Конституции рк 1993 г от 28 января и 1995 г от 30 августа

В 1995 году президентом было инициировано создание рабочей группы, которая разработала новую Конституцию РК. Новая Конституция была вынесена на референдум, который проходил от 28 июля по 30 августа 1995 года. Отличия от Конституции РК 1993 года.

Предпосылки и причины принятия конституции 1993г.Ее основные положения и новации

В унитарном государстве власть принадлежит центральному правительству, которое управляет всеми регионами и территориями. Написание эссе на какую-то конкретную главу Конституции требует уточнения, о какой главе идет речь. Однако, можно рассмотреть, например, главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Эта глава закрепляет основные права и свободы граждан, такие как право на жизнь, свободу передвижения, право на образование, свободу вероисповедания и многие другие.

Эта глава также определяет обязанности государства в области защиты прав и свобод граждан.

Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения , должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами , решениями и источниками информации. Статья 19 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 20 1.

Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Статья 21 1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику. Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу совести. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Статья 23 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений.

Деятельность общественных объединений регулируется законом. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях , профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Статья 24 1. Каждый имеет право на свободу труда , свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 25 1. Жилище неприкосновенно.

В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний.

В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах. Конституционный суд РК был установлен 16 декабря 1991 года как высший и независимый орган судебной власти. Главная функция — защита Конституции РК. Он был преобразован в Конституционный совет с достаточно ограниченными полномочиями. Если ранее в Конституционный суд могли обращаться даже простые граждане, то Конституционный совет рассматривает только обращения президента, судей и определенное количество депутатов.

Общественные объединения и граждане уже лишены такого права. Изменения и дополнения 2007 года Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте. В поправках 2007 года было введено определение «Первый Президент» статья 46. Так, согласно статье 42, ограничение на избрание Президентом одного и того же лица более двух раз подряд не распространяется на Первого Президента. Был исключен пункт из статьи 43 о необходимости приостановления своей деятельности Президента Республики в политических партиях.

Статья 41 устанавливает новый критерий для возможности избрания Президентом — проживать последние пятнадцать лет в Казахстане ранее «не менее 15 лет». При этом президентский срок уменьшен с 7 до 5 лет.

Конституция определяет основы правового и политического устройства государства, гарантирует права и свободы граждан, а также определяет принципы работы государственных органов и управления. В Конституции Республики Казахстан 1993 года указывалось, что государственный язык - казахский, а русский язык является языком межэтнического общения. В конституции от 1995 года указывается, что казахский язык является государственным языком, а русский язык сохраняет свой статус как язык межнационального общения. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года является действующим законом и определяет основы конституционного строя Казахстана. В ней закреплены основы государственной власти, права и свободы граждан, принципы государственного устройства и управления, а также обязанности государства перед гражданами.

Журнал Forbes Kazakhstan

  • Сравнительный анализ Конституции и гг | Скачать Материал
  • Цитаты о СНГ
  • Второстепенное меню
  • КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  • Цитаты о СНГ
  • Конституция Республики Казахстан — Официальный сайт Президента Республики Казахстан

Конституция Казахстана (Республики Казахстан) от 30 августа 1995 г

А 28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял новую Конституцию независимого суверенного государства Казахстан. Зауреш Батталова У независимого Казахстана было две Конституции. Первая была принята 28 января 1993 года, вторая, по которой мы сейчас живем – через два года 30 августа 1995 года. Еще одним декларируемым положением о праве собственности было то, что право частной собственности, т. е. право негосударственных субъектов, является неприкосновенным и никто не может быть лишен своего права иначе как по решению суда (ст. 47 Конституции 1993 г.). 28 января 1993 г. был принят Основной Закон — Конституция независимого Казахстана. B ocнoвy Koнcтитyции 1993 гoдa лeглa мoдeль пapлaмeнтcкoй pecпyблики. Зaкpeпляя нeзaвиcимocть Kaзaxcтaнa, Koнcтитyция 1993 гoдa вмecтe c тeм oтpaзилa cлoжнocть и пpoтивopeчивocть пepвыx лeт нeзaвиcимocти.

Популярные

  • Конституции - 23: какие изменения претерпел основной закон РК
  • Этапы развития Конституции Республики Казахстан | Основы права
  • Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от г)
  • Основное меню
  • СРС№6 - Конституция рк года и года
  • Конституция суверенного Казахстана. Первая Конституция суверенного Казахстана

Конституция рк (30 августа 1995 года).

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР. Первая конституция Казахстана, как полностью суверенного и независимого государства, была принята на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва. Произошло это 28 января 1993 года. В результате всенародного голосования (референдума), в котором приняли участие 90% избирателей, а 89% проголосовали за, 30 августа 1995 г. была принята новая Конституция Республики Казахстан. 76745. Әлемдегі соңғы оқиғалар туралы ең өзекті-ақпараттық-танымдық сайт -

Казахстанский парламентаризм. Конституция 1995 г.

В то же время деятельность президента связана со всеми сторонами государственной власти. Закон, принятый парламентом, подписывается президентом. Президент имеет право вето, то есть может вернуть закон на доработку парламенту. Президент имеет право обратиться к парламенту предоставить ему законодательные полномочия на определённый срок.

Если парламент не сможет принять закон, который президент считает срочным, то последний может принять указ, имеющий силу закона. Президент может распустить парламент, если он не в состоянии нормально работать, или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным Судом. Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договора.

Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит парламент.

Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 28 1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 29 1.

Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом. Статья 30 1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. Статья 31 1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Статья 32 Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. В пункте 4 статьи 33 слова "Возраст государственного служащего не должен превышать шестидесяти лет, а в исключительных случаях шестидесяти пяти лет.

Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Статья 34 1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Каждый обязан уважать государственные символы Республики.

Статья 35 Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Статья 36 1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. Статья 37 Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 38 Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Статья 39 1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции. Раздел III. Президент Президент Статья 40 1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В статью 41 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 7 октября 1998 г. Статья 41 1. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Исключен в соответствии с Законом РК от 7 октября 1998 г. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов.

Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В статью 42 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 7 октября 1998 г. Статья 42 1. Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: "Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан". Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на первого Президента Республики Казахстан. Статья 43 1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. Исключен в соответствии с Законом от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан Подпункт 7 статьи 44 после слова "Председателя" дополнен словами "и двух членов" в соответствии с Законом РК от 7 октября 1998 г. Статья 45 1. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. В случае, предусмотренном подпунктом 4 статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики.

Акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов. Статья 46 1. Президент Республики Казахстан, его честь и достоинство неприкосновенны. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счет государства. Положения настоящей статьи распространяются на экс-Президентов Республики. Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом. Статья 47 1. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни.

В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента. Статья 48 1. В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия Председателя Сената, Председателя Мажилиса, Премьер-Министра. В этом случае замещение вакантных государственных должностей осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, по основаниям и в порядке, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан. Раздел IV. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва.

Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Конституция признает государство социальным, то есть представителем всего народа. Это означает, что государство не дает преимуществ одной группе за счет дискриминации другой группы населения.

Государство должно заботиться во всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав субъектом конституционно-правовых отношений. Понятие народ в условиях многонационального общества включает в себя казахскую нацию и все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы государства — всего народа, она не имеет особых привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.

Признание казахского языка государственным нельзя считать привилегией, так как это естественное право казахского народа. Если бы родной язык коренного населения Казахстана не имел статуса государственного, тогда это было бы попранием естественных прав населения, пользующегося им. Признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее содержательную сущность. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 г.

Именно посредством конституции народ Казахстана учредил государство, определил формы его правления и устройства, основы социально-экономического строя, статуса человека и гражданина. Иначе говоря, народ не только принимает конституцию, ной решает вопрос о внесении изменений и дополнений в этот документ. Решение о проведении референдума принимает президент. Референдум не проводится, если президент решит передать проект изменений и дополнений в конституцию на рассмотрение парламента.

Именно так были внесены изменения и дополнения в Конституцию Казахстана в 1998 г. Структура и содержание Конституции. Конституция Республики Казахстан состоит из девяти разделов и 98 статей. Согласно Конституции РК, все равны перед законом и судом; каждый гражданин имеет право на жизнь, личную свободу, свободное изменение места жительства, свободу объединений, свободу труда, частную собственность, охрану здоровья, свободу совести, получение образования...

Честь и достоинство человека неприкосновенны. В Ш, IV и V разделах указаны правила избрания, назначения соответственно президента, парламента и правительства, их полномочия, функции, направления действий в различных политических ситуациях, отношения с другими органами, работа в области экономического развития страны, проведение внутренней и внешней политики. В VI разделе указаны направления деятельности и структура Конституционного совета, в VII разделе отражены правила формирования и содержание деятельности судов и судебной системы. В IX разделе даны заключительные и переходные положения.

Это связано со статусом народа как источника государственной власти и как социальной базы носителя общества. Она определяет основы общественного строя: экономические, организационные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, но и его институты черпают правовые положения, идеи из конституции. Наряду с этим общество, его составляющие объединения, организации должны основывать свою деятельность на конституции.

Отдельные законы могут иметь отношение к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям. Нормативные положения конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, действуют прямо и непосредственно. Высшая юридическая сила Конституции РК. Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. Статья 31 1. Государство ставит целью охрану окружающей среды , благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Статья 32 Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. Статья 33 1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными , а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Статья 34 1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Каждый обязан уважать государственные символы Республики.

Статья 35 Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Статья 36 1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. Статья 37 Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 38 Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Статья 39 1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10 , 11 , 13-15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17 , статьей 19 , статьей 22 , пунктом 2 статьи 26 Конституции. Раздел III. Статья 40 1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Статья 41 В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом. Исключен в соответствии с Законом РК от 07. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным.

В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 42 1. Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан». В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины.

Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. Исключен в соответствии с Законом РК от 21. Статья 44 Президент Республики Казахстан: 1 обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21. Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 21.

СРС№6 06.05. Конституция рк 1993 года и 1995 года

Приритеты: 1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полно территориальной целостности. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию. Экономический рост базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана.

Первые попытки предприняли в 1993 году.

Тогда Конституция включила в себя многие правовые нормы - принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание президента главой государства и другие. В таком виде документ просуществовал два года. Токаев озвучил задачи правозащитников в Казахстане И в 1995 году на всенародном референдуме была принята новая Конституция, действующая по сей день. Перед принятием нового закона страны население активно обсуждало проект Конституции. Тогда было проведено боле 30 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более трех миллионов граждан. По итогам массовых обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1 100 поправок и дополнений.

Однако за годы независимости изменения и дополнения в Конституцию вносились шесть раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах. Как менялась Конституция Казахстана В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее в статье 33 верхний возрастной предел в 60 лет для государственного служащего.

Он признан экспертами как качественный закон, соответствующий международно-правовым нормам о свободе для каждого человека исповедовать религиозные убеждения. Мы надеемся, что этот закон станет к тому же основой реального противодействия незаконным действиям исламистских элементов. Понятия «право человека на избрание», «выборы» представляют собой конституционные понятия. В тексте Конституции страны они находятся в 17 статьях, основной из которых является статья 33: «Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме».

Эти статьи находят свое развитие в принятом на основе Конституции Конституционном законе Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года, претерпевший за более чем 20 лет 814 изменений и дополнений. Все эти принципы приводятся в движение, когда избираются Президент, депутаты Мажилиса 107 человек и депутаты Сената 32 человека Парламента Республики Казахстан, депутаты маслихатов 3 335 человек , акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, не входящих в состав сельского округа 2 457 человек. Всего за четверть века в стране были проведены 34 избирательные кампании. Во исполнение норм Конституции Республики Казахстан о разнообразных правах человека и гражданина и 60-ти международно-юридических актов по правам человека, которые были ратифицированы Казахстаном в течение 25 лет, казахстанским законодателем были приняты не менее 78 законов, имеющих прямое отношение к правам и свободам человека. В статье 8 Конституции Республики Казахстан 1995 года записано, что «Республика Казахстан уважаетпринципыинормымеждународногоправа,проводитполитикусотрудничестваидобрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы». Данная статья Конституции увязана с принципами международного права, приведенными в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года. Международно-правовой принцип суверенного равенства благодаря этой конституционной норме стал, как видим, конституционным принципом нашего государства, который напрямую связан с независимостью государства.

Статус суверенного, независимого государства Казахстан обрел на основе Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, принятой постановлением Верховного совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года, а также Конституционного закона Республики Казахстан о государственной независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года. Статьи 1-4, 8-9 Основного закона республики стали конституционно-правовой основой международной правосубъектности Казахстана. Закрытием Семипалатинского полигона наше государство совершило акт мирового значения: благодаря его закрытию замолчали все ядерные полигоны мира, ведущие державы прислушиваются к нашему мнению по вопросам нераспространения ядерного оружия, ядерной угрозы, страна была членом Совета по правам человека ООН, ныне является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. За прошедшие 25 лет Казахстан заключил более 8 тысяч международных договоров и соглашений межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, имеет свои дипломатические и консульские представительства в 65 странах мира, является членом ООН, ОБСЕ, СНГ, в целом более 70 международных организаций. Как полноправный субъект международного публичного права, член мирового сообщества государств казахстанское государство узнаваемо на международной арене.

Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при: 1 выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка; 2 прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка; 3 отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу. Полномочия назначенных депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики. Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случаях роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.

Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пункта 3 настоящей статьи, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан. Статья 53 Парламент на совместном заседании Палат: 1 по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; 1-1 принимает конституционные законы; 1-2 проводит повторное обсуждение и голосование по конституционным законам или статьям конституционного закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеет возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает конституционный закон. Если возражения Президента не преодолены, конституционный закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 2 утверждает отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству; 3 исключен Законом Республики Казахстан от 10. Статья 54 1. Парламент принимает законы в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, в том числе: 1 утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения; 2 устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы; 3 устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана; 4 учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики; 5 решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи; 6 решает вопросы амнистии; 7 ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики.

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате: 1 обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета; 2 проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеют возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 3 проявляет инициативу о назначении республиканского референдума. Статья 55 К исключительному ведению Сената относится: 1 избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги; 1-1 по представлению Президента Республики Казахстан избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан; 2 дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики; 3 лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан; 4 исключен Законом Республики Казахстан от 21. Статья 56 1. К исключительному ведению Мажилиса относится: 1 принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов; 2 большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики; 3 объявление очередных выборов Президента Республики; 3-1 заслушивание два раза в год отчета Председателя Высшей аудиторской палаты; 4 осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента. Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству. Статья 57 Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты: 1 назначает на должности трех судей Конституционного Суда; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты; 2 делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции; 3 избирает половину членов совместных комиссий Палат; 4 прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности; 5 проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания; 6 вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности.

По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства; 7 формирует координационные и рабочие органы Палат; 8 принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты. Статья 58 1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат. Председатели Палат Парламента: 1 созывают заседания Палат и председательствуют на них; 2 осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат; 3 представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат; 4 обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат; 5 руководят деятельностью координационных органов Палат; 6 подписывают акты, издаваемые Палатами; 7 представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты; 8 выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента. Председатель Мажилиса: 2 созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения. Статья 59 1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

Похожие записи

  • Разделы знаний
  • СРС№6 06.05. Конституция рк 1993 года и 1995 года
  • Лекция - Чем отличается Конституция года от Конституции года? Приведите доводы - История
  • День Конституции РК: как отдыхаем, когда празднуем
  • Похожие записи
  • В Казахстане празднуют День Конституции

Конституция Республики Казахстан

B ocнoвy Koнcтитyции 1993 гoдa лeглa мoдeль пapлaмeнтcкoй pecпyблики. Зaкpeпляя нeзaвиcимocть Kaзaxcтaнa, Koнcтитyция 1993 гoдa вмecтe c тeм oтpaзилa cлoжнocть и пpoтивopeчивocть пepвыx лeт нeзaвиcимocти. Главный Закон, по которому живет независимый Казахстан, был принят 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. 28 января 1993 г. был принят Основной Закон — Конституция независимого Казахстана. В 1995 году президентом было инициировано создание рабочей группы, которая разработала новую Конституцию РК. Новая Конституция была вынесена на референдум, который проходил от 28 июля по 30 августа 1995 года. Отличия от Конституции РК 1993 года. Начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 г. ее Верховным советом первой Конституции независимого Казахстана. была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года.

История Конституции Казахстана

Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства [5]. Конституция Республики Казахстан 1995 года Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме.

Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний.

В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений [5].

Основные изменения: Казахстан переходит от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Казахстанцы могут самостоятельно обращаться в Конституционный суд. Смертная казнь запрещается. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Депутатский корпус мажилиса будет формироваться по смешанной избирательной системе. Президентскую квоту в сенате сократят, квоту Ассамблеи народа Казахстана в мажилисе упразднят.

Тогда Конституция впитала в себя многие правовые нормы - принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В таком виде документ просуществовал два года. И в 1995 году на всенародном референдуме была принята новая Конституция. Действующая Конституция страны была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Чем Конституция 1995 года отличается от первой? После всенародного референдума жители страны получили новый документ, который ощутимо отличался от образца 1993 года.

Мы предлагаем вам вспомнить историю, можно сказать, посмотреть ретроспективу эволюции основного Закона страны. Этот Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. В ней было прописано: «Вне пределов ст. В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны ст. Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке статьи 83-90. В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд статья 96 , на отдых статья 97 , материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности ст. Согласно ей вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления статьи 78-83, 97-139 , принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане был принят ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров.

Конституция 1993 года и 1995 г.

Принятие Конституции РК (30 августа года) — Мегаобучалка Конституция 1993 года и 1995 г. Конституция 1993 года – первая Конституция независимого принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана.
Конституция Казахстана (Республики Казахстан) от 30 августа г была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий