Для основной части выступления характерно

ВыступлениеСамо выступление должно состоять из трех частей: вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), тему выступления.

31. Главная часть выступления

Основы публичного выступления — пример структуры В главной части выступления необходимо строго соблюдать правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна доказательной, суждения и положения убедительными.
Структура и функции основной части выступления В главной части выступления необходимо строго соблюдать правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна доказательной, суждения и положения убедительными.

Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение

  • Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления
  • Основы публичного выступления — пример структуры
  • Тема 4. Подготовка к публичному выступлению
  • Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки

«Риторический канон»

В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной - в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации. 10-15% общего времени. 2. Основная часть, в которой, как правило, раскрываются главные пункты сообщения - примерно 60-65% общего времени.

Композиция публичного выступления

Вступление Выступление, как правило, состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Успех выступления в значительной степени зависит от его первых фраз.
Композиция публичного выступления Понаблюдайте за тостами, ритуальными речами, тренингами, лекциями, митингами, в общем, за любыми выступлениями ораторов. Везде вы встретите одинаковую структуру: вступление, основная часть и заключение.
Глава XII ПЛАН АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ 3.2. основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.
Основные требования к началу и заключению речи суждение, в котором выражен предмет (цель, суть) всего выступления.
Как подготовить публичное выступление Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%).

Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства

Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Заключение, или выводы. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно. Вступление предполагает соблюдение ряда правил. Вот их примерный перечень: 1.

К судебному красноречию принадлежат речи прокуроров и адвокатов, их общественные заявления и дискуссии. Стиль коммуникации сухой, лаконичный, насыщенный фактами.

Это проповеди, совместные молитвы, наставления и другие форматы религиозного красноречия. Характер речи варьируется в зависимости от религии, традиций и целей. Основные требования к публичному выступлению диктует его вид: то, что недопустимо в судебной речи, будет встречено овациями в социальном или религиозном заявлении. Изучайте необходимое вам направление ораторского мастерства. Основные требования к публичным выступлениям Несмотря на различия в стилистике и аргументации, все разновидности публичных выступлений имеют нечто общее. Во-первых, структуру. Проповедь, агитация или лекция начинаются с короткого и емкого зачина, который вводит слушателей в тему. Затем оратор переходит к основной части, в которой излагает и обосновывает тезисы. Обоснование может быть разным: там, где проповедник цитирует Писание, ученый приводит статистику и результаты исследований. Наконец, завершается речь выводами, суммированием сказанного, возможно — призывом к действию.

Во-вторых, сторителлинг. Из этого правила есть исключения, но их немного. Ораторам рекомендуют приводить наглядные примеры, рассказывать короткие истории и анекдоты, чтобы оживить публичное выступление и заинтересовать слушателей. Зарубежный термин «сторителлинг» означает рассказывание историй. В судебной и академической коммуникации к этому инструменту обращаются редко, но тоже обращаются. В-третьих, эмоциональность. Вы можете возразить, что адвокат или прокурор должны сохранять хладнокровие, какая уж тут эмоциональность! Но на практике всегда должно ощущаться неравнодушие оратора к тому, что он говорит. Эмоциональность может быть сдержанной, как в юридических речах, или яркой, как во время политической агитации. Но публичное выступление ни в коем случае не должно быть монотонным — это утомляет аудиторию.

Наконец, одно из самых важных требований ко всем речам — краткость. Оратору не стоит говорить длинными сложными предложениями — это звучит неестественно. Умение подготовить речь — во многом умение сокращать. Даже если у вас большой объем интересной и важной информации, помните, что даже поглощенная рассказом аудитория устает. Поэтому оставляйте суть и то, что помогает ее выразить, не стремитесь сделать речь слишком длинной. Теперь поговорим о технической стороне дела: как подготовить успешное публичное выступление? Подготовка состоит из нескольких последовательных шагов, но первое, что вы должны сделать, — сформулировать и записать для себя цель. Чего вы хотите добиться своей речью? Какой реакции ждете от зала? Какого результата стремитесь достичь?

Обязательно запишите цель, не держите ее в уме. Это стержень, вокруг которого будет строиться вся речь. Подготовительный этап Изучение аудитории. Вам нужно четко понимать, перед кем предстоит выступить.

Данный способ построения рассуждения является сходным с предыдущим, однако в рамках него берется не множество различных точек зрения, а одна общая теория, сочетающая в себе все недостатки, которые считает таковыми оратор. В дальнейшем указанная теория последовательно критикуется, в результате чего один за одним устраняются ложные положения. В завершении процесса рассуждении оратор также приходит к наиболее приемлемому для себя варианту решения проблемы. Указанный тип более характерен для долгих моновыступлений таких, например, как лекции или публичные доклады, и характеризуется масштабными сравнениями и отступлениями в том числе и в другие области знаний , а не только представлением конкретных аргументов. Это схема построения риторической аргументации с обстоятельным анализом каждого из представленных аргументов.

Такой вариант более характерен при раскрытии темы, не являющейся широко обсуждаемой или очень популярной. В целом стоит отметить, что при построении основной части публичной речи в обеих ее частях используются различные методы, среди которых можно выделить следующие: 1 анализ - мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных признаков, смысловых элементов; 2 синтез - мысленное соединение в целое смысловых элементов, в том числе и полученных при помощи анализа; 3 дедукция - переход от общего к частному, от закона - к конкретному случаю; 4 индукция - обобщение, формулирование закона на основе наблюдения ряда однородных фактов; 5 аналогия - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе его сходства с другим предметом. Указанные общие способы научного исследования незаменимы при построении грамотного публичного выступления, так как помогают расположить материал в правильной логической последовательности, что, в свою очередь, облегчит его восприятие у аудитории.

И если мои рассуждения покажутся нашим коллегам излишне полемически заостренными либо неточными, я прошу на меня не сердиться — это ведь только конференция. И надеюсь, что после двух-трех минут моего выступления господин Тельчик не включит там «красный свет» В. Тонкий подход — вид вступления, в котором оратор стремится добиться расположения аудитории с помощью косвенных приёмов «заигрывание» с аудиторией, введение в речь шуток, иронических замечаний, рассказ из жизни, упоминание об интересном случае из жизни известного человека, чтение стихов и т. Помню, к нам в городок приехал из какого-то забытого богом края длинный парень лет девятнадцати.

Глаза как у мороженого судака, на лице никакого выражения и ни намёка на улыбку — похоже, он не смог бы улыбнуться даже за деньги. Мы решили, что он дурак, и как-то раз задумали напугать его до полусмерти» М. Полемическое вступление — вступление, характеризующееся полемической направленностью автора против чего-либо или кого-либо и наличием приёмов опровержения. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов чёрных рабов, опалённых пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения. Но по прошествии ста лет мы вынуждены признать трагический факт, что негр всё ещё не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по-прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами дискриминации.

Спустя сто лет негр живёт на пустынном острове бедности посреди огромного океана материального процветания. Спустя сто лет негр по-прежнему томится на задворках американского общества и оказывается в ссылке на своей собственной земле. Вот мы и пришли сегодня сюда, чтобы подчеркнуть драматизм плачевной ситуации. В каком-то смысле мы прибыли в столицу нашего государства, чтобы получить наличные по чеку. Когда архитекторы нашей республики писали прекрасные слова Конституции и Декларации независимости, они подписывали тем самым вексель, который предстояло унаследовать каждому американцу. Согласно этому векселю, всем людям гарантировались неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Сегодня стало очевидным, что Америка оказалась не в состоянии выплатить по этому векселю то, что положено её цветным гражданам» «У меня есть мечта».

Речь Мартина Лютера Кинга 28 августа 1963г. Вступление с ораторской предосторожностью — вступление, проходящее в ситуации расхождения взглядов, конфликтности позиции оратора и аудитории; в таких условиях оратор стремится нейтрализовать расхождения с помощью различных приёмов: «задабривание» аудитории, попытка найти точки соприкосновения и прийти к взаимопониманию, попытка разделения аудитории во мнении,приведение аргумента к авторитету и многое другое. Вступление с ораторской предосторожностью может становиться достаточно пространным, поскольку с помощью этой части своей речи автор стремится успокоить аудиторию, достичь более тесного эмоционального контакта. После такого вступления следует сразу переходить к аналитической аргументации, доказательствам, которые требуют внимания и снижения эмоционального напряжения.

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления

3.1. основная часть выступления. Суть методического мастерства, выступающего во многом, заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада. Любое выступление начинается с формулировки темы. Что такое искусство публичного выступления? Публичное выступление — это выступление с речью перед живой аудиторией. советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. Публичное выступление должно иметь четкую структуру, чтобы быть логичным и понятным для аудитории. Обычно выступление состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении вы приветствуете аудиторию и представляете тему выступления. смысловых типов речи, которые будут рассмотрены во второй части нашей книги, а здесь охарактеризуем лишь некоторые из них.

Основные требования к началу и заключению речи

При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 3 частей, которые в свое время были выделены Аристотелем (“Риторика”):вступления, основной частиизаключения. Выделяют 3 уровня ораторского искусства 1. Владение материалом («что говорить»). Грамотность речи. это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. В любой речи выделяют три главных части: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим их функции. 7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления. 8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз – это обеспечит целостность выступления. 9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы. Основная часть выступления – наиболее продолжительная, ее цель – подача информации, последовательно разъяснить выдвинутые положения и подвести слушателей к необходимым выводам. Начинайте речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.

Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления

Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. В построении основной части выступления особая роль принадлежит плану и композиции выступления. Реализация того и другого предполагает наличие материала, знание аудитории, наличие ясной цели выступления. План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части. Композиция выступления представляет собой, со своей стороны, способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения. Впрочем, в реальной практике подготовки выступлений композиция и план настолько тесно связаны друг с другом, что разрабатываются всегда одновременно. Окончательный план выступления, кстати, рекомендуется писать с учетом различных предварительных схем изложения, включающих различные собственные соображения выступающего, появившиеся при изучении собранного материала.

Текст же выступления, если таковой требуется, рекомендуется писать по окончательному плану.

Яркий пример: лекции, новости. Часто говорят: «Задача лекции — донести информацию». Разберем на примере. Вы идете по рынку, видите Ашота Гургеновича, который продает черешню. Его презентация — яркая, аппетитная пирамидка, ягодка к ягодке. Спрашиваете: «Ашот Гургенович, зачем ты так сделал? Он скажет: «Продать всё до последней ягодки, желательно сегодня». Он точно знает цель своей презентации.

И когда выходим на сцену, мы тоже должны знать цель. Цель лекции, информирующего выступления — благодаря информации изменить понимание человека. Потом на экзаменах лектор разбирается, как изменилось понимание. Второй вид — развлекательные или ритуальные выступления. Цель — уж точно не изменить понимание, а изменить эмоциональное состояние. Например, произнести тост на свадьбе. Как вы поймете, что тост «зашёл», удался? Если люди заплакали «Птичку жалко» и у вас была такая цель, — значит, удался. Самые важные и сложные — побуждающие, мотивирующие выступления. Выступление с продающей презентацией — побуждающее, в результате нужно замотивировать человека что-то делать.

Последний, четвертый вид, — протокольные выступления. Уместны только для официальных мероприятий: политических митингов, награждений, юбилеев, подобных торжественных случаев. Прямо сейчас вам нужно чётко определить — для чего вы выступаете? У вас может быть промежуточная задача: донести информацию, вызвать эмоции, чтобы, когда вы закончите выступление, была реализована ваша цель — изменить поведение. Цель любой деятельности лежит за рамками этой деятельности, направленной на её достижение. Вот такая сложная формулировка. Но если вы постигнете её, вы по-настоящему постигнете дзен публичных выступлений, выйдете на высокий уровень подачи информации. Хотя оратор может поставить побуждающую цель, это не значит, что в процессе выступления он не будет информировать и вызывать эмоции. Но это всего лишь задачи - промежуточные чекпойнты на пути к конкретной цели. Важно разграничивать цель публичного выступления и его задачи.

Общие требования к публичному выступлению Чтобы слушатели усвоили и запомнили максимум информации, используйте структуру. Без неё внимание аудитории быстро рассеется, в голове будет каша из разрозненных фактов. Рассмотрим основные требования к публичному выступлению: Четкое начало Начните с уверенного выхода на сцену, займите центральную часть сцены. Выдержите короткую паузу, привлеките внимание. Первые слова должны вызвать положительную эмоцию. Нужно создать непринужденную атмосферу для людей в зале. Подойдут лёгкие, вовлекающие вопросы, вроде: «Как настроение? Но фокус внимания смещаем на цели аудитории. Начните с фразы: «В результате моего выступления вы... Что люди получат, поймут, узнают что-то интересное, важное, ценное.

Тогда они будут внимательно ждать развязки, которую вы для них приготовили. Дозированная эмоциональность Эффект края — начните с более ярких эмоций, чем вы обычно привыкли транслировать. В основной части можно говорить более сдержанно. Но финал вновь требует повышенной энергетики, ярких эмоций. Не переигрывайте. Лаконичность Отжимайте воду, учитесь говорить по существу, простыми понятными фразами. Для этого можете выполнять упражнение — перевод с русского на русский. Берите предложение и переводите его, заменяя каждое слово синонимом, стараясь сохранить смысл. Диалог со слушателями Превращаем «говорение в дальний правый угол» в разговор с аудиторией. Заранее подготовьте вопросы, которые будут «включать» аудиторию.

Старайтесь избегать негативного контекста и всего, что заставляет людей признаваться в своих слабостях и ошибках. Например, неуместно: «Кто часто болеет? Вряд ли люди в этом признаются. Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи Учитесь добавлять в речь риторические вопросы. Вы как бы рассуждаете: «А что самое главное в нашей сегодняшней теме? После микропаузы сами отвечаете на эти вопросы. Это приковывает внимание слушателя к тому, что вы говорите. Установление и удержание взаимосвязи со слушателями То, что вы говорите, и то, как вы говорите, либо сливает внимание слушателя, либо его удерживает. Скучный монолог сливает. Монотонная речь сливает.

Добавьте интонации в голос — это ещё называют «интонационные качели». Интонация вверх в начале предложения и перед союзами. Вниз — в конце предложения. Все просто. Не будьте занудой. Ясность идеи выступления Не мудрите, не пытайтесь показаться очень умным. Общий IQ в аудитории падает до средних величин. Чем проще, тем лучше. Нет, если это защита диплома, научная конференция, вы можете сыпать больше терминов.

Столыпина «О морской обороне», произнесенной в Государственной Думе 24 мая 1908 года.

Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов? Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. Возгласы: «верно», рукоплескания. Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать существующие порядки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упорство, а основания иного, высшего порядка. Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что кроме принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, может быть, чувству самовнушения, которому подпало большинство Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что, может существовать в этом деле и другое мнение, другой взгляд, и что этот взгляд не безумен и не преступен». Внезапное вступление Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло. Вернемся к приведенному выше отрывку из речи Столыпина.

Ритор делает неожиданный для аудитории ход. Цусимское поражение и предложение правительства строить снова броненосцы, но теперь уже дредноуты, вызывает возмущение депутатов. От Столыпина, естественно, ждут, что он станет защищать эти предложения. Ему предстоит выступать после ряда зажигательных антиправительственных речей. Ритор плавно вошел в речь, использовав несвойственный ему сентиментальный пафос и упомянув о предшествующих выступлениях. В последней фразе абзаца он объединяется с аудиторией посредством фигуры ответствования. Этим он снимает эмоциональное отторжение аудитории. Оратор два раза повторяет слово «безнадежность» и два раза слова «тяжелое чувство», как бы обнажая тяжелую мысль, непроизвольно срывающуюся с языка. И уже с первых фраз он, надо полагать, подхватывает эмоцию зала. Второй период причинный развивает взятую эмоцию, но завершает ее романтическим пафосом, твердо оптимистически — и ритор добивается аплодисментов.

Это и есть кризис: эмоциональный перелом речи, после которого можно сделать обрыв. Но это обрыв эмоции, а не содержания — ритор закрепляет сказанное: начало третьего периода повторяет начало первого,вступление как бы начинается снова.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept 31. Главная часть выступления Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха речи.

Ритор может оригинально начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства

В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается. В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис. Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели. Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи.

Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным. Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения. Что мы узнали? Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной.

Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик.

Для этого необходимо иметь в виду следующее:1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;2. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным.

Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение. Заканчивая эту главу, хочется еще раз напомнить о том, что «не существует универсальных правил построения публичного выступления, композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. Следует помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи» Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха речи. Ритор может оригинально начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Я отъезжаю назад и несколько минут ищу свободное место. Наконец, найдя место, я увидел стоящую рядом машину своего начальника. Только я вошел в свою комнату, как был вызван к начальнику: — Почему опоздали? Может, нам принять какие-то меры, чтобы нам выделили дополнительные места для парковки… — Да, надо что-то делать. Кстати, займитесь этим, узнайте, к кому нужно обратиться по этому вопросу… Упражнение Использование цифр В каком случае правильно использованы цифры в публичном выступлении, а в каком — нет? Исправьте ошибки в использовании цифрового материала. Население Нижегородской области почти в четыре раза меньше населения Москвы и примерно равно населению города Санкт-Петербург. Ученые подсчитали, что человеку умственного труда надо спать в сутки 8 часов 49 минут. Вы знаете, мы платим за квартиру 520 рублей 60 копеек в месяц!

А раньше платили 268 рублей 40 копеек. Лабрюйер Глава 6 Язык и стиль выступления Для оратора очень важен языковой паспорт, поскольку слушатели замечают любые неточности, ошибки и словесные неудачи в его речи. Языковой паспорт оратора — впечатление, создаваемое оратором о себе своей речью. По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, уровень образования, а главное — воспитания и культуры. Свой языковой паспорт человек предъявляет окружающим, едва «открыв рот», поэтому оратор обязан постоянно демонстрировать культуру слова, соблюдать нормы общения и правила речевого этикета, а также следить за дикцией[28, c. Коммуникативные барьеры В процессе межличностного общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры — трудности, мешающие по различным причинам успешному речевому взаимодействию и взаимопониманию. К ним могут относиться социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные различия; психологические и интеллектуальные черты личности; отсутствие единого понимания коммуникативной ситуации и разная степень проявления коммуникативных качеств речи рис. Коммуникативные барьеры и качества речи Фонетический барьер Фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции, артикуляции не соответствуют норме, например, если выступающий говорит, чуть приоткрывая рот или стискивая зубы, или шепелявя, картавя, присвистывая, пришепетывая, причмокивая и т. Отвлекают от содержания речи говорящего также хихиканье, смешки, шепот, вскрикивание, вздох, икота, громкая зевота и звуки-разделители «хм-м-м-м», «э-э-э-э» и т.

Часто слушатели перестают воспринимать содержание выступления, увлекаясь подсчетом слов-паразитов в речи оратора. Режет слух аудитории и низкая культура речи оратора или ее отсутствие , и неправильные ударения, и ошибки в согласовании слов и т. Таким образом, для преодоления фонетического барьера у слушателей оратору необходимо выработать навыки правильного произношения слов и построения фраз. Стилистический барьер Стилистический барьер возникает при несоответствии формы коммуникации ее содержанию. Например, на переговорах диалог подменяется монологом, на презентации пламенная агитационная речь превращается в доклад по написанному тексту, а на юбилейном банкете вместо похвал виновнику торжества звучат критические нотки в его адрес. Такие сюжеты в реальной практике общения вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации. Понятие стиля неоднозначно. Действительно, стиль отражает мысли в их «порядке и движении». В современном русском языке, который включает устную и письменную речь, выделяются четыре основных функциональных стиля: разговорный, официально-деловой, научный и газетно-публицистический.

Стиль художественной литературы выделяется отдельно, поскольку язык художественного произведения способен вобрать в себя особенности различных функциональных стилей рис. Каждый стиль имеет свою языковую структуру и свои стилистически окрашенные средства. При этом выразительность речи иногда имеет решающее значение. Для научных текстов выразительность речи является неактуальным коммуникативным качеством. Стилистический барьер возникает также в том случае, когда информация передается языком письменной речи, поскольку известно, что лучше запоминается фраза из 4—14 слов, из 15—18 слов — уже хуже, из 18—25 слов — удовлетворительно, а фраза из 30 слов и более на слух практически не воспринимается. Таким образом, для преодоления стилистического барьера оратору необходимо не только хорошо структурировать информацию, обеспечивать единство содержания и формы, но и строить краткие предложения, произнося их в соответствующем ситуации темпе и приемлемом для слушателей ритме. Семантический барьер Семантический, то есть смысловой, барьер возникает в том случае, когда люди обозначают одними и теми же знаками вербальными и невербальными совершенно разные вещи, что создает иллюзию общения. Важно также помнить о том, что некоторые слова, например эксклюзивный, аттракция, альтернатива, паблик рилейшнз у людей в лексиконе есть, но при этом они могут не знать их точного значения, поэтому иностранные слова или профессиональную лексику следует объяснять или заменять общеупотребительными словами. Семантический барьер возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Незнание национальных особенностей партнеров, как вербальных, так и невербальных, порой приводит не только к коммуникативным казусам и барьерам, но и к срыву переговоров, к несостоявшимся сделкам[22]. Рассмотрим типичные для того или иного народа характеры людей, нашедшие отражение в известных анекдотах. Английский характер По мосту через реку идет джентльмен и видит, что под мостом барахтается другой, в шляпе, смокинге, перчатках и т.

Это могут быть взаимосвязанные истории, это может быть импровизация, когда вы рассказываете всё, что приходит вам в голову, это могут быть ответы на вопросы, в общем, всё что угодно. Основная часть — это то, что вы хотите рассказать слушателям.

Заключением может быть благодарность, интересная притча или история, резюмирующая ваше выступление. Это может быть реклама вашего товара и информация о месте и условиях, при которых можно приобрести товар. Заключение — это выход из выступления и он обязательно должен быть запоминающимся. На заключение всегда нужно обращать особое внимание. Вот, собственно, и вся структура любого выступления.

Ничего нового придумывать не нужно. Когда я на своих тренингах рассказываю о структуре любого выступления, участники очень удивляются, что всё, оказывается, очень просто. Мы привыкли всё усложнять, а потом сами себя запутываем и, вдруг, осознаём, что находимся в незавидном положении и ещё долго ищем выход. Понаблюдайте за тостами, ритуальными речами, тренингами, лекциями, митингами, в общем, за любыми выступлениями ораторов. Везде вы встретите одинаковую структуру: вступление, основная часть и заключение.

Композиция публичной речи

Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Аудитория ждет трехчастной композиции Во вступлении различают зачин цель - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание и завязку цель - объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса. Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание цель - напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме , обобщение цель - сформулировать словами обобщающий вывод и призыв цель - мобилизовать слушателей на некоторую реакцию. Структура логика выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.

Обозначение структурных частей выступления Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с... Аналогично могут использоваться: во-первых... Структурные части выступления можно также обозначать интонационно - паузами, снижением тона. Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно.

Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. Место важной информации Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления ее давать? В конце ХIХ века психолог Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого эффективно применение рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что...

Итак, мы установили, что... Подготовка конспекта выступления Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления. Карнеги Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках -оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему например: «Платное образование», «Русский характер», «Правила общения» и т.

Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге - это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера - так тоже легче их различить и разложить по темам. Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом.

Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно - оно может понадобиться впоследствии.

Комплименты возрасту — молодости или наоборот зрелости собравшихся. Комплименты месту, к которому имеют отношение собравшиеся город, историческое здание и тп. То есть расшифровка обозначенных в теме выступления слов, понятий, возможно рассуждение на их тему, постановка проблемы и тп. Однако, в этом случае важно понимать, что тему выступления следует сформулировать как-то необычно, интересно.

Само собой, чтобы было, о чём рассуждать. Спикер начинает речь с того, что задаёт цепочку вопросов или обозначает некий круг проблем, о которых будет подробно говорить в основной части. Это побуждает слушателей к совместной мыслительной работе. Однако, использовать этот приём следует по отношению к уже разогретой аудитории, готовой к активной фазе взаимодействия. Это самый простой и незамысловатый способ начала. Когда мало времени, или ваше сообщение настолько кратко, что не нуждается в длинном вступлении. Вы просто обозначаете причину выступления и кратко проговариваете вопросы, которые рассмотрите.

После чего переходите к основной части. Но не следует баловать себя и пользоваться им часто, приучайте себя к более интенсивной работе над речью. Главное правило вступления - оно не должно быть длинным! Согласитесь, когда гости хотят есть - неправильно заставлять их долго ждать Точный хронометраж вступления зависит от того, какой приём для вступления вы выберите. Одно дело, если это цитата и краткое пояснение к ней, другое — пересказ небольшого события или история. Хронометраж зависит и от длительности самого выступления. Всем добрый день!

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Василий Кисточкин. Я руководитель такого-то отдела , эксперт в такой-то области уже более 15 лет такой-то опыт и занимаюсь такими-то вопросами в течение такого-то времени. И сегодня я расскажу Вам о… или: сегодня мы с вами поговорим про…, или: и сегодня я предлагаю вам рассмотреть… Мне очень приятно сегодня выступать защищать свой проект перед такими серьёзными людьми, предпринимателями. Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд.

Позиции речи должны быть связаны логически и вытекать одна из другой. Должны быть соблюдены общие принципы доказательности речи и способы доказательства: обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока вам их выскажут — сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от других; тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи.

Заключение или, по Сократу, «ноги» речи. Цель этой последней части речи — «генеральный штурм» аудитории. Задачи: 1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением. В подавляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить чем-то вроде призыва к слушателям, конечно, не всегда прямым. Косвенный итог выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано. Заключение должно заканчиваться бодро, внушать слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена трудным вопросам.

Основные виды публичных речей. В зависимости от целей произнесения выделяют следующие виды публичных речей: Эпидейктическая речь — это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партии или просто на вечеринках , - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто приятно провести время вместе, среди друзей. Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи — воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача — хвала всему тому, что делает данную общность коллективом или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею. Разновидности эпидейктической речи: 1. Похвала лицу по особому случаю. Нередко похвала выполняется как похвала деяниям делам этого лица.

В античности эта разновидность называлась «энкомий». Похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. Заказать работы 3. Похвала явлению обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей. Цель этой речи: воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи.

Первые слова выступления рекомендуется записывать и иногда даже, в зависимости от обстановки, прочитывать дословно, чтобы преодолеть волнение, войти, что называется, в колею. Особо выбирай обращение к слушателям — это хорошее средство привлечения внимания: «Господа! Стремись к лаконичности, не затягивай вступления.

Чаще всего для вступления достаточно 3—4 минут — спокойное чтение примерно одной страницы печатного текста. В продолжительном выступлении — 1—1,5 часа, — как показывает опыт, вступление делается в пределах 5— 7 минут. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. В построении основной части выступления особая роль принадлежит плану и композиции выступления.

Публичная речь

  • Структура публичного выступления
  • Структура публичного выступления — Студопедия.Нет
  • В главной части выступления оратору следует …
  • Тема 2. Составление плана речи
  • Особенности публичного выступления для бизнеса
  • Последние новости

Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение

Структура речи - вступление - основная часть - заключение Официальное публичное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.
В главной части выступления оратору следует … Содержание: Основная часть («середина», «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора могут не выдержать).
Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления Наиболее значимой является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения. Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала.
Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. В любой речи выделяют три главных части: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим их функции.
Особенности построения главной части выступления | Студент-Сервис В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи, так как оно отражает для ритора содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи. В риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное.

«Риторический канон»

Существует много способов изложения основной части речи. Может, ты сначала захочешь показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Также материал может быть преподнесен в хронологическом порядке. Цель вашей речи – устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их. Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. Готовясь к выступлению, ритор должен продумать, каким методом он будет пользоваться при изложении главной части, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для привлечения внимания слушателей.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Текст же выступления, если таковой требуется, рекомендуется писать по окончательному плану. Если под композицией понимать логику развития, развертывания темы, продиктованную особенностями той или иной аудитории, личными авторскими предпочтениями, то правомерен следующий подход, диктуемый основными логическими законами, лежащими в основе логической стратегии выступления: тема должна рассматриваться в качестве некоторой мыслимой сложной предметной области, требующей определенного разбиения, деления, внутреннего различения. Разделы изложения, намечаемые планом, должны рассматриваться в качестве частей, или членов деления исходной предметной области. Идея же выступления должна рассматриваться в качестве основания для деления, разбиения, различения частей мыслимой предметной области.

Все это, в свою очередь, предполагает учет специальных логических правил, касающихся логической операции деления объема понятия: 1. Разбиение темы — мыслимой предметной области выступления — должно быть соразмерным, то есть разделы выступления, выделенные планом, должны в определенном отношении полностью, без пробелов и излишеств, охватывать всю тему. Не должно быть ни потери каких-либо важных частей, ни добавления лишних, ненужных здесь, или просто маловажных частей.

Выделенные разделы, вопросы плана должны различаться по некоторому единому принципу, например, временному историческому , или пространственному логическому. Возможно применение и комбинированного, сложного основания, например, сразу и по историческому, и по логическому. Части, разделы изложения должны быть внутренне однородными, не дублировать друг друга, если повторение, возвращение к чему-либо не диктуется самой обстановкой или таким способом изложения, как концентрический см.

Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики: филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи ; близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову. Общая риторика отличается от частной тем, что: общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная — частные. Основной заслугой М.

Ломоносова в теории риторики считается: популяризация в риторике научного знания и просвещения светская направленность его книг по красноречию. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах: американской риторики. Основоположником теории риторической науки считается: Аристотель.

Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В.

Риторика относится к... Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве: Греция.

В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи, так как оно отражает для ритора содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи. В риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное. Обычное вступление «Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом... Смущает меня и содержание моего доклада. В нем очень мало места для философских рассуждений или психологических исследований.

Он, в сущности, касается вопроса педагогического, то есть вопроса о том — не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому я заранее прошу снисхождения, если этот доклад не будет вполне соответствовать строгому и стройному характеру трудов, к которым привыкло общество». Кони А. Общие черты судебной этики. Доклад на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 года. Кроме общих правил краткости, умеренности, уместности, соответствия предмету и постепенности, это вступление характеризуется следующими качествами: Во вступлении особенно проявляются не выражаются ораторские нравы — честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, или те этические качества, которые нужны ритору для правильного построения этического образа. В докладе А. Кони — это, в первую очередь, скромность, доброжелательность и предусмотрительность. В академической речи, которая произносится знаменитым юристом и государственным деятелем перед собранием интеллигентов, напротив, уместно подчеркивание скромности и доброжелательности. В речи А.

Кони проявляются и честность, как самооценка компетентности, и предусмотрительность, как указание на задачи доклада и характер его обсуждения. Ритор показывает основания своего обращения к аудитории с речью и стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества. Таким основанием может быть проблема или важность предмета. При этом достаточно распространены апелляции к авторитетам. Во вступлении, как правило, в неявном виде, указывается тип ценностной иерархии, которой следует ритор.

В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис. Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели. Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным. Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения. Что мы узнали? Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий