Хоровые концерты бортнянского

Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Читать бесплатно книгу Хоровые концерты (Бортнянский Д. С.) и другие произведения в разделе Каталог. Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора. Искусствоведение» Хоровые концерты Д.С. Бортнянского.

бортнянский хорой концерт (найдено 93 песни)

Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы , наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. Бортянский Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью , а другой важный культурный центр — Венецию , которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи , которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью к падре Мартини , в Рим и в Неаполь. Бортнянский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Итальянский период был длительным порядка десяти лет и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы , песни , кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского [2] , посвященный событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1953 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры. По реестру их было немало: «опер италианских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов — 61».

Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были. Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками: Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки.

Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям.

Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии хранятся в Публичной библиотеке. Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, но безрезультатно. О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине.

Духовный гимн « Коль славен наш Господь в Сионе » написан композитором на слова поэта М.

Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Д. С. Бортнянский. "35 концертов для смешанного хора без сопровождения". listen online

Григорьева, Г. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века Г. Гуляницкая, П. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века П. Гуревич, В.

Типическое и особенное в гармоническом языке произведений Д. Бортнянского В. Гуревич Бортнянский и его время. К 250летию со дня рождения Д.

Гусейнова, З. Теоретические проблемы знаменного роспева в «Азбуке» Александра Мезенца З. Гусейнова Музыкальная культура православного мира : Традиции. Практика: материалы науч.

Гнесиных, 1994. Гусейнова Ритм и форма: сб. Дабаева, И. Рубежи веков в истории русской духовной музыки И.

Дабаева Искусство на рубежах веков: материалы междунар. Русский духовный концерт в историческом контексте И. Дабаева Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е.

Назайкинского: сб. М МГК, 2001. Дилецкий, П. Идея грамматики мусикийской П.

Дилецкий Памятники русского музыкального искусства. М: Музыка, 1979. Дмитревская, К. Анализ хоровых произведений: учеб.

Россия, 1965. Добролюбов, Н. Замечания о слоге и мерности народного стиха П. Добролюбов Русская фольклористика: хрестоматия.

Доброхотов, Б. Бортнянский Б. Древнерусская литература. Друскин, М.

Пассионы и мессы Баха М. Иоганн Себастьян Бах М. Дубравская, Т. Итальянский мадригал XVI века Т.

Дубравская Вопросы музыкальной формы: сб. Мадригал жанр и форма Т. Дубравская Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. Принципы формообразования в полифонической музыке XVI века Т.

Дубравская Методы изучения старинной музыки: сб. Дьячкова, Л. Гармония Бортнянского Л. Дьячкова Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: сб.

Вып I. Евдокимова, Ю. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху Ю. Евдокимова Вопросы музыкальной формы: сб.

Полифонические традиции в раннесонатной форме Ю. Евдокимова Вопросы музыковедения: сб. Вечная жизнь мелосного многоголосия Ю. Евдокимова Муз.

Жабинский, К. Бортнянского на примере концерта 2 «Торжествуйте днесь» К. Зенкин Музыка в пространстве культуры: избр. Живов, В.

Живов Разыскания в области истории русской культуры Язык. Культура : сб. Жигачева, Л. О проявлении сонатности в хоровой музыке на примере русской классической оперы : автореф.

Харьков: ХИИ, 1982. Жирмунский, В. Поэтика русской поэзии В. Задерацкий, В.

Музыкальная форма: учебник для специализ. Захарьина, Н. Музыкальное время в песнопениях в честь успения Богородицы Н. Захарьина Музыкальная культура православного мира: Традиции.

Земцовский, И. О композиции русских «квинтовых» лирических песен И. Земцовский Вопросы теории и эстетики музыки: сб. Русская протяжная песня И.

Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке И. Иванов, В. Хоровое творчество Д. Бортнянского: автореф.

Киев: ИИФиЭ, 1973. Дмитро Бортнянський В. КиГв: Муз. Украша, 1980.

Ивченко, Л. Взаимодействие устной и письменной традиций в жанре канта Л. Ивченко Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. Киев: Музична Украша, 1988.

Игнатенко, Е. Чайковського: Стиль музичноТ творчост1: естетика, теор1я, виконавство. К 2004. Ильин, В.

Очерки истории русской хоровой культуры. История полифонии: в 7 вып. М Музыка, 1996. История русской музыки в нотных образцах ред.

История русской музыки. Левашева, Ю. Келдыш, А. История русской музыки: в 10 т.

Келдыш, О. Е Левашева. Доброхотов [и др. История русской музыки: учебник.

Владышевская, О. Левашева, А. Казанцева, М. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий к постановке проблемы М.

Казанцева Музыкальная культура православного мира: Традиции. Калужникова, Т. Проявление попевочного принципа мышления в звуковысотной организации партесных произведений Т. Калужникова Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: сб.

Катуар, Г. Музыкальная форма: в 2 ч. Катунян, М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко М.

Катунян Музыка: науч. Катунян Sator tenet opera rota: Ю. Холопов и его научная школа к 70-летию со дня рождения : сб. Кац, Б,А.

Стань музыкою, слово! Кац, Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. К соотношению музыки и текста в концерте М.

Березовского «Не отвержи мене» Б. Кац Musicae ars et scientia: Паук. Келдыш, Ю. Келдыш Сов.

Очерки и исследования по истории русской музыки Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века Ю. Келдыш Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. С 174-199.

Келдыш История и современность: сб. Кикнадзе, Л. Особенности стиля барокко в русской музыке Л. Кириллина, Л.

Бетховен и теория музыки его времени Л. Кириллина Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: сб. Климовицкий, А.

Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти А. Климовицкий Вопросы музыкальной формы: сб. М Музыка, 1966.

Ковалевская, Е. История русского литературного языка: учеб. Коловский, О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке О.

Коловский Хоровое искусство: сб. Конотоп, А. Культурный контекст А. Коротких, Д.

Коротких Муз. Костюковец, Л. Кантовая культура в Белоруссии: Массовые кантыгимны, лирические канты-псальмы Л. Минск: Высш.

Кошмина, И. Русская духовная музыка: учеб. Жанры И. Кручинина, А.

Композиция музыкально-поэтического текста в древнерусском чинопоследовании А. Кручинина Музыкальная культура православного мира: Традиции. Кудрявцев, А. Восточнославянский кант: вопросы типологизации и генезиса А.

Казань: КГК, 2003. Кулаковский, Л. Строение куплетной песни: Па материале народной и массовой песни Л. О русском народном многоголосии Л.

Песня, ее язык, структура, судьбы на материале русской и украинской народной, советской массовой песни Л. Кушнарев, Х. О полифонии: сб. Тюлина, И.

Кюрегян, Т. Песни средневековой Европы Т. Кюрегян, Ю. М Композитор, 2007.

Лаврентьева, И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке И. Лаврентьева Вопросы музыкальной формы: сб. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений И.

Лаул, Р. Модулирующие формы: лекция по курсу «Анализ музыкальных форм» Р. Лебедева, О. Лебедева-Емелина, А.

Лебедева-Емелина Муз. Ливанова, Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Ливанова Из истории музыки и музыкознания за рубежом.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. Лихачев, Д. Семнадцатый век в русской литературе Д.

Лихачев XVII век в мировом литературном развитии: сб. Ноэтика древнерусской литературы Д. Лобанов, М. Новые значения старого термина М.

Лобанов Сов. Лобанова, О. Об отражении интонационной структуры стиха в вокальном произведении: автореф.

Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий — 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговский полк. По словам польского приходского священника Мирослава Цидыво, отец Бортнянского носил имя «Штефан Шкурат», происходил из села Бортне и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» образованную от названия родной деревни. Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.

Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа. Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству. Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи — композицией. По его рекомендации в 1768 г. Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А.

Скарлатти, Г. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий». В 1779 году музыкальный руководитель при императорском дворе Иван Елагин направил Бортнянскому приглашение вернуться в Россию. По возвращении Бортнянский получил должность капельмейстера Придворной капеллы и здесь начался переломный момент в творческой биографии композитора - он посвящает себя отечественной музыке. Наибольших успехов Бортнянский достиг в жанре хоровых духовных концертов, объединив в них европейские техники музыкальных сочинений с православными традициями. В 1785 году Бортнянский получил приглашение на должность капельмейстера "малого двора" Павла I. Не оставляя своих основных обязанностей, Бортнянский согласился. Основная работа при дворе Павла I находилась для Бортнянского в летнее время.

В честь Павла I Бортнянский в 1786 году создал оперу "Празднество сеньора", Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку — клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов». В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах.

За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. Концерт ре мажор для чембало в переложении для бандуры и струнных. В своем творчестве, начиная с 90-х гг. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности — к классицизму». В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью.

Впервые было заявлено во всеуслышание, что человек рожден для свободы и счастья, права эти являются неотъемлемыми и принадлежат ему независимо от происхождения. В отличие от барокко, культура классицизма - культура светская. Священное писание, его дух и образы уже не волнуют художников, центр Вселенной твердо перемещается с небес на землю. XVIII век узаконил желание человека быть свободным. Высокие идейные стремления, исключительная чистота помыслов и стойкость духа отличали творчество многих художников, писателей, композиторов эпохи классицизма. Характеристику эпохи Просвещения в хоровой и вокальной музыке рассказывает преподаватель музыкальной литературы. Вослед моей мечте я простираю руки, - Пусть льется песня вновь серебряным дождем: О гений музыки! Расет тоски волна! Пошли созвучий мне живое сочетанье: Еще, еще молю! Как шумный водопад, Пошли мне звонких струй блистательный каскад! Они облекают свои мысли в форму привлекательную и изящную, в оценке человеческих страстей им присуща мудрая относительность, и жизнь им представляется Игрой, где каждый ведет свою роль, то блистательно и со вкусом, то нелепо и неуклюже. Если мы обратимся к творчеству Моцарта, то увидим, что артистический дар просвечивает во всех созданиях его. Красота моцартовского стиля - красота многообразия, настоящее пиршество музыкальных идей и деталей. Вокальный стиль Моцарта - лучшее свидетельство того обостренного интереса, который питала эпоха классицизма к человеку и его земным чувствам.

Творчество Бортнянского связано с традициями народной песенности, с принципами партесного стиля и кантовой лирики. Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в ее возвышенной простоте и сердечности. Каждому слушателю кажется, что он мог бы петь вместе с хором. Большая часть хоровых сочинений написана для четырехголосного состава. У Бортнянского текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Бортнянский подбирал текст, исходя из традиционных принципов построения музыкального цикла, контраст соседних частей по характеру, ладу, тональности, и по метру. Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов - самые яркие по интонационной выразительности. У Бортнянского было несколько концертов, одинаковых по названию, но разных по музыке, так как текст псалмов многократно употреблялся в русском хоровом концерте. К ранним относятся те, которые охватывают первую часть или половину 4-х-голосных концертов и все двухорные. Остальные относятся к поздним. Ранние партесные концерты вбирают в себя различные жанры плач, лирическую песню , отличаются торжественно-панегирическим обликом. Музыкально-тематические истоки ранних концертов восходят к таким массовым жанрам как кант, марш, танец. Кантовость насквозь пронизывает хоровой стиль Бортнянского: начиная от фактурно-интонациональных черт и кончая тематизмом. Типична для тематизма ранних концертов маршевость и танцевальность, особенно часто марш слышится в финальных частях цикла. Также у Бортнянского встречаются в одной теме черты танцевальности и маршевости. В поздних концертах виватно-панегирические образы уступают место лирическим, сосредоточенным; танцевальные - задушевному песенному фольклору. В них меньше фанфарности, тематизм становится выразительнее, более развиты сольно - ансамблевые эпизоды, среди которых появляются минорные. Именно в поздних концертах слышны интонации характерные для украинской лирической песни. Черты русской песенности свойственны мелодике Бортнянского. В основном все поздние концерты начинаются с медленных частей или вступлений, исполняемых солистами. Быстрые части в этих концертах служат для контраста. Наряду с торжественными, праздничными или величаво-эпическими у Бортнянского встречаются и глубоко лирические концерты, проникнутые сосредоточенными размышлениями о жизни и смерти. В них преобладают медленные темпы, минорный лад, экспрессивная напевная мелодика. Основная тема его I части, акцентируемая III, а затем VI ступень минорного лада, проводится поочередно парами солирующих голосов. Заключительная часть написана в форме фуги, тема которой интонационно родственна начальной теме концерта. В I-м проведении тема излагается 2-х-голосно, с сопровождающим ее подголоском. Этот прием часто встречается у Бортнянского, подчеркивая гармоническую основу его полифонии. Насыщенность хоровой фактуры полифоническими элементами составляют одну из черт наиболее зрелых и значительных по содержанию концертов Бортнянского. Двухорные концерты Бортнянского по своей структуре аналогичны однохорным, но их строй более однообразен, преобладает величественный торжественный тон и реже встречаются моменты углубленной лирики. Яркого эффекта он добивается с помощью приемов антифонного изложения. Поочередно вступающие хоры сливаются в единое мощное звучание.. Бортнянский создает разнообразные контрасты между группами голосов, выделяемых из отдельных голосов. Таким образом, достигается многотембровость хорового звучания и постоянная смена нюансов. К концертам торжественно-панегирического характера следует отнести и «Хвалебные» «Тебе Бога хвалим». В структурном отношении все «Хвалебные» одинаковы и состоят из трех частей с быстрыми и умеренно быстрыми крайними разделами, и медленной серединой. В концертах Бортнянского проявились важнейшие особенности хорового стиля, к ним относится тематизм, его структура. В нем преобладает плавное мелодическое движение, поступенность, неторопливое опевание опорных тонов лада. Его темам свойственна свобода и непринужденность изложения, не сковываемая текстом. Структура темы определяется не текстом, а закономерностями музыкального развития. Тематизм концертов обладает различной степенью завершенности. Наряду с гармоническим, ведущую роль в формообразовании играет тембровое развитие. Тембровые диалоги во многих случаях становятся основой формы, особенно в медленных частях. Именно здесь можно обратить внимание на роль сольно-ансамблевых эпизодов в формообразовании концертов. В ансамблевых эпизодах разделах, частях обращает на себя внимание тембровая щедрость фактуры. Большинство ансамблей это - трио, как и в партесных концертах.

Д. Бортнянский "Слава в вышних Богу" (Концерт №6) | D. Bortniansky "Gloria". Хоровой концерт.

Бортнянский (концерт №28). это широта и распевность мелодий украинской песни. Концерт №1: «Воспойте Господеви песнь нову» Концерт №2: «Торжествуйте днесь вси. Гармония в концертах Д. Бортнянского Здесь соблюдены все три аспекта. Бортнянский создаёт большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку – клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские.

Бортнянский, Дмитрий Степанович

Кульминация хорового творчества Бортнянского приходится на те годы XVIII века, которые условно можно назвать как третий этап в истории классического хорового концерта. Концерт №2: «Торжествуйте днесь вси, любящии Сиона». Постер альбома Рахманинов: Произведения для хора a cappella. Концерт №2: «Торжествуйте днесь вси, любящии Сиона». Читать бесплатно книгу Хоровые концерты (Бортнянский Д. С.) и другие произведения в разделе Каталог.

Хоровые концерты Д.С. Бортнянского : : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. В изучении хоровых концертов Д. Бортнянского мы опираемся на исследования русской музыки XVII-XVIII вв. концерт бортнянского скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Слушайте все песни с альбома Бортнянский: Концерты для хора Nos. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Хоровой Концерт Бортнянского

Композитору пригодились и мотивы итальянской оперы "Алкид", поставленной прежде в Модене. Декорации, как и музыка, имели успех. По совету автора "воспользоваться видом Шале" - в них воспроизводился один из уголков Павловского парка. На первый взгляд, легкая опера-буффа сродни появившейся спустя полвека оперетке, обрамленная изящной мелодичной оправой, придававшей ей аромат изысканного, но дорогого антиквариата. Постановка показала виртуозное мастерство русского маэстро, выписавшего отдельные арии и балетные вставки утонченно, скрупулезно и профессионально. Теплота музыки, ее непринужденность, раскованность и даже игривость были легки для восприятия, обладали естественной эмоциональной выразительностью, а законченность формы сделала "Сокола" произведением поистине хрестоматийным. Из Гатчинского театра опера перешла на сцену Павловского. А оттуда - на подмостки многих усадебных театров того времени. Ровно через год после "Сокола" в стенах увенчанного на крыше голубкой Павловского театра прозвучала новая и последняя из "французских" опер Бортнянского - "Сын-соперник, или Новая Стратоника". Это была, может быть, единственная в своем роде опера-сериа, написанная русским композитором, где одновременно заметны и многие элементы оперы-буффа.

Оперы были далеко не единственным приложением сил и дарования Бортнянского. Вернувшись в Россию, он принялся с большой охотой и немалой энергией за создание хоровых концертов. Хоровой концерт был привычным жанром для последней четверти екатерининского века. Исполнялся он в первую очередь в кульминационные, главные моменты церковных служб. Но мог петься и на большом придворном торжестве, во время важной церемонии. Бортнянский искал и находил синтез основных хоровых форм, основанных на передовых достижениях европейской и российской культуры. То была совершенно новая ступень в русской хоровой музыке. Сделано же им было немало. Более 50 духовных хоровых концертов говорят сами за себя.

Писались они на протяжении трех десятилетий. Почти в каждой строке его концертов узнаются и поныне мелодии народных песен. Тут и известная "Вдоль по улице метелица метет", и легендарная в будущем "Камаринская", и многие другие. Результат такого синтеза был поразителен. Самые сведущие и изысканные знатоки европейской музыки, приезжие композиторы бывали потрясены услышанными хорами Бортнянского. Берлиоз писал: "Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и - что совершенно удивительно - необычайно свободным расположением голосов". В глубинной же России и не ведали, что "простое пение", присланное из столицы в качестве образца для исполнения, написано придворным композитором Дмитрием Бортнянским Обаяние хоровой музыки Бортнянского - в ее возвышенной простоте и сердечности. Однако, чем строже исполняется эта музыка, тем рельефнее выявляются ее детали и тем более она выигрывает. Строгостью исполнения отличался хор Капеллы, к чему немало располагал его состав, в котором верхние голоса пелись мальчиками.

Серебристый и звонкий тембр дискантов сливался с глубокими, бархатистыми басами и мягкими тенорами и альтами. К этому прибавлялась богатая динамика с плавными и свободными мазками от тончайшего пианиссимо которым до сих пор славится исполнительская традиция Капеллы до форте любой мощности. Уже само звучание такого «инструмента» пленяло современников, производило неизгладимое впечатление. Об Этом свидетельствует фрагмент из мемуаров И. Они учились в России у Бортнянского и у превосходных мастеров в чужих землях. Дисканты еще слабы, недавно набраны и требуют навыков, а прочие голоса образованы с наилучшим искусством. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка! Какое выражение в лице каждого из них!

Всякий не только ноту берет и не голос возвышает: он в это время чувствует, восхищается, восторг одушевляет все его черты». А исполнение музыки Бортнянского под управлением автора представляло собой высочайшее художественное явление, неоднократно воспетое в стихах. Имя «Орфей реки Невы» Бортнянский получил еще в молодые свои годы. Если представить себе хор Бортнянского в первозданных звуковых красках, то можно легко поверить Г. Берлиозу, который, прослушав много лет спустя после смерти Бортнянского в 1847 г. Однажды, когда ее императорское высочество великая княгиня Лейхтенбергская оказала мне честь, пригласив прослушать в Санкт-Петербургской дворцовой церкви обедню, исполнявшуюся для меня, я имел возможность судить о той изумительной уверенности, с какою эти предоставленные самим себе певчие модулировали из одной тональности в другую; переходили от медленных темпов к быстрым; неукоснительно соблюдали ансамбль даже при исполнении ритмически свободных речитативов и псалмодии. Восемьдесят певчих, облаченных в нарядные костюмы, располагались по обе стороны алтаря двумя равными по составу хорами, лицом друг к другу. Задние ряды занимали басы, перед ними находились тенора, а впереди теноров дети - альты и сопрано. Все они стояли неподвижно с опущенными глазами, ожидая в полной тишине момента, когда им надлежит начать.

По совершенно незаметному для присутствующих знаку, без сомнения, поданному кем-то из запевал, но без указания тона и темпа, они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце и прервать спершееся дыхание в груди. А вслед за тем все замирало в беспредельно-воздушном небесном decrescendo; казалось, это хор ангелов, возносящихся от земли к небесам и исчезающих постепенно в воздушных эмпиреях. К счастью, великая княгиня не расспрашивала меня в этот день ни о чем, так как иначе я, по всей вероятности, показался бы ей смешным, находясь в том состоянии, в которое я впал к концу богослужения... По отзывам современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и снисходительный к людям. В этот период он написал большую часть своих хоровых сочинений. Композитору приходилось не только сочинять, но и заниматься постоянной исполнительской практикой, что было полезно, поскольку написанное им тут же и распевалось. Он работал с хором Капеллы, руководил хором воспитанниц Смольного института. Хоровое творчество Бортнянского было выдающимся и самобытнейшим явлением русской музыкальной культуры конца XVIII века, не имевшим аналога в западноевропейском искусстве.

Анализ стилистических особенностей его произведений помогает не только раскрыть причины их жизненности, но в некоторой степени шире раскрыть картину музыкальной жизни того времени. Большая часть хоровых сочинений Бортнянского написана для обычного четырехголосного состава. В связи с особо торжественными случаями сочинялись двухорные произведения. Двухорное пение подразумевает не только определенный исполнительский состав, но и своеобразный принцип музыкальной композиции: хоры попеременно то перекликаются так называемое антифонное сопоставление , то объединяются Несмотря на такую взаимозависимость музыкальной формы и состава, изредка практиковались две редакции четырехголосная и двухорная одного и того же сочинения. Здесь, впрочем, есть особое обстоятельство. Двухорный состав содержит восемь голосов. Восьмиголосие, так же как шести- или пятиголосие, означало усиленное, обогащенное четырехголосие. Двухорность же всегда предполагает свой, антифонный принцип композиции. Есть у Бортнянского и трехголосные литургические сочинения, жанр и состав которых также традиционен.

Наряду с одночастными произведениями Бортнянский писал и многочастные хоровые композиции - концерты. Хоровой концерт - жанр барочный, предполагавшый патетику, контрастность, многозвенность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. В творчестве Бортнянского этот иделал сменяется стилем, сочетающим строгую грасоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики. Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хорового наследия стали именно концерты. Масштабные и эффектные, они первыми вошли в концертно-исполнительскую практику, затмив более скромные, одночастные литургические хоры. Те и другие, принадлежа перу одного автора, имеют, конечно, много общего и в образном содержании, и в стиле хорового письма. Есть, однако, и различия, которые представляют особый интерес. Уступая концертам в многообразии и яркости красок и контрастов, одночастные хоры нередко превосходят их в тонкости лирических образов, отточенности тематизма, изысканности фактуры и изяществе формы. Многочастные концерты характеризуются контрастом частей по темпу, метру четному-нечетному , фактуре аккордовой-полифонической , тональнымсоотношением обычным доминантовым или медиантовым.

Все эти черты в сочетании с типичным для гомофонно-гармонического мышления интонационным строем нередко подсказывают исследователям мысль о сходстве концертного цикла Бортнянского сонатно-симфоническим. Двухорные концерты сочетают черты формообразования четырехголосных концертов и одночастных двухорных сочинений, которые будут рассмотрены ниже. С концертами их роднит тематическая разомкнутость и текучесть, а с одночастными хорами - принцип антифонности. Несмотря на то, что большая часть музыкального материала излагается дважды, поочередно в обоих хорах типичный прием антифонного диалога в двухорной музыке , по общей протяженности двухорные концерты не превышают больших однохорных. К концертам принято относить однотипные циклические композиции на а текст «Тебе бога хвалим». Произведения сугубо прикладного жанра, они оказались наименее интересной частью хорового наследия Бортнянского. Их стиль соответствует ранним концертам и отличается несколько поверхностным и однообразным характером выражения. Большая часть «Хвалебных»- двухорные, что связано с парадной функцией этого жанра. Другой аспект композиторского дара Бортнянского раскрылся в его деятельности в качестве великокняжеского капельмейстера.

В конце 1783 Дж. Паизиелло испросив отпуск уехал чтобы более не возвращаться в СПб и часть его обязанностей была возложена на Бортнянского. Он должен был сочинять инструментальную музыку и устраивать концерты в Павловске и Гатчине, давать клавирные уроки Марии Федоровне, писать марши для военных экзерциций Павла Петровича. Очевидно для занятий с великой княгиней Бортнянский написал альбом клавирных пьес. От этого альбома сохранились лишь 3 сонаты для клавесина из 5. Утрачены 2 сонаты для клавесина и скрипки, 1 соната для фортепиано и скрипки, 4 пьесы Larghetto canta bile Capriccio di Cembalo Rondo Allegro и 3 двуручных переложения хоровых произведений Бортнянского. Уцелевшие сонаты показывают, что хотя композитор был ограничен техническими возможностями княгини, ему удалось создать музыку вполне отвечающую идеалу его великого учителя - Галуппи: "vaghezza chiarezza e buona modu lazione" изящество ясность и хорошая модуляция. Мастерское владение ансамблевым письмом, легкость, блеск, праздничность отличает эти произведения, в которых явственно слышатся отзвуки итальянских путешествий композитора. Начиная с последнего десятилетия 18 века жизнь Бортнянского значительно изменилась.

Через полгода 28 апреля 1797 г. Действительным статским советником композитор стал только 18 ноября 1806 года. Растет его благосостояние, и он покупает себе дом в Петербурге. В начале своей деятельности по управлению Капеллой Бортнянский удерживал старые позиции, завоеванные бывшим директором - М. Как известно, император Павел стремился к упразднению дворцовой роскоши даже полковые оркестры новый император сократил до пяти человек. На рекомендацию Н. Шереметьева о сокращении количества певчих Бортнянский ответил пространным обоснованием необходимости большого состава хора: «Сиятельнейший граф, Милостивый государь! По объявлении мне от вашего сиятельства высочайше конфирмованного штата, выбрал я из числа ныне состоящего девяносто трех придворного хора певчих, предписанное число двадцать четыре отличного достоинства, о которых при сем прилагаю реэстр с показанием остальных. А как вашему сиятельству угодно было при том требовать моего мнения, может ли быть достаточно сего числа в пении церковного обряду, то должен дать на то некоторое объяснение.

Когда сей хор по церковному чиноположению разделится на два клироса, то несомненно окажется не достаточен, а нарочито в торжественные дни. При том вашему сиятельству небезызвестно, что некоторое число певчих отделяется обыкновенно к службе в малую церковь, а может впредь во время походов должно будет делать еще большие отделения для высочайшей императорской фамилии, следственно в присутствии Его Императорского Величества. По мнению моему понадобится положить число певчих по двадцать четыре на каждой клирос, а двадцать четыре для отделения в малую церковь, для иных впредь непредвиденных случаев, так и в дополнение тех оной из числа двух хоров по причине болезни могут не в состоянии исправлять их должность. Сии три хора составят семидесяти двух человек, к которым за необходимо нужно почитаю прибавить для учения малолетних, так как и ныне находящихся в должности учителей пения, Василия Пашкевича и Федора Макарова. В прочем все состоит в высочайшей воле Его Императорского Величества и не инако представляю сие мое мнение, как примерное начертание, в таком только случае, когда бы по ответу оказалось положенное по штату число недостаточным! Правящий хором придворных певчих Коллежский советник Дмитрий Бортнянский. Пока же Бортнянский застал хозяйство и организацию Капеллы в удручающем состоянии. На получаемое от казны жалование певчие не могли содержать свои семьи и зарабатывали кто как мог в свободное от службы время. Сопровождая императорские походы и отрываясь от этих заработков, певчие разорялись.

В апреле 1797 года они вынуждены были подать императору коллективное прошение о материальной помощи. Тогда еще Бортнянский, по-видимому, бессилен был помочь им. Выхлопотанное позднее Бортнянским увеличение жалования также не смогло до конца решить материальное обеспечение певчих. Недостаток их содержания под влиянием Бортнянского в какой-то мере компенсировался благотворительными пособиями Марии Федоровны. В летние месяцы часть певчих отзывалась из Петербурга в Павловск, где они жили при дачном доме Бортнянского. В конце сезона Бортнянский получал традиционную тысячу рублей ассигнациями для раздачи певчим. Большая часть служебного времени Бортнянского уходила на бесконечную канцелярщину. Через него шли всевозможные ходатайства, прошения, аттестации, справки, связанные с певчими. Характерен, например, такой документ: «Свидетельство.

Команды моей придворный певчий коллежский регистратор Михаиле Витковский желание имеет совокупиться законным браком с девицей Римско-католического исповедания Елисаветой Михайловной дочерью Вердерского,- в сем его желании от меня ему позволяется, и что действительно он еще холост в том сим за подписей моим с приложением герба моего печати и свидетельствую. Действительный Статский Советник Бортнянский». Прошения певчих к Марии Федоровне о денежных пожалованиях или о принятии от купели их новорожденных детей также препровождались к Бортнянскому. Его мнение о достоинствах того или иного человека и определяло "Ее императорского величества императрицы-матери". Помимо крупных достижений в финансовом и бытовом отношении, Бортнянский старался разумно организовывать общее образование певчих, чтобы "по спадании с голоса" они легко могли поменять профессию. Главной профессиональной заботой Бортнянского в Капелле был, естественно, вокал. Здесь он бережно хранил и развивал традиции. Из поколения в поколение певчие воспитывались на вокальной школе первейшим ее мастером был сам Бортнянский , обеспечивавшей стабильную тембровую ровность и слитность хора от дискантов до басов, что облегчало техническую работу с ансамблем и давало ему огромные выразительные возможности. Учителя вырастали из певчих же, подобно самому Бортнянскому или многолетнему его сотруднику Федору Федоровичу Макарову.

В начале 1800-х годов Бортнянский широко проявил себя в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы еженедельно, по субботам и в течение многих лет сохранял эту традицию. Концертами всегда дирижировал сам, даже в последние свои годы, несмотря на преклонный возраст. По свидетельству современников, эти концерты пользовались неизменным успехом у петербургской публики и зал всегда бывал переполнен. Чрезвычайное собрание совета академии I сентября 1804 года приняло Бортнянского в почетные академики. Немалое место в его жизни занимала исполнительская работа с хором Капеллы для концертов Петербургского филармонического общества, основанного в 1802 году. Большая и даже подавляющая часть концертных программ общества состояла из вокально-симфонических произведений, начало чему было положено открывшим его деятельность исполнением «Сотворения мира» И. В дальнейшем в филармонических концертах прозвучали «Четыре времени года» Гайдна, Реквием Моцарта, Реквием Керубини, «Мессия» Генделя и многие другие сочинения. Общество было широко известно высокохудожественной пропагандой лучших образцов современной музыки.

В 1824 году здесь состоялась премьера Торжественной мессы Бетховена известно, что Бетховен рассчитывал на это исполнение, ждал его. Сам Бортнянский никогда не дирижировал филармоническими концертами. Но не кто иной, как он, мог решать вопросы репертуара и осуществлять общее художественное руководство. В 1815 году Бортнянский был избран почетным членом Петербургского филармонического общества. Творчество Бортнянского в этот большой последний период его жизни развивалось в песенно-хоровом жанре. Еще появлялись отдельные духовные хоровые сочинения, написанные по заказу Марии Федоровны, любившей украшать свои семейные торжества «новыми молитвами господина Бортнянского». И новые и старые одночастные хоры приобрели в те годы большую популярность. Не уступая концертам по красоте, они значительно проще для исполнения и доступны самому широкому кругу любителей музыки. Почти все эти сочинения - от трехголосных до двухорных - были напечатаны в середине 1810-х годов.

Печатался Бортнянский в основном у Дальмаса, одного из известнейших русских нотоиздателей того времени. В историю русской культуры, в летопись русского музыкального искусства вошло и знаменитое сочинение композитора - "Певец во стане русских воинов". Бортнянский здесь превзошел самого себя. Он создал хоровую застольную песню. Исполнять ее можно было и вместе, и врозь. Хоровой общий припев придавал произведению мощную, разительную силу. Седовласый маэстро выполнил свой долг перед родной землей. Известно, какую роль в подъеме национально-патриотического духа сыграло его произведение. Высочайший указ Александра I гласил: «Все, что поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора Придворного певческого хора действительного статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения г.

Бортнянского» Александровский указ 1816 года был подготовлен рядом мер, начавшихся еще указом Павла I от 10 мая 1797 года: «О пении в церквах вместо концертов, приличных псалмов или каноников, сочиненных по произволению стихов отнюдь не употреблять. Нашед в нынешнее мое путешествие, что в некоторых церквах во время причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю, чтобы от Синода предписано было всем Епархиальным Архиреям, дабы никаких выдуманных стихов в церковном пении не употребляли, но вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник». В том же году с его визой «Печатать позволяется. Бортнянский» вышли в свет сочинения для хора а капелла на русские тексты Галуппи и Сарти. Бортнянский, очевидно, сам подготовил к печати их произведения, воздав, таким образом, дань уважения своим старшим коллегам. В этой же серии были изданы некоторые сочинения младшего современника Бортнянского П. В 1814 году Бортнянскому было предложено сочинить узаконенную в государственном масштабе литургию. Это должно было быть «простое пение, божественной литургии Златоустого, издревле по единому преданию употребляемое при высочайшем дворе». Под «простым пением» понималось одноголосие.

Надо понимать, что, видимо, понятие «простое» в те годы трактовалось уже не буквально, как в XVIII веке, а условно - как противопоставление сложному партесному многоголосию. Бортнянский выполнил этот заказ. Его «Простое пение» по существу является двухголосной литургией. Для нее характерно чередование свободной внеметровой речитации, номеров песенного характера и мелодики промежуточного, полураспевного-полуречитативного типа. По свободе и тонкости ладового освещения напевов в двухголосной вертикали «Простое пение» приближается к принадлежавшим Бортнянскому переложениям старинных напевов. Узаконенность литургии подчеркнута отсутствием в изданиях указания автора музыки Сохранились три издания 1 выполненное Дальмасом в августе 1814 года в количестве 138 экземпляров по просьбе Бортнянского для представления двору; 2 отпечатанное на средства Кабинета в количестве 3600 экземпляров и разосланное по епархиям в 1815 году гравировано В. Пядышевым ; 3 перепечатанное Дальмасом на основе первого его издания тираж и дата неизвестны. В те же годы Бортнянский предпринял грандиозное дело по редактированию и изданию своих четырехголосных концертов Было подготовлено тогда 35 концертов, откуда и пошла эта известная цифра. Рукописные копии, в которых по традиции распространялись концерты публикация их была нерентабельной, потому что слишком дорогое издание не могло окупиться , грешили массой ошибок.

Понимая, что рано. К гравировке он привлек талантливого гравера из Депо карт Василия Петровича Пядышева, работа которого отличалась ювелирной красотой. Это издание отличается точностью, тщательностью и содержит несвойственное партитурам того времени большое количество динамических оттенков.

Изучал теорию музыки и композицию у итальянского композитора Бальдассаре Галуппи , работавшего тогда при российском дворе. С 1769 в течение десятилетия жил за границей, преимущественно в Италии. В Венеции и Модене были поставлены оперы Бортнянского Креонт, Квинт Фабий, Алкид; тогда же им были созданы хоровые сочинения на католические и протестантские религиозные тексты. По возвращении в Россию был назначен придворным капельмейстером, с 1796 — управляющим Придворной певческой капеллой. Тогда же были сочинены клавирные сонаты и ансамбли, ряд романсов на французские тексты. После назначения управляющим Бортнянский работал исключительно в жанрах православной духовной музыки.

Наряду с М. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку — оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли. Оригинальность хорового стиля Бортнянского была отмечена крупными зарубежными музыкантами. Отзыв Берлиоза, услышавшего концерты Бортнянского в исполнении Придворной певческой капеллы во время пребывания в Петербурге в 1847 г. Хоровой концерт Бортнянского был демократичным и по музыке, и по назначению. Он всегда предполагал большую аудиторию, самые широкие слои слушателей и исполнения не только в церкви, как часть Литургии, но был музыкальным украшением различных государственных церемоний и праздников. Концерты и другие хоровые сочинения Бортнянского пели в повседневной и музыкальной практике: небольшими ансамблями и хорами, в крепостных капеллах, в учебных заведениях, в домашнем кругу. Концерты пользуются большой популярностью не только среди профессионалов и музыкальных учебных заведений, но и среди широких слоев населения.

Тогда же были сочинены клавирные сонаты и ансамбли, ряд романсов на французские тексты. После назначения управляющим Бортнянский работал исключительно в жанрах православной духовной музыки. Одновременно с деятельностью в капелле преподавал в Смольном институте благородных девиц, участвовал в работе Петербургского филармонического общества. Был весьма просвещенным человеком, другом Державина , Хераскова , Жуковского , почетным членом Академии художеств, собрал значительную библиотеку и коллекцию живописи. Умер Бортнянский в Петербурге 28 сентября 10октября 1825. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились.

18.Хоровое наследие Д.С. Бортнянского

18.Хоровое наследие Д.С. Бортнянского БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 1825), российский композитор. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип духовного хорового концерта.
Хоровые концерты (Бортнянский Д. С.) - Каталог - Библиотеки Санкт-Петербурга Концерт №15. "Приидите воспоим, людие".
Хоровые концерты Д.С. Бортнянского : : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 Д Бортнянский концерт 3 Господи силою Твоею возвеселится 3.
Д. Бортнянский "Слава в вышних Богу" (Концерт №6) | D. Bortniansky "Gloria". Хоровой концерт. У Бортнянского было несколько концертов, одинаковых по названию, но разных по музыке, так как текст псалмов многократно употреблялся в русском хоровом концерте.

Дмитрий Степанович Бортнянский: Духовный хоровой концерт для четырехголосного хора.

Скажи ми, господи, кончину. Д. Бортнянский Хоровой концерт №32. I. Andante. "Скажи ми, Господи, кончину мою". Концерт для хора No. 26 "Господи, Боже Израилев". — Валерий Полянский, Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, Дмитрий Степанович Бортнянский.

Д Бортнянский Концерт Для Хора 32 D Bortnyansky Concerto For Choir 32 Скачать mp3

Давнишняя мечта В. Полянского, откристаллизовавшаяся в замысел, а теперь становящаяся реальностью,— запись всех 35-ти четырёхголосных концертов. Слушатели могут оценить художественные достоинства и многообразие этих сочинений, ощутить дух русского искусства XVIII века. Камерный хор В. Полянского существует с 1972 года и первое своё десятилетие существовал как студенческий коллектив Московской государственной консерватории им. В 1975 году хор завоевал первую премию на конкурсе полифонических хоров в Ареццо Италия , а его дирижер Валерий Полянский был признан лучшим дирижером конкурса.

Валерий Полянский — дирижер широкого профиля. Известны его яркие работы в оперном театре и с симфоническими оркестрами. Выпускник Московской консерватории, обучавшийся хоровому дирижированию у Б.

В егокомпозиторскомстилесоединились итальянскаятехника письма и отечественнаямузыкальная культура — киевскийраспев, лаврскоепение, кантовоемногоголосие, русская и украинскаяпесенность, бытовой романс. У Бортнянского, как и у Березовского, текст ХК представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Музыка же приспосабливала к себе текст с помощью любого необходимого количества повторений отдельных строк или слов. Выбор текста ХК связан с его многочастной цикличностью. Части контрастируют между собой по характеру, ладу, тональности, метру. ТоржественноеАллегро, лирическое и задумчивоеАдажио, котороепереходит в третьюзаключительнуючасть — Аллегретто, близкуюмужественным образам первой. Вопросы по теме 2: 1. Основныечерты ХК. Сравнительная характеристика ХК и партесного концерта. Единство и отличие хорового творчестваБортнянского, Березовского. Хори а cappellaМ. Даргомижського, М. МихаилИванович Глинка 1804 — 1856 — основоположник русскойклассической музыки. Создатель правдивого реалистического искусства. Глинка — зачинатель нового исторического периода. Органично преломил принципы классицизма Л. Бетховен, В. Моцарт, К. Вебер, Итальянская опера начала Х1Х века. Огромная роль композитора в развитии всех основных жанров русской музыки — опера, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Новаторство Глинки в глубоком понимании народности, выходит за пределы чисто бытового изображения народной жизни. Отобразил характер, мировоззрение, «образа мыслей и чувствований народа» Пушкин. У него был особый подход к народному творчеству, крестьянской песне, а также к древним ладам. В его творчестве хоровые произведения занимают видное место. Глубокая народность, реализм, яркая образность, оптимизм, доступность и пластичность художественных образов, совершенство формы — основные черты его творчества. Бортнянскийболее 30 лет. Средиего призведений выделяются: женскиехоры «ПрощальныепеснивоспитанницЕкатерининского и Смольного институтов» , духовныесочиненияacappella, «Полонез» для хора и оркестра, «Патриотическая песня» «Москва», была гимном России для хора без сопровождения с характерными чертами народной песенности — широкая распевность, переменность лада, простой гармонический язык. Представляют интерес многие вокальные произведения Глинки, переложенные для хора, например, М. Балакиревым: «Венецианская ночь», «Колыбельная», Вик. Калинниковым «Рыцарский романс», А. Егоровым «Попутная песня», «Ночной смотр», П. Богдановым «Ты, соловушка, умолкни», «Не щебечи, соловейку», «Жаворонок» и др. На слова А.

Пошли созвучий мне живое сочетанье: Еще, еще молю! Как шумный водопад, Пошли мне звонких струй блистательный каскад! Они облекают свои мысли в форму привлекательную и изящную, в оценке человеческих страстей им присуща мудрая относительность, и жизнь им представляется Игрой, где каждый ведет свою роль, то блистательно и со вкусом, то нелепо и неуклюже. Если мы обратимся к творчеству Моцарта, то увидим, что артистический дар просвечивает во всех созданиях его. Красота моцартовского стиля - красота многообразия, настоящее пиршество музыкальных идей и деталей. Вокальный стиль Моцарта - лучшее свидетельство того обостренного интереса, который питала эпоха классицизма к человеку и его земным чувствам. Кто помнит сюжет оперы Моцарта "Свадьба Фигаро"? Среди драматургов своего времени Моцарт пошел дальше всех в умении придать сценическому поведению персонажей максимальную естественность и раскованность. Подобно блистательной комедии Бомарше сын часовщика, с помощью интриг получивший дворянство, предприниматель и авантюрист, то вдруг богатевший, то в одночасье терявший все приобретенное , опера Моцарта полна огня, энергии, активности, все в ней совершается стремительно. Его Фигаро примеряет на себе все роли, задуманные Бомарше; при этом моцартовский герой еще более многообразен, еще шире его артистический Диапазон. Он может быть собран и даже суховат - это Фигаро-хозяин; он может быть ловок и настойчив - это Фигаро-интриган; он может быть легкомыслен и весел - это Фигаро шут; наконец, он бывает нежен, мечтателен или ревнив - это Фигаро-влюбленный. Каждое состояние души героя отражается в музыке; здесь и галантный менуэт, и шуточный марш, и сладостная серенада или ария мести - все жанры, все краски классического музыкального театра естественно ложатся на портрет главного героя "во весь рост", слушаем арию Фигаро. Или возьмем финал оперы, беседа с группой по сюжету. Здесь суета и неразбериха достигают предела - музыка полна напора, темперамента.

Что характерно для хорового творчество М. Сколько хоров без сопровождения у М. Александр Сергеевич Даргомыжский 1813-1869. Написал цикл из 12-ти трехголосных хоров на слова русских поэтов. Назвал его «Петербургские серенады» позднее к циклу был присоединен еще хор «Вянет, вянет лето красно» на стихи Пушкина. Серенады разнообразны по содержанию «Где наша роза? Кольцов , «На севере диком» М. Лермонтов Слушаем , «Буря мглою небо кроет» Пушкин — лирические. Языков — написана в стиле народной песни и использована в хоре крестьян оперы «Русалка». В жанре баркаролы написан хор «По волнам спокойным» автор неизв. В «Петербургских серенадах»: 1. Оригинальность композиторского мышления. Эти хоры отличает доступность, выразительный мелодический и гармонический язык смелые модуляции, сопоставления , удобная тесситура, вокальность каждой партии, разнообразие фактуры, богатая метрическая структура. Обновление типа камерного хорового искусства. Возрождение черт кантового стиля, преобладание в пьесах простой, куплетной формы. Несложность мелодической и гармонической фактуры, использование характерных элементов, присущих кантовой музыке — фанфарность мелодии, разнообразное использование голосов неполного смешанного состава. Особое отношение композитора к поэтическому слову. Психологическая углубленность, индивидуализация образов. Тонкая «инструментовка» хоровой фактуры, развитие тематического материала хоровыми партиями, применение имитаций. Этот цикл сыграл значительную роль в дальнейшем становлении жанра самостоятельных хоровых произведений, получивших развитие в творчестве русских композиторов: Ц. Кюи, П. Чайковского, В. Калинникова, П. Назвать хоровые произведения, которые написал А. Что характерно для хорового письма композитора в «Петербургских серенадах»? НиколайАндреевичРимский—Корсаков 1844-1908. Его хоры без сопровождения отличает яркость художественных образов, разнообразие средств изложения, широкое использование полифонических приемов. Хоровое письмо стало основой стилистики хорового творчества многих русских композиторов. В них воплощены 1. С творчеством Р. Для хоровacappella характерны большой объем тесситуры, сложность гармонии, интонационные трудности. Композитор полностью выявляет исполнительские возможности женских и мужских голосов. Для женского хора — «Тучки небесные» и «Ночевала тучка золотая» Лермонтов , «Последняя туча рассеянной бури» Пушкин ; для мужского — «Вакхическая песня», «Ворон к ворону летит» Пушкин , «Крестьянская пирушка», «Дайте бокалы» А.

Дмитрий Бортнянский - Концерты Для Хора (2) (1990)

Д.С.Бортнянский - Концерты для смешанного хора без сопровождения 10-16 | Текст песни Хоровые концерты Д.С. Бортнянского.
Концерты Бортнянского Хоровые концерты нского. 01:00.
Д.С.Бортнянский - Концерты для смешанного хора без сопровождения 10-16 | Текст песни В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий