Собрание конституционных актов российской империи действовавшее до февраля 1917 г называлось

В настоящей статье исследуется начальный этап становления одного из важнейших конституционных институтов: прав и свобод россиян до начала революционных событий 1917г. Дана характеристика актов конституционного характера дооктябрьского периода. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Государственный совет Российской империи 1906-1917 (историческая справка)

Источникъ: Полное собрание законов Российской империи (Сперанский). № 11444 (Собрание Первое. Т. 15, стр. 912—915) Руниверс. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. " Выполнил студент группы ПГС-97-1 Букшук Т.П. принял преподаватель Латышев Н.А. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Понятие «российский конституционализм» сравнительно ново для нашей юридической науки, но его эволюцию нельзя сводить только к актам, формально именуемым конституциями — без учета совокупности всех актов конституционного уровня.

История Конституции России от Николая II до наших дней

это октроированная конституция. Основные государственные законы Российской Империи кажется. 17(30) октября 1905 Обнародован Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) – законодательный акт Российской империи. В редакции от 23 апреля 1906 г. он стал фактически первой Конституцией России. 6 мая 1906 года Николай II утвердил свод основных государственных законов Российской империи. В данной статье вы рассмотрите эволюцию Государственного совета Российской империи в 1810-1917 годах.

Конституция Российской Империи утверждена 113 лет назад

Ведомости СНД РФ и ВС РФ История принятия действующей Конституции РФ Конституции СССР и РСФСР (1918-1978) Список актов конституционного значения 1600-1918 гг. Согласно положениям проекта Н. Н. Новосильцева, территория Российской империи подлежала делению по правилам федерации на 10 наместничеств. Получи верный ответ на вопрос«Конституционный проект, разработанный 1820 г. Новосильцевым назывался: 1). установление республики. Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание*(30). Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении ими 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Тема работы: Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. по предмету История.

История российских Конституций

Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии. законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., и ставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования. 17(30) октября 1905 Обнародован Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) – законодательный акт Российской империи. В редакции от 23 апреля 1906 г. он стал фактически первой Конституцией России. В статье обосновано суждение о том, что систематизация узаконений является условием единообразного исполнения законодательства, которое и позволило представителям «должности прокурора» его обеспечивать в Российской Империи. Проект включал положения о свободе слова и печати, неприкосновенности личности и собственности, независимости суда, предполагал создание двухпалатного парламента и федеративное устройство Российской империи.

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

Алфавитный указатель Свод законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке. Он был впервые напечатан в течение 1832 года. Манифестом 31 января 1833 года "Свод законов" был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода, о котором было заявлено, что он, "единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его единства". Все тома Свода были переизданы в 1842 и 1857 годах.

Согласно положениям проекта Н. Новосильцева, территория Российской империи подлежала делению по правилам федерации на 10 наместничеств. Предполагалось и образование парламента, насчитывавшего две палаты.

Во время Октябрьской революции 1917 года государственная власть от Временного правительства перешла к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Второй Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов от 7 ноября 1917 года принял ряд документов конституционного характера, в которых «было заложено видение нового общественного и государственного строя».

Надо сказать, что до принятия первой советской Конституции РСФСР 1918 года, подобные временные акты имели большое значение. Так, в Обращении к рабочим, солдатам и крестьянам о победе революции и ее ближайших задачах от 25 октября 1917 года была провозглашена программа переустройства России: безвозмездная передача помещичьих и монастырских земель крестьянским комитетам, рабочий контроль над производством, право наций на самоопределение и так далее. В Обращении о полноте власти Советов от 8 ноября 1917 года устанавливалось, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Одними из наиболее важных конституционных актов того времени являются Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства и Декрет о земле от 8 ноября 1917 года. Первый документ установил новую систему государственной власти в России: для управления страной образовывался Совет народных комиссаров, контроль за его деятельностью осуществлял Всероссийский съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а между съездами - Центральный исполнительный комитет съезда, или ЦИК. Декрет о земле же отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа. В соответствие со вторым разделом данного Декрета, отменялась частная собственность на землю, а вся земля и полезные ископаемые переходили в исключительную собственность государства. В период до принятия первой Конституции РСФСР, советской властью также были приняты некоторые акты, учреждавшие основные институты нового конституционного строя: в экономической сфере помимо указанных выше положений была произведена национализация банков и крупнейших отраслей промышленности, а также установлен рабочий контроль над производством; в сфере государственного строительства осуществлен отзыв делегатов всех уровней, организованы новые институты управления хозяйством в частности, Высший Совет Народного Хозяйства , установлены новый тип армии и реформирована судебная система; в сфере национально-государственного устройства было провозглашено право народов на самоопределение вплоть до отделения. Еще одним важнейшим актом того периода, носящим конституционный характер является Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 января 1918 года.

В этом документе утверждались организационные основы нового строя, а также устанавливалось новое наименование государства - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Также были дублированы установленная более ранними документами система органов государственной власти и власти на местах, а также закреплялись экономические основы социализма. Все указанные выше нормативные документы составили правовую основу первой советской Конституции, которая была принята на V Всероссийском съезде Советов от 10 июля 1918 года и состояла из преамбулы и шести глав. Рассмотрим основные черты этого документа: Конституция 1918 года закрепила смену общественного и государственного строя в России и провозгласила Россию в качестве свободного социалистического общества всех трудящихся; была установлена диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства; новая Конституция закрепила принадлежность всей государственной власти рабочему населению страны через систему Советов; РСФСР была впервые провозглашена федерацией по форме государственного территориального устройства; за трудящимися было закреплено всеобщее избирательное право, а все представители эксплуататорских классов были лишены каких-либо политических прав; Конституция 1918 года установила непрямые выборы в представительные органы с явным преимуществом представительства для рабочего класса. Таким образом, новая Конституция фактически закрепила разрушение всей бывшей системы общественного устройства. Ряд ученых полагает, что указанный акт разрешил три группы исторических для России задач - задач социалистической революции, общедемократической буржуазной революции и национально-освободительных движений. Не стоит забывать, что Конституция РФСР 1918 года принималась в условиях Гражданской войны, поэтому во многом носила радикально-революционный характер. Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше. Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в России - наша страна вступила во вновь образованный Союз Советских Социалистических Республик.

С этим связано то обстоятельство, что указанный акт во многом дублировал положения принятой годом ранее Конституции СССР. Однако все же Конституция 1925 года имела ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них: она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР на правах союзной республики; была утверждена передача части полномочий РСФСР органам власти союзного государства по предметам его компетенции; была установлена система органов государственной власти, соответствующая конституционной модели соподчинения союзным органам; Конституция 1925 года уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР. Указанный акт просуществовал на протяжении чуть более десяти лет. Стоит отметить, что начиная с Конституции РСФСР 1925 года, все последующие подобные акты советского периода принимались в соответствие с изменениями в союзном конституционном законодательстве. Так, например, в главу XI указанного документа также был включен перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан, как это имело место в главе Х Конституции СССР. Важным также является закрепление конституционного статуса коммунистической партии как руководящего ядра советского общества. При этом, однако, рассматриваемая Конституция имела и ряд своих отличительных особенностей: в ней более подробно, чем в Конституции СССР 1936 года, определялись вопросы ведения РСФСР; данный акт детальнее закреплял компетенцию высших органов государственной власти и управления республики; положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей получили большую конкретизацию; было расширено конституционное регулирование местного самоуправления. Применительно к Конституции РСФСР, следует сказать, что она, как и предыдущие подобные акты, во многом дублировала положения союзной Конституции.

Так, в ней также был закреплен переход к модели общенародного государства, провозглашено полновластие народа, указаны новые формы государственной собственности и так далее. В целом, оценивая данный конституционный акт, можно сделать вывод о том, что он являлся наиболее демократическим по своей сути среди всех советских конституций. Об этом свидетельствуют такие его положения как: расширение перечня основных прав, свобод и обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1936 года; увеличение количества институтов непосредственной демократии; повышение роли профсоюзных и иных общественных организаций при принятии решений политического и экономического характера, а также в отношениях управления социалистической собственностью; расширение круга полномочий органов государственной власти субъектов РСФСР; единообразное закрепление ряда основополагающих правовых принципов, таких как принцип законности, принцип учета международного правового опыта и так далее; расширение прав граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов и другие. На наш взгляд, стоит также выделить некоторые особенности рассматриваемой Конституции, отличающие ее от Основного закона СССР: в преамбуле данного акта подчеркивалось единство РСФСР в союзе с другими республиками, а российский народ признавался неотъемлемой частью всего советского народа; в Конституции 1978 года была более подробно определена компетенция входящих в состав РСФСР субъектов и их суверенные права, а также были введены новые положения, касающиеся статуса автономной республики, автономных областей и автономных округов; полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР были расширены и более подробно закреплены в сравнении с предыдущей Конституцией , а также была более подробно определена компетенция местных органов власти. Таким образом, подводя итог всему советскому этапу конституционного развития России, можно сделать вывод о том, что конституционализм в нашей стране действительно прогрессировал. Скорость такого прогресса различно оценивается учеными: многие из них считают, что указанный процесс осуществлялся слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, чему способствовал социалистический уклад российского общества, период так называемой «личной власти» И. Сталина, недостаточный учет зарубежного опыта при выработке конституционных актов. В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа: конституционные реформы по модернизации существующего строя 1988 - 1990 годы ; конституционные изменения по революционной смене общественного и государственного строя 1990 - 1993 годы. Конституция России 1993 года.

Под давлением всеобщей октябрьской стачки и декабрьского восстания в Москве государь, «не имея достаточного числа войск, чтобы прибегнуть к военной диктатуре», вынужден был в 1905-1906 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Он: а предоставил представительному учреждению — Государственной Думе не законосовещательные как предполагалось ранее, согласно Указу от 6 августа , а законодательные права; б расширил круг выборщиков в неё ранее предполагалось исключить из их числа рабочих и крестьян ; в провозгласил демократические свободы слова, печати, совести, союзов, собраний и неприкосновенность личности.

Манифест 19 октября 1905 г. Он изменял статус и функции Совета Министров, превратив его из координирующего, консультативного, совещательного органа при императоре в единое, солидарное правительство, возглавляемое Председателем Совета Министров. Указ 11 декабря 1905 г.

Он представлял собой избирательный закон, регламентировавший выборы в представительный законодательный орган империи.

Конституционное развитие России

Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет. Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий. Екатерининская комиссия 1767 г. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной. Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I.

Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать. Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно.

Конституция 1925 и 1937 годов В 1922 г. В соответствии с требованиями ст. В мае 1925 г. Имеются ссылки на нормы последней. Существенно были смягчены идеологические, программные формулировки о классовом насилии, уничтожении паразитических слоев общества , мировой революции и др. Произошли изменения и в структурном плане.

Конституция 1925 г. Новый этап развития советского конституционализма связан с принятием в 1936 г. Страна вступила в новый этап развития. Был построен фундамент социализма, включая его основы в социально-экономической, политической и духовной сферах, ликвидацию эксплуататорских классов, проведение индустриализации, культурной революции и др. Необходимо было закрепить это в Основном законе. В ней были закреплены демократизация государственного механизма , всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании на выборах в Советы депутатов всех уровней. Из нее были изъяты прежние ограничения в правах представителей эксплуататорских классов. В то же время она сохранила закрепление классовой сущности государства. В ней была зафиксирована руководящая роль коммунистической партии ВКП б.

Конституция 1937 г. В ней четко выделены основные государственно-правовые институты, упорядочено расположение норм, введены новые главы. Этот Основной закон состоял из 14-ти глав и 151-й статьи.

Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ А. С Алексеева, М. Ковалевского, Ф. Кокошкина, С.

Котляревского, Н. Лазаревского и др. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чи-новников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М. Сперанского 1809 и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н. Новосильцева 1818. Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права.

Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой»[12]. Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П. Пестеля и конституционном проекте Н. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества. Согласно конституционному проекту Н. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства. Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года[12]. Известный русский государствовед Н. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 12 января 1918 г. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, и закреплялось полновластие Советов. Исторической задачей Советской власти провозглашалось «беспощадное подавление эксплуататоров».

Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства обще-российская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. Из всех последующих российских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, политизирована и имела классовый характер. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата.

Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат — палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.

Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект. Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом.

Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю. Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол. Конституция Н.

Муравьева воодушевляла декабристов-республиканцев и, как мне кажется, сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов. Значительную роль в развитии российского конституционализма в начале ХХ века сыграл П. Свои первые политические шаги Милюков связывал с деятельностью либерального движения девяностых годов, особенно с нелегальным буржуазным журналом «Освобождение». Журнал подготовил создание «Союза освобождения» 1903 , нелегального политического объединения и стал его органом. Основная задача его политической деятельности состояла в консолидации всех оппозиционных сил.

В своих статьях Милюков призывал создавать кадры убежденных конституционалистов и готовиться к созданию политической либеральной партии. Зимой 1904 г. Милюков приехал в Чикаго и сразу же начал читать курс лекций по истории славянства. Теперь не было выбора: он должен вернуться в Россию. Авторитетные ученые и общественные деятели — М.

Ковалевский, С. Муромцев, Ф. Кокошкин, П. Лето 1905 г. На его первое публичное выступление собралась вся Москва.

Полиция считала, что с изданием акта о Думе уничтожается действие указа от 18 февраля, который допускал открытое обсуждение преобразовании старого строя. Милюкова опять поместили в «Крестах», где он просидел месяц. С помощью Манифеста царизм стремился привлечь на свою сторону либералов. Оценка Манифеста со стороны разных политических сил была различной. Октябристы признали обещания Манифеста и открыто стали на путь его поддержки.

Правые кадеты также считали, что после Манифеста 17 октября Россия стала конституционной страной, и созрели условия для образования конституционного правительства. Самодержавный период истории Российского государства завершился в 1905г. В последующие два года происходило создание конституционного строя в его основных чертах. Переход к более высокой фазе государственного развития России — парламентаризму некоторые учёные и политические деятели объясняли неудачами русско-японской войны, другие усилившимся революционным движением, третьи — тем и другим. Очевидно, однако, что антиправительственные выступления, которые приняли массовый характер в 1905г.

На политической настроение людей, для которых политика не является профессией, влияет не столько несовершенство государственной организации, сколько отсутствие достаточных средств существования. Если рассматривать причины юридического свойства, вызвавшие смуту 1905г. Исходным пунктом конституционного переустройства России следует, очевидно, считать Всеподданнейший доклад министра внутренних дел П. Святополк-Мирского, состоявшегося в конце ноября 1904г. Доклад содержал программу государственного преобразования России на принципах конституционализма, а именно обширные рекомендации по смягчению режима и отказу от тех юридических ограничений свободы, которые не вызывались надобностью.

Булыгина, сменившего на этом посту Святополк-Мирского. В рескрипте была выражена идея народного совещания при царе. Эта идея получила подтверждение на так называемом Петергофском совещании под личным председательством императора, в котором приняли участие сановные лица, а также историк В. Ключевский и правовед Н. Никакая II 17 октября 1905г.

Затея законосовещательной палаты при императоре, как известно, потерпела неудачу. Трудно было рассчитывать на то, что русское общество, революционизировавшееся не по дням, а по часам, примет идею квазипарламента. Нигде в мире в то время не существовало органа, подобно совещательной Думе. Обществу, таким образом, навязывался эксперимент, приемлемость которого была очень сомнительной. Трудно было надеяться, что собрание представителей, избранных от разных сословий, при такой смуте, которая охватила Россию, сможет довольствоваться пассивной ролью советчика царя.

С большой долей вероятности можно было предполагать, что избранная Дума будет настойчиво домогаться законодательных прав, то есть станет фактором дестабилизирующего свойства. Следовало либо проявить непреклонность и оставить все, как есть, либо откровенно провозгласить конституцию что вскоре не случилось , но не демонстрировать свою нерешительность и давать тем самым повод к кривотолкам. Разумеется, конституционный путь развития является предпочтительным и в конечном итоге неизбежным. Несостоятельность идеи совещательного представительства вскоре стала очевидной. Юридическим источником Манифеста послужила Всеподданнейшая записка С.

Витте — видного государственного деятеля той эпохи, председателя комитета, а затем совета министров, — а после его Всеподданнейший доклад начала октября, в котором он изложил свое видение проблемы. По мнению Витте, из кризисной ситуации могло быть только два выхода — диктатура лица, облеченного чрезвычайными полномочиями, либо немедленные конституционные преобразования. Сам Витте предпочитал второй путь первому. Законосовещательная Дума, таким образом, подлежала преобразованию в Думу законодательную. Манифест также предусматривал расширение избирательного права, но осуществлено это было не самым удачным образом.

Предоставление прав избирательного сословия не увязывалось с общей схемой выборов и выглядело как уступка революционным требованиям. Логичным в таком случае было бы предоставление отдельных избирательных прав чиновникам, интеллигенции, фабрикантам и т. Что касается прав человека, провозглашенных Манифестом, то они не являлись для России и ее подданных полным откровением. В той или иной мере россияне пользовались свободой совести, слова, печати. Следует отметить, что обещанные Манифестом гражданские свободы были незамедлительно насколько позволяли условия законоподготовительной программы дарованы населению.

В течение сравнительно короткого времени был принят пакет законодательных документов, существенно расширивших юридическую свободу подданных и практически покончивших с сословным неравенством. В дореволюционных работах можно встретить утверждения, будто октябрьский Манифест стал конституцией страны. Небезызвестный П. Струве, на пример, писал: «С момента опубликования Манифеста 17 октября я считаю, что в России есть конституция, а потому я полагаю, что в настоящее время я, «крамольный» литератор Петр Струве, — лояльный гражданин, а адмирал Дубасов и действительный тайный советник Дурново — бунтовщики, нарушающие «законный порядок» нашей страны». Вообще юридическая квалификация актов, подобных Манифесту 17 октября, отличается известными трудностями.

Дело в том, что Манифест не укладывался в традиционные рамки позитивного права, поскольку выражал намерение осуществить определенные действия, но не сами эти действия. Формально Манифест не ограничивал самодержавия, так как создание парламента только еще предполагалось. Однако царь, дав в Манифесте торжественное слово, следовать конституционному выбору, уже не мог легко взять его обратно. Поэтому власть русского императора, оставаясь неограниченной после 17 октября 1905 г. Не будучи законом, в формальном смысле, октябрьский Манифест обладал огромной правообразующей силой.

Все последующее конституционное законодательство России своим возникновением обязано главным образом ему. Манифест 17 октября не был конституцией и даже конституционным законом, по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований. Все они предусматривали участие народа в законодательстве и подтверждали права человека. Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным апрельским 1906 г.

Царскосельским Совещанием под председательством императора. Мнение это основывалось на признании необратимости конституционных преобразований, ограничивавших права монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников: «Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово «неограниченный». Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует. До того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после 17 октября помимо законодательных учреждений, Ваше Величество не можете уже издавать законы сами.

По-моему, Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть. В основных законах надо издать то, что ново, а старое оставить, но слово «неограниченный» в нем не может оставаться». Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта.

Конституционные акты до революции 1917 г.

После февраля 1917 г. Несмотря на то, что в октябре 1917 г. Учитывались настроение населения, вселенная в него надежда на то, что Учредительное собрание способно обеспечить его интересы. Советское правительство сразу после Октября заявило, что оно созовет Учредительное собрание в назначенный срок, выборы состоялись в ноябре - начале декабря 1917 г. Вероятно, была надежда на то, что поддержку на этих выборах будут иметь представители пришедших к власти сил. Однако этого не произошло, большевики не получили большинства. Стала вполне очевидной перспектива непризнания Учредительным собранием советской власти и происшедших в России событий, более того - провозглашения им, в противовес Всероссийскому съезду Советов, своего предназначения как высшего представительного органа государственной власти России. Поэтому, как сказали бы сегодня, работая на опережение, накануне открытия Учредительного собрания, 16 3 января 1918 г. ВЦИК утвердил упоминавшуюся ранее "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" впоследствии переутвержденную III Всероссийским съездом Советов , в которой говорилось о принадлежности власти целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В нем говорилось: "На основании всех завоеваний Октябрьской революции и согласно принятой Центральным Исполнительным Комитетом 3 января с. Поэтому всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассматриваема как контрреволюционное действие.

Всякая такая попытка будет подавляться всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы". Итак, была создана правовая основа действий новой власти на случай шагов "непослушного" Учредительного собрания. Оно открылось 18 5 января 1918 г. Его большинство, представленное правыми эсерами, отказалось принять "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", тем самым - признать советскую власть. Большевики и левые эсеры покинули заседание. Таким образом, декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил. Можно признавать прогрессивный характер многих мер, считать их служившими интересам трудового населения. Но нельзя не видеть и того, что под знаменем укрепления этой власти уже в первые месяцы ее становления имели место отказ от идей парламентарной демократии, ограничения демократических свобод, отстранение от политической жизни ряда социальных слоев. Если бы все дело было лишь в условиях переходного периода, это еще можно было бы как-то понять. Но будущее показало, что из цепочки таких шагов затем сложился политический режим, не терпевший какой-либо критики в свой адрес, считавший свободой лишь возможность высказывать пожелания по совершенствованию данного строя, однако не затрагивать при этом его основ и не сомневаться в его вечности.

И не учитывать этого нельзя, рассматривая акты конституционного значения начального этапа власти Советов. Декреты советской власти проводились в жизнь. Но власть хорошо понимала, что ее полноценное законное оформление должно выражаться в принятии конституции. В резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" он сформулировал главные положения в части организации новой власти. Но нарушение перемирия германскими войсками заставило заниматься другими задачами. ВЦИК образовал Конституционную комиссию. Разработка проекта шла в сложной обстановке, так как в России еще сохранялись элементы многопартийности, и в состав Комиссии входили представители левых эсеров и других партий, имевших свои взгляды на социальный строй в России и пути его конституционного оформления. Решающую роль в подготовке текста сыграл В. По его предложению в основу Конституции была положена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", при непосредственном участии В. Первый раздел - это "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", она была включена в Конституцию почти без изменений, лишь с некоторыми редакционными поправками.

Второй раздел - "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" - состоял из главы 5, в которой закреплялась основная задача Конституции - установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства; провозглашалось, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся, а вся власть в ее пределах принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах; закреплялись принципы федерации и областной автономии в области государственного устройства; отражалась политика советской власти на неуклонное обеспечение прав и демократических свобод граждан. Значительный по объему третий раздел - "Конструкция Советской власти" - состоял из 7 глав 6-12 и делился на две части: "А. Организация центральной власти" и "Б. Организация Советской власти на местах". В нем закреплялась следующая система органов власти и управления республики: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, составляемый из представителей городских Советов по расчету 1 депутат от 25 тыс. Четвертый раздел "Активное и пассивное избирательное право" состоял из глав 13-15 - активное и пассивное избирательное право, о производстве выборов, о проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов - и закреплял всеобщее избирательное право для трудящихся и солдат, с 18 лет, и отстранял от участия в выборах - по терминологии того времени - эксплуататоров и их пособников. Не избирали и не могли быть избранными, согласно ст. Прямые выборы проводились в сельские и городские Советы. Применялся так называемый производственно-территориальный принцип выборов. Остальное население в городах и сельской местности избирало депутатов по территориальному принципу, то есть по месту жительства.

Выборы проводились на открытых собраниях избирателей. Для остальных уровней выборы были многостепенные, то есть депутатов делегатов вышестоящих съездов Советов избирали депутаты делегаты нижестоящих Советов или съездов Советов. Нормы представительства на выборах давали преимущества рабочим перед крестьянами, то есть в городах один депутат избирался от меньшего числа избирателей населения , чем в сельской местности. Разделы пятый и шестой, состоявшие соответственно из гл. С одной стороны, она зафиксировала то, что уже существовало на практике, с другой - была нацелена на будущее, то есть предполагала расширение на ее основе социалистических общественных отношений. При этом отнюдь не исключалась корректировка ее положений в условиях динамичного становления нового строя. Отмечая это, В. Конституция РСФСР сыграла важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникавших в это же время. Начиная с 1919 г. Отражая национальные особенности и условия, эти конституции в регулировании новых общественных отношений в целом все-таки брали Конституцию РСФСР за пример.

Конституции были едины в закреплении характера новой власти как власти трудящихся в форме Советов, в установлении таких же социально-экономических основ строя. Конституции сыграли свою важную роль в истории республик, одновременно содержали предпосылки для последующего объединения республик в Союз ССР.

Согласно букве ст. I « новый закон постановляется не иначе как за собственноручным высочайшим подписанием».

Но подпись императора требовалась и под законодательным актом и под распорядительным документом, принятым в порядке верховного управления. Самой сутью самодержавного строя обуславливались многообразие одновременно существовавших разновидностей законодательных актов и неразграниченность их содержания от содержания прочих распоряжений главы государства. Вплоть до 1906 г. Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения».

Сверх того император объявлял «повеления в порядке управления» в форме рескриптов и приказов СЗ. Законодательные акты могли иметь как общий, так и частный сепаратный характер. При этом содержание общих и сепаратных законодательных актов, регламентирующих одни и те же нормы, могло быть прямо противоположным. Так, порядок возникновения и деятельности в Российской империи акционерных компаний вплоть до 1917 г.

Общим законом разрешался «один только вид акций, именно: с точным означением в них лица получателя, званием и чином, именем, отчеством и фамилией» СЗ. Со второй половины XIX в. На практике нормы сепаратных законов корректировали устаревшие положения не отмененных общих законов. В 1901 г.

Ленин предпринял опыт статистического анализа законодательных актов за период с 29 декабря 1900 г. Всего за это время был принят 91 акт. Среди них: о возникновении, изменении условий и порядка деятельности торгово-промышленных акционерных компаний, финансово-кредитных учреждений и т.

Манифест 17 октября 1905 г. Он: а предоставил представительному учреждению — Государственной Думе не законосовещательные как предполагалось ранее, согласно Указу от 6 августа , а законодательные права; б расширил круг выборщиков в неё ранее предполагалось исключить из их числа рабочих и крестьян ; в провозгласил демократические свободы слова, печати, совести, союзов, собраний и неприкосновенность личности. Манифест 19 октября 1905 г. Он изменял статус и функции Совета Министров, превратив его из координирующего, консультативного, совещательного органа при императоре в единое, солидарное правительство, возглавляемое Председателем Совета Министров.

Указ 11 декабря 1905 г. Он представлял собой избирательный закон, регламентировавший выборы в представительный законодательный орган империи. Положение 20 февраля 1906 г.

Император Александр I. В 1815 году обратно в Россию вернулись офицеры из дворянской среды, и им порядки в своём государстве казались куда более архаичными, чем в Западной и Центральной Европе. Абсолютная монархия вызывала у них негативное отношение.

Как следствие, в 1816 году появилась первая декабристская организация — «Союз спасения». В 1818 году возник ещё более многочисленный «Союз благоденствия». Александр I знал о деятельности этих тайных обществ. В 1815 году у него уже был опыт конституционного проекта в Царстве Польском. По поручению императора, автором проекта Уставной грамоты Российской империи, завершенного в 1820 году, стал граф Николай Новосильцев. Николай Новосильцев, который занимался подготовкой уставной грамоты, имел солидный опыт государственного управления.

В первые годы правления Александра I он состоял в Негласном комитете.

Документы конституционного значения до октября 1917 года кратко

В данной редакции «Основные государственные законы» вкупе с другими актами стали фактически первой Конституцией России, которая была не дарована царем народу, а вырвана у него. События 1917 года прервали процесс оформления конституционной монархии. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. " Выполнил студент группы ПГС-97-1 Букшук Т.П. принял преподаватель Латышев Н.А. Именно так определялся образ правления Российской империи до февраля 1917 года рядом русских и зарубежных авторов. В заключении следует отметить, что важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий