Мастерство публичного выступления доклад

Полная инструкция для новичков по ораторскому искусству: как подготовить тему, как побороть страх публичных выступлений и как провести успешное публичное выступление. Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью. Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. Ораторская речь – речь подготовленная. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь.

Марина Александровна

  • Как покорить сердца аудитории: шпаргалка для успешного публичного выступления | Блог 4brain
  • НАШИ СОЦСЕТИ
  • Особенности и виды публичных выступлений
  • Реферат на тему Методика публичного выступления - скачать бесплатно. Размер файла: 58.48 Кб

Публичные выступления. Методические рекомендации. Индивидуальный проект по психологии.

📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению Превышение лимита времени. Если вы превысили отведенное для выступления время, преподаватель может прервать вас и предложить закончить доклад. Если подобное случилось с вами, улыбнитесь и вежливо попросите еще «две минутки».
Публичное выступление три синонимичных термина.

Мастерство устного выступления

Публичные выступления — это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Публичные выступления могут носить разную форму: доклады на отраслевых встречах или деловых форумах; выступления на пресс-конференциях, клиентских днях и презентациях; защиты проектов перед инвесторами; презентации результатов деятельности подразделения за отчетной период и т. Цель выступления — побудить людей сделать что-либо например, совершить покупку , стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию например, при выступлениях перед СМИ и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует.

И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора. Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным. Подготовка — это основа успеха Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки.

Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы. Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории.

Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления. Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада рис.

Пример mind map выступления Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др. Соблюдайте классическую схему подачи материала: введение о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы, представление спикера , основная часть ключевые идеи, аргументы и факты и заключение подведение итогов, побуждение аудитории к действию и благодарность. Подготовьте презентационные материалы, если они необходимы.

Презентация — это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны или привлеките к подготовке дизайнера. Постарайтесь избежать ключевой ошибки спикеров — на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления. Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове.

При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Правило 2.

Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия.

Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты.

Разглаживайте набегающие складки,расправ ляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего невыражает? Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями -печалью, радостью и т. Контакт со слушателями. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены,опускать глаза на пол и поднимать их к потолку,рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец,он может просто закрыть глаза.

Такой ораторне умеющий наладить общение со слушателями,зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый,но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать,что речь обращена именно к ним,и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь—действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельномединстве. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации,и как способ взаимодействия на собеседника.

Во-первых,акцентируйте важные слова и подчиняйте им второстепенные. Дело не столько в том, о чем вы говорите, сколько в том как вы об этом говорите. Во-вторых,меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив тон голоса, можно достичь того,что любая фраза или слово, выбранное вами, будут выделяться на общем 2 фоне. Хорошее выступление- это прежде всего разговорный тон и непосредственность,несколько акцентированные. В-третьих,надо менять темп речи. Это один из лучших способов выделить какую -либо мысль. Такой метод постоянно привлекает внимание.

Например, Линкольн,часто останавливался среди речи. Когда он подходил к важной идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей,он наклонялся вперед и некоторое время молчал,глядя им прямо в глаза. Это внезапное молчание производит такое же впечатление,как и внезапный звук. Никогда молчание не становится в такой мере золотом, как в тех случаях когда оно разумно используется. Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно,они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Это необходимо уметь делать. Оптимальная поза должна быть таковой:ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты;одна нога выставлена чуть вперед;упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы:в плечах и руках нет напряжения;руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке;грудь выставлена,живот подтянут, но не настолько,чтобы это мешало свободе дыхания.

При выступлении не садитесь за стол, люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, что бы увидеть вас полностью. Все мы жестикулируем,в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается,что жесты заключаются в движениях рук и кистей,и действительно,это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. При жестикуляции лучше всего пользоваться следующими правилами: а Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину.

Если начали поднимать руки,но не дали им свободного движения вверх,то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш.

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно. Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира. Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать Практические упражнения Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков. Читайте медленно.

Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения. Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус». Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик.

Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла. Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром. Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ.

Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова. Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге».

Академическое красноречие лекции, научный доклад, научное сообщение 3. Судебное красноречие обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту 4. Социально бытовое красноречие похвальная речь, застольная речь, поминальная речь 5. Богословско-церковное красноречие проповедь, речь на соборе. Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 896; Популярные статьи: Века вооружений.

История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы.

Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки

Создавайте позитивное настроение позитивными словами -- ведь от настроения публики зависит очень многое! Ошибка 6: Отсутствие юмора Всем студентам известны лекторы-зануды. Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать.

Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.

Смех -- это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами. Ошибка 7: Всезнайство Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности.

Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, иначе вам отплатят той же монетой.

Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции. Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком.

Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его.

Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению. Ошибка 8: Суетливость Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе.

Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!

Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч.

Особенности публичного выступления Публичное выступление — это всегда диалог оратора и публики. Выступающий человек должен взаимодействовать с публикой, которая его слушает, обращать внимание на ее реакцию, задействовать не только вербальный канал общения слова , но и невербальный мимика, жесты, внешний вид. Именно из-за этого взаимодействия у публичной речи есть ряд отличительных особенностей. Устная речь.

Публика должна легко воспринимать то, что вы говорите оратору следует обратить внимание на произношение, дикцию, тембр своего голоса. Обратная связь с аудиторией. Выступающий должен поддерживать обратную связь с аудиторией, отвечать на реплики, вопросы, задавать их сам, следить за реакцией зала, поддерживать интерес к выступлению, вовремя корректировать свое выступление. Средство общения. Следите за своей мимикой, жестами, перед выступлением выберите форму одежды, соответствующую тематике вашей речи.

Люди хорошо считывают невербальную информацию, часто интуитивно, неосознанно. Лексическое наполнение. Речь должна быть яркой, насыщенной и грамотной. Правила выступления на публике Для того чтобы выступление было успешным, оратору необходимо соблюсти несколько несложных правил. Начать нужно с того, чтобы определить цель вашего выступления.

Чего вы хотите им добиться? Повышение по карьерной лестнице, разрешение научного спора, новые инвесторы — да все что угодно. Затем следует определить свою целевую аудиторию.

Значительную роль во время выступления отводят обеспечению напитками, практически у всех ораторов на более или менее продолжительных выступлениях рядом стоит стакан с водой. Попросите, чтобы и у вас была возможность попить, потому что сложно выступать с пересушенным горлом. Интонация Интонация — это мощный инструмент любого спикера.

Меняя громкость фраз, замедляя или увеличивая её скорость, делая подъемы и спады голосом, вы манипулируете информацией, играете ею и развлекаете публику. Приспособьте материал вашего выступления под необходимую интонацию , выделите более существенные и менее существенные пункты и оберните в форму правильной подачи. К тому же интонация — это передатчик эмоций спикера, а их наличие во время публичного выступления никто не отменял. Но не переусердствуйте. Не забывайте о золотой середине, ведь слишком громкие и чрезмерно тихие распевы могут оказаться неуместными. Используя все вышеуказанные советы, вы сможете выступить на ура.

Есть даже риск того, что вам понравится и захочется повторить … Бонусы В завершении хотелось бы отметить еще несколько фишек, которые помогут сделать ваше выступление ярким и запоминающимся : Придите заранее. В таком случае будет ощущение, что «пришли к вам», а не «вы пришли к кому-то». Будьте динамичны. Не стойте, как истукан. Поддерживайте диалог. Обратная связь отлично держит аудиторию.

Всегда найдется «умник с каверзными вопросами».

Если вам придётся открывать файл не со своего компьютера , то лучше сделать резервную копию в формате pdf. Не следует загромождать слайд избытком информации. Лучше сделать соответствие: один слайд — одна мысль. Не отвлекайте аудиторию демонстрацией видео, иначе вы потеряете своё воздействие на слушателей.

При переходе между слайдами вряд ли будет нужны спецэффекты. Возможно, кому-то из слушателей понадобятся раздаточные материалы. Их нужно будет положить на столы заранее. Жесты и поза оратора тоже имеют значение. Рекомендуется делать движения руками не к себе, а от себя.

Вообще, если вы хотите вовлечь аудиторию в беседу, то можно войти в роль фасилитатора, то есть не подчинять себе аудиторию , а лишь задавать тон беседе. Можно почитать труды Тони Манна и поучиться, как направлять возникшую беседу или дискуссию в нужное русло. Чего следует избегать? Никогда не начинайте речь с извинений. Не проверяйте готовность аппаратуры перед самым началом выступления: это надо делать заранее.

Не читайте слайды. Отвечайте на вопросы слушателей по мере их поступления, не откладывая на потом. Соблюдение этики — важный компонент публичного высказывания. Говорите просто и понятно, не давите на аудиторию глубиной знания темы. Говорите вживую, а не по написанному тексту.

Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно , самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать». В заключение хотелось бы отметить, что, овладев мастерством публичного выступления, вы многого добьётесь в жизни. Стать мастером публичного выступления - это большое достижение. Здесь можно обратиться к призыву А.

Чехова: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык — ваша база и ваше профессиональное оружие ».

Виды ораторской речи

Повторение доклада позволит вам не запинаться и не подглядывать в бумаги при выступлении. Заучивать текст наизусть плохая идея – отклонение от текста будет сбивать вас, а полная импровизация может увести вас далеко от темы. умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Речь оратора – это вид деловой коммуникации, содержит убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. Если вас попросили выступить публично, вы можете задаться вопросом: что такое публичные выступления, и почему публичные выступления важны? Эти вопросы являются вполне логичными, если вы никогда. Что такое искусство публичного выступления? Публичное выступление — это выступление с речью перед живой аудиторией. Этот тип речи структурирован тремя универсальными намерениями: информировать, убеждать и развлекать аудиторию.

Риторика: Практикум

это процесс предоставления информации, основной целью которого является убедить слушателей в правильности определенных правил. 1.1. Ораторское слово (от латинского «Речь») используется двумя способами. Работа по теме: ораторское искусство. Глава: 1. Мастерство публичного выступления. Предмет: Русский язык. ВУЗ: КубГТУ. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. 2.1. Структура и сущность публичных выступлений. Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Ставим цели и выбираем тему

  • Ораторское искусство для начинающих: правила успешного публичного выступления
  • Мастерство публичного выступления
  • МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ — Мегаобучалка
  • Основы мастерства публичного выступления . Тип работы. Психология. 2008-12-09
  • Как покорить сердца аудитории: шпаргалка для успешного публичного выступления | Блог 4brain

БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Реферат на тему Методика публичного выступления - скачать бесплатно. Размер файла: 58.48 Кб
  • ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
  • МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ — Мегаобучалка
  • Секреты успешного публичного выступления
  • Мастерство публичного выступления

Публичные выступления. Методические рекомендации. Индивидуальный проект по психологии.

Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте «Живая беседа». Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Для таких языковых средств - как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы лишь, даже, вот, же , несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны знай себе, взял да и. Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным: считаю, что; ясно, что; тут, кстати, замечу, что. Способ выступления Необходимо избрать способ выступления — заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.

Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Уловки оратора Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем, если аудитория поверит в искренность оратора. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся… Фразы Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям. Паузы Паузы — очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд! Обращение к аудитории Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки.

Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории — это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания. Комплимент Другой элемент речевого этикета — комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории. Реакция аудитории Во время выступления нужно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики.

Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу. Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления: Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не прочтен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное. Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении. Не повторяться.

Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.

Шестое правило: будь эмоционален Люди, которые вас слушают, не должны засыпать. Нельзя говорить монотонно и уныло, говорить надо с выражением, как стихи в школе читать.

Рассказываете про то, как настроить MS Exchange Server? Расскажите всем, как это прекрасно! Улыбнитесь, возденьте руки к небу, возвысьте голос, спросите слушателей: «правда, это же так здорово?! Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое.

Разбавляйте доклад шутками: одна шутка на пять-десять минут доклада — хорошая пропорция. Шутки можно заготовить заранее, а можно придумать на ходу, если вы помните bash. Если доклад пошел не совсем так, как вы планировали, и заготовленная шутка уже не к месту, оставьте ее на следующий раз: неуместный юмор выглядит вымученно и усиливает жалость к докладчику. Вопросы в ходе доклада Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени Заранее решите, можно ли вас прерывать вопросами по ходу доклада.

Если вы не имеете заведомо высокого авторитета у аудитории, если боитесь сбиться с мысли, если вам некомфортно уходить в сторону от темы доклада — в начале доклада попросите все вопросы записывать и задавать в конце. Объяснять это можно по-разному: от «я безумный контрол фрик и за себя не ручаюсь» до «сегодня я хочу рассказать вам много интересного, и если мы будем часто прерываться, то можем не успеть». Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада.

На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада. Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд. Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Восьмое правило: сохраняй самообладание и чувство юмора Кому нравится, когда над ним все смеются? Поэтому, попадая в смешную ситуацию во время публичного выступления, отнеситесь к ней отстраненно, с юмором, посмейтесь сами. Оступились и сломали стул на сцене? Не беда, вспомните «черт побери» из «Бриллиантовой руки» или какой-нибудь близкий аудитории и вам анекдот в тему.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук. Завершение доклада Конец — всему делу венец.

В конце доклада приятно услышать жизнерадостный вывод «поэтому моя дипломная работа — это первый шаг к докторской диссертации», «как видите, проект и в самом деле может принести нашей компании доход в 493 000 рублей в год» или логичное завершение «согласитесь, всякий разработчик будет рад использовать такой мощный инструмент, как dtrace». Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail. Важная деталь Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти.

Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская , ни аккадская , ни китайская , ни индийская — не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогают звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад. Свойства ораторской речи[ править править код ] Ораторская речь — это вид монологической речи , употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [2]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.

Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности убедить или каких-либо действий побудить. Такая речь всегда имеет агитационный характер.

Хорошим способом структуризации будущего выступления может стать Mind Map.

С ее помощью можно быстро запомнить текст своего выступления, разобраться в сложных моментах, презентовать материал. Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста» Интересно, перейти к каналу Редактируем текст выступления Даже тщательно проработанная структура выступления — это неограненный драгоценный камень. Прочитайте свой доклад вслух, можете записать свою речь на диктофон и «посмотреть на себя со стороны». Лексика: не используйте профессионализмы, сократите количество сленга и иностранных слов — сделайте доклад понятным и интересным широкой публике.

Читаемость: проверьте, чтобы в тексте не было тавтологии, двусмысленных фраз и, возможно, обидных выражений. Образность: можно использовать фразеологизмы и цитаты, которые отлично подходят к теме и позволят запомнить сложные моменты. Можете добавить в текст уместную шутку. Репетируем Повторение доклада позволит вам не запинаться и не подглядывать в бумаги при выступлении.

Заучивать текст наизусть плохая идея — отклонение от текста будет сбивать вас, а полная импровизация может увести вас далеко от темы. Запишите текст вашего выступления отдельными абзацами, отметьте разными цветами — используйте любые методы, благодаря которым вы сможете запомнить ключевые факты и аргументы. Не пытайтесь воспроизводить все слово в слово — рассказывайте своими словами конечно, это не касается специфических моментов, например, терминов. Хорошим помощником при выступлении может стать презентация, на слайдах которой можно отобразить ключевые слова и фразы.

Если же вы используете «шпаргалку» — не смотрите в текст постоянно — обращайтесь к ней, чтобы убедиться, что вы «двигаетесь» в верном направлении и поднимайте глаза на аудиторию. Ставим голос Монотонная и невнятная речь никого не впечатлит и большая часть слушателей или уснет, или просто покинет зал. Значение имеет все — тембр, чистота произношения, громкость и интонация. Еще раз прослушайте свою речь в записи: понять свои ошибки помогут книги, семинары или небольшие видеоролики.

Ориентируйтесь на лучших: посмотрите выступления самых известных ораторов современности — как они держатся, как ставят голос и дикцию.

Риторика: Практикум

Ответьте на эти вопросы и сформулируйте свою цель. Это поможет подготовиться и побороть волнение: когда знаешь «зачем», преодолеешь любые «как». Ориентируясь на цель, выберете тему. Звучит легко, но можно попасть в ловушку. Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия. Выбирая тему, следуйте двум главным правилам.

Высокий уровень понимания. Вы должны хорошо разбираться в материале, чтобы подготовить интересный доклад и ответить на вопросы слушателей. Одно выступление — одна мысль. Даже если вы знаете всё по данной теме, выберете один аспект, который поможет достичь поставленной цели. Шаг 2.

Продумайте структуру Разделите лист бумаги на две части. В левой напишите важные факты, формулы, цифры, в правой — аргументы, доказывающие вашу позицию. Записанное слева — это ступеньки к достижению цели, а правый столбец — детали-усилители. По законам драматургии у каждого произведения должно быть вступление, завязка, развитие, кульминация и развязка. Речь публичного выступления — не исключение.

Постарайтесь рассказать публике увлекательную историю, даже если ваша аудитория мыслит формулами и схемами. Вступление — буквально пару слов о себе и теме доклада. Завязка — актуальность проблемы, почему аудитория должна дослушать вас до конца. Здесь можно задавать риторические вопросы, приводить статистику. Развитие — расположите компоненты из левой колонки в логичной последовательности и подкрепите каждый из них элементом из правой.

Вы наверняка замечали, как спикеры, которые вам нравятся, произносили в начале своего выступления фразы наподобие: а знаете ли вы…? Можно сразу же сделать акцент на актуальности, важности, полезности того, о чём вы собираетесь говорить. И звучит это часто примерно так: советую вам дослушать мою речь до конца, потому что… Отлично прозвучит в начале также крылатое выражение или пословица по теме. К примеру, для текста этой публикации я нашла афоризм Наполеона. Риторический вопрос — отличное начало речи, особенно когда он касается наболевшей темы аудитории перед которой вы выступаете. Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи? И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты.

Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор. Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг , лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе. Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны.

Эпизод I. Скрытая угроза». Речь Натали Портман с русскими субтитрами перед выпускникам Гарварда 2015 В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими.

Далее — определить цель выступления, после чего — сформулировать главные задачи. То есть важно привлечь слушателей к определенной проблеме, проинформировать их, призвать к действию, удерживая внимание публики в процессе выступления. Особенности общения с аудиторией Следующим этапом требуется подумать над логическим, композиционным оформлением своей речи, поработать над произношением, стилем выступления, определить стиль изложения.

Он может быть телеграфным, публицистическим, художественным, либо вовсе академико-научным. Композиция выступления должна базироваться на тезисном плане, либо ходе рассуждений. Поэтому важно определить четкую последовательность всех тезисов и главную, кульминационную изюминку. Немаловажно определить, каков будет средний возраст аудитории, личные и профессиональные интересы слушателей, их социальный статус. Предварительный анализ даст возможность сформулировать тему, подготовить выступление так, чтобы оно вызвало интерес и резонанс. Многие ораторы новички ощущают дискомфорт, не зная места выступления.

Они психологически опасаются новой обстановки. Поэтому следует выяснить планировку соответствующего помещения, проверить акустику в нем. После чего определить время выступления. Если аудитория уже утомления, регламент корректируют. Можно начать разговор, упомянув об актуальных праздниках, свою тему следует связывать со значимыми для людей событиями. Кульминационный этап — определение времени выступления.

Следует выяснить, какой должна быть оптимальная продолжительность рассказа. Как правило, в зависимости от цели выступления, это от пяти до двадцати минут. Специалисты же уверены, что в данном случае — чем меньше, тем лучше.

Постройте речь по всем правилам публичного выступления. Она должна включать введение, основную часть и заключение, итоги. Встраивайте в вашу речь правдивые примеры из жизни — им люди доверяют больше всего. Эффективность публичного выступления во многом зависит не только от правильности и убедительности ваших аргументов, но и от вашего вида: если вы не выглядите счастливым, успешным человеком, то доверия вы не вызовите. Страх публичных выступлений Психология публичного выступления всегда предполагает некоторый страх.

Но если перед первым вашим появлением на трибуне у вас будут подкашиваться ноги, то второе вызовет лишь сухость во рту, а двадцать второе будет для вас настолько простым, будто вы общаетесь в кругу друзей. Некоторое волнение, конечно, останется, но куда же без этого?

📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению

А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей. Все — от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно: Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок. Умение ее носить. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно.

Самое необходимое украшение для деловой женщины — это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим. Убедить — значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи. Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы. Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями — значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности. Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела.

Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны.

Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения речи выступающего, в которых говорится о том, как она построена, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст — это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что… Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта, очень важно внести в выступление элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично.

Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог — это искусственное речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление — это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

Кто будет вашей аудиторией? Какого они пола, сколько им лет, кто они по профессии?

Что касается психологии, то подумайте, что ваша аудитория уже знает. Что она думает по вашей теме? Каковы ее убеждения? В чем неудовлетворенность? Когда и где вы будете выступать? Что ценного вы можете рассказать людям в своем выступлении? Дайте себе установку: что они должны узнать, почувствовать и сделать после вашего выступления? Главное — затронуть слушателей за живое, и тогда вас будут слушать. Теперь поговорим о приёмах завоевания аудитории.

Нужно одеться так , как одевается ваша аудитория. Примеры для аргументации нужно приводить самые понятные этому кругу слушателей. Даже оформление слайдов нужно подбирать в зависимости от состава аудитории. Например, для студентов лучше использовать вольный стиль презентации. В течение первой минуты объясните, кто вы и почему вас должны выслушать. Это и будет первым шагом к налаживанию контакта. И, наконец, сообщение нужно готовить по плану. Не нужно заучивать весь текст — достаточно плана. Основная идея должна красной нитью проходить через ваш текст.

По словам Д. Лихачёва, в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. Один из видов работы при подготовке — это создание презентации. Нужно понимать, что слайды и ваша речь — это не одно и то же.

Отдельные слова, вопросы и мимика слушателей дают возможность понять их настроения и желания. Благодаря активной обратной связи есть возможность скорректировать течение своего выступления. Она начинает трансформироваться из монолога в диалог, устанавливая и налаживая связь с публикой; устная речь — особенности устной публичной речи предполагают налаживание живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет своей целью конкретного собеседника и в полной мере зависит от него. Значимый момент выступления — организация речи, подходящей для более легкого восприятия и понимания ее слушателями. Уже перед публикой выступающий трансформирует заготовленный текст речи в интересный и яркий рассказ, который будет понятен любому человеку. Только в процессе живого выступления оратор может выстраивать предложения с учетом реакции окружающих, чем переходит с книжного текста на разговорный стиль; средства общения — в ораторской деятельности принято использовать разнообразные приемы влияния и средства общения участников.

Адреналин — союзник, но когда его слишком много парализуется память, стопорится речь, появляется нервная жестикуляция. Все это не идет на пользу оратору. Публичное выступление наш организм приравнивает к смертельной опасности: необходимость произнести короткое сообщение перед аудиторией сравнимо с балансированием на краю небоскреба. Существует две главных причины такой реакции: Биологическая. Для животных изгнание приравнивается к смерти: одиночки голодают, мерзнут, не могут продолжить род. В нас живет животный инстинкт. Мы боимся отбиться от «стаи», выпасть из коллектива. Когда человек оказывается один на сцене, он неосознанно противопоставляет себя и слушателей, ощущает свое одиночество и отвергнутость. Если в зале присутствуют значимые для вас лица, нам сложнее сконцентрироваться. Это может быть начальник или девушка из соседнего отдела, которая давно вам нравится. Бессознательное я автоматически связывает понятие внутренней цензуры с одобрением важных для нас людей: в детстве с родительским, во взрослом возрасте с благосклонностью руководителя или наставника. Нам кажется, что они имеют «казнить и миловать». Основа успешного выступления — избавление от «первобытных» психологических атавизмов и детских комплексов. Если вы думаете, что лучше всего сделать это, приняв успокоительное, вы заблуждаетесь. Любые таблетки, в том числе популярная валериана, тормозят деятельность головного мозга, подавляют ее. Слушатели не заметят, что вы стали меньше волноваться, а вот замедленная реакция и вялая речь точно бросятся им в глаза. Алкоголь ч качестве успокоительного также не стоит использовать. Это не только опасно для здоровья и неуважительно по отношению к аудитории, но и бесполезно. При интенсивном говорении, соединившись с адреналином, стимулирующие вещества быстро выветриваются и происходит обратный эффект: человек становится вялым, раздражительным и подавленным. Сосредоточьтесь на своей цели. Вспомните, сколько раз в жизни срывались свидания с симпатичными вам людьми из-за боязни отказа, сколько интересных моментов вы не пережили, потому что побоялись чего-то, и поймите, что действие всегда лучше бездействия. Если этот метод не помогает, вспомните, как профессор Люпин из третьей части «Гарри Поттера» учил школьников бороться с боггартом — существом, которое превращалось в то, чего больше всего боялся каждый ученик. Ценители творчества Джоан Роулинг вспомнят профессора зельеварения в костюме бабушки, а остальным понравится метод. Страшное нужно превратить в смешное, и волнение уйдет. Это решение в разных формах предлагают многие авторы популярной литературы по технике публичных выступлений.

Психология публичного выступления

Избиратель ждет от вас, что вы решите его проблемы, и вы должны ему это пообещать; по окончании выступления не забудьте поблагодарить избирателей и пригласить их на выборы. 2. Основные действия подготовки публичного выступления. Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего. Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. Публичные выступления — это процесс, который состоит из. ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство. это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. риторику (упражнения).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий