Служба 6 января последование

Служба празднику Рождества Христова начинается Великой вечерней, соединяемой с литургией свт. Василия Великого, которая служится, по тра-диции, утром в сочельник. Если сочельник приходится на субботу или вос-кресенье, то Великая вечерня служится после литургии свт. Служба мирским чином, 7 января 2023 года. 7 января 2023 гóда. Рождествó Гóспода и Бóга и Спáса нáшего Iисýса Хрїстá. Прáздничная слýжба для домáшнего (келéйнаго) совершéнiя. Послéдованiе часóв.

Царские часы Рождества Христова

В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений: часы; вечернее; божественная литургия Святому Василию Великому. Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве. Всенощное бдение Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.

Повечение состоит их нескольких этапов.

Третья стихира раскрывает идею Царства Божия как Царства всех веков, наступившего на земле после воплощения Сына Божия. Четвертая стихира обращается к нашей душе и спрашивает, какой дар принесем мы Христу, пришедшему на землю. Наконец, последняя стихира на «Слава, и ныне» раскрывает богословский смысл Рождества Христова. Для готовящихся к встрече праздника Рождества Христова особенное значение имеет четвертая стихира, обращенная непосредственно к нашей душе.

Что же принесем мы, взирая на это многообразие даров, приносимых Господу благодарным творением? Изумителен ответ, даваемый святым песнописцем: «Мы же — Матерь-Деву». И тотчас же вслед за этим — смиренное и покаянное воззвание к Богу: «Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В словах «Мы же — Матерь-Деву» заключается одно из самых сокровенных убеждений, пронизывающее весь духовный опыт Православной Церкви и получившее глубокое и многообразное выражение в ее богослужении. Матерь Божия есть «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

И вместе с тем Она — от нашего рода, от семени Адамова и Давидова, как высшая и чистейшая представительница человеческого рода. Поэтому Она является нашей ближайшей сопутницей и путеводительницей на пути спасения. Последовать за Нею в Вифлеем призывала нас Святая Церковь в дни предпразднства. Обращаться к Ней за разрешением душевных недоумений и благоговейно служить Ей научал своим примером праведный Иосиф. И теперь, когда мы стоим уже на самой грани праздника, мы снова обращаемся к Ней, потому что нет у нас, грешных, иного дара, кроме Нее, который мы могли бы принести нас ради родившемуся Господу и благодаря которому мы можем получить прощение наших грехов.

После пения «Свете тихий» следует исключительно торжественное чтение рождественских паримий. Вместо обычных для праздничной вечерни трех паримий в навечерие Рождества Христова их читается восемь. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов. Паримии открываются чтением библейского повествования о сотворении мира Быт. Благодаря этому рождественские паримии производят впечатление как бы чтения всего Ветхого Завета в сокращении.

Кроме того, паримия эта напоминает, что воплощение Сына Божия было новотворением человека, а через него — и всей вселенной. Последующие паримии содержат в хронологическом порядке пророчества о пришествии на землю Христа, последовательно раскрывающие отдельные черты новой твари и нового Царства Христова. Голос ветхозаветных пророков, проповедующих о пришествии Спасителя, звучит здесь еще сильнее и громче, чем на рождественских часах. Особое значение имеют две последние паримии. Они нарушают хронологический порядок чтений и после последнего из ветхозаветных пророков, Даниила, вновь возвращаются к пророчеству Исаии.

Именно у этого пророка, которого недаром называют ветхозаветным евангелистом, находится наиболее полное пророчество о Христе. Только он один говорит о рождении Христа от Девы. Вдохновенными словами этого пророчества: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся» заканчивается чтение паримий. После паримий 3-й и 6-й поются тропари, по содержанию близко напоминающие тропарь празднику «Рождество Твое, Христе Боже наш».

Пение этих тропарей в промежутках между паримиями указывает на вселенский характер воплощения Христова, говорит о том, что, кроме книг пророков, Христа проповедовала и книга неба и земли, внимая которой пришли на поклонение Ему первые из язычников — волхвы. Апостол, читаемый на рождественской вечерне, содержит возвышенное учение о Сыне Божием, Его превечном рождении, Его участии в творении мира и о том, как Бог «вводит Первородного во вселенную» Евр. Апостольское чтение говорит также об отношении к Сыну Божию ангелов. О таком же поклонении родившемуся на земле Сыну Божию рассказывает читаемое на рождественской вечерне Евангелие Лк. Эти два чтения как бы дополняют друг друга, раскрывая пред духовным взором молящихся временную и вечную стороны празднуемого события.

На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца — поют тропарь и кондак празднику: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь». Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова.

Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон — кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой. Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ. На 3 и 6 часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся. На 9 часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе по Уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону. По прочтении святого Евангелия на 9 часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть» царские врата открываются, и священник творит отпуст после отпуста царские врата снова закрываются. Для этой же цели рождественская вечеря обычно соединяется с продолжительной Литургией святого Василия Великого. Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня не соединяется с Литургией, а совершается днем самостоятельно. В этом случае Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника, а великие часы переносятся на пятницу. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста — в свое время, и затем особо служится рождественская вечерня. Начало вечерни бывает различным. Если вечерня служится без соединения с Литургией святого Василия Великого, то священник творит обычное начало вечерни: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй 12 «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» и 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа». Если же вечерня соединяется с Литургией, то диакон на амвоне возглашает «Благослови, Владыко»; священник: «Благословено Царство»; хор: «Аминь»; чтец: «Царю Небесный» и проч. После прочтения предначинательного псалма следует великая ектения. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется «Блажен муж» в субботу — вся кафизма, в воскресенье — первый антифон ; в остальные дни, сразу после великой ектений, поются стихиры на «Господи, воззвах» гл. Диакон совершает каждение. Вход с Евангелием. Прокимен дня. Читается восемь паремий. После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет то же окончание тропаря. И в заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же возглашается второй тропарь после следующих трех паремий. Конец тропаря поется «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания чтения паремии — малая ектения и возглас «Яко свят еси, Боже наш». Затем: если нет Литургии: Хор: «Аминь». Прокимен: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты». После этого — чтение Апостола Гал. Затем ектения «Рцем вси», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву», после возгласа: «Премудрость» и проч. На Литургии читаются Апостол Евр. Перед ней священнослужители и певцы «клирицы» «велегласно» — громко и торжественно — поют тропарь и кондак праздника.

Иван Кузьменко Знаток 344 , закрыт 14 лет назад Расскажите, пожалуйста, устав ночной Рождественской Православной службы! Лучший ответ olga olga Мыслитель 5201 14 лет назад Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе. Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. В богослужебных текстах этого дня скорбные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием по поводу рождающегося Спасителя.

Тексты служб

5. Полное последование службы Навечерие Рождества Христова: Вседневная вечерня, утреня, 1-й,3-ий, 6-ой часы, ЛИТУРГИЯ, 9-й час, великая вечерня праздника Рождества Христова (гражданский шрифт), формат pdf последование службы. Если вы посетите утреннюю службу шестого января и причаститесь до вечера, то приступать к трапезе вам можно уже вечером. Тем, кто планирует отстоять только ночное богослужение с шестого на седьмое января, придется ждать окончания службы. 6 января 2024 г. Рождественский сочельник. (Вседневная вечерня, Утреня, 1, 3 и 6 часы, Божественная Литургия, 9 час и Великая Вечерня с чтением Паремий праздника). Святое богоявление. Крещение господа бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Бо-жественную литургию.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) — ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Если вы посетите утреннюю службу шестого января и причаститесь до вечера, то приступать к трапезе вам можно уже вечером. Тем, кто планирует отстоять только ночное богослужение с шестого на седьмое января, придется ждать окончания службы. Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог 9 4 января 2013. Предпразднство Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. не уничижит. Зри: Если молебное пение совершается непосредственно по окончании какой-либо службы: вечерней, утрени, часов, литургии, — тогда обычное начало опускается, и по возгласе предстоятеля чтец глаголет: Аминь, и Приидите поклонимся. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 — 7 января). Особенности богослужения в навечерие праздника. Если навечерие случится в любой из седмичных дней (кроме субботы и воскресенья), то в такой день утром совершаются великие (или царские) часы, а днем – вечерня с Литургией святого Василия Великого. Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия.

Последование Новогоднего молебна. текст

В этот день мы духовно и телесно готовим себя к одному из самых важный церковных событий в году, особым постом очищаем свою душу и тело. По древней благочестивой традиции в Сочельник не принято вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Это связано с памятью о появлении звезды, возвестившей волхвов о Рождении Христа. Звезду называют «Рождественской» или «Вифлеемской» — по месту рождения Спасителя. На Руси в этот день ели сочиво — вареные зерна пшеницы или других злаков с добавлением сухофруктов, орехов, мёда и ягод. По одной из версий, само название «сочельник» произошло от слова «сочиво», по другой — от слова «сочень» — лепешки на конопляном масле, которые пеклись на Рождество Христово. Согласно современному церковному уставу, если Навечерие выпадает в субботу или воскресенье т. Если Навечерие приходится на постный день с понедельника по пятницу , то бывает лишь одна трапеза после литургии, на которой разрешается вкушать лишь «варение с елеем».

В этот день также варили взвар узвар — особый напиток вроде современного компота из сухофруктов, только очень концентрированный. Вот как этот день вспоминал замечательный русский писатель Иван Шмелёв: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели.

Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси. Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки. На Литургии: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Павла к Галатам, гл.

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Иисуса Христа. Евангелие от Матфея, гл. Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где родится Христос? Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему". Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.

И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою. Стихиры на всенощном бдении поются клиросом Стихиры на литии: Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют; волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в Вышних Богу, и на земли мир, прииде бо Чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия. Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде.

Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении почему ждут, когда всколыхнется она или если вода освященная подействует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут произойти в душе чудные изменения? Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление водой коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они только покров и одеяние души. Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную». Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни святок и накопляло во время этих блужданий сор суеты, теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: «Жаждущие! Идите все к водам… для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно… и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша! Произнесено во Владикавказском Кафедральном соборе 5 января 1917 года Евангельские Чтения На Первом часе Деяния святых Апостолов, глава 13 стих с 25 по 32 зачало 33 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, Деян. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; Мф. Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия — Его первосвященническом служении Евр. Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» Мф. Три псалма. Из обычных для данного часа псалмов сохраняется только один, другие два заменяются специально посвященными празднуемому событию псалмами. На обычном месте на «Славу» поется тропарь предпразднства «Написовашеся иногда со старцем Иосифом». На «И ныне» читается постоянный Богородичен часа. Перед Трисвятым поются по дважды три стихиры, посвященные празднику. Затем читаются: прокимен, паремия, Апостол, Евангелие. После Евангелия читается Трисвятое по «Отче наш» и прочее по порядку, как на обычных часах. Великие часы оканчиваются чином изобразительных, которые могут совершаться вместо Литургии. Поэтому последование изобразительных, как бы изображающее своими молитвами и песнопениями Литургию, в богослужебных книгах также носит название «обедницы». Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, совершается ли в этот день Литургия или нет. Если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры , псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время» , не поется «Буди Имя Господне», потому что все это бывает на Литургии. Если есть Литургия: Чтец: То же. Чтец: «Лик Небесный». Чтец: То же. По « Отче наш »: кондак предпразднства. Молитва: «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне». Чтец: «Слава, и ныне». Символ веры не читается. Чтец: «И ныне»: «Ослаби, остави»: По «Отче наш»: кондак предпразднства. Молитва: «Всесвятая Троице» Не поется. Не читается. Священник: Премудрость. Хор: «Достойно есть» до «и Матерь Бога нашего». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: заканчивает «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». И бывает отпуст дня малый Священник: Премудрость. Хор: «Достойно есть». Хор: «Честнейшую Херувим». И бывает отпуст дня малый. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон — кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой. Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ.

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого.

Сюда включаются части: первая — похожа на часть утрени, когда читается шестипсалмие, потом повторяются тропари Господу; вторая — которая по своей сути является покаянием Господу в грехах; третья — включает в себя псалмы с прославлением и хвалой Господу Богу, напоминает часть утрени, когда припевают канон. Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа. Утреня Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия тропарь трижды, кафизмы и полиелей. Первый час Фото из открытых источников Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему. Литургия свт.

Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей.

Литургия — это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Рождественская служба в Ионинском монастыре Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.

Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков — древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками — стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью — в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться. Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой.

Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании. Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, "до первой звезды" означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают. Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после "первой звезды". Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста. Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост то есть, полное воздержание от пищи и воды в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21. В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее.

Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция "12 страв" для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста.

По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка. По моему мнению, "12 страв" — это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее — всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то "комиксам", пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость.

И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд. Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени. Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства.

Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого — и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время… Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб на Пасху и на Рождество братии предлагается небольшое разговение.

Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная. Пойте Богу разумно.

Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов Есть такое выражение: знание — сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует.

Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: "Что сейчас на службе? У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают. Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть.

Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на "Господи, воззвах". То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки.

Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не "оккупировать" сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться. Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами. Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически.

В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы "петь Богу разумно", чтобы почувствовать всю красоту псалмопения. Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми.

Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания. В праздники храмы переполнены.

Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу — это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены. Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма.

И это, действительно, являлось их посильной жертвой. Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча - это наша видимая жертва Богу.

У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем. Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются.

И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва. Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром. В нашем монастыре сложилась такая практика.

Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра — таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много — обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа — с 16. И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение! Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения.

Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать. Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не верь. Если услышишь от кого: у нас апостольская община и у нас Христос, не верь. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это — Православная Церковь. И здесь Христос.

А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, и в ней нет Христа.

Апостольское чтение этого дня Гал 4. В евангельском чтении праздника Мф 2. Это если коротко Источник: Прямые включения с Рождественской службы смотрите на канале "Вести" после 23.

Рождественский Сочельник.Вечерняя служба.06.01.2023.

На этой странице размещены богослужебные тексты общецерковного содержания, работа над которыми проводилась авторами сайта: осмогласие, последования Божественной литургии и Всенощного бдения, отдельные службы периода пения Постной и Цветной Триоди и т.д. Совершаются Царские Часы накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые Сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Совершаются Царские Часы накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. 06.01.2023, Запись трансляции Патриаршей Литургии в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя, Рождество 2022. Рождественская служба в Храме Христа Спасителя, Рождественский Сочельник. Всенощное бдение (06.01.2023), Рождественский Сочельник. Стоит также сходить на вечернюю праздничную службу, которая проводится в ночь с 6-го на 7-е января. Причаститься не только можно, но и следует, причем как во время Рождественской службы, и накануне. Часы — это богослужения посвящённые определённому часу дня. В это время происходило важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Службы короткие. Всего Православная церковь выделяет четыре часа: первый, третий, шестой и девятый.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий