Страховая выплатила без согласия потерпевшего

Регресс – это право организации, застраховавшей ответственность нарушителя ПДД, требовать возврата денег, выплаченных потерпевшему, в случае нарушения водителем Закона об ОСАГО. Иск в суд к страховой об обжаловании занижения страхового возмещения и взыскании неполученной суммы. Исковое заявление в суд против страховой выплатившей заниженную страховку это самый действенный инструмент по защите ваших прав. это сайт для борьбы с постоянным мошенничеством страховых шарашек. 1. После ДТП вы подаёте заявление о страховом случае и сопутствующие документы. 2. В течение 20 дней страховая перечисляет на ваши реквизиты выплату с учётом износа, хотя по закону обязана была выдать направление на ремонт (без амортизации запчастей).

Взыскание страховой выплаты с виновника ДТП в порядке регресса. Стоит ли платить?

Выплата вместо ремонта полагается при одном из условий пункта 16. Например, если затраты на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта — по соглашению. Заявление на выдачу результатов осмотра или экспертизы Первым делом нужно разобраться, почему вам перечислили такую маленькую сумму? Чтобы прояснить картину, нужно иметь перед глазами расчёты. Их у вас нет. Зато они есть у страховой — ведь как-то они насчитали эту, а не другую сумму. Напишите заявление в адрес страховщика. Также нужно просить страховую выдать копию акта о страховом случае. После того, как документы окажутся у вас на руках, можно тщательно всё проверять. В частности, определить: какие повреждения зафиксированы в отчётах страховщика; учтены ли скрытые повреждения хотя определить их самостоятельно без специальных навыков и оборудования довольно трудно ; корректны ли цены на запчасти; действительно ли итоговая сумма такая маленькая.

Для определения стоимости запасных частей автомобиля нужно сравнить цены на детали в отчёте страховщика с цифрами на запчасти из справочника РСА. Там представлены детали на все известные марки и модели автомобилей. Но здесь на практике 2024 года можно столкнуться с определённой трудностью — закон, ссылка на который дана выше, не обязывает страховую компанию приводить полный расчёт по каждой отдельной детали и работе по восстановлению. Поэтому на руки вы можете получить только общую сумму с очень небольшой детализацией. Однако, ориентировочную рыночную стоимость ремонта вы можете посчитать и в автосервисе. Просто обратитесь в 2-3 СТО и попросите их посчитать стоимость ремонта. Так станет ясна общая картина, насколько занижена сумма расчёта выплаты. Шаг 2. Подать заявление о разногласиях На основе полученных от СК актов осмотра, калькуляции или заключений экспертов будет понятно, действительно ли сумма выплат такая незначительная. Или, быть может, страховая обманывает вас и решила недоплатить?

Например, решив сэкономить на детали, подлежащей замене, а не ремонту. Следующим шагом будет подача заявления о разногласиях досудебной претензии. На этом этапе вы вправе требовать от СК исполнения обязательств по страховому возмещению убытков. Имейте в виду, что подача заявления о разногласиях — обязательный досудебный этап в 2024 году. Как направить претензию в адрес страховщика: лично в офисе урегулирования разногласий — под роспись представителем СК на вашем экземпляре досудебной претензии; электронным документом — либо через Личный кабинет на сайте страховщика, либо на электронную почту СК. От того, какой способ направления претензии вы изберёте, зависит срок рассмотрения страховщиком. Электронные документы рассматриваются в течение 15 дней с момента подачи — при условии, что вы уложились в 180 дней с момента нарушения ваших прав страховой компанией. Заявления по почте будут рассмотрены в течение 30 дней с момента их получения адресатом ч. Эти сроки не могут быть нарушены страховой компанией. А если это случилось, вы не обязаны ждать ответа — можно сразу переходить к следующему шагу.

Шаг 3. Обратиться к финансовому уполномоченному С 1 июня 2019 года финупов обязали рассматривать в том числе и споры потребителей финансовых услуг со страховщиками. Такими потребителями выступают как раз потерпевшие в ДТП, если они не согласны с начисленной страховщиком суммой компенсации. Потерпевший обязан обратиться к финупу после того, как получил отказ в возмещении ущерба , либо ему выплатили маленькую сумму по ОСАГО ст. Не обращаться к омбудсмену в споре со страховой нельзя. В этом случае суд даже не станет рассматривать ваше исковое заявление. Между тем, финансовый уполномоченный выступает неким «судом», принимая то ли иное решение. Омбудсмен может назначить независимую экспертизу, и по её итогам обязать страховщика доплатить недостающие суммы потерпевшему. Тогда и в суд идти не придётся. Достаточно будет взять исполнительный лист удостоверение и отдать его в банк или приставам — вскоре деньги окажутся на вашем счёте.

В нашей практике был случай, когда финансовый уполномоченный в максимально сжатые сроки рассмотрел заявление и обязал страховщика доплатить всю сумму, заявленную потерпевшим. Чтобы обратиться к финупу при маленькой компенсации по ОСАГО, необходимо составить заявление и приложить к нему документы. Например, фото повреждений ТС или заключения независимых экспертов — если вы заказывали экспертизу самостоятельно. Направить заявление омбудсмену можно: электронным документом на официальном сайте финансового уполномоченного для входа в Личный кабинет нужно войти через ЕСИА ; ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Уполномоченный по финансовым спорам может воспользоваться вашими фото и заключениями, а может запросить их у страховщика. Также в компетенции омбудсмена назначить собственную независимую экспертизу. Если это случится, то на её проведение уйдет 10 рабочих дней. Еще 15 дней финансовый уполномоченный будет рассматривать ваше заявление — если вы направили обращение лично п. После этого через 10 дней решение омбудсмена вступает в законную силу. Итого на рассмотрение спора финупом максимально может уйти 35 дней.

А дальше всё зависит от того, в чью пользу это решение. Если оно принято омбудсменом, но вы не согласны с его вердиктом, тогда остаётся заключительный шаг требования доплаты со страховой компании — через суд. Шаг 4. Оспорить решение в суде Обратите внимание на административные сроки подачи иска — они ограничены. После того, как финуп принял решение, и оно вступило в законную силу, у вас будет всего 30 дней на подачу искового заявления в суд. Если пропустить этот срок без уважительной причины, требовать доплаты со страховщика через суд уже нельзя.

Независимо от вашего статуса — виновника или пострадавшего — при наличии каско страховая вам возместит расходы на ремонт ТС. Однако стоимость каско, как правило, по сравнению с ОСАГО довольно высокая и составляет несколько десятков тысяч рублей. Кроме того, по закону запрещена езда без полиса, а это значит, что автомобиль могут отправить на штрафстоянку, и тогда придется выложить больше денег. В настоящее время дорожные видеокамеры не отслеживают наличие ОСАГО у автовладельцев, хотя разговоры о необходимости такого контроля регулярно поднимаются. К примеру, в 2019 году в Москве в тестовом режиме работал механизм определения машин без ОСАГО, но эксперимент свернули из-за несовершенства базы данных, а все выписанные штрафы отменили. Конкретных сроков старта внедрения новых технологий нет из-за неготовности IT-систем у МВД, так что пока эта инициатива ждет своего часа. Во-первых, отсутствие полиса хотя бы у одного из участников делает невозможным оформление ДТП по европротоколу — государственному «суперсервису», который был запущен по всей России с конца 2020 года. Для этого должны быть соблюдены несколько условий помимо наличия ОСАГО у обоих участников : Отсутствие пострадавших; Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств не считая прицепы ; В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП; Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы; Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений; Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП. Если оформление по европротоколу по какой-то причине невозможно, то далее многое будет зависеть от того, кто будет признан виновником аварии. Без ОСАГО был виновник аварии Если полиса обязательной «автогражданки» не оказалось у виновника ДТП, то урегулирование страхового случая происходит в судебной плоскости или через добровольное досудебное урегулирование по согласованию сторон, не в рамках автострахования. Виновнику придется заплатить и за ремонт машин других участников аварии, и штраф за езду без ОСАГО, который смогут выписать сотрудники ГИБДД, и за ремонт своего авто, если отсутствует и каско. Если договориться о сумме и компенсации ущерба не удается на месте события в досудебном порядке, рекомендуем фиксировать событие с участием сотрудников ГИБДД. Обязательно явиться на группу разбора, поскольку именно на ней должны будут установить виновника ДТП.

Формализм не пройдет, сговор - тоже Казалось бы, в одном случае отсутствовало извещение, в другом не был представлен автомобиль на осмотр. Однако, объединяет их единая цель — установление страхового случая и размера причиненных убытков. Соответственно, если виновник ДТП, имеющий иное видение на происшествие, не направляет бланк извещения о страховом случае и не предоставляет транспортное средство на осмотр, а страховщик испытывает сомнения в наличии страхового случая, характере и степени повреждений и, как следствие, размерах страхового возмещения, то регрессные требования выступают своеобразной мерой ответственности причинителя вреда за нарушение установленного порядка. Практический смысл правил, установленных законом об ОСАГО, сводится к недопущению злоупотребления страхователями своими правами, пресечение сговора между участниками ДТП и попыток получить возмещение за повреждения, не связанные со страховыми случаями и прочим. Если же у страховщика отсутствуют сомнения, о чем свидетельствует выплата потерпевшему страхового возмещения, осуществляемая по соглашению между страхователем потерпевшим и страховщиком страховой компанией , то эти правила теряют свой первоначальный смысл и приобретают формальный характер. Это не говорит о том, что их следует игнорировать, тем не менее, в вопросах о возложении на причинителя вреда убытков в порядке регресса, по мнению суда, стоит исходить из адекватного соотношения правовой природе и целям страхования гражданской ответственности. В деле нашего клиента суд, приняв во внимание наши доводы, отдельно подчеркнул, что акт осмотра поврежденного автомобиля потерпевшего не содержит указаний на неясность характера повреждений и необходимость осмотра второго автомобиля. На основании акта осмотра было подготовлено заключение экспертизы об определении размера страхового возмещения, которое «не носит вероятностный характер, изложенные в нем выводы являются однозначными». В итоге выплата потерпевшему была произведена страховой компанией на основании следующих документов: извещения о ДТП, экспертного заключения, страхового акта, что, «свидетельствует о достаточности имевшихся сведений и документов для осуществления выплаты». Более того, наши юристы обращали внимание суда на то, требование о предоставлении автомобиля было направлено почтой фактически одновременно с проведением экспертизы. Это лишний раз показывает, что страховщик не имел сомнений в страховом случае и размере ущерба. Таким образом, требования страховой компании носили формальный характер и фактически являлись злоупотреблением правом и попыткой компенсировать свои расходы на выплату страхового возмещения потерпевшему. Стоит ли соглашаться на «мировую»? В делах о взыскании регрессных требований с виновников ДТП страховые компании часто прибегают к попыткам убедить слабо защищенную сторону пойти на «мировую» и заплатить страховой компании, не углубляясь в тонкости вопроса и законность предъявленных требований. Страховщики часто предлагают урегулировать спор в досудебном порядке в т. Или же предлагают заключить мировое соглашение, что, по сути, аналогично предыдущему, с позиций интереса клиента. Активные попытки «договориться» часто говорят о слабости правовой позиции страховой компании и направлены на воздействие на эмоции, мешая клиенту объективно оценить ситуацию.

Необх одимость учитывать износ частей, узлов, агрегатов и деталей при определении размера восстановительных расходов, на которую ссылается общество «НСГ - Росэнерго», предусмотрена пунктом 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07. Названные Правила изданы в соответствии с Федеральным законом от 25. Основными целями и принципами Федерального закона от 25. Для реализации этих целей и принципов названный Закон устанавливает размер страховой суммы статья 7 Закона , в пределах которого потерпевший вправе требовать страховую выплату по обязательному страхованию статья 13 Закона. Федеральн ый закон от 25.

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, если страховая выплатила не всё?

Ситуация усугублялась тем, что за рулем отечественного внедорожника сидел человек, не вписанный в страховку сама она имелась. Поначалу все шло неплохо: страховщик признал случай страховым и выплатил владельцу японского седана чуть больше 100 тысяч рублей. Однако независимая оценка показала, что ремонт обойдется более чем в 400 тысяч. Тогда пострадавший пошел в суд. Первая инстанция частично удовлетворила требования.

Во время аварии пострадала собственность третьего лица, поэтому страховщик выплатил требуемую сумму по КАСКО, но теперь пытается вернуть ее обратно. На момент аварии у виновной стороны был договор ОСАГО, поэтому по условиям полиса страховщик должен выплатить пострадавшей стороне 0,4 млн рублей. Если размер ущерба превышает указанный лимит, страховая организация перечисляет только 0,4 миллиона, а остальная сумма ложится на плечи виновной стороны. На первый взгляд, ситуация понятна. Трудности возникают при наличии двух и более виновников аварии.

Аналогичная проблема характерна при отсутствии установленного виновника, когда в ДТП участвует два человека, но вина ни одного из них не установлена. К примеру, водители столкнулись друг с другом из-за гололедицы на дороге. При таких обстоятельствах каждый страховщик защищает интересы своего клиента и действует в личных интересах. Раскошеливаться никто не горит желанием, поэтому дело передается в судебный орган для определения истинного виновника происшествия если в результате споров его не удалось установить. СК имеют огромный опыт таких дел, подключают к работе штат юристов, знающих лазейки страхового законодательства. Вот почему автовладельцу трудно защищаться без соответствующей поддержки. Лучший путь — сразу обратиться к юристу и доверить ему работу по защите интересов в суде. Только опытный человек может разобраться в сложившихся обстоятельствах и предложить оптимальные пути для устранения трудностей. Последствия для ответчика Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания обратилась с иском в судебный орган с требованием вернуть выплаченную ранее сумму.

Автовладельца ответчика ожидают такие последствия: лицо возвращает страховщику полную сумму; виновник передает меньше запрашиваемого объема средств; ответчик вообще не возвращает деньги. Второй и третий пункт вызывают наибольший интерес у ответчиков и требуют детального рассмотрения. Такой результат возможен в случае привлечения опытного юриста. Многие экономят на адвокатах, а в результате проигрывают суд и выплачивают еще большую сумму. Требование страховщиков о возврате выплаченной суммы — тот случай, когда без помощи опытного эксперта не обойтись. Адвокаты знают нюансы работы СК, умеют обходить «острые углы» и помогают должникам быстрее избавиться от возникшей проблемы. Бывают ситуации, когда страховая компания требует больше положенной суммы. Иногда страховщики злоупотребляют положением и могут использовать разные пути для получения дохода: Указание неправдивой информации в документах. Корректировка информации.

Угроза необходимости компенсации издержек судебного органа. В распоряжении СК много инструментов, позволяющих надавить на автовладельцев и получить желаемую сумму. Задача юриста на этом этапе — внимательно изучить дело клиента, убедиться в подлинности переданной информации, изучать результаты экспертизы требуется привлечение эксперта. Во многих случаях юридическая поддержка гарантирует защиту интересов автовладельца. При благоприятном стечении обстоятельств адвокаты добиваются частичного покрытия иска или отказа в удовлетворении. Запреты для виновника Выше указано, что делать при обращении страховщика в суд с требованием возмещения ущерба.

Однако независимая оценка показала, что ремонт обойдется более чем в 400 тысяч. Тогда пострадавший пошел в суд. Первая инстанция частично удовлетворила требования. Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, неустойку в размере 170 тысяч и штраф — 130 тысяч, а также возместить затраты на независимую экспертизу и почтовые расходы. Однако страховщик подал апелляцию и выиграл.

Если страховщик отказался направить машину на ремонт, а суд решил, что он это должен был сделать, то пострадавший должен получить всю сумму ущерба без учета износа автомобиля. К такому заключению пришел Верховный суд, разбирая спор между страховой компанией и автовладельцем. Александр Корольков Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего

Необходимо оценить действительно ли страховая компания занизила страховую выплату. Для этого нужно обратиться в страховую компанию с заявлением о выдаче копии акта о страховом случае. информацию о страховой выплате; разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба; сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего. Платить или нет, на усмотрение потерпевшего, но можно не платить и это законно! Однако впоследствии придётся доказывать предложение вам доплатить страховщику. Иначе страховая не выплатит ущерб деньгами.

Выплаты по ОСАГО деньгами: как получить

Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего (п. 151). страховая компания не вправе самостоятельно и без согласия потерпевшего заменить ремонт денежной выплатой, если это не предусмотрено законом. Если пострадали легковые автомобили. Страховая направляет машину на ремонт на станцию техобслуживания, с которой сотрудничает, или переводит деньги потерпевшему, чтобы он сам починил авто. Заменить ремонт на выплату деньгами она может с согласия потерпевшего.

Содержание статьи

  • Взыскание денег с виновника ДТП — Сообщество «Юридическая Помощь» на DRIVE2
  • Страховая насчитала сумму выплаты меньше, чем стоимость ремонта – что делать?
  • Взыскание денег с виновника ДТП
  • Как я получила 93 374 ₽ от страховой вместо ремонта по ОСАГО в плохом сервисе
  • Взыскание разницы между страховым возмещением и фактическими расходами с виновника ДТП

Выплаты по ОСАГО после аварии: сроки и условия

Однако впоследствии придётся доказывать предложение вам доплатить страховщику. Иначе страховая не выплатит ущерб деньгами. Нежелательно заключать со СТОА договор цессии уступки права — это часто ставит потерпевшего в невыгодное положение. Страховые компании в 2024 году, к сожалению, очень часто не доплачивают страховое возмещение по ОСАГО. Причём размер недоплаты отнюдь не 500 рублей. Очень часто СК обманывают потерпевших на десятки, а то и сотни тысяч рублей. Во многом это связано с политикой страховых компаний, а также с несоответствием цен на запчасти от РСА и реалиями рынка. К счастью, у потерпевших есть рычаги воздействия на страховщика — чтобы получить с него полное возмещение ущерба автомобилю после ДТП. Кроме того, можно взыскать разницу и с виновника аварии. И ниже мы расскажем, что делать, если страховая насчитала меньше и предложенных ею сумм не хватает на восстановительный ремонт автомобиля. Почему страховые занижают выплаты в 2024 году?

Вначале пару слов о ситуации на рынке страхования. Виной тому сразу несколько факторов, которые влияют на итоговую сумму возмещения потерпевшим в ДТП. Ниже перечислим эти факторы: Износ запасных частей. Страховая высчитывает стоимость ремонта на основании Единой методики Центробанка. Стоимость запчастей в том же справочнике РСА гораздо ниже, чем стоимость этих же запчастей на рынке. Многие детали для машин везут из Европы, поэтому и цена на них соответствующая — всё это не учтено РСА, что играет на руку страховым компаниям. Отсутствие или занижение расчета УТС. Формула расчёта утраты товарной стоимости транспортного средства слишком сложна для понимания обычному автолюбителю. Но реальные суммы могут быть занижены. А если вы не подадите отдельное заявление на выплату УТС, страховщик вам об этом не напомнит и, разумеется, ничего не заплатит.

Неучет скрытых повреждений ТС. Осмотр страховщика может быть беглым, «на глазок». Установить серьезность дефектов и рассмотреть скрытые повреждения в конструкции автомобиля в таких условиях нереально. Да и не выгодно для страховщика. Поэтому по итогу осмотра вам могут насчитать меньше, чем полагается в действительности с учётом всех скрытых повреждений. Профессионализм специалистов. Далеко не все эксперты обладают должной квалификацией, чтобы установить точный ущерб автомобилю и рассчитать сумму к выплате по ОСАГО. Трактуется в пользу страховых компаний, чем они успешно пользуются. И суд не посчитает её как недоплату. Выплаты по полису не покрывают ущерба полностью, и всё дело в калькуляции с вычетом износа.

Потерпевший получит от страховой лишь часть фактических расходов на восстановительный ремонт автомобиля. И в большинстве случаев потребуются дополнительные вложения: от самого потерпевшего или со стороны того, кто оказался виновником ДТП. Столько же даётся и на выдачу направления на ремонт в СТОА. Выплата вместо ремонта полагается при одном из условий пункта 16. Например, если затраты на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта — по соглашению. Заявление на выдачу результатов осмотра или экспертизы Первым делом нужно разобраться, почему вам перечислили такую маленькую сумму? Чтобы прояснить картину, нужно иметь перед глазами расчёты. Их у вас нет. Зато они есть у страховой — ведь как-то они насчитали эту, а не другую сумму.

Напишите заявление в адрес страховщика. Также нужно просить страховую выдать копию акта о страховом случае. После того, как документы окажутся у вас на руках, можно тщательно всё проверять. В частности, определить: какие повреждения зафиксированы в отчётах страховщика; учтены ли скрытые повреждения хотя определить их самостоятельно без специальных навыков и оборудования довольно трудно ; корректны ли цены на запчасти; действительно ли итоговая сумма такая маленькая. Для определения стоимости запасных частей автомобиля нужно сравнить цены на детали в отчёте страховщика с цифрами на запчасти из справочника РСА. Там представлены детали на все известные марки и модели автомобилей. Но здесь на практике 2024 года можно столкнуться с определённой трудностью — закон, ссылка на который дана выше, не обязывает страховую компанию приводить полный расчёт по каждой отдельной детали и работе по восстановлению. Поэтому на руки вы можете получить только общую сумму с очень небольшой детализацией. Однако, ориентировочную рыночную стоимость ремонта вы можете посчитать и в автосервисе. Просто обратитесь в 2-3 СТО и попросите их посчитать стоимость ремонта.

Так станет ясна общая картина, насколько занижена сумма расчёта выплаты. Шаг 2. Подать заявление о разногласиях На основе полученных от СК актов осмотра, калькуляции или заключений экспертов будет понятно, действительно ли сумма выплат такая незначительная. Или, быть может, страховая обманывает вас и решила недоплатить? Например, решив сэкономить на детали, подлежащей замене, а не ремонту. Следующим шагом будет подача заявления о разногласиях досудебной претензии.

И если ничего из перечисленного в Вашем случае не имеет место быть, то от навязанного ремонта можно отказаться при нарушении страховой компанией порядка его проведения в следующих ситуациях: 1.

Нарушение сроков выдачи направления на ремонт, а также сроков проведения ремонта. Срок выдачи направления на ремонт на СТО установленный законом составляет 20 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении ПВУ , срок проведения ремонта - 30 рабочих дней. В последнем случае срок исчисляется со дня передачи автомобиля для ремонта на СТО или в страховую компанию для организации его транспортировки к месту проведения ремонта. Часто автовладельцы сталкиваются с противодействием со стороны СТО оперативного принятия автомобиля на ремонт под различными предлогами ожидание прихода заказанных запчастей, осуществление ремонта по записи, которая расписана на долгое время вперед и т. Такая практика незаконна и ей необходимо противодействовать путем обращения с письменным требованием в страховую компанию и СТО незамедлительно принять автомобиль на ремонт. В случае неисполнения такого требования, а также нарушения срока выдачи направления на ремонт и срока проведения ремонта автовладелец вправе просить о замене порядка осуществления страхового возмещения на денежную выплату вместо ремонта, о чем необходимо подать соответствующее заявление в страховую компанию. Удаленность предложенного страховой компанией СТО.

Законом установлено, что предлагаемое страховой компанией СТО не должно находиться на удалении более чем 50 км. Указанное расстояние рассчитывается не как кратчайшее по прямой линии , а за основу расчета берется длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования. При этом за точку отсчета указанного расстояния можно брать по выбору как место жительства потерпевшего в контексте закона - адрес регистрации , так и место ДТП, причем право этого выбора закон предоставил самому автовладельцу см. За страховыми компаниями законодатель оставил право в подобных случаях своими силами и за свой счет доставлять автомобили потерпевших до удаленных СТО и обратно. Если такое предложение поступило, то автовладелец в таком случае лишается возможности замены ремонта на выплату. Однако в нашей практике мы ни разу на сталкивались с такого рода инициативами со стороны страховщиков. Обязанность направлять автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, на ремонт в дилерские СТО.

Кроме того, если гарантийное обязательство производителя автомобиля составляет более двух лет с года его выпуска к примеру гарантия на автомобили Renault составляет 3 года , и на момент ДТП срок обязательства не истек в рассматриваемом примере ДТП произошло на третий год эксплуатации автомобиля , то страховщик также обязан выдать направление на ремонт на дилерское СТО см. Отказ в выдаче направление на дилерское СТО в таких ситуациях, равно как и направление на ремонт в обычное СТО не являющимся официальным дилером , дает право автовладельцу отказаться от ремонта в пользу денежной выплаты. Но даже, если в рассматриваемой ситуации страховой компанией выдано направление на ремонт в дилерское СТО, у Вас все равно остается возможность рассчитывать на получение выплаты. Это обусловлено тем, что калькуляция затрат на ремонт на дилерских СТО определяется по более высоким ценам, нежели калькуляция страховой компании, рассчитываемая на основании Единой методики ЦБ, цены в которой существенно занижены. В таком случае СТО выставит потерпевшему счет на доплату, что в свою очередь позволит отказаться от ремонта и требовать возмещения деньгами см. Еще одним из способов получить от страховой компании замены ремонта — это добиться принятия ей самостоятельного решения о выплате, что может сделать страховая компания в силу закона, и для чего достаточно лишь ее собственного желания. Однако, как Вы сами понимаете, рассчитывать на одну только добрую волю страховщика пойти навстречу страхователю, заменив по его просьбе ремонт на выплату, в такой ситуации не приходится, и тут необходим серьезный стимул для изменения решения в Вашу пользу.

Таковым может стать Ваша заявленная решимость проверить по окончании ремонта его качество и полноту!! Страховые компании, отталкиваясь от зачастую заниженных цен на запасные части и работы, установленные в справочниках РСА, с одной стороны выигрывают в экономии средств, предназначенных в счет страхового возмещения, а с другой стороны немало рискуют тем, что выделенных на ремонт автомобиля по направлению на СТО денежных средств может быть недостаточно для проведения качественного и полноценного ремонта.

Эта ошибка часто приводила к тому, что регрессные требования страховых компаний к виновникам ДТП удовлетворялись, а сумма, равная страховому возмещению, ложилась финансовым бременем на виновника. Но с 29 октября 2019 года норма, наделяющая страховщиков правом регрессного требования не подлежит применению. Это не касается дел, связанных с ДТП, случившихся до этой даты, ведь страховщик обратился за защитой права в период, когда эта норма еще действовала.

Напомним, что потерпевший и причинитель вреда — клиенты одной страховой компании. На этот факт и обратил внимание Верховный суд. Таким образом, если буквально следовать нормам закона, то страховая должна дважды получить одинаковые бланки извещения от каждого участника ДТП. Тем не менее, это стало причиной обращения в суд с требованиями к виновнику ДТП о возмещении убытков в порядке регресса. Формализм не пройдет, сговор - тоже Казалось бы, в одном случае отсутствовало извещение, в другом не был представлен автомобиль на осмотр.

Однако, объединяет их единая цель — установление страхового случая и размера причиненных убытков. Соответственно, если виновник ДТП, имеющий иное видение на происшествие, не направляет бланк извещения о страховом случае и не предоставляет транспортное средство на осмотр, а страховщик испытывает сомнения в наличии страхового случая, характере и степени повреждений и, как следствие, размерах страхового возмещения, то регрессные требования выступают своеобразной мерой ответственности причинителя вреда за нарушение установленного порядка. Практический смысл правил, установленных законом об ОСАГО, сводится к недопущению злоупотребления страхователями своими правами, пресечение сговора между участниками ДТП и попыток получить возмещение за повреждения, не связанные со страховыми случаями и прочим. Если же у страховщика отсутствуют сомнения, о чем свидетельствует выплата потерпевшему страхового возмещения, осуществляемая по соглашению между страхователем потерпевшим и страховщиком страховой компанией , то эти правила теряют свой первоначальный смысл и приобретают формальный характер. Это не говорит о том, что их следует игнорировать, тем не менее, в вопросах о возложении на причинителя вреда убытков в порядке регресса, по мнению суда, стоит исходить из адекватного соотношения правовой природе и целям страхования гражданской ответственности.

В деле нашего клиента суд, приняв во внимание наши доводы, отдельно подчеркнул, что акт осмотра поврежденного автомобиля потерпевшего не содержит указаний на неясность характера повреждений и необходимость осмотра второго автомобиля. На основании акта осмотра было подготовлено заключение экспертизы об определении размера страхового возмещения, которое «не носит вероятностный характер, изложенные в нем выводы являются однозначными». В итоге выплата потерпевшему была произведена страховой компанией на основании следующих документов: извещения о ДТП, экспертного заключения, страхового акта, что, «свидетельствует о достаточности имевшихся сведений и документов для осуществления выплаты». Более того, наши юристы обращали внимание суда на то, требование о предоставлении автомобиля было направлено почтой фактически одновременно с проведением экспертизы.

Ажиганич Е. Я остался не доволен и обратился за помощью в Грани Риска. После обращения мне выплатили 42 500 руб. Сотрудники высшей юридической подкованности. Спасибо огромное.

Отзыв Нехорошева А. Нехорошев А. Благодаря высоким профессиональным компетенциям сотрудников, компенсация была получена в полном объеме в рамках внесудебного урегулирования. Выражаю глубокую благодарность за экономию моего времени и активное участие в решение моей проблемы, сотрудникам компании ООО "Грани Риска". Отзыв Лесникова А. Лесников А. Весь объем работы по договору выполнили добросовестно и в срок. Отзыв Ильина А. Ильин А.

Специалисты компании, во-первых объяснили все тонкости ведения работы, во-вторых выполнили все обязательства. Хочу выразить огромную благодарность Евгении, за качественно выполненную работу. Страховая компания выплатила мне ущерб в полном размере. Отзыв Костомаха В.

Выплаты по ОСАГО при ДТП: как получить возмещение, суммы и нюансы

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда Практически каждый день на Драйве появляются посты про то, как страховые компании или пострадавшие в ДТП требуют с виновника ДТП денег, несмотря на то, что страховая выплата не превысила лимит в 400 тысяч рублей.
Что делать, если страховая компания требует возместить ущерб за ДТП Платить или нет, на усмотрение потерпевшего, но можно не платить и это законно! Однако впоследствии придётся доказывать предложение вам доплатить страховщику. Иначе страховая не выплатит ущерб деньгами.
Определение Верховного Суда РФ № 2-КГ19-10 от 21 января 2020 года При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Во-вторых, факт отсутствия виновника в страховом полисе тоже не является основанием для отказа в выплате.

Взыскание страховой выплаты с виновника ДТП в порядке регресса. Стоит ли платить?

Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации: Виноватый водитель имеет действующий полис; Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки; Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк; Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку; Полис ОСАГО оказался поддельным. Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности. Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди. В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором — оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием. Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным. Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение: Страховщик виновного водителя при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП ; Виновный водитель не оформлена автогражданка. Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки.

Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск. Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант — это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки разница заключается в возможности проведения прямого возмещения. Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего — нет В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими: Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии в некоторых случаях это достаточно проблематично : он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд.

Если виновник не застраховал свою ответственность, ему придется заплатить за ущерб из собственного кармана. А поскольку большинство водителей покупают полисы ОСАГО, требование об оплате ущерба направляется страховщику по автогражданке и компании разбираются между собой сами. Но если максимальная компенсация по обязательному страхованию ограничена 400 тыс. Регресс — это право организации, застраховавшей ответственность нарушителя ПДД, требовать возврата денег, выплаченных потерпевшему, в случае нарушения водителем Закона об ОСАГО. Обстоятельств, в которых страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП, достаточно много. Страховщик пришлет регрессную претензию, если нарушитель: Покинул место аварии; Не был установлен как водитель в договоре ОСАГО; Был в момент столкновения пьяным или под действием наркотиков; Не имел действующего на дату происшествия техосмотра; Умышленно причинил урон жизни или здоровью человека; Не имеет водительского удостоверения либо необходимой категории; Ездил на машине в период не оговоренный договором страхования; Отремонтировал свою машину в период 15 дней после столкновения справедливо только, если авария оформляется без инспектора ГИБДД ; Не передал страховщику свой образец извещения о ДТП, если столкновение заявлено по Европротоколу. Как снизить размер выплат страховщику Может ли страховая компания требовать деньги за ДТП с виновника в полном размере — вопрос спорный.

Гражданин, застраховавший свою ответственность в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение меньше причиненного вреда, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба ст. Размер ущерба при взыскании разницы уже рассчитывается без учета износа автомобиля, а Единая методика не применяется п. Иное привело бы к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. Потерпевший должен будет доказать, что действительный размер ущерба больше полученной страховой выплаты. Может ли пострадавший взыскать разницу, если страховая компания выплатила меньше положенного? Верховный суд РФ обращал внимание, что с виновника ДТП подлежит взысканию разница между фактическим размером ущерба и надлежащим размером страхового возмещения п. Могут быть ситуации, когда страховые компании намеренно и незаконно занижают свои выплаты, чтобы уменьшить понесенные расходы. Но виновник ДТП не должен быть в зависимости от добросовестности страховой компании. Если страховая компания выплатила меньше, чем должна была, пострадавший должен подать соответствующее исковое заявление к страховой компании. В каких случаях можно уменьшить размер возмещения вреда или освободить виновника ДТП от его возмещения? Автомобили признаются источниками повышенной опасности. Вред, причиненный ими, должен быть возмещен собственником или законным владельцем независимо от вины причинителя вреда, за исключением случаев непреодолимой силы или умысла потерпевшего ст. Суд может уменьшить размер возмещения вреда с учетом имущественного положения гражданина и степени его вины. Владелец автомобиля может быть освобожден от ответственности полностью или частично по следующим снованиям ст. Доказывать эти обстоятельства должен причинитель вреда.

Неосновательного обогащения в этом случае не возникает, все по закону. Автор: Илья, 14 июля, 2022 в 03:37 Здравствуйте, мой сын 5 лет катался во дворе на велосипеде и поцарапал фару припаркованному авто. Я от компенсации не отказываюсь, но возникли разногласия в размере самой компенсации. Поврежденное авто 2018 года выпуска, на котором уже 2 раза по страховой меняли эту самую фару. Крайний раз в мае 2021года. Гарантия завода на фару как на запасную часть уже прошла. Владелец авто требует чтобы я купил новую оригинальную фару за 35 000 Руб. Так же есть техническая возможность отремонтировать эту фару методом полировки. При люом из этих способов потребительские свойства и технические характеристики фары будут как до происшествия. Обязан ли я покупать новую оригинальную фару в данном случае? Ответить Автор: Анатолий Антонов, 18 июля, 2022 в 09:55 Добрый день! Если Вы урегулируете указанную ситуацию в досудебном порядке, то Вы ничего не обязаны. Обязанность возместить причиненный вред на Вас может возложить только суд, который так же определит размер возмещения вреда Ответить Автор: Маргорита, 28 апреля, 2022 в 16:58 Здравствуйте, ситуация такая, произошло дтп, я врезалась в другую машину на фоне гололеда. Согласно нормам действующего законодательства, ответственность за любые повреждения проезжей части несут дорожно-эксплуатационные службы. Эти организации контролируют состояние дорожного покрытия. При появлении ям и прочих дефектов, уполномоченные сотрудники обязаны проводить необходимые реконструкционные работы. Однако, согласно п. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Таким образом, в зависимости от обстоятельств произошедшего, истец сможет взыскать с Вас денежные средства на ремонт автомобиля. Автор: Юлия, 22 апреля, 2022 в 09:11 Добрый день! Судебный процесс намеренно затягивается адвокатом виновной стороны. Подскажите, пожалуйста, на какие выплаты, компенсации и прочее могу рассчитывать я и мои дети? Ответить Автор: Анатолий Антонов, 22 апреля, 2022 в 11:15 Добрый день! Согласно Федеральному закону от 28. Более того, согласно ст. Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка дохода умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком доходом включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты. При определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок доход и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются. Установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца. Законом или договором может быть увеличен размер возмещения. Следовательно, виновник ДТП, при доказанности его вины, также должен будет возместить Вам вред, понесенный в связи с потерей кормильца. Автор: Софья, 14 марта, 2022 в 10:41 Добрый день! Такой вопрос…истец требует возмещение вреда по ДТП в сумме 227 тыс, ремонт и покупка деталей по документам истца обошлось в 135 тыс. Имеет ли право истец требовать всю сумму ущерба в 227 тыс или его требования снизит суд до суммы 135 тыс? Ответить Автор: Анатолий Антонов, 15 марта, 2022 в 08:57 Добрый день! Согласно ст. Таким образом, истец имеет право требовать между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Автор: Константин, 6 декабря, 2021 в 13:04 Добрый день! С меня требует 1125000 т. Потребовать от потерпевшего сумму которую им выплатил страховщик и отремонтировать их автомобиль за свой счет Вы не можете, поскольку выбор защиты нарушенных прав делает потерпевший, однако Вы можете попробовать договориться с потерпевшими и заключить соглашение, согласно которому вы обязуетесь отремонтировать их автомобиль за Ваш счет Ответить Автор: Константин, 5 декабря, 2021 в 20:59 Здравствуйте! Я виновник дтп НЭ насчитала с учетом потери товарного вида на сумму ущерба 1525000 т. Могу ли я потребовать с них сумму которую им выплатили и отремонтировать их автомобиль за свой счет? Автор: Анатолий Антонов, 6 декабря, 2021 в 09:21 Добрый день! Кто с вас требует 1125000 т. Ответить Автор: Иван, 19 октября, 2021 в 14:07 Здравствуйте. Было ДТП. Сумму без учета износа страховая выплатила потерпевшему. Заем потерпевший взыскал с виновника через суд разницу между деталями с учетом износа и без учета износа. Сумма взыскания не превышает 400 тыс. Можно ли сейчас виновнику ДТП обратиться к страховой за компенсацией взысканной суммы? Компенсируют ли страховые компании такие расходы? Если нет, то можно ли взыскать со страховой подобную сумму через суд? Ответить Автор: Анатолий Антонов, 28 октября, 2021 в 09:19 Добрый день! Для ответа на ваш вопрос, нам необходимо ознакомиться с различными документами. Ответить Автор: Анатолий Антонов, 17 октября, 2021 в 16:37 Если суд примет решение о взыскании с вас денежных средств, то в случае отказа добровольно выплатить средства будет возбуждено исполнительное производство, в рамках которого с вас будут взыскиваться средства. Исполнительное производство будет действовать пока не будет погашен долг. Ответить Автор: Александр, 30 августа, 2021 в 11:44 Здравствуйте. Такая ситуация, в июне 2018 г. Когда я ремонтировал авто у официального дилера, я потратил всего 200000 р. Сейчас идет судебный процесс, на котором судья по секрету мне сказала, что иск не удовлетворит, то есть с виновника ДТП разницу не взыщет, такая сейчас судебная практика в Белгородской области. Как вы думаете, у меня есть шансы? Ответить Автор: Анатолий Антонов, 30 августа, 2021 в 17:18 Добрый день! Для ответа на Ваш вопрос, необходимо изучить материалы дела. Стоимость одной консультации — 2000 р. Ответить Автор: Татьяна, 18 июня, 2021 в 20:40 Добрый день! Мы в сентябре 2020 попали в дтп. Виновники -мы. Пострадавшие согласились. Оформили европротокол. Страховая выплатила им 100000. Спустя 9 месяцев нам приходить иск , г7де в качестве истца выступает фирма, с которой на следующий день после ДТП пострадавшим был заключен договор уступки права требования. Страховая оценила ущерб в 106000 с учётом ущерба, а без учета оценили в 156000. Теперь на нас подан иск на эту разницу. Есть ли шанс опротестовать этот иск? Они ведь сами согласились, что ущерб меньше лимита. Также с 1. Ответить Автор: Анатолий Антонов, 22 июня, 2021 в 15:10 Согласно ст. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества. Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего статья 931, пункт 1 статьи 935 , в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников столкновения транспортных средств и т. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества реальный ущерб , а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено упущенная выгода. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях статья 1064. Согласно п.

В чью страховую обращаться при ДТП для возмещения ущерба?

При этом закон закрепляет перечень случаев, когда вместо ремонта перечисляется страховая выплата по выбору потерпевшего или по соглашению между ним и страховщиком либо в силу объективных обстоятельств. Ответственность Котенко была застрахована, страховая компания оценила ущерб в 360 700 руб. Богданов и страховщик заключили соглашение об урегулировании страхового случая (далее – соглашение), компания выплатила потерпевшему сумму ущерба. Сумма реально в 2.5 раза превысила сумму страховой, плюс расходы дополнительной экспертизы и т.д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий