О каком качестве публичного выступления говорит стефан яворский

Из известных проповедников петровской эпохи особенно выдавались Стефан Яворский и Феофан Прокопович, затем Гавриил Бужинский и Симон Кохановский. Речи этих ораторов, имея общие стилевые черты, присущие публичному выступлению, в то же время весьма индивидуальны по стилю. Стефан Яворский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Родился: 1658 г., Явор, Речь Посполитая.

Ответы к учебнику История России Арсентьев, Данилов, 8 класс, часть 1

  • Найдено научных статей по теме — 9
  • Видео - Учеба, самообразование и новости
  • Значение стефан яворский
  • Содержание

Митр. Стефан (Яворский)

Риторическая рука по списку журнала.
Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) > Новости (Стефан Яворский). Заказать диплом Узнать стоимость Скачать пример.
Стефан Яворский В качестве преподавателя Стефан Яворский, биография которого была связана с Польшей, применял латинские методики обучения. Его «питомцами» были будущие проповедники и государственные чиновники высокого ранга.
ТЕМА 2. История ораторского искусства. Немало страниц посвятил он осуждению общественного неравенства и порождаемых им пороков: чрезмерной роскоши, лености, распущенности, нищеты. Надежды на избавление от этих зол Стефан Яворский, однако, связывал с установлением Царства Божия.

Старинный духовный стих Стефана Яворского

Стефан (Яворский) Выступление президента Украины Владимира Зеленского по видеосвязи на конференции в Японии отменено.
Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII-XVIII вв. (Стефан Яворский) ММитрополит Стефан Яворский – известная в религиозных кругах личность, чье имя увековечивается в истории православия. Его жизненный путь, насыщенный служением Богу и людям, не перестает удивлять и вдохновлять многих верующих.

Стефан (Яворский)

Больше того, он вынужден делать постоянные усилия, чтобы понимать, о чем сообщает говорящий, должен постоянно контролировать и направлять своё внимание». Назовем средства реализации закона удовольствия в педагогическом и академическом красноречии: а использование занимательности, игровые ситуации; б «ситуация успеха», когда ритор указывает, что адресат оправдал ожидания ритора например, на уроке: ученик справился с заданием, дал верный ответ и заслужил похвалу учителя; в учреждении: возмущенному жалобщику говорят: «Спасибо, что вы к нам обратились. Вы помогли нам лучше разобраться в ситуации» ; в формирование у аудитории положительной самооценки Приятно иметь дело с подготовленной аудиторией…; А вы неплохо знаете русскую литературу… и т. Закон удовольствия, несомненно, важен, но он подчинен главному закону — гармонизирующего диалога, то есть удовольствие, которое получают коммуниканты, не должно отвлекать от основной цели общения. Например, молодой учитель истории, который считал, что читать учебник и учить даты детям скучно, и рассказывал весь учебный год анекдоты об исторических деятелях, вряд ли заслуживает одобрения как ритор, поскольку основная цель общения — образование школьников — не была достигнута.

Итак, рассмотрев риторические традиции и назвав риторические средства, связанные с фигурой адресата речи, мы вместе с тем сформулировали четыре основных закона общей риторики.

Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т.

Каптерев Н. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1699-1707 гг. Морев И. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени. Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений.

Рункевич С. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Александро-Невская Лавра 1713-1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Чистович И.

Феофан Прокопович и его время. Неизданные проповеди Стефана Яворского — Христианское чтение. Самарянов В. Празднование 800-летия г. Соловьев С.

История России с древнейших времен: в 6 кн. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. Евгений Болховитинов , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви.

Новиков Н. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. Голиков И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам.

Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен… — М. Бантыш-Каменский Д. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. Самарин Ю.

Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Самарина: в 10 т. Соколов И. Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом: в 2 т.

Скворцов г. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. Толстой М. Рассказы из Истории Русской Церкви. Эдинг Б.

Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. Кнебель, [1914], с. Попов М. Святитель Димитрий Ростовский и его труды.

Поселянин Е. Захарченко М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 3 т.

Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. Срезневский В. Сборник писем И. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому.

Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Терновский Ф. Стефан Яворский — Древняя и Новая Россия. Королев А.

Стефан Яворский, митрополит Рязанский. Муравьев А. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. Пыпин А. Истрия русской литературы: в 3 т.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Филарет Гумилевский , архиепископ. О церковно-ораторских произведениях митрополита Стефана — Воскресное чтение. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн.

Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода 1721-1871 гг. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год — Ред.

Денисов Л. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода 1721-1895 гг. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения, с. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Тверитинов — Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе.

История Нежинского Богородичного монастыря. Щегольков Н. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Амвросий Орнатский , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т.

Бекетов П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. Письма и бумаги императора Петра Великого. Журнал Министерства народного просвещения. Православный собеседник.

Труды Киевской духовной академии. Церковный вестник. Русский инок. Родосский Стефан, священник. Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский, экзарх и местоблюститель Всероссийского патриаршего престола — Странник.

Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время и князь Михаил Кропоткин — Русский вестник. Православное обозрение. Исторический вестник. Русская старина.

Димитрий Градусов , архиепископ. Уржумцев П. Святыни невских берегов — Журнал Московской Патриархии. Журнал Московской Патриархии. Известия по Казанской епархии.

Иловайский Д. Моим возражателям — Русский архив. Русский архив. Всемирный календарь. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т.

Лопухина и Н. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. Русский биографический словарь: в 25 т. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888.

Епархии и архиереи. Синода — Президентом оного; родился в 1658 году в Волынском местечке Явор, от благородных родителей российского народа, жившего там под владением польского короля, и при крещении наименован Симеоном; но оттуда с родителями своими от униатских утеснений Православию выехал в Малороссию, где отец его и поселился с семейством в Нежине. Склонность и способность к наукам замечены в нем были еще с детства. Под его-то смотрением получил он первое наставление в словесности, а после отдан был в Киевскую Академию; но прежде окончания тамошнего круга наук отправлен был Ясинским в галицкие и польские училища, славившиеся тогда хорошими учителями. Гам сперва в Лемберге или Львове, а потом в Познани выслушав полный круг философии и богословия, возвратился он в Киев и явился для освидетельствования в Академию, в которой за представленные многие опыты отменной своей способности в сочинении латинских и польских стихотворений он в Публичном Академическом Собрании почтен был титулом «Лавроносного Стихотворца» Poeta Laureatus.

Скоро потом по убеждению благодетеля своего Ясинского принял он Монашеский чин и им же пострижен в Киево-Печерской Лавре под именем Стефана. В сем звании препоручена была ему проповедническая должность по Монастырям и другим Церквам, в коей он скоро прославился. После того был он определен учителем в Киевскую Академию и первый получил в оной звание Префекта, не преставая между тем исправлять и проповедническую должность, а сверх того сочинял многие Похвальные Слова знаменитым людям. В 1697 году произведен он в Игумена Киево-Николаевского Монастыря с увольнением от Академии, потому что с тех пор большею частью был он употребляем от Киевского Митрополита на исполнение разных препоручений в Малой России, в Польше и в Москве. В 1700 году, когда он послан был от Митрополита Ясинского для некоторых нужных дел в Москву и в сие время скончался там фельдмаршал Боярин Алексей Семенович Шеин, то по Имянному повелению Государя Петра Великого Яворский сочинил и говорил надгробное сему Боярину Похвальное Слово, которое столько понравилось Государю, что он повелел сочинителю остаться в Москве и продолжать проповедование, а рассмотревши великие в нем дарования и добродетели, указал в том же году Патриарху Адриану посвятить его прямо в Митрополита Рязанского.

А когда скончался Патриарх и вскоре с. Кроме сего, ему поручена была с 1701 года в главное надзирание Московская Славено-Греко-Латинская Академия, коей он назывался первым Протектором; а с 1712 года по Имянному Указу 14 Ноября ему вверено и рассматривание поправок Славенской Библии, производившихся Архимандритом Феофилактом Лопатинским, Иеромонахом Софронием Лихудом и другими см. При всех сих званиях и препоручениях он временно только посещал свою епархию, а больше пребывал в Москве и часто в С. Синода с 1721 года, он пожалован в нем Президентом и переселился было навсегда в С. Пастырь сей, при всей тягости правительственных но Российской Иерархии дел и при столь деятельном в новых по всем частям предприятиях Государе, каков был Петр Великий, успевал заниматься и сочинением полезных для Церкви книг; из оных: 1 книга под названием Знамение пришествия Антихристова и кончины века, напечатана была в 1-й раз в 1703 г.

Поводом к сочинению оной было то, что Яворский, вступив в управление Патриарших дел, застал в Москве рассеиваемое раскольниками мнение, что якобы близко уже явление Антихристово; что Москва-Вавилон, а жители ее-вавилоняне, слуги Антихристовы, сыны погибели и проч. Для опровержения сего мнения и постижения лживых разгласителей он поспешил написать сие сочинение в 14 главах, взяв расположение оного и большую часть доводов из славной книги Испанского богослова Малвенды об Антихристе, напечатано в 1604, 1621 и 1647 гг. Книга сия в 12 главах сочинена по случаю возникшей в 1713 г. К нему пристали многие стрельцы и простолюдины из художников и купцов. Дерзость сих невежд простерлась до того, что один из них цирюльник Фома Иванов произнес хулу на Икону Св.

Алексия Митрополита в Чудове Монастыре. Стефан сперва тайно приступил к исследованию о сем и донес Государю, а потом в 1714 г. Все Соборное дело о них сохраняется подлинником в Московской Синодальной библиотеке. Но оно поводом сделалось к многим недовольствиям Преосв. Стефану со стороны находившихся тогда в службе российской знатных чиновников из лютеран и калвинистов.

Несмотря на то, сочинил он в опровержение всех сих заблуждений целую вышеупомянутую книгу, которую однако ж при жизни ему издать не позволили; да и по смерти его долго оставалась она только в рукописях. Уже в 1727 г. Как скоро появилась на свет книга сия, то протестанты и в чужих землях и в России ополчились против оной. В Лейпцигских латинских Ученых актах 1729 г. В том же году, или по крайней мере с означением того же года, в Иене под именем Франц.

Буддея умершего 19 Ноября 1729 г. Но подложная сия эпистола тогда же сочтена писанною кем-то в самой Москве. Против оной в 1730 г. Между тем в 1730 г. По сей выписке судя, уже многие протестанты писали против него с непристойной даже бранью и в укоризну между прочим доказывали, что книга его будто бы большею частью только выписана из контроверсистской книги иезуита Бекана, Беллармина и прочих папистов; а когда С.

В то же время кто-то и в России, под именем лютеранина, выпустил весьма бранную на Яворского тетрадь на русском языке под названием Рассуждение о книге Камень Веры, в которой коснулся и жизнеописания его, в начале книги напечатанного, с злобными ругательствами и клеветами; а потом 15-ю статьями оспаривал самую книгу по лютеранскому умствованию, не пощадив учения и обыкновений всей Церкви Греко-российской. Подробности сего пасквиля доказывают сочинителя, личного врага, знавшего даже мелочные обстоятельства жизни и службы Яворского с молодых лет, а также подробно разумевшего и Церковные наши книги и службы. Но в Риме Коллегия, пекущаяся о распространении Веры de propaganda Fide , перевела всю сию книгу на латинский язык; 3 Проповеди Догматические, нравоучительные и похвальные на некоторые воскресные дни и празднества Святых, числом 29, напечатаны в Москве в 1804 г. Хотя в Предисловии к сему изданию сказано, что они напечатаны без всякой перемены слога и мыслей, однако ж не везде сие соблюдено и многое поправлено. В 1-й части приложено Жизнеописание, эпитафия и завещание сочинителя; а в последней шесть торжественных и панегирических слов, одно на день Св.

Николая нравоучительное, Предисловие на книгу Бесед Златоустовых, два Ответных Послания, одно Прокоповича, а другое Яворского в Сорбонскую Коллегию на предложение ее о примирении Церквей; русский стихотворной перевод латинской Элегии Яворского к своей библиотеке; повесть сочиненная издателем о предложениях, сделанных Петру Великому от Парижской Сорбонской Коллегии; стихи на Мазеиину измену от лица всей России. Оно в 1700 г. Упомянутая же его Элегия к библиотеке, сочиненная прекрасными латинскими стихами, переведена с латинского и в эллино-греческие стихи покойным Преосв. Архиепископом Евгением Булгаром; а латинский подлинник напечатан при книге Феофана Прокоповича, изданной Давидом Нащинским под названием Miscellanea Sacra, pag. Вышеупомянутый сочинитель пасквиля приписывает еще Яворскому перевод и издание книги под названием Богомыслие, напечатанной в Чернигове в 1710 г.

Но наши каталоги приписывают оную Иоанну Максимовичу. Сверх сего еще остается в рукописях Яворского: 1 Рассуждение о времени пресуществления Евхаристии; 2 Обличение Феофану Прокоповичу в 18 статьях богословии, преподаванной им в Киевской Академии, писанное в 1718 г. Если же он отречения не сделает, то просить Государя оставить его посвящение и предложить те статьи Вселенским Патриархам на рассмотрение; а сам Стефан не поехал на посвящение его. Но сей протест, в некоторых статьях действительно привязчивый только, не был уважен, и к несчастию послужил только поводом к распре между сими двумя иерархами. Преосвященный Стефан имел многочисленную библиотеку, которую завещал он отдать в Благовещенский Нежинский, им самим устроенный Монастырь; но после по просьбе Досифея, Епископа Белоградского, в 1731 г.

Императрица Анна Иоанновна повелела перенести оную в Харьковский Коллегиум. Однако ж в Нежинском Монастыре остались еще собственноручные его сочинения на латинском языке в 15 книгах. Под завещанием сим он в Октябре 1721 года собственною рукою написал следующую пародию из четырех стихов Германна Гугона: О tituli, scopuli potius meliusque vocandi! Et quid sunt tituli, nisi fumus, ventus et umbra, Bullaque, quae vitreis turgida fertur aquis? А ведь вы не более чем дым, ветер, тень и пузыри на воде».

Синода, проповедник; род. Яворе; учился в Киево-Могилянской коллегии и за границей; в 1684 перешел в католичество, в...... Стефан епископ Владимиро-Волынский — епископ Владимиро-Волынский. Сведений о преосвященном Стефане сохранилось немного.

Если в толковании нерождаемости у Стефана Яворского были некоторые трудности, то вопрос о неуничтожаемости материи решался легче. Считая материю первоосновой всего сущего, принципом, не имеющим форм, следовательно, не имеющим противоположностей, борьба которых приводит к уничтожению одних и образованию других вещей, профессор приходит к выводу о неуничтожимости материи. Следует подчеркнуть еще одну деталь в трактовке Стефаном Яворским вопроса о нерождаемости и неуничтожаемости материи. Если мыслитель считал Бога творцом материи, то он не отрицал того, что Бог, будучи всемогущ, может уничтожить материю. Однако Бог этого не сделает, поскольку конец света, о котором говорится в христианском вероучении, по мнению Стефана Яворского, не означает прекращения существования материи, а лишь конец «состояния существующих вещей в их давности» [6. Таким образом, сотворенная Богом материя является вечной в смысле ее неуничтожимости, имеет свойство воспринимать различные формы и никогда не оставаться без них.

Говоря о единстве материи, автор «Философского состязания», вслед за античными мыслителями, подходит к вопросу о взаимопереходе, о круговороте вещей в природе. Противопоставление земного небесному, характерное для средневековой философии, преодолевается предшественниками Стефана Яворского в Киево-Могилянской академии. Профессор также продолжает эту традицию. Он не противопоставляет небесную материю земной, а подчеркивает их единство. Это общее мнение против томистов, Фонсеки, Суареца. Доказывают: нет никакой необходимости в специфическом различии между небесной и подлунной материей, и не следует увеличивать сущности без необходимости» [6. Значительное место в натурфилософии Стефана Яворского занимает учение о свойствах уже оформленной материи. К ним мыслитель относит движение, непрерывность, бесконечность, место и время. Движение Стефан Яворский рассматривал не только как пространственное перемещение, но и как любое природное изменение. Профессор считал, что оно включает и рождение, и количественное, и качественное изменение, и уменьшение, и уничтожение.

Вторичные причины, по мнению Стефана Яворского, имеют относительную самостоятельность. Причиной движения является также вес тел: легкость, тяжесть, их формы. Трактовка движения всегда связана с учением о первоматерии как о первоначале активного и пассивного, дающего жизнь природным вещам. Однако мыслитель неоднократно упоминает, что первоматерию сотворил Бог, который выступает первотолчком относительно движущего. Таким образом, его позиция в изложении вопроса о движении не противоречит аристотелевской. Вместе с тем, у Стефана Яворского отчетливо наблюдается деистическое понимание движения. Бог, по его мнению, сотворил первоматерию как основу природных тел, далее же она развивается согласно свойствам, одним из которых является движение. Вторичные же формы, как субстанциальные, так и акцидентальные, выводятся из потенции материи» [6. Понимание места и времени было связано у Стефана Яворского с учение об оформленной материи. Профессор использовал трактовку о месте и времени Аристотеля.

В данной трактовке место подразделяется на внутреннее и внешнее [10. Внешнее место рассматривается как поверхность, окружающая тело. Перемещение предусматривало наличие двух тел: перемещающегося и того, относительно которого оно перемещается. Внутреннее место объяснялось как некая модальная сущность, связанная с вмещаемой вещью. Можно сказать, что оно является формальным значением, в силу которого вещь существует в том, а не в другом внешнем месте. Оно называется еще формальным местом, местоположением ubicatio , присутствием. Оно называется внутренним, поскольку внутреннее формирует размещенную вещь, которая воспринимается в нем» [6. Внутреннее место Стефан Яворский рассматривает как определенный модус, который отличается не только от внешнего места, но и от размещенной вещи. Оно объясняется как некая модальная сущность, которая может быть оторванной от реального места. Таким образом, представление Стефана Яворского о пространстве имеет точки соприкосновения с известным средневековым течением модалистов, согласно которому пространство отрывалось от самих вещей и превращалось в отдельные модусы.

Этим медалисты пытались объяснить местоположение разумной души, ангелов, которые могут отделяться от тела. Сразу следует оговориться, что принятие внутреннего места использовалось мыслителем в теологических целях. Аналогично трактовке места Стефан Яворский объяснял и время. Оно также подразделялось на внешнее и внутреннее. Внешнее время, по мнению мыслителя, существует объективно, независимо от интеллекта. Оно неразрывно связано с движением. Так считают все философы, выступающие против Аверроэса и некоторых других, утверждавших, что время является сущностью, которая существует только благодаря интеллекту. Солнце и движение небес являются реальной причиной времени» [6. Внутреннее место является некоей модальной сущностью, которая отличается от внешнего времени. Внутреннее время у Стефана Яворского называется еще длительностью duratio.

Оно является чем-то сверхданным существующей вещи, отличающимся от него и внешнего времени» [6. Одной из наиболее трудных позиций натурфилософии Стефана Яворского была трактовка бесконечного и неделимого.

Иерарх был сторонником концепции «двух истин» богословской и философской. Уже после смерти Стефана Яворского был опубликован его основной труд Камень веры 1728.

Сформулированные в этом сочинении принципы богословского образования оказали влияние на систему обучения в духовных школах России в 18 в. В общественно-политических воззрениях Яворский был верен идеалу абсолютной монархии, но монархии просвещенной, признающей и охраняющей права всех сословий. Также по теме: Умер Стефан Яворский в Москве 27 ноября 8 декабря 1722.

Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский

Николаев, Сергей (1995), «Стефан Яворский», в Левитте, Маркус К. (ред.), Русские писатели раннего Нового времени: конец семнадцатого и восемнадцатого веков, Gale Research, стр.116–119, ISBN 0810357119. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН (1658–1722), русский церковный и государственный деятель, богослов. СТЕФАН ЯВОРСКИЙ — см. Яворский С. СТЕФАН Яворский [1658, местечко Явор под Львовом, Украина – 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва] – русский церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западнорусской философской школы. В качестве епископа предлагалось назначить одного из посланцев. 1700. Назначение митрополита Стефана Яворского Местоблюстителем Патриаршего Престола. Во время нахождения Яворского в Москве умер воевода А. Шеин. В таких отечески трогательных выражениях обратился в предсмертном завещании первоиерарх Российский Стефан Яворский к своей Рязанской епархии, титул коей с завидной для провинции честью он пронес на протяжении всех двадцати трех лет своего выдающегося архиерейства.

Ораторская проза феофана прокоповича и пути

Стефан Яворский и Феофан Прокоповичстатья. Автор: Вдовина Л.Н. Сборник: Великие духовные пастыри России. Выступление (на радио, телевидении, конференции и т. д.) — устное сообщение, как правило подготовленное, на какую-либо тему. Речь для публичного выступления обычно пишут заранее. К их числу принадлежала и семья галицких шляхтичей Яворских, в которой в 1658 году родился будущий выдающийся религиозноцерковный деятель Стефан Яворский. Следуя общей в то время теистической концепции о сотворении мира Богом, Ст. Яворский, как и другие представители украинской философской мысли, представленные профессорами Киево-Могилянской академии, отождествлял Бога и природу, признавая материальность последней.

Представляем новую версию нейросети Яндекса

  • «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ»
  • Митрополит стефан яворский. Стефан Яворский – краткая биография
  • Читать реферат по английскому: "Гармония речи и основные законы современной риторики" Страница 4
  • Материалы от автора Митр. Стефанъ Яворскій († 1722 г.) —
  • Ораторская проза феофана прокоповича и пути
  • ГДЗ к учебнику История России 8 класс часть 1 Арсентьев, Данилов

Секреты Цицерона

  • Яворский Стефан
  • Риторика.doc
  • Стефан (Яворский). Большая российская энциклопедия
  • Главное меню

Третий закон – закон эмоциональности речи

В угоду царю С. Московскую академию он реформировал и завел в ней вместо эллинских учения «латинския», т. Церковно-административная деятельность С. В духовных делах в большинстве случаев С. С течением времени определились ясно ограничительные по отношению к церковной власти тенденции царя. Стало очевидно, что Петр не думает назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить самое патриаршество. В 1711 г. В 1715 г. Петр открыто выразил свое отношение к патриаршеству и иерархам в своих шутовских пародиях на церковные церемонии. В то же время завязываются и крепнут благосклонные отношения царя к протестантам и протестантизму. Собственно, С.

Иногда содержание протеста, внушенного католицизмом, совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, С. Отсюда все злоключения С. Пользуясь запутанной формой схоластических проповедей, С. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, он не раз просил об отставке, но тщетно: Петр держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для С. В 1712 г. Сенаторы, слушавшие проповедь, поспешили препроводить ее текст царю. Петр оставил С. При разборе дела об Алексее царь старался добраться до С. В 1713 г.

Это дело см. Тверитинов ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и С. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: «Камень веры, православным церкве святыя сыном — на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна — на востание и исправление». Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства С. Писания, соборных правил, св. Оспаривая протестантские мнения, С. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, С.

Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г. Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на «Камень веры», «Молоток на камень веры», с выходками против С. В настоящее время за «Камнем веры» остается теоретическое значение: в нем С. Другую систему дал Феофан Прокопович. Самарин, — заимствована у католиков, вторая — у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; след. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее».

Этими словами Самарина определяется значение «Камня веры». Последовавшие за делом Тверитинова события еще больше расширяли пропасть между царем и С. В 1718 г. Царь указал С. Приблизительно в это время разыгрался инцидент с Феофаном Прокоповичем. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния. Царь выслушал оправдания Феофана и назначил его епископом; С. Он сделал это, чувствуя себя правым. Пытался было С. Царь предписал ему жить в Петербурге, построить подворье на свои деньги, рязанской епархией управлять через крутицкого архиепископа и т.

В конце царь писал: «а для лучшего впредь управления мнится быть должно надобной коллегии, дабы удобнее впредь такое великое дело управлять было возможно». В феврале 1720 г. Никакого влияния на синодальные дела С. За все время пребывания в Синоде С. То его оговаривал кабальный человек Любимов в том, что он сочувственно относился к его, Любимова, сочинениям 1721 ; то монах Левин показывал, что С. При ближайшем исследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, но С. В своей привязанности к основанному им в Нежине монастырю он тоже не находил утешения, потому что обнаружил большое хищение денег, присланных им на устройство м-ря. Все эти неприятности сокращали жизнь С. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю, присоединив к каталогу книг трогательную элегию на лат. Умер С.

Как проповедник С. Даже враги С. Яворский удивительный дар и едва подобные ему в учителях российских обрестись могли. Мне довольно приходилось видеть, что он своими поучениями мог возбуждать в слушателях смех или слезы, чему много способствовали движения тела, рук, помавание очей и лица пременение, что природа ему дала». Быть может, манера С. Яворского обеспечивала ему успех, для нас в настоящее время совершенно непонятный. И в своем красноречии С. Проповеди его отличаются отвлеченностью и оторванностью от жизни; построение их в высшей степени изысканное «люди подобно рыбам. Рыбы родятся в водах, люди — в водах крещения; рыбы обуреваются волнами, люди тоже» и т. С формальной стороны проповеди С.

Он составил еще, по Мальвенде, сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», на которое ссылались в подтверждение мнения, что Петр — антихрист. После смерти С. Проповеди С. Яворского изданы в Москве в 1804-1805 гг. Яворского» с статьей И. Чистовича, СПб. Сочинение Стефана Яворского, перев. Поликарпова», изд. Морозов, «Феофан Прокопович как писатель» СПб. Тихонравов, «Московские вольнодумцы нач.

XVIII в. Яворский» «Сочинения», т. Анализ деятельности С. Самарина: «С. Яворский и Феоф. Прокопович» «Сочинения», т. Родился в 1658 году в польском местечке Явор или Яворов в мелкопоместной шляхетской семье. Местечки с названием Яворов есть и в Галиции, и на Волыни, но биографы Стефана не смогли установить, с каким из них связано имя патриаршего местоблюстителя. Отец Стефана еще в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов. Приблизительно в 1683 году Стефан поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где проучился до 1684 года.

Вероятно, Варлаам Ясинский посоветовал Стефану отправиться для завершения духовного образования за границу. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя-иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в Православие. Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно, но римско-католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма. Эти факты из жизни Стефана послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом». По совету Варлаама Ясинского в 1689 году он принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 году митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским Стефан был определен в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и пиитики, затем, в следующем 1691 году, префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия.

Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита Варлаама Ясинского в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ним письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. Он не пробыл в Москве и нескольких недель, как, благодаря неожиданному происшествию, на него обратил внимание молодой царь Петр I. В это время умер один из ближайших сподвижников царя воевода А. Шеин и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить игумену Стефану Яворскому. Петру I понравилась и проповедь, и сам проповедник. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы». Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но 7 апреля 1700 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита. Выбирая Стефана, Петр I видел в нем прежде всего человека ученого, с западным образованием, которого он не находил среди московского духовенства.

Петр I назначил Стефана также проректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где тот ввел в число предметов латынь, а к преподаванию привлек ученых из Киева. Кроме того, в глазах Петра I Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии. Однако для Петра I Стефан оказался слишком консервативным. Пока деятельность Петра I была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. Ранние проповеди Стефана, посвященные военным успехам Петра I — взятию Шлиссельбургской крепости, основанию Петербурга, победе под Полтавой, носят чисто панегирический характер. Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось. Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. С течением времени ограничения церковной власти со стороны царя усилились. Он решил уничтожить патриаршество, в церковные суды ввел представителей гражданской власти.

В результате всего этого митрополит Стефан оказался в рядах приверженцев старины, стал помехой Петру I и терял мало-помалу свое влияние. Собственно, митрополит Стефан по складу своей жизни, по своему образованию вовсе не был приверженцем старины, но католические принципы, им усвоенные, мешали ему сочувствовать преобразователю, благоволившему к протестантам и протестантизму. Иногда содержание его протеста совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, митрополит Стефан не соглашался с царем в вопросах о размере церковной власти. В своих проповедях он нередко делал неприязненные намеки на действия царя. Неудовлетворенность своим положением с течением времени стала тяготить Стефана, хотя он не был ни гордецом, ни карьеристом. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, митрополит не раз просил об увольнении, но тщетно. В 1706 году Стефан ездил в Киев, откуда с большой неохотой вернулся в Москву. Когда в 1707 году умер Киевский митрополит Варлаам Ясинский , Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от местоблюстительства и назначить митрополитом в Киев, но Петр I не согласился. Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы.

У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим. Свое резкое осуждение церковной политики царя Стефан высказал в проповеди «О соблюдении заповедей Божиих», произнесенной им в день святого Алексия, человека Божия, 17 марта 1712 года. В заключение своей проповеди Стефан восклицал: «Молим убо, святче Божий: покрый твоего тезоименника, нашу едину надежду, покрый его в крове крыл твоих, яко любимаго птенца, яко зеницу, от всякаго зла соблюди невредимо! Именно по этой причине Стефану было запрещено выступать с проповедями в течение трех лет. С этого момента отчуждение между Петром I и Стефаном все увеличивалось. Сенат тем временем вызывал местоблюстителя на свои заседания, как будто тот был подчинен Сенату, и требовал от него отчета. Царю быстро доложили об этом, и Петр I оставил Стефана в покое, но сохранил в силе сенаторское запрещение ему проповедовать. В 1713 году началось дело лекаря Дмитрия Тверитинова и других, увлекавшихся лютеранством. В ходе расследования, которое производилось Преображенским приказом и духовными судьями, назначенными митрополитом Стефаном, было обнаружено отступничество Тверитинова, равно как и большая популярность его взглядов среди населения. Тем не менее Петр I был против публичного осуждения и наказания Тверитинова и его последователей, требуя от Стефана ограничиться наложением на виновных епитимий.

Стефан не согласился с таким исходом дела. Тверитинов бежал из Москвы в Петербург, где нашел защитников в кругу сенаторов. Теперь сам Сенат взял на себя ведение этого дела. Стефан считал для себя невозможным выполнить распоряжение Сената и 28 октября 1714 года представил Петру I подробный доклад об этом деле. Государю не понравилось непослушание митрополита Стефана, равно как и его выпады против иностранцев-протестантов, помощью которых царь так дорожил. Таким образом возникло положение, при котором Стефан из обвинителя превращался в обвиняемого, что он и почувствовал немедленно после начала заседаний. Позже Стефан описывал в письме к Петру I, как унижали его в Сенате и как сенаторы «с великим стыдом и жалем» изгнали из «судебной избы». Сенату не удалось полностью осуществить свои намерения в этом деле, потому что некоторые из приверженцев Тверитинова оказались более упорными, чем их учитель. Так, Фома Иванов, отправленный на покаяние в Чудов монастырь, расколол там топором несколько икон, в результате чего его присудили к сожжению на костре как нераскаянного еретика. Другие по совершении покаяния были разосланы по монастырям.

Сам Тверитинов, выказавший надлежащее раскаяние, спустя некоторое время, в 1718 году, был отпущен на волю. Принеся покаяние, он просил Святейший Синод о помиловании. В 1723 году Синод снял с него отлучение и снова принял его в лоно Церкви. Известное сочинение митрополита Стефана «Камень веры», направленное против протестантизма вообще и против его распространения в России в частности, было написано и под впечатлением дела Тверитинова. В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался. Митрополит Стефан не желал, чтобы игумен Феофан получил епископское звание. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния, считая его кальвинистом и еретиком. Царь же, выслушав оправдания игумена Феофана, назначил его 7 апреля 1718 года епископом Псковским. Митрополит Стефан должен был принести извинения перед епископом Феофаном. Церковно-административная деятельность Стефана совершенно прекратилась; он не принимал никакого участия в подготовительных действиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо его рук.

Пытался было митрополит Стефан выяснить свое положение и в 1718 году спрашивал царя: 1 возвратиться ли ему в Москву или жить в Санкт-Петербурге; 2 где жить в Санкт-Петербурге; 3 как управлять ему издали своей епархией; 4 вызывать ли архиереев в Санкт-Петербург; 5 как замещать архиерейские места. Царь предписал ему жить в Санкт-Петербурге, построить подворье на свои деньги, Рязанской епархией управлять через Крутицкого архиепископа. И в заключение царь писал: «…а для лучшего впредь управления мнится быть удобно Духовной коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». В феврале 1720 года устав Духовной коллегии был утвержден; через год был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него. При расследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, выяснялась его невиновность, но постоянные допросы сокращали жизнь митрополита Стефана. Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье.

В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. Тело его, согласно завещанию, было отправлено в Рязань, где 27 декабря и погребено в Успенском соборе, на правой стороне, у самого иконостаса. При возобновлении Успенского собора в 1799-1804 годах гроб с останками святителя был перенесен с подобающей честью в древний Архангельский собор, под сводами коего исстари погребались Рязанские архипастыри; здесь он положен в алтаре, на правой стороне, где ризница. В день празднования иконе Божией Матери «Знамение» 27 ноября в Рязанском соборе произносилась «вечная память приснопамятному Стефану, митрополиту Рязанскому». Свою библиотеку митрополит Стефан пожертвовал основанному им Нежинскому Благовещенскому монастырю, который называл «Нежинский Богородичный Назарет». Труды: Камень веры. О хранении заповедей Господних — Христианское чтение.

В памфлете его называли иезуитом и папистом, стараясь отвратить от него его паству. В начале и конце 1800-х гг. Другим объектом критики Стефана были пороки тогдашнего высшего света. Шумные пиры, роскошества и излишества настолько поглотили высших сановников, что Стефан опасался за прочность России 3. При этом он не был обскурантистом, и положительные черты такой противоречивой личности, как царь Петр, восхвалял с таким же жаром, с каким осуждал его пороки. Военно-государственные успехи Петра однозначно вызывали положительную реакцию Стефана, их он воспевал, и всячески поддерживал государя в данном направлении. Но от былого расположения самодержца не осталось и следа. Взгляды Петра и Стефана на роль и место Церкви в государстве кардинально разошлись. И даже назначение Яворского на роль президента Священного Синода было сделано царем, вопреки его воли. Яворский полагал, что работа Синода идет в неверном направлении, и отказывался подписывать синоидальные протоколы, но вынужденно нес бремя своего президентства. Мир с царем дал бы Яворскому многое, но Яворский оказался тверд в своих взглядах, и в угоду конъюнктуре менять их отказывался. Он сам был камнем веры, покоящимся на догматах, им самим описанных в одноименном труде. Cтефан Яворский был не единственным западнорусом при дворе Петра. Ректорами академии в разные годы были многие выходцы из Западной Украины: архиепископ Герман в миру Григорий Копцевич , епископ Порфирий в миру Петр Крайский , архимандрит Гедеон Сломинский.

В-четвертых, он, как умеренный номиналист, утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда делается вывод о том, что предметом познания служит конкретное бытие вещей. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана Яворского выступает теория «двух истин». Приверженность западнорусской богословской традиции представителей которой в России называли «пестрыми», считая их уже не православными, но еще не католиками выражена в сочинении «Камень веры» впервые полностью опубликовано в 1728. Эту традицию отличало, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия, включающего все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался. Во-вторых, Стефан Яворский считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. Для его социальных взглядов характерно признание прав царя на верховную власть в государстве, которое должно обеспечить общее благо всех подданным. Стефану Яворскому принадлежит заслуга распространения просветительских идей в русском обществе, а также подготовка образованных кадров служителей Православной Церкви. Сочинения: 1.

Содержание 2-й номер журнала за 2019 год. Содержание 3-й номер журнала за 2019 год. Содержание Объявление Электронный адрес читального зала Рукописного отдела, по которому вы сможете заказать заранее не позже, чем за неделю до 5 единиц хранения, при условии наличия архивных шифров: ro-zakaz yandex.

Конфетка, 2 сезон, 6 выпуск

Студопедия — Митрополит Стефан Яворский B янвape 1700 гoдa митpoпoлит, oтпpaвляя Явopcкoгo c дpyгим игyмeнoм в Mocквy, пocлaл c ними пиcьмo пaтpиapxy, в кoтopoм пpocил yчpeдить Пepeяcлaвcкyю eпapxию и пocтaвить в eпиcкoпы oднoгo из двyx игyмeнoв.
Стефан (Яворский). Большая российская энциклопедия по списку журнала.
Митр. Стефан (Яворский) После смерти Патриарха Пётр I всячески препятствовал избранию нового. Он назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был сильно ограничен в правах по своей должности и был не особо активен по своим личным качествам.
Стефан (Яворский). Большая российская энциклопедия Стефан Яворский (1658–1722) – митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, один из замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом.
Схема публичного выступления по стернину - 90 фото Он принял монашеский постриг под именем Стефан и поселился в Киевской академии проповедником и профессором, будучи назначенным префектом учреждения.[4] и в 1697 г. игумен Николаевского монастыря (русский: Пустынно-Николаевский монастырь).

Глава 2. СВОБОДА СТЕФАНА ЯВОРСКОГО

Феофан Прокопович. Неизвестный художник Он стал преподавателем Киево-Могилянской академии, а также писал литературные произведения. Вскоре Пётр I узнал о горячей поддержке, которую оказывал Феофан Прокопович реформам царя. Он поддерживал монарха в его стремлении к распространению просвещения в России, борьбе против старых порядков и предрассудков. Более того, несмотря на принятую некогда унию и обучение в Риме, Феофан Прокопович был рьяным противником католичества и сторонником подчинения духовной власти светской. В 1716 г. На него возлагается задача не только провести церковную реформу, но и обосновать необходимость установления самодержавия в России. Феофан Прокопович становится «рупором» царя, посредством которого тот пытается разъяснить цели и задачи реформ своим подданным. В 1718 г.

Прокопович произносит «Слово о власти и чести царской», в которой доказывает необходимость укрепления самодержавной власти в России, превосходство светской власти над духовной. Феофан Прокопович также автор «Духовного регламента», введения к Морскому уставу и сочинения «Правда воли монаршей» 1722 г. С учреждением Святейшего Синода Феофан Прокопович стал его первым вице-президентом, а после смерти Стефана Яворского в 1722 г. Титульный лист «Правды воли монаршей» Положение старообрядцев и других христианских конфессий «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей», — писал Пётр I. Отношение властей к христианам других направлений — католикам и протестантам — при нём стало намного более терпимым. Царь приглашал специалистов со всей Европы, и всем нужны были отдельные храмы. Манифестом 1702 г. Пётр I разрешил всем христианам свободное отправление богослужения.

В скором времени в Москве и Санкт-Петербурге начали возникать первые протестантские кирхи и католические костёлы. Священный Синод допустил смешанные браки, однако при условии, что русская жена сохранит свою веру, а дети будут крещены по православному обряду. Совсем иначе относились к старообрядцам государство и церковь. Когда немцы, шведы, французы и другие европейцы могли открыто придерживаться своих религиозных обрядов, староверы были объявлены «лжебратиями». Хотя изначально Пётр I достаточно терпимо воспринимал их, с годами их начинали всё больше и больше притеснять, пока вновь не перешли к гонениям. Старообрядцы должны были платить все подати в двойном объёме, впоследствии они увеличились ещё больше. Им запретили носить нормальную одежду — как традиционную русскую, так и европейскую. Вместо этого их обязывали наряжаться в зипуны — верхнюю крестьянскую одежду — пёстрых цветов и носить шутовские колпаки.

Каждый раз, чтобы собраться на молитву, староверы должны были получать особое разрешение. От них не принимали челобитные и жалобы, заставляли платить многочисленные штрафы, а заключаемые ими браки считались недействительными. Боткин Есть несколько причин столь резкой неприязни первого императора России к старообрядцам. Во-первых, это болезненные детские воспоминания о бунте стрельцов 1682 г. На глазах молодого Петра I стрельцы бессудно расправились с Артамоном Матвеевым, двумя его дядями, а также многими другими сторонниками Нарышкиных. Кроме того, старообрядцы, будучи крайне консервативными людьми, оказывали огромное сопротивление реформам Петра I, а их взгляды становились всё популярнее среди задавленного налогами и повинностями населения. Наконец, Пётр I рассматривал старообрядцев как источник пополнения казны. Как правило, приверженцы старых порядков составляли наиболее зажиточную группу крестьян, среди них было много предпринимателей и купцов.

Эта особенность старообрядцев сохранилась до начала XX в. Таким образом, при Петре I относительно небольшой группе иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, в то время как старообрядцы превратились в самую гонимую группу населения. Из сочинения В. Ключевского «Курс русской истории» 1904—1922 гг. Эти толки, обращаясь на их виновника, и породили легенду о царе-антихристе. Мы встречаем её в Москве в одном следственном деле уже 1700 г.

В это время проходил вагон конки; городовой стал на площадку и поехал вслед за своими ненадежными знакомцами; они поравнялись с пьяным, потолкались с ним и пошли дальше; городовой подошел к нему и спросил, все ли у него цело; мастеровой хватился за карман и сказал, что пропал портсигар; городовой погнался за грабителями и задержал одного из них с поличным в руках. Портсигар был жестяной и стоил двенадцать копеек. За этот грабеж согласно разделу 3 статьи 1643 уложения установлено заключение в арестантские отделения на срок от четырех до пяти лет с лишением всех особых прав. Само собой разумеется, это дело попало на суд по недоразумению; на судебном следствии выяснилось, что ограбленный просил не составлять протокола о грабеже и отпустить и его, и виновника с миром; но в судебной палате состоялось определение о предании суду. Нетрудно представить себе незавидное положение прокурора между этими двенадцатью копейками и лишением всех особенных прав; но раз УЖ это неловкое дело попало ему в руки, что мешало ему затронуть очень интересную современную тему: городовой сделал свое дело? Мне пришлось прослушать речь одного из лучших ораторов нашей столичной прокуратуры по делу, очень благодарному для обвинителя. Парень, еще не достигший совершеннолетия, сошелся с молоденькой певицей ресторанного хора; через несколько месяцев он надоел ей, и она отказалась от любовных встреч с ним; он улучил минуту и одним ударом ножа заколол ее. Я с уверенностью приготовился выслушать сильную и красивую речь и был жестоко разочарован. Обвинитель говорил о преступности, ножевой расправе, о неприкосновенности человеческой жизни, о необходимости наказания, чтобы образумить или устрашить других. Какие безнадежно общие места! Он ни разу не встревожил во мне ни рассудка, ни сердца. Когда он кончил, я спросил себя: почему? И сейчас же нашел ответ: эту самую речь от слова до слова можно было бы сказать по поводу всякого другого убийства, совершенного не по корыстным побуждениям. Оратор, вероятно, не успевший ознакомиться с делом, не отметил ни одной черты характера убийцы и погибшей девушки, ни одной особенности в несложной цепи событий, приведших к трагическому исходу: вместо яркой картины получился геометрический чертеж, без света, тени и красок. Скажу с уверенностью, что эта речь не оказала никакого влияния на строгий ответ, вынесенный присяжными. Неужели не нашлось в этой драме ни одной характерной черты? Я просмотрел дело и в показании обвиняемого нашел признание, что девушка была невинна, когда он сблизился с нею. Это была драгоценная подробность. Этот бездельник начал с того, что соблазнил девушку, а кончил тем, что зарезал ее. Припомните слова Мефистофеля о Гретхен: «Она не первая... Отвратительное чудовище!.. Не первая! Человеческая душа не в силах постигнуть, что в пучину этих терзаний повергнуто более одного-единственного существа! Что первая своими смертельными страданиями не искупила вину всех прочих перед взором вечно прощающего! Я содрогаюсь до мозга костей при мысли о гибели этой одной; ты равнодушно усмехаешься над судьбою тысячей! Прочитайте поговорки. Придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец: Речь вести — не лапти плести. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки. Знай боле, а говори мене. Где много слов, там мало толку. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. Не все сказывай, что поминается. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Живое слово дороже мертвой буквы. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие — неправильные? До свидания. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал… 3. Я закончил. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! Если есть вопросы, я готов на них ответить. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях. Рассмотрите момент «предъявления выкладывания тезиса» «Товар, который я хочу приобрести, - мёртвые крепостные души» в диалогах Чичиков - Манилов, Чичиков - Коробочка, Чичиков - Ноздрёв, Чичиков - Собакевич, Чичиков - Плюшкин и определите, как меняет Чичиков способ подачи тезиса в зависимости от своих представлений о собеседниках, какие приёмы использовались для успешного «предъявления тезиса» в каждой ситуации. Чичиков - Манилов Вы спрашиваете, для каких причин? Причины вот какие: я хотел бы купить крестьян... Но позвольте спросить вас, - сказал Манилов, как желаете вы купить крестьян: с землёю или просто на вывод, то есть без земли? Нет, я не то чтобы совершенно крестьян, - сказал Чичиков, - я желаю иметь мёртвых... Я полагаю приобресть мёртвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии, как живые, - сказал Чичиков... Итак, я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить, или как вам заблагорассудится лучше? Нет, - подхватил Чичиков, - нет, я разумею предмет таков как есть, то есть те души, которые точно уже умерли. Чичиков - Коробочка А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево, а вот ты бы, отец мой, меня, верно, его купил. А вот мёду и не купил бы. Что ж другое? Разве пеньку? Да вить и пеньки у меня теперь маловато: полпуда всего. Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у вас умирали крестьяне? Ох, батюшка, осьмнадцать человек! Народ мёртвый, а плати как за живого... На всё воля Божья, матушка! Уступите-ка их мне, Настасья Петровна? Чичиков - Ноздрёв А что, брат, - говорил Ноздрёв, прижавши бока колоды пальцами и несколько погнувши её, так что треснула и отскочила бумажка. Но Чичиков прикинулся, как будто и не слышал, о чём речь, и сказал, как бы вдруг припомнив: А! Дай прежде слово, что исполнишь. Да какая просьба? Ну, да уж дай слово! Честное слово? Честное слово. Вот какая просьба: у тебя есть, чай, много умерших крестьян, которые ещё не вычеркнуты из ревизии? Ну есть, а что? Переведи их на меня, на моё имя. Чичиков - Собакевич «Чичиков начал как-то очень отдалённо, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются... И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма... Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими». Чичиков - Плюшкин «Чичиков постарался объяснить, что его соболезнование совсем не такого рода, как капитанское, и что он не пустыми словами, а делом готов доказать его и, не откладывая дела далее, без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями... Как же, с позволения вашего, чтобы не рассердить вас, вы за всякий год берётесь платить за них подать? Да мы вот как сделаем: мы совершим на них купчую крепость, как бы они были живые и как бы вы их мне продали... Услыша, что даже издержки по купчей он принимает на себя, Плюшкин заключил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а, верно, был в офицерах и волочился за актёрками». Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам. Отдыхать надо в России. Надо иметь дома собственную библиотеку. Подготовьте выступление на одну из интересующих вас тем, рассчитанное на 4-5 минут, после чего обсудите его с сокурсниками. Для анализа устного выступления используйте памятку, предложенную в упр. Остановимся сначала на отдельных основных чертах идеального цицеронского оратора, рассматривая их с точки зрения их возникновения. Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора — врожденные ли данные ingenium , или знание теории красноречия ars , а также упражнения exercitationes? Этот вопрос уже не впервые рассматривался в античной теории красноречия; с развитием ораторских школ его ставили и греческие теоретики, например Исократ, со школой которого был хорошо знаком Цицерон; но этот вопрос был весьма актуален и в условиях развития римского красноречия. В Риме с начала I в. Цицерон не отвергает необходимости традиционной риторической теории для образования оратора, он сам изложил ее в своей ранней Риторике De inventione ; он сам упражнялся в декламациях по-латыни, а чаще по-гречески Брут, 301 , позже он признает ее пользу для оратора Об ораторе, I, 23; II, 81, 85 и даже издаст два небольших сочинения «Ораторские деления» Partitiones oratoriae и «Топику». Однако, по мнению Цицерона, оратор должен прежде всего обладать природными способностями — умением свободно владеть речью linguae solutio , звучностью голоса vocis sonus , силой груди 1аtera , крепким телосложением vires , известной пропорциональностью в форме лица и тела conformatio et figura Об ораторе, I, 114. Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке diligentia в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться diligentia немножечко места остается для теории ars »,— говорит устами Антония Цицерон Об ораторе, II, 147—150. Цицерон называет «очень смешными» perridiculos всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию Об ораторе, III, 75. Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия» Об ораторе, I, 146. Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт usus ». Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи вступлении, рассказе и др. Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта non perite Об ораторе, II, 81. Так, например, теория требует во вступлении расположить к себе слушателей, сделать их благосклонными benevolos facere , поставить их в известность о деле doсеrе , возбудить их внимание attentos facere , но опыт показывает, что эти требования должны относиться не только ко вступлению в речи, но и к другим ее частям Об ораторе, II, 81 сл. Для вступления материал следует брать «из самой внутренности дела» ex ipsis visceribus causae Об ораторе, II, 318. То же относится и к «рассказу» в речи: правдоподобие, ясность и краткость должны быть качествами не только рассказа, но и других частей речи. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство — не пустое краснобайство. Уже в ранней риторике Цицерон писал, что мудрость в содержании prudentia без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы О риторическом изобретении, 1,1. В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека» I, 72. I, 20. Необходимость широкого образования для оратора как судебно-политического деятеля вызывалась историческими условиями еще во II в. Широко образованным оратором был предшественник Цицерона на ораторском поприще Лициний Красе. Он говорил по-гречески так, «что казалось, он не знает никакого другого языка»; и для него не было «ничего нового и неслыханного» Об ораторе, II, 2. Цицерон был учеником Красса и получил широкое образование, насыщенное греческой культурой. В сочинении «Брут» 308 он признается, что в молодости он «все дни и ночи проводил в углубленных занятиях всеми науками». Необходимость широкого разностороннего образования для оратора особенно ощущалась в напряженный период политической жизни Рима I в. Широкое образование противопоставлялось Цицероном пустой болтовне риторов и легковесных ораторов — этих «ремесленников, обладающих проворным и привычным языком» Об ораторе, I, 83 , которые «лают, а не говорят» Брут, 58. Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия. И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» 12 он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». Исходя из практических целей, римляне, как известно, в греческой философии осваивали главным образом этику. Такая философия особенно была нужна оратору для того, чтобы он мог «распознать человеческую природу и характеры» Об ораторе, I, 48. И сама речь должна отражать нравственные качества mores оратора, чтобы в мыслях, в способе выражения, во всем внешнем произнесении речи оратор казался человеком честным, нравственным, «благонамеренным» — цицероновским vir bonus. В 50-е годы I в. Цицерон — идеолог оптиматов и сената — не мог понять глубоких социально-экономических причин, приводивших к гибели римскую республику, не мог понять, что традиционная римская мораль, составлявшая основное качество «благонамеренного мужа» vir bonus , стала приходить в упадок. Причиной кризиса республики Цицерон считал падение нравственности. Поэтому в своем «совершенном ораторе» Цицерон хочет возродить идеал viri boni благонамеренного гражданина , как члена «согласия всех благонамеренных» consensus bonorum omnium , которое Цицерон как оптимат провозглашал основой государства. Оратор должен говорить о благородном и постыдном, о полезном и бесполезном, о доблести и справедливости, о сдержанности, о мудрости, о величии духа, о щедрости, о благочестии, о дружбе, о верности, о долге и прочих добродетелях Об ораторе, II, 67. Таким образом, красноречие, по мнению Цицерона; должно оказывать воспитательное воздействие, при этом в духе старинной римской virtus добродетели. Такое воспитательное значение красноречия отвечало общим эстетическим взглядам Цицерона; он был против тенденции «новых поэтов», неотериков, к «искусству для искусства»; с точки зрения консервативной идеологии оптиматов Цицерон признавал воспитательное значение литературы, отвечающей духу старинных римских добродетелей. Однако, восставая против школы пустых декламаторов и ораторов-болтунов, требуя прежде всего разнообразного содержания речи, Цицерон настаивает и на соответствующем ему словесном выражении. Он резко высказывается против тех, которые от мыслей отделяют слова, «как тело от души»; он хочет показать, что ни словесного украшения нельзя найти без мыслей, ни какую-либо блестящую мысль без освещения ее словами Об ораторе, III, 24. Лишь насыщенное содержание родит изящество словесного выражения. Изящество достигается в том случае, если оратор говорит литературным латинским языком присущим городу Риму urbanitas. Тот будет красноречив, кто сможет словесное выражение речи приспособить к любому содержанию. Установив такой принцип, оратор, о чем бы ни говорил, будет говорить так, что речь, насыщенную содержанием, он не будет выражать сухо, возвышенное содержание — сниженным стилем и, наборот, все словесное выражение речи будет вполне отвечать ее содержанию Оратор, 123. Поэтому оратор не должен подражать римским аттицистам, которые берут за образец греческого оратора Лисия с его простотой словесного выражения; он должен подражать истинному аттическому оратору Демосфену, словесный стиль речи которого варьировался в зависимости от содержания. В этом соблюдении соответствия словесной формы и содержания оратор проявляет decor подобающее, приличное , что роднит его с поэтом. Вариацией словесного выражения в зависимости от содержания вместе с другими средствами и приемами речи оратор, в отличие от поэта, должен «потрясти» слушателей permovere. Это является обязательной и только ему присущей задачей О лучшем роде ораторов, 3; Брут, 322. Если оратор сумеет потрясти народ, то он и есть «совершенный оратор»; суждение специалистов об ораторе должно совпадать с суждением народа Брут, 185—192. Такова связь рассмотренных нами основных черт образа оратора у Цицерона с конкретными условиями жизни Рима в середине I в.

Закон эмоциональности речи реализуется в риторике с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из этих средств занимает, пожалуй, метафора. Тот же Стефан Яворский, например, писал: «в ярости глас подобает бытии яр, в печали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый»; «Да изменится лице по различию слова, и да будет лице овогда ласково, овогда печально, овогда весело». Четвёртый закон риторики — закон удовольствия Четвёртый закон риторики закон удовольствия - гласит, что эффективная коммуникация возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это на значит, что адресата нужно непрерывно смешить, развлекать. Приятно слушать речь, если слушать её легко.

Смешно пошутит Напишет текст за вас. Она справится с письмом и объявлением, сочинит поздравление, стих или план статьи. Выделит главное. Нейросеть может прочитать за вас длинный текст и обработать его, как вам нужно. Например, пересказать в нескольких предложениях, изложить основные мысли в виде тезисов, найти примеры или факты. Ответит на вопросы. Нейросеть объяснит термин, разъяснит понятие, поможет разобраться в незнакомой области. Предложит идею. Если затеваете новое дело или берётесь за необычный проект, нейросеть может погенерировать идеи.

Яворский Стефан

Но когда выяснилось, что консерватор Стефан Яворский является противником петровских нововведений, то царь реформировал патриаршество в Синод и назначил президентом синода С. Яворского (1721). Последняя песня норм была, но Никита не очень конфетку из нее сделал, а Азамат честно все сказал как есть. Запишите термин, о котором идёт речь. Название введённого в Российской империи для еврейского населения ограничения, выражавшегося в запрете селиться вне основной территории проживания, запрете выезжать в центральные районы страны. ЯВОРСКИЙ Василий Иванович (1875/76-1974), российский геолог и палеонтолог, Герой Социалистического Труда (1971). Труды по геологии угольных месторождений (главным образом Кузбасса) и палеонтологии строматопороидей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий