Бажов и композиторы

"Музыкальные сказы " — это название музыкальной композиции, созданной на основе сказов Павла Бажова.

Павел Петрович Бажов

27 января 2024 года, в день 145-летия со дня рождения , "ФОНД БАЖОВ" презентовал "Оперу "Синюшкин колодец" (композитор ). В этом балете композитор обратился к народной песенности. Главная же книга Бажова – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», издаётся во время войны дважды – в 1942[14] и в 1944, а в 1943 году приносит писателю Сталинскую премию.

Бажов Павел Петрович: биография, семья, творчество. Сказки и рассказы Павла Бажова

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом. Становление таланта будущего писателя Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы. Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными. Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве. Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека. Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму.

Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

Внесоциально для Бажова объяснение творчества крепостных: оно развивалось благодаря отклонениям от системы крепостнических отношений, то есть судьбы героев глубоко определяются не их социальным положением, а человеческими качествами, нравственной основой. Испытание «земельным богатством» — постоянный, чисто уральский мотив сказов. В сказах «детского тона» по выражению самого автора этот мотив создает увлекательные ситуации.

Двух-трех сказов о встречах с земельным богатством — «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Таюткино зеркальце» — оказалось достаточным, чтобы имя Бажова вошло в историю русской детской литературы. Категории добра и зла в народном сознании четко разграничены. Так же разграничены в сказах Бажова и два мира: мир рабочих и мир хозяев. Употребление приемов народной смеховой традиции — фарса, бурлеска, грубого комизма — приобретает концептуальное значение: мир господ и хозяев — это «изнаночный, вывернутый» мир, где нет настоящих ценностей.

С началом Отечественной войны Бажов приходит работать в Свердловское книжное издательство, через некоторое время становится главным редактором и одновременно руководит свердловским отделением Союза писателей: встречает эвакуированных литераторов из Москвы, Ленинграда, Киева, помогает им наладить быт. Он много печатается. В 1942 г. Бажов получает за эту книгу Государственную премию второй степени.

В 1944 г. В эти годы Бажов создает «Сказы о немцах» — неоднозначный цикл с характерной «антинемецкой» направленностью. В контрасте с «немецким дельцом» важное значение приобретает здесь русский человек — его патриотизм, природная сметка, выносливость и стойкость. Сказы второй половины 1940-х гг.

Он собирает исторические сведения о знаменитых уральских мастерах. В годы послевоенных репрессий П. Бажов, ответственный секретарь свердловской писательской организации, был отчасти неприкосновенен: лауреат, орденоносец, депутат. Появлялась лишь некоторая критика в адрес возглавляемой им организации — и на его произведения.

Удар от писателей отводился, но… система требовала жертв. Бажов, узнав о писательском письме в газету, заклеймившем «космополитами» Беллу Дижур, Иосифа Ликстанова и Юрия Хазановича, назвал его «грязным». Собрание, на котором должны были осудить космополитов, под разными предлогами откладывалось и так и не состоялось. Бажов умер 3 декабря 1950 г.

Его тело было перевезено в Свердловск.

Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэ-тому и назвали его сразу ласково «дедушка Как добрый волшебник, по-дарил людям чудо- « Малахитовую шкатулку»- книгу сказов- самоцветов. День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, искра к жемчужине — лист за листом оживали сказы Бажова. Слайд 10 Распускались на белых листах неувядаемые каменные цветы, оживали злые и добрые чудища, золотые полозы, голубые змейки, веселый козлик с серебряным копытцем, юркие ящерки, верные лебеди… Был впервые опубликован в Свердловске, в газете "На смену" в 1938 году и в альманахе "Уральский современник" за тот же год. Первоначально сказ назывался "Тятино подаренье", но при подготовке к печати П.

Увы, свои рабочие записи писателю пришлось уничтожать, потому что честный и беспристрастный рассказ о том, «как мы жили и работали» в тех условиях автоматически становился обвинительным материалом против самого автора и против его героев-строителей.

Не помогло и то, что вопрос об издании специально рассматривался на бюро Краснокамского горрайкома ВКП б. Заслушав докладчика, им был П. Бажов, члены бюро отметили, что «подготовка книги о Камбумстрое... Горрайком партии утвердил редколлегию и примерный план книги с внесенными в него изменениями и дополнениями. Сам директор Горячев был арестован в 1937 году, «подвергался изнурительным допросам» что подтверждается свидетельством бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Мелехова. Горячев был осужден на восемь лет исправтрудлагерей, и вместе с ним по сфабрикованному делу получили разные сроки заключения еще семь руководителей стройки.

Писатель Бажов в 1937 году остался на свободе, но был исключен из партии, и больше года не мог найти работу. Замысел Бажова прочитывается в строках пламенного обращения членов редколлегии несостоявшейся книги к будущим авторам: «... В книге должно быть отражено, что Камбумстрой является большой школой по подготовке новых кадров, сознательных строителей социалистического общества». Бажов хотел «... Бажов и его единомышленники собирались повести разговор также «об условиях жизни и быта людей на новостройке и о преодолении трудностей, имевших место в ходе строительства». Главная трудность заключалась в том, что арестовывали самых толковых, самых способных.

Таких, как молодой мастер Леонид Липатов, будущий заслуженный строитель, Герой Соцтруда. Он отсидел два года. За что? В те годы чаще наказывали за «контрреволюционную деятельность», а самое распространенное содержание такого приговора содержало в себе вредительство, выступления против ускорения сроков, против стахановских методов и т. Один из старых специалистов писал о периоде пуска Камского бумкомбината: «... Здесь даже появилось такое ходячее выражение: «Пустить можно, работать нельзя».

Несмотря на его цинизм, это было верно нет отопления, освещения, уборных, жилья... И вот, несмотря на это, комбинат все же пускали, и надо сказать, при существовавшем тогда положении... Лишь некоторые рассказы о драматических судьбах краснокамских первостроителей вошли в неоконченную повесть П. Бажова «Через межу». Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя. Бажов стал...

И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр. На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек!

Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч.

Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н. Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3. Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов.

А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы. Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища. Сказочная хозяйка Урала знает, что пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе... Вам что-нибудь напоминает?

Ну, конечно, бажовский сказ «Иванко Крылатко». Есть и легенда про племя чудь, ушедшее под землю. А тут еще Зороастр. На очень патриотичный рериховский текст хорошо ложится миф о том, что где-то на Урале рожден мудрый Зороастр - пророк Заратустра.

Бажов Павел Петрович: биография, семья, творчество. Сказки и рассказы Павла Бажова

По окончании учёбы молодому человеку предложили поступить в духовную семинарию, но он отказался. Его пугало то, что придётся уехать в Пермь, оторвавшись на большее расстояние от родных. Склонности к духовной деятельности он также не чувствовал. Павел больше разделял революционные взгляды, поэтому решил на этом остановить своё образование. В пору своего студенчества он читал запрещённую революционную литературу, интересовался философией и трудами Дарвина.

Это определило его дальнейшую судьбу. Преподавательская деятельность Попробовав поступить в светский университет, потерпел крах. Это подвигло Павла заняться преподаванием. Фактором, повлиявшим на это решение, была мать, потерявшая зрение и оставшаяся одна после смерти отца.

Ей требовалась помощь, в том числе и финансовая поддержка. Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами Сначала молодой человек занялся репетиторством. Его заработок формировался и с написания статей в газеты. Впоследствии этот человек проработал учителем в общей сложности около 20 лет.

Путь преподавателя родного языка был начат в деревне Шайдуриха, что находилась недалеко то города Невьянска. Затем трудился в духовном училище Камышлова, а впоследствии занимался в епархиальном учебном заведении для девочек, находящимся в Екатеринбурге. Как учитель был внимательным и добрым, это способствовало обожанию его учениц. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся.

На протяжении этого времени Бажов не прекращал собирательство уральских оборотов речи, цитат, загадок, фольклора и сказов. Отправляя учеников на летние каникулы, им давалось задание узнавать и записывать всё, что с этим связанно. Всю информацию учитель тщательно фиксировал. Впоследствии, став одним из известнейших фольклористов своего времени, он провёл огромную работу на этом поприще, самостоятельно выискивая интересные слова, пословицы и поговорки.

Собранные и использование в произведениях диалектические обороты можно найти только в современных словарях. Революция в России и ее отражение в жизни писателя Будучи заядлым революционером, Бажов состоял в партии эсеров. После переворота ему предложили пост председателя комиссариата посещения. Порядочность, энергичность и забота о людях — качества, быстро толкавшие карьеру в гору.

Вскоре он стал работать в исполнительном комитете. Спустя некоторое время трудился литературным редактором газет «Известия» и «Советская власть». Творчество П. Бажова В 20-х годах прошлого XIX в.

В большом городе Бажов работал в местах печатных изданиях.

Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди…», открыл Урал всему миру, показав его во всём величии и красоте. Он подарил читателям немало историй, в основу которых легли народные сказания и легенды о главном богатстве Уральского края — его людях. В необычных сказах Бажова всё настоящее — и реально жившие люди, и природа, и россыпи самоцветов. И в то же время — всё волшебное, оживающее в воображении с первых строк, благодаря потрясающему красочному языку автора.

Его замечательные книги, которые мы помним с детства, давно уже стали классикой русской литературы. В программе концерта были прочитаны сказы Бажова: «Богатырёва рукавица», «Хозяйка медной горы» и «Малахитовая шкатулка». В музыкальном оформлении композиции звучали произведения советских композиторов — Исаака Дунаевского и Григория Фрида; современных российских авторов — Валерия Кикты, Вадима Бибергана, Константина Шаханова, Андрея Бызова и Андрея Комиссарова, а также пермского композитора Михаила Кузнецова.

Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве. Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович.

Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека. Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича. В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой. Работа учителем В 1899 году обучение было закончено.

После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой. Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов фото его представлено ниже. Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую.

С 1923 года Павел Петрович Бажов был редактором «Крестьянской газеты» в Свердловске, занимался разбором писем от читателей, а также собирал материалы для своих будущих произведений и писал небольшие очерки о старых заводах. На Бажова за всю его жизнь было подано несколько доносов от недоброжелателей, из-за чего ему пришлось вернуться на Урал, а в 1930-х годах он был два раза исключен из партии, но оба раза был восстановлен.

В 1924 году Павел Бажов издал свою первую книгу очерков «Уральские были». Однажды Павлу Петровичу поручили написать книгу, посвященную строительству Краснокамского бумажного комбината, но она так и не вышла, так как многие из главных героев были подвергнуты репрессиям. Первый из уральских сказов Павла Петровича Бажова под названием «Девка Азовка» был опубликован в 11-м номере журнала «Красная новь» в 1936 году. Самым известным произведением Павла Бажова является сборник сказов под названием «Малахитовая шкатулка», впервые опубликованный в 1939 году.

Сказы сборника были вдохновлены уральским фольклором. За книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Петрович получил Сталинскую премию 2-й степени. Творчество Павла Бажова часто сравнивают со сказками братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но оно имеет отчетливо русский колорит. Произведения Павла Петровича Бажова были переведены на множество языков, и он получил международное признание.

По мотивам сказов Павла Петровича были сняты многочисленные художественные и мультипликационные фильмы. Павел Петрович Бажов был показан в документальном фильме под названием «Урал кует победу». Сказы Павла Бажова известны своими яркими описаниями, магическими элементами и глубокой связью с уральским ландшафтом и его людьми. Там часто фигурируют сверхъестественные существа, такие как горные духи, говорящие животные и мифические существа, а также исследуются темы жадности, морали и последствий человеческих поступков.

Бажов внес большой вклад в сохранение уральского фольклора, собирая и документируя местные легенды и традиции. Стиль произведений Павла Петровича сочетает в себе элементы традиционных народных повествований с его собственными художественными элементами и изысканиями, что придает им оригинальность и индивидуальность. Труды Павла Петровича Бажова сыграли важную роль в популяризации истории и культуры Урала.

БАЖО́В ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов, которому в этом году исполнилось 140 лет со дня рождения. В Екатеринбурге, в доме друга семьи Николая Смородинцева, состоялась знаковая встреча: Бажов был представлен известному сибирскому историку Афанасию Щапову. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы. В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Как звучит Hisaishi в интепретации оркестра B-A-C-H и под легендарный сказ Бажова, узнаете 27 января в Камерном театре, в Бажовские дни в Литературном квартале. Страничка биографии Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга.

Павел Бажов и Миасс

Его несправедливо уволили с работы он тогда работал редактором. Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы. В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. Они была так хороши, что "Малахитовую шкатулку" даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации.

За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны. Но в это время уже была война. Ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск Екатеринбург из Москвы, из Киева. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям. Его называли "совестью писателей". Читая воспоминания о Бажове, можно узнать, как Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей.

Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели. Он был уже немолод, но отказался от автомобиля и ходил на работу и с работы пешком. А это было расстояние в 13 кварталов!

Во время летних каникул Бажов путешествовал по уральским деревням. Как ни странно, Павел Бажов был ярким революционером, до Великой Октябрьской революции он был эсером, затем вступил в партию большевиков, в 1918-1920 г. Организовывал подполье, бежал из тюрем, подавлял восстания… Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особо уполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Из Казахстана, из Семипалатинска Павлу Бажову пришлось фактически бежать из-за доносов, хотя формальный повод был — тяжелая болезнь и слабое здоровье. Доносы преследовали Павла Бажова более 15 лет, из-за них в 1930-х годах его дважды исключали из партии в 1933 и 1937 годах , но оба раза спустя год восстанавливали. Когда Бажов вернулся на Урал, в Камышлов, он поступил на работу в редакцию «Уральской областной крестьянской газете». С тех пор он занимался журналисткой и писательской деятельностью. Дважды он возглавлял редакторский комитет по написанию книг, одна была посвящены строительству Краснокамского бумажного комбината, другая — истории Камышловского полка 29 дивизии, и обе книги не были опубликованы: герои книг были репрессированы. В страшное время жил Павел Петрович! Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. А уже в 1936 году был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Малахитовая шкатулка В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк Владимир Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора для подобного сборника. Тогда Павел Бажов написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Впоследствии же оказалось, что сказы придуманы самим Бажовым. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году в Свердловске. А в 1943 году писатель за этот руд был удостоен Сталинской премией 2-й степени. Писатель неповторимым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых.

Его восхищал Василий Герасимович Ухов, особенно в партии Онегина. С легкой руки Павла Петровича появилась первая опера, написанная по произведению Д. По признанию композитора Г. Личные музыкальные пристрастия Бажова не ограничивались оперным жанром. Ему нравились симфонические и камерные произведения М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Глазунова, некоторых западных классиков. Из музыкальных инструментов он предпочитал гитару, с большим удовольствием слушал ее задушевный голос и дома, и на концертах, и по радио. Среди близких друзей писателя был известный краевед и библиограф Андрей Андреевич Анфиногенов. Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Семейные вечера Бажовых и Анфиногеновых с пением под гитару всегда доставляли Павлу Петровичу большое удовольствие. Сошлюсь и на воспоминания Е. Рассказ Е. Пелся на широко известные мелодии: мелодии русских песен, арий, опереточных куплетов, романсов и т. В тексте мы указывали в скобках: на мотив такой-то. И не всегда этот мотив соответствовал тому, какое действующее лицо и что исполняет. Бажов не упускал и этой подробности. Бажовская музыкальность — природная, прораставшая в атмосфере народной песенности. Она неотделима от развитой с детства общей способности писателя чутко подмечать прекрасное во всем — в слове, в форме, в звуке, от его умения ценить подлинно творческое начало в человеке, сочиняющего ли стихи, музыку или создающего удивительные изделия из камня. Музыкальность Бажова ярко проявилась в его сказах, и именно поэтому они так привлекают внимание композиторов. К торжественному полнозвучному звуку ворона на лету, какой можно услышать только в сосновом бору, примешиваются посвистыванье иволги и писк пичужек, не видных в густой зелени. И это смешение звуков красиво в своей пестроте, как узор восточной ткани.

Сказы Бажова - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям на родного языка , Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» выражение Бажова. По мотивам сказов Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» 1946 , балет С. Молчанова «Сказ о каменном цветке» пост. Муравлева «Азов-гора» 1949 и др. Жуков и П. Родился 28 января 1879 года в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Отец по сословию считался крестьянином Полевской волости Екатеринбургского же уезда, но никогда сельским хозяйством не занимался, да и не мог заниматься, так как в Сысертском заводском округе вовсе не было тогда пахотных земельных наделов. К концу своей жизни был служащим - «рухлядным припасным» это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику. Мать, кроме домашнего хозяйства , занималась рукодельными работами «на заказчика». Навыки этого труда получила в оставшейся еще от крепостничества «барской рукодельне», куда была принята в детстве, как сирота. Как единственный ребенок в семье при двух работоспособных взрослых, я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах. В этой духовной школе я и учился десять лет: сначала в Екатеринбургском духовном училище 1889-1893 , потом в Пермской духовной семинарии 1893-1899. Окончил курс по первому разряду и получил предложение продолжать образование в духовной академии на положении стипендиата, но от этого предложения отказался и поступил учителем начальной школы в деревню Шайдуриху нынешнего Невьянского района. Когда же мне там стали навязывать, как окончившему духовную школу, преподавание закона божия, отказался от учительства в Шайдурихе и поступил учителем русского языка в Екатеринбургское духовное училище, где в свое время учился. Эту дату-сентябрь 1899 года - и считаю началом своего трудового стажа, хотя в действительности работу по найму начал раньше. Отец мой умер, когда я был еще в четвертом классе семинарии. Последние три года отец болел почти год мне пришлось зарабатывать на содержание и учебу, а также помогать матери, у которой к тому времени сильно испортилось зрение. Работа была разная. Чаще всего, конечно, репетиторство, мелкий репортаж в пермских газетах, корректура, обработка статистических материалов, а «летняя практика» порой бывала по самым неожиданным отраслям вроде вскрытия животных, павших от эпизоотии. С 1899 по ноябрь 1917 года работа была одна - учитель русского языка, сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Обычно летние вакации посвящал разъездам по уральским заводам, где собирал фольклорный материал, интересовавший меня с детства. Ставил перед собой задачу сбора побасок-афоризмов, связанных с определенной географической точкой. Впоследствии весь материал этого порядка был потерян вместе с принадлежавшей мне библиотекой, которая была разграблена белогвардейцами, когда они захватили Екатеринбург. Еще в семинарские годы принимал участие в революционном движении распространение нелегальной литературы, участие в школьных листках и т. В 1905 году при общем революционном подъеме активизировался, принимая участие в протестах, главным образом по вопросам школы. Переживания в годы первой империалистической войны поставили передо мной вопрос о революционной принадлежности в полном объеме. С начала февральской революции ушел в работу общественных организаций. Некоторое время партийно не определился, но все же работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП б. Основной работой была редакторская. С 1924 года стал выступать как автор очерков о старом заводском быте, о работе на фронтах гражданской войны, а также давал материалы по истории полков, в которых мне приходилось быть. Кроме очерков и статей в газетах, написал свыше сорока сказов на темы уральского рабочего фольклора. Последние работы , на основе устного рабочего творчества, получили высокую оценку. По этим работам был принят в 1939 году в члены Союза советских писателей, в 1943 году удостоен Сталинской премии второй степени, в 1944 году за эти же работы награжден орденом Ленина. Повышенный интерес советского читателя к литературной моей работе этого вида, а также мое положение старого человека, лично наблюдавшего жизнь прошлого, побуждают меня продолжать оформление уральских сказов и отображать жизнь уральских заводов в дореволюционные годы. Кроме недостатка систематического политобразования, сильно мешает работать слабость зрения. При начавшемся разложении желтого пятна уже не имею возможности свободно пользоваться рукописью почти не вижу того, что пишу и с большим трудом разбираю печатное. Это тормозит и остальные виды моей работы, особенно по редактированию «Уральского современника». Приходится многое воспринимать «на слух», а это и непривычно и требует гораздо больше времени, но работу, хоть и замедленным темпом, продолжаю. В феврале 1946 года избран депутатом Верховного Совета СССР от 271 Красноуфимского избирательного округа, с февраля 1947 года - депутатом Свердловского горсовета от 36 избирательного округа. Путь собирания и творческого использования фольклора не особенно легкий. Среди молодежи, особенно неискушенной, слышались упреки, что Бажов нашел старика, и тот ему «все сказал». Есть институт заводских стариков, они много знают и слышали и оценивают все по-своему. И часто эта оценка бывает, противоречива, идет «не в ту сторону». Рассказы заводских стариков нужно воспринимать критически и на основе этих рассказов представлять так, как представляется тебе самому, но, во всяком случае, не нужно забывать о том, что это основа. Мастерство Бажова в том и заключается, что он старался по возможности с большим уважением относиться к основным творцам - к уральским рабочим. И трудность заключалась в том, что язык, которым говорили наши деды и прадеды, не так легок для человека, который уже привык к литературному языку. С этой трудностью иногда бьешься долго, чтобы найти одно какое-то слово, чтобы не перехлестнуть горбуновским излишеством. Горбунов прекрасно владел языком. Но с ошибкой: он смеялся. Нам не в пору смеяться над языком наших дедов и прадедов. Мы должны взять из него самое ценное и выбросить фонетические ошибки. И вот этот отбор, конечно, дело довольно трудное. Дело твое догадаться, какое же слово больше соответствует рабочему пониманию. Иной старик, может быть, служил лакеем у барина, был лизоблюдом, и может быть, в его рассказах проскальзывает оценка целиком не наша. Дело писателя - дать понять, где не наша. Основное: когда писатель готовится работать над рабочим фольклором, надо помнить о том, что это еще непочатая область, еще слишком мало изученная. Но мы имеем широкие возможности собирать этот фольклор. Одно время я работал учителем, и первое время ходил по деревням, ставил себе задачу сбора фольклора. Я ходил по Чусовой, много слышал преданий из разбойничьего фольклора и поверхностно их записывал. А возьмите таких людей, как Вас. Немирович-Данченко, он записал уйму таких преданий, которые говорили о Ермаке и других. Надо искать в тех местах, откуда они пришли, там, где сохранилось много таких преданий. Все они представляют собой большую цену. К какому времени относится ваше ознакомление с марксистско-ленинскими идеями? Каковы источники этого ознакомления? К какому периоду следует отнести окончательное оформление у вас большевистского мировоззрения? Я учился в духовной школе. В семинарские годы в тогдашней Перми у нас были революционные группы, которые располагали своей школьной библиотекой, перешедшей еще от предыдущих поколений. Политическая литература в основном была народническая, но все-таки имелась какая-то часть книг марксистских. Помню, в эти годы я прочитал Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Маркса я в семинарские годы не читал и познакомился с ним уже потом, в годы своей школьной работы. Таким образом, я считаю, что мое знакомство с марксистской литературой началось в семинарские годы, потом продолжалось уже в годы школьной работы. Я не могу сказать, что я много занимался этим делом, но основные марксистские книги, имевшиеся тогда, мне были известны... В частности, с произведениями Владимира Ильича я начал знакомиться по книге, которая вышла под фамилией Ильина,- «Развитие капитализма в России». Это было первое мое знакомство с Лениным, а большевиком стал я практически в период гражданской войны. Решение мое о своей партийности было вынесено, может быть, без достаточного теоретического обоснования, но в практике жизни мне стало видно, что это та партия, которая ближе всех подходит, я с ней пошел и с 1918 года состою в ее рядах. Когда и что впервые прочел у Лескова, точно не помню. Надо при этом напомнить, что в свои юношеские годы относился к этому писателю отрицательно, не зная его. Понаслышке он был известен мне как автор реакционных романов, поэтому, видимо, я и не тянулся к произведениям Лескова. Полностью прочитал уже в зрелом возрасте, когда появилось издание А. Маркса кажется, в 1903 году. Тогда же прочитал и реакционные романы «На ножах» и «Некуда» и был буквально поражен убогостью художественной и словесной ткани этих вещей. Просто не верилось, что они принадлежат автору таких произведений, как «Соборяне», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и других, блещущих выдумкой и словесной игрой, при их жизненной правдивости. Занятным показалось совершенно новое чтение Лесковым старопечатных источников: прологов, четий миней, цветников. Говоря откровенно attention! Простая близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перехлестывания в словесную игру. Читать этого автора стал еще в те годы, когда смысл слов «ох, искушение! Перечитывал и потом. И если надо обязательно искать, от кого что прилипло, то не следует ли поглядеть через это окошко. А главное, конечно, Чехов. Здесь отчетливо помню, что и когда впервые прочитал. Помню даже место, где это происходило. Пришлось это на 1894 год. Ваши уважаемые собратья прошлого - литературоведы и критики - к этому времени уже полностью «признали и оценили» Чехова и даже общими усилиями дотолкали его до «Мужиков» и других произведений этой группы. Но в провинциальных книжных магазинах жил я тогда в Перми был еще только молодой Чехов «Сказок Мельпомены» и «Пестрых рассказов». Стояла осенняя слякоть начала ноября, да еще приходилось «справлять кончину в бозе почившего» Александра III. На горе пермским бурсакам, архиерей того времени считал себя композитором. По случаю «кончины» он положил на музыку какой-то стихотворный скулеж пермского гимназиста. Бурсацкое начальство укоризненно вздыхало по адресу своих питомцев: вот, дескать, гимназист скорбит даже в стихах, а вы как себя показываете. И желая подравняться, усиленно налегали на распевание этого скулежа архиерейской композиции. В такие сугубо кислые дни впервые купил книжечку Чехова. Стоимость ее я забыл, но она казалась для моего тогдашнего репетиторского заработка шесть рублей в месяц чувствительной... Семинарское начальство свирепо относилось ко всей литературе без «допустительной отметки». Так называлась последняя ступенька разрешительной визы одобрено, рекомендовано, разрешено, дозволено, допущено для библиотек. На книжечке Чехова никакой такой визы не было, и надо было читать эту книжку, когда «недреманное око отупеет». Лучше всего это удавалось между ужином и сном, от девяти до одиннадцати. Эти часы предоставлялись усмотрению бурсаков...

Авторизация

27 января 1879 г., в семье горного мастера Петра Бажева (настоящая фамилия отца) родился Бажов Павел Петрович – писатель, фольклорист, журналист, публицист, а также революционер. Павел Петрович Бажов, биография которого интересна для читателей, написал много замечательных произведений, которые известны всему миру. биография, жизнь и творчество писателя. По мотивам сказов Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» (1946), балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (пост.

Сказы и легенды

Бажов с женой и детьми. Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и другие знаменитые сказы сделали Павла Бажова известным писателем. Слава пришла к нему уже в почтенном возрасте. известный русский писатель, фольклорист, журналист. В год 140-летнего юбилея писателя готовится к выпуску трехтомник. Первая часть – 418 писем Бажова (больше половины опубликованы впервые) – вышла в 2018 году. Литературно-музыкальная композиция «Уральские сказы Бажова» – увлекательна и для детей, и для взрослых. Бажов. Имя и отчество / Имя. Семеновская Н. А. Балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке»: (по мотивам сказов П. Бажова): пояснение. — М.: Советский композитор, 1961.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий