14 февраля бисмарк

Немецкий Линкор Бисмарк — история создания, технические характеристики, вооружение и гибель морского судна. Подробная информация о кораблях на 14 февраля 1939 года корабль был пущен на воду. При этом присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая разбила о корабль бутылку шампанского. Нові цікаві відео на тему «бисмарк корабль 14 февраля» у TikTok.

Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели

Гибель линкора «Бисмарк» Флагман флота Германии линкор «Бисмарк»: история разработки, конструкция, технические характеристик, вооружение, достоинства и недостатки, участие в морских сражениях с.
"Бисмарк" против "Худа" «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны.
Линкор Бисмарк (Bismarck 1939) — история и фото немецкого корабля 1905 годов и ее финального сражения Цусимского морского боя 14 - 15.
Бисмарк – невезучий “канцлер” Гитлера On this day, the German navy launches the 823-foot battleship Bismarck at Hamburg. Adolf Hitler hoped that the state-of-the-art Bismarck would herald the rebirth of the German surface battle fleet.
80 лет назад британцы потопили немецкий линкор Bismarck - Остаток жизни Отто фон Бисмарк провёл в своём имении Фридрихсру под Гамбургом, редко выезжая из него, где и скончался 30 июля 1898 года. Персоны дня 14 февраля.

Погибшие корабли Второй Мировой

Бисмарк (линкор) - Традиция Линейные корабли типа Bismarck (рус. «Бисмарк») — тип линейных кораблей, состоявших на вооружении Кригсмарине. Самые мощные и крупные боевые корабли Германии.
Охота на "Бисмарка" Самый известный корабль второй мировой: линейный корабль Бисмарк Страна: Германия Спущен на воду: 1939 Водоизмещение: 50 900 т Длина: 251 м Мощность полного хода: 150 170.

Линкор "Б И С М А Р К"

Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» — их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года. Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых 381 мм орудий в трех 3-орудийных башнях.

Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато». За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых 152 мм орудий в четырех 3-орудийных башнях.

Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран. Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов. Линкор Vittorio Veneto Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов.

Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной 4,5—5 тысяч миль , но вполне достаточной для Средиземноморья. Линкор Roma Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов.

Третий линкор — «Рома» — удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы. Линейные корабли типа «Ришелье» После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота. После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними.

Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье». Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина — порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке». Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.

Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту.

Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен. Линкор Jean Bart Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони.

Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил. Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом. Всего французы планировали построить три линкора подобного типа.

То же соединение з пошло без прикрытия самолётов по ебанутым причинам и закономерно потопло Кириус 14. А Бисмарк утопили из-за банального человеческого раздолбайстава. Он был поврежден и ушел на ремонт без сопровождения принца. И хрен бы его в океане нашли!

Две торпеды успешно достигли цели в момент крутого поворота "Бисмарка". От попадания рулевой механизм заклинило и линкор стал рисовать круги на воде.

При этом успешно отстрелялся по "Шеффилду", но не затопил. Корабли стреляли мимо, дав линкору почти доплыть до зоны немецкой авиации. Низкая скорость "Бисмарка" делала его легкой мишенью, рулевая поломка не давала хорошо прицелиться. Началось настоящее избиение немецкого линкора, который безнадежно отстреливался только по "Родни". С короткой дистанции они пустили в линкор 3 торпеды. Многие матросы линкора стали прыгать за борт, но удалось выжить мало кому.

Бисмарк ушел под воду 26 мая 1941 года в 10:39.

В то время, как «Бисмарк» оттягивал бы на себя конвой, «Принц Ойген» мог топить транспортные суда. Немецкие корабли без помех добрались до норвежских фьордов. Тем не менее немецкие моряки смогли беспрепятственно выйти в открытый океан.

В британском адмиралтействе началась настоящая паника. На поиски германских рейдеров были брошены десятки английских военных кораблей, находящихся в северной половине Атлантического океана. Суммарный артиллерийский залп британского флота в разы превышал огневую мощь немецких рейдеров. Поэтому в Лондоне очень самонадеянно решили покончить с врагами, навалившись на них не умением, а числом.

Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили немецкие корабли в Датском проливе. С «Бисмарка» по ним открыли огонь. Меткость немецких артиллеристов стала неприятным сюрпризом для самоуверенных англичан, и они предпочли скрыться в тумане, сохраняя с помощью радаров контроль за движением германских кораблей. Утром 24 мая англичане открыли огонь с расстояния в 22 км.

Из-за ошибки в идентификации англичане стреляли не по «Бисмарку», а по крейсеру «Принц Ойген». Зато немцы открыли согласованный огонь по крейсеру «Худ». И вскоре добились точного попадания. На крейсере сдетонировал боезапас, чудовищный взрыв разорвал «Худ» пополам, и корабль мгновенно затонул.

Из полутора тысяч человек команды спаслись только трое. Немцы перенесли огонь на «Принца Уэльского». Британский линкор получил несколько попаданий и под прикрытием дымовой завесы отступил. Капитан Линдеман хотел догнать и добить английский корабль.

Но получил приказ продолжить поход. Немецкие корабли тоже получили серьёзные повреждения.

Топ самых мощных линкоров Второй мировой войны

По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил. Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом. Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два — «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении.

Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными. Линейные корабли типа «Бисмарк» Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой.

Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота. Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов. Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда 800 кг. Как показало время — не зря. Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным.

Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву. Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны. Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями.

И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.

Несколько членов экипажа, находившиеся на корпусе в момент затопления, отдавали воинское приветствие гибнущему судну. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 спасла подошедшая, сутки спустя, немецкая подлодка. Команда эсминца Его Величества «Казак» спасла кота, окрестив его Оскаром. Правда, он не принес удачи кораблям, на который забрасывала его судьба. Через короткое время и этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот опять выживет. Непотопляемый Сэм, известный ранее как Оскар, после этого, от греха подальше, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году. Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет волновать умы еще много лет. Версия о том, что корабль был потоплен экипажем во избежание захвата, будет косвенно подтверждена в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона. Используя новейшее оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии покоящегося на дне корабля. Именно он обнаружил открытые кингстоны. Исследованиям, правда, помешало международное законодательство, по которому «Бисмарк» является массовым воинских захоронением, и исследовать его необходимо очень осторожно. Для любителей морского флота и сам линкор, и обстоятельства его гибели являются одной из главных историй флота Второй Мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего похода.

Энергетическая установка судна была представлена двенадцатью паровым котлами системы Вагнера и четырьмя турбозубчатыми агрегатами. Ее суммарная мощность составляла более 150 тысяч лошадиных сил, что позволяло судну разгоняться до 30 узлов. Экономным ходом корабль мог пройти более 8,5 тысяч морских миль. Такие характеристики линкора «Бисмарк» были выдающимся достижением немецких инженеров. Экипаж судна составляли 2200 матросов и офицеров. Выход в Атлантику Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям. Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора. Гросс-адмирал Эрих Редер — Главнокомандующий германского флота - отказал Лютьенсу. В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген Норвегия , где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии. Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии. Сражение в Датском проливе Суда «Принц Уэльский» и «Худ» установили визуальный контакт с кораблями врага уже утром 24 мая. Примерно в шесть часов они с расстояния 22 километра начали атаковать немецкую флотилию. Вице-адмирал Холланд, возглавивший британскую группу, дал приказ вести огонь по первому судну, так как не знал, что «Бисмарк» поменялся местами с «Принцем Ойгеном». Некоторое время германская сторона не отвечала, так как ей был дан приказ вступать в сражение только после входа противника в конвой. После нескольких британских обстрелов капитан Линдеманн, заявив, что не позволит безнаказанно атаковать свой корабль, приказал открыть ответный огонь. Попав под обстрел двух немецких судов, Холланд понял, что допустил ошибку, приказав атаковать первое из них. Шестой выстрел «Принца Уэльского» дал результат: снаряд попал в топливные цистерны «Бисмарка», что вызвало обильную утечку горючего из резервуаров и их заполнение водой. Вскоре оба немецких корабля поразили крейсер «Худ», в результате чего на его борту начались сильные пожары. Через несколько минут два залпа настигли линкор «Бисмарк». К тому моменту суда неприятелей находились на расстоянии порядка 16-17 км друг от друга. После очередного попадания по кораблю «Худ» на нем раздался сильный взрыв, буквально разорвавший судно на две половины. За считанные минуты оно оказалось под водой. Из 1417 человек экипажа спастись удалось всего троим.

Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию. Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» их силуэты были довольно схожи , что на первое время дезорганизовало их огонь. Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись. Таким образом, одно из самых известных морских сражений Второй мировой войны закончилось спустя 11 минут после открытия огня. Для победы в нём «Бисмарку» оказалось достаточным сделать 5 залпов. История уничтожения немецкого флагмана Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом. В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер. К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии 47 кораблей и 6 субмарин , до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь.

Гибель линкора «Бисмарк»

Корабли - линкор германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Всему, что его интересовало, Бисмарк отдавался со страстью, будь то охота, верховая езда или фехтование. В кругу друзей и знакомых его за это прозвали «бешеный Бисмарк». Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина.

Линкор «Бисмарк», (11 фото)

14 февраля 1744 года в Россию прибыла Софья Фредерика Августа, которая впоследствии стала русской императрицей Екатериной Великой. Вечером 24 мая Линкор "Принц Уэльский" вместе с крейсерами "Норфолк" и "Саффолк" отправились искать "Бисмарк", чтобы отомстить за "Худ". 14 февраля 1744 года в Россию прибыла Софья Фредерика Августа, которая впоследствии стала русской императрицей Екатериной Великой.

1. Линейный корабль «Бисмарк»

  • Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели
  • 1. Линейный корабль «Бисмарк»
  • Строительство
  • История создания корабля
  • Найти Бисмарк

Охота на "Бисмарк". Первый и последний поход надежды Третьего рейха

Краткая история линкора Бисмарк Ужас морей — «Бисмарк». Создан править волнами семи морей. Инди: Немецкий «Бисмарк» был крупнейшим линкором из построенных когда-либо.
Охота на "Бисмарка" Охота на «Бисмарка» в водах Атлантики, битва британского флота с немецким линкором водоизмещением свыше 50 тысяч тонн и скоростью в 30 узлов, супероружием фюрера.

Погибшие корабли Второй Мировой

Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей. К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании.

К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились. Операцию возглавил командующий Кригсмарине контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке». Немецкие корабли должны были провести рейд по Северной Атлантике, разрушая английские коммуникации.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk.

В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось. К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей.

И хотя военный поход у него был первый и последний, он вошел в историю Второй мировой войны одним из ее самых драматичных эпизодов - охоте за «Бисмарком». Но британская армия засекла оба судна и отправилась на перехват. Две стороны столкнулись в Датском проливе ранним утром 24 мая. В результате боя английский крейсер «Худ» затонул, а поврежденный «Бисмарк» попытался дойти до французского порта Брест.

Однако британцы устроили за линкором настоящую охоту. И хотя долгое время им не удавалось зацепить «Бисмарк», одна торпеда все же повредила руль. Английская эскадра довершила дело, и 27 мая 1941 года гордость лично Гитлера ушла на дно. Галеон «Ваза» Корабль-неудачник. Будущий «монстр» войны создавался силами более 400 человек около двух лет.

Руководил процессом голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. В 1628 году галеон «Ваза», который, к тому же был украшен резными скульптурами, отправился в свое первое плавание. Однако оно же стало и последним. Стоило ему выйти в открытое море, ветер сразу же создал сильный крен судна на бок. Поначалу с проблемой удалось справиться, однако стихия оказалась сильнее.

Корабль вновь начал заваливаться на борт и стал тонуть. Не спасло даже нахождение недалеко от берега — более 50 членов экипажа спасти не удалось. Причиной катастрофы оказались конструктивные недоработки. Так «монстр морей» оказался кораблем-неудачником. Крейсер «Варяг» Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

По информации Novate. Капитан принял решение затопить «Варяг».

Несмотря на короткую биографию, «Бисмарк» остается самым популярным кораблем Второй мировой. Также в этот день: Нельзя не упомянуть 14 февраля о священнике Валентине, казненном в этот день 269 года за тайное венчание римских легионеров по христианскому обряду. В 1009 году в европейских летописях впервые встречается топоним Литва. В 1896 году в этот день в Москве были открыты знаменитые Сандуновские бани, в которых снимали «Иронию судьбы» и «Брат-2».

Немецкие корабли без помех добрались до норвежских фьордов. Тем не менее немецкие моряки смогли беспрепятственно выйти в открытый океан. В британском адмиралтействе началась настоящая паника. На поиски германских рейдеров были брошены десятки английских военных кораблей, находящихся в северной половине Атлантического океана. Суммарный артиллерийский залп британского флота в разы превышал огневую мощь немецких рейдеров. Поэтому в Лондоне очень самонадеянно решили покончить с врагами, навалившись на них не умением, а числом. Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили немецкие корабли в Датском проливе. С «Бисмарка» по ним открыли огонь. Меткость немецких артиллеристов стала неприятным сюрпризом для самоуверенных англичан, и они предпочли скрыться в тумане, сохраняя с помощью радаров контроль за движением германских кораблей. Утром 24 мая англичане открыли огонь с расстояния в 22 км. Из-за ошибки в идентификации англичане стреляли не по «Бисмарку», а по крейсеру «Принц Ойген». Зато немцы открыли согласованный огонь по крейсеру «Худ». И вскоре добились точного попадания. На крейсере сдетонировал боезапас, чудовищный взрыв разорвал «Худ» пополам, и корабль мгновенно затонул. Из полутора тысяч человек команды спаслись только трое. Немцы перенесли огонь на «Принца Уэльского». Британский линкор получил несколько попаданий и под прикрытием дымовой завесы отступил. Капитан Линдеман хотел догнать и добить английский корабль. Но получил приказ продолжить поход. Немецкие корабли тоже получили серьёзные повреждения. И в итоге было принято решение направиться к берегам Франции, чтобы там встать на ремонт.

5 легендарных кораблей Второй мировой войны

Послужить на благо Германии линкор смог всего лишь 2 года, но, за это время сумел изрядно попортить нервы англосаксам. Во время сражения в Датском проливе 24 мая 1941 г. После этого этого началась эпичная погоня за «Бисмарком», в которой участвовала половина всего британского Королевского Флота.

Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными. Линейные корабли типа «Бисмарк» Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров.

Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота. Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями.

Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов. Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда 800 кг. Как показало время — не зря. Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным.

Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву. Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью.

Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны. Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли.

Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль. Модель линкора «Тирпиц» После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.

Линейные корабли типа «Айова» Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса. Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн.

Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов 406 мм , примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях. Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению. А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы».

Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер. Однако к этому времени на поиски «Бисмарка» был брошен практически весь английский флот. К несчастью для немцев, торпеда повредила руль, и корабль не мог идти заданным курсом. Исправить это было невозможно, а вскоре «Бисмарк» настигли английские линкоры Rodney и King George V. На этот раз бой стал складываться для немецкого линкора крайне неудачно, так как 406-миллиметровые снаряды «Родни» вывели из строя башни главного калибра, а один попал в боевую рубку. Всего через 45 минут боя «Бисмарк» оказался полностью недееспособен, и англичане решили добить его торпедами.

Однако тяжеленных боеприпасов и трех торпед оказалось мало, чтобы отправить немецкий корабль на дно. Немцы сами открыли кингстоны и затопили линкор, исчерпав все возможности к сопротивлению. Из 2 200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих — немецкая подводная лодка. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района.

Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 года потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» англ.

HMS Hood. Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

«Непотопляемый Сэм» или проклятие «Бисмарка»

До весны 1941-го корабль воевал сугубо виртуально, красуясь преимущественно на плакатах. В мае того же года было решено проверить его в бою. Начал гитлеровский флагман за здравие, потопив линкор королевских ВМС «Худ». Кончил за упокой: в погоню за «Бисмарком» пустилась большая эскадра, которая 27 мая отправила «валентинку фюрера» на дно.

Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии. Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт.

Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии. Обстановка в Атлантике Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия небезуспешные к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС.

Линкор «Бисмарк» метким огнем возможно, случайно сумел уничтожить крейсер «Худ» — гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить. Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах.

Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно. Операция «Титул» Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн». Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно — помешала непогода.

Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется. Его интересовал и привлекал романтический ореол вокруг линкоров. Эти корабли выходили в океан, символизируя мощь государства. Он пообещал своим адмиралам, что у них будет будет самый мощный флот в мире.

В начале 1939 года на воду были спущены два самых мощных линкора своего времени «Бисмарк» и «Тирпиц». Гитлер сам руководил их спуском. С такими линкорами Германия спустя двадцать лет снова вошла в ряды самых мощных морских держав. Но у Гитлера были более смелые планы относительно своего флота. Он хотел создать флот готовый на равных сражаться с британскими кораблями.

Его план «Z» как его называли, предполагал постройку сверх линкора водоизмещением 144000 тонн, размеры в два раза превышали линкор «Ямато». Его скорость ожидалась 34 узла, а вооружение восемь 508 мм орудий. Если бы этот чудовищный корабль удалось построить, то любое сравнение было бы прекращено, а линкор открыл бы некую новую реальность. Но стремление диктатора создать флот, было реализовано частично. Вмешались события, которые сам инсценировал.

Его броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки 350 мм. В мае 1940 года корабль успешно завершил испытания и учебные стрельбы. Линкор «Бисмарк» стал самым мощным кораблем страны. Он был лучшим в мире боевым кораблем этого класса, считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи.

Командиру корабля был отдан приказ выйти в Северную Атлантику и топить торговые суда, которые следовали из США в Великобританию. Это первое плавание стало самым драматичным. Британское Адмиралтейство незамедлительно организовало соединение боевых кораблей против германского боевого корабля. На следующее утро между Исландией и Гренландией линейные крейсера Королевского Британского флота «Hood» и «Prince of Wales» встретились с легендарным линкором. Крейсер «Hood» выпустил шесть залпов, прежде чем противник ответил.

Для боевого корабля впервые открывшего огонь по реальному противнику орудия линкора «Бисмарк» на удивление оказались точными. По линейному крейсеру «Hood» пролетел быстрый язык пламени, и его разорвало на части. Весь экипаж в составе 1400 человек ушел под воду вместе со своим кораблем, в живых осталось только трое моряков. Британское правительство было повергнуто в ужас с приходом сообщения о гибели своего лучшего крейсера. Люди не верили, что гордость британского флота может потонуть.

Дело было не в потере одного военного корабля, как будто вся империя потерпела поражение. Это привело в ярость Черчилля, и он распорядился об отправке боевых кораблей в составе четырех линейных крейсеров и двух авианосцев на потопление линкора «Бисмарк». Эскадра вышла в район предполагаемого нахождения германского корабля. Черчилль переживал, что если «Бисмарк» ускользнет, то немцы раструбят про слабость английской нации.

Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Экипаж и обитаемость Экипаж линкоров состоял из 1927 человек и мог увеличиться до 2016 человек, когда корабль выступал в качестве флагманского. Жилые помещения дополнительно могли вместить до 2500 человек, но только на один день, из этих 2500 человек, спальными местами были бы обеспечены только 1600 людей. Во время проведения операции «Учения на Рейне» нем. На Tirpitz в 1943 году по штату находилось 108 офицеров и 2500 матросов. Весь экипаж делился на 12 дивизионов, по 150-200 человек в каждом.

Сами дивизионы делились на «морские» с 1-ого и по 9-ый и «технические» с 10-ого и по 12-ый , в свою очередь каждый дивизион делился на отделения по 10-12 человек, во главе каждого отделения стоял унтер-офицер. Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм. Конструкция ствола была типична для арт. Баллистические характеристики выбирались так, чтобы иметь максимально настильную траекторию полёта снаряда, а это значило малое рассевание по дальности, так как считалось, что это давало преимущество в условиях Северного моря. Стрельбу, орудия главного калибра вели тремя типами снарядов, бронебойным Pz.

В отличии от предшественников 10. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета.

Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным , и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов.

Но по стечению обстоятельств она попала в самое уязвимое место — рулевую лопасть. В один момент огромный корабль лишился управления и теперь мог маневрировать лишь за счет стопора винтов. Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами англичан. Вслед за «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Зулус» и «Гром», также не добившиеся результативных попаданий. Море было неспокойным — волнение держалось на уровне 4—6 баллов, а немецкий сверхдредноут Гитлера мог давать лишь малый ход в 8 узлов и практически лишился активного маневра, будучи почти идеальной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8—47 утра. Почти неподвижный немецкий линкор англичане взяли в классическую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам недолетов и перелетов, канониры тридцати пяти орудий крупных калибров начали укладывать снаряд за снарядом в корпус обреченного корабля. В 9—02 «Норфолк» дал попадание 203-мм снарядом в главный дальномерный пост на фок-мачте, что резко снизило качество наведения орудий «Бисмарка». Спустя шесть минут шестнадцатидюймовый снаряд с «Родни» поразил носовую башню «Б» «Бруно» , полностью выведя ее из строя. Почти одновременно с этим был уничтожен пост управления огнем. Около 9—20 носовая башня «А» получила попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9—31 и 9—37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» «Цезарь и «Дора» после чего бой окончательно превратился в избиение. Всего активная перестрелка продолжалась около 45 минут, с предсказуемым результатом — артиллерия «Бисмарка» вышла из строя почти полностью. Орудия главного калибра «Бисмарка» Источник — Imperial War Museums «Родни» пошел на сближение и расстреливал врага с дистанции в 3 км, то есть практически в упор. Однако «Бисмарк» не спускал флаг, продолжая огрызаться из немногих остававшихся пушек вспомогательных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линкоре. По всей видимости, тогда погиб и капитан Линдеман, хотя выжившие моряки утверждали, что он уцелел и продолжал руководить боем до самого конца. Впрочем, это уже не имело никакого значения — огромный корабль превратился в пылающие руины, и только его великолепная живучесть не дала ему сразу отправиться на дно. Всего британцы выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий разными калибрами. Долгое время бытовало мнение, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают. Когда беспомощность «Бисмарка» стала очевидна британскому командованию, линкоры вышли из боя, оставив крейсеры доработать торпедами. Но даже несколько прямых попаданий в подводную часть немецкого линкора не привели к его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на российском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» однозначно доказала, что вражеский огонь лишь значительно повредил линкор. Затоплен же он был собственным экипажем, не желавшим отдавать корабль на милость победителей. Почему он утонул? Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще — неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине.

Гибель самого грозного линкора Гитлера "Бисмарк"

Линкор был спущен на воду 14 февраля 1939 года, на церемонии присутствовал канцлер Германии Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд. Вечером 24 мая Линкор "Принц Уэльский" вместе с крейсерами "Норфолк" и "Саффолк" отправились искать "Бисмарк", чтобы отомстить за "Худ". "Бисмарк" по ТТХ (за исключением живучести) уступал: "Ямато", всем американским и итальянским линкорам-ровестникам. «Бисмарк» был одним из сильнейших по характеристикам кораблей своего времени. 14 февраля 1939 года корабль был пущен на воду. При этом присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая разбила о корабль бутылку шампанского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий