13 февраля 1934 года весь мир узнал о трагедии в ледовитом

Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. Тринадцатого февраля 1934 года судно оказалось в ледяной ловушке и было раздавлено льдами. Участников рейса спасли летчики, которые первыми в СССР получили звание Героев Советского Союза. 13 февраля 1934 года Челюскин затонул Когда-то история первого и единственного плавания парохода Челюскин, а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Но прошли десятилетия, и сегодня большинству уже ничего не говорят имена Отто. Но, увы, 13 февраля 1934 года пароход затонул, раздавленный льдами в Чукотском море. Такого в полярной истории еще не было: 104 человека, включая женщин и двоих детей, оказались на дрейфующей льдине.

Пароход Челюскин погиб не зря.

Текст про морячку устный экзамен - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению 13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане.
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина" 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин». Случилось это во время его перехода по Северному морскому пути в Чукотском море, недалеко от Берингова пролива. На льдине оказались 104 человека — экипаж и пассажиры судна.
17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"» Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади.
13 февраля - 90 лет назад пароход "Челюскин" затонул в Чукотском море 13 февраля 1934 года в Чукотском море льдами раздавило пароход «Челюскин». Более сотни членов экипажа высадились на лед и дрейфовали в океане два месяца. Операция спасения экипажа стала одним из наиболее героических событий советской эпохи.

Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев

13 февраля 1934 года "Челюскин" ушел под воду. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева – Карина – дали в честь Карского моря, где она родилась. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». Он был раздавлен льдами и затонул за пару часов. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бара. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», названный в честь полярного мореплавателя XVIII века. Моряки и экспедиционная группа – 104 человека – спаслись. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход "Челюскин", раздавленный льдами. Экспедиция под руководством полярника Отто Юльевича Шмидта должна было Радио Sputnik, 13.02.2024.

Подвиг во льдах и его последствия

13 февраля 1934 года в Чукотском море льдами раздавило пароход «Челюскин». Более сотни членов экипажа высадились на лед и дрейфовали в океане два месяца. Операция спасения экипажа стала одним из наиболее героических событий советской эпохи. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул. На дрейфующий лед сошло 104 человека – среди них 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб. Несколько месяцев вросший в лед пароход «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море. Пронзительный холодный ветер, непрекращающаяся полярная ночь – все уже стало привычным. Но 13 февраля 1934 года случилось ЧП. 13 февраля 1934 года льды и в самом деле раздавили левый борт ледокола: началась паническая эвакуация. Катастрофа По счастью, Шмидт оказался гораздо лучшим организатором, чем капитаном. 13 февраля 1934 года на "Челюскин" понесло огромное ледяное поле. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая. Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход «Челюскин». Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана.

Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея

13 февраля 1934 года на "Челюскин" понесло огромное ледяное поле. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая. Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. 1. Презентация. Трагедия, ставшая триумфом. 2. «Челюскин» — советский пароход. Был предназначен для. 3. Судно вышло из Ленинграда в Мурманск 16. 4. С середины октября до начала ноября судно. 5. 13 февраля 1934 года в результате сильного. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход "Челюскин", раздавленный льдами. Экспедиция под руководством полярника Отто Юльевича Шмидта должна было Радио Sputnik, 13.02.2024. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению.

Краткий курс истории. Спасение челюскинцев

Свидетельство всему этому знаменитая радиограмма Отто Шмидта, начинавшаяся словами: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на д дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус. 13 февраля 1934 года в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный "Челюскин", раздавленный льдами, за 2 ч ушел ко дну. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. 13 февраля 1934-го «Челюскин» — ушел под воду. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. 13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Гибель «Челюскина». Опасаясь подобного исхода, экипаж успел заранее подготовить всё необходимое для высадки на окружающие льды.

Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея

В Восточно-Сибирском море течь усилилась, появились новые вмятины. А вскоре «Челюскин » вмерз в лед. Поначалу дрейф шел в направлении Берингова пролива. До чистой воды оставалось немного, и от помощи ледокола решили отказаться. Но вскоре льды понесли пароход обратно в Чукотское море. К счастью, эвакуация с тонущего судна прошла быстро и организованно.

За несколько дней построили барак и пекарню. Начали готовить взлетно-посадочную полосу для самолетов полярной авиации, продолжали вести научную работу. Надо отдать должное Отто Шмидту: он поддерживал в людях веру в то, что их обязательно спасут.

Воронин и очень авторитетная комиссия Судопроекта, но к их предупреждениям не прислушались. Газеты уже вовсю трубили о будущих успехах покорителей Арктики, и какие-либо затруднения просто не вписывались в обстановку. Нельзя забывать, что этот пароход имел и целый ряд серьезных преимуществ перед нашими транспортными судами. Прежде всего, это большая скорость — 11-12 узлов, которая позволяла экономить значительное время на свободных ото льда участках пути. Весьма важной представлялась и большая грузоподъемность судна. Какими бы убедительными ни казались мотивы принятого решения, совершенно очевидно, что были полностью проигнорированы опасности плавания в ледовых условиях. Для О. Шмидта, который имел большой опыт работы в Арктике, это было непростительной беспечностью. Дальнейшие события показали, что это решение действительно было серьезной, но вовсе не роковой ошибкой. У «Челюскина» еще были неплохие шансы благополучно дойти до Владивостока. Посмотрим, как развивались события дальше. Выход в море и первые трудности Рано утром 14 июля 1933 года «Челюскин» покинул Ленинград и взял курс на Мурманск. Здесь приняли на борт гидросамолет для проведения ледовой разведки и дополнительные грузы. Транспорт оказался сильно перегруженным, наиболее прочная часть борта в районе ватерлинии погрузилась под воду, подставив под предстоящие удары льда тонкую обшивку верхней части корпуса. Это сказалось при первой же встрече со льдами 15 августа в Карском море. В носовой части корпуса появились большие вмятины и трещины, через которые стала поступать вода. Сразу же вызвали «Красин» и продолжили путь. Однако широкий корпус «Челюскина» едва умещался в пробитом ледоколом канале. В связи с плохой управляемостью он постоянно ударялся о лед и вскоре получил большую пробоину в левом борту. При помощи «Красина» повреждения удалось устранить.

И, уходя, они забрали с собой то, что им не принадлежало. Но без конкретных действий по их освоению государства-соседи эти заявления всерьез не воспринимали. Лишь через девять лет страна Советов смогла перейти от слов к делу. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" удалось преодолеть Северный морской путь за одну навигацию. Старт экспедиции "Челюскина" Руководство страны назначило Шмидта начальником специально созданного Главного управления Севморпути. Окрыленный успехом, исследователь решил доказать, что не только ледоколы, но и обычные тяжелые сухогрузы способны преодолевать этот маршрут. Как раз в это время датские кораблестроители построили для СССР новый транспортный пароход, позднее получивший имя "Челюскин" — в честь знаменитого русского исследователя Арктики. На нем и решено было отправить экспедицию, которую вновь возглавил Отто Шмидт. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 года. Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части. На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех. Да и остальные члены команды, видимо, тоже.

Лед ломался и крошился, чистая вода была на расстоянии каких то 5 километров, но, несмотря на самоотверженные усилия команды, преодолеть их «Челюскин» не мог. Здесь судьба дала руководству экспедиции шанс спасти положение. Поблизости оказался ледорез «Литке», который днем 4 ноября предложил вывести «Челюскин» из ледового плена. Шмидт отказался от этой помощи. Это стало роковой и непоправимой ошибкой, которая определила судьбу парохода «Челюскин» и всей экспедиции. По иронии судьбы вечером того же дня льдину с беспомощным судном поволокло обратно в Чукотское море. Спустя 10 дней на «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Ледорез не смог пробиться к «Челюскину» через многолетние ледовые поля и вынужден был вернуться. Экспедиция стала готовиться к зимовке во льдах. Развязка наступила 13 февраля 1934 года. В 13 часов 30 минут внезапным сильным скользящим напором льда в левом борту была прорезана пробоина шириной в 1 метр и длиной 30 метров. Через нее были видны внутренние помещения трюма, угольного бункера, котельного и машинного отделений. Судно стало наполняться водой, но оно висело зажатое льдом, что замедлило гибель. Постепенно корпус своей тяжестью обламывал кромки льда и оседал все глубже и глубже. В 16 часов «Челюскин» с грохотом исчез подо льдом. За это время удалось не только спасти экипаж, но и выгрузить на лед большое количество продовольствия и оборудования. Все журналы научных наблюдений, дневники и карты были спасены. Итогом этой эпопеи стало спасение челюскинцев и… учреждение звания Героя Советского Союза. Первыми советскими официальными героями как раз и стали полярные летчики, которые впервые в мире спасли на самолетах в таких высоких широтах терпящих бедствие членов экспедиции на "Челюскине". Их наградили именно за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода.

В роли догоняющих

  • 90 лет исполняется с начала операции по спасению челюскинцев — 13.02.2024 — В России на РЕН ТВ
  • Полярное расстройство: пароход «Челюскин» погиб не зря | Статьи | Известия
  • Подвиг во льдах и его последствия
  • Рекомендуем:
  • Сталин отказался от помощи США: как погибал «Челюскин»
  • Антисоветский блог: Мифы о челюскинцах и "Челюскине"

Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев

Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь уже была позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами. В 15.50 судно затонуло в Чукотском море, в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен.В результате два месяца – с 13 февраля по 13 апреля 1934 года – членам полярной экспедиции пришлось вести борьбу за жизнь. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин». 104 члена экипажа оказались на дрейфующей льдине. После этого началась спасательная операция, к которой 2 месяца было приковано внимание всего мира.

Спасение челюскина. Как спасали челюскинцев: уникальная операция в Арктике

Поэтому Шмидт принял решение двигаться вдоль берега до Берингова пролива и уже оттуда повернуть на север к острову. Льдины толщиной около шести метров пытались подрывать аммоналом. Однако это не принесло результатов, и пароход вместе с толщей льда дрейфовал к Берингову проливу. Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на север. Пароход дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус. Шмидт предвидел катастрофу. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего. Ледяные торосы пробили корпус «Челюскина» в нескольких местах, на бортах образовались огромные дыры. Прочный корпус парохода лопнул, как яичная скорлупа. Судно стремительно погружалось под воду. Однако люди успели эвакуироваться.

На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, которого придавил и утянул на дно сместившийся на палубе груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. До берега — 130 километров. На льдине построили барак из бревен и досок, всплывших после потопления «Челюскина», оборудовали палаточный лагерь. Оставшихся продуктов хватало на два с половиной месяца.

Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. На лекции научный сотрудник Северного морского музея Александр Белов познакомит слушателей с историей и главными действующими лицами этого события, ответит на все интересующие аудиторию вопросы.

Капитаном парохода «Челюскин » был назначен Владимир Воронин - капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром. В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин » вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин », а ледорез «Федор Липке » встретит «Челюскин » в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин » подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев - кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине » было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка - перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин » отправился в Карское море, где было самое сложное - лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями. Идущий впереди и пробивающий дорогу «Красин » развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно. Команда притихла. Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин », а пароходу «Челюскин » предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин » шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин » ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину » не повезло. Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке », но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин » крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь. Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход. Для «Челюскина » настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками, как бы корчился в предсмертных судорогах. На снег полетели ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Вскоре судно ушло под лед. Быстро темнело, экипаж «Челюскина » срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин ». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос - спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке. В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром. Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед. Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40000 кв. Сложно описать ту радость которую они испытали. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях, по неисследованной воздушной трассе совершали рейс за рейсом, ведь взять на борт могли только 2-3 человека. Пока отправляли одного за другим челюскинца , Отто Юльевич Шмидт серьезно простудился, и заболел туберкулезом. Воспаление легких могло привести к гибели великого ученого, поэтому Куйбышев приказал ему немедленно прибыть в Москву, а начальником экспедиции был назначен Бобров. Несколько тысяч километров добирались спасенные челюскинцы с Дальнего Востока до Москвы. На каждой станции люди сбегались поприветствовать национальных героев. В их честь состоялся митинг и праздничная демонстрация. Семи летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза, а все челюскинцы получили орден Красной Звезды. Рискованное плавание на неприспособленном для арктических льдов пароходе сделало много в освоении Северного морского пути. Вслед за пароходом «Челюскин » прошли десятки судов, а береговая линия вскоре обросла портами и научными станциями. Кроме того челюскинцы стали последними гражданами огромной страны, о жизни которых так позаботилась советская власть. После убийства Кирова начались репрессии, которые уничтожили сотни тысяч «политических», миллионы унесла война и больше человеческая жизнь не станет у нас выше интересов государства, хотя «Челюскин » принес советской власти не малые политические дивиденды. На корабле было 112 человека на борту. На зимовку на остров Врангеля направлялись геодезист, научный сотрудник Всесоюзного арктического института Василий Гаврилович Васильев с женой Доротеей Ивановной, по специальности модельщицы, участницы чукотско-анадырской экспедиции 1931-1932 годов. В походе на «Челюскине», 31 августа 1933 года, у них родилась девочка, которую назвали в честь места, где она появилась - Карского моря - Кариной. Карина Васильевна Васильева в замужестве, Микеладзе жива и сейчас! Ей 84 года. Мы ее нашли! Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел. Лагерь Шмитда по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта остался жить на льду. Эвакуировали челюскинцев по воздуху. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева вторая девочка Алла Буйко была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на «Челюскине» тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить! В красный день календаря, 7 ноября 2017 года, мы поговорили с Кариной Васильевной о челюскинцах и их судьбах. Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге - колыбели революции, по профессии - геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом «участницы челюскинской эпопеи». Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске. О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго ныне Пятого объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой. Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, - говорит Карина Васильевна. Я там была, присутствовала. Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была - крохой, ничего не помню, ничего не знаю.

Выжить на острове было можно: пресная вода, тюлени, пингвины... Но команда сдавала — и физически, и морально. Шеклтон с пятью людьми пошел на одной из шлюпок за помощью — на китобойную базу на острове Южная Георгия. При благоприятном раскладе путешествие должно было занять около месяца. Высадка на остров Анненкова была крайне опасной, но люди слабели на глазах и командир решился. Позднее он признавался, что это плавание было одним из самых страшных испытаний в его жизни. До китобойной базы оставалось 280 км, но шлюпка не выдержала бы пути. Двое из команды были совсем плохи, и Шеклтон с остальными Уорсли и Крин отправился за спасением через горы — к китобойной базе Стромнесс. Они шли 36 часов — без сна, без карт, через ледники, обходя горные обрывы — и наконец достигли цели. В тот же день, 19 мая, норвежские китобои отправили моторный катер, чтобы эвакуировать остальных. Спасение оставшихся на острове Элефант удалось далеко не с первой попытки: только 30 августа все участники зимовки перешли на борт прорвавшегося к ним парового буксира. Экспедиция, возглавленная директором Арктического института, исследователем Отто Шмидтом, отправилась в путь поздновато — 12 июля 1933 года. Первая встреча со льдами произошла в Карском море. Препятствие удалось преодолеть и выйти к мысу Челюскин. До чистой воды было рукой подать. Но корабль увлекло назад, зажало льдинами и вместе с ними стало уносить обратно в Чукотское море. Срочно началась эвакуация на лед. Через два часа «Челюскин» затонул, а 104 человека оказались на льдине. О чем и была отправлена телеграмма «лично товарищу Сталину». Началась операция по спасению. Тем не менее основная часть челюскинцев провела на льдине около двух месяцев. Из спасенных материалов построили барак и пекарню. Чтобы время не пропадало даром, Шмидт читал зимовщикам лекции по философии.

Что еще почитать

  • Текст про морячку устный экзамен - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
  • Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
  • Текст про морячку устный экзамен - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
  • Текст про морячку устный экзамен - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
  • Сталин отказался от помощи США: как погибал «Челюскин»
  • Литературные дневники / Стихи.ру

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий