Концерт форма

Само слово КОНЦЕРТ (от лат. – состязаюсь) заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальными концертами. академический концерт в музыкальной школе Академический концерт в музыкальной школе – это учебное выступление, на котором юный музыкант демонстрирует свои навыки. В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму. Концерт — музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партий солиста, нескольких солистов, меньшей части исполнителей всему ансамблю.

Эстрадный концерт. Виды и формы.

едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Поговорим о жанре концерта. Что такое концерт в музыке? Какова природа этого жанра и его особенности? Скачать бесплатно презентацию на тему "Концертная деятельность. 1. Концерт как форма исполнительной деятельности. Представление — это самая крупная форма мероприятия для масс из всех организуемых органами культуры. Существует множество форм проведения мероприятий. Именно в это время в жанр инструментального концерта проникает главный принцип концертной игры – принцип состязания и соревнования.

Глава V виды и формы эстрадных программ

– камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты. Развитие церковного концерта было продолжено в конце 18 в. М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским, в творчестве к-рых преобладает мелодически-ариозный стиль. Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр. Что такое КОНЦЕРТ? (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать. Появлению больших и сложных композиционных хореографических форм (балетов) предшествовали малые композиционные формы: дивертисмент, сюита, концерт.

Глава V виды и формы эстрадных программ

Энциклопедии трактуют термин «композиция» по-разному, но общий смысл формулировок примерно таков: композиция — это сложное единство различных компонентов, которое достигается в процессе творчества. Понятие «композиции» присутствует в любом виде искусства: в живописи, скульптуре, музыке, романе, фильме, а также в театрально-анимационном представлении. Композиции бывают одножанровые литературные, музыкальные, хореографические и разножанровые литературно- музыкальные,музыкально-хореографическиеи т. По замыслу композиции бывают сюжетные весь материал выстраивается в рамках заданного сюжета по законам драматургии и бессюжетные имеющие свою логику организации материала согласно индивидуальному авторскому замыслу. Бессюжетные композиции создаются по принципу калейдоскопа номеров или различных материалов, составляющих всю композицию, выстраиваются благодаря удачно найденному сквозному драматургическому ходу — сквозному художественному приему, на котором держатся все эпизоды сценария, составные части композиции.

Работая над композицией сценария, сценаристу важно набрать как можно больше разнородного материала, соответствующего теме. Материалом для композиции могут быть песни, стихи, фотографии, архивные документы, отрывки из спектаклей, хореографические фрагменты, текст ведущих. Материал в композиции распределяется и занимает свое место в развитии действия согласно сюжету или драматургическому ходу. При работе над композицией, связанной со зрелищными формами, всегда помогает знание основных приемов монтажа: Параллельный прием сопоставления разнородного материала- предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий.

С появлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» — столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы. В 20-е — 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.

Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных. Виды концертов и их характеристика В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического от греческого phileo — люблю и harmonia — гармония и эстрадного от латинского stratum — настил, помост. К филармоническим принято относить следующие жанры концертов: — симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора; — камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов; — концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров; — музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета; — концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них. К эстрадным концертам относятся: — концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку; — концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей.

Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения; — концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен; — концерты артистов разговорного жанра артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.

Театрализованный концерт имеет крепкий сюжет, сверхзадачу которого доводят до зрителя персонажи. Такая программа может быть организована как на сцене театра, ДК, любого концертного зала, так и в открытом пространстве, и призвана обогатить знания, музыкальный опыт зрителей, их культуру в целом. Программа может включать в себя сольные выступления каждого из участников, а также совместные выступления, когда исполнители выступают вместе или сопровождают друг друга. Сборные концертные программы являются популярными форматами музыкальных мероприятий, так как они позволяют зрителям насладиться разнообразием музыки и оценить таланты многих исполнителей в одном месте. Например, это может быть, как краткое описание одного концерта, так и полноценный обзор музыкального фестиваля или тура.

В концерт-обозрении журналист, в роли которого выступает ведущий программы, анализирует исполнение, вокал, историю произведения, его автора, аранжировки и взаимодействие исполнителей с публикой.

Народные гуляния 18 — 19 веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современных концертов на народных инструментах, жанрах народной музыки. Еще один источник есть у современного концерта — это театр. С конца 18 в.

В оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий из опер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнять репертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артиста, которые в рамках театрального представления остались так или иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинают устраивать и в драматических театрах.

В этих же театрах они называются антрактами ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. С появлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» — столичные увеселительные учреждения.

В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы.

В 20-е — 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.

Классификация концертного творчества

академический концерт в музыкальной школе Академический концерт в музыкальной школе – это учебное выступление, на котором юный музыкант демонстрирует свои навыки. Академический концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Существует множество форм проведения мероприятий. Концерт — Музыкальный — публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении.

Вы точно человек?

Кульминацией в таком концерте, чаще всего, является выступление артиста или же группы артистов , представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников. В практике учреждений культуры широко распространена такая форма концертной практики как сборный концерт — концерт, состоящий из номеров разных жанров и разных исполнителей часть без единой тематической направленности.

Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе. Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение. Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности.

Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа. Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта. В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой — способствует «общительности» самого концертного жанра. Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности.

Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию, где родились Олимпийские игры. До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности. Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность — условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте — это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра.

Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия [9, с. Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат кто же первый? Различные типы соотношения оркестра и солиста, которые определяют конкретные способы фактурной организации музыкального материала, а также инструментовки концерта, конкретизированы принципами концертирования. Однако, опираясь на научные исследования немецкого музыкального историка А. Шеринга, можно говорить о более древнем происхождении этого принципа.

Как утверждает исследователь, его истоки «…можно проследить вплоть до античности, до переключающегося пения в греческой трагедии и до псалмов древних евреев, которые затем снова обнаруживаются в период средневековья как антифоры в католическом ритуале». Это указание на музыкально-драматическое происхождение концертирования. По убеждению Б. Асафьева, именно посредствам концертирования реализуется характерный для концерта инструментальный диалог, основывающийся на раскрытии, импульсов, заложенных в тезисе, в роли которого могут выступать самые различные элементы, вплоть до попевки или «простейшего сопряжения звуков», не говоря уже о развернутых построених типа мелодической темы [2]. Технология концертирования, а именно взаимодействие солиста с оркестром в жанре концерта, зарождалась в концертах А.

Основополагающими моментами служат чередование tutti и solo, жанровость и программность, использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности. Сочетание этих особенностей, в гармоническом сочетании, повышают значимость и актуальность принципа концертирования. Следует отметить, что в эпоху венских классиков данный принцип существенно меняется. Концертирование становится тесно связано с тематическим развитием. Предусматривается импровизация солиста каденция.

Партия солиста имеет характер орнаментальной виртуозности. Реализацией свободного, творческого самовыражения в фортепианном концерте является принцип импровизационности. Данный принцип символизирует высшее проявление игровой природы фортепианного концерта. Имровизационность является следствием спонтанно-творческой инициативы музыканта-исполнителя. Суть импровизационности заключается в новых элементах интерпретации произведения и аспектах музыкальной выразительности.

Согласно практике того времени, пианист должен был в непринужденной импровизации пользоваться мотивами предшествующей музыки, но он мог также вплетать в нее и новые, посторонние темы. В инструментальных концертах этой эпохи имеют место музыкальные эпизоды, где оркестр молчит, а солист получает возможность показать свое умение и фантазию. Известно, что как и В. Моцарт, так и Л. Быстрота художественной реакции, яркость внезапно возникающих образов, изобретательность в острой их смене — качества, которыми должен обладать импровизатор.

Импровизационной неожиданностью отмечены вступления солиста, внезапные вариационные освещения тем, сопоставления их, контрасты гармонии, оркестрового колорита. Но эти смены скреплены мудрой музыкальной логикой [5, с. Импровизационная природа характерна и для каденций классического концерта, но принцип импровизационности в каденциях классического фортепианного концерта был жестко регламентирован. Таким образом, исследовав особенности зарождения и развития фортепианного концерта, а также проанализировав специфику его жанровой природы, мы пришли к выводу о том, что фортепианный концерт — один из крупнейших монументальных жанров инструментальной музыки. Возникновение исследуемого жанра связано с зарождением гомофонного стиля в музыке.

Кристаллизация основных жанровых признаков концерта многочастная контрастная структура, принцип состязательности и импровизационности, яркая образность осуществляется в эпоху барокко творчество А. Вивальди, А. Корелли, И. Баха, Г. Новую веху в истории развития жанра фортепианного концерта открывают мастера «венского классицизма» Й.

Гайдн, В. Моцарт Л. Фортепианный концерт этих новаторов музыкальной лексики отличает масштабность замысла, драматизация музыкальных образов, яркость мелодики, симфоническое развитие тематического материала, виртуозность при большой органической связи солиста и оркестра. Жанровая сущность фортепианного концерта конкретизирована следующими принципами: игровая логика, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Обозначенные принципы определяют не только особенности структуры и содержания концерта, но также формируют поле задач и методов их решения в исполнительской практике пианиста.

Представленные в работе результаты не претендуют на полноту исследования проанализированной проблемы и предполагают дальнейшее развитие. Целесообразно исследовать особенности реализации жанровой природы концерта на конкретных примерах концертных сочинений композиторов-классиков, а также представителей музыкальной культуры второй половины XIX — начала XXI в. История фортепианного искусства : учебник для студентов муз. Асафьев Б. Бадура-Скода Е.

Бадура-Скода, П. Друскин М. Назайкинский Е. Розеншильд К. Тараканов М.

Хейзинга Й. Homo Ludensс.

В данном случае это следует понимать как согласие, единение между инструментам или голосами. Таким образом, первоначального значение слова концерт - совместное исполнение, ансамбль. Концерт возник в Италии, сначала как форма вокальной церковной музыки, и затем уже - музыки инструментальной. Четкую форму инструментальной концерт принял в творчестве Корелли, итальянского скрипач и выдающегося композитора, жившего во второй половине 17 и в начале 18 века. Далее в творчестве Вивальди отчётливо определился жанр концерта для солирующего инструмента скрипки с оркестром.

Начинается раздел, который обязателен для завершения I-й части любого концерта — КОДА что в переводе с итальянского означает хвост, это заключительное построение произведения. Коду солист исполняет один, без оркестра.

В ней часто используется виртуозное начало. Так, в коде концерта Э. Грига мы слышим и рокочущие гаммообразные пассажи в басовом регистре fff форте-фортиссимо , и арпеджированные пассажи, подобные разбушевавшемуся океану. Мотивы из главной партии всё более драматизируются. Завершается кода проведением материала вступления, благодаря чему образуется своеобразная интонационная арка, придающая равновесие и законченность музыкальной форме I-й части. II-я часть Adagio медленно написана в трёхчастной форме, все части которой основаны на лирических темах напевного характера. Они лишь в небольшой мере контрастируют друг другу, это как бы разные аспекты свободного лирического высказывания, хотя в средней части царит иное настроение — торжественное утверждение светлого начала. В целом во II-й части партия солиста тоже отличается виртуозным характером, который иногда граничит со стилем импровизации. III-я часть, финал Allegro moderato molto e markato умеренно быстро, отчётливо написан в форме рондо-сонаты.

Это своеобразное соединение двух форм — рондо и сонаты. В основе главной партии танцевальная тема. Чёткий, упругий ритм, трижды повторенные аккорды с акцентами, терпкие созвучия с использованием интервала секунды напоминают халлинг. Побочная партия основана на нисходящих хроматических интонациях, отличается изяществом и искромётностью. Затем по логике формы рондо-сонаты вновь звучит главная партия Эпизод в разработке — одна из самых замечательных находок не только Э. Грига, но и других композиторов в жанре концерта, так как здесь можно говорить о так называемой «пейзажной лирике», когда музыка рисует образы природы в слиянии с эмоциональным миром лирического героя. На трепетном фоне струнных у флейты в высоком регистре звучит редкой красоты мелодия, рождающая ассоциации с пастушьей свирелью, звуки которой разносятся среди бескрайних просторов. Эта мелодия появляется затем у солирующего фортепиано на фоне «журчащих» арпеджированных пассажей. В репризе с небольшими изменениями проводятся главная партия, побочная партия, снова главная партия в одноименном мажоре.

В коде звучит тема из II-й части концерта.

ДРАМАТУРГИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ КОНЦЕРТОВ И

Условия мюзик-холльных программ, их насыщенность различными постановочными эффектами, аттракционами изменили и характер поведения публики. Судьба Московского мюзик-холла была довольно сложной. То он подвергался гонениям и прекращал свое существование, то возникал снова. В начале двадцатых годов у театра не было постоянной труппы В программах выступали гастролеры, в том числе и зарубежные, которые приезжали чуть ли не в день представления. Естественно, что режиссерам редко удавалось создать единую, объединенную общим замыслом. Но тем значительнее становились удачи, требовавшие бездну выдумки и мастерства». Мюзик-холльная программа - это своеобразное постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором первоклассные номера и эпизоды с участием эстрадных «звезд» соединены так называемым «пунктирным»» сюжетным ходом. Весьма значительное место в мюзик-холльных программах занимают изобретательно поставленные массовые танцевальные номера «герлс» с идеальной синхронностью движений.

Это программа, в которой участвует эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене. Это всегда яркие, броские костюмы исполнителей особенно балета. Это блеск красок, игра света и теней. Это трансформация оформления. Например, по ходу программы ледяные сталактиты вдруг превращаются в цветы; или через зал летит на сцену и приземляется космический корабль как в парижском «Альказаре» ; или вдруг в центре сцены поднимается огромный стеклянный бассейн, где вместе с крокодилами плавают девушки в купальных костюмах, выполняя под водой номер спортивного синхронного плавания «Фридрихштатпалас. Это различного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообразных современных технических средств оформления.

В искусстве эстрады есть такая форма эстрадного действа, как «теamp миниатюр». По нашему разумению, слово «театр» подчеркивает его творческие и организационные начала, так как в данном случае слово «театр» не равноценно понятию «Театр», когда под этим словом мы понимаем творческий организм, репертуар которого строится на драматических или балетных спектаклях. С другой стороны, в театрах миниатюр в основе их программ те же эстрадные номера, отличающиеся от варьете и кабаре только масштабами номеров, их составляющих. Что же касается деления в театрах миниатюр зрителей и исполнителей отделением зрителей от последних рампой и другими элементами сцены и исчезновения столиков из зала, то появление рампы, столиков произошло и в поздних кабаре. Театр миниатюр - это не только определенная форма и определенное содержание, но и особый стиль и образ мышления, образ жизни. Вот это-то и пугало власть предержащих, которые видели в нем особенно в 20-30-е годы чуждое пролетариату буржуазное искусство. Такое отношение к искусству малых форм не могло не тормозить развитие эстрадного искусства.

Не в состоянии его запретить в силу причин, которые не являются предметом нашего исследования , они его только терпели. Не могло быть и речи о том, чтобы на афишах, анонсирующих эстрадные концерты, появились слова «варьете», тем более «кабаре». Выход был найден, как выяснилось, приемлемый для всех: искусство малых форм стали называть «эстрадой», хотя до этого слово «эстрада» обозначало сценическую площадку, сценические подмостки, а театры малых форм- театрами миниатюр, которые не имели стационарной штатной труппы и но существу являлись прокатной площадкой. Миниатюра [фр. Последнее и определяет репертуар Театра миниатюр. Здесь можно увидеть разные эстрадные представления: и короткую пьесу-шутку, и водевиль, и скетч, и хореографическую миниатюру, и пантомимическую сценку, и даже кинематограф. То есть, как принято говорить, - произведения малых форм.

Широкую известность в послевоенные годы приобрели Московский Театр миниатюр под руководством Владимира Полякова, саратовский Театр миниатюр художественный руководитель Лев Горелик и, конечно, самым известным долгие годы был Ленинградский театр миниатюр под художественным руководством уникального артиста Аркадия Райкина. Но помимо видов программ, о которых мы говорим , в эстрадном искусстве есть такие формы эстрадного действа, которые отличаются от рассмотренных нами. Это - эстрадное представление, к т спектакль. При сохранении всех основных признаков эстрадного т и эстрадной программы, и прежде всего наличия в них номером разных жанров, эти художественные произведения в известной степени синтезируют в себе и признаки театрального действия. В основе драматургии эстрадного представления, эстрадного спектакля лежит развернутый сюжетный ход с ролевой персонификацией и с судьбой героев. В них широко используются выразительные средства, присущие театру: сценическое действие, мизансцена, сценическая атмосфера и т. Эстрадное представление, эстрадный спектакль не случайно выделены нами из общего понятия «эстрадный концерт».

Если понятия «спектакль» не нуждается в его раскрытии пожалуй, нет ни одной работы о театральном искусстве, где бы это понятие не было досконально исследовано , то «представление» имеет много, порой противоречивых, определений. Часто перед словом «представление» пишут или произносят слово «театрализованное», то есть по существу называют масло масляным, ибо понятие «представление» само по себе тождественно понятию «театрализация». Поскольку это понятие «театрализация» до сегодняшнего дни толкуется по-разному, то мы считаем необходимым в этой работе раскрыть его с позиции практиков, осуществивших не одну постановку эстрадных представлений, тем более, что театрализованный концерт является предтечей эстрадного представления, в нашем понимании последнего.

В творчестве советских композиторов — С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, Р. Щедрина — симфоническая и виртуозно-игровая трактовки концерта во многом сближаются. Это характерно и для многих современных зарубежных композиторов. Термин «концерт» обозначает и особую форму бытования музыки. Это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе; проходит оно в специально оборудованном для этого помещении см. Концертные залы, Филармония. Однако окончательно утвердился в музыкальной культуре лишь после Великой французской революции 1789—1794 гг. Это связано с интенсивным строительством специальных концертных залов, появлением новой публики, исполнителей-виртуозов.

Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Камерная музыка не выходила за стены свецких салонов и свецких клубов. Народные гуляния 18 — 19 веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современных концертов на народных инструментах, жанрах народной музыки. Еще один источник есть у современного концерта — это театр. С конца 18 в. В оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий из опер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнять репертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артиста, которые в рамках театрального представления остались так или иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинают устраивать и в драматических театрах. В этих же театрах они называются антрактами ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. С появлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» — столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку.

Так понятие " номер" родилось по чисто организационным причинам. В дальнейшем им стали пользоваться для определения жанра: " Мой номер вокальный, а мой - разговорный" и т. Позднее из-за главенствующей роли номера среди эстрадников стало бытовать выражение: " Его величество - Номер! Смирнов - Сокольский, - " Его Величество Номер". Совокупность эстрадных номеров, организованных определенным образом есть эстрадным спектаклем. Эстрадное зрелище может быть эстрадным концертом, эстрадной спектаклем, эстрадным осмотром ревю, шоу. В чем сущность эстрадной специфики, какие требования она предъявляет к исполнителю? Что необходимо для создания эстрадного номера? Эстрадный номер основан на тесном контакте исполнителя со зрителями, открытом общении с ними и по возможности привлечения зрителей к активному действию. В основе искусства эстрады, в основе эстрадного номера лежит особая природа отношений, отношений со зрителями, актер всегда обращается непосредственно к зрителям. Требование, которое предъявляем к эстрадному номеру: он должен быть максимально приближенным к сегодняшнему дню. Эстрада - искусство злободневное, оно говорит о том, что нас волнует, радует и милует сегодня. Эстрадный номер не может быть растянутым во времени - как правило, его продолжительность 3-15 мин. Поэтому эстрадный номер - это прежде всего четкий сюжет, хорошо продуманная композиция, острая кульминация, конечно авторская позиция и точные акценты. Здесь нет распространенных, глубоких психологических характеристик, развернутых фабульных ходов, большого количества действующих лиц. Эстрадный номер должен быть доходчивым, легким для восприятия его решающие средства могут быть даже гротескными, подчеркивая основную идею. Да, безусловно, он выполняет и развлекательную функцию, но во всех случаях эстрадный номер должен быть источником социального оптимизма, вызывать положительные эмоции, нести удовольствие и радость. Одна из важных требований к концертному номеру - это высокая концентрация содержания и мастерство исполнения. Материал должен быть завершенним по содержанию.

Глава V виды и формы эстрадных программ

Немировича-Данченко , Р. Тихомиров Кировский, ныне Мариинский, театр , Г. Гаудасипский Санкт-Петербургский государственный театр оперы и балета им. В эти годы определились главные принципы построения таких театрализованных программ. Обычно они проходили с обязательным наличием в драматургии концерта пролога и эпилога, а также сводных номеров сводные хоры, оркестры, танцевальные сюиты.

Большим мастером сводных номеров был И. Туманов, который придумал в одном из концертов создать ансамбль из 250 лучших скрипачей СССР. В другом концерте были собраны лучшие балерины из всех союзных республик. Вес они одновременно выступали на различных по высоте сценических площадках.

Специально поставленные номера были обязательной частью таких концертов. Все в них было подчинено режиссерско-постановочному решению. Если оставить в покое политическую и идеологическую составляющие этих работ, а принять во внимание их главные принципы, которые делали представления действенными, зрелищными, эмоциональными и образными, то следует сказать, что они были намного профессионально выше, чем многие сегодняшние. Прежде всего потому, что имели яркий художественный образ, объединяющий различные по жанру номера, эпизоды и блоки.

Таким образом, в работе над массовыми театрализованными зрелищами и музыкальными представлениями режиссер практически создает симбиоз двух сценических искусств. Данный симбиоз предполагает умение учитывать и использовать «условия игры» эстрадного и театрального искусства. В процессе работы режиссер, конечно, не задумывается, какие условия использует в данную минуту, что в его режиссёрских действиях от эстрады, а что от театра. Даже если мы говорим о форме постановки, иногда нам ближе эстрадная, яркая, пестрая, фонтанирующая, а иногда — скупо-театральная, камерная форма.

Все зависит от нашей режиссерской задачи и диктуется идеей постановки. Но умение и профессионализм режиссерско-постановочной работы заключается именно в этом синтезе двух видов сценического искусства: эстрадного и театрального. Все-таки будущее эстрады, на наш взгляд, должно быть связано с сюжетными, а не с дивертисментными представлениями. И здесь профессиональное театрально-музыкальное образование приобретает все большую необходимость.

Ведь мы должны создать спектакль, в котором все: и зрелищность, и специальные эффекты, и сценография, а главное — исполнительское искусство, концертные номера — подчинены идее, сюжету и художественному образу всей постановки. Тогда мы найдем общий стиль и атмосферу представления, которые определяют тот эмоциональный отклик в сердцах зрителей, ради которого мы работаем. Театральная энциклопедия. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы 1917-1945.

М: Искусство, 1983. Клитин С. Проблемы теории, практики, методики. Глан Б.

Массовые театрализованные представления и праздники М. Эстрада: Что? Феномен эстрадной режиссуры. Тихомиров Д.

Беседы о режиссуре театрализованных представлений. Основные постановки, осуществленные заслуженным деятелем искусств России И. Горюновой Государственный академический Большой театр России, Москва. I Московский международный фестиваль искусств им.

Михоэлса под патронажем Президента РФ.

История концерта 1. Происхождение и ранняя история концерта. В конце 16-го века термин "концерт" чаще всего употребляется в смысле сотрудничества, обозначая музыку для вокальных ансамблей или для смешанных вокально-инструментальных групп. Gabrieli, organisti,Венеция,1587 - коллекция церковной музыки и мадригалов для большого количества исполнителей. Следующие "Сто церковных концертов" Cento concerti ecclesiastici,Венеция,1602 Лодовико Гросси да Виадана применяют тот же принцип, но для меньших ансамблей. На протяжении 17-го века термин был использован в этом смысле не только в Италии, но также в Германии, где "духовный концерт" geistliches Konzert стал важным жанром в протестантской церковной музыке. Чисто инструментальные концерты имеют свои истоки в последних двух десятилетиях 17-го века, когда композиторы в различных итальянских городах стали использовать технический и текстурный контраст между солистами и полным оркестром тутти в струнных оркестрах. Особенно влиятельными были оркестровые сонаты для трубы композиторов из Болоньи Маурицио Каццати и Джузеппе Торелли, пьесы которых отличались резким текстурным контрастом, блестящими пассажами и тематическими диалогами, заменившими контрапунктическую идиому сольной сонаты.

Четкий и энергичный мелодический стиль для духовых быстро трансформировался для струнных инструментов в работах Торелли и стал отличительной чертой концертов позднего Барокко. Кончерто гроссо.

В своём исследовании мы воспользовались систематикой, выдвинутой в работе Ю.

Разумеется, что в каждом конкретном случае разные признаки смешиваются между собой. В нашем исследовании мы постарались рассмотреть каждый фактор более детально и на примерах выяснить про существующие практики тех или иных форм. Так, исполнители концертных программ абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» Санкт-Петербургской Академической Филармонии им.

Шостаковича акцентируют внимание слушателей не только на «серединном» репертуаре концерта, но и на собственном облике формата «middle». Что как нельзя лучше отражает возможность многочисленных разновидностей концертных форм, рождающихся на основе комбинирования потенциальных изменений, отражённых в предложенной классификации. Рассмотрим подробнее типы концертов, обращая внимание на те изменения, которые привносит каждая из выделенных форм в традиционный концертный ритуал.

Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1273; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов.

По художественной форме выделяют следующие виды концертно-зрелищных мероприятий: Концертная программа «сборный концерт» требует установления точной, оправданной по жанру очередности и смены номеров; основную смысловую нагрузку несет конферансье.

Кульминацией в таком концерте, чаще всего, является выступление артиста или же группы артистов , представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников. В практике учреждений культуры широко распространена такая форма концертной практики как сборный концерт — концерт, состоящий из номеров разных жанров и разных исполнителей часть без единой тематической направленности.

Виды концертов

Само слово КОНЦЕРТ (от лат. – состязаюсь) заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальными концертами. В основы сценарного дела включены разработка сценария концерта и составление концертных программ их виды и примеры. В методике описаны практические примеры создания. Важно договориться о месте и дате проведения концерта. И также необходимо определиться с формой оплаты – фиксированный гонорар или процент с продажи билетов. Соблюдать райдер. Глава 1. концерт как особая организационно-художественная форма. 1.1. Сущность, цели и задачи концертной деятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий