Во сколько лет моцарт написал свой первый концерт для клавесина

Его отец стал его первым учителем, и уже с пяти лет Моцарт начал давать концерты, путешествовать по Европе и завоевывать публику своими невероятными навыками. Таким образом, начало музыкального пути Моцарта было невероятно ранним. Моцарт родился в 1756 году, умер в 1791-м. За свою недолгую жизнь он написал более 600 произведений. Писать музыку юный композитор начал в 5 лет и продолжал это делать до последних дней жизни. Отец боялся слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения, но это не помешало маленькому композитору написать свой первый концерт, когда ему было всего 4 года. Однажды отец застал его за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Однако, определить точную дату или год, когда Моцарт написал свое первое произведение для клавесина, крайне сложно. Большинство источников указывают на 1761 год, когда ему исполнилось всего пять лет. Полное имя композитора – Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия), в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта и его супруги Анны Марии Моцарт (до замужества Пертль).

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества. первую оперу "Бастьен и Бастьенна". В 1783 году он знакомится с известнейшим тогда композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783—1785 годах. Маленькому Моцарту было около трех лет, когда отец стал обучать игре на клавесине его сестру, которой тогда исполнилось семь. Моцарт сразу же проявил свои поразительные музыкальные задатки. «Маленький волшебник», которым любовалась и восхищалась вся Европа, Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта. 1 факт. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить.

Во сколько лет моцарт написал первое произведение для клавесина

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. 29 октября 1829) — старшая сестра Вольфганга Амадея. Игре на клавесине Наннерль, как ее звали в семье, начала учиться в 7 лет. Отец боялся слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения, но это не помешало маленькому композитору написать свой первый концерт, когда ему было всего 4 года. Однажды отец застал его за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Волынка, варган, флейта. · Рояль, барабан, труба. Во сколько лет Моцарт написал свой первый концерт для клавесина? · 4. · 7. · 11. · 15. Сколько крупных произведений написал Моцарт к своим 17 годам?

Детство моцарта: как формировался гений

За обедом он забывал о еде, комкал салфетку и устремлял неподвижный взор в пространство, прислушиваясь к мелодиям, звучавшим в его голове. Поэтому его жена всегда резала ему мясо сама из опасения, что в минуту рассеянности он отрежет себе пальцы. Утром, совершая свой утренний туалет, он бегал взад и вперед по комнате, сочинял, и часто, когда парикмахер трудился над его прической, он мог вскочить и побежать к инструменту, а парикмахер устремлялся за ним. Во время таких приступов он не терпел, чтобы ему мешали. В своих путешествиях он никогда не расставался со своей записной книжкой. Записывал сочинённое он очень быстро, и об этой быстроте его работы можно заключить из следующего факта: рассказывают, что в ночь накануне первого представления «Дон Жуана», увертюра еще не была написана, а М проводил вечер среди друзей.

Несостоятельность легенды о «друге-отравителе» подтверждают последние исследования, да и вся историческая логика: во-первых, карьеру при австрийском дворе Сальери сделал на пятнадцать лет раньше Моцарта, еще в 1766 году; во-вторых, они концертировали вместе в качестве дирижеров. Есть и еще одно, более серьезное свидетельство непричастности Сальери к смерти соратника — после его кончины, в пору, тяжелую для Констанцы, Антонио Сальери попечительствовал Францу Ксавьеру Моцарту, потерявшему отца в возрасте четырех месяцев. Он стал его первым наставником в музыке, проча наследнику гениального отца блестящее будущее. Среди близких друзей Моцарта был Михаэль Гайдн, младший брат Йозефа Гайдна — концертмейстер при дворе архиепископа Зальцбурга, с которым он познакомился в пору жизни и служения в Зальцбурге. Известен еще один друг и отца и сына Моцартов — Франц Антон Месмер [13]. Когда Моцарту было 11 лет, его первую оперу отказались поставить в театре, так как завистники распустили слух, что отец Моцарта в корыстных целях выдает свое сочинение за сочинение своего ребенка. Тогда Месмер поставил оперу Моцарта в своем домашнем театре. Таким образом, имя его отмечено не только историей науки, но и историей музыки. Кроме того, в первые годы самостоятельной жизни в Вене Месмер поддерживал Моцарта. Месмер владел игрой на удивительном музыкальном инструменте — стеклянной гармонике. Для своего друга и его удивительного инструмента Моцарт написал несколько произведений. Кристиан Людвиг Зеехад. Франц Йозеф Гайдн. А Леопольду Моцарту Гайдн заявил: «Перед Богом и со всей искренностью человека и музыканта говорю вам, что ваш сын самый великий композитор, которого я знаю» [14]. Йозефу Гайдну Моцарт посвятил «Шесть струнных квартетов», написанных в 1783—1785 годах. Несмотря на разницу в 24 года, Моцарт называл Гайдна «дорогим другом», а при первой личной встрече бросился к нему с объятиями, восклицая: «Я обязан вам всем! Теплые отношения с бароном не прекращались до последних дней жизни Моцарта. Для него он писал переложения Генделя — музыкой его барон был весьма увлечен. В доме фон Свитена происходили концерты, где Моцарт слушал произведения Генделя и вновь и вновь — Иоганна Себастиана Баха. Полифония Баха настолько захватила Моцарта, что после изучения «Хорошо темперированного клавира» он сделал переложение восьми из них, написав к четырем прелюдии. Благодаря Баху Моцарт открыл для себя контрапункт [15] , который еще более обогатил его музыку. Еще Леопольд Моцарт пытался познакомить десятилетнего Вольфганга с контрапунктом Баха, но тот был слишком незрел для принятия сложной полифонии. Слушая Баха в доме фон Свитена, взрослый Моцарт в полной мере ощутил благородство этой музыки, мощь и великолепную чистоту мелодических линий, где все освобождено от наносного украшательства, часто сопровождавшего музыкальное барокко. Это была великая школа музыкальной архитектоники, которую Моцарт исследовал со всей страстностью. Его жена увлеченно разбирала фуги рядом с ним, по мнению Марселя Бриона, именно по ее совету он написал четыре фуги. Вера была основой их духовного существования, и Моцарт впитал в себя христианство как этическую основу всей будущей жизни. Христианская музыка Моцарта была так же естественна и искренна, как и все им написанное. Несмотря на то, что Моцарт к тому времени уже увлекся идеями франкмасонства, их идеи о Боге — Архитекторе Вселенной и братстве религий не мешали его вере в Христа. Она была для него неколебимой. Одна из отличительных черт музыки Моцарта — выразительность ее интонаций. Она звучит как человеческая речь — страстная, исходящая из самого сердца, ликующая или донельзя скорбная, как если бы он был нем и созвучия, соединения инструментальных тембров оставались для него единственным способом объясниться с миром. Многие писали великолепную, высокую музыку, но он ею мыслил. Его музыка не только высокодуховна, она — высокоинтеллектуальна. Она пространственна — «слишком много нот…». Наверное, поэтому так трудно ее анализировать. Бедный оболганный Антонио Сальери! Моцарта рассчитать нельзя, как нельзя исчислить того, что дается устремленной прямо к Его Престолу сердечной верой, которая открывает внутреннему слуху божественную Музыку, — минуя сухой ум, музыка эта попадает прямо в сердцевину человеческую, если человек в человеке еще не погиб. Такова вся музыка Моцарта. Никто и ничто, никакие традиции и догмы не могли заставить его нанести на нотный стан знаки, противоречащие правде его души. Музыка была его натурой, и компромисс с ней означал ложь. Нравственность была в основе его существа, и потому в одном из писем он писал: «Я знаю себя и знаю, что у меня достанет религиозности, чтобы никогда не сделать чего-то, о чем я не мог бы поведать всему миру» [17]. В жизни Моцарта было еще одно звено, еще одна веха, оказавшая коренное влияние на духовно-философские воззрения и творчество великого композитора. В масонскую ложу он вступил в 1784 году в возрасте 28 лет и занимал высокие ступени в духовной иерархии масонства. Подобно другим выдающимся масонам XVIII века — Гете, своему старшему другу Гайдну, Лессингу, он видел в искусстве особый путь служения на благо человечества. Марсель Брион в своей биографической книге о Моцарте, объясняя единство христианского и масонского в его душе, расставляет точки над i: «Тот факт, что Моцарт был франкмасоном, никогда не мешал ему быть набожным и пылким католиком. Но даже если бы нам не были известны эти внешние признаки набожности Моцарта, достаточно было бы послушать его музыку, чтобы убедиться в том, сколь глубоко и искренне религиозной была его натура. До такой степени, что невозможно отличить религиозность в собственно церковной музыке — в мессах, мотетах, вечернях и т. Масонские сочинения Моцарта, малые по объему — кантаты, марши, хоры — в основном писались по поводу конкретных церемоний ложи. Игнац Унтербергер. Церемония принятия в венскую ложу «К нововенчанной надежде». В Вене состоялась премьера оперы «Похищение из сераля» на либретто Г. Стефани, актера, который предложил Моцарту переделку пьесы Лейпцигского драматурга К. Бретцнера «Бельмонт и Констанца». Изумительно богатая музыка дала возможность императору произнести известную всему миру фразу, которой суждено было не затеряться в веках: «Слишком хорошо для наших ушей и слишком много нот, мой милый Моцарт! Прага вдохновила Моцарта, как ранее Италия, на создание симфоний, из которых «Пражская симфония» — одна из самых известных, наверное, потому, что сам пражский дух напомнил ему дух Зальцбурга его ранней молодости. В Праге, архитектурный облик которой составляла гармоническая смесь готики и барокко, городе свободолюбивом и гостеприимном, музыку любили и ценили. А Моцарта знали все — от высочайших особ до простолюдинов, на улицах наигрывавших мелодии из «Свадьбы Фигаро» на дудочках и блок-флейтах… С 1784 года Моцарт стал вести учет своим сочинениям, не прерывая его до конца дней. За этот период он создал множество камерных произведений — струнные квинтеты, сонаты для фортепиано и скрипки, три самые серьезные оперы, либретто к которым писал аббат де ла Понте, — «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» и «Безумный день» на сюжет пьесы Бомарше. В «Свадьбе Фигаро» композитор добился своей цели: «Моцарт хотел, чтобы оркестр слушали и восхищались им не меньше, чем вокальными партиями. В 1787 году умер Леопольд Моцарт. К кончине отца Моцарт, по свидетельству современников, отнесся с почтительной скорбью. Возможно, предчувствия уже приходили к нему, возможно, сказывалась усталость от невероятного темпа жизни, когда телесное существо не поспевает за духовным и физические силы все чаще покидают его, но в одном из последних писем к отцу он замечает: «Раз уж смерть есть последний этап нашей жизни, я несколько лет назад познакомился с этой лучшей подругой человека и вижу, что в ее образе нет ничего устрашающего, но скорее даже есть нечто успокаивающее и утешительное» [20].

А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной. С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана». Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро». Несмотря на успех Моцарта, его финансовое положение было не блестящим. После смерти императора Иосифа II в 1790 году материальные проблемы Моцарта оказались настолько сложными, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

Генделя по просьбе своего покровителя барона ван Свитена, которые тот исполнял в своём домашнем кругу [104]. Дрезден, 1789 год К 1789 году материальное положение Моцарта по-прежнему оставалось печальным. Весной 1789 года друг и ученик Моцарта, князь Карл Лихновский , собираясь по делам в Берлин , предложил Моцарту место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Прусский король Фридрих Вильгельм II был большим любителем музыки, и его возможное покровительство пробудило в Моцарте надежду заработать достаточно денег, чтобы расплатиться с долгами, столь тяготящими его. У Моцарта не было денег даже на дорожные расходы: он был вынужден просить взаймы 100 флоринов у своего друга Франца Хофдемеля. Путешествие длилось без малого три месяца: с 8 апреля по 4 июня 1789 года. Вопреки надеждам Моцарта, путешествие в финансовом плане оказалось неудачным: денег, вырученных от поездки, оказалось катастрофически мало [105]. Историю о том, как в Берлине Моцарт получил приглашение стать во главе придворной капеллы короля Фридриха-Вильгельма II с содержанием в три тысячи талеров , музыковед Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа — будто бы из уважения к Иосифу II. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого [106]. Финансовые трудности. Уже в июне 1789 года был готов первый из них — квартет Ре мажор K. Денег едва хватало на жизнь, тем более что попытка устроить у себя на дому концерты по подписке так и не удалась. Констанция была тяжело больна язвой голени. Её лечение также сильно истощало кошелёк Моцарта. По рекомендации лечащего врача, доктора Томаса Клоссе, Моцарт был вынужден отправить жену на курорт в Бадене , что ещё сильнее увеличило его расходы. Его письма Пухбергу с просьбами о займах раскрывают всю плачевность его положения: в письме от 12 июля 1789 года Моцарт, преисполненный отчаяния, буквально изливает свою душу [107] : Дражайший, лучший друг! Я в таком положении, какого не пожелаю и злейшему врагу. И если Вы, лучший друг и брат, оставите меня, то пропаду я, несчастный, и без всякой моей вины, вместе с бедной моей больной женой и ребёнком. Уже недавно, будучи у Вас, я хотел бы излить перед Вами душу, но мне не хватило смелости! Мне не хватило бы духу и теперь — лишь с содроганием душевным осмеливаюсь я сделать это письменно, — но не осмелился бы и письменно, если бы не был уверен, что Вы меня знаете, что Вам известны мои обстоятельства и Вы совершенно убеждены в моей невиновности относительно моего злосчастного, в высшей степени прискорбного положения. Я 14 дней подряд рассылал подписной лист, и вот на нём единственное имя — Свитен! Благодаря лечению на курорте, где Моцарт периодически её навещал, уже к августу Констанция поправилась. Тем временем на венской сцене была восстановлена и имела большой успех « Свадьба Фигаро ». Благодаря этому успеху Моцарт вновь с воодушевлением занялся работой для театра: писал вставные арии в свои оперы и в оперы других композиторов. В то же время да Понте написал для Сальери полностью оригинальное либретто «La scuola degli amanti» с итал. Сальери, однако, прекратил работу над оперой, написав всего лишь два номера. За эту оперу Моцарт получил гонорар 200 дукатов. Её премьера со средним успехом состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре [109]. Последний дом Моцарта по адресу Рауэнштайнгассе 970 жёлтое здание слева на переднем плане , где он умер 5 декабря 1791 года. Здание разрушено в середине XIX века. Акварель, ок. В феврале 1790 года император Иосиф II умер. С восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды, однако новый император не был особым любителем музыки, и к нему музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу , надеясь зарекомендовать себя: «Жажда славы, любовь к деятельности и уверенность в своих познаниях заставляют меня осмелиться просить о месте второго капельмейстера, особенно потому, что весьма умелый капельмейстер Сальери никогда не занимался церковным стилем [К 7] , я же с самой юности в совершенстве освоил этот стиль» [111]. Однако, прошение Моцарта было проигнорировано, что сильно его разочаровало. Моцарт был обойдён вниманием и во время визита в Вену 14 сентября 1790 года короля Фердинанда и королевы неаполитанской Каролины — был дан концерт под управлением Сальери, в котором участвовал Йозеф Гайдн и другие известные музыканты; Моцарта ни разу не пригласили играть перед королём, что его оскорбило [112]. Осенью 1790 года Констанция в очередной раз проходила лечение в Бадене. В свете этого материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела: 9 октября 1790 года во Франкфурте-на-Майне должна была состояться коронация Леопольда II, но Моцарта опять не пригласили, и он решил ехать за собственный счёт. Он выехал из Вены 23 сентября, а уже 28 сентября прибыл во Франкфурт. Несмотря на то, что Моцарта там, по его собственному выражению, хотели «заполучить всюду», он был разочарован — сборы с концертов были ничтожно малы. В отсутствие Моцарта Констанция переехала в дом на Рауэнштайнгассе, 970. Этот дом стал последним жилищем Моцарта. Вскоре после его возвращения Вену посетил приехавший из Лондона немецкий скрипач и импресарио Иоганн Саломон. Он привлёк Гайдна к написанию концертов для себя и сделал ему предложение поехать в Лондон. С Моцартом было обговорено, что после возвращения Гайдна он тоже должен будет поехать в Англию на похожих условиях, однако из-за смерти Моцарта этого так и не произошло [114]. Друзья Моцарт и Гайдн в последний раз в жизни виделись в день отъезда Гайдна, 15 декабря 1790 года. Смерть Моцарта годом позже глубоко поразила Гайдна, и он долго не мог освободиться от вызванного ею потрясения [115]. Последний год С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери [116]. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера — заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного капельмейстера Леопольда Хофмана. Хофман, однако, пережил Моцарта [117]. В настоящее время перенесена на гору Капуцинерберг Зальцбург В марте 1791 года старый знакомый Моцарта, театральный актёр и импресарио Эмануэль Шиканедер , директор собственного театра « Ауф дер Виден », обратился к нему с просьбой спасти свой театр от упадка и написать для него немецкую «оперу для народа» на сказочный сюжет [118]. Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера « Милосердие Тита » была принята холодно; « Волшебная флейта », поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место. Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке , но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — « Ave verum corpus » KV 618, 1791 год , написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный « Реквием» KV 626 , над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему « Реквием » траурную заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены [119]. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер , ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Болезнь и смерть См. Художник Иоганн Георг Эдлингер В связи с премьерой оперы « Милосердие Тита », Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только « Волшебная флейта » была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над «Реквиемом». Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже до завершения «Реквиема» не принимать больше учеников [К 8] [120]. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру «Реквиема» и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе [121]. Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему «Реквием» и продолжил над ним работать. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг. У него началась слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что он не мог ходить, затем последовали внезапные приступы рвоты. Кроме того, у него обострился слух, и он велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой — он не мог выносить её пения [121]. В течение двух недель, проведённых Моцартом в постели, за ним ухаживала его свояченица Софи Вебер впоследствии Хайбль , оставившая после себя многочисленные воспоминания о жизни и смерти Моцарта. Она замечала, что с каждым днём Моцарт постепенно слабел, к тому же его состояние усугублялось ненужными кровопусканиями , которые были привычнейшими средствами тогдашней медицины, и применялись также докторами Клоссе и Саллаба [123]. Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти [К 9] ; доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь «ревматической воспалительной лихорадкой». По свидетельству Гульднера, Клоссе с самого начала опасался смертельного исхода и говорил доктору Саллаба: «Моцарта не спасти, уже невозможно сдержать осложнение» [125] [126]. Клоссе столь правильно наблюдал и постиг её, что предсказал её исход с точностью до часа. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход и при тех же симптомах, что и у Моцарта» [125] [127]. В любом случае, считал Г. Аберт, болезнь Моцарта была осложнена общей ослабленностью организма — следствием тяжёлых заболеваний, перенесённых в детстве и юности и в большинстве своём связанных с чрезмерным напряжением, с трудом, не знавшим отдыха [128]. Впоследствии многие учёные-медики пытались уточнить диагноз, поставленный лечащими врачами Моцарта [К 10] , и всё более склонялись к тому, что причиной смерти композитора стала хроническая болезнь суставный ревматизм , почечная недостаточность , болезнь Шёнлейна—Геноха , осложнённая острым инфекционным заболеванием, каковым, помимо «ревматической воспалительной лихорадки», могла быть стрептококковая инфекция или инфекция верхних дыхательных путей [130] [131]. Многие врачи считают, что пагубными для пациентов, не только для Моцарта, могли оказаться и принятые в те времена методы лечения [132]. За последние два года я так близко познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что образ смерти для меня не только не заключает в себе ничего пугающего, но, напротив, даёт немало успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства». Моцарт, письмо отцу , 4 апреля 1787 года [133]. Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно [134] [135]. Стаффорд сравнивает историю болезни Моцарта с перевёрнутой пирамидой: на очень небольшом количестве документальных свидетельств громоздятся тонны вторичной литературы [135]. При этом объём достоверных сведений за последние сто лет не увеличился, а сократился: учёные с годами всё более критически относились к свидетельствам Констанции, Софи и других очевидцев, обнаруживая в их показаниях немало противоречий [135] [136]. Он стал настолько чувствительным к прикосновениям, что едва терпел свою ночную рубашку. От тела ещё живого Моцарта исходило зловоние, из-за чего находиться в одной комнате с ним было затруднительно. Спустя много лет старший сын Моцарта Карл , которому на тот момент было всего семь лет, вспоминал, как он, стоя в углу комнаты, с ужасом смотрел на опухшее тело своего отца, лежащего в постели [137]. По свидетельству Софи, Моцарт чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в соборе Святого Стефана: он всегда считал Альбрехтсбергера прирождённым органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его [138]. В тот же вечер к постели больного был приглашён священник церкви Святого Петра. Поздно вечером послали за врачом [К 11] ; Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову умирающего Моцарта, отчего тот потерял сознание. С этого момента Моцарт лежал пластом, беспорядочно бредя. Примерно в полночь он приподнялся на кровати и неподвижно смотрел в пространство, затем склонился к стене и задремал. После полуночи, без пяти минут час, то есть уже 5 декабря, наступила смерть [142]. Уже ночью в доме Моцарта появился барон ван Свитен, и, пытаясь утешить вдову, распорядился, чтобы она на несколько дней переселилась к друзьям. Одновременно он дал ей настоятельный совет устроить погребение как можно проще: действительно, последний долг умершему отдали по третьему классу, который стоил 8 флоринов 36 крейцеров и ещё 3 флорина за катафалк. Вскоре после ван Свитена приехал граф Деим и снял с Моцарта посмертную маску. Люди из похоронного братства, покрыв тело чёрной тканью, на носилках перенесли его в рабочую комнату и поставили его рядом с фортепиано. В течение дня туда приходили многие друзья Моцарта, желающие выразить соболезнования и ещё раз увидеть композитора [142]. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 230 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря пьесе « Моцарт и Сальери » из сборника А. Пушкина « Маленькие трагедии », получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери [143]. Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём, а любые версии отравлений, особенно версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны [144]. Кенотаф Моцарта — наиболее известное «захоронение» кладбища Святого Марка 6 декабря 1791 года около трёх часов пополудни тело Моцарта было привезено к собору Святого Стефана. Здесь, в Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась скромная религиозная церемония, на которой присутствовали друзья Моцарта ван Свитен, Сальери, Альбрехтсбергер, Зюсмайер, Дайнер, Рознер, виолончелист Орслер и другие [145]. Катафалк отправился на кладбище Святого Марка , в соответствии с предписаниями того времени, после шести часов вечера, то есть уже в темноте, без сопровождающих [146]. Дата захоронения Моцарта является спорной: источники указывают 6 декабря, когда гроб с его телом был отправлен на кладбище, однако регламент запрещал хоронить умерших раньше, чем спустя 48 часов после смерти [147] [148] [К 12]. Вопреки распространённому мнению, Моцарт не был похоронен в полотняном мешке в братской могиле вместе с бедняками, как это было показано в фильме « Амадей ». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5—6 другими гробами [150]. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребёнными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. Впечатляющие хотя и по второму разряду похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа около 4000 человек в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году « Реквием » Антонио Розетти [151]. Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера , которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта стали разыскивать его захоронение, смог его показать. В 1859 году там соорудили памятник по проекту фон Гассера — знаменитого Плачущего Ангела. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в «музыкальный уголок» Центрального кладбища Вены , из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. В настоящее время Плачущий Ангел возвращён на своё прежнее место [152]. Наиболее точным отражением внешности Моцарта исследователи считают неоконченный портрет работы Йозефа Ланге [en] , написанный в 1782 году, когда композитору было 26 лет [153] [154] [155]. По воспоминаниям современников, Моцарт находился в постоянном движении: он то жестикулировал руками, то стучал ногой. Лицо его было чрезвычайно подвижно, постоянно менялось его выражение. Его свояченица Софи Хайбль вспоминала, что он постоянно играл «словно на клавире» с самыми разными предметами — шляпой, тростью, цепочкой от часов, столом, стульями [156]. Судя по подлинным портретам, Моцарт не обладал красивой или даже привлекательной внешностью: он был мал ростом, имел довольно густые русые волосы, цвет лица был бледный — результат многих болезней и нездорового образа жизни. Это же послужило причиной того, что его большие красивые голубые глаза имели рассеянный и тревожный, по воспоминаниям современников, взгляд. Широкий, но чересчур высокий лоб покато уходил назад, нос продолжал его линию, едва отделяясь от него небольшим углублением. Сам нос был довольно большим, что отмечалась современниками. Свои черты лица Моцарт, судя по портретам, унаследовал от матери [157]. По мнению Германа Аберта, одной из характерных черт личности Моцарта была прирождённая наблюдательность в общении с людьми. Она заключалась в изумительной остроте и точности характеристик людей, с которыми Моцарт знакомился. Однако его суждения были лишены морализирующего пафоса, они содержали лишь радость наблюдения как такового и, прежде всего, стремление выявить в данном человеке существенное. Он не старался извлекать выгоды для себя, не завидовал личному благополучию. Прирождённое чувство собственного достоинства никогда не покидало его и в аристократических домах [158]. Судя по письмам и воспоминаниям современников, значительное место в жизни Моцарта занимали юмор и ирония.

Из жизни моцарта – интересные факты

Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии отсюда его многочисленные концерты для фортепиано. В 1783 — 1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» Кающийся Давид. С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг.

Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро». Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов 1787 год , было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее он был привязан к Вене, и, когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не решился оставить Вену.

Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало.

Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели ре мажор. После смерти императора Иосифа II 1790 год материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» 1790 год , прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» 1791 год , заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» 1791 год , имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы.

Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта». Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься. Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора. У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь.

Письма Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу. Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах — письма матери, сестре, «дражайшему папа», кузине, супруге Констанце. Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро.

Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает. Это был галантный век, но Моцарт умеет без излишней напыщенности и витиеватости проявить уважение, не теряя достоинства. Письма, обращенные к родным, полны искренности и доверительности, эмоциональности и вольного обращения с синтаксисом, ведь они писались не для истории. В этом их настоящая ценность.

В зрелые годы у Вольфганга формируется собственный эпистолярный стиль. Очевидно, что литературный дар ему присущ не в меньшей степени, что и музыкальный. Владея поверхностно несколькими языками немецким, французским, итальянский, латинским , он легко составляет из них новые словоформы, с юмором играет словами, острит, рифмует. Его мысль скользит легко и непринужденно.

Следует отметить, что со времени написания писем немецкий язык прошел большой путь развития от локальных диалектов до национального языка. Поэтому многое в них современникам покажется не совсем понятным. Например, тогда было принято обсуждать публично проблемы пищеварения. Ничего, выбивающегося из нормы, в этом не было.

То же с грамматикой и орфографией — Моцарт следовал своим правилам, а возможно, даже не задумывался об этом. В одном абзаце мог трижды написать имя какой-то персоны — и все 3 раза по-разному. В России в советское время моцартоведы лишь частично цитировали некоторые из его писем — тщательно отредактированные. В 2000-м году вышло полное издание переписки семьи Моцартов.

Я просто следую своим собственным чувствам»; «Поскольку смерть, когда мы подошли к ее рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть - это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью». И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален...

Но старания брата и сестры окупались, они потихоньку становились все более популярными, но не богатыми. Семья Моцарта то и дело испытывала финансовые проблемы. Музыкальные скитания детей продолжались около десяти лет. Когда брат и сестра повзрослели, им пришлось двигаться отдельно друг от друга, так как придирчивому истеблишменту быстро наскучили «возмужавшие» Моцарты. Еще в первых путешествиях он сочинил свои первые более-менее серьезные работы. Например, в Париже Моцарт создал несколько сонат для клавесина и скрипки. В Лондоне ему довелось познакомиться с сыном Баха и получить от него парочку учебных советов. В Голландии, где Моцарт провел около года, написал свою первую симфонию. В начале 1770-х годов композитор приобрел еще большую популярность благодаря операм «Митридат, царь Понтийский», «Асканий в Альбе», «Сон Сципиона» и «Луций Сулла». Тогда композитор получил работу придворным органистом в родном городе и написал свои знаменитые оперы: «Свадьба Фигаро» 1786 , премьера которой состоялась в Вене, а также «Дон Жуан» 1787 , которая впервые была показана в Праге. Естественно, это лишь пример наиболее популярных произведений гения. В целом за всю свою карьеру он наклепал около 600 работ. Вы только представьте, это почти полтора произведения в месяц, если считать от начала жизни композитора. Перед смертью Моцарт написал оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», но, к сожалению, так и не закончил работу над наиболее знаменитым своим произведением «Реквием». По сути, оно стало для Моцарта его посмертной визитной карточкой. Хотя не обошлось и без юношеских страданий.

Невольно припоминаются слова нашего великого родного поэта: Но лишь божественный глагол Душа поэта встрепенется, — Как пробудившийся орел. Для Моцарта этот урок был божественным глаголом, который говорил о его назначении и указывал ему его путь на земле. С этих пор Моцарт забыл все свои прежние игры и всецело погрузился своей детской, но гениальной душой в музыку. По целым часам стоял он у клавесина, отыскивая разные созвучия, и хлопал в ладоши от радости, когда находил терцию или квинту. Отец попробовал показать ему маленький менуэт, и так как Вольфганг безошибочно его повторил, то отец решился начать с ним занятия музыкой. С первого же урока у Леопольда Моцарта, опытного педагога, не осталось более сомнений, что в его крошечном сыне скрывается великий гений и что ему предстоит трудная задача развить его. Будучи человеком глубоко религиозным, он взглянул на необыкновенный талант ребенка как на ниспосланное ему свыше чудо и приступил к его воспитанию с любовью и благоговением как к святому делу. Отец боялся слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения, но это не помешало маленькому композитору написать свой первый концерт, когда ему было всего 4 года. Однажды отец застал его за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Эти кляксы мальчик спокойно вытирал рукой и поверх них писал ноты. На вопрос отца: «Что ты пишешь? К этому заявлению отец отнесся, конечно, с недоверием и смехом, но когда заглянул в бумагу и разобрался в этой массе клякс и нот, то слезы умиления и восторга выступили у него на глазах: перед ним лежал неисполнимый по трудности, но совершенно правильно написанный концерт! Дом Леопольда Моцарта посещался местными музыкантами, которые приносили ему свои сочинения и часто их вместе исполняли. Так, однажды один из них принес шесть своих новых трио. Сели их играть. Но не успели музыканты разместиться, как явился маленький Моцарт со своей собственной крошечной скрипкой, полученной им в подарок, и предложил свои услуги. Услуги эти были отвергнуты, так как Моцарт никогда не учился на скрипке. Оскорбленный музыкант залился горючими слезами. Чтобы утешить его, ему позволили сесть возле Шахтнера, его большого друга, и играть с ним вторую скрипку, «но так тихо, чтобы не было слышно». Моцарт уселся. Шахтнер, как он сам рассказывает, заметив вскоре, что он лишний, перестал играть, а мальчик сыграл с листа все шесть трио. Тот же Шахтнер рассказывает, что у него была скрипка, которую Моцарт очень любил за ее мягкий, нежный тон. Шахтнер часто играл на ней у Моцартов. Однажды он пришел к ним и застал Вольфганга, занятого своей, только что полученной им скрипкой. Шахтнер посмеялся, но отец, зная необыкновенный слух своего сына, послал за скрипкой, и по проверке оказалось, что мальчик был прав. Вольфганг с сестрой слева и их отец Леопольд Моцарт справа Почти до десяти лет Моцарт чувствовал непреодолимое отвращение к звуку трубы. Даже самый вид ее вызывал в нем такой страх, как будто ему показывали дуло заряженного пистолета. Желая отучить сына от такого нервного страха, Леопольд Моцарт попросил своего друга, трубача Шахтнера, затрубить изо всей силы в присутствии мальчика. Но при первых же звуках ребенок смертельно побледнел, стал опускаться на пол и, наверно, лишился бы чувств, если бы Шахтнер не прекратил этого испытания. С этих пор отец не пытался больше приучать сына к звукам трубы, и со временем его отвращение к этому инструменту прошло само собой.

Вся семья Моцартов была музыкально одарённой

  • Вольфганг Амадей Моцарт — биография
  • Орфографический словарь
  • 10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ МОЦАРТА
  • О Вольфганг Амадей Моцарте - МУЗБАНК | MUZBANK

Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и музыкальная деятельность

Вольфганг Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт. С ранних лет ребёнок проявлял неодолимую тягу к музыке: в четыре года он пытался написать концерт для клавесина, а в возрасте шести лет удачно выступал с популярными концертами по Европе.
Музыка маленького Вольферля Ранние вещи Моцарта прозвучали в Зальцбурге: Культура: Жена Анна-Мария Моцарт, урожденная Пертль, из Санкт-Гильген-ам Вольфгангзее. Его старшая сестра Мария Анна, которую звали «Наннерль», родилась в 1751 году и умерла в возрасте 78 лет. Остальные пять братьев и сестер умерли в течение первого года жизни.

Популярные статьи:

  • История жизни Вольфганга Амадея Моцарта
  • Вольфганг Амадей Моцарт - биография и произведения композитора
  • Кто на завалинке
  • Биография, жизненный и творческий путь часть 3:: Вольфганг Амадей Моцарт

Учебник музыки. Биография Моцарта

Два сочинения, написанных Вольфгангом Амадеем Моцартом в возрасте 7-8 лет, были исполнены в первые выходные августа на его родине, в Зальцбурге. С заказом архиепископского двора связано также и появление первого вокально-симфонического сочинения Вольфганга — немецкой оратории «Долг первой заповеди». Моцарт написал лишь первую часть оратории. В 17 лет Моцарт становится придворным музыкантом и пишет для Коллоредо множество музыкальных шедевров – «Концерты для скрипки с оркестром», «Ночная серенада», «Концерт для трех клавиров», «Концерт для фортепиано», известный под названием «Женом». Во время этой поездки Моцарт познакомился с итальянской симфонией и оперой в Лондоне. Также состоялась встреча с Иоганном Себастьяном Бахом, который стал его первым кумиром, образцом для подражания. В 1778 году Моцарт писал домой из Парижа. Две последующие четырехручные сонаты — D-dur (К. 381) и B-dur (К. 358) — Моцарт тоже предназначил для себя и сестры. Первая написана, вероятно, в 1772 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий