Основные идеи и символы ислама кратко

Чем ислам отличается от христианства. Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык. 1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане — в Единого Бога. вера в то, что Аллах - единственный истинный Бог, а Мухаммед - Его посланник. Троекратное произнесение шахады ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах") является главной частью ритуала принятия ислама. Отвечу цитатой из статьи П. Костылева и В. Золотухина: Ислам (араб. смирение) – монотеистическая религиозная традиция, исторически близкая т.н. авраамическим религиям, в числе которых обычно упоминают иудаизм и христианство.

Кратко об исламе

Слова молитвы мусульмане имеют право произносить, только целиком закутавшись в закрытую одежду, обратив лицо в сторону Мекки. Пятница — день посещения мечетей, где совершаются особые молитвы — джума-намаз. Но не только их обязан осуществлять истинный мусульманин. Есть и необязательные, которые произносятся на праздниках, похоронах, в то время, когда человека одолевают жизненные трудности, после омовения, собираясь войти в мечеть.

Пост В мусульманском календаре девятый месяц называется Рамадан , на протяжении которого мусульмане придерживаются поста. Постящиеся приверженцы Ислама в это время с утра до вечера не употребляют пищу, питье, не курят и исключают все чувственные наслаждения. Не допускаются также супружеские интимные отношения.

Мусульмане могут покушать перед самым рассветом и вскоре после того, как сядет солнце. Этот месяц наделили священным характером из-за того, что ночь 27 Рамадана ознаменовалась началом ниспослания пророку Мухаммеду глав Корана. Кроме этого, Ислам предусматривает и наличие разных индивидуальных постов — согласно обетам, для искупления грехов или из благочестивых намерений.

Очень важный период Паломничество Каждый из мусульман обязан хотя бы единожды в своей жизни стать паломником в Мекку. Паломничество нужно успеть совершить в период с 7 по 10 день 12 месяца зу-ль-хиджа. Тот, кто проделал хадж, получает звание хаджи, которое является очень почетным и уважаемым среди мусульман.

Кроме коллективного хаджа, каждый адепт ислама в любое время может единолично совершить паломничество к святым местам — такое рвение к религиозным культам весьма поощряется как в духовной среде, так и в миру. Милостыня Милостыня — это обязательное для мусульман действо. Милостыню взимают со всех видов имущественных доходов или урожая.

Не учитываются только те средства, которые расходуются на собственные нужды или хозяйственные дела. У мусульман есть праздник, называемый Ураза-байрам, и еще до его наступления каждый приверженец ислама должен отдать свою милостыню закят аль-фитр.

Преследования стали настолько сильными, что он и небольшая община мусульман переселились в сельскохозяйственный оазис под названием Ятриб позже переименованный в Медину, сегодня это город в Саудовской Аравии в 622 году н. Это событие известно как хиджра, или хиджра «эмиграция».

Поскольку мусульмане продолжали подвергаться нападениям, последовали оборонительные сражения. Наконец, в 630 году н. Мухаммед триумфально вошёл в Мекку после её капитуляции. Ислам после Мухаммеда После смерти Пророка в 632 году н.

Этот халифат сменялся различными династиями, наиболее известными из которых были династия Омейядов 661-750 гг. Последующий ход ислама был впечатляющим, вплоть до современной эпохи. Но со времён колониального периода, начавшегося в 1798 году с вторжения Наполеона в Египет, мусульманский мир переживает сравнительный упадок. Встреча ислама с современностью стала самым значительным изменением в судьбе этой веры, начиная с её истоков, расцвета и заканчивая сегодняшним днём.

Возможно, самым важным институциональным изменением в истории ислама стало падение халифата, бывшего центральным институтом управления исламского мира, который был упразднён Кемалем Ататюрком в 1924 году. В отсутствие халифата технически не может существовать ни одно мусульманское государство. Это объясняет, почему ИГИЛ, так называемое «Исламское государство», так стремится утвердить себя в качестве восстановленного халифата, к которому сегодня должны обратиться все мусульмане. Конечно, учитывая радикальный и жестокий характер правления, навязываемого «Исламским государством», подавляющее большинство мусульман во всем мире отвергают его претензии.

Современные практики Ислам является второй по величине мировой религией, насчитывающей около 1,8 миллиарда последователей. Примерно каждый пятый человек в мире сегодня идентифицирует себя как мусульманин. По данным Pew Research Center, ожидается, что к 2060 году численность мусульманского населения вырастет до 3 миллиардов человек, что позволит сравнять разрыв между христианским и мусульманским населением мира христианское население также должно достичь 3 миллиардов человек к 2060 году. Важно отличать «ислам» от «исламизма».

Суффикс «-изм» означает «идеология».

Другой чертой мусульманской ментальности является идея радостного подчинения закону, сведения разума человека к служебной роли и решительный отказ от любой формы политеизма. Все это проливает свет на функционирование нравственности в арабо-мусульманском мире. Не следует забывать, что нравы - это, остов или каркас, общества, это прочная скорлупа, защищающая общественное тело, как панцирь охраняет мягкое тело моллюска.

Так как аллах является абсолютным совершенством, то данная им нравственность - абсолютно истинна, вечна, неизменна и пригодна «для всех времен и народов». Следование исламской морали с верой в аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования человека и укрепляет основу общественной жизни. Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному основанию независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом не потому, что это разумно и целесообразно, а в силу предписанного аллахом.

Последовательное внедрение этих принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведут к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными». Не случайно, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, что «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру».

Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже. Наряду с этим в этике ислама зафиксированы и общечеловеческие ценности - предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. В отличие от христианства невыполнимых моральных предписаний в исламе нет. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться - этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное.

Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира, уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь - это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» Коран, сура 57. Следовательно, для мусульманской религии характерна ориентация не столько на достижение счастья в земной жизни, сколько на жизнь небесную. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, направляющей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Так как Коран и Сунна были доступны узкому кругу образованных мусульман, прежде всего знатокам исламской догматики, богословам и правоведам, то до простого народа основные коранические положения доходили в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, особенно религиозного. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять - исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его - торжественно произнести фразу о том, что «нет бога, кроме аллаха, а Мухаммед пророк его».

Тем самым человек становится покорным аллаху, мусульманином, но став им, он должен соблюдать остальные обязанности правоверного. Молитва салят - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, совершаемый на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Кроме пяти обязательных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. У мусульман существует лишь один главный и обязательный пост, длящийся целый месяц, - рамазан.

На протяжении месяца все, кроме малых детей и немощных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни, тем более, развлекаться, курить и т. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы аллаху. Имущий правоверный обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных.

Частично это подношение позже распределяют среди бедных членов общины. Курбан-байрам — день жертвоприношений , который отмечается спустя семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связан с библейским преданием о пророке Ибрагиме Аврааме , который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила Исаака. В последние секунды Бог сжалился над ним и послал архангела Гавриила Джабраила с барашком, чем спас сына Ибрагиму.

В память об этом дне мусульмане приносят жертву, то есть зарезают с чтением определенной молитвы овцу, корову, верблюда или коня. Мусульмане верят, что на спине животного, принесенного в жертву, они смогут попасть в рай. Если же человек не будет приносить жертв, то он провалится в ад. Мирадж — праздник, посвященный памяти чудесного ночного путешетвия пророка Мухаммеда на коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесение на небо к престолу Аллаха, соблаговолившего его принять, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Мавлюд — день рождения пророка Мухаммеда.

Возникновение

  • Основные сходства и различия в идеях и символах христианства и ислама
  • Ислам. Основные религиозные направления.
  • Символы ислама презентация, доклад
  • 11 вопросов про ислам

Что такое ислам: краткий обзор

Чем ислам отличается от христианства. Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык. 1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане — в Единого Бога. В этот список мы также включили цвета, которые имеют глубокое символическое значениедля мусульман. 1. Звезда и полумесяц. Большинство людей сегодня признают символ звезды и полумесяца как официальный символ ислама. В этой статье вы узнаете о религии ислам, ее основных идеях и особенностях, а также о фундаментальной религиозной идее ислама. Это полезно для тех, кто хочет сделать доклад про ислам или просто познакомиться с этой верой.

Символ ислама: история возникновения и фото

Понятие «христианство» происходит от слова «Христос», что в переводе обозначает «Мессия». Согласно христианскому учению, Иисус из Назарета в коранической традиции — Пророк Иса, мир ему является Мессией и сыном Божьим. Основное учение христианства содержится в Священном Писании, именуемом Библией, подразделяющимся на Ветхий Завет который в зависимости от течения включает в себя различное число книг , и Новый Завет включающий в себя 27 книг: 4 Евангелия, признанных церквями — от Луки, Матфея, Марка и Иоанна , Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова, а также 21 послание апостолов. Будучи авраамической религией, христианство относится к числу монотеистических вероучений. Однако монотеизм в большинстве христианских течений рассматривается через призму триединства Бога: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Святой дух. В ходе своего исторического развития христианство обрело множество ответвлений, наиболее крупными из которых являются: православие и католичество, образовавшиеся в результате Великого раскола 1054 года, а также протестантизм — как результат отделения от Римской католической церкви в XVI столетии. Ислам Самой молодой среди мировых и авраамических религий является ислам, появившийся в седьмом веке. Однако с точки зрения самих мусульман, ислам существовал с момента сотворения человека, так как первый человек — Адам а.

Христианство Наиболее крупная по количеству приверженцев мировая религия — христианство, появилось в начале нашей эры на землях Палестины. С современном мире его исповедуют около 2,5 миллиардов жителей планеты. Как и иудаизм с исламом, христианство причисляют к авраамическим религиям, так как все они восходят к Пророку Ибрахиму мир ему , в библейской традиции известному как Авраам. Понятие «христианство» происходит от слова «Христос», что в переводе обозначает «Мессия». Согласно христианскому учению, Иисус из Назарета в коранической традиции — Пророк Иса, мир ему является Мессией и сыном Божьим. Основное учение христианства содержится в Священном Писании, именуемом Библией, подразделяющимся на Ветхий Завет который в зависимости от течения включает в себя различное число книг , и Новый Завет включающий в себя 27 книг: 4 Евангелия, признанных церквями — от Луки, Матфея, Марка и Иоанна , Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова, а также 21 послание апостолов. Будучи авраамической религией, христианство относится к числу монотеистических вероучений. Однако монотеизм в большинстве христианских течений рассматривается через призму триединства Бога: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Святой дух.

По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Возникновение ислама Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму. Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама. Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы. Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае обогащенном гуриями и аде, о сатане шайтане , бесах джиннах и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений «обмериваний» со стороны богатых купцов. Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб позднее названный Мединой, т. Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т. Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни многоженство, подчиненное положение женщины , и на сферу права четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа , и даже на характер пищевых запретов не пить вина и т. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда 632 г. Тогда была составлена священная книга ислама — Коран по-арабски — «то, что читают». Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. Особенности новой религии Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных.

Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: на рассвете, в полдень, перед наступлением вечера, на закате и с наступлением ночи. При необходимости можно объединить две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Кроме этих молитв можно совершать любое число дополнительных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия. Перед молитвой раздается азан — призыв на молитву, который провозглашает муэдзин или сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом возвещающий азан должен новер-нуться лицом в сторону Мекки и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Суннитский азан состоит из семи формул, каждая из которых произносится 2 или 4 раза: 1. Закат — ежегодный налог в пользу нуждающихся Мусульман. Считается, что уплата заката «очищает», то есть делает безгрешным пользование богатством, с которого оп уплачен. Закат платился только взрослыми дееспособными мусульманами с посевов, скота, денег и товаров. Сумма налога варьировалась в зависимости от обстоятельств. Закат собирался прежде всего в пользу бедных, но в Коране упоминаются и другие возможные цели: выкуп пленных мусульманских воинов, джихад, оплата труда сборщиков налога и др.

30 важнейших фактов об исламе, которые должен знать каждый

Основные принципы ислама. Ислам основан на пяти основных принципах, известных как «пяти столпов ислама». Первым столпом является шахада – свидетельствование о вере, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед является Его пророком. Это монотеистическая религия, которая основана на вере в единого Бога, который называется Аллахом. Основные принципы ислама описаны в Коране, священной книге мусульман. Коран считается словом Аллаха, переданном через пророка Мухаммеда. Основное положение ислама о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам. Статья расскажет о главных символах и идеях Христианства и Ислама. Узнайте о значении креста, полумесяца, Библии, Корана и других символов, а также о ключевых понятиях и учении религий. Основой ислама является вера в единого Бога Аллаха. Для мусульман Бог — это не только творец всего сущего, но и тот, кто указывает им направление в жизни. Ислам подчеркивает значимость единства, порядка и мира. Ислам — одна из трех основных мировых религий. В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане.

30 важнейших фактов об исламе, которые должен знать каждый

Полумесяц и звезда — символы веры Символы ислама: их значение и символика Полумесяц — один из самых известных символов ислама. Он часто ассоциируется с этой религией и используется на флагах многих мусульманских стран. Полумесяц имеет глубокие исторические корни и ассоциируется с богом в мусульманской вере. Это непарный символ, который символизирует манящий свет и веру. Звезда — другой важный символ ислама, который обычно сопровождает полумесяц. Звезда соединяется с верой в превосходство и справедливость. Коран — священная книга ислама, является настоящим символом этой религии. Коран содержит откровения, данное Мухаммадом, основателем ислама, и считается непогрешимым источником руководства для мусульман. Меч — еще один значимый символ ислама. Меч был символом войны за святой исламский джихад, который объединяет мусульман мира. Ханджар — символ, представляющий собой черный нож или кинжал, является атрибутом исламского паломничества.

Ислам — это религия с четко разработанными, собственными фундаментальными принципами и положениями, которые опираются на Сунну и Коран. Принципы ислама изложены в «Столпах веры», которые одновременно являются его догматическими главными идеями: Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего Догмат включает в себя главное положение таухид единобожие. Человеку, который придерживается ширку или многобожия грозит страшное наказание, так как придание Богу соучастников считается самым страшным грехом. Вера в ангелов В главных исламских книгах, Сунне и Коране, упоминаются приближенные к Аллаху ангелы. Самые часто упоминаемые это ангел Откровения Джибрил Гавриил и Исрафил — ангел, который зачитывал божественные решения о мире и судьбах людей другим ангелам для того, чтобы те исполнили его волю.

Его главный атрибут — рог.

Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам — государственная религия. Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко.

Ислам также исповедует большинство тюркских народов, живущих в Турции, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане. В России ислам исповедуют татары и башкиры, а также многие кавказские народы, в том числе чеченцы и дагестанцы. Много веков назад мусульманами стали ираноязычные народы Ирана и Таджикистана.

Ислам исповедуют во многих странах Африки, в том числе в странах с темнокожим населением, например, в Судане и Сомали. На чем строится ислам? Догмы ислама регулируются шариатом — сводом мусульманских правил.

В странах, где ислам — государственная религия, шариат действует или вместо гражданских законов или наряду с ними. В светских государствах мусульмане сами стараются придерживаться норм шариата.

После произнесения шахады, человек становится мусульманином. Подробнее о шахаде… Намаз — ежедневная молитва у мусульман, очищающая и оберегающая от грехов.

Подробнее… Пост в Священный месяц Рамадан. Подробнее о нем… Закят — обязательный налог с избытка имущества мусульманина, при условии что этот избыток пролежал год. Подробнее о Закяте… Хадж — большое паломничество в Мекку. Подробнее… Самый страшный грех в Исламе, который делает человека не мусульманином, это — многобожие, приобщение Господу сотоварищей идолы, амулеты, обереги и тп.

Это когда человек взывает с мольбами к кому то другому, кроме Бога, или уповает на что то другое. Поэтому со всеми мольбами мусульманин обращается напрямую к Творцу, надеясь на Его милость, зная что Он видит его, слышит и при искреннем покаянии простит все грехи его. Ведь никто кроме Господа не сможет простить грехи! Вера в Ангелов — это создания Господа, которые беспрекословно Ему подчиняются.

Вера в Священные писания, последние из которых Тора, Евангелие и Коран.

написать краткое сообщение о исламе

Основные столпы ислама, главные праздники мусульман, ведущие страны и самые большие мечети — об этих и других интересных фактах 06.01.2018, Sputnik Грузия. Статья расскажет о главных символах и идеях Христианства и Ислама. Узнайте о значении креста, полумесяца, Библии, Корана и других символов, а также о ключевых понятиях и учении религий. Центральное место в них отдается символу, а все остальное пространство занимает роспись, образовывая рамку. В основном, объект, изображаемый в центре ковра занимает больше половины самого изделия. Ковроткачество в культуре ислама.

Возникновение ислама

  • Последние вопросы
  • История возникновения
  • Кратко об исламе
  • Коран – священная книга мусульман
  • ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - Направления - Религия - Ислам - Основные идеи
  • Религия Ислам: история, основа, культура

Ислам, его возникновение, особенности вероучения

Ислам, называемый также мусульманством, основывается на 5 основных принципах: Шахада – свидетельство веры. Заключается в том, что мусульмане признают Аллаха единственным богом, а Мухаммеда – его пророком. ISBN 978-5-7629-2281-4. Дается краткое изложение истории ислама как одной из мировых религий, а также рассказывается о современном состоянии различных его течений. В историческом аспекте одна из самых молодых религий, т.к. ее появление относится к раннему средневековью. История ислама В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впит Краткий религиозный словарь. одна из трёх мировых религий. Возникновение, символы и основные идеи ислама кратко. Они возвещают о Судном Дне, когда Бог — Судья — взвесит веру и дела каждого человека на весах, и верующие будут вознаграждены, а неверующие наказаны. Основные столпы ислама, главные праздники мусульман, ведущие страны и самые большие мечети — об этих и других интересных фактах 06.01.2018, Sputnik Грузия.

Ислам что проповедует? Основные идеи кратко, особенности

Автор J. На чтение 2 мин Обновлено 10 февраля, 2018 Основные идеи ислама изложенные в этой статье, помогут Вам подготовиться к занятиям и расширить свои знания в этой области. Основные идеи ислама Предполагается, что ислам возник в 622 году, во время хиджры, первого исхода мусульман в Медину из Мекки. Во многом эта религия восприняла мифологию и догматику давних религий христианства и иудаизма. Ислам — это религия с четко разработанными, собственными фундаментальными принципами и положениями, которые опираются на Сунну и Коран. Принципы ислама изложены в «Столпах веры», которые одновременно являются его догматическими главными идеями: Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего Догмат включает в себя главное положение таухид единобожие.

Рахманистская традиция , по-видимому, зародившаяся несколько позднее, чем северная авраамическая традиция , дала в VII веке, как минимум, двух монотеистических «пророков» — аль-Асвада в Йемене и Мусайлиму в Ямаме. Всего в эпоху в Мухаммада в Аравии действовало не менее пяти других аравийских пророков.

Мухаммед был одним из активных мекканских ханифов. Он родился в Мекке, происходил из племени курайшитов, был пастухом, занимался караванной торговлей. В 610 году, в возрасте 40 лет, объявил себя посланником расуль и пророком наби единого Бога Аллаха и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, названную им исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки у мекканской знати, которая отнеслась к нему враждебно. В 622 году Мухаммад вместе с немногочисленными приверженцами бежал от преследований многобожников из Мекки в Медину. В Медине Мухаммед сплотил вокруг себя арабское население города и создал первую мусульманскую общину умма.

В течение восьми лет между мединскими мусульманами и мекканскими многобожниками шла ожесточенная борьба газават , носившая ярко выраженную религиозную окраску. Учение Мухаммада, осуждавшего ростовщичество и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. Религиозные практики. В основе мусульманского культа лежат пять главных культовых обязанностей аркан ад-дин , сформулированных ещё при жизни пророка Мухаммеда: исповедание веры шахада , молитва араб. Некоторые богословы к пяти «столпам ислама» добавляют ещё одну обязанность — джихад араб. В IX веке в исламской догматике утвердилось понимание пяти форм джихада: духовный джихад внутреннее самосовершенствование на пути к Богу , джихад меча вооруженная борьба с неверующими , джихад сердца борьба со своими страстями , джихад языка повеление одобряемого и запрещение порицаемого , джихад руки дисциплинарные меры в отношении преступников.

В настоящее время вооружённый вид джихада используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности. Свидетельство веры. Исповедание веры шахада — это признание единства Бога и пророческой миссии Мухаммада. Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах должно сопровождаться пониманием её смысла и искренней убеждённостью в её истинности. Чтобы стать мусульманином, достаточно с верой в сердце вслух произнести формулу шахады. Шахаду следует произносить при рождении ребёнка и перед кончиной, во время обязательной пятикратной ежедневной молитвы и вне её. Ритуальная молитва совершается в конкретное время , по установленному ритуалу.

Молитвы совершают в закрытой одежде, обращаясь лицом к Мекке кибла. Каждую пятницу мусульмане посещают главные мечети для совершения особой совместной полуденной молитвы джума-намаз. Пятничное богослужение сопровождается проповедью, обычно морального, социального или политического содержания. Кроме обязательных молитв, в исламе имеется целый ряд необязательных молитв, совершаемых во время праздников, похорон, жизненных трудностей, после совершения омовения и перед входом в мечеть. Средоточием религиозной жизни в исламе служит мечеть. Постепенно мечеть лишилась светских политических и юридических функций.

Мусульмане считают, что Аллах является всемогущим и всемирным Создателем, наделенным бесконечными качествами совершенства. Важным принципом ислама является выполнение пяти обязательных религиозных обязанностей, называемых пятью столпами ислама.

Эти столпы включают следующее: Шахада — свидетельство веры, признание единства Аллаха и пророка Мухаммада в качестве его последнего пророка. Салат — молитва, которую мусульмане выполняют пять раз в день. Молитва проводится в определенное время и в определенных местах, как направление молитвы служит Кааба в Мекке. Закат — обязательное пожертвование, которое мусульмане платят как доля своего дохода на помощь нуждающимся. Саум — пост, который мусульмане выполняют в течение месяца Рамадан, воздерживаясь от пищи, питья и других мирских удовольствий с рассвета до заката солнца. Хадж — ежегодная паломничество в Мекку, которое каждому мусульманину следует выполнить хотя бы один раз в жизни, если он физически и финансово способен на это. Основные принципы ислама также включают в себя духовное стремление к совершенству, справедливости, отказ от насилия и вредных привычек, милосердие и сострадание к другим. Верующие также признают значимость благотворительности, жертвенности, скромности и справедливого отношения к ближнему.

Основные принципы ислама служат руководством для мусульман в достижении духовной гармонии, морального совершенствования и близости к Аллаху. Мусульманская вера: единство Бога и пророк Мухаммед В исламе также особое место занимает пророк Мухаммед, которого мусульмане считают последним и самым великим из посланников Аллаха. Он рассматривается как последний пророк, через которого Бог открыл окончательное и полное учение веры. Мусульмане признают Мухаммеда примером верной и праведной жизни. Они стремятся следовать его учению и примеру, как в духовной, так и в повседневной жизни. Важной частью веры мусульман является исполнение пяти обязательных ритуалов, которые были установлены пророком Мухаммедом — это пять столпов ислама: исповедание веры, молитва, пост, пожертвование и паломничество в Мекку. Единство Бога и признание пророка Мухаммеда являются основными учениями ислама. Эти принципы позволяют мусульманам приверженно следовать и исполнять исламские обязанности, а также являются основой для формирования мусульманской идентичности и мировоззрения.

Пять столпов ислама: священные обязанности для мусульман Шахада вероисповедание : Мусульмане должны признавать и исповедовать веру в одного Бога, Аллаха, и в пророка Мухаммада. Они должны произносить шахаду, свидетельствуя о единстве Аллаха и признавая Мухаммада его пророком. Салаат молитва : Мусульмане должны выполнить пять обязательных молитв в течение каждого дня: заря, полдень, послеобеденная, закат и ночь. Молитва должна быть направлена к Мекке и чаще всего проводится в мечети. Закаат милостыня : Мусульмане должны отдавать обязательную милостыню величину зависит от дохода , чтобы помочь нуждающимся и поддержать общественные дела. Это является обязательным финансовым вкладом и важным элементом социальной солидарности. Саум пост : Во время месяца Рамадан, мусульмане должны постить с рассвета до захода солнца, воздерживаясь от пищи, напитков и сексуальных отношений. Это духовное усилие и возможность проявить самоотверженность, сдержанность и сосредоточенность на духовных аспектах жизни.

Хадж паломничество в Мекку : Если финансовые возможности и здоровье позволяют, каждый мусульманин должен совершить хадж — одну из священных обязанностей ислама. Хадж — это паломничество в Мекку, где мусульмане выполняют ряд ритуалов, включая темп, бросание камней и круговое обращение к Каабе.

Он завершил свою миссию, объединив большую часть Аравийского полуострова под исламом. В 632 году Мухаммед умер, оставив своим последователям наставления и указания по дальнейшему развитию исламской религии. Жизнь и учение пророка Мухаммеда имеют огромное значение для мусульман. Он служит примером для подражания в вере, морали и поведении. Его учение и примеры жизни описаны в хадисах, которые являются вторым источником исламского закона после Корана. Священные тексты ислама Основными священными текстами ислама являются Коран и хадисы.

Коран Коран — это священная книга ислама, которая считается словом Аллаха, открытым пророку Мухаммеду через ангела Гавриила. Он состоит из 114 суров глав и содержит руководства по вере, морали, поведению и законам ислама. Коран написан на арабском языке и считается непревзойденным литературным произведением. Мусульмане считают Коран буквальным и божественным откровением, и его текст считается неизменным и непогрешимым. Он служит основой для вероучения ислама и руководством для мусульман во всех сферах жизни. Хадисы Хадисы — это сборник записей и передач учений, поступков и высказываний пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Хадисы являются вторым источником исламского закона после Корана и содержат детальные инструкции и пояснения к различным аспектам жизни исламского сообщества. Хадисы собирались и систематизировались веками после смерти пророка Мухаммеда.

Мусульмане считают некоторые хадисы более авторитетными, чем другие, и проводят их анализ и интерпретацию для понимания и применения исламского закона. Пророк Мухаммед, основатель ислама, начал проповедовать новую религию в Мекке, городе в Саудовской Аравии. Вначале ислам был принят лишь небольшой группой последователей, но со временем его популярность стала расти. Одной из причин было то, что ислам предлагал простые и понятные принципы веры, которые были доступны для всех. Он учил о едином Боге, Аллахе, и о том, что все люди равны перед ним. Ислам также призывал к справедливости, милосердию и помощи нуждающимся. Распространение ислама было ускорено благодаря завоеваниям исламских арабских империй. В этих областях они внедрили ислам как государственную религию и распространили свою культуру и язык.

Торговля также способствовала распространению ислама. Арабские купцы путешествовали по всему миру и пропагандировали ислам среди других народов. Они устанавливали торговые связи и культурный обмен с различными регионами, что способствовало распространению ислама. Сегодня ислам является второй по численности религией в мире. Он распространен во многих странах Азии, Африки, Европы и Америки. Мусульмане составляют значительную часть населения в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Нигерия и другие. Распространение ислама продолжается и в настоящее время. Мусульмане активно пропагандируют свою религию и стремятся привлечь новых последователей.

Они используют различные средства, включая интернет, социальные сети и международные организации, чтобы распространить исламскую веру и ценности.

Ислам: основные принципы и сущность

Правитель посчитал это добрым знаком и решил сделать его символом своей династии. В эти времена полумесяц и звезда стали эмблемой боевых знамён и штандартов. Но не стоит также забывать, что изображение ночного светила активно использовалось задолго до возникновения этой религии. Например, нынешний символ ислама — полумесяц — венчал голову древнегреческой богини Артемиды. Полумесяц и Османская империя Как известно, держава турок просуществовала не одну сотню лет. Её жители активно использовали символ веры в исламе — полумесяц, поэтому сегодня многие народы ассоциируют его именно с этой религией. Хотя вначале он оставался просто эмблемой Османов, а не их верования. Ведь мусульмане на протяжении многих лет яро осуждали преклонение перед идолами, истуканами, любыми изображениями. У них не было амулетов и талисманов, икон и религиозных атрибутов. Поэтому и во времена Османской империи, и в современном мире полумесяц — скорее символ турецкого народа, так же как скрещённые сабли и пальмы — эмблема Саудовской Аравии. Мусульмане в этом отношении могут использовать разные изображения, главное, чтобы они не противоречили шариату.

Читайте также: Ветхий Завет: краткое содержание и общий смысл В Османской империи свято чтили месяц. Турки говорили, что он играет важную роль в жизни людей. Во-первых, освещает дорогу ночью, в кромешной тьме. Во-вторых, благодаря его видоизменениям, человек может ориентироваться во времени. Символ ислама — полумесяц и звезда, его постоянная соседка, со временем трансформировались в понятие «огонька во мраке», который указывает путь всем истинно верующим людям. Мнение учёных-мусульман Все они непреклонно утверждают, что символ ислама, полумесяц, появился над турецкими минаретами благодаря предкам Александра Македонского.

Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Ибли-сом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом. Догмат о предопределении Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от бога. Каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает "Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком" З. Г39 Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний. Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение. Социальная доктрина ислама На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй а им был эксплуататорский строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как "богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров. Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной. Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом. Мусульманские деятели Советского Союза пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма и коммунизма является богоугодным делом "Принципы социализма" и в том числе указание на возможность обобществления средств производства они "находят" в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда. Мусульманские богословы стремятся представить ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. Мусульманские деятели зарубежных стран, избравших путь социалистической ориентации, говорят об "исламском социализме", характеризуя его как общество, вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и коммунизма. Видится это общество им по преимуществу опирающимся как на частную, так и на общественную собственность на средства производства. При всей утопичности этой концепции лозунг "исламского социализма" в определенных условиях может играть ограниченную прогрессивную роль в деле привлечения мусульманских масс на сторону социально-экономических преобразований, осуществляемых в развивающихся странах с прогрессивными режимами. Иначе выглядят богословские построения религиозных деятелей из стран, находящихся в орбите капиталистической системы хозяйства Марокко, Пакистан, Малайзия, Египет и др. Многие из них утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульмайская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов этой зоны считают, что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости бороться против эксплуататорского строя и его фундамента — частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими странами, будут решены. Составным элементом таких концепций часто является воинствующий антикоммунизм, клевета на реальный социализм. Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы и играют решающую роль в жизни общества. Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса. Модернизм в исламе Мусульманские богословы на протяжении веков подчеркивали мысль о неизменности исламского вероучения, его культовых предписаний и социальных установок. Еще в начале нынешнего века один из мусульманских идеологов в России писал, что учение Мухаммеда "останется неизменным до самого воскресения мертвых". Однако перемены, происходящие в общественной жизни и сознании верующих, побуждают религиозных деятелей давать "осовремененное" толкование многих проблем, вносить определенные изменения в религиозный комплекс. Цель этих усилий — сделать религию более привлекательной для человека нашего времени, убедить людей в том, что она приносит пользу личности и обществу, помогает решать земные проблемы. Прежде всего изменилась социально-политическая позиция духовенства в нашей стране.

Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы — смутьяны для людей. А колдовство — большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено — неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому». Они были обречены на мучения от Всевышнего Аллаха и посланы людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабилоне Вавилоне по двум причинам: чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов, и чтобы наставлять и увещевать людей, идущих изучать магию. Если человек оставит занятия магией ради довольства Аллаха, он будет достоин милости Всевышнего и получит свою награду. Если же человек изучит магию и будет колдовать, то станет обреченным на вечные страдания кяфиром [4]. Ангелы Харут и Марут считают колдовство большим грехом и наставляют людей не учиться этому. Если изучающие магию не внимают проповеди ангелов и продолжают колдовать, то ангелы научат их этому, чтобы испытать их верность.

Не без труда, но ему удалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. В тот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины. Если в центре мекканских были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы. Проповедь Мухаммада и деятельность созданной им общины давали людям систему воззрений и общественных связей, заменивших или восстановивших в новых формах исчезавшие старинные родо-племенные обычаи. Одновременно возникло представление об иерархически устроенном обществе, власть над которым принадлежит Аллаху, чью волю исполнял пророк, а за ним, следуя заветам Корана и сунны , его заместители — халифы. Простому человеку эта система обещала блаженство в загробном мире как воздаяние за несправедливость и муки, которые он терпел в реальной жизни. Но она же требовала беспрекословного подчинения воле Аллаха и законам и правилам, по которым должно было жить мусульманское общество. В Коране говорилось о том, что желали услышать люди — о равной ответственности всех живущих на земле перед богом, которая и должна была обеспечить исправление существовавшей в обществе несправедливости. Эта часть проповеди Мухаммада привлекала многих. Фиксация этих представлений в священном тексте позволяла использовать ислам для идейного обоснования движений социальных низов, которые в эпоху средневековья не могли иметь иной идеологии, кроме религиозной. После смерти Мухаммада общину возглавили халифы «заместители». Мусульманское государство, халифат , в тот период уже включало в себя обширные территории на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке. Следующие халифы из династии Омейадов правили до 750, один из ее представителей проник с войсками в Европу и основал государство на территории современной Испании. На Востоке Омейадов сменили Аббасиды, перенесшие столицу в Багдад. Период их правления историки называли «мусульманским ренессансом», ибо он был отмечен взлетом культуры и науки. Ислам как государственная религия. Когда ислам вышел за пределы Аравии и превратился из суммы религиозных представлений в религию целого государства, появились две противоречивые тенденции. Первая была призвана оправдать иерархически устроенное общество, вторая — уравнять людей перед богом вне зависимости от их богатства и происхождения. Для того, чтобы утвердить ислам как господствующую идеологию, следовало обосновать обе тенденции и приспособить их друг к другу. При этом нужно было учитывать потребности управления обширным государством, обладающим разветвленным государственным аппаратам и огромной армией. Кроме того, за пределами Аравии ислам встретился с развитыми религиозными системами и философскими взглядами. В обстановке противостояния, полемики и соперничества возникла необходимость создать систему универсальной религиозной философии, дать ответы на многие вопросы, которые до этого на территории Аравии не возникали. Одной из таких острых проблем был вопрос о верховной власти, возникший непосредственно после кончины пророка. Власть в арабских племенах традиционно передавалась по наследству, поэтому принцип выборности халифа, возникший после смерти Мухаммада, был поставлен под сомнение его противниками, представителями мекканской аристократии. Первые два халифа, Абу Бакр 632—634 и Умар 634—644 , стали продолжателями дела Мухаммада. Особенно преуспел в этом Умар ибн аль-Хаттаб, которого смело можно назвать основателем мусульманского государства. Однако третий халиф Усман ибн Аффан был представителем богатого мекканского рода Умаййа, не принявшего в свое время проповедь Мухаммада. Семья Усмана участвовала в заговоре против пророка, в результате которого Мухаммад был вынужден покинуть родную Мекку. В период правления Усмана 644—656 большинство постов наместников новых провинций халифата получили родственники правителя. Коррупция и казнокрадство получили большое распространение и не способствовали укреплению государства. В 656 в Медину пришли ходатаи из Ирака и Египта с жалобой на наместников своих провинций. Но, выслушав их и пообещав принять меры, Усман отправил им вслед гонца с приказом казнить. Те перехватили гонца, вернулись и убили Усмана, считая его недостойным быть халифом. Немедленно после этого новым халифом был выбран двоюродный брат и зять пророка Али ибн Абу Талиб. Однако не все мусульмане согласились с результатами выборов. К этому времени общество уже было расколото, и в общине созрели две тенденции. Одну представляли Тальха и Зубейр, бывшие сподвижники пророка, и Айша , вдова пророка. Они выступали за сохранение принципа выборности халифа, достойнейшего из среды его преемников. Другая тенденция объединяла тех, кто, выступая за кандидатуру Али, призывал соблюдать племенные традиции, и следовательно, передать халифат ближайшему родственнику Мухаммада по мужской линии. Им казалось, что Али более чем кто-либо соответствует идеалу наследника власти. Али был не только ближайшим соратником Мухаммада, но и его двоюродным братом, мужем дочери пророка Фатимы. Кроме их сыновей — Хасана и Хусейна, у Мухаммада не было мужского потомства. Однако окружение Усмана хотело сохранить власть в своих руках, тем более что вирус сепаратизма уже распространился по халифату, и наместники желали править самостоятельно. Али пришлось бороться как с бывшими сподвижниками пророка и поддерживающей их Айшей, так и со сторонниками рода Омейадов, выступившими под лозунгами «Месть за Усмана». В битве в долине Сиффин 657 у Али были все шансы победить омейадские войска, но он, не желая лишнего кровопролития и надеясь на примирение, поддался на уловку сирийцев, которые подняли на своих копьях листы Корана, призывая таким образом «к Божьему суду». Его поведение вызвало недовольство среди его сторонников, и среди его воинов произошел раскол см. Покинутый частью из них, Али уже не смог противостоять своим противникам, и был убит одним из хариджитов в Куфе 661. Сторонники Али остались верны его потомкам, прежде всего сыновьям от Фатимы — Хасану и Хусейну. Их стали называть шиитами от араб. Шииты считали, что родство с пророком дает Али и его потомкам — Алидам — особое право на власть, что они являются носителями благодати, унаследованной от пророка способностью выступать посредником между богом и людьми, и должны быть имамами , духовными руководителями общины и, следовательно, ее политическими вождями. Именно эти представления легли в основу одного из главных течений в исламе, получившем название шиизм. Старший сын Али Хасан сделал нерешительную попытку наследовать отцу в Ираке. Однако сторонники Омейадов заставили его отречься от всех прав на халифат, предложив за это крупное денежное вознаграждение. После смерти наместника Сирии Муавийи, из-за которого Али и его потомки лишились своих прав на халифат, младший сын Али Хусейн попытался взять реванш. Но его отряд был окружен всадниками нового правителя Сирии Йазида, и спустя десять дней четырехтысячное войско Омейадов легко расправилось с небольшим отрядом Хусейна, который так и не дождался подкрепления битва при Кербеле, Ирак, 10 октября 680. Он сам погиб, как свидетельствует предание, «получив 99 колотых и ножевых ран». Это событие имело колоссальное значение для развивавшегося шиизма: возник культ мученичества, который стал характерной чертой этого религиозного движения. Ежегодно 10 мухаррама шииты проводят траурные мероприятия в форме мистерии в память о погибшем Хусейне. В этот же период развивалось движение хариджитов, которые считали, что халифом может быть любой достойный мусульманин, избранный и признанный общиной. В 750 Аббасиды свергли Омейадов, использовав недовольство шиитов Ирака и Хорасана. К этому времени шиизм уже оформился как оппозиционное движение и окреп, особенно в восточных провинциях халифата, обеспечив проникновение в ислам персидских традиций. В восстаниях, которые сотрясали Хорасан и южный Ирак, принимали участие прежде всего иранцы. Последний омейадский наместник Хорасана Наср ибн Саййар призвал арабов Хорасана к единству и обратился к халифу за поддержкой, предсказывая конец арабского правления в провинции, но ответа не получил. Прикрываясь именем дяди пророка аль-Аббаса, к которому Аббасиды возводили свое происхождение, они отвергли притязания других родственников пророка, в том числе и Алидов. Центром нового режима был объявлен Ирак. Омейады попытались сопротивляться, но потерпели поражение в битве на реке Большой Заб 750. Аббасиды жестоко истребили своих противников, не пощадив даже могил покойных омейадских халифов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий