Жанр инструментального концерта в музыке а вивальди и с баха э н артемьева

В русской классической музыке жанр инструментального концерта получил своеобразное и глубоко национальное претворение в фортепьянных концертах Чайковского и Рахманинова, в скрипичных концертах Глазунова и Чайковского. Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта.(слайд 5). 1. Прочитать конспект урока. 2. Выписать в тетрадь основные понятия: концерт, развитие жанра. концерта,инструментальная музыка, программная музыка, о жизни и творчестве ди. 2. Цель: знакомство с жанром инструментального концерта;Задачи урока:закрепление.

Презентация - Инструментальный концерт

Жанр инструментального концерта в музыке Вивальди, Баха и Артемьева, краткий конспект На уроке мы узнаем: где и когда возник инструментальный концерт; как он развивался; кто является основоположником инструментального концерта в России; мы научимся: различать звучание солирующего инструмента и всего оркестра; мы сможем: анализировать.
Жанр инструментального концерта в музыке Вивальди, Баха и Артемьева, краткий конспект Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка.
Камерная Инструментальная Музыка 7 Класс урок музыки 6класс итальянский концерт. 6:21 Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. С. Баха, Э. Н. Артемьева.
Урок музыки в 6-м классе "Инструментальный концерт" Конспект урока. Жанр инструментального концерта в музыке. А. Вивальди, И. С. Баха, Э. Н. Артемьева. Перечень вопросов, рассматриваемых по теме: концерт как один из инструментальных жанров музыки; — особенности жанра инструментального концерта.

Конспект урока "Инструментальный концерт «Времена года», «Итальянский концерт»"

Инструментальный концерт. Этим термином сегодня называют масштабное музыкальное сочинение, написанное композитором для одного или же нескольких солирующих инструментов в сопровождении оркестра, а также жанр, основанный на контрастном сопоставлении партий сольного инструмента и сопровождающей его исполнение оркестровой группы. Это можно расценивать как творческое соперничество, смысл которого заложен в самом слове «концерт», имеющем двойное происхождение. С латинского языка оно переводится как состязание, а с итальянского — согласие. Иначе говоря «инструментальный концерт» - это дружеский поединок, в котором участники соревнуются между собой в красочности и сочности звучания, а также выразительности и яркости тематического материала. Между тем, композитор в «инструментальном концерте» подразумевает не только соперничество.

Для воплощения идейного замысла произведения, автор должен не только показать художественные и технические возможности выбранного им инструмента, но и согласованность солирующей партии с оркестровым аккомпанементом, другими словами - создать их идеальный ансамбль. В этом и заключается главный смысл данного жанра. Структура инструментального концерта Инструментальный концерт — это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх. Тем не менее композиторы чаще используют трёхчастное строение, установленное ещё в эпоху классицизма. Как правило, наиболее активная по тематическому материалу первая часть концерта сочиняется в форме сонатного аллегро.

Вторая — спокойная, лирическая, окрашенная в пасторальные тона, обычно имеет форму трёхчастной арии. В последнем жизнерадостном финальном разделе авторы отдают предпочтение форме рондо, рондо-сонаты или теме с вариациями. Исходя из вышесказанного, вся структура инструментального концерта напоминает небольшую симфонию с тем отличием, что в нём есть новое действующее лицо — солист, в партию которого помимо основного музыкального материала предусматривается включение большого эпизода, называемого каденцией. Она исполняется без сопровождения оркестра, отличается виртуозностью и играет важную роль в драматургии произведения. Популярные инструментальные концерты Ф.

Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение является ярчайшим образцом концертного скрипичного репертуара. Музыка этой чудесной лирической поэмы покоряет не только виртуозным блеском, но и мелодическим богатством. Концерт имеет трёхчастную форму, в которой первая часть Allegro molto appassionato , заключённая в форму сонатного аллегро, сразу открывается завораживающей взволнованной темой, звучащей у солирующей скрипки. Вторая часть Andante — своеобразное элегическое интермеццо.

Его выразительная чувственная тема навевает лирическое настроение и погружает в романтическую атмосферу. Третья часть Allegro molto vivace — контрастный по своему характеру финал произведения, в завершении которого звучит эффектная кода. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». В основу музыкального тематизма «Концерта» композитор положил народные мелодии, но каждый мотив, искусно обработав, превратил в сверкающую драгоценность.

Первая часть открывается развёрнутой интродукцией с величественной темой, которую именуют Гимном жизни. Далее творческая фантазия автора преподносит слушателям неожиданные контрастные сюрпризы: от мощных динамических подъёмов, до моментов умиротворённого покоя. Вторая часть — это прекрасный образец светлой поэтической лирики. Пасторальный окрас музыки крайних частей раздела погружает в атмосферу спокойствия и безмятежности. Средний эпизод хоть и пролетает в игриво — скерцозном настроении, но общего идиллического характера музыки не нарушает.

Отсюда и название "Музыка массовых жанров". Развитие сельского хозяйства в США требовало огромного количества рабочих рук. Поэтому с момента открытия Колумбом в 15 веке, в Америку с 16 по 19 век было завезено большое количество рабов из Африки, которые привезли с собой культуру своего народа. Она могла проявляться только в двух случаях: либо во время работы, либо во время отдыха от работы. Проблемный вопрос: на каком инструменте они могли исполнять свою музыку? Истоки джаза. Европейцы также завезли свою музыку в Америку. Это были классические произведения, исполняемые на фортепиано и струнных инструментах. Баллады, известные европейцам, теперь исполняли и афроамериканцы. Яркой исполнительницей негритянских баллад была Элла Фитцджеральд.

Спиричуэлс — от слова спирит-дух, душа, призрак. Самый известный хит — "Go down, Moises" в исполнении Луи Армстронга вы слышали, когда входили в класс. Исполняется спиричуэлс только а капельно. В развитии вокально-инструментального искусства значительную роль сыграли джазовые блюзы. Это песни протеста, выражения тоски отчаяния. Когда начинают появляться профессиональные исполнители, в джазе происходят эксперименты. Рэгтайм разорванное время — специфическое джазовое исполнение. Первым его исполнил Скотт Джоплин. Следующее направление музыки массовых жанров — диско. Это стиль популярной танцевальной музыки 2-й половины 1970-х годов.

Песни этого направления характеризуются высоким вокалом, равномерным ритмом. В звучании преобладают клавишные , струнные и электронные музыкальные инструменты. Видео или аудио отрывок. Популярная, общедоступная музыка была названа поп-музыкой — понятие, которое охватывает разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования. Инструментальные ресурсы ограничены электрогитарами и ударными , а также электронными инструментами. Вокальное исполнение характеризуется приближенностью к речи, демонстративно непоставленными голосами, а также стонообразными, выкрикообразными и завывающими дополнениями. Известны исполнители — Майкл Джексон, Мадонна, Шакира, Бейонсе и многие другие, известные вам исполнители.

Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Концерт электронной музыки шиллера schiller zeitreise show который загружен МУЗЫКА 80 размером 212.

Обратите внимание: Перед загрузкой вы можете послушать любую песню, наведите курсор и нажмите «Слушать» или «Скачать» для загрузки mp3-файла высокого качества.

Давайте пропоём мелодию. Зная средства музыкальной выразительности, охарактеризуйте эту музыкальную тему учащиеся дают характеристику мелодии, лада, длительностей, темпа, регистра, тембра. Повторяется ли эта тема? В какой музыкальной форме рондо, вариации написана 1-я часть концерта? Какой принцип развития повтор или контраст композитор использует в музыке 1-й части?

Есть ли изобразительные эпизоды? Если есть, то определите их необходимость и подтвердите примером из литературного текста. Можете ли напеть мелодию, исполняемую солистом? Трудноисполняемая, виртуозные пассажи, как порыв ветра, трели птиц. Сравните с графическим изображением мелодии восходящее движение, мелкие длительности и т. В тот момент, когда в опере вошли в моду изображения героических поступков и пасторальных идиллий, картин преисподней и природных сил — бушующего моря, шелестящей листвы; оркестру в таких сценах отводилась доминирующая роль.

В сравнении с композиторами-инструменталистами эпохи барокко А. Вивальди обнаружил большой талант в этой области. Долгое время о Вивальди помнили благодаря И. Баху, который сделал несколько транскрипций его произведений. Были переложены шесть концерт Вивальди для фортепиано и органа, которые долгое время считались написанными самим Бахом. Творчество А.

Вивальди оказало большое влияние на формирование творческого стиля И. Баха, особенно первые скрипичные концерты Вивальди. Вы ещё раз обратитесь к музыке 1-й части концерта «Весна», но прослушивание будет необычным: вы будете и слушать, и смотреть фрагмент балета «Времена года» на музыку А. Вивальди в постановке выдающегося французского хореографа-постановщика Р. Балет исполняет Марсельская труппа. Спектакль «Времена года» ставился разными хореографами на разную музыку.

Многими композиторами была написана музыка на эту тему, это — А. Вивальди, П. Чайковский, А. Глазунов и др. Существовали разные версии постановок спектаклей: это четыре времени года, четыре времени жизни, четыре времени дня. Сегодняшний спектакль хореографа Р.

Пети поставлен на тему Баланчина. Обратимся к Энциклопедии «Балет». Джордж Баланчин, родился в 1904 году, американский балетмейстер. Его творчество способствовало формированию нового направления в хореографии. Ставил драматические, комедийные, фарсовые балеты, основанные часто на несложном сюжете, где действие раскрывалось средствами танца и пантомимы; стиль балета во многом определялся декоративным оформлением, в котором был определённый смысл. Это направление в его творчестве получило наибольшее развитие после 1934 года.

Баланчин стал создавать балеты на музыку, которая не была предназначена для танца сюиты, симфонии, том числе концерт «Времена года». В этих балетах сюжет отсутствует, содержание раскрывается в развитии музыкально-хореографических образов. Мысль о создании балета на тему Баланчина, бессюжетного балета, неоклассики, танца ради танца, посещала хореографа. Итог этого желания — создание балета «Времена года». Ролан — человек — импрессионист, поддающийся впечатления. Благодаря фантастической музыке А.

Вивальди и творческой фантазии хореографа был поставлен сегодняшний спектакль. Одна из отличительных черт Р. Пети как балетмейстера — простота и ясность хореографического текста. Пети — человек, который может творить абсолютно во всех направлениях и во всех жанра: он ставил танцы для кинофильмов, много ревю для мюзиклов, драматических спектаклей. Он ставил спектакли, где танец являлся чем-то божественным, тем, что приносит удовольствие и радость для тех, кто находится в зрительном зале. Пети — человек, который обожает всё красивое.

Для своей хореографии он руководствуется всегда только одним критерием — красота, гармоничное сочетание музыкальности и красоты. Балет «Времена года» исполняется на одной из самых красивых площадей мира — площади Сан-Марко в Венеции. Божественная архитектура площади является декорацией к этому спектаклю. Артисты, которые исполняют спектакль, ушли в легенду, так как они были звёздами 70-80 годов. Их творчество и талант высоко ценил Р. В частности, Доменик Кольфуни — одна из самых любимых балерин Пети.

Кольфуни была балериной Парижской Национальной оперы, но по просьбе Р. Пети уехала в Марсель. Для неё Р. Пети создал много спектаклей, в частности, спектакль «Моя Павлова».

Информация

концерт для одних только музыкальных. 9 классы. Жанр инструментального концерта в музыке Вивальди, Баха и Артемьева, краткий конспект. инструментальный жанр соната симфония концерт.

Олимпиада по музыке для учеников 3-4 иадные задания по музыке на тему

инструментальный жанр соната симфония концерт. Цели урока: • Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» ди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке. восемнадцатого веков Антонио Вивальди (1678-1741) вошёл в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта. Выбери: А. Вивальди Ч. Айвз Э. Н. Артемьев И. С. Бах 5. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России. П. И. Чайковский С. В. Рахманинов А. Вивальди С. С. Прокофьев.

Жанр инструментального концерта в музыке Вивальди, Баха и Артемьева, краткий конспект

Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра. инструментального концерта на примере концерта «Времена года» ди, «Итальянский концерт» Закрепить представления о различных видах. Трактовка жанра инструментального концерта в творчестве антонио вивальди. Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта. Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра. инструментального концерта на примере концерта «Времена года» ди, «Итальянский концерт» Закрепить представления о различных видах. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. 6 класс Тема: «Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди. И.С. Баха. Э.Н. Артемьева. Дз. (УСТНО): что такое инструментальный концерт? Музыка 6 класс. 07-08-2023. Скачать.

Урок музыки в 6 классе Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти Музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Слайд 20 Описание слайда: Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком Слайд 21 Описание слайда: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Утро в семье Баха, отец семейства Иоганн Себастьян за клавесином.

Симфония может сближаться с другими музыкальным жанрами, как например симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма, симфония-кантата. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра. Сольный концерт появился как редукция кончерто гроссо - когда группа солистов постепенно стала заменятся двумя двойной концерт или тремя тройной концерт солистами. Квартет — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Увертюра - франц.

Характеристика творчества Л. Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Изначально была посвящена Наполеону. Состоит из 3 частей. Симфония успеха не имела. Впервые прозвучала в 1804 году в Вене, имении князя Лобковица. Первая часть торжествующая и лирическая, вторая — похоронный марш, третья - слышны те же мажорные трезвучные зовы, что и в главной партии первой части, и в светлом эпизоде траурного марша. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения.

Симфония, и особенно начинающий её мотив известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы» , стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. Она стала одним из символов классической музыки. Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте. В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года. Премьера была неудачной.

Концерт длился более четырёх часов — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего. Исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть «Оды к радости» , поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Также симфонию называют «Хоральной». Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром Бетховена, который создал его, будучи совершенно глухим. Произведение играет заметную роль и в современном обществе.

Характеристика творчества В. Инструментальные сочинения. Моцарт - один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания. Гармонии Моцарта еще больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа, как это было свойственно всей музыке XVIII века. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, пианист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Особое значение Моцарт придавал опере. Он был величайшим реформатором жанра оперы, основой оперы считал музыку.

Концерт для альта с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром.

Электронные композиции "Мозаика" и др.

Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

Познакомимься с творчеством итальянского композитора А. Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Известно около 450 концертов Вивальди.

В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определял трехчастную форму концерта. Произведение «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя.

Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. Весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность 4. Послушайте фрагмент одного из концертов и скажите, с каким временем года ассоциируется эта музыка?

Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором. Прочтите сонеты на стр.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Похожие вопросы
  • Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. С. Баха, Э. Н. Артемьева. Музыка 6 класс.
  • Презентация урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт"
  • Музыкальные жанры: инструментальный концерт. (Н
  • Урок Музыки 6Класс Итальянский Концерт скачать с mp4 mp3 flv

Презентация урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт" презентация, доклад

Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта Инструментальный концерт. В данной статье рассматривается эволюция жанра «концерт». В ходе изложения материала автором охарактеризована история становления жанра «концерт», обосновано понятие «концерт», а также рассмотрены основные этапы становления инструментальных концертов. 1. Прочитать конспект урока. 2. Выписать в тетрадь основные понятия: концерт, развитие жанра. концерта,инструментальная музыка, программная музыка, о жизни и творчестве ди. Музыка 6 класс. Длительность видео: 6 мин и 21 сек. Просмотров: 12 034. Добавил: Видеоуроки. Видео добавлено: 22 июня 2021.

Презентация урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт"

Когда на смену барокко пришла эпоха классицизма, инструментальный концерт в своём развитии уверенно шагнул вперёд. Именно в этот период в творчестве «венских классиков»: Гайдна, Моцарта и Бетховена, в полной мере утвердилась основная трёхчастная форма. Поначалу первая часть сочинялась в форме сонатного аллегро с двойной экспозицией, то есть главная и побочная партии сначала звучали в исполнении оркестра, а затем у солирующего инструмента. Однако со временем такая особенность утратилась. Так же в заключение данного раздела стала предусматриваться каденция — виртуозный эпизод, в котором солист, импровизируя, демонстрировал своё техническое мастерство. Второй — медленный раздел писался на усмотрение автора произведения и какой-либо определённой формы не имел. В третьей, заключительной части концерта предпочтение вновь отдавалось оживлённому темпу, и потому она сочинялась в сонатной форме или форме рондо. Такая структура концерта, которая в нынешнее время называется классической, была заложена Гайдном и Моцартом , а затем переродилась и утвердилась в творчестве Бетховена. Именно Бетховен превратил концерт из галантного и развлекательного произведения в композицию, наполненную идейным содержанием, то есть приблизил его к симфонии.

Помимо того Бетховен заметно технически усложнил партию солиста, а также первым из композиторов записал каденцию для солирующего инструмента и этим показал какое немаловажное значение она имеет в развитии произведения. В наступившей после классицизма эпохе романтизма симфонизация инструментального концерта, заложенная Бетховеном, была продолжена в творчестве многих композиторов, среди которых Никколо Паганини , Роберт Шуман, Фредерик Шопен , Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс , Эдвард Григ, Ференц Лист. Вместе с тем эти выдающиеся музыкальные творцы привнесли в жанр много нового. Они, отдавая предпочтение принципу «сквозного развития», лейтмотивным связям и монотематизму, сочиняли произведения, с разделами тесно взаимосвязанными между собой. Для произведений романтиков характерно лирическое и лирико-драматическое настроение. Главенствующую роль в концерте они отдавали солирующему инструменту, а оркестру лишь выполнение скромной функции аккомпанемента. В это же период инструментальный концерт своё достойное место находит и в русской музыке. Его основоположником стал Пётр Ильич Чайковский , а последователями Сергей Рахманинов и Александр Глазунов , создавшие блестящие произведения, которые вошли в золотой фонд классической музыки.

В XX веке инструментальный концерт продолжил своё интенсивное развитие. В двадцатом столетии композиторами были созданы концерты практически для всех европейских классических музыкальных инструментов. Интересные факты Инструментальный концерт в обязательном порядке входит в программу участников музыкальных конкурсов, так как исполнение такого произведения даёт возможность по-настоящему продемонстрировать виртуозное мастерство и талант музыканта, а также технический и художественный потенциал избранного им инструмента. На Международном конкурсе им. Чайковского, который проводится в нашей стране с 1958 года, «Первый концерт для фортепиано с оркестром» композитора не только входит в число произведений обязательной программы, но и является символом данного музыкального состязания. Однако необходимо отметить, что это великое творение гениального маэстро около ста тридцати лет исполняется с существенными изменениями, которые были сделаны после его кончины знаменитым пианистом Александром Зилоти. На конкурсе не раз ставился вопрос об исполнении «Концерта» с авторским текстом, но, к сожалению, достать его для многих конкурсантов не представляется возможным. Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона пользуется такой любовью, что в Лейпциге городской канал назвали именем выдающегося композитора, а на набережной деревянные сидения на ступенях спуска к воде расставили так, что из них можно сложить знаменитую тему этого популярного произведения.

Сергей Рахманинов сочинил Второй фортепианный концерт в 1901 году, сразу после выхода из глубокой депрессии, возникшей из-за тяжёлого нервного расстройства после неудачной премьеры в 1897 году его Первой симфонии. Душевный кризис композитору помог преодолеть известный русский психотерапевт Николай Владимирович Даль и в благодарность ему Сергей Сергеевич посвятил данное выдающееся творение. Знаменитый актёр Чарли Чаплин в пожилом возрасте уединённо жил в Швейцарии в своём доме и практически никого не принимал, но узнав, что с ним хочет увидеться советский композитор Арам Хачатурян, сделал исключение и с радостью согласился. Встреча получилась весьма радушной, а началась она с того, что Чаплин достал пластинку с записью скрипичного концерта композитора и назвал его самым любимым своим произведением. Данное выдающееся творение Арама Хачатуряна во всём мире считается в скрипичной литературе одним из самых известных и сложных. Многие скрипачи желали бы иметь произведение в своём репертуарном списке, но, к сожалению не все могут с ним технически справиться.

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка - язык звуков и интонаций - отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Подумайте, можно ли на эту музыку поставить балет? Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко. При повторном прослушивании 1 -ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония - одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости. Итак, концерт А. Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, то есть существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором. Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»? Какими средствами выразительности литературный текст передаёт настроение человека, его душевное и эмоциональное состояние, связанное с приходом весны? Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В XIX веке возникла программная музыка - произведение, в основе которого лежит литературная основа. Программная музыка - род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явления действительности, которое имел в виду композитор «Утро» Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» или на вдохновившее его литературное произведение произведение «Ромео и Джульетта» П. Чайковского - увертюра - фантазия по одноимённой трагедии У. Перейдём к работе с учебником. На стр. Я напомню её звучание, сыграв на инструменте. Можно ли напеть эту мелодию? Давайте пропоём мелодию. Зная средства музыкальной выразительности, охарактеризуйте эту музыкальную тему учащиеся дают характеристику мелодии, лада, длительностей, темпа, регистра, тембра. Повторяется ли эта тема? В какой музыкальной форме рондо, вариации написана 1-я часть концерта? Какой принцип развития повтор или контраст композитор использует в музыке 1-й части? Есть ли изобразительные эпизоды? Если есть, то определите их необходимость и подтвердите примером из литературного текста. Можете ли напеть мелодию, исполняемую солистом? Трудноисполняемая, виртуозные пассажи, как порыв ветра, трели птиц. Вы ещё раз обратитесь к музыке 1-й части концерта «Весна», но прослушивание будет необычным: вы будете и слушать, и смотреть фрагмент балета «Времена года» на музыку А. Вивальди в постановке выдающегося французского хореографа-постановщика Р. Балет исполняет Марсельская труппа. Спектакль «Времена года» ставился разными хореографами на разную музыку. Многими композиторами была написана музыка на эту тему, это - А. Вивальди, П.

Отрадой в его жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья — Вильгельм, Филипп, Иоганн - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Бах — современник Вивальди. Среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира клавишные инструменты — клавикорд, клавесин, фортепиано. Он использовал опыт итальянских мастеров. Трёхчастное строение, контраст движения быстрое —медленное - быстрое , контраст ладовой окраски мажор — минор - мажор Слушание 1-й части «Итальянского концерта» И. Большинство слушателей музыки И. Баха, объясняя свои ощущения от его музыки, упоминали чаще всего такие слова, как "очищение", "умиротворение", "прояснение", "утешение". Сам же Иоганн Себастьян Бах сказал об этом еще более кратко: "Цель музыки - трогать сердца". Познакомьтесь с материалом урока в разделе «Основная часть» в системе «Российская электронная школа» раздел «Учебный предмет», предмет «Музыка», 6 класс, 10 урок: жанры инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. Баха, Э. Домашнее задание: выпишите из учебника стр.

Virtus — доблесть, талант — исполнитель мастерски владеющий техникой искусства. Данный термин предназначался для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе. Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение. Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности. Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа. Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта. В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой — способствует «общительности» самого концертного жанра. Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности. Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию, где родились Олимпийские игры. До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности. Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность — условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте — это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра. Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия. Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат кто же первый? Различные типы соотношения оркестра и солиста, которые определяют конкретные способы фактурной организации музыкального материала, а также инструментовки концерта, конкретизированы принципами концертирования. Однако, опираясь на научные исследования немецкого музыкального историка А. Шеринга, можно говорить о более древнем происхождении этого принципа. Как утверждает исследователь, его истоки «…можно проследить вплоть до античности, до переключающегося пения в греческой трагедии и до псалмов древних евреев, которые затем снова обнаруживаются в период средневековья как антифоры в католическом ритуале». Это указание на музыкально-драматическое происхождение концертирования. По убеждению Б. Асафьева, именно посредствам концертирования реализуется характерный для концерта инструментальный диалог, основывающийся на раскрытии, импульсов, заложенных в тезисе, в роли которого могут выступать самые различные элементы, вплоть до попевки или «простейшего сопряжения звуков», не говоря уже о развернутых построених типа мелодической темы. Технология концертирования, а именно взаимодействие солиста с оркестром в жанре концерта, зарождалась в концертах А. Основополагающими моментами служат чередование tutti и solo, жанровость и программность, использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности. Сочетание этих особенностей, в гармоническом сочетании, повышают значимость и актуальность принципа концертирования. Следует отметить, что в эпоху венских классиков данный принцип существенно меняется. Концертирование становится тесно связано с тематическим развитием. Предусматривается импровизация солиста каденция. Партия солиста имеет характер орнаментальной виртуозности. Реализацией свободного, творческого самовыражения в фортепианном концерте является принцип импровизационности. Данный принцип символизирует высшее проявление игровой природы фортепианного концерта. Имровизационность является следствием спонтанно-творческой инициативы музыканта-исполнителя. Суть импровизационности заключается в новых элементах интерпретации произведения и аспектах музыкальной выразительности. Согласно практике того времени, пианист должен был в непринужденной импровизации пользоваться мотивами предшествующей музыки, но он мог также вплетать в нее и новые, посторонние темы. В инструментальных концертах этой эпохи имеют место музыкальные эпизоды, где оркестр молчит, а солист получает возможность показать свое умение и фантазию. Известно, что как и В. Моцарт, так и Л. Быстрота художественной реакции, яркость внезапно возникающих образов, изобретательность в острой их смене — качества, которыми должен обладать импровизатор. Импровизационной неожиданностью отмечены вступления солиста, внезапные вариационные освещения тем, сопоставления их, контрасты гармонии, оркестрового колорита. Но эти смены скреплены мудрой музыкальной логикой. Импровизационная природа характерна и для каденций классического концерта, но принцип импровизационности в каденциях классического фортепианного концерта был жестко регламентирован. Таким образом, исследовав особенности зарождения и развития фортепианного концерта, а также проанализировав специфику его жанровой природы, мы пришли к выводу о том, что фортепианный концерт — один из крупнейших монументальных жанров инструментальной музыки. Возникновение исследуемого жанра связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. Кристаллизация основных жанровых признаков концерта многочастная контрастная структура, принцип состязательности и импровизационности, яркая образность осуществляется в эпоху барокко творчество А. Вивальди, А. Корелли, И. Баха, Г. Новую веху в истории развития жанра фортепианного концерта открывают мастера «венского классицизма» Й. Гайдн, В. Моцарт Л. Фортепианный концерт этих новаторов музыкальной лексики отличает масштабность замысла, драматизация музыкальных образов, яркость мелодики, симфоническое развитие тематического материала, виртуозность при большой органической связи солиста и оркестра. Жанровая сущность фортепианного концерта конкретизирована следующими принципами: игровая логика, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Обозначенные принципы определяют не только особенности структуры и содержания концерта, но также формируют поле задач и методов их решения в исполнительской практике пианиста. Представленные в работе результаты не претендуют на полноту исследования проанализированной проблемы и предполагают дальнейшее развитие. Целесообразно исследовать особенности реализации жанровой природы концерта на конкретных примерах концертных сочинений композиторов-классиков, а также представителей музыкальной культуры второй половины XIX — начала XXI в. История фортепианного искусства: учебник для студентов муз. Асафьев Б. Бадура-Скода Е. Бадура-Скода, П. Друскин М. Назайкинский Е. Розеншильд К. Тараканов М. Хейзинга Й. Homo Ludensс. Обозначены особенности исторического развития исследуемого жанра. Выявлены и проанализированы структурно-жанровые особенности концерта. Ключевые слова: фортепианный концерт, жанр, структура, музыкальная форма. The characteristics of the genre development are defined. Structural-and-genre characteristics of the piano concerto are analyzed. Key words: piano concerto, genre, structure, musical form. Происхождение слова «концерт» не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества». Впервые слово «концерт» было применено в 16 в. Концерты Джованни Габриели, написанные для собора св. Марка в Венеции, или концерты Лодовико да Виаданы и Генриха Шютца — это в основном многохорные духовные сочинения с инструментальным сопровождением. До середины 17 в. Концерт эпохи барокко. К началу 18 в. В концертах первого типа небольшая группа инструментов — концертино concertino, «маленький концерт» — противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо concerto grosso, «большой концерт». Среди известных сочинений этого типа — 12 кончерто гроссо op. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo «постоянным басом» , который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента чаще всего клавесина и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей. Многие из них напоминают по форме трио-сонату, один из популярнейших жанров барочной камерной музыки; другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту. Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел ритурнель , в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела. Сольные разделы обычно давали исполнителю возможность блеснуть виртуозностью. Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая, медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме, иногда в ней использовался прием «повторяющегося баса». Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо. Антонио Вивальди , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года.

Свежие записи

  • Похожие вопросы
  • Ещё документы из категории музыка:
  • Урок музыки в 6 классе Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»
  • Инструментальный концерт

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий