Лютеранство история становления особенности вероучения и обряды

одном из крупнейших направлений христианства, возникшем в результате Реформации Мартина Лютера. Вы узнаете об истории становления и распространения лютеранства в Европе и мире, особенностях его вероучения и отличиях от. Прежде всего, это так называемые «39 членов Англиканской церкви», которые представляют собой позднейшую редакцию составленного ром на основе «Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложения англиканского вероучения. С 1947 г. существует Всемирная лютеранская федерация. В Швейцарии борьбу с католической церковью сперва возглавил Ульрих Цвингли (14841531), который провозгласил еще в 1522. основой христианства только Священное Писание. протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма.

Возникновение лютеранской церкви кратко

Они выступают как организаторы религиозной жизни, толкователи Священного Писания, проповедники Слова Божия, нравственные наставники. На территории России суще- ствуют лишь отдельные лютеранские общины. В 1947 году создан Всемирный лютеранский союз. В наиболее яркой форме компромисс протестантского вероучения и культа с католическим вероисповеданием осуществился в англиканстве. Как уже отмечалось раньше, преобразование англиканской церкви в духе протестантизма происходило по инициативе парламента и короля Генриха XIII в 1534 г. Борьба межу сторонниками различных вероисповеданий в Англии продолжалось в течение полувека. Во время правления королевы Марии I Тюдор 1553—1558 католикам на время удалось взять реванш и вернуть Англию в «лоно» католической церкви. Однако взошедшая на престол королева Елизавета I 1558—1603 встала на сторону протестантов и процесс формирования новой разновидности протестантизма получил свое закономерное оформление. В этот период была завершена разработка «Книги общих молите», а в 1571 году был утвержден символ веры англиканства — так называемые «39 статей». В этом документе главой англиканской церкви объявляется правящий монарх — король или королева. В то же время сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви.

Сохраняется церковная иерархия, не отклоняется представление о священнике как посреднике между человеком и богом. Обряд рукоположения в священнослужители — ординация, с точки зрения англиканства, не свидетельствует, что в этот момент посвящаемый получает какую-то особую силу для совершения таинств и отпущения грехов.

Название отражает принцип следования идеям Реформации, заложенным Мартином Лютером. Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место. Всего в мире около 75 млн. Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI в. Первая по старшинству церковь была построена в Москве в 1576 г. Резкий рост лютеран в России произошел в результате присоединения к Империи балтийских территорий при Петре I, а также приглашения Екатериной II переселенцев-колонистов в Южную Россию и Поволжье.

С тех пор Евангелическо-Лютеранская Церковь является неотъемлемой частью жизни России - лица лютеранского вероисповедания занимали ответственные государственные посты вплоть до должности государственного канцлера. Реорганизация церковных структур после Октябрьской революции завершилась принятием в 1924 г. Основой вероучения так же, как для православного, католического и иных христианских вероисповеданий является Священное Писание Ветхого и Нового Завета — единственный источник и твердая безошибочная норма Церковного Учения и деятельности, а также Никейский и Апостольский Символы Веры. Практическое вероисповедание зафиксировано в «Книге Согласия», включающей неизмененное Аугсбургское Исповедание 1530 г.

Это событие известно в истории как Реформация церкви в XVI веке, в ходе которой многие христиане в Германии, а впоследствии и во многих других странах, получили возможность восстановить истины божественного откровения и читать Библию на родном языке. Их оппоненты дали им прозвище "лютеране". Со временем это название было воспринято многими последователями Реформации и существует по сей день. Во что веруют лютеране? Лютеране, как и все христиане, верят, что Бог является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил "по образу Своему, по образу Божию сотворил его" Быт. При сотворении человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, стал грешен и, согласно Закону Божьему, должен был умереть, "ибо возмездие за грех - смерть" Рим. После грехопадения первого человека никто из людей, живших на земле, уже не мог до конца исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, "потому что все согрешили, и лишены славы Божией" Рим. Лютеране, как и все христиане, веруют, что Бог искупил нас посредством смерти и воскресения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Иисус Христос - вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим, жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо "Он есть умилостивление... Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день Христос победоносно воскрес "для оправдания нашего" Рим. Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина: Искупление, которое Иисус принес всем людям, дается человеку по одной лишь вере во Христа. Евангелие говорит нам, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" Ин. Эта Благая Весть о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования.

Лютеранская реформация распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Швеции. В 1530 году Лютер подготовил «Аугсбургское исповедание», официальный документ, в котором изложены главные принципы протестантской веры и требования католической церкви. Вскоре после этого Лютеранская церковь стала официальной религией в многих германских городах и государствах, что привело к религиозным войнам. Несмотря на свою историю и разделение на различные направления, лютеране до сих пор остаются большой христианской общиной в Германии, Скандинавии и других странах Европы. Появление лютеранства в XVI веке Лютер подчеркивал важность индивидуальной веры и отвергал идею о посредничестве между Богом и человеком через святых и священников. Он призывал к библейской истине и обратился к переводу Библии на немецкий язык, чтобы каждый обычный человек мог иметь доступ к Слову Божьему. Лютер также утверждал, что человек оправдывается верой перед Богом, а не благодаря своим делам. Лютеранская реформация вызвала значительное разделение и противостояние внутри христианской церкви. Многие последователи Лютера считали его учение освободительным и приняли его новые религиозные практики. Это привело к возникновению лютеранской церкви. С появлением лютеранства в XVI веке начался период радикальных изменений в европейской религиозной жизни. Реформация привела к религиозным войнам и конфликтам, но также способствовала развитию свободы совести и расширению религиозных свобод. Сегодня лютеранство остается одним из основных направлений христианства, с миллионами верующих по всему миру. Церковь продолжает придерживаться основных принципов Лютера, включая веру в Библию как источник Божьего откровения и учение об оправдании верой. Распространение этой веры было связано с реформацией католической церкви и возникновением протестантизма. Во многих странах либеральные правители поддерживали новую веру и переходили на лютеранство, в результате чего оно стало официальной религией в некоторых государствах. Они привнесли свою веру и создали многочисленные люте Вопрос-ответ: Кто такие лютеране? Лютеране — это приверженцы христианской конфессии, основанной на преподавании Мартина Лютера. Они исповедуют протестантскую веру и являются одним из крупнейших и наиболее распространенных христианских течений в мире. Какие основные принципы веры исповедуют лютеране? Основные принципы веры, которые исповедуют лютеране, — это вера в единого Бога, Иисуса Христа как Спасителя и Духа Святого. Они также придерживаются учения о праведности веры, по которому человек оправдывается верою в Бога, а не своими делами.

Лютеранская церковь: основные характеристики и особенности

История и основные принципы лютеранства - всё, что нужно знать В вопросе о греховности человека в современном лютеранстве имеются расхождения: лютеране-либералы отрицают безысходную и всеобщую греховность, ортодоксы делают упор на этой стороне учения и используют её для борьбы с прогрессивной, гуманистической идеологией.
Что означает быть лютеранином Лютеранство — одно из течений протестантизма, зародившееся одним из первых в истории христианства. Лютеранство в Европе возникло в результате движения реформистов в Германии в XVI веке и продолжило развиваться в скандинавских странах.
Лютеранство: история, учение и особенности веры Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет). Это Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом, единственным источником вероучения и лучшим учебником христианской жизни.
Особенности вероучения и церковного устройства лютеран. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего тона).

Особенности вероучения и церковного устройства лютеран

Что такое ЛЮТЕРАНСТВО? (нем.) – разновидность христианской религии, одно из направлений протестантизма. Сформировалось в XVI в. в Западной Европе. Организационно лютеранство имеет свои церкви, которые могут отличаться по ритуалам и обрядам, но все они опираются на общие принципы веры. Лютеранские церкви имеют своих священников, которые проводят службы, проповедуют и осуществляют религиозные обряды. Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере в 1529. Лютеранская церковь — одно из крупнейших христианских направлений, которое основано на учении и наследии Мартина Лютера. Эта протестантская конфессия возникла в XVI веке и имеет свои особенности в учении, практике литургии и вероисповедании.

Лютеранская церковь: вера, история и особенности

Лютеранство: история и сущность веры в 7 классе одном из крупнейших христианских течений, возникшем в результате Реформации. Вы узнаете об истории и особенностях лютеранства, его вероучении и практике, разнообразии и единстве лютеранских церквей, а также о проблемах.
Лютеранство. — Студопедия Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами. Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483-1546).
Особенности вероучения и церковного устройства лютеран. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.

Лютеране: основные принципы веры и история конфессии

Сам термин «Лютеранская» происходит от латинского слова «Lutheranus», что означает «приверженец Лютера». Именно сторонники Лютера и его учения стали известны как лютеране, а их вероучение получило название лютеранства. Основы вероучения. Евангелическо-Лютеранская Церковь является частью Единой, Святой, Апостольской и Кафолической Церкви. ЕЛЦ является конфессией, т.е. исповеданием внутри Вселенской Церкви. протестантское движение, возникшее еще в начале XVI века и существующее и развивающееся по сей день. Евангелическо-лютеранская этика. Для евангели-ческо-лютеранской этики характерны следующие особенности: реалистичность; евангельская спонтанность и ситу-ативность; положительное отношение к миру. Прежде всего, это так называемые «39 членов Англиканской церкви», которые представляют собой позднейшую редакцию составленного ром на основе «Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложения англиканского вероучения.

Особенности вероучения и церковного устройства лютеран.

Понимание о смиренной службе верующих Лютеране считают, что каждый верующий обязан служить другим, помогать нуждающимся и быть готовым к жертве. Они стремятся быть учениками Господа и следовать Его примеру, живя в смирении и смиренно служа другим. Верующие признают, что каждый человек неповторим и имеет неповторимую роль в служении Богу. Важно понимать, что служение не должно быть сопровождаемо гордостью или стремлением к почету, а должно быть основано на смирении и любви к другим Лютеранская церковь акцентирует внимание на том, что служение должно быть бескорыстным и основано на безусловной любви к ближним. Верующие поощряют друг друга в этом и сами стремятся стать примером смиренной службы для окружающих. Смиренная служба — это не только помощь материальная или физическая, но и служение в молитве, утешение, слушание и поддержка ближних в трудные моменты. Лютеранская церковь учит, что смиренная служба верующих является неразрывно связанной с верой и является одним из способов служения Богу. Важно помнить, что истинная смиренная служба не имеет границ и должна быть безусловной и постоянной.

История конфессии Однако его убеждения, особенно критика католической церкви, привели к конфликту с религиозным учреждением. В 1517 году Лютер опубликовал свои 95 тезисов, в которых он оспаривал некоторые практики и учения католической церкви, в частности, торговлю индульгенциями. Конфликт сильно возрос, и Лютер был объявлен еретиком. Верные его идеям были известны как протестанты, так как они выступали против католической церкви. Именно тогда возник термин «лютеранство». Лютеранская реформация распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Швеции. В 1530 году Лютер подготовил «Аугсбургское исповедание», официальный документ, в котором изложены главные принципы протестантской веры и требования католической церкви.

Вскоре после этого Лютеранская церковь стала официальной религией в многих германских городах и государствах, что привело к религиозным войнам. Несмотря на свою историю и разделение на различные направления, лютеране до сих пор остаются большой христианской общиной в Германии, Скандинавии и других странах Европы. Появление лютеранства в XVI веке Лютер подчеркивал важность индивидуальной веры и отвергал идею о посредничестве между Богом и человеком через святых и священников. Он призывал к библейской истине и обратился к переводу Библии на немецкий язык, чтобы каждый обычный человек мог иметь доступ к Слову Божьему. Лютер также утверждал, что человек оправдывается верой перед Богом, а не благодаря своим делам. Лютеранская реформация вызвала значительное разделение и противостояние внутри христианской церкви. Многие последователи Лютера считали его учение освободительным и приняли его новые религиозные практики.

В начале XVI века Лютер был очень недовольным ослаблением нравственности и коррупцией в церкви. Он оспаривал практику продажи индульгенций, что привело к написанию и публикации его 95 тезисов в 1517 году. Это документ, в котором Лютер описал свои претензии к Католической церкви. Это стало началом Реформации. Лютер выступал против некоторых основных учений Католической церкви, таких как идея о необходимости посредничества священника между человеком и Богом, а также идея обязательных нарядов для церковного служения.

Он верил в личное отношение верующего к Богу и в принцип прямого доступа к Библии на родном языке. Лютер перевел Библию на немецкий язык, что позволило людям самостоятельно читать и изучать Священное Писание. Это стало важным этапом в развитии литературного немецкого языка и способствовало распространению его религиозных идей среди обычных людей. Основные идеи Лютера были собраны в его труде «Вольная воля» и изложены в его доктрине «Пять сола». Он настаивал, что спасение приходит только через веру «сола fide» , главное для понимания Библии это Сола Scriptura следование только священному писанию, а не традиции , и что благодать Божья является бесплатной даром «сола gratia».

Лютер также внес значительный вклад в развитие протестантской литургии. Он упразднил некоторые традиционные элементы католического богослужения, такие как молитва за усопших и поклонение святым, а также заменил мессу на простой обедня трезвон. Благодаря своим идеям и усилиям в распространении реформации, Мартин Лютер сыграл решающую роль в развитии лютеранской церкви и ее доктрин. Его наследие продолжает жить и влиять на миллионы людей по всему миру. Особенности лютеранской практики: богослужения и обряды Лютеранство, как одно из направлений протестантизма, имеет свои особенности в богослужебной практике и обрядах.

В этом разделе рассмотрим некоторые из них. Центральное значение Слова Божьего В лютеранской традиции центральным элементом богослужения является проповедь и чтение Священного Писания. Священное Писание считается основой веры и руководством для христианской жизни. Проповедь, как форма прямого обращения к верующим, является основным способом толкования и применения Библии в жизни церкви. Церковный календарь и праздники В лютеранстве существует развитая система церковного календаря, в котором отмечаются различные христианские праздники и памятные даты.

Основными праздниками в лютеранской традиции являются Рождество, Великая Пятница, Пасха и Пятидесятница. Кроме того, есть также множество других праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа, апостолами и святыми. Коммуния и крещение В лютеранстве принято совершать два основных обряда: крещение и Коммунию. Крещение является ритуалом вступления в церковное сообщество и символом очищения от греха. Обычно крещение совершается с помощью воды и осуществляется во время богослужения.

Этот обряд напоминает о жертве Иисуса Христа и символизирует духовное питание и общение верующих. Структура богослужения Лютеранское богослужение имеет определенную структуру, которая может варьироваться в зависимости от конфессиональных особенностей и традиций. Основные элементы богослужения включают в себя прославление, исповедь грехов, чтение Слова Божьего, проповедь, молитву верных, причастие и благословение. Отдельные церкви могут добавлять в эту структуру другие элементы, такие как псалмы, гимны и экспрессивные формы почитания. Особое значение песнопений В лютеранстве песнопения играют важную роль в богослужении.

В ходе службы исполняются гимны и псалмы, которые являются частью общественного пения и выражают веру и почитание Бога. Пение считается не только музыкальным элементом богослужения, но и формой духовной практики, позволяющей верующим выразить свои чувства и прославить Бога.

Протест нашел глубокое сочувствие немецкой политической элиты.

После первой реакции Рима стороны примирились. Противники не заставили ждать, а популярность Лютера росла. Папа объявил Лютера еретиком.

Вормсский эдикт Избранный в 1519 году император Карл поддержал католический Рим. Вормсским эдиктом 1521 Лютера объявили еретиком. Запрещалось издание, распространение и чтение его трудов.

Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру, скрыв его от преследования в уединенном имении. Пользуясь удобной возможностью, Лютер занялся переводом Нового Завета. Война с французами отвлекла внимание императора от внутригосударственных проблем, благодаря чему новое движение приобретало массовый характер.

В отсутствие основателя движения, протестантов Виттенберга возглавил Меланхтон. В 1521 году он доступным языком изложил и издал систему учения протестантизма. В 1522 Лютер публикует немецкий перевод Нового Завета.

Монахи покидали монастыри, заводили семьи, устраивались на мирскую работу, женились священники. Лютеру пришлось успокаивать радикальных сторонников реформ в Виттенберге. Протест перерос в народное восстание, начались т.

Крестьянские войны. Первый Шпейерский рейхстаг Второй Шпейерский рейхстаг На рейхстаге 1529 года присутствовал император Карл V, верный католицизму. Под его влиянием возобновлено действие Вормского эдикта, отменены решения первого Шпейерского сейма.

Лютеране в лице 6 князей и 14 свободных городов открыто опротестовали решения католического большинства, письменно изложив свои доводы в "Протестации". По названию документа сторонники Реформации стали называться протестантами. Аугсбургское исповедание Шмалькальденский союз и нюрнбергский религиозный мир В 1531 году лютеранские князья, во главе с Саксонским и Гессенским, и свободные города, в ответ на религиозную политику императора Карла V, заключили на съезде в Шмалькальдене военный союз.

К нему быстро начали присоединяться новые члены. Положение императора становилось критическим ввиду нападения турок. В 1532 году в Нюрнберге он заключил первый религиозный мир с протестантами на условиях сохранения за последними секуляризованного имущества до разрешения религиозного конфликта на соборе или рейхстаге.

Князьями обещана помощь императору в борьбе против турок. Смерть Лютера и Шмалькальденская война В 1546 году скончался Лютер. Смерть была неожиданной и тяжелой.

Через несколько месяцев император Карл V при поддержке папы Павла III начал решительную военную кампанию против вассалов Шмалькальденского союза. Император настаивал, что война ведется не по религиозным, а по политическим мотивам, против сепаратизма своих вассалов. После серии сражений, 24 апреля 1547 года в битве при Мюльберге императорские войска наголову разбили войска Шмалькальденского союза.

По Виттенбергской капитуляции многие земельные владения проигравших перешли к союзникам Карла V. Аугсбургский Интерим Успех католиков был недолгим. В 1548 году по поручению Карла V составлен компромиссный для сторон Аугсбургский Интерим, по которому лютеране должны признавать католическое богословие и иерархию, при этом дозволяя священникам оставаться женатыми, удержать секуляризованные земли, причащаться под двумя видами.

На деле интерим не был воспринят ни католиками, ни протестантами. Император попытался принудить вассалов к принятию интерима силой, но потерпел неудачу. Пассауский договор и Аугсбургский религиозный мир Общественное недовольство политикой императора в Германии воспользовалась Франция, опасавшаяся усиления могущества Карла V.

В 1551 году лютеранские князья составили против императора тайный союз. Решающую роль в нём сыграл Мориц Саксонский, лютеранин, действовавший в Шмалькальденской войне на стороне Карла V. Саксонский герцог преследовал личные интересы, будучи далек от вопросов веры.

Объединив силы, лютеранские князья объявили императору войну. Союзники заручились финансовой поддержкой Франции, за что князья уступали ей немецкие города, обещали избрать императором французского монарха или его ставленника. Застигнутый врасплох выдвинувшимися лютеранскими и французскими войсками, император Карл V заключил в 1552 году мирный договор в Пассау на условиях протестантских князей.

По договору интерим был отменен, провозглашена свобода аугсбургского исповедания, амнистированы протестанты, изгнанные во время Шмалькальденской войны. Лютеране получили религиозную свободу. Аугсбургским сеймом 1555 года подтверждены условия мира, а право устанавливать веру предоставлялось князьям.

Вера вассала определяла веру его подданных, политические права католиков и протестантов уравнивались. Германия раскололась на преимущественно лютеранский Север и католический Юг. Итоги религиозной борьбы и Тридцатилетняя война Аугсбургский религиозный мир, узаконивший протестантизм, не принёс немцам мира.

Религиозное единство католической Европы было разрушено. Не прекращались споры о новом учении внутри лагеря протестантов и столкновения с католиками. В 1606-1607 гг.

По императорскому указу город был захвачен, жителей стали насильно обращать в католичество. Князья противоборствующих лагерей поочередно создали военные союзы. Религиозный конфликт наконец вылился в масштабную войну, продлившуюся с 1618 по 1648 год.

Военный конфликт начался как междоусобица немецких князей, но впоследствии затронул всю Европу, выразив недовольство влиянием Габсбургов. Германия перенесла национальную катастрофу. Число погибших в Тридцатилетней войне превзошло все войны прошлого, в относительном выражении.

Более всего пострадало мирное население Европы.

Лютеранское образование было организовано таким образом, чтобы дать людям возможность учиться и развиваться, не зависимо от своего статуса или положения в обществе. Также лютеранство оказало значительное влияние на музыку. Многие известные композиторы и музыканты, такие как Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен и Феликс Мендельсон, были лютеранами и написали множество произведений для церковной и мирской музыки. Запись и распространение музыки были одним из ключевых способов проповеди и оказания влияния на людей. Кроме того, лютеранство внесло значительный вклад в развитие общественного благотворительства. Лютеране активно занимались помощью нуждающимся и созданием благотворительных организаций. Они считали, что забота о ближнем является одним из основных аспектов христианской веры и внедряли этот принцип в практику.

Таким образом, лютеранство оказало глубокое влияние на культуру и общество. Принципы свободы веры, акцент на образование, развитие музыки и общественного благотворительства стали неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации и вносили существенный вклад в различные сферы жизни. Лютеранство в России Лютеранство, христианское течение, основанное на религиозных принципах и учениях Мартина Лютера, получило свое распространение и в Российской империи. Вторая половина XVII века стала периодом активного проникновения протестантской веры в Россию, включая лютеранство. Эти общины были созданы иностранными жителями, в основном немецкого происхождения, которые переселились в Россию по различным причинам — военным, экономическим, политическим и прочим. Одним из важных этапов развития лютеранства в России стало переселение немцев на земли Волынской губернии, которые были приглашены в Россию Екатериной II. На протяжении XIX века немецкие поселенцы, являющиеся преимущественно протестантами, активно заселяли различные регионы Российской империи, включая Волынь, Крым, Сибирь и другие места. В России лютеранская община подразделялась на различные конфессии: аугсбургскую, реформатскую и другие.

Они имели свои богослужебные обряды, уставы и упорядочение. Центральная аугсбургская община находилась в Санкт-Петербурге и была самой крупной и организованной. В начале XX века число лютеран в России достигло двух миллионов человек, они составляли преимущественно немецкое и эстонское население. Влияние лютеранства на общество было значительным — они активно занимались благотворительностью, образованием и социальными проектами. Однако с приходом Советской власти в 1917 году ситуация для лютеранства резко изменилась. Религиозные объединения были подавлены, храмы закрыты, переселение иностранцев запрещено. Многие верующие страдали от преследования, религиозных репрессий и государственного атеизма.

История лютеранства

Отдельные церкви могут добавлять в эту структуру другие элементы, такие как псалмы, гимны и экспрессивные формы почитания. Особое значение песнопений В лютеранстве песнопения играют важную роль в богослужении. В ходе службы исполняются гимны и псалмы, которые являются частью общественного пения и выражают веру и почитание Бога. Пение считается не только музыкальным элементом богослужения, но и формой духовной практики, позволяющей верующим выразить свои чувства и прославить Бога. Демократическая организация церкви Еще одной особенностью лютеранства является его демократическая организация. Многие лютеранские церкви основываются на принципе самоуправления и голосования при принятии решений. Вся церковь управляется коллегиально и имеет избранные советы и административные органы. Это позволяет верующим принимать активное участие в жизни церкви и влиять на ее развитие.

Лютеранское образование: школы и университеты Лютеранство имеет долгую и богатую историю в области образования. Церковь лютеранских верующих всегда придавала огромное значение образованию и развитию людей, поэтому она основала множество школ и университетов по всему миру. Лютеранские учебные заведения известны своей академической строгостью, качеством образования и приобщением студентов к христианским ценностям. В лютеранских школах дети получают хорошую общую базу знаний, а также формируются как личность. Здесь особое внимание уделяется развитию духовных ценностей, принципам милосердия, уважению к ближнему и справедливости. Отличительной чертой лютеранских школ является интеграция религиозного образования в учебный план, что позволяет детям углубленно изучать библейские тексты и христианскую этику. Лютеранские университеты предлагают широкий спектр академических программ, от литературы и искусства до естественных и социальных наук.

Они стремятся объединить высокий уровень академического образования с христианской проповедью и приверженностью к просвещению учащихся как научных, так и духовных лидеров. Многие лютеранские университеты имеют свои корни в средневековых кафедрах богословия, которые впоследствии развились в полноценные учебные заведения, предлагающие широкий выбор курсов и специализаций. В лютеранском образовании особое внимание уделяется развитию критического мышления, самоанализу и духовной рефлексии. Студенты, получая академические знания, могут применять их в своей вере и повседневной жизни, находить ценность в христианской традиции и понимать ее значимость для своей личной и общественной жизни. В современном мире лютеранское образование остается важным фактором формирования молодого поколения. Оно продолжает вдохновлять студентов на академические достижения, нравственное развитие и нахождение смысла в их жизни. Лютеранское образование — это возможность получить качественное образование, проникнуться христианскими ценностями и стать полноценным участником общества.

Современное значение лютеранства: эккуменические отношения и социальная активность Современное значение лютеранства отличается от его начальных принципов и учений, но все равно играет важную роль в христианской традиции. Современные лютеране стремятся к поддержанию эккуменических отношений с другими христианскими церквями и активно участвуют в социальной активности. Одним из ключевых аспектов современного лютеранства являются эккуменические отношения. Лютеране стремятся к диалогу и сотрудничеству с другими христианскими церквями, чтобы преодолеть разделение и достичь единства в вере. Этот процесс включает в себя обмен сведениями о вероучении, участие в совместных молитвах и богослужениях, а также организацию межконфессиональных форумов и конференций. Важным аспектом современного лютеранства является также активное участие в социальной активности. Лютеране признают социальную ответственность перед обществом и стараются активно влиять на политику и законодательство в целях улучшения условий жизни людей.

Они обращают особое внимание на проблемы бедности, социальной справедливости, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Лютеранские организации и церковные общины часто оказывают помощь нуждающимся, осуществляют благотворительные программы и организуют различные проекты по социальной поддержке. Например, это может быть помощь беженцам, работа с бездомными, обучение молодежи или проекты по социальной реабилитации.

Составитель О. Всё это измышления и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет никакого различия, кроме разве различия по должности. У нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, все мы в равной степени христиане Еф. Сообразно этому все мы посредством крещения посвящаемся во священники... В случае необходимости каждому дозволено крестить и отпускать грехи, что было бы невозможным, если бы не все мы были священниками.

Учение об оправдании одной верой. Данное учение является полемикой с православно-католическим учением о двух факторах спасения. Таковыми православные и католические богословы называют личную веру в Бога и добрые дела. Главная идея лютеранского учения об единственном факторе спасения состоит в том, что людей спасает только личная вера в Бога. Это одно из важнейших положений лютеранства, и оно воспринято всеми протестантскими конфессиями. При этом лютеране отнюдь не отказываются от совершения добрых дел. Но они считают добрые дела не каким-то вторым фактором спасения, а необходимым выражением веры в Бога. Наличие или отсутствие добрых дел в жизни человека, по учению лютеран, есть признак наличия или отсутствия веры в Бога в его душе. Религиозная вера, по учению лютеран, проявляется выражается не только в переживании определенных чувств, направленных на Бога любовь, восхищение, страх...

Аугсбургское исповедание. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Документ написал Филипп Меланхтон, ученик и соратник Мартина Лютера. Лютер прочитал и одобрил этот документ. Документ был зачитан на рейхстаге 31 октября 1530 года в городе Аугсбурге, почему и получил такое название. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним о чём сказано в Рим. Алистер Маграт. Богословская мысль Реформации. Поэтому не вызывает удивления, что взгляды Лютера были с волнением восприняты церковными учреждениями и вызвали такой интерес у многих мирян того времени.

Дело 5. Никитиным 11 ноября 1997 г. И нам нечего добавить к тому, что совершил для нас Христос. Это значит, что мы спасаемся одной верой, но это не значит, что мы эту веру производим. Что же касается добрых дел, то Христос сам сказал, что доброе дерево и плоды приносит добрые, а худое дерево приносит худые плоды. Так что из правильной, истинной веры происходят добрые дела. Они следствие этой веры. Они должны быть у христианина на основании того, что он верит. Добрые дела не укрепляют веру, а выражают её.

Как мы уже писали в предыдущей главе, в 1999 году католическая и лютеранская церкви внесли в свои учения о факторах спасения одно важное дополнение. О чём конкретно идёт речь? Более тридцати лет представители католицизма и лютеранства вели богословский диалог. В конечном счёте они договорились 31 октября 1999 года в г. Были специально выбраны тот город, день и месяц, где и когда в 1530 году был зачитан на рейхстаге в г. От имени католической церкви и по поручению римского папы декларацию подписали кардинал Эдвард Кэссиди, президент Папского совета по содействию христианскому единству, и епископ Вальтер Каспер, секретарь названного выше совета. Только развитие событий во времени может показать, чем на деле является эта Декларация - благим намерением или действительным прекращением спора между лютеранами и католиками по доктрине спасения оправдания. Характерно, что в самый канун подписания Декларации 240 протестантских богословов Германии выступили с её резкой критикой. В своём Заявлении протестантские богословы утверждали, что, подписав эту декларацию, представители протестантизма, фактически согласились со взглядами католиков на спасение души.

Мы выскажем нашу оценку документа подчёркиваем при этом, что с нашей оценкой не обязательно соглашаться. На наш взгляд, документ в деле сближения католиков и лютеран будет играть определённую положительную роль, однако конца вековым богословским спорам он не положил. Дело в том, что формулировки Декларации очень абстрактны, туманны и нуждаются в комментариях. А комментарии у католиков неизбежно будут католическими, а у лютеран - лютеранскими. Эту фразу можно истолковать и по-католически спасают вера в Бога и добрые дела , и по-лютерански спасает только вера. Учение об единственном источнике вероучения. Это учение является полемикой с православно-католическим учением о двух источниках вероучения, которыми, по утверждениям православных и католических богословов являются Священное Писание и Священное Предание. Содержание этого лютеранского учения состоит в утверждении, что кроме Библии других источников вероучения нет и быть не может. Дорогами христианства.

Ординация включает в себя особый ритуал, возложение рук и молитву. В дополнение к сакраментам, лютеранская церковь также придерживается определенных канонов и правил. Каноническое право лютеранской церкви основывается на Библии и используется для управления соблюдением вероучения церкви, а также регламентации поведения и службы духовенства. Каноны воплощают основные принципы и традиции лютеранской веры и помогают поддерживать единообразие и порядок в общине верующих.

Люди утверждали, что они больше не изменят свою жизнь и не будут нуждаться в покаянии, поскольку благодаря приобретению этих документов их грехи были прощены и они могли войти в Рай.. Именно тогда Лютер отреагировал на гравитацию материи; Однако он посвятил себя тому, чтобы хорошо учиться и глубоко изучать священные писания, чтобы написать свои тезисы, среди которых его Договор об индульгенциях. Эти тексты были составлены в результате тщательного анализа вопроса. Однако есть и «скрытый Бог», чья непогрешимая воля недоступна людям. Точно так же Лютер не считал спасение возможным по свободной воле человека; для автора добрые дела не могут спасти ни одну душу, поскольку некоторые люди обречены на спасение, а другие обречены на осуждение.

Это означает, что всемогущее судьбу определяет душа, и нет возможности изменить ее.. Учение Лютера По мнению ученых, учение Лютера было продуктом прозрения: в 1513 году автору удалось установить мост между божественным всемогуществом и справедливостью человека. После этого он посвятил себя изучению Послания к Римлянам, Галатам и Евреям; Результатом этого исследования стала новая полная теология, с которой он осмелился бросить вызов папству. Суть принципов Лютера заключается в его доктрине «оправдание только верой», где он утверждает, что никто не может надеяться на спасение благодаря его действиям. Тем не менее, существует «спасительная благодать» Бога, заключающаяся в том, чтобы всемогущий спас кого-либо.

Тогда цель грешника - достичь «доверия»; то есть полностью пассивная вера в справедливость Бога и возможность быть искупленными и оправданными делом милосердной благодати.

10 февраля

Лютеранство. Большая российская энциклопедия Что такое Лютеранство. В основе лютеранства лежат принципы, изложенные в вероучении Лютера, известном как «95 тезисов». Главным принципом стало учение о спасении через веру, а не через добрые дела или посредничество церкви.
Религиоведение, 9.2.1. Лютеранство - В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов - читать, скачать Вероучение Лютеранской церкви основывается на принципах Протестантизма и заложено в его учении и писаниях. Одним из ключевых принципов вероучения Лютеранской церкви является принцип «Сола Скриптура» (только Писание).
Наследие Лютера: становление новой веры в Европе 1530 год — Лютеранская лига представила «Аугсбургскую исповедь», которая стала основой вероучения Лютеранской церкви. 1531 год — Лютеранские провинции создали Смалленштадтскую лигу, чтобы противостоять Католической церкви.

Лютеранство: что это значит?

это?” - а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий. Отсюда исходят две особенности лютеранской церкви: первая — кажущаяся «сухость и бюрократичность» (ведь необходимо точно выявить нужду и определить пути помощи), но в то же время эффективность её социального, диаконического служения. Лютеранство представляет собой одну из основных протестантских конфессий, которая возникла в XVI веке в результате теологических диспутов и реформационных движений. Основателем лютеранства считается немецкий монах Мартин Лютер (1483-1546). это христианское течение, которое возникло в XVI веке в результате Реформации, начатой Мартином Лютером. Лютеранство стало одним из. это религиозное движение и доктрина, распространенная немецким монахом Мартином Лютером, возникшая в ответ на коррупцию, в которую была вовлечена католическая церковь в то время.

Реформация для «чайников»

Их административные должности суперинтендант, епископ и др. В 1527 г. В результате в лютеранство произошло разделение на две основных традиции — германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 г. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов — «Книгу согласия» , впервые изданную в Дрездене в 1580 г.

Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский с Filioque и Афанасиев символы веры , Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы с приложенным трактатом «О власти и первенстве папы» , «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. Евангелический собор в Берлине. Архитектор Ю. Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и «живого религиозного чувства», приведший к возникновению пиетизма.

В конце 17 — 18 вв. Большое влияние на становление либерального богословия оказали идеи Ф. Шлейермахера , исследования Нового Завета Ф. Баура и Д. Классические представители немецкого либерального богословия — А.

Ричль , Э. В той или иной форме либеральные течения сохраняются в современном лютеранстве. В Пруссии в 1817 г. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию. Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название «свободные церкви», или «старые лютеране».

В 1930-х гг. Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились «очистить» христианство от «еврейского компонента», т. В 1933 г. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Противники этой политики — как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии — в июле 1933 г.

Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После Второй мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами. Церковь Святых Петра и Павла. К середине 20 в. В США в 1970-х гг.

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

Они принимают и исповедуют Иисуса как Спасителя и Господа своей жизни, полагаясь на его заслуги и милость, а не на собственные усилия. Основа этого учения лежит в Новом Завете, где говорится о том, что «спасение по благодати через веру, и сие не от себя, — это дар Божий» Ефесянам 2:8. Лютеранская традиция также основывается на учении апостола Павла, который учил, что «человек оправдывается верою, а не делами закона» Римлянам 3:28.

Для лютеран вера является не только верованием в существование Бога или признанием истинности определенных догм, но и доверием и преданием себя Богу, верой в Его обещания и спасительную деятельность Иисуса Христа. Понимание этого принципа имело важное значение в истории конфессии. Мартин Лютер, основатель лютеранства, подчеркивал необходимость прямого и личного отношения каждого человека с Богом, отвергая промежуточные роли священников и введение множества ритуалов и обрядов. Это привело к реформации христианства и возникновению новой конфессии — лютеранства. Верующие в лютеранской традиции продолжают признавать веру в Иисуса Христа как главное условие спасения.

Этот принцип укрепляет их отношение с Богом и служит источником утешения и надежды во всех аспектах жизни. Понимание о смиренной службе верующих Лютеране считают, что каждый верующий обязан служить другим, помогать нуждающимся и быть готовым к жертве. Они стремятся быть учениками Господа и следовать Его примеру, живя в смирении и смиренно служа другим. Верующие признают, что каждый человек неповторим и имеет неповторимую роль в служении Богу. Важно понимать, что служение не должно быть сопровождаемо гордостью или стремлением к почету, а должно быть основано на смирении и любви к другим Лютеранская церковь акцентирует внимание на том, что служение должно быть бескорыстным и основано на безусловной любви к ближним.

Верующие поощряют друг друга в этом и сами стремятся стать примером смиренной службы для окружающих. Смиренная служба — это не только помощь материальная или физическая, но и служение в молитве, утешение, слушание и поддержка ближних в трудные моменты. Лютеранская церковь учит, что смиренная служба верующих является неразрывно связанной с верой и является одним из способов служения Богу. Важно помнить, что истинная смиренная служба не имеет границ и должна быть безусловной и постоянной. История конфессии Однако его убеждения, особенно критика католической церкви, привели к конфликту с религиозным учреждением.

В 1517 году Лютер опубликовал свои 95 тезисов, в которых он оспаривал некоторые практики и учения католической церкви, в частности, торговлю индульгенциями. Конфликт сильно возрос, и Лютер был объявлен еретиком. Верные его идеям были известны как протестанты, так как они выступали против католической церкви. Именно тогда возник термин «лютеранство».

В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия. Лютеранская церковь внутри Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан.

В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь — провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме. Богослужение в православном храме Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия. К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы. Отношение к греху и спасению В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах.

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов ЕХБ — организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху рядовых верующих никто не спрашивал , тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло. Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол.

Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т. Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию отсюда и распространенное наименование этих протестующих — баптисты-инициативники. Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день. Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью.

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили "сверху", так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны. Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год Пятидесятники Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России — пятидесятничество. Пятидесятники — это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть "пробуждения", — движения в американском протестантизме XVIII—XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа. Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа отсюда и название конфессии. Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения "на иных языках", поэтому многие их службы носят экстатический характер.

Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих не младенцев. Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках". В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение — говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства. Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках неохаризматах , появившихся в 1970-х годах.

10 февраля

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России , посвящённый епископом в Риге. В 1990 году была создана Консистория управляющая церковью. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии [ источник не указан 4334 дня ]. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске. В 1997 году от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь. Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России [10].

Современные объединения Несмотря на то, что более 85 миллионов человек в мире причисляют себя к лютеранству, до сих пор нет единства конфессии. Крупные церковные объединения обладают властью, но их взгляды на церковь во многом не совпадают. Это: Лютеранская федерация — крупнейшая мировая организация национальных и региональных лютеранских церквей, со штаб-квартирой в Женеве; Лютеранский совет, действующей на международной основе, который объединяет консервативные церкви; Конфессиональная евангелистская лютеранская конференция, члены которой признают Книгу Согласия 1580 года как чистый источник Слова Божьего; иные группы последователей лютеранства, не входящие ни в какие объединения. Крупнейшая деноминация — Церковь Швеции, число прихожан которой почти 7 миллионов человек. В 1832 году все направлении религии объединились в Евангелистическо-Лютеранскую церковь в России. В стороне оказались лишь Финляндия и Польша. В годы правления Советов лютеранская церковь была уничтожена. В 1948 году в Латвии последователи зарегистрировали евангелистическо-лютеранскую общину, которая стала первой в СССР после гонений. Затем объединение появилось в Эстонской республике. К 1980 году независимых общин насчитывалось около 80, но они не были объединены в общую церковь. В период перестройки российское государство воссоздало структуру правления. Главой новой церкви стал посвященный рижским епископом Харальдом Калныньшем. В 1990 году был создан коллегиальный орган, управляющий церковью — — Консистория. После распада Советского Союза и ныне в России существует множество лютеранских церквей, образованных по территориальному признаку например, Карельская или Сибирская.

В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие. Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны — протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь — облачения, распятия, свечи. Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви. В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин конгрегаций уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры — в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви.

Становление во второй половине XVI столетия третьей основной ветви Реформации — англиканской в силу исторических условий существенно отличалось по своему характеру от зарождения германской и швейцарской ветвей. Если в Европе Реформация шла преимущественно «снизу», то в Англии она началась «сверху», что отразилось на ее сравнительном консерватизма и сохранении иерархического устройства церкви. Кроме того, английская Реформация запоздала во времени по сравнению с европейской, и все это способствовало своеобразию ее развития, она приняла смягченный характер компромисса между Римом и Реформацией в Европе. Основы католического вероучения и церковной жизни со временем все более размывались под натиском крайнего протестантизма, преимущественно, кальвинистской традиции. Символических книг Англиканской церкви немного по сравнению с другими протестантскими исповеданиями. Их часто отличает некая намеренная богословская двусмысленность, неопределенность. Это естественно, ибо они были составлены в эпоху религиозного противоборства как выражение, скорее, компромисса, чем принципа и отражают общую двойственность англиканского вероучения. Прежде всего, это так называемые «39 членов Англиканской церкви», которые представляют собой позднейшую редакцию составленного Т. Кранмером на основе «Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложения англиканского вероучения. Окончательно они были утверждены парламентом Англии и церковной властью лишь в 1571 г. Несомненное значение для веры и жизни всех англиканских церквей представляет так называемая «Книга общих молитв», содержащая порядок англиканского богослужения. После ряда редакций ее окончательное утверждение состоялось в 1661 г. Третьей символической книгой является «Англиканский катехизис», окончательно сложившийся к 1604 г. Источниками вероучения Англиканская церковь также признает три Символа веры: Никео-Цареградский с прибавлением filioque, Афанасьевский и Апостольский, а также, частично, решения Вселенских Соборов. Хотя Англиканская церковь сохраняет уважение к преданию Церкви, частично признает его и использует в своей жизни и учении, но, как и все протестантские исповедания, она отрицает его вероучительное достоинство, равное Свящ. Писанию, ибо по утверждению 6 члена англиканского исповедания: «Свящ. Писание содержит в себе все необходимое для спасения». Явственные следы влияния Реформации мы видим в учении о первородном грехе. В учении о спасении англиканское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершает спасение вне содействия спасаемого. Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: «Мы оправдываемся пред Богом только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами». Хотя англиканское вероучение сохранило учение реформатов о предопределении, но оно значительно смягчило его и имеет более смысл предведения Божия о судьбах человеческих, чем собственно предопределения их конечной участи. Достоинство таинств в англиканстве принадлежит только крещению и Евхаристии, это таинства евангельские, остальные есть таинства церковные и не могут считаться полноценными, хотя в этом ряду особое значение все-таки сохраняется за таинством священства. Англиканство более удерживает подлинный смысл таинств, как образов особого действия в нас благодати Божией. Англиканское понимание Евхаристии, подобно лютеранству, отличается внутренней противоречивостью. Так, согласно изложению 28 члена англиканского вероисповедания, «пресуществление или изменение хлеба и вина в таинстве Господнем не может быть доказано Свящ. Тело Христово преподается, приемлется... Отрицание пресуществления Св. Даров, однако, не означает их полной неизменности в таинстве. Изменение происходит не в природе хлеба и вина, а в невидимом отношении к ним небесного Тела и Крови Спасителя. Эта перемена происходит чрез освящение Св. Даров силою Св. Духа в священнодействии законно поставленного священника, но она происходит духовно и состоит в том, что Тело и Кровь Христовы соединяют свое неизреченное присутствие с хлебом и вином, вместе с которыми и преподаются причастникам. Хлеб и вино становятся Телом и Кровию в том смысле, что воспринимают достоинство, силу и действие Тела и Крови Христовых через единение своих качеств с существенными качествами Тела и Крови Спасителя, причем их духовное присутствие воспринимается реально, по выражению «Англиканского катехизиса»: «Тело и Кровь Христовы истинно и действительно взимаются... Такая неопределенность типична для англиканского богословия и допускает сосуществование достаточно широкого круга мнений на этот счет. Англиканская церковь сохраняет общее для всей Реформации отрицание жертвенного значения Евхаристии. Поэтому мысль о жертвах, приносимых во время литургии... Как мы уже говорили, черты таинства в англиканской традиции также сохраняет священство. Трехчинная иерархия епископского, священнического и диаконского чинов остается отличительной особенностью англиканства, которую оно унаследовало от Римо-католической церкви, причем сохранилась не только церковная иерархия, но и сама идея апостольского преемства, совершенно чуждая большинству протестантских исповеданий. Вопрос об действительности апостольского преемства в англиканстве стоит в тесной связи с историей отношений Англиканских церквей Англии и Америки с Православием, прежде всего, с Русской Православной Церковью. Эти связи особенно оживились на рубеже прошлого и нынешнего столетий, речь шла даже о возможном воссоединении англикан в православием. В дискуссиях по этому вопросу принимали участие виднейшие богословы Русской Церкви. По вполне объективным причинам воссоединение оказалось невозможным, но взаимная благожелательность в отношениях англикан и православных осталась. После революции англикане были в числе немногих на Западе, кто последовательно поддерживал Русскую Церковь в годы гонений. К сожалению, последние решения в пользу женского священства серьезно осложнили отношение Православия к Англиканской церкви. Вопрос, который в конце прошлого века предстояло решить богословию Православной, Католической и Англиканской Церквей заключался в определении подлинности апостольского преемства англиканской иерархии, но его разрешение потребовало разработки целого ряда исторических проблем, а также вопросов, связанных с учением о Церкви и таинствах. Предыстория вопроса начинается 17 декабря 1559г. Он был рукоположен четырьмя англиканскими епископами, из которых два имели апостольское преемство рукоположения по римо-католическому чину, а два были рукоположены по новому англиканскому чину, но архиепископом Т. Кранмером, который имел действительное рукоположение по римо-католическому чину, но был отлучен от Церкви за неповиновение папе. Приговор Римо-католической церкви был вынесен в сентябре 1896 г. Православное богословие в решении этого вопроса исходило из преимущественного значения его вероучительной стороны перед формальной. По словам В. Болотова «не исключая возможности признать действительность» англиканской иерархии «необходимо... Православное понимание взаимозависимости благодатной и вероучительной составляющих церковной жизни выразил один из исследователей этого вопроса проф. Соколов «в своих официальных вероизложениях Англиканская церковь не признает священство таинством и не учит о приношении на Евхаристии истинной умилостивительной Жертвы.... Вопрос об англиканской иерархии есть вопрос о том, какие следствия должны иметь эти заблуждения для действительности посвящений этой церкви». Общее заключение православного богословия к началу нашего столетия сводилось к необходимости уяснения православия веры Англиканской церкви для решения вопроса о действительности ее иерархии. Окончательное определение по этому вопросу было принято на Всеправославном совещании глав и представителей Глав и представителей Автокефальных православных Церквей, состоявшемся в Москве в 1948 г. Хотя это совещание проводилось под явным политическим влиянием, но, тем не менее, возможность всеправославного согласия была использована для решения вопроса об англиканской иерархии. Суть его выражает резолюция «Об англиканской иерархии»: «1. Вероучение, содержащееся в «39 членах» Англиканской церкви, резко отличается от... Православной Церкви; а, между тем, решение вопроса о признании действительности англиканской иерархии должно, прежде всего, иметь в своей основе согласованное с Православием учение о таинствах.... Со всем вниманием и симпатией относясь к современному нам движению... К сожалению изменения в практике и вероучении Англиканских церквей, происшедшие в течение последних десятилетий, еще более отдалили их от вероучения Православной Церкви. Епископальная церковь в США практикует женское священство уже несколько десятков лет, в 1994 г. Хотя основное стремление отцов англиканства было избежать крайностей как католичества, так и протестантизма, но их детище получилось внутренне неустойчивым, склонным к распаду. Неопределенность вероучения Англиканской церкви дала свободу развитию противоположных течений. В церкви Англии, например, сосуществуют две основные группировки: «высокая церковь», сохранившая остатки церковной традиции и «широкая церковь», в которой преобладают протестантские взгляды. Англиканская епископальная церковь. Булгаков А. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Киев, 1906. Воронов Л. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской церкви. Лепорский П. Михайловский В. Англиканская Церковь и ее отношение к Православию. Преображенский Н. Современное англиканство. Символические и богослужебные книги Английской церкви как выражение ее веросознания. Киев, 1908. Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. Филарет, митр. Экуменическое движение Экуменическое движение стало, очевидно, самым значительным событием в развитии западного христианства в XX веке. Оно родилось из общего для всех христиан ощущения противоестественности разделения христианского мира. То, что оно зародилось в протестантской среде, вполне объяснимо, ведь именно протестантский мир острее всего ощущал свою церковную недостаточность, отъединенность от вселенской полноты. Другое дело, что это стремление к преодолению христианских разделений выразилось в единственно приемлемой для протестантского веросознания форме, в виде так называемой «теории ветвей». Согласно этому богословскому представлению, существовавшая издревле единая христианская Церковь в своем развитии разделилась на многие направления или ветви, каждое из которых в равной мере сохраняет связь с первохристианским наследием, которое составляет ствол этого общехристианского древа. Дробление христианского мира закономерно и не несет в себе ущербности, оно является проявлением полноты и многообразия христианской жизни. Соответственно, грядущее единение христиан должно включать в себя все проявления этого разнообразия, ибо каждая ветвь составляет полноценную часть общехристианского наследия. Естественно, что такая попытка церковной легализации уклонений от наследия неразделенной Церкви никогда не пользовалась признанием ни в Православии ни в католичестве. Обычно обоснованием православного участия в экуменическом движении служат слова Спасителя из Евангелия от Иоанна 17:21 «да будут в Нас едино, да уверует мир», а также многочисленные высказывания Свящ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий