Год трансляции первого концерта по радио в россии

В 118 году произошёл масштаб картинками, и свободные действия приостановились, однако объекты не имели жанра, и в 115 году война возобновилась актинового. Сто лет назад начались пробные передачи самой первой в России широковещательной станции — Центральной радиотелефонной станции на Шаболовке. Музыкальному радио – 87 лет. Начало отечественного музыкального радиовещания датируется 17 сентября 1922 года. В том же месяце 2ADD (переименованный в 1947 году в WRC) транслировал то, что считается первым общественным развлекательным вещанием в Соединенных Штатах, серию концертов по четвергам, которые первоначально звучали в радиусе 100 миль (160 км).

Радиовещание в России: как это было?

3. Назовите год трансляции первого концерта по радио в России? 4. В каком году впервые в России по радио транслировалась опера «Евгений Онегин»? 5. В каком году впервые был применен сжатый воздух для передачи бумажных сообщений? «Центральной радио-телефонной станцией разослана следующая радиограмма. Первая радиовещательная станция в СССР – радиостанция имени Коминтерна – располагалась в Москве, в районе Вознесенской улицы, которая носит теперь название улицы Радио. Музыкальному радио – 87 лет. Начало отечественного музыкального радиовещания датируется 17 сентября 1922 года.

Тайны советского радио

Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства». Затем строитель радиостанции А. Минц сделал сообщение о технике радиовещания. После перерыва состоялся концерт студентов Московской государственной консерватории.

С этого времени радиовещание велось регулярно, по строгому расписанию, которое заранее публиковалось в газетах.

Какого января выпал снег в том году? Сколько этажей имеет МГУ? Сколько весит самая большая жаба? Почему нэцке первоначально служило пуговицей на конце тесьмы, к которой подвешивались личные вещи? Пробуждения кого? Почему приятель Разумихина всегда снимал головной убор , входя в общественное место?

В концерте также приняли участие артисты Большого академического театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, Василий Качалов и другие известные исполнители. Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке. Для ускорения начала регулярного вещания требовался мощный стимул, причем на государственном уровне. Таким стимулом стало постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях», согласно которому частным пользователям разрешалось иметь приемные радиоустройства, а радиолюбителям — конструировать радиоприемники. Кроме того, постановление стимулировало развертывание промышленной базы по выпуску радиовещательных приемников.

Другие, подобно Натану Стабблфилду Nathan Stubblefield , считали, что если бы им не помешали неизвестные заговорщики или если бы они смогли найти еще одного спонсора и сделать еще одно маленькое усовершенствование, то их системой пользовался бы весь мир. Но в противовес бесперспективным системам световой и индуктивной телефонии, беспроводной телеграф, развиваемый Маркони, стал фундаментом, на котором было начато создание новой системы посылки голоса. Большинство ранних попыток беспроводной передачи голоса сводились к одной из двух технологий: модулированный световой луч или индукционная передача.

Принцип работы устройств по передаче голоса с помощью света был достаточно прост. В передатчике яркий, направленный источник света модулировался голосом мерцал в соответствии с изменениями тока, вызванными колебаниями мембраны угольного микрофона подключенного последовательно с источником питания. В приемнике использовался светочувствительный элемент селен в комбинации с источником питания и наушником. Падающий на селен свет, создавал слабое напряжение, изменения которого могли быть прослушаны в наушнике. Дальность действия подобного "светотелефона" была ограничена несколькими километрами и зависела от погодных условий, времени суток, яркости источника света и т. В мартовском номере журнала "Kentucky Progress Magazine" за 1930 была помещена статья, в которой, в частности, говорилось: "Марри, штат Кентукки — место рождения радио" — гласит мемориальная доска, помещенная 28 марта 1930 в городском преподавательском колледже. Так отмечены заслуги Стабблфилда как "первого человека, который передал и принял по радио человеческий голос без проводов. Хотя он, несомненно, дал миру самое большое изобретение — радио, он не получил должных почестей".

И все-таки радиоволны К 1902 беспроволочный телеграф Маркони стал неопровержимым фактом. И хотя еще делались жалкие попытки совершить переворот см. Световые и индукционные системы с их ограниченной дальностью уже никем не принималась всерьез. Знаменитый символ "S" перелетевший океан в одночасье сделал устаревшими все "негерцевские" системы связи. Именно в этом контексте новые отряды исследователей начали искать пути передачи речи по эфиру. Технологическим ограничением, которое также на какое-то время задержало переход к голосовой связи, был приемник. Для приема точек и тире кода Морзе в системе Маркони использовался когерер, который начинал проводить ток, подобно выключателю, при приеме электромагнитных импульсов. Когерер идеальным образом подходил для импульсов, но, к сожалению, не обладал достаточным быстродействием для приема сигналов звуковой частоты.

Когерер не позволял приемнику "слышать" голос, а это являлось серьезным техническим препятствием к развитию радиотелефона. Для голоса были необходимы новые изобретения. И они не замедлили появиться. Наиболее удачным из подобных систем был "фотофон" представленный в 1878 Александром Беллом. В дальнейшем эта система, названная Беллом "радиофон", была улучшена и в 1904 демонстрировалась на выставке в Сент-Луи штат Луизиана. Хотя изобретение привлекло повышенное внимание, в дальнейшем не нашло практического применения.

99 лет первой в Советской России передаче голоса по радио

Из лаборатории весь год велись первые нерегулярные передачи, а в 1920 году радиовещательные станции появились в Казани, Москве и других городах. РАДИО РОКС. далее. 100 лет назад в Москве состоялся первый радиоконцерт. Home История России. 17 сентября 1922 года в Москве состоялся первый радиоконцерт. В жизни радио 17 сентября случилось знаковое событие – впервые в России по радио прозвучала музыкальная передача. Первая отечественная электронная лампа Рис. 1.8 Первая отечественная электронная лампа. В эти же годы Олег Владимирович Лосев создал в Нижегородской лаборатории первые полупроводниковые генераторы — кристадины.

История отечественного радиовещания

Первая радиовещательная станция в СССР – радиостанция имени Коминтерна – располагалась в Москве, в районе Вознесенской улицы, которая носит теперь название улицы Радио. В том же месяце 2ADD (переименованный в 1947 году в WRC) транслировал то, что считается первым общественным развлекательным вещанием в Соединенных Штатах, серию концертов по четвергам, которые первоначально звучали в радиусе 100 миль (160 км). В этот день по радио впервые прозвучали слова: «Слушайте! Центральная аппаратная, посредством которой можно вести прямые трансляции концертов, спектаклей, как и любых значимых событий в жизни города из любой его точки. Сто лет назад начались пробные передачи самой первой в России широковещательной станции — Центральной радиотелефонной станции на Шаболовке.

К столетию начала радиовещания в России

В тот же день правительство запросило письменный отчет о работе в области радиотелефонии и выступило с предложением распространить казанский опыт на Москву и Петроград. С 28 мая по 1 июня 1921 года громкоговорящая радиотелефонная установка была испытана в Москве: рупоры установили на балконе здания Моссовета, а 17 июня передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для передач из студии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции. Таким образом, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней. Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщений, разнохарактерных по содержанию и структуре.

Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио — A. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели.

Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил надежду, что этот прибор в будущем может быть применен для передачи сигнала на расстояние без проводов. Уже в марте 1896 года A.

Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе. В этом же году итальянский ученый и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал — его изобретение засекретили.

В течение всего XX века идут бесплодные споры о том, кому принадлежит первенство — А. Попову или Г. Изучение исторических обстоятельств и документов, свободное от политических и пропагандистских целей, дает основание поддержать мысль об автономности исследований А. Попова и Г.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. За работы в области радиотехники в 1909 году он был удостоен Нобелевской премии. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии — системы передачи человеческой речи по проводам.

Изобретенный в 1876 году американским профессором Александром Беллом телефонный аппарат использовался в Америке и в России для экспериментальных попыток передавать с его помощью оперные спектакли прямо со сцены театра в расчете, разумеется, на крайне ограниченное число абонентов-слушателей. Предполагая будущие возможности телефона как средства массовой коммуникации, великий русский сатирик М. Салтыков-Щедрин в 1886 году в цикле рассказов "Мелочи науки" описывал эти перспективы с учетом качества преподавания в провинциальных гимназиях: "Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов воспитателей. До сих пор значительная часть аудитории по крайней мере, в нашей стране слушает программы радио, передаваемые по проводам, а не через эфир.

Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в эфире звучали только точки и тире азбуки Морзе. Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году — это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. Таким образом, техническое возникновение радиоканала как средства связи и появление нового вида творческой деятельности — "у микрофона" — есть по сути своей два самостоятельных процесса, не совпадающих по времени. Между тем в качестве технического коммуникационного канала, способного выполнять и просветительско-пропагандистские задачи, радио заявило себя еще на стадии использования "точек и тире" Самуэля Морзе.

Однако важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве был не автономным средством массовой информации, а составил звено в информационно-пропагандистской цепочке — так в 1914—1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение, — радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. В первые годы Советской власти он был основным поставщиком материалов для местной прессы. В текстах этого своеобразного "издания" можно увидеть начальные признаки будущего вещания.

Его авторы из-за необходимости быть максимально лаконичными все-таки телеграф! Но это еще только предыстория вещания. Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не с политических, а с литературно-художественных программ — радиоконцертов. Обуховой, флейтиста А.

Ларина и скрипача Б. Подобные концерты стали звучать относительно регулярно с сентября 1923 года. Возник огромный интерес к радиопередачам и радиолюбительству у населения: при клубах, школах, в вузах начали открываться радиокружки, появился радиоприемник "Кристадин", сконструированный инженером О. Аппарат произвел сенсацию: он был компактен, удобен и достаточно прост, им можно было пользоваться без специальной технической подготовки.

К тому же был рассчитан на работу не только в общественных местах, но и в домашних условиях. Особенности первого периода радиовещания вытекают прежде всего из специфики тех задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Это развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего — поголовная неграмотность двух "правящих классов" — рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития.

Согласно официально объявленной доктрине рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности этих самых масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом. Но печатные каналы информации и пропаганды в то время были не в состоянии удовлетворить потребности страны. Высшая тогда инстанция — партийный съезд — была крайне озабочена тем, что состояние прессы характеризуют не только "резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов... В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации.

При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. Таким образом, форма газеты по радио как основного вида радиосообщений первого периода общественно-политического вещания порождена не примитивным представлением о возможностях нового канала информации и пропаганды что в принципе было бы логичным в начальный период его освоения , но выдвинутыми властью требованиями к радио. Позиция В.

Расширились "черные списки" имен писателей, музыкантов, артистов, ученых и, разумеется, журналистов, которых не следовало приглашать для участия в радио- и телепередачах. Радио было ориентировано прежде всего на позитивную информацию, на доказательство того, что "наш советский образ жизни — самый прогрессивный", а значит, и самый перспективный среди всех путей развития человечества. Парадокс большинства пропагандистских передач этого времени заключался в том, что на первый взгляд все необходимые компоненты журналистского творчества в них присутствовали. Радио «перестройки и гласности» 1985—1991 1985 год стал переломным в жизни огромной страны, в развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на апрельском Пленуме 1985 года, должна была по идее охватить все стороны жизни общества, все звенья государственного механизма. Был официально взят курс на демократизацию и гласность. Декларировалось непреходящее значение общечеловеческих идеалов и ценностей, которым должны были соответствовать советская политика, экономика, культура и идеология.

Подразумевался процесс серьезных преобразований в общественной жизни и сознании людей. Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача "Юности" "Молодежный канал". Если телемосты уже были привычными для телезрителей второй половины 1980-х годов, то радиомосты — явление новое, необычное. В течение двух часов шел диалог между московскими студентами и студентами Южно-Иллинойского университета. В США радиомост был дан в эфир полностью на 35 штатов. В эфире "Юности" он звучал в записи 45 минут, но стал первой пробой гласности в международном эфире, живым, "непричесанным" редакторской правкой обменом мнениями. За ним последовал радиомост "Москва-Вашингтон" 1988. В 1987 году в режиме прямого эфира стала выходить «Информационно-музыкальная панорама "Маяка" от шести до десяти» — четыре часа утреннего интенсивного информационного вещания. Выпуски панорамы отличались высокой оперативностью, в них звучали сообщения, полученные редакцией ночью и утром, прямые эфирные переклички и прямые репортажи с мест, где происходили или должны были происходить события, новости науки и техники, познавательная информация, предупреждения ГАИ, сводка погоды.

Позднее появилась полуторачасовая дневная «Панорама "Маяка"». Складывался качественно новый тип вещания, где прямой эфир был реальным проявлением процесса перестройки на радио, его демократизации, доверия к журналисту и аудитории и одновременно повышения ответственности радиожурналиста. Это новое вещание резко отличалось от "стерилизованного", заранее фиксированного на магнитную пленку эфира 1970-х годов, когда только дикторы и группа политических обозревателей Центрального телевидения и Всесоюзного радио, утвержденные ЦК партии, имели право выходить в прямой эфир. Помимо прямых включений с места события ежедневно Главная редакция информации выпускала "Парламентский дневник" — получасовую передачу, в которой стремилась обстоятельно показать не только ход работы сессий Верховного Совета, спектр различных мнений, полемику, но и оценку, которую дают работе депутатов избиратели. Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года ГКЧП Государственный комитет по чрезвычайному положению издал указ о ликвидации наиболее прогрессивных и демократических средств массовой информации. Был запрещен выход в эфир и "Радио России". Его журналистов и техников не допустили к своим рабочим местам в Останкинском телерадиоцентре. Но "Радио России" продолжало работать. Наибольший интерес в эти сложные для страны дни и ночи вызывали передачи радиостанции "Эхо Москвы". Корреспонденты и обозреватели "Эха Москвы" с помощью различных каналов радио и телефонной связи выходили в эфир прямо с улиц и площадей Москвы и слушатели могли не просто узнавать о событиях, но погружаться в реальную атмосферу путча.

С ее появлением в эфире 10 января 1991 года монополия государства на массовое радиовещание окончательно перестала существовать. Отечественное радиовещание в условиях рынка 1991—1999 Начало 90-х годов — точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности от государственной до частной , широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию — ВГТРК. В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино", в состав которой входили следующие программы: — "Радио-1 Останкино" бывшая I программа Всесоюзного радио, включавшая информационные, аналитические, музыкальные, литературно-драматические и детские передачи ; — информационно-музыкальная программа "Маяк" эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию ; — программа "Молодежный канал" радиостанции "Юность"; — радио "Орфей" — классическое музыкальное наследие. Более молодое, конкурирующее с "Радио-1" и другими каналами "Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. В его рамках создаются два подразделения: "короткое радио" — дирекция информационной службы и "длинное радио" — дирекция программного вещания. В подразделении "длинного радио" создавались литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы.

Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х гг. Передачи внутрисоюзного Р. Проблемами организации Р. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс. Насчитывается свыше 60 млн. Развивается стереофоническое вещание. В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания среднесуточный объём 150 ч. Включает информационные выпуски «Последних известий», ежедневные обзоры центральных газет. Одна из старейших передач программы — «Рабочая радиогазета». Жителям села адресован радиожурнал «Земля и люди». Популярны передачи «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», «Здоровье», программа радиостанции «Юность», «Театр у микрофона», обозрение «Театр и жизнь», «Литература и искусство за рубежом», «Музыкальные вечера» и др. По 1-й программе звучат передачи для детей и др. Среднесуточный объём вещания 20 ч. Передают программу радиостанции трёх синхронных сетей. Передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа — общеобразовательная, литературно-музыкальная, включает документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей, драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи в среднем 4 ч в сут. Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных комплексов. В 1974 действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций. Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио. Среднесуточный объём местного вещания превышает 1000 часов. Местные передачи ведутся, как правило, по 3 программам. Регулярное вещание Московского радио на зарубежные страны началось с 1929, вначале на немецком, затем на французском, английском и др. Передачи раскрывают всемирно-историческое значение строительства коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистической системы. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 начались передачи на греческом, турецком, персидском, норвежском и др. Московское радио было источником объективной информации о ходе войны. По просьбе филиала американской радиовещательной компании «Нэшонал бродкастинг компани» ныне самостоятельная радиотелекорпорация «Американ бродкастинг компани» была организована передача Московского радио для США, которая ретранслировалась 96 американскими станциями. В 60-е гг. В 1964 создана радиостанция «Мир и прогресс» — орган советских общественных организаций. Большой популярностью у слушателей пользуются т. В 1974 общий объём иновещания составлял более 200 ч в сут, передачи велись на 70 языках. Почта в 1974 — свыше 100 тыс. В музыкальных коллективах Всесоюзного радио работали: дирижёры — Б. Александров, Н. Голованов, А. Гаук, В. Кнушевицкий, Ю. Никольский, А. Орлов, Л. Пятигорский, Г. Рождественский; хормейстеры — И. Кувыкин и А. Свешников; солисты — Г. Абрамов, Д. Демьянов, В. Бунчиков, З. Долуханова, Н. Казанцева, О. Ковалева, В. Нечаев, Н.

С сентября началось вещание через рупоры. Владимир Про — первый диктор 23 февраля 1923 — первый концерт в советском эфире. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты. Роза Иоффе — знаменитый радиорежиссёр того времени.

Первая трансляция с Шаболовки

Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся. Попова Сокольническая радиостанция. Существуют различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового радиовещания. Нельзя забывать и о более ранних радиотелефонных передачах, обращенных к массовой аудитории. К весне 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований военно-техническая база типа арсенала был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передать через рупор наподобие граммофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты газетных статей. Об этом 7 мая 1921 года московские газеты напечатали информацию РОСТА Российское телеграфное агентство в подборке сообщений о праздновании Первого мая на местах. В тот же день правительство запросило письменный отчет о работе в области радиотелефонии и выступило с предложением распространить казанский опыт на Москву и Петроград. С 28 мая по 1 июня 1921 года громкоговорящая радиотелефонная установка была испытана в Москве: рупоры установили на балконе здания Моссовета, а 17 июня передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для передач из студии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции.

Таким образом, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней. Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщений, разнохарактерных по содержанию и структуре. Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио — A. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил надежду, что этот прибор в будущем может быть применен для передачи сигнала на расстояние без проводов. Уже в марте 1896 года A.

Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе. В этом же году итальянский ученый и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал — его изобретение засекретили. В течение всего XX века идут бесплодные споры о том, кому принадлежит первенство — А. Попову или Г. Изучение исторических обстоятельств и документов, свободное от политических и пропагандистских целей, дает основание поддержать мысль об автономности исследований А. Попова и Г. К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан.

За работы в области радиотехники в 1909 году он был удостоен Нобелевской премии. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии — системы передачи человеческой речи по проводам. Изобретенный в 1876 году американским профессором Александром Беллом телефонный аппарат использовался в Америке и в России для экспериментальных попыток передавать с его помощью оперные спектакли прямо со сцены театра в расчете, разумеется, на крайне ограниченное число абонентов-слушателей. Предполагая будущие возможности телефона как средства массовой коммуникации, великий русский сатирик М. Салтыков-Щедрин в 1886 году в цикле рассказов "Мелочи науки" описывал эти перспективы с учетом качества преподавания в провинциальных гимназиях: "Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов воспитателей. До сих пор значительная часть аудитории по крайней мере, в нашей стране слушает программы радио, передаваемые по проводам, а не через эфир. Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в эфире звучали только точки и тире азбуки Морзе. Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году — это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. Таким образом, техническое возникновение радиоканала как средства связи и появление нового вида творческой деятельности — "у микрофона" — есть по сути своей два самостоятельных процесса, не совпадающих по времени. Между тем в качестве технического коммуникационного канала, способного выполнять и просветительско-пропагандистские задачи, радио заявило себя еще на стадии использования "точек и тире" Самуэля Морзе.

Однако важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве был не автономным средством массовой информации, а составил звено в информационно-пропагандистской цепочке — так в 1914—1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение, — радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. В первые годы Советской власти он был основным поставщиком материалов для местной прессы. В текстах этого своеобразного "издания" можно увидеть начальные признаки будущего вещания. Его авторы из-за необходимости быть максимально лаконичными все-таки телеграф! Но это еще только предыстория вещания. Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не с политических, а с литературно-художественных программ — радиоконцертов. Обуховой, флейтиста А. Ларина и скрипача Б. Подобные концерты стали звучать относительно регулярно с сентября 1923 года.

Возник огромный интерес к радиопередачам и радиолюбительству у населения: при клубах, школах, в вузах начали открываться радиокружки, появился радиоприемник "Кристадин", сконструированный инженером О. Аппарат произвел сенсацию: он был компактен, удобен и достаточно прост, им можно было пользоваться без специальной технической подготовки. К тому же был рассчитан на работу не только в общественных местах, но и в домашних условиях. Особенности первого периода радиовещания вытекают прежде всего из специфики тех задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Это развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего — поголовная неграмотность двух "правящих классов" — рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. Согласно официально объявленной доктрине рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности этих самых масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом. Но печатные каналы информации и пропаганды в то время были не в состоянии удовлетворить потребности страны. Высшая тогда инстанция — партийный съезд — была крайне озабочена тем, что состояние прессы характеризуют не только "резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов... В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации.

При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. Таким образом, форма газеты по радио как основного вида радиосообщений первого периода общественно-политического вещания порождена не примитивным представлением о возможностях нового канала информации и пропаганды что в принципе было бы логичным в начальный период его освоения , но выдвинутыми властью требованиями к радио. Позиция В. Ленина, выделившая в делах агитации, пропаганды, просвещения и организации масс радио как "газету без бумаги и без расстояний", по его убеждению, должна была помочь только что родившемуся радиовещанию познать самое себя в условиях еще крайне ограниченных технических средств. Позднее окажется, что такой подход на практике сужает возможности вещания, и радио выберет совсем иной путь развития. Между тем "взрыв" радиолюбительства давал свои плоды: самодельные приемные устройства плодились с фантастической быстротой и настойчивостью. В октябре 1922 года, к примеру, "Правда" писала, что к ноябрьским торжествам во всех уездных! Надо было вводить всю эту стихию в какое-то законное русло, и Совнарком принимает два постановления, чрезвычайно важных для развития массового вещания в стране. Сначала, 4 июля 1923 года, — "Декрет о радиостанциях специального назначения", позволяющий всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям и организациям сооружать и эксплуатировать приемные радиостанции. Затем, 28 июля 1924 года, — Декрет СНК СССР, которым разрешалось всем гражданам СССР иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим и вообще пользоваться ими в свое удовольствие и по собственному же усмотрению.

К этому времени и возможности для экспериментов с вещательными программами на главной советской радиостанции им. Коминтерна увеличились: к концу 1923 года были восстановлены разрушенные в годы войны телефонные и телеграфные линии, связывающие Москву с различными районами страны, и значительная часть нагрузки с радиосвязи перешла на проводную связь, высвободились часы для опытов "радиофанатиков". Впрочем, теперь они имели официальное название — инициативная группа "Радиомузыка" при Наркомпочтеле СССР, в обязанности которой вменялось "создание концерта по радио путем проведения лабораторно-музыкальных занятий". К этому времени стала совершенно очевидной необходимость организационно-административной структуры, которая взяла бы на себя централизованную заботу о развитии радиодела в стране. Организация "Радио для всех" акционерное общество для широкого вещания по радио была создана 1 октября 1924 года; учредителями ее явились Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально к числу функций нового общества относились в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприемной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий. Однако устав общества, утвержденный 1 декабря 1924 года постановлением Совета труда и обороны, предусматривал расширение обязанностей общества, относя к его важнейшим задачам организацию вещания. Общество стало называться "Радиопередача". Председателем его правления был назначен старый большевик A. В Уставе "Радиопередачи" говорилось, что общество имеет право: а устраивать, приобретать, арендовать, эксплуатировать и передавать в аренду различного рода приемные радиостанции и радиоустановки, предназначенные для широковещания; б осуществлять при посредстве радиостанций передачу и прием публичных лекций, докладов, информации, концертов, разного рода сведений, рекламы и коммерческих объявлений; в выпускать всякого рода руководства, брошюры, программы и издания, относящиеся к роду деятельности общества.

С февраля 1925 года общество стало выпускать еженедельную газету "Новости радио" — первую и в то время единственную в мире специальную газету, посвященную радиопрограммам и технике радио. В короткий срок оно сумело обеспечить переход от отдельных, эпизодических передач к регулярным, которые шли в эфир по ежедневному постоянному расписанию. Строительство станций, передающей и приемной радиосети велось быстрыми темпами. Об этом наглядно говорят следующие статистические данные: в 1924 году существовало 10 таких станций, в 1926 — 48, а в 1928 — 65. К началу 1928 года вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов. Наиболее крупными радиостанциями в этот период были Центральная радиовещательная станция имени Коминтерна и Сокольническая станция имени A. Попова в Москве. Все больший размах получало строительство радиосетей в республиках и национальных районах: на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Средней Азии, Татарии, Башкирии, Карелии. Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемое И.

Сталиным, передоверило управление столь мощным средством просвещения, агитации и пропаганды частным лицам? И это в то время, когда уже совершенно очевидно намечался курс на создание тоталитарного государства, а соответственно и установление жесточайшего идеологического контроля над каждым человеком. Здесь следует сказать о том, что лично И. Сталин и его ближайшее окружение явно недооценивали возможности радио. Стратегия и тактика большевизма приучили всех участников движения к важности прежде всего газетных изданий. Традиционно в состав руководящих инстанций партийной власти — от Центрального Комитета до райкомов и парткомов на предприятиях — включались редакторы печатных изданий соответствующего уровня редактор общероссийской газеты был членом ЦК, городской — губкома-обкома-райкома и т. Система партийной печати была отработана, и радио достаточно длительное время рассматривалось в структуре агитационно-пропагандистского арсенала лишь как дополнительное оружие. Но это не значило, что партия вообще не обращала внимания на процесс становления программ радиовещания. В июне 1925 года при агитпропе ЦК партии была создана Радиокомиссия; она должна была осуществлять повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей работы по использованию радио. В ноябре того же года Радиокомиссией был заслушан отчет общества "Радиопередача".

В постановлении говорилось: «Основными задачами "Радиопередачи" признаны: 1 организация агитационного и культурно-просветительного широковещания с устройством необходимых установок как передающих, так и приемных и 2 радиофикация Деревни. Для усиления политической радиоагитации признано необходимым установление более тесной связи культотдела "Радиопередачи" с отделом агитации агитпропа ЦК». В системе вещательных программ, которые готовила "Радиопередача", информационно-пропагандистские задачи в первую очередь выполняли радиогазеты. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получили спустя два дня. По понедельникам газеты не выходили, и информация, переданная по радио, опережала их на два дня. Эта опережающая способность канала была предусмотрена и заложена в программу деятельности редакции как один из основных принципов "Радиогазеты РОСТА". Ее ответственный редактор Б. Данский писал, оценивая первые три месяца работы редакции: «Мы стараемся сделать радиогазету интересной следующим путем. Мы даем самый злободневный материал. Даем его накануне появления в печатных газетах.

Это мы имеем возможность сделать, ибо к услугам радиогазеты громадный информационный материал Росты. И при этом, что называется, "со сковородки". Мы имеем возможность вставлять в радиогазету телеграммы немедленно по получении их Ростой». Следует отметить, что до появления "Радиогазеты РОСТА" материал, составляющий содержание радиосообщений, как правило, представлял собой текст, уже опубликованный в прессе. С осени 1922 года в передачах Центральной радиотелефонной станции основное место занимали материалы из газет — выступления на политические темы, сообщения метеослужбы, новости экономической жизни и торговли, календари сельскохозяйственных работ, эпизодические лекции на научные темы. Принципиальное отличие аналогичных материалов, собранных в рамках радиогазеты продолжительностью в 45 минут звучания, заключалось в первичности их обнародования и в том, что из бесформенного собрания разрозненных материалов они превращались в четко сверстанное звуковое издание. Принципы газетной верстки были для "Радиогазеты РОСТА" обязательны и незыблемы, что неоднократно подчеркивали ее руководители. Данский писал: "Если сравнить последние номера радиогазеты с ее первыми номерами, то газеты просто не узнать. Сейчас наша радиогазета совсем как настоящая, заправская газета. Ежедневно в газете две статейки — о заграничных и наших советских делах.

Телеграмм ежедневно — не менее десяти—пятнадцати. Важнейших московских сообщений — 15—20. Новостей науки и техники — тоже 10—15 заметок. Кроме того, отзывы о театре и кино, книгах, отдел спорта, юридический отдел, стихи, рассказы, частушки и т. Наконец, переписка с радиослушателями — ежедневно помещается 10—15 ответов на письма, интересные не только для написавших письма, но и для широкой массы радиослушателей ". Тематическое разнообразие материалов, а также невозможность вместить всю обязательную для различных социальных групп информацию в рамки 45—50-минутного выпуска привели к реорганизации "Радиогазеты РОСТА". Смысл этой реорганизации заключался прежде всего в дифференциации аудитории, увеличении и конкретизации "адресов" радиопередач. В октябре 1925 года газеты сообщили о комплексной программе изучения аудитории с помощью специальных анкет, принятой Радиосоветом при Главполитпросвете. Одновременно изучением потребностей различных социальных слоев населения применительно к массовому вещанию занялось "Общество друзей радио": его активисты вели анализ возрастного состава радиослушателей, регулярности и нерегулярности прослушивания в зависимости от содержания передач. Несмотря на достаточно упрощенные с современной точки зрения методы, которыми велись указанные исследования, они дали основание считать, что материалы, передаваемые в эфир, не могут "удовлетворить всю массу радиослушателей: рабочих, крестьян, служащих, интеллигенцию...

Радиогазета до сего времени держала курс на малограмотных слушателей из рабочих и крестьян. И потому, несмотря на все лестные отзывы, нужно сказать прямо: в полной мере радиогазета до сего времени не обслуживала и не могла обслуживать ни крестьян, ни рабочих, ни другие социальные группы радиослушателей", — писал один из руководителей радиогазеты А. Встал вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую — ежедневную, и крестьянскую — 3—4 раза в неделю. Редакционные аппараты обеих газет выходили из состава РОСТА и создавались при редакциях печатных изданий — "Рабочей газеты" и "Крестьянской газеты". Соответственно и большинство из последующих и местных радиоизданий — "Комсомольская правда по радио", "Радиопионер", "Врачебно-физкультурная радиогазета", "Призывник", "Кустарь и артель" и т. Ретроспективно это обстоятельство следует, на наш взгляд, оценивать двояко. С одной стороны, это стимулировало улучшение содержания радиогазет, более аргументированную постановку общественно значимых вопросов, а следовательно, усиление роли радио в жизни людей. Основная ценность ее заключалась в том, что она ежедневно, не пропуская праздников, передавала самую свежую заграничную и внутреннюю информацию. Масса благоприятных отзывов о радиогазете доказывает, что свою задачу она выполнила хорошо.

Это обозначило первый организационный период развития массового вещания. Опыт печати, привлечение большого количества публицистов, работавших в прессе, к подготовке радиоматериалов, безусловно, оказали влияние на качество текстов, передаваемых в эфир. С другой стороны, закрепление редакции радио как структурной части редакционных коллективов печатных изданий ставило под сомнение необходимость развития и так находившихся в зачаточном состоянии сугубо радийных методов воздействия на аудиторию, а в ряде случаев особенно на местах вело к упрощенному пониманию специфики канала. Возникший в этот период термин "радиопечать", появившийся не только на страницах прессы, но и в тексте ряда официальных документов, был отражением распространенного представления о микрофоне как своеобразном типографском станке, выпускающем дополнительный тираж печатной продукции. Более того, утверждалось мнение, что существование радио как самостоятельного специфического средства информации и пропаганды нецелесообразно. Причем мнение это распространялось уже не только на радиогазеты, но и на зарождающееся художественно-просветительское вещание. Подобные взгляды не могли не оказать отрицательного воздействия на практику вещания. Как результат в прессе появился ряд резко критических выступлений в адрес "Радиопередачи". Журнал "Радиослушатель", в частности, писал: "Количество радиогазет все растет. Они возникают, создаются без всякой радиорабселькоровской и слушательской базы, без наличия средств редакционных сил.

Назвать такой рост достижением нельзя". К середине 1928 года в стране насчитывалось 80 радиогазет, к 1930 году — уже до 300, кроме того, 179 — фабрично-заводских и 100 — колхозных, выходящих на 29 языках народов СССР. Уже при выпуске первых номеров "Радиогазеты РОСТА" возникла проблема стилевого отличия текстов, предназначенных для эфира, от газетных текстов, обсуждались вопросы особого композиционного построения радиосообщений. В своем программном заявлении редакция "Радиогазеты РОСТА" утверждала: «Радиогазета должна быть не только короткой, но и весьма живой, интересной и понятной, иначе радиогазету не будут слушать... Чрезвычайно важна форма изложения. Для усиления живости радиогазеты мы допускаем в газету музыкальные номера, частушки с пением и балалайкой и проч. Не менее важна передача радиогазеты. Самый лучший номер может быть испорчен вследствие плохой декламации. Нашу радиогазету передают декламаторы-актеры. Один из них "ведет" газету.

Он является чем-то вроде конферансье, которые выступают во время концертов, литературно-музыкальных вечеров на "эстрадах"». На этот "конферанс", на его текст и передачу редакция радиогазеты обращает очень большое внимание. Наконец, "конферансье" является объединяющим началом в радиогазете, он дает "лицо" радиогазете. Журнал "Радиослушатель" развивал эту мысль: "Радиогазета — это не только газета без бумаги и расстояния, — это вообще газета новых форм. Рожденная от брака эфира с эстрадой, она от отца приобрела молниеносную быстроту пробега, а от матери — театральность, диалог". Тем не менее анализ сохранившихся текстов показывает, что на практике роль ведущего в абсолютном большинстве выпусков "Радиогазеты РОСТА" сводилась к простому объявлению им очередной рубрики и чтению ее материалов, т. Не случайно, характеризуя требования, предъявляемые к артистам, работающим у микрофона в начальный период существования радиогазет, один из старейших работников радио H. Толстова пишет: "Когда самых первых артистов, чтецов приглашали на радио читать информацию и даже вести первый номер радиогазеты, от них требовались лишь красивый голос и безукоризненная дикция. Другие требования возникали позже, с появлением новых видов передач". Именно в этот период возникла теория "дикторского единообразия", требующая от чтеца радиогазеты максимальной интонационной скупости, любое выражение диктором личного отношения к содержанию радиосообщения посредством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялось грубым нарушением профессиональной этики.

Турину содержится категорическое требование о "снятии женских голосов с передачи. Эти голоса не подходят Для чтения газетного материала... Исключением может явиться чтица, у которой приятный низкий голос, похожий на мужской". Итак, уже на первом этапе существования радиогазет появились две противоборствующие тенденции их развития; с одной стороны, "концерт из документов" и как следствие — стремление к яркой эмоциональной окраске текста; с другой — отказ от каких бы то ни было драматургических композиционных построений и соответствующая этому интонационная скупость. Адаптация литературных текстов на радио во многих случаях предполагала не только изменение их структуры с целью наилучшего восприятия на слух — следовало придать им такие черты устной словесности, которые соответствовали бы речевому этикету трибунно-митингового обращения к аудитории; иначе говоря, переработка текстов шла с учетом не просто слухового, но коллективного восприятия радиосообщения. Это соответствовало задаче "установки радиоприемников для массового слушателя, в первую очередь громкоговорителей в рабочих клубах, домах крестьянина и избах-читальнях". Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. Уточним, что в это понятие мы вкладываем представление о трансляционных программах всех направлений как общественно-политического, так и музыкально-эстетического содержания. В профессиональном арго по отношению к этому виду передач укоренился термин "прямая трансляция", подчеркивающий их первое основное видовое отличие от других радиопередач: "совместность по времени"с событием, о котором они рассказывают. Как правило, продолжительность прямых трансляций в начальный период массового вещания совпадала с продолжительностью самого события.

Второе обязательное видовое отличие событийных трансляций — внестудийность, то есть местом непосредственного рождения радиосообщения являлись не студия радио, а аудитория собрания, театральный или концертный зал или вообще открытое уличное пространство. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: — общественно-политические; — просветительские; — развлекательные. Разумеется, в структуре конкретной передачи эти три направления часто существовали во взаимном проникновении, соотносясь как части целого. По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: — радиособрания; — радиолекции; — радиоконцерты. Событийные трансляции имели ярко выраженную агитационную направленность, имитируя вовлечение масс слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической и культурной жизни страны. А радиособрания и радиопереклички, появившиеся в эфире в конце 1924 — начале 1925 года, привлекали возможностью установления эмоционального контакта информационного канала и аудитории. Радио перестает быть новинкой... Он утверждал необходимость "перенести микрофон из студии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съездов и т. Участники вечеров, концертов и т. Радиослушатели будут психологически более спаяны с тем, что происходит у микрофона.

Аудитория будет лишена специфической замкнутости". Этот диспут полностью транслировался по радио из Большой аудитории Политехнического музея. Любович подчеркивал важность звуковых атрибутов трансляционных форм для создания эмоциональной атмосферы вещания. Идеологические постулаты, разумеется, мешали, но еще не опровергали реальную практику: «За границей, частично в Англии, — ежедневные трансляции из ресторанов, — говорил А. Так же и передача боя часов Вестминстерского аббатства переносит нас на ночную лондонскую площадь... Мы, при нашем многообразии жизни, должны "перенести микрофоны в жизнь, приблизиться к ней"». Едва ли не важнейшую свою задачу сотрудники акционерного общества "Радиопередача" видели в использовании "всех возможностей трансляционной связи своего центрального узла по Никольской, 3, со всеми театрами, концертными залами, университетами". Возможность одновременного выхода в эфир из разных городов стимулировала появление радиоперекличек. Само это слово быстро и прочно вошло в лексикон; форма радиоперекличек показалась чрезвычайно перспективной. Драматургическое начало прослеживается и в эстетических трансляциях радио, в радиолекциях по проблемам литературы и искусства.

Декларируя программу музыкального широковещания, его редакторы и организаторы в 1925 году писали в коллективной статье: "Уместны, даже необходимы цикловые исторические концерты с краткими, сжатыми пояснениями и широкими музыкальными программами, исчерпывающе охватывающими тот или иной период того или иного композитора, с попутной характеристикой эпохи, в которой композитор жил. В обслуживании всех праздников — одна из ударных задач широковещания... Как развлечение — здоровый смех, отдых от серьезных программ нужны рабочему особенно — мы предлагаем серию популярных концертов, где будет уделено время и бытовому рассказу, и народному инструменту, и частушке". Успех сопутствовал радиоконцертам с самого первого появления их в эфире. Особенной популярностью пользовались выступления мастеров искусств в так называемых "краснокалендарных концертах", программа которых строилась как монтаж музыкальных номеров и коротких комментариев. Такие концерты предназначались для слушания на улицах, прямо во время демонстраций и гуляний. С 1924 года при Наркомпочтеле Народный комиссариат почт и телеграфов работала инициативная группа, называвшая себя "Радиомузыкой". Ее целью было определение оптимальных условий для передачи музыкальных программ из студии. Путем экспериментов группа выясняла достоинства того или иного типа микрофонов, наилучшее расположение артистов в студии, условия лучшего звучания оркестра и отдельных инструментов через микрофон из помещения, не приспособленного специально для исполнения музыкальных произведений, и т. Результаты исследований группы "Радиомузыка", а также аналогичные работы специалистов музыкального отдела "Радиопередача", включавшие анализ почты радиослушателей, сформировали мнение о том, что при существовавшем уровне технической оснащенности трансляции музыкальных концертов и спектаклей из театров и специально предназначенных залов значительно более совершенны и перспективны.

A fisherman and his family gather around a radio in their living room in Provincetown, Massachusetts. У одного из основателей русского футуризма Велимира Хлебникова в статье «Радио будущего» 1921 г. Насчет чародея и чарователя поэт предугадал верно. Радио в 20-е годы приобщало советских людей к культурным ценностям, открывая им доступ к вершинам культуры. С конца 1925 г. Тогда как в европейских странах и мечтать не могли о подобных передачах, там по радио звучал репертуар, рассчитанный на невзыскательного слушателя. В том же 1925 г.

Официальная дата рождения отечественного радиотеатра — 25 декабря 1925 г. В тот день станция им. Комитерна передала первую советскую радиопьесу «Вечер у Марии Волконской», подготовленную к 100-летию восстания декабристов. Вскоре в художественном вещании формируются два театральных направления: «Театр у микрофона» — трансляция со сцены драматического или музыкального театра; и спектакли, поставленные непосредственно в радиостудии по оригинальным сценариям. Благодаря литературно-художественному вещанию радио стало самым популярным видом досуга. В середине 1930-х гг. Говорит и поёт Москва!

В этот день впервые прозвучали слова: «Слушайте! Говорит Москва! Открывала первый в истории послереволюционной России радиоконцерт певица Надежда Обухова исполнением романса «Не искушай меня без нужды». В концерте также приняли участие артисты Большого академического театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, Василий Качалов и другие известные исполнители. Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке. Известна фраза В. Ленина, адресованная руководителю Нижегородской радиолаборатории, профессору М.

Бонч-Бруевичу: «Газета без бумаги и без расстояний», которую вы создаете — будет великим делом! И все же, вождь имел ввиду радио именно как продолжение газеты, инструмент пропаганды, и не более того. Помните, чем отличалась страна в начале 20-х: безграмотностью, огромными размерами и плохими дорогами. Газету из Москвы в Ленинград можно было доставить на следующий день, а вот куда-нибудь за 200 км от Москвы — через неделю! Регулярное «широковещание» было возложено в 1924 г. Основной формой общественно-политического вещания стали в это время радиогазеты. Затем — другие, которые практически дублировали названия печатных изданий: «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Красноармейская радиогазета», «Комсомольская правда по радио»… Вскоре счет на радиогазеты — центральные, окружные, краевые — пошел на сотни.

Из-за недостатка в стране радиоприемников, прослушивание радиопередач чаще всего было коллективным, в клубах, актовых залах и на улице, где устанавливались рупоры-громкоговорители. Абонентский громкоговоритель серии «Рекорд-4». В технической документации он значился как абонентский громкоговоритель, однако народная молва переименовала его на свой лад: «радио», «тарелка». В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца. К тому же, простенький прибор был главным источником информации. Постановлением СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие почтовые отделения перед Победой 1945 года их честно вернули. Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок».

Они всю войну оставались висеть на стенах в квартирах, домах, избах, на уличных столбах. Граждане слушают выступление В. Молотова по радио 22 июня 1941 г. В июле 1941 года был создан новый специальный орган — Совинформбюро для централизации всей информации, поступавшей с фронта и тыла. Во время войны проводное радиовещание стало практически единственным источником информации для широких масс.

Таким образом, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней. Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщений, разнохарактерных по содержанию и структуре. Высшая тогда инстанция — партийный съезд — была крайне озабочена тем, что состояние прессы характеризуют не только "резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов... В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. Позиция В. Ленина, выделившая в делах агитации, пропаганды, просвещения и организации масс радио как "газету без бумаги и без расстояний", по его убеждению, должна была помочь только что родившемуся радиовещанию познать самое себя в условиях еще крайне ограниченных технических средств. В июне 1925 года при агитпропе ЦК партии была создана Радиокомиссия; она должна была осуществлять повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей работы по использованию радио. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получили спустя два дня. До появления "Радиогазеты РОСТА" материал, составляющий содержание радиосообщений, как правило, представлял собой текст, уже опубликованный в прессе. Принципиальное отличие аналогичных материалов, собранных в рамках радиогазеты продолжительностью в 45 минут звучания, заключалось в первичности их обнародования и в том, что из бесформенного собрания разрозненных материалов они превращались в четко сверстанное звуковое издание. Большинство из последующих и местных радиоизданий — "Комсомольская правда по радио", "Радиопионер", "Врачебно-физкультурная радиогазета", "Призывник", "Кустарь и артель" и т. Это стимулировало улучшение содержания радиогазет, более аргументированную постановку общественно значимых вопросов, а следовательно, усиление роли радио в жизни людей. Она ежедневно, не пропуская праздников, передавала самую свежую заграничную и внутреннюю информацию. Масса благоприятных отзывов о радиогазете доказывает, что свою задачу она выполнила хорошо. Это обозначило первый организационный период развития массового вещания. Опыт печати, привлечение большого количества публицистов, работавших в прессе, к подготовке радиоматериалов, безусловно, оказали влияние на качество текстов, передаваемых в эфир. Возникший в этот период термин "радиопечать", появившийся не только на страницах прессы, но и в тексте ряда официальных документов, был отражением распространенного представления о микрофоне как своеобразном типографском станке, выпускающем дополнительный тираж печатной продукции. Более того, утверждалось мнение, что существование радио как самостоятельного специфического средства информации и пропаганды нецелесообразно. Радио тоталитарного государства 1928—1941 1928 год по праву можно считать переломным в истории радио, обозначившим начало нового периода в развитии массового вещания. В июле 1928 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О реорганизации радиовещания", которым акционерное общество "Радиопередача" было ликвидировано, а организация и управление всем делом радиовещания на территории СССР возложены на Народный комиссариат почт и телеграфов Наркомпочтель. После первой радиопереклички городов 7 ноября 1928 года Москва—Ленинград—Минск—Баку—Тбилиси широкое распространение получают радиопереклички соревнующихся районов, городов, заводов. В начале 1930-х годов в составе радиокомитета организуется редакция "Актуальная передача", позднее реорганизованная в редакцию "Последние известия". Радиофильм — это форма, рожденная новыми техническими возможностями радио. В 1928 году был создан Рабоче-крестьянский университет по радио. Сначала он состоял из трех факультетов — общеобразовательного, антирелигиозного и кооперативного, а затем возникло еще два — педагогический и сельскохозяйственный. В 1929 году радиоуниверситетов насчитывалось уже значительно больше — рабочий, крестьянский, коммунистический для партийного актива , комсомольский. По радио систематически передавались уроки иностранных языков. Рассказывая о реальной жизни страны, радио в этот период истории часто говорило неправду или, по крайней мере, умалчивало о том, что происходило в действительности. Постепенно пропагандистская задача полностью потеснила у микрофона какую-либо сдержанность в подборе и оценке событий. Не случайно именно у микрофона И. Сталин счел возможным на двенадцатый день войны с гитлеровской Германией в выступлении 3 июля 1941 года заявить своему народу, что «лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты». Тем не менее именно великая война потребовала от радиожурналистики возвращения к реальности. Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные. Срочно были демонтированы и переброшены на новые места мощные основные радиостанции Москвы и ряда других городов, находившихся в зоне военных действий. Первый военный выпуск "Последних известий" вышел в эфир через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на нашу страну.

Ленин был в восхищении. Примечательно, что первый концерт по радио в новой России после революции открыла солистка Надежда Обухова. Она с большим воодушевлением в прямом эфире исполнила романс «Не искушай меня без нужды». Концерт транслировался, как уже упоминалось, с Шаболовки, из Центральной станции радио и телефонии имени Коминтерна. Именно после этого концерта в стране заработала радиопромышленность. Население ощутило острую нехватку в радиоприемниках.

Практическая работа №1

В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание общий объём передач 45 ч в сут. Началась сплошная радиофикация колхозов. В 1956 создана Главная редакция вещания для молодёжи основная рубрика — радиогазета «Говорит комсомолия». С 1 октября 1960 Всесоюзное Р. В 1961 объём вещания возрос до 78 ч в сут. В 1962 введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных осенне-зимней и весенне-летней сеток вещания. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Появились первые молодежные программы в республиканских и краевых радиокомитетах — «Молодые романтики Приморья», «Белорусская молодёжная», украинская «Молодая гвардия», «Клуб молодых репортёров Эстонии» и др. В 1963 начала функционировать 5-я программа — для советских граждан, находящихся за рубежом, и зарубежных слушателей. В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк».

В 50—60-е гг. Детское вещание наряду с популярными передачами «Радиотеатра для детей», «Пионерской зорьки», «Клуба знаменитых капитанов», «Угадай-ки» и др. Год 1917-й», «50 пламенных лет», ежемесячный «Ленинский альманах»; 100-летию со дня рождения В. Ленина — «Годы великой жизни. Страницы биографии В. Ленина», «Воспоминания о Ленине», «Подвиг партии и народа», «Ленинские уроки молодёжи», «Литературная Лениниана» и др. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» 1962 повсеместно совершенствуются технические условия приёма программ, расширяется обмен программами между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению в 1974 в 19 вузах и научно-исследовательских институтах , к участию в создании вещательных программ стала широко привлекаться общественность. Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы. Инсценируются известные романы и повести, в радиотеатре выступают ведущие советские актёры.

Появились новые виды вещания: одноактный спектакль, инсценированный спектакль. Систематически готовятся музыкально-образовательные передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам слушателей, музыкальные обозрения, концерты художественной самодеятельности, музыкальные радиоспектакли, радионовеллы, проводятся недели, декады, месячники музыки народов зарубежных стран. В создании передач участвуют музыкальные коллективы Всесоюзного радио: оркестры — Большой симфонический, эстрадно-симфонический, русских народных инструментов, Большой хор, хор русской народной песни, ансамбль советской песни и др. Почта Всесоюзного радио 1974 — 511 тыс. Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х гг. Передачи внутрисоюзного Р. Проблемами организации Р. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс.

Насчитывается свыше 60 млн. Развивается стереофоническое вещание. В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания среднесуточный объём 150 ч. Включает информационные выпуски «Последних известий», ежедневные обзоры центральных газет. Одна из старейших передач программы — «Рабочая радиогазета». Жителям села адресован радиожурнал «Земля и люди». Популярны передачи «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», «Здоровье», программа радиостанции «Юность», «Театр у микрофона», обозрение «Театр и жизнь», «Литература и искусство за рубежом», «Музыкальные вечера» и др. По 1-й программе звучат передачи для детей и др. Среднесуточный объём вещания 20 ч.

Передают программу радиостанции трёх синхронных сетей. Передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа — общеобразовательная, литературно-музыкальная, включает документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей, драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи в среднем 4 ч в сут. Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных комплексов. В 1974 действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций. Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио.

Среднесуточный объём местного вещания превышает 1000 часов. Местные передачи ведутся, как правило, по 3 программам. Регулярное вещание Московского радио на зарубежные страны началось с 1929, вначале на немецком, затем на французском, английском и др. Передачи раскрывают всемирно-историческое значение строительства коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистической системы. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 начались передачи на греческом, турецком, персидском, норвежском и др. Московское радио было источником объективной информации о ходе войны. По просьбе филиала американской радиовещательной компании «Нэшонал бродкастинг компани» ныне самостоятельная радиотелекорпорация «Американ бродкастинг компани» была организована передача Московского радио для США, которая ретранслировалась 96 американскими станциями.

Весной 1897 года Александр Попов проводил эксперименты, в результате которых ему удалось достичь дальности радиосвязи до 600 метров. Через некоторое время удалось достичь дальности в 5 километров, испытания проводились на корабле. В 1906 году американский ученый Ли де Форест изобрел электронные лампы, что стало определенно важным шагом для развития радио. После этого у человечества появилась возможность посылать через радиосигналы не только телеграфные сигналы, но и речь, музыку. Здесь уже можно говорить о радиовещании, которое всем нам известно. В августе этого же года в России появились первые радиопередачи «Новости радио», «Радио всем».

МТВ Россия. MTV 20 лет концерт в Олимпийском. Концерт радио тапка. Радио тапок концерты 2022. Богемская рапсодия. Radio Queen с симфоническим оркестром. Radio Queen солист. Концерты Тюмень. Radio Tapok атака мертвецов. Радио тапок 2022. Радио тапок наследие. Карл Элиасберг Ленинградская симфония 1942. Дмитрий Дмитриевич Шостакович симфония 7 Ленинградская. Queen Tribute show. Radio Queen Tribute show. Queen Tribute Екатеринбург театр эстрады. Концерт Queen Tribute в Екатеринбурге. Юрий Левитан. Юрий Левитан репродуктор. Радио военных лет. Диктор Левитан фильм. Red hot Chili Peppers в Москве 1999. Red hot Chili Peppers концерт в Москве 1999. Red hot Chili Peppers на красной площади. Первые радиоприемники в СССР. Зрители на концерте. Публика в зале. Люди на концерте. Публика на концерте. Adrenaline Stadium концерты декабря 2020. ДДТ Уфа 2022. Рок концерт. Алые паруса 2022 в Санкт-Петербурге концерт. Концерт Алые паруса 2021 в Санкт-Петербурге. Алые паруса 2021 в Санкт-Петербурге. Алые паруса 2021 Дворцовая площадь. Радио концерт. Radio Tapok Волгоград. Статик х концерт 2021 Новосибирск. Radio Tapok Оренбург. Концерт Red hot Chili Peppers в Москве на красной площади. Новосибирский Академический симфонический оркестр. Академический симфонический оркестр филармонии. Группа Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Новосибирский оркестр Каца. Концерт Red hot Chili Peppers в Москве 1999 красная площадь. Фестиваль в Лужниках 2022. День России Лужники. Лужники день города 2022 концерт. Лужники 2022 футбол. Битлз на стадионе Уэмбли. Концерт Битлз на стадионе Уэмбли. Радио рекорд Саратов. Радио рекорд x-mas Party. Радио рекорд Xmas Party. Концерт Димы Билана 2020. Дима билан новая синяя птица. Дима билан концерт 2021. Дима билан концерт билан концерт. Поклонная гора концерт. Первая звуковая телепередача в СССР.

С сентября началось вещание через рупоры. Владимир Про — первый диктор 23 февраля 1923 — первый концерт в советском эфире. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты. Роза Иоффе — знаменитый радиорежиссёр того времени.

Краткая история радиовещания в России

27 февраля 1919 года в 10 ч. 02 мин. и в 11 ч. 08 мин. по среднеевропейскому времени по радио вместо сигналов азбуки Морзе был передан человеческий голос. Первая отечественная электронная лампа Рис. 1.8 Первая отечественная электронная лампа. В эти же годы Олег Владимирович Лосев создал в Нижегородской лаборатории первые полупроводниковые генераторы — кристадины. С первых дней работы Тверского радио в програм-му его передач входили доклады, лекции, информации государственных учреждений, ведомств и организаций, радиогазета, концерты, детские программы, трансляции заседаний, литературных вечеров и проч. 100 лет назад в Москве состоялся первый радиоконцерт. 17 сентября 1922 года в Москве состоялся первый радиоконцерт.

Прозвучала первая музыкальная радиопередача

Уже через год после первой регулярной радиопередачи по радио впервые освещаются спортивные события: теннис, бокс и бейсбол. Эти репортажи, наряду с музыкальными программами, увеличивают развлекательную популярность радиовещания. В октябре 1962 года начинает вещание радио «Юность», в эфире можно было услышать популярные песни советской эстрады, радиостанция вещает до сих пор, сейчас она известна как «Юность FM». и телетехники, радиовещания и телевидения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий