Выступление маяковского

Фильмы и Кинохроника на "Канале История" «Канал История» Приглашае. Выступления на диспуте«Леф или блеф?» (стр. 325). Стенограмма диспута (БММ и, неполностью, ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.

Как Маяковский отменил культуру, любовь и все остальное

Пробыл он у нас около часа, заторопился и сказал, что ему очень не хочется от нас уходить. Мы ему тут же отдали штук 6 или 7 более удачных набросков, а к вечеру я напечатал с десяток фотоснимков и отослал ему за час времени сделать десяток фотографий на аппаратуре того времени - это довольно много - О. Один из этих снимков из его архива был помещен в «Вечерней Перми» в связи со статьей Евгения Раппопорта «Хочу приехать в Читу». Старейший фотограф Перми М. Скандальные выступления Маяковского-футуриста в желтой кофте были известны по всей России, только вот, когда это было-то? В 1913-1914 годы. Тем более что и желтой-то ее называли не верно. Она была в черно-желтую полоску, только не поперечную, как символ фирмы «Билайн», а продольную с черным воротником и черным бантом. Футуристические выступления и кофта эта в свое время наделали столько шума, что московская полиция запретила Маяковскому выступать в ней перед публикой. По словам Корнея Чуковского у входа в Политехнический «стоял пристав и впускал Маяковского только тогда, когда убеждался, что на нем был пиджак. А кофта, завернутая в газету, была у меня под мышкой.

На лестнице я отдавал ее Владимиру Владимировичу, он тайком облачался в нее. При сравнении выступлений в Харькове в 1913 и 1926 годах Ю. Олеша оставил такие сравнения: «Я был уверен, что выйдет человек театрального вида, рыжеволосый, почти буф-фон... Совсем иной человек появился из-за кулис! Безусловно, он поразил тем, что оказался очень рослым; поразил тем, что из-под чела его смотрели необыкновенной силы и красоты глаза... Но, в общем, обычного советского вида несколько усталый человек... Два пермяка, С. Баев и М. Кузнецов, рассказали о выступлениях Маяковского в желтых одеждах: джемпере и шелковой кофте, чего не было в других городах, но ведь в других городах не было рядом футуриста Василия Каменского, вместе с которым проходила бесшабашная юность. Баев писал: «Знали мы и его личных друзей в Перми, людей интересных и разносторонних: поэта Василия Каменского, директора оперного театра Сергея Келя и директора Пермского художественного техникума Петра Ивановича Субботина-Пермяка еще одна связующая ниточка с художественным техникумом - О.

Они, собственно, и организовали этот приезд Маяковского в Пермь и повсюду сопровождали его в выступлениях»25. Возможно, они и организовали его переодевания? Только вот, как М. Кузнецов видел его в желтой кофте, а П. Половодов фотографировал его в библиотеке с журналом в руках - в пиджаке? На опубликованных «свердловских» фотографиях, - одна, где Маяковский около стола с графином, другая в редакции газеты «Уральский рабочий» правда, под этим названием публикуются разные фотографии: за большим столом в окружении большой компании и в шапке с небольшой группой людей - Маяковский в пиджаке. На двух «пермских» - одна - в пиджаке с журналом в руках, другая - в пальто. Но существует и третья фотография П. Половодова, не опубликованная. О фотографиях М.

Кузнецова и рисунках студентов-пермяков совсем ничего не известно. Кузнецов не говорит когда и с кем, он передал фотографии. Но, если среди многочисленных записок сохранилось записка М. Кузнецова, то, как Маяковский, который, по сведениям биографов, был аккуратен во всем, да и сам, при этом, был художником, не сохранил рисунки, переданные ему в руки? Есть еще одно противоречие. Кузнецов написал свое письмо в ответ на статью С. Баева, опубликованную в «Молодой гвардии» от 18 июля 1973, ответ Кузнецову из редакции датирован 4 сентября. Но в той же газете от 8 марта за 1973 год в статье Ю. Надеждина уже сказано: «Он Маяковский был гостем заведующего фотокабинетом Пермского художественного техникума Кузнецова, пригласившего поэта, чтобы сделать его фотопортрет. Теперь эта великолепная работа, быть может, один из лучших портретных снимков Маяковского, широко известен автор П.

Половодов »26. И к статье Ю. Надеждина опубликована фотография Маяковского с журналом в руках. Это что же получается, П. Половодов фотографировал у Кузнецова? Я не подбирала публикации с противоречиями. Других просто нет. Что ж, не будем уподобляться по меткому выражению Маяковского «Дамочке с поросенком в горле» и «визжать» на страницах журнала о каких-то неточностях. Ведь и в подробных исследованиях свердловчан отмечается художественный вымысел самого поэта. Не существовало реального Ивана Козырева, получившего квартиру с ванной, да и квартиру-то в Свердловске для него еще не построили, а Маяковский видел лишь строительство.

Не нашел Маяковский с Парамоновым могилы царской семьи, а Маяковский описал место под кедром, и кедры там не растут. К тому же, это так красиво: чтение стихов поэмы «Хорошо! Тем более, что написать я хотела не о «поросенке», а о фотографии П. Половодова Маяковского в пальто с шалевым воротником, а воротник оказался английским; о пирожках с медвежатиной, на которые польстился поэт в семье Анатолия Ивановича Парамонова - тогда, в 1928, председателе Горсовета Свердловска, а позднее, занявшего такую же должность в Перми; о том, что, приехав в Свердловск, Маяковский опубликовал свое новое стихотворение «Три тысячи и три сестры», а ведь в Перми живет эта красивая легенда.

Заглядевшись на них, художник предложил написать портрет поэта.

Маяковский легко согласился и в назначенный день пришел позировать… с обритой головой. Репин был в шоке и, конечно, расстроился страшно. Втроем веселее Говоря о скандальных моментах биографии Маяковского, конечно, нельзя не упомянуть Лилю Брик. Маяковский закрутил с замужней Лилей роман, а потом переехал к ней и ее мужу Осипу. И хотя в то время в обществе нередко ходили свободные взгляды, такое сожительство не могло не поразить современников.

Да и самим влюбленным было нелегко — Лиля вспоминала, что когда она уединялась с Осипом, Маяковского приходилось запирать на кухне, где он кричал, скребся и плакал. А когда Лиле хотелось посидеть с друзьями — бесновался и крушил мебель. Но ничего — жили. И за границу ездили все вместе, как одна семья. Важно не участие, важна победа Маяковский обожал азартные игры, но играть с ним был готов далеко не каждый.

Дело в том, что поэта интересовала не сама игра, а сладкое чувство победы.

Читка была поставлена в рамках фестиваля библиотеки имени Маяковского «Маяковский. Режиссер: Екатерина Шихова, выпускница мастерской А. Режиссерские работы: «Речи немых» МХТ им. Композитор: Виталий Корбесашвили. Продюсер: Анастасия Задорожная.

Сегодня, 5-го, я обратился к секретарше: «Печатается? В полиграфическом отделе».

Может быть, ценою еще полугодового хождения я бы и мог заработать этот «крестик», но карьера курьера г-на Вейса мне не улыбается. Я не проситель в русской литературе, а скорее ее благотворитель. Ведь культивированный вами и издаваемый пролеткульт потеет, переписывая от руки «150 000 000». И в конце концов мне наплевать, пусть книга появляется не в подлиннике, а плагиатами. Но неужели среди вас никто не понимает, что это безобразие? Маяковского в коллегию Госиздата, 5 ноября. Для артиста Вит. Лазаренко написан текст циркового представления «Чемпионат всемирной классовой борьбы».

Лазаренко, 1939. Середина ноября. Выступление в Большой аудитории Политехнического музея на вечере «Суд над русской литературой». Озлобленный совсем по-детски, он зачем-то рванул на себе галстук, взъерошил припомаженные, блекло-золотистые кудрявые волосы, закричал звонким и чистым, тоже сильным голосом, но иного, чем у Маяковского, тембра: — Не мы, а вы убиваете поэзию! Вы пишете не стихи, а агитезы! Сейфуллина, 1941. Выступление в Доме печати на диспуте о драматургии Луначарского. Вы ошибаетесь: поэта нельзя принудить, но сам себя он может принудить» Из стенограммы выступления В.

Брюсова «Поэзия и революция». В литературе материал — слово. Необходимо революционное отношение к материалу. Язык развивается с жизнью и иногда отстает от нее. Тогда возникает несоответствие материала поэзии остальной жизни... Поэзия воспринимается только через современность. Самое революционное содержание не может быть революционным без революционного подхода к слову» Запись А. Выступление в Петрограде в Доме искусств с чтением поэмы «150 000 000».

Кто не слышал его декламации, тот не знает его поэзии, или знает ее во всяком случае наполовину... Некоторые вещи Маяковского неизменно производили в его чтении сильнейшее действие. Мне вспоминается одно выступление Маяковского в 1920 или 1921 году в петербургском Доме искусств. Публика, собравшаяся его слушать, была наполовину буржуазной, наполовину интеллигентной... Настроение в зале было откровенно враждебное. Большевика Маяковского рады были бы освистать. Получилась бы, кстати, безопасная демонстрация: кто же может запретить освистать выступающего поэта, если его вещь публике не нравится! Но свистать не пришлось.

Все были взволнованы» В. Начало декабря. Во время пребывания в Петрограде прочитал для фонографической записи в Институте живого слова стихотворения «Необычайное приключение... Выступление на митинге в клубе им. Татлина были представлены фотографии модели памятника. Маяковский восторженно приветствовал «первый памятник без бороды» Н. Харджиев, 1975. Выступление на «Центральной арене Пролеткульта» на диспуте о пролетарском творчестве и футуристах.

Лебедев-Полянский доказывал, что между футуристами и комфутуристами нет, в сущности, никакой разницы: и те и другие одного поля ягоды. И те и другие порождение отжившей буржуазной, мещанской идеологии. Оппонент Маяковский дошел до того, что вскочил на сцену и стал угрожать докладчику кулаками за его якобы оскорбительные выражения» Коммунистический труд. Маяковскому предлагают принять участие в проектируемом театре политической оперетты. Маяковский согласился принять участие в работе над новым, политически актуальным текстом к «Прекрасной Елене» Оффенбаха. Проект этот остался неосуществленным. Маяковский участвует в первом организационном собрании ассоциации коммунистов-футуристов Комфут. По сохранившемуся черновику протокола участники признали необходимым создать организацию комфутов, разработать программные тезисы и устав.

Репетиции проходили с большими трудностями. Театр не отапливался. Репетировать на сцене было невозможно. Репетировали в комнате, где дымила буржуйка. Материалы и краски, заказанные в феврале, стали поступать перед самой премьерой. Устройство диспута было вызвано борьбой вокруг «Мистерии-буфф», которая продолжалась и в процессе постановки. Словом — репетиции продолжались» В. Разговор Б.

Малкина с В. Лениным о Маяковском. Малкин получил согласие Ленина прослушать «Мистерию-буфф» в чтении автора. Лениным коммуны студентов Высших художественно-технических мастерских. Пушкина читаете? Ильич улыбнулся. После этого Ильич немного подобрел к Маяковскому. При этом имени ему вспоминалась вхутемасовская молодежь...

Молодая гвардия. Последние числа марта. Конец апреля. Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность. По-моему, печатать такие вещи лишь 1 из 10 и не более 1500 экз. А Луначарского сечь за футуризм Из записки В. Ленина — А. Мы начнем с того, что мы в этом...

У ста пятидесяти миллионов населения сов. России достаточно своих губ, чтобы говорить о себе... Маяковский не понимает и понять не может" В. Красная новь. Печать и революция. Немедленно Мейерхольд, я и ячейка театра двинулись в МК. Была назначена комиссия под председательством Драудина. Драудин, которому, очевидно, незачем старые литтрадиции, становился постепенно на сторону вещи и под конец зашагал по комнате, в нервах говоря одно слово: — Дуры, дуры, дуры!

Это по адресу запретивших пьесу» В.

Во весь голос

Замысел пьесы был подсказан Маяковскому задуманным летом 1917 года спектаклем петроградского Народного дома. Там было решено поставить как спектакль политическое обозрение, текст для него заказали Маяковскому. А в автобиографии поэта замысел «Мистерии-буфф» отнесен к августу 1917 года. Нардомовский спектакль не состоялся, по-видимому, помешали июльские события, но идея революционной пьесы-обозрения захватила Маяковского. Октябрьская революция подсказала основной сюжет, «чистые» и «нечистые» из мифических персонажей обрели черты революционной реальности. А главным персонажем пьесы выступает Человек.

Вспомним: в трагедии «Владимир Маяковский» главную «партию» вел Поэт, он выступал как пророк и как утешитель. А в «Мистерии» - Человек просто. Во второй редакции - Человек будущего. Он ничем не выделяется среди людей и не занимает ведущего места как действующее лицо, но он выражает их чаяния, он разоблачает нагорную проповедь, он выражает идею бунта и провозглашает революционную правду, указывает путь к «земному раю». Новаторской чертой пьесы стало появление коллективного героя, ибо «нечистые» - это и есть обобщенный образ восставшего народа, массы, в которой пробудилось революционное сознание.

Такой пьесы современный Маяковскому театр не знал. И не только в России. Разумеется, пьеса Маяковского написана не в полном отрыве от традиций. Критика совершенно справедливо напоминала про древний эпос, связь с ним пути «нечистых» в поисках земли обетованной сказания о странствиях: «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, а также «Лузиада» Камоэнса. Близко к нам - это, конечно, странствия в поисках правды некрасовских мужиков «Кому на Руси жить хорошо».

Но Маяковский решительно переосмысливает эти традиции, пронизывая «Мистерию» пафосом революционного переустройства мира. Чтобы понять, сколь неукатанным, сколь насыщенным противоборством, непониманием или враждебным неприятием был путь Маяковского, надо упомянуть о том, что вторая постановка пьесы тоже не обошлась без борьбы. Уже в конце репетиций комиссия Московского губполитпросвета во главе с К. Ландером вынесла решение: «ввиду огромных затрат и вредоносности пьесы, таковую прекратить», а театр закрыть. Группа литераторов в их числе А.

Это тоже была попытка помешать постановке. Состоялся даже традиционный диспут на тему: «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»? В борьбу за пьесу включился Луначарский. А Маяковский пригласил на чтение пьесы товарищей из ЦК и МК, из Рабкрина Рабоче-крестьянская инспекция , которые прекрасно приняли пьесу. Перед самой премьерой была еще одна попытка снять спектакль, и снова его создателям пришлось обращаться в МК...

Премьера спектакля прошла триумфально. Театровед А. Февральский, присутствовавший на ней, пишет, что исполнение «Интернационала» с новым текстом Маяковского в финале было покрыто восторженной овацией. Зрители бросились на сцену и буквально вытащили из-за кулис автора, режиссера, актеров. Маяковского и Мейерхольда подхватили на руки и стали качать.

Так было после первого представления «Мистерии». Но это не означало полного и безоговорочного признания спектакля. В нем были недостатки постановочного характера, не все исполнители прониклись духом пьесы, уловили ее стиль. Однако большая часть публики и на следующих представлениях с энтузиазмом реагировала на то, что происходило на сцене. Ей нравилась политическая острота многих эпизодов, нравилось узнавать прототипов и реальную подоплеку событий, то есть то, что как раз вызывало протест другой части публики.

Меньшевичка Перемешко была оскорблена тем, что Маяковский окарикатурил представителя ее партии, и на этом основании выступила вообще против постановки пьесы. Письменный опрос зрителей показал, что и демократическая часть публики не полностью приняла спектакль, некоторые зрители заявили о «непонятности» его формы, но решительно поддерживали политическую направленность. Публика другой классовой принадлежности высказала свое отрицательное отношение как раз к содержанию. Споры о спектакле выходили и на страницы газет. Футуристическая оболочка, приданная ему на сцене, все-таки мешала более полному контакту с массой зрителей.

И три раза феерическим зрелищем на немецком языке в цирке, в дни Третьего конгресса Коминтерна. Перевод «Мистерии» на немецкий язык делала Р. Это был слегка сокращенный вариант, с новым прологом, обращенным к делегатам конгресса. Для постановки по всем театрам искали актеров, говоривших по-немецки, и они с восторгом откликались на это предложение. Ведь речь шла о выступлениях перед делегатами конгресса Коминтерна, представителями рабочего класса многих стран мира.

Репетировали по ночам, после окончания спектаклей в своих театрах, репетировали с огромным увлечением и опять-таки нередко при участии самого Маяковского. Успех был полный. Особенно бурно реагировали на происходящее на сцене немецкая и австрийская делегации. Автора, как водится в таких случаях, долго вызывали. Он вышел необычно смущенный, чтобы благодарным поклоном ответить на приветствия столь непривычной для него и столь уважаемой публики.

Постановку в цирке осуществлял другой режиссер - А. Он задействовал в спектакле 350 актеров, придав ему характер массового феерического зрелища. Для художественной интеллигенции Москвы, проявившей большой интерес к этой постановке, были показаны две официальные генеральные репетиции, проходившие с большими антрактами, ночью, после окончания спектаклей в театрах. Репетиции шли в переполненном цирке на Цветном бульваре. В антрактах актеры прогуливались вместе со зрителями в просторных фойе цирка и обсуждали постановку.

В обсуждениях участвовал и Маяковский. А на одном из спектаклей присутствовал К. По свидетельству участника постановки С. Михоэлса, свежесть, стремительность, ритм спектакля захватили его. Причем борьба иногда носила очень подлый характер со стороны его противников, с расчетом вывести Маяковского из равновесия любым способом.

В течение многих месяцев, например, ему не платили гонорар за пьесу, возвращали заявление со словами: - Не платить за такую дрянь считаю своей заслугой. Поэт потерял полтора месяца на разговоры об издании и два с половиной месяца на «хождение за заработной платой» и после этого обратился в юридический отдел профсоюза. Маяковский жаловался в письме к Н. Чужаку: «Здесь приходится так грызться, что щеки летают в воздухе... Не считайте изложенное в заявлении за исключение: таких случаев тыщи.

Со «150 000 000» было так же, если не хуже. Месяцев 9-10 я обивал пороги и головы. Уже по отпечатании была какая-то «ревизия» и «выемка»: кто, мол, смеет печатать такую дрянь, когда на Немировича-Данченко бумаги не хватает! Суд принял постановление, очень характерное для общественных отношений начала двадцатых годов. Он постановил немедленно уплатить гонорар Маяковскому, а также признал виновными членов коллегии Госиздата Д.

Вейса и И. Скворцова-Степанова и лишил их права быть членами профсоюза в течение шести месяцев с объявлением выговора в печати. Госиздат обжаловал приговор. Скворцов-Степанов был оправдан, а Вейсу была поставлена на вид недопустимость проявленного им небрежного отношения к своим обязанностям. Членами профсоюза они остались.

Только по рассмотрении иска на двух заседаниях суда при МГСПС поэту был выплачен причитавшийся ему гонорар, и он «свез домой муку, крупу и сахар - эквивалент строк». Здесь, пожалуй, надо сделать небольшое отступление. Первоначальный приговор суда не имел под собой юридической основы, и на это, в связи с другим аналогичным делом, обратил внимание В. Для Ленина важен был, конечно, юридический прецедент, компетенция дисциплинарного суда, а не иск Маяковского или другого человека по аналогичному делу, и он как юрист, как Председатель Совнаркома, проявил заботу об упорядочении и соблюдении законодательства. Но для врагов Маяковского представился уникальный случай: Ленин недоволен «делом Госиздата», где фигурирует имя Маяковского!

И журналист Л. Сосновский, один из самых яростных очернителей поэта, публикует фельетон «Довольно маяковщины». Фельетон грубый, оскорбительный, обвиняющий Маяковского в халтуре, в стяжательстве, в получении «фантастических гонораров» и т. Фельетон был опубликован как раз в день пересмотра судом дела, но суд, несмотря на это выступление, удовлетворил законное требование поэта об оплате его труда. А удар все-таки был нанесен.

И горько, конечно, что привычный ко всякого рода злобным выпадам Маяковский все же должен был кого-то уверять, кому-то доказывать: «Труд мой любому труду родствен», - и жаловаться на износ души... Не случайно он в это время сетует Асееву: «Вы просите песен, их нет у меня... Полтора года я не брал в рот рифм пера в руки, как Вам известно, я не брал никогда ». Плакаты отнимали все время. К сожалению, не состоялась встреча Маяковского с В.

Малкин получил согласие Ленина послушать «Мистерию-буфф» в чтении автора, так как предполагалось поставить пьесу для X партсъезда. Затем было решено подождать постановки. Но спектакль не был поставлен к партсъезду март 1921-го : премьера состоялась 1 мая. По окончании гражданской войны оживилась культурная жизнь не только в столицах, но и по всей стране. Одна за другой - в бесчисленном количестве - появлялись группы и группочки, объединения, ассоциации, «центры», заявлявшие миру о своем присутствии шумными декларациями, платформами, программами, лозунгами.

Некоторые из них претендовали на то, чтобы монопольно представлять искусство Страны Советов и ее культуру в целом Пролеткульт. Особой пестротой течений и группировок выделялась поэзия. В 1918 году в Москве был создан Всероссийский союз поэтов под председательством В. Каменского затем его сменил на этом посту В. Маяковский вместе с Брюсовым, Бурлюком и Шершеневичем входил в состав правления.

Первоначальный состав союза - около восьмидесяти членов - дробился на множество группировок! Тут были неоклассики, реалисты и неореалисты, неоромантики, символисты, акмеисты, неоакмеисты, футуристы и неофутуристы, центрифугалы, имажинисты, экспрессионисты, презентисты, акцидентисты, ктематики, беспредметники, ничевоки, «поэты вне школ», иллюзионисты, инструменталисты... Так и напрашивается строка Маяковского: «кто их к черту разберет! Маяковский язвил: - Каждая группа - три трупа. Не однажды похороненный, в том числе и самим Маяковским, футуризм среди этих групп выделялся завидной активностью.

А союз поэтов как организация вел между тем большую работу по учету и оказанию помощи своим членам в столице и на местах, заботился об издании книг, о гонорарах. Брюсов, который с 1920 года возглавил союз, проявил недюжинную энергию и организаторский талант. Активно действовало петроградское отделение союза поэтов, во главе которого стояли сначала Блок, а потом Гумилев и - после Гумилева - Садофьев, Тихонов. Однако некоторые организационные меры, имевшие успех в издательском, материальном плане, не могли объединить поэтов на идейно-творческой основе. Тут царила невероятная чересполосица.

И кстати говоря, в этой ситуации заложено одно из объяснений, почему Маяковский все еще цеплялся за футуристический фургон. Маяковский, конечно, видел и понимал, насколько поверхностны, иногда просто примитивны программные установки и декларации других группировок. Сам же Маяковский был лишь на пути к той идейно-творческой платформе, которая еще не нашла своего оформления, которой необходимо было время и опыт, чтобы отлиться в четкие формулы программы. Футуризм же был ближе, понятнее, с ним связаны первые успехи да и само поэтическое рождение Маяковского. А кроме того, будучи человеком общественным, он все-таки оставался внутренне одиноким, к тому же постоянно подвергался нападкам с разных сторон и поэтому нуждался в постоянном общении с людьми, более или менее близкими ему.

Среди футуристов были те, с кем его связывали многие годы дружбы. А с некоторыми связывала и творческая близость. С Асеевым, например, который в книгу «Совет ветров», изданную в 1922 году, включил только стихи, рожденные революцией и связанные с нею, считая и даже объяснив это в предисловии, что все ранее написанное менее значительно, а вот это и есть настоящая первая книга. Под флагом демократизации шло развитие литературы и искусства после Октября вопреки мрачным предсказаниям перепуганных революцией интеллигентов, что-де России ныне на много лет суждено жить без художественной литературы, ибо иссякли все родники художественных переживаний, художественной мысли и творческого вдохновения... На деле оказалось иначе: революция действительно пробудила к творчеству миллионы трудящихся, пробудила в них сознание собственных сил и возможностей применить эти силы для устройства новой жизни.

Люди из народа, из среды рабочих, крестьян, потянулись к художественному творчеству.

Вы же будете заменять и Ятманова. Едва ли это совместимо. Ваулин сообщает, что для приобретения государством предметов, представляющих художественную ценность, образована комиссия, состоящая из хозяйственников. Председатель предлагает поставить в газете вопрос: почему вещи для Комиссариата народного просвещения будут приобретать люди, не имеющие ничего общего с этим комиссариатом? К газете отнесутся как к беллетристике.

У нас имеется доклад театрально-декорационной секции об оплате эскизов декораций, костюмов к пьесам... Условия конкурса мы представили на рассмотрение коллегии. Имейте в виду, что есть суммы, и если театральному отделу что-нибудь нужно или литературному отделу 23 , то нужно это двинуть быстро. Принципиально вопрос решен, но театрально-декорационный отдел не решается приступить к делу. Масштаб выбирается очень широкий. Сейчас силы развернулись и нужно в быстром темпе работать в издательском отношении.

У нас была ассигновка, сметы прошли. Ваулин напоминает о постановлении: произведения оцениваются представителями коллегии с точки зрения художественной культуры. За коллегией остается право проверки произведений. Отдел не является представителем каких-либо определенных вкусов, так что не может быть разговора о том, что отдел может разойтись с какой-нибудь группой, принявшей и утвердившей определенное искусство. Коллегия хочет вам доверять не за глаза, а на основании определенной работы. Не лишая общества инициативы.

Все остальные детали уже к вам не должны относиться. Вы будете сообразовываться с существующими ставками. Я до сих пор имел дело только с Комиссариатом народного просвещения. Комиссариат будет сообразовываться со ставками отдела. Я бы думал назвать «Изобразители». Тогда придется так писать: отдел изобразителей.

Указывали на то, что нужно изменить этот рисунок потому, что революция не так уж страшна и ужасна, чтобы изображать ее в виде волка, который ест куклу... Тут имеется в виду, что красный волк съел кадета. Я нахожу, что рисунок в художественном отношении удовлетворителен, и я предложил бы отменить это ограничение рисунка. Автором этой гнусной сплетни 26 был я, передавший переговоры Пунину. Россинэ высказывался по другим мотивам. Он сказал, что это не подходит по стилю.

Может быть, мы предложим передать этот рисунок художнику, не говоря уже о мотивах, которыми мы руководствовались, и, если он опять выполнит тот же сюжет, то это нас уже не касается. Нельзя ли узнать, в каком смысле можно изменить рисунок. Волка не делать. Но в тексте есть, что волк съел... Я слагаю с себя всякую ответственность за переговоры с товарищем Козлинским. Фридберга об организации при ИЗО мастерской по изучению новых способов изготовления обуви и платья.

Я думаю, что мода не создается таким образом, с наскока. В установлении специального института, по моему мнению, нет необходимости. Я возражал не против предложения по существу, а против беллетристической формы. Сейчас обсуждается вопрос о сапожной мастерской, но при этом мы не говорили о том, что прежде нужно составлять рисунки новой моды, а потом уже подыскивать сапожников, организовывать мастерскую и т. Если имеется наличие, реальная возможность организовать шляпную мастерскую, костюмерную, то к этому можно подойти по образцу того, как поступили с сапожной мастерской: брать в наше ведение, проводить свою точку зрения. Это в будущем будет определенно влиять на промышленность и на вкусы.

Если будем организовывать только студию, которая будет разрабатывать рисунки, то это просто будет филиальное отделение декорационной мастерской. Надо спросить у товарища Фридберга, есть ли у него те реальные силы и возможности, на которые можно было бы опереться, лишив это предприятие всей беллетристики. Мы, например, знаем, что в Петрограде имеется всего восемь тысяч штанов на всё население, — это фактические сведения. И вот, если бы была возможность одеть моряков, то тогда это другое дело, тогда можно было бы поставить это на реальную почву. Если есть мастерские платья, которые национализированы и передаются в Совнархоз, то мы должны вмешаться, говорить, что эти мастерские являются учебно-показательными и поэтому переходят к нам. Предложение же о том, чтобы как-то сверху создавать учреждения, которые делали бы рисунки и рассылали бы их для пользования, не выдерживает критики.

А в случае наличия соответствующих мастерских доложить коллегии. Тут сказано: представители от профессионального союза. Мы знаем, что они пришлют того же Блоха 27 , так что всё равно это не будет мнение рабочих. Я нахожу, что отделу ИЗО должна быть предоставлена активная сторона; можно, конечно, пополнять жюри, но чтобы центр тяжести, веское слово принадлежало отделу. Мне кажется, таков должен быть принцип. Вопрос этот запутанный, сложный.

Здесь еще является вопрос относительно приобретения картин у умерших художников. Если мы у живых приобретаем за семь тысяч рублей, то приобретать у мертвых по суммам, превышающим эти ставки, нет никакого основания; это была бы полнейшая бессмыслица. Так же, как на литературные произведения авторское право сохраняется только за живыми, а на мертвых Советская Республика имеет полное право, невзирая на наследников, которым выдаются только определенные пенсии, так же вопрос должен быть поставлен и относительно авторского права на картины. Раз мы рассматриваем этот вопрос, то мы должны решить и вопрос о том, чтобы произведения мертвых художников не приобретались или, во всяком случае, для них была бы введена такая же расценка, как и для живых авторов. По тактическим соображениям запрещение музеям приобретать современные произведения искусства было бы нежелательно.

Он разговаривал с журналистами, высказывался о советской литературе, об ответственности писателя, поэта, художника перед людьми. Советовал делать газету ярче, доходчивее, скрупулёзно работать над текстами, заголовками и аншлагами. На фасаде здания на улице Дзержинского, 29, в котором располагалась редакция газеты «Красная Татария», до недавнего времени висела мемориальная доска с упоминанием факта, что здесь бывал Маяковский. Но обновлённое здание уже функционирует, а памятного знака — не видно… В свой третий приезд в Казань, 23 января 1928 года, Владимир Маяковский вновь выступил в Оперном театре с докладом о современных веяниях в литературе. После чего прочёл свою новую поэму «Хорошо! Павел Лавут вспоминает, что накануне перед отъездом поэт едва не опоздал на поезд, в вагон вошёл буквально за секунды до отправления со словами: «Вот видите, я никогда не опаздываю. Забудем прошлое, уставим общий лад», не волнуйте себя и меня. Шофёр действительно опоздал, а я — нет. Часы у меня всегда нарочно поставлены на три минуты вперёд. Это меня и спасло. Стоит ли волноваться, когда мы едем в замечательную Казань! Если у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань. Маяковский читал отрывки из поэмы «Хорошо! Вещь, судя по всему, сделана неплохо. Я пронёс её через десятки городов и десятки тысяч людей, и везде слушали с интересом. Ругня отдельных рецензентов — не в счёт. Важно мнение масс. Среди приходивших в этот день к Маяковскому были молодой поэт П. Хузангай и поэт Н. В тот же день они по записке Маяковского прошли на его выступление. Этот большой литературный день лёг в основу стихотворения «Казань», которое впервые было напечатано в «Комсомольской правде» 7 июля 1928 года. Маяковский выступил, как и в 1927 году, в Казанском университете. Прочитал «По городам Союза», где он вспоминал свой прошлогодний вечер у студентов. Стихотворение у молодых людей вызвало бурную овацию. Газета «Красная Татария» в номере от 29 января 1928 года писала: «Хорошо! Маяковский — поэт больших полотен. У нас принято говорить, что Маяковский непонятен массам, но характерно, что на выступлениях поэта записки о непонятности его стихов подаются только из первых рядов партера. А вот из отзывов рабочих: «Маяковский понятен каждому рабочему и мужику, потому что он вселяет бодрость, силу и веру в победу. Пожелаем поэту почаще выступать на рабочих и крестьянских собраниях. К этому пожеланию присоединяемся и мы». Как раз в этот приезд встречался и фотографировал Маяковского Алексей Привалов. Воспоминания его эмоционально и резко очерчены: «И тут мне подвернулся случай увидеть этого Маяковского в лицо, живьём. Что о нём сказать? Безусловно, яркий, талантливый, дерзкий. Агитпроп и фанатик большевизма. Читал свою поэму «Хорошо», чеканя каждый слог. Всё в нём дышало верой в победу коммунизма, и этой верой он заражал всех собравшихся в зале. Я был довольно близко к нему. Удивительно: я не физиономист, но лицо Маяковского — это преступное лицо. Сразу вспомнил университетские семинары по уголовному праву. Там разбирались лица преступников. Я поймал себя на мысли, что предо мной стоит наяву один из творцов «религиозно-безбожного» сознания. Открыто декламировал отрицание Бога. На все лады трубил, что никогда не умрёт память о революции, а он её певец, и значит, обречён на бессмертие. Что с детства он ненавидит «всё древнее, церковное, славянское и т. Воспевал ЧК и открыто кичился своим космополитизмом. И вот в те минуты меня посетила мысль, что этот «глашатай, главарь, горлан» революции уже обречён. Тем, кто паразитирует на какой-то идее а он именно паразитировал , всегда только помехою становятся люди, этой идее искренне приверженные, и они их уничтожают. Маяковскому уготовано было стать жертвой.

Бедного «Танька-Ванька» пользовалось огромной популярностью на фронтах гражданской войны. К стихотворению имеется эпиграф: «Красноармейцы Петроградского фронта называют танки — «таньками». В 1927 году Д. Бедный выпустил сборник фронтовых песен под названием «Танька-Ванька». Бескрайный и непочатый ломоть — см. У нее по бокам не шуршащий шелк… — Маяковский не совсем точно цитирует строки из стихотворения С. Малахова в стихотворении — «У нее не юбок шуршащий шелк». В нем напечатана статья М. Беккера «Любовная лирика комсомола», где приведены эти строки. Рукой Маяковского сбоку написано — «Дичь! Не придет он также вот… — См. Книжка Шенгели — см. Выступление на диспуте о богеме стр. Диспут состоялся 19 ноября 1926 года в Доме печати. Вступительный доклад сделал Н. У молодежи она ведет к настоящему хулиганству — к дракам, мордобитию, к публичным выступлениям непечатного характера. Хулиганят, чтобы хоть этим прославить свое никому не известное имя. Иногда это хулиганство подается под соусом «эпатирования буржуа» или «пощечины общественному вкусу». Иванов-Грамен предложил «реагировать против богемы и путем организации общественного мнения». Кроме Маяковского, на диспуте выступали М. Кольцов, С. Кирсанов, В. Шкловский, М. Левидов, М. Чарный и др. Доклад «Поп или мастер» стр. Максимов, «Вечер Маяковского». Выступление состоялось 24 ноября 1926 г. С докладом «Поп или мастер» Маяковский выступал во время лекционной поездки в ноябре 1926 года в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, Краснодаре. Афишу доклада см. Доклад «Даешь изящную жизнь! Выступление состоялось в Большом зале Политехнического музея 14 января 1927 года. С докладом «Даешь изящную жизнь! Романс «А сердце в партию тянет». Слова Чуж-Чуженина. Некий крестьянский поэт… — Речь идет о былине И. Новокшонова «Володимер Ильич», журн. Об этом же Маяковский говорил на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи есенинщина » стр. Доклад «Лицо левой литературы» стр. Львова, «Маяковский в Самаре». Доклад состоялся 26 января 1927 года в партийном клубе Самары. С докладом «Лицо левой литературы» Маяковский выступал во время лекционных поездок по городам: Нижний-Новгород, Казань, Самара, Саратов, Смоленск, Витебск, Минск в январе, марте 1927 года. Аполлон Григорьев 1822—1864 — поэт и критик. Икарский, «Два вечера Владимира Маяковского. Впечатления ». Доклад состоялся 29 января 1927 года в Саратове в зале Народного дворца. Выступление на приеме в Обществе друзей новой России стр. Материалы и исследования». Гослитиздат, М. Перевод с немецкого. Прием был устроен 10 мая 1927 года в честь советских гостей — писателей В. Маяковского и Л. Сейфуллиной Обществом друзей Новой России. Маяковский вспоминает об этом приеме в статье «Ездил я так»: «Берлин. Чай, устроенный обществом советско-германского сближения. Прекрасное вступительное слово сказал Гильбо вместо заболевшего т. Были члены общества: ученые, беллетристы, режиссеры, товарищи из «Ротэ Фанэ»; как говорит товарищ Каменева, «весь стол был усеян крупными учеными». Поэт был только один — говорят Роган говорил , в Германии совестятся писать стихи — глупое занятие». Маяковский читал стихотворения «Германия» и «Левый марш». О пребывании Маяковского и Сейфуллиной в Берлине см. Сейфуллиной журн. Я написал тогда свою «Немецкую песню»… — Речь идет о стихотворении «Германия», написанном в результате первой поездки Маяковского в Германию осенью 1922 года. Вторая часть стихотворения в публикации сб. Гильбо Анри р. Доклад состоялся 11 декабря 1927 года в Тифлисе в помещении Театра Руставели. Отчет о выступлени помещен также в газете «Заря Востока», Тифлис, 1927, 13 декабря. Выступление на «Вечере журналов» стр. Вступительное слово сделал заведующий Госиздатом А. С сообщениями выступили представители редакций журналов: Б. Волин «На литературном посту» , Ф. Раскольников «Красная новь» , В. Полонский «Печать и революция» , Р. Ковнатор «Звезда» и др. Воронского об отдельных писателях в журнале «Красная новь». Сейчас этот журнал изменился. Воронский, редактировавший этот журнал в течение ряда лет, ушел из редакции. Доклад «Левей Лефа» стр. Доклад состоялся 26 сентября 1928 года в Большой аудитории Политехнического музея афишу к выступлению см. В объяснительной записке к афише для Главлита Маяковский писал: «Задача доклада — показать, что мелкие литературные дробления изжили себя и вместо групповых объединений литературе необходимо сплотиться вокруг организаций, ведущих массовую агитлитературную работу, — вокруг газет, агитпропов, комиссий, организуемых к дням революционных празднеств. Необходимость отказа от литературного сектантства иллюстрируется примером «Лефа», большинство из сотрудников которого ведут работу в пионерских, в комсомольских органах печати. Только переход на такую работу дает писателю вместо салонной поддержки семидесяти единомышленников критику и поддержку миллионных организаций…» См. Отчеты и сообщения о выступлении см. В текст внесено исправление по смыслу: стр. Доклад состоялся 29 сентября 1928 года в помещении ленинградской академической капеллы. Основные положения доклада перекликаются с ответом Маяковского на вопросы редакции «Жизнь искусства»[О «Лефе»] см. Выступления на обсуждении пьесы «Клоп» стр. Собрание приняло резолюцию: «Художественно-политический совет, заслушав на своем расширенном заседании пьесу Владимира Маяковского «Клоп», признает ее значительнейшим явлением советской драматургии с точек зрения как идеологической, так и художественной и приветствует включение ее в репертуар». По предложению одного из участников заседания было внесено дополнение: приветствовать также автора. После окончания чтения и принятия резолюции состоялось обсуждение пьесы. Маяковский выступал дважды. Пьесу надо брать в «сравнительной зверологии»… — термин из последней картины пьесы «Клоп». Вероятно, Маяковский имеет в виду личную беседу. Литовский — см. Выступление на обсуждении пьесы «Клоп» в клубе рабкоров «Правды» стр. Маяковский, Полн. Запись А.

«Кстати Вы очень мило расшаркиваетесь…»

  • «Кстати Вы очень мило расшаркиваетесь…»
  • «…КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ»
  • Пражская весна Маяковского (Radio Praha, Чехия) | 07.10.2022, ИноСМИ
  • «Кстати Вы очень мило расшаркиваетесь…»

Скандальный Маяковский: эпатажные моменты биографии поэта

30 ноября-1912 — Первое публичное выступление В.В. Маяковского состоялось в артистическом подвале «Бродячая собака». Маяковский Владимир Владимирович Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930). в Пензенском Народном доме (драматическом театре имени А.В. Луначарского) состоялось выступление известного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930). 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Владимира Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака». 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Владимира Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака». Владимир Владимирович Маяковский Полное собрание сочинений в тринадцати томах Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений.

Владимир Маяковский: «Если у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань»

В январе 1928 года поэт-футурист Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) посетил Свердловск и Пермь. О том, как это происходило, и какие стихи Маяковского родились на. 24 февраля. Выступление на открытии клуба при Всероссийском союзе поэтов. Маяковский прочел отрывки из своей новой поэмы «150 000 000». К этому же времени относится еще несколько выступлений Маяковского на рабочих митингах по вопросам искусства. Выступал он обычно с небольшой речью и с чтением своих стихов. В училище Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Поэтому я начну свой маршрут от памятника Маяковскому, ведь он установлен буквально в нескольких минутах ходьбы от дома, где жил поэт. Идём по адресу: улица Маяковского, 52.

«…КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ»

  • Биография В.В. Маяковского
  • «…КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ»
  • Тесно, шумно и талантливо
  • Овации и провокации: как Маяковского встречали во Владимире
  • Начало революционной борьбы
  • Взлеты и падения Маяковского

Оглавление:

После Октябрьской революции Маяковский еще два раза побывал в Казани – в 1927 и 1928 годах. 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака»[16]. Сборник стихов Маяковского «Я!». Сразу же после выступления Бернштейн договорился с Маяковским о записи, и поэт охотно согласился посетить его лабораторию.

Маяковский, Владимир Владимирович

Речь идет о задержанном объекте наружного наблюдения с кличками «Скорый» и «Высокий», данными ему за способность быстро передвигаться и высокий рост. 14 августа — Первое выступление Маяковского в Нью-Йорке. Русские газеты в Америке — «Новый мир» и «Русский голос» — приветствуют на своих страницах советского поэта. Давайте же выясним, какие из четырех больших институций все-таки выдержали Маяковского, а какие — не смогли сопротивляться его таланту, напору и голосу.

Облако в штанах

Цель настоящего третьего по счету полного собрания сочинений – дать научно выверенный текст произведений Маяковского. Первое публичное выступление Маяковского с чтением своих стихов состоялось 30 ноября 1912 года, в артистическом подвале «Бродячая собака». Первое публичное выступление Маяковского на диспуте о современном искусстве, устроенном обществом художников «Бубновый валет». сайт о творчестве автора. Произведения, фотографии, биография, критика, публицистика, воспоминания и другие материалы. Текущий текст - Выступление в.

Владимир Маяковский: «Если у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань»

Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища , в студиях художников С. Жуковского и П. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком , основателем футуристической группы «Гилея» , вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось « Ночь » 1912 , оно вошло в футуристический сборник « Пощёчина общественному вкусу ». Сборник стихов Маяковского «Я! Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве трёхсот экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» 1916.

Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. В этом же году Маяковский обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия « Владимир Маяковский ». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Филонов и И. Школьник , а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли. В январе 1914 года участвовал в Первой олимпиаде российского футуризма в Крыму [22].

В феврале Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой « Облако в штанах ». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение « Война объявлена ». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении « Вам! Маяковский в 1930 году Фото 1918 года с Лилей Брик и оно же после ретуши в 1960-х годах 29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку — в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами [23].

В июле 1915 года познакомился с Лилей и Осипом Бриками. В 1915—1917 годах Маяковский, по протекции Максима Горького , проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но Осип Брик выкупил поэмы « Флейта-позвоночник » и « Облако в штанах » по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: « Мама и убитый немцами вечер », « Я и Наполеон », поэма « Война и мир » 1915.

Так, из поездки в Париж Маяковский привез Брик машину. Но самым главным подарком считается бесконечное «Люблю». Поэт выгравировал на кольце инициалы Лили — Л. Такие кольца до сих пор делают многие ювелирные бренды. Кстати, актер не только писал стихи, но и работал над сценариями, и даже снимался в некоторых фильмах.

Правда, до наших дней дошел только один фрагмент картины «Барышня и хулиган». Считается, что у Маяковского была фобия заразиться какой-нибудь болезнью.

Славинский, начал Маяковский. Гении не становятся триумфаторами при жизни. Они для этого слишком неудобны. Осознание своей исключительности не делает их жизнь легче, но помогает безбоязненно идти к цели, чего бы это не стоило.

Отнюдь не заигрывание с публикой, а накопившаяся горечь слышится в том, что Маяковский сказал дальше: Все поэты, существовавшие до сих пор и живущие теперь, писали и пишут вещи, которые всем нравятся, - потому что пишут нежную лирику. Я всю жизнь занимался тем, что делал вещи, которые никому не нравились и не нравятся. Чтение стихов Маяковский начал со вступления к поэме о пятилетке «Во весь голос». После строк: «Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулёз, где б… с хулиганом да сифилис» - чтение прервали репликами. Тогда Маяковский перестав читать, предлагает начать разговор. Поэт читает записку, переданную из аудитории: «Верно-ли, что Хлебников гениальный поэт, а вы, Маяковский, перед ним мразь?

Снег и мороз. Из заснеженного окна вагона виднеется удивленное лицо советского поэта: - С нами, наверное, едет какое-то важное лицо. Смотрите — встречают. Советский поэт или "важное лицо" и не догадывался, что группа школьников с учителями, стоявшие на трескучем морозе, здесь по его душу. Такое случилось с ним впервые.

Со всей сердечность Владимир Владимирович поблагодарил ребят за радушную встречу и пригласил в театр, на свой вечер. В Вятке лишь немногие знали о Владимире Владимировиче, но после того, как афиши Маяковского "взяли город в плен", о нем повсюду заговорили, в книжных магазинах в несколько раз увеличился спрос на книги советского писателя. За два дня Маяковский успел выступить 3 раза: в Городском театре, Дворце труда и в пединституте. Публичное выступление поэта современности Владимира Владимировича Маяковского. Поэт прочтет лекцию-доклад на темы: современная поэзия; как я работаю над стихом; мое отношение к Пушкину, Есенину; мое впечатление о загранице.

Как поэт-борец, выступил вчера тов. Маяковский в Городском театре. Прилизанным мещанам не по вкусу пришлись его резкие ответы.

Товарищ маузер и зажжённые звёзды

Половодова: в гостинице, в библиотеке с журналом «Живая театрализованная газета» и в зимней шапке и пальто. Вечером 1 февраля состоялось второе выступление Маяковского в зале агрофака, а на следующий день в зале землеустроительного техникума ныне здание института культуры и искусства »16. И далее знаменитый краевед уже встречами с Маяковским можно прославиться , конечно же, присутствует на всех этих встречах, да и как без него? Другой вопрос, как же там без него Серьгинская школа, которой он заведовал?

Между прочим, дни пребывания Маяковского в Перми, 31 января, 1 и 2 февраля выпадают на вторник, среду и четверг, да еще время посещения Шарцем «свердловских» вечеров Маяковского, а поэт находился в столице Урала пять дней. Воспоминания поэтессы Е. Вечтомовой рассказывают о внимании Маяковского к молодым поэтам.

Было назначено свидание и на следующее утро, позвонив предварительно по телефону, мы пришли в номер гостиницы. Маяковский сразу спросил: «Дело литературное? Давайте стихи!

Взял наши тетради и стал читать, иногда вслух то, что особенно плохо и тогда становилось стыдно , и то, что поудачнее. Он внимательно вчитывался в каждую строчку, во все, что мне казалось неважным, несущественным. А когда мы пробовали прикрываться титулом начинающих, Маяковский вернул нас на место очень решительно.

Мы поняли, что тот, кто взялся за перо, должен держать ответ, независимо от ранга и таланта. Либо отказывайся от этого дела, либо отвечай всю жизнь и всею жизнью. До сих пор у меня сохранилась тетрадка с пометками Маяковского.

На полях, возле какого-то неимоверного образа, какой-то «голубой бездны» - «Сечь! К одному из юбилеев поэта краевед С. Баев описал свои впечатления о вечере Маяковского в Перми: «Мне посчастливилось видеть и слышать Маяковского во время его приезда в Пермь в 1928 году.

Он выступал перед комсомольским активом города»18. Из этих слов можно предположить, что это был второй вечер. О чем говорит и другая одежда поэта.

Краевед Баев даже вспоминает диалог с поэтом: «Я не был специалистом в ней в поэзии - О. Он улыбнулся, наверное, моей наивности, сделал шаг вперед, повторил для всех вопрос в зале было шумно и ответил примерно так: «Желтый цвет - это цвет яркого солнца и золота. Солнце дает жизнь, и надо жить с ним в обнимку.

Золото - богатство нашей поэзии. Ложка - символ народности, здесь мы черпаем пищу для нашей поэзии»19. Если помните, в первый вечер Маяковский «неторопливо снял пиджак».

К запискам, получаемым из зала, Маяковский относился с огромным вниманием, и, что примечательно, на удачу исследователей его деятельности, бережно хранил! Как пишут биографы поэта, их тысячи хранятся в фонде Маяковского в Российском государственном архиве литературы. Одна из таких записок впервые была опубликована В.

Земсковым в 1958 г. Содержание записки следующее: «Товарищ Маяковский! Очень хотелось бы, чтобы вы зашли в Пермский художественный техникум, и в частности, в фотокабинет, чтоб сделать с Вас фотоснимок, а если будет время и порисовать.

Лучшее время от 10 до 3 ч. Ленина, 15. А ведь в те годы автор записки был жив М.

Кузнецов умер в 1984 году. В 2006 г. Пермским муниципальным архивом принят на хранение фонд фотографа-летописца нашего города - Матвея Иосифовича Кузнецова.

Внимательный читатель заметит, что в записке не совпадает буква имени, причем оба автора публикуют «Л». Что ж, возможно, исследователи что-то спутали, а, возможно стерлась карандашная запись, ведь авторучек в то время не было. Кузнецов в 1920-е годы действительно был и студентом Пермского художественного техникума, и заведующим фотолабораторией, и фото отделением техникума.

Он и писал записку, о чем сообщил в редакцию газеты «Молодая гвардия» в ответ на опубликованную и уже цитируемую нами статью С. Баева к 80-летию Владимира Маяковского21. Срок хранения писем в организации - пять лет, и письмо в редакции не сохранилось, да и самой газеты давно нет, а вот машинописная копия письма и ответ редакции наряду с другими личными документами теперь хранятся в архиве города и являются скорее всего единственным документальным свидетельством еще одной встречи Маяковского с молодежью.

Жаль, конечно, что Матвей Иосифович написал не воспоминания, а лишь письмо в редакцию следующего содержания: «С большим вниманием прочел я статью Баева «Слово поэта» «Молодая гвардия» за 18 июня 1973 года. Правдивые воспоминания о пребывании Владимира Маяковского в 1928 году в Перми. Мне тоже посчастливилось быть участником встречи с Маяковским, только не на агрофаке, а в старом здании библиотеки им.

В небольшом угловом зале нас, желающих послушать Маяковского, набралось столько, что стояли и сидели на полу, в проходах между рядами, на подоконниках и на сцене. Только маленький пятачок остался для Маяковского, около топчана, покрытого армейским одеялом, почему-то стоявшего тут, видимо для комфорта. Маяковский читал много.

Во время чтения он то садился, то ложился на топчан или ходил по сцене - три шага вперед, три шага обратно, как в клетке, сжатый дружным кольцом слушателей. Одет он на этот раз был не в джемпер, а в желтую шелковую кофту и с расписной деревянной ложкой в нагрудном кармане. Это выглядело нарядно и эффектно на его богатырской фигуре.

Фокин балет ; Ю. Юрьев — первый кавалер Ордена Собаки; В. Зубов, Н. Петров театр ; К. Бальмонт, Игорь Северянин, П. Потёмкин, Саша Чёрный, О. Мандельштам, М.

Лозинский, Владимир Нарбут, М. Зенкевич «Цех поэтов» ; символист Тиняков в будущем профессиональный нищий: «Подайте бывшему поэту! Собрать цвет литературного и не только Петербурга на вечеринку Пронину помог 29-летний Алексей Толстой. По одной из версий, Толстой же придумал название кабаре, во время долгих поисков помещения якобы воскликнув: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?

В 1915 году Маяковский знакомится с семейством Брик. Теперь Осип и Лиля Брик стали для него практически родными. В 1915-1917 годах Маяковского забрали на службу в автомобильную школу. Это стало возможным исключительно протекции Максима Горького. Во время службы солдаты не имели права издавать свои произведения, поэтому Осип решил помочь другу.

Он выкупил у Маяковского две поэмы и сумел их опубликовать. Помимо своих обычных стихов, Маяковский начал писать сатиру. В 1915-м в журнале «Новый Сатирикон» напечатали целый цикл его произведений, получивший название «Гимны». В следующем году поэт издает крупный сборник «Простое как мычание», а в 1917-м выходит его сборник «Революция. Журнал «Новый Сатирикон» Октябрьская революция застала поэта в Смольном, где находился центр восстания. Маяковский принял ее всем сердцем, он сошелся с новыми властями, стал участником первых заседаний деятелей науки и культуры. Примечательно, что Маяковский стоял во главе отряда, который отправился арестовывать генерала Секретева, руководителя автомобильной школы. Поэт не посмотрел на то, что именно этот генерал совсем недавно награждал его медалью «За усердие». С 1917 по 1918 годы Маяковский выпускает несколько произведений, освещающих революцию — «Наш марш», «Ода революции».

К первой годовщине Октябрьской революции поставили пьесу «Мистерия-буфф». Владимир Маяковский в фильме «Барышя и хулиган» В творческом наследии поэта есть и работа в кинематографе. В 1919-м на экраны вышло три фильма, где Маяковский проявил свои таланты сценариста, режиссера и актера. Одновременно печатался в издании «Искусство коммуны». В 1918-м поэт стал создателем группы «Комфут», которая работала в стиле коммунистического футуризма. В 1923-м Владимир организовал новую группу, получившую название «Левый фронт искусств» и журнал «ЛЕФ». Когда поэма «Владимир Ильич Ленин» в исполнении самого поэта прозвучала со сцены Большого театра, ему аплодировал сам Иосиф Сталин , присутствовавший в зале. Овации не стихали на протяжении двадцати минут. Самым плодотворным временем для Маяковского были именно годы революции и гражданской войны, и об этом он пишет в своей поэме «Хорошо!

Особенно в период с 1922 по 1924 годы, когда он побывал в Латвии, Франции, Германии, и описал все это в своих произведениях. В 1925-м поэт посетил США, где путешествовал по разным городам. В 20-е годы Владимир Маяковский стал непримиримым оппонентом Сергея Есенина , который поддерживал имажистов, противников футуризма. В своих поэзиях Маяковский воспевал город и революцию, тогда как Есенин писал о прелестях деревенской жизни. Владимир Маяковский за границей Однако Маяковский не мог не признать, что Есенин очень талантлив, хотя не упускал возможности пройтись по его консерватизму и пристрастию к спиртному. И хоть они казались непримиримыми противниками, у них было много общего — такая же вспыльчивая и ранимая натура, пребывавшая в постоянном поиске смысла жизни и отчаянии. Они оба затрагивали тему самоубийства, частенько мелькавшую в их сочинениях. С 1926 по 1927 год Владимир стал автором девяти сценариев к фильмам. В том же году он «воскресил» свой журнал «ЛЕФ», чтобы через год, после окончательного разочарования, уйти из него и из одноименной организации.

В конце 20-х поэт снова берется за драматургию. В 1928-м выходит пьеса «Клоп», спустя год еще одна — «Баня», которые были написаны для театра Мейерхольда. Автор сумел тонко объединить подачу существующей действительности и ближайшего будущего. По мнению Мейерхольда, Маяковский был таким же гениальным, как Мольер , однако мнение критиков было абсолютно противоположным. Газеты пестрели оскорбительными статьями и заголовками, призывавшими смести долой маяковщину.

Все должно было быть грандиозно и божественно. Но, к сожалению, замыслу Маяковского не суждено было осуществиться. Грузин навекиГазета "Заря Востока" в 1924 году опубликовала несколько стихотворений Владимира Маяковского. Среди них было и известное "Владикавказ - Тифлис". По этому поводу поэт писал своему грузинскому коллеге Симону Чиковани следующие слова: "В стихотворение "Владикавказ - Тифлис" я включил грузинскую песню "Мхолод шен эртс" "Только тебе одной" и себя самого объявил грузином". Об этом гласят строки: "Только нога ступила в Кавказ, Я вспомнил, что я — грузин. Эльбрус, Казбек. И еще — как вас?! На гору горы грузи! Однажды Владимир Маяковский на диспуте о пролетарском интернационализме в Политехническом институте сказал: "Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином". Вопрос из зала: "А среди дураков? Ответ: "А среди дураков я впервые". Последняя встреча в ТифлисеВ 1926 и 1927 годах Маяковский дважды бывал в Грузии. В первый раз дал два выступления в Театре им. Во второй раз Маяковский уже в последний раз приехал в Тифлис.

Владимир Владимирович Маяковский

Нет, вышло иначе — пришел товарищ Ленин по фабрикам дымным, «вашим, товарищ, сердцем и именем»… И это трагедия Маяковского. Потому что он хоть и рисуется циником, но он талант, он не Ефим Лакеич. Он не будет пресмыкаться и жить спокойно. Но все же — он будет делать то, что от него ждут, хотя и будет обманывать себя тем, что это «его». Только порой, как обычно бывает со всяким самообманом, он будет открывать свою природу. И тогда пустота… Маяковский посвятил отдельное стихотворение суду над Патриархом — «О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней? Поэт называет попов проповедниками покорности и основными угнетателями пролетариев. С его точки зрения, духовенство до сих пор хочет свергнуть большевиков и восстановить власть царя: Зовет патриарх Тихон на власть Советов восстать народ. За границу Тихон протягивает ручку зовет назад белогвардейскую кучку. Чтоб около помещика-вора Шалишь, отец патриарше, — никому не отдадим свободы нашей!

Предстоятель обвиняется в контактах с заграничными монархистами что было ложью, активно распространяемой обновленцами с помощью фальшивки, созданной «епископом» Николаем Соловьем и «митрополитом» Александром Введенским в конце апреля 1923 года. В этом смысле антипатриаршие стихи Маяковского — скорее документ эпохи, публицистика, а не поэзия. Среди антирелигиозных стихов поэта особую роль играют тексты, адресованные крестьянам.

Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился.

Осмотрел меня. Да вы же ж гениальный поэт! Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом.

Для опытно-показательной студии Театра сатиры написаны три небольшие пьесы: «А что, если?.. Первомайские грезы в буржуазном кресле», «Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое», «Как кто проводит время, праздники празднуя. На этот счет замечания разные ». Постановка пьес встретила ряд препятствий вплоть до запрещения инспектором Рабоче-крестьянской инспекции. В дело вмешался нарком просвещения А. Это один из крупнейших русских талантов, имеющий широкий круг поклонников как в среде интеллигентной, так и в среде пролетариата целый ряд пролетарских поэтов — его ученики и самым очевидным образом ему подражают , это человек, большинство произведений которого переведено на все европейские языки. Отмечу, что Маяковский в течение полугода служил в Роста, засыпал через ее посредство всю Советскую Россию своими карикатурами и остротами... Выступление на вечере, посвященном В. Ленину, в Доме печати с чтением стихотворения «Владимир Ильич! Август — сентябрь. Маяковский добивается издания поэмы «Мистерии-буфф». Книга была рецензирована ЛИТО и получила исключительный отзыв, как агитационная, революционная вещь. С тех пор полгода я обиваю пороги и каждый раз слышу стереотипный ответ: «Завтра будет сдана в печать» Письмо В. Маяковского в коллегию Госиздата, 20 октября. Слово это, конечно, неважное. Называется все это издевательством над автором. Сегодня, 5-го, я обратился к секретарше: «Печатается? В полиграфическом отделе». Может быть, ценою еще полугодового хождения я бы и мог заработать этот «крестик», но карьера курьера г-на Вейса мне не улыбается. Я не проситель в русской литературе, а скорее ее благотворитель. Ведь культивированный вами и издаваемый пролеткульт потеет, переписывая от руки «150 000 000». И в конце концов мне наплевать, пусть книга появляется не в подлиннике, а плагиатами. Но неужели среди вас никто не понимает, что это безобразие? Маяковского в коллегию Госиздата, 5 ноября. Для артиста Вит. Лазаренко написан текст циркового представления «Чемпионат всемирной классовой борьбы». Лазаренко, 1939. Середина ноября. Выступление в Большой аудитории Политехнического музея на вечере «Суд над русской литературой». Озлобленный совсем по-детски, он зачем-то рванул на себе галстук, взъерошил припомаженные, блекло-золотистые кудрявые волосы, закричал звонким и чистым, тоже сильным голосом, но иного, чем у Маяковского, тембра: — Не мы, а вы убиваете поэзию! Вы пишете не стихи, а агитезы! Сейфуллина, 1941. Выступление в Доме печати на диспуте о драматургии Луначарского. Вы ошибаетесь: поэта нельзя принудить, но сам себя он может принудить» Из стенограммы выступления В. Брюсова «Поэзия и революция». В литературе материал — слово. Необходимо революционное отношение к материалу. Язык развивается с жизнью и иногда отстает от нее. Тогда возникает несоответствие материала поэзии остальной жизни... Поэзия воспринимается только через современность. Самое революционное содержание не может быть революционным без революционного подхода к слову» Запись А. Выступление в Петрограде в Доме искусств с чтением поэмы «150 000 000». Кто не слышал его декламации, тот не знает его поэзии, или знает ее во всяком случае наполовину... Некоторые вещи Маяковского неизменно производили в его чтении сильнейшее действие. Мне вспоминается одно выступление Маяковского в 1920 или 1921 году в петербургском Доме искусств. Публика, собравшаяся его слушать, была наполовину буржуазной, наполовину интеллигентной... Настроение в зале было откровенно враждебное. Большевика Маяковского рады были бы освистать. Получилась бы, кстати, безопасная демонстрация: кто же может запретить освистать выступающего поэта, если его вещь публике не нравится! Но свистать не пришлось. Все были взволнованы» В. Начало декабря. Во время пребывания в Петрограде прочитал для фонографической записи в Институте живого слова стихотворения «Необычайное приключение... Выступление на митинге в клубе им. Татлина были представлены фотографии модели памятника. Маяковский восторженно приветствовал «первый памятник без бороды» Н. Харджиев, 1975. Выступление на «Центральной арене Пролеткульта» на диспуте о пролетарском творчестве и футуристах. Лебедев-Полянский доказывал, что между футуристами и комфутуристами нет, в сущности, никакой разницы: и те и другие одного поля ягоды. И те и другие порождение отжившей буржуазной, мещанской идеологии. Оппонент Маяковский дошел до того, что вскочил на сцену и стал угрожать докладчику кулаками за его якобы оскорбительные выражения» Коммунистический труд. Маяковскому предлагают принять участие в проектируемом театре политической оперетты. Маяковский согласился принять участие в работе над новым, политически актуальным текстом к «Прекрасной Елене» Оффенбаха. Проект этот остался неосуществленным. Маяковский участвует в первом организационном собрании ассоциации коммунистов-футуристов Комфут. По сохранившемуся черновику протокола участники признали необходимым создать организацию комфутов, разработать программные тезисы и устав. Репетиции проходили с большими трудностями. Театр не отапливался. Репетировать на сцене было невозможно. Репетировали в комнате, где дымила буржуйка. Материалы и краски, заказанные в феврале, стали поступать перед самой премьерой. Устройство диспута было вызвано борьбой вокруг «Мистерии-буфф», которая продолжалась и в процессе постановки. Словом — репетиции продолжались» В. Разговор Б. Малкина с В. Лениным о Маяковском. Малкин получил согласие Ленина прослушать «Мистерию-буфф» в чтении автора. Лениным коммуны студентов Высших художественно-технических мастерских. Пушкина читаете? Ильич улыбнулся. После этого Ильич немного подобрел к Маяковскому. При этом имени ему вспоминалась вхутемасовская молодежь... Молодая гвардия.

Владимир Владимирович вышел на сцену и просто сказал: «Здравствуйте! Я - Маяковский». Бурные аплодисменты быстро стихли и в зале воцарилась тишина. Высокий, широкий в плечах, элегантный, раскованный поэт производил неизгладимое впечатление, а публика слушала его внимательнейшим образом. После выступления Маяковский отправился по улице Коммуны к двухэтажному зданию в переулке Герцена, сразу за углом улицы Ленина - в гостиницу «Эрмитаж», где он остановился. И все-таки мне показалось, что он устал», - вспоминал писатель Михаил Решетников, присутствовавший в театре, в книге воспоминаний «Спутники и встречные». Именно благодаря Решетникову Маяковский дал третье, незапланированное выступление в Вятке - в пединституте. Михаил - выпускник литературного факультета пединститута - вспоминал позже: «Дверь в номер Маяковского была прикрыта неплотно. Я легонько раздвинул щель и, просунув голову между дверью и косяком, осторожно спросил: Владимир Владимирович, к вам можно? И тотчас же мы были сражены его ответом, исходившим из комнаты, откуда-то сбоку: Нет, нельзя! Мы неловко, бочком, вошли в номер». Молодые литераторы приветствовали поэта от имени всех начинающих писателей и поэтов Вятского края и просили его посвятить еще одно выступление литературной и студенческой молодежи. Маяковский молча выслушал молодых людей, сидя на кровати, и дал согласие. Здание института и сегодня стоит там же — на улице Красноармейской, правда несколько видоизменилось.

Владимир Маяковский — биография

  • Авторы из этой статьи
  • Оглавление:
  • «Кстати Вы очень мило расшаркиваетесь…» — Журнальный зал
  • Маяковский. Я еду удивлять!
  • Авторы из этой статьи

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий