Сравнительный анализ директивного и индикативного планирования в систематизированном виде

тивное и директивное планирование.

Национальная экономика (стр. 14 )

Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне.

Слайд 15 Описание слайда: Второй подход Разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных и интересах. Слайд 16 Описание слайда: Третий подход Ориентация частных предприятий на индикативный план, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной экономике - государства, даже если это для них не обязательно. Государственный план предлагается трактовать как систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Слайд 17 Описание слайда: Третий подход Система показателей включает в себя: ориентирующие показатели контрольные цифры , имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и регионов директивные показатели - государственный заказ, лимиты, экономические регуляторы цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Слайд 18 Описание слайда: Четвертый подход Такое планирование предполагает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями выявляется схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми.

Слайд 19 Описание слайда: Четвертый подход Данный подход используется, прежде всего во Франции, где и был максимально развит институт индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Слайд 20 Описание слайда: Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием. Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием.

Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование. Индикативное планирование.

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей индикаторов социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана — координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, так как индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах.

Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе — централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики.

Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные — прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования. Планирование бюджета нормативным методом. Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений.

Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции выполнение работы или оказание услуги заданного качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т. Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса его удельный расход на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой.

В зависимости от уровня планового регулирования народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта. Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки индексации в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др. Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок шкалы подоходного налога ; ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др. Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др. Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно- эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др. Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др. Нормативы льгот различных категорий населения и организаций — включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании в пособиях или на цены потребляемых ими благ перекрестное субсидирование и ценовые дотации и др.

Индикативный план способствует свободному целеполаганию хозяйствующих субъектов и выполняет для них функцию ориентира, указывающего перспективные направления социально - экономического развития Таким образом, можно сказать, что какой — либо из данных методов планирования не может преобладать над другим. На определённом этапе становления и развития экономики директивный или индикативный метод планирования будет более эффективен.

То же самое можно сказать в отношении определённых секторов экономики. Стоит отметить, что в некоторых случаях единственным возможным методом планирования становиться директивный способ — война, экологическая катастрофа, кризис. В нормальных же условиях развития экономики, эффективным может быть только метод индикативного планирования. Страны с переходной экономикой в наибольшей степени придерживаются директивного планирования, однако для их интенсивного развития перед властями стоит задача в постепенном внедрении индикативных планов, с елью предотвращения упадка национальной экономики в дальнейшем. На сегодняшний день планирование используется во всех развитых странах при составлении социально - экономических планов.

В Российской Федерации с 2014 года действует Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28. В рамках данного закона под стратегическим планированием понимается деятельность экономических субъектов в направлении по целеполаганию прогнозированию, планированию, конечной целью которых является социально — экономическое развития России. Так, под прогнозированием понимается деятельность субъектов по выявлению рисков развития национальной экономики, а также безопасности страны. Планирование предполагает разработку мероприятий по реализации приоритетных направлений социально — экономической политики. Из данного определения вытекает понятие программирования, которое означает реализацию государственных программ по развитию и защите национальной экономики государства.

Индикативное планирование основывается на прогнозах, которые формируются в оценке влияния внешних и внутренних факторов. На правительственном уровне прогнозы разрабатывает Минэкономразвития, в научной сфере — Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. В рамках индикативного планирования правительство РФ осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: 1. Поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано, учитываются эти взаимосвязи при прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей. Бюджетные расходы, налоговые ставки и другие нормативы, государственные заимствования воздействуют на спрос и предложение, на эффективность производства и на занятость.

Поэтому их влияние на налоговые поступления так же учитываются.

Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3) индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное.
Национальная экономика (стр. 14 ) Ядро индикативного планирования – комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей.
Планирование и контроллинг контрольная работа Индикативное экономическое планирование коренным образом отличается от советского директивного планирования. В отличие от советской системы, оно не требует институтов, административно подчиняющих хозяйствующие субъекты государственному «центру».
Доклад: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом Директивное и индикативное планирование.
Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическо by on Prezi Next Использование системы индикативного планирования в общем решается по принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо.

Директивное и индикативное планирование

Индикативное планирование и экономические индикаторы. Стратегическое планирование и индикативное планирование. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Скачать бесплатно: Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны, с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Глава 2. Анализ механизма реализации индикативного плана.

Директивное и индикативное планирование в экономике

Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число заданий обязательного плана. Он является практическим инстру-ментом развития экономики на краткий и среднесрочный период. тивное и директивное планирование. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Скачать бесплатно: Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования.

Формы планирования и виды планов.

  • 7.3. Стратегическое планирование. Концепции и программы
  • Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование в контексте менеджмента
  • Различия директивного и индикативного планирования. Планирование деятельности
  • Индикативное и директивное планирование - презентация, доклад, проект скачать
  • Индикативное и директивное планирование 15 -ГУ-7 А
  • Директивное планирование: что это, особенности, этапы, плюсы и минусы, примеры

Сравнительный анализ

Основой сетевого планирования является информационная динамическая сетевая модель, в которой весь комплекс расчленяется на отдельные, четко определенные операции работы , располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения. Бизнес-план — это специальный документ программа , содержащий все основные характеристики перспектив развития бизнеса. Бизнес-план служит средством менеджмента фирмы. Цель любого бизнес-плана — достижение желаемого результата деятельности. В зависимости от тех или иных предпринимательских целей формируются основные разделы и показатели бизнес-плана. Бизнес-планирование представляет собой последовательное изложение системы реализации проекта, его ключевых характеристик, способных убедить инвестора или иного пользователя в выгодности проекта и необходимости участия в нем. К главным компонентам процесса бизнес-планирования относятся: В настоящее время сложилось два направления автоматизации управленческой деятельности, связанных с применением автоматических и автоматизированных систем. Они различаются характером объектов управления: Если в первом случае объектами управления являются технологические процессы и, в частности, работа оборудования, а человек принимает участие в процессе управления косвенно, то во втором — коллективы людей, занятых в сфере материального производства и сфере обслуживания, где роль человека остается определяющей. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» портфельные инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Портфель заказов совокупность заказов потребителей покупателей , имеющихся на определенную дату.

Портфель заказов составляется на основе соответствующих заявок на поставку продукции, отражающих спрос потребителей. При его формировании должны быть учтены производственные и логистические возможности продуцентов производителей. Они создают основу для заключения договоров поставки продукции.

При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования, Сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель , предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели. План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться. Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные. Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности , конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ.

Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде , оптимальное распределение ресурсов. Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования, Ожидаемых результатов на период до 1 года. Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь. Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями , отражающими представление о будущем. Зарубежный опыт социально-экономического прогнозирования и планирования. В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное Канада, Швейцария и др. В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства.

При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении отделов по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования.

Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. С 1988 г. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством , но также много программ проводятся правительствами штатов расходы разделяются между штатом и федерацией. В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов. Большое значение , как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования. В настоящее время в мире созданы мощные международные организации , осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике.

Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др. В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация: 1 на рынке отдельного товара; 2 в конкретном секторе экономики; 3 на мировом рынке. В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка. Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются: А макропланирование; Б мезопланирование, то есть планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы; В территориальное планирование, то есть прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей; Г микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира. Взаимосвязи между прогнозированием и планированием. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом. Стратегическое и тактическое планирование. Прогнозирование научно-технического прогресса. А на участках эволюционного процесса следует применять формализованные методы. В программно-целевой технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения. План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл.

Методы прогнозирования. Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Полученный таким путем "образец" - лишь начальный пункт прогнозирования. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории. Прогнозирование социального развития.

Итак, индикативное планирование - это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: vналичие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами; vобеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка. Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представите лей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. На саморегулирование как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства. Итак, по изученному материалу делаем вывод: индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо - и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц. Глава 2. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Примерами могут служить "Десятилетний план удвоения национального дохода" на 1961 - 1970 гг. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический совет, в Японии - Экономический консультативный совет. Вовлечение в систему индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, государственных программ и иных мер в рамках структурной политики породило структурную форму индикативного планирования. Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960 - 1970 гг. Эта тенденция сохранялась в последующих планах. Целенаправленные структурные изменения, включая развитие наукоемких отраслей и территориальное размещение производства, оставались главным направлением государственной экономической политики Японии четверть века. Главная цель японского планирования состоит в том, чтобы, исходя из существующих проблем страны и необходимости обеспечения ее безопасности, добиться многополярности использования ее специфических возможностей. Достижение этой цели предполагает ликвидацию чрезмерной концентрации населения, хозяйства, административных функций государства в основных районах страны, многополярность развития территории в целях углубления связей между отдельными районами, взаимодействия в международном масштабе. Эволюция к структурной форме планирования прослеживается и во Франции. С начала 70-х годов "индикативный план рассматривается как план государства, производящего общественные блага, и метод координации действий зависящих от государственной политики доходов и расходов отраслевых и региональных подсистем экономики. Другими словами, обязательные и прогнозные аспекты плана более четко разделены". Под влиянием кризиса развития 70-80-х годов, который был связан со сменой доминирующих технологических укладов и углублением постиндустриальных тенденций развития, индикативное планирование в развитых странах трансформируется в стратегическую форму, для которой характерна гибкость, необходимая при быстрых эволюционных изменениях в экономике. В стратегическом планировании по сравнению со структурным планированием значительно сократилась регламентация действий субъектов, сроков и количественных показателей планирования. Во Франции идея стратегического планирования, суть которой - выбор главных приоритетов развития национальной экономики, впервые получила воплощение в десятом индикативном плане на 1989 - 1992 гг. В этом плане было установлено шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Каждое из направлений получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой финансирования. Американские власти определяют индикативное стратегическое планирование как "поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максирмального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей". В 80-90-х годах масштабы структурного индикативного планирования в развитых странах стали быстро сокращаться. Это было обусловлено недостаточной гибкостью сложившейся формы структурного планирования. Кроме того, структурное планирование в известной мере способствовало развитию лоббирования интересов старых сокращающихся отраслей и неэффективно работающих государственных предприятий. Финансовые кризисы второй половины 90-х годов показали, что усиление роли рыночных механизмов по мере интернационализации рынков увеличивает проблемы национальных кредитно-финансовых систем. В связи с этим усиливается необходимость координации действий хозяйствующих субъектов не только на национальном, но и на международном уровне. Поэтому многие экономисты прогнозируют усиление роли планирования экономики развитых стран в ближайшей перспективе. Разработка бюджета на будущий год должна основываться на достоверных оценках доходов и расходов налогоплательщиков и получателей средств из бюджета. Поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано, учитывать эти взаимосвязи следует при прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей.

Однако по мере созревания в стране высокоразвитых производительных сил, углубления разделения труда, усложнения отраслевой структуры и межотраслевых связей, воспитания сотен тысяч высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно принимать ответственные решения, планово-директивная система управления все больше входила в противоречие с достигнутым уровнем производительных сил, все больше превращалась в тормоз развития. Объективно требовалась ее замена более современными формами планового управления, обеспечивающими сочетание целенаправленности развития воспроизводственного процесса с широкой самостоятельностью отраслей, предприятий, регионов. Но в силу ряда причин создать такую новую систему планового управления не удалось. Те попытки реформирования плановой системы, которые предпринимались в 60-х годах и последующие годы, не дали результатов, а лишь обострили объективно существовавшие противоречия между интересами отдельных предприятий и интересами общества в целом. В результате реально была утрачена централизованная управляемость советской экономики. Планово-директивная форма управления постепенно выродилась в совокупность бюрократических процедур, сохранявших лишь видимость централизованного управления. На деле она утратила способность обеспечить динамичное развитие экономики, учитывать многообразие индивидуальных и коллективных потребностей общества, поддерживать необходимую пропорциональность воспроизводственного процесса. Консервация изживших себя планово-директивных форм управления в сочетании с рядом других стратегических ошибок советского руководства в конечном счете привела к распаду СССР и его социально-экономической системы. Что такое рыночная экономика Разрушение социально-экономической системы Советского Союза проходило под флагом перехода к рыночной экономике. Для определенного круга лиц это было лишь идеологическим прикрытием, преследующим конкретные политические цели. Однако для большинства этот лозунг казался разумным и привлекательным и не утратил своей привлекательности по сей день. Попробуем разобраться, что же такое рыночная экономика и может ли она в перспективе решить проблемы, стоящие перед нашей страной. Обмен существовал и будет существовать в любом обществе, где есть разделение труда. Рынок, или рыночная форма обмена — это лишь одна из форм обмена, которая имеет определенные свойства. При рыночной форме обмена производитель, предлагающий свой товар для обмена, не знает заранее, соответствует ли он существующему спросу, и узнает об этом лишь в процессе обмена. Равновесие между спросом и предложением при рыночной форме обмена устанавливается с помощью цен через их направленное отклонение от общественно необходимых затрат. В силу этого рыночная форма обмена оказывает регулирующее воздействие на производство. Рыночная экономика — это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса. И в советской экономике существовал рынок. Однако в системе обмена он занимал ограниченный сектор и не влиял на процесс воспроизводства в целом. Поэтому вряд ли кто-то рискнет назвать советскую экономику рыночной. Товарно-денежные отношения, товарный характер производства, такие категории, как стоимость, деньги, цена и т. Если согласиться с таким содержанием указанных понятий, то многое становится на место. Действительно, в первой половине ХХ в. Однако в современной высокоразвитой экономике, базирующейся на крупной машинной индустрии, все менее эффективно для производителей работать на неизвестного потребителя без гарантии получить за свою продукцию определенную цену. Поэтому рыночная форма обмена стала все более уступать место заранее согласованной на перспективу контрактной форме, при которой производитель и потребитель заблаговременно и надежно договариваются о масштабах и условиях поставки продукции, а также об уровне цены. Этому способствовало усиление государственного регулирования экономики, развитие государственного программирования и государственных заказов. Поэтому сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации. В то же время в условиях кризиса советской планово-директивной системы управления, вместе с другим залежалым товаром, не пользующимся спросом на западном рынке, нам была подброшена в качестве панацеи идея перехода к примитивной рыночной экономике. Самое удивительное, что не только обыватель, ослепленный витринным изобилием заграничных магазинов, но и многие отечественные ученые-экономисты клюнули на эту удочку. Как известно, попытка исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в. Все социально-экономические процессы идут у нас задом наперед, как в плохом кинотеатре, когда подвыпивший киномеханик пустит пленку в обратную сторону. Стали быстро разрушаться производительные силы, дробиться крупные предприятия, началась обвальная деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб нанесен по высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства. Отсюда начавшееся вымирание российского населения, устойчивое превышение смертности над рождаемостью. Скорейшему вымиранию страны активно содействует происходящее резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождающееся абсолютным обнищанием большинства населения. По сравнению с 1990 г. Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Резко усилилась неоднородность экономического ландшафта. Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Разрушена не только система хозяйственных связей России с другими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей. В последнее время в экономике РФ появились признаки стабилизации, а промышленное производство начало увеличиваться. Однако даже правительственные эксперты вынуждены признать, что эта ситуация вызвана в основном благоприятной конъюнктурой мирового рынка. В целом все острейшие экономические и социальные проблемы страны остаются нерешенными. Сегодня в российском обществе уже созрело понимание, что происходит что-то не то. Однако вера в рыночный фетиш еще сохраняется. Квазирыночная современная российская экономика не поддается трансформированию в экономику, аналогичную развитым странам Запада, прежде всего потому, что она возникла не естественно-историческим путем, как в других странах, а путем насильственного разрушения принципиально более совершенной социально-экономической системы. В отличие от Китая, который сумел найти формы и методы хозяйствования, адекватные уровню своих производительных сил и конкретным особенностям и условиям своего развития, мы не попытались понять действительные дефекты нашей прежней хозяйственной системы и, устранив их, двигаться вперед. Вместо этого мы захотели воспользоваться чужими готовыми рецептами, которые отбросили нас далеко назад. Как известно, первые паровозы и первые автомобили двигались медленнее лошади, часто ломались и даже взрывались. Но человеческий гений сумел преодолеть дефекты ранних конструкций и создать современную высокоразвитую технику. Мы же после первых неудач управляемого развития поспешили отказаться от него, пересев на клячу квазирыночной экономики, и надеемся догнать на ней цивилизованный мир. Только полный отказ от курса не оправдавших себя реформ и поворот политики на создание качественно новой системы хозяйственных отношений может обеспечить возрождение страны, ее дальнейший экономический, социальный и духовный прогресс. Если говорить об управленческом аспекте проблемы, то речь должна идти о радикальном повышении экономической роли государства с целью восстановления управляемости воспроизводственного процесса. Это отнюдь не означает возврата к прежней исчерпавшей себя планово-директивной системе управления. Будущая система управления экономикой должна радикально отличаться не только от нынешней, но той ее конкретной формы, которая существовала раньше в СССР. Сущность и основные черты планово-договорной системы управления В самом общем виде новая система управления может быть охарактеризована как планово-договорная, или планово-контрактная система. Она предполагает достаточно высокий уровень индустриального развития страны, господствующее положение в ее экономике крупных предприятий. Прежде всего она может сформироваться в странах с высокой степенью самодостаточности экономики. Суть планово-договорной системы в том, что при ней целенаправленное управление процессом воспроизводства в соответствии со стратегическими целями и конечными потребностями общества органически соединяется с развитием прямых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, которые строятся на базе общей стратегии, но вместе с тем наполняют ее конкретным содержанием с учетом своих локальных интересов. От ранее существовавшей планово-директивной практики планово-договорная система отличается прежде всего объектом управления. Если при планово-директивном управлении объектом управления являлась производственно-хозяйственная деятельность предприятий и, следовательно, централизованно регламентировались конкретные внутриотраслевые, внутрирегиональные и внутрипроизводственные пропорции, то при планово-договорной форме объектом централизованного управления остаются только общеэкономические, межотраслевые и межрегиональные пропорции воспроизводственного процесса. Что касается частных — внутриотраслевых, внутрирегиональных и внутрипроизводственных пропорций, то они формируются непосредственно хозяйствующими субъектами, их отраслевыми и региональными ассоциациями путем заключения прямых хозяйственных договоров между ними. Меняется и субъект управления. В условиях планово-директивной системы основным субъектом управления являлись государство и прежде всего его верхние эшелоны. Остальные звенья хозяйственной системы, включая предприятия, выполняли лишь функцию поставщиков информации для принятия решений и исполнения централизованно установленных заданий государственного плана. При планово-договорной системе субъектами управления считаются все звенья хозяйственной системы, включая предприятия. Все они участвуют в принятии решений в соответствии со своим уровнем компетенции. Равноправие различных уровней хозяйственной системы обеспечивается принципом приоритета договора над планом. Это значит, что при наличии взаимного согласия заинтересованных хозяйствующих субъектов их решение является окончательным, даже если оно расходится с централизованно разработанными показателями. Вместе с тем в отличие от индикативного планирования при отсутствии согласия между заинтересованными хозяйствующими субъектами решения, установленные плановыми индикаторами, становятся обязательными для исполнения. Такая полудирективная система означает реальную демократизацию хозяйственных отношений в процессе управления и позволяет обеспечить целенаправленное развитие экономики при широком учете интересов всех хозяйствующих субъектов. В условиях планово-договорного управления коренным образом меняется система ответственности. При планово-директивном управлении господствующее положение занимала вертикальная ответственность хозяйствующего субъекта перед вышестоящей инстанцией за выполнение спущенного сверху директивного плана. При планово-договорной основной становится горизонтальная ответственность, то есть ответственность производителя перед потребителем за полное удовлетворение его потребностей в соответствии с заключенным договором. Планово-договорная система управления требует качественной трансформации структуры отношений собственности. При безусловном многообразии форм собственности общенародной, коллективной, частной, индивидуальной и их полном юридическом равноправии доминирующее положение должна занимать общенародная собственность. В ней должны находиться основные природные богатства страны, крупные и средние предприятия всех общественно значимых секторов экономики. Однако при этом общенародная собственность должна принципиально отличаться от той ее государственной формы, которая существовала в советское время. Суть этого отличия в том, что если в СССР общественная собственность предполагала сосредоточение в руках государства всех основных функций — владения, распоряжения и пользования, то в будущей общенародной собственности эти функции должны быть рассредоточены по различным субъектам собственности. Верховным собственником, то есть владельцем общенародного достояния, является все общество. Распоряжаться, то есть принимать стратегические решения по поводу общенародного достояния, общество уполномочивает сформированное им государство. Следовательно, государство является не собственником, а лишь управляющим менеджером. Непосредственным пользователем определенных частей народного достояния предприятиями становятся трудовые коллективы. Между государством и предприятиями складываются отношения арендного типа. Это значит, что государство передает трудовым коллективам предприятий общенародные средства производства в пользование на определенных условиях. В рамках этих условий предприятия обладают широкой хозяйственной самостоятельностью. Их трудовые коллективы становятся собственниками созданного хозрасчетного дохода, то есть валового дохода за вычетом стоимости потребленных материальных ресурсов и налогов государству. При этом качественно меняется экономическое содержание налогов. Если сейчас, как и в советское время, базой налогообложения являются результаты производства объем добавленной стоимости, прибыль, и т. Весь хозрасчетный доход трудовой коллектив распределяет по своему усмотрению на оплату труда, материальное поощрение, социальные и производственные нужды. Государство не вмешивается в распределение хозрасчетного дохода и не может никоим образом его регламентировать. Такой механизм создает экономическую заинтересованность предприятий в максимально эффективном использовании производственных ресурсов. Рассмотрим содержание управления отдельными аспектами воспроизводственного процесса в условиях планово-договорной системы. Управление производством и распределением продукции. Государство исходя из поставленных конечных целей социально-экономического развития определяет потребность в производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции по 250-300 укрупненным позициям и на этой основе формирует индикаторы межотраслевых и межрегиональных поставок этой продукции. Данные индикаторы доводятся до отраслевых ассоциаций, регионов и крупных предприятий в качестве рекомендательных ориентиров. На основе этих индикаторов производители и потребители продукции заключают между собой хозяйственные договоры, уточняющие и корректирующие соответствующие показатели. При взаимном согласии поставщика и потребителя эти показатели могут быть скорректированы по общей величине в любую сторону. Однако в случае отсутствия такого согласия разработанные индикаторы становятся обязательными как для поставщика, так и для потребителя. Управление инвестициями. Государство осуществляет межотраслевое и межрегиональное распределение инвестиционных ресурсов, формируемых за счет средств государственного бюджета. Средства амортизационного фонда остаются в полном распоряжении предприятий. Однако они могут использоваться исключительно на цели прямого инвестирования в основной капитал. Свободные остатки амортизационных средств аккумулируются в банках на специальных счетах и могут использоваться банками также исключительно на прямое инвестирование в основной капитал. Если предприятию не хватает этих источников на осуществление достаточно эффективных инвестиционных проектов, оно имеет право на получение кредита в банке или может использовать на инвестиционные нужды часть своего хозрасчетного дохода. Ценовое регулирование. Государство устанавливает прейскурантные цены на основные виды продукции и услуг. Эти цены используются для учета и планирования производства и калькулирования затрат. Однако при этом предприятиям предоставляется право при заключении хозяйственных договоров устанавливать надбавки или скидки к прейскурантной цене в определенных пределах. Эти надбавки не включаются в себестоимость продукции предприятия-потребителя, а выплачиваются из его хозрасчетного дохода. Таким образом достигается сочетание целенаправленной ценовой политики с гибким товарно-денежным механизмом. Финансовое регулирование. Государство аккумулирует часть национального дохода в своих руках главным образом в форме платежей за ресурсы. Эти средства используются государством для финансирования социальной сферы, государственных инвестиционных программ, оборонных и других общегосударственных нужд. Через ставки налогообложения ресурсов государство регулирует уровень хозрасчетного дохода предприятий. Вместе с тем оно не вмешивается в распределение хозрасчетного дохода и, в частности, в организацию системы заработной платы, что является компетенцией трудовых коллективов. Внешнеэкономическое регулирование. Государство формирует в составе индикаторов межотраслевых и межрегиональных поставок квоты на экспорт и импорт важнейших видов продукции. Эти квоты могут корректироваться предприятиями в том случае, если такие коррективы не ущемляют интересы контрагентов — других потребителей продукции и поставщиков ресурсов. Валютное регулирование. Вводится государственная валютная монополия, полное исключение обращения иностранной валюты на внутреннем рынке. Кроме того, предоставляются дополнительные валютные средства за сверхплановую экспортную выручку. Устанавливается твердый валютный курс на уровне паритетов покупательной способности отечественной и иностранной валюты. Инновационное регулирование. По наиболее важным направлениям научно-технического прогресса разрабатываются государственные научно-технические программы, финансируемые из государственного бюджета. По другим инновационным направлениям государство избегает прямого вмешательства, ограничиваясь лишь косвенным стимулированием повышения эффективности производства через налогообложение ресурсов. Управление региональными пропорциями. Помимо формирования индикаторов межрегиональных поставок важнейших видов продукции государство осуществляет целенаправленные межрегиональные перераспределения национального дохода, призванные обеспечить постепенное сближение уровней экономического развития регионов и выравнивание уровня жизни населения. Такое перераспределение происходит через бюджетную систему путем нормативного установления для каждого субъекта федерации размера доходных поступлений в консолидированный бюджет в зависимости от ресурсного потенциала того или иного региона. Кроме того, нормативно рассчитываются размеры расходов регионального бюджета. Разница между этими величинами определяет сальдо взаимоотношений между федеральными и региональными бюджетами. Планово-договорная система предполагает коренное совершенствование методологии планового управления на народнохозяйственном уровне. В отличие от советского планирования необходимы принципиальное усиление целостного народнохозяйственного подхода к формированию перспективных показателей и пропорций, полный учет объективного единства воспроизводственного процесса. Развитие отдельных отраслей, производств, регионов рассматривается как часть общего стратегического замысла будущего развития экономики страны. При этом усиливается целевая ориентация. Развитие отдельных секторов экономики подчиняется общим целям социально-экономического развития, задачам наиболее полного удовлетворения конечных потребностей общества. Важнейшей особенностью методологии планово-договорной системы управления является более полный учет потребностей общества и прежде всего его конечных потребностей. Рост производства рассматривается не как самоцель, а как средство наиболее полного удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей, иными словами, как средство решения конкретных социально-экономических проблем. Инструментом реализации этих главных направлений совершенствования методологии планового управления является широкое использование современных экономико-математических методов и моделей, в том числе народнохозяйственных межотраслевых моделей. Они отражают процесс общественного воспроизводства в разрезе конкретных отраслей и позволяют учесть взаимодействие отраслевых и общеэкономических факторов, зависимость структуры производства от структуры конечных потребностей общества, влияние научно-технического прогресса на динамику и структуру экономики. Планово-договорная система управления — не изобретенная социальная конструкция, а объективно необходимый результат исторического развития цивилизации. Вместе с тем для ее реального становления требуются политические, экономические и другие предпосылки. К политическим предпосылкам прежде всего относится создание сильного демократического государства, защищающего интересы всего общества, а не его отдельных слоев. Сейчас в этом отношении предпринимаются некоторые шаги, однако они наталкиваются на огромные препятствия, связанные со сложившейся системой производственных отношений. Основной экономической предпосылкой является формирование мощного общественного сектора. Пока в этом направлении не делается ничего, хотя уже сегодня назрела необходимость национализации так называемых естественных монополий. Это могло бы послужить хорошим началом дальнейших социально-экономических преобразований. Мы считаем, что главной причиной низкой эффективности планового управления и вместе с тем основным источником большей части недостатков нашей экономики является директивный характер централизованного планирования. Именно обязательная внеэкономическая необходимость выполнения заданий по выпуску продукции, получаемых предприятием от вышестоящих органов, непосредственно ответственна за преобладание экстенсивных путей развития, неудовлетворительные темпы научно-технического прогресса, формирование неэффективных хозяйственных структур и других негативных экономических и социальных явлений. Характерной чертой директивного централизованного планирования является с точностью до несущественных деталей взаимодействие хозяйственных субъектов трех типов: органа, дающего задание и контролирующего его выполнение, предприятия работника, отрасли, народного хозяйства в целом -исполнителя и предприятия лица, коллектива -потребителя результатов. Так как орган, дающий задание, в подавляющем большинстве случаев не является и не может являться потребителем продукции, то он вынужден судить о ее количестве и качестве по косвенным признакам. Косвенные признаки — это неизбежно значения тех или иных наборов показателей. Система показателей при директивной форме планирования с необходимостью превращается в центральный момент всего механизма планирования и оперативного управления народным хозяйством. И с этой точки зрения ситуацию, при которой в центре планового механизма оказывается утверждение системы обязательных экономических нормативов типа доли прибыли, отчисленной в бюджет , неестественно считать элементом директивного планирования и мы этого делать не будем.

Планирование и контроллинг

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3) В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное. Директивное планирование является атрибутом централизовано-плановой экономики с ее административно-командной системой управления.
Формы и виды индикативного планирования в мировой практике Библиографическое описание: Фисенко, С. В. Формы и виды индикативного планирования в мировой практике / С. В. Фисенко.

Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики

Опыт планирования индикаторами в развитых странах Вариант планирования посредством индикаторов - наиболее распространенный способ регулирования развития социально-экономического комплекса рыночной экономики. Индикативное планирование развития в областях экономики и социума представляет собой комплексный механизм координации деятельности и интересов таких субъектов рынка, как домохозяйства, предприятия и государство. Подходы к планированию с точки зрения индикаторов В экономической науке выделяются разнообразные подходы к изучению процесса планирования индикаторами. Выделяют четыре основных формы индикативного планирования, которые активно применяются на практике в регулировании уже существующих и прогнозировании будущих рыночных процессов социально-экономического характера. Первый подход основан на соотнесении с макроэкономическим планированием при самостоятельности субъектов хозяйствования - предприятий. В условиях данной формы директивное и индуктивное планирование тесно переплетены. Например, деятельность китайских государственных предприятий осуществляется на основе абсолютной экономической самостоятельности и представляет собой макроэкономический вариант планирования, в основе которого наблюдается сочетание частного и государственного секторов при доминировании последнего. Экономисты Китая утверждают, что, несмотря на схожесть по многим параметрам, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, при этом государственный сектор в ней преобладает.

Второй подход сформирован исходя из того, что планирование индикаторами отвечает за мотивационные и информационно-ориентирующие функции. Индикативное планирование применяется государством в интересах всего общества. Происходит это при учитывании потребностей региональных экономик и активных рыночных субъектов. Разрабатываются планы развития экономики всего народного хозяйства страны, в него входит и частный сектор, устанавливаются совершенно точно определенные ориентиры хозяйствования. Тем самым сущность индикативного планирования заключается в мотивированности заинтересованного участия отдельных предпринимателей и целых регионов в реализации планов, обладающих общественной ценностью. Этот подход к планированию распространен преимущественно развитых странах. К числу таких государств относится Япония.

Характерно индикативное планирование для социально-экономического развития. С формальной точки зрения госпланы не стоят в ранге законов, а являются лишь программами ориентации и мобилизации звеньев экономики с целью выполнения действенных в общенациональном аспекте программ. Третий подход обрел высокий уровень популярности. В его основе - включение в содержание индуктивного плана особых заданий для госсектора. Характерна ориентация частных предприятий на планы государства как мощнейшего субъекта рыночного хозяйства, хотя это и необязательно. В качестве индикаторов в систему включаются директивные показатели госзаказы , контрольные цифры, значимые для целых отраслей и регионов, отдельных предприятий, а также такие регуляторы, как налоги, цены, процентные ставки по кредитам и иные нормативы в сфере экономики.

При этом их выбор и обоснование - сложная задача , так как улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и др. Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов.

Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный лоббистский характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении. Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные - это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве. Обусловленные - это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др. Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, то есть расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования.

Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов. Заключение Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает. В середине XX века одновременно сформировались система директивного планирования в СССР и система индикативного планирования в развитых стран ах Запада.

При этом следует отметить, что первоначально планирование на Западе, особенно в ряде стран, восстанавливающих послевоенную экономику, содержало в себе директивные элементы. В то же время можно говорить, что, начиная с 1960-х гг. При директивном централизованном планировании Центр выполняет лишь заключительные функции планирования: сведение и агрегирование показателей, составление обобщающих балансов, утверждение плана и доведение директивных показателей до ответственных исполнителей. Директивное планирование не отрицает тысячелетний опыт индивидуального планирования самостоятельных производителей продукции и услуг. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». На практике не все получалось так, как это предусматривалось в теории. Но можно со всей определенностью сказать, что Центр не в состоянии был игнорировать планирование «снизу». Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную концепция социально-экономического развития ; прогнозную прогноз социально-экономического развития ; планово-регулирующую часть система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач. Список использованных источников и литературы 1. Капканщиков, С. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2010. Система индикативного планирования. Межотраслевые балансы капиталистических стран. Проблемы применения макроэкономических моделей в планировании.

Материалы советско-французского симпозиума. Хрестоматия по вопросам развития ЧГП. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, М. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. Кузык, В. Кушлин, Ю. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. Модернизация и реформа экономики.

Петров и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Общество «Знание», Санкт-Петербург, 2010. Размещено на Allbest. Подобные документы Сущность прогнозирования и планирования. Формы сочетания прогноза и плана. Обоснование принятия и практическая реализация управляющих решений. Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в условиях переходной экономики. Статистические и экспертные методы прогнозирования.

Проблемы применения методов прогнозирования в условиях риска. Современные компьютерные технологии прогнозирования.

Какие основы индикативного планирования? Основы индикативного планирования заключаются в прогнозировании долгосрочных экономических трендов, определении ключевых целей и показателей для достижения этих целей, а также предоставлении рекомендаций и ресурсов для достижения этих целей. Индикативное планирование ориентирует на достижение определенных целей, но не предписывает точное выполнение плана. Какие модели планирования существуют? Существуют две основные модели планирования - директивное и индикативное. Модель директивного управления предполагает контроль и управление процессом выполнения плана со стороны государства или организации. Индикативное планирование, напротив, основывается на прогнозах и предоставлении рекомендаций для достижения определенных целей. Как практикуется использование моделей планирования в разных странах мира?

В разных странах мира применяются различные подходы к планированию. Некоторые страны предпочитают директивное планирование, при котором государство контролирует и управляет экономическим процессом. Другие страны предпочитают индикативное планирование, основанное на прогнозировании и рекомендациях. В некоторых странах используется комбинированный подход, объединяющий элементы обеих моделей. Чем отличаются модели планирования индикативное и директивное? Модель планирования индикативное основывается на прогнозировании и установлении целей и рекомендаций для различных экономических субъектов, в то время как модель планирования директивное предполагает централизованное управление экономикой и непосредственное распределение ресурсов. Какова сущность макроэкономического планирования? Сущность макроэкономического планирования заключается в определении целей и путей их достижения в рамках государственной экономической политики. Оно включает в себя прогнозирование, анализ и управление различными макроэкономическими процессами и параметрами. Какие основы лежат в основе индикативного планирования?

Основы индикативного планирования включают установление целевых показателей, разработку рекомендаций и механизмов их реализации, а также учет интересов и мнений различных экономических субъектов. Как можно сравнить модели директивного и индикативного планирования? Модель директивного планирования предполагает строгое централизованное управление экономикой, в то время как модель индикативного планирования акцентируется на рекомендациях и стимулировании деятельности экономических субъектов. Сравнивая их, можно выделить их различные подходы к распределению ресурсов и принятию решений.

Следует отметить, что любое планирование приобретает индикативный характер при соблюдении следующих условий его реализации: Информация составленных планов применяется субъектами экономической деятельности в качестве фундамента принятия конкретных управленческих и финансовых решений; Обязательная обратная связь субъектов хозяйственной деятельности с финансовыми органами. Уровни реализации индикативного планирования Индикативное планирование реализуется в экономическом регулировании на разных уровнях управленческой иерархии. Так, индикативное планирование может быть реализовано: На макроэкономическом уровне регулирования экономики.

Оно связано с определением направлений экономического развития на федеральном, региональном и местном уровнях; прогнозами макроэкономического развития, определения динамики различных макроэкономических показателей, составлением планов и прогнозов объемов бюджетных доходов и бюджетных ассигнований и др. На мезэкономическом уровне. Он связано с формированием отдельными экономическими секторами, межотраслевыми объединениями, международными группами планов экономического развития, выделением приоритетных областей, направлений развития, способов повышения функциональных возможностей развития экономических отраслей, производств народного хозяйствования. На микроэкономическом уровне.

Сравнительный анализ

директивное планирование. Анализ применения индикативного планирования в Российской Федерации. анализ директивного индикативного планирования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий