На кого распространялось когнатское родство

В когнатском родстве различались линии и степени. Линии были прямые (связывающие лиц, происходящих друг от друга, напр. отец – сын) и боковые (лица, имеющие общего предка, напр. брат – сестра). Когнатское родство: новая форма родства. Суть когнатского родства заключается в том, что родственные связи определяются не только отцом и его потомками, как это было в агнатском родстве, но и через оба родителя. Особенности когнатского родства в современном обществе. Когнатское родство, или семейный клан, представляет собой систему родственных связей, основанную на отношениях между людьми, происходящими от общего предка по мужской линии. Особенности когнатского родства в современном обществе. Когнатское родство, или семейный клан, представляет собой систему родственных связей, основанную на отношениях между людьми, происходящими от общего предка по мужской линии.

Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек — 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по прямой линии независимо от степени родства; между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Не допускался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением , причем само преступление считалось обоюдным. Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов.

Брак прекращался также по воле супругов посредством развода devortium или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни repudium. Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однако в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения зтой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов. Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине, например, неспособность к половой жизни или желание уйти в монастырь. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же считался расторгнутым. Отцовская власть Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки patria potestas по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права personae alieni iiiris. Подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства. В области публичного права по достижении 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской.

Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям. Основанием для возникновения отцовской власти patria potestas было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано иное. Узаконение являлось признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например, детей конкубины. Узаконение могло быть проведено путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка, путем получения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената курии , а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью persona sui iuris , то это называлось arrogatio; если же усыновление проводилось в отношений лица, находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio. В результате аррогации самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти одного домовладыки и установление власти усыновителя.

При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия: усыновлять мог только мужчина, женщина — лишь в исключительных случаях: усыновитель не должен быть подвластным, т. В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого. В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, а adoptio — путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Основаниями для прекращения отцовской власти были: смерть домовладыки или подвластного; утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки прав отцовской власти; приобретение подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эмансипацией emancipatio подвластного, то есть освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом persona sui iuris , а отец утрачивал над ним patria poteslas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества. В праве Юстиниана эмансипаиия совершалась: получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда ; заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда; фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени. В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т.

Правовое положение детей Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей , будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста продать в рабство или лишить жизни.

Это позволяло укреплять связи между родственниками и создавать расширенные семьи, которые обеспечивали поддержку и защиту друг друга. Кроме того, когнатское родство смягчало строгое патриархальное право и предоставляло женщинам больше прав и возможностей. Изменение формы родства с агнатского на когнатское является важным этапом в развитии человеческого общества. Оно позволило укрепить социальные и эмоциональные связи между людьми, создать гармоничные и устойчивые сообщества, где каждый член семьи и рода имеет свое место и роль. Причины смены: социокультурные и экономические факторы Смена агнатского родства на когнатское произошла под воздействием различных причин, включая социокультурные и экономические факторы. Одной из социокультурных причин является изменение системы ценностей, связанных с понятием родства. В традиционных обществах агнатское родство давало особый статус и власть мужчинам, которые были членами патриархальной линии и контролировали наследственные имущество.

Однако со временем роль женщин в обществе начала меняться, и изменение ценностей привело к изменению системы родства. Также экономические факторы сыграли важную роль в смене агнатского родства на когнатское. В развивающихся экономиках сельского хозяйства, где земля и ресурсы играют важную роль, передача наследства через мужские линии затруднена из-за возвышающихся затрат на содержание большой семьи. Кроме того, с появлением городов и развитием промышленности, формирование более мобильных и независимых семейных структур стало предпочтительным. В результате, смена агнатского родства на когнатское привела к изменению семейных и общественных динамик. Это влияет на структуру родословной и наследование имущества, а также на роль женщин и мужчин в обществе. Изучение этих причин и последствий помогает нам лучше понять изменения в семейной и общественной жизни. Влияние когнатского родства на семейные структуры Введение когнатского родства вместо агнатского имело значительное влияние на семейные структуры.

Когнатское родство предполагает учет не только мужской линии наследования, но и связей через женскую линию.

В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид. Любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат.

При Юстиниане вышеупомянутые понятия были устранены, когнатами стали считаться любых родственников, как по мужской, так и по женской линиям. На что же влияло родство? Право наследования зависело от агнатического родства, в зависимости от того, находилось ли лицо под властью pater familias, оно могло или не могло быть наследником.

Например, дочь, вышедшая замуж и оказавшаяся под властью другого домовладыки, не имела права наследовать за своим прошлым отцом семейства. Свойство Особую роль в римском праве занимает свойство, про которым понимается отношение к родственникам мужа или жены.

Особой формой брака являлся брак между перегринами, так как римское право такие браки не регламентировало. Эти браки регулировались правом перегринов. Способы заключения брака.

Римское право предусматривало следующие способы заключения брака: 1 заключение брака путем совершения религиозного обряда, церемоний и произнесения определенных слов предполагают, что эта форма использовалась лишь патрициями, проходила в присутствии жреца и сопровождалась принесением в жертву хлеба ; 2 покупка жены в форме манципации, которую производил домовладыка со временем эта форма приобретала лишь символическое значение ; 3 осуществление над женщиной власти в течение одного года срок давности. В отношении последнего способа Институции Гая закрепляли, что женщина, не желавшая, чтобы муж получал над ней власть, ежегодно должна была проводить три ночи вне дома мужа и тем самым прерывать давность. Во второй период республики для заключения брака достаточно было выражения согласия вступающих в брак и отведения невесты в дом жениха. Для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальностей. Прекращение брака.

Брак прекращался в результате: а смерти одного из супругов; б лишение одного из супругов свободы или гражданства; в развода. В древнейший период развод допускался лишь по инициативе мужа. Жена, как подвластное лицо, не могла требовать развода.

Римское право. Ч. 1

Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. 70. Родство. В римском праве существовало два вида родства: агнатское и когнатское. это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка.

Эволюция родственных связей: от агнатского к когнатскому

По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (cognatio) — кровное родство, основанное на общности. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. БРАК. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Агнатское родство в римском праве подразумевало главенство отца семейства, наследование имущества по мужской линии.

Таблица. Сравнительные характеристики Агнатское родство

кровное родство, основанное на общности происхождения, в конце концов полностью вытеснившее агнатское. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки. Агнатское родство и когнатское родство — это два разных подхода к определению родственных связей между людьми. Таким образом, familia по агнатсокому родству состоит из всех лиц, а также неодушевленных предметов в отношении которых распространяется власть домовладыки. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая. В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей – агнатское и когнатское родство.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболееважных направлений в современной романистике. Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения из Марциана, Папиниана и Модестина даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов. Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана председатель и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году одновременно с публикацией Дигест получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического позднеримского, византийского права.

Многие устаревшие правовые институты были из них исключены например вышедшие из употребления формы брака,легисакционный и формулярный процесс и т. С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств добавлены квазиделикты. Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоятиз 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала особенно в последней книге имеет некоторые отличия. В первой книге «лица» даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга «вещи» посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения.

Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к правам на вещи, наследственному и обязательственному праву, а именно, наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав разные виды исков и интердиктов. В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т. Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву. Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов.

Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее в средниевека сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги. Таким образом, появившееся к 534 г. В XII в.

Оно состоит из четырёх частей:1. Institutiones 4 книги.

Далее разбираются вопросы защиты прав разные виды исков и интердиктов. В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.

Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву. Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера.

Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее в средниевека сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги. Таким образом, появившееся к 534 г. В XII в.

Оно состоит из четырёх частей:1. Institutiones 4 книги. Digesta Pandectae 7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагмента. Codex 12 книг, представляющих свод императорских указов от Адриана до Юстиниана.

Novellae 168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса. Рецепция римского права: понятие, причины, этапы. В переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права — это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства.

Изначально, после падения римской империи в 476 г. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

Причиной рецепции римского права в Европе в XII в. Применение косных и дробных феодальных кутюмов обычно-правовых норм являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений.

Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы. Вообще под пандектами лат.

Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права.

Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права.

Наталия Холоденко Откуда я родом форма ног расскажет о далеких предках и качествах, которыми вы обладаете 31 Конституция и органы власти Следственные действия УПК - Что нужно знать? Типы наследования: доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом Макроэволюция и ее доказательства - Биология ЦТ, ЕГЭ Отпуск по беременности и родам — право женщины или обязанность?

Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим. Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем. Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования. Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима. Итак, приступим к подведению итогов. Конечно, постепенное замещение агнатического родства когнатическим привело сначала к частичной потере власти домовладыкой, затем - к полному её исчезновению, однако данная смена привела к дальнейшему развитию норм семейного права в Древнем Риме, а еще позже - к появлению семейного права в том виде, в котором оно используется в большинстве современных государств. Список использованной литературы. Новицкий И. Римское частное право. Римское право. Черниловский З. Элементарный курс. Похожие работы на - Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий