Форма и композиция выступления

Важным этапом работы является продумывание композиции выступления. Композиция – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Эта часть речи содержит логическое доказывание, в котором, с одной стороны, есть предмет доказывания, с другой стороны – форма доказывания. К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад.

Цель оратора

  • Обязательные части публичной речи и их функции
  • Л7 Публичное выступление в деловой сфере — Стр 2
  • Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение
  • Композиция публичного выступления: определение, основные принципы
  • Вы точно человек?

51 Лекция 6

Методика публичного выступления 1.1. понятие публичного выступления. Риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели.
Мастерство публичной речи (основы оратории) В главной части выступления необходимо строго соблюдать правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна доказательной, суждения и положения убедительными.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей

В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов: 1 Инвенция - "нахождение и изобретение речи" подбор необходимого материала, содержания ; 2 диспозиция - "порядок" план, логическая последовательность, композиция, расположение материала ; 3 элокуция - "словесное выражение" составление текста, его литературная обработка ; 4 мемория - "память" запоминание, заучивание текста ; 5 Гипокризис - "разыгрывание" произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления. Выбор темы Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом. Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, то есть простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Экология чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит.

Разумный семейный бюджет скучно, не вызывает интереса. Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией речь не читается вообще и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели. По содержанию и общей целевой установке психологическим мотивам оратора различают следующие виды речи: 1 развлекательная речь приветственная, благодарственная, праздничная и др. Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить. Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении.

Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового — когда текст многократно произносится вслух, моторного — разработка жестов для всех частей речи. Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция. Кто-то помидор со смаком солит, Кто-то карты сальные мусолит, Кто-то у гармошки рвет меха. Но ведь сколько раз в любом кричало И шептало это же начало: «Граждане, послушайте меня... Вдруг вся песня, в целом-то, мелка... Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи.

То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство. Виды ораторских речей По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей: 1. Социально-политическое красноречие Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Академическое красноречие Вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

Судебное красноречие Прокурорская и адвокатская речи.

На третьем этапе создания речи, когда уже определена тема, собран и выстроен в определенной последовательности материал, выработана авторская позиция, сформулированы цели и выступление можно было бы считать готовым, встает проблема словесного оформления речи, то есть выбора тех оптимальных языковых средств, которые соответствуют стилю и жанру речи, понятны и доступны в данной аудитории, близки оратору и позволят ему, прилагая минимум словесных усилий, достичь цели своей речи. Вопросами словесного оформления любого высказывания, в том числе и ораторского выступления, занимаются такие науки как стилистика и культура речи. Мы не будем подробно на них останавливаться, укажем лишь некоторые языковые элементы, которые помогают оратору произвести впечатление на аудиторию, удержать ее внимание, определенным образом воздействовать на слушателя и добиться цели выступления. Во-первых, для установления коммуникативного контакта хорошо использовать этикетные формулы и обращение к аудитории.

Кроме того можно включать элементы диалога: задавать вопросы аудитории, не требующие ответа риторические вопросы , либо самому отвечать на заданные вопросы. Ярким средством словесного воздействия являются риторические приемы, тропы и фигуры речи. Источником субъективности и искренности речи стновятся личные местоимения. Активным творцом речи является «я», поскольку Я САМ выражаю свои эмоции, побуждаю своих слушателей к каким-либо действиям, задаю вопросы или отвечаю на них, сообщаю что-либо. Местоимения первого и второго лица можно охарактеризовать как коммуникативные.

В сочетании с предлогом «с» и творительным падежом других местоимений и существительных обозначает группу лиц во главе с оратором. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач — преодолевает дистанцию между собой и слушателями. Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией. Например: Мы с вами должны понять огромную роль частного предпринимательства. С помощью такого приема оратор приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создает атмосферу непринужденного разговора, устанавливаются доверительные отношения оратора и аудитории.

Иногда «мы» может быть противопоставлено собирательному образу оппонентов, названному местоимением «они». Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма 1 лица множественного числа объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение. Например: Скажем прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискуссионный характер. Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др.

Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся. Контактность речи создают также побудительные предложения и глаголы повелительного наклонения, их оформляющие, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом, словесные средства помогают завершить оформление речи таким образом, чтобы речь максимально поразила слушателя.

После запоминания речи и репетиций ее произнесения можно утверждать, что речь подготовлена и теперь наступает самый главный этап — ее произнесение, которому будет посвящен второй параграф реферата. Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2224; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология.

Сегодня наша тема... Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Итак, теперь начинаем.

Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка - это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

Презентация "Композиция публичного выступления" – проект, доклад

Его оратор составляет для себя, и «техника» оформления такого плана имеет индивидуально-авторский характер. На основе рабочего плана составляется основной план. Он пишется для слушателей, чтобы помочь им следить за развитием мысли оратора, и обычно сообщается в лекциях, докладах, научных выступлениях. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения. Эта композиционная схема стала универсальной на все случаи жизни, вне зависимости от того, какова конкретная тема. В то же время уместно заметить, что классический риторический канон выделял шесть-семь важнейших частей речи: обращение;.

Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. То же относится и к микротемам — оптимальное их количество три. В каком месте выступления ее давать?

В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого можно применять рамочную конструкцию построения выступления: Цель нашей лекции... Итак, мы установили, что...

Этот способ подачи важной информации особенно хорошо работает в подготовленной аудитории. Важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих... Выступая в аудитории единомышленников, важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории — в начале выступления.

Приведем несколько типовых планов выступлений, которые предложил в своей книге Д. Карнеги — они могут пригодиться вам при подготовке небольших сообщений. Итак: 1.

Изложение фактов. Соображения, вытекающие из них. Призыв к действиям.

Продемонстрировать нечто плохое. Показать, как исправить дело. Просьба о сотрудничестве.

Вот положение, которое надо исправить.

В течение восьми минут оратор делал вступление — говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы». Кони в статье «Советы лектора», — важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления.

Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Это делает их более реалистичными и интересными для читателя. Эмоциональная составляющая Повествование часто содержит эмоциональную составляющую. Автор может передавать эмоции персонажей и вызывать эмоциональные реакции у читателя. Это помогает создать более глубокую связь между читателем и произведением и делает чтение более захватывающим. Особенности повествования делают его важным и неотъемлемым элементом литературы.

Они помогают авторам создавать увлекательные и запоминающиеся истории, которые остаются в сердцах читателей надолго. Основные элементы системы композиционных форм речи Сюжет Сюжет — это основная сюжетная линия или последовательность событий, которые происходят в произведении. Он включает в себя введение, развитие и разрешение конфликта. Сюжет может быть линейным, когда события происходят в хронологическом порядке, или нелинейным, когда события переплетаются во времени. Герои Герои — это персонажи, которые играют ключевую роль в повествовании. Они могут быть главными героями, которые ведут сюжет, или второстепенными персонажами, которые влияют на развитие сюжета.

Герои могут быть реальными или вымышленными, их характеры и действия помогают создать атмосферу и передать идеи автора. Место и время Место и время — это фон, на котором разворачивается сюжет. Они помогают создать атмосферу и контекст для происходящих событий. Место может быть реальным, таким как город или страна, или вымышленным, таким как фантастический мир. Время может быть прошлым, настоящим или будущим, и оно может быть ограниченным или неограниченным. Композиция Композиция — это структура и организация повествования.

Она включает в себя введение, развитие и разрешение сюжета, а также использование различных приемов и элементов, таких как флэшбэки, параллельные сюжетные линии и повторяющиеся мотивы. Композиция помогает создать цельное и увлекательное произведение. Стиль Стиль — это индивидуальный подход автора к написанию. Он включает в себя выбор слов, фраз, ритма и тонового оттенка. Стиль может быть описательным, эмоциональным, ироничным и т. Он помогает создать уникальную атмосферу и передать эмоции и идеи автора.

Основные элементы системы композиционных форм речи взаимодействуют друг с другом, чтобы создать цельное и увлекательное произведение. Их сочетание и использование зависит от целей и задач автора, а также от жанра и темы произведения. Связь между повествованием и системой композиционных форм речи Повествование и система композиционных форм речи тесно связаны друг с другом и взаимодействуют для создания литературного произведения. Повествование — это способ передачи информации и событий в литературе.

Тема Мастерство публичного выступления План 1 2 3

К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад. Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов. Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру (цели, задачи и др.). проведения лекции по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Занятие № 15 «Композиция публичного выступления». Цели: 1. Познакомить с основными этапами подготовки публичного выступления. Публичная речь – это выступление оратора перед аудиторией (публикой, собранием людей). } В деловой речи формами публичного выступления являются. презентационная речь, доклад на совещании, выступление на собрании (коллектива, деловых партнѐров, акционеров). }. Любое публичное выступление включает в себя несколько обяза-тельных элементов и предполагает знание основ ораторского мастер-ства, культуры устной речи, а также техники владения ими.

Методика публичного выступления

Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. 22 5. ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Гармония мысли и слова — закон публичного выступления. Работа над его формой, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Похожие статьи

  • Композиция речи: начало, развертывание и завершение — МегаЛекции
  • Композиция речи
  • Принципы составления плана публичного выступления
  • Как создать структуру публичного выступления? План и этапы
  • Тема 2.2. Мастерство публичного выступления

Вы точно человек?

Композиция речи: начало, развертывание и завершение — МегаЛекции Классификация публичных выступлений, подразделение их на виды по их функции, которую ставит оратор в своем выступлении. Композиция ораторского выступления. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора. Функции заключительной части выступления.
Основы публичного выступления — пример структуры ДИСПОЗИЦИЯ (композиция речи). Всякая речь должна быть составлена словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и с ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

Публичное выступление

Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема.

Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1.

Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.

Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д.

Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика".

Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи.

Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления.

К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему.

Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ.

Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат? Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.

Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т.

Пример удачного кейса. Недавно к нам обратилась компания M, которая не могла добиться снижения налога на прибыль. Сейчас мы полностью занимаемся документооборотом компании M. Вы можете не сомневаться в высоком результате нашей работы — это подтверждает ряд успешных кейсов. Презентация идеи Идею можно представить по-разному: отталкиваясь от настоящих или прогнозируемых проблем или работая на улучшение текущей ситуации. Рассмотрим один из примеров публичного выступления со следующей структурой: Сотрудник IT-департамента выдвигает идею, как можно добиться увеличения объема продаж. Он руководствуется негативным опытом компании и своими профессиональными знаниями. Содержание идеи. Предлагаю перенести сайт на новый хостинг Y. На чем она основана. В работе текущего хостинг-провайдера Х бывают сбои. Во время последнего сайт не работал 4 часа — мы потеряли много заказов. Выгода от внедрения. Хостинг Y дороже, но надежнее. Разницу в стоимости легко покроет прибыль от круглосуточных покупок. Необходимо связаться с провайдером и заключить сделку. Нововведение Сотрудники часто воспринимают изменения в рабочем процессе в штыки. Важно грамотно обосновать пользу нововведений, особенно консервативно настроенному коллективу. Это позволит повысить вовлеченность сотрудников и обеспечить их лояльное отношение к изменениям. Эффективная схема: Например, начальство планирует внедрить в компанию систему управления рабочим процессом Канбан. Суть изменений.

Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Иванов имеет право на отдых. Иногда одна из посылок не формулируется, а подразумевается. Такой сокращённый силлогизм называется энтимемой. Энтимемы часто используются в рекламе. Например: Выбирайте стиральный порошок…, так как это лучшее сочетание цены и качества. В данной рекламе пропущена большая посылка: Выбирайте порошок хорошего качества по выгодной цене. Если говорить о построении речи с использованием только метода дедукции, то следует иметь в виду, что такие речи не очень хорошо воспринимаются аудиторией, так как в них чувствуется назидательность, навязывание мнения выступающего. Словесное оформление выступления Публичное выступление — это устное выступление, поэтому его текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Подобная работа перевода письменного текста в устный называется в риторике орализацией от англ. Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приёмы, при помощи которых эти требования можно выполнить. В выступлении должна преобладать не лексика ограниченного употребления научная, официально-деловая , а широко употребительная, стилистически нейтральная. Лучше сказать в условиях секретности, а не в условиях конспирации, вместо прессинг — сильное давление. Такая замена книжной лексики на нейтральную называется стилистической заменой. Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием речи. Простота изложения предполагает несколько составляющих. Иногда необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Помогает ввести подобную лексику в речь приём популяризации — объяснение сложных слов и понятий через простые, подбор синонимов, приведение примеров употребления, объяснение происхождения. Необходимо использовать более простые по сравнению с письменной речью синтаксические конструкции приём упрощения синтаксиса. Следует избегать длинных сложноподчинённых предложений, развёрнутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки речи лучше сделать несколько простых. Использование цифровых данных значительно повышает эффективность выступления. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, необходимо, чтобы их было немного, чтобы они были округлены, статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции. Необходимо избегать в речи слишком обобщённых наименований, а заменять их известными и понятными всем словами приём конкретизации. Вместо Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы лучше сказать Это нужно врачам и учителям, медицинским сёстрам и воспитателям детских садов, пенсионерам и инвалидам. Во многих случаях конкретизация способствует возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем исключительно логическое построение. Конкретизация касается также формы, «упаковки» идей оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности целесообразно, приводя идею, указывать конкретные обстоятельства её появления. Эти кажущиеся на первый взгляд лишними подробности являются «упаковочным материалом» идей и придают им правдивость. Слушатели же, обратив внимание на конкретную ситуацию, запомнят и идею. Риторические фигуры — приёмы речи, повышающие её убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается р и т о р и ч е с к и й в о п р о с — вопрос, не требующий ответа. Эффективность этого приёма в том, что он ненавязчиво подсказывает нужный ответ. Кроме того, риторический вопрос служит средством диалогизации ораторской речи, то есть создаёт впечатление диалога между оратором и слушателями. К важным риторическим фигурам относится п о в т о р. Однако повторение мысли в одной и той же форме менее эффективно, чем в видоизменённой, поэтому следует наиболее существенное повторить несколько раз, меняя форму изложения. Например: Нам нужна демократия. Наше общество нуждается в демократии. Демократия — это то, без чего общество существовать не может. Такие риторические фигуры, как а н а ф о р а одинаковое начало фраз и э п и ф о р а повторение слова или словосочетания в конце фраз усиливают интонационный колорит фразы, создают определённый эмоциональный настрой. Анафора фиксирует внимание слушателей на посылке, эпифора — на выводе, следствии. Например: У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех. Образ оратора Подобно тому, как не сразу формируется индивидуальность стиля писателя, не сразу формируется стиль оратора.

Композиция речи

Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту.

В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов.

Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания.

Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу.

Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура».

Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется.

Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором.

Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

Тезис — это выражение главной мысли оратора в словесной форме. Тезис формулируется в виде утверждения, он предопределяет цель речи, должен быть однозначно понимаемым и содержать опорное понятие, то есть обычно понятие, вынесенное в тему. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа? Тезис: «Частное предпринимательство может улучшить благосостояние народа, если оно станет массовым, общедоступным». Цель выступления: призыв заниматься предпринимательством или призыв не мешать предпринимателям и т. Выступление состоит в доказательстве тезиса при помощи аргументов. Принцип усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, увеличением интенсивности изложения, интонационными средствами и др.

Принцип результативности. Выступление обязательно должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендацию по дальнейшему поведению. Вывод или призыв должен быть обязательно сформулирован словами. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре, композиции выступления. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Во вступлении различают зачин цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание и завязку цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса.

Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др. Оратор и аудитория. Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления. С чем это связано? Во-первых, все большую роль в современном обществе начинает играть личный фактор — обаяние, привлекательность, убедительность человека в общении. Ораторское искусство — важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если человек занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии. Во-вторых, в современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип — доверие к слову. Людям, высказывания и речь которых внешне правильные точки зрения языка и приятны для собеседников, доверяют, считают высказываемые ими мысли правильными, истинными. В-третьих, возрастание роли публичной речи в обществе обусловлено развитием в обществе плюрализма и демократии. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Сопер писал в своей знаменитой книге «Основы искусства речи»: «Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение.

Он успешен не только потому, что мешок овса впереди мула лучше, чем кнут сзади. Он сопровождается успехом и потому, что большинство людей, не в пример мулам, способно внять убедительной речи всякий раз, когда она прозвучит» с. Почему устное выступление эффективнее письменного Существует целый ряд причин, в силу которых эффектив- 11 ность устного выступления, как правило, оказывается значительно выше, чем если бы данный текст распространялся среди аудитории письменно. Каковы же эти причины? Устное выступление — наиболее древний, а значит наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудоемкий для него. Устная речь имеет богатый арсенал коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. Гораздо легче в устной речи передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего. Устная речь — способ общения, которым всегда владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

В условиях устной речи дополнительным воздействующим фактором является сама личность оратора, его внешность, эмоциональность, убежденность. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает се воздействующую силу, облегчает понимание. В условиях устного выступления творящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы достичь максимальной эффективности в данных конкретных условиях. В условиях устного выступления обычно есть четкий адресат выступления, что позволяет ориентировать выступление на конкретные интересы и особенности аудитории. Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени. Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации по сравнению с письменным — не нужны материальные затраты, специальные средства размножения и т. Способы речевого воздействия на личность Общаясь с людьми, человек постоянно осуществляет речевое воздействие на них — он чего-то от них требует, просит, спрашивает совета, в чем-то убеждает, побуждает к действию, пытается изменить их поведение и т. Все способы речевого воздействия на личность могут быть подразделены на три вида: убеждение, внушение и принуждение. Убеждение как форма речевого воздействия есть изменение точки зрения собеседника путем приведения аргумен- 12 тов. При этом аргументы могут быть как логическими, так и психологическими, эмоциональными.

Внушение как форма речевого воздействия, именуемая также суггестией, есть форма речевого воздействия на человека без аргументов, доказательств. Важнейшая характерная черта внушения заключается в том, что внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимает его некритически. Условия для этого создает внушающий. Внушение может осуществляться за счет давления престижа «Сталин всегда прав» , эмоционального давления говорящего особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины , за счет соответствия мнения ожиданиям. Последний Способ может быть проиллюстрирован диалогом Балаганова и Паниковского из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые: — А вдруг они не золотые? Смотрите, пожалуйста, старик — и все раскрыл! Внушаемы и могут внушать практически все люди, хотя и в разной степени. Внушаемость зависит от ряда причин; в некоторых случаях она может существенно повышаться — например, в условиях напряженного бодрствования; при переходе от сна к бодрствованию и наоборот; в новом коллективе ср.

Разграничивают две основные формы проявления внушаемости — подражание сознательная имитация и заражение бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника. Подражание лежит в основе моды. Заражение лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Заражению особенно подвержены неразвитые личности и дети. Принуждение как форма речевого воздействия есть способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него, последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым угрозы, запугива- 13 ния , а может включать и неречевые элементы. Как говорил известный американский гангстер Эль Капоне, «при помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем только при помощи доброго слова». И ведь он прав! Публичное выступление из перечисленных форм речевого воздействия должно использовать убеждение и внушение. Принуждение должно быть исключено даже из организационной стороны выступления.

Рольф Эмерсон, американский поэт, критик и философ, писал в XIX веке: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок». Трудности публичного выступления Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности для оратора: — нельзя прервать выступление, когда хочется; — нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; — трудно понять отношение аудитории к себе; — слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, в т. Снелл дает совет: «Слово находится с вами постоянно. Оно — прекрасная ежеминутная реклама вас и вашей работы. Не потеряйте шанс! Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору. Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Устная речь во взаимосвязи с литературой. Чтобы обращение захватило слушателей, вызвало доверие, лектор должен подкрепить свою речь фактами из художественной и научной литературы. Каждое слово должно быть продуманным, без традиционных штампов, канцеляризмов, лучше добавить яркими вставками по теме. Эксперты рекомендуют сочетать в речи разных стили — разговорный, художественный — это побуждает к действию, внушает доверие слушателям. Типы и формы выступлений перед публикой Типы: информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении; протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии; развлекательная — любая неофициальная речь тост, рассказ из жизни о забавном происшествии ; убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации. Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные. Формы выступлений перед аудиторией: доклад — обращение на важную тематику социальную, научную, медицинскую , продолжительность от четверти часа до 3 часов; сообщение — короткий спич, посвященный одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения; выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы; лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов; беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора. Публичное выступление: его правила и технология Правила и требования выступления перед публикой помогут успешно выступать, влиять на аудиторию. Перед выступлением необходимо: Сформировать цели, которые необходимо до слушателей. Изучить особенности и потребности аудитории. Сформировать образ в соответствии с тематикой и типом обращения. Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Эта часть речи содержит логическое доказывание, в котором, с одной стороны, есть предмет доказывания, с другой стороны – форма доказывания. В статье дано определение публичной речи, рассмотрены основные этапы формирования публичного выступления, уделено внимание композиции публичной речи. План – основа композиции. Назначение планов и их виды. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности. Диспозция. Сущность этапа Композиция речи Содержание и функции введения. Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Эта часть речи содержит логическое доказывание, в котором, с одной стороны, есть предмет доказывания, с другой стороны – форма доказывания.

Структура публичного выступления

Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности – высказываемые оратором мысли вытекают из предыдущих мыслей. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Официальное выступление — выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения — кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий