Какие народные выступления проходили при начале царствования петра i

Можно ли считать прогрессивными народные выступления, проходившие в годы Северной войны? 4. Огромные расходы госу-дарства на Северную войну привели к увели-чению государственных повинностей и налогов. Местные чиновники зачас-тую. Народные востания при Петре 1 Астраханское востание, Востание Булавина, Башкирское востание, Релегиозные выступления, Выступление работных людей 1. Причины и повод для выступления 2.

Народные восстания первой четверти XVIII века презентация

Захватив город, восставшие создали выборное правительство во главе с Яковом Носовым. Восставшие заняв несколько небольших городков и станиц, направили тысячный отряд на взятие Царицына. Слайд 5 Астраханское восстание Узнав о восстании, Петр I отправил послов к калмыцкому хану Аюке, прося его о поддержке в усмирении мятежа. Отступить восставших от Царицына вынудила угроза захвата Астрахани Аюкой. Шереметева штурмом овладели Астраханью и разгромили восставших.

Сотни участников Астраханского восстания были казнены, умерли от пыток, сосланы в Сибирь. Слайд 6 Восстание К. Булавина Реформы Петра I изменили жизнь всего общества: от крестьянина и солдата до боярина и дворянина. Особенно тяжело приходилось крепостным крестьянам.

Они бежали от своих помещиков на Дон, к казакам. На требование выдать беглых казаки отвечали: "С Дону выдачи нет". Петр I запретил укрывать беглых крестьян и послал за ними отряд во главе с Ю. Долгоруким, действовавший с большой жестокостью.

В ночь на 9 октября 1707 г. Булавина уничтожили отряд. Слайд 7 Восстание К.

Рост налогов и повинностей как государственных, так и местных в условиях долгих военных действий Северной войны.

Рекрутские наборы в армию, которые навсегда отрывали молодых мужчин от их семей и прежнего образа жизни. Направление крестьян, казаков и посадских людей на строительство Санкт-Петербурга, крепостей Азов и Таганрог, речных каналов и заводов, которое осуществлялось в тяжёлых условиях.

Призывы на службу и мобилизация населения вызывали протесты и недовольство. Изменения в общественном устройстве: Реформы Петра I, включая создание губерний, введение новых административных структур и централизацию власти, вызывали недовольство у представителей старшины и духовенства, которые теряли свои привилегии и влияние. Сходство и отличие народных восстаний времен Петра I и народных выступлений в XVII веке заключаются в следующем: Сходство: Оба периода характеризовались социальными и экономическими протестами, вызванными тяжелыми условиями жизни и эксплуатацией населения. В обоих случаях возникали недовольство и протесты против власти, в том числе против произвола чиновников и коррупции.

Отличие: Под влиянием реформ Петра I и модернизации государства, народные восстания в его время чаще имели более организованную и политическую направленность, чем народные выступления в XVII веке.

С начала 1708 года восстание набрало огромную силу, стало расширяться и перекинулось на северокавказские и поволжские районы, где к восставшим примкнули татарские, удмуртские и марийские народы. Башкирские волнения прекратились в 1711 г. Восстание донских казаков Самые опасные восстания при Петре I произошли в период противостояния шведам , когда восстали донские казаки во главе с Кондратием Булавиным. Причиной восстания стали попытки возврата беглых солдат и крестьян , нашедших убежище на донских землях. Булавинское восстание охватило 43 уезда между Волгой и Днепром, включая Запорожье, где нашли пристанище потомки крестьян Ивана Грозного, Алексея Михайловича, рекруты, нежелавшие служить четверть века, работные люд Азова, Таганрога и верфей Воронежа. Казаки оказывали им радушный прием, а все указы о выдаче беглецов игнорировались. Для взятия ситуации под свой контроль, в начале осени 1707 г. Поздней осенью 1708 года восстание было окончательно подавлено.

Карательные меры были ужасающи: заводчики были казнены, иные отправлены на каторгу, остальные высланы в приписные места, а поселения сожжены. Тогда же приказом самодержца разрушили Запорожскую Сечь, вынудив запорожцев обосноваться подле Олешек на Днепре.

Волнения и восстания в правление Петра I. Народные движения при Петре I

Мощное реформирование страны во время правления Петра 1 очень тяжело отражалась на населении. Непомерные налоги, крепостная зависимость, принудительные работы, увеличенный срок военной службы, стрелец. 1711г. – подавление восстания. Выступление разных форм, вплоть до актов самосожжения, на протяжении всего Петра 1. Выступления разных форм на протяжении всего периода правления Петра 1: волнения на уральских заводах, побеги. Восстания в царствование Петра 1. 1. Стрелецкое восстание 1698 г. Петровские преобразования производились за счет колоссального напряжения сил практически всех сословий Российского государства и сопровождались нарастанием крепостнического гнета. В данной статье рассмотрим причины и последствия волнений и восстаний во время правления Петра I, включая восстания Стрелецкого, Булатникова, Кронштадтского мятежа и Пугачева. Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве иции по розыску беглых крестьян. Состав участников:казаки и беглые крестьяне. В начале царствования Петра лидером недовольных была его сестра Софья, после ее заточения в мона-стырь противники реформ стали группироваться вокруг сына царя Алексея.

Крестьянские восстания при петре 1. Народные восстания при Петре I

8. Значение и результаты народных выступлений. 1. Военные тяготы: Северная война и Прутский поход 1710-11 гг. заставили Петра вводить множество налогов, кроме того, была введена рекрутская повинность. Это усилило гнет всех слоев населения. народные выступления при Петре I:black_flag: Coggle Diagram: народные выступления при Петре I:black_flag. Военные отряды из придворных слуг и их детей, созданные «для потехи» Петра I. Обучались стрельбе из пушек и ружей, приобретали тактические навыки. Позднее были преобразованы в преображенский и Семёновский полки, положили начало создания регулярной армии. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1716 году старообрядцы получили право жить наравне с остальными в общих поселениях. 8. Значение и результаты народных выступлений. 1. Военные тяготы: Северная война и Прутский поход 1710-11 гг. заставили Петра вводить множество налогов, кроме того, была введена рекрутская повинность. Это усилило гнет всех слоев населения.

Collaborative Mind Maps & Flowcharts

Движение раскольников во время Московского восстания (1682г.). Выступление на Дону (70е-80е года столетия). Выступления старообрядцев проходили до конца века, даже когда на престол вступил Пётр I. Причины восстаний при Петре 1. утро стрелецкой казни Все годы своего правления первый Российский император всяческими способами утверждал российскую государственность, как на внешнеполитической арене, так и внутри страны. народные выступления при Петре I:black_flag: Coggle Diagram: народные выступления при Петре I:black_flag. Можно ли считать прогрессивными народные выступления, проходившие в годы Северной войны? 4. Огромные расходы госу-дарства на Северную войну привели к увели-чению государственных повинностей и налогов. Местные чиновники зачас-тую. Во многих районах Европейского Севера России, Среднего Поволжья, Северной Украины на протяжении всего царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей. Битва при Лесной – сражение во время Северной войны, произошедшее вблизи деревни Лесной в 1708 г. В результате сражения корволант (летучий корпус) под командованием Петра Первого разбил шведский корпус генерала А.Л. Левенгаупта.

Причинами народных восстаний при Петре I являлись: (Задие №1)

Поэтому, когда пронесся нелепый слух о том, что все девушки будут выдаваться в спешном порядке исключительно за иноземцев, это никого не удивило. Дело в том, что до этого все слышали об указе Петра о бритье бороды и смене русской национальной одежды, поэтому и этот слух восприняли как само собой разумеющееся. В один день в Астрахани было сыграно 100 свадеб, девушки спешно выходили замуж за своих любимых, чтобы не пришлось выходить за иноземца. Ночью, напраздновавшись, стрельцы ударили в набатные колокола.

С этого и началось Астраханское восстание 1705 года. Была неудачная попытка восставших захватить Царицын. Подавлено восстание было в 1706 году.

Петром I была обещана милость, однако свое слово он не сдержал, 300 зачинщиков были казнены. Спустя 2 года произойдет еще одно восстание. В свое время донские казаки не поддержали бунтующих астраханцев, зато 2 года спустя на Дону вспыхнуло восстание еще более широкое и масштабное.

Восстание К. Булавина и Башкирское восстание Народная фантазия, как известно, не имеет границ. Как простые люди могли объяснить для себя, почему русский царь предпочитает все иностранное своему родному?

Они придумали историю, что на самом деле царь со своими людьми странствовал за морем и попал в Стеклянный город Стокгольм. И якобы правила там девица имелась в виду сестра Карла XII. И будто бы поймала она русского царя, и изжарила его на сковородке, и засунула в бочку с гвоздями, и в море бросила.

А в России теперь немчин правит. Откуда взялся немчин, народная фантазия придумать не успела. Любое восстание — это нарушение привычного уклада жизни людей.

Как правило, страдает и хозяйственная жизнь региона.

В России стали строиться протестантские кирхи, католические храмы и костелы. Синод разрешил браки православных с иноверцами при условии сохранения христианского вероисповедания одного из супругов и крещения детей в православии.

В 1715 году мусульманским помещикам запрещено было владеть православными крестьянами, при этом они сохраняли право на земли и постройки. После присоединения Прибалтики горожанам и дворянам гарантировалось сохранение лютеранской веры. Петровские реформы тяжелым бременем легли на простое население империи.

Возросшие налоги, рекрутские наборы, насильственное направление крестьян на строительства строительство Петербурга и других крепостей и каналов , насильственное введение европейских порядков — все это стало причинами массовых народных выступлений. Первое восстание вспыхнуло в Астрахани в 1705-1706 гг. Местный воевода и без того известный непомерными поборами и взятками, стал насильственно укорачивать платья мужчи-нам и женщинам, обрезать или вырывать бороды.

По городу разошелся слух о насильственной выдаче замуж девушек за иностранцев, и в ночь на 30 июня 1705 года посадский люд, солдаты и стрельцы атаковали Астраханский кремль. Воевода и около 300 служилых людей были убиты. Подавить восстание удалось только с помощью калмыцкого хана в 1706 г.

Следующий мятеж возник из-за попыток ограничить казачье самоуправление и постоянного розыска беглых крестьян. Восстание возглавил донской казак Кондратий Афанасьевич Булавин. В 1707 году отряд Булавина уничтожил царский сыскной отряд, но войсковой атаман разбил восставших и вынудил их бежать в Запорожскую Сечь.

Собрав значительные силы, восставшие заняли Черкасск, затем разделились и направились к Изюму, Саратову и Азову. Неудача Булавина под Азовом вынудила его вернуться в Черкасск, где он был убит. Однако после смерти предводителя сопротивление продолжалось до 1709 г.

Народные выступления поднимали старообрядцы, работники мануфактур и многие другие. Самой распространенной формой протеста было бегство. Реформы Петра вызвали непри-ятие и у аристократии, видевшей в них разрушение привычного уклада жизни.

В начале царствования Петра лидером недовольных была его сестра Софья, после ее заточения в мона-стырь противники реформ стали группироваться вокруг сына царя Алексея. Царевич не поддерживал курс отца, и в 1716 году бежал из России в Австрию, где искал поддержку в борьбе с отцом. Но план Алексея не удался.

Вскоре он был возвращен в Россию, предстал перед судом и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.

В 1707 году отряд Булавина уничтожил царский сыскной отряд, но войсковой атаман разбил восставших и вынудил их бежать в Запорожскую Сечь. Собрав значительные силы, восставшие заняли Черкасск, затем разделились и направились к Изюму, Саратову и Азову.

Неудача Булавина под Азовом вынудила его вернуться в Черкасск, где он был убит. Однако после смерти предводителя сопротивление продолжалось до 1709 г. Народные выступления поднимали старообрядцы, работники мануфактур и многие другие.

Самой распространенной формой протеста было бегство. Реформы Петра вызвали непри-ятие и у аристократии, видевшей в них разрушение привычного уклада жизни. В начале царствования Петра лидером недовольных была его сестра Софья, после ее заточения в мона-стырь противники реформ стали группироваться вокруг сына царя Алексея.

Царевич не поддерживал курс отца, и в 1716 году бежал из России в Австрию, где искал поддержку в борьбе с отцом. Но план Алексея не удался. Вскоре он был возвращен в Россию, предстал перед судом и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.

После этого Петр I изменил порядок престолонаследия. В 1722 году был подписан указ, по которому царь мог назначить себе любого преемника вне зависимости от степени родства. Однако сделать этого Петр так и не успел.

Простудившись в 1725 году, он скоропостижно скончался. Реформы Петра I коснулись всех сословий и сфер общественной жизни. Они буквально перевернули Россию, поставив ее в один ряд с европейскими державами.

Но большие перемены дались очень большой ценой, из-за чего постоянно вспыхивали восстания и недовольства. Жизнь простого человека не изменилась к лучшему, а лишь дополни-лась новыми податями и тяготами. Термины и понятия: Табель о рангах — законодательный акт, определявший порядок прохождения службы Рекрутская повинность — система комплектования рус.

Городской Магистрат — выборное городское управление, ведавшее судебно-административными и податными делами города Святейший синод — один извысших государственных органов в России в 1721—1917 гг. Ведал делами Православной церкви толкованиерелигиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретикамии раскольниками. Арсентьев Н.

История России.

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата.

Шубинский в своем описании летних петербургских праздников, проводившихся в Летнем саду в период царствования Петра, указывает, что праздники были ни что иное как «странная смесь натянутого немецкого этикета с разгулом прежнего барства, часто оскорбляющего не только чувства, но просто приличия, но и человеческого достоинства». Автор не рассматривал праздники эпохи Петра как культурное явление. Более того, он считал, что они являлись концентрированным выражением недостатков цивилизации того времени: «…главнейшим условием тогдашних праздников было пьянство, доведенное до последней степени, следовательно, со всеми последствиями, которые сопровождают его у людей неразвитых, приученных давать волю своим животным инстинктам». Наряду с этими фактами Шубинский сообщал и довольно ценные сведения.

В частности, о том, что основаниями для проведения праздников в Петербурге были случаи закладки кораблей. В ходе этих торжеств государь лично приветствовал каждого, кто подходил к нему с поздравлениями, причем приветствовал их «поцелуями в голову». Начиная с Х века Новый год на Руси отмечали 1 марта, когда приступали к весенним сельскохозяйственным работам, а через пять веков, в 1492 году, в соответствии с новым церковным установлением, начало года в России перенесли на 1 сентября, на момент окончания уборки, и отмечали так более двухсот лет. Название месяцев тогда были чисто славянскими, тесно связанными с их климатическими характеристиками.

Менялись только эра и дата начала года. Теперь оно «наступило» - по велению царя - 1 января. Вместе с этой датой пришла и новая эра - летосчисление «от Рождества Христова». На следующий день глашатаи объявили царский указ «О праздновании Нового года»: Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым Годом, чинить стрельбу из ружей, и пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни.

В канун первого по новому летосчислению Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Новогоднее празднество продолжалось тогда шесть дней и надолго запомнилось москвичам. Город был освещен иллюминацией. В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, бал разработан проект специальной медали.

Ритуалы празднования Нового года - елка! С языческих времен люди относились к деревьям, как к живым существам, и наделяли их способностью творить добро или зло. Немцы, например, считали, что в вечнозеленых ветвях ели обитает добрый «дух лесов» - защитник правды славяне полагали, что в душистых еловых ветвях зимуют добрые духи, и несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать новогоднюю ель.

После указа Петра 1 «О праздновании Нового года» по европейскому образцу ель становится символом новогоднего праздника и на Руси. В петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В России первый балаган был связан с именем Петра I.

В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы, прочно вошли в традицию русских официальных праздников. К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах в Москве — на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге — на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади возводились самые разные строения: зимой — ледяные горки для катания, летом — карусели и качели.

Среди них — собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей — балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста рядна или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.

Карнавалы и маскарады. Карнавалы и карнавальные маски под Новый год появились в России после 1721 года, когда впервые был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами. Впоследствии эту форму празднования перенесли на новогодние торжества. Театральная энциклопедия определяет маскарад следующим образом - празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы.

Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом. Карнавальные маска и костюм — не просто сокрытие лица личиной, «харей», «рожей». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном и где-то и безличностном общении.

В маске можно было вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризовала святейшее право участника маскарада быть неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на маскарадах сводили счеты со своими недругами. Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского — Ивана Купалы.

Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маскуряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и страшных чучел, кукол, фигур. К концу ХУII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя. Однако проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры. Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе.

До Петра Великого в высшем слое русского общества не существовало почти никаких веселий. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место - были не очень ярко выражены. До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов, и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры.

В светской же культуре допетровской эпохи ни о каком переодевании в чужой костюм не могло быть и речи, Реформы Петра 1 затронули не только государственную, социальную и политическую структуру, но коренным образом изменили и сферу быта. Одевшись в голландское платье, юный Царь Петр Алексеевич открыл занавес первого и наверно самого радикального маскарада, когда бы, то ни было происходившего на Руси. Реформы Петра для массового русского человека явились в образе страшного маскарада. Не случайно русские философы-славянофилы обвиняли Петра 1 в том, что он разделил народ, одев дворянство в европейскую одежду.

Сам Петр и царица всегда одевались либо в крестьянские, либо в солдатские костюмы. Осознавая глубину воздействия на массовое сознание театральных представлений, Петр 1 начал использовать элементы переодевания в своей борьбе за реформы. Так возникла и начала развиваться в России традиция маскарадов, в которых на первый план выступали аллегорические сюжеты, выраженные набором сцен и жестов. Такие маскарады были тщательно продуманы отрежиссированы и ставились как серьезные театральные представления.

Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, актеры разучивали роли, а зрители смотрели на этот спектакль из окон с балконов и крыш домов. Главной их формой, были маскарадные процессии, число участников которых нередко доходило до тысячи человек. Участники процессий распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура - Бахус, Нептун, Сатир или другие римские боги. Для Петра важно было вырвать у Церкви ее авторитет и понимая пародийную и комическую сущность маски включал в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, высмеивающие церковных иерархов, Так в 1715 году был устроен грандиозный пародийный свадебный маскарад, на котором венчали князя-папу.

Все комические фигуры этого шествия были снабжены музыкальными инструментами, гудками, барабанами и трещотками. Молодым было устроено брачное ложе в большой бутафорской деревянной пирамиде, внутри освещенной свечами. Ложе было убрано хмелем, а по сторонам его стояли бочки с вином, пивом и водкой. После этого, почти целый месяц устраивались церемониальные прогулки, пиршества, угощения для народа.

Пародийный образ князя-папы нужен был Петру для борьбы с церковной оппозицией в лице Патриарха Никона, который выступал против нововведений. Петр 1, придумав этот образ, не раз лично принимал участие в написании сценария к очередному маскарадному шествию. Наиболее известные маскарады. В 28-31 января 1722 года в Москве Петр 1 устроил еще более внушительное карнавальное шествие.

По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближенные царя — сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды — Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в веселое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать свое отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.

Декоративный наряд праздника был причудлив и разнообразен. Прежде всего, в него органично вписалось убранство «веселого поезда».

Народные движения при Петре I

Беглые не могли вернуться домой – там их ждала расправа. Поэтому многие из них скрывались в низовьях Волги и Дона, другие скрывались у башкир. Значение народных выступлений 1. Казачьи выступления отсрочили отмену казачьей автономии. Религиозные выступления При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Правление Петра 1, которое длилось с 1689 по 1725 годы, было отмечено народными выступлениями. Царь сильно повлиял на жизнь всех слоев населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий