Отличительные признаки агнатского и когнатского родства в римском праве.

1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатское и когнатское родство в римском частном праве. Линии и степени родства. Личные и имущественные отношения между супругами. Семейные субъективные права. Отеческая власть в период республики и в период империи.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство.

Кто был главным в семье Домовладыка глава семьи, власть которого неограниченная Домовладыка глава семьи, власть которого не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию На кого распространялось Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната , а также на рабов. Когнатское родство распространялось на всех родственников, как по женской линии, так и по мужско Как приобреталось родство Можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства , а до того нет родства Возникает с момента рождения Как прекращалось родство При жизни например, эмансипация , При переходе в другую семью например, когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца , братьев Не могло быть утеряно при жизни, при переходе в другую семью.

Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т. Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки.

Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень. Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.

Дайте определение терминам: 1. In iure — первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства — apud inducem. Lus utendi — право пользования. Legis actio — процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство.

С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве — непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2. Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также 1.

В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas — справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда.

Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью.

Ius vindicandi — право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник. Вопрос: Кто собственник добычи?

Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя — является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень. Так, диким оленем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, т. Исходя из этого, собственником добычи является охотник, застреливший дикого оленя.

Постепенно в римской семье возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Римские юристы определяли когнатские семьи в узком и широком смысле. В узком смысле — это союз кровных родственников, проживающих вместе под властью главы семьи. Широкое понимание включало в себя всех кровных родственников, имевших единого предка.

В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей.

Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество.

Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Скачать таблицу Агнатское и когнатское родство. — 878. admin. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Когнатическое родство в интересах наследования устанавливалось в силу кровной семейной связи с наследодателем: наследниками (cognati) считались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения. Скачать таблицу Агнатское и когнатское родство. — 878. admin. 4.1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. Агнатское и когнатское родство). патерфамилец. Эта система получила название агнатского родства. Суть: кровная связь не имела принципиального значения. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. 4.1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Конспекты юриста

патерфамилец. Эта система получила название агнатского родства. Суть: кровная связь не имела принципиального значения. Агнатское и когнатское родство). Агнатское и когнатское родство).

ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ в римском частном праве. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО

д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. "Шпаргалка по римскому праву". Когнатическое родство – кровное родство. родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соот-. носить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат агнат. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством. Агнатское и когнатское родство в римском частном праве. Линии и степени родства. Личные и имущественные отношения между супругами. Семейные субъективные права. Отеческая власть в период республики и в период империи. § 1. римская семья. Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других. Агнатское родство и когнатское родство – два основных типа родства, которые были важными в обществах исчезнувших народов. Обычно отношения родства основывались на агнатском принципе, где родственные связи определялись мужским предком.

Семья. Агнатское и когнатское родство

В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве.

Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи.

Агнатское родство утверждалось не по крови, а фактом совместного проживания. В результате развития экономики и распада общины появилась агнатская семья, представлявшая собой объединение лиц, основанное не на кровном родстве, а на юридическом подчинении главе семье агнатское родство — только родственники по отцу. Постепенно в римской семье возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Римские юристы определяли когнатские семьи в узком и широком смысле.

Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения», писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц. Это объединение основывалось не на кровной связи ее в ту пору еще не знали , а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами.

Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных. Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства. Дочь отца семейства, вступая в брак с властью мужа, либо вступала в его агнатическую семью то есть становилась под власть отца его семейства , либо становилась подвластной мужу, если он являлся носителем семейной власти. Для неё это означало прекращение агнатического родства с её родственниками по крови. Её дети становились юридическими родственниками братьев её мужа, а в отношении родственников по линии матери находились в таком же положении, что и она. Определение степеней агнатического родства В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. По этому определению сын становится агнатом отца первой степени, внук - агнатом деда второй степени. Когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.

Агнатское и когнатское родство

ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ в римском частном праве. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Первоначально родство определялось подчинением главе семьи.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство Агнатское и когнатское родство: Римская семья В древнейший период в состав римской семьи (Familia), кроме ее главы (pater familia), входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки.
Римская семья Родство определялось по линиям – прямым и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождения, связывающих родственников. Выделяли в римском праве 2 вида родства. 1. агнаты – соединенные родством через лиц мужского пола.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Семья (родство, усыновление, удочерение). Виды линий родства в римском праве. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам. Задание 1 Составить таблицу отличительных признаков агнатского и когнатского родства в римском праве. это система родственных отношений, основанная на наследовании и отношениях по обеим линиям рода. В когнатской системе родственные связи акцентируются на обоих родительских линиях - как мужской, так и женской. В Риме выделяли два вида родства. – агнатское и когнатское родство. Агнатское родство – это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определѐ нной семьи. Узнайте о значении агнатского и когнатского родства в римском праве. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи.

Римская фамилия. Агнаты и когнаты

Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новойкогнатской кровной семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство.

Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии— прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называютсяродственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.

Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляютпрямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки. Родственники, которые произошли от одного общего предка, являютсяродственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень. Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Дайте определение терминам: 1.

In iure —первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства— apud inducem. Lus utendi — право пользования. Legis actio —процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве— непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2.

Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas —справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом.

Различают две линии— прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называютсяродственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.

Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляютпрямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки. Родственники, которые произошли от одного общего предка, являютсяродственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень. Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью.

Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Дайте определение терминам: 1. In iure —первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства— apud inducem. Lus utendi — право пользования.

Legis actio —процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве— непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2.

Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства.

Aegutas —справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля.

Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью. Ius vindicandi —право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник.

Вопрос: Кто собственник добычи? Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя— является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень.

Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава — домовладыка paterfamilias. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам.

Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Это родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Например, дочь состояла в агнатском родстве с отцом. Выйдя замуж, она переставала быть агнатской родственницей своего отца.

По мере ослабления патриархальных устоев все большее значение приобретало родство по крови — когнатское родство. БРАК Римское право закрепляло многие вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями. Прежде всего, оно регулировало условия вступления в брак. Такими условиями были: 1 соглашение между домовладыками; 2 согласие вступающих в брак; 3 наличие у лиц, заключивших брак, права заключать его таким правом пользовались римские граждане и лишь в исключительных случаях — иностранцы ; 4 достижение брачного возраста 14 лет для мужчин и 12 — для женщин ; 5 безбрачие не допускался брак лица, состоявшего в браке ; 6 отсутствие родственных связей у лиц, вступивших в брак запрещались браки лиц, принадлежавших к одному роду.

В тоже время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь домовладыки, вступив в брак, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его домовладыки, если муж был под властью домовладыки, и переставала быть агнаткой своего отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но также, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его домовладыки. Так, сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя власти домовладыки главы семьи, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходило от первого из них к общемудомовладыке, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего домовладыки.

В римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям. Из когнатов формировался семейный совет, который давал советы главе семьи. Со временем оно полностью вытеснило агнатическое родство. Семья образовывалась посредством брака.

26.Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.

По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, так называемых агнатов, то наследство и опека переходят в род, к gentiles, то есть к лицам, принадлежащим к одному роду с покойным и носящим общее с ним nomen gentilicium — родовое имя. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще отражает на себе черты первой, догосударственной формации — черты первобытно-общинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и на продукты производства. Древнеримская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т.

Римская семья этой эпохи, напротив, представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще не знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается; оно имеет дело только с главой семьи, paterfamilias, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом. В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии входит жена домовладыки которая юридически находится на положении дочери — filiae loco , его дети, внуки и т. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью paterfamilias, вся сфера его частного обладания и господства.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом — все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы. Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. Цель нашей работы: исследовать вопросы касающиеся темы «отцовская власть: содержание, установление и прекращение». Задачи темы: Рассмотреть и охарактеризовать, а также понять сущность данной темы.

Рассмотреть, как складывались отношения между супругами и их детьми. Раскрыть тему «отцовская власть» и сделать выводы по данной работе. При заключении брака с мужской властью cum manu mariti жена попадала под власть мужа. Вначале власть главы семьи была неограниченной, однако с течением времени она ослабела до известных пределов.

Данная форма брака характеризовалась отсутствием у жены личной правоспособности. Все имущество жены являлось собственностью мужа. Жена не могла самостоятельно заключать сделки и выступать в суде. В случае прекращения брака имущество, переданное ею мужу, получить обратно она не могла.

Только лишь известную долю, она могла получить в порядке наследования после смерти мужа. При заключении брака с ограниченной властью мужа sine manu жена оставалась под властью отца и юридически оставалась в составе прежней семьи. Но даже и при данной форме брака жена была во многом зависимой от мужа. Она получала имя и сословное положение мужа; закон устанавливал наказание жены за нарушение верности; муж был вправе требовать выдачи жены от всякого лица, кто удерживал ее против воли мужа.

Имущество при данной форме брака оставалось раздельным. Муж получал право управления имуществом жены лишь в том случае, если последняя передавала это имущество мужу на правах управления. Жена могла заключать сделки. Все, полученное от сделок, поступало в состав ее имущества.

Приданое sos.

Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения. Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями.

Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин. В римском праве различались два вида родства — агнатское agnatio и когнатское cognatio. По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство. Агнаты — это лица, состоящие под властью одного домовладыки подвластные дети, включая усыновленных, жена, состоящая в браке cum manu , а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их родоначальник был жив. Агнатическое родство складывалось только по мужской линии, поскольку женщины не имели детей в своей власти.

Таким образом, была предпринята попытка законодательного признания дееспособности подвластных детей. Сыновья, несущие военную службу, могли самостоятельно приобретать имущество, так называемый военный пекулий. Аналогичное правило касалось и сыновей, несущих государственную службу. Свойство: понятие, виды, правовое значение. От семьи следует отличать род — это совокупность семей, некогда имевших общего домовладыку. От родства следует отличать свойство — отношение одного супруга к когнатам другого свёкор, сноха, зять, тёща. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой. Свойство почти никакого юридического значения не имело. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения. Согласно римскому праву брак определялся как "законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни", то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая "домашнее подчинение" и "домашнюю принадлежность жены". Условия вступления в брак: 1. Формы заключения брака: - религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан. Виды брака. Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий