Сопоставьте жанр и его звучание знаменный распев духовный концерт одноголосие многоголосие

Монахов Р. М. Развитие знаменного распева в творчестве композиторов ХХ – ХХI веков. В статье изучается проблема истории развития знаменного пения, его теоретические обоснования и влияние знаменного пения на творчество профессиональных композиторов. Полифоническое многоголосие получает распространение в Русской Церкви в XVI-первой половине XVII веков. Оно было основано на известных в то время традиционных распевах (знаменном, демественном).

Знаменный распев и Партесное пение

Знаменные распевы записывались в певческих рукописях с помощью особой знаменной письменности - это безлинейная нотация, в которой звуки передавались специальными знаками — символами знамёнами или крюками. Знамёна произошли от славянского слова «знамя», то есть знак, и крюки - тот же знак, их писали над текстом песнопений. Знаменная крюковая древнерусская нотация не могла точно фиксировать высоту звуков, она лишь указывала направление движения одноголосной мелодии. Существовало множество знамён различного происхождения. Часть из них сохранила греческое название - параклит, кулизма и др. Эти названия были своего рода профессиональной лексикой и помогали запоминать песнопения. Проходило время, распевов становилось больше и удержать их в памяти было сложно, поэтому в XV веке в помощь распевщикам начинают создаваться музыкальные азбуки. Певческие азбуки содержали лишь перечень знамён и их начертание, а как их петь, не указывалось - это была устная традиция, которая хранилась в памяти певчих, поэтому искусство церковного пения требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей.

В них было не только описание знамён, но и способы их пения, пояснения «како поётся», и инструкция: «голубчик малой, значит надо гаркнуть из гортани». Древнерусское церковное пение стало одной из важнейших сторон богослужения, и являлось формой соборной молитвы. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Знаменные распевы были одноголосными, строгими, сдержанными по характеру и исполнялись мужским хором или двумя хорами - антифонное пение без сопровождения инструментов. Человеческий голос считался в Древней Руси самым совершенным музыкальным инструментом, поэтому в храме должно звучать только пение а капелла, лишь оно является отзвуком небесной музыки. Текст являлся главным содержанием песнопения. Один из теоретиков богослужебного искусства писал: «слуга Христов должен петь так, чтобы не голос поющего, а слова доставляли удовольствие».

Одноголосное интонирование текста молитвы рождало чувство бестелесности, возвышенности, а многоголосие вызывает пространственные ощущения, связанные с материальностью, плотскостью «мира сего». Эти представления закрепились, и одноголосное пение стало основным вариантом исполнения знаменного распева. Знаменный распев нельзя назвать произведением музыкального искусства в современном значении.

Чтобы закреплять, добавлять или удалять фрагменты, используйте значок редактирования.

Чтобы закрепить фрагмент, нажмите на него и удерживайте. Незакрепленные объекты будут удалены через час.

Долго Иоанн оставался в неизвестности. Напрасно его искали по приказанию императора. Но приятный голос его, нечаянно услышанный одним пустынником, открывает его игумену и императору. Но по убеждению игумена Император согласился не нарушать уединение его. Впоследствии Кукузель избрал уединенное место и стал жить по шести дней в безмолвии, а в седмом и в праздники приходил в церковь Архангела, пел на клиросе. Труд и усердие к пению награждены были небесным посещением. Читайте также: Три основных приёма игры на гитаре В акафистную субботу, по окончании канона, святаго поста недели пятыя, Иоанн, утомленный бдением, вдруг видит, что Пречистая Богородица, подшедши к нему, сказала ему: «Радуйся, Иоанне, чадо мое! Я не оставлю тебя»!

И затем дала ему златницу. Иоанн видит в руке дар Пречистой и с радостными слезами благодарит Богоматерь. С сего времени Иоанн удвоил усердие к песнопению. Прежде того он только в праздники и в воскресные дни приходил из уединения своего на церковное служение; теперь стал ходить каждый день. Продолжительное монастырское стояние и пение на клиросе имело последствием то, что одна нога его покрылась гнойными ранами. Пречистая, явясь, исцелила ногу. Иоанн столько, наконец, преуспел в жизни духовной, что прозрел день своей смерти. Жил он в конце XII века. Златница Пречистой, данная Иоанну, и по сие время находится пред ея иконою в славном храме Лавры, местною и для всех доступною». Вот какова награда певцам, поющим праведно, от Небес еще в сей жизни, а по отшествии от сего света певцов, святая Церковь, находящаяся под Небесем, молит ежегодно Бога на вселенских понахидах о упокоении их, вместе с православными бывшими пастырями, в статье первой сице: «Помяни, Господи, души священных архиереов и иереов, архидиаконов и диаконов, и всех, иже во благочестии поживших чтецов и певцов и вся причетники святыя Ти Церкви».

Как отрадно, как радостно слышать поющим во святых храмах, что за них молит Бога святая Церковь в вечныя роды. Посему возлюбите, братие и сестры, пение сие духовное, столь спасительное, благотворное для душ христианских. Сие апостол заповедал как средство к возгреванию к себе даров Духа Святаго, к исполнению Духом, сице глаголет: «Но паче исполняитеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных. Воспевающе и поюще в сердцых ваших Господеви». Книга о вере, лст. Древние христиане, помня заповедение святых апостол, все были певчие мужи и жены, совершенно не было людей, которые бы не могли петь, они доказали самым действием, идя на муки, святые мученики, с пением святых песней, и как добрые воины Христовы находили в себе силы к перенесению за Христа ужаснейших страданий. Сим показывая, что они у себя [имели] сие сокровище, … [и каким] для них великим богатством [было] святое пение. Равным образом поступали с муками и последних времен остальцы благочестия из высшей аристократии — болярыня Феодосия Морозова и княгиня Урусова, шедше на мучения и в самых муках, пели святыя песни. Таковым образом они показали свою прошлую жизнь, в которой у них был первым предметом духовнаго утешения святое пение. Итак, братие и сестры во Христе, сами и чад своих научайте, и научайтесь святому пению, и неленостно посещайте храмы Божии, и не отчуждайтесь собраний церковных.

Ибо жертва молитвы есть самая богоугодная Богу. Апостол глаголет: «Благотворения же и общения не забываите, таковыми бо жертвами угожати Богу». Бог нам глаголет: «На всяком месте фимиам приносится имени моему, и жертва чиста! Разве не духовное служение Богу; и кия суть жертвы Новаго Завета, ежели не молитвы, ежели не благодарения?! Творения Феодора, епископа Кирскаго, часть 6-я, стр. Да поможет нам Господь Бог приносить жертвы Новаго Завета, этот фимиам молитвы, песнопения на олтарь Небесный, с надеждою получить вечная благая в будущей жизни». Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия. Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» отсюда крюковое пение. Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте попевке, напеве.

Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы. Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения — византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. Чайковский, С. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение. Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков — «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская так называемый «Coislin» нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала — система осмогласия.

Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий. В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов. Столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю — на один слог приходится 2-3, реже 4 тона наиболее типичное число тонов в одном знамене — невме ; встречаются и мелизматические вставки Фита. Он имеет богатейший фонд мелодий — попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Малый знаменный распев — силлабического стиля, речитативный — предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка чередование поступенного движения и скачков. Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков письменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций.

Мелодии Знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении 3-х и 4-х голосные гармонизации. В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19-20 вв. К гармонизации Знаменного распева обращались М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский; новые принципы обработки Знаменного распева, найденные А. Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Чеснокова, А. Никольского, А.

Гречанинова, С. Рахманинова Литургия, Всенощное бдение и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев. Фита — мелодическая формула мелизматического стиля, применявшаяся в византийской и древнерусской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются Фиты, обозначавшиеся сокращённо «тайнозамкненные» Фиты — с помощью буквы греческого алфавита «фита». Фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название «развод». Мелодическое содержание Фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности например, 17 звуков в Фите «поводной», 67 — в «утешительной» , которые распеваются на 2-3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение Фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Название Фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древнерусских музыкально-теоретических руководствах — азбуках музыкальных и фитниках.

Крюки, знамёна славянский знамя — знак; латинский neuma , знаки древнерусской безлинейной нотации. Крюковая по названию одного из её основных знаков нотация также знаменная, или столповая ведёт происхождение от ранневизантийской палеовизантийской нотации и является основной формой древнерусской музыкальной письменности.

Малышев, Е.

Малышева, И. Старообрядческая община села Раюши запись Татьяны Владышевской, 1971 год. Напомним: до этого господствовало одноголосье.

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних.

Основные виды духовного пения.

Ответы : Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века? Жанр, с другой стороны, это категория, в которую классифицируется музыкальная композиция на основании ее стиля, характера и элементов звучания. Звучание может быть реализовано в виде многоголосия или одноголосия.
2. Знаменный распев в творчестве русских композиторов В сопоставлении с традиционным знаменным распевом творчество та­ кого типа предстает как свидетельство освобождения от музыкальной эсте­ тики средневековья, т. е. представляет собой ренессансное по значению явление.
Русские регенты | О концертном стиле И. Чайковский Сопоставьте жанр и его звучание. * многоголосие одноголосие Знаменный распев Духовный концерт Знаменный распев Духовный концерт Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в.

Сравните 2 произведения русской духовной музыки. Знаменный распев и партесное пение. Что общего?…

В основе строчного пения лежал путевой распев, а демественный распев опирался на демество — так назывался основной голос. Для фиксации этих полифонических стилей на основе знаменной нотации создали путевую и демественную. Церковная музыка. Сопоставьте жанр и его звучание. Знаменный распев. Духовный концерт. многоголосие. одноголосие. Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки). Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям.

Россия. Искусство и культура. Музыкальное искусство. Русское церковно-певческое искусство

Знаменное пение специально создано для молитвы! Церковное пение, одноголосное или многоголосное, хоровое, должно быть благоговейным и молитвенно настраивающим. Регентам и псаломщикам для этого следует держаться древних церковных распевов — знаменного, греческого, болгарского и киевского.
Музыка, 6 класс Знаменное пение (знаменный распев) — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Богослужебное Песнопение.

Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. духовный концерт - это торжественный, праздничные композиции, отличающиеся пышностью и эффектностью звучания. основной вид древнерусского, богослужебного пения. Партесное пение - род русской церковной и концертной музыки. А капелла - пение без инструментального сопровождения. Унисон - созвучие двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

Вы точно человек?

Ответ: Знаменный распев Совет: Для того чтобы лучше понять музыкальные жанры, можно послушать различные произведения утвержденных представителей данных жанров. Это поможет услышать особенности музыки и звучания, которые ассоциируются с каждым из жанров. Упражнение: Какое произведение может относиться к жанру духовного концерта? Ответ полезный?

Распев строго подчинялся тексту, который и определял его ритмику; при этом в хоре церковном присутствовали исключительные мужские голоса. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное — чередование двух хоров и респонсорное — пение солиста чередуется с небольшими репликами хора [2]. Основу как римско-католического, так и православного богослужения составляли библейские тексты; постепенно к ним добавлялись новые части, специально сочинённые, однако имена авторов этих текстов нам по большей части неизвестны: либо история их не сохранила, либо авторство оспаривается как, например, папы Григория I.

Таким же анонимным изначально было и музыкальное оформление, которое вырабатывалось в процессе отбора, переработки и унификации. Григорианское пение развивалось и усложнялось вместе с текстом литургии, и уже в IX веке на его основе складывались ранние формы церковного многоголосия — 2-голосный органум. В дальнейшем своём развитии многоголосие вытеснило григорианский хорал [2]. К XII веку органум развился в 3- и 4-голосный дискант , а затем и в более сложные формы; на их основе, в свою очередь, в XIII — XIV веках развивались крупные формы хоровой церковной музыки — месса разраставшаяся постепенно и мотет. Начиная с XI века в Западной и Центральной Европе медленно поначалу это дорогостоящее новшество могли позволить себе только церкви крупнейших городов , но неуклонно распространялся орган ; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное, как и всё в тогдашнем римско-католическом богослужении: звучание органа придавало торжественность определённым частям богослужения [3]. Православная церковь не приняла «органное гудение»; здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос [3]. В католической же церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII веке, в эпоху барокко , в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных — sonata da chiesa церковная соната , разновидность трио-сонаты.

Музыка в католическом богослужении Начиная с X века в монодические хоралы начали проникать тропы — вставки гимнографических то есть свободно сочинённых текстов, и секвенции. Позже была канонизирована и Stabat Mater францисканца Якопоне да Тоди. Тем не менее отгородиться от мира церкви не удавалось — на рубеже XVI—XVII веков крупнейшие соборы уже располагали собственными инструментальными капеллами которые могли выступать и вне церкви , что отражалось и на эволюции традиционных жанров церковной музыки [4]. Мотет Основная статья: Мотет Мотет, родившийся во Франции в XIII веке, не является сугубо церковным жанром: мотеты с самого начала сочинялись и на светские тексты, с использованием светских мелодий в качестве cantus firmus. Но сложность этого жанра хоровой музыки, в котором одна мелодия полифонически соединялась с одной, двумя, а то и тремя другими и при этом каждый голос пел свой текст, затрудняла восприятие текста. В результате за пределами церкви мотет превратился в род «учёной» музыки, на которой композиторы оттачивали и демонстрировали своё мастерство. В церкви же мотет постепенно упростился — в XV—XVI веках Жоскен Депре , Орландо Лассо, Джованни Габриели и Палестрина уже писали однотекстовые мотеты, строго вокальные, без инструментального сопровождения, хоровые сочинения, официально одобренные католической церковью [5].

Месса Основные статьи: Месса музыкальное произведение , Реквием Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Самые ранние из известных нам авторских месс относятся к середине XIV века и принадлежат французу Гильому де Машо — многоголосные хоровые сочинения точнее, обработки ординария «Месса Нотр-Дам» и «Турнейская месса». Выдающимся образцом нидерландской школы XV века считается месса Mi-Mi Йоханнеса Окегема ; ему же принадлежит и самый ранний из дошедших до нас реквиемов [6]. В эпоху Возрождения исполнение католической мессы постепенно эволюционировало от хора исключительно a cappella к чередованию хора и органа в манере alternatum когда каждый стих сначала поёт хор, затем повторяет орган и, наконец, уже в XVII веке, а где-то и раньше — к хору в сопровождении струнных инструментов. Сонаты для различных составов инструментов в отдельных разделах службы могли заменять хоровые части. Так, известная Sonata sopra Sancta Maria Клаудио Монтеверди предназначалась для исполнения во время вечерней службы [4]. Однако распространившиеся к середине XVI века усложнённое полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: тот же Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову. Образцом «посттридентской» католической культуры специалисты считают творчество Палестрины, писавшего строгие хоровые сочинения a cappella с прозрачной полифонией.

В них было не только описание знамён, но и способы их пения, пояснения «како поётся», и инструкция: «голубчик малой, значит надо гаркнуть из гортани». Древнерусское церковное пение стало одной из важнейших сторон богослужения, и являлось формой соборной молитвы. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Человеческий голос считался в Древней Руси самым совершенным музыкальным инструментом, поэтому в храме должно звучать только ангелоподобное пение, лишь оно является отзвуком небесной музыки. Взаимосвязь небесного и земного утверждалась в текстах молитв, например, совместное служении е людей и ангелов в храме запечатлено в кондаке «Покров Богородицы»: Дева днесь предстоит в церкви, И с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со иереи поклоняются, Апостоли же со пророки ликовствуют: Нас бо ради молит Богородица Предвечного Бога. Текст являлся главным содержанием песнопения. Один из теоретиков богослужебного искусства писал: «слуга Христов должен петь так, чтобы не голос поющего, а слова доставляли удовольствие». Одноголосное интонирование текста молитвы рождало чувство бестелесности, возвышенности, «неотмирности», а многоголосие вызывает пространственные ощущения, связанные с материальностью, плотскостью «мира сего». Эти представления закрепились, и одноголосное пение стало основным вариантом исполнения знаменного распева. Монодия греч.

Знаменный распев нельзя назвать произведением музыкального искусства в современном значении. Их создавал распевщик, слова «композитор» в Древней Руси не существовало, он же интерпретатор, но не творец новых гимнов. Автор скромно выполнял свою работу «во имя Бога» и считал, что Бог и так знает, кто является творцом произведения. На протяжении столетий распевщики переписывали старые тексты, и при необходимости вносили в них изменения, дополнения, поправки. Процесс такого творчества назывался «переводом». Знаменные распевы воплощали идеал красоты, дарили людям радость, утешение, душевную гармонию, любовь к Богу и ближним. Неслучайно древнерусское песнопение называют «богословием в звуках». Из песнопений составлены Литургия и Всенощная, которые и в настоящее время являются основными церковными службами. Истоки знаменного пения находятся в целостной картине мироздания, в недрах христианства, в православном искусстве средневековой Византии. Духовные и эстетические основы знаменного пения оставались незыблемыми до середины XVII в.

Исследователи считают, что монодия, культивировавшаяся в православных храмах в течение семи веков, способствовала развитию мелодических основ русской музыкальной культуры. Этот огромный этап истории музыки состоит из двух периодов: I период. Древнерусские распевщики осваивали и интерпретировали византийские образцы гимнографии на русской почве. В результате работы по сближению музыки и поэзии характер древнерусских песнопений становился плавным, упрощался ритм. II период. Эпохой Предвозрождения назвали учёные этот отрезок времени, так как российской истории было открыто много славных имён. Учитель показывает репродукции фресок: Феофан Грек. Руки столпника. Архангел Михаил. Новгород; Андрей Рублёв.

Третьяковская галерея. Москва XV в; Дионисий. О Тебе радуемся. Похвала Богоматери. Москва XV в.

Неслучайно древнерусское песнопение называют «богословием в звуках». Из песнопений составлены Литургия и Всенощная, которые и в настоящее время являются основными церковными службами. Истоки знаменного пения находятся в целостной картине мироздания, в недрах христианства, в православном искусстве средневековой Византии. Духовные и эстетические основы знаменного пения оставались незыблемыми до середины XVII в. Исследователи считают, что монодия, культивировавшаяся в православных храмах в течение семи веков, способствовала развитию мелодических основ русской музыкальной культуры. Этот огромный этап истории музыки состоит из двух периодов: I период. Древнерусские распевщики осваивали и интерпретировали византийские образцы гимнографии на русской почве. В результате работы по сближению музыки и поэзии характер древнерусских песнопений становился плавным, упрощался ритм. II период. Эпохой Предвозрождения назвали учёные этот отрезок времени, так как российской истории было открыто много славных имён. Учитель показывает репродукции фресок: Феофан Грек. Руки столпника. Архангел Михаил. Новгород; Андрей Рублёв. Третьяковская галерея. Москва XV в; Дионисий. О Тебе радуемся. Похвала Богоматери. Москва XV в. В музыке конца XVI в. Демественный распев ранее середины XV в. Название распева связано с должностью регента лат. Графическое изображение этого одноголосия отличается от знаменной нотации. В музыкальной палеографии нет сведениний о происхождении этого распева и способах его расшифровки Д. В рукописях демественное пение называют «красным», так как мелодии распевов отличаются великолерием, пышностью, обильными украшениями. Демественные песнопения звучали по торжественным дням, в большие церковные праздники. Путевой распев в конце XV в. Песнопения записывались безлинейной нотацией, которая была родственна знаменной. Путевой распев, как и демественный применялся в торжественных праздничных богослужениях. Предвозрожденческое индивидуальное начало в куссеом певческом искусстве сложилось на основе греческих образцов. Эти ярко выраженные национальные черты положили начало распространению на Руси многораспнвности. Выдающимся явлением богослужебного пения стало рождение русской кантилены, которая складывалась на канонической системе осмогласия. Знаменные распевы расстаются с речитативностью, строгим соответствием звука и слова. Творческое отношение мастеров к созданию песнопений привело к становлению певческих школ. Основателями одной из них явились известные распевщики, братья Савва и Василий Роговы.

Этот одноголосный напев исполнялся хором в на языке

Знаменный распев и духовный концерт. Варианты ответов многоголосие одноголосие. Постоянное многоголосие обычно представляет 4‑х голосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов. Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке. Один из наиболее известных и значимых духовных концертов «Не отвержи мене во время старости» написал Максим Созонтович Березовский. Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой, ветвенный. Это тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции.

Регистрация на семинар в Козельске 24-26 июля 2023 г. открыта

  • Ответьте на вопросы и сделайте задания1. В храмовом синтезе искусств в русской
  • Поиск по сайту
  • Церковная музыка | это... Что такое Церковная музыка?
  • Григорианский хорал

Исторический экскурс: Православные основы богослужебного пения

-соблюдал несимметричный ритм и достигал ясности и прозрачности гармонизации, но использовал гармонич. минор, не свойственный знаменному распеву. Главным трудом его в области гармонизации уставных распевов является "Всенощное бдение" ор. Большим любителем партеса был и Петр I. В украинских храмах Киевской митрополии многоголосие вытеснило традиционный одноголосный распев уже в конце XVI — начале XVII веков. Варианты ответов многоголосие одноголосие Вопрос 6 Основателем русского духовного концерта является. Варианты ответов ский ский вский Вопрос 7 Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями. Сегодня мы познакомимся с жанрами русской народной и духовной музыки. основной вид древнерусского, богослужебного ное пение - род русской церковной и концертной музыки.А капелла - пение без инструментального - созвучие двух или нескольких звуков одинаковой ый. Сегодня мы продолжим говорить о древней русской духовной музыке, основным жанром которой является знаменный распев. Знаменный распев – основной жанр русской духовной музыки ХI-XVII веков, музыки в православной церкви этого периода.

Древнерусское храмовое пение – основной вид профессиональной музыки Древней Руси

одновременное использование нескольких голосов. - Духовный концерт - исполнение солистом одного голоса. многочастное хоровое сочинение с контрастными приемами изложения, образцы которого представлены в творчестве вского и нского. Знаменный распев является одноголосным исполнением, основан на использовании знаменной нотации. Знаменные ноты имеют названия «знамена» и выполняются в соответствии с определенными правилами ритмики и интонации. Во второй половине XVIII века получил распространение новый жанр – духовный концерт. Это – многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения.

Этот одноголосный напев исполнялся хором в на языке

В дальнейшем своём развитии многоголосие вытеснило григорианский хорал [2]. К XII веку органум развился в 3- и 4-голосный дискант , а затем и в более сложные формы; на их основе, в свою очередь, в XIII — XIV веках развивались крупные формы хоровой церковной музыки — месса разраставшаяся постепенно и мотет. Начиная с XI века в Западной и Центральной Европе медленно поначалу это дорогостоящее новшество могли позволить себе только церкви крупнейших городов , но неуклонно распространялся орган ; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное, как и всё в тогдашнем римско-католическом богослужении: звучание органа придавало торжественность определённым частям богослужения [3]. Православная церковь не приняла «органное гудение»; здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос [3]. В католической же церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII веке, в эпоху барокко , в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных — sonata da chiesa церковная соната , разновидность трио-сонаты.

Музыка в католическом богослужении Начиная с X века в монодические хоралы начали проникать тропы — вставки гимнографических то есть свободно сочинённых текстов, и секвенции. Позже была канонизирована и Stabat Mater францисканца Якопоне да Тоди. Тем не менее отгородиться от мира церкви не удавалось — на рубеже XVI—XVII веков крупнейшие соборы уже располагали собственными инструментальными капеллами которые могли выступать и вне церкви , что отражалось и на эволюции традиционных жанров церковной музыки [4]. Мотет Основная статья: Мотет Мотет, родившийся во Франции в XIII веке, не является сугубо церковным жанром: мотеты с самого начала сочинялись и на светские тексты, с использованием светских мелодий в качестве cantus firmus.

Но сложность этого жанра хоровой музыки, в котором одна мелодия полифонически соединялась с одной, двумя, а то и тремя другими и при этом каждый голос пел свой текст, затрудняла восприятие текста. В результате за пределами церкви мотет превратился в род «учёной» музыки, на которой композиторы оттачивали и демонстрировали своё мастерство. В церкви же мотет постепенно упростился — в XV—XVI веках Жоскен Депре , Орландо Лассо, Джованни Габриели и Палестрина уже писали однотекстовые мотеты, строго вокальные, без инструментального сопровождения, хоровые сочинения, официально одобренные католической церковью [5]. Месса Основные статьи: Месса музыкальное произведение , Реквием Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Самые ранние из известных нам авторских месс относятся к середине XIV века и принадлежат французу Гильому де Машо — многоголосные хоровые сочинения точнее, обработки ординария «Месса Нотр-Дам» и «Турнейская месса».

Выдающимся образцом нидерландской школы XV века считается месса Mi-Mi Йоханнеса Окегема ; ему же принадлежит и самый ранний из дошедших до нас реквиемов [6]. В эпоху Возрождения исполнение католической мессы постепенно эволюционировало от хора исключительно a cappella к чередованию хора и органа в манере alternatum когда каждый стих сначала поёт хор, затем повторяет орган и, наконец, уже в XVII веке, а где-то и раньше — к хору в сопровождении струнных инструментов. Сонаты для различных составов инструментов в отдельных разделах службы могли заменять хоровые части. Так, известная Sonata sopra Sancta Maria Клаудио Монтеверди предназначалась для исполнения во время вечерней службы [4].

Однако распространившиеся к середине XVI века усложнённое полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: тот же Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову. Образцом «посттридентской» католической культуры специалисты считают творчество Палестрины, писавшего строгие хоровые сочинения a cappella с прозрачной полифонией. Духовный концерт Вместе с тем в Венеции в середине XVI века родилось новое направление в церковной музыке — концертное , представлявшее собою «состязание» противопоставленных друг другу двух и более хоров. Зарождение этого направления связывают с именем Адриана Вилларта , писавшего многоголосные обработки псалмов и библейских песней особенно магнификатов.

Позже появились многохорные мотеты К. Меруло, Андреа и Джованни Габриели, с богатым инструментальным сопровождением. Дуранте — и новым направлением, stile moderno ars nova, seconda prattica , стремившимся к усилению интрументального начала, с одной стороны, и, под влиянием нарождающегося оперного искусства одним из ранних представителей этого направления был Клаудио Монтеверди , к усложнению вокала — с другой.

Так что же представляет из себя это "знаменное пение"? Слово "знамя" или "знамение" означает на церковно-славянском языке "знак", поэтому в широком смысле под "знаменным" можно понимать церковное пение, зафиксированное определенными знаками - "знаменами". В более узком смысле, под "знаменным пением" подразумевается так называемый "столповой" иначе говоря, основной распев, который охватывает песнопения всего годового богослужебного круга. История этого распева восходит ко временам принятия Русью Св. Крещения: тогда-то, вместе с Православной Верой, наши предки унаследовали и великую культуру Византии. Но дело в том, что наши песнотворцы и распевщики не просто слепо подражали византийскому пению, а на основе имеющихся образцов создали свое собственное русское певческое искусство. Тоже самое, кстати, произошло с иконописью и гимнографией.

Другими словами, было заимствовано не само характерное восточное пение, а его система; условно говоря, не фонетика "языка", а его грамматика. Поскольку речь зашла о "системе" церковного пения, необходимо сделать несколько уточнений относительно понятия "распев". Нашему завершающемуся столетию и тысячелетию свойственно парадоксальное смешение различных несоединяемых понятий: сейчас то и дело слышишь выражения типа: православная живопись, поэзия, православная музыка... Применимы ли понятия "музыка", "музыкальное искусство" к понятию "церковный распев"? Вопрос очень спорный. Если под "музыкой" мы будем разуметь вообще все то, что относится к области звука - то да. Но в этом случае к "музыке" мы должны будем отнести человеческую речь, все виды шумов природных и производимых посредством жизнедеятельности человека , звуки животного мира пение птиц, лай собак и мн. Если же принять во внимание, что "музыка", во-первых, есть определённый вид искусства, который живёт и развивается, по его законам, во-вторых, имеет, с точки зрения христианства, языческое происхождение, и, в-третьих, существует для создания посредством определенного сочетания звуков иллюзорного "мира" для удовлетворения "душевных" потребностей человека читай: для тонкой подмены "духовного" "душевным", то есть для отвлечения человека от Бога , то станет ясно, что "церковное пение" и "музыка" - вещи изначально противоположные и несовместимые. Поэтому-то христианская культура первоначально и отвергла все существовавшие до неё античные музыкальные системы, выработав свою собственную мелодическую форму, отвечающую задачам богослужения - РАСПЕВ, то есть распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения. Простейшее чтение псалмов, молитвословий или гимнов посредством какой-либо нехитрой мелодической формулы интонации и есть уже распев, поэтому церковное пение в своем идеале - это не "музыка", сопровождающая или оформляющая "украшающая" богослужение, и даже не удачное музыкальное воплощение того или иного церковного текста, а именно СЛОВО, произнесённое нараспев: будь то возглас священнослужителя, простое чтение или пение.

В этом и коренится принципиальное различие между РАСПЕВОМ, как способом прочтения богослужебных текстов и тем, что сейчас именуется "церковной музыкой", то есть современным пением, которое звучит ныне в наших храмах. Здесь уместно провести следующую параллель: принцип распева настолько удалён от церковной или духовной музыки, насколько удалена подлинная иконопись от "православной" живописи напр. В чем же сдесь проблема? Ведь и то и другое, казалось бы, может служить одной цели - проповеди Св. В широком смысле - да. Но дело в том, что всякое искусство, даже если оно призывается на служение самым высоким идеалам человечества, если существует вне рамок церковного канона - то есть святоотеческого учения и церковного предания, так или иначе будет подвержено влиянияю "духа мира сего" и, следовательно, будет взывать к нашим чувствам, а не созерцанию. Представим себе какую-нибудь гениальную картину, написанную, скажем, на библейский сюжет: глядя на неё мы будем получать именно чувственное "эстетическое" наслаждение. При этом количество компонентов этого наслаждения, таких, как получение эмоционального "заряда", удовлетворение от техники написания картины и др.

Церковная музыка Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго Светская музыка Музыка, исполняемая на концерте, или в театре.

Духовная музыка Музыка, предназначенная для выполнения в Храме, и являющаяся частью ритуала канонического, обычного, требовательно узаконенного 9. Какому веку подходит музыка? Составьте пары. Что из перечисленного подходит традициям выполнения музыки в Православном храме?

Как известно, система пятилинейной нотации, то есть похожая на современную запись нот, была сформирована постепенно в X-XII веках в католических итальянских монастырях недаром в музыке вся терминология идет на итальянском языке. В Европе, а тем более в России, она распространилась гораздо позже. Как же записывалась музыка в византийской, а затем и в русской Церкви? Существовала система "знамён", то есть определенных знаков слово "знамя" означает "знак" , ставившихся над буквами текста. Эти значки были похожи на крюки отсюда другое название - крюковая запись , на изогнутые линии, на овалы и т. По ним нельзя было понять высоту звука. Можно было лишь определить направление мелодии и примерный характер движения друг за другом ли следуют звуки или на каком-то расстоянии, скачками. Знамёна должны были лишь напомнить исполнителю знакомые на слух мелодии, которые он должен был удерживать в памяти. Такая система пения получила название "знаменный распев". Существовал еще особый род пения, называвшийся кондакарным. В нем каждый основной звук украшался дополнительным распевом. В этом случае мелодия получалась более цветистая и торжественная. Исполнение этих песнопений было под силу только хорошо обученным певцам высокой квалификации. Этот изощренный и сложный род пения не мог получить широкое распространение. Уже в XIV веке кондакарное пение забывается и выходит из употребления. На раннем этапе самостоятельная русская гимнография развивалась медленно. В период XI-XIII веков было создано не более 10 русских служб, и авторы их старались придерживаться византийских образцов. Но эти образцы предвещали высокий расцвет русского певческого искусства. Начиная с середины XV века, в русском церковном пении происходит ряд новых явлений, в результате которых обогащается его мелодическое содержание. Знаменный распев перестает ориентироваться на византийские образцы, становится более самостоятельным, воспринимая те мелодические особенности, которые были характерны для русской народной музыки. Окончательно закрепляется система Осмогласия, то есть пения по гласам. Песнопения каждого гласа имели свои характерные мелодические элементы - попевки. В современном церковном пении под осмогласием понимают пение всех канонических текстов на восемь типовых мелодий. Структура каждого гласа неоднородна. Каждый глас имеет три вида напевов: 1 стихирный напев, на который поются стихиры; 2 тропарный напев, на который исполняются тропари; 3 ирмологический напев, которым распеваются ирмосы и каноны. Таким образом, осмогласие, или пение на гласы, есть основополагающий принцип богослужебного пения Православной Церкви. Много сделал для развития системы осмогласия преподобный Иоанн Дамаскин 680-776. Он сформировал осмогласие в стройную и совершенную мелодическую систему. Ему же приписывается и создание Октоиха как самостоятельной богослужебной певческой книги. Но вернемся в XV век. В это время мелодическая линия напевов становится более распевной, протяженной, широкой. Применяются разнообразные выразительные оттенки. Значительно возрастает объем певческого репертуара за счет создания новых песнопений в честь русских святых, а также за счет нового распева традиционных текстов. В певческих книгах XVI века можно найти по два-три и более мелодических вариантов одного песнопения. Значительное увеличение количества типовых попевок, усложнение структуры песнопений, обилие разных вариантов - все это обусловило потребность в специальных пособиях для овладения основами певческого искусства. Наиболее ранние из таких пособий, именуемых азбуками, появляются в конце XV века. В 1551 году был собран Стоглавый Собор, который в том числе решал и многие назревшие вопросы церковного пения. На нем был поднят вопрос о необходимости учреждения специальных певческих школ, в которых бы происходило обучение будущих певчих и регентов. В XVI веке возник ряд крупных музыкальных центров, среди которых выделялись певческие школы Москвы и Новгорода. Исполнительское искусство поднялось на высокую ступень. Позже при Петре I на основе этих хоров были образованы Придворная певческая капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. В певческих рукописях этого времени также встречаются имена наиболее одаренных распевщиков. XVII век открыл новый этап в развитии церковного пения. Он подвел итог многовековому развитию средневекового одноголосного пения. Он явился временем пышного расцвета и вместе с тем кризиса и распада древней традиции. К началу XVII века были накоплены огромные богатства, мелодический фонд знаменного и других производных от него распевов возрос до необъятных размеров. Нужно было все это обобщить и систематизировать, внести определенный порядок и единообразие в церковно-певческое дело. Необходимо было очистить певческие книги от накопившихся там искажений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий