Металлургия в синташте

В Южном Зауралье выделяется три взаимосвязанные археологические культуры бронзового века – синташтинская, петровская и алакульская. На поселении Синташта углубленные печи, отя и сопровождались синташтинским материалом, фиксировались в разрушенных синташтинских колодцах, к которым примыкали более ранние.

Синташтинский могильник

Григорьев С.А. СИНТАШТА И АРИЙСКИЕ МИГРАЦИИ ВО II ТЫС. ДО Н.Э. В Южном Зауралье выделяется три взаимосвязанные археологические культуры бронзового века – синташтинская, петровская и алакульская.
РС 248 Синташтинская культура Новые материалы по металлургии синташтинского периода обнаружили в районе поселения Левобережное (Синташта II), передает корреспондент ГТРК "Южный Урал".
Древняя металлургия в глубинах евразийских степей - digital Наиболее подробно результаты исследования металлургии Синташты и Аркаима.

Строка навигации

  • Синташта - Sintashta
  • Примечания
  • СИНТАШТИНСКИЙ КУРГАН – МОГИЛА ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ | Зороастрийцы Санкт-Петербурга
  • ХИМИКО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЕТАЛЛА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ - [PDF Document]
  • Челябинские металлурги старше, чем мы думаем | Prometall

Металлы – дар небесных богов

29 ХИМИКО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЕТАЛЛА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ А.Д. Дегтярева Статья посвящена изучению химического состава цветного металла синташтинской. В синташтинских погребениях представлены также кремневые наконечники, изготовленные в технике скалывания, двух разновидностей: черешковые и бесчерешковые. В синташтинских погребениях представлены также кремневые наконечники, изготовленные в технике скалывания, двух разновидностей: черешковые и бесчерешковые. Колодцы синташтинских, компактно расположенных построек, локализованные в каждом жилище, явно не были предназначены только для целей водосбора.

Анализ ДНК подтвердил информацию о Ведах. Ч.3.

Древняя металлургия в глубинах евразийских степей - digital Синташтинская культура, также известная как синташтинско-петровская, или синташта-аркаимская, является археологическим памятником бронзового века северной.
Синташтинский курган - могила великого Учителя - imhotype — LiveJournal Их металлургия всегда представлялась как нечто очень архаичное. И хоть котел не отлит, а сделан.

Древние металлурги Синташты и их система колодец-печь

Генинга работала на Южном Урале, в Брединском районе Челябинской области. Поводом для проведения работ стало строительство плотины на степной реке Синташта. Поскольку человек во все времена активно осваивал прибрежные участки суши, в зоне затопления оказалось множество разнообразных археологических объектов, которые и принято называть памятниками. Знаменитой реку Синташта сделал лишь один комплекс памятников, объединяющий укрепленное поселение и могильник бронзового века. В первой половине 1970-х годов был изучен могильник, давший богатейшие материалы по военному делу эпохи бронзы, яркие иллюстрации практики жертвоприношений животных и многое другое рис.

Особая известность некрополя связана с обнаружением частей деревянных колесниц, претендующих на звание древнейших в археологии Северной Евразии, и псалиев деталей конской упряжи. Колеса со спицами оказались вкопаны примерно на одну треть в дно могильных ям. Именно эти части, в отличие от остальных, прекрасно сохранились. Это позволило реконструировать важные детали — конструкцию колеса, его диаметр, ширину колеи повозки рис.

Но самым главным археологическим открытием стало то, что зауральские степи неожиданно оказались тесно связаны с очень далекими территориями, поскольку во многом сходные повозки и детали конской упряжи известны от Балкан и Передней Азии до Алтая Генинг, 1992. Таким образом, река «Синташта» дала название могильнику и поселению. Могильник же стал так называемым эпонимным памятником, т. В течение довольно долгого времени Синташта не имела прямых аналогов и воспринималась как «единичный феномен», который широко обсуждался в научной литературе и даже вошёл в энциклопедические издания.

Осмыслить археологический комплекс Синташты действительно было непросто. На Южном Урале были найдены отдельные погребения со схожими признаками могильники Новокумакский, Герасимовский II , но они имели очевидно менее «богатые» материалы и первоначально не были расценены исследователями как родственные синташтинским Смирнов, Кузьмина, 1977. Раскопки на Синташте возобновились уже в начале 80-х. На этот раз акцент в исследованиях оказался перенесен на поселение, расположенное рядом с некрополем.

Экспедицией Челябинского государственного университета под руководством Г. Здановича к концу сезона 1986 г. Поселение сильно пострадало от смещения русла реки и поздних перестроек рис. Однако даже часть, доступная исследованию, оказалась очень информативна и позволила реконструировать основные элементы — систему обороны ров — стена , блоки построек, колодцы, печи — все то, что позднее предстало на Аркаиме в куда более наглядном виде.

Генинг и др. Собственно сама система укреплений явилась уникальной чертой, которая ранее не имела аналогий в рамках древностей культур, существовавших в сходных географическом и хронологическом диапазонах. Следующими памятниками синташтинского типа, исследования которых опередили открытие Аркаима, оказались поселение Устье I Карталинский район Челябинской области и могильник Кривое Озеро Троицкий район. Раскопки, начатые в 1983-84 гг.

Виноградовым, значительно расширили круг данных и обнаружили на поселении два хронологических горизонта. Поверх синташтинского слоя на поселении залегал слой петровской археологической культуры, которая впоследствии была признана учёными родственной, наследующей синташтинские черты. Важнейшие исследования были проведены геологом И. Ею был разработан метод сплошного дешифрования аэрофотоснимков, который с 1986 г.

Использование старой государственной съемки начиная с 1947 г. Данный метода в последующие десятилетия позволил обнаружить и реконструировать без проведения раскопок облик двадцати двух синташтинских поселений, включая Аркаим рис. Карта расположения поселений синташтинской культуры Приходится сделать небольшое пояснение. Археологические методы вступают в силу там и тогда, когда иных источников информации например, письменных свидетельств критически мало, либо они отсутствуют совсем.

По этой причине исследователям древних эпох чаще всего неизвестно как называли то или иное поселение или могильник его создатели. Таким образом, как мы показали, дело обстоит в случае с синташтинским типом памятников. Не является исключением и Аркаим. Нам неизвестно, как называли его обитатели.

Тюркское происхождение обозначений многих синташтинских памятников очевидно даже непрофессионалу Сарым-Саклы, Журумбай, Камысты, Куйсак , что показывает всю несерьезность популярных в лженаучной среде возведений названия «Аркаим» к славянской языковой основе «методами» «народной этимологии» и других, часто просто абсурдных «обоснований». Вернемся к истории открытия Аркаима. В июне 1987 года на территории Брединского и Кизильского районов Челябинской области археологическим отрядом Челябинского государственного университета под руководством С. Боталова и В.

Мосина проводилась довольно рутинная археологическая работа, связанная с масштабным строительством сооружений Больше-Караганского водохранилища. Археологические разведки осуществлялись на территории «аркаимской долины», т. Образовавшееся водохранилище должно было обеспечить водой сельскохозяйственные районы области. Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности.

Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении, и это обстоятельство позволило оценить важность открытия. Митинг археологов Благодаря усилиям научного сообщества, в том числе директора Эрмитажа академика Б. Месяца и ряда выдающихся специалистов-археологов, удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории рис. Несмотря на концентрацию усилий специалистов раскопами руководили А.

Гутков, С. Григорьев, Н. Иванова, В. Мосин, Г.

Зданович , длительные сроки ежегодных полевых работ и прочее, надежд на полное исследование почти 20 000 квадратных метров площади поселения было немного. Для подтверждения достаточно сослаться на то, что за сезоны 1987-1990 и 1994 гг. Здановича были исследованы 8 055 кв. По ряду исторически сложившихся причин, борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В.

Главной причиной, определившей данный исход событий, конечно, стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм. Проблема того, каким образом Аркаим стал «местом силы», своеобразной «Меккой» неоязыческого и эзотерического движений, не входит в круг компетенции археолога и является предметом для отдельного религиоведческого, культурологического или социологического исследования. Тем не менее, частично ответственность за современный культурный облик Аркаима лежит в том числе и на научном сообществе. Дело в том, что к идее спасения Аркаима привлекались очень разнообразные общественные силы.

На фоне общего кризиса социализма, породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы об арийском этническом происхождении «синташтинцев», цивилизационной интерпретации укрепленных поселений и прочие стали мощнейшим топливом для «плавильного котла» человеческой фантазии и домыслов, породившего сотни эзотерических и неоязыческих идей, и до сих пор питающим индустрию лженауки. Стоит, однако, заметить, что спрогнозировать подобные последствия на тот момент было невозможно, т. Достаточно запустить любой поисковик Интернета и среди первых десятков ссылок вы увидите в основном эзотерические, неоязыческие и националистические сайты.

Интернет-опросы также оставляют мало места сомнениям. Согласно неофициальному сайту Аркаима, среди всех ответов на вопрос «Аркаим для вас — это…? Можно констатировать, что романтизированный образ Аркаима играет в сознании общественности более существенную роль, чем историческое знание. В лженаучной продукции об Аркаиме можно выделить два основных тезиса, которые в той или иной пропорции характерны для книг и высказываний подавляющего числа лжеучёных и «духовных лидеров».

Во-первых, это постулирование славянского этнического происхождения «синташтинцев». Вариации различны: славяно-арии, русы, русские...

Также в шлаках присутствует новообразованный халькозин, который свидетельствует об использовании сульфидных или смешанных сульфидно-окисленных руд. Тогда как для синташтинской металлургии доказана разработка окисленных медных руд, приуроченных к верхним горизонтам месторождений. Она известна благодаря курганным могильникам и укреплённым поселениям. Люди в них жили в каркасно-столбовых жилищах площадью от 80 до 250 метров. Могильники располагали вне поселений, на противоположном берегу рек. Носители этой культуры пользовались боевыми колесницами, занимались скотоводством и производили металлы, были знакомы с охотой и земледелием. Одновременно около 2140—1740 годов до нашей эры, на территории от нижнего Поочья до верховий Урала располагалась абашевская археологическая культура. Её представители тоже занимались скотоводством, земледелием и работали с металлами.

Устройство каркасно-столбового жилища В некоторых поселениях были обнаружены фрагменты руды, обломки плавильных печей, литейных форм, а также капли металла и шлаки. Это позволило учёным сделать вывод, что, скорее всего, именно абашевцы первыми начали разрабатывать месторождения цветных металлов на Урале.

Реконструкция погребения с колесницей из могильника Кривое озеро синташтинская культура. Автор Н.

Чечушков пришёл к выводу, что синташтинцы методом проб и ошибок выработали своего рода технический «стандарт», определивший внешний вид и свойства колесницы. Это был лёгкий кузов, сплетённый из веток или сколоченный из тонких досок, который, возможно, обтягивался кожей. Размеры его по полу колебались в пределах 110—130 см в ширину и 80—100 в длину. В высоту кузов мог достигать примерно 1 м или несколько меньше.

Однако не кузов составлял главную отличительную черту синташтинской боевой колесницы, а её колёса. Благодаря тому, что в отдельных случаях они в погребении закапывались на треть, их конструкцию можно восстановить довольно точно. Диаметр колеса составлял порядка 80—100 см, число спиц прямоугольного 4—5 см сечения колебалось от девяти до двенадцати. По ободу колеса шла кожаная «шина», которая крепилась к нему изнутри костяными так, во всяком случае, следует из материалов раскопок казахстанского могильника Сатан 1 гвоздями.

По центру кузова крепилась деревянная ось, на которую насаживались ступицы колёс. Общая ширина колеи колесницы составляла около 1,5 м, а максимальная ширина с учётом выступающих далеко в стороны ступиц и краёв оси могла достигать 2 м. В движение колесницу синташтинцев приводила пара коней. Возможно, некоторые запряжки имели четвёрку или даже шестёрку лошадей.

Тягловое усилие от них колеснице передавалось посредством дышла длиной примерно 2 м или несколько менее. Отсюда можно прикинуть и общую длину колесницы вместе с дышлом — около 3 м. На конце дышло крепилось к ярму, от него шли рогатки, а к этим рогаткам приделывался широкий кожаный ремень, посредством которого тяговое усилие от лошади и передавалось колеснице. Сам ремень фиксировался на лошади посредством подпруги, которая предотвращала его соскальзывание.

Реконструкция синташтинской колесницы. Автор И. Источник: Чечушков, И. Исследовавший происхождение синташтинских коней П.

Косинцев пришёл к выводу, что синташтинцы привели их с собой: экстерьер лошадей этой культуры отличается от того, которыми обладали кони эпохи энеолита и ранней бронзы на этой территории. Происходившие с запада по мнению исследователя, возможно, из Предкавказья , синташтинские кони отнюдь не обладали богатырской статью и силой. И последний элемент колесничного комплекса — вооружение экипажа колесницы, который, судя по размерам платформы, состоял из двух человек — возницы и бойца. Более половины захоронений с колесницами сопровождаются оружием: копьями и дротиками, клинковым оружием, колчанными наборами, включая наконечники стрел, составными луками и булавами, причём оружие дистанционного боя лук явно преобладает.

Это позволило выявить морфологию выработки, скрытой под современными наносами, и точно рассчитать объем извлеченного грунта. Уровень древнего горизонта выработок определялся по положению погребенной почвы. Истинная глубина древнего карьера устанавливалась либо по данным геологических отчетов организаций, проводивших разведку месторождения, либо производилось частичное вскрытие техногенных отложений ложа карьера. В отдельных случаях делался перерасчет с использованием формулы соотношения площади глубины выработки. Среднее содержание меди в рудах по каждому руднику определялось серией химических анализов в объединенных пробах и отдельных штуфах. Данные для расчетов по каждому объекту приведены в таблице1.

Таблица 1 Расчет предполагаемого количества добытой руды на древних рудниках Мугалжарского ГМЦ Примечания: а звездочкой в таблице обозначены рудники, имеющие два и более карьера; б принцип расчета изложен в тексте. Суммарная добыча на древних рудниках составила порядка 13,5 тысячи тонн медной руды. Одним из наиболее крупных рудников был Сарлыбайский около 2,7 тыс. Там же отмечено использование технологии «мокрого» обогащения руд. Таким образом, установлено, что источниками медных руд Мугалжарского ГМЦ, добываемых в бронзовом веке, являлись разнотипные месторождения меди. Разработке подвергались зоны окисления сульфидных руд с преобладанием малахита и азурита.

Руду добывали открытым способом. Карьеры раскапывалидо уровня грунтовых вод и в зависимости от горно-геологических условий имели глубину от 2 до 10 м. Практика геолого-археологических исследований показывает, что в Мугалжарах можно выявить ранее неизвестные рудники, эксплуатировавшиеся в древности. Сведения, накопленные к сегодняшнему времени в ходе архивно-библиографических изысканий, междисциплинарных полевых исследований и аналитических процедур, позволяют надежно обосновать выделение Мугалжарского ГМЦ эпохи поздней бронзы. Это историко-металлургическое образование функционировало как обособленная производственная система, организованная по сегментарному принципу. Ее исходными структурными элементами являлись компактные археологические микрорайоны, группирующиеся вокруг геоархеологических производственных объектов, представленных горными выработками рудниками , располагавшимися на площади месторождений и рудопроявлений меди различных типов.

Такого рода горно-металлургические комплексы можно рассматривать как локальные центры металлопроизводства. Их пространственная локализация характеризуется ярко выраженной дискретностью. Основу указанных производственных структур с горно-металлургической специализацией составлял рудник или группа горных выработок и связанные с ними поселения и могильники. К стационарным бытовым и погребальным памятникам тяготеют единичные объекты культового назначения и значительное число местонахождений. Последние могут интерпретироваться как пункты регулярных кратковременных посещений родственных групп населения, связанных с особенностями организации скотоводческого хозяйства и торгово-обменной деятельностью в районах добычи меднорудного сырья. Культурная атрибуция и хронологическая позиция археологических памятников, сосредоточенных в окрестностях синхронных им медных рудников, доказывают, что функционирование Мугалжарского ГМЦ в ПБВ связано с кожумбердынской культурной группой алакульской линии развития.

Благодаря активизации археометаллургических исследований географический ареал распространения памятников этого круга удалось расширить в южном направлении до южной оконечности Мугалжарских гор, то есть практически до Северного Приаралья. Имеющиеся в настоящее время в нашем распоряжении данные свидетельствуют о достаточно скромных масштабах металлургии и металлообработки. Вероятно, технологические операции, связанные с металлургическим переделом и производством готовой продукции, производившиеся в местах добычи медной руды, были ориентированы преимущественно на удовлетворение внутренних потребностей палеопопуляций. Явно избыточное количество извлеченной рудной массы на большинстве горных выработок определенно указывает на то, что обогащенная руда медный концентрат могла выступать объектом торгово-обменной деятельности. Более того, локализация крупных геоархеологических производственных объектов в районах с экстремальными природно-климатическими условиями может указывать на возможность организации горных работ в ходе сезонных производственных экспедиций с последующей транспортировкой обогащенной руды на стационарные поселения, выполнявшие функции металлургических центров. В целом следует отметить, что памятники алакульской культуры Урала и Казахстана демонстрируют высокий уровень интеграции в сфере горно-металлургического производства.

Морфологические особенности рудников и орудий горного промысла, конструктивные детали теплотехнических сооружений, связанных с металлургией и металлообработкой на поселениях, рецептура бронзовых сплавов, технология производства металлических изделий и их типология свидетельствуют о единстве традиций горно-металлургического производства в пределах всего ареала алакульской культуры Урало-Казахстанского региона и их соответствие стандартам ЕАМП. Байтлеу Институт археологии им. Международной научной конференции Чебоксары, 26—30 мая 2003 г. Лолинская культура.

Анализ ДНК подтвердил информацию о Ведах. Ч.3.

Порошковая металлургия основана на применении порошков металлов с размерами частиц от 0,1. В погребениях культуры Синташта прослеживается наследие культур среднего бронзового века, в которых известны захоронения литейщиков. Открыты в 1970-х — нач. 1980-х гг. при исслед. комплекса Синташта в Брединском районе. Экономика Синташты вращалась вокруг медной металлургии. Собственно, наиболее яркие особенности в орнаментации синташтинской керамики это елочки и меандры из вольско-лбишенской культуры.

Синташтинская культура

Ареал синташтинского металла приближен к различным зауральским группам. 2005. № 4; Hanks, В. Towards a refined chronology 6 Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала. 2005. № 4; Hanks, В. Towards a refined chronology 6 Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала.

Синташтинская культура: история изучения, археологические находки

На поселении Синташта углубленные печи, отя и сопровождались синташтинским материалом, фиксировались в разрушенных синташтинских колодцах, к которым примыкали более ранние. Полная заселенность синташтинских укрепленных поселений, скорее всего, была сезон-ной и зависела от возможности ведения работ по добыче руды и переработке ее в металл. Порошковая металлургия основана на применении порошков металлов с размерами частиц от 0,1. Традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции. Поселение Левобережное (Синташта II) де-монстрирует наиболее распространенный для памятников данного типа способ линейной про-странственной организации жилого комплекса. Оказа-25 Е. Черных, М. Наваррете «Древняя металлургия в глубинах евразийских степей» Сосуды культурной общности «валиковой».

История изучения синташтинской культуры. Поселения синташтинской культуры.

В подарок мы предлагаем всю необходимую утварь — прекрасную лепную синташтинскую керамику, которая благодаря особой рецептуре теста блестит и сверкает, точно драгоценная — а также на тот случай, если дом попытаются отобрать у вас соседи, ещё синташтинские боевые топоры. Встречайте новый выпуск нашей рубрики «Дневная поверхность»! Заведующий лабораторией экспериментальной археологии Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ, руководитель ассоциации экспериментальной археологии «Археос» Иван Андреевич Семьян проводит экскурсию по длинному синташтинскому дому и рассказывает, как жили и чем пользовались его обитатели. ГлебМинский Дата: 04 апреля 2021, 17:02 Синташтинская культура, также известная как синташтинско-петровская культура или синташтинско-аркаимская культура, представляет собой археологическую культуру среднего бронзового века северных евразийских степей на границах Восточной Европы и Центральной Азии. Основываясь на радоуглеродном методе, есть немного различные датировки периода существования этой археологической культуры.

Специалисты РАН и ряд зарубежных учёных придерживаются хронологии в 2400 — 1800 гг. А в последней Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь рамки Синташтинской археологической культуры очерчены около 2050 — 1750 гг. Спойлер раскрыть Морфологические данные позволяют предположить, что синташтинская культура могла возникнуть в результате смешения степных предков от полтавской и катакомбной культур с предками неолитических лесных охотников-собирателей. По мнению российских археологов, синташтинская культура возникла в результате взаимодействия двух предшествующих культур - полтавской и абашевской.

Из-за сложности идентификации останков синташтинских стоянок под останками более поздних поселений, культура только недавно была отделена от андроновской культуры Сейчас он признан отдельным объектом, составляющим часть «андроновского горизонта». Результаты генетического исследования, опубликованного в журнале Nature в 2015 году, показали, что синташтинская культура возникла в результате миграции на восток людей из культуры шнуровой керамики. Синташтинские люди считаются «генетически почти неотличимыми» от образцов, взятых из северо-западных областей, составляющих ядро андроновской культуры, которые были «генетически в значительной степени однородны».

Шесть экземпляров 68 Металлические орудия труда синташтинской культуры стрел найдено в погребениях Синташтинского 2 мог. Тана- берген 2 погр. Пол- ные аналогии синташтинским экземплярам нам неизвестны. Черешковые наконечники стрел происходят из абашевских погребений — в Абашево и Юкалекулево: в одном случае имити- рующий кремневое орудие, в другом — напоминающий нож с плоским листовидным пером и узким черешком [Пряхин, 1976. Сходные массивные черешковые наконеч- ники стрел с подтреугольным пером и округлой нервюрой длиной от 6 до 10 см были обнаруже- ны в атасуских могильниках Центрального Казахстана — Айшрак 2 экз. LIV, 2, 4; Аванесова, 1975. Для памятников ранней фазы Евразийской металлургической провинции, локализованных в Казахстане, на юге Западной Сиби- ри, Алтае, — петровских, нуртайских, елунинских, сейминско-турбинских — наиболее характерными были втульчатые наконечники стрел с округлой нервюрой, выступающей или скрытой втулкой.

При этом следует отметить, что как черешковые, так и втульчатые стрелы были получены толь- ко литьем в формах сопровождающейся минимальной ковкой, носившей косметический харак- тер. Поэтому предложенный в свое время Н. Аванесовой классификационный принцип чле- нения материала исходя из основных технологических способов получения орудий — литья или же ковки не может использоваться при создании типологических схем [Аванесова, 1975. В петровском и нуртайских памятниках стрелы с пером листовидной и лан- цетовидной формы с округлой нервюрой были обнаружены в материалах пос. Петровка 2, мог. Нуртай, Бозенген 5 экз. Длина изделий в пределах 5—9,8 см. Совершенно идентичные нуртайским наконечники с листовидным и ланцетовидным пером в количестве 6 экз. Шет 1 [Кадырбаев, Курманкулов, 1992. Курманкулов интерпретиро- вал погребения как атасуско-алакульские, однако А.

Ткачев, рассматривая нуртайские па- мятники Центрального Казахстана, отметил наличие в шетских погребениях посуды нуртайского типа, что ставит под сомнение возможность безоговорочного отнесения их к атасускому этапу [Кадырбаев, Курманкулов, 1992. Весомым аргументом удревнения аналогичных наконечников может служить факт их литья в подавляю- щем большинстве из чистейшей окисленной меди, в то время как алакульские племена в мас- совом порядке при получении орудий и украшений использовали оловянную лигатуру. Анало- гичные втульчатые орудия обнаружены также в алакульских погребениях мог. Увак, Айшрак 3 экз. Амангельды длина изделий 5—9 см [Андроновская культура, 1966. LIV, 3, 5—6; Аванесо- ва, 1975. Помимо металлических экземпляров на пос. Атасу найде- на створка каменной литейной формы с негативом стрелы с выступающей округлой втулкой с листовидным пером длиной 6,5 см. Техника украшения нервюры наконечников елочным литым орнаментом отмечена на экзем- пляре, происходящем из мог. Бозенген [Ткачев А.

Аналогичный наконечник с литой елочкой обнаружен в погребении елунинской культуры Телеутский Взвоз 1. Длина послед- него 7,5 см, он имеет листовидное перо, ромбическую нервюру и слегка выступающую втулку [Кирюшин, 2002. Идентичная формы стрелы была помещена на глиняной створке литейной формы из могильника Ростовка с длиной отпечатка 8,7 см. Авторы отнесли этот экземпляр, не характерный для сейминско-турбинской древностей, к типологическому раз- ряду КД-44 [Черных, Кузьминых, 1989. Таким образом, наиболее ранние евра- зийские наконечники стрел были сосредоточены на Южном Урале и в Центральном Казахстане в материалах синташтинской 7 экз. Единичные экземп- ляры обнаружены в материалах юга Западной Сибири — в сейминско-турбинских и елунинских погребениях. Эта традиция была продолжена алакульскими, федоровскими, алексеевско- саргаринскими племенами, при этом эволюция изделий протекала по линии уменьшения обшей длины орудий. Достаточно массовыми находками в синташтинских погребениях являлись скобы для креп- ления сосудов и деревянных изделий, шпеньки, гвоздики, прутки-заготовки рис. Скобы, гвоздики, шпеньки, прутки: 1—9, 17—19, 24, 25, 29, 34, 36 — Синташтинский большой мог. Каменный Амбар 5; 12—15, 21, 22, 31—33, 35, 37, 38 — мог.

Кривое Озеро; 16 — Синташтинское пос. Аркаим 70 Металлические орудия труда синташтинской культуры Для синташтинской культуры характерно широкое использование металла прежде всего в ритуальных целях, достаточно высока была его престижная роль — подавляющее большинство предметов происходит из материалов погребений. Более сильный рост утилитарной значимо- сти металла наблюдается лишь в петровской металлообработке, где фиксируется сосредото- чение продукции на поселениях. В основном это плотницкий инструментарий — тесла, долота, ножи, шилья. Показательно появление большого числа высококачественных изделий с явными чертами профессиональной технологии. В облике синташтинских орудий безуслов- но проявляются реминисценции циркумпонтийской провинции, в частности в наличии тесел двух типов, крюков втульчатых, ножей с удлиненным узким насадом, черенковых долот, шильев с упором-утолщением. Сохраняется основная рецептура сплавов с использованием мышьяко- вых бронз, зафиксировано и присутствие многокомпонентных латуней, в том числе так назы- ваемых «морских» в единичных случаях. В инвентаре отсутст- вуют изделия, и в частности топоры, отлитые в неполностью закрытых формах. Именно по этим причинам синташтинский металл невозможно атрибутировать эпохой средней бронзы в рамках Циркумпонтийской провинции, что обосновывается некоторыми исследователями [Виноградов, 2003; Епимахов, 2002; Ткачев В. Ряд признаков — наличие тесел типа 2, втульчатых и стержневидных долот, крюков, ножей с узким насадом, скоб, использование латуней в ката- комбном и синташтинском металлопроизводстве приводят к выводу о возможной преемствен- ности в производстве между ними.

Однако при этом необходимо иметь в виду весьма протя- женный период существования катакомбных культур вплоть до начала II тыс. Таким образом вполне вероятна возможность сосуществования поздних катакомбников и племен евразийского пояса культур I фазы ЕАМП и не исключен вари- ант вовлеченности какой-то части поздних катакомбников в миграционные процессы, охватив- шие степную зону. Ближайшие аналогии орудийного комплекса сосредоточены среди позднеабашевских, пет- ровских, потаповских, раннесрубных металлических изделий лесостепной и степной зоны Евра- зии. Выделены ведущие типы синташтинского центра производства, локализованные на Южном Урале и сопряженные в подавляющем большинстве с синташтинскими экземплярами. К ним относятся топоры с бойками, тесла двух типов, долота стержневидные, ножи с узким насадом, ножи со слабо выделенным черешком, ножи с перекрестием и перехватом, черешковые нако- нечники стрел, кованые наконечники копий. Появление этих типов изделий в позднеабашев- ских, покровских, потаповских, сейминско-турбинских популяциях следует рассматривать как следствие интенсивных металлургических контактов в ходе активных миграционных процессов, а также передвижения отдельных синташтинских групп на запад и восток. Наибольшая степень типологического сходства фиксируется с металлопроизводством, видимо, синхронных абашев- ских баланбашских племен Южного Урала. В результате влияния абашевских традиций про- изводства в синташтинской среде появились серпы, струги-скобели, двулезвийные ножи с пря- мой рукоятью, черенковые ножи с перехватом, без перекрестья, кованые копья типа 1. При этом необходимо отметить, что в синташтинском инвентаре отсутствуют такие традиционные формы абашевского металла, как грацильные узковислообушные топорики с дуговидным абрисом, массивные прутковые браслеты и бляшки-розетки. Ножи типа 7, исходный центр которых нахо- дился в Поволжье в среде покровских, потаповских и раннесрубных племен, появились у син- таштинских племен в результате заимствований.

Следует отметить прямые импорты сеймин- ско-турбинских ножей типа 3, пилок погребения у горы Березовой , возможно, чекана. О степе- ни интенсивности связей между турбинскими, абашевскими, петровскими популяциями свиде- тельствуют находки синташтинских копий, ножей, тесел в Ростовке, Кондрашкинском кургане, Верхней Алабуге, турбинских литых копий в петровском и позднеабашевских погребениях Кри- вого Озера, Селезни 2, петровского ножа в Сатыге 6. В этом ряду фактов, свидетельствующих о 71 А. Дегтярева прямых контактах синташтинского и петровского населения, весьма примечательным является по- гребение мог. Токанай 1, определенное В. Логвиным как синташтинско-петровское. В парном погребении женщину сопровождали украшения петровского типа, мужчину — нож с ромбическим черенком, перехватом и перекрестьем [Логвин, 2005. Культура пастушеских племен эпохи бронзы азиатской части СССР. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1991. Аванесова Н.

Авилова Л. Агапов С. Металл степной зоны Евразии в конце бронзового века: Автореф. Куйбышев: КГПИ, 1983. Воронеж: Изд-во Воронеж. Аркаим: Некрополь по материалам кургана 25 Большекараганского могильника. Челябинск: Юж. Казань: ИЯЛИ, 1990. Бадер О. Древнейшие металлурги Приуралья.

Березанская С. Усово озеро: Поселение срубной культуры на Северском Донце. Киев: Наук. Васильев И. Куйбышев: Куйбышев. Самара: Изд-во Самар. Потаповский курганный могильник индоиранских пле- мен на Волге. Виноградов Н. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. Гак Е.

Металлообрабатывающее производство катакомбных племен степного Предкавказья, Ниж- него Дона и Северского Донца: Автореф. Генинг В. Ф, Зданович Г. Синташта: Археологические памятники арийских племен урало-казахстанских степей. Горбунов В. Поселенческие памятники бронзового века в лесостепном Приуралье. Куйбышев: Куй- бышев. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа: Башкир. Григорьев С.

Дегтярева А. Денисов И. Евдокимов В. Челябинск: Башкир. Челябинск: Рифей, 1996. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда: Изд-во Караганд. Тула, 1993. Екимов Ю. Епимахов А.

Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. Ранние комплексные общества севера Центральной Евразии. Челябинск: ОАО «Че- ляб. Зайков В. От- крытия. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 1995. Зданович Г. Бронзовый век урало-казахстанских степей. Свердловск: Урал. Екатеринбург: Изд-во Урал.

Зудина В. Самара: Изд-во «Самар. Итина М. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Кадырбаев М. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата: Гылым, 1992. Казаков Е. Казань: Казан.

Кирчо Л. Кирюшин Ю. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. Кореневский С. Костюков В. Кривцова-Гракова О. Кузьмина Е. Логвин В. Малов Н.

Алматы: Гылым, 1998.

Дело в том, что половина кургана не исследована даже сейчас! Исследована только одна половина кургана и центральная часть. Конечно, курган надо исследовать, потом надо исследовать полностью, а также исследовать ров вокруг кургана. Ров только зачистили и сделали два разреза. Мы сейчас знаем, что много погребений может быть расположено именно во рвах. В полах этого кургана не было обнаружено ничего, кроме кусочков битой керамики, это не бытовая, а ритуальная керамика. Но за пределами этого рва, за пределами кургана был обнаружен могильник. Он внешне никак не укреплялся, это был грунтовой могильник.

На сегодняшний день это самый богатый могильник евразийских степей. Синташтинский могильник - это колоссальное сооружение, и все материалы оттуда сейчас выставлены музее Уфы. В Уфе есть музей археологии и картографии, и Геннинг сдал все материалы туда, поскольку другого археологического музея в округе в то время не было. Мы знаем конструкции, которые расположены рядом с этим курганом, это таинственное место, так называемый, «китайский домик» такое название этой конструкции дал Владимир Федорович Геннинг. Это место все наполнено культовым содержанием. Там были найдены богатейшие жертвенные комплексы. Причем эти жертвенные комплексы имеют прямое соответствие в Ригведе и Авесте. К времени Аркаима относится самая древняя в мире колесница, что известна у человечества. Она обнаружена недалеко от Аркаима при раскопках Синташтинского могильника в 70 г.

Колесница была поставлена в могильную яму, предназначалась умершему воину. Сверху на перекрытии гробницы захоронены лошади с предметами упряжи. Можно сколько угодно спорить, но факт остается фактом. Даже китайские ученые признали, что Китай заимствовал колесницу у народов степей Евразии. Карта расселения индоевропейцев, ариев по находкам колесниц. Впервые именно в Синташтинском могильнике были обнаружены колесницы и лошади. Отпечаток колеса Самое удивительное было - это колесница. Сегодня аркаимские и синташтинские колесницы считаются самыми древнейшими в мире. Это признаёт вся научная мировая общественность.

Это не колесо в Египте, а это колесницы, боевые колесницы с конской тягой. В Синташтинском могильнике были обнаружены тысячи вещей. Обратите внимание, какие делались прекрасные наконечники. Каменные наконечники - это искусство. Они, безусловно, где-то используются и в практике, но это особый мир вещей. Это эфедра, у нас все сопочки в «стране городов» обросли эфедрой, это эфедрин. Это то, из чего, считается, приготовлялась хаома. В каждом могильнике лежали листы, Владимир Федорович Геннинг считал, что это листы для выжимки сомы, хаомы. В Ригведе и Авесте есть миф о боге Сома, с ним связано приготовление опьяняющего наркотического напитка и т.

Хотя есть разные гипотезы, например, мухомор, но главная, основная гипотеза - это, конечно, эфедрин. Поскольку он и сейчас используется, это галлюциногенный напиток как наркотик. И бог Индра, и вообще все боги пьют хаому, вы, наверное, помните, это сказано и в Авесте, и в Ригведе. Подсосново Алтайского кр. Организатор науки, основатель свердловской археол. В 1952 окончил Пермский гос. В 1952—54 — преподаватель ср. Ин-та археологии АН Украины, в 1978—93 — зав. Разработал концепцию ист.

В 1970-е гг. Как полевой исследователь провел масштаб. Сибири, на Юж. Основатель серийного издания «Вопросы археологии Урала», Уральской археологической экспозиции 1961 , рук. Вообще, на аркаимской посуде свастика - один из основных видов орнамента. На рисунке видны разные свастические узоры на донышках и стенках сосудов. Когда держишь эту керамику в руках, то сразу видно, что это произведение искусства. Произведение искусства очень легко отличается своим внутренним духом. Когда видишь и понимаешь, что это настоящее творение, а не халтура, с замиранием сердца ощущаешь, что перед тобой действительно шедевр.

Конечно, все это наполнено глубоким смыслом. Есть сосуды с металлом, емкости и сосуды с рудой.

Зайков В. От- крытия. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 1995. Аркаим и геоархеологические странствия. Зданович Г. Оренбург: ООО «Оренбургская губерния», 2001.

Кашкай М. Из истории древнейшей металлургии Кавказа. Баку, 1973. Кузьминых С. Бронзовый век лесостепного Притоболья. Луньков В. Массон В. Экономика и социальный строй древних обществ.

Пазухин В. Металлургия и горное дело. Равич И. МГУ им. Рындина Н. Сергеева Н. Древнейшая металлургия меди юга Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1981.

Сериков Ю. Халяпин М. Черных Е. Каргалы: Феномен и парадоксы развития. Каргалы в системе металлургических провин- ций. Budd P. Chernykh E. Ancient metallurgy in the USSR.

Cambridge: University press, 1992. Eaton E. Lechtman H.

РС 248 Синташтинская культура

Формирование абашевской культуры Средней Волги более сложно для осмысления. Если судить по погребальному обряду и составу стада, мы имеем дело с вытесненным на север ямно-полтавкинским населением. Фатьяновские черты на керамике тоже легко объяснимы формированием в непосредственном соседстве с носителями этой культуры и их частичным участием в этом процессе. Но появление общеабашевских керамических форм, восходящих к переднеазиатским и пострепинским прототипам с трудом поддается объяснению. На данном этапе мы можем лишь констатировать сложный многокомпонентный характер сложения абашевской культуры на Средней Волге. Сказанное отчасти относится и к Приуралью. Однако здесь индоиранский компонент выражен более четко в виде распространенности обряда вторичных захоронений; деятельности баланбашского металлургического очага, выплавляющего мышьяковистые бронзы, укрепленного городища Тюбяк и керамики, сопоставимой с синташтинской. Максимальная концентрация этих признаков наблюдается в районе среднего течения реки Белой. Синташтинская культура в Зауралье на описанном фоне предстает первоначально в наименее трансформированном виде. Это объясняется тем, что в Южном Зауралье в это время существовали незначительные группы охотников энеолитического облика, участие которых в дальнейшем этногенезе на этой территории было немыслимым. В результате описанных миграционных процессов и последующей трансформации прежней культурной системы на огромных пространствах от Дона до Зауралья складывается абашевская культурно-историческая общность.

Дальнейшее ее единство поддерживалось характерным синташтинским хозяйством, которое можно обозначить, как военно-скотоводческое. Расчеты показывают, что недостаток пастбищ вынуждал синташтинцев существовать отчасти за счет изъятия скота у соседей. Их доминирование в Восточной Европе обеспечивалось отдельными форпостами по южной кромке лесостепи. Вероятно, иногда имели место и военные походы. Ослабление этой системы и ее постепенная дезинтеграция сделали невозможным дальнейшее существование городищ, с присущей им высокой степенью концентрации населения в локальных точках. Это вызвало значительное территориальное расширение культурной системы и постепенную ее трансформацию с последующим формированием ранних срубников и петровки. В этот процесс еще на стадии классической Синташты было втянуто полтавкинское население. Появление Синташты в Зауралье дало импульс к началу активного культурогенеза в лесной зоне, что фиксируется появлением предкоптяковской и коптяковской керамики. Вероятно, параллельно возникает керамическая традиция, перерастающая впоследствии в федоровский и черкаскульский типы. Керамика протофедоров-ского облика присутствует в синташтинских комплексах и является редкой, но чуть ли не обязательной их составляющей.

Поэтому сегодня более обоснованной представляется позиция о параллельном формировании Федоровки и Алакуля. Дальнейшая инфильтрация сформировавшихся культурных объединений на восток и юг приводят к оформлению колоссальной срубно-андроновской системы. Трудно сказать, на каком языке говорили ее носители. В ходе синташтинской миграции индоиранский язык ложится на уже распространенные в степи индоевропейские языки. Определенная индои-ранизация этой зоны, вероятно произошла. Однако в ходе дальнейшей миграции на юг степное население сталкивается с уже присутствующим здесь арийским и индоевропейским населением, к процессу интерпретации появления которого в этом регионе мы сейчас и приступаем. Основанием для дальнейших рассуждений является необходимость существенно удревнить материалы раннего Тулхарского могильника [39], арийская атрибуция которого ни у кого сомнения не вызывает рис. Эта культура, в целом, имеет катакомбный облик обряд захоронения, ножи , но с восточноевропейскими катакомбниками ее связать невозможно. В металле присутствуют включения, имеющие аналогии в СБВ южного блока культур ЦМП черенковые копья, кинжалы, булавки со спиралевидными окончаниями, зеркала. Присутствуют параллели и с памятниками типа Дашлы-3 бритвы, кинжалы с литой рукоятью, тоже находящие параллели в ЦМП.

Тулхарский могильник по Мандельштаму Сопоставимое с тулхарскими бритвами изделие выявлено на поселении Кюль-тепе. С сейминско-турбинскими памятниками Тулхарский могильник также обнаруживает сходство по отдельным признакам литые рукояти, втульчатый наконечник стрелы. На переднеазиатское происхождение погребенных в Тулхарском могильнике указывает и их антропологический тип. Единственной аномалией, как будто мешающей подобной датировке, является сравнительно высокая доля оловянистых бронз, что выводит нас на совершенно иную проблему. Появление бишкентской культуры не является для этого региона неким единичным процессом. В результате последующей интеграции в этот процесс земледельческих культур Восточного Ирана и Туркменистана и начала экспансии в южном направлении здесь происходит оформление маргиано-бактрийского археологического комплекса, представленного памятниками типа Дашлы рис. В итоге, последующее проникновение на юг степных племен и формирование памятников типа Яз I в этноисторическом контексте мы можем рассматривать в качестве первого столкновения Ирана и Турана. Описанный импульс из Циркумпонтийской зоны получил дальнейшее продолжение, что связано с возникновением памятников сейминско-турбинского типа. Довольно трудно себе представить, чтобы самая передовая по тем временам технология металлообработки могла появиться почти на пустом месте. В том, что этот феномен возник и оформился на Алтае сомнений нет [35], однако способствовали этому масштабные миграционные процессы, протекавшие в Евразии в этот период.

С металлообработкой южной зоны ЦМП сейминско-турбинские бронзы сближают формы копий, однолезвийных кинжалов, рукоятей кинжалов, литье по восковой модели рис. На подобную трактовку данного процесса наталкивает и появление в это время в Западной Сибири антропологического типа, сопоставимого с Тулхарским могильником [44], с которым связаны, пусть и незначительные, параллели в сейминском металле. Без учета данной гипотезы невозможно объяснить также присутствие наконечников стрел "сейминского" типа на Синташте и Дашлы-3. Есть еще одна характерная закономерность. Образец шлака, идентичный среднеазиатским образцам, был обнаружен в ходе работ на Шустовой горе во время раскопок Турбинского могильника. Оформившись на востоке, сейминско-турбинские группы начинают свое движение на запад. Вероятно это был достаточно масштабный процесс, связанный также с миграцией носителей кротовской культуры, в результате которой появляются кротовские памятники в Приуралье и чирковские на Средней Волге [46]. Кротовские материалы близки ташковским в Притоболье. На поздних ташковских памятниках присутствуют наконечники стрел сейминского типа и капли оловянистой бронзы ВК [47]. Сейминские наконечники и литейные формы есть и на кротовских памятниках Среднего Прииртышья [48].

Суммируя приведенные факты можно сделать вывод о единстве описанного миграционного процесса. По всей вероятности, наряду с миграциями крупных групп населения в этот период имели место медленные инфильтрации или стремительные походы сравнительно небольших коллективов. Контакты этих групп друг с другом и с местным населением вызывали к жизни новые культурные трансформации. По-видимому, нечто подобное произошло в Западной Монголии, где формируется карасукская культура, и в Китае, где формирование новых культур носило особенно взрывной характер. Здесь неожиданно появляется высокоразвитая металлургия и металлокомплекс, близкий карасукскому, восходящему, в свою очередь, к сейминско-турбинским бронзам. Наряду с этим, погребения колесничих практически идентичны синташтинским, а в керамике Учэна синташтинские черты проступают довольно выпукло [49, с. Все это позволяет сделать вывод о формировании культур бронзового века Китая под очень мощным индоевропейским и индоиранским воздействием. Обозначив, таким образом, характеристику историко-культурных процессов, протекавших на Евразийском континенте в описываемый период, перейдем к вопросам, связанным с хронологической позицией синташтинских и абашевских памятников. Применяемая сегодня балканская линия привязок, на мой взгляд, не дает оснований для датировки собственно Синташты. В настоящее время эти памятники вполне справедливо разбиваются на 3 этапа: ранний, классический и поздний [25].

При этом, под последним понимаются уже не сами синташтинские памятники, а петровские и Покровские, формирующиеся на их основе. Собственно синташтинские памятники синхронизируются с могильником Ростовка по двум синташтинским изделиям [35, с. Синхронизация Абашево и Турбинского некрополя [35, с. Против более ранней позиции абашевских культур Дона или Средней Волги говорит отсутствие там выплавки руды и импорт уральского металла. Раннесрубный горизонт синхронизируется с Сеймой, где абашевские проявления отсутствуют. Следовательно, дата Бородинского клада XVI в. Относить их к концу этого века мы не имеем возможности из-за характера металла в балкано-карпатских кладах [35, с. Временная протяженность Синташты по данным дендрохронологии определения А. Псалии дают дату XVII в. Резкое преобладание каменных наконечников стрел по сравнению с бронзовыми в синташтинских комплексах, следовательно, могут указывать на более раннее время миграции.

Таким образом, переднеазиатские параллели не противоречат датировкам, полученным на основе балканских. Исходя из малой вероятности столь значительной миграции без серьезных на то оснований, есть возможность уточнить полученный хронологический диапазон. В 1742-1740 гг. Это и могло послужить причиной миграции на север, в Восточную Европу и Зауралье. На первый взгляд, изложенные в данной статье соображения выглядят достаточно одиозными. Однако, этот подход на сегодняшний день позволяет снять накопившиеся в исторической науке противоречия, часть из которых была обозначена в начале статьи. Подход этот, в общем-то, не нов, и уже достаточно фундаментально был проработан лингвистами [3]. В этой работе он применен к археологическому материалу. К сожалению, мы далеко не всегда в состоянии сравнивать археологические и лингвистические данные, что объясняется значительными различиями в самих процессах распространения языка и материальной культуры. Однако, в тех случаях, когда мы можем уловить какие-то глобальные тенденции, это становится возможным.

Мы не беремся ответить на вопрос о переднеазиатской прародине индоевропейцев, в целом. Не исключено, что эту проблему следует решать на материалах неолита-энеолита. Поэтому в дальнейшем речь будет идти о переднеазиатских индоевропейцах, куда относятся такие родственные группы, как хетты, лувийцы, греки, армяне и, наконец, индоиранцы. При этом мы не исключаем возможности и для более расширенного понимания этого термина. Скорее всего, начало индоевропеизации степной зоны мы можем фиксировать в тесной связи культур горизонта Хвалынск-Средний Стог II с Балкано-Карпатским регионом. Дальнейшие ее переоформления также были обусловлены миграциями из этого региона," что нашло свое выражение в новотиторовских, новосвободненских и позднемихайловских памятниках. Эти историко-культурные процессы сопровождались нарастанием присутствия переднеазиатских индоевропейцев в степи и, соответственно, распространением их языка. В течение СБВ I эта тенденция продолжается. В степи появляется катакомбное население.

Она считается "прародительницей" технологии обработки металлов, которая распространилась по всему Старому Свету и сыграла важную роль в древнем военном искусстве. Самые ранние известные колесницы были найдены в погребениях синташтинских курганов. Отличительной чертой также является интенсивность добычи меди и бронзовой металлургии, что необычно для степной культуры. Исследования Из-за сложности идентификации останков мест Синташты под захоронениями более поздних поселений культуру только недавно начали отличать от андроновской. В настоящее время она признана отдельным субъектом, входящим в «горизонт Андроново». Основная гипотеза, основанная на археологических данных и сообщениях о Синташта, заключается в том, что она в основном происходит от более западной и воинственной культуры Абашево, которая занимала большую часть лесостепи к северу от Черного и Каспийского морей. В свою очередь, Абашево обычно описывают как восточное ответвление культуры позднего неолита шнуровой керамики, которая обычно считается первой индоевропейской археологической культурой в Северной Европе. Вам будет интересно: Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описанием Генетические связи Более того, многие древние и современные жители Южной и Центральной Азии, особенно те, которые отождествляются с индоиранскими языками или говорят на них, по-видимому, связаны с основным кластером Синташта, образуя почти идеальный клин между ним и вероятными представителями диаспоры долины Инда, у которых не обнаружено никаких признаков степного происхождения. Это соответствует смешанным моделям, основанным на формальной статистике. Последняя показывает значительное сходство, связанное с группой индо-иранцев, и высокие частоты Y-гаплогруппы R1a-Z93 как в этой культуре, так и во многих индо-иранских языковых популяциях. Это особенно верно в отношении лиц, принадлежащих к Y-гаплогруппе Q. Однако это не противоречит археологическим данным, которые предполагают, что сообщество Синташта, возможно, было многокультурным и многоязычным. Действительно, на основании данных исторической лингвистики общепризнано, что в Северной Евразии были довольно интенсивные контакты между носителями протоиндо-иранского, протоуральского и енисейского языков. Таким образом, кажется, что не так много осталось возможностей для дискуссий, потому что древняя ДНК, казалось бы, поддержала наиболее широко принятые гипотезы о происхождении и истории Синташты и ее людей, и их идентифицируют в основном как протоиндо-ираноговорящих. Однако выборка из культурного захоронения Среднего Стога II в северно-понтийской степи, на территории, которая сейчас является Восточной Украиной, несколько усложнила ситуацию. Этот индивид, известный как Ukraine Eneolithic I6561, не только очень сильно связан с наиболее типичными образцами археологии Синташты, но также принадлежит к Y-гаплогруппе R1a-Z93. С другой стороны, ни один из CWC, оставшихся секвенированными до настоящего времени, не относится к этому конкретному субзахоронению R1a хотя, очевидно, они принадлежат множеству близких и дальних связанных субзахоронений R1a. Вам будет интересно: Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описанием Ранее не было версий, что Синташтинская культура могла происходить от Среднего Стога II вместо Абашево.

Но самое логичное предположение основано на том, что синташтинская культура сформировалась на основе древнеямных и катакомбных племен, смешавшихся с местным населением, хотя в последнее время ямное происхождение синташтинской культуры поддается серьезной критике, а большинство ученых сходятся лишь в общем индоиранском характере синташтинов. Материальная атрибутика Синташтинскую культуру достаточно точно характеризуют материальные находки, найденные в могильниках и на местах поселений. С помощью этих артефактов ученые могут воспроизвести традиции и быт племен того времени. Читайте также: Как сделать арбалет Из предметов, найденных археологами, можно сделать несколько важных выводов: Керамика: в сравнении с предыдущими периодами стала более совершенной. Преобладали горшки с широкими горловинами и короткими шейками. Кроме того, ученые находили острореберные сосуды и небольшие банки с желобками. Объем емкостей также был разным. К примеру, сосуды до 5 литров использовались в качестве столовых приборов, а более крупные до 50 литров применялись в хозяйстве для хранения пищи и воды. В этом плане племена синташтинской культуры имеют много общего с культурой шнуровой керамики. Ведение хозяйства: представители синташтинской культуры продолжали заниматься скотоводством. Однако именно в этот период данная отрасль достигла достаточно высокого уровня развития, так как сформировалось придомное и отгонное скотоводство. По-прежнему незначительным оставалась доля свиноводства, а вот разведение лошадей велось более активно. Земледелие: к сожалению, данных об этом аспекте жизни практически нет. Единственное, что с уверенностью могут утверждать ученые, это оседлость образа жизни племен того периода. Однако ни одна из археологических находок не указывает на то, что представители данного периода Бронзового века занимались возделыванием земель, хотя и вели оседлый образ жизни. Металлургия: являлась, пожалуй, основным направлением деятельности племен, кроме скотоводства. Люди отливали из металла не только оружие ножи, кинжалы, наконечники для копий и стрел , но также украшения и предметы быта. Причем использовались для этого самые разные сплавы, от мышьяковой до оловянной бронзы.

Колесницы Колесница заново изобрела военное искусство и на протяжении веков широко использовалась по всей Восточной Европе. Синташтинская культура была хорошо известна своим использованием и привязанностью к конным колесницам. В местах захоронений, связанных с Синташтой, часто наблюдаются признаки сложных погребальных ритуалов. В ходе которых умершего хоронили вместе с его украшениями, лошадьми, оружием и, во многих случаях, его колесницей. Археолог из Хартвик-колледжа в Онеонте, штат Нью-Йорк, использовал радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст черепов лошадей, захороненных вместе с колесницами. Боевые колесницы Урала: раскопки могил синташтинских воинов. Это важно, поскольку подразумевает, что колесницы были созданы и использовались за двести лет до того, как они появились на Ближнем Востоке, откуда, как считалось, они произошли. Имеющиеся теперь данные свидетельствуют о том, что изобретение и использование колесниц произошло в великих евразийских степях. Именно степи, а не центральные районы Месопотамии, первыми придумали войну на колесницах. Однако колесницы, используемые в синташтинской культуре, сильно отличаются от древних колесниц Ближнего Востока. Колесницы Синташты были достаточно широки для одного человека, а колесницы Ближнего Востока могли вместить до трех человек. Колеса синташтинских колесниц имели от 8 до 12 спиц по сравнению с четырьмя спицами на ближневосточных колесах. Степи всегда славились своими искусными всадниками, а ландшафты Урала даже сегодня сложны для навигации. Погребальные ритуалы идентичны тем, которые описывает Ригведа Так почему же культура с исключительными навыками верховой езды добавила колесницу, которая только замедляла бы лошадь? Ответ на этот вопрос может лежать на страницах 3000-летней Ригведы. Религиозный текст представляет собой сборник гимнов арийского народа, всадников, вторгшихся в Индию с севера. Гимны Ригведы очень подробно описывают традиционные арийские ритуалы.

Читайте также

  • НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ МУГАЛЖАРСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
  • Древние металлурги Синташты и их система колодец-печь
  • Металлургия Синташты и Аркаима
  • Примечания

Навигация по записям

  • История изучения синташтинской культуры. Поселения синташтинской культуры.
  • Альтернативная энергия. Оставь надежду, всяк сюда входящий...
  • Синташта. Могила Учителя.: afatarwm — LiveJournal
  • Анализ ДНК подтвердил информацию о Ведах. Ч.3.
  • История развития
  • МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ТРУДА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Синташта. Могила Учителя.

Таким образом, Синташта представляла собой укреплённый металлургический центр. С другой стороны, в синташтинской культуре нет отдельных могильников для какого-то одного социального слоя, в плане богатства все они выглядят довольно одинаково. 2005. № 4; Hanks, В. Towards a refined chronology 6 Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала. В рамках данной статьи мы постараемся кратко осветить основные моменты, связанные с историей открытия Аркаима и синташтинской группы археологических памятников в целом. Синташта — Гончарные изделия из Синташты Синташта — комплекс археологических памятников эпохи бронзы. Находится на правом берегу реки Синташты (левый приток р. Тобол) между пос. Рымникский и Мирный в Брединском районе Челябинской области. 29 ХИМИКО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЕТАЛЛА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ А.Д. Дегтярева Статья посвящена изучению химического состава цветного металла синташтинской.

Аркаим. Без Солнца

Синташтинская культура: история развития и особенности Река Синташта – это левый приток Тобола.
СИНТАШТИНСКАЯ КУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия - электронная версия Таким образом, сопряжен-ность елунинских древностей с истоками сейминско-турбин-ской металлургии обоснована лишь отчасти.
Синташтинская культура: история развития и особенности Комплекс Синташта — найдены отпечатки колёс древнейшей колесницы!
На Аркаиме нашли остатки древнего металлургического производства Синташтинская культура, ее особенности, характеристики и история развития, материальные блага и социально-экономический строй племен эпохи поздней Бронзы.
История изучения синташтинской культуры. Поселения синташтинской культуры. — КиберПедия В Синташте в могильнике пара коней положена вместе с колесницами, на черепах лошадей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий