В марте 1812 г был отставлен от должности и выслан из петербурга выдающийся реформатор

один из крупнейших реформаторов и деятелей при Александре I. При его непосредственном участии происходили: министерская реформа, "Указ о вольных хлебопашцах", разработка проекта "конституционной монархии" и другие.

Причины и последствия отставки сперанского кратко

Денежный сбор с крестьян в XV–XVII вв. при уходе от феодала в Юрьев день называется? В марте 1812?г. был отставлен от должности и выслан из Петербурга выдающийся реформатор. На церковной службе в 1812 году, в самый тяжелый исторический момент, у него выпала Библия из рук — он открыл ее на 90-м псалме Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе. 23 апреля 1803 года Александр I отправил коротенькую записку Аракчееву в Грузино: "Алексей Андреевич! Имея нужду видеться с вами, прошу приехать в Петербург". Аракчеев вновь был принят на службу в той же должности инспектора всей артиллерии. Тайные помыслы одинокого реформатора. В марте 1812 года Александр I внезапно решил удалить из Петербурга госсекретаря Михаила Михайловича Сперанского. Его обвинили в государственной измене.

Сперанский Михаил

Однако в марте 1812 г. Сперанский был лишён всех постов и отправлен в ссылку.

Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского. Второй этап 1808-1810 После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере — «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи.

Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского: В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную — уже созданные Министерства, а судебную — Сенат. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.

Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый — дворянство, второй «среднее сословие» — купцы, мещане и государственные крестьяне, третий — «народ рабочий». Реализация идеи «природного права». Гражданские права право на жизнь, арест только по решению суда и т. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно — получить политические права.

Государственная Дума — выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру. После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей.

Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи. Третий этап 1811-1812 Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось: Предложил разделить Сенат на Правительствующий вопросы местного управления и Судебный главный орган судебной ветви власти Российской империи. Создать вертикаль судебной власти.

Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав. Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского — создание Государственного Совета. Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского? Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов».

Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным. Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы.

В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Политическая деятельность Сперанского Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета. Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена: Огромное сопротивление российского дворянства. Не решительность самого императора в проведении реформ. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях.

Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором.

С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи. Главный итог деятельности Сперанского Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума.

Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества. Личность Сперанского Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского.

В 1801-1802 годах он познакомился с П. Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России. После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией.

Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи. В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената. После вынужденной ссылки М.

Сперанский пересмотрел взгляды, стал высказывать мысли, противоположные прежним. Проекты реформ М. Сперанского 1808-18012 Преобразования высших органов власти Александр I, взошедши на трон, захотел повести ряд реформ в России. Для этого он объединил своих друзей-либералов в "Негласный комитет". Создание и воплощение реформ продвигалось очень медленно, реформаторы не имели представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, который бы мог воплотить задумки в реальные проекты.

И этим человеком стал М. В 1808 году царь поручил создать М. Сперанскому генеральный план реформ. Этой работой Михаил Сперанский занимался почти год. План реформ был представлен в виде обширного документа: «Введении к Уложению государственных законов». В нем он высказал свое личное мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, а также объяснил и обосновал свои мысли.

В 1809 году М. Сперанский писал: "Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется". В плане М. Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Вся власть в государстве должна была делиться на: законодательную, судебную и исполнительную. До этого строгого разделения властей не существовало.

Также М. Сперанский предложил ввести систему министерств. Он предлагал сделать выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Государственной думе вверяется закон. Сенату - суд.

Министерству - управление. Реформа Государственного Совета 1810 г. Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ М. Оба документа были написаны самим М. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям.

Подготовка реформы велась в обстановке секретности и стала совершенной неожиданностью для многих. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М. Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 год, говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия».

Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: «…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию входили: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю.

Это звание было возложено на самого М. Для производства дел в Совете была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений. Однако анализ манифеста свидетельствует, что учреждение Государственного совета игнорировало основные принципы государственной реформы, отраженные во "Введении к уложению государственных законов". Совет планировался как совещательный орган при императоре. Однако в написанном им же манифесте Государственный совет предстает в виде исключительно законосовещательного органа.

Вся деятельность по созданию законов оказалась в руках императора, так как всех членов Государственного совета он назначал сам. Всего вместе с председателями и министрами в Совет было назначено 35 человек. Решения Совета принимались большинством голосов. Те члены Совета, которые не были согласны с большинством, могли записать свое особое мнение в журнале, но никакого влияния это не имело. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: "Вняв мнению Государственного совета". Александр I часто игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство.

Государственный совет завалили различными не свойственными ему вопросами. Совет рассматривает то смету расходов и доходов Москвы и Петербурга, то уголовные гражданские дела. Император стал издавать законы без рассмотрения их в Совете. Таким образом, реформа Государственного совета была проведена, по реформе Совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства и решать, насколько они требуют новых законов, а затем выносить свои предложения на суд верховной власти, но на практике все было по-другому. Александр I пренебрегал этим. Реформа министерств 1810-1811 гг.

Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного Совета. Манифестом от 25 июля 1810 года было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения М. Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 года было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разного рода чиновников, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов. Каждое министерство получило единообразное структурное оформление.

Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. В "Общем наказе" категорически оговаривалось, что министрам принадлежит только власть исполнительная и в их компетенцию не входит "никакое новое учреждение или отмена прежнего". Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями.

Манифест 1811 года, по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли. Этим документом он определялся как высший административный орган. Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного Совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А. На Комитет возлагалось рассмотрение дел, по которым "необходимо общее соображение и содействие".

Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Довольно часто Комитет по инициативе того или другого министра стал рассматривать законопроекты, которые потом утверждал Александр I. Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, которые были не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело. Следует отметить, что, М.

Муравьев Г П.

Пестель 3. В 1803 г. В 1805 г. Следуя условиям Тильзитского договора, в 1808 г. В марте 1812 г. Сперанский Б Н.

Карамзин В П. Пестель Г А. Аракчеев 9. В начале 1820-х гг. Муравьев Б Н. Карамзин 62 В П.

Пестель Г М.

Оно особенно обострилось ввиду двух указов — 3 апреля и 6 августа 1809 г. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу.

После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями и не сообщали уже никаких служебных прав. Второй указ, в видах улучшения служебного персонала, требовал, чтобы чины коллежского асессора и статского советника давались лишь по выдержании определенного экзамена или по предъявлении университетского диплома. Оба эти указа вызвали негодование в придворной и чиновничьей среде против Сперанского; начались всякие подкопы и интриги, при помощи которых в конце концов врагам Сперанского и удалось свалить этого замечательного государственного человека, после того как он навлек на себя всеобщее неудовольствие в тогдашнем дворянском обществе не по его вине неудавшеюся попыткой упорядочения государственных финансов , доведенных почти до полного крушения постоянным ростом расходов и выпусками бумажных денег в связи с результатами континентальной системы.

Меры Сперанского в области финансов Я уже говорил, что после Тильзитского мира в 1808 г. Дефицит был покрыт новым выпуском ассигнаций, причем курс их в этом году был ниже 50 коп. В следующем, 1809 г.

Доходы в этом году равнялись 195 млн. Дефицит опять был покрыт новым выпуском ассигнаций, но они лежали уже без обращения: рынок отказывался принимать такое количество ассигнаций. К концу 1810 г.

Банкротство страны приближалось. В этом тяжелом положении Александр еще в 1809 г. Я упомянул только что о значении сужения рынка и сокращения торгового оборота для падения курса бумажных денег.

Сужение это обусловливалось, как я уже говорил, континентальной системой, прекратившей вывоз льна и пеньки в Англию, составлявший тогда около половины всего нашего отпуска товаров за границу. Вместе с тем существовавший тогда таможенный тариф был весьма неблагоприятен для развития нашей крупной промышленности, так как вследствие незначительности таможенной пошлины на иностранные фабрикаты русские фабрики не могли конкурировать с иностранными. К тому же благодаря превышению ввоза над вывозом баланс оказывался очень неблагоприятным для России: платить нам приходилось за ввозимые предметы звонкой монетой, между тем получали мы из-за границы звонкой монеты, благодаря относительной ничтожности нашего вывоза, очень мало.

Таким образом, ход этих торговых операций в результате вызывал большую утечку звонкой монеты за границу, вследствие чего в стране оставались одни ассигнации, которые все более и более обесценивались. Кроме того, русский двор платил большие субсидии прусскому двору. Наконец, в эти же годы мы вели целых четыре войны: была у нас, как я уже говорил, многолетняя война с Персией с 1804 по 1813 г.

Хотя мы сделали это против своей воли и война была, собственно, бескровная: войска наши уклонялись, по указанию свыше, от встречи с австрийцами, — но денег и эта война потребовала довольно много. Эти причины — невыгодность торгового баланса и необходимость содержания на звонкую монету армий за границей — и обусловливали тяжелое положение казны, так как население уплачивало налоги ассигнациями, а заграничные расходы оплачивались металлическими деньгами. Номинально наш бюджет постоянно возрастал в эти годы, но фактически он неуклонно падал.

Например, расходы на содержание двора составляли в 1803 г. Вот данные относительно бюджета Министерства народного просвещения выраженные в млн. При таком положении вещей нельзя было, конечно, и думать об открытии новых школ — и старые еле продолжали существовать, и то только благодаря тому, что жалованье учителям выплачивалось ассигнациями, как и всем чиновникам, но судите же, каково было их положение, когда все предметы вздорожали в цене в четыре раза, а некоторые колониальные товары еще гораздо сильнее.

Таким образом, государственное хозяйство быстрыми шагами приближалось к краху, и в стране росли общая тревога и недовольство. При таких условиях Сперанский, который уже в это время закончил свой план общего государственного преобразования, получил повеление государя заняться этим делом. Сперанский давно уже и сам обратил внимание на положение финансов и с большим вниманием отнесся к плану финансовых реформ, представленному ему профессором Балугианским, служившим под его начальством в комиссии законов.

Он принялся очень усердно за изучение нового для него дела при помощи молодых ученых Балугианского и Якоба харьковского профессора , незадолго перед тем приглашенных из-за границы. Вскоре ими была составлена обстоятельная записка о положении государственного хозяйства и необходимых улучшениях, которую он подверг сперва обсуждению частного совещания всех тогдашних государственных людей, сколько-нибудь осведомленных в финансах. Это были граф Северин Осипович Потоцкий, адмирал Мордвинов, Кочубей, государственный контролер Кампфенгаузен и ближайший сотрудник Сперанского — Балугианский.

К 1 января 1810 г. Сущность плана заключалась в изыскании мер к приведению государственных доходов в соответствие с расходами. План начинался с указания на то, что у государства не оказывается средств на удовлетворение элементарных нужд, потому что фактически доходы казны уменьшились вследствие падения курса бумажных денег, от чего зависела также и дороговизна товаров на рынке.

Признавая, что первая причина падения курса заключается в непомерных выпусках ассигнаций, Сперанский предложил прежде всего прекратить дальнейшие выпуски ассигнаций, а выпущенные ранее признать государственным долгом и принять меры к постепенному погашению этого долга при помощи выкупа ассигнаций для их уничтожения. Для получения необходимых для этого средств Сперанский предложил принять следующие меры: 1 для уменьшения дефицита сокращение текущих расходов, даже самых полезных, например, на нужды народного образования , на проведение новых путей сообщения и т. Часть государственных имуществ Сперанский предложил даже пустить в продажу.

Предполагалось, что этот заем, как срочный и обеспеченный определенным имуществом, не мог сыграть роли ассигнационного займа. Но так как всех этих мер все же было бы недостаточно, тем более что войны с Турцией и с Персией продолжались, Сперанский предложил установить еще особый налог по 50 коп. Вообще дефициты, по плану Сперанского, должны были покрываться по возможности процентными прибавками к существующим налогам, чтобы население могло тотчас же покрывать эти дефициты, не вынуждая расплачиваться за них будущие поколения.

Для улучшения условий кредита и для упорядочения хозяйства Сперанский предложил ввести упорядоченную отчетность и гласность в ведение государственного хозяйства. Этой реформе, однако, суждено было серьезно осуществиться только в 60-х годах. Понимая, что падение курса бумажного рубля поддерживается в особенности невыгодным торговым балансом, Сперанский, энергично поддержанный в этом вопросе Мордвиновым, который был председателем департамента государственной экономии, предложил пересмотреть таможенный тариф и доказывал, что условия, принятые в Тильзите относительно континентальной системы, надо толковать в ограничительном смысле, поясняя, что ведь Наполеон эти условия предлагал для разорения Англии, а не России; между тем они разоряют не Англию, а Россию.

Ввиду этого в 1810 г. С другой стороны, новым таможенным тарифом 1810г. Оба эти обстоятельства повлияли весьма благоприятно на установление выгодного для России торгового баланса.

И если бы план Сперанского был осуществлен полностью, курс бумажного рубля несомненно повысился бы. К сожалению, в 1810 г. Хотя выпуск этот состоялся на основании старого повеления, однако он в корне подрывал все меры и в особенности доверие публики, а курс бумажных денег продолжал падать; в 1811 г.

Но таможенный тариф 1809 г. Тем не менее меры, которые были приняты Государственным советом, не только не заслужили Сперанскому благодарности современников, но даже усилили ту ненависть, которую питали к нему широкие слои дворянства и чиновничества. Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала весьма неутешительные для себя выводы.

Ей стало ясно: 1 что финансы наши пришли в плохое положение, 2 что казна вовлечена в значительные внутренние долги для многих это было новостью, так как почти никто не понимал раньше, что выпуск ассигнаций есть своего рода внутренний заем и 3 что на покрытие расходов в 1810 г. Этот последний вывод был самый неприятный, так как положение плательщиков налогов, в особенности помещиков, было и без того весьма незавидное. Это недовольство нелепым образом обращалось не на тех, кто причинил расстройство финансов, а на того, кто честно открыл обществу глаза на существующее положение дел, ничего не утаивая.

Новые налоги особенно раздражали, потому что они приходились в тяжелое время , когда страна и без того была разорена; дворянство же особенно негодовало за налог на дворянские имения. Раздражение еще более усилилось, когда оказалось, что, несмотря на новые тяготы, ассигнации продолжали падать. Налог, предназначенный на погашение долга, употреблялся на текущие нужды государства, чрезвычайно усилившиеся ввиду ожидавшейся уже войны с Наполеоном, так что общество имело как будто бы основание сказать, что Государственный совет или автор плана Государственного совета его попросту обманул.

Таким образом, план Сперанского на самом деле не был осуществлен. За неисполнение плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли, как я уже сказал, самого же Сперанского; раздавались даже голоса, утверждавшие, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных сношениях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского.

Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, как бы это настроение ни выражалось, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер ; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать лучшим своим сотрудником ярости привилегированной толпы. Сперанский был отставлен и даже выслан в Нижний Новгород, а затем, по новому доносу, — в Пермь, хотя Александр не мог сомневаться в том, что за Сперанским никакой серьезной вины не было и быть не могло. Вся его фактическая вина заключалась в том, что он через одного чиновника получал копии всех важнейших секретных бумаг из министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению, получать и испросив на то официальное разрешение.

Сущность этой записки, представленной Александру через великую княгиню Екатерину Павловну, заключалась в критике внутренней политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Краткий обзор русской истории написан был ярко, образно, местами живописно, но не всегда беспристрастно. После яркой характеристики Екатерины и Павла, причем первую Карамзин превознес до небес, а для мрачной характеристики сумасбродных деяний второго, как вы знаете, не пожалел красок, — он переходит к современной ему эпохе, призывает на помощь все свое гражданское мужество и пишет настоящий обвинительный акт против новшеств Александрова царствования.

Удивительный государственный феномен! Обыкновенно бывает, что преемник монарха жестокого легко снискивает всеобщее одобрение, смягчая правила власти; успокоенные кротостью Александра, безвинно не страшась ни тайной канцелярии, ни Сибири и свободно наслаждаясь всеми позволенными в гражданских обществах удовольствиями, каким образом изъясним сие горестное расположение умов? Художник А.

Венецианов Главная ошибка неопытных законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо того, чтобы совершенствовать учреждения Екатерины, предприняли органические реформы. Тут Карамзин не щадит ни Государственного совета, ни нового учреждения министерств, ни даже обширных предприятий правительства по части распространения народного просвещения, которые он прежде сам же когда-то восхвалял в «Вестнике Европы». Он утверждает, что вместо всех реформ достаточно было бы подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей.

Об ответственности министров Карамзин говорит: «Кто их избирает? Худой министр есть ошибка государева: должно исправлять подобные ошибки, но скрытно, чтобы народ имел доверенность к личным выборам царским... По поводу излишнего выпуска ассигнаций в прежние годы он замечает: «Когда сделано неизбежное зло, то надобно размыслить и взять меры к тишине, не охать, не бить в набат, отчего зло увеличивается.

Пусть министры будут искренни перед лицом одного монарха, а не перед народом, сохрани Боже, если они будут следовать иному правилу: обманывать государя и сказывать всякую истину народу... Карамзин соглашается, что можно выкупать и погашать ассигнации, но объявление ассигнаций государственным долгом считает верхом легкомыслия. Замечательно своей наивностью это рассуждение Карамзина; как будто он не понимал, что при существовании такой тайны в делах управления министрам всего легче обманывать именно государя.

Не менее замечательно его рассуждение о том, что может являться гарантией против тирании самодержавной власти при необузданном и безумном монархе: по мнению Карамзина, государя должен удерживать страх — «страх возбудить всеобщую ненависть в случае противной системы царствования», и Карамзин не замечает, что отсюда один только шаг до одобрения естественных последствий такой ненависти — государственного переворота. Любопытную черту карамзинской записки составляет его сословная, дворянская точка зрения. Это, разумеется, не точка зрения дворян-конституционалистов, не та точка зрения, на которой стояли в то время тогдашние либералы от дворянина Мордвинова до разночинца Сперанского; это была точка зрения, усвоенная и проводившаяся Екатериной; дворянство должно быть первым сословием в государстве, должны быть признаны ненарушимыми все его привилегии по отношению к прочим сословиям, в том числе и в отношении крепостного права на крестьян, но по отношению к самодержавной монархической власти дворянство должно быть верным и покорным слугой.

Причины отставки Сперанского То недовольство, о котором свидетельствует Карамзин и наличность которого признавал и Сперанский, действительно существовало и развивалось почти во всех слоях русского общества. Сперанский, приписывая его зрелости общества, видел в нем признак существования потребности в преобразовании политического строя ; Карамзин, наоборот, объяснял это недовольство неудачными новшествами, являвшимися первыми шагами к изменению политического строя. Эти оба столь различные объяснения были одинаково неправильны: недовольство имело более реальные основания — корни его заключались в неудачной внешней политике правительства, вызвавшей ненужные — по крайней мере по мнению современников — войны 1805—1807 гг.

Впрочем, Карамзин попутно указывает и эти все обстоятельства, не придавая им, однако, первенствующего значения, которое они, бесспорно, имели. Замечательно, что враги Сперанского старались — и, надо сказать, довольно успешно — распространять мнение, что Сперанский хотел ввести в России наполеоновские законы, что он был поклонником Наполеона и чуть ли не его клевретом. Успех этих инсинуаций объясняется господствовавшим патриотически протестующим настроением, которое мы уже охарактеризовали.

Русское просвещение перед Отечественной войной 1812 Прежде чем перейти к следующему периоду, я должен сказать несколько слов о положении в тот момент дела народного просвещения. Довольно широко развивавшаяся в предшествовавший период, особенно в 1803—1804 гг. Однако же частные общества и литература продолжали расти и развиваться.

Открылся целый ряд новых литературных и филантропических обществ. Кроме общества Шишкова «Русская беседа» следует упомянуть про «Общество любителей российской словесности», основанное Д. Языковым при Московском университете; «Общество любителей математики», основанное Михаилом Муравьевым, тогда 15-летним студентом, потом превратившееся, под руководством его отца Н.

Муравьева, в вольное учебное заведение для «колонновожатых», которое послужило колыбелью русского Генерального штаба и имело также большое значение в истории тайных обществ 20-х годов, так как многие из членов их воспитывались здесь. При Московском же университете было открыто проф. Чеботаревым «Общество истории и древностей российских».

Затем еще в 1804 г. Разумовским и в 1810—1811 гг. Даже в провинции основывались такие же общества: так, например, в Казани в 1806 г.

Богданович III, стр. Но утверждение это противоречит более точным сведениям, приведенным в биографии М. Муравьева, составленной Кропотовым по архивным данным и по рассказам брата Михаила Муравьева, Сергея Николаевича.

Кропотов, стр. Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе , подготовить сообщения по теме. План урока: Повторение реформаторской деятельности Александра I.

Основные вехи биографии М. Причины отставки Сперанского. Подведение итогов Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации.

Определить последствия принятых по его предложению решений. Дать характеристику Сперанскому не только как государственному деятелю , но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на благо России.

На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать суждения о причинно-следственных связях, проводить поиск необходимой информации, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять смысл, значение исторических понятий. Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.

В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I.

Михаил Михайлович Сперанский. Краткая биография

В начале царствования Александра I одним из ближайших его сотрудников оказался М. М. Сперанский. Однако в марте 1812 г. Сперанский был лишён всех постов и отправлен в ссылку. В марте 1812 г. был отставлен от должности и выслан из Петербурга выдающийся реформатор А. А. Аракчеев М. М. Сперанский П. И. Пестель Н. М. Карамзин. В 1792 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил сделал М. Сперанскому предложение остаться работать в Петербурге. Весной он был определен на должность учителя математики «главной семинарии» России.

В марте 1812 г. был отставлен от должности и выслан из Петербурга выдающийся реформатор …

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – поистине выдающаяся личность в истории российского государства и права – общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Краткое жизнеописание. Большинство его предложений не было реализовано. Под давлением общественного мнения Александр I решился на отставку Сперанского. В марте 1812 г. выдающийся реформатор был отставлен от должности и выслан из Петербурга. В марте 1812 года Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта 1812 года в Зимнем дворце состоялась беседа между императором и государственным секретарём, о содержании которой историки строят догадки. 17 марта 1812 года Александр I отставил от многочисленных должностей и сослал государственного секретаря М. М. Сперанского. Он получил отставку в марте 1812 г. и сослан был в Нижний Новгород, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа.

Проведение деноминации (укрупнения) рубля

При разработке Общею учреждения министерств использовались нс только первый опыт деятельности министерств, созданных в 1802 г. Подготовленный Сперанским и уже одобренный Александром проект преобразования Сената, предусматривавший отделение его судебной функции от административной с созданием двух Сенатов — правительствующего и судебного, — так и не был введен в действие. В марте 1812 г. Александр 1 назначил его генерал-губернатором Сибири, признав этим несправедливость выдвигавшихся ранее против него обвинений. Сперанский был возвращен и Петербург и назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г.

Сперанский фактически возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под его руководством были подготовлены первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах 1830 и Свод законов Российской империи в 15 томах 1832. Успешное осуществление огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства будет названо биографами Сперанского его главной заслугой. Кодификация законов позволила значительно упорядочить государственное управление, укрепив в нем начала законности. После смерти Сперанского Модест Корф, его биограф, написал в своем дневнике: «Светило русской администрации угасло! Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени. Главные положения проекта реформ Сперанского Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап 1802-1807 На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап 1808-1810 После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере — «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского: В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную — уже созданные Министерства, а судебную — Сенат.

Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый — дворянство, второй «среднее сословие» — купцы, мещане и государственные крестьяне, третий — «народ рабочий». Реализация идеи «природного права». Гражданские права право на жизнь, арест только по решению суда и т.

Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно — получить политические права. Государственная Дума — выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.

Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру. После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи. Третий этап 1811-1812 Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената».

В этом документе предлагалось: Предложил разделить Сенат на Правительствующий вопросы местного управления и Судебный главный орган судебной ветви власти Российской империи. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав. Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского — создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского? Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин.

Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным. Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Политическая деятельность Сперанского Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета. Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена: Огромное сопротивление российского дворянства. Не решительность самого императора в проведении реформ.

Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки. Причины и последствия отставки Сперанского Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял.

С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи. Главный итог деятельности Сперанского Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора.

В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества. Личность Сперанского Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина.

Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П. Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства.

Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России. После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи. В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора.

Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената. Сперанский, будучи в начале XIX века вторым лицом в Российской империи, внес на высочайшее рассмотрение немало предложений по преобразованию российского устройства. Эта активность создала ему имидж очень результативного реформатора. Но это не так, поскольку большинство предложений Сперанского никогда и не пробовали реализовать, а реализованные нередко давали мизерные результаты. Либеральные разговоры С 1802 года официально оказался «особой, приближенной к государю» — он стал секретарем министра внутренних дел Кочубея. Но с царем еще цесаревичем Михаил Михайлович был знаком и ранее, и это позволяло ему нередко обращаться к Александру 1 напрямую.

Впрочем, в 1803 году царь забрал его от Кочубея к своей персоне, и с этого момента и до 1812 года начался стремительный взлет «худородного» царского советника. Сперанский хорошо знал французское и английское просветительство и воспринял кое-что из его идей. Предложения, которые он делал царю, основывались в основном на более сдержанных идеях просветителей. В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, полностью подготовленный Сперанским. Он разрешал крестьянам по договоренности выкупаться с землей у помещиков. В 1809 году были внесены изменения в порядок присвоения придворных чинов и обязательные экзамены на присвоение чинов выше определенного уровня в речь шла о тех уровнях, что давали право на дворянство.

Также с 1807 года и до своей опалы в 1812 году Сперанский работал над планом государственных преобразований, долженствующих превратить Россию в конституционную монархию. Этот план включал внедрение принципа разделения властей, создание выборного законодательного органа и выборных местных органов управления, установление основных прав человека. Вот только реальный результат этих глобальных планов был почти никакой. Указ о вольных хлебопашцах освободил… аж 37 тыс.

Поцеловав мертвую жену, он ушел из дома.

Несколько раз возвращался, смотрел, как безумный, на труп и уходил снова. Ее похоронили в его отсутствие. Через три недели Сперанского нашли в окрестностях Петербурга, одного в лесу - обросшего бородой, постаревшего, страшного. Думали, что он покончит с собой. Сознание своих обязанностей перед дочерью, а быть может и перед своими убеждениями, возвратило, однако, Сперанского к жизни и деятельности и спасло от самоубийства, к которому он был очень близок одно время.

Отчаяние первого времени улеглось, перешло в тихую печаль и благоговейное почитание памяти покойной Елизаветы Андреевны, которой он остался верен всю жизнь. Любовь к умершей жене он перенес на дочь Лизу. Даже когда работал над сводом государственных законов, выкраивал час, чтобы с ней погулять. Сосланный в Сибирь, писал ей длинные скучнейшие отчеты о каждом прожитом дне. Овдовев двадцати семи лет, после одиннадцатимесячного супружества, Сперанский остался вдовцом на всю остальную долгую жизнь свою он умер шестидесяти семи лет , хотя в годы расцвета его карьеры многие женщины были бы рады выйти за него и он мог бы выбирать между первыми невестами империи.

Да и ему самому родство со знатной дворянской фамилией прибавило бы веса. Женщинам Сперанский предпочел работу. И своего главного работодателя - царя Александра I. Царя он, как и многие современники, обожал. Как нам обустроить Россию Молодой и красивый Александр I, взошедши на трон, захотел осчастливить Россию реформами.

Он объединил своих либерально настроенных друзей в "Негласный комитет" поэт Гавриил Романович Державин называл его "якобинской шайкой". Занятие государственными делами протекало с восточной неторопливостью. Отобедав за царским столом, члены "Негласного комитета" удалялись в царский кабинет, и там, за десертом, кофе с трубкой, обсуждали проекты реформ. Юные реформаторы не имели ни малейшего представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, способный воплотить грезы в конкретные проекты.

Сперанский стал настоящей находкой для молодых аристократов. Александр I В 1808 году царь поручил ему составить генеральный план реформ. Этой работой Михайло Михайлович занимался почти год. Он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал.

В октябре 1809 года он представил царю свой план. Даже сейчас, по прошествии почти двух веков, этот план поражает своей современностью и европейской логикой. Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять. Сперанский ввел привычное нам теперь разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную.

До этого жесткой государственной системы не существовало. Мало того: именно Сперанский придумал министерства в их современном бюрократическом виде. Он предлагал ввести выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем, - по сути это был аналог современного двухпалатного парламента. Вводились гражданские и политические права - то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя.

Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций. Сперанский мог утешиться тем, что "перестройкой" царь поручил заниматься ему же. Сперанский реформировал налоговую систему - ввели налог на дворян-землевладельцев, которые до того денег в казну не платили никогда. Было создано восемь министерств, заправляющих всеми хозяйственными делами.

Сперанский Михаил Михайлович неизвестный художник, начало 1810-х Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический гений Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника пол-Франции. И в знак особого расположения подарил Сперанскому бриллиантовую табакерку. Новому владельцу политических дивидендов табакерка не прибавила. Над ним сгущались тучи.

Зависть чиновников. Ярость дворян-налогоплательщиков. И Александру уже казалось, что страной правит не он, а этот "бурсак". Недовольство императора подогревали доносы интриганов, которые Сперанского обвиняли во взяточничестве, измене, в связях с масонами. В долгом разговоре с глазу на глаз Александр сообщил, что должен удалить его от дел.

Выйдя от царя, Сперанский чуть не лишился чувств - в растерянности он попытался засунуть в портфель шляпу. Александр I выглянул из кабинета и сказал: "Еще раз прощайте, Михайло Михайлович". В дневнике Государь кокетливо писал, что расставание с верным другом было для него так же мучительно, как будто у него отняли руку. Дома опального чиновника уже ждала почтовая кибитка и частный пристав с предписанием следовать в ссылку в Нижний Новгород. У Сперанского не хватило духу проститься с дочерью, он только перекрестил дверь ее спальни и покинул столицу на долгих девять лет.

Не у дел Сначала его привезли в Нижний Новгород, там он пробыл недолго. С продвижением Наполеона вглубь России, Сперанского выслали в Пермь. Его материальное положение было столь стесненным, что ему приходилось занимать у посторонних людей деньги под залог орденов и нюхать русский табак вместо привычного французского. Пермский губернатор издевался над ним как советская милиция над Сахаровым в Горьком: у дома дежурили шпики, а мальчишкам платили гривенник, чтобы они кричали во след Сперанскому "Шпион! В конце концов царь внял - назначил пенсию 6 тысяч рублей в год до опалы Сперанский получал 30 тысяч.

В 1816-м император о Сперанском вспомнил окончательно. Вначале его назначили пензенским губернатором, а потом - генерал-губернатором Сибири. Своими новыми должностями он "брезгал", но, надеясь на возвращение прошлого величия, дело делал усердно. Он проехал через всю Сибирь, останавливался на каждом полустанке и наводил порядок. В Томске не было ни одного чиновника, не берущего взятки - Сперанский разогнал всех.

Из всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного преобразования" 19. В 1809 году М. Сперанский подготовил записку "Введение к уложению государственных законов", в которой изложил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, М. Сперанский не мог не обращаться к политическому опыту европейских государств. По его мнению, этот опыт показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому". Он писал, что трудно противостоять этому процессу.

Анализируя обстановку в Российской Империи, он писал: "Тот же самый ряд происшествий представляет нам история нашего Отечества". И далее: "... Россия шла, по его мнению, одним путем с Западной Европой. В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей, размежевав законодательные, исполнительные и судебные функции.

На местах, по его мнению, следовало создать волостные, окружные и губернские Думы, а в центре — Государственную думу. Избирательное право предполагалось предоставить всем дворянам и людям "среднего сословия", обладающим определенным имущественным цензом. Судебные инстанции вплоть до губернского суда также должны были избираться, а состав высшей судебной инстанции — Сената — назначаться императором пожизненно из числа представителей, избранных губернскими Думами. Законодательная власть должна осуществляться совместно императором и Государственной думой, причем право инициативы законов принадлежало бы только монарху.

Государственной думе предоставлялось право делать запросы о государственных нуждах. Исполнительная же власть должна принадлежать правительству. Начало разделения властей планировалось проводить последовательно от центральных учреждений до местных. Однако предложения, изложенные М.

Сперанским, никогда в полном объеме осуществлены не были. Понимая, что успехи планирующихся преобразований в Российской империи во многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не сотнями деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки российских чиновников. Сам, являясь одним из важнейших чиновников государства, он прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.

В начале августа 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ 6 новых правилах производства в чины по гражданской службе. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей появилось у Михаила Михайловича лишь благодаря одному этому Указу. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, получали только те чиновники, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшие экзамены по специальной программе. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, знаний по одному из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.

Чин коллежского асессора соответствовал 8-му разряду "Табеля о рангах". Начиная с этого разряда и выше, чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й разряд давал право потомственного дворянства22. Не сложно догадаться, что желающих получить чин коллежского асессора было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, находившихся, как правило, в возрасте, было просто не под силу.

Ненависть к М. Сперанскому охватила часть российского чиновничества. С весны этого же года недовольство преобразованиями Сперанского начала выражать определенная часть дворянства. Это было вызвано Указом от 3 апреля 1809 года.

По этому Указу менялся порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно; которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера, а, следовательно, и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу23. Указ был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто является его действительным автором.

Вполне понятно, что эти преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. Эти настроения еще более усилились в связи с проведенной М. Сперанским финансовой реформой. Прекращался выпуск бумажных ассигнаций, который вел к обесцениванию рубля.

С целью пополнения государственной казны были увеличены размеры податей и пошлин, установлены налоги для дворян. Негативное отношение к Сперанскому усугублялось тем, что лишь немногие знали и представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим преобразованиям. Российское общественное сознание еще не отошло от испуга, вызванного Великой французской революцией, и в преобразованиях, которые проводил Сперанский, представители имущих классов и сословий увидели ее отдаленные последствия.

Сознание господствующего класса, сформировавшегося во время правления Екатерины II и Павла I, воспринимало любые изменения, затрагивающие интересы дворянства, как преддверие революции. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления императору. Выступавшая внешне обыкновенной канцелярской должностью функция государственного секретаря на практике приобретала исключительную важность.

В течение трех лет — с 1809-го по 1811 год — Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи. Должность государственного секретаря давала Михаилу Михайловичу возможность быть в курсе всех важнейших событий, происходящих как в России, так и за ее границами. Решение большинства опросов было напрямую связано с тем, как быстро и с какими комментариями и рекомендациями государственный секретарь доложит их содержание императору. Это очень хорошо понимали в окружении Александра I.

Отношение к Сперанскому в высших кругах столичной знати было сложным. С одной стороны, для устройства различных дел к нему вынуждены были обращаться с просьбами даже высоко титулованные особы. С другой стороны, они не могли забыть о происхождении Сперанского и зачастую в своем окружении называли его "поповичем". Особое раздражение у знати вызывали случаи отказа выполнить ту или иную просьбу, даже по причине ее незаконности.

Оценивая положение М. Сперанского в государственном аппарате первой четверти XIX века, историк С. Середонин писал: "Сперанский был совершенно исключительным явлением в нашей администрации... К середине 1811 года Сперанский почувствовал, что светское общество начало против него войну.

Оскорбления, насмешки в его адрес делались явлением обычным. В окружении Александра I сложился круг людей, которые по той или иной причине были враждебно настроены к Сперанскому. В ход пошли излюбленные средства интриганов — сплетни, подметные письма, обвинения во взяточничестве а кто в России не брал взяток? В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и его встречи с Наполеоном.

Это обвинение в условиях обострившихся российско- французских отношений, было особенно тяжелым. Некоторое время император открыто не реагировал на то, что ему говорили о Сперанском. Более того, в день своего 40-летия Сперанский был удостоен очередной награды — ордена Александра Невского. Однако ритуал вручения награды прошел непривычно строго официально, и для двора стало ясно, что "звезда" реформатора начинает тускнеть.

Но мало кто мог предвидеть, что падение произойдет так скоро. Почувствовав холодность Александра I в отношении своего государственного секретаря, недоброжелатели Сперанского активизировались. Среди них были лица, занимавшие высокие должности при дворе. Особенно выделялись шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии и А.

Балашов, руководитель Министерства полиции. Оба имели право непосредственных докладов императору и, к слову, получили назначения по представлению Сперанского. Они передавали Александру все сплетни о государственном секретаре. Да и сам, Михаил Михайлович порой не стеснялся в выражениях в адрес Александра I за его непоследовательность в государственных делах.

Все это в совокупности вызывало раздражение императора, который, по словам историка Н. Шильдера, в частных разговорах обещал Сперанского расстрелять25. В воскресенье, 17 марта 1812 года фельдъегерь от императора, не застав хозяина дома, разыскал его в гостях.

Всего лишь чиновник Сперанский и в ссылке оставался сановником: за ним сохранилось звание тайного советника, в год ему выплачивалось 6 тыс. Но все же он был поднадзорным: его письма перлюстрировались, о людях, посещавших его, доносили в Петербург. Перевод в 1814 году в собственную деревню Великополье Сперанский счел облегчением. Внешне он был доволен, говоря, что обрел желанные «свободу и забвение», на самом же деле тяготился вынужденной бездеятельностью, а потому, используя старые связи, стал добиваться возвращения на службу. В 1816 году он был наконец назначен пензенским губернатором. В указе говорилось, что Сперанскому дается шанс «усердною службой очистить себя в полной мере». Но, несмотря на эту оговорку, назначение было воспринято в обществе как окончание опалы.

Близко познакомившись с системой губернского управления, Сперанский словно вступил в заочный спор с Карамзиным. В «Записке о древней и новой России» тот утверждал, что России нужны «не реформы, а 50 умных губернаторов». Сперанский же писал: «В администрации правила и учреждения занимают первое место; выбор и наряд исполнителей — второе; следовательно, начинать с них есть начинать дело с конца». Не имея возможности повлиять на «правила и учреждения», Сперанский иронически именовал губернаторскую службу «инвалидной», обоснованно полагая, что способен на большее. В марте 1819 года последовало новое назначение — генерал-губернатором Сибири. В рескрипте Сперанскому царь откровенно признавал обвинения, возведенные на него в 1812 году, клеветническими, но вернуть его в Петербург все еще не решался. В Иркутске Сперанский провел около двух лет, успев за это время провести масштабную ревизию и пресечь фантастические злоупотребления сибирских чиновников, разработать подробные административно-правовые основы управления Сибирью и собрать разнообразные сведения об этом обширном и малоизученном крае. В марте 1821 года, спустя почти девять лет после отставки, Сперанский вернулся в Петербург, а спустя несколько месяцев стал членом Государственного совета. Новый этап в карьере Сперанский начинал уже другим человеком. Наивного прожектера, уверенного в том, что за год «Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется», сменил холодный и расчетливый вельможа, прекрасно ориентирующийся в «коридорах власти».

В начале 1825 года он не погнушался опубликовать брошюру, восхваляющую увлечение царя — военные поселения, предложенные Аракчеевым. Те самые военные поселения, которые его современники называли главным преступлением александровского царствования и о которых сам он в узком кругу отзывался презрительно как о пустой затее. Следствие по делу о восстании декабристов выявило, что многие заговорщики рассчитывали привлечь Сперанского к участию во временном революционном правительстве. Он, безусловно, знал о заговоре, но прямо причастен к нему, по-видимому, не был. Декабристу Корниловичу, утром 14 декабря предложившему ему войти в состав Временного правительства, Сперанский ответил: «Одержите сначала верх, тогда все будут на вашей стороне! Столь же спорными остаются мотивы Николая I, привлекшего Сперанского к участию в работе Верховного уголовного суда над декабристами. Одни авторы видят в этом утонченную месть царя за сочувствие заговорщикам, другие убеждены, что царь обратился к Сперанскому как к опытному юристу, будучи убежден в его преданности престолу. Наряду с другими судьями Сперанский выступил за смертную казнь, включая четвертование для поставленных «вне разрядов».

Распространение рок-культуры

Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века. 11:03 2012. В 1812 году русский реформатор Михаил Сперанский уволен в отставку, обвинен в предательстве и отправлен в ссылку. Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС. На церковной службе в 1812 году, в самый тяжелый исторический момент, у него выпала Библия из рук — он открыл ее на 90-м псалме Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. в марте. Они наплели Александру всякой несуразицы типа: "Сперанский - французский шпион и государственный изменник!" Отечественная война 1812 года.

Тестовая база по теме 4

Внезапная отставка М.М. Сперанского с поста государственного секретаря 17 марта 1812 г., за которой в ту же ночь последовало его удаление из Петербурга — ссылка в Нижний Новгород, а затем в Пермь, традиционно рассматривается как одна из главных загадок русской истории. Известный чиновник и реформатор Михаил Сперанский (годы жизни: 1772-1839) известен как автор нескольких программ по изменению законодательства России в начале XIX века. М. М. Сперанский: реформатор от бюрократии. Ненастной мартовской ночью 1812 года из Петербурга в юго-восточном. направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира. В марте 1808 года он был назначен Санкт-Петербургским обер-полицмейстером, через два месяца стал в дополнение к основной своей должности исполнять в столице также обязанности военного губернатора. Большинство его предложений не было реализовано. Под давлением общественного мнения Александр I решился на отставку Сперанского. В марте 1812 г. выдающийся реформатор был отставлен от должности и выслан из Петербурга.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий