Может ли быть передовой педагогический опыт обобщен в форме публичного выступления

Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебн. 2. Методический – (рассказ) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Скачать бесплатно презентацию на тему "ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ, ОПИСАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Прокопчик Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-методической." в (PowerPoint). Методические разработки для работы с педагогами и родителями воспитанников: педсоветы, семинары, консультации; Передовой педагогический опыт воспитателя; Передовой педагогический опыт в детском саду.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

В зависимости от количества авторов, разработчиков ППО - индивидуальный, групповой и коллективный. По признаку эффективности - соответственно, дающий высокие и средние результаты. По степени новизны - исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый. Репродуктивный, к примеру, - повторение уже известных научному миру методических рекомендаций.

Поисковой - внесение своего творческого элемента в распространенный опыт. По уровню научной обоснованности - эмпирический и научно-теоретический уровни передового педагогического опыта. По характеру той же научной обоснованности - практический и психолого-педагогический.

По протяженности во времени - длительный и кратковременный. Этапы обобщения передового педагогического опыта Напоследок остановимся на изучении и обобщении ППО. Тут можно выделить следующие этапы передового педагогического опыта: Выявление объекта для изучения.

На этом этапе с помощью диагностической программы оценивается деятельность педагога. Затем определяются специалисты с устойчивыми положительными результатами. Собирается информация о деятельности педагога, выделяются факторы, гарантирующие положительные сдвиги.

Постановка цели изучения. Формирование конкретного противоречия, которое помогают разрешить разработки педагога. Далее ставится проблема.

Опыт педагога теоретически обосновывается, после чего формируется цель изучения его ППО. Сбор информации об интересующем опыте. Это отбор методик сбора данных, составление программы наблюдения за работой педагога, деятельности его подопечных.

Воплощение данных методик в жизнь. Педагогический анализ добытой информации. Расчленение изученного на части, соответствующие основным целям изучения, оценка ППО на основе общеутвержденных критериев, определение причинно-следственных связей между новаторским опытом и решением педагогических проблем.

Завершение этапа - определение места данного ППО в иерархии педагогических знаний.

Возможны и другие варианты: привести в систему методические материалы планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки , сопровождая их краткими разъяснениями. Набросайте краткий план 3-4 вопроса , затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые использованы вами как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы. Работая над текстом, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, «лирически отступлений». Оценивайте критически свой опыт, не забывайте рассказывать о своих трудностях, недостатка, ошибках. Главный критерий — результаты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения схемы, таблицы, работы учащихся, список литературы и т. Помните, что, обобщая свой опыт, вы выполняете важную общественно-профессиональную обязанность, способствуя дальнейшему улучшению воспитания и образования учащихся. Материалы самообобщения могут служить для администрации основой для обобщения работы педагога. В деятельности общеобразовательных учреждений наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методик, методов, примеров, способов работы педагога: представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, мастер-класс и др. На методическом уровне обобщения опыта, который считается наиболее продуктивным, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок. Процесс распространения опыта, пропаганда его ведущих идей реализуется с помощью следующих форм: педагогических советов, заседаний методических формирований, конкурсов педагогического мастерства, методических копилок, мастер-классов, семинаров-практикумов, научно-практических конференций, творческих отчетов и презентаций, а также через публикацию в педагогических изданиях.

Работа по изучению и обобщению педагогического опыта, а также пропаганда его идей может считаться успешной, если она системно организована, и идея изученного и представленного опыта будет осмыслена и принята другими педагогами, что со временем отразится на качественных результатах их профессиональной деятельности. Глинский; ГУО «Акад.

К ним относятся выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских и межшкольных конференциях, семинарах по обмену опытом, курсах повышения квалификации педагогов и т. Часть ценного материала может быть опубликована в печати или составить текст доклада, представленного в методические фонды учебных заведений или административные органы народного образования. Однако немало ценнейших находок у творчески работающих педагогов исследователь может встретить благодаря личному участию в общении и беседах с ними. Наконец, третью группу источников познания передового педагогического опыта составляет непосредственная профессиональная деятельность преподавателей. Ведущим методом накопления фактов передового опыта выступает наблюдение, то есть непосредственное восприятие педагогических ситуаций.

Далее необходимо определенным образом зафиксировать опыт, то есть отразить его содержание таким образом, чтобы обеспечить возможность следующего этапа работы — обработки, обобщения, интерпретации, оценки накопленных фактов. В зависимости от темы, предмета, объекта, цели конкретного исследования, чаще всего используется стенографическое отражение социально-педагогического процесса. Оно представляет собой подробную протокольную запись содержания, методов, приемов, средств, действий, операций участников процесса. При этом подлежит фиксированию не только то, что выступает собственно предметом исследования, а весь процесс, куда органически включено исследуемое явление. В ряде случаев эффективными оказываются фото и киносъемки, видеозаписи педагогических ситуаций. Реже используется звукозапись и подготовка фонограмм. Работа исследователя по изучению опыта, освещенного в публикациях, по существу не отличается от анализа сообщений в научной печати; она заключается в конспектировании, цитировании, составлении справок, аннотировании, реферировании, использовании формально-логических моделей, матриц сопоставимых данных, ксеро- и фотокопирования.

Одним из условий успеха изучения передового педагогического опыта является накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию записи фактов. Это касается работы над объектом любого масштаба, опыта большого числа педагогов или только одного из них, опыта, отражаемого монографически, или опыта успешного решения педагогом какой-либо конкретной задачи. За накоплением и фиксированием разнородной информации о передовом педагогическом опыте по логике научной работы следует обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материалов. Необходимо подчеркнуть, что данный компонент исследовательского цикла, как правило, вызывает специфический познавательный интерес, захватывает, ибо здесь исследователь непосредственно подходит к открытиям. Основная цель обработки образцов педагогического опыта заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. Первым шагом по упорядочению разрозненных фактов является, как правило, их классификация. Проводится она по разным основаниям, но главным образом по принадлежности материала к тем или иным типичным педагогическим операциям, действиям, к участникам образовательного процесса, к педагогическим категориям.

Таким образом, перед исследователем стоит задача разработать удобный классификатор, который и станет инструментом обработки фактов. Наиболее распространенными видами классификаторов педагогических данных можно назвать классификаторы координатный, понятийно-смысловой и саморазвивающийся. Конструирование первого состоит в том, что исследователь строит координатную сеть, каждая клетка которой отводится для расположения в ней однородных по цели элементов опыта работы испытуемого. Классификатор удобен тем, что он позволяет достигать одновременно двух целей: упорядочения — группировки фактов, и одновременно их индексирования по горизонтальной и вертикальной осям.

Педагоги-новаторы чутко реагируют на требования общества к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Исходя из этого, они отыскивают эффективные пути модернизации традиционного образовательно-воспитательного процесса. Высокие результаты Передовой педагогический опыт также характеризует высокая эффективность и результативность разработанных новаторами методик. ППО дает отличное качество знаний, ощутимые сдвиги в воспитанности обучающихся, общем и специальном развитии детей и подростков. При этом результаты должны быть и объективными. Деятельность новатора сравнивается не с работой отдельного "традиционалиста", а с деятельностью всех педагогов, применяющих стандартную методику обучения и воспитания. Оптимальное расходование сил ППО не должен требовать от рядового учителя и воспитателя невозможного. Устойчивые положительные результаты наблюдаются при стандартной загруженности преподавателя. Также ценой за высокий уровень знаний не должна быть непосильная нагрузка на ребят. Большое количество дополнительных занятий, трудоемкие, сложные задания рассчитаны на среднего ребенка, не ведут к перенапряжению и вреду для физического и психического здоровья. Стабильность Применение ППО должно нести стабильные положительные результаты. Заданный уровень сохраняется не только при определенных условиях, но и при их изменении. Кроме того, положительные результаты не должны быть "вспышкой". Они наблюдаются на всем пути применения педагогом ППО. Наличие элементов новизны Новизна ППО определяется просто - в процессе наблюдения за образовательным процессом. Новаторство проявляется в плане научных открытий новые формы, содержание, методики и приемы обучения и воспитания, установление педагогом новых закономерностей и связей , а также применения на практике известных научных положений и совершенствования на их базе учебно-воспитательного процесса. Это помогает отличить ППО от так называемого прожектерства - погони за "дешевым" успехом, применении каких-либо практик напоказ. Как правило, такие разработки не выдерживают проверки временем и показывают лишь краткосрочные положительные результаты. Перспективность и актуальность Обоснование актуальности и перспективности ППО вытекает из пары позиций: Данный опыт способствует решению главных задач, которые поставлены перед образовательным учреждением в настоящий момент времени. Все затруднения и противоречия, которые наблюдаются при массовом применении стандартной практики, решаются именно использованием ППО. Репрезентативность Следует подробно разобрать суть данного критерия. Репрезентативность - это: Достаточная временная проверка наработанного опыта. Подтверждение положительных результатов не только в работе конкретного педагога, но и при массовом использовании другими преподавателями и воспитателями.

Проекты по теме:

  • Критерии передового опыта
  • Критерии передового опыта
  • Формы изучения и обобщения педагогического опыта - «Сошненская средняя школа» Пинского района
  • Библиотека
  • Проекты по теме:

Обобщение передового педагогического опыта работы

Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога. Приемы внедрения в практику передового опыта. Смысл и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей. Поэтому распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов. 2. Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта. Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.

Технология обобщения передового педагогического опыта в форме публичного выступления

Методические рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебн.
«Обобщение, представление и распространение педагогического опыта» - конспект лекции Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
Организация обобщения и трансляция эффективного педагогического опыта. Передовой педагогический опыт фиксируют в процессе внутришкольного контроля на педагогических чтениях, конференциях и т.д. Чтобы он стал достоянием массовой практики, его нужно изучать и обобщать, предусматривающий следующие этапы работы: а).

Страница не найдена

Немного слов скажу о ФГОС ООО, качестве обучения и профессиональном стандарте педагога, кратко изложу уровни, виды и формы педагогического опыта, поделюсь собственной практикой на примере создания публикаций и в конце подведу итоги. Передовой педагогический опыт • Заимствование опыта – творческий процесс • Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. характеристик и описаний; проблемных вопросов; язык и речь выступающего при этом должны быть максимально точными и однозначными; публичное выступление желательно подкреплять наглядно-демонстрационным материалом.

Обобщение передового педагогического опыта работы

Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении? Формы обобщения: - рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами; - доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени; - отчёто педагогическом эксперименте если он ведётся ; - тематическая выставка методических материалов из опыта работы стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия ; - обобщение - описание с методическими выводами. Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта. Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению? Методы пропаганды: - устная пропаганда чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях ; - наглядная пропаганда организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий ; - письменная пропаганда методические рекомендации автора. В Педагогическом энциклопедическом словаре находим толкование: «Опыт педагогический — это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки». Педагогический опыт — это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня. При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом.

Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач. Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить: что он умеет делать лучше, чем другие предмет деятельности. Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта. Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения. Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Это могут быть планы конспекты, сценарии, технологические карты уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы. Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее теоретическое основание , с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете.

Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей. В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта. При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

Обобщение опыта как вид методической деятельности как процесс имеет соответствующую технологию, которая подчиняется единым принципам разработки и реализации методики — логики, стратегии, тактики и инструментовки. Логика раскрывает последовательность этапов обобщения опыта: выявление и изучение, осмысление, анализ и обоснование опыта, его описание. Стратегия характеризует процесс обобщения опыта с точки зрения того, на что он направлен, какие перспективные цели преследует, ради чего осуществляется обобщение опыта. Тактика раскрывает подход к организации, осуществлению процесса обобщения опыта.

Инструментовка определяет непосредственно процедурную сторону этого процесса: конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного материала и т. Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога. Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт Ушинский К.

Результаты опыта — это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности. Для описания результативности необходимо ответить на вопросы: Как можно доказать результативность моего опыта? Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта? Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?

По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата? Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов? Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др. Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т. Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта. Перспективы развития опыта В заключительной части даём ответы на вопросы: 1 Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось? Что бы я изменил? Что я могу им посоветовать?

На что необходимо обратить особое внимание? Какие именно условия необходимо создать? Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта методики, анкеты, срезы ; таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось… понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления презентация своего опыта перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах. В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников. Осуществите самооценку описание опыта своей педагогической деятельности с помощью критериев, прописанных в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» , которые размещены на сайте Академии последипломного образования. Этими критериями пользуются и члены квалификационной комиссии при оценке опыта педагогов.

Памятка Как работать по обобщению опыта? Выявление и планирование. Выявление опыта происходит в ходе контроля, аттестации педагогов.

Рекомендации должны иметь адресата: педагога, директора школы, методиста, педагогический коллектив и др. Терминология, стиль, объём методических рекомендаций строго регламентируется с учётом специфики деятельности конкретного адресата. Подготовленные автором методические рекомендации проходят процедуру подготовки к изданию, установленную в институте приказом ректора. Оформление методических рекомендаций - На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методические рекомендации. Примерная структура написания методических рекомендаций 1. Вступительная часть. В ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; указывается адресат, которому предназначено издание; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации. Изложение главного тезиса - общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы. Методические указания по содержанию и организации педагогического управленческого процесса. Примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности. Описание результатов и перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности. Рекомендации адресату по организации работы, направленной на использование рекомендации в практике деятельности: - условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций; - конкретные действия по определению результатов и их анализу; - планирование и коррекция работы; - возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления. Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме. Признаки передового опыта 1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебновоспитательного процесса по основным параметрам: - сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности; - образованность учеников полнота и прочность знаний, система знаний и мера их общественности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - вычислительных, графических, грамотного письма, и др. Если же брать эти критерии не только по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности; -воспитанность учащихся по сдвигам в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития. Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании; -трудовой опыт, то есть стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций их количество, качество, скорость , умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных вещественных результатов трудового процесса, рабочей операции. Оптимальность педагогического опыта достижение наилучших результатов в учебновоспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся, и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другим, расширения этого опыта до массового. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но, в любом случае, такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый признак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформированных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеурочного чтения, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, регулярное слушание и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке по собственной инициативе , вопросов к преподавателю, участие в олимпиадах, число и качество решенных конкурсных задач число и степень трудности нерешенных , число обращений учащегося к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами во внеурочное время и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, выходящего далеко за пределы учебного курса. Передовой педагогический опыт- это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, то есть такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Сущность передового педагогического опыта Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе. Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы. Деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается: -высокой профессиональной компетентностью; -самостоятельностью суждений; -умением прогнозировать ставить цель ; -проектировать определять приоритетные задачи ; -программировать видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности ; -планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников создавать оригинальные технологии обучения и воспитания ; -анализировать соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом ; -оперативно принимать решения совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся. Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога. В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность. Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала. Бывает и так, что некоторые учителя не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, преподаватель, желая добиться высоких результатов по своему предмету, проводит дополнительные занятия, задает много, сверх нормы, домашних заданий. Эта работа может принести сиюминутный хороший результат то есть будет решена текущая педагогическая задача , но при этом упускается более важная педагогическая проблема: воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, формирование общественно ценных мотивов учения эта проблема, возможно, даже не осмыслена учителем. Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов также ненадежный показатель передового опыта. Иные преподаватели добиваются высокой успеваемости по своему предмету за счет дополнительных занятий; отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единственный и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт. Отдельные учителя как бы невзначай интуитивно находят оригинальное решение некоторых сложных задач учебно — воспитательной работы. Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку. Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта. По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим например, критерии проблемного обучения , вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частного случая общепедагогических критериев например, критерии проблемного обучения применительно к разным учебным предметам, в разных классах.

Распространение идей передового педагогического опыта

Реферат по теме: Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (практики) С точки зрения управления качеством образования, чтобы понять сущность инновационных процессов в образовании, необходимо решить такую важную проблему. Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки. 2. Методический – (рассказ) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Если есть затруднения, педагог его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют.

Публикация «Распространение идей передового педагогического опыта» размещена в разделах

  • Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта
  • В качестве опыта могут выступать:
  • Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе развития общества
  • Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта
  • Организация обобщения и трансляция эффективного педагогического опыта.
  • Поиск по блогу

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Так как не сам педагогический опыт используется практиками в дальнейшем, а его основные идеи, на 2-м этапе важно обобщить всю информацию, которую собрал воспитатель в результате анализа своего педагогического опыта. Такой педагогический опыт важен, потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке. Поэтому новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Понятия «педагогический опыт» и "передовой педагогический опыт". К передовому педагогическому опыту в более узком смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Работа по обобщению педагогического опыта – одно из основных направлений методической деятельности, которое обеспечивает создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических работников. Обобщение передового педагогического опыта (далее ППО) – неотъемлемая часть методической работы организации образования. Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности. Понятия «педагогический опыт» и "передовой педагогический опыт". К передовому педагогическому опыту в более узком смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

Подобная рубрика имеется и в других педагогических изданиях, где обобщен опыт проведения таких занятий по разным предметам. Есть интересные методические разработки уроков на страницах педагогических газет. Передовой педагогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенствуется и в практике работы педагога, создавшего его, и в работе педагогов, использующих опыт в своей работе. Работа по обобщению педагогического опыта – одно из основных направлений методической деятельности, которое обеспечивает создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических работников.

Страница не найдена

Традиционными формами распространения опыта являются рассказ педагога и показ опыта, прежде всего, через открытые занятия и открытые мероприятия. Комплексной формой являются творческие отчеты педагогов и детских коллективов, отражающие целостную систему работы педагога и обычно предусматривающие: организацию выставки; выступление, раскрывающее идею, сущность и технологию данного опыта; открытый диалог по проблемным интересующим вопросам; открытое занятие мероприятие, мастер-класс с детьми или педагогами, являющееся логическим продолжением рассказа педагога и на практике показывающее реализацию основной идеи опыта и применение эффективных методов, приемов и педагогических средств. Все более широкое распространение получают формы практического обучения педагогов по использованию рекомендуемых методов и приемов. Особую форму передачи опыта конкретного педагога представляет собой «Школа передового опыта». Она создается на базе работы педагога-мастера и может быть внутришкольного или регионального уровня. В содержании работы школы передового опыта включаются рассказы педагога о своем опыте, его показ открытые занятия и мероприятия , изучение методических материалов из опыта работы педагога, практикумы, выполнение заданий участниками школы и т. Для пропаганды передового педагогического опыта и его распространения в районе городе используются методические совещания, конференции, педагогические чтения, публичные лекции, «круглые столы» по обмену опытом работы, семинары на базе школ, выставки-панорамы опыта работы, авторские выставки и выставки-презентации материалов, раскрывающих опыт работы педагогов-мастеров, педагогические экскурсии и другие формы работы.

Пропаганда опыта должна быть оперативной, иметь адресную направленность, сочетать индивидуальные и коллективные формы популяризации и распространения передового опыта работы. Особую заботу необходимо проявлять об обеспечении школ информацией о передовом опыте, его носителях с указанием конкретных адресов.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно. Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.

Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога. Внешние условия в которых происходит обучение. При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, то есть расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого.

Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, так как передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. Методика обобщения ППО. Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т. Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО. Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты. Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.

Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет. Оформление обобщённого передового педагогического опыта. Педагогическая характеристика учителя воспитателя и т. Какое, когда окончил учебное заведение.

Наглядные: выставки педагогических достижений, авторская выставка, альбомы, буклеты, раскладки, планшеты, турникеты, стенды, витрины, диа-, видео-, слайдфильмы и др. Комплексные: открытые занятия мероприятия , семинары на базе образовательных учреждений, конкурсы профессионального мастерства, день одного педагога, творческие отчеты, педагогические экскурсии и др. На уровне учреждения образования наиболее распространены непосредственные наблюдения, контакты молодого педагога с педагогами-мастерами совместное планирование, анализ педагогических ситуаций, хода и результатов занятий и т. Традиционными формами распространения опыта являются рассказ педагога и показ опыта, прежде всего, через открытые занятия и открытые мероприятия. Комплексной формой являются творческие отчеты педагогов и детских коллективов, отражающие целостную систему работы педагога и обычно предусматривающие: организацию выставки; выступление, раскрывающее идею, сущность и технологию данного опыта; открытый диалог по проблемным интересующим вопросам; открытое занятие мероприятие, мастер-класс с детьми или педагогами, являющееся логическим продолжением рассказа педагога и на практике показывающее реализацию основной идеи опыта и применение эффективных методов, приемов и педагогических средств.

Все более широкое распространение получают формы практического обучения педагогов по использованию рекомендуемых методов и приемов. Особую форму передачи опыта конкретного педагога представляет собой «Школа передового опыта». Она создается на базе работы педагога-мастера и может быть внутришкольного или регионального уровня. В содержании работы школы передового опыта включаются рассказы педагога о своем опыте, его показ открытые занятия и мероприятия , изучение методических материалов из опыта работы педагога, практикумы, выполнение заданий участниками школы и т.

Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения. Анализ и обобщение опыта. Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно.

Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога. Внешние условия в которых происходит обучение. При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, то есть расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого.

Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, так как передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации. Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. Методика обобщения ППО.

Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т. Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО. Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты. Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий