себе , оценочные прилагательные, существительные и наречия …возникло самостоятельное и сильное направление…; …поражает простота этой гипотезы….

Доклад рассчитан на слуховое восприятие, поэтому большое значение имеет интонация, тон речи, логическое ударение, паузы, темп, громкость речи. Специалисты по ораторскому искусству советуют: 1 Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно; 2 Во время своего доклада стремитесь к свободному чтению, без постоянного заглядывания в текст; 3 Сохраняйте визуальный контакт со слушателями, контролируйте их реакцию; 4 Будьте уверены в себе, держитесь спокойно, доброжелательно, открыто; 5 Будьте готовы к диалогу со слушателями. На вопросы отвечайте четко, исчерпывающе, приводите конкретные факты. Практический блок Вопросы для обсуждения и закрепления 1.

Что представляет собой доклад как жанр устного научного сообщения? Из каких этапов складывается работа над докладом? Какой может быть общая структура доклада?

Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям: он идет на уступки им, а не требует уступок от них.

Такой поступок усилит коммуникативную позицию оратора в данной аудитории, расположит аудиторию в его пользу. Следите за освещенностью: свет должен быть направлен вам в лицо; оратор должен находиться в самом освещенном месте зала, так как аудитория хочет видеть мельчайшие подробности. Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной — слушатели, как правило, любят, когда оратор показывается во весь рост. Снелл указывал: «За то короткое время, пока вы стоите перед ними, люди захотят узнать о вас как можно больше».

Карнеги подчеркивал: "При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть нас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью»; надо дать им эту возможность. Манера выступления Общая манера вашего выступления имеет большое значение — она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам.

Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора — манера заставляет забыть о внешности, и в этом он, несомненно, прав. Сопер выделял пять основных, с его точки зрения, составляющих манеры выступления, которые позволяют расположить к себе слушателей: 1 уверенность в себе, 2 деловитость, 3 дружеское отношение к слушателям, 4 скромность, 5 подъем. Прежде всего, укажем на то, чего нельзя допускать в манере выступления: — оратор не должен выглядеть уставшим; спешащим; недовольным помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. Какова же оптимальная манера выступления?

Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы».

Эраст отмечал, что на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме , и это ощущение передается самой аудитории. Уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно — прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом: «смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности ; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

Дружеский, интимный тон. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудитори- ей надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой»: установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит.

Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами — это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». Сосредоточенность на содержании. В вашем выступлении должно ощущаться, что главная цель ваша — передать слушателям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важную для них информацию.

Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, она должна идти за содержанием, и слушатели должны ощущать это. Снелл: «Аудиторию можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас». Сосредоточенность на содержании позволяет оратору повысить убедительность своего изложения.

Расположение и движение оратора в аудитории Мы уже отмечали, что оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Необходимо помнить, что стоящий оратор: демонстрирует уважение к аудитории; создает постоянное напряжение для себя; лучше чувствует время; энергичнее говорит.

Все это говорит в пользу выступления стоя. Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Следует приближаться к слушателям.

Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения — подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею. В процессе выступления обязательно необходимо двигаться.

Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Ходить необходимо не перед аудиторией, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей — в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться на четверть — треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека — только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него.

Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах — это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора, а в некоторых случаях — неуверенности его. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться — это очень отвлекает слушателей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. Взгляд Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны.

А это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул! Если на нас смотрят много, то это рассматривается нами либо как некоторый вызов это бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику , либо как демонстрация хорошего к нам отношения или по крайней мере интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать выступающий.

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати? Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей.

Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза. Взгляд в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

В большой аудитории следует разбить всех слушате лей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Поза Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены , подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним — это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику , если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор. Жесты оратора Жест — это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей.

Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступая перед аудиторией. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» П. Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям: Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.

Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение. Жесты не должны быть непрерывными. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же или один и тот же жесты раздражают аудиторию. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т.

Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Не шевелите открыто пальцами. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению. Оратор должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если к этому побуждает его получаемая информация.

Однако для того, чтобы "читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы. О внимании к оратору говорят: — взгляды слушателей, направленные на оратора; — положение тела — корпус наклонен в сторону ора- тора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору; — наклон головы если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя. Умение «читать» собеседников — важнейшее качество лектора, приходящее с опытом.

Необходимо развивать его, тренировать в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.

Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Что в нем такого особенного? Прием: «Возбуждение любопытства». Как вы думаете, какой? Прием: «Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям». Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород , который стал претендовать на звание "третьей столицы".

Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев». Прием: «Демонстрация какого-либо предмета». Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: "Воронеж". Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры.

У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так». Прием: «Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами». Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой.

Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить». Прием: «Цитирование знаменитости, исторический эпизод». И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле.

Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом». И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом». Прием: «Риторический вопрос». Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него». Упражнение 4.

Предложите начало выступления, построенное на антитезе противопоставление двух противоположных мыслей или образов ; сформулируйте проблему выступления. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и... Так ли это? Давайте разберемся. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... Наука воздействует на наш разум, а... Одним учеба доставляет радость, другим...

Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие... Упражнение 5. Придумайте начало к следующим концовкам 1. Ваше мнение Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно? Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... Луначарский как оратор отличатся тем, что...

Мечников как оратор отличался тем, что... Менделеев как оратор отличался тем, что... Тимирязев как оратор отличался тем, что... Ленин как оратор отличался тем, что... Сталин как оратор отличался тем, что... Хрущев как оратор отличался тем, что... Кастро как оратор отличается тем, что... Горбачев как оратор отличается тем, что...

Жириновский как оратор отличается тем, что... Лебедь как оратор отличался тем, что... Путин как оратор отличается тем, что... Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях? В аудиторию забежала кошка. В аудиторию все время заглядывают посторонние. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору.

Некоторые слушатели встают и уходят. Слушатели зевают. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. С места раздаются громкие реплики несогласия. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. Стало душно.

Погас свет. Выключился микрофон. В аудиторию доносится сильный шум из коридора. Ваше мнение Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора? Задания по теме «подготовка к публичному выступлению». Какие утверждения правильные? Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту. Заучивание выступления наизусть - лучшая форма подготовки. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже. При подготовке выступления надо сначала почитать по теме. При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз - это обеспечит целостность выступления. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание. Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции. План выступления оратору лучше написать на доске. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих... Важную информацию надо располагать в начале фразы. Важную информацию надо располагать в середине фразы. Важную информацию надо располагать в конце фразы.

Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений. Надо репетировать выступление целиком. Выступление лучше репетировать перед зеркалом. Задания по теме «Начало выступления» Какие утверждения правильные? Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории. Лучше выступать на ярком фоне. Лучше выступать с трибуны.

Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас.

Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация. Подготовленные шутки, цитаты, истории. Марк Твен. Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему. Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату. Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией. Стиль повествования. Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории. Ораторские приемы Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации. Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала. Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации: аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях; антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной; гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку. Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию. Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами.

Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте. Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд! Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду! Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд. Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему. Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике. Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность.

Манера говорить при публичных выступлениях

Простые пункты, которые расскажут как выступать перед аудиторией успешно, выступать на публике, помогут чувствовать себя уверенно перед любой аудиторией. Пот. Рассказываем о подготовке к публичному выступлению. Типы публичных выступлений. Выбор темы, подготовка плана и презентации. Работа с аудиторией и обратная связь. Как не волноваться перед выступлением. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры.

Что является основой ораторского искусства

  • Правила успешного публичного выступления
  • Что такое ораторское искусство
  • Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.
  • Манера говорить при публичных выступлениях. Статья. Все Тренинги .ру

Риторика: Практикум

Риторика учит эффективно воздействовать на публику, опираясь на три основных фактора: Этос — условия для произнесения речи: время, место, состав аудитории. Пафос — посыл оратора, тема и цели его выступления. Логос — языковые средства и ораторские приемы в речи. Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера. Правильное произношение и ударение, гибкие, живые интонации, их разнообразие, небыстрый темп, нужные по ходу изложения и обсуждения паузы — как это все важно! В своей работе автор попытается доказать, насколько же это важно и нужно уметь правильно владеть языком. Успешное выступление – это встреча спикера, человека говорящего, с аудиторией. Встреча, на которой он смог донести главную мысль так, чтобы ее восприняли максимально корректно, чтобы она в полной мере дошла до слушателя, чтобы его правильно поняли. Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи». Особенности манеры речи: 1) установление и ощущение контакта с аудиторией. Контакт глаз с присутствующими, умение почувствовать эмоциональное состояние аудитории, умение создать атмосферу доверия; 2) простота и ясность речи.

Манеры и внешний вид оратора.

В манере выступления нельзя допускать: — оратор не должен выглядеть уставшим; — спешащим; — чрезмерно возбужденным, это вызовет неловкость слушателей; — оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность; — не должен извиняться за выступление извините, что задерживаю вас; потерпите, я скоро закончу. Требования к оптимальной манере выступления: 1 Энергичность изложения — энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. Карнеги: «Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы».

Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную.

Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека. Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.

Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях. Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели.

Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления: Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов. Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права.

Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики. Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение. Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия.

Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально. Речь оратора должна соответствовать нормам этики.

Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи. Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора.

Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики. Особенности публичной речи Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления.

Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества. Речь оратора имеет ряд особенностей: Обратная реакция аудитории.

Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь.

Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками — так вы лучше его запомните. Подготовка конспекта выступления Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках — оптимальный способ подготовки.

В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге — это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера — так тоже легче их различить и разложить по темам. Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного»,...

Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» с. Как технически подготовить конспект выступления? Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.

Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно — оно может понадобиться впоследствии. Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт — это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно.

Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов «сейчас переходим ко второму вопросу» либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал? Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними 1, 2, 3 и т. Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли. Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному.

Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал.

Историк В. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В.

Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них. Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко — он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда — «это аварийные инструменты». В последнем, конечно, Д.

В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии. Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста. Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно.

Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание. Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики. Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв.

Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст — лучшие средства от зрительской скуки. Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам. Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное — реализация».

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи — донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике. Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый — «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая — деньги.

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Ораторское мастерство | Контент-платформа Манера выступления хорошо запоминается, может повысить или понизить доверие к оратору.
Как сделать выступление комфортным: хитрости ораторов - Бизнес Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера.
Манера выступления — Студопедия Даже самая правильная поза не обеспечит вам внимание аудитории, если вы замираете подобно статуе. Во время выступления вы должны двигаться и акцентировать жестами важные моменты, ваши движения должны быть раскованными и свободными.
Искусство публичного выступления: 9 золотых правил Оптимальная манера выступления должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий