Выступление мартина лютера начало реформации

Лютера вызывают на Вормсский рейхстаг. Лютер на Вормсском рейхстаге. Второй этап Реформации. Вартбургский замок. Библия в переводе Мартина Лютера. После Вормсского рейхстага. Каковы основные события Реформации? 1517 – «95» тезисов Лютера, начало Реформации в Германии. 1518 – проповедь Ульриха Цвингли, начало Реформации в Швейцарии. 1520 – сожжение Лютером папской буллы, окончательный разрыв.

Мартин Лютер: перманентная революция

Начало Реформации в Германии Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов».
День Реформации в Германии | История и празднование Reformationstag Урок создает представление о Реформации, условиях, которые способствовали ее появлению. Знакомит с жизнью Мартина Лютера и обобщает содержание «95 тезисов», написанных им. Приводится анализ причин и ход событий Крестьянской войны.
Реформация: рождение современной Европы • Arzamas В 1517 году 34-летний профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям городской церкви 95 тезисов, в которых он осуждал продажу индульгенций, и призвал запретить это делать.
Реформационное учение Мартина Лютера (от '95 тезисов' до 'Формулы согласия') День Реформации отмечается 31 октября протестантскими христианами. Утром 31 октября 1517 года Мартин Лютер, монах и профессор теологии, прибил 95 тезисов, написанных на латыне, к Дворцовой Церкви Виттенберг, чтобы указать на нарушения Католической церкви.

Реформация: рождение современной Европы

Бог да поможет мне. Слайд 16 В 1521 году римский император Карл V издал т. Вормсский эдикт указ , согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем — дело его жизни.

Гравюра на дереве, 1557 Слайд 17 В немецких землях началось массовое движение против католицизма. Бродячие проповедники призывали сбросить власть не только папы римского, но и светских феодалов. Борьба за Реформацию ширилась. В Германии она проходила в форме крестьянской войны 1524-1526.

Слайд 18 Томас Мюнцер. Гравюра Хр. Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» Боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию.

Согласно воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас самих, вне земного мира … Слайд 19 Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг. Летом 1524г. В 1525г. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили Было уничтожено 100 тыс.

Князья стали захватывать монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями.

Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» «Диспут о прояснении действенности индульгенций». Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль, в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия». Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк.

Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался. Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения.

Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов. Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» 1520 Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти. Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане.

Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви.

В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера. Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации. Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений.

Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку. Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы. Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии - лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями: она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами; исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам; лютеранское духовенство имело право заводить семью католическое духовенство не имело право иметь жену и детей. Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму.

Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков. Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства. Запоминаем даты! Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Число печатных произведений с начала Реформации до 1524 г.

Книги Нов Завета раскупились в большом количестве, усердно читались и оживленно комментировались, становясь достоянием каждого. Вместо закрытых для лютеран храмов для проповеди и молитвенных собраний ими использовались трактиры и частные дома. Но мало-помалу эти поневоле тайные собрания стали превращаться в открытые. Но церковн. Во многих городах народ, если магистрат не шел своевременно навстречу его желаниям, силой производил требуемые изменения. При этом во многих местах дело доходило до насилий над ревностными приверженцами старины.

Лютер предвидел, что Германии предстоит пережить сильные потрясения. Беспорядков опасались и правители страны, и этим страхом определялось их мягкое отношение к религиозн. Даже новый имперский правительствен. Вормский эдикт не достиг своего назначения, как и определенное светской властью наказание. Проповеди Лютера был открыт полный простор, и только возникшая одновременно с церковн. Он стремился использовать идеи Реформации для достижения политич.

Военным руководителем этой революции был Франц фон Зиккинген. Революция продолжалась с 1522 по 1523 г. За нее пришлось расплачиваться Реформации, ибо революционное восстание выступало под ее флагом. Все доказательства Лютера, что Реформация не поддерживала восстания, не имели успеха. Ее стали преследовать как виновницу рыцарского революц. Германии, впервые политика пап начинает показывать свою силу.

Здесь было запрещено всякое распространение реформац. Величайшее в истории немец. Констанцский вели особенно ожесточенную борьбу против ереси Лютера. Последнее настолько устраивало бедняков и крестьян, что они за 1 это готовы были считать проповедь Лютера «настоящим Евангелием». О крестьянах, принимавших участие в реформац. Со времен гуситов мир не видел таких разрушительных революций, какими были некоторые крестьян.

Томас Мюнцер, напр. Затронутые реформатор. Перед казнью Мюнцер признался, что «вызвал восстание, чтобы добыть равенство всему христиан. В какой-то степени ложные выводы из идей Лютера сказались и на восстании 1525 г. Реформатор не мог относиться положительно к подобным мечтаниям, ибо такое толкование Евангелия мешало проведению им церковн. Поэтому когда последователи Мюнцера разрушили часовню в Альштадте и устроили там неск-ко бунтов, Лютер обратился с предостережением против мятежнического духа Альштадта, но при этом не хотел запрещения сектантам их проповеди.

В крестьян. Лютер принял сторону крестьян на том основании, что требования их, хотя и клонятся к эгоистич. Требования крестьян были изложены в 12 членах, смысл к-рых - свобода церковная и свобода проповеди нового учения, а также уничтожение феодальных повинностей. По опубликовании этих 12 членов швабского крестьянства Лютер обратился к обеим сторонам с призывом к миру, но было уже поздно. Восстание было подавлено. Реакция даже на Реформацию стала смотреть с большой подозрительностью.

В 1526 г. Это нанесло огромный вред делу немец. Шпейерский сейм 1526 г. Это постановление имело своим положительным для протестантизма последствием развитие самостоятельных Церквей в отдельных немец. С этих пор каждое немец. Постановление Шпейерского сейма способствовало дальнейшему распространению протестантизма.

Фрисландия, Шлезвинг-Гольштейн, Силезия и Пруссия приняли реформу. К ним присоединились важнейшие имперские города: Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, Страсбург и др. В ответ на военный союз Франциска I с папой Карл V в нач. Немцы провозгласили папой Лютера. В 1528 г. Летом 1529 г.

При таких обстоятельствах в февр. На нем, благодаря перевесу католич. Против такого решения выступили многие сочувствовавшие Лютеру князья, требовавшие решения религиозн. Свое требование они изложили в форме письмен. В это время протестантизм представлял уже не только религиозн. Поэтому когда империи стало угрожать нашествие турок, к-рые хотели воспользоваться религиозн.

В 1529 г. Лютер, Цвингли, Меланхтон и др. Они обсуждали проблему Евхаристии. Здесь Цвингли и Лютер разошлись во мнениях, и протестантизм разделился на 2 лагеря. В 1530 г. Лютеране представили на сейм изложение своего исповедания, к-рое вошло в историю под именем «Аугсбургского исповедания».

Здесь различие между старым и новым учением было развито так умеренно и беспристрастно, как мог сделать только Меланхтон. Сам Лютер не решился прибыть в Аугсбург. Видные католич. Прения не привели к примирению. Определение сейма в оскорбительно резкой форме предлагало протестантам подчиниться Риму, в противном же случае угрожало истреблением. Опасность, грозившая делу Реформации, заставила защитников ее теснее соединиться друг с другом.

Они заключили между собой оборонительный союз в 1531 г.

Реформация

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в. Крестьянская война в Германии В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей как ясно видно дальше направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним». Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд». Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень. В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия.

Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей. Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха. Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности преимущественно земли в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью.

Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов — сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. Первая религиозная война в Германии 1546-1547 гг. Однако в ходе второй войны 1552 г.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам. В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское. Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Отныне Империя была расколота на две неравные части.

Лютер утверждает приоритет Евангелия над индульгенциями. В этом можно увидеть предпосылки развития протестантского принципа Sola Scriptura «только писание». Лютер не считает строительство храма св.

Петра оправданием для ввода индульгенций. Слух о тезисах распространяется молниеносно, и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда папа Лев X предаёт Лютера анафеме; 1520 год — булла проклятия на Лютера.

Первая эпоха от начала реформации до Вестфальского мира 1517 — 1648 г. Глава I.

Реформаторские движения в Германии и основание лютеранства Лютер Руководителем германской реформации был Лютер. Он был сын рудокопа, родился в саксонском городке Эйслебене в 1483 году. Родители его, при всей ограниченности своих средств, старались дать ему приличное воспитание. Лютер учился дома, а потом в школе, среди нужд и лишений бедности; много вытерпел он от сурового обращения в родительском доме и, особенно, в школе, где в те грубые времена беспощадно били и секли учеников. Безотрадная жизнь в родительском доме и бесприветном училище рано пробудила в нем стремление к вечности, заставляя его сосредоточиваться в самом себе, беседовать с Богом и совестью.

В 1501 году Лютер поступил в Эрфуртский университет, где, по желанию отца, должен был изучать юридические науки, чтобы занять выгодное место в гражданской службе. Но собственная склонность влекла Лютера к философским и богословским наукам, изучению которых он и посвятил большую часть своей университетской жизни. В 1505 году Лютер оставил свет и вступил в монастырь августинского ордена в Эрфурте, к великому огорчению своего отца. Ближайшим поводом к отречению его от мира были следующие обстоятельства: однажды он пришел к одному из своих друзей и нашел его убитым в его комнате; вскоре после этого страшная гроза, заставшая Лютера в горах, едва не убила его самого. Оба эти обстоятельства потрясли его до глубины души, и он решился посвятить свою жизнь на служение Богу вдали от мира.

Лютер расставался с миром не без сожаления; впоследствии он сам сознавался, что неохотно и не по доброй воле принимал пострижение, но в минуту отчаяния, среди ужасов смерти, принес насильственный обет. Сообразно с господствовавшими в то время понятиями католиков о Боге, Лютер представлял Бога грозным Судией, карающим грешников. Чтобы умилостивить Бога карающего, он обрекает себя на все лишения монашеской жизни: усиленные молитвословия, бдения, посты, голод и холод, жесткое ложе и пр. Лютер хотел достигнуть своими подвигами совершенного бесстрастия в мыслях и чувствованиях, и невозможность привести в исполнение это желание была для него источником величайших страданий. Скорби и лишения лишь только сильнее возбуждали в нем осознание своей греховности и невозможности достигнуть оправдания пред Богом собственными заслугами.

Он чувствовал в своей совести неудовлетворение тем способом примирения с правдой Божьей, который католическая церковь указывала в исполнении внешних дел. Когда Лютер находился в таком отчаянном состоянии, начальник августинского ордена в Германии Стаупиц первый сообщил ему понятие о спасительном действии веры; он указал ему, что Спаситель не желает смерти грешников, но с любовью принимает все труждающиеся и обремененные совести. В тоже время Стаупиц посоветовал Лютеру прилежней заняться изучением Библии , творений Августина и сочинений наиболее замечательных средневековых мистиков. С этого времени учение Августина о благодати служит для Лютера путеводной звездой; он постепенно отрешается от прежних схоластических убеждений и переходит на новую ступень своих религиозных представлений, a именно, что оправдание дается благодатью через веру в Искупителя. В 1508 году совершилась значительная перемена во внешнем положении Лютера.

Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый вызвал его в новооснованный Виттенбергский университет для преподавания богословских наук. Спустя два года после того Лютер путешествовал в Рим 1510 г. С большим благоговением приближался он к этому священному городу; но там совершенно разочаровался, когда собственными глазами увидел роскошь и распущенную жизнь папского двора, неуважение духовенства к молитве и ко всему святому. Лютер вынес из Рима зародыш ненависти, если не к самой римской церкви, то, по крайней мере, к ее служителям. В 1512 году Лютер получил степень доктора богословия с правом толкования Библии; в 1516 году он занял должность проповедника в соборной церкви в Виттенберге.

Здесь-то и суждено было начаться реформаторской деятельности Лютера. Протест Лютера против индульгенций Ближайшим поводом, по которому Лютер восстал против злоупотреблений римской церкви и папы, послужила продажа индульгенций в Саксонии. Учение об индульгенциях, по которому человек мог освободиться от греха через самое внешнее из всех внешних дел, через уплату денег без всякого внутреннего участия, служило лучшим выражением внешнего юридического строя римско-католической церкви. Папа Лев X , человек весьма расточительный, под предлогом окончания постройки храма св. Петра в Риме, объявил продажу индульгенций повсюду.

В Германии эта продажа поручена была курфюрсту и архиепископу Майнцкому и Магдебургскому, Альбрехту. По поручению последнего, продавцы индульгенций наводнили всю Германию. В Саксонии это дело поручено было доминиканскому приору Тецелю, который торговал своим товаром с беспримерной наглостью. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками; в одном находились отпустительные папские грамоты на все возможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги. Многие из духовных детей Лютера, запасшись индульгенционными грамотами, стали легкомысленно относиться к таинству исповеди, думали, что теперь им нет особой надобности заботиться об очищении своей совести, что для них теперь спасение вполне обеспечено.

Лютер грозил таких духовных чад своих оставить под запрещением. Но эта угроза не имела значения в виду того, что Тецель, ссылаясь на папские полномочия, проповедывал, что продаваемые им индульгенции изглаживают всякий грех и разрешают от всякого запрещения. Тогда Лютер решился на очень смелый шаг. В этих тезисах Лютер доказывал то положение, что для очищения от грехов нужны не индульгенции, а внутреннее, сердечное сокрушение и искреннее раскаяние, соединенное с твердой решимостью исправиться и на будущее время бегать грехов. Тезисы быстро распространились по Германии и по многим другим государствам Европы и обратили общее внимание на виттенбергского проповедника.

Некоторые ученые доминиканцы заступились за Тецеля и написали опровержение тезисов. Лютер им отвечал. Дворянство, духовенство, города и университеты разделились на партии; одни преимущественно в северной Германии приняли сторону Лютера; другие были на стороне его противников. Лютер нашел себе могущественного покровителя в саксонском курфюрсте Фридрихе Мудром. В1518 году Лютер был вызван в Рим на суд инквизиции.

Но из уважения к ходатайству курфюрста Саксонского, папа согласился произвести разбор дела о Лютере в самой Германии, через своего уполномоченного, Карла Мильтица. Мильтиц подверг наказанию Тецеля и своим ласковым обращением с Лютером достиг того, что последний согласился молчать и не продолжать начатого спора, если противники его также будут хранить молчание. Таким образом, соглашение состоялось, и враждебные стороны, по-видимому, успокоились. Но недолго продолжался наступивший мир; он был нарушен слишком ревностными защитниками папства. Лейпцигский диспут и отпадение Лютера от католической церкви Один из ревностных приверженцев папства, профессор Ингольштадтского университета, доктор богословия Экк, открыл большой диспут в Лейпциге, в 1519 году.

Здесь присутствовали знаменитейшие богословы того времени: Экк, Лютер, Меланхтон, Карлштадт и др. Сначала спор шел между Экком и Карлштадтом о свободе воли, т. Затем Экк вступил в спор с Лютером. Главным предметом спора между ними был вопрос о значении папского авторитета. Экк утверждал, что власть папы имеет такое же древнее происхождение, как самая церковь Христова.

Лютер возражал: ни в св. Писании, ни в учениях отцов церкви первых веков христианства нет ни малейшего указания на папство. Он спросил Экка: отвергает ли он всю греческую церковь и считает ли он такие светила, как Григорий Назианзин и Василий Великий , еретиками, недостойными царства небесного. Таким вопросом Экк был поставлен в затруднение; однако он скоро оправился, сославшись на соборы. Указав на то, что Констанцский собор признал власть папы, он спросил Лютера: признает ли он какую-нибудь силу за соборами и справедливо ли Констанцский собор осудил Гусса и его учение?

Лютер отвечал, что, по его мнению, собор осудил некоторые такие мнения Гусса, которые стоят на почве, совершенно христианской. Тогда Экк сказал Лютеру: если вы полагаете, что правильно собранный собор может погрешать, то вы для меня не лучше любого язычника и мытаря. Таким образом, Лютер, начавши свой протест против римской церкви из-за частного вопроса об индульгенциях, постепенно дошел до отрицания самого папского авторитета, прямо отверг его историческое основание. С этого времени соглашение Лютера с римской церковью сделалось невозможным. Экк после диспута отправился в Рим с доносом на Лютера, как еретика; там он успел выхлопотать у папы буллу, которой сочинения Лютера осуждались на сожжение, и сам он, как еретик, подвергался проклятию.

Булла принята была в Германии с открытым неудовольствием. Некоторые князья боялись обнародовать ее, другие прямо заявили, что не считают необходимым подчиняться ей; Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый открыто отказался от нее. Сам Лютер, при многочисленном стечении народа, профессоров и студентов Виттенбергского университета, сжег папскую буллу вместе с каноническим правом 1520. Это было решительное отделение Лютера от римской церкви. Вормский сейм 1521 г.

После этого от пап долго не было слышно никакого догматического объявления, никакого осуждения. Успех Лютеровой реформации теперь должен был много зависеть от того, в какие отношения к ней станет светская власть. Надежды всей Германии обратились теперь на нового императора Карла V; все поборники Лютеровой реформации надеялись, что император станет во главе нового религиозного движения. Но эти надежды не оправдались. Карл V вырос в Испании, в той части Европы, где католицизм сохранился в наибольшей свежести и силе; он считал своей обязанностью охранять единство католической церкви, во всяком религиозном движении видел ереси и все хотел поражать огнем и мечом.

Незнакомый ни с языком, ни с нравами немецкого народа, которым призван был управлять, он чужд был национальных его стремлений и потому стал на сторону приверженцев и защитников римской церкви. Вскоре после того, как был избран германским императором, Карл V, по обычаю, созвал имперский сейм, который на этот раз происходил в городе Вормсе 1521 г. Здесь, кроме других важных дел империи, предложено было заняться и делом Лютера. Фридрих Мудрый желал, чтобы Лютер сам отвечал за себя на сейме. Папский легат не соглашался на это, представляя, что с отлученным от церкви не должно входить в сношение.

Император согласен был с ним; но немецкие князья настояли на своем, и Лютер вызван был в Вормс под защитой императорской стражи. Здесь предложили Лютеру вопрос: все ли свои сочинения он намерен защищать, или отречется от некоторых. Лютер признал все свои сочинения истинными и объявил, что если текстами св. Писания не докажут ему, что он заблуждается, то он не хочет и не может отречься от своих мнений, потому что совесть запрещает ему говорить противное слову Божьему. Враги Лютера желали употребить против него насильственные меры; но они принуждены были удержаться от этого, видя сочувствие Лютеру со стороны многих германских князей.

Но когда Лютер и большая часть германских чинов выехали из Вормса, император издал эдикт против Лютеровой ереси. Хотя этот эдикт составлен был без предварительного соглашения чинов, тем не менее, он был строг и решителен. Лютер объявлен был отсеченным членом церкви Божией со всеми его последователями, друзьями и покровителями; сочинения его и его единомышленников осуждались на сожжение. Таким образом, ересь, пораженная уже церковным проклятием, была теперь осуждена на смерть и государственной властью. После этого положение Лютера стало небезопасно; его могли схватить и без дальнейшего судопроизводства поступить с ним, как уже с осужденным и папою, и императором.

Но покровитель его Фридрих Мудрый спас его от опасности. По его распоряжению, Лютер, на возвратном пути из Вормса, нечаянно взят был отрядом вооруженных воинов и отвезен в замок Вартбург. Здесь он пробыл 10 месяцев в неизвестности. В Вартбурге Лютер принялся за труд, который должен был сделаться самым значительным из всех его трудов; он начал перевод Библии на немецкий язык. Он возимел намерение дать своим соотечественникам перевод слова Божия вернее латинского, находившегося в употреблении у христиан западной церкви.

Между тем, как Лютер в Вартбурге занимался переводом Библии на немецкий язык, в Виттенберге друзья его с успехом продолжали начатое им дело. Но некоторые из рьяных последователей Лютера довели реформу до крайностей, старались сразу уничтожить все, что не предписывается прямо Библией. Таков был доктор Карлштадт. По его внушению, народ и студенты в Виттенберге начали прерывать богослужение, считая его как бы идолослужением, выбрасывали из храмов иконы, разрушали алтари, отвергали посты, тайную исповедь, церковные украшения и разные церковные обряды. Подобные сумасбродства начали обнаруживаться и в других местах, напр.

Здесь реформаторы стали выдавать себя за пророков, получавших будто бы от Бога непосредственные откровения. Встретив энергичное противодействие себе в этом городе, цвиккауские пророки явились в Виттенберг и здесь стали проповедывать о своих откровениях, в особенности восставая против крещения детей. Беспорядки увеличивались с каждым днем. Тогда Лютер оставил Вартбург и явился в Виттенберг. Силою своего слова он прекратил здесь беспорядки, убедил жителей Виттенберга выгнать из города цвиккауских пророков, представляя, что их сумасбродные идеи не имеют ничего общего с его учением.

Вормский эдикт имел такую же судьбу, как и папская булла об отлучении. Никто его не выполнял. Карл V не мог принять деятельного участия во внутренних событиях Германии, потому что он занят был войной с Франциском I, королем французским. Враждебные отношения, возникшие тогда между императором и папой, также не могли не отозваться на внутренней политике Германии. Когда в 1526 году имперские чины собрались на сейм в Шпейере, никто из них не хотел взять на себя защиты Вормского эдикта; всякий, напротив, чувствовал необходимость смягчить прежнее суровое постановление, по крайней мере, в ожидании окончательного решения вопроса на предполагавшемся всеобщем соборе.

В этом смысле и постановлено было: до времени собора относительно Вормского эдикта предоставить всем чинам империи поступать в религиозных делах так, как внушит каждому из них собственная его совесть или чувство долга по отношению к Богу и императору. Это значило предоставить каждому владетелю, по крайней мере, на время, право устраивать у себя церковные дела по собственному усмотрению. Таким образом, хотя вормский эдикт не был отменен формально, но реформа некоторым образом уже получила право законного существования. После того в течение почти трех лет продолжалось спокойствие в Германии. Благодаря этому реформация распространялась с полной свободой там, где она находилась под покровительством местной власти; под непосредственным руководством самого Лютера и его друзей, она все глубже и глубже входила в сознание народа.

Достойным помощником Лютера в деле распространения реформации был друг его Филипп Меланхтон, профессор греческого языка в Виттенбергском университете, человек весьма образованный. Характером своим он не походил на Лютера. Лютер был горяч, вспыльчив, груб и скор в решениях; Меланхтон был мягок, кроток, миролюбив и осторожен в действиях. Еще со времени лейпцигского диспута завязалась тесная дружба между Лютером и Меланхтоном. Это было весьма полезно для их общего дела.

Эти две натуры дополняли одна другую и как будто созданы были для того, чтобы действовать совместно. Недостатки Лютера были полезны для его дела, потому что добродетель Меланхтона никогда не произвела бы реформации; но кротость и спокойствие Меланхтона вновь привлекали к учению Лютера тех, которые были отталкиваемы горячностью реформатора. С 1529 года начинается новое направление в ходе событий no отношению к реформации. Император заметно начал склоняться к миру с папой, а союз между ними мог скрепиться не иначе, как под тем условием, чтобы к искоренению еретиков, как называли в Италии последователей Лютера, приняты были решительные меры. При таких обстоятельствах собрался 21 февраля 1529 года имперский сейм в Шпейере.

Карл V не присутствовал на этом сейме; председательствовал вместо него брат его Фердинанд. Между имперскими чинами, собравшимися на сейм, решительный перевес оказался на стороне католиков. Поэтому, когда императорские комиссары предложили отменить решение прежнего Шпейерского сейма 1526 г. Но приверженцы реформы представили протест против этого приговора католического большинства, представляя, что во всем должном они готовы повиноваться императору, но в делах, касающихся славы Божией и спасения души, они должны повиноваться Господу Богу. От этого протеста приверженцы реформации и стали называться протестантами.

Протест этот подписали: курфюрст Иоанн Саксонский, маркграф Георг Бранденбургский, ландграф Филипп Гессенский, некоторые другие князья и 14 немецких городов. После этого приверженцам реформы угрожала серьезная опасность. Император готовился двинуться с войском в Германию. Но неожиданно дела приняли другой оборот. В это время столица австрийских наследственных земель императора Вена очутилась в опасности от сильнейшего турецкого войска, предводительствуемого султаном Сулейманом.

В таком положении Карл V должен был на время забыть германских еретиков, чтобы спасти свои наследственные земли. Аугсбургсное вероисповедание В 1530 году собрался великий Аугсбургский сейм для разрешения религиозного вопроса; на этом сейме присутствовал сам император Карл V. Лютер не мог явиться сюда, так как он находился под церковным отлучением и осужден был светской властью на изгнание. Во главе протестантских богословов, прибывших на сейм, стоял Меланхтон. Когда на заседаниях сейма дело дошло до нового религиозного учения, лротестантские князья представили свое вероисповедание, в котором кратко и ясно показаны были различия новой церкви от старой.

Лютеране хотели показать этой книгой, что в их учении нет ничего противного св. Писанию и подлинному учению вселенской церкви. Соотвественно с такой апологетической целью исповедание проникнуто духом умеренности. В первой части его излагаются основные пункты лютеранской догматики — о Боге, грехе, оправдании, церкви и таинствах. Вторая же часть посвящена полемике против католического учения — о причащении мирян, о евхаристии как жертве, о безбрачии духовенства, призывании святых, постах, монашестве и власти папской.

Автор этого исповедания — Меланхтон. Он взял 17 статей, написанных Лютером в Швабахе швабахские члены , и некоторые другие протестантские сочинения, привезенные в Аугсбург протестантскими князьями, и составил из них нечто целое. Так явилось Аугсбургское исповедание, которое сделалось основой протестантской церкви. По настоянию протестантских князей, это исповедание прочитано было на сейме на немецком языке. Оно возбудило сочувствие к последователям Лютера во многих, которые доселе слотрели на них с предубеждением.

Но император, как и следовало ожидать, высказался в пользу католической партии. По его поручению, католические богословы написали опровержение аугсбургского исповедания, в котором учение протестантское было объявлено открытым заблуждением. Протестанты хотели представить апологию аугсбургского исповедания, но император отказался принять ее. В то же время католическое большинство провело сеймовое постановление, по которому протестантам, для их окончательного воссоединения с римско-католической церковью, назначался годичный срок до 15 апреля 1531 г. Борьба Карла V с протестантами Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой.

В 1531 г. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий — католической и протестантской — с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием.

Когда Лютер умер в 1546 г. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах.

Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам.

В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи — политическое и религиозное — было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Через два года он умер.

Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира 1555—1648 г. Аугсбургский религиозный мир не успокоил Германию. Вражда между католиками и протестантами не только не ослабевала здесь, напротив, с каждым годом увеличивалась. Ее поддерживали и искусно разжигали иезуиты. Орден иезуитов был учрежден в 1540 году.

Вскоре после того иезуиты проникли в Германию. Здесь они захватили в свои руки воспитание юношества, заняв места при многих немецких университетах и других учебных заведениях; они сделались духовниками и руководителями при католических дворах и искусно направляли политику государей в пользу римской церкви. Благодаря иезуитам, католицизм в Германии, почти совершенно побежденный, восстал с новой силой. При императоре Рудольфе II 1576—1612 г. Эти партии готовы были вступить в отчаянную борьбу между собой при первом поводе.

Повод скоро представился. Рудольф, руководимый иезуитами, не обращал внимания на государственные дела. Между тем брат его Матфий отнял у него управление всеми родовыми землями габсбургского дома, за исключением Богемии. Но он скоро умер. На престол был избран Матфий, который явно стал нарушать права, данные чехам грамотой.

Однажды католики уничтожили в Богемии две протестантские церкви. Чехи жаловались императору, но не получили удовлетворения. Выведенные из терпения, они подняли восстание, ворвались в залу совета и выбросили в окно двух императорских советников. Матфий послал войско для усмирения чехов. Так началась тридцатилетняя война 1618—1648 г.

В самом начале войны Матфий умер. На престол был избран Фердинанд II, стоявший во главе католической лиги. Он дал обет восстановить католическую веру в Германии, хотя бы это стоило ему жизни. После целого ряда побед, одержанных над протестантскими князьями, Фердинанд II действительно взялся за восстановление католицизма в Германии.

Лютер считал, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру». В 1519 г.

На следующий год папа Лев X предал Лютера анафеме, в ответ Лютер сжег на костре буллу об отлучении его от церкви и призвал дворянство немецкой нации к борьбе с папством. На сторону Лютера против папы встал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый и множество других людей. Власть папы была огромна, не раз Лютеру грозил костер, но политическая ситуация в Германии не позволяла папе легко расправиться с Лютером, как веком раньше Рим расправился с богемским бунтарем Яном Гусом.

Мартин Лютер

1517 Выступление Мартина Лютера. Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) стал инициатором Реформации в Германии. Основные этапы развития лютеранства в Германии, борьба представителей официальной церкви с новым течением, труды Мартина Лютера по переводу библии на немецкий и создание литературного языка, итоги реформации. широкое религиозное и общественно-политическое движение в Европе в XVI - начале XVII веков, направленное на реформирование католицизма. Началом Реформации стало выступление Мартина Лютера 31 октября 1517. Лютера в это время уже не было в живых; он скончался в 1546 г. Начало протестантизма. От 1-ГО выступления Лютера До нюрнбергского договора 1532 г. 17 апреля 1521 года считается вероятной датой, когда Мартин Лютер, германский христианский богослов, инициатор Реформации, выступил с речью в Вормсе.

Начало реформации в Германии

1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. В 1517 году 34-летний профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям городской церкви 95 тезисов, в которых он осуждал продажу индульгенций, и призвал запретить это делать. Мартин Лютер родился в семье Ганса Людера (или Людера, позже Лютера)[12] и его жены Маргареты (урожденной Линдеманн) 10 ноября 1483 года в Эйслебене, графство Мансфельд в Священной Римской империи. Реформа́ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века. Мартин Лютер и герои реформации Реформация (лат. reformatio ‒ исправление, превращение, преобразование, реформирование) ‒ широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ‒ начала XVII века, направленное на. Печать Лютера, или роза Лютера, — общепризнанный символ лютеранства. Именно эта печать была разработана для Мартина Лютера по приказу Иоанна Фридриха Саксонского в 1530 году, когда Лютер находился в крепости Кобург во время Аугсбургского сейма.

Начало реформации в Германии

Лютера вызывают на Вормсский рейхстаг. Лютер на Вормсском рейхстаге. Второй этап Реформации. Вартбургский замок. Библия в переводе Мартина Лютера. После Вормсского рейхстага. Детство и юность Мартина Лютера. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец мог распоряжаться прибылью, получаемой с восьми шахт и трех плавилен («огней»). Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство. Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546).

15 интересных фактов о Мартине Лютере

Что хотел Мартин Лютер. И что получилось Реформация Мартина Лютера. Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник Реформации, монах, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Происходил из бюргерской среды. Окончил Эрфуртский университет.
презентация к уроку истории 7 класс Начало реформации в Европе | Образовательная социальная сеть Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

Мартин Лютер и его реформационные идеи

Реформация С 1516 г. Лютер начал выступать против торговли индульгенциями, вначале осторожно, затем, в 1517 г., более резко. Его внимание к этому вопросу привлекла продажа индульгенций в Бранденбургском (Brandenburg) княжестве, где находится Виттенберг.
15 интересных фактов о Мартине Лютере Реформация – это крупнейшее религиозное движение Европы, которое началось в 16 веке и продолжалось более полутора столетий.
Мартин Лютер и его реформационные идеи преобразование).

Выступление Мартина Лютера

Роль единственного источника религиозной истины он отвел Священному Писанию, а не постановления церкви и декретами Папы Римского. В 1520 году он сжег папскую буллу с осуждением его взглядов, а с 1521 католики начали репрессии против сторонников Мартина Лютера. В 1521-22 Мартин Лютер скрывался в замке Вартбург даже перевел Библию на немецкий язык с латыни. Протестанты также выступали против целибата — безбрачия духовенства. В 1523 произошло восстание некоторых рыцарей Священной Римской империи, к которым присоединились крестьяне. Эти события вошли в историю, как Крестьянская война 1524-1526.

Жизнь Лютера до Реформации Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем. Лукас Кранах Старший Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридриха,курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Но события на Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание.

Выразив поддержку Яну Гусуи недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующий шаг был сделан 10 декабря 1520г. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали 2 дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься.

Сразу же в реформац. Реформация утратила свой "крестьянский" характер и стала в дальнейшем "княжеской".

На заседании рейхстага в Шпейере 1529 он добивается практич. Так возникло название протестанты. Споры разгорались все сильней. Отдавая себе отчет в том, что император не остановится перед применением силы, лютеране заключили в г. Шмалькальдене военный оборонительный союз против императора 1532. В 1555 г. Вся сев.

Германия, а также земли Саксонии и Вюртенберг отошли к протестант. В католич. Видя крушение своих планов, Карл V отрекся от престола. Лютера в это время уже не было в живых; он скончался в 1546 г. Реформация 16 в. Распространившиеся теперь по всему миру религиозн. Не будь его, не было бы Кальвина в Швейцарии или Нокса в Шотландии.

В Германии находятся истоки протестантизма, здесь до конца вскрыты и выяснены начала лютеранства и отсюда же вышли призывы к новому обновлению Реформации. Поэтому для протестант. Лютер 1483-1546 , положивший начало Реформации, был истинным сыном как своего века, так и немец. Он отразил в своей личности резкие противоречия того времени. Детское, нежное добродушие и крайнее упорство. Мучительные страдания души, запуганной сознанием своей греховности, и замечательная смелость в борьбе за религиозн. Мягкость, уступчивость и рядом - непоколебимая страстность монаха уживались в этой личности.

Некоторые подробности его жизни подтверждают эту общую характеристику его как реформатора. Родился Лютер в 1483 г. При всей ограниченности своих средств, родители старались дать сыну приличное воспитание в религиозн. В школе г. Мансфельда, куда переехало на жительство семейство Лютеров, заботились об этом же. Так же обстояло дело и во францискан. Затем он переехал в Эйзенах, где продолжал свое обучение.

В 1501 г. По желанию отца он должен был изучать юриспруденцию, но его больше тянуло к философии и богословию. Достигнув степени магистра, он стал преподавателем философии при университете. Но глубоко религиозн. Лютер 22-х лет вступил в августинский монастырь, где проводил строгую подвижнич. Августина, под влиянием учения к-рого о благодати в нем крепнет убеждение, что оправдание происходит благодатью через веру без добрых дел. В 1507 г.

Лютер был посвящен в сан свящ-ка и был назначен преподавать богослов. Здесь он получил степень доктора богословия и был назначен проповедником соборной церкви. Исходным пунктом его богослов. В 1510 г. Лютер предпринял путешествие в Рим. Искренне преданный Церкви, он с благоговением входил в священ. Путешествие в Рим явилось четкой границей, разделившей его жизнь на 2 разных периода.

Но из горячего приверженца папства Лютер не сразу стал его ярым врагом. До самых трагич. Свою реформаторскую деятельность Лютер начал 31 октября 1517 г. В них он доказывал, что для получения прощения грехов нужны не индульгенции, а сердечное раскаяние и исправление жизни, что власть папы не распространяется на чистилище, что в Церкви нет такой сокровищницы заслуг, которой папа мог бы располагать, и т. Поводом к такому выступлению послужило прибытие в Германию доминикан. Тезисы и проповеди Лютера о незаконности продажи индульгенций быстро распространились по Германии и имели успех. Появились полемические сочинения: одни авторы вставали на сторону Лютера, др.

Франкфуртский университет издал 95 антитезисов. Оскорбленный Тецель и примкнувший к нему профессор Иоганн Экк нашли, что тезисы Лютера пропитаны ядом гуситской ереси. Папа Лев X запросил об этом мнение своего духовника и теолога магистра святейшего двора Сильвестра Маццолини и одновременно пытался через главу ордена, в котором состоял Лютер, успокоить и уговорить его отказаться от стремлений к нововведениям. Но эта мера не подействовала, и тогда папа потребовал Лютера в Рим на суд. Но благодаря заступничеству курфюрста Фридриха Лютер в Рим не поехал, и Реформация не была задушена в зародыше. Вместо поездки в Рим Лютеру пришлось съездить в Аугсбург к кардиналу-легату Каетану, к-рый грубо обошелся с ним и этим побудил его тайно уехать из Аугсбурга в Виттенберг. В этом условии уже заключалось 1-е зерно протестантизма.

Это перемирие в марте 1519 г. На этом диспуте, проходившем в Лейпциге, противниками доктора богословия Экка были Лютер и его друг, профессор греч. Прения, начатые вопросом об участии свободной воли человека в деле его спасения, перешли к вопросу о папской власти. Лютер защищал положение, что эта власть не может быть доказана ни Свящ. Писанием, ни учением Церкви 1-х веков и есть человеч. Причем, возражая Экку, он сказал: «Неужели должны быть признаны еретиками, недостойными Царства Небесного, такие отцы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и др. Он сослался на авторитет Соборов, которые осудили противников папской власти, и спросил Лютера, признает ли он какую-либо силу за Вселенскими Соборами и непогрешимость их постановлений.

Лютер ответил, что и Соборы подвержены ошибкам, что Собор Констанцский, осудивший Гуса, произнес осуждение на многие положения, истинно христианские, евангельские. Тогда Экк сказал: «С тех пор, достопочтенный отец, вы для меня не лучше язычника и мытаря». После этого расстроенный Экк отправился к папе хлопотать, чтобы Лютер был торжественно осужден как еретик.

Реформация

Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе. Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций отпущение грехов за плату вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.

Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации. Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину одну десятую всех доходов в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Астраханское восстание.

После публикации трактата по всей Европе начались ожесточенные споры сторонников и противников учения Л. Осуществленная в трактате масштабная критика католич. Многие были готовы вместе с Л.

К лагерю противников Л. Изложенное в соч. Цикл 3 программных сочинений завершает трактат «О свободе христианина» Von der Freiheit eines Christenmenschen; текст см. Сочинение разделяется на 2 части, соответствующие вынесенным в его начало и диалектически противопоставленным тезисам: 1 «христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется»; 2 «христианин является покорным слугою всему и всем подчиняется» Ibid.

Писании, от мнимых обязанностей и ограничений, налагаемых земными авторитетами, в т. Противопоставляя жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю, жизнь души и жизнь тела, Л. Это состояние определяется исключительно отношением души к Богу. Никакие дела не могут превратить падшего человека в истинного христианина; лишь «вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми» Ibid.

Однако во 2-й части трактата Л. Человек, имеющий превратное представление о христ. Напротив, освобожденный верой человек совершает лишь те дела, которые проистекают из веры, которые являются служением ближнему и средствами выражения любви к нему, и избегает тех дел, которые никому не приносят пользы cм. Становившиеся все более резкими по тону нападки Л.

Церковь в сочинениях 1520 г. Отлучение Л. Церкви готовилось с нач. Первоначально папа Римский Лев X поручил подготовку решения по делу Л.

Аккольти 1455-1532 , однако после неск. К апр. Считается, что автором окончательной версии основного текста буллы был Аккольти, а присоединенный к булле список заблуждений и еретических утверждений Л. В мае 1520 г.

N 1451-1492. Булла начинается с торжественных призывов к Господу и святым «восстать» на защиту католич. Церкви; учение Л. После этого приводится 41 осуждаемое положение, от к-рых Л.

Положения не имеют строго систематического порядка, однако охватывают основные темы, по к-рым Л. Уже католические полемисты XVI в. После положений в булле перечисляются церковно-канонические меры, направленные против распространения учения Л. В булле перечисляются предшествующие безуспешные попытки вызвать Л.

В случае отказа от явки он и все его единомышленники будут считаться известными и закоренелыми еретиками, отлученными от католич. Всем христианам предписывается при отсутствии покаяния со стороны Л. Обязанность публичного оглашения и распространения текста буллы в герм. Алеандера 1480-1542 , получивших статус специальных папских нунциев.

Экк официально огласил и опубликовал буллу в 3 городах Саксонии, а также отправил ее с посыльным в Виттенберг; 11 окт. Даже после публикации буллы у покровителей и единомышленников Л. Исполняя желание курфюрста Фридриха, Л. Письмо было отправлено в Рим вместе с соч.

В письме Л. Церкви окружение папы Римского, утверждает, что от имени папы действуют злодеи, главным из которых назван Экк. Едва ли Л. Почти одновременно с отправкой письма Л.

В нем он сделал основным объектом нападок Экка, однако также высказывал порицания и угрозы в адрес папской курии, избрав для них уклончивую условную форму: «Я обвиняю тебя, папа Лев X, вас, господа римские кардиналы и все прочие в Риме, и вам в лицо заявляю: если эта булла издана от вашего имени и с вашего ведома, если вы признаете ее вашей, то я... В нояб. В нач. Символическим актом, засвидетельствовавшим отделение Л.

Церкви, стало публичное сожжение им в Виттенберге 10 дек. Об обстоятельствах сожжения известно из опубликованного впосл. Внешним поводом стали дошедшие до Л. Объявление о планируемом сожжении вывесил Меланхтон; для участия в нем были приглашены преподаватели и студенты Виттенбергского ун-та.

Первоначально планировалось сжечь вместе с буллой сочинения схоластов, Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота, а также католич. Однако профессора теологии отказались отдавать для сожжения трактаты схоластов, поэтому в костре оказались неск. В последующих сочинениях Л. Чтобы показать, что книги заслуживали сожжения, Л.

С формальной т. Церкви, подчиненным ее канонам и законам. Согласно булле «Exsurge Domine», после истечения отпущенных для принесения покаяния 60 дней Л. Поскольку булла была доставлена в Виттенберг 10 окт.

Карл V в переговорах с Алеандером и курфюрстом Фридрихом в дек. Однако окончательным подтверждением отлучения стала подписанная папой Римским Львом X 3 янв. В булле пересказываются обстоятельства процесса против Л. Исследователи видят в этих словах очевидный намек на курфюрста Фридриха; его имя в булле не было упомянуто, однако было объявлено об отлучении вместе с Л.

Пиркгеймера 1470-1530 и Л. Шпенглера 1479-1534 , а также Гуттена. Завершается булла перечислением обычных канонических наказаний за поддержку еретика, в т. Булла с сопроводительным бреве «Alias Celsitudini» от 18 янв.

Карлу V текст см. Однако, желая избежать возможных политических осложнений, связанных с тем, что в булле осуждались помимо Л. Новая версия была получена уже после завершения Вормсского рейхстага 1521 г. Еще одним офиц.

Это была т. Вормсский рейхстаг 1521 В нач. Книги Л. Однако Л.

Он продолжал печатную полемику с прежними католическими оппонентами и вступил в дискуссию с католич. Катарином 1484-1553; см. Полити Ланселот , к-рый опубликовал в 1520 г. Активно занимаясь библейской экзегезой, Л.

Писанию, в т. Курфюрст Фридрих с янв. В ходе личных переговоров с имп. Карлом V он смог добиться от него согласия на то, чтобы Л.

Противником приглашения Л. Однако Карл V был вынужден учитывать позицию князей и дворянства. Судьбу Л. О том, сколь широкой была поддержка идей Л.

В такой ситуации принятие любых насильственных мер против Л. Осознавая это, имп. Карл V отклонял все просьбы Алеандера о начале реальной борьбы с Л. После продолжительных переговоров участниками рейхстага было принято компромиссное решение: Л.

Император также выдал Л. Хотя виттенбергские юристы предупреждали Л. В переписке он выражал готовность идти даже на смерть ради защиты евангельской истины, однако в значительной мере это было лишь риторикой, т. По пути к кортежу присоединялись сочувствовавшие Л.

С наибольшими почестями Л. В Эрфурте еще одним спутником Л. Йонас 1493-1555 , входивший в кружок эрфуртских гуманистов. Вскоре после возвращения из Вормса Йонас переселился в Виттенберг и стал одним из наиболее близких друзей и сотрудников Л.

Уже на следующий день Л. В зал заседаний были внесены подобранные Алеандером книги Л. Был оглашен перечень книг; Л. Исследователи расходятся в мнениях о том, чем была мотивирована просьба Л.

На состоявшемся 18 апр. Он признал, что в нек-рых книгах он мог допустить неосторожные высказывания в адрес оппонентов, однако решительно заявил, что от содержащегося в них учения он согласится отречься только после того, как ему докажут ложность высказанных им мнений. После повторного вопроса об отречении Л. Да поможет мне Бог!

Позднее сложилась легенда о том, что Л. Аминь», однако в наиболее ранних и надежных источниках, содержащих речь Л. Gotha, 1896. Писание, толкуемое каждым человеком с помощью данного ему Богом разума и с использованием «очевидных разумных доводов» ratio evidens.

Карл V счел нежелательными дальнейшие публичные прения на заседаниях рейхстага, однако, уступая просьбам князей и дворян, согласился не считать выраженную Л. Была образована представлявшая весь рейхстаг комиссия из князей и церковных прелатов для переговоров с Л. Эти переговоры, проходившие 24 и 25 апр. Писании положений, даже если их признает ошибочными церковный Собор подробнее см.

Карл V уклонился от издания прямого распоряжения об аресте Л. После отъезда Л. Карл V распорядился ускорить подготовку указа об имперской опале Reichsacht , которым Л. Римской империи, известного также как Вормсский эдикт текст и комментарий см.

Составление эдикта было поручено Алеандеру, который представил лат. Публичное оглашение эдикта перед участниками рейхстага состоялось 25 мая 1521 г. Подчеркивая, что он исполняет свою обязанность «защитника Церкви», император объявлял Л. Отдельно запрещалось издание, в т.

Все покровители и последователи Л. В католических княжествах и землях эдикт впоследствии использовался как легальная основа для преследований лютеран. Протестантские князья считали эдикт не имеющим законной силы, поскольку он был принят после их отъезда из Вормса, однако при этом датирован 8 мая, что создавало ошибочное впечатление, будто он был одобрен еще во время рейхстага всеми присутствовавшими князьями. Поскольку в подавляющем большинстве случаев император никак не мог принудить князей к исполнению эдикта и даже не стремился к этому, реальное исполнение эдикта зависело исключительно от воли князей, однако формально он оставался действующим законом Свящ.

Римской империи до заключения Аугсбургского религ. На судьбу Л. Лютер как юнкер Йорг. Кранах Старший Музей изобразительных искусств, Лейпцмг М.

В действительности похищение было инсценировкой, организованной по указанию курфюрста Фридриха; Л. Первоначально о том, что Л. Римской империи. Решение курфюрста Фридриха укрыть Л.

Карла V по аресту Л. Пребывание Л. Однако, если Л. Продолжая полемику с католич.

Латома ок. Осенью 1521 г. Магдебургского Альберта, который объявил о выдаче индульгенций паломникам за посещение выставленного для поклонения в Галле собрания реликвий, а также арестовал священников, вступивших в брак. Под давлением Спалатина и др.

Капито ок. Архиепископ пошел на уступки, отменил выдачу индульгенций и освободил священников. Переговоры с Л. Во время жизни в замке Вартбург Л.

В вартбургский период Л. Позднее работа над нем. Ротом ок. Круцигером 1504-1548.

В 1544 г. Дитрихом 1506-1549 собрание проповедей, к-рые Л. Домашняя постилла. Он рекомендовал пасторам, к-рые не имеют способностей для самостоятельной подготовки проповедей, зачитывать за богослужением народу проповеди из постилл.

Еще более важное значение, чем работа над постиллами, имел начатый Л. Работу над переводом НЗ Л. В качестве языка перевода Л. Основой для перевода стало научное издание греч.

Следуя схеме Вульгаты, Л. Во мн. Церкви; напр. Откровение Иоанна Богослова см.

Перевод НЗ был издан в сент. Das Newe Testament Deutzsch. Wittemberg, [1522]. Работа над переводом ВЗ длилась еще десятилетие; помощь в ней Л.

В 1534 г. Однако и после этой публикации Л. Wittemberg, 1545; критическое изд. WA: DB.

Хотя распространенное представление о том, что перевод Л. Библия занимает исключительное и уникальное место среди литературных памятников XVI в. В отсутствие Л. Цвиллинг 1487-1558 , И.

Драконитес 1494-1566 и др. Так, в соч. В 2 сочинениях Л. Первоначально Л.

Лишь те добровольные ограничения, к-рые человек наложил на себя не ради буд. Выдвинутая Л. Безоговорочному осуждению Л. Учению о Евхаристии, практика совершения к-рой была реформирована в Виттенберге в кон.

Основной темой критики в нем стало учение о мессе как о жертве, с к-рым Л. Хотя по большинству принципиальных вопросов позиция виттенбергских реформаторов совпадала с позицией Л. Вместе с тем, исполняя просьбу Спалатина, Л. Дело обычных христиан - обличать неправду, проповедовать Слово Божие и молиться о торжестве истины см.

После того как курфюрст Фридрих несколько раз в резкой форме выразил неудовольствие той формой, к-рую реформационные процессы приняли в Виттенберге, Л. Вскоре после возвращения в Виттенберг, 9 марта 1522 г. В них Л. Поскольку внешние обряды не могут ни привести человека к вере, ни отнять ее у истинных христиан, Л.

Даров в руки верующих, смущают мн. Лидер европейской Реформации 1522-1546 С 20-х гг. Формально Л. В Виттенберге вокруг Л.

Бугенхаген 1485-1558 и мн. Исполняя просьбы европ. Сам Л. Лютеранство ; далее рассматриваются только частная жизнь Л.

Лютер и Катарина фон Бора. Кранах Старший Гос. Долгое время Л. Брак Л.

В качестве резиденции Л. Во время общих трапез Л. С 30-х гг. Застольные беседы.

В Виттенберге Л. В 40-х гг. К числу наиболее крупных и богословски значимых циклов проповедей по библейским книгам относятся проповеди по Первому и Второму Посланиям Петра 1522-1533; опубл. Бытие 1523-1524; опубл.

После возвращения в Виттенберг Л. Промедление было вызвано церковно-политическими причинами; он опасался, что его публичные лекции могут привести к негативным последствиям для ун-та, преподавателей и студентов, т. Однако уже в 1523 г. Второзаконие, которые проходили не в ун-те, а в мон-ре августинцев-еремитов текст см.

Несмотря на авторитет Л. Хотя изредка между ними возникали трения и конфликты, Л. В 1533 г. С 1535 г.

Это событие считается началом Реформации. Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере. В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение. Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Библия в переводе Мартина Лютера Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира их называют также евангельскими христианами, или евангелистами. Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека.

Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения. Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган.

Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами. Крестьянская война Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление. Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкий социальный состав сторонников Лютера обеспечил вскоре ряд значительных успехов лютеранской Реформации. Правда, сам Лютер неоднократно уточнял, что христианская свобода должна пониматься только в смысле духовной свободы, а не телесной. Лютер считал недопустимым аргументировать необходимость политических и социальных изменений ссылками на Священное Писание. Триумфом Лютера стал Вормский рейхстаг 1521 г. Императорский указ, известный под названием «Вормский эдикт», запрещал на всей территории империи проповедь в духе Лютера и предавал Лютера опале, а его сочинения — сожжению.

Однако он не возымел нужного действия и не приостановил распространение лютеровского учения. Найдя пристанище в замке курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого 1463—1525 , Лютер осуществил перевод на немецкий язык Нового Завета, тем самым дав в руки своих сторонников мощное идеологическое оружие. Наступившая после Вормского рейхстага дифференциация антиримского движения, выделение из него радикальных группировок, которые в понимании задач реформ расходились с Лютером, заставили его определенно высказаться, прежде всего, по вопросу о способах и методах претворения в жизнь общих принципов Реформации. Лютер упорно отстаивает свою программу «духовного мятежа», центральным моментом которой был тезис о непризнании католической церкви в Германии и борьбе с нею исключительно мирными средствами. Поэтому Лютер не поддержал рыцарское восстание 1522—1523 гг. Чем больше реформационные лозунги привлекали немцев, тем важнее было Лютеру определиться с той политической силой, которая будет осуществлять Реформацию. Реалии Германии того времени вели Лютера к мысли, что такой силой могла стать княжеская власть, представитель которой, саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, не раз в 1517—1521 гг.

Более того, идея о «всеобщем священстве» позволяла рассматривать княжескую власть как подлинно апостольскую, а значит, ей и должна была принадлежать руководящая роль в новой церкви. Окончательно Лютер сформулирует свои взгляды на этот вопрос после попытки в 1522 г. Поскольку Лютер не верил в способность церкви на внутреннюю реформу и считал недопустимым проведение преобразований народом, он доказывал, что право осуществлять Реформацию принадлежит только государям и магистратам. Духовная власть, таким образом, подчинялась светской. В отечественной историографии преобладала оценка лютеровского реформационного учения как идеологии умеренного бюргерства. Наличие этой более или менее аргументированной точки зрения не отрицает возможности видеть в М. Лютере общенационального идеолога немецкой Реформации.

Лютер обращался ко всей немецкой пастве с универсальными важными для представителей всех социальных и профессиональных групп религиозными проблемами и обсуждал не менее универсальные христианские ценности. Главное, что волновало его — правильность веры для спасения души.

Выступление Мартина Лютера.

Выступление Мартина Лютера. Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вормский сейм 1521 г. и успехи реформации Лютера в Германии. Булла Льва X 1520 г. была последним папским заявлением против Лютера. После этого от пап долго не было слышно никакого догматического объявления, никакого осуждения. Каковы основные события Реформации? 1517 – «95» тезисов Лютера, начало Реформации в Германии. 1518 – проповедь Ульриха Цвингли, начало Реформации в Швейцарии. 1520 – сожжение Лютером папской буллы, окончательный разрыв. 1.2 Причины Реформации и её начало. 2. Реформация Мартина Лютера.1 «95 тезисов. 2.2 Реформационное движение и изменение взглядов.3 Характер Реформации и выработка основных догм. 3. Организация Лютеранства.1 Мартин Лютер о церкви. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями. Событие, положившее начало Реформации. Тезисы Мартина Лютера.

Вопрос8: Начало Реформации. Взгляды и деятельность м. Лютера.

В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. В 1517 году 34-летний профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям городской церкви 95 тезисов, в которых он осуждал продажу индульгенций, и призвал запретить это делать. Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации. Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Биография немецкого богослова Мартина Лютера: личная жизнь, создание фильма о нем. Написание 95 тезисов против индульгенций, лидер Реформации церкви, богословские книги, учение и идеи, раскол с Жаном Кальвином, перевод Библии. Причина смерти на 24СМИ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий