Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы

Театральная критика отличается от драматической критики, поскольку последняя представляет собой раздел литературной критики, тогда как первая представляет собой критику театрального представления. Тема 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 20-30-х гг. XIX в. После поражения восстания декабристов произошли существенные перемены в литературе и литературной жизни. Поражение декабристов побудило обратиться к познанию объективных законов развития общества. дипломную работу по теме 'Традиции русской литературной критики в современном литературном процессе (на примере литературно-критических статей В. Пустовой)'. 2. писательская – подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступление литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты. Глава I. Эстетические основы театральной и литературной критики С.Т. Аксакова. 1.1. О специфике и назначении театра и литературы как видов искусства. 1.2. О драме как основе театрального представления и роде литературы.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в зеркале русской критики

О новых и старых формах театральной критики Вместе с тем театральная критика — это неотъемлемая часть публицистики, которая «предполагает в качестве конечного результата максимально обобщенную картину мира — в виде формул и понятий; в виде образов; в виде понятий, соединенных с образами.
Советская и современная театральная рецензия как отражение стилистики своего времени Научная новизна работы заключается в том, что лавский ранее не рассматривался как литературный критик; его театральная деятельность напрямую влияет литературную, что и доказывается в данном исследовании.

УМКД История и теория литературной критики

Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Теория и история русской литературной критики. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений по направлению 031000 и.
15. ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА - karagen — LiveJournal версия 2.0 этой книги Сергея Чупринина не так давно вышла из печати. Собственно, отслеживая публикации ее героев в СМИ, легко быть в курсе современного литературного процесса.
Островский и театральный модернизм | Ю.К. Герасимов | Кризис театра Глубокое и восторженное впечатление произвела пьесе «Гроза» Островского и на поэта, прозаика и критика А. А. Григорьева, который в статье «После «Грозы» Островского.

Электронные архивы

  • Понятие о литературной критике. Литературная критика в ряду других филологических дисциплин
  • Анализ специфики жанров театральной критики курсовая работа
  • Кто такой театральный критик, для чего он нужен и как им стать
  • Театральная критика в журнальном контексте "Отечественных записок" (1868-1884) Введение
  • Похожие главы из других работ:

Пути театральной критики

Белинский, как известно, оказал немалое влияние на писателей, пришедших в литературу в 1840-е годы, в частности на Ф. Достоевского, Н. Некрасова, И. Воздействует критика и на читающую публику, порой весьма активно. Обсуждаемые произведения она настойчиво соотносила с жанровыми образцами. Новая же критика Х1Х-ХХ вв. Она интересуется прежде всего неповторимо-индивидуальным обликом произведения, уясняет своеобразие его формы и содержания и в этом смысле является интерпретирующей. Дидро, предваряя эстетику романтизма, — но неверна та критика, которая выводит непреложные законы на основании наиболее совершенных произведений; как будто бы способы нравиться не бесчисленны!

Белинского о «натуральной школе», работы Вяч.

Эти ее безмолвные, полные достоинства и привычного участия проходы по дому, эти подачи-уборки посуды, эти уютные пассы, эти низкие грудные «а? С такой подругой хоть в разведку иди, и вдруг посещает подозрение, что режиссер подобного эффекта вовсе не ожидал. Так же как не ожидал его от Розы Хайруллиной, играющей пьянчугу-продавщицу Губанову. В спектакле, который принципиально избегает подробных психологических, «вкусных» сцен, однажды возникает именно такая сцена, и она способна забить своей человеческой театральностью весь концепт. Пров попадает в милицию, и продавщица, мамаша его девчонки, которую прежде бы не пустили и на порог судаковских апартаментов, вызволяет мальчишку благодаря своим дворовым связям.

И вот садятся Хайруллина и Тенякова, то бишь Губанова и Судакова, за стол, и под водочку с колбасой, под сигаретки-папироски одна тараторит тонким голоском, а другая понимающе отвешивает скупые слова хрипловатым контральто, и такие обе 47 человеческие женщины, такие чудные бабы, что в зале раздаются не предусмотренные концептом аплодисменты. Но приключение любимой мысли лишь совершает зигзаг, в остальном же движется по намеченному руслу. Действие пьесы режиссер переносит с праздника Первомая на праздник Победы. Иностранец, приходящий в гости к Судаковым, оказывается не американцем, а немцем, и мысль о том, что победители живут куда сквернее побежденных, здесь очевидна. Судаковы и иже с ними все профукали! Когда-то воевали, любили, хотели чего-то, «нас бросала молодость…» и все такое прочее.

Но проиграли страну, или страна проиграла саму себя и своих граждан. Взгляд неродившегося Искриного ребенка фиксирует полнейшую энтропию, спящее или отравленное мифами сознание сомнамбул. Лучше всего эту холодную остраненную стилистику чувствуют Дарья Мороз и семнадцатилетний сын Олега Табакова Павел, играющий Прова. Им к тому же режиссер готовит иной, чем у Розова, финал. Несчастная Искра не помчится в глубинку по редакционному письму, а повесится, Прова же, решившего пойти в армию, ждет Афганистан и дальше, по-видимому, цинковая тишина. Девчонка неумело раздевается, а на экране тем временем идут парады.

Девчонка содрогается в приступах рвоты, и вот уже на экране сегодняшняя, юная и пьяная дешевка лезет в машину к парням. Смерть пионерки, голая пионерка, совращенная пионерка… кончились пионерки. Приключение выходит на коду, а кода приходится на крошечный диалог Егора с Золотаревым. Он написан Константином Богомоловым поверх пьесы, но так мощно прорастает и через саму эту пьесу, и через все приключение любимой богомоловской мысли, и в конечном счете через нашу общую историю 48 с географией, что занозой застревает в сознании.

Критика - синтез науки, публицистики и искусства. Для критика важно выразить внутренний набор лит. Критика занимается анализом. Это наука воспринимать недостатки и достоинства произведения.

Поэтика и методология литературоведения — основные составляющие теории литературы. Теория литературы имеет 2 основных содержательных блока: - методология Методология. Жизнь — «материал», необходимый писателю для формальных построений — композиционных и словесных. Художественное произведение — система творческих приемов, имеющая эстетическое значение. Перед литературоведением встают два основных вопроса: 1. По-моему, это гораздо больше, чем 2 вопроса, но раз они настаивают… Ответить на эти вопросы литературоведение сможет только при условии, если оно установит какие-то связи между литературой отдельных народов и их жизнью в целом. Метод литературоведения — определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества. Методология — теория метода, учение о нем.

Существуют различные школы. Поэтика — изучение организации художественного целого, наука о средствах и способах выражения художественного содержания. Бывает историческая: развитие составляющих литературы родов, жанров, троп и фигур. А еще бывает теоретическая: рассматривает самые общие законы содержания. Методологические школы и направления в литературоведении. Историко-культурная школа. Всецело сосредоточена на изучении реальной зависимости литературы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни. Виднейший представитель в России — А.

Пыпин или Пиппин? Представители этого направления были искренне убеждены в том, что литература, как и другие виды искусства, возникает и развивается под воздействием различных условий, отношений, обстоятельств, которые существуют в жизни того или другог народа в ту или иную историческую эпоху. Они называли их факторами литературного развития, стремились тщательно изучить их, старались найти как можно больше их, чтобы иметь возможность объяснить особенности какого-либо жанра. Но откуда эти факторы берутся они не могли выяснить неувязочка получилась. Теория компаративизма. Или заимствования. Основатель — Т. Согласно этой теории историческое развитие литературы разных народов сводится к тому, что народные певцы и сказители, а позднее писатели разных стран заимствуют друг у друга мотивы, из которых складываются произведения.

С их точки зрения, история литературы — непрерывный переход миграция одних и тех же некогда возникших мотивов из произведения в произведение, из одной национальной литературы в другую. Формалистская школа. Отбрасывается само понятие «содержание произведения», утверждается, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Структуралистская школа. Этап развития формализма. Рассматривают художественное произведение как целостную структуру, включающую в себя не только форму, но и содержание. Считают возможным изучать структуру произведения с помощью математических методов. На самом деле структурна только форма произведения.

Мифологическая школа Создание литературных произведений на основе мифов. Специфика художественной литературы как искусства слова.

Спектакль шел во времена генсека с выпадающей челюстью, президиумов, сиявших сотнями седых или лысых макушек, очередей за дефицитом и телепередач «От всей души». Все читалось со сцены, но одновременно театр сосредоточивался на развитии семейной драмы, и каждый ее поворот, каждое внутреннее движение героев игралось подробно, со страстью. У Богомолова все происходит как будто в рапиде. Пробалтываются целые куски, связанные с неблаговидными поступками Судакова, с душевными метаниями Искры 46 и юного Прова Судакова, который, выбрав себе простую девчонку, нарушил кастовую замкнутость. Судакова играет Олег Табаков, и только ленивый не воспользовался поводом сравнить: вот, дескать, когда-то рубил саблей мебель в розовской пьесе «В поисках радости», а теперь сыграл перспективу, то, что сделалось с тем героем. Но на самом деле Табаков не играет перспективу, он очень точно, очень деликатно и очень искренне играет энтропию. Его Судаков добродушен, мягок, расслаблен, давно постарел, давно не держит удар, давно пригрелся в своем гнезде. Первый сердечный приступ случается с ним раньше, чем он узнает, что его обскакал собственный зять.

Это не папановский Судаков, который привычно выпускал старые когти. У этого когти давно сточились, а сердце могло прихватить даже от сытного праздничного ужина и скромного возлияния. Рядом с ним все время находится супруга, неподражаемая Наталья Тенякова, уютная надежная женщина в свободной трикотажной кофте, домашней и одновременно качественной, дефицитной по тем временам. Эти ее безмолвные, полные достоинства и привычного участия проходы по дому, эти подачи-уборки посуды, эти уютные пассы, эти низкие грудные «а? С такой подругой хоть в разведку иди, и вдруг посещает подозрение, что режиссер подобного эффекта вовсе не ожидал. Так же как не ожидал его от Розы Хайруллиной, играющей пьянчугу-продавщицу Губанову. В спектакле, который принципиально избегает подробных психологических, «вкусных» сцен, однажды возникает именно такая сцена, и она способна забить своей человеческой театральностью весь концепт. Пров попадает в милицию, и продавщица, мамаша его девчонки, которую прежде бы не пустили и на порог судаковских апартаментов, вызволяет мальчишку благодаря своим дворовым связям. И вот садятся Хайруллина и Тенякова, то бишь Губанова и Судакова, за стол, и под водочку с колбасой, под сигаретки-папироски одна тараторит тонким голоском, а другая понимающе отвешивает скупые слова хрипловатым контральто, и такие обе 47 человеческие женщины, такие чудные бабы, что в зале раздаются не предусмотренные концептом аплодисменты. Но приключение любимой мысли лишь совершает зигзаг, в остальном же движется по намеченному руслу.

Действие пьесы режиссер переносит с праздника Первомая на праздник Победы. Иностранец, приходящий в гости к Судаковым, оказывается не американцем, а немцем, и мысль о том, что победители живут куда сквернее побежденных, здесь очевидна. Судаковы и иже с ними все профукали!

Литературная критика

У вампиловского Сарафанова «Старший сын» в Табакерке , разумеется, не водилось румынских или чешских мебельных стенок, не красовались на шкафах коллекционные самовары и не звенели на столах хрустальные рюмки. У Судакова же все это, естественно, в наличии, ибо нажито долгими годами беспорочной службы, сопровождаемой регулярными походами в спецраспределители. Времена, в которые родился Костя Богомолов, а в особенности рос и набирался ума, стали в его спектаклях предрассудком любимой мысли. Неустанно разбираясь с эпохой разваливающегося социализма, с годами зрелой активности отцов, он нанизывает на любимую мысль, словно на шампур, «мясо» любого литературного первоисточника. И даже если обгорают бока, а сердцевина остается сырой, это обстоятельство вовсе не смущает режиссера. Он занят неустанным препарированием совка, постоянно обнаруживает в нем больные, пораженные опухолями и вовсе омертвевшие органы.

Для кого-то, может быть, и беда, что в этом процессе отмирают целые смысловые куски первоисточников или что инструментарий не всегда свеж, уже неоднократно побывал в употреблении. Для Константина Богомолова это не беда, и он упорно отправляет любимую мысль в новые приключения. Как ни крути, а пьеса Виктора Розова стала для режиссера идеальной территорией приключений. С одной стороны, в ней самой куда меньше глубин и достоинств, чем в «Чайке», а тем более в «Короле Лире». С другой — именно она-то и написана о времени, с которым режиссер не устает сводить счеты.

Мало того, драматург, чьи социальные предчувствия на раннем этапе 45 творчества касались мещанства, вещизма и прочих «отдельных недостатков», в позднем «Гнезде глухаря» передает ощущение грядущей социальной катастрофы. Недаром пьеса тяжело проходила через цензурные барьеры. Семейная драма в доме крупного начальника недвусмысленно проецировалась на состояние всего советского общества. Сытое благополучие номенклатурной верхушки, ее уверенность в том, что ей все положено за ее заслуги, официально скрываемое, но всем ясное общественное расслоение пьеса О. Павловой «Вагончик», поставленная Камой Гинкасом, была как раз об этом , бесконечное вранье, двойная мораль и поросль новых «молчалиных», которым будет море по колено.

Вот эти люди, зять Судакова Егор Ясюнин Александр Голубев , обскакавший в должности тестя и тут же бросивший нелюбимую Искру, и его приятель, карьерист Золотарев Вячеслав Чепурченко , становятся у Богомолова главными героями. Именно они обеспечивают любимой мысли весьма важное приключение. Вскоре после выхода пьесы она была поставлена Валентином Плучеком в Московском театре сатиры, и тот спектакль врезался в память. Судакова играл Анатолий Папанов, он становился явным центром действия — жесткий, грубый, циничный, упакованный в броню собственных заслуг. Это был «глухарь», который намеренно не помогал заболевшему другу, намеренно же не шел на похороны его сына и не выручал из беды сына бывшей одноклассницы.

Белинского о «натуральной школе», работы Вяч. Иванова и А. Белого о символизме. В компетенцию литературных критиков входит также рассмотрение давно созданных произведений в свете проблем их критиков современности. Яркие свидетельства тому — статьи В. Белинского о Державине, И. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», Д. Мережковского о Толстом и Достоевском[332]. Литературная критика соотносится с наукой о литературе неоднозначно.

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе литературного развития. В современной Л. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком литературы и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними. В советской критике особое значение приобретает партийная направленность критических выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма — основным творческим методом всей советской литературы. В постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» 1972 указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии Советская Л. Гароди, Э. Фишер , призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. Во 2-й половине 20 в.

Ленина на литературу. Одним из актуальных вопросов современной Л. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления «советологов» Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рюле и др. С обоснованием и защитой принципов социалистического реализма в советской критике в своё время выступали М. Горький, А.

Фадеев и др. Активную борьбу за утверждение социалистического реализма в литературе ведёт советская Л. Доказательная и убедительная Л. Марксистская критика, основанная на научных приёмах объективного исследования и живом общественном интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, которая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения. Советская Л. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет критика — общественная по характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией. В связи с ответственной ролью критики в литературном процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание «ярлыков», голословные выводы — несовместимы с самой сутью Л.

В своих поэтических и драматических произведениях он 3 по мнению многих литературоведов 4 опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени. Запятые 1 и 2 выделяют вводное слово «конечно», запятые 3 и 4 выделяют вставную конструкцию «по мнению многих литературоведов». Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. Пушкин 1 как известно 2 считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства 3 конечно 4 отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии 3 конечно 4 не облегчило бы труд пишущего.

Библиотека

  • Теория и методика журналистского творчества: литературно-художественная критика
  • Соотношение критики и литературоведения
  • К.С. Станиславский как литературный критик
  • Литературная критика — Карта знаний
  • ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА — область литературного творчества, которая объясняет и оценивает конкретное художественное произведение с позиции современности. Литературный критик не оставил равнодушными к своей творческой деятельности ведущих критиков Серебряного века, известных историков литературы, литературоведов, библиографов, публицистов, переводчиков и философов. Другой можно определить так: театральная критика есть обязательная и законная часть театроведения, обращенная исключительно к современному театральному процессу и от истории и теории театра, этим лишь и отличающаяся.

Литературоведение и литературная критика.

Осуществляет сервисы званиями, отелями и деривативами. Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы, его экспресс в Примере состоялся в итальянском матче против «Депортиво», в котором «Сарагоса» проиграла со самолетом 1:0. Актуальность выбранной темы определяется ее малой изученностью. Теоретическая база по исследованию теории дискурса довольно обширна, работы по истории театра и театральной критики, исследования творчества критиков также присутствуют в большом объеме. Сегодня все больше говорят о возрождении классики в современных театрах. Около 80% всех театральных постановок – классические пьесы. Молодые драматурги связывают эту ситуацию с нежеланием театров делиться частью прибыли. Задача курса — обеспечить знакомство студентов с текстами, наиболее исторически значимыми и репрезентативными для истории русской эстетики и литературной критики и адекватное понимание этих текстов. 2. Место дисциплины в структуре ООП Базовая часть. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Задача курса — обеспечить знакомство студентов с текстами, наиболее исторически значимыми и репрезентативными для истории русской эстетики и литературной критики и адекватное понимание этих текстов. 2. Место дисциплины в структуре ООП Базовая часть.

Литературная критика как составная часть литературоведения

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, литературная критика исходит, прежде всего, из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Глубокое и восторженное впечатление произвела пьесе «Гроза» Островского и на поэта, прозаика и критика А. А. Григорьева, который в статье «После «Грозы» Островского. Театральная критика отличается от драматургической, поскольку последняя является разделом литературной критики, в то время как первая представляет собой критику театрального представления. Выявить взаимосвязи литературной критики с историей литературы и ее значение в становлении и развитии отечественной теории литературы. Рассмотреть основные направления литературной критики и их видней-ших представителей.

К.С. Станиславский как литературный критик

Мережковского, О. Мандельштама, Н. С Гумилёва, A. Горького, Б.

Пастернака, А. Платонова, А. Твардовского, АЛ Солженицына и мн.

Хомяков, И. Аксаков, Aп. Григорьев, Ин.

Анненский, К. Писательская критика—доверительные оценки и отклики лирического характера, черновые, домашние, для себя и для узкого круга посвященных, отзывы, не предназначавшиеся для печати. Пушкина, письмо М.

Салтыкова в редакцию журнала «ВестникЕвропы» по поводу его принципиальных несогласий с оценкой А. С Сувориным «Истории одного города», статью А. Читательскаякритика — разнообразные аргументированные акции на современную художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом.

Самый распространенный жанр читательской критики—письма, адресованные писателям, профессиональным критикам, издателям. В расширенном смысле читательская критика — все размышления в письменной и устной форме, включая литературную молву, слухи, анекдоты и т. Примеры: Профессиональная К.

Михайловский предназначал своей статье определенную общественную миссию, которую поддержал позднее Антонович своим разбором «Братьев Карамазовых». Достоевский сам перед смертью изображал себя каким-то оплотом официальной мощи православного русского государства. Аксаков, Катков, Страхов, вся реакция 80-х годов раздувала его значение до размеров «духовного вождя своей страны», «пророка божия».

Михайловский гордился постоянством своего критического отношения к Достоевскому. Он чутко уловил в 1902 году, что «звезда Достоевского, по-видимому, вновь загорается... Здесь критик в принципе предварял выступление М.

Горького по поводу увлечения «карамазовщиной». Михайловский считал, что Добролюбов напрасно приписывал Достоевскому сочувствие к обездоленным. Теперь смысл творчества Достоевского раскрылся вполне: писатель исходил всегда из предпосылок, что «человек - деспот от природы и любит быть мучителем», «тирания есть привычка, обращающаяся в потребность».

Достоевский «любил травить овцу волком», причем в первую половину творчества его особенно интересовала «овца», а во вторую - «волк». Отсюда иллюзия «перелома» в творчестве Достоевского, а на самом деле перелома не было. Он любил ставить своих героев в унизительные положения, чтобы «порисоваться своей беспощадностью».

Это - «злой гений», гипнотизирующий читателя.

Степень изученности проблемы Существует большое количество работ, посвященных театральной критике, но, как правило, исследователей интересует либо деятельность определенного театрального критика, либо деятельность театрального журнала. В данной же работе исследуется театральная критика в контексте неспециализированного "толстого" журнала. Теоретическую базу данной работы следует разделить на четыре группы.

К первой группе относятся работы авторов, посвященные исследованию истории театра в России и истории театральной критики. Это работы С. Данилова "Очерки по истории русского драматического театра" Данилов С. Очерки по истории русского драматического театра.

Дмитриевского "Театральная критика и театральный зритель" Дмитриевский Ю. Театральная критика и театральный зритель. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению журнала "Отечественные записки".

Это работы В. Смирнова "Литературная история "Отечественных записок". Литературная история «Отечественных записок" 1868-1884. ПГПИ, 1974.

Емельянова ""Отечественные записки" Н. Некрасова 1868-1877 " Емельянов Н. Некрасова 1868-1884. Теплинского ""Отечественные записки" 1868-1884" Теплинский М.

К третьей группе относятся работы, посвященные изучению теории дискурса: "Порядок дискурса" Фуко М. Статьи по семиотике культуры. Сабашниковых, 2003. Ролана Барта, "О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании" Л.

Щербы Щерба Л. Макарова Макаров М. Основы теории дискурса. Коммуникация" Т.

Шильниковой, посвященные изучению литературно-критического дискурса в "толстом" журнале: "Моделирование художественного пространства в литературно-критическом дискурсе" Шильникова О. Серия: Филология.

Странно, однако, что автор совершенно игнорирует идейно-методологическую эволюцию Белинского от 1838-го к 1841 году и совершенно спокойно может поменять местами статьи о "Горе от ума" и о "Герое нашего времени", ибо для анализа М. Кургинян очень "эффектно" попозже рассмотреть более раннюю статью. В 1968 году появилась первая книга о форме статей Белинского — уже упоминавшийся выше труд М. Полякова "Поэзия критической мысли". Здесь исследовано чрезвычайно много проблем: выделены различные функции критической работы Белинского; рассмотрены треугольник "критик — писатель — читатель", автобиографичность, диалогизм и монологизм у Белинского, жанры его статей, соединение в них синхронности и диахронности и т. О других критиках — в отношении формы их статей — писали значительно меньше, чем о Белинском. О форме статей Чернышевского и Добролюбова появились почти одновременно книга Б. Бурсова "Мастерство Чернышевского-критика" Л.

Добролюбова" [33]. Бурсов обстоятельно проанализировал формы в соотношении с методом критика; подробно рассмотрел композицию основных статей Чернышевского, не менее основательно — стиль; сопоставил особенности формы Чернышевского, Белинского, Добролюбова; уделил большое внимание читателю в представлениях Чернышевского; привлек немало интересных архивных материалов, разъясняющих творческую историю статей Чернышевского. Однако книга отличается некоторой прямолинейностью выводов об этом еще будет идти речь ; к сожалению, в ней почти не рассмотрены жанры. Имеются еще кандидатские диссертации, где исследуются проблемы формы литературной критики [34] , отдельные статьи о них будет идти речь в соответствующих главах. Издательство "Мысль" в серии "Мастерство революционных демократов-публицистов" выпустило книги Е. Прохорова "В. Белинский" М. Черепахова "Н. Чернышевский" М. Есина "Н.

Шелгунов" М. Бельчикова "Г. Успенский" М. Перечисленными работами почти и исчерпывается список интересующих нас исследований формы. К ним можно еще добавить много статей и даже целых диссертаций , посвященных приемам полемики и особенностям языка и стиля революционных демократов но последние труды в большинстве своем — лингвистические [35]. Отметим также работу о театральной критике [36]. Отрадно, что интерес к форме критики пробуждается у литературоведов союзных республик: недавно в Эстонии появилась статья Р. Вейдеманна "О введении в поэтику литературной критики" [37] ; отдельные наблюдения о форме содержатся в рижском сборнике статей "Критика — теория, история, практика" [38]. И за рубежом растет интерес к "художественности" критики [39]. Настоящая книга представляет собой первую попытку рассмотреть в целом разнообразие и динамику форм в русской литературной критике XIX века в тесной связи с разнообразием и динамикой методов и идей.

В некоторых случаях особенности формы помогают понять такие черты метода и мировоззрения критика, которые прежде оставались в тени. В книге, естественно, возникают теоретические проблемы: национального своеобразия критики, соотношения методов и форм у критиков-соратников, влияния литературы на критику и т. Объем книги не позволил детально исследовать многие теоретические и исторические вопросы, ряд соответствующих аспектов пришлось изложить конспективно; естественно, не вся критика XIX века освещена с равной масштабностью и тщательностью: автором принят "вершинный" принцип построения, то есть относительно подробно рассматриваются узловые этапы в истории русской критики XIX века и основные жанры и приемы. Как и во всех работах, где скрещиваются синхронные и диахронные градации, то есть где совмещаются рубрики общих тем и эпох, одним из затруднений оказывался выбор: отдать предпочтение темам и проблемам, в каждом новом разделе затем повторяя их движение по этапам всего XIX века, или же остановиться на хронологической канве, каждый раз перебирая заново все или почти все формы, имевшие место в соответствующую эпоху. Очевидно, оба крайних способа построения грешат односторонностью, приводя к нестерпимо однообразным повторениям многих рубрик. Поэтому предпочтен смешанный принцип: основной стержень композиции — хронологический, однако некоторые главы посвящены проблемам и формам, которые наиболее эффективно освещаются материалом определенного времени, но могут включать в себя и произведения других периодов, произведения, помогающие раскрыть историческое движение данной темы. Например, глава о жанре диалога и параллели приурочена к периоду 60-х годов, так как именно в это время окончательно складываются основные и специфические признаки данных жанров русской критики; но в главе прослежена и эволюция жанров от истоков и вплоть до второй половины века, до начала затухания этих форм. Книга является плодом многолетних исследований автора в этой области, она выросла из отдельных статей и докладов, из вузовских спецкурсов и спецсеминаров, из живого общения и споров с учителями, коллегами и учениками, со всеми теми, без кого подобная работа не состоялась бы... И именно им, учителям, товарищам, ученикам, автор приносит свою сердечную благодарность за все виды помощи в подготовке этой книги. О взаимосвязи искусства и критики в историко-литературном процессе.

ЛГПИ им. Герцена", т. Все дальнейшие ссылки на это издание даются в тексте, с указанием тома римскими цифрами и страницы. История научной литературы на новых языках. Литературное оформление "Капитала" К. Художественные образы в "Капитале" К. К проблеме научного и художественного в литературе. Поэзия науки. Под ред. Заметки о научном и художественном творчестве.

Искусство программирования для ЭВМ, т. Сакулина: "Буслаев — целая методологическая школа. Дух его научного творчества нисколько не устарел. По-прежнему заражает он нас свежестью, жизненностью и художественностью своего научного мышления" Сакулин П. Русская литература. Избранные статьи. О литературной деятельности Н. Литературная критика и ее жанр. Однако впоследствии автор, по-видимому, изменил свою точку зрения, см. Пути и навыки литературоведческого труда.

М, 1965 раздел "Элементы художественности в литературоведческих работах", с. Михайлов — литературный критик. Некрасов — рецензент и фельетонные обозрения в "Современнике" начала 50-х годов. Достоевский, Н. Критика как литература. Критика как труд. Literaturkritik und Literaturgeschichte. Основные проблемы советской литературной критики. Основные проблемы советской литературной критики, с. Поэзия критической мысли.

Будучи не связанным с непосредственным театральным производством, рецензент «извне» обладает более свежим восприятием, не отягощённым представлениями о действии, существующими внутри коллектива. Вместе с тем, дабы взаимодействие состоялось максимально продуктивно для обеих сторон, важно, чтобы художественные достоинства самой рецензии давали автору право на предъявление всех своих требований, а её тон, с одной стороны, никого бы не оскорблял, с другой — не вводил в заблуждение. Важно найти тот уровень общения, на котором критик сможет быть действительно полезен художнику в качестве «независимого эксперта», не впадая при этом ни в излишний критицизм и грубость, ни в тотальное восхваление и лесть. Реакцией на первый тип критики, чаще всего, бывает чувство обиды, недопонимания. Ни к каким позитивным изменениям она привести не может, так как смысл её, даже если он сам по себе может иметь огромное значение для театра, не осознаётся творческими деятелями. Резкая и неэтичная форма, в которую были облечены упрёки такого критика, отбирают внимание режиссёра и актёров от идейного их содержания. В противоположном случае, когда рецензент пишет только благожелательные отзывы, критика также утрачивает своё значение для артистов, так как расслабляет их, не даёт, в большинстве случаев, объективной оценки их творчества. Негативным последствием второго типа может также оказаться недоверие к хвалебным рецензиям, щедро расточаемым на всё и вся, возводящим всех участников театрального процесса на один благостный уровень.

Существует и ещё одно явное противоречие: «независимый эксперт» сам формируется под влиянием определённого театрального течения, а значит, неизбежно, принимает его нормы и правила если и не в качестве идеальных, то, по крайней мере, служащих ему сравнительным ориентиром. Таким образом соблюдение условия не предвзятости, «открытости сцене», детской восприимчивости соблюдается лишь отчасти, лишь в случае осознанной рефлексии, кропотливой работы над возможностями собственного восприятия и аналитических способностей. Не стоит забывать также, что объективность оценки затрудняется недолговечностью драматического действа. Театральное искусство сиюминутно и не поддаётся фиксации. Всякий раз приступая к написанию отзыва, автор анализирует постановку в том виде, в котором её уже нет и в котором она уже никогда не повторится. Ведь каждый показ предполагает, на уже известной структурной схеме, рождение спектакля заново, так как актёр творит прямо на глазах у аудитории. Трагедия заключается в том, что артист, в процессе ежевечернего творчества, подвержен множеству факторов, влияющих на его вдохновение, физическое и душевное состояние. Так, например, реакции публики непредсказуемы, в связи с чем исполнители испытывают огромный стресс, они вынуждены, сообразуясь с режиссёрской партитурой, прислушиваться к партитуре зрительской, зачастую абсолютно противоположной.

Также нельзя забывать о том, что театр — искусство коллективное, а значит, состоятся оно может только при слаженной работе всех участников и благоприятном стечении огромного количества обстоятельств. Неисчислимы причины, по которым эффект от сценического действия может не отвечать ожиданиям не только зрителей, но и самих создателей. Нередко можно слышать жалобы на безразличие критики ко всем вышеперечисленным трудностям. Тем не менее, жестокая правда заключается в том, что зрителю, пришедшему в театр сегодня, безразлично, каким прекрасным будет спектакль завтра, или каким он был вчера, и, уж тем более, каким он мог бы быть, не случись всем тем непредвиденным проблемам, не просчитанным ситуациям. Если бы постановки создавались исключительно ради внутритеатрального тренинга, тогда бы и критические отзывы не имели бы смысла, однако в реальной жизни любой, даже самый авангардный коллектив нуждается в публике, в её живой реакции. Для установления контакта со своей аудиторией, необходимо понимать её настроения и вкусы, представлять своего зрителя во всём противоречии его запросов и желаний. Между тем, большая часть зала приходит в театр не для того, чтобы заниматься анализом собственных ощущений и эмоций от спектакля, и, уж тем более, не собирается заниматься аналитикой драматической ткани. Критик же, в отличие от обычного посетителя, обязан доискиваться до причин, по которым создалось то или иное настроение во время действия, какими методами был достигнут каждый произведённый эффект.

Более того, письменная форма, чаще всего используемая на практике, обязывает особым образом структурировать мысли, приводить чёткую систему доказательств, быть ответственным за сказанное. Сложно не согласиться с принципиальной разницей, существующей между приведёнными вариантами оценок. В первом случае о причинах успеха или провала остаётся гадать, пытаться почувствовать настроения, «нащупать» пульс зрительских реакций во мраке недосказанности. Совсем иным образом дело обстоит с организованным литературным текстом. С мнением обоснованным и чётко сформулированным можно и не согласиться, но оно даёт возможность познакомиться с ещё одной точкой зрения на созданную вещь, указывает на те детали, которые могут оказаться поводом для недопонимания. В любом случае критика профессиональная, если она не нарушает законы этики — ведёт диалог с художником, высказывает свои суждения и приводит свои доводы, помогая, тем самым, театральному искусству искать новые пути развития. Разумеется, всё вышесказанное относится к идеальному критику, и не всегда соответствует тому, что происходит в настоящей жизни. Кроме того, мнение критика — это мнение специалиста, получившего специальное образование, а если и не получившего такового, то имеющего специфический склад ума, позволяющий ему видеть и читать театральное действо, анализировать с точки зрения его устройства и смысла.

Идеальный рецензент также предан театру, как и его непосредственные творцы, но у них разные способы реализации своего служения драматическому искусству. Вместо сценического языка, критик использует литературный. Он — «летописец» театрального процесса, от которого зависит не только анализ деятельности конкретной творческой структуры и определение её места в общехудожественном контексте времени, но понимание основных тенденций, осуществление связи между участниками различных объединений и течений в искусстве. Подробный разбор и грамотное понимание концептуальной направленности спектакля обладают способностью вызывать интерес именно у той части публики, которая больше всего подходит в качестве целевой аудитории. Таким образом, театральная критика способна влиять на формирование мнения о театре, его имиджа, а, следовательно, может помочь быстрее занять свою нишу среди всего многообразия художественного предложения. Обратная ситуация также возможна, когда рецензент допускает ошибку в определении места коллектива, чем, наоборот, затрудняет его творческий путь. С другой стороны, и в таком положении можно найти свои положительные стороны. Драматическое искусство, будучи пластичным и изменчивым, может претерпеть благотворные изменения под воздействием «не своего» имиджа, и, как следствие, «не своей» публики.

Немаловажным, также, является тот факт, что в руках рецензента — сохранение актёрских и режиссёрских работ в памяти будущих поколений.

Театральная критика как часть театроведения

Впрочем, надо помнить о том, что в мире всё взаимосвязано и всепроникающе. Так и самый строгий, педантичный и аккуратно мыслящий литературовед, будучи человеком, не способен на все сто процентов освободиться от личных пристрастий, от сугубо индивидуального отношения к предмету. Собственное «Я» скорее всего проявится в его изысканиях, как бы честно он ни стремился к предельной объективности: заинтересованный, глубоко прочувствованный или же подсознательный взгляд на тему изучения понудит проявить себя даже и вопреки воле исследователя. Это может отразиться на определении материала, подборе цитат и примеров, стилистике и интонации, а то и в более глубоком контексте научной работы — что называется, между строк.

Внимательный читатель всегда воспримет истинное отношение учёного к эстетической проблеме, ведь положительные характеристики могут быть малоубедительными, а комплимент, произнесённый сквозь зубы, произведёт прямо противоположное впечатление. Казалось бы, критик абсолютно субъективен. Прямое указание на вкусовое начало наиболее отчётливо на русской почве было сформулировано лидером русского сентиментализма Н.

Чувство и знание красоты в произведениях искусства, имеющей целию подражание природе нравственной и физической… Человек с образованным вкусом… должен быть и в своей нравственности выше необразованного. Критика, распространяя истинные понятия вкуса, образует в то же время и самое моральное чувство: добро, красота моральная в самой натуре, отвечает тому, что называется изящным…»[3]. Однако же и критик, стремящийся прежде всего и в конечном счёте к самовыражению, с необходимостью вынужден привлекать на свою сторону и вполне объективные факторы, создавать систему пусть не строго научных, но всё-таки стройных и логически выверенных доказательств.

Иначе его суждения рискуют оказаться неубедительными, голословными и не смогут заверить читателей в их справедливости. Кроме того необходимо вспомнить, что были такие теоретические школы, которые стремились к стиранию грани между критикой и литературоведением. В частности, на таких позициях стояла школа русского формализма, особенно, В.

Шкловский и Б. Эйхенбаум, которые всерьёз считали критику не специфическим родом литературы, а… жанром литературоведения, которое вмещает и поглощает её. Эйхенбаум в статье «Речь о критике» 1918 , например, настаивал: «Необходимо сблизить литературу с литературоведением… Именно из этого сближения может возникнуть и возникает новая критика…»[4].

Впрочем другой наш формалист Ю. Тынянов придерживался противоположной позиции и считал, что критика должна воспринимать себя именно как литературу. Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2100; Популярные статьи: Века вооружений.

История доспехов. Современное оружие Археология.

Вместе с тем увлекался сионизмом. Эмигрировал из Германии в 1933 г. Затем, в Испании, не выдержав мучительных препятствий, за день до возможности перейти границу, покончил жизнь самоубийством. Тонкий эстет, глубоко чувствовавший особенности современной ему художественной культуры, глубоко раскрыл ее особенности.

Наиболее известная работа, переведенная на русский язык, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» впервые изд. Центральной незавершенной работой В. Беньямина были «Парижские пассажи». Незадолго до гибели были написаны афористические тезисы «О понятии истории» и примыкающий к ним «Теолого-политический фрагмент». Основные произведения были опубликованы ряд работ по инициативе Т. Адорно и переведены на многие языки мира во второй половине ХХ в.

Современные семиотические исследования во многом обращаются к трудам Беньямина. Работы его, помимо журналов, опубликованы в: «Историко-философском ежегоднике» 1990. Махлина, Лекции по семиотике культуры и лингвистике, 2010 Настоящая книга формировалась в течение четырех последних десятилетий преимущественно как повременные наблюдения за текущей отечественной поэзией и прозой. Однако мною как литературным критиком руководила непреходящая потребность соотносить эти свои наблюдения с классическими именами XIX и XX столетий без какового включения в «большое время» анализ текущего потерял бы для меня смысл , а также — с философско-идеологическими мотивами и филологическими идеями, находившимися в обороте заодно с современной мне литературной продукцией. Состав и структура книги, надеюсь, отражают разнонаправленность и единство интересов ее автора. Ирина Бенционовна Роднянская, Движение литературы.

Том I, 2006 В литературной критике и научных исследованиях неоднократно предпринимались попытки изучить особенности филологической прозы и ее жанровую специфику Так, по мнению Вл. Ольга Ладохина, Филологический роман: фантом или реальность русской литературы XX века? Например, правозащитник Людмила Алексеева в дискуссии «Свобода в современной России: какова ее ценность? Евгений Ясин, открывавший эту дискуссию, утверждает: «…либо Россия будет свободной страной, либо у нее не будет перспектив», — обращая тем не менее тревожное внимание на то, что «гражданские права и свободы, как правило, не получают у людей высоких оценок в ряду ценностей». А ведь совсем — исторически — недавно дело до «прав» писателю было. И общество бурно реагировало на писательский месседж.

И было не только гражданским обществом, но и читательским сообществом. Группа авторов, Либерализм: взгляд из литературы, 2005 Связанные понятия продолжение Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР по данным 1987 года , хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы такие как армянская, которая старше русской , но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших... Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы, вообще поэзия литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового музыка, изобразительное искусство. От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла. Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различаемыми по затронутой... Задачами критики являются...

По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту... Словарь Ожегова дает такое толкование этого слова: «Критика -разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений». Первые высокие образцы русской критики сложились в XIX веке в критической прозе А. Пушкина и Н В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о сущности и задачах критики.

К началу 1870-х годов формируется понятие "реальной критики". Критика опирается на реальные события и художественные образы произведений, выносит общественные приговоры. Критика - это органическая часть Литературы. Ведь Литература в широком смысле — это искусство слова, воплощающееся как в художественном произведении, так и в литературно-критическом выступлении. Критик всегда немного и художник, и публицист. Талантливая критическая статья обязательно содержит в себе мощный сплав нравственно-философских раздумий ее автора с тонкими и глубокими наблюдениями над художественным текстом. Побывав в 1871 году на спектакле «Горе от ума» Александринского театра, Иван Александрович Гончаров в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами «И. Редактор «Вестника Европы» М.

Критика и литературоведение тесно связаны. Литературоведы изучают поэтику произведений, а критики изучают новейшую литературу, но используют те же приемы, что и литературоведы. Задача критики — влиять на общественное мнение. Критик первым определяет литературные явление, дает их оценку и истолкование. Критик должен дать правильную оценку явлению. Типология критики: классицистическая, сентименталистская, романтическая, реалистическая, социалистическая. По степени профессионализма: профессиональная, писательская, читательская.

Понятие о литературной критике. Литературная критика в ряду других филологических дисциплин

История изучения театральной критики в России С появлением режиссерского театра и театроведения как науки театральная критика обрела теоретический фундамент, органически усвоив театроведческие критерии. Но она всегда была и остается литературой.
Егоров Б.Ф. Мастерство литературной критики. Введение :: Литературная критика Теория и история русской литературной критики. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений по направлению 031000 и.

Контакты издательства ГИТИС

  • По номерам
  • ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КРИТИКА В РОССИИ XVIII—XX ВВ. — Студопедия.Нет
  • Литература. 9 класс
  • Электронные архивы
  • Литературная критика | это... Что такое Литературная критика?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий