Выступление старообрядцев при петре 1 основные события

Ни одно из восстаний за годы правления Петра I не увенчалось успехом, и мятежники во всех случаях понесли наказание. Исключением стало только башкирское восстание, по итогам которого царь согласился пойти на ряд уступок, чтобы избежать повторения этих событий. Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей). Конспект по теме "Социальные движения при Петре I" для самостоятельного изучения и подготовки к контрольным, экзаменам и ГИА. Во время правления Петра I старообрядцы принимали участие в Астраханском восстании и движении Кондратия Булавина. Нередки были выступления крестьян-старообрядцев, а также акты самосожжения, ставшие высшей формой неповиновения мирским властям. Народные Восстания при Петре первом таблица. Народные движения в период правления Петра 1 таблица.

Учебник «История России», 8 класс. Параграф 9

Ее смерть вызвала резкий отклик в рядах старообрядцев и стала символом их борьбы против Петра 1. Петр 1 продолжал преследовать старообрядцев, но те продолжали выступать против его реформ. В конце концов, им удалось создать свой сектор в обществе и сохранять свои традиции и обряды в течение веков. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. В результате Петр 1 вынудил примереть к новшествам все большое количество старообрядцев, но значительная часть их осталась верна своим традициям. Несмотря на жестокость Петра 1 в отношении старообрядцев, нельзя отрицать значение его реформирования России.

Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа.

Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир. Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях — на Хамовном и Суконном дворах 1720 , когда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур 1722. Крестьянская война под предводительством Е. Усиление крепостного гнета привело к крестьянской войне. В этом движении приняли участие крестьяне, горнозаводские рабочие, казачество, народности Поволжья и Приуралья. Крестьянская война началась в 1773 г. Во главе ее встал донской казак Емельян Иванович Пугачев. В 1772 г. На Яике Урал к Пугачеву стали тайно сходиться казаки.

Отряд быстро рос.

Оно показало непримиримость двух противоречивых подходов к развитию страны — традиционного и современного. Также оно стало одной из причин, по которым старообрядчество продолжает существовать и сегодня, представляя собой важную часть русской культуры и религии. Период истории выступления старообрядцев при Петре 1 Деятельность старообрядцев в период правления Петра 1, известного также как Петровскую эпоху, оказала значительное влияние на историю России. Этот период представлял собой сложную и противоречивую эпоху, характеризующуюся сильными изменениями в политической и социальной сферах. Выступление старообрядцев при Петре 1 в своей сущности было проявлением протеста против реформ, проводимых Петром 1. Суть этих реформ заключалась в модернизации России по западному образцу, обновлении государственных институтов, военной системы, культуры и образа жизни.

В рамках этих изменений Петр 1 ввел ряд новых норм и законов, объединивших все сферы жизни государства. Однако старообрядцы, отстаивая традиционные ценности и веру, отвергли эти реформы и продолжали придерживаться старых обрядов и правил церковной жизни. Этот отказ от принятия нововведений стал поводом для преследования со стороны царского правительства. В результате многие старообрядцы были вынуждены уходить в подполье и бежать из страны, другие были арестовываны и подвергались пыткам и смертным наказаниям. Таким образом, период выступления старообрядцев при Петре 1 отличался крайней трудностью и опасностью для последователей Старого Ритуала. Эта борьба стала частью долгой истории противостояния новых и старых образов жизни, в конечном итоге оказавшей влияние на дальнейшую историю России и формирование ее культурного и религиозного ландшафта. События в контексте выступления старообрядцев при Петре 1 Эпоха Петра Великого была полна переломных событий в истории России.

Одним из таких событий стало выступление старообрядцев против реформ, проводимых Петром I. Старообрядцы — это определенное направление в православии, которое отказывалось от изменений, введенных Петром I в церковное и гражданское право. Их выступление было связано с протестом против нововведений, в частности, против изменений в обрядах, богослужениях и церковной жизни. Одним из самых известных событий, связанных с выступлением старообрядцев, была Кукольная война. В 1708 году в Москве старообрядцы, возглавляемые протопопом Аввакумом, восстали против новой церковной политики. Их протест привел к казни Аввакума и изгнанию других старообрядцев. Выступление старообрядцев вызвало серьезную реакцию Петра I.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма. У них всегда были длинные бороды? Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу».

До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. Как к старообрядцам относились в СССР? Старообрядческая молельная в посаде Лужки.

Фотография Е. Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами.

Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Другие приспосабливаются к современному миру. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным.

Народные восстания против реформ Петра I

Народные восстания против реформ Петра I 1705-1706 Астраханское восстание. ПРИЧИНЫ Черзмерные налоги, произвол царской городской администрации. Поводом послужил указ Петра I запрещающий носить бороды и русскую национальную верхнюю одежду. ИТОГ Подавлено царскими войсками.
Астраханское восстание - причины, участники и ход событий, итоги и последствия Заполните таблицу народные восстания при петре 1 религиозные выступления Религиозные выступления Выступления работных людей Причины и повод для выступления, состав участников, основные события, причины поражения, СРОЧНО!
Информация народные выступления при Петре I:black_flag: Coggle Diagram: народные выступления при Петре I:black_flag.
Выступление старообрядцев годы Петр I поручил подавление восстания Борису Шереметеву, но пытался уладить все миром, встретившись с представителем стрельцов. Этот жест царя вызвал раскаяние, но Шереметев все равно взял Астрахань штурмом.
Общественные движения в Петровскую эпоху | Таблицa Каковы были основные причины восстаний в России в первой половине XVIII в.? Назовите основные слои населения, которые принимали участие в восстаниях. Как вы считаете, была ли у Петра I возможность провести реформы, не вызвав недовольство в широких слоях общества?

Народные движения при Петре I

Реоигиозные выступления Причины и повод: старообрядцы мешали развитию страны Состав: старообрядцы (они же крестьяне) Основные события: запрет избираться на общественные должности Выступления работных людей. Бунашным веком называется период правления Алексея Романова. В 17 веке восставали практически все представители сословий. недовольство выражали и верующие. Причиной появления старообрядцев была реформа патриарха Никона в 1653 году. Выступление старообрядцев при Петре 1. Восстание старообрядцев при Петре 1. Основные события выступления старообрядцев. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Возле Москвы широко известны Гуслицы — обширная старообрядческая область к востоку от столицы, включавшая достаточно много сёл и деревень, а также такие города как Егорьевск и Воскресенск, населённая в основном старообрядцами-поповцами. Соловецкое восстание (1668-1676г.г.). Движение раскольников во время Московского восстания (1682г.). Выступление на Дону (70е-80е года столетия). Выступления старообрядцев проходили до конца века, даже когда на престол вступил Пётр I. 1. Религиозные выступления. Подготовили: Ржевский Владимир, Дубинин Богдан, Прохоров Рустам, Сомов Никита, Ксения Кузнецова, Шестель Ульяна. 2. Цель: Познакомиться с историей Религиозных Выступлений при правлении Петра Великого.

Выступление старообрядцев при Петре 1: исторические факты и последствия

Состав участников выступления старообрядцев? Эксплуатационных характер политики Петра I по отношению ко всем слоям населения и его стремление изменить русскую культуру вызвали ряд восстаний и бунтов.
Выступление старообрядцев 1716 Предлагаем вашему вниманию список основных народных восстаний при Петре 1 в виде таблицы. Название восстания, год.
Состав участников выступления старообрядцев? - История В период правления Петра I были изданы указы, по которым старообрядцы обвинялись в государственных преступлениях. Именно светская власть подвергала их уголовному наказанию.
Религиозные выступления при правлении Петра Великого Правительство в ответ издавало указы, ограничивающие права старообрядцев: им было запрещено избираться на общественные должности, а заключённый вне официальной церкви брак считался недействительным.

Пётр I и старообрядцы

Старообрядческие общины в основном были крестьянскими, и проповеди старообрядцев против царя-антихриста зачастую являлись причиной крестьянских восстаний. В 1800 г. для подчинения старообрядцев в Русской церкви было учреждено единоверие, допускавшее совершение богослужения по старопечатным книгам, но при сильном давлении на старообрядцев (особенно в 1850-х гг.) оно не смогло повлиять на развитие старообрядчества. После того как Пётр I (царь с 1682 года, самостоятельно начал править с 1689 года) провозгласил политику относительной веротерпимости в государстве, первый — мученический — период истории староверия закончился. Положение староверов несколько изменилось. карта «Российская империя в первой половине XVIII века Мультимедийный комплекс. Цель урока: познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века. Сталинцы (как назывались старообрядцы во время империи) начали открыто выступать против Петра 1. В 1706 году в Нижегородской губернии произошел бунт, в котором старообрядцы убили приблизительно 130 представителей царских властей. заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго участников:старообрядцы они же ые события:протест в виде церковного непослушания,пропаганда других религиозных тат:продолжаются акты.

Народные волнения в петровскую эпоху

Последние ответы Саша4079 28 июн. Международное положение надднепрянской Украины? Madamkris2002 27 июн. RustemMG 27 июн. Каким богам поклонялись Финикийцы? Arturnufer 27 июн. Если я не ошибаюсь, то Великое Московское княжествоосвободилось от нашествия Золотой Орды. В 1480 г.

Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича.

Они перестали молиться за него только в январе 1675 года, Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились. Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление. В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери, В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место — заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула. Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску.

Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее. Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам. Последствия выступлений старообрядцев Старообрядцы не были однородной политической или религиозной силой, между ними постоянно возникали противоречия, и на помощь Соловецкому монастырю никто бы не смог прийти.

В марте 1697 года в Москву прибыло 175 лучников, которые без разрешения покинули свой пост, чтобы «искать правду». Так как царь отсутствовал, не найдя поддержки со стороны бояр, военные передали их жалобы княгине Софии, которая по-прежнему не могла им помочь: она сама была в заточении.

А был ли бунт? До сих пор остается неизвестным: решила ли сестра Петра I вернуть власть, воспользовавшись недовольством лучников? Впоследствии многие из них под пытками признались в причастности к заговору с целью свержения законного монарха. Но эти показания, скорее всего, были самообвиняющими. Никаких настоящих писем царевны Софьи к лучникам или других документов обнаружено не было, да и сама она упорно отрицала все обвинения.

Так или иначе, вернувшиеся на позиции своих частей в начале апреля переговорщики из луков заявили товарищам по оружию, что царь Петр I полностью «онемечен», он уехал в Европу и, возможно, там погиб. В начале июня 1698 года «русские янычары» перебрались в Москву. Вышеупомянутый австрийский дипломат Иоганн Корб записал в дневнике, что москвичи испугались, когда узнали о восстании лучников. Хотя достоверных данных о том, что военные намеревались атаковать столицу, нет. Возможно, устав от бремени работы, беспорядка, задержек с мизерной заработной платой и разлуки с семьями, люди просто хотели вернуться домой.

Их менталитет не принимал очевидного факта: для царя они больше не привилегированные воины, а часть регулярной армии нового образца, где порядок и дисциплина являются наиболее важными вещами. Самовольно покинувшие место дислокации лучники автоматически стали предателями в глазах властей. В ходе переговоров представители стрельцов пытались убедить оппонентов в мирном характере своего протеста. Скажем, они идут домой за причитающейся им зарплатой, а затем готовы служить правителю, где он приказывает. Лучники отказались возвращаться.

Затем шотландский полководец Патрик Гордон, перебравшийся в Россию и пользовавшийся благосклонностью Петра I, приказал произвести артиллерийский залп по «русским янычарам». Лучники сдались. Дыба, плети, раскалённое железо Власти в России никогда не проявляли милосердия к тем, кого считали бунтовщиками. Руководители лучников были немедленно казнены: в июне 1698 года 56 человек были повешены на стенах Новоиерусалимского монастыря. Еще 140 солдат были избиты плетками и сосланы в Сибирь, а около 2000 «русских янычар» пополнили ряды сокамерников в различных тюрьмах и казематах.

Петр I вернулся из поездки по Европе в августе и решил, что следственные действия по делу участников беспорядков были недостаточно тщательными. По решению молодого царя в селе Преображенское начали действовать 14 а по некоторым данным — 20 приказов о пытках. Сюда в больших количествах стали привозить бывших лучников. Дергали за стойку, били плетками, пытали раскаленным утюгом, ломали пальцы не только мужчинам. Жены лучников, княгиня София и ее служанки были допрошены «с пристрастием.

Этим трагическим событиям посвящена 13-я глава книги Николая Костомарова «История России в биографиях ее главных героев». Многие исследователи были шокированы решением царских ставленников истязать стрелецких жен, которые не видели своих мужей с тех пор, как их отправили в Азовский поход. Эти женщины никак не могли участвовать в заговоре. Как установили историки, Петр I присутствовал при допросе своей старшей сестры, но остается неизвестным, пытал ли он лично бывшего правителя России. Затем княгиня была насильно пострижена в монахини и заключена в Новодевичий монастырь, где и скончалась в 1704 году.

Царю-реформатору было свойственно лично участвовать во всех государственных делах. Конечно, он не изобретал новых пыток, но по количеству замученных людей, многие из которых подвергались пыткам снова и снова пока не признались , подавление восстания стрельцов не имеет себе равных в истории России. Никогда ранее таким казням не подвергались все протестующие, обычно ограничиваясь только лидерами и зачинщиками. С особенным рвением королевские приспешники искали письмо царевны Софии к лучникам, которое могло бы послужить документальным свидетельством существования заговора. Они надеялись найти документ.

Маслова 2 раза тянули на стойку и получили 97 ударов хлыстом, Жуков пережил 4 боя стойкой и 99 попаданий. Кроме того, он был обожжен светящейся головой. Однако все эти показания, данные под пытками, не подтвердились. Письма от княгини Софьи лучники еще не получили. Палачи-добровольцы Учитывая характер 26-летнего Петра I, никого не удивило его решение казнить лучников.

В томе 14 академического издания говорится: «30 сентября была первая казнь: 201 лучников на колесницах Преображенский отнес к Покровским воротам; двое сидели в каждой колеснице и держали в руках зажженную свечу; жены, матери, дети с ужасными криками бегали за телегами». Однако самые первые казни произошли в селе Преображенское. По словам очевидцев, Петр I лично отрезал головы пятерым лучникам, а дальнейшие события были чрезвычайно кровавыми.

Причины и повод для выступления:востание было вызвано царским указом на запрет носить бороды и русскую одежду. Состав участников:стрельцы,солдаты,посадские и работные людиОсновные события:бунтовщики удерживали власть несколько месяцев. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьянеОсновные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск.

Волнения и восстания в правление Петра I

Mamasoni1 26 июн. Kamyshstas 26 июн. Что из перечисленного относится к последствиями отмены крепостного права в России? Гагра 26 июн. В краткой биографи.. При нем гос - во окончательно избавилось от зависимости от Золотой Орды и раздвигнуло свои границы.

Еще отроком Иван участвовал в походах против татар 1448, 1454, 1459 гг. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.

С конца 17 века старообрядцы практикуют массовые самосожжения и доведения себя до голодной смерти. Активного сопротивления со стороны старообрядцев не было. Итогом этого церковного явления было массовое переселение старообрядцев либо на окраины России, либо за ее пределы.

В 1698 году взбунтовались московские стрельцы.

Их цель была свергнуть Петра I за его модернизацию армии, которая им не нравилась. Они хотели воздвигнуть на престол царевну Софью, запертую в монастыре. Но Преображенский и Семеновский полки разбили армию бунтовщиков и прилюдно повесили около двухсот стрельцов. После бунта царь расформировал стрелецкое войско, но постепенно боеспособных вернули в строй. Астраханское восстание 1705-1706 гг. Агрессивная политика государства, в частности высокие налоги, а также произвол государственной власти послужили поводом к началу беспорядков в Астрахани, которое переросло в восстание.

Это многонациональный, пестрый город. Здесь проживали русские, армянские, бухарские, индийские, иранские купцы, которые в основном занимались промыслом рыбы. Особое недовольство у астраханцев вызвали брадобреи, которые насильственно сбривали бороды. Указ о запрете ношения бороды и национальной верхней одежды затронул и старообрядцев, которые также приняли участие в восстании. Кроме них участвовали в бунте солдаты и стрельцы. Услышав об астраханском бунте, царь Петр 1 пришел в ярость и направил отряд для ареста зачинщиков бунта.

Против повстанцев начал действовать лояльный царю донской атаман Лукьян Максимов. У городка Закотная 2 повстанцы Булавина встретились с лоялистами Максимова. Повстанцы разбежались, а сам Булавин отправился в Запорожскую Сечь, где зазимовал в городке Кодак 3. Оттуда Булавин стал слать «прелестные письма». На письма откликнулись на Украине, в Тамбовском, Воронежском и Борисоглебском уездах. Второй этап. В начале апреля 1708 года Булавин, уклонившись от столкновения с лоялистами Максимова, отправился с войском в Пристанский городок 4 , где повстанцев встречали как друзей. Здесь у Булавина было уже около 20 тысяч повстанцев. В это же время против повстанцев был собран и отправлен 32 тысячный карательный отряд царских войск.

К маю 1708 года повстанцы Булавина достигли Черкасска 5 , разбили лоялистов Максимова и захватили город. Свою армию повстанцы разделили на 3 части. Первая армия отправилась в Поволжье, взяла город Дмитриевск и осадила Саратов 6. Осада была неудачной, отряд увернулся к городу Царицын, который пал перед повстанцами 7 июня 1708 года. Второй отряд направился на Северский Донец и Слободскую Украину. Именно этот отряд первым встретился с превосходящими силами царского карательного войска, потерпев поражение под местечком Тор 7. Третий отряд под руководством самого Булавина отправился штурмовать Азов. Штурм Азова 8 6 июля 1708 года оказался неудачным. Воспользовавшись неудачей и опасаясь царской расправы, группа домовитых казаков составила заговор, во время которого 7 июля был убит атаман Булавин.

Войско донское присягнуло царю, а предводители восстания были казнены. Третий этап. После смерти Булавина руководство восставшими перешло к Игнату Некрасову, который оставался со своим войском в Царицыне. Он решил вернуться на Дон, оставив небольшой гарнизон в Царицыне. А 8 августа, вышедшие из Черкасска навстречу Некрасову царские войска разгромили повстанцев у Есаулова городка 10 , после чего Некрасов увел своих сторонников на принадлежащую крымским ханам Кубань. Сопротивление остатков повстанцев было подавлена лишь к ноябрю 1708 года. В чем проявилась специфика Башкирского восстания? Причинами Башкирского восстания 1705-1711 гг. Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу в 1704 году царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения.

Специфика Башкирского восстания была в стихийности и национальном характере восстания против всех русских людей. Во время восстания сотни русских деревень были разорены, а их жители проданы в рабство в Османскую империю. Объясните своими словами, с чем были прежде всего не согласны противники Петровских реформ. Не думаю, что противники Петровских реформ были против самих реформ как таковых. Разве кто-то может возражать против усиления мощи государства, повышения боеспособности ее армии, развития промышленности и торговли. Они были против методов, которыми эти реформы претворялись в жизнь. Ведь заплатить деньгами, трудом и своими жизнями за осуществления стремлений Петра I предстояло населению России. Зачастую люди готовы приять повышение налогов и повинностей в разумных пределах, если они понимают важность стоящих перед государством задач. Но когда эти поборы переходят грань разумного и становятся просто абсурдными, когда народ видит безумства чиновников, не удивительно, что степень протеста лишь возрастает.

Также противники реформ категорически негативно восприняли введение Петром иноземных порядков. Эти порядки не только нанесли народу оскорбление, но и раскололи российское общество. Могло ли одно из описанных в параграфе восстаний окончиться победой восставших? Свой ответ обоснуйте. Для того, чтобы восстание окончилось победой, нужны четкие и реальные цели. У всех описанных в параграфе восстаний такой цели не было. Они были больше похожи на стихийное вооруженное неповиновение. А восставшие зачастую просто желали, чтобы их оставили в покое. Можно, конечно, предположить, что у восстания Булавина мог быть потенциал, поскольку рано или поздно восставшие собирались идти на Москву.

Но сил у восставших было мало, а плана, как увеличить мощь войска не было вообще, как и единства восставших. Астраханское восстание даже такого потенциала не имело. Башкиры могли добиться своих целей, если бы получили от Османской империи реальную военную поддержку и смогли бы отделиться от России. Но этого не произошло. Так что нет, ни одно из описанных восстаний не могло окончиться победой восставших. Почему недовольная преобразованиями Петра I аристократия стала группироваться вокруг царевича Алексея? Группироваться — это сильно сказано. Возможно, недовольная реформами церковь и аристократия и хотела бы видеть своим лидером царевича Алексея, но каких-либо свидетельств организованной оппозиции мы не видим. Царевич Алексей не смог бы стать оппозиционным лидером, даже если бы и захотел.

Ведь по своей натуре он был полной противоположностью своего отца Петра. Он не проявлял рвения ни в военном деле, ни в государственном управлении. Он просто любил спокойную и бездеятельную жизнь. Поскольку Пётр I долгое время просто не замечал существования своего сына, Алексей был сильно привязан к своей матери, и просто не мог принять то, как Пётр I с ней обошелся, заточив ее в монастырь. Когда Пётр все же взялся за воспитание сына, Алексей ничем себя не проявил, разве только в изучении богословия, языков и наук проявлял усердие. Во всем остальном он был Петру бесполезен.

История. 8 класс

Какие были основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1? И итог этого восстания. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1716 году старообрядцы получили право жить наравне с остальными в общих поселениях.
Какие были основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1? И итог этого восстания. Выступления работников мануфактур при Петре 1. Выступления старообрядцев работников мануфактур.
Выступление старообрядцев основные события при петре 1 Петр I поручил подавление восстания Борису Шереметеву, но пытался уладить все миром, встретившись с представителем стрельцов. Этот жест царя вызвал раскаяние, но Шереметев все равно взял Астрахань штурмом.
Народные волнения в петровскую эпоху Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей).

11 вопросов о старообрядцах

Ознакомление учащихся с волнениями народного и социального движения в эпоху правления Петра 1. История России, Презентации, 8 класс, Социальные и национальные ция реформам. При Петре I принято несколько указов (1709, 1711, 1714), по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников», вменили обязанность платить двойную дань. 1711г. – подавление восстания. Выступление разных форм, вплоть до актов самосожжения, на протяжении всего Петра 1. Выступления разных форм на протяжении всего периода правления Петра 1: волнения на уральских заводах, побеги.

Народные восстания при Петре 1 (таблица)

Волнения вспыхивали у Смоленска, Нижнего Новгорода, Кинешмы и т. Только в 1711 г. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I.

Состав участников:стрельцы,солдаты,посадские и работные люди Основные события:бунтовщики удерживали власть несколько месяцев. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьяне Основные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск.

Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили.

Так, например, в 1880-х гг. В результате гонений, эмиграции и ухода на восток в первой половине XVIII века раскол был почти искоренен в средней и южной Великороссии, и главным районом распространения раскола стали окраины — север, восток и крайний юго-восток.

Основной границей между старообрядческими и нестарообрядческими районами была река Волга. К югу и западу от нее господствовала правительственная церковь , к северу и востоку были сильны старообрядцы. После 1763 г.

Старая русская столица, в своей не дворянской и не интеллигентской, а купеческой части стала культурным и экономическим центром старообрядчества. Распределение России на официально-православную и старообрядческую приблизительно совпадало в XIX веке с ее делением на крепостную и не крепостную части. Там, где крепостное право было особенно сильно, старая вера была искоренена без остатка.

Особенно энергично были проведены никоновские реформы в тех районах, где господствовала система барщины: в черноземной южной полосе Великороссии и частично — в средней. Средняя полоса, где крепостные платили помещику оброк, давала больше свободы крестьянской инициативе и оказалась смешанным регионом и в религиозном отношении. В Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Московской, Тверской, Новгородской губерниях раскол сохранил довольно сильные позиции и на первых порах был самым массовым исповеданием.

Север, частично Заволжье и Сибирь, которые почти не знали крепостного права, являлись, как мы видели, главными старообрядческими районами России. Свободный казачий юго-восток точно так же остался в массе верен старой вере. Среди уральских казаков в 1890 г.

При этом, по словам казачьего статистика Бородина, число православных было даже меньше одного процента 1048. Терские, или гребенские казаки тоже были почти сплошь старообрядцами. Не менее половины донских казаков тоже были старообрядцами, и их популярные атаманы во главе с Платовым всегда бережно относились к старообрядческой церкви и традиции.

Движение раскола началось и поныне остается чисто великорусским народным явлением. Основная масса старообрядцев проживала и проживает на территории старой Великороссии, бывшего Московского царства и на землях, заселенных позже почти исключительно великорусским населением. Многочисленные и сильные старообрядческие общины в Польше, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Турции, Австрии, Румынии были целиком великорусского происхождения и прозелитизмом среди невеликоруссов не занимались.

Случаи перехода в старообрядчество невеликоруссов, например, белорусов, украинцев, вотяков, мордвы, известны например, совращение хохлов 1049. Среди последователей Феодосия можно найти немало западноруссов и даже поляков 1050. Но число подобных случаев ничтожно, что и понятно: старообрядчество было движением защиты великорусских церковных принципов против иностранных еретических влияний и связано с идеей исключительной миссии русского Московского то есть великорусского православного царства.

Тесная связь старообрядчества, особенно его поповской ветви, с движением боголюбцев видна из того, что Верхнее Поволжье, где началось движение боголюбцев, с самых ранних времен раскола стало главной областью почти сплошь старообрядческого населения. Нижний Новгород, Романов-Борисоглебск, Кострома, Ярославль, Керженские леса — все это районы сплошного старообрядческого заселения. Здесь проповедовали Неронов и Аввакум, их друзья-боголюбцы, и здесь еще и теперь, в 1950-х гг.

В 1666 г. Посланный в Нижний Новгород епископ Филарет нашел всю епархию зараженной расколом 1053. Очень помог расколу митрополит Исайя 1699—1707 , сам оказавшийся его тайным сторонником и отстраненный по доносу Мусина-Пушкина 1054.

В 1720-х гг. Мещерский, муромский воевода В. Кафтырев и, несколько позже, казанский губернатор Артемий Волынский поддерживали староверов 1055.

Деятельность Керженца, ставшего старообрядческим центром с самого начала раскола, свидетельствовала о симпатиях населения к старой вере, а в 1718 г. Так как мужское население, а при подсчетах и переписях всегда исчислялось только мужское население, во всей Нижегородской губернии было в это время 437 057 человек, включая и детей 1058 , то, видимо, число только учтенных раскольников составляло не менее половины всего населения. Надо думать, что процент старообрядцев здесь был все же еще выше, так как границы епархии были меньше границ губернии, а при своем подсчете Питирим вряд ли принимал во внимание несовершеннолетних и детей.

Подсчеты старообрядцев в Нижегородской, Костромской, Ярославской губерниях при Николае I показывают, что и после двух столетий существования раскола число старообрядцев в Верхнем Поволжье даже в процентном отношении не уменьшалось, а, скорее, увеличивалось 1059. В 1852 г. В самом начале XVIII века даже сам нижегородский митрополит Исайя оказался сторонником раскола и был отрешен от должности по доносу Мусина-Пушкина 1061.

Особо зараженными расколом были уезды Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца, Городца и Ярополча, в которых число старообрядцев исчислялось десятками тысяч в каждом 1062. Глава I. География и социальный состав раскола 1.

Статистика Одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола, является вопрос определения численности старообрядцев в России. Конечно, ввиду отсутствия в Советском Союзе статистики религиозных организаций и принадлежности к тем или другим вероисповеданиям, мы не можем определить количество старообрядцев в нынешней России.

Собрав значительные силы, восставшие заняли Черкасск, затем разделились и направились к Изюму, Саратову и Азову. Неудача Булавина под Азовом вынудила его вернуться в Черкасск, где он был убит. Однако после смерти предводителя сопротивление продолжалось до 1709 г. Народные выступления поднимали старообрядцы, работники мануфактур и многие другие. Самой распространенной формой протеста было бегство. Реформы Петра вызвали непри-ятие и у аристократии, видевшей в них разрушение привычного уклада жизни.

В начале царствования Петра лидером недовольных была его сестра Софья, после ее заточения в мона-стырь противники реформ стали группироваться вокруг сына царя Алексея. Царевич не поддерживал курс отца, и в 1716 году бежал из России в Австрию, где искал поддержку в борьбе с отцом. Но план Алексея не удался. Вскоре он был возвращен в Россию, предстал перед судом и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме. После этого Петр I изменил порядок престолонаследия. В 1722 году был подписан указ, по которому царь мог назначить себе любого преемника вне зависимости от степени родства. Однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в 1725 году, он скоропостижно скончался.

Реформы Петра I коснулись всех сословий и сфер общественной жизни. Они буквально перевернули Россию, поставив ее в один ряд с европейскими державами. Но большие перемены дались очень большой ценой, из-за чего постоянно вспыхивали восстания и недовольства. Жизнь простого человека не изменилась к лучшему, а лишь дополни-лась новыми податями и тяготами. Термины и понятия: Табель о рангах — законодательный акт, определявший порядок прохождения службы Рекрутская повинность — система комплектования рус. Городской Магистрат — выборное городское управление, ведавшее судебно-административными и податными делами города Святейший синод — один извысших государственных органов в России в 1721—1917 гг. Ведал делами Православной церкви толкованиерелигиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретикамии раскольниками. Арсентьев Н.

История России. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях.

Пётр I и старообрядчество

В настоящее время численность старообрядцев, как и вообще верующих в России, не поддается точному исчислению, но во второй половине XIX века такой знаток вопроса, как П. Мельников Андрей Печерский, сам бывший в молодости чиновником — специалистом по старообрядчеству полагал, что они составляли около трети всего великорусского населения. Их высокой духовной, социальной и экономической активностью. Они не только с успехом проповедовали свое учение, были сплочены в крепкие организации и общины, но в значительном большинстве случаев были экономически более успешны, чем русское православное население. Вернадский отмечал, что среди сорока богатейших москвичей, дельцов Москвы, тридцать были староверами. И почти во всей России, особенно на ее востоке Заволжье, Урал, Сибирь , экономика была главным образом в их руках. Старообрядцы лучше сохранили старый русский быт, фольклор и прикладное искусство старой Московской Руси того времени, когда они отделились от господствовавшей русской патриаршей церкви. Поэтому антропологическое изучение их быта часто дает нам, хотя бы частичное представление о том, чем была русская жизнь XVII века. Почему и как старообрядцы отошли от русской государственной церкви XVII века? Это произошло в 1650—1660 гг. В 1652 г.

Помимо этого, Никон ввел и ряд других изменений в обряд и в церковную службу. Он не сознавал, что ни русские, ни греки, ни сам Никон не знали истории и происхождения ряда церковных обрядов и истории литургики. Авторитарный и упрямый патриарх Никон смог убедить царя и большинство иерархов зависевшего от него епископата, что его нововведения являлись лишь исправлением ошибок, сделанных русскими в течение ряда веков. В 1666—1667 гг. Очень значительная часть клира, монахов и прихожан не пошли за постановлениями собора, продолжали придерживаться старого обряда и за это были исключены из церкви. Эти традиционалисты или, как они себя называли, староверы, или старообрядцы, подверглись преследованиям со стороны правительства и иерархии и, избегая наказаний и преследования, стали уходить из центра страны и городов в менее доступные контролю властей части страны. Это движение началось уже в конце XVII века, особенно усилилось после казни в 1682 г. Север Это движение из центров и больших городов прежде всего охватило север России. Там, главным образом, были активны так называемые беспоповцы, то есть те староверы, которые считали, что после собора 1667 г. Наиболее радикальные из них считали, что, вообще, настоящая христианская жизнь стала невозможна и поэтому надо уходить из жизни.

Это они и делали, сжигая себя большими группами под священные песнопения. Менее радикальные, считая, что священство невозможно, начали основывать свои полумонашеские общины. Уже в 1690-х гг. На северо-западе центром старообрядчества стал сначала Новгород, где некий Феодосий Васильев развил духовно весьма радикальное движение так называемых беспоповцев-"федосеевцев». Когда местные власти начали их преследовать, то Феодосий Васильев в 1696 г. Вокруг Невеля стало селиться все больше и больше эмигрантов-беспоповцев, и там Феодосий создал первое заграничное старообрядческое поселение беспоповцев-бракоборцев. Юго-запад Если беспоповцы организовывали свои центры по преимуществу на Севере и частью уходили оттуда за границу и на восток, к Уралу и в Сибирь, то поповские поселения стали возникать на юго-западе и юге. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за границу Московской Руси, в заселенные тоже русскими южные области Великого княжества Литовского. Так, в 1690-х гг. Местное русское население относилось к ним вполне приязненно, а польские паны были рады, что тамошние полесские болотистые земли и леса заселялись заграничными и предприимчивыми старообрядцами, и оказывали им даже помощь, легализируя их поселение.

Связь Ветки с Россией облегчалась тем, что русско-литовская граница лежала в густых, малопроходимых и малоохраняемых лесах Гомельщины и Стародубья. На две трети столетия Ветка стала главным центром старообрядцев-поповцев, откуда они неоднократно делали не очень удачные попытки восстановить свою старообрядческую епископскую иерархию. Немало поповцев прошло дальше на юго-запад, поселившись на Волыни и в Подолии. Ветка процветала до 1760-х гг. Для того, чтобы закончить этот краткий обзор миграции старообрядцев-поповцев на запад, необходимо отметить, что много позже, при императоре Николае I, группа поповцев основала в 1820—1830-х гг. Здесь они устроили свою типографию, издавали свой журнал и книги. Основателем типографии, в которой издавались не только богослужебные книги, но и ряд полемических изданий, был Константин Ефимович Голубев. В своем журнале он развивал православную, хотя и со старообрядческим уклоном, национальную русскую идеологию, очень часто полемизировал с лондонской группой эмигрантов во главе с Герценом и Огаревым. Его мировоззрение даже отразилось на мышлении Ф. Другим из руководящих деятелей этой общины был так называемый Павел Прусский Леднев , занявшийся упорными розысками епископа, который согласился бы возглавить поповцев и восстановить старообрядческую иерархию.

Это ему удалось в 1846 г. На некоторое время центром поповцев стал городок Белая Криница в Буковине, где и проживал Амвросий, но затем руководство поповцами-старообрядцами перешло в Москву в Рогожскую общину так называемое Рогожское кладбище , где оно пребывает и до сих пор.

Чиновники ввели 72 новые статьи налогов. Издеваясь над башкирами, они оскорбляли их национальные и религиозные чувства.

Слайд 10 Башкирское восстание Возглавили восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство. Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство. Лишь в 1711 году царским властям удалось подавить это выступление Слайд 11 Религиозные выступления Проводившиеся в стране реформы предполагали ещё больший отход от многовековых традиций. Царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

Проповеди старообрядцев, зачастую являлись причиной новых крестьянских вступлений. Слайд 12 Религиозные выступления При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. На протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян - старообрядцев против властей.

По-прежнему распространённым явлением были и их самосожжения. Слайд 13 Выступления работных людей По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, и многомесячного отрыва от дома. Слайд 14 Выступления работных людей Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах.

Наиболее распространённой формой протеста были побеги. Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских мероприятиях, тогда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур 1722.

Улица Лизы Чайкиной 256 Обратная связь Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте.

Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте.

В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем. С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий