Культура великоморавского государства.

Особен¬ ного расцвета великоморавская литературная традиция достигла в Киевской Руси. Великоморавская книжная культура стала куль¬ турным наследием славянских народов.

3.3. Великая Моравия как предшественница Киевской Руси

Одно племя жило в Ганацкой области с центром там, где теперь находится Оломоуц. Крупное сосредоточение племён находилось в области Павловских гор с главным центром при слиянии рек Срватки и Дыи , в тех местах, где находится старославянский могильник у Дольни-Вестонице и городище Страхотин [cs]. По течению верхней Дыи находился центр одного из племён в Градиште над Зноймом [cs]. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию , откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 годах славяне восстали. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара , датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении авар и избрании Само вождём славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I.

Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардам и алеманнам , вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана [14]. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии [14]. После разгрома Аварского каганата на Средний Дунай стали возвращаться бежавшие оттуда ранее славяне и, судя по археологическим материалам Моравии и Словакии, Нижней Австрии и округа Балатон, бассейнов Дравы и Савы, стали основным населением Среднедунайского региона [15]. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стала княжеским центром.

Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Согласно данным археологии, в VII—IX веках высокого уровня достигло земледелие славян, что обеспечивалось и развитием ремесла столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и других , которое к тому времени вышло на высокий уровень. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали. В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища.

Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани контакт с византийскими мастерами , оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — изо льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело. Известно 18 каменных церквей той эпохи [14]. Действие происходит на фоне столицы Великой Моравии Велеграда , местоположение которой не установлено [16] Карта Великой Моравии с центром в Микульчицах Археопарк Микульчице Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого [17] [18]. Карта Великой Моравии при Моймире I Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I , основатель династии Моймировичей , объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии.

В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 году — распространил свою власть на территорию Чехии.

В 862 В 862 моравский князь Ростислав В 862 моравский князь Ростислав отправляет посольство в Византию для проповеди христианства на славянском языке. В863 году в Великую Моравию прибывают Константин в монашестве - КириллВ863 году в Великую Моравию прибывают Константин в монашестве - Кирилл и МефодийВ863 году в Великую Моравию прибывают Константин в монашестве - Кирилл и Мефодий и на три года поселяются в столичном Велеграде, после чего отправляются в РимВ863 году в Великую Моравию прибывают Константин в монашестве - Кирилл и Мефодий и на три года поселяются в столичном Велеграде, после чего отправляются в Рим, посещая БлатноградВ863 году в Великую Моравию прибывают Константин в монашестве - Кирилл и Мефодий и на три года поселяются в столичном Велеграде, после чего отправляются в Рим, посещая Блатноград и Венецию.

В 867 В 867 в Риме их ожидает прием у Римского папы, где Кирилл успешно защитил право всех народов упражнять христианское верообщение на своем, родном языке. Мефодий становится епископом В 867 в Риме их ожидает прием у Римского папы, где Кирилл успешно защитил право всех народов упражнять христианское верообщение на своем, родном языке.

Государственность была представлена моймировской династией обладавшей наследственными правами княжения. Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия предствляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г.

Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, ведь собственное духовенство предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу и продержали там три года. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. Но Мефодий был оправдан. В 880 г.

Мефодию папа подчинил двух епископов - нитранского Вихинга и еще одного, имя которого нам неизвестно. Немец Вихинг интриговал против Мефодия, доносил на него папе, подделывал документы. Мефодий перед своей смертью в 855 г. Смерть Мефодия означала конец славянской миссии. Святополк уже не имел интереса ее поддерживать, ученики Мефодия были изгнаны из страны, ушли в Чехию и Болгарию.

Калоусека на территории Моравии свидетельствуют о высокой культуре земледелия в В.

Судя по археологическим находкам, существовали тесные торговые связи В. Экономическая и политическая жизнь В. Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г. При археологических раскопках здесь обнаружены остатки храмов, жилых построек, обширные кладбища, где найдены многочисленные украшения, предметы обихода и др. Первым исторически известным князем В.

Знакомство с Чехией

  • 2 Занятия и образ жизни славян.
  • Великоморавская держава: история и особенности. История 6 класс кратко
  • Похожие презентации
  • Моравия – какой она была и что это за страна сегодня?

Великая Моравия — славянская империя в центре Европы

Первые государственные образования славян В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. раннефеодальное государство западных славян в 9. Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тысяч человек.

Великоморавская держава: история ее упадка и причины распада

Славяне. Славянские государства. Великая Моравия От других великоморавских построек в Микульчицах до наших дней остались одни фундаменты: Фундамент одного из великоморавских храмов в Микуцльчицах.
Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. - Санчук Г.Э., Поулик Й. - 1985 Урок по теме Великая Моравия. Теоретические материалы и задания История, 6 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.
3.3. Великая Моравия как предшественница Киевской Руси. Исконно русская Европа. Откуда мы? Ведь начало деятельности Кирилла и Мефодия было посвящено прежде всего Моравии, Великой Моравии. Их старославянский язык прежде всего предназначался для великоморавских славян.

Великая Моравия — славянская империя в центре Европы

Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА, слав. государство 9 – нач. М., 1985; Раннефеодальные государства и народности. Примерные границы Великоморавской державы в период её возникновения и расцвета. Перейдём теперь непосредственно к рассмотрению истории Великоморавской державы.

Великоморавская держава: история 6 класс, кратко

Князь Святополк стал самым могущественным правителем Великой Моравии Падение Великой Моравии В державе разгорелась мощная гражданская война между двумя наследниками Святослава — Моймиром и Святополком. Тут же нагрянули и венгры — могучие кочевые финноe-угорские племена с Урала. Мадьяры быстро разбили наконец-то объединившиеся войска Великой Моравии. Угры покорили значительную часть его территории, частично даже заселили некоторые земли. Например, славянское Блатенское княжество в Паннонии стало по сути нынешней Венгрией, где смешались между собой славяне и мадьяры. На той части Великой Моравии, что покорилась венграм, в будущем сформировался этнос словаков. На той, что попала под влияние Священной Римской империи, появились чехи. И тот, и тот народ стал уже не православным, а католическим После всего лишь 85 лет своего существования первая великая славянская держава навсегда канула в лету... Сегодня под Моравией понимается лишь исторический восточный регион Чешской республики со своим диалектом и некоторыми особенностями.

Пуршу, членам-корреспондентам САН С.

Цамбелу и М. Кржижеку и В. В рецензировании сборника участвовали доктора филологических наук Р. Цейтлин и К. Ходова, кандидаты исторических наук V К. Осипова, И. В 1985 г. Работу по подготовке сборника к изданию выполнил Г. Захарьиной и О.

В период расцвета Великой Моравии — во второй половине IX в. Вислы, Чехия, часть территории полабских сорбов и, по всей вероятности, Нижняя Паннония.

Святополк погнал теперь Карломана к Дунаю и малою войною уничтожил большую часть его войска. Обе страны, опустошенные и изнуренные войною, одинаково нуждались в мире. В 874 г.

С 871 г. Моравия переживала весьма тяжелое время: земский князь содержался в плену, немецкие графы управляли страной, затем тянулась двухлетняя война. Паннонский архиепископ Мефодий осужден был на заточение и два года содержался в темнице. Но когда Святополк своими победами поставил Моравию на прежнюю политическую высоту, взволновал всех Славян, пограничных с Немцами, изгнал из Моравии латинское духовенство, тогда папа обратил внимание на не законный поступок с паннонским архиепископом. В записке о правах зальцбургской церкви на Паннонии 215 баварское духовенство ссылалось на давность времени и на распоряжение Карла Великого, подчинявшее Паннонию зальцбургскому архиепископу.

При образовании независимого от Баварии паннонского архиепископата пана Адриан указал, a папа Иоанн развил и подтвердил неотъемлемые права св. Петра на Иллирик и Паннонию. В грамоте, данной легату, так говорится о правах Рима: «Апостольский престол издавна привык совершать посвящения и определения не только в Италии и остальных областях запада, но и в пределах всего Иллирика»; против семидесятилетней давности, на которую опиралось баварское духовенство, папа выставляет еще большую давность прав римского престола. Только военные смуты помешали некоторое время посылать туда епископов, что и подало повод к сомнению. Права святой римской церкви неотчуждаемы, их не уничтожает никакое время, никакое разделение государств; да и самые римские законы в церковных делах допускают давность не иначе, как во сто лет».

В ноябре 877 г. Титмар получил, как верный и послушный сын римской церкви, знаки архиепископского достоинства. Церковные права Мефодия простирались не только на Моравию, но и на Паннонию, в которой за два года перед тем деятельность его была прервана баварским духовенством. Ближайшему светскому начальнику Паннонии, Карломану, только дано было знать о восстановлении древней паннонской епископии; 226 он не мог, по крайней мере, открыто восставать против папского распоряжения. Когда политическое положение Моравии, приобретенное долголетними усилиями её князей и тяжелыми пожертвованиями народа, достигло желаемой высоты по отношению к иноплеменным соседям, тогда моравский князь с большим успехом стал стремиться к распространению своей власти между соплеменными народами.

Моравия является в это время носительницею таких признаков образованности — государство, церковное устройство, национальное духовенство, — каких не мог представить у себя ни один славянский народ. И нужно признать, что христианство много способствовало Святополку в образовании его обширной монархии. Скоро затем князь чешский Боривой и жена его Людмила приняли христианство от архиепископа Мефодия, тогда Чехия открыта была для проповедников христианской веры и подчинилась в церковном отношении моравскому архиепископу. Легенда рассказывает, что Святополк презрительно обращался с Боривоем, изгнал его из Чехии и сам управлял ею. К этому же времени нужно отнести крещение языческого князя в висле 229 и присоединение других областей за Карпатами, как намекает на то жизнеописатель Мефодия.

Но все славянские земли были еще ранее разделены по епархиям немецких епископов, так что моравский архиепископ, как ранее в Паннонии, так теперь в Чехии и за границами её, должен был столкнуться с немецким духовенством. Хотя зальцбургское духовенство и было принуждено согласиться на уступку Паннонии, тем не менее пасовский и регенсбургский епископы могли ратовать против отторжения от них Чехии и Моравии и против незаконного, с их точки зрения, распространения мораво-паннонского архиепископства к северу. Но Святополк в этом отношении был далеко ниже своего предшественника, Ростислава. Ему удалось сделаться могущественным властелином, раздвинуть широко над соседями свое господство, быть страшным для врагов и дать государству довольно прочное устройство; но он мало заботился о средствах, которыми достигал цели, его не одушевляла великая идея борьбы за свободу народа, свою власть он ставил выше общего дела. Вызнав слабые стороны Святополкова характера и потакая его страстям, оно возбудило в неосмотрительном князе недоверие к Мефодию.

Да и каким образом он, раб женских удовольствий, не внимал бы больше им, чем Мефодию, отмечавшему гибельное для души зло в каждом удовольствии? Ибо что изобрел Евномий для привлечения большего числа учеников, то придумал также и безумный народ Франков, — т. Святополк, развращенный ими, вовсе не обращал внимания на Мефодия, даже относился к нему враждебно. И чего уж ни говорил ему с ласкою, какими угрозами не устрашал князя Великий! Но у него были постоянные соглядатаи, сносившиеся с римскою курией; донося об ослушании Мефодия, они вместе с тем взводили на него обвинение, что он отступил от православия и распространяет заблуждения между Мораванами.

И Святополк, доверявший больше врагам Мефодия, послал наконец к папе пресвитера Иоанна для разрешения его недоумений о православии архиепископа Мефодия. В июне 879 г. В письме к Святополку папа убеждает князя твердо держаться учения римской церкви и отвергать, как ложное, всякое другое учение, кто бы ни проповедовал его, епископ или священник; удивляется, что Мефодий отступил от православия и успокаивает князя, что к пресечению зла уже приняты меры отозванием в Рим Мефодия. Ни мало не медля, архиепископ Мефодий предпринял третье путешествие в Рим, его сопровождал доверенное лицо моравского князя Semisisna ; в конце 879 года они увидели папу Иоанна VIII. Мефодию пришлось иметь дело с человеком замечательным во всех отношениях.

Он умел выпутываться из таких затруднительных обстоятельств, в которых потерялся бы другой на его месте. В труднейших положениях для него пригодно было всякое средство; с величайшим хладнокровием он заключал союзы и нарушал их. Из страха перед Сарацинами, в надежде получить утраченную Болгарию и для приобретения союза в Византии, он не посовестился торжественно отлученного Фотия снова признать патриархом и почтить его похвалою. Слабые представители дома Каролингов, тратившие всю свою силу во взаимных раздорах, давали мало надежды Иоанну на содействие: теснимый с одной стороны итальянскими герцогами, с другой постоянными нападениями Сарацин, не раз папа обращал заискивающий взор на восток, где с Василием I 867 г. В продолжение трудной десятилетней деятельности политика папы Иоанна VIII принимала разнообразные направления; в его действиях, письмах, поручениях 238 и т.

Едва ли найдется другой папа, написавший столько отлучений, так страстно и неуклонно ведущий свое дело: но эта же страстность необходимо вела его к непоследовательности, резко выдающейся и в отношениях к Цареграду, и к Моравии. В 879 г. Гораздо охотнее отозвался на призыв его византийский император Василий, одержавший победу над Сарацинами у берегов южной Италии. Сближение с Византией давало надежду возвратить Болгарию к римской церкви, отторгнуть Далматинцев от церковного союза с востоком. Все эти надежды готовы были осуществиться в 879—880 г.

Неизвестны ближайшие обстоятельства, которыми сопровождались объяснения св. Мефодия с папой. Можно только удивляться уступчивости и сговорчивости папы: он не замечал или казался не замечавшим существенной разницы в вероучении Мефодия и западных богословов 241 и нашел возможным, после двукратного запрещения, снова разрешить славянский язык в богослужении и оправдать Мефодия. С Мефодием папа отправил к князю Святополку письмо, 242 весьма замечательное по содержанию. Свидетельствуя в нем о правоверии моравского архиепископа, подтверждая за ним высшие церковные права в Моравии и признавая славянский язык годным к славословию Бога, наравне с еврейским, греческим и римским, Иоанн в тоже время извещает о рукоположении для Моравии епископа из немецкой партии; разрешая вообще совершать литургию на славянском языке, он делает оговорку: «ради большей торжественности читайте евангелие на литургии сначала на латинском, потом на славянском языке, а если тебе Святополку более нравится латинская мисса, то мы повелеваем для тебя служить обедни на латинском языке».

Весьма сомнительно, чтобы искреннее чувство руководило папой, когда он делал эти распоряжения. Поставив епископом в Моравию природного Немца, Викинга, папа усиливал этим немецкую партию при дворе Святополка, вносил снова нескончаемые раздоры и ставил в сомнительное положение Мефодия. Сам же Святополк относился безразлично к славянскому богослужению, любил окружать себя пришлым духовенством, был в весьма близких отношениях с сыном Карломана, Арнульфом, получившим в управление Каринтию и Паннонию. Пользуясь значением при дворе и личным расположением Святополка, немецкая партия и во главе её Викинг, поддерживаемый высшим немецким духовенством и герцогом Арнульфом, старались, потакая страстям дикого и грубого князя, рассорить его с Мефодием и снова возбудить к нему недоверие. Даже пущена была в ход грубая клевета, что послание, переданное Святополку Мефодием, подложно, что Викинг имеет секретные поручения от папы, которые выполнить он обязался клятвенно, что Мефодий, наконец, не признан настоящим архиепископом.

Папа отвечал ему 23 марта 881 года. О твоем правоверии засвидетельствовали мы нашим письмом к князю Святополку, которое, как ты знаешь, было послано к нему, а другого письма к нему не было отправлено; и ни ему, ни тому епископу, 246 ни явно, ни тайно ничего не поручали мы. Письмо заключается приглашением Мефодия явиться в Рим и обещанием наказать Викинга, если бы он оказался виновным. Но Мефодий хорошо теперь понял намерения папы Иоанна и не решился более искать его покровительства; путешествие в Рим казалось ему бесполезным после того, как папа так невнимательно отнесся к его жалобе. В период мирных отношений к Немцам, с 874 до 882 г.

Если только скудными и отрывочными свидетельствами 250 можно подтвердить широкое распространение его господства, припомним, что здесь дело шло у Славян со Славянами: в современные же летописи записывались только те случаи, когда Славяне приходили в столкновение с Немцами. А у позднейших летописцев осталось воспоминание о зависимости от Моравии польского народа. Сильный и энергический Святополк во всех отношениях превосходил своих ничтожных современников, толстых, лысых и простоватых Карлов каролингской династии. Император не имел потомства и не позаботился заблаговременно о преемнике. Было у него намерение оставит корону старшему сыну Людовика немецкого, Карломану, самому способному между молодыми Каролингами; но образовавшаяся в Италии сильная партия 253 решилась после него предложить корону Карлу Лысому; попытка Людовика немецкого устранить этого кандидата не удалась, и Карл был коронован.

Вскоре затем, 28 августа 876 г. В качестве старшего королевского сына Карломан в 861 году управлял восточною маркою, а потом ему отдана была и Бавария. Сделавшись теперь королем немецким, Карломан передал своему незаконному сыну Арнульфу управление провинциями Каринтией и Паннонией. По смерти его, 22 марта 880 г. Два года спустя 882 г.

Арнульф, с другими баварскими вельможами, должен был присягнуть императору Карлу Толстому Людовик III умер 2 августа 882 г. Сделанный им поход против Норманнов в 882 г. Сильное движение обнаружилось в восточной марке. Надо думать, что должности и бенефиции, даваемые в награду за верную службу, при слабых личностях королевского дома, делались в некоторых родах наследственными, если не юридически, то, по крайней мере, фактически. Таково было положение графов восточной марки из роду Вильгельма и Энгильрады; 258 дети их, Вильгельм и Энгильскальк, наследовав отцу в графском достоинстве, в 870 г.

Но решительная победа моравского князя над баварским войском положила конец их господству в Моравии; в битве при Велеграде они, вероятно, и пали. Управление маркою передано было графу Арибо, обходя детей прежних графов. Но фамилия старых графов была довольно численная, по Дунаю она имела обширные владения, пользовалась значением и связями в Баварии. Мало уважая королевскую власть, самовольно лишили должности Арибо и выгнали его из марки. Он жаловался императору Карлу Толстому и снова получил маркграфскую должность.

Не надеясь на могущественную поддержку со стороны императора и снова теснимый теми же графскими детьми, Арибо вступил в союз со Святополком и дал ему в заложники сына своего, Исанриха. Тогда Святополк ворвался в восточную марку, захватил одного из графских сыновей, по имени Верингара и его родственника Везило; все имения их по ту и другую сторону Дуная были разграблены и сожжены, сами они изувечены. Графские дети обратились за помощью к Арнульфу, бывшему тогда в Паннонии. Это было причиной разрыва между Арнульфом и Святополком, состоявшими доселе в дружественных отношениях. В 884 г.

В нижней Паннонии, на реке Раабе, бились графские дети, Мегингош и Пабо, с Святополковым войском; битва была для них несчастлива: сами они утонули в реке, большая часть их войска взята в плен, многие пленники отпущены на свободу изувеченными. Миротворителем является император Карл Толстый. Он прибыл в восточную марку; близь Тульны, в Кенигштеттине, назначил мирные переговоры, на которые явился Святополк с богатою свитою. Выгоды, приобретенные этим миром, были весьма важны для Моравии. Очевидно, условия должен был предписывать победитель; страны, завоеванные его оружием, не могли быть снова уступлены Немцам; Арнульф, кажется, совсем был устранен от переговоров, что особенно было благоприятно для Святополка.

Недовольный невыгодным договором Арнульф согласился на него только в следующем году. Теперь держава Святополкова, начинаясь от самой Дравы к Дунаю, простиралась на север и восток далеко за пределы собственной Моравии. И действительно, помощь Славян была ему полезна, когда в 877 г. Теперь во главе немецкого и славянского мира стояли равные по личным достоинствам люди. Как Святополк, так и Арнульф достигли власти не совсем чистыми средствами.

Святополк изменил своему прежнему союзнику, императору Карлу, чтобы угодить другому, более важному союзнику. Тот и другой не задумывались в средствах, когда нужно было склонить врага к уступке. Пройденное Святополком и Арнульфом поприще богато было приключениями. Понимая и зная друг друга, они едва ли способны были даром делать обязательные взаимные услуги. Оба были слишком беспокойны, сильны и энергичны и, располагая большими военными силами, оба были опасны один для другого.

В первое время отношения между ними были весьма прочные, Арнульф как будто избегал случая оскорблять своего союзника: Арибо, 267 недавний враг Арнульфа, оставлен в прежнем достоинстве; дети Вильгельма и Энгильскалька вознаграждены графствами в других местах. О чем тут шло дело, чего хотелось тому и другому, сказать трудно, за недостатком положительных известий. Но с этого времени начались между ними сомнительные неопределенные отношения, которые повели к войне гибельной для Немцев и Славян. Раздраженный Арнульф составляет сильный союз против моравского князя. На юге был привлечен к союзу Брацлав, управлявший землею между Дравой и Савой; 272 Угры, искавшие мест жительства в дунайских равнинах, вошли в соглашение с Арнульфом 273 и были употреблены им против Мораван; на всех окраинах старался Арнульф удалить союзников Святополка, так по его приказанию вюрцбургский епископ Арно врывается в Чехию, чтобы отвлечь её от союза со Святополком, так он лишил чинов Поппо, графа сербской марки, опасаясь его измены.

Четыре недели Немцы и Угры опустошали Моравию и Паннонию; но при всем том Святополк и к концу года столь же страшен был для Арнульфа, как и в начале. Так после похода 892 г. Арнульф отправляет посольство к Болгарам, чтобы возобновить с ними тульнский договор и просить о запрещении ввоза соли из Болгарии в Моравию; 275 при этом послы его должны были идти весьма дальнею дорогою, через землю Брацлава, так как вся Паннония была закрыта для них. На благоприятный для Святополка исход войны указывает и то, что недовольные Арнульфом вельможи продолжали искать у него убежища: 276 разумеем несчастную судьбу потомков Вильгельма и Энгильрады. Энгильскальк, похитивший незамужнюю дочь Арнульфа, возбудил его негодование; но потом, снискав милость короля, своими грубыми поступками так озлобил баварских дворян, что они решились ослепить его.

Его брат Вильгельм, опасаясь за свою жизнь, вступил в сношения со Святополком, но, обвиненный в государственной измене, наказан смертью ; граф каринтийский, Руотберт, искавший убежища у Святополка, был схвачен и убит в Моравии со всеми спутниками. Снова пытался Арнульф унизить врага моравского и снова, пограбивши страну, при отступлении, должен был терпеть неожиданные нападения, засады и с трудом пробираться в Баварию. Война еще не кончилась и в 893 году: по приглашению папы Формоза — поспешить на помощь — Арнульф не решился сам отправиться в Италию, но послал сына своего Святополка. Мы удержимся произносить об нем какое-либо суждение; деятельность Святополка рисуется нам в известиях врагов его и очерчена весьма слабыми красками. Из его подданных никто не сохранил об нем ни одного слова; вообще трудно предлагать объяснения и побуждения в событиях того отдаленного и совершенно забытого даже самими Мораванами времени.

Здесь борются Немцы против Славян, как Римляне против Карфагенян; только эти, счастливые победители, говорят и хвастают, и преувеличивают, из патриотизма передают ложь и стушевывают истину: другую же сторону мы лишены возможности выслушать». Но каким значением пользовался Святополк на далеком пространстве, это показывает нам царственный летописец Константин; несколько раз упоминает он о Моравии, везде называя её великая Моравия и великую Моравию связывая с именем Святополка. Старшего по возрасту назначил великим князем, остальных двух подчинив его власти. Он убеждал их хранить мир и согласие на этом примере: связав три прута, дал их переломить старшему сыну; когда этот не мог сломать связки, предложил второму и затем третьему. Потом дал каждому сыну по одному пруту из этой связки, и они легко переломили каждый свой прут.

Указывая на этот пример, он так говорил детям: если вы останетесь в любви и согласии между собою, никогда враги ваши не одолеют вас и не пленят; если же, из честолюбия и несогласия, захотите каждый верховной власти, отказывая в повиновении старшему брату, сами будете ослаблять друг друга и соседи — враги совершенно уничтожат вас». Косьма говорит о Святополке: «В том же году, как крещен был Боривой, 894 году по Косьме , пропал, как передает молва, Святополк, царь моравский, и более не показывался»; далее Косьма, по своим соображениям, объясняет, что Святополк мучился сознанием несправедливости своей против Арнульфа, на которого «он несправедливо и неблагодарно поднял вооруженную руку, забыв, что Арнульф подчинил ему не только Чехию, но и другие страны от Чехии до реки Одры, и по направлению к Угрии до реки Грона»... Доехав до этого места, заколол коня, меч воткнул в землю и, при наступлении дня, явился к пустынникам; они не узнали его, постригли, одели в монашеское платье, и он жил с ними, не открывая своего сана; только, когда почувствовал приближение смерти, объявил, кто он». Наши предки платили ему каждогодную дань; он имел епископов в своей стране, по имени Моравия». Имя Святополка в истории славянской церкви приобретает совершенно другой оттенок, чем в славянской истории вообще.

Здесь, в связи с Мефодием, Святополк много теряет своей обаятельности и величия. Тут мы видим его жалким орудием немецкой партии, недальновидным человеком, во всем доверившимся креатуре немецкого короля, Викингу, который обманывает его до самого 893 г. В самом деле, пристрастие Святополка к иностранцам военного и духовного сословия весьма выдается, при всей скудости известий из того времени; ни архиепископ Мефодий, ни один из его учеников, по смерти его, не вошел в милость князя Святополка. С 881 г. Мы не знаем, что делала в это время немецкая партия: но ни у Арнульфа, ни у папы она ничего не могла выиграть, так как Святополк стоял на верху силы и могущества, и был ожесточен против Немцев.

Весьма важное значение имеет здесь то свидетельство, по которому враги Мефодия старались заподозрить его в Греции перед императором и патриархом, и что Мефодий путешествовал перед смертью в Царьград: «злоба их на этом не остановилась, но еще говорили: император так недоволен им, что, если бы он явился к нему на глаза, то не миновал бы казни. Но царь прислал письмо к Мефодию и просил его принять на себя труд побывать в Константинополе». Уклончивая политика папы, старание его угодить тем и другим, посвящение в епископы Викинга и почти без внимания оставленная жалоба Мефодия; ожесточенная война моравского князя с Немцами, поставлявшая Мефодия в необходимость прекратить апостольские дела, — все это такие обстоятельства, которые делают весьма возможным путешествие его в Царьград. Когда в вербное воскресенье народ собрался в церковь , он поручил князя и клириков, и весь народ благодеяниям царя и сказал: стерегите меня, дети, до третьего дня. Над ним совершена была служба на трех языках: славянском, латинском и греческом, погребен в Велеграде, в церкви св.

Девы Марии. Мы знаем, что Мефодий сам назначил себе в преемника Горазда, но весьма не долго пришлось Горазду управлять моравской церковью: произошли события, едва не уничтожившие все дело св. Святополк заключает мир с Арнульфом, входит с ним в близкие отношения, не прерывавшиеся до 892 года; друг Арнульфа, Викинг, должен был получить прежнее высокое значение у Святополка и усилить немецкую партию. Едва ли дело не было в этом положении уже перед смертью Мефодия. Уже раз он поддался обману Викинга и его партии, усомнился и сам в правоверии своего архиепископа; теперь снова клевета против Мефодия и его правоверия должна была найти доступ к нему.

Немецкая партия действовала и перед папой.

Процесс распада был ускорен разногласиями и конфликтами между моравскими князьями, а также наступлением Венгеров, которые окончательно разрушили руины Великоморавской державы. Причинами распада Великоморавской державы были: внутренние распрю, внешние агрессии, территориальные потери и экономический упадок. Несмотря на свою короткую историю, Великоморавская держава оставила значительный след в истории Средневековой Европы и является важным символом славянской государственности. Фазы упадка великоморавской державы Упадок великоморавской державы проходил через несколько фаз. Первая фаза: После смерти великого моравского князя Святоплука в 894 году, в стране началась политическая нестабильность. Внутренние конфликты и борьба за власть ослабили великоморавскую державу и оставили ее без единого центра управления.

Это привело к раздробленности и дезорганизации власти. Вторая фаза: Вторая фаза упадка началась в конце 9 века и продолжилась в 10 веке. В этот период великоморавская держава столкнулась с внешними угрозами, такими как вторжение венгров и немцев. Изменение политической и геополитической обстановки в регионе также сыграло роль в упадке державы. После гибели великоморавского князя Святоплука II в 906 году, великоморавская держава начала постепенно терять свою территориальную целостность и власть. Третья фаза: В конце 10 века и начале 11 века великоморавская держава официально прекратила существование. После раздела державы между Венгрией, Польшей и Чехией, остатки ее территории были включены в эти государства.

Великоморавская держава стала прошлым и оставила свох след в истории Центральной Европы. Великоморавская держава исчезла, однако ее наследие продолжает жить в культуре и истории современных народов, населяющих земли, которые когда-то входили в состав этой великой и могущественной державы. Причины распада великоморавской державы Великоморавская держава, которая существовала в X веке на территории современной Словакии и Чехии, стала историческим примером упадка и распада государственной структуры. Причины распада великоморавской державы многообразны и связаны с политическими, внутренними и экономическими факторами. Внешние агрессии Одной из основных причин распада великоморавской державы стала внешняя агрессия со стороны соседних государств. В особенности важную роль сыграли нападения Восточной Франкской империи и венгров, которые наносили серьезные поражения великоморавским войскам и подрывали ее внешние и внутренние ресурсы. Внутренние конфликты и политическая нестабильность Великоморавская держава столкнулась с серьезными политическими проблемами, такими как борьба за власть, споры между влиятельными родами и крупными феодалами.

Это привело к внутренним конфликтам, слабости центральной власти и политической нестабильности. Отсутствие единого политического лидера и одноязычного населения также стало важным фактором в распаде державы.

Презентация на тему по истории на тему Великое Моравское государство.

Великоморавская держава была сформирована в IX веке на территории современной Словакии и Чехии. Она считается одним из первых централизованных государств в Средней Европе. Великоморавская держава была одним из первых славянских государств, которое сыграло важную роль в истории и культуре славянского мира. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в., объединив первоначально земли, лежавшие в бассейне реки Моравы.

Содержание

  • Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. М., 1985.
  • Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. - Санчук Г.Э., Поулик Й. - 1985
  • Форма поиска
  • Ранние корни

Великая Моравия и ее роль в славянском мире.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА, слав. государство 9 – нач. Влияние культурных и ремесленных традиций В. д. прослеживается в культуре Древней Руси. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, Лужицы, часть Паннонии, словенских земель и Малой Польши. Великоморавская держава, также известная как Великоморавское государство, была создана славянами в долине реки Морава на территории современной Словакии, Чехии и Австрии. От других великоморавских построек в Микульчицах до наших дней остались одни фундаменты: Фундамент одного из великоморавских храмов в Микуцльчицах. Основателем Великоморавского государства был князь Моймир (830 — 846), который подчинил себе местных князей и продолжал объединительную политику.

Великая Моравия — славянское государство IX века. ФОТО

Великая Моравия (Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, Лужицы, часть Паннонии, словенских земель и Малой Польши. Непосредственной реакцией на оба эти события стало образование в IX в. Великоморавской державы. Первое соприкосновение моравских славян с франками относится к концу.

ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА

Однако, до возникновения Великоморавской державы, славяне не имели общего государства или политической сущности. Именно Великоморавская держава стала первым пиком политического развития славян и сыграла важную роль в формировании славянского народа. Она была создана славянскими племенами в IX веке на территории, которая сейчас принадлежит Словакии, Чехии и Австрии. Главным городом Великоморавской державы был прекрасный город Нитра, который считался культурным и политическим центром. Великоморавская держава не только объединила различные славянские племена, но и стала мостом между славянами и другими европейскими народами. Она развивала свою культуру, в которой сочетались элементы славянского, германского и римского влияний. Благодаря этому, Великоморавская держава стала центром обмена технологиями, идеями, культурой и языком для различных народов. Читайте также: Почему ментов называют ментами: история происхождения и значения Однако, Великоморавская держава существовала недолго.

В начале X века она была разрушена внешними врагами и внутренними конфликтами. Несмотря на это, ее значение для славянского народа осталось непреложным. Она дала начало славянскому государственному строю, который со временем привел к возникновению других мощных славянских государств в Европе. Таким образом, славяне и Великоморавская держава тесно связаны друг с другом. Она является основой славянского государства и культуры, а также важной частью исторического наследия славянского народа. Возникновение Великоморавской державы Возникновение Великоморавской державы было важным этапом в истории славянского народа. На протяжении IX века на территории современной Чехии, Словакии и Венгрии процветала мощная держава, которая служила объединителем для различных славянских племен.

Создание Великоморавской державы было результатом политического дипломатического и экономического развития этого региона.

Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что резко повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, моравские культурные традиции стали играть существенную роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники. Великоморавское литературное наследие вызывает уважение своим количественным размахом, выдающимся формуляционным и стилистическим уровнем. Его можно разделить на три цикла. В Великой Моравии созданы переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел Номоканон византийский сборник каноническорго права и собрание императорских эдиктов, касающихся Церкви.

Вторым памятником этого круга стал судебный кодекс для мирян, названный «Закон судный людем», который Мефодий, по-видимому, переработал и адаптировал для мораван. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского».

Здесь созданы два панегирика торжественные речи — «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский Величский. Образование и развитие Чешского государства в X — XI вв. Вацлав I. Появление культа святого патрона государства. После падения Великой Моравии, Чехии отошла значительная часть моравских земель. Прага становится важнейшим звеном основного торгового пути, связывавшего Западную Европу с Восточной Регенсбург — Прага — Русь — Хазария — Крым , крупным центром ремесла. В Чехии начинается экономический расцвет. На монетах Х в.

Несмотря на это Вацлав I 921-935 вынужден был заключить мир с вторгшимся в Чехию германским королем Генрихом Птицеловом. По договору 929 г. Вацлав обязывался платить годовые налоги и участвовать в военных действиях, что означало установление вассальных отношений. Это вызвало недовольство в стране. Кроме того, будучи сам ревностным христианином, Вацлав насаждал христианство с жестокостью, соответствовавшей своему времени. В результате возникает оппозиция, в которой важную роль играют его младший брат Болеслав и мать Драгомира. В сентябре 935 г. Вацлав вскоре провозглашается покровителем чешской короны.

Так появляется культ святого патрона государства. Внешняя и внутренняя политика Болеслава I Грозного. Изменения в системе управления государством. Болеслав I 935-972 отказался платить дань германскому королю и успешно отражает его натиски, но после военного поражения в 950 г. Затем уже в качестве союзника принимал участие в военных походах империи. В 955 г. Болеслав помог Оттону I разбить в битве на р. Лехе под Аугсбургом венгров-кочевников, опустошавших своими набегами Центральную и даже Западную Европу.

После этого поражения они прекратили свои налеты и прочно осели на венгерской низменности. Существует мнение, что Болеслав I у разгромленных венгров отнял Моравию и часть Словакии и присоединил к Чехии. Позднее он присоединил Силезию и княжество вислян с Краковом, то есть территорию, граничащую с возникшей тогда Польшей. С польским князем Мешко I он поддерживает дружеские отношения, закрепляя их в 995 году браком дочери Дубровки Дубровка внесла большой вклад в обращение Польши в христианство.

С их именами связано становление богослужения и развитие письменности. Миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год, ввиду чего христианство оставляет глубокие корни в землях Моравии. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр христианской культуры в регионе. После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться.

Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр.

Мефодий становится епископом В 867 в Риме их ожидает прием у Римского папы, где Кирилл успешно защитил право всех народов упражнять христианское верообщение на своем, родном языке. Мефодий становится епископом, а Константин тяжело заболел, подстригся в монашество, приняв имя Кирилл, и умер 14-го февраля. В 870 Мефодий возвращается в Моравию, но не задерживается там, так как власть там поменялась.

В 874В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий